Али Карадаги: исламский банкинг поможет российской экономике. Шейх али мухиддин аль-карадаги встретился с евкуровым

Новости из мусульманских республик

02.11.2014

Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров встретился в субботу с делегацией Всемирного Союза мусульманских ученых во главе шейхом Али Мухиддином аль-Карадаги.

Глава Ингушетии отметил важность визита делегации Совета. «Я искренне приветствую вас на нашей земле. Для нас большая честь принимать делегацию Всемирного Союза мусульманских учёных прибывших с миротворческой миссией. Вы показываете всему миру истинное лицо и чистоту помыслов Ислама. Ваше участие в международных конференциях и в различных дискуссиях очень важно. Слушая ваши проповеди люди, находят ответы на свои вопросы и слышат истину о своей религии», - сказал Юнус-Бек Евкуров.

По его словам, нынешний визит является ознакомительным, в ходе его гости увидят достопримечательности республики, познакомятся с ингушской культурой и традициями, посетят исторические места, отдохнут на природе. Но уже в скором времени в республике пройдет научно-практическая исламская конференция с участием ВСМУ.

Генеральный секретарь Всемирного Союза мусульманских ученых, шейх Али Мухиддин аль-Карадаги заявил, что сегодняшний визит - это начало большого пути. «Мы гордимся знакомством с народом, который глубоко чтит и соблюдает свои традиции. А природа вашего края завораживает с первого взгляда», - сказал он.

Карадаги отметил приоритетность работы с молодежью. «Молодежь сегодня посредством интернета получает различную информацию. Радикальные группировки ведут активную деятельность посредством всемирной сети и этим самым способствуют вовлечению молодых людей в их ряды. Наша миссия очень важна для идейного и духовного развития подрастающего поколения», - отметил шейх.

«У арабов есть пословица: клин клином вышибают. Экстремистские группы вовлекают в свои ряды молодежь на основе идеологии. Соответственно необходимо противопоставлять этому серьезную идеологическую работу, направленную на созидание мир и добрососедство», - подчеркнул он.

«Мы создали Всемирный Союз мусульманских ученых, который за короткое время заслужил доверие миллионов людей во всем исламском мире. Наша независимая организация объединяет всех алимов разного уровня и насчитывает более 90 000 человек. Суть деятельности организации - находить приемлемые решения в наболевших вопросах людей», - сказал Али аль-Карадаги.

Ранее делегация Всемирного Союза мусульманских ученых посетила Нальчик, где провела серию лекций и семинаров с молодежной аудиторией. Встречи с представителями молодого поколения прошли в Кабардино-Балкарском университете, Исламском университете имени Абу Ханифы, в соборной мечети Нальчика, а также в рамках состоявшейся в столице КБР международной межконфессиональной конференции.

Исламские ученые приняли фетву, признавшую отсутствие причин для джихада в Стране гор

При упорном молчании российских СМИ в Дагестане в минувшие выходные произошло достаточно значимое для местных мусульман и для властей событие. В субботу в Махачкале в ходе Всероссийской богословской конференции при участии представителей Всемирного союза мусульманских ученых было принято исламское постановление - фетва, которая признает Дагестан территорией мира - Дару-с-салям.

Этот термин из мусульманского права означает, что на данной территории не место вооруженной борьбе мусульман друг с другом и с представителями власти. Однако официальная и неофициальная версия случившегося в республике сильно расходятся. В данном материале - сравнение обеих версий.

Официальная информация

По сообщениям официальных дагестанских СМИ, прошедшая в республике конференция - продолжение той, что уже прошла весной в Москве. Напомним, что в мае этого года в Москве прошла Международная богословская конференция «Исламская доктрина против радикализма».

То мероприятие посетило около 40 зарубежных исламских ученых из арабских стран, Турции, Албании, Афганистана и стран СНГ. Завершилась та конференция принятием Московской богословской декларации, осуждающей неправильное толкование исламских терминов «такфир», «джихад» и «халифат».


На этот раз в Россию прилетел генеральный секретарь Союза, шейх Али Мухиддин аль-Карадаги, а также ряд других религиозных деятелей: член Исполнительного комитета Союза, шейх Абд ар-Рахман бен Абдаллах аль-Махмуд и исполнительный директор Союза Маулай Рашид Умри Алави.

По данным республиканских СМИ, в Дагестан они приехали по приглашению президента Магомедсалама Магомедова. И, по его словам, такая солидная делегация мировых ученых посещает регион впервые в современной истории.

Дискуссия о джихаде

Магомедсалам Магомедов, по данным официальных СМИ, выразил уверенность, что в Дагестане отсутствуют условия для джихада. По его мнению, нельзя сказать, что верующие ущемлены в своих правах: построены тысячи мечетей и десятки исламских учебных заведений, верующие ездят в Хадж, по телевидению показывают исламские программы…

Однако, как он подчеркнул, в последнее время регион “сталкивается с проявлениями экстремизма и терроризма, новыми опасными вызовами в духовной и идеологической сферах, которые угрожают безопасному и устойчивому развитию нашей республики”.

Шейх Али Мухиддин аль-Карадаги в ответном слове поддержал намерения президента стабилизировать ситуацию в регионе и дал несколько советов политикам республики и молодым мусульманам, склонным к радикальным суждениям в Исламе, и просил придерживаться их.

