Правовой лекторий по итогам практики. Прохождение преддипломной практики в юридической клинике

Проект

Правовой лекторий

«Международные конвенции о защите прав граждан»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Костромы «Лицей № 17»

1. Аннотация проекта

2. Введение (выявление проблемы для реализации проекта)

3. Цель, задачи Проекта

4. Стратегия достижения поставленных целей и задач

5. Ожидаемые результаты и их практическая значимость

6. Заключение

1. Аннотация проекта

Современное общество с реформами практически всех сфер российского общества и государства осуществляется, исходя из тезиса о высшей ценности человека, его прав и свобод, закрепленного в ст. 2 Конституции Российской Федерации . Эта установка поддержана тем, что не только

признание, соблюдение, но и защита являются обязанностью российского государства. Одним из актуальных направлений современной политической науки является поиск причин и факторов, влияющих на появление и развитие новых политических институтов и в частности политического института, который до 60-годов прошлого века существовал только в двух скандинавских странах, а затем быстро распространился практически по всей планете - институт омбудсмена

Проект предназначен для учащихся старших классов лицея №17 тех, кого интересуют вопросы становлении правового государства в РФ.

В проекте исследуются вопросы становления института омбудсмена в РФ, его структурных элементов в Костромской области и Костроме.

2. Выявление проблемы для реализации проекта


В классическом виде институт омбудсмена, - так называют уполномоченных по правам человека в Европе и в мире, - был создан в 1809 году в Швеции. После второй мировой войны он получил мощное развитие. Именно в это время были приняты важные международные правовые документы в области прав человека. В частности, 10 декабря 1948 года принята Всеобщая декларация прав человека. Эта дата, которую отмечает весь мир, стала Днём прав человека. Сегодня более чем в ста странах мира есть уполномоченные по правам человека. Опыт их работы в странах Восточной Европы (Польше, Венгрии, Румынии, Словении и др.) показывает, что создание таких структур в большинстве случаев обеспечивает восполнение отсутствующего звена в отношениях государственной власти и населения, способствует строительству демократического правового государства, развитию правосознания граждан и должностных лиц.

Должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года. До принятия соответствующего закона 17 января 1994 года Государственная Дума назначила Уполномоченным по правам человека. 10 марта 1995 года он был освобождён от занимаемой должности. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 17 апреля 1996 года и направлен в Совет Федерации, который его отклонил. Основное требование Совета Федерации состояло в том, чтобы право Уполномоченного создавать представительства в субъектах Российской Федерации было заменено правом субъектов самим учреждать аналогичную должность, финансируемую из средств бюджета субъекта Российской Федерации.

После процедур согласования Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» 25 декабря 1996 года был принят Государственной Думой, 12 февраля 1997 года одобрен Советом Федерации, 26 февраля 1997 года подписан Президентом Российской Федерации, 4 марта 1997 года официально опубликован и вступил в силу. Он определил статус Уполномоченного, его компетенцию, порядок назначения и освобождения от должности, реализовав тем самым требования пункта «д» части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации. Федеральный конституционный закон установил, что Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Институт омбудсмена призван способствовать установлению в обществе такой системы ценностей, когда права личности, права человека оказываются приоритетными при решении всего комплекса социальных проблем. Этот ценностный приоритет сегодня еще весьма слаб и по большей части декларативен - по сравнению с традиционными для России коллективными ценностями и представлениями о государственной целесообразности, которыми по-прежнему руководствуются представители власти. Должность уполномоченного по правам человека закреплена Конституцией России, но более подробную регламентацию данный институт получил в федеральном конституционном законе «Об уполномоченном по правам человека в РФ», который был принят 25 декабря 1996г. Государственной Думой РФ.

Проблема, которую должен решить данный проект - способствовать расширению знаний об институте омбудсмена среди учащихся старших классов и привлечение их в активную деятельность по правовому просвещению младших школьников.


3. Цель, задачи Проекта

Целью Проекта является создание информационного правового пространства для учащихся Лицея №17, формирование у учащихся активной жизненной позиции.

Задачи Проекта

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

· Создание веб - странички на школьном сайте

· Организация правового лектория для младших школьников

· Создание среди старшеклассников информационного форума

4. Стратегия достижения поставленных целей и задач

Работа по реализации программы планируется по направлениям:

· Разъяснение юридических норм права для учащихся

· Применение полученных знаний на практике

Мероприятия

Исполнители

Сроки исполнения

Представленный результат

Анкетирование учащихся 10-11 классов, по вопросам знаний институтов гражданского общества и международных правовых документов по правам человека.

О 10-Б. учитель обществознания

Сентябрь 2013

Аналитическая справка

Изучение опыта правового просвещения и организации лектория в других образовательных учреждениях. по вопросу организации правового лектория.

Скворцова истории

Октябрь 2013

Апробирование опыта работы в параллели 9-х классов

Создание лекторской группы из учащихся 10-х классов

учитель истории

Октябрь 2013

Тематическое планирование круглогодичного лектория по праву

Организация круглогодичного лектория для учащихся 5-8 кл. «Международные конвенции о защите прав граждан»

Лекторская группа

Ноябрь 2013

Выступление на школьном дне науки с темой «Рождение института омбудсменов в Российской Федерации как этап на пути к правовому государству»

Февраль 2014

Видеоролик по теме выступления

Участие в конкурсе научно-исследовательских проектов «Шаг в будущее» с темой «Рождение института омбудсменов в Российской Федерации как этап на пути к правовому государству»

Февраль 2014

Буклеты с информационным материалом

Участие в городском Дне науки с темой «Рождение института омбудсменов в Российской Федерации как этап на пути к правовому государству»

5. Ожидаемые результаты реализации Проект

· создание информационно - электронных ресурсов с учетом возрастных особенностей

· проявление интереса к правовым нормам государства

· обобщение и распространение наработанного опыта.

· формирование у выпускников школы активной жизненной позиции, через участие в правовых олимпиадах и конкурсах.

6.Заключение

Первые итоги работы института Уполномоченного свидетельствуют, что защита прав граждан нуждается в помощи и со стороны гражданского общества. Для привлечения внимания к той или иной проблеме требуется ежедневный, кропотливый труд не только специалистов - профессионалов, но и общественности и, конечно же, повышение уровня правового сознания граждан, начиная со школьного возраста, ведь именно нам в будущем и решать судьбы миллионов людей и, конечно же, степень положительности поступков будет зависеть именно от уровня правового сознания или отсутствия такого вообще.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

специальность: 030501.65 (021100) – Юриспруденция

Ñ À Í Ê Ò - Ï Å Ò Å Ð Á Ó Ð Ã 2 0 0 8

Ï 83

Ï 83 Прохождение практики на юридическом факультете: Учебнометодический комплекс / Авт.-сост. А.Б. Сапельников. – СПб.: ИВЭСЭП, 2008. – 51 с.

Ó твержден на заседании кафедры Государственно-правовых дисциплин, протокол ¹ 10 от 24.06.2007 г.

