Как выглядит абу симбел. Памятники древней нубии от абу-симбел до фил, достопримечательность египта

Достопримечательности Египта поражают своей монументальностью. Абу-Симбел – это еще одно яркое и загадочное место на карте этого государства, стоящее по значимости на одном уровне с Великими пирамидами и Сфинксом. Наверняка многие видели на фото или видео огромные статуи, сидящие возле входа в какое-то культовое сооружение. Это и есть Большой храм Абу-Симбела.

Монументальные храмы Абу-Симбела, вырубленные в огромной скале, расположены далеко в Нубийской пустыне и служат свидетельством победы египетского фараона Рамзеса II над хеттскими племенами и его любви к своей супруге – царице Нефертари.

Знаменитый оптический эффект

Два дня в году, 21 марта и 21 сентября в 5 часов 58 минут утра солнечный луч пересекает линию, которая расположена в 65 метрах от входа в храм Абу-Симбел, проскальзывает сквозь все его помещения и попадает на левое плечо Великого Амона Ра и на лицо Рамзеса II. Луч на несколько минут задерживается на лице фараона, и он, если послушать отзывы туристов, в это время словно улыбается. Затем луч смещается и освещает статую бога истины и света Гора, а через 20 минут пропадает совсем. Удивительно, но свет от этого луча никогда не попадает на статую Птаха – бога тьмы и подземного мира. Но ему и положено пребывать во тьме вечно.

В эти два дня к храму Абу-Симбел съезжается огромное количество человек, чтобы воочию увидеть удивительный оптический эффект улыбки фараона, полученный путем точнейших расчетов древних звездочетов, жрецов и архитекторов, которые 33 столетия назад спроектировали храм таким образом, что солнечный луч попадает точно в нужное место. Все остальное время Великий фараон скрыт от мира в темном помещении святилища, вход в который охраняется четырьмя 20-метровыми каменными фигурами богов Амона, Ра, Птаха и самого Рамзеса.


Архитектура Абу-Симбела

Храм Абу-Симбел – жемчужина древнеегипетского зодчества. Он моложе Великих пирамид, но это нисколько не уменьшает его популярности у туристов, приезжающих в Египет. Этот ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма, посвященного самому Великому Рамзесу II и трем божествам – Амону, Ра и Птаху, и Малого храма, возведенного в честь богини Хатхор, образ которой олицетворяет супругу фараона Нефертари.

Сама идея храма Абу-Симбел – прославление и возвеличивание Рамзеса. Это особенно видно по лицевой части храма, вырезанной в скале в виде привычного пилона, только гигантских размеров. Вход в святилище Абу-Симбел охраняется четырьмя исполинскими фигурами фараона. Искусным мастерам удалось при всей их масштабности сохранить портретное сходство с правителем. Поразителен сам способ изготовления фигур подобных размеров – чтобы сотворить ее, нужно в совершенстве владеть системой пропорций человеческого тела.

Огромные фигуры были издали видны всем, кто плыл по Нилу. А когда в Египте на горизонте всходило солнце, они окрашивались в ярко-красный цвет, резко контрастируя с темным цветом теней, которые они отбрасывали.

Рамзес, очень переживая о собственном величии, приказал построить рядом со своим храмом строение гораздо более скромных размеров и посвятил его царице Нефертари. В Египте не было ни одной царской супруги, которую бы изобразили на фасаде религиозного строения, и только Нефертари повезло быть запечатленной в камне.


Малый храм находится в ста метрах от Большого, и построен он в честь богини неба Хатхор, которая всегда изображалась в виде женщины с головой коровы. Он намного скромнее и состоит из зала с колоннами и святилища. Лицевую часть Малого храма украшают шесть статуй – это сам Рамзес и его жена. Эти статуи находятся в затененных нишах, и благодаря этому на них создается игра света и тени, которая усиливает эффект от созерцания этих величественных фигур.

