Социальными функциями государственной службы являются. Государственная служба: цели, задачи, функции

Одной из серьезных проблем института государственной службы является определение цели и задач государственной службы. Сложность заключается в том, что если понятие и принципы системы государственной службы легально определены и зафиксированы в законодательстве, то ее основные цели и задачи - нет. Поэтому «дерево целей» института государственной службы по-прежнему остается проблемным вопросом.

В научной литературе встречаются разные подходы к определению целей государственной службы. Наиболее часто встречаются уровневая и отраслевая классификации.

С уровневой точки зрения, основные цели государственной службы принято делить на: стратегические, оперативные и текущие. Главная стратегическая цель государственной власти - служение интересам государства, а через него - интересам общества и народа. Служение обществу, повышение эффективности работы государственного механизма, качественное обеспечение исполнения основных функций и задач государства, его должностных лиц и органов - главная цель государственной службы. Кроме того, перед системой государственной службы политической властью, в соответствии с социально-экономической и политической ситуацией в стране, ставятся текущие и среднесрочные цели.

С отраслевой точки зрения все цели государственной службы подразделяются на: социальные, политико-административные, правовые, экономические, организационные (Таблица 2).

Таблица 2

Цели государственной службы

Политико-административные - обеспечение и исполнение полномочий государства и его органов; - осуществление публичных дел; - разрешение общегосударственных задач управления; - практическая реализация функций государства; - создание условий для связи гос.аппарата с народом.
Экономические - осуществление от имени государства управления государственной собственностью; - финансирование затрат на государственную службу; - снижение издержек на содержание аппарата государственной власти; - государственная поддержка предпринимательства.
Правовые - контроль за соблюдением государственного законодательства; - обеспечение общества правовыми условиями для нормального функционирования государственного аппарата.
Организационные - приведение структуры аппарата государственной власти в соответствие с основными задачами государственной службы; - профессионализация гос.аппарата; - организационное и техническое обеспечение деятельности государственных органов.

Продолжение таблицы 2


Административно-политические цели института государственной службы направлены на обеспечение единства и стабильности государственной власти в стране, на практическое осуществление функций государства и эффективное исполнение полномочий государственных органов, на создание условий для связи государства с гражданским обществом, а в целом - на решение задач государственного управления.

Социальные цели обусловлены ее социальным характером и предназначением института государственной службы как социального института. Так, органы государственной власти ставят перед собой цели выполнения требований государственной поддержки социальной сферы- здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, реализации социальных обязательств государства перед обществом, регулирования и предотвращения социальных конфликтов, обеспечения занятости на рынке труда и т.д. Одной из главных целей в данной сфере является обеспечение социальных гарантий для служащих государственного аппарата и их семей.

Социальные цели государственной службы имеют ценностное содержание. В этом заключается важная связь ее культурного и социального компонентов. С помощью института государственной службы государство воспроизводит социальные ресурсы, обеспечивает целостность, стабильность, равновесие общественной системы, снижает социальную напряженность, повышает уровень и качество жизни населения, способствуя удовлетворению потребностей членов общества.

Экономические цели института государственной службы ориентированы на повышение эффективности государственного регулирования в экономической сфере, на поддержку предпринимательства, снижение затрат на содержание государственного аппарата и т. д.

Правовые цели государственной службы направлены на претворение в жизнь законов и иных нормативных актов государственной власти, на обеспечение законотворческой деятельности, на создание основных правовых условий для функционирования государственного аппарата. Реализация этих функций позволяет говорить о государственной службе, как правовом институте.

Выполнение организационных целей государственной службы способствует организационно-техническому обеспечению государственных органов, повышению уровня профессионализма и компетентности работников государственного аппарата, приведению структуры и численности государственной службы в соответствие со стоящими задачами, совершенствованию норм, правил и процедур прохождения государственной службы.

К основным задачам государственной службы можно отнести:

Охрану конституционного строя , защиту прав, свобод и законных интересов граждан, создание условий для развития общества;

Формирование общественно-правовых условий для практического осуществления функций органов государственной власти;

Повышение эффективности работы государственных органов в соответствии с их компетенцией и совершенствование условий государственной службы, профессиональной деятельности служащих;

Создание и поддержание в органах государственной власти благоприятных межличностных отношений, обеспечивающих развитие положительных личных качеств государственных служащих.

Каждый вид государственной службы, осуществляемой специальными органами государственной власти, имеет свои установленные в нормативных актах задачи.

Таким образом, можно сделать вывод, что главной целью института государственной службы является практическая реализация функций государства, решение его задач, удовлетворение общественных интересов на основе принципов и положений, установленных законодательством, обеспечение благосостояния населения.

