Что является основами конституционного строя. Конституция и конституционный строй Российской Федерации

Конституция РФ представляет собой основной действующий правовой акт государства, закрепляющий основы конституционного строя РФ, а также непосредственно государственного устройства, права и свободы человека и гражданина, образование трех ветвей органов власти и системы местного управления. Конституция России состоит из Преамбулы, где закреплены гуманистические и демократические ценности государства и 2х разделов, определяющих основы общественной, политической, экономической, правовой социальной систем в России, фиксирующие основные права и свободы личности, федеральное устройство государства и порядок внесения правок и изменений в высший нормативно-правовой акт страны.

Основы конституционного строя РФ

Для начала следует пояснить, что основы конституционного строя Российской Федерации установлены статьями 1-16 главы 1 Конституции РФ. Конституционный строй России являет собой систему политико-правовых, экономических и социальных отношений, которые не только устанавливаются, но и строго охраняются действующей Конституцией. Среди важных признаков конституционного строя можно выделить:

  1. народный суверенитет,
  2. нерушимость общепризнанных прав и свобод человека,
  3. разделение власти.

Принципы конституционного строя РФ

В соответствии с нормативно-правовым актом основы конституционного строя РФ - есть система принципов, охватывающих все сферы общественной жизни общества и государства в целом - социально-экономическую, политико-правовую, культурно-идеологическую, международную и иную. Рассмотрим на наиболее важных принципах конституционного строя России:

  • Политико-правовая сфера:
  • Социально-экономическая сфера:
  • Культурно-идеологическая сфера:
  • Международная сфера.

Таким образом, правовая основа Конституции РФ заключает в себе понятие о том, что современная Россия строится как правовое, федеративное, демократическое государство с республиканской формой правления. При этом главнейшей обязанностью государства признается соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Конституционный строй – это определенная форма организации государства, закрепленная в его конституции и характеризует основные принципы, лежащие в основе взаимоотношений человека, общества и государства. Основы конституционного строя принято подразделять: политические, экономические, социальные и духовные.

Основы конституционного строя - главные устои государства, его основные принципы, обеспечивающие конституционный ха­рактер данного государства.

Основами конституиирнного строя согласно Конституции РФ являются:

признание человека, его прав и свобод высшей ценностью;

демократический характер государства;

правовой характер государства;

социальный характер государства;

федеративная форма государственного устройства;

республиканская форма правления;

признание частной собственности, равенство всех форм собст­венности;

суверенитет;

единое экономическое пространство.

Все нормы Конституции, иное законодательство связаны основа­ми конституционного строя. Это значит, что нельзя принять поправку к Конституции, иной нормативно-правовой акт, ко­торые не соответствуют основам конституционного строя. На­пример, нельзя включить в Конституцию норму об унитарном характере государства, пока одной из основ конституционного строя является федерализм.

Политические и духовные основы конституционного строя.

Ст.1 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Демократия – это такая форма организации государства, при которой единственным источником власти является народ.

Демократический характер государства выражается, прежде всего, в народовластии, а также в признании защиты прав и свобод гражданина, в разделении властей, в гарантии местного самоуправления, политическом многообразии, многопартийности, в свободе экономической деятельности, в многообразии форм собственности.

Признаки демократического и правового государства во многом пересекаются. Для правового государства характерно: верховенство права, верховенство закона, разделение властей, соблюдение и защита прав человека, равноправие, равенство всех перед законом и судом, взаимная ответственность государства и гражданина.

Федеративное устройство основывается на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, равноправие и самоопределение народа.

Главным признаком республиканской формой правления является выборность и сменяемость главы государства.

Форму правления РФ можно определить как смешанную (президентско – парламентская республика), сочетающую признаки президентской и парламентской республики.

Духовные основы конституционного строя РФ характеризуются светским характером государства. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Экономические и социальные основы конституционного строя РФ. Экономическими основами являются единство экономического пространства РФ, свободной перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, а также многообразие и равная защита различных форм собственности.

Социальные основы. Ст.7 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, что означает, что политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда, поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий и иных пособий государственной защиты.

1. Основные права человека делятся на три большие группы:

Личные права;

Политические права;

Экономические, социальные и культурные права.

Личные права определяют статус человека как биосоциального

организма. К ним относятся: У право на жизнь;

Право на достоинство;

Право на свободу;

Право на личную неприкосновенность;

Право на неприкосновенность жилища;

Право на выбор места жительства и свободное передвижение;

Право на пользование родным языком и определение нацио­нальности;

Право на информацию и защиту информации;

Право на свободу совести; I право на свободу мысли и слова;

Право на судебную защиту своих прав и юридическую помощь.

Политические права определяют статус человека как субъекта политической общности - государства. Как правило, политиче­скими правами обладают лишь граждане данного государства. (Отсюда понятие "права человека и гражданина": права челове­ка принадлежат всем лицам, проживающим в данном государст­ве, права гражданина-его гражданам).

Основные политические права человека и гражданина в России:

Право на объединение;

Право на проведение собраний, митингов и демонстраций;

Право участвовать в управлении государством;

Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и управления;

Иные политические права.

Экономические, социальные и культурные права определяют ста­тус человека как субъекта трудовой деятельности, члена гражданского общества, участника культурной жизни. Группа осно­вополагающих экономических, социальных и культурных прав:

Право частной собственности;

Право на свободное предпринимательство;

Право на труд;

Право на отдых;

Право на образование;

Право на забастовку;

Право на жилище;

Право на медицинское обслуживание;

Право на социальное обеспечение;

Право на поддержку в старости;

Право на участие в культурной жизни;

Право на свободу творчества.

Данная классификация в Конституции не указана, но нормы Основного закона, регулирующие права и свободы человека, расположены в тексте Конституции в соответствии с приве­денной классификацией. Перечень прав и свобод, закрепленных конституционно, не является исчерпывающим и не умаляет дру­гих прав, не названных в Конституции.

5.5. Конституционные обязанности человека и гражданина

Наряду с субъективными правами - мерами возможного пове­дения существуют и обязанности - меры должного поведения человека в обществе. Обязанности необходимы для поддержа­ния жизнеспособности государства и порядка в нем.