История исследований

Абу-Симбел, скорее всего, самый исследованный памятник, находящийся в Египте. Дело в том, что в 50-х годах прошлого столетия, во время возведения Асуанской ГЭС, он оказался на месте будущего водохранилища, и возникла угроза его полного затопления. Тогда стали разрабатываться проекты спасения бесценной достопримечательности и памятника древнеегипетской архитектуры, вплоть до создания подводного купола из стекла, которым бы накрыли пещерный храм. Но в итоге было решено перенести все сооружения комплекса в безопасное место. Спасение комплекса Абу-Симбел – это самый грандиозный и самый дорогостоящий проект ЮНЕСКО. Эта беспрецедентная акция длилась четыре года, и для ее разработки и осуществления в Египет съехались эксперты из 50 стран мира.

Был произведен аккуратный распил строений комплекса на 1036 блоков, каждый из которых весил от 5 до 20 тонн. На них проставили номера и перевезли на новое место, на 90 метров выше прежнего уровня. Сюда же доставили 1112 каменных блоков из скалы, окружавшей храмы. В сами блоки через высверленные отверстия закачали специальный состав с добавлением смолы для повышения прочности камня. А храмы после сборки накрыли железобетонным колпаком, а сверху создали холм, насыпав камень. Это так искусно выполнено, что человек, не знающий истинной истории храма Абу-Симбел, подумает, будто они так и стояли тут на протяжении десятков веков. Сама операция по переносу храмового комплекса длилась 3 года, а ее стоимость – 42 миллиона долларов.


Ученые, проводившие исследования памятника во время этих работ, были потрясены тем огромным запасом знаний, который использовали строители Древнего Египта для создания столь масштабного религиозного сооружения. Они сделали вывод, что линии фасадов Малого и Большого храмов шли вдоль трещин в грунте скалы, таким образом, твердые скальные породы служили природной опорой исполинских статуй. При постройке пещерного храма строители учли все природные свойства грунта и скрепляли слои песчаника оксидом железа – таким образом, пласты почти не подверглись разрушению. Кроме этого, оксид железа обогащал цветовую палитру камня, придавая ему причудливые оттенки.

Абу-Симбел – относительно недавно появившееся название древнеегипетского храмового комплекса, удаленного от устья Нила на юг, к границам Египта и Судана. В картах прошлых веков храмовые сооружения, хорошо видные с реки, обозначались как «крепость Рамзесополис»; сами же египтяне пользовались словами «священная гора» - и обходили храмы стороной… Отчасти потому, что интерес к сооружению, подвергшемуся в прошлом неоднократному разграблению, был невелик. Отчасти по причине занесения комплекса песками.

Необоримое наступление пустыни на храмы началось вскоре после завершения строительства. Шесть столетий понадобилось ветру, чтобы засыпать величественные статуи Рамзеса до колен – об этом свидетельствуют надписи греческих солдат, воевавших по найму у фараона Псамметиха II.

Всего двести лет назад над песком едва возвышались несколько рельефных изображений верхнего фриза, обрамляющего вход. Большую часть трех тысячелетий, прошедших с момента постройки Абу-Симбела, святилище пробыло погребенным под толщей песчаных наносов – что и спасло его от разрушения.

Открытие Абу-Симбела

Молодой швейцарец, в Европе носивший имя Иоганна Людвига Буркхардта, а на Востоке известный как Ибрагим ибн Абдалла, в начале ХIХ века предпринял несколько путешествий по Сирии и Египту. Поднаторев в языке и основательно изучив ислам, он выдавал себя за небогатого торговца, скупающего диковинные товары, и беспрепятственно перемещался по арабскому миру.

Именно Буркхардт обратил внимание на статуи Священной горы – но откопать подножие строения и попасть в храм исследователю не удалось. Утратив надежду проникнуть внутрь, путешественник записал в дневнике: «Я увидел изваяния, высеченные в каменном монолите утеса. Песок, нанесенный пустынными ветрами, закрывал их более чем наполовину. У одного из храмов высятся статуи Рамзеса. Лик Нефертари, любимой жены фараона, запечатлен на изваяниях другого святилища».


Случилось это в 1813-м году. После посещения Абу-Симбела Буркхарт направился далее на восток, где вскоре заболел и умер, и честь полноценного открытия досталась другому.

Бельцони впускает в Абу-Симбел солнце

Через четыре года после Буркхарта к статуям Абу-Симбела прибыл Джованни Бельцони, неугомонный итальянский авантюрист, кладоискатель и невольный зачинатель египтологии. Бельцони удалось освободить от песка фасады храмов Абу-Симбела.