Рассмотрение вопроса о функциях государственной службы позволяет раскрыть её основное назначение. В самом общем виде можно констатировать, что функциями государственной службы являются функции самого государства т.к. государственная служба есть осуществление целей и функций государства, практическое исполнение государственными служащими своих обязанностей и компетенции органов государственной власти.

В зависимости от критериев анализа содержания и структуры института государственной службы существует несколько вариантов классификации основных функций.

В соответствии с первой классификацией, которая дается с точки зрения содержательной деятельности органов государственной власти, государственная служба выполняет следующие основные функции: управленческую, организационно-распорядительную, правовую, сервисную, социальную, экономическую, культурную, воспитательную.

В соответствии со второй классификацией, автором которой является В.Д. Граждан, выделяется три основных групп функций: информационная, организационная и технологическая. В организационную группу входят функции корпоративно-технологического и коммуникативно-компьютерного обеспечения. Информационная группа включает в себя функции: морально-правовую, познавательно-аналитическую, прогнозно-целевую, оценочно-экспертную, документационно-архивную. Такие функции как подготовка государственных решений и их выполнение, принятие и реализация административных решений относятся к технологической группе. Принятие государственных решений - это прерогатива государственной власти, а административных решений - государственной службы.

Третья классификация объединяет в себе функции государственной службы: правоприменительные функции, функции по принятию нормативных актов, по контролю и надзору, а также функции по оказанию услуг органами государственной власти.

Четвертая классификация функций государственной службы рассматривается с точки зрения ее сущностных сторон. Эту классификацию дают представители юридической науки, которые выделяют функции государственной службы как профессиональной деятельности, как правового института, как социального института. В этой связи под функциями государственной службы понимают, прежде всего, правоприменительную, правотворческую, правозащитную и регулирующую функции.

Также функции государственной службы можно разделить на: основные и специфические. Это является пятой классификацией.

К основным общим функциям государственной службы можно отнести:

Информационное обеспечение деятельности органов государственной власти;

Прогнозирование и моделирование развития системы государственной службы, основных стандартов государственного управления;

Планирование - определение темпов, направлений, качественных и количественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления.

Организация - упорядочение структуры государственных органов, штатов, персонала, процессов в системе государственного управления;

Координация - согласование деятельности государственных служащих для достижения общих целей и задач государственной службы;

Контроль - установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственной службы и её структуры требуемому стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственной службы, а также конкретных действий государственных служащих;

Регулирование - использование методов и способов управления в процессе организации системы государственной службы и её функционирования;

Руководство - установление основных правил, нормативов, направлений деятельности и отдельных действий органов государственной власти, управляемых объектов.

Специфические функции государственной службы рассматриваются как организационное воздействие по целесообразному вмешательству в сферу экономики и социально-культурного строительства, где чаще всего объекты управления не принадлежат государству и обладают значительной самостоятельностью в выборе решений и их реализации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной спектр функций государственной службы достаточно широк и это свидетельствует о чрезвычайной важности института государственной власти в жизни страны и общества.

  • А) длительные нарушения овариально-менструальной функции 1 страница
  • А) длительные нарушения овариально-менструальной функции 2 страница
  • В Федеральном законе "О государственной гражданской службе РФ" под государственной службой понимается "профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; Федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; Субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федерального государственного органа; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Уставами, Законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий Государственных органов Российской Федерации".

    В определении понятия "государственная гражданская служба" в качестве ведущего признака выделяется прилагательное "государственная" - сущность и значение государственной службы определяются сущностью государства.

    Государственная гражданская служба не только отражает задачи, функции и основные черты государства, но призвана обеспечивать их практическое осуществление.

    Поэтому государственный служащий в рамках полномочий по замещаемой должности всегда выступает от имени и по поручению государства.

    Следующий существенный признак понятия государственной гражданская службы - профессиональная деятельность. Под профессиональной деятельностью имеется в виду деятельность, осуществляемая на основе специальных теоретических знаний и практических знаний и практических навыков, приобретаемых в результате подготовки.

    Государственная гражданская служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение исполнения полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях.

    Государственная гражданская служба - это профессия для государственных служащих, которая требует специальной подготовки, получения специального образования.

    Государственная гражданская служба - особый вид профессиональной деятельности, и заниматься этой деятельностью можно лишь в государственных органах, только государственные органы наделены правом иметь государственных служащих.



    Под государственным органом понимается составная часть государственного аппарата, образуемая в установленном законом порядке и наделенная государственными полномочиями, необходимыми для осуществления функций государственной власти.

    Возможность создания таких органов предусмотрена Конституцией РФ, где указано, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы. Поскольку эти органы создаются для осуществления полномочий исполнительной власти, их правомерно именовать государственными органами, а профессиональную деятельность по реализации их задач и функций следует считать государственной гражданской службой.