À â ò î ð - ñ î ñ ò à â è ò å ë ü ê андидат юридических наук, доцент А.Б. С а п е л ь н и к о в

Ð å ö å í ç å í ò û ê андидат юридических наук, доцент

Ф.Ф. О с ь к и н; доктор философских наук, профессор

Ñ.À. Ñ è ä î ð î â

Ответственная за выпуск Н.А. Ф р о л о в а

Компьютерные работы М.П. Ж у к о в о й

© А.Б. Сапельников, 2008 © СПбИВЭСЭП, 2008

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Программа проведения практики студентов юридического факультета Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права (в дальнейшем – Институт) составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном

образовании» (в редакции Федерального закона от 25 июня 2002 г. ¹ 71 – ФЗ), Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031501. 65 (021100) Юриспруденция, Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, утвержденным приказом Министра образования России от 25 марта 2003 г. ¹ 1154 и другими нормативными актами, регулирующими образовательный процесс в учебных заведениях и трудовую (служебную) деятельность на предприятиях, в учреждениях и организациях.

1.2. Практика студентов является составной частью основной образовательной программы, органической частью и важнейшей формой учебного процесса.

Цель практики – закрепление и обновление полученных студентами теоретических знаний по юридическим дисциплинам, ознакомление с практическим опытом юридической работы организаций и учреждений, правоохранительных органов, изучение форм, методов и средств правоприменительной, правозащитной деятельности и юридического обслуживания граждан и организаций, приобретение первоначальных практических навыков и умений в выполнении обязанностей по должностному предназначению.

1.3. Практика студентов юридического факультета Института является непрерывным и взаимосвязанным процессом практического обуче- ния и включает следующие виды и этапы: ознакомительная практика (2 курс), учебная практика (3 курс), производственная практика (4 курс), преддипломная практика (5 курс).

На каждом из этапов последовательно формируются практические умения и навыки в зависимости от объема полученных теоретических знаний по общеобразовательным, профессиональным и специальным дисциплинам.

1.4. Продолжительность каждого из видов практики и периоды их проведения определяются учебным планом, утвержденным Ученым советом Института, по предложению деканата юридического факультета.

1.5. Отчеты по всем видам практики составляются студентами

â дневнике в течение всего срока практического обучения.

Форма дневника разрабатывается деканатом факультета.

2. ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

2.1. Целью ознакомительной практики является получение студентами первоначальных знаний по структуре, компетенции, организации

работы судов, нотариата, органов внутренних дел, прокуратуры, адвокатуры, правовых отделов (управлений) государственных органов

è органов местного самоуправления.

2.2. Практика проводится по месту нахождения Института в форме

посещений соответствующих учреждений и организаций, а также встреч с практическими работниками и ознакомления с их техническим оснащением.

2.3. Посещение учреждений и организаций осуществляется по группам (подгруппам) под руководством преподавателей, назначаемых заведующими соответствующих кафедр и утвержденными на заседании Совета факультета.

2.4. Организация проведения ознакомительной практики осуществляется деканатом факультета, который согласовывает подразделения учреждений и организаций, время проведения, программы.

2.6. По окончании практики в течение недели студенты составляют

â дневнике отчет.

2.7. По результатам проверки отчетов и проведения собеседования студентам выставляются недифференцированные оценки (зачет, не-

2.8. Студенты, не прошедшие практику по уважительным причинам, проходят ее в свободное от учебы время по индивидуальным планам.

3. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА

3.1. Учебная практика дает возможность будущим специалистам конкретизировать и углубить полученные знания в области конституционного, гражданского, уголовного, административного, хозяйственно-

го и других отраслей права, что позволит им правильно и квалифицированно применять их в дальнейшей профессиональной деятельности, а также способствует углублению и закреплению теоретических знаний, полученных студентами в ходе обучения.

3.2. Основная задача учебной практики – наиболее подробно ознакомиться с содержанием и особенностями юридической деятельности

â различных структурах.

3.3. Содержание практики и ее рабочая программа определяются

руководителями практики от Института и зависят от выбранной студентами специализации (государственно-правовая, гражданско-правовая, уголовно-правовая). Выбору студентами специализации должна способствовать ознакомительная практика.

3.4. Обязательным компонентом учебной практики является изуче- ние вопросов, связанных с деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.

3.5. Практика проходит в форме самостоятельной работы студентов на определенной должности, включая выполнение ими временных (разовых) и постоянных заданий по поручению руководителей практики от учреждений и организаций.

3.6. До выхода на учебную практику студенту необходимо:

3.6.1. Определиться с местом проведения учебной практики и получить гарантийное письмо от руководства организации о предоставлении возможности прохождения практики.

Гарантийное письмо должно содержать сведения о характере функций, возлагаемых на практиканта и руководителя практиканта от учреждений, организаций.

3.6.2. Получить в деканате направление на прохождение практики, подписанное деканом факультета и заверенное печатью.

3.6.3. Получить на ведущей кафедре (кафедрах) индивидуальные

3.6.4. Ознакомиться с целью, задачами и планом прохождения практики.

3.7. В период прохождения практики студент:

3.7.1. В соответствии с программой и планом ведет записи о проделанной работе в дневнике практики.

3.7.2. Выполняет отдельные поручения руководителя практики от учреждения, организации.

3.7.3. Соблюдает требования норм трудового законодательства,

правил внутреннего распорядка и локальных нормативных актов. 3.7.4. Составляет отчет о прохождении практики, который заверяет-

ся руководителем практики от учреждения, организации.

3.8. В течение двух недель после окончания практики студент представляет на профилирующую кафедру (руководителю практики от Института) отчет, в котором отражаются: структура, правовой статус уч- реждения, организации, в которых студент проходил практику, описание основной выполненной работы, ее результаты и другие сведения, характеризующие учебную практику.

Сроки защиты отчета устанавливаются деканатом.

3.9. В период подготовки и проведения учебной практики деканат факультета должен:

3.9.1. Определить сроки предоставлений гарантийных писем от учреждений, организаций о возможности прохождения студентами практики, а также сроки предоставления индивидуальных заданий для практикантов.

3.9.2. Закрепить за студентами руководителей практики от соответствующих кафедр.

3.9.3. Подготовить и выдать студентам направления на прохождение

практики.

3.9.4. Анализировать сведения о прохождении практики.

3.9.5. Организовать защиту отчетов практикантами.

3.9.6. Обсудить результаты практики на заседании Совета факуль-

3.10. Руководители практики от Института:

3.10.1. На основе сведений о месте и характере работы практикантов составляют индивидуальные задания.

3.10.2. В процессе практики контролируют ход выполнения студентами индивидуальных заданий и при необходимости консультируют практикантов.

3.10.3. Поддерживают связь с руководителями практики от учреждений и организаций.

3.10.4. Принимают у студентов защиту отчетов и выставляют недифференцированную оценку.

3.10.5. Анализируют результаты практики и готовят предложения

è замечания по ее организации и проведению.

3.11. Учебная практика призвана помочь студентам убедиться

â правильности выбора специализации, рода будущей профессиональной юридической деятельности, а также определиться с программой следующего этапа практического обучения – производственной практики.

4. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

4.1. Производственная практика способствует закреплению теоретических знаний студентов, приобретению ими практического опыта и навыков работы по специальности на основе изучения работы учреждений и организаций, выбранных студентами в соответствии со специализацией.

Производственная практика позволяет также приобрести необходимые навыки общественной, организаторской работы в коллективе, овладеть искусством общения с людьми.

4.2. Студенты имеют право выбора нового места прохождения производственной практики по сравнению с местом прохождения учебной практики.

4.3. Порядок подготовки и проведения производственной практики, функции деканата и руководителей практики от Института аналогичны перечисленным в разделе «Учебная практика».

4.4. Руководители организаций и учреждений, в которых студенты проходят практику, издают распорядительные документы по назначению

руководителей практики из числа опытных работников, имеющих стаж не менее трех лет. Копию этих документов студенты предоставляют

â деканат факультета.

