Виды актов и порядок их составления. Коммерческий акт, правила оформления Коммерческий акт составляется в случае

Коммерческие акты составляются в соответствии со статьей 119 Федерального закона "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" для удостоверения следующих обстоятельств:

несоответствие наименования, массы, количества мест груза, багажа, грузобагажа данным, указанным в перевозочном документе;

повреждение (порча) груза, багажа, грузобагажа и возможные причины такого повреждения;

обнаружение груза, багажа, грузобагажа без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза, багажа, грузобагажа;

возвращение железной дороге похищенного груза, багажа, грузобагажа;

непередача перевозчиком груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение двадцати четырех часов после оформления документов о выдаче груза. В данном случае коммерческий акт составляется только по требованию грузополучателя.

Коммерческий акт составляется:

при выгрузке груза, багажа, грузобагажа в местах общего пользования - в день выгрузки, в соответствующих случаях - в день выдачи грузов грузополучателю (получателю);

при выгрузке грузов в местах общего пользования - в день выгрузки груза, багажа, грузобагажа, в необходимых случаях - в день выдачи груза, багажа, грузобагажа грузополучателю, пассажиру, получателю;

при выгрузке груза в местах необщего пользования - в день выгрузки груза, при этом проверка груза должна проводиться в процессе его выгрузки или непосредственно после выгрузки груза;

в пути следования груза, багажа, грузобагажа - в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом;

При невозможности составить коммерческий акт в указанные в настоящей статье сроки он должен быть составлен в течение следующих суток.

При выдаче с участием перевозчика однородных грузов, которые перевезены отдельными отправками навалом или насыпью и прибыли за данные календарные сутки от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя в исправных вагонах без признаков утраты, выявленная недостача, превышающая норму естественной убыли массы таких грузов и значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто грузов, либо выявленные излишки, составляющие разницу между массой грузов, определенной на железнодорожной станции назначения, с учетом значения предельного расхождения в результатах определения массы нетто грузов могут оформляться одним коммерческим актом.

Недостача или излишки грузов, перевозимых навалом, насыпью или навалом с перевалкой либо перегрузкой в пути следования, отгруженных одним грузоотправителем в адрес одного грузополучателя и прибывших в исправных вагонах без признаков утраты в пути следования, определяются по результатам проверки всей партии одновременно выданных грузов и оформляются, как правило, одним актом.

Данные в коммерческом акте указываются на основании перевозочных документов, книг перевески грузов на вагонных и товарных весах и других документов, по которым проводилась сверка грузов.

В случае составления коммерческого акта при перевозке скоропортящихся грузов к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается надлежаще заверенная копия сертификата качества или удостоверения о качестве, составленная работником железнодорожной станции (далее - станции) на основании подлинного документа, с указанием его должности, фамилии, имени, отчества.

При составлении коммерческого акта о порче скоропортящихся грузов, перевозимых в рефрижераторных секциях, контейнерах, автономных рефрижераторных вагонах для перевозки эндокринного сырья (далее - АРВ-Э), курсирующих с обслуживающей бригадой, к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается выписка о температурном режиме в пути следования из рабочего журнала (форма ВУ-85), подписанная руководителем обслуживающей бригады рефрижераторной секции, контейнера, АРВ-Э, заверенная подписью работника, назначенного начальником станции, и печатью станции выгрузки с указанием должности работника станции, его фамилии, имени, отчества. При этом в коммерческом акте указывается значение температуры воздуха в рефрижераторной секции, контейнере, АРВ-Э перед выгрузкой, исходя из показаний приборов рефрижераторной секции, контейнера, АРВ-Э.

В случае составления коммерческого акта при перевозке животных и грузов, подконтрольных Госветнадзору, к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается копия ветеринарного свидетельства (сертификата).

В случае составления коммерческого акта при перевозке подкарантийных грузов к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается копия сертификата, удостоверяющего отсутствие в грузах карантинных организмов.

В коммерческом акте указываются по каждой отправке номер вагона, род вагона, количество запорно - пломбировочных устройств (ЗПУ) и нанесенная на ЗПУ информация, число мест и масса груза, значащиеся по перевозочным документам и оказавшиеся в наличии. В случае определения массы груза на вагонных весах указывается масса брутто, масса тары вагона (с трафарета или проверенная на весах) и масса нетто. Сведения о перевеске вагонов указываются в перечне, который прилагается к коммерческому акту. Перечень подписывают лица, подписавшие коммерческий акт.

Коммерческие акты составляются станциями в трех экземплярах на бланке, предусмотренном настоящими Правилами, с типографской нумерацией и заполняются на компьютере или пишущей машинке без помарок, подчисток и каких-либо исправлений.

На каждом коммерческом акте проставляется строчный штемпель станции.

Первый экземпляр коммерческого акта используется железной дорогой для расследования обстоятельств, послуживших основанием для его составления.

Если коммерческий акт составлен на станции назначения, то второй его экземпляр выдается грузополучателю по его требованию.

Третий экземпляр коммерческого акта хранится в делах станции, составившей его.

При перевозках грузов с использованием электронной накладной коммерческие акты могут составляться в электронном виде. Один экземпляр коммерческого акта хранится в делах станции, составившей коммерческий акт в электронном виде. При этом коммерческий акт в электронном виде передается составившей его станцией в информационно - вычислительный центр железной дороги, в состав которой она входит. На основании данных такого коммерческого акта в электронную накладную вносятся в установленном МПС России порядке отметки, предусмотренные правилами заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте.