    Каждый государственный орган уполномочен российским государством осуществлять строго определенные задачи и функции. В этих целях государство наделяет свои органы властными полномочиями. Сущность этих полномочий состоит в том, что государственные органы имеют право принимать общеобязательные решения. Властные полномочия государственных органов находят свое воплощение в компетенции, закрепленной в соответствующем нормативно-правовом акте и производной непосредственно от государства.



    Государственная гражданская служба осуществляется в аппаратах органов представительной и судебной властей, в органах исполнительной власти, а также в иных государственных органах, реализующих от имени государства его цели и функции, и отнесенных актами законодательства РФ и ее субъектов к государственной службе.

    Таким образом, согласно действующему законодательству государственная гражданская служба осуществляется в государственных органах, правовой статус которых определяется Конституцией РФ и законом, государственными служащими, правовой статус и властная деятельность которых также детально регламентируется законом и иными нормативными актами. Все это придает государственной гражданской службе параметры публично-правового института, имеющего решающее значение для формирования государственности, осуществления государственной власти и воплощения социальной роли государства в обществе.

    Под функциями государственной гражданской службы понимаются самостоятельные и относительно обособленные основные виды государственно-служебных действий.

    Функция Трактовка
    Правоприменительная реальное претворение в жизнь Конституции РФ, законов и иных нормативных правовых актов государства
    Правотворческая разработка и принятие нормативных актов. Государственная гражданская служба проявляет себя также в процессе подготовки законов в Федеральном Собрании и парламентах субъектов РФ
    Правозащитная обеспечение прав и свобод граждан
    Регулирующая разработка и реализация государственной политики во всех областях жизни общества. Государственная гражданская служба проявляет себя при подготовке разнообразных конкретных программ государственной деятельности, принятии всех основополагающих политических решений и при их реальном осуществлении
    Организационная обеспечение практической реализации компетенции государственных органов, внутренней согласованности, их стабильного функционирования и эффективного влияния на процессы в обществе

    Принципы гражданской службы - это основополагающие требования, которыми руководствуются гражданские служащие в процессе своей профессиональной деятельности. В них выражены необходимые основания функционирования государственного аппаратного управления. Они устанавливают основные правила этой деятельности. Принципы кладутся в основу формирования и дальнейшего функционирования гражданской службы как административной власти.

    В Законе «О системе государственной службы РФ» в гл. 1, ст. 3 сформулированы девять основных принципов построения и функционирования системы государственной службы:

    · федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдения конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

    · законность;

    · приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

    · равный доступ граждан к государственной службе;

    · единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

    · взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

    · открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

    · профессионализм и компетентность государственных служащих;

    · защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

    Каждый в отдельности принцип государственной службы отражают не все объективные связи государственных органов и служащих, а лишь некоторые из них. Но все принципы взаимосвязаны и взаимообусловлены: соблюдение одних способствует реализации других и, напротив, нарушение какого-либо из принципов отрицательно сказывается на выполнении остальных принципов.

    В системе категорий теории государственного управления понятие «функции» синонимично понятиям «задачи», «прерогативы», «круг ведения». Все они употребляются для обозначения деятельности любых административных учреждений независимо от их стратегических целей. Анализ функций государственной службы имеет первостепенное значение для понимания работы государственного аппарата: он поназывает, насколько многочисленны, сложны и разнообразны задачи, осуществляемые современной администрацией.

    Думается, что исчерпывающей классификации функций государственной службы не существует. Все зависит от используемого метода анализа: каждая функция в процессе все более детального рассмотрения может быть расчленена на несколько подфункций, каждая из которых в свою очередь, разбивается на более узкие задачи и т.д. Поэтому ограничимся характеристикой наиболее важных функций государственного управления.

    Политические функции на государственной службе выполняет узкий круг политических чиновников, они имеют стратегическое значение. Разработка политической стратегии (политического курса) - это общее направление деятельности государства, определение целей, задач и принципов общественного развития. Именно политика определяет основные структурные рамки деятельности профессиональной государственной службы. В России политические ориентиры государственного управления определяются в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию. В составе Администрации Президента РФ существует Экспертное управление. Оно осуществляет экспертноаналитическое обеспечение реализации конституционных полномочий Президента, готовит экспертные заключения, аналитические доклады и иные необходимые Президенту и руководителю Администрации Президента экспертные и аналитические материалы, обеспечивает экспертно-аналитические работы по финансированию деятельности Президента и его Администрации.

    Приоритет политического управления над административным на государственной службе является важным системообразующим принципом регулирования государственного управления в целом.

    Основная задача института государственной службы - претворять политические решения в жизнь. Ученые выделяют семь основных направлений деятельности государственной службы: 1) исполнение решений; 2) обслуживание; 3) регулирование; 4) лицензирование; 5) сбор информации; 6) дискреционная деятельность, т.е. наличие у государственных органов и должностных лиц особых полномочий действовать по собственному усмотрению в пределах закона; 7) экспертиза 1 . Государственная бюрократия на любом уровне выполняет по меньшей мере две из этих базисных функций (хотя, разумеется, есть бюро, которые специализируются только на одной функции или выполняют несколько функций).