4.5. В период производственной практики студенты фиксируют

â дневнике виды выполненных работ и участие в различных мероприятиях.

Все документы, составленные студентами в период практики, должны быть завизированы руководителем практики от учреждения (организации). В противном случае они не принимаются к защите.

4.6. Перечень процессуальных и других документов, который студент должен составить в период производственной практики, определяется соответствующими кафедрами.

4.7. По окончании практики студент должен подготовить и сдать руководителю практики от Института:

4.7.1. Полностью заполненный раздел дневника «Производственная практика» (с характеристикой, подписью и печатями).

4.7.2. Письменный отчет о производственной практике в котором обобщается вся выполненная работа, реализация индивидуальных заданий и других запланированных мероприятий, высказываются замечания

è предложения по улучшению организации и прохождения практики.

4.7.3. Процессуальный и иные документы, составленные студентом

за время прохождения практики (они должны быть завизированы руководителем практики от учреждения, прошиты и пронумерованы).

4.7.4. Отзыв – характеристика о работе практиканта за подписью

è печатью руководителя практики от учреждения, организации.

4.8. Перечисленные в п. 4.7. документы и материалы проверяются руководителем практики от Института и представляются комиссией

â составе трех человек, назначаемых заведующим кафедрой.

4.9. Защита должна носить публичный характер. На защите могут

присутствовать руководители производственной практики от учреждений, организации. Защита результатов практики проводится в сроки, предусмотренные графиком учебного процесса. По результатам защиты выставляется недифференцированная оценка (зачет, незачет).

Студент, не выполнивший всех требований о прохождении практики, получивший неудовлетворительный отзыв – характеристику, неудовлетворительную оценку при защите, может быть представлен к отчислению из института. Оценка результатов прохождения практики приравнивается к экзаменационным оценкам по теоретическим курсам.

4.10. Результаты прохождения производственной практики обсуждаются на заседании Совета факультета.

Основные вопросы содержания программы производственной практики

Во всех учреждениях и организациях студент обязан обобщать местную практику по наиболее спорным, проблемным вопросам, представляющим теоретический и практический интерес, в необходимых случаях консультируясь с руководителем.

В обязательном порядке студент изучает дела и материалы, хранящиеся в архивах суда, прокуратуры, правоохранительных органов, других учреждений и организаций, а также различные статистические материалы, обзоры, справки, отчеты и т.п., представляющие интерес для более углубленного изучения практических проблем материального и процессуального права и которые могут быть использованы в дальнейшем – на стадии подготовки дипломной работы.

Практика в суде общей юрисдикции

В районном (городском) суде студент в первую очередь должен ознакомиться с общим порядком организации работы суда: порядком оформления поступающих дел, назначением их к слушанию, организацией работы судьи. Студент обязан присутствовать на приеме судьей граждан, в судебных заседаниях, составлять по поручению судьи проекты процессуальных документов и т.д.

При ознакомлении с работой секретаря судебного заседания выполняет по поручению судьи отдельные действия, входящие в круг обязанностей секретаря (ведет параллельно с ним протокол судебного заседания, оформляет материалы дела и т.п.).

Студент не должен ограничиваться ознакомительной работой. Основное внимание следует уделить практическому рассмотрению и разрешению дел судом. С разрешения руководителя он вправе присутствовать на любых процессах, проходящих в суде в период практики.

В областном, городском и Верховном судах, наряду с общим знакомством со структурой и организацией их деятельности, студент обязан изучить кассационную и надзорную практику по гражданским и уголовным делам.

Присутствуя на заседаниях коллегии суда, знакомясь с материалами рассмотренных дел и обзорами судебной практики, необходимо выяснить, какие основания отмены и изменения решений, приговоров и определений по конкретным категориям дел являются наиболее типичными. Необходимо установить, какие трудности испытывает судебная практика при применении действующего законодательства; имеются ли в нем «пробелы», как они восполняются, какие нормы действующего законодательства, по мнению практических работников, нуждаются в усовершенствовании и т.п.

Особо следует обратить внимание и изучить складывающуюся практику обращения правоохранительных органов в суд для получений санкций на арест, обыск и т.п.

Практика в органах прокуратуры

Практика в прокуратуре начинается с изучения Федерального закона от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре» в редакции от 25 июля 2002 г., соответствующих приказов Генерального прокурора РФ и ознакомления со структурой и штатом прокуратуры. В ходе практики студенты знакомятся с планированием работы и отчетностью, копиями основных прокурорских актов по осуществлению задач и полномо- чий прокурора, с формами и методами надзорной деятельности прокуратуры и т.д. Уясняются обязанности прокурора района (города), его заместителей, помощников, следователей и работников канцелярии, формы взаимодействия прокуратуры с правоохранительными, контролирующими, общественными и другими органами и организациями.

Изучается деятельность прокурора при рассмотрении уголовных и гражданских дел в суде. Студенты присутствуют на судебных заседаниях и знакомятся с формами и методами выполнения прокурором своих задач при осуществлении правосудия.

Знакомство с работой следователя прокуратуры начинается с изу- чения соответствующих нормативных актов по вопросам следственной работы, а также методических пособий по этим вопросам, рекомендаций по научной организации труда следователей и использованию технических средств, находящихся в их распоряжении. Студенты присутствуют при выполнении следственных действий, составляют по ним проекты протоколов, постановлений, обвинительных заключений (по двум–трем делам), других документов.

Особое внимание студенты обращают на рассмотрение прокуратурой заявлений и жалоб, присутствуют на приеме граждан прокурором.

Практика в органах внутренних дел

Студенты получают сведения о структуре РОВД (функциями и полномочиями подразделений и отделов, сотрудников), узнают порядок взаимодействия между отделами (службами) РОВД и прокуратурой.

При ознакомлении с работой следственного аппарата РОВД изуча- ются правовые акты, регламентирующие деятельность следственного отделения; анализируется планирование работы (методы и формы руководства следствием; система учета и отчетности следственного подразделения, учета и отчетности работы следователя); исследуются формы и методы взаимодействия следователей со службами уголовного розыска, а также формы и методы борьбы с экономическими преступлениями, деятельность органов дознания, прокуратуры, судов и других учреждений.

Кроме того, рассматривается криминалистическая техника, научнотехнические средства, используемые при расследовании преступлений

(в необходимых случаях оказывается помощь следователю в их применении).

Студенты присутствуют при выполнении следственных действий, составляют по ним (параллельно со следователем) протоколы и иные документы, разрабатывают план расследования, составляют проекты постановлений, обвинительных заключений и других документов, отрабатывают стили и формы составления различных деловых бумаг (запросы, требования и т.п.).

Практика в адвокатуре

Практику в юридической консультации следует начать с изучения делопроизводства юридической консультации, ведения учетной документации, оформления соглашений порядка подготовки и истребования необходимых документов и т.д.

