Принцип прозрачности открытости предусматривает. Открытость и прозрачность в сфере закупок

В извещении о проведении закупки у единственного поставщика в разделе объект закупки единица измерения - усл.ед, количество: 1. В информации о заключенном контракте в разделе объект закупки единица измерения - мес., количество: 12. Наименование объекта закупки, ОКПД2 и сумма контракта совпадают. Разница в единицах измерения, количестве и цене за единицу. Нарушением какой нормы законодательства является такая ситуация? Какое административное наказание возможно при таком занесении информации?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Нарушены положения ч. 3 ст. 7 Закона № 44-ФЗ. Административное наказание может быть по ч. 1.4. ст. 7.30. КоАП РФ.

Принципы открытости и прозрачности

Согласно ч. 1 ст. 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.

Следует отметить, что в силу п. 1 ст. 3 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок - это совокупность участников контрактной системы в сфере закупок (федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок) и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (за исключением случаев, если использование такой единой информационной системы не предусмотрено Законом о контрактной системе), в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

В свою очередь, исходя из ч. 2 ст. 7 Закона о контрактной системе открытость и прозрачность информации, указанной в ч. 1 ст. 7 Закона о контрактной системе, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.

Как установлено в п. 9 ст. 3 Закона о контрактной системе единая информационная система - это совокупность информации, указанной в ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системе и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Официальный сайт).

Необходимо отметить, что в соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит:

  1. планы закупок (вступит в силу с 1 января 2017 г.);
  2. планы-графики (вступит в силу с 1 января 2017 г.);
  3. информацию о реализации планов закупок и планов-графиков (вступит в силу с 1 января 2017 г.);
  4. информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, перечень иностранных государств, групп иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении закупок, а также условия применения такого национального режима;
  5. информацию о закупках, предусмотренную Законом о контрактной системе, об исполнении контрактов;
  6. реестр контрактов, заключенных заказчиками;
  7. реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  8. библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов;
  9. реестр банковских гарантий;
  10. реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний;
  11. перечень международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международных финансовых организаций, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;
  12. результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;
  13. отчеты заказчиков, предусмотренные Законом о контрактной системе;
  14. каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  15. нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе;
  16. информацию о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о размещаемых заказчиками в соответствии с ч. 5 ст. 22 Закона о контрактной системе запросах цен товаров, работ, услуг (вступит в силу с 1 января 2016 г.);
  17. иные информацию и документы, размещение которых в единой информационной системе предусмотрено Законом о контрактной системе, Законом № 223-ФЗ и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

В продолжение анализа принципов открытости и прозрачности, следует подчеркнуть.

В силу ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.

В соответствии с ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в ней, размещается в порядке, установленном Правительством РФ, на официальном сайте

Таким образом, исходя из ч. 4 ст. 4, ч. 2 ст. 7, ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе за предоставление доступа к информации, размещенной на официальном сайте, плата не взимается.

Вместе с тем, исходя из ч. 3 ст. ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Следует отметить, что комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (Решение Калининградского УФАС России от 5 ноября 2014 г. № КС-336/2014) считает, что полнота и достоверность информации по открытому конкурсу обеспечивается наличием конкурсной документации, предусмотренной ст. 50 Закона о контрактной системе.

В решении Алтайского УФАС России от 4 сентября 2014 г. по делу № 65-К/14 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок пришла к выводу о том, что администрацией МО "О" в нарушение ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе установлена разночтивая информация в отношении начальной (максимальной) цены контракта. Этот вывод обусловлен тем, что согласно извещению о проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции "Е" в с. Ело Онгудайского района (с сейсмоусилением несущих конструкций) № 0377300021714000018 начальная (максимальная) цена контракта составляет 41 547 420,0 руб., однако в п. 4.5 Информационной карты документации цена указана 41 547, 420 (сорок один миллион пятьсот сорок семь тысяч четыреста двадцать рублей 00 копеек).