    Первичная функция большинства государственных организаций может быть определена как исполнение и проведение в жизнь принятых законов и политики, провозглашаемой исполнительной властью, - это и есть собственно администрирование. Например, США проводят политику перекачки федеральных фондов штатам, чтобы оплатить стоимость разнообразных программ благосостояния. Департамент здравоохранения осуществляет эту политику, решая, сколько денег предназначается каждому штату, и надзирая за тем, чтобы деньги были использованы по назначению. В Великобритании служба национального здравоохранения осуществляет политику свободного медицинского обеспечения граждан, контролируя медицинскую подготовку, выдавая патенты докторам, управляя госпиталями др.

    В России Министерство здравоохранения РФ следит за распределением средств по отдельным регионам и областям, контролирует медицинскую подготовку, осуществляет надзор за деятельностью учреждений здравоохранения.

    Администрация есть воплощение общественной политики, и поскольку она выполняет политические решения, в число ее функции входит и разработка принципов управления. Наряду со своими административными обязанностями департаменты часто создают компании по рекламированию своей работы и убеждению общественности в выгодах относительно цели какой-либо программы. Во многих странах имеются постоянные программы по просвещению в таких сферах, как пожарная профилактика, безопасность движения, охрана природных богатств.

    В Великобритании исполнительные власти и администраторы надзирают за повседневными действиями своих департаментов. Высокие административно-должностные лица помогают своим министрам отвечать на вопросы членов парламента, разрабатывать предлагаемые законопроекты. Поскольку Великобритания (подобно Франции) частично сохранила государственный сектор в экономике, то такие важные объекты, как сталелитейные заводы, шахты, железные дороги, телеграфные и телефонные линии, управляются правительственно-контролируемыми корпорациями, которые выполняют политические решения (обычно сохраняемые за частным сектором в США и Великобритании).

    Что касается функции обслуживания - другой функции правительственной бюрократии, то многие правительственные агентства специально созданы для обслуживания населения (или специфических групп населения). Например, бюро погоды в любой стране является лучшим примером обслуживающего агентства. В Великобритании и в России большая часть здравоохранения финансируется правительством. В Швеции и ФРГ правительство оказывает расширенную помощь в трудоустройстве граждан. В России правительство обеспечивает бесплатное образование на всех уровнях для тех, кто может и желает учиться.

    Регулирующие функции государственного управления направлены на поддержание благосостояния населения. Например, в США Комиссия по безопасности биржевой деятельности защищает вкладчиков, устанавливая определенный порядок для регистрации новых эмиссий наряду с покупкой акций и облигаций, а Департамент труда надзирает за выборами в профсоюзы, чтобы гарантировать их правомерное проведение. В России действует Федеральная служба по труду и занятости - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров . Указанная Служба находится в ведении Министерства труда и социальной защиты РФ.

    В Германии контроль за выполнением федерального законодательства правительствами земель осуществляется бундесратом - высшей палатой национальной законодательной власти, а федеральные административные суды имеют право заставить земельные правительства подчиняться национальным законам.

    Во всех этих примерах регулирующие функции власти поддерживаются потенциалом силы. В США, например, агентства, занимающиеся вопросами регулирования, могут издавать приказы типа «приостановить действие» или «прекратить действие». И хотя правонарушители могут опротестовать эти приказы в суде, большинство предпочитают добровольно подчиниться.

    Лицензионная деятельность администрации тесно связана с регулированием. Она позволяет правительству установить стандарты и минимальные ограничения в определенных областях. Например, если вы хотите заниматься частной практикой, получить права на вождение автомобиля, продавать недвижимость, преподавать в общественных школах или работать парикмахером, вы должны удовлетворять определенным государственным стандартам. В США и других федеральных странах эти стандарты обычно устанавливаются каждым штатом или какой-либо отдельной федеративной единицей. В таких странах, как Франция и Великобритания, стандарты и критерии устанавливаются национальными правительствами. И даже в США некоторые лицензии выдаются федеральным правительством, например лицензия на радио- или телевещание.

    Сбор информации - еще одна важная функция государственной администрации. Информация нужна для двух главных целей: определить, был ли нарушен закон, и принять политическое решение, что является целесообразным и основывается на фактическом свидетельстве. Например, если гражданин США жалуется, что нарушены его гражданские права, то прежде чем будут предприняты какие-либо действия, должно быть проведено расследование (обычно его проводит отдел гражданских прав при Департаменте юстиции). В России существует Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ, куда можно обратиться в случае нарушения гражданских прав.