Знакомство студентов с практической работой адвоката заключается: · в участии в приеме граждан совместно с адвокатом-руководите- лем практики и другими адвокатами – дежурными по юридической консультации. Студент под непосредственным контролем руководителя должен дать устные советы и составить необходимые обратившимся

гражданам правовые документы по несложным вопросам; · в составлении и изучении досье по уголовным и гражданским

делам, находящимся производстве руководителя практики. Студент должен самостоятельно вести адвокатское производство, сделать подборку законодательного материала и судебной практики по определенной категории дел;

· в изучении конкретных уголовных и гражданских дел в связи

ñ участием адвоката на предварительном следствии, судах первой

и второй инстанции. При этом студент обсуждает с руководителем практики позиции по уголовным и гражданским делам, составляет планы защитительных речей и выступлений, корректирует эти планы по результатам судебного следствия и судебных прений. Составляет проекты кассационных жалоб, возражений на кассационные протесты, на жалобы истцов, ответчиков;

· в ознакомлении с работой по обслуживанию адвокатами предприятий, организаций. Студент должен самостоятельно составить проекты претензий, отзывов на них, исковых заявлений в федеральные суды общей юрисдикции и арбитражные суды, заявлений о пересмотре дел и т.д.

Кроме того, в ходе производственной практики студент должен изучить основные направления деятельности адвоката по защите жилищных прав физических лиц, гражданских прав индивидуальных предпринимателей, гражданских прав юридических лиц, в том числе коммерческих и некоммерческих организаций.

Особо следует обратить внимание на права адвоката в соответствии с последней редакцией УПК РФ.

Практика в нотариате

Практику в нотариате следует начать с изучения организации государственного и частного нотариата, его структуры и компетенции, порядка совершения нотариальных действий.

Студент в процессе производственной практики должен усвоить общие правила совершения нотариальных действий: время и место их совершения, перечень необходимых документов и предъявляемые к ним требования, удостоверительные надписи и т.д.

Для этого студент должен присутствовать при удостоверении нотариусом сделок различных видов (купли-продажи строений, имущества, земельных участков, мены, дарения и т.п.), а также ознакомиться со следующими нотариальными действиями:

а) нотариальным удостоверением доверенности; б) о выдаче исполнительных надписей; в) засвидетельствованием подлинности подписи;

г) засвидетельствованием верности копий документов, выписок из них, верности переводов с одного языка на другой;

д) удостоверением бесспорных обстоятельств; е) обеспечением доказательств;

ж) принятием в депозит для передачи денег и ценных бумаг В процессе прохождения практики следует изучить особенности

применения нового законодательства о наследовании в нотариальной практике, включая открытие наследства и выявление наследников, а также обеспечение сохранности наследственной массы. Особое внимание обратить на наследование недвижимости.

По результатам практики оформить проекты нотариальных документов для приобщения их к отчету.

Практика в юридических отделах государственных учреждений и организаций, коммерческих организаций

Студенты знакомятся с правовым статусом и системой работы юридической службы государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения или коммерческой организации, изучают их функции, задачи и полномочия, формы и методы кадровой работы, посещают с юрисконсультом структурные подразделения и службы организации, учреждения и изучают документы, регламентирующие их деятельность.

Студенты оказывают помощь в работе юрисконсультом, участвуют в подготовке правовых документов (проектов постановлений, приказов и распоряжений, актов, справок, договоров, исковых заявлений и других правовых документов заседаний, совещаний, коллегий представительного или исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, в выработке мероприятий и программ по правовому воспитанию населения и социально-экономическому разви-

тию региона; изучают работу органов государственной власти и местного самоуправления с субъектами предпринимательской деятельности; ведут работу с обращениями граждан, принимают активное участие в рассмотрении заявлений и жалоб, поступивших в процессе прохождения практики.

В ходе практики необходимо выяснить, какова эффективность юридической службы организации, возможности повышения ее роли. Все вопросы, подлежащие выяснению, следует устанавливать по собственной инициативе, консультируясь в необходимых случаях с работниками юридического отдела.

Особое внимание следует обратить на организацию взаимодействия юридического отдела с иными службами (бухгалтерией, коммерческим отделом и т.д.) организации, изучить практическую реализацию положений нового Трудового кодекса.

5. ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА

5.1. Преддипломная практика проводится на завершающем этапе обучения с целью закрепления теоретических знаний, практических навыков и умений, приобретенных на предыдущих этапах практического обучения, сбора и обобщения материалов для дипломной работы.

5.2. Практике должна предшествовать определенная исследовательская работа студента по выбору темы дипломной работы с учетом выборного и согласованного места проведения практики и содержания функций, которые будут возложены на практиканта.

Студенты должны стремиться к тому, чтобы до начала преддиплом-

ной практики ими было выбрано место работы по окончании института, что позволит более четко определиться с темой дипломной работы.

5.3. До начала преддипломной практики студенты должны представить в деканат факультета гарантийное письмо от учреждений и организаций о предоставлении прохождения преддипломной практики, которая содержит сведения о характере и содержание возлагаемых на практиканта функций и руководителе практики от учреждения, организации.

Деканат факультета выдает студентам направления на преддипломную практику, которые представляются по месту ее прохождения.

5.4. Основные вопросы содержания программы преддипломной

практики соответствуют основным вопросам содержания программы производственной практики.

При составлении индивидуальных заданий практикантам профилирующие кафедры должны детализировать содержание программы с учетом особенностей функциональных обязанностей практиканта и темы дипломной работы.

5.5. Руководителями практики от Института назначаются, как правило, преподаватели–руководители дипломных работ.

5.6. Непосредственное руководство практикой и ответственность за

дической специальности не менее трех лет, обладающих высокими деловыми и моральными качествами. За непосредственным руководителем закрепляется не более двух студентов.

5.7. Непосредственным руководителям практики от учреждений

5.7.1. Создать необходимые условия для получения студентами

необходимых навыков в той или иной должности, предоставить им возможность пользоваться нормативно-правовой и служебной документацией, специальной литературой, компьютерной базой данных, контролировать соблюдение практикантами установленных в организации, учреждении режима работы и трудовой дисциплины, сообщать в институт обо всех случаях нарушений.

5.7.2. Знакомить практикантов с законодательством Российской Федерации и законодательством данного субъекта РФ, а также внутриведомственными нормативными актами, касающимися прохождения практики.

5.7.3. Привлекать практикантов в зависимости от их подготовки

ê участию в проведении определенных процессуальных действий.

5.7.4. Изучать деловые и личные качества практикантов, выявлять их способности к профессиональной деятельности.

5.7.5. Осуществлять контроль за работой практикантов, введением дневника, сбором необходимых материалов.

5.8. Студент при прохождении практики обязан:

5.8.1. Полностью выполнять задания, указанные в рекомендациях.

5.8.2. Подчиняться действующим в учреждении, организации правилам внутреннего трудового распорядка, указаниям непосредственно-

го руководителя. К нарушителям производственной дисциплины могут применяться соответствующие меры вплоть до отстранения прохождения практики, неудовлетворительной ее оценки с последующим отчислением из института.

5.8.3. Ежедневно записывать в дневник содержание проделанной работы.

5.9. По окончании практики и прибытии в институт студент должен подготовить и сдать руководителю практики от Института:

5.9.1. Полностью заполненный дневник преддипломной практики (с подписями, печатями и характеристикой).

5.9.2. Письменный отчет, в котором обобщается весь ход практики, выполнение индивидуального задания и других запланированных ме-

роприятий. В отчете студентом также отмечаются достоинства и недостатки в организации практики, вносятся предложения по ее совершенствованию.

5.10. Дневник и отчет о практике, подписанный студентом, проверяются руководителем практики и представляются комиссии в составе трех членов кафедры, назначаемых заведующим кафедрой. Защита должна носить публичный характер. На защите могут присутствовать представители и руководители мест прохождения практики. Защита результатов практики проводится в сроки, предусмотренные графиком учебного процесса института, оценка результатов проводится по четырехбалльной системе. Студент, не выполнивший всех требований рекомендаций практики, получивший неудовлетворительный отзыв и, соответственно, неудовлетворительную оценку при защите, может быть представлен деканатом факультета к отчислению.

