Урок по литературе мцыри. Урок по поэме "Мцыри" план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

В 1830-1831 гг. (Лермонтову 16 лет) поэт (рис. 1) пишет поэму с названием «Исповедь». Место действия - испанская монастырская тюрьма. Героя обвиняют в преступлении, которого он не совершал. Он исповедуется старцу-монаху. Главные проблемы: судьба, потерянная любовь, без которой герою нет рая.

В 1835 году Лермонтов работает над поэмой «Боярин Орша». Москва времён Ивана IV. Орша приезжает в своё имение. У него есть молодая дочь. Его верный раб Сокол рассказывает ему сказку про царя, царскую дочь и конюха (рис. 2).

Рис. 2. Кадр из фильма «Боярин Орша» ()

Боярин Орша понимает намёк, подслушивает разговор своей дочери с молодым рабом. Юношу схватили, дочь заперли, ключ бросили в Днепр:

«И в волны ключ от двери той

Он бросил сильною рукой,

И тихо ключ тот роковой

Был принят хладною рекой».

Монастырский суд. Арсений в цепях. Опять исповедь героя старцу, на этот раз игумену. Арсений бежит из тюрьмы, оказывается в войске поляков, видит смертельно раненого Оршу. Тот умирает. Арсений скачет в дом боярина, где заперта его дочь, но находит только её скелет.

Все эти три поэмы написаны четырёхстопным ямбом с мужскими окончаниями. Ямб - это стихотворный размер, который по-русски всерьёз зазвучал в 1822 году, когда Жуковский (рис. 3) перевёл поэму Байрона «Шильонский узник».

Рис. 3. В.А. Жуковский ()

Шильон - тюремный замок в Швейцарии (рис. 4).

Рис. 4. Замок Шильон ()

Тема этого произведения - несвобода, одиночество героя. Это ассоциации, которые возникают у читателя, когда он слышит или читает стихи, написанные четырёхстопным ямбом с мужскими окончаниями (с ударением на последнем слоге).

«Мцыри» - романтическая поэма. В центре - исключительный герой. Он находится в конфликте с миром (рис. 5).

Как правило, у романтического героя есть тайна в прошлом. В «Мцыри» этого нет. В первых двух строфах говорится о том, как Мцыри попадает в монастырь (рис. 6).

Рис. 6. Монастырь Джвари, в котором предположительно жил Мцыри ()

Обычно в романтических поэмах всегда есть мотив бегства или изгнания, любовная линия. Но в поэме Лермонтова «Мцыри» любовной линии тоже нет. И это принципиально.

Очень важен эпиграф к поэме. Первоначально был французский эпиграф, который в переводе означал «у каждого своё отечество» . Лермонтов заменил его эпиграфом из ветхозаветной книги царств:

«Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».

Речь идёт о нарушении запрета и наказании за этот проступок.

В философской проблематике лермонтовской поэмы речь идёт о трёх днях свободы и преждевременной смерти.

Герой пуглив и дик, слаб и гибок, но:

«В нём мучительный недуг

Развил тогда могучий дух

Его отцов».

Очень многое в поэме связано с контрастом между могучим духом и слабым телом.

Любому, кто читал поэму, понятно, что природа в этой поэме становится для героя воплощением родины, знаком подлинной жизни. Именно природа противопоставлена рутинному, бесцветному бытию в монастыре (рис. 7):

«Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил - и жизнь моя

Без этих трёх блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей».

Рис. 7. Исповедь Мцыри ()

Явно противопоставлены два мира: мир природы и мир монастыря, так же как противопоставлена свобода тюрьме.

Могучий дух отцов, который развивается в слабом ребёнке, - это и есть дух природы. Жизнь природная, естественная - это и есть жизнь горцев. А монастырь закрыт крепостной стеной. Здесь очень выразительный эпизод с грозой:

«Когда, столпясь на алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал. О, я как брат

обняться с бурей был бы рад!».

Бурю и грозу мы в стихах Лермонтова встречаем постоянно. Наверное, нет такого русскоговорящего человека, который бы не знал строчек:

«Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!».

Для Лермонтова этот мотив очень важный. Родство героя и грозы, бури не нуждается в отдельных комментариях.

Для Лермонтова последних четырёх лет его короткой, напряженной, насыщенной жизни природа всегда была знаком гармонии и покоя: «Когда волнуется желтеющая нива», «Выхожу один я на дорогу», «Люблю отчизну я, но странною любовью». Нетрудно проследить контраст между этой гармоничной, спокойной природой и мятежным сердцем героя. Даже в раннем «Парусе» есть это. Эта схема работает у Лермонтова постоянно.

В поэме «Мцыри» есть звуки природы: вой, шум, гудение, волшебные странные голоса, которые ведут разговор о тайнах неба и земли. Мцыри слышит эти голоса, внимает им. Он одно из составляющих этого бесконечного разнообразия природы существ. Но природа для Мцыри становится не только другом, но и врагом. Он всё время сравнивает себя со зверем, иногда со змеёй, иногда с перелётными птицами. Не случайно есть два образа природы в этой поэме. Есть сад (рис. 8):

«Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев

Прозрачной зеленью листов».

Это и монастырский сад, и эдем, и божий мир, который славит творца. Это - гармония и величие.

Рис. 8. А. Ф. Грейв «В саду» ()

А есть тёмный лес (рис. 9):

«Напрасно в бешенстве порой

Я рвал отчаянной рукой

Терновник, спутанный плющом:

Все лес был, вечный лес кругом,

Страшней и гуще каждый час;

И миллионом черных глаз

Смотрела ночи темнота

Сквозь ветви каждого куста...»

Рис. 9. Тёмный лес ()

Тёмный лес с терновником, в котором заблудился Мцыри. Он перестал видеть горы, которые являются для него ориентиром, и заблудился в этом лесу.

Это палящий зной, где он уже не сравнивает себя со змеем, а змея является началом смерти:

Хотя бы крикнул коростель,

Иль стрекозы живая трель

Послышалась, или ручья

Ребячий лепет… Лишь змея,

Сухим бурьяном шелестя,

Сверкая желтою спиной,

Как будто надписью златой

Покрытый донизу клинок,

Браздя рассыпчатый песок .

Этого палящего зноя Мцыри не выносит.

Есть одна любопытная особенность, которую можно заметить, перечитывая эту поэму. Лермонтов употребляет словосочетание «прозрачная зелень листов» :

«Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев

Прозрачной зеленью листов».