Обращение к “лесу”

Шейх Али Мухиддин аль-Карадаги также заявил: “Наш совет политикам таков: проявите терпение и активнее привлекайте крепких в своих знаниях исламских ученых к беседам с ними. Идею можно подправить только с помощью идеи или, как говорится, клин вышибают клином. А тем молодым людям хочу посоветовать следующее: мы, ученые из Всемирного совета мусульманских ученых, воспринимаем вас как своих сыновей. Вы преследуете благородную цель, но ошибка в средстве. Пока ислам является вашим источником, вашей шариатской обязанностью является обращение к крепким и умеренным ученым.”

Он призвал молодежь “отказаться от радикальных убеждений”. “Извлеките пользу из опыта горячих молодых людей в Афганистане, наконец, в Чечне. Все знают, что именно их жестокое поведение привело к падению государства талибов. Вся пролитая в Египте кровь ни к чему заметному не привела.

Изменений удалось достичь благодаря мирным революциям, осуществленным в соответствии с умеренной мирной программой. Воспользуйтесь же этим опытом и извлеките уроки из заявлений-отказов, которые писали радикально настроенные молодые люди в тюрьмах Египта. Эти заявления составили 17 томов. И не повторяйте эти ошибки”, - сказал шейх аль-Карадаги.

Фетва властям

Главным итоговым событием этой конференции стало принятие фетвы, которая осуждает экстремизм и утверждает, что “республика Дагестан - это территория мира, и здесь нет никаких предпосылок для ведения джихада”.

Идея проведения всероссийской богословской конференции была впервые озвучена на третьем съезде народов Дагестана, и вот сейчас она воплотилась в жизнь. Для региона это очень важное событие, переоценить роль которого просто невозможно, считает министр по национальной политике, делам религий и внешним связям Бекмурза Бекмурзаев.

Эта фетва, по данным СМИ, “предельно точно и ясно провозгласила Дагестан Дару-с-салям, то есть территорией мира. А значит, здесь нет оснований для джихада, убийств мусульман и не мусульман. Это основополагающее решение должны принять и исполнять все, кто считает себя мусульманином, говорят ученые-алимы.

Описывая фетву и резолюцию, которые стали итогом двухдневного пребывания алимов, дагестанские богословы утверждают, что именно этого документа и ждали. Фетва, по их мнению, станет “ответом на действия ряда экстремистских лидеров, которые прикрываются исламскими лозунгами”, пишет РИА Дагестан.

Однако мусульманские активисты и журналисты Дагестана придерживаются несколько иных оценок прошедшей в республике конференции. Так, автор «Черновика» Абдулмуъмин Гаджиев на сайте Wordyou.ru пишет, что организаторы мероприятия сделали всё возможное, чтобы представить визит шейха как безоговорочную поддержку проводимой в регионе политики относительно растущих исламских настроений.

«О том, что Аль-Карадаги собирается приехать в Дагестан, заранее никто не знал; все тезисы, с которыми приехал шейх, были сведены к борьбе с терроризмом и экстремизмом; на пресс-конференцию были приглашены только представители официального духовенства и аккредитованные журналисты, среди которых не оказалось, например, Аббаса Кебедова, который первым выразил идею о приглашении в республику учёных Всемирного исламского совета (фактически эта идея была у него украдена и переведена на государственные рельсы). Как-никак Кебедов хорошо владеет арабским языком и имеет желание поговорить о реальных проблемах республики, что явно не входило в планы организаторов», - пишет Гаджиев.

По его словам, представителям мусульманской молодежи с большим трудом удалось посетить конференцию и задать вопросы, которые, как он отмечает, не нашли никакого освещения в официальных СМИ. Встреча была подана в виде коммунистического съезда, на котором все поочерёдно осуждали экстремизм и терроризм.

Достучаться до Карадаги

Далее, повествуя о своем прорыве на конференцию, Гаджиев пишет: «Мы донесли до шейха то, как представляется его визит к нам официальными СМИ, и что об этом думают простые мусульмане, которых такой подход подталкивает к сомнениям в исламских учёных и недоверию к ним».

С его слов, шейх сказал, что он не приехал для поддержки властей или правоохранительных органов, что он приехал попытаться повлиять на них, а также наладить контакты с исламской молодёжью.

Также он, со слов Гаджиева, прекрасно понимал, что на конференции в основном присутствовали лишь представители официального духовенства. По этой причине Аль-Карадаги взбодрился и обрадовался, услышав, как он выразился, и «другие голоса», сразу же поблагодарив организаторов встречи за то, что эти «другие голоса» были на неё допущены (правда, с большим трудом).

А вопросы «других голосов» были следующими. Что думает гость о терроре со стороны спецслужб в отношении практикующих мусульман? Знает ли он о запрете на ношение хиджаба в российских школах? Является ли экстремизмом призыв к воплощению шариата, к шариатским судам, и является ли экстремизмом ношение в школах хиджаба?

Позиция шейха и выводы мусульман

Аль-Карадаги, по словам Гаджиева, ответил, что он разговаривал с чиновниками на эту тему и отмечал, что одной из главных причин экстремизма является террор властей. Также шейх сказал, что призыв к применению шариата не только не является экстремизмом, но и является обязанностью мусульманина по единогласному мнению всех учёных, отметив при этом, что такой призыв должен быть разумным, а установление шариата - постепенным.

Также интересно, отмечает автор, что шейх не считает лесное подполье «террористами» и «хариджитами». Вместо этого он считает боевиков «своими сыновьями» и «частью уммы мусульман», с которыми он расходится в методах установления шариата. При этом шейх призывает всех мусульман к единству на основе Корана и Сунны.