Оценка результатов прохождения студентами практики приравнивается к экзаменационным оценкам по теоретическим курсам.

ознакомительной практики


Современная Гуманитарная Академия

Филиал________________________ ______________________________ __________________________

Направление
На ______________________________ ______________________________ ___ практику
(вид практики)

Студент ______________________________ ______________________________ ___________________

              (фамилия, имя, отчество)
№ контракта ______________________________ ___
Направление подготовки ______________________________ ___
№ группы ______________________________ ___
№ семестра ______________________________ ___
Тема :_________________________ ______________________________ _________________________
______________________________ ______________________________ _________________________
Задание (перечень работ): ______________________________ ______________________________ _ ______________________________ ______________________________ _________________________
Организация – место прохождения практики: ______________________________ _____________ ______________________________ ______________________________ _________________________
Продолжительность практики _______________ недель(и), что составляет _____________ часов.
Дата выдачи направления « » _________________200__ г.
М.П.
Подпись: ______________________________ ______________________________ __
(подпись лица, выдающего направление)

ПРОХОЖДЕНИЕ ПРАКТИКИ
(отзыв принимающей организации, где проходила практика)

1 Срок прохождения практики с « » ________________ 200__ г. по « »______________200__ г.
2 Продолжительность практики ______ недель(и), что составляет ____________ часов.
3 Навыки, приобретенные за время практики ______________________________ _______________________

_____________________________ ______________________________ ______________________________ ___
4 Отзыв об отношении студента к работе: ______________________________ __________________________
_____________________________ ______________________________ ______________________________ ___
_____________________________ ______________________________ ______________________________ ___
_____________________________ ______________________________ ______________________________ ___
Оценка за практику: ______________________________ ______________________________ ____

(«отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»)

М.П.
« » _____________200__ г. Подпись: ______________________________ ______________________
Целью прохождения практики является приобретение практических навыков работы по специальности юриспруденция, проверки ранее приобретенных теоретических знаний и навыков по специальности, обучение студента грамотному юридическому сопровождению деятельности предприятия, оформление юридической документации.
Во время прохождения практики практикант осуществлял подготовку юридической документации, составление проектов договоров, проверку текущей документации, консультирование персонала по вопросам юридического сопровождения деятельности предприятия, а также по вопросам налогообложения.
Задачи прохождения практики: получение навыков и знаний в сфере консультативной и разъяснительной работы юриста по юридическим вопросам, практического участия юристов в оказании профессиональной юридической помощи организациям и частным лицам, участия в введении гражданских и арбитражных дел в судах в качестве представителя, в сфере исполнительного производства и составления различных документов гражданско-правового характера.
Местом проведения производственной практики является транспортное предприятие в качестве помощника юридического консультанта организации. Основной вид деятельности – пассажирские перевозки, осуществляемые автомобильным транспортом.
Один из больных вопросов действующего на сегодня и планируемого к принятию законодательства - это транспортная инфраструктура муниципального образования, или маршрутная сеть. Называют по-разному, но, как правило, имеют в виду одно и то же. Необходимо четко определиться с данным понятием, с принадлежностью и порядком ее использования. Конечно, в данном случае необходимы конкретные формулировки, не дающие двусмысленного толкования.

_____________--

Отчет о производственной практике (Гражданское право)

МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Юридический институт

ОТЧЕТ
о производственной практике

Студента IV курса
Юридического факультета

Место проведения производственной практики:
общество с ограниченной ответственностью
«ООО»

Руководитель: ПЕТРОВ А.Я.

Москва - 2004 г.
Содержание:

1) Введение

2) Общая часть

3) Заключение

4) Приложения

Введение
В соответствии с учебным планом я проходил производственную практику в
юридическом отделе общества с ограниченной ответственностью «ООО» с
четвертого августа по двадцать шестое сентября.
Я был принят для прохождения производственной практики в штат общества на
должность помощника юрисконсульта.
Совместно с руководителем практики непосредственно в обществе был
составлен план прохождения практики, который я успешно выполнил.
В процессе прохождения производственной практики я:
- ознакомился с законодательством РФ, регулирующим деятельность общества.
- ознакомился с учредительным документом – уставом, утвержденным
учредителем общества.
- ознакомился со штатным расписанием организации.
- ознакомился со структурой организации.
- ознакомился с организацией и содержанием работы персонала общества.
- ознакомился с содержанием экономической, организационной,
управленческой и плановой работы.
- ознакомился с особенностями работы юридического отдела: видами
гражданско-правовых договоров, заключаемых от имени общества и их
спецификой.
- ознакомился с особенностями работы юрисконсульта.
- научился составлять проекты основных гражданско-правовых договоров и
учредительных документов.
- проверял документы на их соответствие требованиям гражданского
законодательства, а также выявлял и обобщал недостатки их формы и
содержания.
- научился эффективно использовать электронную правовую систему «Гарант».
- доставлял документы общества в организации и государственные органы.
- участвовал в переговорах сторон по согласованию формы и содержания
некоторых гражданско-правовых договоров.
- осуществлял иную, связанную с юриспруденцией деятельность.