Если прочитать лирику Лермонтова, то можно увидеть, что, как правило, листы у него засохшие, плоды несозревшие. Это наблюдается от стихотворения «Осень» 1822 года до стихотворения «Листок» 1841 года. Но в «Мцыри» природа в своей первозданной первосущности присутствует и славит творца. Только голос человека не участвует в этом общем хоре. Природа то дружественна, то враждебна. Вот зубчатый и тёмный лес:

«Но даже на краю небес

Все тот же был зубчатый лес.

Тогда на землю я упал;

И в исступлении рыдал,

И грыз сырую грудь земли,

И слезы, слезы потекли

В нее горючею росой...»

В этой двойственности основа философского понимания природы и человека у Лермонтова.

Черты характера героя в дальнейшем повествовании не меняются. Как правило, романтический герой не меняется на протяжении произведения, он задан равным себе, он может только раскрываться. Мы ничего не узнаем ни о быте монастыря, ни о том, чем занимались монахи, чем занимался Мцыри. Мы даже не знаем, как он проводил свой день. Любопытен также тот факт, что в поэме нет ни одного имени собственного. Мцыри - это не имя. Мцыри - неслужащий монах, послушник (это примечание Лермонтова). Но грузинское слово мцыри значит ещё и пришелец, чужеземец. Герой поэмы одинок, он чужой в монастыре, который для него оказывается первоначально спасением, ведь его выходил монах (рис. 10).

Рис. 10. В монастыре ()

Представление Мцыри о том, какова его родина, тоже даётся достаточно пунктирно (рис. 11):

«Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы».

Рис. 11. Образ Родины Мцыри ()

Здесь ощущается явная отсылка к пушкинскому «Узнику» (рис. 12):

«Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер … да я!..»

Рис. 12. А.С. Пушкин ()

Демонического героя в поэме «Мцыри» нет, по крайней мере может так показаться. Вот конец 10-й строфы:

«Я поднял голову мою...
Я осмотрелся; не таю:
Мне стало страшно; на краю
Грозящей бездны я лежал,
Где выл, крутясь, сердитый вал;
Туда вели ступени скал;
Но лишь злой дух по ним шагал,
Когда, низверженный с небес,
В подземной пропасти исчез».

Злой дух только упоминается. А между тем этот злой дух - герой одной из самых важных поэм Лермонтова, поэмы «Демон». В поэме «Мцыри», таким образом, оказывается две бездны. Одна бездна - куда исчезает злой дух, и другая бездна - голубой свод. «И прилежный взор, наверное, мог бы следить ангела полёт» - это тоже бездонное пространство.

Демоническая тема в русской литературе и в русской поэзии и прозе начала XIX века была довольно распространённой. Пушкин прошёл эту тему легко и быстро. У него есть стихотворение 1823 года «Демон». Серьёзного возвращения к этой теме у Пушкина больше не было.

У Лермонтова есть стихотворение «Мой демон»:

«Собранье зол его стихия.
Носясь меж дымных облаков,
Он любит бури роковые,
И пену рек, и шум дубров.
Меж листьев желтых, облетевших,
Стоит его недвижный трон;
На нем, средь ветров онемевших,
Сидит уныл и мрачен он.
Он недоверчивость вселяет,
Он презрел чистую любовь,
Он все моленья отвергает,
Он равнодушно видит кровь,
И звук высоких ощущений
Он давит голосом страстей,
И муза кротких вдохновений
Страшится неземных очей».

Демон - это падший ангел, библейский сюжет о том, как один из ангелов взбунтовался против господа и был низвержен. Демоническая тема наблюдается не только в творчестве Лермонтова, но и у его предшественников. Она связана прежде всего с богоборчеством. Если попытаться схематично и грубо сформулировать вопрос, то он звучит так: если в мире царит зло, то как это допускает Господь? Одно из двух: или он не может справиться с этим злом, и тогда он не всемогущ, или ему это зло не мешает, и тогда он не всеблаг. Отсюда и бунт-богоборчество, связанный с темой демона. На этом богоборчестве строится философия очень многих европейских и русских мыслителей, писателей первой половины XIX века.

С демоном связана ещё и тема одиночества, тоже очень лермонтовская.

Ещё один необычайно важный мотив связан с этой темой - тема высокого зла. Это означает, что мир погряз во зле. Противопоставить ему христианское всепрощение не означает справиться с этим миром. Противопоставить этому можно только высокое зло. Отсюда и лермонтовские герои, такие как Арбенин в «Маскараде», демон в поэме, Печорин в «Герое нашего времени». Но этого демонизма начисто лишена поэма «Мцыри»:

«Но людям я не делал зла,

И потому мои дела

Немного пользы вам узнать,

А душу ль можно рассказать?»

Лермонтов так же, как и его предшественники, показывает почти в каждом крупном произведении, где есть демонические герои, стремление и возможность примириться с небом. Арбенин встречает Нину, чистое создание. Раз есть это чистое создание, значит, есть смысл в божьем мире, значит, примирение с творцом возможно. Но мнимая измена Нины рушит это краткое примирение. Арбенин мстит, он берёт на себя функции бога. Схожий сюжет и в «Демоне». Встреча Демона с Тамарой открывает возможность примирения с творцом, возможность гармонии в этом мире. Но сама эта встреча оказывается губительной для юной героини, и Демон опять остаётся один, погружённый в ещё большее ожесточение, в ещё более безнадёжное одиночество (рис. 13).

Рис. 13. Тамара и Демон ()

Если вы прочитаете такие произведения, как «Цыганы», «Кавказский пленник», «Гяур», «Корсар», вы увидите, что главный мотив всех этих поэм - герой, разочарованный, с холодной душой, бежит от родных мест, бежит из города в дикий край. Он бежит от людей. Мцыри же бежит к людям (рис. 14). Это принципиальная разница. Ходячий мотив изгнания Лермонтов переосмысляет:

«И вспомнил я отцовский дом,

Ущелье наше и кругом

В тени рассыпанный аул;

Мне слышался вечерний гул

Домой бегущих табунов

И дальний лай знакомых псов».

Рис. 14. Побег Мцыри ()

Пламенная страсть Мцыри - это стремление праотцов, стремление на родину. Эта пламенная страсть настолько сильна, что она вытесняет всё остальное. Может быть, именно поэтому линия с появлением грузинки (рис. 15), которую видит Мцыри, которая скрывается за дверью сакли, которая остаётся в его памяти чудесными звуками песни и шорохом шагов, не разрабатывается. Герой не отвлекается. На фоне привычной романтической поэмы это бросалось в глаза. Сейчас это заметно в гораздо меньшей степени, чем современникам Лермонтова.