Самолично простучав все стены храма, Бельцони остался недоволен: кладов не нашлось, все драгоценности, если таковые когда-то имелись, были унесены грабителями древних времен. Об открытии сам Бельцони писал так: «Мы попали в большой и отлично выделанный склеп. Это самое красивое произведение древних египтян из тех, что мне довелось встретить в Нубии. Почтение внушала и величина храма, и обилие его скульптурных и расписных украшений».


Раскопки, начатые Бельцони, продлились несколько лет. Вскоре стало ясно: высеченный в скале храм – не просто святилище, но место единения фараона и Солнца…

Два храма Абу-Симбела

Прижившееся в арабском (да и всем остальном) мире наименование храмового комплекса – Абу-Симбел, «отец хлеба» – не имеет ничего общего с назначением строений. Абу-Симбелом скалу песчаника назвали нильские судоводители, усмотревшие в одной из статуй божественного покровителя хлебных злаков.

Вырубленный в скале храмовый комплекс увековечивает память о фараоне Рамзесе II, которому посвящено большее сооружение, и его жене Нефертари – «хозяйке» меньшего храма. Рамзес II – весьма популярный персонаж древнеегипетской истории. Он вел победоносные войны, в промежутках между сражениями придерживался прогрессивной внешней политики, много строил, мудро управлял государством – чем еще при жизни завоевал право именоваться Великим.

Грандиозная затея древнеегипетских зодчих удалась как нельзя лучше. Стометровая скала песчаника вместила храмы. Помещения Большого храма углублены в массив камня на 60 метров. Высота залов достигает восьми метров. Полтора десятка помещений наполнены изваяниями и рельефными картинами, повествующими о славной жизни фараона.

Принято считать, что день рождения Рамзеса Великого приходится на 22-е февраля. В этот день солнечный луч проникает в глубины храма и освещает божественные воплощения фараона. Дату коронации Рамзеса египтологи соотносят с моментом осеннего озарения внутренних храмовых статуй: 20-го октября солнце освещает корону египетского правителя, изваянного из песчаника. По свидетельству очевидцев, освещенный солнцем лик фараона улыбается…


Второй, меньший храм Абу-Симбела, посвящен Нефертари-Меренмут, первой из законных жен правителя. На стене святилища начертано: «Рамзес возвел храм в вечной горе Нубии во имя великой своей супруги, возлюбленной фараоном Нефертари Мут. Нефертари угодна богам, для нее светит солнце».

В храме царицы Нефертари пять помещений. Среди скульптурных изображений – Рамзес в нескольких божественных ипостасях, богиня Хатхор, сама Нефертари в образе Изиды.

Новая жизнь храмов Абу-Симбела

Храмы, высеченные в нубийских в ХIII столетии до нашей эры, вновь увидели свет в первой половине ХIХ века. Относительный покой памятников старины продлился всего полтораста лет: египетские правители середины ХХ столетия решили перегородить Нил плотиной. По плану храмы скалы Абу-Симбел уходили под воду…


Мировое сообщество не могло позволить жемчужине древнего зодчества погибнуть в пучинах местечковых амбиций. Почти одновременно с началом строительных работ началась и кампания по переносу храмового комплекса за пределы зоны затопления.

Мнения организаторов разделились. Одни эксперты предлагали храмовый комплекс перенести. Другие – оставить на месте, защитив от затопления стеной. Третьи говорили о толстом стеклянном куполе, способном укрыть и строение, и туристов от воды.

Наиболее интересным признавалось предложение итальянских специалистов. Они предлагали подсечь основание скалы, подвести под массив домкраты и поднять гору на безопасную высоту. Однако стоимость выполнения этого плана оказалась запредельной…


В конечном итоге победил шведский проект, предусматривавший распиловку сооружения на 1036 блоков весом от 5-ти до 40-ка тонн каждый, перевозку полученных деталей и сборку строения заново на новом месте.

Площадку для возведения восстановленного храма удалили от старого места на 65 метров вверх и на 210 метров в сторону от прежнего русла Нила. В процессе работ исследователи подивились уровню осведомленности древнеегипетских мастеров. Место первоначального сооружения храмов было выбрано, во-первых, с учетом направления трещин в скальной породе; во-вторых, с пониманием роли , и других окислов железа, загрязняющей песчаник.