Коммерческие акты, составленные в электронном виде на станции отправления и на попутной станции, прикладываются к электронной накладной.

Коммерческий акт в электронном виде при необходимости может быть распечатан в виде его бумажной копии. При этом в графах "Подпись" печатаются фамилии лиц, подписавших подлинный коммерческий акт. Все проставленные на подлинном коммерческом акте штемпеля воспроизводятся в машинопечатном виде. Бумажная копия коммерческого акта в электронном виде заверяется календарным штемпелем станции, которая его распечатала.

По требованию грузополучателя станция назначения обязана в течение трех дней выдать коммерческий акт, составленный по данной отправке.

Выдача коммерческого акта грузополучателю производится при предъявлении доверенности на получение груза, а для физических лиц - паспорта или иного документа, удостоверяющего личность лица, под роспись на экземпляре коммерческого акта, остающегося в делах станции.

В случае отказа перевозчика от составления коммерческого акта или оформления коммерческого акта с нарушением требований Транспортного устава и настоящих Правил грузополучатель, пассажир имеет право подать заявление перевозчику в письменной форме.

Перевозчик обязан дать грузополучателю мотивированный ответ по существу заявления: в отношении скоропортящихся грузов - в течение одного дня, в отношении других грузов - в течение трех дней со дня получения заявления.

Если коммерческий акт выдан грузополучателю на недостачу груза, прибывшего по основной отправке, то при прибытии этого груза по досылочному документу станция назначения при предъявлении грузополучателем накладной на основную отправку и выданного ему коммерческого акта в накладной и во всех экземплярах коммерческого акта в разделе "Ж" должна сделать отметку о том, что недостающий груз по данной отправке прибыл по досылочному документу (с указанием его номера). Кроме того, в отметке указываются номер вагона (номера вагонов), наименование станции, оформившей досылку, дата оформления досылки и дата выдачи недостающего груза. Отметка подписывается ответственными лицами и заверяется штемпелем станции. По прибытии последней части груза, указанной в коммерческом акте как неприбывшая, грузополучатель возвращает станции коммерческий акт для хранения в ее делах.

Составление коммерческого акта на недостачу груза, прибывшего по основной отправке, перевозка которого производилась по электронной накладной, осуществляется в электронном виде станцией назначения и передается в информационно - вычислительный центр железной дороги назначения. По прибытии груза по досылочным документам при внесении отметки в раздел "Ж" всех экземпляров коммерческого акта и в бумажную копию электронной накладной формы ГУ-27у-ВЦ (накладная) на основную отправку (в случае выдачи грузополучателю электронной накладной в виде ее бумажной копии) аналогичная отметка должна быть сделана и в электронном коммерческом акте. При этом в электронную накладную на основную отправку заносится отметка о дате выдачи части груза, прибывшего по досылочному документу.

Коммерческий акт это документ, относящийся к бумагам строгой отчетности. Особенности его составления строго регламентированы. Этот документ фиксирует и удостоверяет все обстоятельства, которые дают основания привлечь у имущественной ответственности всех виновных субъектов (транспортную фирму, пассажиров, грузополучателей и отправителей багажа).

Сущность коммерческого акта

По нормам российского Гражданского процессуального кодекса, когда сторона подает иск, она обязана доказать обстоятельства, которыми они обосновываются. Указанные факты должны подтверждаться документальными доказательствами.

По спорам, которые связаны с нарушением условий договора на перевозку грузов, пассажиров, багажа, обстоятельства, которые могут служить причиной привлечения к ответственности материального характера на железной дороге, удостоверяются специальными документами общего типа. Такая бумага это коммерческий акт.

Ответственность грузополучателей, пассажиров, грузополучателей фиксируется документами, которые составляются железнодорожными станциями, согласно статье 119 Устава железнодорожного транспорта.

Цели составления коммерческого акта

Коммерческий акт это документ, который составляется в целях удостоверения следующего перечня обстоятельств:

  • установление несоответствия между названием, количеством или массой грузомест, багажа и сведениями, которые указаны в документах на перевозку;
  • повреждения и порчи груза, багажа или грузобагажа;
  • обнаружение грузобагажа, груза, багажа при отсутствии документов или бумаг без груза, багажа, грузобагажа;
  • возвращение железнодорожной станции украденного груза, багажа, грузобагажа;
  • непередача железнодорожной станцией груза на пути необщего пользования в течение суток после того, как товарная контора станции железной дороги оформила выдачу посылки по документам.

Порядок составления документа

Коммерческий акт это документ, который составляется перевозчиком в тех случаях, когда он обнаружил указанные обстоятельства либо на один из этих фактов указал грузоотправитель или получатель посылки, багажа, грузобагажа.

Порядок заполнения актов коммерческого типа и общих актов устанавливается специальным документом - Правилами грузоперевозок (статья 119 Устава железнодорожного транспорта).

Акт коммерческого типа относится к важнейшим бумагам при рассмотрении оснований и установлении мер ответственности каждого субъекта, задействованного в повреждении, порче, утрате грузобагажа, груза, багажа.

Одновременно с этим такая бумага не считается неопровержимым документом, который окончательно утверждает виновность конкретной стороны при возникновении одной из вышеперечисленных ситуаций. Она должна рассматриваться вместе с прочими документами, прилагаемыми к заявлению претензионного типа.

Акт коммерческого типа составляется исключительно на станциях железной дороги на бланках со строгой отчетностью в трех идентичных экземплярах. Документ заполняется ручкой или посредством печатной машинки, без помарок, исправлений и подчисток.