Основные обязанности человека и гражданина в России: Обязанности граждан РФ

1. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы страны. Эта норма как самостоятельная в Конституции не сформулирована, но она вытекает из смысла и содержания Основного Закона страны и касается любого лица, находящегося на ее территории. Если в стране не будут соблюдаться законы и существовать режим законности, то все провозглашенные права и свободы останутся пустыми декларациями.

2. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). Содержанием ее является необходимость финансирования государства. Налоги и сборы позволяют создать механизм перераспределения доходов людей от более обеспеченных к менее обеспеченным.

Налоги и сборы формируют государственный бюджет, за счет которого и живет страна.

3. Обязанность по охране природы и окружающей среды (ст. 58). Природа и окружающая среда - сфера обитания человека. Если ее не сохранить или нарушить баланс, то встает вопрос о сохранении человека как биологического вида. Следовательно, выполнение этой обязанности каждым - вопрос выживания человечества и каждого отдельного человека.

4. Обязанность защиты Отечества и несение военной службы (ст. 59). Несмотря на то, что эти обязанности содержатся в одной статье Конституции, их объем и субъекты различны. Защита Отечества - это долг каждого гражданина, необходимость его выполнения наступает в экстремальной ситуации - в случае вооруженной агрессии против России. Что же касается военной службы, то обязанность по ее несению касается только лиц мужского пола, достигших 18 лет, на условиях либо профессиональной, либо срочной службы. Действующее законодательство предусматривает и службу в запасе.

По мотивам противоречия воинской службы убеждениям и вере она может быть заменена альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59).

5. Обязанность получить основное общее образование (ч. 4 ст. 43). В Российской Федерации оно установлено в объеме 9 классов. Особенность этой обязанности состоит в том, что возложена она на родителей либо лиц, их заменяющих, поскольку в том возрасте, в котором ребенок идет в школу, он еще не может осознать необходимость получения образования.

6. Обязанность по сохранению исторического и культурного наследия (ч. 3 ст. 44). Смысл этой нормы состоит в осознании человеком себя как личности, а формирование качеств личности напрямую зависит от уровня культуры и образования, который, в свою очередь, является результатом исторического процесса. Существование любой нации, любого народа невозможно без бережного отношения к его истории и культуре.

Исходя из анализа вышеперечисленных обязанностей видно, что они защищают не только интересы государства, но и всего общества в целом и его отдельных индивидов.

Некоторые права одновременно являются и обязанностью (напри­мер забота о детях, посещение начальной и средней школы).

  • Общество и государство
  • Понятие и сущность государства
    • Понятие и признаки государства
    • Сущность и функции государства
      • Функции государства
    • Форма государства
      • Форма правления
      • Форма государственного устройства
      • Государственный (политический) режим
    • Возникновение и развитие идеи правового государства
    • Гражданское общество и правовое государство
    • Принципы правового государства
    • Формирование правовой государственности в России
  • Понятие и сущность права
  • Понятие и социальное назначение права
  • Система права и система законодательства
    • Система норм права и ее элементы
    • Частное и публичное право
    • Отрасли права и их институты
    • Систематизация законодательства: понятие и виды
  • Источники права
    • Понятие и виды источников права
      • Основные источники официального выражения и закрепления норм права
    • Источники права в Российской Федерации
  • Реализация права
    • Понятие и формы реализации права
      • Реализация норм права
    • Применение норм права
    • Толкование правовых норм
      • Официальное и неофициальное толкование
      • Толкование правовых норм по объему
  • Правомерное поведение. Правонарушение и юридическая ответственность
  • Основы конституционного права
  • Конституционное право - ведущая отрасль российского права
    • Понятие и система конституционного права Российской Федерации
    • Понятие и юридические свойства Конституция России
    • Основы конституционного строя Российской Федерации
    • Федеративное устройство России
  • Права и свободы человека и гражданина
    • Конституционно-правовой статус личности
    • Гарантии прав и свобод человека и гражданина
    • Гражданство в Российской Федерации
      • Приобретение гражданства
      • Основания прекращения гражданства
  • Система органов государственной власти России
    • Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации
      • Функции и полномочия Президента
    • Федеральное Собрание Российской Федерации
    • Правительство Российской Федерации
    • Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
      • Статус судьи
  • Правоохранительные органы Российской Федерации
    • Прокуратура Российской Федерации
    • Министерство внутренних дел Российской Федерации
    • Министерство юстиции Российской Федерации
    • Органы федеральной службы безопасности России
    • Адвокатура
    • Нотариат
  • Отрасли российского права
  • Основы гражданского права
    • Понятие гражданского права, его предмет и метод
    • Гражданское законодательство
    • Гражданское правоотношение
    • Субъекты гражданских правоотношений
    • Объекты гражданских правоотношений
    • Осуществление и защита гражданских прав. Гражданско-правовые сделки.
      • Гражданско-правовая ответственность
    • Право собственности и ограниченные вещные права
      • Основания возникновения и прекращения права собственности
      • Ограниченные вещные права
    • Гражданско-правовые обязательства
      • Способы обеспечения исполнения обязательств
      • Прекращение обязательств
  • Основы трудового права
  • Основы семейного права
  • Основы жилищного права
  • Основы административного права
  • Основы финансового права
  • Основы муниципального права
    • Понятие муниципального права
      • Территориальные основы организации и деятельности местного самоуправления
    • Органы местного самоуправления и их полномочия
      • Представительные органы местного самоуправления
      • Должностные лица местного самоуправления
    • Муниципальная служба
    • Экономическая основа местного самоуправления
    • Ответственность органов местного самоуправления, контроль за их деятельностью
  • Основы уголовного права
    • Понятие, задачи и принципы уголовного права
    • Понятие преступления и его виды
      • Виды преступлений
    • Субъект преступления
    • Уголовное наказание и его виды
    • Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
  • Основы экологического права
  • Основы образовательного права
  • Основы международного права
  • Современное международное право и мировой правопорядок
    • Понятие и основные принципы современного международного права
      • Основные принципы международного права
    • Субъекты международного права
    • Права человека и международное право
    • Ответственность в международном праве
    • Роль международных организаций в поддержании мира и обеспечении международной безопасности
    • Международное частное право

Основы конституционного строя Российской Федерации

Конституционный строй можно определить как правопорядок, при котором соблюдается демократическая конституция государства.

