Как называется веточка под которой целуются. Поцелуи под омелой

Доктор биологических наук Б. ГОЛОВКИН.

Наука и жизнь // Иллюстрации

В Америке растет похожий на омелу форадендрон желтоватый (Phoradendron blauescens).

Наука и жизнь // Иллюстрации

В Западной Австралии встречается ближайший родственник омелы и форадендрона - нуитсия обильноцветущая (Nuytsia floribunda). К Рождеству она покрывается множеством желто-оранжевых цветков.

А теперь немного о том, каким образом омела стала знаменитой.

Древнеримский ученый Плиний Старший еще в I веке нашей эры описал кельтских жрецов - друидов, живших на территории нынешней Англии. Среди волшебных трав, которыми пользовались друиды, омела занимала одно из ведущих мест в борьбе с нечистой силой. Может быть, в связи с таким свойством это сохраняющее свою зелень зимой изящное растение стали впоследствии использовать и в качестве традиционного рождественского украшения.

Рождественское увлечение омелой имело еще одну сторону - игровую. Поцелуй под висящей на потолке омелой считался приносящим вечную любовь и, как думали в старину некоторые чопорные англичане, должен привести к неизбежному браку. Можно себе представить, сколько семейных союзов зарождалось в Рождество под омелой!

Объяснение этому обычаю можно найти в скандинавских сагах. Бальдур, бог мира, был ранен стрелой, сделанной из омелы, и исцелен от раны по просьбе других богов и богинь. После этого омелу отдали во власть богини любви, которая установила, что каждый проходящий под омелой должен получить поцелуй в доказательство того, что эта ветвь стала эмблемой любви, а не ненависти.

Вместе с первыми переселенцами английский обычай перекочевал за океан - в Америку. Но поскольку в Америке омела не растет, ее место занял в домах похожий на нее форадендрон (Phoradendron).

Почитание отдельных растений мы встречаем в верованиях и обычаях не только древних друидов и современных англичан и американцев. Еще у наших предков - славян существовали предметы - обереги. Само название подсказывает их назначение: оберегать людей от несчастий, в первую очередь от притязаний нечистой силы. В. И. Даль так определяет оберег: "талисман, ладанка, привеска от сглазу, от огня, воды, змеи, падежа, порчи свадеб, болезней и пр.".

Оберегами были не только камни с магическими свойствами, но и некоторые растения.

Осина, в частности, отваживала русалок, вредивших крестьянским посевам. В Полесье существовал весенний обряд "проводов русалки", который сопровождался песней:

Проведу русалку, проведу,
Дай осинкою заломлю,
Штоб русалочка не ходила,
Мого житечка не ломила.

Оберегом от русалок стала также полынь: они боялись ее запаха. Неприятны им были и другие травы: хрен, чеснок, любисток.

Осиновый кол издавна считался лучшим средством усмирения "ходячего" покойника и вампира. Его вбивали в могилу или ставили на ней осиновый крест, а умерших колдунов и утопленников сжигали на костре из осиновых дров. Осина изгоняла многие болезни, особенно связанные с лихорадочными явлениями: "Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне леготу!".

От нечистой силы, а также от болезней оберегала людей береза (не нечистую ли силу изгоняли из себя березовыми вениками в бане?).

Ведьмы боялись крапивы и мака, им посыпали дом и хлев. У французов же оберегом от ведьм считалось льняное семя, которое носили в кармане или насыпали в сапог. Поляки эти же свойства находили у любистока, мяты, цветков конопли, юго-западные славяне и итальянцы - у чеснока.

На Украине оберегом от нечистой силы и болезней был барвинок. Возможно, именно эти его свойства имели в виду, когда из барвинка плели свадебные венки и делали "квитки" - маленькие букетики для присутствующих на свадьбе гостей.

Для изгнания чертей из постоянных мест их обитания у сербов использовали колючий боярышник, а у русских - чертополох.

Оберегом от лешего считали лутовку - очищенный от коры кусок липового полена. Оберегал жителей от появления дьявола крест из тиса, установленный при въезде в деревню. Верили, что тень от такого креста смертельна для нечистой силы.