    Агентство по защите окружающей среды должно знать реальное состояние загрязнения воздуха и воды, прежде чем оно сможет издавать распоряжения, касающиеся нарушений. В России подобного рода расследования осуществляются Министерством природных ресурсов и экологии. Во Франции Агентство по защите окружающей среды провело обширное исследование национальных потребностей в энергии прежде чем приступило к программе массированного использования ядерной энергии.

    Некоторые агентства действуют при наличии жалоб; другие, такие как Управление продовольствием и медикаментами в США, постоянно проводят различные исследования по своей собственной инициативе. В частности, они не допускают появления, например, лекарственных препаратов на рынке независимо от того, поступали жалобы или нет, пока не убедятся, что лекарство или продукт питания безопасен и эффективен. В России аналогичной деятельностью занимается Министерство здравоохранения и подведомственные ему службы.

    Иногда возникает проблема посягательства на права личности. Это случается, когда организации, например такие, как Федеральное бюро расследований (ФБР) в США, расследуют подрывную деятельность и опрашивают друзей, соседей и членов семей подозреваемых лиц. Грань между расследованием, необходимым для обеспечения защиты общественных интересов, и посягательством на личность достаточно тонкая, и часто трудно сказать, где кончается одно и начинается другое.

    Помимо перечисленных базисных функций в понятие «государственное администрирование» сегодня входит и экспертиза. По мнению политологов, растущая сложность современной жизни привела к тому, что законодательная и исполнительная власти все более полагаются на техническую экспертизу бюрократов. Например, парламент может принять решение о закрытии небезопасных угольных шахт лишь после того, как эксперты точно сформулируют, какие именно условия делают шахту небезопасной. В России в системе Министерства природных ресурсов и экологии действует Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), которая осуществляет надзор и контроль в указанных областях.

    Но экспертиза касается не только опасных промышленных объектов. Многие законы также требуют административной интерпретации. Например, парламент может запретить рекламу, направленную на обман потребителя, но определение, что является обманом, выносит соответствующая экспертная комиссия.

    Бюрократы обычно не стремятся убедить законодателей принять их советы: члены парламента, как правило, с радостью принимают техническую помощь специалистов. Сегодня это важнейший канал влияния бюрократии на общественную политику. Разумеется, иногда возникают конфликты. Типичным примером может быть конфликт между функционерами министерства и экспертами по поводу увеличения затрат на производство какой-либо продукции.

    Совещательная роль бюрократии - неотъемлемая черта государственного администрирования всех современных высокоразвитых государств. Так, во Франции законы и президентские указы вырабатываются и издаются с активной помощью бюрократии (особенно Государственного совета) и профессиональные исполнители таким образом имеют возможность формировать политику. Бюрократы играют важную роль в структуре законодательной власти Германии. Эксперты и консультанты часто добиваются значительных успехов в убеждении своих политических руководителей принять их образ мышления по возникающему вопросу.

    Еще одной важной функцией современной государственной бюрократии является дискреционная деятельность, т.е. возможность выносить решения в рамках своих полномочий в соответствии с законом. Если закон принят, бюрократия должна его выполнять. В том случае, когда закон является точным и определенным, все относительно просто, однако обычно так не бывает. Например, парламент издает закон, требующий, чтобы токсичные мусорные площадки были очищены. Закон позволяет комитету по защите окружающей среды принять решения, необходимые для достижения этой цели. Комитет принимает целый ряд решений, так как каждая свалка, вызывающая определенные экологические, экономические и политические проблемы, не может быть очищена моментально. Решение, как достичь главной цели, становится ответственностью данного комитета.

    Одним из примеров установления правил государственной бюрократией в США стала борьба с производителями сигарет, которым вменялось в обязанность помещать на коробках с сигаретами и включать в рекламу предупредительные надписи относительно вреда курения для здоровья. В течение нескольких лет на этом настаивала федеральная торговая комиссия. Она опубликовала доклад главного национального врача США (высшая должность в службе социального здравоохранения) о том, что курение увеличивает опасность заболевания раком легких и значительно сокращает человеческую жизнь. Доклад взбудоражил общественность, давление на конгресс усилилось, и от производителей сигарет потребовали печатать на всех упаковках предостережение об опасности курения. Однако комиссия продолжила борьбу за еще более строгое антитабачное законодательство. Она разработала закон, запрещающий сигаретную рекламу по радио и телевидению и требующий, чтобы все сигаретные компании печатали предостережение о вреде курения в своих рекламных материалах. Под давлением общественности президент Ричард Никсон подписал этот закон.

    На основании анализа данного прецедента хорошо видно, что правительственные агентства обладают сегодня не только представительной, но и политической властью. Сигаретно-этикеточное противостояние является очевидным примером того, как государственные агентства могут влиять на общественную политику и даже определять ее.