Шейх был сильно возмущён и удивлён тому, как из перевода «Аль-Васатыи» Али Полосина текста московской декларации были выкинуты целые абзацы о джихаде и халифате, написанные его рукой, и сильно искажены некоторые выражения. Говоря же об относительной религиозной свободе на территории России, шейх не был в курсе о запретах хиджаба.

Таким образом, резюмирует Гаджиев, видно, что власти больше заинтересованы в том, чтобы оправдать свою политику словами исламских учёных, нежели в том, чтобы послушать и принять их советы.

Тамила Шахбанова
журналист

Бисмиллахи ррахмани ррахим!

В первую очередь, после приветственных слов хочу признаться в том, что я Вас всех ради Аллаха люблю. Хочу вас приветствовать наилучшим приветствием, которое может быть, приветствием Аллаха, Ассаламу алейкум ва рахматуллахи вабаракатух!

Эта республика очень дорога нам всем, потому что ваша родина стала родиной сорока сподвижников (да будет Аллах ими доволен), похороненных в Дербенте, поэтому и мы любим эту республику. Ваши предки были сплочёнными, они любили друг друга, укрепляли дружбу между собой, ни в коем случае не воевали друг с другом, и не обвиняли друг друга в неверии. Никогда сабли ваших предков не были подняты против мусульман, были они подняты только против врагов, которые хотели причинять вам вред. Между нашими землями большое расстояние, более шести тысяч километров, преодолев всё это расстояние, мы приехали к вам для того, чтобы напомнить о ваших достойных предках. Уважаемые братья, Ислам это религия милосердия, а не религия жестокости. Всевышний Аллах говорит: «Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, был ниспослан милостью для миров». И обратите внимание, Всевышний Аллах говорит: «о Мухаммад, я воистину ниспослал тебя милостью для миров», миры это не только одни мусульмане, миры – это мусульмане и не мусульмане, это все люди, и не только все люди, а всё сущее на этой земле. Наш Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, был милостью всему на этом свете, и давайте следовать за нашим Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, именно в этом, в милосердии и милости. Милостью Всевышнего Аллаха также является то, что Всевышний Аллах сравнивает убийство одного невинного человека, согласно ату священного Корана, с убийством всего человечества. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, рассказывая о женщине, которая замучила кошку до смерти, удерживая её взаперти три дня без еды, без воды, сказал, что она будет гореть в аду за мучения и гибель кошки. Также Пророк, мир ему и благословение Аллаха, рассказывая о женщине-распутнице, самой низкой, падшей женщине, но которая проявила милосердие к собаке, напоив собаку в зной, поведал, что она будет спасена от ада из-за доброго отношения к собаке. Вот эти хадисы о кошке и собаке – из достовернейших хадисов, входящих в число хадисов Сахихуль Бухари и Сахихуль Муслим. Пророк Сулейман, мир ему, передаётся в священном Коране, возрадовался, когда узнал о том, что сказал муравей. «Наконец, когда пришли они в муравьиную долину, одна муравьиха сказала: “ О муравьи, войдите в свои укрытия, чтобы Сулейман и его войска не растоптали вас, сами того и не заметив. ” (Сура “Муравьи”, 27:18)

Проявление милосердии к муравьям выразилось на улыбке Сулеймана, мир ему.

Также Пророк, мир ему и благословение Аллаха, как-то раз, в присутствии своих сподвижников, когда заметил, что проносят мимо тело покойного иудея, а иудеи в то время были в войне с Посланником, мир ему и благословение Аллаха, встал. Тогда сподвижники спросили: «Что ты делаешь, о Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, это же иудей!», на что он ответил: «Разве это не душа, разве это не человек?» К такому милосердию призывал Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, своих сподвижников, и нас всех он призывал оберегать имущество немусульман, которые были в то время из числа христиан и язычников, и приказывал беречь их жизни. Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Моя совесть чиста от того человека, который посягнёт, будет прикасаться к имуществу иноверца». Так призывал наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Поэтому, дорогие братья, нам необходимо направлять свои души к следованию за Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в этом милосердии, в этом достоинстве, даже в отношении не только ко всем людям, но и к животным.
Когда я изучил положение мусульман, после долгого изучения я пришёл к выводу, что беды нашей уммы заключается в двух вещах. Первое – отсутствие милосердия в наших сердцах, когда наши сердца покинули эти чувства, к сожалению, многие сердца покинули эти чувства, стали жестокими, убивающими и мусульман, и не мусульман, когда как жестокость, отсутствие милосердия это свойство неверующих, а не мусульман. Преступность, жестокость – это свойство неверующих, как Всевышний Аллах в Коране сказал, что таковые эти действия жестоких правителей, Аллах в Коране о них говорит, что отходят от вас, ходят по земле, распространяя бесчинства.

Второе- это отсутствие любви в наших сердцах, когда мы не сеем любовь в своих сердцах в отношении окружающих, в отношении всего человечества, любовь ко всему, что существует, ко всему, что создано Всевышним Аллахом, пусть это любовь к природе, к животным.

Наша религия на этом достоинстве, на этом качестве строится, в любви ко Всевышнему Аллаху, любви к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, любви к уверовавшим, в любви ко всему человечеству. И эта любовь означает, чтоб ты любил, желал своему брату того же, что ты желаешь, любишь для себя.

Поэтому Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отрицает, говорит, что невозможен совершенный иман, пока мы не будем таковыми.