ОБЩАЯ часть
Общество с ограниченной ответственностью «ООО» расположено по адресу г.
Москва, улица и является коммерческой организацией, деятельность которой
регулируется законодательством Российской Федерации и учредительными
документами общества.
Основными источниками правового регулирования деятельности общества с
ограниченной ответственностью «ООО» являются: Конституция РФ, гражданский
кодекс РФ и федеральный закон «Об обществах с ограниченной
ответственностью».
Общество с ограниченной ответственностью «ООО» осуществляет свою
деятельность на основании устава, утвержденного учредителем в лице
генерального директора, являющегося высшим единоличным органом общества.
Ключевой сферой деятельности общества является ****.
Общество с ограниченной ответственностью «ООО» имеет производственные,
складские и торговые площади.
Целью деятельности организации является получение прибыли.
Штат фирмы состоит из 38 человек, основную долю среди которых занимают
узко-профильные специалисты.
Имущество фирмы состоит из: торгового, складского и производственного
оборудования, грузовых и легковых автомобилей, производственных, складских
и торговых площадей, находящихся в собственности организации.
При работе в юридическом отделе я опирался на помощь моего руководителя,
мнения и советы которого помогли мне постигнуть суть работы в коммерческой
организации в должности юрисконсульта.
Юридический отдел общества с ограниченной ответственностью «ООО» имеет
хорошую нормативно-правовую базу, представленную как в электронном виде,
так и в печатном виде.
Особую роль в работе современного юридического отдела занимает
электронная правовая база, которая часто обновляется и позволяет быстро и
точно найти требуемые нормативно-правовые акты, образцы документов, статьи
в профильных журналах и иную информацию. Трудно переоценить значение такого
серьезного подспорья в работе любого юриста.
В процессе практики я приобрел навыки работы с электронной правовой
системой, научился эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Она мне
помогала найти ответы на возникающие в процессе деятельности вопросы, такие
как поиск источников регулирования определенных гражданско-правовых
отношений.
Во время прохождения производственной практики руководитель практики
предложил мне провести анализ договора подряда, заключенного ранее нашей
организацией. Мне этот договор показался интересен тем, что в настоящее
время подряд широко используется и является важным элементом гражданских
правоотношений, и каждый юрист-практик должен уметь грамотно составить,
проанализировать форму и содержание такого типа договоров.
В современных условиях гражданско-правовой договор представляет собой
одну из широко применяемых, гибких и оперативных правовых связей между
различными субъектами права, позволяющих осуществлять процесс трансформации
материальных и иных благ между участниками гражданского оборота.
Договор в равной мере позволяет учесть специфику и особенности
взаимоотношений сторон, согласовывать их индивидуальные интересы, а также
обеспечивать правовые гарантии этих интересов.
Статья 702 ГК РФ определяет договор подряда как такое соглашение, в силу
которого одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой
стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а
заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. В отличие от
иных гражданско-правовых обязательств, обязательства подрядного типа
регулируют экономические отношения по оказанию услуг. Предметом договора
подряда является результат выполненной работы.
Сторонами в договоре подряда являются заказчик и подрядчик, которыми
могут быть организации, наделенные правами юридического лица, а также
дееспособные граждане. Выступая заказчиками по договору подряда, и
граждане, и юридические лица, как правило, заказывают выполнение лишь таких
работ, которые необходимы для удовлетворения их собственных запросов и
потребностей.
Договор подряда является консенсуальным, взаимным и возмездным.
Этот договор относится к числу консенсуальных договоров, поскольку для
возникновения прав и обязанностей достаточно лишь соглашения между
заказчиком и подрядчиком, но в отличие от иных консенсуальных договоров,
подряд не может быть исполнен непосредственно в момент заключения договора,
поскольку для достижения требуемого результата следует затратить
определенное время на выполнение работы.
Взаимность договора проявляется в том, что каждая из сторон (заказчик и
подрядчик) наделяются ГК РФ правами и обязанностями. В частности, согласно
ст. 702 ГК РФ, подрядчик обязан выполнить работу и ее результаты передать
заказчику. В свою очередь заказчик обязан принять результат работы и
оплатить его.
Договор подряда является возмездным, поскольку затраты подрядчика
проявляются в расходовании имущества, а заказчика - в выплате
вознаграждений, т. е. заказчик оплачивает подрядчику обусловленную цену за
выполненную работу.
Содержание договора подряда составляет совокупность условий, определяющих
права и обязанности заказчика и подрядчика, выраженные в форме пунктов
договоров.
Все условия договора подряда следует подразделить на две группы:
а) особые (или существенные) условия; б) обычные условия.
Особые (существенные) условия договора подряда составляют основу
договора, так как только при достижении соглашения по всем особым
(существенным) условиям договор считается заключенным. При отсутствии
соглашения хотя бы по одному из особых условий договор нельзя считать
заключенным. Так, цена работ договора определяется соглашением сторон, а
при отсутствии такого условия договор является ничтожным. Если же сроки
начала и окончания работ не согласованы, то договор считается незаключенным
и именно нарушение этого условия договора рассматривается как просрочка и
влечет соответствующие последствия. Стороны могут установить и
промежуточные сроки выполнения работ, а также установить меры
ответственности за их нарушение.
К особым (существенным) условиям договора подряда в соответствии со ст.
703, 704, 708, 709 ГК РФ относятся:
а) Организация работ. Организация работ как одно из основных условий
договора подряда проявляется в том, что согласно п. 1 ст. 704 ГК РФ, если
иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется из материала
подрядчика, его силами и средствами, т.е. иждивением подрядчика. В
соответствии с п. 3 ст. 703 ГК РФ подрядчик самостоятельно определяет
способы выполнения задания заказчика, если иное не предусмотрено договором
подряда;
б) Сроки выполнения работы. Согласно ст. 708 ГК РФ, в договоре подряда
указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию
между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения
отдельных этапов работы (промежуточные сроки), которые могут быть изменены
в случаях и в порядке, предусмотренных договором;
в) Цена работ. Цена работы, согласно п. 2 ст. 709 ГК РФ, включает в себя:
а) компенсацию издержек подрядчика; б) причитающееся подрядчику
вознаграждение.
Цена работы может быть определена путем составления сметы (п. 3 ст. 709
ГК РФ).
В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной
подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с
момента подтверждения ее заказчиком;
г) предмет договора.
Обычные условия договора подряда не влияют на юридическую силу договора,
так как они (условия) могут быть включены в договор, но могут и не
включаться в него.
К обычным условиям договора подряда следует отнести:
а) условие о качестве результата работы (ст. 721-725 ГК РФ);
б) порядок оплаты работы (ст. 711 ГК РФ);
в) содействие заказчика в выполнении работы;
г) конфиденциальность информации по договору подряда (ст. 727 ГК РФ).

Заключение
Прохождение производственной практики является важным элементом учебного
процесса по подготовке специалиста в области юриспруденции.
Во время её прохождения будущий юрист применяет полученные в процессе
обучения знания, умения и навыки на практике.
Основными задачами производственной практики являются:
- получение практического опыта работы в качестве юрисконсульта.
- улучшение качества профессиональной подготовки.
- воспитания специалиста в духе уважения к закону.
- закрепление полученных знаний по общим и специальным правовым
дисциплинам.
- проверка умения студентов пользоваться законодательством.
Широкий охват отраслей Российского права, с которыми мне пришлось
сталкиваться на практике, позволил мне усвоить изученный теоретический
материал, полученный на занятиях в институте.
Я освоил азы применения норм Российского права на практике, понял, как
работают некоторые законы, подзаконные акты, которые мне были непонятны,
осознал их значимость в практической деятельности.
К сожалению, я могу отметить, что особенностью российской правовой
системы является несовершенство нормативно-правовой базы, и, как следствие,
частые или систематические нарушения закона, умышленно или по незнанию,
подавляющим большинством участников гражданско-правового оборота в
Российской Федерации.
Мне практика помогла научиться самостоятельно решать определенный круг
задач, возникающих в ходе работы юрисконсульта компании. В частности, я
научился составлять некоторые виды гражданско-правовых договоров,
анализировать их содержание и их форму.
Я понял, что на практике будет востребована основная часть знаний,
полученных мной на занятиях. Я осознал, что в настоящий момент, время
быстрого обновления законодательной базы, нельзя недооценивать значения
электронных информационных систем, таких как правовая система «Гарант».
Также большую помощь в решении поставленных задач оказала мировая сеть
Интернет, в которой можно в настоящее время найти множество полезной
информации в области права, а также, которая является средством деловой
электронной переписки.

Дневник ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Итого: с 4 августа по 26 сентября 40 дней практики.
Дни практики:
АВГУСТ: 4 - 8; 11 - 15; 18 - 22; 25 – 29.
СЕНТЯБРЬ: 1 - 5; 8 - 12; 15 - 19; 22 – 26.
|Число и |Краткое содержание выполненных работ |
|месяц | |
|4.08.03 |Ознакомление со штатным расписанием общества. |
|5.08.03 |Ознакомление со структурой общества. |
|С 6.08.03|Ознакомление с организацией и содержанием работы персонала |
|По 8.08.03|общества. |
|С 11.08.03|Ознакомление с особенностями организации работы юридического |
|По |отдела общества. |
|14.08.03 | |
|15.08.03 |Ознакомление с особенностями работы юрисконсульта общества. |
|С 18.08.03|Обучение работе с электронной правовой системой «Гарант». |
|По | |
|19.08.03 | |
|С 20.08.03|Изучение нормативно-правовых актов Российской Федерации, |
|По |регулирующих деятельность коммерческой организации. |
|22.08.03 | |
|25.08.03 |Изучение и анализ учредительного документа организации. |
|С 26.08.03|Сбор информации для составления проекта устава. |
|По |Составление устава общества с ограниченной ответственностью. |
|27.08.03 | |
|28.08.03 |Изучение реестра хозяйственных договоров. |
|С 29.08.03|Составление реестра хозяйственных договоров. |
|По 2.09.03| |
|3.09.03 |Анализ наиболее интересных договоров. |
|С 4.09.03 |Изучение и анализ договора строительного подряда. |
|По 5.09.03| |
|С 8.09.03 |Сбор информации для составления проекта договора подряда. |
и т.д.................