    Итак, мы видим, что государственная бюрократия в начале XXI в. стала огромной властной политической силой, весьма далекой от «идеальной модели», созданной когда-то Максом Вебером. Одна из причин этого - усложнение функций современного государственного управления, когда наряду с традиционными задачами исполнения решений, обслуживания, регулирования, лицензирования и т.п. появляются принципиально новые задачи, связанные с принятием решений.

    Действительно, сегодня государственное управление достигло очень высокого уровня специализации, поэтому служащие государственной администрации должны действовать преимущественно самостоятельно в своей узкой области управления, когда им даны лишь самые общие политические решения от президента или парламента.

    Многие из принимаемых ими решений должны быть сделаны на основе такого детального знания своей области государственного администрирования, которого нет у политических лидеров. На первое место в государственном администрировании сегодня выходят экспертиза и дискреционная деятельность, возможность разрабатывать государственные программы и играть совещательную роль при принятии важных политических решений.

    Завершая анализ основных функций государственного управления в современном обществе, следует подчеркнуть, что все они тесно взаимосвязаны. Разработка государственной политики, сбор информации, экспертиза, дискреционная деятельность, исполнение решений, обслуживание, регулирование, лицензирование и т.д. - на практике трудно провести четкую грань между этими видами государственной деятельности. Изолированное существование каждой из этих функций в отдельности возможно лишь в процессе научного анализа, но не в практической деятельности. Поэтому современная наука не предлагает универсальной схемы, по которой можно было бы во всех отношениях рационально разбить и сгруппировать различные виды государственной деятельности по их общим признакам. Нет абсолютного критерия, который позволил бы четко распределить компетенцию между министерствами или другими государственными институтами. Все это открывает широкое поле деятельности для неутомимых реформаторов во всех странах мира.

    • См.: Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 324 «Об утвержденииположения о Федеральной службе по труду и занятости».

    Цели государственной гражданской службы следует рассматривать как форму осознания и закрепления государственными органами в соответствующих нормативных правовых актах социально значимых актуальных проблем.

    При выяснении задач государственной гражданской службы, необходимо учитывать, что государственные гражданские служащие активно участвуют в разработке проектов законов, программ, выражающих внутреннюю и внешнюю политику страны, предложений об изменениях в структуре государственных органов, текущих решений органов государственной власти.

    Поэтому среди основных задач государственной гражданской службы выделяются следующие:

    · обеспечение конституционного строя;

    · выработка стратегии экономического, социального, политического развития страны;

    · подбор кадров способных реализовать стратегию развития страны;

    · создание организационных структур государственной власти;

    · принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны;

    · защита прав, свобод и законных интересов граждан, создание условий для развития человеческой личности;

    · создание необходимых условий для реализации функций государственных органов.

    Каждый вид государственной гражданской службы выполняет свои установленные в нормативных правовых актах задачи.

    Под функциями государственной гражданской службы понимаются самостоятельные и относительно обособленные основные виды государственно-служебных действий.

    Основные принципы государственной гражданской службы

    В принципах государственной гражданской службы закрепляются требования общества, других субъектов управления государственной гражданской службой к государственной гражданской службе и государственным гражданским служащим.

    Важен принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов. Как было уже выше сказано, государственная гражданская служба субъектов РФ регулируется, помимо федерального законодательства, законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Лишь опираясь на федеральное законодательство субъекты Федерации, могут и должны иметь свое законодательство о государственной службе. А в случаях, когда возникают коллизии в законодательстве о государственной службе, следует руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами.

    Принцип федерализма обеспечивает единство системы государственной гражданской службы и соблюдения конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

    Этот принцип выражается в то, что федеральная служба находится в ведении РФ, а государственная гражданская служба субъектов РФ находится в их совместном ведении. В рамках разграничения этих предметов ведения объем полномочий РФ должен быть достаточным для организации государственной гражданской службы как единого организационно-правового института государственной власти. Принцип приоритета прав человека и гражданина это еще и конституционный принцип. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Отсюда и обязанности государственных гражданских служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина придается ранг основного принципа государственной гражданской службы. В конечном счете, этот принцип определяет социальный смысл и содержание служебной деятельности государственных гражданских служащих. С учетом этого при отборе кандидатов на государственные гражданские должности особое внимание должно уделяться их способности и готовности учитывать в своей работе интересы граждан. Принцип равного доступа к государственной гражданской службе тоже является конституционным и означает равный доступ граждан к государственной гражданской службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, и т.п.

    Принцип профессионализма и компетентности обязывает государственных гражданских служащих:

    · быть постоянно готовыми к осуществлению должностных правомочий;

    · хорошо знать предмет собственной государственно-служебной деятельности;

    · знать свои права и обязанности, активно, в полной мере и качественно осуществлять функции и полномочия, предусмотренные законодательством должностными положениями и инструкциями;

    · владеть правилами и процедурами деятельности в органах государственной власти;

    · иметь общую и профессиональную подготовку;

    · знать юридические и нравственно-этические нормы в сфере служебной деятельности.