Надежным оберегом от болезней у всех славян была верба. Так, сербы и македонцы опоясывались ветками вербы при жатве, "чтобы не болела спина". Объясняли тогда это так: "Я обвенчал свою болезенку с вербочкой".

Вспомним, что в древнегреческих мифах многие герои кончали свою жизнь тем, что превращались богами кто в лавр, кто в гиацинт, нарцисс, сирень, давая им свои имена.

Дриады - лесные нимфы - покровительствовали посвященным им рощам и отдельным деревьям и преследовали нечестивых дровосеков, срубивших их. Поэтому-то и сохранялись неизменными, неприкасаемыми священные рощи, где росли уникальные деревья. Для южных славян был характерен культ дуба, который считался деревом, посвященным Перуну, для восточных и отчасти западных славян - культ березы и в меньшей степени клена, липы и вербы. В то время существовали праздничные дни и даже недели, связанные с тем или иным растением. Последняя неделя перед Троицей (в июне) называлась русалии или Русальной неделей. Предполагают, что русалии - это видоизмененный религией славян античный праздник роз - розарий, или розалий. В нем же лингвисты видят этимологическую, смысловую основу самого названия "русалки" - божества диких роз, шиповника. Впоследствии эта основа была нашими предками, видимо, утереяна и Русальная неделя обходилась без роз, хотя венки из цветов для девушек плелись обязательно. Участницы праздника выбирали одну девушку, исполнявшую роль русалки, наряжали ее в праздничные одежды и украшали венком или даже несколькими венками. В последний день Русальной недели эту "русалку" выводили в поле ржи, на берег реки или на кладбище. Русалий венок летел за ограду, на костер или в воду, а девушки, подружки русалки, поспешно разбегались, чтобы та их не догнала.

В народном календаре до сих пор бытуют праздники, связанные с растениями: Яблочный Спас, Вербная неделя, Цветное (Цветочное) воскресенье, Кленовая суббота, Ореховый Спас, Травяная пятница. Так, на Вознесение или в Духов день дома украшали ветками лещины, которые считались средством общения с умершими родственниками. На Троицу - 50-й день после Пасхи - обязательно использовалась троицкая зелень: молодые березки, клен, дуб, липа, рябина, орешник.

Считается, что впервые обычай ставить перед жилищами маленькие елки под Рождество появился в Германии лишь в XVI веке. Тогда же елки стали украшать... фруктами, преимущественно яблоками.

В нашей стране рождественские (они же новогодние) елки появились позже. Отмечая начало нового 1700 года 1 января (до этого год в России начинался 1 сентября), Петр I приказывал: "У домов...впредь на воротах учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе у нижней аптеки". Заметьте: здесь нет категоричного указания - елки и ничего иного. Есть еще альтернатива: не только деревья, возможно использование просто веток. Но, несмотря на такие вольности, "учинить" заморскую традицию на Руси долго не удавалось. Лишь в сороковых годах XIX столетия первую "общественную" елку устроили в Санкт-Петербурге жившие там немцы. Казалось бы, затея Петра после этого прочно укоренилась. Однако "немецкие корни" рождественской елке позднее все же припомнили. Случилось это вскоре после начала Первой мировой войны, когда Священный синод запретил елку, "как вражескую, немецкую затею". Запрет этот существовал и в первые годы советской власти, однако позднее елка снова появилась в наших домах, но уже не как рождественская, а как новогодняя.

Лесную красавицу украшали игрушками, фруктами, сладостями, свечками. В канун 1895 года свечки были заменены гирляндами электрических лампочек. Произошло это в Вашингтоне, перед Белым домом. И там же, перед резиденцией Президента США, позднее красовалась самая высокая (более 67 м) рождественская красавица. Об этом можно прочитать в Книге рекордов Гиннесса.

См. в номере на ту же тему

«Рождественская омела» — основное традиционное рождественское украшение в Англии, до распространения рождественской ёлки во второй половине XIX столетия.