Момент составления акта

При заполнении коммерческого акта по форме, установленной федеральными нормативно-правовыми актами, важно помнить, что момент заполнения документа строго регламентирован. Если выгрузка товаров производится в местах с общим пользованием, акты коммерческого типа в день осуществления доставки.

В отдельных случаях бумаги заполняются в момент выдачи посылки грузополучателю. Если выгрузка производится в местах, не относящихся к общему пользованию, сведения в документ вносятся в день передачи груза.

Проверка качества и количества товара должна производиться в ходе выгрузки или сразу после нее. В процессе составления бумаги в пути до места остановки железнодорожного состава, станция, которая выявила соответствующие обстоятельства, из-за которых стало необходимо составить акт коммерческого типа, обязана это сделать в этот де день.

Если сделать это в установленные сроки невозможно, соответствующая станция должна зафиксировать сведения в коммерческом акте в течение следующих двадцати четырех часов.

Случаи, когда коммерческий акт не составляется

В некоторых случаях заполнение коммерческого акта по форме, установленной федеральными нормативно-правовыми актами, не предусмотрено. В частности, такой документ не составляется, если разница в весе груза не превышает естественную норму убыли, показатели расхождения в мерах весов или точную норму взвешивания посылки.

В таких ситуациях груз выдается в порядке, который предусмотрен соответствующими Правилами, регулирующими процесс выдачи посылок. На каждом из экземпляров акта проставляется штемпель соответствующей станции.

Один экземпляр отправляется в соответствующую дорожную службу, второй акт выдается получателю груза по требованию, третий - остается в документах на станции, которая ведет указанное дело.

В процессе составления акта коммерческого типа на станции, отправляющей груз, или на обратном пути посылки, второй лист документа прикладывается к ведомости дорожного типа или накладной и направляется вместе с грузом на станцию назначения.

При составлении соответствующего документа делается специальная отметка на обратной стороне ведомости дорожного типа и накладной.

Содержание акта коммерческого характера

При составлении коммерческого акта необходимо помнить, что на все поставленные в бланке вопросы должны даваться четкие ответы. Нельзя прочеркивать и проставлять кавычки вместо повторного указания необходимых данных.

В документе указываются следующие сведения:

  • состояние багажа или груза;
  • обстоятельства, при возникновении которых обнаружили неисправность;
  • проверки правильности размещения, погружения, закрепления груза;
  • наличие защитной маркировки для посылок, которые перевозятся на подвижном открытом составе.

Если товар неправильно загружен, закреплен или размещен, в соответствующем документе указываются виды допущенных нарушений. В акте коммерческого типа не должно содержаться никаких предварительных выводов и предположений относительно причин неисправности доставки или наличия вины перевозчика и грузоотправителя.

В процессе рассмотрения споров, которые связаны с недостачей, повреждением, порчей груза, недопустимо поверхностно оценивать сведения, которые содержаться в актах коммерческого типа.

Например, нужно учитывать, насколько подробно и точно описаны в документе обстоятельства, возникновение которых способствовало обнаружению несохранности груза, и состояние посылки (исправность состава подвижного типа и пломб, отсутствие или наличие следов кражи, правильность и полнота погрузки, крепление и размещение груза, соблюдение погрузочных условий и т.д.).

Судебная практика

Контора «Металлоснабсбыт» подала иск к железнодорожному управлению и грузоотправителю с просьбой взыскать стоимость недостачи одной связанной части труб. Так как в ходе проверки была установлена исправность платформы, на которой доставлялся груз, ответственность была наложена на грузоотправителя.

Решение суда было отменено вышестоящей инстанцией по следующим основаниям. По нормам Устава железнодорожного транспорта, перевозчик может быть освобожден от ответственности на подвижном открытом исправном составе при отсутствии перегрузки, наличии защитной маркировки и присутствии других фактов, свидетельствующих о том, что груз доставлялся в сохранности.

В рассматриваемом деле при заполнении коммерческого акта не указывалось состояние посылки, маркировка, вариант размещения и т.д. Поэтому ответственность должна накладываться на железнодорожную компанию-перевозчика.

Субъекты подписания коммерческих актов

Коммерческий акт (образец ниже) должен подписываться только теми гражданами, которые перечислены в Правилах, регулирующих перевозку грузов. Отказ от подписания документа недопустим. Если одна из сторон не согласна с содержанием бумаги, она вправе в письменном виде выразить свою позицию.

Лица, которые составляли или подписывали акт коммерческого типа или документ с общей формой, в котором содержатся сведения, противоречащие действительности, должны нести установленную нормативно-правовыми актами ответственность.

Бумага подписывается одним из следующих субъектов:

  • начальником станции;
  • его заместителем;
  • заведующим районом грузового типа (зав.складом, старшим приемосдатчиком);
  • приемосдатчиком станции;
  • грузополучателем (при его участии в проверке).

Если необходимо, проверка груза и подписание акта могут осуществляться с привлечением других сотрудников перевозчика. Минимальное число субъектов, подписывающих документ, - три.

Случаи отказ от выдачи акта

Коммерческий акт составляется в случаях перевозки грузов, за исключением случаев, когда посылка прибыла с документом с попутных станций. В этой ситуации новая бумага не заполняется. При этом необходимо, чтобы сведения акта коммерческого типа и реальное количество, качество и другие показатели были идентичны.

После проверки соответствия в документе ставится отметка об отсутствии разницы между бумагой и фактической ситуацией. Если в ходе анализа выявлены несоответствия, составляется другой акт коммерческого типа.