Схожий вывод содержится в решении УФАС по Алтайскому краю от 16 мая 2014 г. по делу № 214/14, в котором отмечено, что согласно разделу 3 документации об электронном аукционе обоснование начальной максимальной цены контракта определялось заказчиком в соответствии с Проектной документацией, находящейся в дополнительно прикрепленных файлах "Сметная документация", "ПСД часть 1", "ПСД часть 2", "ПСД часть 3" и "ПСД часть 4" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Вместе с тем, в состав сметного расчета стоимости строительства включены такие работы, как проектные и изыскательные работы, а также указано, что стоимость сводного сметного расчета строительства составляет 19 573 430,00 руб., что не соответствует начальной (максимальной) цене контракта, указанной в документации об аукционе, которая составляет 19 502 200,00 руб. Следовательно, сметный расчет стоимости строительства нельзя расценивать, как обоснование начальной максимальной цены контракта, поскольку стоимость работ и сами работы отличаются от предмета контракта. Таким образом, Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю закупок пришла к выводу о том, что действия заказчика нарушают положения ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.

Также целесообразно отметить, что согласно ст. 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. 7.29 - 7.32, ч. 7, 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП, несут административную ответственность как должностные лица.

Так, например, в соответствии с ч. 3 ст. 7.30 КоАП неразмещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тыс. руб.; на юридических лиц - 500 тыс. руб.

Размещение в ЕИС, направление оператору ЭТП информации о закупке с нарушением требований, предусмотренных законодательством, а также нарушение порядка предоставления документации о закупке, разъяснения положений документации, приема заявок (ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ)

Административная ответственность, предусмотренная ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, направлена на защиту принципа прозрачности, открытости закупки, развития добросовестной конкуренции между участниками закупок, в отсутствие создания преимущественных условий отдельным участникам закупок.

Согласно ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ диспозиция нормы содержит несколько действий, которые признаются в качестве объективной стороны административного правонарушения:

  • размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, подлежащих размещению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
  • направление должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
  • нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе;
  • нарушение лицами порядка разъяснения положений конкурсной документации или документации об аукционе;
  • нарушение порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений.

«Это хатт знает что! Не боевая станция, а бардак! - мрачно думал тёмный лорд ситхов, привычно не шагая, но почти летя по коридорам Звезды Смерти. - Впрочем, вспоминая бесшабашную юность, со всей ответственностью могу заявить, что порядка в прифронтовом бардаке времён войны клонов было в разы больше, чем здесь!»

Если верить Таркину и старшим офицерам, то ходовые испытания Звезды Смерти прошли успешно. Однако не стоило забывать, что в списке извращений, практикуемых Дартом Вейдером, излишняя доверчивость не значилась. К тому же, и Сила, и многолетний опыт механика в один голос твердили, что между «в штатном режиме» и «отлично» может таиться такая пропасть, в которую поместятся и Звезда Смерти, и Силой забытый Татуин - да ещё на пол-Корусанта место останется.

И буквально с каждым новым шагом опасения тёмного лорда становились всё ближе к тому, чтобы трансформироваться в твёрдую уверенность. Пока он шёл по главным коридорам, - основным артериям огромной станции - всё было в порядке. Разве что среди встречных, при его приближении шустро разбегавшихся к стенам и отдающих честь, практически не было никого в форме технического персонала. Да и дроидов-ремонтников - Вейдер это точно помнил - он не встретил ни одного.

Итак, лорд летел, встречные испуганными кеглями при виде шара разлетались в разные стороны, одни светло-серые панели и переборки сменялись другими - того же жизнеутверждающего и радующего глаз цвета. Эта идиллия продолжалась до того самого момента, пока Вейдер не достиг окрестностей двигательных отсеков. Может, стены здесь и были благородного «флотского» оттенка серого цвета, но заметить это в полутьме - больше половины осветительных панелей не работало - было проблематично.

Суета, постоянное движение, ругань и сигналы дроидов... Здесь царил хаос, насколько глубокий и всеобъемлющий, что Дарт Вейдер «завис». Ситху в нём происходящее нравилось неимоверно, тогда как Вейдер-военный вопил от ярости и ругался на хаттезе. С трудом успокоив внутренний конфликт, заткнув попутно ещё и не вовремя подавшего голос Вейдера-механика, звавшего присоединиться к ремонтным работам, лорд ситхов, единый и неделимый, начал оценивать масштабы произошедшего. Много времени ему на это, естественно, не потребовалось: как и во многих других случаях, узнаваемый костюм и вызывающая ужас маска послужили одновременно и пропуском, и индульгенцией всем его действиям.