Вероятно, обычай украшать ветками омелы праздники, приходящиеся на дни зимнего солнцестояния, сохранился в Англии со времён друидов, которые считали вечнозелёную омелу священным растением. Изначально простые пучки омелы подвешивали к потолку. Традиционное английское украшение имеет форму двойного кольца или сферы с каркасом из проволоки, которая полностью покрывается зеленью: омелой, плющом, падубом. Красные яблоки, груши или апельсины могут быть связаны лентами и подвешены в центре. Кроме того, к каркасу могли крепиться свечи. Другой формой «рождественской омелы» являлась только верхняя часть полусферы.

Девушку, случайно оказавшуюся под висящей веткой омелы, позволялось поцеловать любому. Отсюда происходит название «ветка поцелуев».


Интерес к своему прошлому вспыхнул в эпоху Возрождения и больше никогда не покидал людей. Так что в «викторианском» 18 веке омела, наконец, вернулась в Британию, а затем Европу и Америку, - но уже в несколько ином облике.

Согласно рождественским обычаям, под ярко украшенными рождественскими венками из ветвей омелы и вечнозеленых растений любые два человека должны поцеловаться и отщипнуть ягодку омелы. Те, кто намеренно поцелуются под таким венком на Рождество, считаются помолвленными – и в наступающем году непременно сыграют свадьбу. Омела так же символизирует удачу и процветание, поэтому во Франции традиционное поздравление звучит как «С омелой в Новом году!»

Древняя Британия

Когда природа увядает, омела покрывается жёлтыми цветами, и к заснеженному декабрю на ней поспевают жемчужно-белые ягоды. В кельтской традиции этот месяц связан с возрождением жизни: после праздника Йоль, который отмечался в самую долгую ночь с 21 на 22 декабря, день увеличивается - и начинается подготовка к лету. Так что омела удачно вписалась в кельтский календарь: её считали символом жизни, бессмертия и возрождения, плодородия, богатства, здоровья, а так же оберегом от тёмных сил.

У друидов была необычная традиция сбора омелы, причём особым уважением пользовались растения, выросшие на ветвях дуба – это являлось признаком того, что дерево отмечено богами. На шестой лунный день одетые в белые одежды жрецы карабкались на дерево и срезали растение золотым серпом – поскольку, согласно поверьям, омела не должна соприкасаться с железом. Она так же не должна коснуться земли, иначе потеряет свои магические свойства, так что собранные ветви складывали в белый плащ. Правильно добытая омела считалась хорошим лекарством от эпилепсии и служила как ядом, так и лекарством. Для защиты жилища от злых духов пуски омелы подвешивали к потолку, а мечтающие о детях женщины всегда носили веточку омелы при себе.

Скандинавские традиции

В Скандинавии омела служила символом перемирия: даже враждующие викинги, встретившись под ней, складывали оружие и должны были сохранять мир до следующего дня. Корни этого обычая уходят в фольклор. «Новогодняя» скандинавская легенда повествует, что храброму и мудрому богу летнего солнца Бальдру, сыну Одина и богини любви Фреи, однажды приснился сон, говорящий о приближении смерти.

Стремясь уберечь любимого сына, Фрея взяла обещание у стихий огня, воды, воздуха и земли, чтобы те не причиняли Бальдру вреда. Она обратилась ко всем животным и растениям с той просьбой, но забыла про омелу, растущую высоко над головой. Тогда злой и коварный бог Локи смазал ядом омелы стрелу, которая убила Бальдра. Но боги сжалились над безутешной матерью и воскресили его (в день зимнего солнцестояния). От радости Фрея стала целовать всех, кого встречала под белыми ягодами омелы, выросшими из её слёз. С тех пор считается, что омела дарит жизнь и исцеляет от болезней, а поцелуй под омелой является залогом всепобеждающей любви.