Если получатель требует, станция должна в течение трех дней выдать документ, который был составлен по указанной отправке. Грузополучатель имеет право требовать выдачи соответствующей бумаги в течение одного года с момента выдачи посылки.

Необоснованный отказ в выдаче акта

Рассмотрев, в каких случаях составляется коммерческий акт, следует изучить ситуацию, когда станция железной дороги безосновательно отказывает грузополучателю в выдаче акта, либо выдает документ, составленный с нарушениями.

Если грузополучатель утратил документ по своей вине, отправитель не обязан выдавать ему повторную бумагу. При этом предъявлять претензии получатель товара вправе, если к его претензии будет прикреплен накладная с отметкой о составлении акта коммерческого типа перевозчиком.

Если станция отказывает в составлении документа, получатель вправе в течение суток с момента анализа состояния груза на месте необщего пользования написать заявление на имя начальника отделения или станции.

Поданная жалоба рассматривается начальником отделения. Если груз считается скоропортящимся продуктом, жалоба по нему рассматривается в течение суток, если нет - в течение трех дней с момента получения бумаги.

Прочие документы

Назначение коммерческого акта - удостоверение отправки и доставки грузов в надлежащем виде. В процессе исполнения договора на перевозку грузов могут возникнуть обстоятельства, служащие основанием возникновения ответственности материального типа или удостоверяющиеся соответствующими документами в случае подачи исков и претензий.

К иным документам относятся следующие бумаги:

  1. Акты с общей формой.
  2. Акты технического состояния контейнеров и вагонов, наличии повреждений.
  3. Акты о недосливе полувагонов бункерного типа или цистерн.
  4. Акты вскрытия контейнеров или вагонов для пограничного или таможенного досмотра.
  5. Иные документы, составление которых предусмотрено правилами перевозки отдельных типов грузов.

Акт с общей формой

В ряде случаев вместо оформления коммерческих актов имеет место заполнение актов общей формы. Этот документ удостоверяет следующие обстоятельства:

  • потерю документов, которые были приложены к накладной грузоотправителем;
  • простой ряда вагонов на конечной станции в ожидании погрузки и выгрузки по причинам, которые зависят от получателя грузов;
  • неочистка внутренности вагонов от мусора и остатков перевезенного груза;
  • иные случаи.

Коммерческий акт о повреждении (при его наличии) и доставке грузов считается важнейшим документом, по которому можно провести сверку отправленного товара и полученного.

§ 1. Железная дорога должна составить коммерческий акт, если во время перевозки или выдачи груза она производит проверку состояния груза, его массы или количества мест, а также наличия накладной и при этом устанавливает:
1) полную или частичную утрату груза, недостачу массы, его повреждение, порчу или снижение качества груза по другим причинам;
2) несоответствие между сведениями, указанными в накладной, и грузом в натуре о наименовании, массе, количестве мест груза, знаках (марках) и номерах мест груза, наименовании получателя и станции назначения;
3) отсутствие накладной или отдельных ее листов по данному грузу или груза по данной накладной;
4) отсутствие или недостачу отправительских перевозочных приспособлений, указанных в накладной.
Станция, установившая одну или несколько таких неисправностей, составляет коммерческий акт по форме Приложения 16.
Однако коммерческий акт составляется лишь в тех случаях, когда вышеуказанные неисправности могли произойти исключительно с момента приема груза к перевозке до момента выдачи его получателю.
О составлении коммерческого акта станция должна сделать отметку в накладной в графе "Коммерческий акт".
§ 2. Если получатель в процессе выдачи ему груза обнаруживает какую-либо неисправность, указанную в параграфе 1 данной статьи, а коммерческий акт по этой неисправности железной дорогой не составлен, то получатель должен незамедлительно обратиться к станции назначения о составлении коммерческого акта.
Станция назначения может отказаться от составления коммерческого акта в случае, если:
1) исключено, что указанная неисправность произошла в течение времени с момента приема груза в перевозке до его выдачи получателю;
2) уменьшение массы груза не превышает нормы, указанные в параграфе 5 данной статьи.
§ 3. Если внутренними правилами, действующими на железной дороге назначения, допускается составление коммерческого акта после выдачи груза получателю, то получатель имеет право обратиться к станции назначения о составлении коммерческого акта и после выдачи груза по какой-либо неисправности, указанной в параграфе 1 данной статьи, которую обнаружить внешним осмотром при выдаче груза было невозможно. Такое обращение к станции назначения должно быть сделано получателем незамедлительно после установления им неисправности груза и не позднее чем через 3 суток после выдачи груза. До составления станцией назначения коммерческого акта получатель не должен изменять состояние груза, если это не является необходимым для его предохранения от увеличения неисправности. Пломбы, снятые получателем с вагона, контейнера, автомобиля, трактора и другой самоходной машины после их выдачи ему, должны быть переданы им станции назначения.
Станция назначения может отказаться от составления коммерческого акта в случаях, если:
1) внутренними правилами, действующими на железной дороге назначения, не допускается составление коммерческого акта после выдачи груза;
2) обращение получателя к станции назначения не было сделано им незамедлительно после установления им неисправности и не было сделано в пределах 3 суток после выдачи груза;
3) состояние груза было изменено получателем, хотя это не являлось необходимым для предохранения груза от увеличения неисправности;
4) исключено, что указанная неисправность произошла в течение времени с момента приема груза к перевозке до его выдачи получателю;
5) при уменьшении массы груза не превышаются нормы, указанные в параграфе 5 настоящей статьи;
6) получатель не передает станции назначения пломбы, снятые с вагона, контейнера, автомобиля, трактора или другой самоходной машины.
§ 4. Если станция назначения при проверке обращения получателя о составлении коммерческого акта, внесенного в соответствии с параграфом 2 или 3 данной статьи, установит, что это обращение необоснованное, то станция назначения имеет право требовать от получателя возмещения ее расходов, связанных с проверкой этого обращения, а также оплаты получателем штрафов, если это предусмотрено внутренними правилами, действующими на железной дороге назначения.
§ 5. Если при проверке в пути следования или на станции назначения массы груза, указанного в параграфе 1 статьи 24, который вследствие своих особых естественных свойств подвержен уменьшению массы во время перевозки, будет установлено уменьшение массы груза по сравнению с массой, указанной в накладной, то коммерческий акт об уменьшении массы груза должен составляться только в том случае, если это уменьшение будет превышать норму, установленную в параграфе 1 статьи 24. Если же определенная при проверке недостающая масса груза не превышает норму, установленную в параграфе 1 статьи 24, то коммерческий акт не должен составляться; в этом случае сведения об установленной при проверке массе груза вносятся в накладную в графу "Отметки железной дороги".
Если при проверке в пути следования или на станции назначения массы груза, который вследствие своих особых естественных свойств не подвержен ее уменьшению во время перевозки, будет установлено уменьшение массы груза по сравнению с массой, указанной в накладной, то коммерческий акт о таком уменьшении массы груза составляется только в том случае, если недостающая масса груза отличается от его массы, указанной в накладной, более чем на 0,2%. Если же масса груза, определенная при проверке, отличается от массы, указанной в накладной, не более чем на 0,2%, то масса груза, указанная в накладной, считается правильной. Таким же порядком оформляется установление излишка массы груза при ее проверке.
§ 6. Коммерческий акт подписывается должностными лицами станции, указанными в форме Приложения 16. При составлении коммерческого акта на станции назначения он должен быть подписан также получателем или лицом, уполномоченным им на получение груза.
Если получатель не согласен со сведениями, помещенными в коммерческом акте, он может внести в него свои замечания по таким сведениям, если это допускается внутренними правилами, действующими на железной дороге назначения.
§ 7. Для установления причин и размера утраты, недостачи массы груза, повреждения, порчи или снижения качества груза по другим причинам, а также для определения размера ущерба может быть произведена экспертиза в соответствии с внутренними законами и правилами страны назначения груза.
§ 8. Один экземпляр коммерческого акта выдается получателю порядком, предусмотренным во внутренних правилах, действующих на железной дороге назначения.
§ 9. Положения параграфов 2 - 8 данной статьи, относящиеся к получателю груза, действуют соответственно для отправителя, если груз согласно пункту 1 параграфа 2 статьи 20 возвращается в адрес отправителя, или направляется для третьего лица, если груз выдается ему в соответствии с внутренними правилами, указанными в параграфе 3 статьи 21.