Рис. 15. Грузинка ()

Центральный эпизод поэмы - бой с барсом (рис. 16).

Это сюжет древнего грузинского фольклора. Есть большая поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Поэтому Лермонтов, скорее всего, позаимствовал сюжет из грузинского фольклора.

Рис. 16. Бой с барсом ()

Встреча с барсом приобретает двойственные черты. С одной стороны, «обнявшись крепче двух друзей, и сам он завизжал как зверь» , а с другой стороны, это битва. С одной стороны, Мцыри хотел бы родную грудь прижать к своей груди, с другой стороны, это грудь врага. Этот поединок (и объятия, и смертельный бой) является кульминацией поэмы.

Есть ещё один сюжет, который обычно менее заметен, практически не остаётся в памяти. А он очень важен. Речь о галлюцинации Мцыри, о его полусне, полубреде и песне рыбки, которую он слышит. Если с барсом был смертельный бой, песня рыбки - это смертный покой:

«Усни, постель твоя мягка,

Прозрачен твой покров.

Пройдут года, пройдут века

Под говор чудных снов».

Два этих эпизода перекрещиваются, сталкиваются в мотиве обречённости героя.

Ответ на вопрос: «Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?» - прочитать в поэме нетрудно. Здесь тоже двойственность лермонтовской позиции. С одной стороны, трагическая обречённость героя:

«Но что ж? Едва взошла заря,

Палящий луч её обжёг

В тюрьме воспитанный цветок…»

Очень важна метафора «в тюрьме воспитанный цветок» , который увядает под солнцем бытия.

А с другой стороны, сам этот порыв прекрасен. И не случайно поэма «Мцыри» стала одним из немногих произведений, которые Лермонтов напечатал при жизни.

В творчестве некоторых поэтов есть стихи, в которых как будто бы собраны, сплетены, сосредоточены основные мотивы их поэзии.

18-летний Лермонтов пишет одно из концентрированных стихотворений без заглавия:

«Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Я раньше начал, кончу ране,

Мой ум немного совершит;

В душе моей, как в океане,

Надежд разбитых груз лежит.

Кто может, океан угрюмый,

Твои изведать тайны? Кто

Толпе мои расскажет думы?

Я - или бог - или никто!»

Проведём детальный анализ этого стихотворения.

Для Пушкина Байрон (рис. 17) - предмет необычайно сильного интереса, восхищения, поклонения в первой половине 20-х гг. Уже в «Евгении Онегине» Пушкин может себя отделить от Байрона:

«Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной,
Чтобы насмешливый читатель
Или какой-нибудь издатель
Замысловатой клеветы,
Сличая здесь мои черты,
Не повторял потом безбожно,
Что намарал я свой портрет,
Как Байрон, гордости поэт,
Как будто нам уж невозможно
Писать поэмы о другом,
Как только о себе самом».

Для Лермонтова Байрон останется поэтом номер один на всю жизнь. Он будет сравнивать свои впечатления, своё детство с детством Байрона, своё творчество. Это очень значимое имя для Лермонтова.

И всё-таки появляются строчки:

«Нет, я не Байрон, я другой…»

Следующая строка:

«Еще неведомый избранник…»

Очень важно существительное «избранник» . Герой Лермонтова всегда избранник судьбы, будь это Наполеон или лирический герой, Мцыри или Степан Калашников, Печорин или Арбенин. А в этом произведении употребляется слово «неведомый» , которое важно для Лермонтова, поскольку оно несёт в себе оттенок тайны, неразгаданности.

«Как он, гонимый миром странник…»

В этой строчке заключается ещё один мотив, свойственный всему творчеству Лермонтова («Дубовый листок оторвался от ветки родимый», «Тучки небесные, вечные странники»). Это постоянное движение:

«Что же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?»

Это весьма характерные для Лермонтова строчки. Он ощущает себя таким изгнанником. Но это ещё и рефлекс от судьбы Байрона, покинувшего свою Родину и уехавшего в Грецию сражаться за ее свободу.

«Но только с русскою душой…»

Как ни странно, но только у Лермонтова тема родины приобретёт личный, неповторимый, очень интимный поворот, свою интонацию. В стихотворении «Родина» Лермонтов четырежды скажет о странности этого чувства:

«Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит её рассудок мой».

«Но я люблю - за что, не знаю сам!»

«С отрадой многим незнакомой».

Это вообще очень интересная тема в творчестве Лермонтова. Для него это не теоретическая тема, он сражался с горцами, участвовал в кровопролитных сражениях.

«Я раньше начал, кончу ране…»

Мотив ожидания своей смерти у Лермонтова сквозной:

«Не смейся над моей пророческой тоскою;

Я знал: дар судьбы меня не обойдёт;

Я знал, что голова, любимая тобою,

С твоей груди на плаху перейдёт».

Эти строчки были написаны в 1837 году. А гораздо раньше Лермонтов напишет:

«Я рождён, чтоб целый мир был зритель

Торжества иль гибели моей,

Но с тобой, мой луч путеводитель,

Что хвала иль гордый смех людей!»

Лермонтов напророчил себе раннюю смерть, она произошла. Но Лермонтов не просто говорит о ранней смерти.

«Мой ум немного совершит…»

Ум у Лермонтова не свершитель, а, скорее, помеха. Например, в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтов скажет:

«Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он,—

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,—

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога…».

То есть мысль должна уснуть, чтобы возможно было ощутить смысл бытия, почувствовать его. А обычно у Лермонтова мысль - то, что лишает человека способности действовать и наслаждаться жизнью:

«Мы иссушили ум наукою бесплодной».

«Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно».

«Мой ум немного совершит;

В душе моей, как в океане,

Надежд разбитых груз лежит».

Океан родственен душе романтического героя. Это было у Пушкина, это было у Байрона. Вот строчки Лермонтова:

«Кто может, океан угрюмый,

Твои изведать тайны? Кто

Толпе мои расскажет думы?

Я - или бог - или никто!»