И мой призыв сидящим всем здесь, чтоб каждый из вас заглянул в свою душу, чтоб посмотреть, присутствует ли в его в душе это чувство, чувство, когда он желает своему брату того, что желал бы для себя, и не желает своему брату того, что не желает для себя.

Также, дорогие братья, одной из причин нашего отставания, плачевного состояния всей нашей уммы заключается в невежестве, в полном его смысле. Когда я говорю невежество, я не подозреваю безграмотность, оно не значит не уметь писать, не уметь читать, невежество означает незнание сути своей религии, незнание цели этой религии, непонимание основ нашей религии, основ имана, основ ислама. Вот о чём я говорю.

Вы знаете, что первым посланием священного Корана, первым аятом, ниспосланным Всевышним является «читай». Когда был ниспослан «Читай», Коран ведь не был ниспослан целиком, это не означает читай только Коран, слово «читай», ниспосланный впервые, означает познавай мир, познавай самого себя, познавай все науки, развивайся, вот что означает слово «читай». Эта сура, ниспосланная впервые, означает, что наша религия не ограничивается поклонениями, это означает, что ты, человек, создан на этой земле для того, чтобы строить на этой земле счастье, созидать эту землю.

И вот чего же опасались ангелы, когда Всевышний Аллах создал человека, и приготовил его к поселению на землю? Ангелы сказали: «О Аллах, как же можно поселить на землю того, кто будет творить смуту на земле и проливать кровь?» Они полагали, что Всевышний Аллах посылает человека только лишь для поклонения, они не знали, что Всевышний Аллах возлагает на плечи этого человека строительство, развитие и процветание земли, это миссия человека, для которого он был создан.

И тогда, когда Всевышний Аллах сказал, что человека Всевышний Аллах создал и обучил его названиям всякой вещи, то есть знания дал Всевышний человеку, чтоб созидать на этой земле, и тогда после этого ангелы пали ниц перед человеком. Точно также это означает, что вся Вселенная, всё созданное Аллахом преклоняется перед человеком, перед венцом Его творений, и он сделан таковым, для того, чтобы, вести миссию процветания на этой земле, то есть улучшения жизни на этой земле. Вспомним, халиф Умар, да будет доволен им Аллах, после завершения каждой молитвы выгонял из мечети юношей, работоспособных людей и говорил: «Выходите, идите, теперь занимайтесь своим трудом, работайте». В качестве свидетельства он приводил аят Корана, где сказано: «Когда завершается молитва, вы распространяйтесь на земле, трудитесь». Этот аят он приводил в качестве аргумента и не любил людей, только лишь занятых поклонением в мечетях. Поклонение Всевышнему Аллаху предусматривает облагораживание нашей всего лишь души, чтобы мы, облагородив свои души, вышли в люди и занимались созиданием, трудились и работали. Именно поэтому Всевышний Аллах повелел нам совершать намаз в день 5 раз, а не 6 раз, также ограничил посты, предписав пост только в 30 дней.

Моя речь, мое обращение направлено именно к тем, которые лишь увлечены её внешними атрибутами, людям, которые не понимают сути предназначения этой религии. Если же мы хотим движение вперед, цивилизацию, развитие, мы должны видеть Ислам именно таковым и практиковать Ислам именно таким образом.

Другая причина, тормозящая наше развитие, развитие нашей уммы, заключается в пренебрежительном отношении к единству мусульман, обвинение друг друга в неверии, такое явление имеет место не только в Дагестане, но и в других странах. Появились люди, которые, куда бы они не направили свой взор, везде всех называют кафирами, заявляя, что это государство кафирское, тот человек кафир, этот джамаат кафир, тогда кто же останется на этой земле?! Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, разве для этого был послан – делить людей, вешать на них ярлыки, обвиняя того или иного человека в неверии, или же был послан для того, чтобы строить цивилизацию, чтобы мы двигались вперед, развивались, укреплялись?!

В присутствии досточтимого моего старшего брата, шейха муфтия Ахмад хаджи и в присутствии других муфтиев из других республик, в присутствии большой толпы мусульман я сказал, зачем был ниспослан Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Во времена Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, жил главный лицемер, предводитель всех лицемеров, Абдуллах Убай ибн Салуль, обратите внимание, каково было отношение Пророка, мир ему и благословение Аллаха, даже к этому человеку, о мерзости которого сказано в Коране, когда он сказал: « ВаЛлахи, когда мы вернёмся в Медину, лучшие из жителей изгонят самого нищего», подразумевая под самым наилучшим себя, а под низким Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Несмотря на это Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сохранял с ним отношения и не обвинял его в неверии, тем более, не вынес решение о его устранении, а после его упокоения Пророк, мир ему и благословение Аллаха, даже исполнил за ним заупокойную молитву. И несмотря на то, что сподвижники не давали ему покоя, требовали у него, позволения убить этих лицемеров, которые ставят мусульманам палки в колеса, мешают, причиняют большой вред, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил им это, потому что не хотел, чтоб люди говорили, что Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, убивает своих сподвижников.

Цель моего обращения – чтобы мы оставили вопрос веры между человеком и Аллахом. Это его личное дело. Мы должны относиться соответственно его внешним поступкам, внешнему проявлению человека, и если он говорит, что он мусульманин, значит, мы должны его принимать как мусульманина. Мы должны быть не судьями, а проповедниками. Это пусть судья выносит решение.