Реальность сильно отличалась от той идиллической картины с радужными шааками, которую рисовали перед ним старшие офицеры станции. Да, гиперпереход прошёл в штатном режиме - вот только вышли они из него с отклонением почти в треть парсека. Мало того, за какие-то миллисекунды до входа в гиперпространство первый двигатель пошёл вразнос и отключился, кашляя дымом и искря разрядами. Второй же двигатель они потеряли уже в гиперпространстве, и ремонту он не подлежал совершенно: не выдержав двойной нагрузки, движок попросту взорвался.

Проще говоря, в гипер Звезда Смерти могла уйти хоть сейчас - но вот двигаться в обычном пространстве была совершенно не способна.

Наблюдая за тем, как его по широкой дуге объезжают даже туповатые и лишённые инстинкта самосохранения дроиды-уборщики, Вейдер вдруг понял, что его присутствие в этом месте, мягко говоря, неуместно. Помочь он не мог (хотя, если честно, очень хотелось), мотивировать здесь никого не требовалось: все и так работали не на страх, а на совесть. Поэтому Вейдер, ни к кому не обращаясь, потребовал в пространство позвать к нему руководящего ремонтными работами. После появления пред ясны окуляры капитана инженерных войск, старшего офицера ремонтной бригады тёмный лорд наделил оного практически адмиральскими полномочиями, разрешая использовать практически любые ресурсы станции (в рамках компетенции, конечно!), после чего удалился.


Кем вам приходится нападавший? - вот честное слово, Вейдеру нравился этот человек, ответственностью и работоспособностью напоминавший его самого. Тёмный лорд даже постарался, чтобы его голос звучал помягче. Впрочем, вокабулятор шлема старания Вейдера не передал, а сам допрашиваемый интонации не уловил.

Вейдер кивнул. Если речь шла не о клонах, то родственные связи или преемственность поколений среди среднего и старшего офицерского состава одного и того же корабля, мягко говоря, не приветствовались. Но станция с её полным экипажем более полутора миллионов человек - дело другое, члены одной семьи вполне могли попасть в один экипаж и без протекции, используя только свои собственные таланты.

Чем вы с родственником занимались перед нападением? Что вообще могло заставить его напасть на меня?

Мой лорд, это какая-то ошибка! Он не нападал!.. Конец ремонта... Риана, тви’лечка... - капитан смешался, но быстро взял себя в руки и начал объяснять уже более внятно. - Лорд Вейдер, нам с Тримусом обоим было что отмечать: у меня только что закончились ремонт и восстановление ходовой, он же завершил проверку и настройку основного калибра, оставалась только окончательная доводка и калибровка. Он замечательный специалист, только благодаря его гениальному умению устранять погрешности настройку удалось закончить так быстро! Тримус пригласил в кафе на уровне старшего офицерского состава тви’лекку Риану Бао из медкорпуса...

Вы так и не ответили, почему ваш родственник напал на меня.

Но... нападения не было, мой лорд! Последние несколько дней с освещением многих жилых уровней происходит что-то странное: осветители мерцают, часто перегорают, выключаются и включаются когда им вздумается... А Тримус... он был так рад предстоящей встрече, так предвкушал её, что почти не смотрел по сторонам! Он просто не успел отреагировать, мой лорд!

Вейдер кивнул. Он и сам уже понял, что как такового нападения не было, во всем виноваты его скорость передвижения и невнимательность нападавшего. То есть, если называть вещи своими именами, пострадавшего.

Ничего с вашим братом страшного не произошло, подобные травмы позвоночника успешно лечатся, ему даже не понадобится протезирование. Отдыхайте.

«А я тем временем разберусь в этой мутной истории с осветителями. Больно уж сильный душок от неё, не удивлюсь, если без саботажа или растраты дело не обошлось».


Л-л-ло-ло-лорд Вейдер! - то ли после допроса «под химией», то ли от страха перед Вейдером (а, скорее всего, по обеим причинам одновременно) интендант сильно заикался и обильно потел. Вейдер поморщился под маской, но промолчал: как бы не было ему противно это блеяние, но любое вмешательство могло лишь ухудшить ситуацию. - Л-л-лорд Вейдер, в случившемся нет вины н-нашей службы...

Тогда, быть может, вы объясните всё происходящее? Должен же я что-то ответить Императору на вопрос, почему количество раненых и травмированных на Звезде Смерти неуклонно растет, несмотря на полное отсутствие боевых действий! - терпения хватило ненадолго.