Коммерческий акт

документ, удостоверяющий недостачу, повреждение или порчу груза либо багажа, составляемый в пункте их назначения (см. ). А.к. служит основанием для предъявления получателем груза (багажа) претензии о возмещении убытков.

(англ. commercial act /document) - 1) в торговом мореплавании установленной формы, удостоверяющий обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности участников морской перевозки груза (перевозчиков, отправителей, получателей и пассажиров). К.а. составляется для удостоверения: несоответствия между наименованием, массой или количеством мест груза либо багажа в натуре и указанными в перевозочном документе данными; повреждения груза или багажа; обнаружения груза или багажа без документов, а также документов без груза или багажа; возвращения перевозчику похищенного груза или багажа (ст. 402 РФ*). В иностранных портах указанные обстоятельства удостоверяются в соответствии с правилами, существующими в соответствующем порту. Формы актов, порядок их составления и порядок удостоверения обстоятельств, не требующих составления актов, устанавливаются правилами, издаваемыми в соответствии с п. 2 ст. 5 КТМ РФ;

2) по законодательству РФ о железнодорожных перевозках документ установленной формы, удостоверяющий обстоятельства, являющиеся основанием для ответственности железной дороги, грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), портов, др. организаций, а также пассажиров при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железным дорогам (ст. 134 ТУЖД*). К.а. составляется для удостоверения следующих обстоятельств: несоответствие наименования, массы, количества мест груза, багажа или грузобагажа данным, указанным в перевозочном документе; повреждение () груза, багажа или грузобагажа; обнаружение груза, багажа или грузобагажа без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза, багажа или грузобагажа; возвращение железной дороге похищенного груза, багажа или грузобагажа; непередача железной дорогой груза на в течение 24 часов после оформления документов о выдаче груза. В данном случае К.а. составляется только по требованию грузополучателя.

К.а. составляется: при выгрузке грузов, багажа и грузобагажа в местах общего пользования - в день выгрузки, в соответствующих случаях - в день выдачи грузов грузополучателю (получателю); при выгрузке грузов в местах необщего пользования - в день выгрузки грузов, при этом проверка грузов должна проводиться в процессе их выгрузки или непосредственно после выгрузки грузов; в пути следования грузов, багажа и грузобагажа - в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению К.а. При невозможности составить К.а. в указанные он должен быть составлен в течение следующих суток.