    Осуществление этого принципа обеспечивается множеством законодательных и иных нормативных правовых актов. Положение государственных гражданских служащих в значительной степени зависит от них самих, поэтому они должны стремиться к достижению максимально высокого уровня своей профессиональной деятельности.

    Можно выделить еще принцип защиты государственных гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

    Виды государственной гражданской службы

    Под видом государственной гражданской службы понимается ее специализация, которая, в свою очередь, обуславливается уровнем, целями и функциями соответствующих государственных органов и производна от них.

    Государственная гражданская служба включает в себя федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу в субъектах РФ.

    Федеральная государственная гражданской служба представляет собой профессиональную деятельность лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в аппаратах федеральных органах государственной власти и иных федеральных государственных органов, образующих в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, для обеспечения выполнения государственных задач и функций этих органов либо деятельности лиц, замещающих государственные гражданские должности РФ, предусмотренные Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, и финансируемые из федерального бюджета. Она осуществляется в федеральных государственных органах, функционирующих, а пределах ведения и полномочий РФ и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.

    Выделяются специальные виды государственной гражданской службы, под которыми понимается профессиональная деятельность по обеспечению полномочий отдельных государственных органов, выполняющих в государственном аппарате специальные задачи и наделенных специальной компетенцией, которая предопределяет особенности правового статуса и фактической деятельности государственных гражданских служащих.

    Специальная государственная гражданская служба включает в себя различные подвиды, которые объективно необходимы государству и созданы им для реализации особых целей и функций. Имеются в виду государственные органы, связанные с обороной страны, поддержанием общественного порядка, обеспечением прав и свобод человека, соблюдением определенных правил поведения и деятельности и т.д. Соответственно к специальным видам государственной гражданской службы относятся военная служба, служба в органах внутренних дел, налоговая, таможенная, дипломатическая, правозащитная, служба в контрольно-надзорных государственных органах, в финансово-кредитных государственных органах, в аппаратах избирательных комиссий и др.

    кадровый аттестация гражданский государственный

    Вопрос о целях государственной гражданской службы несмотря на свою важность носит во многом постановочный характер, так как методология целеполагания в управлении вообще, и в государственном управлении в частности, менее всего разработана.

    Цели государственной гражданской службы следует рассматривать как форму осознания и закрепления государственными органами в соответствующих нормативных правовых актах социально значимых актуальных проблем.

    Главной целью государственной службы является практическое осуществление функций государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленных в Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов Федерации.

    К основным задачам государственной службы можно отнести:

    • - охрана конституционного строя РФ, создание условий для развития гражданского общества, производства, обеспечение свободной жизнедеятельности личности, защита прав, свобод и законных интересов граждан;
    • - формирование общественно-политических и государственно-правовых условий для практического осуществления функций государственных органов;
    • - обеспечение эффективной работы государственных органов в соответствии с их компетенцией;
    • - совершенствование условий государственной службы и профессиональной деятельности государственных служащих;
    • - обеспечение действия принципа открытости в деятельности государственных служащих и государственных органов;
    • - создание и поддержание в государственных органах благоприятных межличностных отношений, которые обеспечивали бы развитие положительных личных качеств работников.

    Каждый вид государственной службы, осуществляемой специальными органами государственной власти (например, федеральными службами), имеет свои установленные в нормативных актах задачи.

    Теоретических наработок на этот счет немного, к тому же они нередко противоречат друг другу. Так, Ю. Н. Старилов считает, что главной целью государственной службы является практическое осуществление функций государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленых в Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов Федерации. В свою очередь, А. Ф. Ноздрачев выделяет следующие цели государственной службы:

    • - упорядочение работы государственного аппарата;
    • -установление требований к функциям и правомочиям по государственным должностям;
    • - определение компетентности и профессиональной подготовленности государственных служащих;
    • - регламентация способов и процедур анализа и оценки эффективности функционирования государственного аппарата;
    • - формирования условий обеспечения государственных служащих, включая материальные, социальные и правовые гарантии государственной службы.

    Нетрудно заметить, что в последнем подходе к определению целей государственной службы государственные чиновники замыкаются в основном на аппаратных потребностях, а потребности и интересы людей выступают как бы на втором плане.

    На взгляд автора, цели государственной службы должны совпадать с национальными целями. В этой связи, заслуживает внимания точка зрения Г. В. Атаманчука, который считает, что смысл и цели нормального государства состоят в том и только в том, чтобы благоприятствовать материальному и духовному развитию своего народа.