Основы конституционного строя закреплены в главе 1 Конституции РФ. Эти принципы лежат в основе всей пирамиды правовой системы государства.

Конституция РФ нормативно не разделяет основы конституционного строя России на какие-либо виды. Тем не менее их можно объединить в определенные группы - закрепляющие организацию государства и государственной (публичной) власти, приоритет прав и свобод человека и гражданина, политические и экономические основы государства и общества.

Приоритет прав и свобод человека и гражданина, закрепление их в качестве высшей ценности составляют гуманистические основы конституционного строя России.

Российская Федерация является демократическим, федеративным, правовым государством с республиканской формой правления, а также социальным и светским государством. Все эти характеристики тесно взаимосвязаны между собой, равно как и с другими основами конституционного строя.

Провозглашение России демократическим государством является принципиально важным для страны. Демократический характер государства (от греч. demos и kratos - власть народа) означает, что:

  • единственным источником власти в стране (и носителем суверенитета) является многонациональный народ России;
  • власть в стране осуществляется в соответствии с волей большинства при соблюдении и охране прав меньшинства;
  • власть в России формируется и осуществляется в соответствии с демократическими процедурами - прежде всего посредством свободных выборов и референдума.

Все это призвано обеспечить признание и реальное осуществление прав и свобод человека в стране на уровне международных стандартов.

Конституция РФ полностью соответствует характеристикам правового государства, поскольку:

  • признает основные неотчуждаемые права и свободы человека в качестве высшей ценности и закрепляет систему их гарантий на уровне международных стандартов;
  • закрепляет господство права в жизни общества и государства, верховенство Конституции и правовых законов (и, соответственно, запрет неправовых законов), связанность государства правом;
  • устанавливает правовые принципы и формы осуществления власти, систему разделения власти («по горизонтали» и «по вертикали») и взаимодействия различных ветвей и уровней власти.

Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.

Закрепление в статье 1 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя республиканской формы правления означает, что:

  • государственная власть в России осуществляется только выборными органами (либо, по крайней мере, органами и должностными лицами, получающими властные полномочия от тех или иных выборных органов), глава государства получает власть от народа, избирателей, а не по наследству;
  • переход к другой - монархической - форме правления возможен только путем принятия новой конституции страны, посягательство на республиканскую форму правления является антиконституционным и преследуется по закону;
  • монархическая форма правления не может закрепляться (и даже упоминаться) ни в одном из субъектов Российской Федерации.

В дополнение к характеристикам, данным в статье 1 Конституции РФ, статья 7 Основного закона провозглашает Россию социальным государством. В отличие от конституций ряда зарубежных государств (ФРГ, Франции, Турции, Испании и др.), где термин «социальное государство» закреплен достаточно давно, в российской Конституции 1993 года это понятие употреблено впервые.

Социальное государство стремится к созданию равных возможностей для всех членов общества, исключению регулирования общественных отношений по принципу привилегий, выступает гарантом и защитником прав, свобод и интересов не какой-то одной или нескольких социальных групп, а всех граждан, всего общества. При всей значимости социальной деятельности государства важно видеть тот рубеж, переход которого ведет к снижению активной деятельности людей.

Именно такой подход в социальной политике государства создает условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантируют удовлетворение социально-экономических потребностей, получение минимума социальных благ (обеспечивающего, по крайней мере, существование, не унижающее человеческое достоинство).

Основные направления социальной политики Российской Федерации как социального государства конкретизированы в части 2 статьи 7 Конституции РФ - охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, пенсионного обеспечения, пособий и иных гарантий социальной защиты. Детализация этих направлений осуществляется в отраслевом законодательстве - гражданском, семейном, жилищном, трудовом, пенсионном, социальном и др. Непосредственна связь указанных положений и с социально-экономическими и культурными правами человека в Российской Федерации.

Рассмотренные выше конституционные характеристики Российского государства дополняются положением статьи 14 Конституции РФ, провозглашающим Россию светским государством. Несмотря на особую, традиционно сильную роль Русской православной церкви в жизни российского общества (что проявляется в том числе и в некоторых нормативных положениях и вызывает справедливую критику), Конституция РФ устанавливает, что никакая религия в нашей стране не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

С рассмотренными характеристиками Российского государства тесно и непосредственно связаны и конституционные принципы функционирования (осуществления) публичной власти - единство и разделение власти, определение народа в качестве единственного источника власти на всех уровнях, формы осуществления власти, признание местного самоуправления в качестве самостоятельного уровня публичной власти и др.

Можно утверждать, что в российской Конституции (как и во многих государствах) закреплен один принцип - единства и разделения государственной (публичной) власти. Власть в Российской Федерации едина, едина по источнику (многонациональный российский народ) и целям деятельности (обеспечение прав и свобод человека). В то же время для удобства функционирования единая государственная власть в России разделена между различными органами, которые, являясь самостоятельными в пределах своей компетенции, тесно взаимодействуют между собой, поддерживая необходимый баланс власти.

В соответствии со статьей 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который участвует в осуществлении власти в двух основных формах - непосредственно (принимая участие в выборах и референдуме) и опосредованно (через органы государственной власти и органы местного самоуправления).

Конституция РФ (гл. 1) содержит и некоторые базовые принципы, которые могут быть отнесены к экономическим и политическим основам конституционного строя России.

В подходе к государственному регулированию экономической деятельностью в России в 90-х годах XX века произошли принципиальные изменения: государство сегодня не учреждает экономический строй и не осуществляет детальную регламентацию всех сторон экономической деятельности, а лишь обеспечивает правовыми средствами функционирование рыночной экономики.

К конституционным принципам рыночной экономики в России можно отнести следующие (ст. 8, 9 Конституции РФ):

  • единство экономического пространства;
  • свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
  • свободу экономической деятельности и государственную поддержку конкуренции;
  • многообразие и равенство форм собственности.