К.а. составляется в 3-х экземплярах и заполняется без помарок, подчисток и каких-либо исправлений. В К.а. должны содержаться: точное и подробное описание состояния грузов, багажа или грузобагажа и тех обстоятельств, при которых обнаружена несохранность грузов, багажа или грузобагажа. Не допускается вносить в К.а. предположения и выводы о причинах такой несохранности либо виновности грузоотправителя (отправителя) или железной дороги. На вопросы, содержащиеся в бланке К.а., даются точные ответы. Не допускается проставление прочерков, знаков повтора вместо повторения необходимых данных; данные о том, правильно ли погружены, размещены и закреплены грузы, или , а также имеется ли защитная для грузов, перевозимых в открытом подвижном составе. При неправильных погрузке, размещении или креплении грузов в К.а. указывается, какое из таких нарушений допущено. При составлении К.а. в отношении порчи скоропортящихся грузов к К.а. прикладывается из журнала температур.

К.а. подписывают (получатель), если он участвует в проверке грузов, багажа или грузобагажа, и работники железной дороги, перечень которых устанавливается правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте.

По требованию получателя железнодорожная станция обязана в течение 3 дней выдать К.а. Порядок пересылки К.а. между организациями железнодорожного транспорта определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. В случае отказа железнодорожной станции от составления К.а. или оформления К.а. с нарушением установленных требований грузополучатель (получатель) имеет в письменной форме об отказе или о нарушении в отделение (управление) железной дороги непосредственно или через начальника железнодорожной станции.

Представители сторон, участвующие в составлении К.а., не имеют права отказаться от его подписания. При несогласии с содержанием К.а. представители сторон вправе изложить свое мнение.


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "коммерческий акт" в других словарях:

    КОММЕРЧЕСКИЙ АКТ - см. Акт коммерческий … Юридический словарь

    Коммерческий Акт - См. Акт коммерческий Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    КОММЕРЧЕСКИЙ АКТ - КОММЕРЧЕСКИЙ АКТ, в Российской Федерации документ, составляемый перевозчиком и получателем при обнаружении недостачи, повреждения или порчи груза при железнодорожных, речных, морских и воздушных перевозках; является основанием имущественной… … Современная энциклопедия

    КОММЕРЧЕСКИЙ АКТ - документ, составляемый при обнаружении недостачи, повреждения или порчи груза при железнодорожных, речных, морских и воздушных перевозках; основание для материальной ответственности перевозчика, грузополучателя или грузоотправителя … Большой Энциклопедический словарь

    Коммерческий акт - документ, удостоверяющий обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности имущественной перевозчика, пассажиров, отправителей и получателей груза. Составляется в аэропорту назначения при выдаче багажа или груза; при… … Энциклопедия техники

    КОММЕРЧЕСКИЙ АКТ - документ, удостоверяющий утрату, недостачу, разницу в весе, повреждение, порчу груза или неисправность его упаковки. К. а. характеризуют неисправность работы ж. д. по перевозке грузов и недостаточность борьбы за их сохранность. На основании К. а … Технический железнодорожный словарь

    Коммерческий акт - (англ. commercial act /document) 1) в торговом мореплавании документ установленной формы, удостоверяющий обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности участников морской перевозки груза (перевозчиков, отправителей,… … Энциклопедия права

    КОММЕРЧЕСКИЙ АКТ - документ, составляемый в случае обнаружения в пункте назначения недостачи, повреждения или порчи, хищения груза (багажа) при перевозках; К.а. служит основанием для предъявления требований о возмещении убытков стороне, допустившей порчу груза… … Юридическая энциклопедия

    Коммерческий акт - Обстоятельства, являющиеся основанием для несения ответственности за невыполнение договора перевозки, удостоверяются составлением актов. На железнодорожном транспорте для этого используются акт общей формы и коммерческий акт. Также могут… … Википедия

    коммерческий акт - документ, составляемый при обнаружении недостачи, повреждения или порчи груза при железнодорожных, речных, морских и воздушных перевозках; основание для материальной ответственности перевозчика, грузополучателя или грузоотправителя. * * *… … Энциклопедический словарь

    коммерческий акт - коммерческий акт — документ, удостоверяющий обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности имущественной перевозчика, пассажиров, отправителей и получателей груза. Составляется в аэропорту назначения при выдаче багажа… … Энциклопедия «Авиация»

Книги

  • Расследование отдельных видов преступлений в сфере экономики и против общественной безопасности. Уч.-метод. пос.-М.:Проспект, 2015. , Попов Иван Алексеевич. В настоящем пособии отражены правовые, криминалистические и организационно-практические вопросы расследования отдельных видов преступлений в сфере экономики и против общественной…

1. Обстоятельства, при которых составляется акт общей формы и коммерческий акт. Порядок заполнения граф актов. 3

2. Регистрация коммерческих актов в Книге регистрации коммерческих актов формы ГНУ-2 6

3. Список используемых источников. 7


Обстоятельства, при которых составляется акт общей формы и коммерческий акт. Порядок заполнения граф актов

По 119 статье УЖТ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.

Коммерческий акт (форма ГУ-22) составляется для удостоверения следующих обстоятельств:

Несоответствие наименования, массы, количества мест груза, багажа, грузобагажа данным, указанным в перевозочном документе;

Повреждение (порча) груза, багажа, грузобагажа и возможные причины такого повреждения;

Обнаружение груза, багажа, грузобагажа без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза, багажа, грузобагажа;



Возвращение перевозчику похищенных груза, багажа, грузобагажа;

Непередача перевозчиком груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение двадцати четырех часов после оформления документов о выдаче груза. В данном случае коммерческий акт составляется только по требованию грузополучателя.