З-за-акупки, мой лорд! Последние два года государственными заказами занимался генерал Морадмин Баст, но с тех пор, как он стал личным помощникам гранд-моффа Таркина, эта обязанность перешла к высшему генералу Тагге, - слегка приободренный тем, что Вейдер не придушил его на месте, а соизволил выслушать, интендант потихоньку приходил в себя и даже стал меньше заикаться. - Где-то за полтора месяца до официального старта Звезды Смерти мы провели последнюю серию закупок всего необходимого. Однако из-за многочисленных ошибок в спецификациях того же пищевого концентрата поступило десять тонн, а не десять контейнеров по десять тонн, а закупленные осветительные элементы отказались гражданскими, а не с цоколем установленного флотского образца. Мы даже успели сделать дозакупку! Правда, поставщик при этом сменился: победителем стала какая-то новая компания, кажется, «Тепаси-ГРУП» , но тут уж ничего не изменишь, торги есть торги... Тем более, все документы у них в порядке были.

Вейдер кивнул безопаснику, ведшему допрос, поднялся и вышел из кабинета. Уже через несколько суток должно было состояться совещание высшего офицерского состава станции, до этого момента следовало выяснить всю подноготную компании. И найти виновного.


Завистники и злопыхатели долго потом обвиняли Дарта Вейдера в том, что рассинхронизация и последовавший за ней облом систем основного калибра были его личной «заслугой». Самые наглые из них даже заявляли, что Вейдер, мечтая сохранить свое имя в веках, пытался выжечь вышедшими из-под контроля суперлазерами на Альдераане свои инициалы, но доказательств, естественно, не было. Ещё бы: ведь у «украшавшей» ныне один из национальных парков планеты «дорн» не хватало нижней чёрточки, а «вев» была настолько корявой, что больше напоминала «лет»...


1) Учитывая, что Кассио Тагге является одним из высших офицеров Звезды Смерти, принадлежащая его семье «Тагге Компани» не могла принять участие в закупке. А вот названная в честь родной планеты семьи Тагге «Тепаси-ГРУП» - вполне могла. Тем более что среди её директоров и учредителей официально не было никого из Тагге.

Бюджетного кодекса Российской Федерации утверждаются в форме законов, и поскольку любой бюджет затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, то, следовательно, на основании вышеуказанной нормы Конституции Российской Федерации должен быть опубликован. Во-вторых, принцип прозрачности (открытости) означает полноту предоставления информации о ходе исполнения бюджетов. Поскольку исполнение бюджетов осуществляют органы исполнительной власти, а органы законодательной (представительной) власти не участвуют в этом процессе, но осуществляют рассмотрение и утверждение бюджетов, то они должны обладать всей полнотой информации об исполнении бюджетов. В-третьих, принцип прозрачности (открытости) предусматривает доступность иных сведений о бюджетах.

Статья 36. принцип прозрачности (открытости)

Конституционный Суд РФ указывает, что финансовое регулирование, бюджетная система Российской Федерации должны отвечать требованиям открытости, прозрачности как процесса принятия органами государственной власти финансовоемких решений, так и самого использования финансовых ресурсов Российской Федерации, что способствует реализации базирующегося на принципах демократии эффективного контроля гражданского общества за финансовой деятельностью государства в лице его органов <1. <1 Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2004 N 12-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросами Администрации Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда Республики Хакасия» // РГ. N 134. 25.06.2004.

Законодательство рф

Внимание

В каких пропорциях распределяются расходы бюджета? (31,71%) Исходя из данного рейтинга, был составлен список тем, которые больше остальных заинтересовали граждан: приоритеты государства в расходовании денежных средств соотношение расходов на различные сферы новации бюджета и то, как определяется размер бюджета на конкретный год налоговые отчисления значение нефтегазовых доходов для бюджета страны расходы государства на 1 государственного служащего Именно эти вопросы было решено осветить в «Бюджете для граждан». Бюджет для граждан на федеральном уровне управления размещается на сайте Министерства финансов Российской федерации.

Бюджет для граждан к федеральному закону о федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов был опубликован на сайте 21 декабря 2016 года.