Чрезмерное вмешательство государства недопустимо не только в сферу экономики, но и в сферу идеологии и политики (хотя, бесспорно, государство вне политики быть не может). В качестве одной из основ конституционного строя статья 13 Конституции России закрепляет идеологическое и политическое многообразие (плюрализм). Часть 2 статьи 13 Конституции РФ закрепляет, что в России никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Важнейшая роль в общественно-политической деятельности принадлежит политическим партиям и иным общественным объединениям, преследующим те или иные политические цели. Статус различных видов общественных объединений (общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений, органов общественной самодеятельности, профсоюзов, религиозных организаций и др.) закреплен в федеральном законе от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях» (с последующими изменениями и дополнениями), а также в ряде других законов и иных правовых актах.

Закрепляя равенство политических партий и общественных объединений перед законом, часть 5 статьи 13 Конституции РФ определяет пределы идеологического и политического плюрализма. Демократия должна уметь защитить себя от распространения антидемократических идеологий и их организационных форм. Демократическое государство не должно допускать деятельность политизированных институтов гражданского общества, стремящихся изменить основы конституционного строя неконституционным насильственным путем.

Правовая государственность несовместима с распространением в обществе фашистской, расистской, антисемитской, антиисламской и иных идеологий. Поэтому и в России установлен ряд запретов на создание и деятельность общественных объединений.

Их цели или действия не должны быть направлены:

  • на насильственное изменение основ конституционного строя;
  • на нарушение целостности Российской Федерации;
  • на подрыв безопасности государства;
  • на создание вооруженных формирований;
  • на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Конституционный строй: понятие и основные элементы

Понятие конституционного строя и его основ:

Каждое государство имеет определенные специфические черты, совокупность которых позволяет судить о форме или способе его организации, т.е. о государственном строе. Этот строй, закрепленный в конституции, становится конституционным строем.

Конституционный строй (в узком смысле) - установленная Конституцией определенная организация государства. Конституционный строй (в широком смысле) - совокупность экономических, политических, социальных, правовых, идеологических, общественных отношений, возникающих в связи с организацией высших органов власти, государственного устройства, взаимоотношениями человека и государства, а также гражданского общества и государства.

В понятие основ конституционного строя России входят закрепленные конституцией характеристики как демократического, правового, социального, светского, федеративного государства с республиканской формой правления.

Действующая Конституция РФ была принята на всенародном референдуме, состоявшемся 12 декабря 1993 г. Двадцать пятого декабря 1993 г. новая Конституция Российской Федерации была официально опубликована и начала действовать.

Основы конституционного строя РФ - основополагающие начала и принципы, образующие теоретическую и нормативную базу всей системы конституционного права РФ. Они закреплены в гл. 1 Конституции РФ". Принципы конституционного строя РФ - основополагающие начала государственного устройства РФ, напрямую зависящие от элементов конституционного строя РФ.

Принятие конституции означает установление обязанности государства подчиняться конституционным предписаниям. В противном случае существование основного закона теряет всякий смысл, также как и понятие правового государства. Однако понятие конституционного строя относится не ко всякому государству. Оно применимо лишь к государству, в котором конституция признает, закрепляет, надежно охраняет и гарантирует права и свободы человека и гражданина, все право соответствует этой конституции, а государство во всем подчиняется праву. Конституционный строй, следовательно, не сводится только к факту существования конституции, а предполагает наличие двух необходимых условий: конституция демократическая и она соблюдается.

Таким образом, конституционный строй - это форма или способ организации государства, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, и обеспечивается подчинение государства праву.

Элементы конституционного строя рф:

1. республиканская форма правления;

2. суверенитет РФ;

3. права и свободы личности;

4. источник власти - многонациональный народ России;

5. верховенство Конституции РФ и федерального законодательства;

6. федеративное государственное устройство;

7. гражданство РФ;

8. разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

9. организация местного самоуправления.

В понятие конституционного строя часто включают сложившийся в государстве порядок (систему) взаимоотношений между гражданами, органами власти, государственными и общественными организациями, при котором их права и обязанности закреплены в конституции (основном законе) государства и непременно соблюдаются.

В связи с этим к признакам конституционного строя можно отнести:

» верховенство права;

» широкие права и свободы человека, их гарантированность;

» участие народа в осуществлении государственной власти и широкое народное представительство;

» разделение властей.

Защита конституционного строя обеспечивается:

Особым порядком предложения и внесения поправок в главе I Конституции - Основы конституционного строя;

Неотвратимостью наказания лиц, осуществляющих действия, направленные на свержение конституционного строя.

Основы конституционного строя определяют принципы организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом. Именно в этом заключатся значение этих основ.

Основы конституционного строя Российской Федерации регулируют не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конституционно-правовой институт «Основы конституционного строя Российской Федерации», занимающий ведущее место в системе конституционного права России.

Конституционное закрепление основ конституционного строя обеспечивает их провозглашение от имени народов России, их государственной воли. Это обусловливает их юридическую значимость, верховенство и обязательность для всех субъектов правоотношений. Основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России, определяют в юридической форме все важнейшие связи, свойственные ее организации. Все они могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией Российской Федерации. При этом никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя (ст. 16 Конституции РФ).

Благодаря конституционному закреплению основ конституционного строя, систему их гарантий образуют как материальные, политические, социальные, так и правовые гарантии, а их реализация должна обеспечиваться государством.

Основы конституционного строя это главные устои государства, его основные принципы, характеризующие Российскую Федерацию как конституционное государство, которые гарантируются и обеспечиваются государством.

Конституция Российской Федерации, прежде всего, закрепляет принципы, основные устои российского конституционного строя, в которых находит выражение его гуманистическая направленность и демократическая сущность, которые характеризуют Российскую Федерацию как конституционное государство.

В Конституции Российской Федерации в качестве основ конституционного строя признаются такие принципы и свойства государственной власти, как суверенитет государства, разделение властей, органы государственной власти и соотношение с ними местного самоуправления.

Каждый конституционный принцип действует не сам по себе. Все они в совокупности и взаимосвязи конституируют государство, дополняют друг друга и находятся во взаимозависимости.

