Как заставить управляющую компанию работать?

Грязные подъезды, подвалы, полные воды, придомовая территория, похожая на свалку – картина, знакомая многим. Так или примерно так работает значительная часть жилищных организаций, обслуживающих многоквартирные дома, хотя жильцы регулярно оплачивают оказанные (или нет) ими услуги. Можно ли заставить работать управляющую компанию? И насколько реально проверить её хозяйственную деятельность?

Что делать, если возникли подозрения?

Предположим, вы получили квитанцию на оплату жилищно-коммунальных услуг и удивились указанным там суммам к оплате, которые, по вашему мнению, никак не соответствуют проделанной управляющей компанией работе. В этом случае вы имеете право потребовать от УК полного отчёта о том, откуда берутся суммы в графе «Ремонт и содержание жилья».

Надо сказать, на вашу просьбу жилищники могут и не обратить особого внимания. Так бывает, если запрос с требованием о расшифровке тарифа направлен в адрес руководства управляющей компании в произвольной форме. Тогда примерно так же будет составлен и ответ. Но если вооружиться законом и сослаться в своём письме на Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2014 года № 988 о порядке, сроках и способах раскрытия информации о деятельности управляющих организаций, то будьте уверены, ответ получите грамотный, по делу и точно в срок. Игнорировать такую бумагу жилищники уже вряд ли осмелятся. Для пущей серьёзности можно упомянуть в своём запросе Постановление Правительства от 6 мая 2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам» , лишним тоже не будет.

И вот когда на руках у заявителя окажется полный отчёт о том, какие виды работ выполняются обслуживающей организацией по отдельно взятому адресу, можно пойти на следующий шаг: пригласить представителей управляющей компании принять участие в общем собрании жильцов дома, чтобы отчитаться о проделанной работе. Для более предметного разговора можно попросить их захватить с собой бухгалтерскую отчётность, которая подтвердит, какие виды работ были выполнены, когда и на что были потрачены средства граждан. Попутно в ходе разговора следует выяснить, проводилась ли, к примеру, дезинфекция мусоропровода в многоэтажке? Выполнялись ли работы по прочистке дымоходов? Осуществлялся ли контроль за соблюдением температурного режима горячего водоснабжения? Промывалась ли система водоснабжения, чтобы из кранов ржавая вода не лилась всякий раз после её отключения? Регулярно ли и тщательно проводится влажная уборка в подъездах? Для рядового жителя многоквартирного дома может показаться, что всё перечисленное — из области фантастики. Но по факту граждане за всё это исправно платят, поскольку эти и другие работы составляют минимальный перечень услуг, которые обязаны предоставлять управляющие компании, согласно Постановлению Правительства РФ от 3 апреля №290 . Если работы не выполняются, самое время призвать обслуживающую организацию к ответу.

Photo: Sergey Tchernyakov

Ещё один закон

В современных реалиях, когда дело касается ЖКХ, некоторые граждане пытаются обращаться к закону в спорных ситуациях. И законы во многих случаях успешно работают.

Работники управляющей организации, обслуживающей многоквартирные дома, по сути ничем не отличаются от продавцов магазина, закройщиков ателье, сапожников или парикмахеров, поскольку все эти специалисты предоставляют населению услуги, которые оно, разумеется, оплачивает. И неважно, каковы эти услуги — пошив сапог, стрижка или горячая вода в кране, поскольку все они подпадают под Закон о защите прав потребителей . Тем более, в обзоре судебной практики за четвертый квартал 2013 года, который был утвержден Президиумом ВС РФ в июне 2014 года указано, что жители многоквартирных домов (собственники жилых помещений) являются потребителями услуг, и на них также распространяется действие Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей». Мало кто знает, что применив этот правовой акт на практике, можно заставить жилищников оказывать услуги в полном объёме и надлежащим образом и, в случае чего, наказать обслуживающую организацию рублём.

Photo: Sergey Tchernyakov

Два столпа правосудия

В сфере жилищно-коммунального хозяйства существуют два надзорных органа с функциями контроля: Государственная жилищная инспекция и Роспотребнадзор . Так каков алгоритм действий собственника жилья, уверенного, что работа его управляющей организации оставляет желать лучшего? Для начала составляется жалоба с описанием допущенных нарушений . Специалисты указанных ведомств формируют комиссии (или комиссию), которая выезжает с проверкой по указанному адресу. Если проступки жилищников подтверждаются, составляется протокол об административном нарушении, и управляющая компания привлекается к ответственности. Таким образом, если отправить в надзорные органы не одну, а сразу несколько жалоб, велика вероятность, что обслуживающая организация начнёт нормально работать.

Если хлопоты в этом направлении оказались тщетными, и федеральные структуры проигнорировали обращение, то следующий шаг должен быть сделан в сторону прокуратуры. В своем обращении следует указать на бездействие жилищников, а заодно и федеральных структур, контролирующих работу предприятий и организаций сферы ЖКХ. Результат не заставит себя долго ждать.

Photo: Andrey Pivovarov

Ахиллесова пята управляющей организации

В июле 2014 года Президент РФ подписал закон о лицензировании управляющих компаний (Федеральный закон от 21.07.2014 № 255-ФЗ). Согласно этому правовому акту, все управляющие компании должны были получить лицензию на осуществлении своей деятельности. Иными словами – официальное разрешение на обслуживание многоквартирных домов. «Экзамены» на получение лицензии руководители обслуживающих организаций сдавали в органах жилищного контроля, то есть Госжилинспекции. Вот тут и кроется слабое место каждой управляющей компании. Если в течение года управляющая компания дважды не выполняет предписание Госжилинспекции по допущенным нарушениям и имеет два наложенных взыскания, то контролирующий орган вправе обратиться в суд, и уже по его решению отозвать лицензию на обслуживание многоквартирных домов. Поэтому, приложив немного усилий, проштудировав Жилищный кодекс и написав несколько жалоб, каждый собственник может заставить управляющую компанию работать.

Ангелина Беркут