Египетские скульпторы и архитекторы – история сохранила их имена, это Панефер; Пиай, сын Ха-Нефера; и Хеви из города Фивы – знали о разнообразии теплых окрасок железосодержащего песчаника, и об увеличении прочности камня, пропитанного раствором окиси железа.

Грандиозный проект нового Абу-Симбела

Согласования, утряски и проектирование отняли немало времени. К разборке храмов приступили в 1964-м, с существенным отставанием от темпов строительства плотины. В результате пришлось возводить вокруг стройплощадки стену водозащитной дамбы: уровень Нила, заполняющего водохранилище, рос, а распиловка и перевозка храмов еще продолжалась. К моменту завершения разборки уровень воды превышал отметку храмового пола на 12 метров.

Против опасений, обошлось без аварий. Верхнюю часть скалы удалили, лишив храмовые помещения потолков и обеспечив доступ подъемных кранов к древним святыням.

Песчаник хорошо поддавался распиловке тонкими твердосплавными пилами, применяемыми при добыче , а закачанный в толщу камня раствор быстротвердеющих полимеров скрепил трещиноватые участки. Пронумерованные блоки – разные по размеру и массе – бережно поднимали, перевозили, сгружали и собирали воедино на новом месте возведения храма.

Над полученным строением возвели железобетонный купол, а сверху насыпали грунтовый холм. Работы заняли три года и завершились в 1968-м году – хотя доработка ландшафта вокруг нового храма продлилась до 1972-го года. Всего же на проектирование и осуществление проекта переноса храмового комплекса Абу-Симбел ушло 13 лет.


При перемещении храмового комплекса удалось сохранить важнейшую особенность древней святыни. Ныне, как и три тысячи лет назад, солнце проникает в дальний зал Большого храма два раза в год, ненадолго озаряя статуи фараона.

Хотите увидеть дополнительные фото переноса Абу-Симбел?! Жмите сюда .

Абу-Симбел популярней пирамид?

Каждый день храмовый комплекс Абу-Симбел посещает несколько тысяч туристов. По мнению большинства, здесь интересней, чем у . Умения древних мастеров, уровень знаний инженеров прошлого представляет современному зрителю невероятным.

И один из самых узнаваемых памятников. Два массивных скальных храма-близнеца на западном берегу озера Насер известны своими огромными статуями у входа. Помимо этого, историческим событием стало также перемещение этих сооружений на новое место в связи со строительством Асуанской плотины на реке Нил. Абу-Симбел входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мифы и факты

Огромный храм на холме возвышается над окружающим ландшафтом на западной стороне озера Насер. Вырезанный на склоне горы примерно в 1244-1224 гг. до н.э. по приказу фараона Рамзеса II в честь победы над хеттами, храм Абу-Симбел был данью Рамзеса и его жены Нефертари богам, а также призван запугать и произвести впечатление на нубийский народ на юге Египта. Имя Рамзеса II, долго правящего фараона в древнем Египте, указано практически в каждом египетском путеводителе. Он правил 67 лет, мумия фараона в настоящее время находится в Египетском музее в Каире.

В 1960 году была построена Асуанская плотина, образовав известное сегодня озеро Насер. Когда вода в озере Насер поднималась, храм Абу-Симбел был под угрозой затопления и международными усилиями были проведены работы по укреплению и сохранению сооружения. Оба храма были перенесены выше: их разрезали на блоки весом до 30-ти тонн, перенесли на новое место и собрали заново. Поскольку храм изначально был вырезан в скале, была построена искусственная гора за храмами, чтобы завершить вид.

Что посмотреть

Абу-Симбел состоит из двух храмов. Более известный и крупный - это четыре колоссальные статуи Рамзеса терпеливо, но строго, судя по его лицу, восседающего на троне. Статуи высотой с 5-этажное здание. Все они идентичны, за исключением одной, поврежденной в результате землетрясения. У подножия больших статуй стоят статуи жены Рамзеса II и их детей. Этот храм посвящен богам Амону-Ра, Птаху и самому Рамзесу, который считался божеством. Внутри храма находится четыре зала, последовательно уменьшающиеся в размерах. Первый зал достаточно высокий и просторный. Стены храма расписаны текстами и украшены цветными рельефами.