Конституционный строй - система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства, закрепляющая способ организации государства, при котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, а государство подчинено праву и, прежде всего, демократической Конституции.

Основной нормой права, в которой закреплен Конституционный строй государства является Конституция. Конституционный строй не следует отождествлять с государственным строем. В отличие от последнего он всегда предполагает наличие в государстве конституции. Решение споров, связанных с конституционным строем государства относятся к исключительной компетенции Конституционного Суда.

Необходимыми признаками конституционного строя являются:

народный суверенитет - исключительное право народа как основного носителя власти;

разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную;

нерушимость и неотчуждаемость общепризнанных прав и свобод человека - права и свободы человека есть основной предмет обеспечения и защиты конституционного строя.

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ - система общих принципов , которые определяют содержание правового воздействия на отношения в основных подсистемах общества в условиях конституционного строя", совокупность объективных ценностей, правил организации общества, основных начал и институтов государственного строя,находящихся под защитой государства и определяющих его конституционную природу.

ЭЛЕМЕНТЫ:

1.демократич. хар-р российского гос-ва;

2.республиканская форма правления;

3.правовой хар-р гос-ва(ст.1);

4 федерализм(ст.1,5);

5.соц.гос-во(ст.7)-это гос-во,политика к-го направлено на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие ч-ка.

6. суверенитет РФ(ст.4);

7.гражданство РФ(ст.6);

8.единство экономич-го пространства,равноправие всех форм собственности

9.разделение властей,как принцип организации и функционирования гос.власти(ст.10,11);

10.идеологич.-ое и политич-ое многообразие(ст.13);

11. Россия как светское гос-во;

12. целостность и незыблемость основ конституц-го строя РФ.(ст.15,но в осн. Ст16).

10. Гуманистические основы конституционного строя РФ.

Не человек создан для государства, а государство для человека – таков теперь главный принцип их отношений. В этом состоит гуманистическая сущность Конституции и всего нового конституционного права России. При этом акцент делается не на коллективном пользовании правами, как это было свойственно тоталитарному государству, а на индивидуальном выборе образа действий. Основные обязанности государства в этой сфере сводятся к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. Признание означает закрепление в Конституции и законах всего объема прав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного права, а также неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественного права. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью не означает, что государство во всех случаях не вправе ограничивать действия людей. Это необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод одними не ущемляло прав и свобод других, не наносило ущерба обществу. Отделить такую ограничительную, а по существу правозащитную, деятельность государственных органов от соблюдения прав и свобод человека часто бывает очень трудно, но без такой четкой границы деятельность государства грозит выродиться в произвол.

Гуманизм конституционного строя отчетливо проявляется в подходе к институту гражданства. Под гражданством понимают правовую связь лица с конкретным государством, которая ведет к установлению взаимных прав и обязанностей, и прежде всего обязанности государства защищать права и свободы данного лица в полном объеме. Разница между правами человека и правами гражданина, может быть, не столь и велика, но только гражданство предоставляет права в сфере осуществления государственной власти (например, право избирать и быть избранным в органы государственной власти). Преимущества гражданства также в обязанности государства защищать своих граждан за пределами страны. Следовательно, правовой статус, который предоставляется гражданством, наполнен гарантиями, реализация которых во многом зависит от должностных лиц государства. Это превращает институт гражданства в важную часть проблемы "человек – государство" и ставит его основные положения в разряд основ конституционного строя.

Суверенитет народа. Демократическое правовое государство исключает дискриминацию по национальному признаку и обеспечивает гражданам всех национальностей право на реализацию своих национальных культурных интересов. Политические формы для этого – автономия, федерация или конфедерация.

Конституция РФ дает достаточные основания для разрешения противоречия "двух суверенитетов". В ст. 3 говорится: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ". Народ, следовательно, понимается как единый и неделимый субъект – источник права. Любая нация реализует свои национальные интересы в рамках этого понятия, она безусловно полновластна и защищена от любой формы дискриминации, а тем более угнетения со стороны кого бы то ни было. Однако это не означает, что любая нация вправе создать свое государство, суверенитет, по смыслу ст. 3 Конституции, принадлежит не отдельным частям населения, а российскому народу в целом, а следовательно, любые сепаратистские решения окажутся в противоречии с Конституцией. Необходимо учитывать, что понятие "многонациональный народ" радикально меняет свое содержание в демократическом обществе с правовым государством.

Осуществление власти народа происходит в двух формах: 1) непосредственно, 2) через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Право на участие в осуществлении власти в этих формах принадлежит только лицам, являющимся гражданами РФ (ст. 32 Конституции).

Народное волеизъявление служит базисом деятельности всех ветвей государственной власти, оно интегрировано в право. Разумеется, народ более непосредственно определяет законодательную власть, поскольку представительные органы напрямую избираются гражданами. Однако воля народа остается системообразующим фактором также для исполнительной и судебной властей, поскольку они формируются выборными представительными органами или выборным главой государства.

Таким образом, предусмотренная Конституцией реализация суверенитета народа через органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляется как прямо, так и косвенно. Она носит многоплановый характер и гарантируется закрепляемыми в Конституции правами граждан, а также соответствующими полномочиями выборных органов государства.

11. Демократия как основа конституционного строя РФ.