А ещё под омелой могли примириться поссорившиеся супруги или влюбленные, поскольку у этого растения и жемчужные ягоды, и листья растут попарно – и никогда не расстаются. Пучки этого доброго растения вывешивали над входом в дом – чтобы «всяк сюда входящий» оставил дурные намерения, а путники знали, что найдут здесь приют

Античные традиции

Обычай целоваться на Рождество под веткой омелы, возможно, происходит и от древнеримских Сатурналий в день зимнего солнцестояния: в этот день проводились свадебные церемонии, и присутствующим разрешалось целовать даже совершенно незнакомых людей.

В «Энеиде» Вергилия главный герой по совету Сивиллы добывает «золотую ветвь омелы» и приносит ее в жертву Прозерпине для того, чтобы попасть в подземное царство и увидеть отца. Точно так же растение называли служители культа Дианы: священной роще близ города Ариции существовал «благословлённый» омелой дуб, который охранял «лесной царь», супруг Дианы. Стражем обычно назначался раб, который сохранял этот титул, пока был в состоянии с оружием в руках преградить доступ к дереву другому претенденту на это звание.


Разные страны Европы


В конце концов они решили, что округлые кустики появляются на тех ветвях, в которые ударила молния. Так в Швейцарии, Чехии и Германии омелу стали называть «громовой метлой», и сжигали пучки растения в печи – чтобы уберечь дом от ударов молний и заодно от ведьм и злых духов.

Позже омелу стали называть «птичьим клеем» - и не только потому, что из ягод можно сварить неплохой натуральный клей. Птицы поедают эти дары природы и пачкаются липким соком. Перелетая с дерево на дерево, они чистят клювы об ветки и переносят семена – вот и весь секрет «интимной жизни» омелы.

Славянские традиции

Это растение, не имеющее собственных корней и сосущее соки из лиственных деревьев (дуба, березы, орешника, яблони), реже из хвойных (сосны), считали обязанным своим появлением дьяволу. На Полесье встречались такие толкования ее происхождения: “черт по дереву лазил и потерял свой венок”, “чорт вянок звiў на дрэве”. В Полесье считают омелу демоническим растением – в ее ветвях прячутся самодивы (юды), которые могут как помочь человеку, так и принести ему вред.

С другой стороны, Омела — священное растение. Ею украшают себя девушки и невесты, ее затыкают за балку потолка в доме «для здоровья и счастья» (болгары). Считается, что Омела вечна, она не исчезает, не увядает, растет без корней, не касаясь земли, не имеет семени: ее происхождение считают чудесным. Омела сама размножается, она растет между небом и землей; полагают, что она спадает с неба на ветви священных деревьев (дуб, ясень, акация). По мнению болгар, омелу сажают на деревьях птицы. На Руси ее называют «вихорево гнездо».

Вместе с тем омеле могло приписываться и небесное происхождение: она будто бы падает с неба на ветки священных деревьев (дуба, ясеня), появляется “от больших дождей”, ее сажают птицы.На русском Севере с помощью омелы, снятой в Великий четверг во время заутрени, добывали “деревянный” огонь, дымом которого окуривали скот, чтобы защитить его от болезней и нападения нечистой силы. В Словакии под Новый год ее закапывали под порогом хлева, чтобы защитить скот от ведьм. Средневековые польские и чешские травники советовали класть детям в колыбель омелу, которая росла на яблоне или на боярышнике, чтобы их не пугали злые духи и не мучили ночные кошмары.

Омела - растение, с которым связаны красивые рождественские ритуалы. Каждый год европейцы покупают тоненькие веточки омелы и подвешивают их над дверью.

Считается, что если влюбленная пара поцелуется под веточкой омелы, то ее ждет «неземная» любовь и потомство с крепким здоровьем.

Поцелуй под омелой

Симпатичная традиция целоваться на Рождество под ветками омелы, скорее всего, берет начало в древнескандинавской мифологии, где омела была растением богини любви Фрейи, Всякий раз, когда молодая пара целовалась под веткой омелы, юноша срывал ягоду, когда ягоды заканчивались, заканчивались и поцелуи. Если девушка стоит под омелой, то она не вправе отказать в поцелуе.