Бог молчит, и поэтому вся лирика Лермонтова - это исповедь. В «Мцыри» из 26 строф 24 - это исповедь героя. В «Герое нашего времени» из пяти повестей три - дневник Печорина. Только прямое слово героя может хотя бы приоткрыть его внутренний мир. Человеку со стороны этого знать не дано.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч.- 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009.
  2. Меркин Г.С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях. - 9-е изд. - М.: 2013.
  3. Критарова Ж.Н. Анализ произведений русской литературы. 8 класс. - 2-е изд., испр. - М.: 2014.
  1. Sobolev.franklang.ru ().
  2. Feb-web.ru ().
  3. Philology.ru ().

Домашнее задание

  1. Назовите отличительные черты поэмы «Мцыри» от классических романтических поэм.
  2. Объясните роль природы в произведении. Приведите примеры из текста поэмы.
  3. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Что близко мне в характере героя поэмы «Мцыри».

Тема урока : «М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». История создания, тема и идея произведения. Композиция».

Цели урока:

    Образовательные: познакомить учащихся с историей создания поэмы «Мцыри», выявить структурные особенности произведения;

    Развивающие: развивать эмоциональную восприимчивость, навыки выразительного чтения лирического стихотворения, продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы.

    Воспитывающие: воспитывать интерес к творчеству поэта.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация.

– О творчестве какого поэта.

Что вы помните о жизни поэта?

Детство поэта было омрачено ранней смертью матери, разлукой с отцом. Его воспитанием занималась бабушка. Прожил короткую жизнь, но успел написать много прекрасных поэм, стихотворений. Некоторые из них вдохновили композиторов на создание романсов, опер.

– Всмотритесь в изображение Лермонтова, написанного художником П. Заболотским в 1837 году.
– Что старался передать художник в портрете поэта? (художник старательно пытался передать выражение глаз поэта).
– Почему? (Глаза – зеркало души. Именно они помогают передать внутренний мир человека).

3. Актуализация ранее изученного материала.

– Чувство одиночества сопровождало Лермонтова постоянно, и это чувство он передает во многих своих произведениях.
– Какие из них вы помните? Какие знаете наизусть? (чтение 1 стихотворения)
– Какие произведения на исторические темы вы читали? («Бородино», «Песня про купца Калашникова».)
– Почему поэт обращался к историческим событиям, историческим личностям?

(Его интересуют вечные проблемы чести и достоинства, власти и народа, личной воли и традиционной морали. В прошлом он старался найти идеалы, чтобы показать, как измельчало нынешнее поколение.)

4. Слово учителя.

Поколение Лермонтова оказалось в эпохе безвременья. В своих произведениях Лермонтов размышляет о судьбе современников, о разочаровании, бесцельности жизни. Отсюда его тяга к романтизации прошлого, к изображению сильных, гордых, мужественных людей.

Одним из них является герой поэмы «Мцыри», которую мы начинаем изучать.

5. Сообщение темы урока (запись на доске темы урока и эпиграфа), формулировка цели.

Вкушая, вкусив мало меда, и се аз умираю. 1-я Книга Царств

6. Формирование знаний и умений.

А) История создания поэмы. Индивидуальное задание (сообщение ученика ).

Б) Эвристическая беседа по прочитанной поэме.

Цель – выявить отношение учащихся к произведению Лермонтова.
– Каким вы назовете главное настроение поэмы?
– Какие сцены в поэме наиболее запомнились?
– Каким вы представляете себе главного героя?

– Какие чувства вызывает он у вас? Менялись ли они в процессе чтения?
– По жанру «Мцыри» – поэма. Вспомните определение поэмы.

Поэма – лиро-эпическое произведение, имеющее сюжетную линию и выражающее чувства лирического героя (переживания автора).

– В этом году мы познакомились с тремя литературными направлениями. Кто их помнит?
– К какому направлению вы отнесли бы поэму «Мцыри» и почему?

(Романтизм, т.к. Мцыри одинок, имеет яркий характер, стремится к свободе, его не понимает общество монахов. Кроме того, оказывается в необычайной обстановке, действие происходит на фоне яркой природы.)

В) Проверочная работа.

– Выяснить особенности поэмы невозможно без знания литературоведческой терминологии. Поэтому проведем небольшую проверочную работу

В карточках вам нужно установить соответствия литературоведческих терминов и их значений.

– Идею произведения позволяет раскрыть эпиграф.
– Перечитаем эпиграф к поэме. Он взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане. Познакомимся с этой легендой.

Г ) Индивидуальное задание. (Сообщение ученика “Легенда о царе Сауле”).

– Как вы думаете, с какой интонацией – смирения или протеста произнес эти слова Ионафан, отвечая Саулу?
– Первоначально эпиграфом к поэме Лермонтов хотел избрать французское изречение «Родина бывает одна».
– Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии? («Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю»)?

Д) Создание проблемной ситуации.

– Как эпиграф связан с темой произведения?

Тема “Мцыри” – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час.
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.

Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, имеет ли он право на независимость?

– Определите идею.

Идея – борьба за свободу. Лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря. Где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

Е) Эвристическая беседа. Сюжет и композиция поэмы.

– В поэме 26 маленьких глав. Зачем же Лермонтову понадобились еще 24 главы, когда обо всех событиях жизни юноши уже рассказано в двух первых главах? (Раскрыть сложные переживания героя, когда он был на свободе.)
– Что видел Мцыри на свободе? (6-я глава.) Слайд 9-11.

– Что делал он, вырвавшись из монастыря? (8-я глава.)
– Что узнал о себе герой за три блаженных дня? Что он человек, для чего создан, зачем живет.
– Каков сюжет поэмы?
– В поэме такая последовательность в изложении сюжета не выдержана. Давайте определим, как построена поэма.

(Композиция очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой 2 главе рассказана жизнь героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе, написана целая поэма (11 глав). И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получал за многие годы монастырской жизни.)

Вывод: таким образом, композиция рамочная

– Как вы думаете, почему повествование передано герою?

(В центре поэмы – образ юноши, поставленного в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, оно не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Его монолог позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, хотя юноша вначале и заявляет, что по рассказу лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил (“душу можно ль рассказать? – обращается он к монаху).

Ж) Лексическая работа.

– Определите лексическое значение слова “исповедь”.

Слово “исповедь” имеет следующее значение:

1. покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь;
2. сообщение своих мыслей, взглядов.

– В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

7. Закрепление знаний и умений.

Аналитическая беседа.

– Композиция монолога – исповеди дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя.

Главы 3, 4, 5 – Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, “душой – дитя, судьбой – монах”, он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали его к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.