Статья 1 Конституции РФ устанавливает, что РФ является демократическим государством. Демократия - такая форма организации государства, которая соответствует воле народа этого государства Основные характеристики демократического государства:

1) единственным источником власти и носителем суверенитета является многонациональный народ РФ, который осуществляет ее непосредственно (непосредственная демократия), а также через органы государственной власти и местного самоуправления (представительная демократия);

2) высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы . Референдум - это всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Выборы - процесс формирования органов власти путем голосования за выдвинутых представителей народа. Две эти формы волеизъявления считаются высшим выражением власти народа, так как волеизъявление ничем не опосредуется, народ имеет возможность сам выразить свое решение по наиболее важным вопросам государственной жизни (референдум), вопросам функционирования государственной власти (выборы);

3) Легитимность государственной власти . Легитимность власти означает ее формирование и осуществление в соответствии с волей народа. Легитимность как свойство власти может иметь разные основания (харизма лидера, традиционное подчинение власти, страх, рациональное подчинение законно сформированной власти). В современных демократических государствах легитимность власти устанавливается прежде всего в процессе выборов, когда население выражает свои политические предпочтения, вручая государственно-властные полномочия определенным лицам;

4) демократические процедуры формирования и осуществления государственной власти . Данная характеристика означает, во-первых, наличие в государстве демократического избирательного законодательства, гарантирующего осуществление всеобщего и равного избирательного права, периодическое проведение свободных, подлинных, нефальсифицированных выборов. Во-вторых, в законодательстве и прежде всего в Конституции должны быть закреплены демократические процедуры осуществления государственной власти, такие как порядок принятия законов, компетенция и полномочия государственных органов, порядок издания ими актов, иерархия различных актов в правовой системе государства и т. д.;

5) запрет присвоения власти и преследование такого присвоения (захвата) по закону . Конституция РФ устанавливает данный принцип в ч. 4 ст. 3. Обладание властными полномочиями может быть правомерно только в случае приобретения их в установленном законом порядке. Выборные органы государственной власти формируются посредством демократических выборов, иные органы - в результате определенной законом процедуры назначения, конкурса, другими способами. Получение властных полномочий незаконным способом влечет установленную ответственность.

6) Одним из основополагающих принципов демократической организации государства является принцип разделения властей. Сущность принципа разделения властей сводится к тому, что для обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная) должны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга.

С принципом демократического государства тесно связаны и являются его проявлениями другие принципы, возведенные Конституцией РФ в основы конституционного строя: разделение властей, идеологическое и политическое многообразие, наличие наряду с системой государственной власти системы местного самоуправления.

Институты прямой (непосредственной) демократии в РФ. В соотв. с Констит РФ (ст. 130) мсу осуществляется населением м/ц-ых образований в различных организационных формах: путем форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Особую роль в реализации местного самоуправления играют институты непосредственной демократии. Обусловлено это тем,что:

1.именно народ является носителем суверенитета и единственным источником власти, имея право в первую очередь на непосредственное ее осуществление (ст. 3 Конст. РФ);

2. формы непосредственной муниципальной демократии оказывают прямое влияние на институты местного самоуправления, определяя, к примеру, не только состав представительных и иных органов местного самоуправления, но и задавая конкретные параметры их деятельности.

Непосредственная демократия - прямое осуществление власти народом в общегосударственном и местном масштабах, различные формы принятия самим населением (преимущественно гражданами - избирателями) решений общего и местного характера Констит РФ.

12. Суверенный характер российского государства.

В К. РФ в общем виде закреплен принцип гос. суверенитета совр. российского гос. (ст. 2,3 К.) Он означает, что фед. гос. власть РФ обладает верховенством, самост. и независимостью. Суверенитет - это качественное состоян. гос. власти. Оно выражается через опред. "совокупность суверенных прав госуд, т.е важнейших, фундаментальных прав. Суверенные права РФ как самост. гос. составляют ядро его компетенции. Именно через полномоч. и предметы собств. ведения (и совместного ведения с субъектами) РФ осуществляет гос. суверенитет.

Конституционно-правовой статус РФ - это совокупность прав и обязанностей РФ как субъекта конституционно-правовых отношений. Конституционно-правовой статус РФ определяется:

1) РФ - суверенное государство . Государственный суверенитет принадлежит только РФ, но не субъектам РФ. Провозглашение в ст. 5 Конституции РФ республик государствами не соответствует понятию государства в конституционном и международном праве;

2) РФ имеет территорию , на которую распространяется ее суверенитет. Территория РФ в соответствии со ст. 67 Конституции РФ включает в себя:

Территории ее субъектов (сухопутная территория) ;

- внутренние воды - воды морских портов, заливов, бухт, «исторических вод» и других водных пространств, расположенных в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается территориальное море;

- территориальное море - примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам государства морской пояс шириной до 12 морских миль;

- воздушное пространство над сухопутной территорией, внутренними водами и территориальным морем высотой до 100 км.

РФ также обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающиеся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории (то есть вдоль берега) до внешней границы подводной окраины материка

Исключительная экономическая зона - это прилегающий к территориальному морю морской район шириной до 200 морских миль от берега, в котором прибрежное государство имеет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке зоны.

На континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне государство не обладает суверенитетом, так как эти территории не включаются в территорию государства. На данных территориях государство обладает суверенными правами и юрисдикцией по разведке, разработке и сохранению естественных ресурсов, находящихся в водной толще, на дне и в его недрах;

3) государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык (ст. 68 Конституции РФ). Республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик;

4) единое гражданство РФ. В соответствии со ст. 6 Конституции РФ гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности;

5) наличие высших органов государственной власти . В соответствии со ст. 11 Конституции РФ государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ (глава государства). Фед Собр (= СФ и ГД) (законодательный орган), Правительство РФ (исполнительная власть), суды РФ как единая федеральная система (за исключением конституционных (уставных) судов субъектов РФ и мировых судей). Прокуратура РФ, согласно ст. 129 Конституции РФ, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ;

6) единая Конституция и правовая система . Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Правовую систему РФ составляют Конституция РФ, фкз, фз, законы субъектов РФ. В правовую систему РФ в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ включаются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры;

7) единое экономическое пространство . В РФ товары, услуги и финансовые средства свободно перемешаются на всей ее территории. Не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. На территории РФ установлена единая денежная система (рубль). Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Введение и эмиссия других денег в РФ не допускаются;

8) государственные символы РФ. РФ имеет свои флаг, герб, гимн и столицу.

9) право участия в межгосударственных объединениях. В соответствии со ст. 79 Конституции РФ РФ может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ

13. Федеративное устройство российского государства.

Государственное устройство - это территориально-политическая организация государственной власти, в которой находит свое выражение соотношение государства как целого с его составными частями.

Статья 1 Конституции РФ определяет Россию как федеративное государство, а ст. 5 констатирует, что РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов равноправных субъектов РФ.

Статья 5 Конституции РФ определяет основополагающие принципы, на которых строится российский федерализм.