Богиня любви Фрейя

Поцелуй под висящей на потолке омелой, как думали в старину чопорные англичане, должен привести к браку и детям. Некоторые исследователи утверждают, что традиция целоваться под веточкой омелы связана с древним праздником римских Сатурналий, когда люди просили у богов любви, удачи на грядущий год и большого потомства. Римляне ценили омелу как символ мира, так что традиционный поцелуй под омелой - это римский обычай.

Чаще всего встретить омелу можно на дубах и соснах, несколько реже - на яблонях и других фруктовых деревьях. Зимой, когда деревья теряют листья, кустики омелы особенно хорошо заметны на оголенных ветвях. Посреди зимы она цветет желтыми цветами и дает белые ягоды. Влагу и питательные вещества омела получает из дерева, к которому «приросла», питаясь его «целительными соками». Омела символизирует бессмертие и возрождение.

Омела – золотая ветвь друидов

Жрецы-друиды верили в удивительные целебные свойства омелы и ее магическую силу. Омела белая, так же, как и дуб, служила предметом их суеверного почитания. Ибо все, растущее на дубе, считалось божественным. Еще Цезарь описывал окруженный таинственностью ритуал собирания друидами омелы. Плиний Старший в «Естественной истории» отмечал, что друиды срезали омелу золотым серпом. Собирали омелу всегда в одно и то же время года: в летнее и зимнее солнцестояние. При этом ветвь растения не должна была касаться земли. Прежде чем срезать ее, друиды просили разрешения у дерева. Того, кто забывал это сделать, ждали большие неприятности.

Прежде чем срезать омелу, друиды просили разрешения у дерева

По другой традиции, омелу следовало срезать через шесть дней после полнолуния одним резким движением. Сорванная таким образом омела оберегала от колдовства, с ее помощью можно было отыскать подземный клад.

Считалось, что напиток из омелы обеспечивал неуязвимость, заживлял язвы, помогал женщинам избавиться от бесплодия. Старые друиды использовали омелу, чтобы защититься от злых намерений и стать невидимыми. Кроме того, она применялась в качестве лекарственного средства.

Надо сказать, что друиды были близки к истине: современная фармацевтика рекомендует омелу для лечения болезней сердца и восстановления после оперативного вмешательства.

Нашли опечатку? Выделите и нажмите CTRL+Enter

С очень древних, незапамятных времен, омела считается одним из самых волшебных, таинственных и священных растений, упоминающихся в европейском фольклоре. Древние манускрипты утверждают, что она способна даровать жизнь и плодородие, защищать от яда, и быть сильным афродизиаком. Но откуда произошла традиция вносить ветку омелы в дом именно на Рождество?

Древняя легенда, связанная с омелой

Предположительно, традиция целоваться под омелой уходит своими корнями в историю древних викингов. Около 800 г. н. э. появилось первое зафиксированное мифическое свидетельство этого. Хотя, тот, первый поцелуй под омелой был символом не любви мужчины к женщине, а проявлением материнской любви к сыну. В то время пантеон божеств варваров был очень многочислен. И однажды так случилось, что один из богов - Бальдр, бог летнего солнца - был убит ядом из омелы. Согласно древним верованиям, это означало, что скоро все живое на земле должно было погибнуть. Его матери, богине любви - Фригг - невероятными усилиями удалось его вернуть к жизни через три дня. От радости, что сын снова открыл глаза и улыбнулся ей, она поцеловала каждого, кто прошел под омелой, а ее слезы - стали жемчужно-белыми ягодами на диком растении.

А вот культом для влюбленных омелу сделали древние греки. Они придумали красивый обряд, который каждый год становился заключительным событием фестиваля Сатурналий. Тогда парни брали веточку омелы, подходили к понравившейся им девушке, и целовали ее. Дни фестиваля были благодатным временем, в которое разрешалось влюбленным открыто демонстрировать свои чувства. Скоро поцелуй под омелой стал примитивным обрядом бракосочетания.