Дважды в год во время весеннего и осеннего равноденствия, лучи солнца сквозь отверстие в храме светят в самую глубину последнего зала, являющимся святилищем, освещая статуи Рамзеса и Амона-Ра. Птах остается в тени, так как он бог подземного мира.

Меньший храм в Абу-Симбел посвящен богине Хатхор и Нефертари, жене Рамзеса. Здесь находятся шесть статуй, охраняющих этот храм: четыре статуи Рамзеса и две - Нефертари. Хотя эти статуи значительно меньше по размеру, чем в большом храме, их уникальность в том, что король и королева изображены одинаковой высоты.

Разговаривая про достопримечательности Египта обычно вспоминают Пирамиды Гизы, Сфинкса ну возможно еще долину Царей, музей в Каире.. А вот про этот знаменитый памятник ушедшей цивилизации лично я слышу первый раз. Буду исправлять свой пробел в знаниях, а кому интересно – присоединяйтесь.Пещерный храм в Абу-Симбеле относится к числу самых известных памятников древнеегипетской культуры. Громадные, 20-метровой высоты изваяния фараона Рамсеса II Великого, обрамляющие вход в храм, стали сегодня такими же символами Египта, как пирамиды и сфинкс. Строительство пещерных храмов получило во время правления Рамсеса II широкое развитие, но Абу-Симбел превосходит собой все другие подобные сооружения.

Ансамбль Абу Симбела образуют два сооружения: Большой храм, посвященный фараону Рамсесу II и трем богам: Амону, Ра-Хорахте и Птаху, и Малый храм, воздвигнутый в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамсеса II Нефертари-Меренмут.

Сегодня Абу-Симбел, вероятно, наиболее исследованный памятник Древнего Египта. Дело в том, что в конце 1950-х годов, во время строительства Асуанской гидроэлектростанции, Абу-Симбел оказался на территории будущего водохранилища. Разрабатывались различные проекты спасения всемирно известного памятника, включая создания подводного стеклянного купола над храмом. Но в результате решили разобрать все сооружения комплекса и перенести их на более высокое место. Эта беспримерная акция, проводившаяся под эгидой ЮНЕСКО, была осуществлена за четыре года, и в ней приняли участие специалисты из пятидесяти стран мира.

Вплоть до начала XIX века храмы Абу-Симбел были затеряны в песках пустыни. Только 22 марта 1813 года швейцарский историк Иоганн Людвиг Буркхардт, высадившись на берегу Нила, натолкнулся на храмовый комплекс.

Свои впечатления от увиденного историк выразил в своих записях так: “Моему взору открылись статуи вытесанные в скале. Все они были наполовину занесены песком… Однако Рамзес увековечил не только себя, но и свою любимую жену Нефертари. Черты лица его супруги запечатлены на статуях у входа в её храм”.

Исследователи, во время этих работ тщательно изучившие памятник, были поражены тем огромным комплексом знаний, которыми обладали древнеегипетские зодчие. Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй. При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта – слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок, окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки: от красного до розового и лилового.

Абу-Симбел построен во вторую половину эпохи Нового царства и в нем уже чувствуется начало упадка древнеегипетского искусства. Затевая в 1260-х годах до н. э. строительство храма, зодчие исходили из принятых традиций оформления гробниц, но гигантские размеры храма порождали свои трудности.

Вход в Большой храм Абу-Симбела ориентирован на восток. Первые лучи солнца, освещая фасад, проникают во внутреннее пространство – сначала в первый зал, с четырехгранными колоннами-столбами и статуями фараона в образе бога Осириса, затем во второй зал, и далее – в святилище. В его самом дальнем конце располагались статуи богов и фигура фараона Рамсеса II. Два раза в год лучи восходящего солнца падали на статуи Рамсеса, Амона и Ра-Хорахте; четвертая фигура, бога Птаха, не освещалась никогда: Птах – владыка подземного мира, и солнце ему ни к чему, он должен вечно пребывать во тьме.