Коммерческий акт составляется в день выгрузки груза или в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом. В соответствующих случаях в местах общего пользования коммерческий акт составляется в день выдачи грузов грузополучателю. При невозможности составить коммерческий акт в указанные сроки он должен быть составлен в течение следующих суток. Коммерческий акт подписывают грузополучатель, если он участвует в проверке грузов, и три работника перевозчика, перечень которых устанавливается Правилами составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте. Правила уполномочивают подписывать коммерческий акт от перевозчика: начальника станции (его заместителя), начальника механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций (его заместителя), начальника грузового района, заведующего пакгаузом, заведующего контейнерной площадкой, заведующего сортировочной платформой, приемосдатчика станции или приемосдатчика дистанции погрузочно-разгрузочных работ. К проверке груза и подписанию акта могут быть привлечены и другие работники станции (дистанции погрузочно-разгрузочных работ) в случае отсутствия в штатном расписании станции (дистанции погрузочно-разгрузочных работ) указанных лиц. В этом случае в коммерческом акте делается запись: «В штатном расписании должность _________ отсутствует». Лица, составляющие или подписывающие коммерческий акт, содержащий недостоверную информацию, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Коммерческий акт составляется станциями в трех экземплярах. В случае обнаружения обстоятельств, изложенных в статьях 98 и 102 Устава (искажение наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, перегруз вагона, контейнера), составляется надлежаще заполненная копия коммерческого акта, которая направляется на железную дорогу отправления для решения вопросов, связанных с возмещением грузоотправителем убытков и взыскания штрафов. Первый экземпляр коммерческого акта используется перевозчиком для расследования обстоятельств, послуживших основанием для его соста-вления.

Если коммерческий акт составляют на станции отправления или на попутной станции, то второй экземпляр прилагается к накладной и следует с ней до станции назначения. При этом станциями на оборотной стороне накладной в графе 5 «Отметки перевозчика» указывается номер акта, дата его составления и о чем составлен акт (например, «о недостаче … мест», «о недостаче массы … кг» и т.п.). Эта запись удостоверяется подписью работника, на которого возложена эта работа и штемпелем станции.

Если коммерческий акт составлен на станции назначения, то второй экземпляр выдается грузополучателю по его требованию в течение трех дней. Выдача коммерческого акта грузополучателю производится при предъявлении доверенности на получение груза, а для физических лиц - паспорта или иного документа, удостоверяющего личность лица под подписью на экземпляре коммерческого акта, оставшегося в делах станции. Третий экземпляр коммерческого акта хранится в делах станции, составившей коммерческий акт. В случае отказа железнодорожной станции от составления коммерческого акта или оформления коммерческого акта с нарушением установленных требований грузополучатель имеет право подать заявление в письменной форме об отказе или о нарушении начальнику (заместителю начальника) отделения железной дороги, а при отсутствия отделения в составе дороги - начальнику (заместителю начальника) службы грузовой и коммерческой работы управления железной дороги.

На заявление об отказе в составлении коммерческого акта или об оформлении его с нарушением установленных требований должен быть дан мотивированный ответ по существу заявления в течение трех дней, а в отношении скоропортящихся грузов - в течение одного дня. В случае, если на станции работы, связанные с приемом и выдачей груза в местах общего пользования, находятся в ведении механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций, то коммерческие акты составляются дистанцией. При перевозках грузов с использованием электронной накладной коммерческие акты могут составляться в электронном виде. Коммерческий акт в электронном виде передается в ИВЦ дороги, в состав которой входит станция, составившая его.

Порядок составления коммерческих актов и описание в них результатов проверки груза регулируется Инструкцией по актово-претензионной работе на железных дорогах и Правилами составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте.

К первому экземпляру коммерческого акта, высылаемому на расследование, должны быть приложены (в зависимости от типа применяемых ЗПУ): контрольная шайба ЗПУ «Спрут-Универсал» с нанесенной на ней информацией, головка ЗПУ «Лавр» с нанесенными контрольными знаками, контрольная пломба ЗПУ «Лавр-Гарант М» с нанесенной на ней информацией, втулка ЗПУ «Клещ-60 СЦ» с нанесенной на ней информацией, корпус ЗПУ «Скат» с нанесенной на него информацией. Для закрепления используются имеющиеся в этих частях ЗПУ отверстия.

Кроме того, к коммерческому акту прилагаются: подлинный вагонный лист; акт о техническом состоянии вагона (контейнера), если несохранность произошла или могла произойти в связи с неисправностью вагона (контейнера); копия коммерческого акта попутной станции, копия сертификата качества или удостоверения о качестве при перевозке скоропортящихся грузов, копия ветеринарного свидетельства при перевозке животных и грузов, подконтрольных Госветнадзору, копия сертификата, удостоверяющая отсутствие в грузах карантинных организмов, и другие документы, требуемые Инструкцией по актово-претензионной работе.