Нестеров А.К. Отчет по практике юриста // Энциклопедия Нестеровых

Отчет по практике юриста пишется по результатам прохождения практики в правоохранительных органах, государственных учреждениях и коммерческих организациях. Современное юридическое образование требует от студента обязательное наличие практических навыков, приобретение которых происходит посредством написания отчета по практике юриста. Отчет по практике направлен на выработку навыков по применению теоретических знаний в практическом ключе.

Для того, чтобы написать отчет по практике юриста необходимо уяснить какой именно отчет требуется на данном этапе Вузовского обучения. Согласно чествующим ГОСТам, за весь период получения юридического образования студенту нужно выполнить три отчета:

  1. отчет по учебной практике юриста
  2. отчет по производственной практике юриста
  3. отчет по преддипломной практике юриста

Каждый из выше представленных отчетов классифицируется в зависимости от места прохождения практики. Примерная классификация по данному принципу представлена на рисунке ниже. Классификация по меступрохождения практики может различаться в зависимости от ВУЗа.

Программа отчета по практике юриста

Прежде чем говорить об особенностях содержания отчета, сфокусируем внимание на том, что для его выполнения необходима программа практики. Программу практики как для очного, так и заочного отделения можно взять на кафедре либо у Вашего преподавателя.

Наличие программы практики крайне важно для получения высокой оценки. Именно программа к отчету по практике юриста содержит ключевые требования к деятельности студента на месте прохождения практики и регламентирует объем и оформление отчета.

Отчет по практике по праву выполняется в соответствии с программой практики с приложением юридических документов и анализом судебной практики. Отчет по практике по праву - это письменная работа, отражающая все этапы прохождения практике по юридическим специальностям. Написание отчета по практике по праву подразумевает под собой серьезную самостоятельную работу и требует много времени и приложения усилий.

Нужно использовать актуальные нормативно-правовые акты и методические разработки, свежую периодику и новейшие пособия и монографии.

Для успешной защиты отчета по практике Вам необходимо выполнить отчет в соответствии с программой практики и индивидуальным заданием, если таковое имеется.

Кроме того, в программе отчета по практике юриста казано о необходимости получения индивидуального задания, без которого, в ряде случаев, практика не может быть зачтена.

Отчет по практике юриста, особенности и основное содержание

Отчет по практике юриста отражает:

Применение практикантом во время прохождения практики имеющихся у него теоретических знаний посредством личного участия в деятельности органа юстиции или коммерческой организации;

Анализ нормативной правовой основы формирования и деятельности соответствующего органа или его подразделения;

Изучение внутренней структуры органа или его подразделения;

Изучение функциональных задач органа, в котором проходится практика;

Участие в решении функциональных задач органа, его отдельного подразделения по согласованию с руководителем практики по месту ее прохождения.

По итогам прохождения практики необходимо подготовить отчет по практике.

Отчет по практике юриста выполняется после прохождения практики в органах внутренних дел, нотариальной или адвокатской конторе, органах муниципального управления или коммерческой организации. Место прохождения практики зависит, в первую очередь, от специализации. Например, если специализация - гражданское право, то хорошей базой практики будет нотариальная контора или коллегия адвокатов. Если специализация - уголовное право, то практику лучше всего проходить в суде, следственном отделе или прокуратуре. Место для прохождения практики и последующего написания отчета по практике будущего юриста утверждается на профильной кафедре.

Отчет по практике юриста включает в себя анализ законодательства согласно программе практики, характеристику деятельности, выполняемой в период практики, общую характеристику базы практики с юридической точки зрения. Кроме того, программой может быть предусмотрено, что отдельные положения по дипломной работе должны быть включены в виде тезисов в отчет по практике будущего юриста.

К отчету по практике юриста прилагаются также план практики, дневник к отчету и характеристика с места прохождения практики. Последовательность представления документов при сдаче отчета по практике следующая:

  1. титульный лист,
  2. программа практики,
  3. дневник к отчету по практике,
  4. отзыв с места прохождения практики,
  5. непосредственно отчет по практике,
  6. приложения.

Программа и дневник прохождения практики юриста

План или программа практики оформляются в виде таблицы, в которой указываются основные работы, планируемые в рамках программы практики.

Программа практики юриста
Дата Планируемая работа
1 неделя Знакомство с базой практики, изучение основных документов, знакомство с основной работой по специализации. Программа практики подписывается руководителем после сдачи отчета.
2 неделя Составление юридических документов в соответствии со специализацией. Составление и проверка различных юридических документов организации. ---
3 неделя Подготовка документов для судебных органов. ---
4 неделя Анализ законодательства, регулирующего деятельность организации. ---
5 неделя Подготовка отчета по практике юриста. ---

После программы практики к отчету по практике юриста прикладывается дневник. Форма и содержание дневника приведены в таблице:

Дневник прохождения практики
Дата Содержание выполненной работы Подпись руководителя практики от ВУЗа
1 неделя Ознакомилась с организацией и основными документами в организации. Ознакомилась с основными обязанностями юриста в соответствии со специализацией гражданское право. Дневник прохождения практики подписывается руководителем после сдачи отчета.
2 неделя Составляла договора купли-продажи, информационных услуг, гражданско-правовые договора. Составляла документы для передачи в налоговый орган. Изучила организационно-правовые документы. ---
3 неделя Занималась подготовкой документов для передачи их по исковым заявлениям в арбитражный суд. ---
4 неделя Проанализировала нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность организации в целом, и выявила основные недостатки в законодательстве, касающиеся деятельности подобных организаций. ---
5 неделя Занималась написанием отчета по практике. ---

Отзыв-характеристика о прохождении практики

Отчет по практике юриста содержит также отзыв-характеристику с места прохождения практики, подписанный руководителем практики от организации. Пример отзыва:

Отзыв-характеристика

Васнецова Мария Сергеевна проходила практику в юридическом департаменте Негосударственного пенсионного фонда "Социум". За время прохождения практики ответственно относилась к выполняемой работе, в установленное время являлась для прохождения практики. К выполнению заданий и поручений относилась добросовестно.

В период практики на работе была аккуратна, инициативна и дисциплинирована. Подготовку всех материалов осуществляла организованно.

В общении с коллективом была дружелюбна и приветлива.

Руководитель практики от предприятия

Михалков Валерий Александрович

Прохождение практики является необходимым элементом в образовательной программе любого учебного учреждения:

  1. колледжа;
  2. техникума;
  3. университета;
  4. института.

Отчет по практике позволяет оценить глубину полученных студентом знаний по выбранной специальности, его интерес к профессии. Прохождение практики является необходимым элементов закрепления полученных в учебном учреждении теоретических знаний. Причем место практики значения не имеет, ведь юристы нужны везде, в любой компании:

  • и в обществе с ограниченной ответственностью,
  • и в коммерческой фирме,
  • в правоохранительных органах (в МВД, в милиции (полиции);
  • и даже в Администрации Президента.