Братья мои дорогие, я очень желаю, чтобы мы исправили свое представление об Исламе, чтобы мы обрели верное представление об Исламе, или же нам останется пребывать в раздорах, в склоках, в постоянных конфликтах. Что мусульманам сегодня не хватает? У них есть ум, у них есть человеческий потенциал, у них есть финансы, всё у них есть, у них не хватает единства, все заняты обвинением друг друга. Поэтому мы топчемся на месте, а другие идут вперёд. Когда ранее в истории Ислам в течение 150-летнего периода построил цивилизацию, где же теперь наши изобретения, где же наше участие в мировой индустрии, в мировой науке, где они сегодня?! Всему этому виной именно раскол и наше невежество!
Вспомните времена Харуна Рашида, когда он в подарок королю Франции отправил часы, которые были изобретены мусульманами, и когда эти часы дошли до короля, он собрал всех, они начали гадать, говорили, что эти стрелки двигают тёмные силы, джины, настолько были отсталыми по сравнению с мусульманами. Сегодня, к сожалению, ситуация изменилась в противоположную сторону, они стали хозяевами цивилизации и изобретений, а мы стали увлекаться всякими домыслами и догадками, вот так мы отстали.

Поэтому, дорогие братья, с этого минбара, с этой кафедры, а эта кафедра Пророка (мир ему и благословение) я призываю вас вернуться к тому, чему следовали ваши предки, лучшие ваши предки, которые были едины между собой, и были людьми работоспособными, развивающими свое общество.

И призываю вас объединиться вокруг общего, и первое, что есть общего у нас, это то, что мы все люди. В Коране Всевышний Аллах сказал:

«Вы бойтесь Аллаха, бойтесь разрыва родственных уз », все люди - потомки Адама и Хавы, есть обще человеческое братство, провозглашённое Кораном.

Второе общее, что нас разделяет – в теле каждого человека есть частичка от Всевышнего Аллаха, которую несёт каждый человек, и это великое человеческое достоинство, это нужно уважать.
Мы говорили о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) рассказал, что женщина будет гореть в аду за ею сгубленную кошку, как же можно унижать Человека, пренебрегать жизнью Человека?!

Жители Дагестана – более 95 процентов мусульмане, необходимо, чтобы вы объединились, что же вам мешает? И все последователи Корана и сунны, все мы являемся направляющимися в сторону Киблы, то есть из ахлуль Кибла, и все мы одна семья, и мы должны быть едины.

У нас очень много общего, вокруг всего общего мы должны объединяться и стараться понять друг друга в наших разделениях.

Дорогие братья, радикализм и фанатизм – он был уже испробован, и он уже опорочил себя, он не принёс ничего хорошего, он принес только разруху, только гибель, как это было и в Чечне, как это происходит и в других местах, поэтому нам этого не нужно, мы должны отказаться от крайностей, мы должны стараться быть едиными.

Я имею очень большой опыт жизни, я сталкивался с разными радикальными течениями, я был и в Афганистане, встречался с талибами, встречался с другими, и везде я призывал их к тому, к чему призываю и вас. Мы с талибами вели очень много бесед, приглашали их к себе, но в своё время они ослушались, а теперь они мне звонят и говорят: «Ох, как было бы хорошо, если бы мы к вам прислушались», они сами мне об этом сегодня признаются.

Чтобы вы знали, я был в Чечне, когда ею руководил Аслан Масхадов.

Во времена Масхадова я пытался их призывать к соблюдению договора, который был между Россией и Чечней в то время, но я не смог их убедить, я приводил аяты священного Корана, где Всевышний Аллах говорит о том, чтобы договора соблюдались даже с неверующими, если они заключаются, и их разрывать нельзя. Они разорвали этот договор и позволили России сделать то, что там произошло, к тому же вмешались радикальные силы, которые находились тогда в Чечне, разные группировки, в том числе пришедшие извне, и они своё дело сделали, голос разума не был услышан.

Я спросил: «Каким же образом вы можете нарушить этот договор, ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение) нарушение договора признал одним из признаков лицемерия, согласно известному аяту?» Это было явное нарушение договора, подписанное им же, Масхадовым. Всевышний Аллах условием вхождения в рай поставил соблюдение договоров и обещаний и сказал: «Это те люди, которые чтят договора и соблюдают данное слово».

Вы, конечно, можете спросить, а как же, разве договор с кафиром нужно соблюдать? Я вам приведу пример: когда курайшиты объявили войну Мухаммаду (мир ему и благословение) и уже были готовы лагеря мусульман и немусульман, это было в преддверии битвы при Бадре, курайшиты поймали двух сподвижников, двух людей из войск мусульман. Эти два пленённых сподвижника были вынуждены пропустить битву, то есть курайшиты сказали, что отпустят, но с условием, что против них воевать не будут, и сподвижники дали слово, они думали, что дадут слово и вернутся к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и выйдут вместе с войсками против них. Но когда они рассказали Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) свою историю и пояснили, что были вынуждены дать такое слово, иначе были бы убиты, Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Соблюдайте ваш договор, не нарушайте его», – и запретил участвовать вместе с ними в этой битве.