Комментарий к ст 36 бк рф

URL: http://beta.nifi.ru/images/FILES/Journal/Archive/2016/6/Statii/fm_2016_6_12.pdf (26.07.2017)Рецензии: 24.07.2017, 11:39 Котилко Валерий ВалентиновичРецензия: статью можно опубликовать. для автора — необходимо посмотреть сайт НИФИ Минфина РФ. Они на эту тему проводят много конференций и круглых столов.
хорошо бы это отразить в статье! 24.07.2017 20:20

Важно

Ответ на рецензию автора Хусаинова Ралина Ильдаровна:Спасибо! Хорошо, посмотрю дополнительно. Комментарии пользователей: 26.07.2017, 11:54 Хусаинова Ралина ИльдаровнаОтзыв: Уважаемый Валерий Валентинович, я добавила информацию с сайта НИФИ Минфина РФ.

Вы точно человек?

ГПК РФ) Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ) Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ) Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ) Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ) Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) Градостроительный кодекс Российской Федерации (ГрК РФ) Лесной кодекс Российской Федерации (ЛК РФ) Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ) Водный кодекс Российской Федерации (ВК РФ) Воздушный кодекс Российской Федерации (ВзК РФ) Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ РФ) Данная редакция закона может быть не актуальна на настоящий момент.

Статья 36 бк рф. принцип прозрачности (открытости)

Прогнозное значение индекса открытости бюджета Российской федерации в соответствии с государственной программой «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» к 2020 году должно составлять 81 балл . Создание «Бюджета для граждан» в Российской федерации играет важную роль в бюджетной системе страны.
Он помогает широкому кругу лиц получить доступную и понятную информацию об интересующих их вопросах. Например, школьники и студенты могут пользоваться им для изучения бюджетной системы страны, а финансисты используют его и в своей профессиональной деятельности.

Так повышается уровень доверия населения государству. Выводы. Необходимость создания бюджетов для граждан также состоит в повышении эффективности управления общественными финансами.

Бюджет для граждан – это публичная площадка для постановки и решения бюджетных вопросов.
Органы государственной власти и местного самоуправления смогут наиболее качественно выполнять свои функции, если бюджетная классификация Российской Федерации, которая лежит в основе всего бюджетного процесса, не будет подвержена постоянным изменениям, что часто происходит на практике. Бюджеты трех лет (отчетного, текущего и очередного) взаимосвязаны между собой, так как в одно и то же время составляется отчет по бюджету предыдущего года, исполняется бюджет текущего года и составляется бюджет следующего года.


При этом показатели перечисленных бюджетов должны сопоставляться, что способствует эффективному составлению проекта бюджета будущего года и исполнению бюджета текущего года.
Бюджет для граждан РФ был создан после Бюджетного послания Президента РФ от 13 июня 2013 г. «О бюджетной политике в 2014-2016 годах». В нем Путин В. В. высказал инициативу о публикации брошюры «Бюджет для граждан» на федеральном, региональном и местном уровнях управления с целью «информирования населения о соответствующих бюджетах, планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных средств» .

Перед созданием данного бюджета с 9 по 12 сентября на сайте «Открытое правительство» было организовано голосование за 10 наиболее интересных гражданам вопросов, предложенных членами рабочей группы и Экспертного совета, которые должны содержаться в этом документе. По данным, в опросе приняло участие 881 человек .

По рейтингу наибольшее количество голосов набрали следующие 10 вопросов: 1. Какие расходы на данный момент находятся в приоритете и почему? (47,97%) 2.
Единство, стабильность и преемственность бюджетной классификации Российской Федерации позволяют органам государственной власти и местного самоуправления получать более полную и в доступной форме информацию об исполнении бюджетов. Прозрачность (открытость) бюджетов ограничивается введением при формировании бюджетов секретных статей бюджета, для которых определен особый (закрытый) порядок составления, рассмотрения и утверждения, при котором сведения об этих статьях не могут быть доступны общественности.

Инфо

Такие статьи чаще всего связаны с обороноспособностью страны, что не должно быть достоянием широких кругов населения. Однако в ст. 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Ни в бюджетах субъектов Российской Федерации, ни тем более в местных бюджетах секретные статьи не могут быть предусмотрены.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет о принципах, на которых основывается контрактная система в сфере закупок. Данные принципы отражены в статьях 6-12 44-ФЗ.