Главы 6, 7 – Мцыри рассказывает, что он увидел “на воле”. Открытый им чудный мир резко противопоставлен мрачному виду монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о вечных им живых картинах, что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. В том, какие картины он вспоминает и какими словами рисует, раскрывается его пламенная, цельная в своих устремлениях натура.

С 8 главы Мцыри рассказывает о внешних событиях трехдневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, и обо всем, что перечувствовал и пережил за эти дни своеобразной жизни. Теперь уже последовательность событий не нарушается, мы шаг за шагом движемся вместе с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым душевным движением Мцыри.

Главы 25–26 – прощание Мцыри и его завещание. Не сумев вернуться на Родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но перед смертью он отказывается признать монастырское существование. Последние его мысли – о родине, свободе, жизни.

8. Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание:

    Подготовить пересказ “Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши – послушника”.

    Раскрыть значение слова свобода по словарю.

    Ответить на вопросы:
    Какова цель побега Мцыри? (Выписать цитаты в тетрадь.)
    Найти пейзажные зарисовки. Определить их значение.
    Отметить художественные приемы, использованные Лермонтовым, при изображении своего героя.
    Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?

Приложение

ФИО ученика:

1. Установите соответствия литературоведческих терминов и их значений.

А. Главная, обобщающая мысль в худ. произведении, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов

Б. Построение художественного произведения

В. Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения и их художественной последовательности

Г. Изображение характеров и ситуаций, взятых автором из реальной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира. (то, о чем пишет автор)

«Романтический герой в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Урок литературы в 8 классе .


Цель :

Ученик должен научиться характеризовать Мцыри как героя романтического произведения
Задачи:
1. Актуализировать знания о романтизме, особенностях романтического характера. Выявить способы раскрытия романтического характера в поэме.
2. Развивать навыки аналитической работы с текстом.
3. Воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность, потребность образно выражать свои мысли. Прививать любовь к произведениям русской классической литературы.

Универсальные учебные действия: работа с текстом произведения, цитатное заполнение схемы, монологические высказывания, работа с репродукциями, составление синквейна.

Метапредметные ценности : развитие ценностных представлений (свобода – неволя, сила духа).

Планируемые результаты

Ученики научатся:

Характеризовать образ юноши-мцыри, привлекая для ответа текст поэмы и иллюстрации художников;

Комментировать иллюстрации к поэме, созданные разными художниками;

Использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

Извлекать необходимую информацию из литературного текста и переводить её из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму);

Координировать личную деятельность с другими участниками в совместной работе.

Тип урока : урок формирования знаний.
Вид урока: урок-диалог с элементами исследовательской и творческой деятельности.
Формы организации учебной деятельности : фронтальная, групповая.
Оборудование: текст М.Ю. Лермонтова «Мцыри», компьютерные презентации(кроссворд, фишбоун, аудиозапись отрывка из поэмы М.Ю. Лермонтова «Бой с барсом»).

Ход урока

1.Организационный момент
Создание групп, выявление спикеров.

2. Актуализация знаний
- На прошлом уроке мы начали изучение произведения М.Ю. Лермонтова «Мцыри», говорили о теме и композиции поэмы. Предлагаю вам решить кроссворд, который поможет вспомнить некоторые понятия, имеющие прямое отношение к теме нашего разговора.(См. приложение 1).

Отвечая на последний вопрос, выясняем, что романтизм – это направление в европейском искусстве, характерное для конца 18 – первой половины 19 века. Романтизм провозглашал устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства, личную и гражданскую независимость. Основа романтического искусства – противоречие идеала и социальной действительности.

3.Операционно- деятельностный этап.
Сегодня мы поведём разговор о сложном типе человеческого характера, который появился в XIX веке, - романтическом характере. Мы знакомы с таким характером по поэме А.С. Пушкина «Цыганы». Давайте попробуем ответить на вопрос: «Можно ли Мцыри назвать романтическим героем?»

А) Для этого воспользуемся диаграммой «Фишбоун».
Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава.

Этот приём позволяет «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме.

Каждая группа имеет заготовку фишбоуна. Итак, в «голову» вписываем проблемный вопрос, на верхних «косточках» - причины, т.е. признаки,характеризующие романтизм в литературе (обсуждаем это фронтально), а на нижних «косточках» каждая группа самостоятельно выписывает из текста цитаты в качестве аргументов.
(См. приложение 2).

После окончания работы и обсуждения делаем вывод.

- Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма.

Б) Работа с иллюстрациями.

Ребята, какой эпизод можно назвать кульминацией поэмы?

Центральным эпизодом поэмы является бой с барсом. Это

кульминация трех «вольных» дней героя.

Какие качества героя проявились в схватке? Что символизирует бой с барсом?

Бой с барсом имеет глубокий психологический и философский смысл: это образное воплощение того, что происходит в душе героя. В ней враждуют два начала: неудержимое стремление к свободе и индивидуализм, пропитавший душу героя, «темничного», одинокого «цветка». Мцыри открыт для всего мира и одновременно замкнут, погружен в себя, не способен понять правду других людей. Мцыри не готов к диалогу с миром людей - в этом важнейшая причина его жизненной трагедии.

Прослушайте отрывок «Бой с барсом» в художественном исполнении и рассмотрите иллюстрации к поэме, выполненные разными художниками. Совпадают ли их представления о герое с вашими? (См. приложение 3)

Слово учителя:

М. Ю. Лермонтов наделил Мцыри множеством качеств и значений, посредством которых читатель понимает замысел поэмы. Поэт совместил в нем противоположные качества, например, он силен и слаб и т.д. Многозначительность героя осложняет его интерпретацию в иллюстрациях.
Мы можем обнаружить существенные отличия в изобразительных образах героя. У каждого художника свой Мцыри. Главное отличие заключается в передаче его внешних данных: черты лица, телосложение, возраст, этничность, настроение. Проблема, с которой сталкивается художник, заключается в неоднозначной характеристике героя. Возникает вопрос: каким изобразить героя?
44 художника создали иллюстрации в период с 1863 по 2005 годы.
Л. О. Пастернак изобразил Мцыри с чернецом. Герой с порывистым движением рукой, направленной за стены монастыря, в дикую природу, в родные края, противопоставлен статичной фигуре старца. Таким образом, художник показал «мир различных по духу людей с помощью индивидуализации и вариаций пластического метода». Устремленным, ликующим и смелым показал его Ф. Д. Константинов. И. С. Глазунов показал его в разных состояниях, радостным и напряженным.
В чем причина появления совершенно разных образов героя?
Герой поэмы имеет определенные качества, которые необходимо знать для понимания замысла поэта, для анализа имеющихся и для создания новых иллюстраций.
Мцыри, как отмечали разные исследователи, - это и бунтовщик, и чужестранец, и беглец, и «естественный человек», и жаждущий познания дух, и сирота, мечтающий о доме, и юноша, вступающий в столкновение с навязанными обстоятельствами;
Д. Е. Максимов отметил присущие ему огненную страстность, жизненность, свободолюбие, непреклонную волю, проявления «могучего духа» «его отцов». Все эти качества неотделимы от его физической хилости и болезненности, наследства монастырского режима. «В нем «юность вольная сильна», и вместе с тем он «слаб и гибок, как тростник»». Его угрюмая и дерзкая смелость сталкивается в нем с пугливостью («пуглив и дик», «боязливый взгляд» - говорится о нем в поэме). Он способен яростно биться, визжа, как барс, но легко утомляется и отчаивается до исступления.
Лермонтовед А. С. Немзер охарактеризовал героя так: « Могучий витязь, ловящий молнии, и темничный цветок, гибнущий от солнечного света, - два равно присутствующих в поэме обличия заглавного героя».