И мои вам несколько советов, совет может дать любой: старший- младшему, младший – старшему. Первый мой совет - цените время, второй совет мой - любите труд, цените труд, трудитесь, работайте, относитесь к работе свято, берегите труд, старайтесь развивать умение, ибо труд это поклонение Всевышнему Аллаху. Как же мы можем жить в хорошей стране, в хорошей республике, мечтать об успехе, если мы не будем трудиться? В Японии, если сравнить их развитие, их производство, долю их производство на время работы каждого человека, то выходит 9 часов работы на одного гражданина. У имама Шафии есть такое разрешение: если мусульманин, трудящийся на какого-тото, работодателя работает определённое количество часов, и этот мусульманин по договору имеет время на пятикратную молитву, и он её совершил, но оказалось, что у него не было омовения, и он будет вынужден потребовать время дополнительно, чтоб сделать омовение и совершить эту молитву заново. В этом случае, это дополнительное время за чей счёт его оплачивать? Имам Шафии говорит, что работник должен возместить время работодателю, а если он не возместил, ему будет харамом заработок, что он получил в этот день.

Выступление Генерального секретаря Всемирного союза мусульманских ученых Али Мухиддина аль-Карадаги на пятничной молитве в Махачкале.

В минувшие дни Дагестан посетил генеральный секретарь Всемирного совета исламских учёных шейх Али Аль-Карадаги . В рамках визита шейх провёл пятничные проповедь и намаз в Центральной джума-мечети Махачкалы, пресс-конференцию в Национальной библиотеке, а также личные встречи с исламской молодёжью. Журналист Абдулмумин Гаджиев побывал на этих мероприятиях и делится впечатлениями.

Организаторы сделали всё возможное, чтобы представить визит шейха как безоговорочную поддержку проводимой в регионе политики относительно растущих исламских настроений. О том, что Аль-Карадаги собирается приехать в Дагестан, заранее никто не знал; все тезисы, с которыми приехал шейх, были сведены к борьбе с терроризмом и экстремизмом; на пресс-конференцию были приглашены только представители официального духовенства и аккредитованные журналисты, среди которых не оказалось, например, Абаса Кебедова , первым выразившего идею о приглашении в республику учёных Всемирного исламского совета (фактически эта идея была у него украдена и переведена на государственные рельсы). Как-никак Кебедов хорошо владеет арабским языком и имеет желание поговорить о реальных проблемах республики, что явно не входило в планы организаторов.

Трудности перевода

Справедливости ради следует отметить, что встретиться с ним оказалось не так трудно, как предполагалось, и организаторы не установили для этого никаких препятствий. Впрочем, возможно на этом настоял сам шейх.

Для чего приехал Аль-Карадаги?

Мы донесли до шейха то, как представляется его визит к нам официальными СМИ, и что об этом думают простые мусульмане, которых такой подход подталкивает к сомнениям в исламских учёных и недоверию к ним. Шейх сказал, что он не приехал для поддержки властей или правоохранительных органов, что он приехал попытаться повлиять на них, а также наладить контакты с исламской молодёжью. «Передо мной есть только два варианта: либо не приезжать вообще, либо приехать и попытаться повлиять на ситуацию, принести какую-нибудь пользу. Мы ни от кого не зависим и не имеем от этого никакой личной выгоды» , – сказал шейх.

Также он прекрасно понимал, что на конференции в основном присутствовали лишь представители официального духовенства. По этой причине Аль-Карадаги взбодрился и обрадовался, услышав, как он выразился, и «другие голоса», сразу же поблагодарив организаторов встречи за то, что эти «другие голоса» были на неё допущены (правда, с большим трудом). А вопросы «других голосов» были следующими:

«Уважаемый шейх, что вы думаете о терроре со стороны спецслужб? Например, только в этом году было похищено, убито и посажено в тюрьмы без суда и следствия больше ста молодых людей из числа мусульман. Также у нас в школах запрещается хиджаб. Вы же приезжаете в Россию и Дагестан и сидите с государственными чиновниками и официальным алимами и не встречаетесь с да’ватчиками (ведущими призыв к Исламу – прим.ред.). Обсуждаете ли вы с ними эти проблемы? Да вознаградит вас Аллах» .

Также шейха спросили о том, где проходят границы экстремизма, является ли экстремизмом призыв к воплощению шариата, к шариатским судам, и является ли экстремизмом ношение в школах хиджаба?

Аль-Карадаги ответил, что он разговаривал с чиновниками на эту тему и отмечал, что одной из главных причин экстремизма является террор властей. Также шейх сказал, что призыв к применению шариата не только не является экстремизмом, но и является обязанностью мусульманина по единогласному мнению всех учёных, отметив при этом, что такой призыв должен быть разумным, а установление шариата – постепенным. Переводчик попытался исказить слова Аль-Карадаги, однако автор вопроса обратил на это внимание шейха . Данные вопросы были полностью вырезаны из официальных видеорепортажей со встречи.

Также интересно, что шейх не считает лесное подполье «террористами» и «хариджитами». Вместо этого он считает боевиков «своими сыновьями» и «частью уммы мусульман», с которыми он расходится в методах установления шариата. При этом шейх призывает всех мусульман к единству на основе Корана и Сунны.

Чему был удивлён Аль-Карадаги?

Шейх был сильно удивлён тем, что имам Мухаммад ибн Абду-ль-Ваххаб (да помилует его Аллах) считается в официальном духовенстве Дагестана английским шпионом. Также он сказал, что заметил, как многим не нравится шейху-ль-ислам Ибн Таймийя (да помилует его Аллах), на которого он постоянно ссылался в своих выступлениях. Шейх отметил, что очень любит Ибн Таймийю и черпает из его трудов много полезного. Напомню, что в официальном духовенстве Дагестана этого великого учёного принято поносить, а некоторые доходят и до обвинения его в лицемерии.