1. Государственная целостность РФ . Гарантируется тем, что государственный суверенитет как верховенство и независимость государственной власти на всей своей территории и в международных отношениях принадлежит только Федерации, но не ее субъектам. Субъекты Федерации не имеют право выхода (сецессии) из РФ. РФ имеет единую территорию в пределах государственной границы, единое гражданство, Конституцию, единое экономическое пространство.

2. Единство системы государственной власти . Выражается в единстве системы органов государственной власти. В соответствии со ст. 77 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. В рамках единой системы органов исполнительной власти Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ст. 85 Конституции РФ).

3. Провозглашение равноправия субъектов РФ . Конституция РФ в ст. 5 закрепляет, что РФ состоит из равноправных субъектов РФ (ч. 1), а также, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Равноправие субъектов РФ означает равные возможности в обладании и осуществлении правами и обязанностями. Естественно, различные субъекты РФ обладают различными экономическими, социальными и политическими особенностями, что создает различие в их правовом статусе, то есть наличном объеме реализуемых субъектом РФ прав и обязанностей.

Равноправие субъектов РФ является только провозглашенным и не подтверждается дальнейшим конституционным регулированием и политико-правовой практикой федеративных отношений:

1) в ст. 5 Конституция РФ называет республики государствами, предоставляя им право иметь свои конституции. Остальные субъекты РФ вправе иметь только уставы.

2) в соответствии со ст. 68 Конституции РФ республики вправе устанавливать свои государственные языки. Такое право не предоставлено автономной области и округам, также образованным по национальному признаку;

3) республики вправе иметь свое гражданство: граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в составе РФ, являются одновременно гражданами этой республики;

4) ст. 66 Конституции РФ предусматривает, что автономные округа могут входить в состав края или области, то есть находиться в составе иного субъекта РФ. При этом территория и население автономного округа включаются в состав территории и населения края или области;

4. Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации . Право народов на самоопределение является общепризнанным принципов международного права, установленным в Уставе ООН, Международных пактах о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах. Данный принцип закрепляется Конституцией РФ как принцип федерализма и относится к народам (населению) субъектов РФ как территориально-политическим общностям. Право самоопределения народов как принцип российского федерализма следует отграничивать от права наций на самоопределение как принцип международного права. Во втором случае нация выступает как территориально-политическая общность, формирующая суверенное государство.

5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ . Существование двухуровневой системы органов государственной власти в РФ предполагает определение перечней вопросов, решаемых на каждом уровне.

При разграничении предметов ведения и полномочий должны соблюдаться следующие основные принципы:

1) конституционность: законы и иные нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ, договоры, соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения РФ и предметы совместного ведения. Указанные акты не могут быть приняты, если их принятие ведет к изменению конституционно-правового статуса субъекта РФ, ущемлению или утрате признаваемых и гарантируемых Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина, нарушению государственной целостности РФ и единств системы государственной власти в РФ;

2) верховенство Конституции РФ и законов РФ: в случае несоответствия положений договоров и соглашений положениям Конституции РФ и федеральных законов по предметам исключительного ведения РФ и предметам совместного ведения действуют положения Конституции и законов РФ;

3) равноправие субъектов РФ при разграничении предметов ведения и полномочий;

4) недопустимость ущемления прав и интересов субъектов РФ: при разграничении предметов ведения и полномочий в отношении одного из субъектов РФ недопустимо ущемление прав и интересов других субъектов РФ;

5) согласование интересов федерации и интересов субъектов РФ в процессе принятия федеральных законов, законов субъектов РФ, заключения договоров и соглашений;

6) добровольность заключения договоров и соглашений;

7) обеспеченность ресурсами: при разграничении предметов ведения и полномочий решается вопрос об обеспечении соответствующих органов государственной власти финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами, необходимыми для осуществления указанными органами своих полномочий;

8) гласность заключения договоров и соглашений

14. Принцип разделения властей как основа конституционного строя РФ.

Ст. 10 Конституции РФ провозглашает, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.Конституция вверяет каждую из этих ветвей власти соответствующему органу действующему самостоятельно. Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти.

Важной особенностью российской конституции является то, что Президент как бы не входит ни в одну из трех властей. Он глава государства и обязан обеспечить согласованное функционирование и взаимное действие органов государственной власти. Но при этом Президент не вправе вмешиваться в полномочия Фед Собр или судебных органов Конституция строго разделяет их полномочия. Разногласия между властями он может регулировать только с помощью согласительных процедур или путем передачи спора в суд. В то же время многие статьи Конституции указывают на то, что фактически Президент признается главой исполнительной власти. полномочия Президента в сфере взаимоотношений с парламентом позволяют рассматривать главу государства как непременного участника законодательного процесса.

Президенту принадлежит право назначать выборы ГД, в то время как выборы Президента назначаются Сов Фед. Таким образом, назначение выборов этих органов государственной власти происходит не на взаимной основе, чтобы избежать взаимозависимости. После выборов ГД собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент может созвать заседание Думы ранее этого срока. Президент имеет право законодательной инициативы, то есть, внесение законопроектов в ГД, он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием.

Единство Государственной Власти - один из основных принципов организации власти в социалистических (и ряде др. государств). Означает существование единой системы органов гос. власти с разделением лишь управленческих функций, но не властей. Предполагается также наличие в системе одного высшего органа, которому подконтрольны и подотчетны все остальные без исключения. Наконец, принцип Е. г. в. не признает разделения органов гос. власти и органов местного самоуправления.

15. Особенности республиканской формы правления в РФ.

В Конституции РФ (ст. 1) установлена республиканская форма правления. Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Эта республиканская форма правления отличается от монархии, которой присуще наследование статуса главы государства.

Устанавливая республиканскую форму правления в РФ, Конституция закрепляет следующие ее признаки: отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве; ориентация государственного строя РФ на разум и опыт, а не на достижение идеальных целей, приводящих обычно к тоталитаризму правого или левого толка; создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод; формирование государственных органов путем свободных выборов и на ограниченный срок.