… обожествление растений, животных, камней - вполне логичное деяние для язычества. Но причем тут поцелуй? Вот это не понятно…

Современный обряд «поцелуя под омелой»

Видимо потому, что омела может примирять враждующих людей, сближать стеснительных, делать более раскованными скромных, рождественский обряд «поцелуя под омелой» живет и процветает до сих пор. Хотя, современная традиция целования немного отличается от древней. Теперь в определенное время рождественского праздника девушка становится под гроздью омелы и ждет.

Если среди присутствующих есть влюбленный в нее парень, он должен поспешить ее поцеловать. Его поцелуй - это безмолвное предложение руки и сердца. Девушка же, в свою очередь, не может отказать парню в поцелуе (так гласит священный закон древних викингов). Если же она готова разделить с ним дальнейшую жизнь, то должна в знак согласия, сорвать с омелы ягоду. Такой союз, заключенный под омелой, считают благословенным временем, людьми и богом. В некоторых частях Англии, существует еще один обряд. На 12 день после Рождества, омелу, под которой целовались парни и девушки, сжигают. Это означает, что они уже не могут изменить свое решение, и обязательно должны вступить в брак.

А если среди присутствующих нет влюбленного в девушку парня? Что тогда?

Если девушка осталась «нецелованной» под омелой, это значит, что она в грядущем году не выйдет замуж. Хотя, в принципе, на древних друидов, кельтов и греков в наше время можно смотреть, мягко говоря, философски.

Рождественская омела и знаменитости

Именно так и делают наши и зарубежные звезды. За рубежом даже устраивают благотворительные торги. Их суть: купить за большие деньги право поцеловать под зонтиком омелы известного человека (актера, музыканта, политика и пр.). И, поверьте, много желающих находиться платить миллионы за совершение обряда с кумиром!

Например, в этом году на рождественских торгах в Ковент-Гарден (Лондон) звезда танцевальных телешоу мира Луи Спенс купил право поцеловать под омелой известную британскую телеведущую Кристину Блейкли за 25 000 евро.

Параллельно, в Мэдисон Сквер Гарден, в Нью-Йорке, актеры Гарри Стайлес и Лайм Пейн выкупили за «сумму, эквивалентную стоимости хорошего автомобиля в США» право поцеловать под омелой популярную певицу Тейлор Свифт. Теперь, правда, не ясно, как они поделят ягодку омелы и такую желанную для многих невесту?

А популярный ведущий американского развлекательного шоу Мишель Розман, вообще в рождественские дни решил не расставаться с омелой! При этом (совершенно бесплатно!) перецеловал всех звезд, которые приходили к нему на эфир! Эх, плут и затейник!

Русские традиции и рождественская омела

Наши, русские парни и девушки, в последние годы тоже активно начали перенимать древние европейские традиции. Правда, часто нашим парням, для того, чтобы поцеловать девушку, лень лезть на высоченный дуб и срезать омелу… Сложно это, и ноги мерзнут в январе-то … Да и русская традиционная калина отлично выполняет роль грозди ядовитой омелы, даже лучше, ведь ее можно есть!

Еще наши деды и прадеды целовались под калиной, давали клятвы верности, обеты дождаться с войны.

Да и русская девушка не будет скромно, как европейка или американка, стоять под омелой и ждать, когда же ее поцелуют-то! Наши «леди» привыкли брать быка за рога! И если подходящего парня нет в «зоне досягаемости» Дедушка Мороз тоже отлично подойдет! Ну и вправду, не сидеть же в девках всю жизнь!

Эх, хороша традиция! Жаль только, что Рождество только раз в году! А это значит, что если хочешь дать клятву любви и верности на всю жизнь, и получить благословение высших сил на будущий союз, нужно ждать месяцами? «Можно и не ждать, а поступить хитрее!», - рекомендуют бывалые. Например, подарить любимой девушке сережки с ягодками омелы. Пусть примеряет. А вы, в это время, не теряйте времени! Используйте наши советы на практике, и пусть в вашу жизнь ворвется счастье!