Шейх был сильно возмущён и удивлён тому, как из перевода «Аль-Васатыи» Али Полосина текста московской декларации были выкинуты целые абзацы о джихаде и халифате, написанные его рукой, и сильно искажены некоторые выражения.

Аль-Карадаги, памятуя конференцию в Москве, особо подчеркнул, что никаких фатв сейчас не давал, и это были всего лишь встречи и обращения. Что расходится с распространяемой по СМИ информацией.

Говоря же об относительной религиозной свободе на территории России, шейх не был в курсе о запретах хиджаба.

Таким образом, как видно, власти больше заинтересованы в том, чтобы оправдать свою политику словами исламских учёных, нежели в том, чтобы послушать и принять их советы. Как иначе объяснить все эти бесчисленные репортажи в официальных СМИ, подаваемые как во времена Советского Союза? Будем надеяться, что и сами гости сделают для себя соответствующие выводы и изменят условия своих визитов в наши края.

Обращение шейха Али Аль-Карадаги к молодежи России.
Мир вам и милость Аллаха, хвала Аллаху, молитвы и приветствия нашему господину Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам, и всем кто последовал по пути пророка!
Многоуважаемые участники, братья и сестры, я вас приветствую исламским приветствием, и это приветствие «Мир вам и милость Аллаха и его благословение».
Находясь в этом уважаемом собрании, я бы хотел выразить большую благодарность моему дорогому и любимому брату доктору Аделю аль-Фаляху, за его благие старания и усилия и многие добрые дела. Да облагодетельствует его Аллах, и людей подобных ему. Также я хочу поблагодарить российский центр «Аль-Васатыйа» и правительство России, которое предоставило возможность мне и людям с искренними намерениями оказаться здесь, и пусть Аллах облагодетельствует их всех. Также я благодарю господина президента, за его гостеприимство и за предоставление возможности выступить.
Все обсуждение крутится вокруг одних и тех же тем, но я постараюсь не повторяться. Я предлагаю выделить причины проблем. А причины этих проблем разные: есть внутренние и есть внешние. Мы не должны игнорировать внешние факторы этих проблем. Говоря о внешних факторах, я имею в виду колониализм, и агрессивную политику и угнетение со стороны захватчиков, а также несправедливость Америки в нашей первой беде – вопросе о Палестине. А также то как обращаются захватчики с нашей молодежью и с нашими гражданами, с нашей религией, и вероубеждением, и все эти факторы должны учитываться и о них нельзя забывать, для того чтобы мы честно решали нашу задачу.
И также мои дорогие братье, мы должны упомянуть про несправедливые правительства, основанные на диктатуре, и не дающие никаких свобод. Это еще одна из главных причин. Вам известно, что первая группа, ставшая известной под именем «такфир и хиджра» появилась в 50-х годах, во времена правления Гамаля Абдель-Насера, когда его спецслужбы подвергали людей страшным пыткам. Он проводил безбожную политику, унижая веру и Бога в глазах народа. И тогда появилась среди людей община такфира – обвинения в неверии, и против них выступил шейх Хасан аль-Худеми, да помилует его Аллах и сказал им, мы «проповедники, а не судьи». Потом группировка такфира вновь возникла в 60-е годы и поэтому те диктаторы и угнетатели против которых стал народ, несут большую ответственность за появление радикальных групп. Тогда не было у них достаточных знаний, из-за чего появились крайние, неправильные мнения в неоднозначных и сложных ситуациях. Именно из-за тогдашних подходов и угнетения и возникли все эти крайности.
К этому прибавились и внешние факторы, о которых мы должны сказать, а кроме того еще экономическое положение и неграмотность, безработица и тому подобное.
А внутренние причины отпираются на воспитание, знания, традиции, которые сложились веками.
Было и такое время, когда даже в странах залива, было враждебное отношение к тем, кто следует какому-то мазхабу. В то время самым главным было осуждать последователей мазхабов. Я был в Медине в 75 году. И я слышал обвинения в адрес имамов Шафии, Абу Ханифа, Малика, и других уважаемых имамов. Они считали, что не следует использовать их иджтихад. Тогда появились это неправильное понимание, и мы должны признать его ошибочным. Если следовать их пониманию, то тогда каждый становился муджтахидом, из-за того, что они призывали вернуться к Корану и Сунне. Этот призыв конечно, правильный и достойный, но ведь никто из мусульман этого и не отрицает.
Но посмотрите на то, что Аллах говорит в Коране: Установление справедливости осуществляется с помощью двух вещей. Не только одними Кораном и Сунной, но и весами, это сказано словами Корана. Аллах говорит в суре «Аль-Хадид»: «Мы послали наших посланников с ясными знамениями» первое, что Он сказал «с ясными убедительными знамениями», которые убеждают, будь то знамения или доводы разума. Да «мы послали посланников с ясными знамениями», сказал ли Аллах, что «и мы ниспослали посланников и послали с ними писание»? или он сказал «писание и весы?» ведь он сказал именно так. То есть, чтобы среди людей была справедливость нужен и Коран и весы. Весы – это четкое понимание, правильное понимание, которое основано на науке, методологии, мудрости и опыте. Или как сказал об этом наш господин Али: «Тексты – имеют разные понятия». «Кто не судит по тому, что ниспослал Аллах – то из числа неверных», каждый человек этот аят объясняет по своему, но мы говорим, что есть «куфр меньше куфра», но эти же берут только очевидный смысл. Поэтому методология это и есть весы, и эти весы о которых идет речь в данном случае правило наименьшего вреда, то как делал посланник Аллаха, мир ему и благословение, учитывая цели шариата и его результаты. «Не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они станут оскорблять Аллаха из враждебности и по невежеству» (аят). Но, к сожалению, сегодня мусульмане позабыли это правило. Потом пришла молодежь и стала давать фатвы в этой сфере.