Изучив изобразительный и литературный образ Мцыри, можно сделать следующие выводы:
- каждый художник воплотил свое понимание образа героя;
- многозначительность образа позволяет изобразить его разным: юношей или мужчиной, слабым или сильным, показав этничность или нет и т.д.;
-в Мцыри поэт воплотил все, что, по его мнению, недоставало его современникам: «вечное искание», порыв к свободе, право на «беспокойное движение» духа; при всем многообразии сущностей Мцыри, он остается цельным плодом воображения поэта.

4. Подведение итогов урока. Рефлексия .

Какими романтическими чертами обладает Мцыри?

Предполагаемые ответы.

1. Сильная личность. Он отличается сосредоточенностью на идее жизни, страстью борьбы.
2. Характер юноши противоречивый, с внутренним конфликтом между человеческим и звериным. Главное в его характере - свободолюбие.
3. Главный герой одинок, он вступает в борьбу за свободу один.
4. Мцыри - герой исключительный, действует в исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин.
5. М.Ю. Лермонтов использует пейзаж как средство характеристики героя и психологизм - углубление во внутренний мир героя.

Составление синквейна по теме «Мцыри»

Пример.

Мцыри

Свободолюбивый, страстный,

Страдает, мечтает, борется,

Стремится увидеть родину, слиться с природой-

Романтический герой.

5. Домашнее задание : 1. Изучить соответствующий раздел учебника.

2. Письменно ответить на вопрос: «Что
привлекает меня в характере Мцыри?»

3. Перспективное задание – выучить наизусть

Отрывок из поэмы.

Цели:

Образовательные : учить работать с текстом лирического произведения, проводить идейно-тематический анализ поэмы Лермонтова, показывать художественные открытия поэта.

Дать теоретические представления о теме и идее художественного произведения

Развивающие: развивать эмоциональное восприятие лирического произведения, развивать умение строить монологическое высказывание.

Воспитывающие : прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, воспитывать интерес к творчеству поэта, воспитывать у учащихся целеустремленность, стремление понять истинный смысл и красоту жизни, воспитывать любовь к родине.

Тип урока : формирование знаний и умений.

Оборудование: текст стихотворения, опорная запись на доске, карточки с опорным материалом, мультимедийная презентация (портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме “Мцыри”), компьютер, проектор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 8 классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Тема урока «В чём смысл жизни для Мцыри?»

Тема и идея художественного произведения

Цели:

Образовательные : учить работать с текстом лирического произведения, проводить идейно-тематический анализ поэмы Лермонтова, показывать художественные открытия поэта.

Дать теоретические представления о теме и идее художественного произведения

Развивающие: развивать эмоциональное восприятие лирического произведения, развивать умение строить монологическое высказывание.

Воспитывающие : прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, воспитывать интерес к творчеству поэта, воспитывать у учащихся целеустремленность, стремление понять истинный смысл и красоту жизни, воспитывать любовь к родине.

Тип урока : формирование знаний и умений.

Оборудование: текст стихотворения, опорная запись на доске, карточки с опорным материалом, мультимедийная презентация (портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме “Мцыри”), компьютер, проектор.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Слово учителя.

- Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» прочитана, сюжет её не сложен. Эту историю Лермонтов услышал на Кавказе. Именно она легла в основу поэмы, но есть значимая разница в финале. Давайте обратимся к произведению, чтобы её понять.

Слайд 2

Рассказ ученика:

Действие поэмы происходит в Грузии. Возникновение замысла связано с путешествием поэта по Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета. Там он встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов оставил его в монастыре. Он долго не мог привыкнуть к монастырю, тосковал, пробовал убегать на родину. Последствием такой попытки была тяжелая болезнь, едва не убившая его. Он смирился с своей долей и провел жизнь в стенах монастыря.

В чем разница между героем поэмы и героем легенды?(5м)

3. Сообщение темы урока

Слово учителя.

В своей исповеди перед смертью Мцыри скажет монаху:

«Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил».

Главная цель нашего урока – ответить на вопрос: Что значит для Мцыри жить?

В чем смысл жизни для Мцыри?

(Этот проблемный вопрос записан на доске).

И подумать, какова тема поэмы «Мцыри» и какова идея этой поэмы.

4. Подготовка к усвоению нового материала. Беседа по тексту поэмы.

1) Поэма называется Мцыри. Что означает это слово?


Подписи к слайдам:

Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» «В чем смысл жизни Мцыри?» Тема и идея художественного произведения

Однажды русский генерал Из гор к Тифлису проезжал; Ребёнка пленного он вёз. Тот занемог, не перенёс Трудов далёкого пути…

МЦЫРИ, - [груз. mciri - отшельник, аскет]. - послушник монастыря

Давным-давно задумал я Взглянуть на дальние поля, Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы. … Мою пылающую грудь Прижать с тоской к груди другой, Хоть не знакомой, но родной. … Я цель одну – Пройти в родимую страну – Имел в душе…

Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б смог. … Я цель одну – Пройти в родимую страну – Имел в душе…

… и жизнь моя Без этих трёх блаженных дней Была б печальней и мрачней… Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы…

Держа кувшин над головой, Грузинка узкою тропой Сходила к берегу …

Я ждал, схватив рогатый сук, Минуту битвы; сердце вдруг Зажглося жаждою борьбы … Ко мне он кинулся на грудь; Но в горло я успел воткнуть И там два раза повернуть Мое оружье …

Прощай, отец … дай руку мне … Тут я забылся. Божий свет В глазах угас. Безумный бред Бессилью тела уступил… Так я найден и поднят был …

Тема художественного произведения -то, что кладется в основу, основной круг жизненных событий, изображенных писателем. Идея художественного произведения – это главная мысль, обобщающая смысловое, образное, эмоциональное содержание художественного произведения.