Несмотря на то что Большой храм, помимо обожествленного фараона, был посвящен еще трем богам, вся идея сооружения состояла в возвеличивании Рамсеса II всеми возможными средствами. Это особенно подчеркивает фасад храма, вырубленный в скальном массиве в виде традиционного пилона, только невообразимых размеров, где вход в святилище обрамляют четыре исполинские, двадцатиметровой высоты фигуры Рамсеса II. Эти изображения сидящего фараона портретны! Как мастерам удалось при таких масштабах статуй, высеченных из твердого песчаника, умудриться сохранить портретное сходство? Это же поразительно! И дело не столько в том, насколько похож или не похож изображенный ими фараон на себя – восхищает сама техника изготовления фигур таких масштабов. Ведь изготовить их можно было, только в совершенстве владея системой пропорций, устанавливающей точные соотношения между размерами фигуры и каждой из ее частей.

Громадные статуи Рамсеса были издалека видны всем плывущим по Нилу. А когда над горизонтом появлялись первые лучи солнца, колоссы окрашивались в темно-красный цвет, резко выделяясь на фоне иссиня-черных отбрасываемых ими теней.

Образ великого фараона господствует в храме Абу-Симбел. Сразу же за дверями, в первом помещении храма, посетителя встречают восемь фигур фараона Рамсеса в облике бога Осириса. Они стоят по четыре с каждой стороны. Стены и потолки внутренних помещений храма покрывают росписи и раскрашенные рельефы, относящиеся к лучшим образцам искусства Древнего Египта позднего периода.

Рельефы храма Абу-Симбел выделяются своей динамикой, экспрессией движений и поз. Их авторами были фиванские скульпторы Пиаи, Панефер и Хеви. Сюжеты рельефов посвящены жизни и подвигам Рамсеса II: вот фараон повергает к стопам богов толпы пленников – белокожих ливийцев и темнокожих нубийцев, вот он безжалостно убивает их перед лицом богов… Грандиозные картины повествуют о войне Рамсеса II с хеттами. Замечателен рельеф, изображающий сцены битвы при Кадеше: мчащийся на колеснице фараон резким движением натягивает лук, целясь в перепуганных врагов; на стенах вражеской крепости кипит бой, со стен валятся поверженные воины; пастух поспешно угоняет скот, боясь, что он станет добычей египтян. Беспомощно поднятой рукой пастух как бы пытается загородиться от грозящей опасности…

Ярусом выше находится композиция «Фараон Рамсес предстоит перед богами». Она резко отличается от «Битвы при Кадеше» – здесь все подчинено вечности. Вся композиция картины подчинена сложной ритуальной символике, фигуры подчеркнуто торжественны и неподвижны.


Малый храм Абу-Симбела посвящен богине Хатор. Он намного проще и скромнее, чем Большой, и состоит из высеченных в скалах колонного зала и святилища с тремя нишами. Фасад Малого храма украшают шесть фигур, выполненных в полный рост. Между статуями фараона Рамсеса II здесь помещены статуи его супруги Нефертари-Меренмут. Скульптуры стоят в глубоких затененных нишах, благодаря чему в лучах солнца создается игра света и тени, усиливающая впечатление от этих монументальных фигур. На одной из колонн Малого храма высечена надпись: «Рамсес, сильный правдой, любимец Амона, создал это божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари».

В святилище Малого храма, в центральной нише, стояла статуя священной коровы, в образе которой почиталась богиня Хатор. Перед ней был изображен фараон Рамсес II, находившийся как бы под защитой богини.

Сегодня спасенный усилиями всего человечества от затопления храм Абу-Симбел стал местом паломничества туристов со всего мира. Это чудо древнеегипетского искусства сегодня одновременно является и памятником тем гигантским усилиям, которые предприняли люди из пятидесяти стран, чтобы спасти Абу-Симбел. Что ж, как сказал по этому поводу президент Египта Анвар Садат, «народы способны творить чудеса, когда они объединяются с добрыми намерениями».

Фасад храмов высечен в скале, высотой 31 метр и шириной в 38 метров. Колоннами фасаду служат четыре статуи фараона, изображённого сидячим на троне. Высота этих статуй около 20 метров, а голова каждой из этих скульптур достигает 4 метров! Над фасадом высечен орнамент в виде бабуинов.

Всего обезьян насчитывается 22 штуки, каждая ростом под 2,5 метра.