Из этого подхода в понимании термина «мизан-весы» возникает обоснованность разных шариатских толкований указаний Корана. «Клянусь зарею, и десятью ночами! Четом и нечетом!» (аят). Сказали некоторые последователи сподвижников, что витр (нечет) – это Аллах, и все что кроме него шаф-а- четное. Потому, что Аххал сказал: «Преславен Тот, Кто создал все пары» (аят) и поэтому Аллах ниспослал свой закон в соответствии с этим двойным пониманием, когда можно смотреть на норму закона с двух позиций. А не одним лишь единственным пониманием и толкованием.
Поэтому раз человек состоит из пары, и вся вселенная состоит из пар и также выглядит шариат, как сказал Ибн Кайим, да помилует его Аллах: «Заблудились кадариты, потому что они взяли только часть правды», ведь сказано Всевышним, что человек обладает свободой выбора, потому что Аллах сказал: «Кто хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть станет неверным» (аят 18:29) и заблудились джабариты, когда сказали, что человек принужден в выборе. Они тоже сказали половину правды, приводя слова Аллаха, что «Вы не пожелаете, если не пожелает Аллах» (аят 76:30) И в первом половина правды, и во втором половина правды, а вся правда состоит из двух половин. После того как соединим эти две половины, мы увидим истинное положение. Это означает, что Аллах всемогущий, но из его качеств то, что Он нам предоставил свободу выбора.
В этой методике и в этих весах нуждается молодежь. Приведу пример, у меня есть книга, 20 лет тому назад, я работал над ней называется «Фикх весов, мер и взвешивания». Я увидел, что все отклонения возникают из-за ошибок в «Фикхе весов». Некоторые люди вообще не опираются на Коран, а некоторые опираются только на книгу и обе эти позиции ошибочные. Есть люди, которые опираются только на разум. Но у нас есть пара – мы опираемся и на тексты шариата и на разум.
Все искажения в вероучении возникают из-за ошибок в «фикхе весов», на уровне атеизма, например, возьмем многобожников и атестов. Оттого что они полностью отказались от Бога, то начали сравнивать Творца с творениями, утверждая, «если нас сотворил Творец, то кто тогда сотворил Его»? Поэтому атеисты отвергают наличие Творца. И также многобожники, и также другие секты вроде муатазилитов. Они сравнивали присутствующее с отсутствовавшим и отсутствовавшее с присутствующим, они тоже попали в заблуждение.
Также отклонились обладатели писаний иудеи и христиане, и также отклонения исламских сект, которые ввели нововведения. Это тоже из-за нарушения «Фикха весов». Весов шариата и его целей. Также это касается и группировок возникающих в наши дни. Что с ними случилось? Они взяли весы войны, все аяты, которые были посланы о войне, и приняли это как всеобщие указания. Но эти аяты касались именно периода военных действий. «И будьте с ними грубыми» (аят), разве Аллах хочет чтобы мы были грубыми с неверующмим? Это относится только к войне. И сделали еще одно нововведения: взяли аяты касающиеся войны и отменили (мансух) ими аяты, которые призывают к миру, к призыву добром и мудростью, и того что нет принуждения в религии. Сбились с правильного пути, и стали все класть на одну сторону весов, забывая, что ислам это религия милосердия и искренности, «и мы послали тебя, лишь милостью для людей» (аят). И что посланник после того, сколько он перенес мучений от неверующих, обращался с мольбой «Господи, поведи мой народ, они же не знают».
Итак, мои дорогие и любимы братья, я получил первое предупреждение. Я не хочу задерживать вас. Ведь это дело очень долгое и обширное.
Ошибочное понимание слова «Джихад». Я подготовил текст, в котором описал ошибки в понимании слово джихад. Я указываю, что имел в виду Аллах в Священном Коране, когда использовал это прекрасное слово. Слово сражение (кыталь) используют при столкновении лицом к лицу, когда они стоят против нас, когда происходит стычка мусульман с многобожниками, которые воюют против нас, а обобщенное слово в Коране по отношению к таким случаям– джихад. Аллах назвал джихадом и призыв к исламу (да-ава), распространении ислама – большой джихад. Усердствуй в нем великим усердием. Это усердие Корана.
А джихад в значении войны, был запрещен, и когда стал разрешен, то было сказано почему. Это самозащита. «Дозволено тем, с которыми сражаются (также сражаться), за то, что они притеснены. Поистине, Аллах, способен помочь им, которых изгнаны из своих домов без права, только за то, что они сказали: «Господь наш – Аллах»» (22:39).
К этому добавляется и то, и в чем единогласие ученых, что решение о войне принимается только правителем. А в случае захвата страны, то джихад здесь называется самозащитой и на это не требуется чье-либо разрешение. И это не отрицают ни небесные религии, ни общечеловеческие законы, ни законы ООН, как например, в случае наших братье в Палестине. И поэтому то, что называется наступательный джихад – решает только государство. И он тоже имеет свои условия и свои рамки, и я объяснил эти вопросы подробно.
Это то, что я нахожу достаточным, спасибо, мир вам и милость Аллаха!