.«Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма

Цель урока:

Образовательная – обобщить знания, полученные на предыдущих уроках, развить навыки целостного анализа художественного произведения.

Развивающая – развить аналитическое мышление в обсуждении художественного произведения.

Воспитательная - развить эстетическое чувство, умение понимать и ценить поэзию.

Задачи урока:

  1. Вспомнить основные черты романтизма как художественного метода.
  2. Определить роль изобразительно-выразительных средств в поэме.
  3. Проанализировать поэму с точки зрения романтизма.
  4. Сделать вывод о том, что поэма Лермонтова – романтическая поэма.

Метод: эвристический.

Приёмы: слово учителя, аналитическая беседа, анализ текста, комментированное чтение, выразительное чтение наизусть, прослушивание аудиозаписей.

Оборудование: проектор, презентация, аудиозаписи.

Ход урока

(Слайд 1)

Вступительная часть.

Звучит отрывок из симфонической поэмы венгерского композитора-романтика Ференца Листа и отрывок из романтической поэмы М.Ю. Лермонтова:

Глава 3

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Я знал одной лишь думы власть,

Одну - но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

Я эту страсть во тьме ночной

Вскормил слезами и тоской;

Ее пред небом и землей

Я ныне громко признаю

И о прощенье не молю.

- Мы услышали отрывок из симфонической поэмы Ференца Листа «Прометей» и страстный, взволнованный отрывок из поэмы Лермонтова «Мцыри». Что, по-вашему, их объединяет?

(построение, ритм, пафос)

Почему возможно сопоставить музыкальный и литературный фрагменты?

(оба эти произведения романтические)

Учитель: Наша сегодняшняя задача - через поэму понять художественный метод, к которому прибегает в своем творчестве Лермонтов – романтизм. А потом через понимание романтизма вновь открыть для себя поэму.

Итак, тема нашего урока : «Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма.

Эпиграфом к уроку я взяла строчки из замечательного стихотворения М.Ю. Лермонтова « Парус»:

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

- Говоря о лирике Лермонтова мы уж немного познакомились с понятием романтизма. Какие виды искусства, с вашей точки зрения, воплощают идеи романтизма в высшей степени?

(музыка и живопись)

(Слайд 3)

Прослушайте «гимн» романтизма – «Революционный этюд» Фредерика Шопена. И, проникаясь романтическими звуками, подумайте, какая из трех предложенных картин могла бы стать гимном романтизма в живописи?

(Слайд 4)

Ответы учащихся

(Слайд 5)

Учитель: Конечно, поскольку главной предпосылкой развития романтизма на рубеже 18-19 вв. стали события Великой Французской революции, знаменем романтизма в живописи стала картина Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ». Вот она перед вами.

Какие идеалы романтизма она воплощает? Каковы вообще идеалы романтизма?

(безграничная свобода, желание ощутить себя личностью – исключительным человеком сильных страстей и высоких устремлений) (Слайд 6)

Основная часть.

Учитель: Прославление такого исключительного человека, его сильной бунтарской личности, культ человеческих чувств, культ свободы – удел искусства слова, т.е. литературы.

«Мцыри» - последняя романтическая поэма М.Ю. Лермонтова, а значит её композиция, стилистика, язык, идея, связанная с образом главного героя, должны помочь нам раскрыть понятие романтизма как ведущего художественного метода.

Что вы можете сказать о названии?

(Мцыри – на грузинском языке значит «неслужащий монах», нечто вроде «послушника»)

Слайд 7

Каково было первоначальное название?

(«Бэри». Бэри – по-грузински монах)

Почему Лермонтов отказался от первоначального названия?

(«Мцыри» - в переводе с грузинского ещё и пришелец, чужеземец, одинокий человек – в самом названии слышится одиночество героя, его отверженность, а значит и конфликт героя с миром.)

Вывод 1: Название можно отнести к чертам романтизма. (запишите в тетрадь)

Когда разворачивается действие поэмы?

(неопределенное прошлое, почти мистическое, сказочное время)

1 глава

Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь. Из-за горы

И нынче видит пешеход

Столбы обрушенных ворот,

И башни, и церковный свод;

Но не курится уж под ним

Кадильниц благовонный дым,

Не слышно пенье в поздний час

Молящих иноков за нас.

Теперь один старик седой,

Развалин страж полуживой,

Людьми и смертию забыт,

Сметает пыль с могильных плит,

Которых надпись говорит

О славе прошлой - и о том,

Как, удручен своим венцом,

Такой-то царь, в такой-то год,

Вручал России свой народ.

А где разворачивается действие?

(на Кавказе, среди вольной, мощной природы)

Просмотр видеофильма о Кавказе и чтение:

Вспомним что означает слово «романтизм» в переводе с французского? Почему же местом действия стал именно Кавказ?

(с фр. Романтизм – странное, живописное, фантастическое.)

Кавказ - это экзотика для русского человека, для русского глаза, для русского сознания: горы, море, небо, необычные цвета, диковинные растения.

6 глава

Я видел горные хребты,

Причудливые, как мечты,

Когда в час утренней зари

Курилися, как алтари,

Их выси в небе голубом,

И облачко за облачком,

Покинув тайный свой ночлег,

К востоку направляло бег -

Как будто белый караван

Залетных птиц из дальних стран!

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз,

Седой незыблемый Кавказ…

Слайд 8

Вывод 2: Время и место действия (позже, в старшей школе, вы узнаете, что в литературоведении, благодаря Бахтину, время и пространство литературного произведения называются таким литературоведческим термином, как хронотоп), приобретая сказочную, фантастическую форму воплощают черты романтизма. (пометили)

(Слайд 9)

Каким мы видим Кавказ в поэме? Зачем так много внимания уделяется пейзажным зарисовкам?

(- природа не просто фон: личность Мцыри, его характер отображаются в том, какие картины его поражают;

Мощная природа Кавказа родственна душе героя; сродни стихийным силам природы и душа героя)

Выразительное чтение поэмы:

6 глава

Ты хочешь знать, что видел я

На воле? - Пышные поля,

Холмы, покрытые венцом

Дерев, разросшихся кругом,

Шумящих свежею толпой,

Как братья в пляске круговой.