Войдя в храм, мы окажемся в погруженном во тьму зале, который предшествует святилищу. Зал имеет размеры сторон в 18 и 16,7 метров. В центре помещения расположено 10 колонн изображающих бога Осириса, но с чертами лица фараона Рамзеса II.

Почти весь год помещения храма погружены в полумрак, но дважды в год (22 февраля и 22 октября – день рождения фараона и день его коронации), на рассвете, лучи солнца всё таки разрезают тьму храмов и освещают статую самого Рамзеса II. Солнечный луч всего на несколько минут задерживается на лице фараона, но по словам многочисленных туристов, наплыв которых Абу-Симбела переживает в эти дни, каменное лицо фараона озаряет улыбка…

Подобный оптический эффект возможен благодаря невероятно точным расчетам древнеегипетских звездочётов и жрецов, которые занимались проектированием и строительством храмов 33 века тому назад. Всего два дня в году, всего на несколько минут!

Несмотря на то что храмовый комплекс Абу-Симбел не такой древний, как египетские пирамиды, интерес со стороны туристов к нему нисколько не меньше. Например, в вышеупомянутые два дня в году, перед входом в храм может наблюдаться очереди до пяти тысяч человек!

Хотя храмы Абу-Симбел и простояли в песках больше 3000 лет, в 60-е годы прошлого века над ними нависла реальная угроза в виде затопления. После революции 1952 года начались работы по проектированию второй плотины на реке Нил, близ Асуана. Находившимся на берегу Нила храмам угрожало затопление. Это привело бы к разрушению постройки, сделанной из песчаника. В 1959 году началась кампания по спасению исторического наследия. Благодаря международной поддержке руины храмов удалось спасти путём перемещения на новое место.

Во избежание затопления культурного наследия было решено разобрать Абу-Симбел по частям и собрать заново в новом месте. Для этого храмы были распилены на 1036 блоков, вес которых достигал от 5 до 20 тонн. Все они были пронумерованы и перевезены на новое место.

Далее блоки были заново просверлены, а в отверстия был закачан смолистый состав, который призван был укрепить каменистую структуру блоков. Часть за частью, как мозаику, храмы снова были собраны и накрыты полым железобетонным колпаком, на который был насыпан холм. Получилось настолько гармонично, что казалось что Абу-Симбел на этом месте и находился всё это время. Вся операция по переносу храмов заняла три года в период с 1965 по 68 годы.

Исследователи, изучая памятник во время этих работ, были поражены огромным объемом знаний, которые использовали древнеегипетские мастера для создания столь грандиозного сооружения. Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй. При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта - слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок, окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки.

Новое местоположение храмов - в 65 метрах выше и в 200 метрах дальше от реки. Перенос памятников Абу-Симбела и Филе считается одной из крупнейших инженерно-археологических операций.


Город:
Категория: архитектура

Памятники Нубии - это комплекс грандиозных сооружений, в полной мере представляющие культуру древней и великой цивилизации. По нему можно судить о религиозных и культурных обычаях древних египтян, о могуществе и влиянии Египта и его правителей.

Город Абу-Симбел и остров на Ниле - Филэ сохранили исключительные памятники прошлого: храм Рамзеса второго и святилище богини Хатхор.

Эти исключительные археологические достопримечательности прекрасно сохранились и представляют огромный интерес для историков, археологов и людей, интересующихся культурой и искусством.

В скале Абу Симбел рядом с большим храмом, построенным в честь Рамзеса Великого, находится малый храм, сделанный в честь царицы Нефертари, первой супруги Рамзеса. Эти два знаменитых храма высечены в скале примерно в XIII веке до нашей эры. Колоссального размера статуи украшают вход в большой храм, а перед малым стоят 6 статуй: 4 статуи царя и 2 царицы. Их размеры и величие поражают воображение.

На острове Филэ, в давнее время плотно застроенном зданиями из гранита, многие из которых сохранились, был возведен храм богини Хатхор. Это языческое святилище не было разрушено пришедшими сюда христианами, так как его приняли за храм Изиды, приравнивавшейся в христианских традициях к Богородице. Такая путаница спасла внешний облик храма, но фрески и рельефы все же были частично уничтожены.

Город Абу-Симбел