И так, контрактная система в сфере закупок основывается на:

— принципе открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок (статья 7 44-ФЗ);
— принципе обеспечения конкуренции (статья 8 44-ФЗ);
— принципе профессионализма заказчиков (статья 9 44-ФЗ);
— принципе стимулирования инноваций (статья 10 44-ФЗ);
— принципе единства контрактной системы в сфере закупок (статья 11 44-ФЗ);
— принципе ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 12 44-ФЗ).

Давайте теперь более подробно рассмотрим с вами каждый из перечисленных принципов.

1. Принцип открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок

Данный принцип заключается в том, что в РФ обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность указанной информации обеспечивается за счет размещения её в единой информационной системе (ЕИС) – www.zakupki.gov.ru .

2. Принцип обеспечения конкуренции

Данный принцип заключается в том, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок. Т.е. любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами (НПА) о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Запрещено ограничение конкуренции, в частности необоснованное ограничение числа участников закупок.

3. Принцип профессионализма заказчиков

Данный принцип заключается в том, что деятельность заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок осуществляется на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Заказчики, специализированные организации должны принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования своих сотрудников.

4. Принцип стимулирования инноваций

Данный принцип заключается в том, что заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции. Критерии же отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

5. Принцип единства контрактной системы в сфере закупок

Данный принцип заключается в том, что контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок. Т.е. такие единые принципы и подходы предусмотрены непосредственно 44-ФЗ, на что и указано в статье 11.

6. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок

Данный принцип заключается в том, что все государственные органы, учреждения и юрлица при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 44-ФЗ.

Вот мы с вами и рассмотрели принципы, на которых основывается контрактная система в сфере закупок. Однако на практике не все так гладко, как это выглядит на бумаге. Те поставщики, которые регулярно участвуют в закупках, об этом знают не понаслышке, а те, кто только планирует начать участвовать в торгах, в скором времени сами в этом убедятся.

На этом все. До встречи в следующих статьях. Желаю вам удачи и новых побед!


В XXI в. публичность является одним из обязательных принципов государственного управления. Развитие СМИ и Интернета качественно изменили пространство публичной коммуникации, расширили возможность участия общества в управлении, дали импульс к новым формам взаимодействия органов власти и населения.

Публичность существовала и раньше - люди узнавали новую информацию, например, на рыночных площадях, и обсуждали ее между собой. Затем появились газеты, расширив границы публичности как поля обмена информацией до национального уровня. Сейчас речь идет о формировании единого всемирного информационного пространства, на котором событие, произошедшее в одной стране, моментально становится достоянием всего человечества.

В большинстве словарей понятие «публичность» рассматривается как синоним терминов «гласность» или «общеизвестность». Для научного понимания данного феномена этого явно недостаточно. Ю. Хабермас - один из самых авторитетных социологов - дает следующую формулировку: «Публичность образует сферу коллективности, ассоциативное пространство, в котором по разным признакам группируются члены общества, коллективизируются взгляды, эмоции, возникают и функционируют политические партии, общественные организации, творческие или иные союзы <...> характер публичности, ее облик определяется интенсивностью ассоциативной жизни общества, ее организованностью, демократической открытостью самого общества. Минимальная в авторитарных и тоталитарных политических системах публичность выразительнее, многообразнее, ярче в демократических странах» .

Публичность - это проявление национальной культуры, воплощающееся в навыке коллективно обсуждать и принимать решения по вопросам общественной значимости. Она, таким образом, характеризует укорененность демократии в сознании людей, что реализуется в том числе через создание системы институтов общественного контроля за работой правительства.

За рубежом термин «публичный» заменяет понятие «общественный», что отражает специфику межличностных отношений. Его применение предполагает наделение граждан как жителей страны и плательщиков налогов не только обязанностями, но и правами, включая использование национального богатства и инфраструктуры. Как современное наполнение феномена публичность следует рассматривать право и обязанность людей участвовать в управлении: принимать участие в выборах, становится экспертами по решению отдельных проблем в рамках своих знаний и возможностей.

Публичность - сложный и многообразный по формам проявления феномен, выражающий открытость отношений между правительством и населением по поводу проблем развития и качества управления в стране, вытекающий из общей заинтересованности в порядке и развитии. Его проявления различны: прозрачность информации, простота и понятность изложения законодательных актов любого уровня, обязательность общественных слушаний, публикация итогов экспертиз и т.д.