В настоящее время РФ имеет президентско-парламентскую, или, как иногда ее называют в юридической литературе, «полупрезидентскую» республиканскую форму правления: во-первых, Президент избирается всеобщим голосованием (в этом ее отличие от парламентской формы), во-вторых, он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства, в-третьих, наряду с Президентом действуют Председатель Правительства и министры, образующие Правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом (в этом ее отличие от президентской формы).

Признаки:

1) верховную гос. власть в России осуществляют Президент, Фед Собрание, Правительство и суды (ст. 11 Конституции РФ);

2) выборность высших органов гос власти. Президент и ГД избираются населением РФ. Конституция РФ устанавливает, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд (ст. 81);

3) Правительство РФ возглавляет Премьер-министр, который назначается Президентом РФ с согласия ГД;

4) Правительство ответственно перед Президентом, а также перед ГД, которая может выразить ему вотум недоверия, который может не повлечь никаких юридических последствий при несогласии с ним Президента РФ. Для того, чтобы отправить Правительство РФ в отставку, вотум недоверия должен быть «двойным»: ГД должна в течение трех месяцев повторно выразить недоверие Правительству РФ. В этом случае перед Президентом РФ встает альтернатива: он может либо отправить в отставку Правительство РФ, либо распустить ГД.

16. Политическое и идеологическое многообразие в РФ.

Многопартийность - один из основных конституционных принципов организации политической жизни в современных демократических государствах, являющийся выражением более общего принципа политического и идеологического плюрализма. В РФ принцип М. впервые провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР (1990) и закреплен в КОНСТИТУЦИИ РФ (1993). Юридически принцип М. означает, что государство признает и гарантирует право граждан приподняться в соответствии со своими политическими воззрениями в политических партии, равенство всех политических партий перед законом, свободу их деятельности. Принцип М. не исключает права компетентных государственных органов в установленном законом порядке запрещать и распускать политические партии, проповедующие национальную, расовую, религиозную или с социальную нетерпимость, насильствен мое свержение законных органов государственной власти или иным образе нарушающие действующее законодательство. От юридической (формальной) М. следует отличать реальную, Последняя выражается в существовании в конкретном государстве развито и эффективной системы партий, представляющих весь спектр социальных политических интересов.

Плюрализм - система власти, которая основывается на поощрении многообразия и свободной конкуренции между различными общественными элементами; предотвращает монополизацию социального обновления, возможности зарождения и реализации альтернативных вариантов прогресса, способствует развитию и всестороннему проявлению личности.

Политический плюрализм - это признание множественности социальных интересов и способов их выражения в политике. Он обусловлен другими проявлениями многообразия в социальных отношениях, имеет корни прежде всего в экономике - множественности видов собственности, способных взаимодействовать и конкурировать между собой; в социальной структуре общества - в наличии равноправия различных социальных групп; понимании значения многообразия, его поддержки и сохранения в социальных отношениях; в культуре - в развитии множества направлений и форм проявления самобытности людей; в мировоззрении плюрализм выражается в уважении духовного выбора и предпочтения людей, отказе государства от осуществления мировоззренческой функции в обществе, деидеологизации его структуры.

Пол. многообразие означает ^

Возможность граждан использовать разные ср-ва пуб. отстаивания своих интересов, взглядов в явочном, регистрационном, уведомительном, а не разрешительном режиме;

Возможность граждан участвовать в деятельности гос. органов и непосредственно отправлять властные функции (выборы, реф-м);

Отсутствие пол. монополизма в деятельности представительных органов власти.

Идеол. плюрализм – право любых соц. групп формулировать, выражать и отстаивать в рамках закона свои идеол. установки, видение гос. и общ. устройства. Никакая идеология не м.б. установлена в качестве гос. или обязательной. Идеол. многообразие является необх. предпосылкой многообразия политического.

Каждый имеет право на объединение. Ст. 13 запрещает создание и деятельность общ. объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конст. строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание воор. формирований, разжигание соц., расовой, нац. и религ. розни.

Виды общ. объединений:

1. В зависимости от регистрации – формальные, неформальные.

2. По организационно-пр. форме: Организация, Движение, фонд, учреждение, Орган общ. самодеятельности,Пол. партия

3. По территории действия: Общероссийские, Межрегиональные – осуществляют свою деятельность на территориях менее половины субъектов и имеют там свои структурные подразделения, Региональные – деятельность осуществляется в пределах территории одного субъекта, Местные – деятельность осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

17. Местное самоуправление в РФ.

Местное самоуправление базируется на таких конституционных принципах, как гарантированность местного самоуправления, его самостоятельность в пределах решения населением вопросов местного значения; многообразие организационных форм; обособленность от системы органов государственной власти; ответственность органов местного самоуправления перед населением; их выборность; открытость, гласность; государственная поддержка местного самоуправления и др.

МС – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных КРФ, ФЗ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и через Органы МС вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом ист. и иных местных традиций.

Конст. РФ:

МС в пределах своих полномочий самостоятельно

Органы МС не входят в систему Органов ГВ

МС обеспечивает самост. решение населением вопросов местного значения, владния, пользования и распоряжения мун. собственностью

МС осуществляется гражданами путем реф-ма, выборов, др. форм прямого волеизъявления, через выборные и др. ОМС

Гарантии:

Право на суд. защиту

Право на компенсацию доп. расходов, возникших в результате решений, принятых ОГВ

Запрет на ограничение прав ОМС

Местное самоуправление призвано обеспечить: потребности населения в различного рода услугах (в социально-культурной и иных сферах местной жизни). функции местного самоуправления:

1. Обеспечение участия населения в решении местных дел.

2. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного управления.

3. Обеспечение развития соответствующей территории.

4. Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах.

5. Охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на данной территории.

6. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральным законодательством.

Принципы местного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых ими органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами. В основе местного самоуправления в РФ лежат следующие основные принципы, закрепляемые Конституцией РФ и федеральным законодательством:

1. Самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения.

2. Организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством.

3. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления.

4. Соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.

5. взаимодействие местного самоуправления и его органов с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;

6. сочетание местных, региональных и общегосударственных интересов;

7. соблюдение прав и свобод человека и гражданина, об