Я видел груды темных скал,

Когда поток их разделял.

И думы их я угадал:

Мне было свыше то дано!

………………………………………

10 глава

Внизу глубоко подо мной

Поток, усиленный грозой,

Шумел, и шум его глухой

Подобился. Хотя без слов

Мне внятен был тот разговор,

Немолчный ропот, вечный спор

С упрямой грудою камней.

То вдруг стихал он, то сильней

Он раздавался в тишине;

И вот, в туманной вышине

Запели птички, и восток

Озолотился; ветерок

Сырые шевельнул листы;

Дохнули сонные цветы,

И, как они, навстречу дню

Я поднял голову мою...

………………………………………….

11 глава

Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев

Прозрачной зеленью листов;

И грозды полные на них,

Серег подобье дорогих,

Висели пышно, и порой

К ним птиц летал пугливый рой.

И снова я к земле припал

И снова вслушиваться стал

Они шептались по кустам,

Как будто речь свою вели

О тайнах неба и земли;

Сливались тут; не раздался

В торжественный хваленья час

Лишь человека гордый глас.

Вывод 3: Перед нами романтический пейзаж, могучий и величественный, но гармоничный и прекрасный. Как сказал Белинский, «Кавказ взял полную дань с музы нашего поэта». (пометили)

(Слайд 10)

А какими средствами выразительности достигается такая сказочная, экзотичная, романтическая картина?

(эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения – примеры художественных средств из текста поэмы)

Вывод 4 : Речь героя поэтична, возвышенна, насыщенна многочисленными изобразительно-выразительными средствами. Т.е. поэтический язык Лермонтова тоже романтизирован – он выражает пылкую, вольнолюбивую, одухотворенную натуру героя. (пометили)

Но природа же, несмотря на пылкое желание Мцыри слиться с родным его душе миром, остаётся также чужда герою: по словам Юрия Манна, незаметно меняя свой облик, природа превращается из друга во врага. Когда? Докажите. О чём это свидетельствует?

(об одиночестве героя, о его неприкаянности, о постоянном конфликте, в котором находится герой)

14 – 15 главы

И вот дорогою прямой

Пустился, робкий и немой.

Но скоро в глубине лесной

Из виду горы потерял

И тут с пути сбиваться стал.

Напрасно в бешенстве порой

Я рвал отчаянной рукой

Терновник, спутанный плющом:

Все лес был, вечный лес кругом,

Страшней и гуще каждый час;

И миллионом черных глаз

Смотрела ночи темнота

Сквозь ветви каждого куста.

Моя кружилась голова;

Я стал влезать на дерева;

Но даже на краю небес

Все тот же был зубчатый лес.

Тогда на землю я упал;

И в исступлении рыдал,

И грыз сырую грудь земли,

И слезы, слезы потекли

В нее горючею росой...

В конфликте с кем, с чем в первую очередь существует герой?

(со всем миром: с природой, с монастырем, с монахами)

(Слайд 11)

Вывод 5: Противостояние героя со всем миром, враждебным ему, выражает романтический конфликт в поэме. (пометили)

Какой приём использует Лермонтов, изображая конфликт в поэме?

(антитеза, противопоставление)

Слайд 12

Что чему противопоставляется?

(мир монастыря - «мир келий душных и молитв», где главным условием жизни становится смирение и послушание, и мир свободы, воли - «чудный мир тревог и битв», близкий душе героя)

Вывод 6 : Не можем не отметить романтическое «двоемирие», символически воплощающее классическое для романтизма противопоставление «тюрьмы» и «свободы». (пометили)

(Слайд 13)

Ну и наконец самое главное – герой поэмы безымянный послушник Мцыри. Не желая мириться с навязанными порядками, с несвободой, герой решается на…?

(побег; побег – это протест)

Когда убегает Мцыри? Какие качества личности воплощает сцена побега?

(в грозу, гроза помогает раскрыть бунтарскую сущность героя; сцена побега построена на преувеличении – гиперболе, потому что здесь воплощена немыслимая сила исключительной личности)

8 глава

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал. О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнию ловил...

Скажи мне, что средь этих стен

Могли бы дать вы мне взамен

Той дружбы краткой, но живой,

Меж бурным сердцем и грозой?..

Можно ли говорить, что перед нами герой особенный, исключительный? Перечислите черты исключительности героя.

(герой - беглый монах, он мятежная душа, он бунтарь, не желающий мириться с обстоятельствами, он ценит свободу превыше всего)

Какой же вывод мы можем сделать?

Вывод 7: Мцыри – романтический герой – исключительная личность в исключительных обстоятельствах. (пометили)

Учитель: Исключительные обстоятельства жизни героя, т.е. романтический сюжет, – это предмет уже нашего дальнейшего разговора. А пока давайте ещё раз обратимся к тем чертам романтизма, которые мы отметили в поэме:

Романтическое название

Романтическое время и место

Романтический пейзаж

Романтический язык

Романтический конфликт

Романтическое «двоемирие»

Романтический герой

Вывод.

Можно ли уже сделать вывод, что Мцыри Лермонтова – это романтическая поэма?

А если да, то в чём заключается романтический пафос поэмы?

Какое отношение к жизни утверждает М.Ю Лермонтов?

(Слайд 14)

Попробуйте выполнить небольшую лексическую работу и сделать вывод о том, что же такое лермонтовский романтизм:

Поэт утверждает ……………., …………………. отношение к жизни. Постоянный поиск, …………….., …………… (в первую очередь с самим собой) и главное – чувство абсолютной ………………….. , умение испытать блаженство «вольности святой» - вот в чем заключается внутренний пафос поэмы.

А вот точка зрения исследователей творчества Лермонтова:

Слайд 15

Поэт утверждает активное, деятельное отношение к жизни. Постоянный поиск, тревоги, борьба (в первую очередь с самим собой) и главное – чувство абсолютной свободы, умение испытать блаженство «вольности святой» - вот в чем заключается внутренний пафос поэмы.

Почти всё сошлось? Молодцы!

Домашнее задание.

Подумать над двумя вопросами, ответы на которые – материал наших следующих уроков:

  1. Почему в поэме рассказывается только о трёх днях из жизни героя?
  2. Где кульминация поэмы и как она помогает раскрыть идеи романтизма?