В конце XX в. под воздействием формирования открытых правительств и внедрения административных реформ тенденции к публичности усилились. Большинство стран разработали новые законы (например, «Основные принципы для обеспечения информационного равенства» 1), усилив ими действие Всеобщей декларации прав человека (ООН) и статей своих национальных конституций.

Механизмы конкретной реализации принципа публичности в странах несколько различаются, но основные технологии общие: 1) кодификация законов и внутриправительственных актов; 2) уточнение в них механизма обновления норм и кодов; 3) обязательная публикация кодов и норм; 4) регистры административного обслуживания;

5) контроль ясности изложения; 6) наличие руководства по доступности изложения. Динамика внедрения названных технологий в практику государственного управления стран ОЭСР (OECD - Organization of Economic Cooperation and Development) приведена в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Практики обеспечения доступности правительственных документов (число стран, использующих соответствующие нормы) 2

В последующих отчетах ОЭСР этот ракурс анализа не приводится, главный акцент исследователей в настоящее время делается на механизме участия общественности в работе над законодательными актами (табл. 2.2).

Подход к публичным пространствам как к атрибуту демократии предполагает их замер, т.е. оценивание объема, степени активности населения, выявление и оценку обоснованности действующих ограничений. Нуждаются в особом изучении новые явления и практики, такие как появление электронных носителей (заменителей) СМИ или е-форматов печатной и визуальной информации.

Доля законов, которые проходят процедуру общественного обсуждения

Направления оценивания

Все законы

Большинство

Вообще нет

Открытость текстов на специальных сайтах правительства

Австралия,

Чехия, Эстония, Финляндия, Израиль, Литва, Португалия, Словакия, Швеция, Великобритания (Северная Ирландия и Уэльс)

Венгрия, Италия, Словения, Чили, Турция, Германия, Великобритания (Северная Ирландия)

Ирландия,

Бельгия, Дания,

Исландия,

Люксембург,

Нидерланды,

Норвегия,

Великобритания

(Шотландия)

Наличие информации о «дорожной карте» принятия законов

Австралия, Чехия, Эстония, Финляндия, Израиль, Литва, Нидерланды, Португалия, Россия Турция, Северная Ирландия, Шотландия

Италия, Франция, Ирландия, Словения, Чехия, Англия и Уэльс

Словакия,

Бельгия, Дания, Финляндия, Венгрия, Исландия, Люксембург, Норвегия, Швеция

Дополнительные возможности для учета мелких замечаний

Австралия,

Чехия, Эстония, Финляндия, Израиль, Литва, Португалия, Словакия, Швеция, Великобритания (Северная Ирландия и Уэльс).

Ирландия,

Германия,

Бельгия, Дания, Венгрия, Исландия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Россия, Словакия, Словения, Испания, Турция, Шотландия.

С целью мониторинга ситуации на местах (по странам) OECD проводит опрос экспертов, позволяющий реально оценить степень внедрения технологий открытости. Выявлены страны-лидеры, внедрившие большинство технологий (Канада, США, Корея, Финляндия, Чехия, Швейцария, Австралия, Турция, Польша, Дания, Германия). Хуже всего дела в данной области обстоят в Люксембурге и Нидерландах. В табл. 2.3 приведены данные интегрированной оценки открытости правительств. Индекс открытости (И) рассчитан как агрегированный показатель, характеризующий проявления открытости и удобности использования информации для населения стран ОЭСР. Россия в исследовании не участвовала.

Индекс открытости, полезности, информационной обеспеченности населения по данным мониторинга, представленного правительствами

стран (2014) 1

Финляндия

Словакия

Великобритания

Австралия

Ирландия

Новая Зеландия

Португалия

Германия

Словакия

Норвегия

Итак, публичность - важнейшая современная характеристика глубины демократии, ее укорененности в национальной культуре страны. Она проявляется как в многообразии форм активности населения в управлении - участие в выборах и референдумах, активность сетевой коммуникации (Интернет) и многое другое - так и в степени открытости правительства: его готовности к диалогу с населением, включая создание условий для участия людей в выработке законодательных актов, а также организация многообразной системы институтов социального контроля.

  • Habermas J. L’ espace public. Paris: Payot, 1978.
  • Под таким названием зафиксирован законодательный акт, рекомендуемый ООНдля принятия всеми государствами.
  • Governance at Glance. OECD, 2012. P. 40.
  • Governance at Glance. OECD, 2012. P. 183.