Акты общей формы (форма ГУ-23) также служат основанием для ответственности участников железнодорожной перевозки. В отличие от коммерческих актов, оформляемых только в определенных случаях, перечень которых является исчерпывающим, акты общей формы удостоверяют обстоятельства:

Акты общей формы составляются станциями для удостоверения следующих обстоятельств:

Утрата документов, приложенных грузоотправителем к накладной, предусматриваемых соответствующими правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте;

Задержка вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку, а также в случаях перегруза вагонов, контейнеров сверх допустимой грузоподъемности по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного подъездного пути;

Задержка груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией примыкания по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного подъездного пути, и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции примыкания;

Задержка подачи порожних вагонов грузоотправителю в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя;

Задержка приема грузополучателем, грузоотправителем принадлежащих им или арендованных ими у организаций федерального железнодорожного транспорта вагонов, контейнеров;

Неочистка вагонов, контейнеров от остатков груза и мусора после выгрузки средствами грузополучателя (кроме случаев обнаружения цистерн и бункерных полувагонов с недослитыми остатками груза в пунктах налива или на промывочно-пропарочных станциях);

Неочистка наружной поверхности цистерн и бункерных полувагонов после налива и слива;

Подача железной дорогой неочищенных вагонов, контейнеров под погрузку средствами грузоотправителя;

Отсутствие ЗПУ на вагоне, контейнере (если в накладной и вагонном листе имеется отметка о их наличии на вагоне, контейнере), повреждение или замена ЗПУ (если при этом отсутствуют обстоятельства, в удостоверение которых составляются коммерческие акты), обнаружение в пути следования или на станции назначения ЗПУ на вагонах, контейнерах с неясно нанесенной информацией без следов умышленного повреждения (если читаемая информация соответствует данным в накладной и вагонном листе), обнаружение в пути следования ЗПУ на вагонах, контейнерах без следов умышленного повреждения и информация на них не соответствует данным в накладной и вагонном листе;

Задержка по вине грузоотправителя, грузополучателя принадлежащего организациям федерального железнодорожного транспорта локомотива, направленного для уборки вагонов в соответствии с уведомлением грузоотправителя, грузополучателя;

Задержка груза в пути следования в случаях, указанных в правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом;

Обнаружение в пути следования вагонов, контейнеров с коммерческими неисправностями, угрожающими безопасности движения и сохранности перевозимых грузов;

Повреждение вагона, контейнера;

Самовольное занятие железной дорогой вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителю, грузополучателю, иным организациям или арендованных ими;

Самовольное использование грузоотправителем, грузополучателем, иными организациями вагонов, контейнеров, принадлежащих организациям федерального железнодорожного транспорта;

Задержка выдачи грузов в случае уклонения грузополучателя от внесения платы за перевозку грузов и иных причитающихся железной дороге платежей;

Задержка по вине грузоотправителя, грузополучателя на станции отправления (назначения) грузов, охраняемых ведомственной охраной МПС России;

Простой локомотива, принадлежащего организации федерального железнодорожного транспорта, в ожидании окончания операции по погрузке, выгрузке на перегонах, раздельных пунктах (разъезды, блокпосты, обгонные пункты), не открытых в установленном порядке для производства коммерческих операций;

Отказ или уклонение грузоотправителя, грузополучателя, других организаций от подписания акта о повреждении вагона, акта о повреждении контейнера, памятки приемосдатчика, ведомости подачи и уборки вагонов, учетной карточки выполнения заявки на перевозку и других документов, предусмотренных технологией работы федерального железнодорожного транспорта. На указанных документах в этих случаях в месте, где предусмотрено проставление подписи, делается отметка о составлении акта общей формы с указанием его номера и даты составления, которая подписывается работником станции и заверяется строчным штемпелем станции;

Обнаружение в пути следования в вагоне трупов животных и т.д.

Акт общей формы должен быть подписан не менее чем двумя лицами, участвующими в удостоверении обстоятельств, послуживших основаниями для его составления. При перевозке груза в сопровождении акт общей формы подписывается также и лицом, сопровождающим груз (проводником грузоотправителя, грузополучателя, работником ведомственной охраны МПС России). Лица, указанные в акте общей формы, должны подписать акт и при несогласии с его содержанием изложить свое мнение. В случае отказа или уклонения от подписания акта общей формы представителем грузоотправителя, грузополучателя акт подписывается удостоверяющими в его составлении лицами и в нем дополнительно делается отметка о предъявлении акта общей формы на подпись представителю и его отказе или уклонении от подписания этого акта. Эта отметка вторично заверяется подписями лиц, участвующих в составлении акта общей формы. Акт составляется на бланке утвержденной формы, где необходимо дать ответы на вопросы соответствующих граф. Особенно тщательно нужно описать обстоятельства, вызвавшие составление акта. Эти акты (или заверенные копии) должны выдаваться грузополучателю по его требованию. Отказ в составлении акта общей формы грузоотправитель или грузополучатель вправе обжаловать вышестоящему транспортному руководителю.

Для определения причин недостачи, порчи или повреждения груза и размера причиненного ущерба начальник станции по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает экспертов либо соответствующих специалистов. Грузополучатель имеет право принять участие в экспертизе прибывшего в его адрес груза. Экспертиза, проведенная без участия уполномоченного представителя станции, считается недействительной. При экспертизе составляется акт экспертизы, который подписывается экспертом, а также другими специалистами, которые были привлечены к проведению экспертизы, начальником станции и представителем грузополучателя, если он принимал участие в экспертизе прибывшего в его адрес груза.

О проведенной экспертизе должна быть сделана отметка в разделе «Е» коммерческого акта. О повреждении вагона составляется акт о повреждении вагонаформы ВУ-25, а о повреждении контейнера - акт о повреждении контейнераформы ВУ-25к.

В Правилах составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте приведен полный перечень обстоятельств, для удостоверения которых составляются акты общей формы. Этими же Правилами устанавливается количество экземпляров актов общей формы, составляемых станциями отправления, назначения и в пути следования, в зависимости от удостоверяемых обстоятельств, их назначения, а также составление актов общей формы в электронном виде. Статьей 119 Устава предусмотрено составление иных актов в порядке, установленном Правилами перевозок грузов.