Помощник нужен адвокатам и нотариусам.

Практикант может самостоятельно определить, где будет проходить практику, либо обратиться за помощью к научному руководителю, который поможет пройти практику

Давайте рассмотрим особенности написания отчета по практике студентами-юристами – у них свои особенности, связанные со спецификой работы.

Отчет по практике юриста: особенности написания

Цель практики – научиться применять знания, полученные в образовательном учреждение, в практической деятельности, умение применять закон в возникшим правоотношениям. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить деятельность предприятия, организацию работы юридического отдела, рассмотреть особенности государственной и муниципальной службы;
  2. применить теоретические знания в области гражданского, трудового, процессуального права на практике;
  3. развить качества, необходимые для работы на должности юрисконсульта, научиться управлять людьми, применяя средства убеждения;
  4. принимать активное участие в деятельности юридического отдела: составлять исковые заявления и отзывы на них, участвовать в судебных заседаниях, обжаловать принятые решения, отслеживать ход исполнения;
  5. осуществлять юридическое сопровождение сделок;
  6. оказывать помощь в оформлении документов правового характера.

База практики для студента-юриста определяется с учетом специализации студента. Студенты выбирают место практики также с учетом своих перспектив на трудоустройство по профилю выбранной специальности.

Но всегда практика будущего юриста связана с работой юридического отдела, юридической службы или самостоятельной работы юриста в качестве адвоката, нотариуса

Практика позволяет приобрести необходимые навыки работы в коллективе, ознакомиться с особенностями работы юриста. Практика может быть производственной (ознакомительной) и преддипломной.

Руководство практикой на предприятии может осуществлять как непосредственно руководитель предприятия, так и работник, которому он это поручит.

По негласному правилу практикант должен выполнять все поручения руководителя, соблюдать дисциплину, избегать организационных конфликтов

Работодатель вправе установить неполный рабочий день для практиканта и определенный уровень нагрузки, дать собственные поручения. Но если студент пропускает хоть один день практики – его обязательно надо отработать.

Каждый юрист должен:

  • уметь апеллировать видами гражданско-правовых договоров
  • знать особенности договорной работы, в том числе заключать договор возмездного оказания услуг, договор купли-продажи
  • знать Конституцию РФ
  • уметь применять на практике положения Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), в том числе отличать юридическое лицо от физического, руководствоваться нормами Трудового кодекса РФ, Налогового, Административного кодексов
  • знать основы гражданского и арбитражного процессов
  • знать условия применения закона «О защите прав потребителя»
  • уметь пользоваться электронными правовыми ресурсами, такими как «Консультант Плюс», «Гарант».

При написании отчета опираться лучше на учебники, научную литературу, периодические печатные издания или их аналоги в интернете (журнал «ЮристЪ»), но год издания должен быть не старше 5 лет.

Итоги прохождения практики оформляются отчетом и дневником, ведение которого осуществляется практикантом самостоятельно

Общий срок прохождения практики определяется учебным заведение, обычно 4 недели .

В введении указывается цель прохождения и задачи, которые необходимо решить для ее достижения, определяются объект и предмет исследования.

В основной части отчета дается краткая характеристика предприятия. Полностью указывается название и организационно-правовая форма (ООО, ИП, ДОУ, Государственное учреждение), фамилию, имя, отчество руководителя, каким учредительным документом определены его полномочия. Необходимо:

  1. раскрыть структуру организации,
  2. определить условия обеспечения деятельности общества,
  3. описать функции отделов,
  4. дать анализ направлениям работы предприятия и его специфику, структуру,
  5. указать связи между отделами.

Желательно указать дату создания и достижения. С точки зрения психологии, подробное изучение предприятия и всего, что с ним связано, может положительно отразиться на мнении о практиканте потенциального работодателя.

В специальной части рассматривается деятельность отдела, в котором практикант непосредственно работал с целью выявления проблем по рассматриваемой в дипломной работе теме для выработки путей их решения.

В заключении обобщаются все выводы, которые практикант сделал при написании работы, полученный опыт, а также указываются недостатки в работе юридического отдела и предлагаются пути их решения.

Отчет по практике желательно предоставить руководителю практики заранее.

Дневник практики юриста

Дневник – это тот документ, на основании которого оценивается практическая деятельность студента (студентки). Дневник по производственной практике вместе с отчетом и характеристикой являются допуском студента к экзаменам. Достоверность указанных в нем выполненных заданий подтверждается подписью руководителя практики от организации, поэтому отнестись к его заполнению нужно как в школе - ответственно, чтобы потом не переделывать. Скачать в интернете готовый дневник на студенческих сайтах не рекомендуется – требования у учебных учреждений к форме и содержанию дневника по практике разные.

Дневник нужно заполнить по форме, утвержденной образовательным учреждением. В нем обязательно проставляются подписи лиц, направивших студента на практику (от учебного заведения) и принявших (от места прохождения практики)

Дневник по практике может также содержать индивидуальные задания руководителя. Бланк дневника можно скачать с сайта учебного учреждения.

Во время прохождения практики в конце каждого рабочего дня практикант должен заполнить дневник прохождения практики, фиксируя в нем выполненные задания. В интернете можно скачать различный дополнительный материал по деятельности места прохождения практики, что будет несомненным плюсом для работы. Отчет по практике также может быть положен в основу дипломной работы студента.

Готовый дневник практики нужно подписать у руководителя практики с места ее прохождения и поставить печать. Особенностью прохождения практики студентами, обучающимися на юристов, является направление их практической деятельности – она должна быть непосредственно связана с юриспруденцией.

Отчетность по практике сдается в учебный отдел по месту прохождения обучения.

Пример заполнения дневника по практике юриста

ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПО ПРОГРАММЕ

ОТМЕТКА О ВЫПОЛНЕНИИ

Вводный инструктаж.

Знакомство с сотрудниками.

Изучение нормативных документов, локальных нормативных актов организации

Рассмотрение деятельности юридического отдела, функциональных обязанностей юриста

Изучение нормативно-правовой базы, рассмотрение правовых документов, регулирующих деятельность организации

Проверка договоров на соответствие их требованиям ГК РФ

Анализ трудовых договор на соответствие действующему законодательству

Составление приказа о внесении изменений в трудовой договор

Составление претензии в соответствии с законодательством Российской Федерации, используя информационные справочно-правовые системы.

Изучение информации по делу о взыскании пени за несвоевременную поставку

Изучение порядка организации личного приема граждан, представителей учреждений, предприятий, организаций.

Осуществление приема и регистрации документов

Подготовка информационного письма в ИФНС об изменении адреса

Оформление договора купли-продажи

Участие в обработке представленных документов

Рассмотрение документации на осуществление закупки по Закону № 44-ФЗ

Подготовка проектов письменных ответов на обращения

Совместно с экономическим отделом подготовка справки об отсутствии задолженности перед контрагентом

Составление проекта договора, направление его другой стороне

Помощь в составлении документов, подтверждающих право оперативного управления на имущество, получение разрешающих документов

Участие в составлении претензии за нарушение сроков поставки товара

Участие в судебном заседании

Разработка должностной инструкции специалиста

Написание искового заявления

Рассмотрение вопросов по заключению трудового договора

Сбор материала для отчета

Примеры отчетов

Отчет по практике в суде