    Каждая социальная подсистема обладает собственной основной целью, но она носит подчиненный характер относительно главной цели государства. В качестве основной цели демократического правового государства можно считать создание условий, позволяющих гражданам достигать цивилизованных стандартов жизни, свободно развивать человеческую личность. Предприятия, организации, учреждения, муниципальные образования, субъекты Федерации могут стремиться к достижению собственных целей, ориентируясь на основную цель государства. В противном случае государство будет разрушаться.

    В настоящее время Россия не имеет четко выстроенного "древа целей".

    Формулирование целей государственной службы представляет собой достаточно сложный и противоречивый процесс. В основе рационального подхода к постановке целей для государственной службы лежит обмен взглядов политической элиты и большинства граждан на глубинные потребности и интересы людей, объединенных в государство. Если этого не наблюдается, то самосохранение захваченной власти-собственности превращается в единственную цель существования государственного режима. Как отмечает М. Дмитриев, "цели для государственного аппарата не обозначены и заменены технологиями. Это открывает перед госаппаратом простор для реализации собственных целей и использования "неформальных" рычагов управления. В результате, госаппарат слабо защищает интересы общества, крупных социальных групп, но хорошо защищает свои собственные, ведомственные, "клановые", нейтралистские или региональные интересы, интересы групп.

    Цели государственной службы можно классифицировать по различным основаниям:

    • - по степени общественной важности: а) стратегические, связанные с качеством жизни общества, его сохранением или преобразованием; б) тактические, определяющие конкретные действия во времени и пространстве по достижению стратегических целей;
    • - по результатам: а) конечные; б) промежуточные;
    • - по времени: а) долгосрочные; б) среднесрочные; в) краткосрочные;
    • - по сферам общественной жизни: а) экономические; б) политические; в) социальные; г) духовные.

    Цели необходимо согласовывать для того, чтобы они поддерживали и взаимообусловливали друг друга.

    Выясняя задачи государственной службы, необходимо учитывать, что государственные служащие активно участвуют в разработке проектов законов, программ, выражающих внутреннюю и внешнюю политику страны, предложений об изменениях в структуре государственных органов, текущих решений органов государственной власти. Поэтому среди основных задач государственной службы можно выделить следующие:

    • - обеспечение конституционного строя;
    • - выработка стратегии экономического, социального, политического развития страны;
    • - подбор кадров, способных реализовать стратегию развития страны;
    • - создание организационных структур государственной власти;
    • - принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны;
    • - защита прав, свобод и законных интересов граждан, создание условий для развития человеческой личности;
    • - создание необходимых условий для реализации функций государственных органов.

    В системе государственного управления государственнная служба предназначена для выполнения двуединой задачи. Во-первых, это оказание административной (аппаратной) поддержки политическому руководству страны, во-вторых, - изучение проблем управления и интересов всех слоев населения, в чем так нуждаются госудапрственные органы.

    Каждый вид государственной службы выполняет свои установленные в нормативных правовых актах задачи.

    Цели государственной службы можно классифицировать по следующим признакам.

    • 1. Социальные:
      • а) исполнение и обеспечение полномочий государства и его органов;
      • б) решение общегосударственных задач управления;
      • в) выполнение публичных дел;
      • г) практическое осуществление функции государства;
      • д) создание условий для связи государственного аппарата с народом.
    • 2. Экономические:
      • а) повышение эффективности государственного регулирования экономики;
      • б) осуществление от имени государства управления государственной собственностью;
      • в) поддержка предпринимательства;
      • г) обеспечение финансирования затрат на государственную службу;
      • д) снижение затрат на содержание государственного аппарата.
    • 3. Государственно-политические:
      • а) укрепление правового социального государства;
      • б) организационно-техническое обеспечение органов государственной власти;
      • в) создание условий для связи государственного аппарата с населением;
      • г) выполнение конституционных требований о государственной поддержке социальной сферы;
      • д) обеспечение благосостояния общества.
    • 4. Организационные:
      • а) обеспечение полномочий государственных органов;
      • б) приведение структуры государственного аппарата в соответствии с задачами государственной службы;
      • в) совершенствование норм, стандартов, правил регулирования состава государственного аппарата, продвижения по службе.
    • 5. Правовые:
      • а) реализация государственными служащими законодательства страны;
      • б) разработка специализированного законодательства о государственной службе;
      • в) обеспечение соблюдения законодательства страны;
      • г) создание правовых условий для нормального функционирования государственного аппарата.

    Государственная служба как явление может быть рассмотрена в различных аспектах: как один из видов профессиональной управленческой деятельности, как правовой институт, как социальное явление и т.д.

    В отечественном законодательстве под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения пол­номочий государственных органов. В качестве ведущего признака в определе­нии данного понятия выделяется профессиональная деятельность, которая осу­ществляется на основе специальных знаний и навыков, заключающихся в не­прерывном, преемственном и компетентном обеспечении полномочий государ­ственных органов лицами, находящимися на государственных должностях.