Какие есть слоги. Значение слова слог в лингвистическом энциклопедическом словаре

— фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом (см. Звуки речи, Артикуляция). Выделяется неск. признаков С. как фонетич. единицы. С т. зр. речедвигательного управления С. есть миним. цепочка звуков, внутри к-рой действуют правила коарти-куляции (напр., в рус. яз. наложение артикуляции последующего звука на артикуляцию предыдущего) и распределения длительностей. Предполагается, что С. реализуется не как последовательность составляющих его звуков, а как цельный артикуляционный комплекс, т. е. задается единым блоком иейрофизиологич. команд к мышцам (Л. А. Чистович). С т. зр. речевой аэродинамики С. есть миним. звуковой отрезок, на к-рый приходится нарастание и спад величины воздушного потока («дыхательный импульс»). В аку-стич, сигнале «дыхательному импульсу» соответствует восходяще-нисходящая дуга звукового давления («волна звучности»), В языках мира проявляются след. признаки С. как фонологич. единицы: а) ограниченность класса допустимых схем С. (напр., в араб. яз. допустимы лишь слоги вида «согласный + гласный» и «согласный + гласный + согласный»); б) простая структура внутрислоговых консонантных сочетаний, соответствующая принципу «волны звучности» (напр., в дат. яз. в конце слога допускаются лишь сочетания «сонорный 4- шумный»); в) наличие дистрибутивных ограничений, к-рые описываются в терминах слоговых позиций (напр., в нем. яз. звонкие шумные невозможны в конце слога); г) компенсаторные отношения по длительности между гласным и конечносло-говым согласным (напр., в швед. яз. за кратким гласным следует долгий согласный, а за долгим гласным — краткий согласный); д) зависимость места ударения от количеств, структуры С. (напр., в лат. яз. ударение падает на предпоследний слог, если он содержит долгий гласный илн оканчивается на согласный, и на 2-й слог от конца в прочих случаях); е) наличие слоговой просодии — тональной или тембровой (напр., слоговой сингармонизм- по мягкости/твердости в праслав. яз.); ж) тенденция к корреляции слогоразделов и грамматнч. границ (ее крайнее проявление — совпадение морфемы и слога, или моносиллабизм), такие морфолого-фонологич. единицы называют енллабемам и. Большинство языков обнаруживает фоиологич. признаки слоговости; в таких языках звуковые цепи образованы соположением слоговых «квантов», имеющих четко выраженную внутр. структуру, слогоделение здесь однозначно. К числу языков, в к-рых фонологич. признаки слога отсутствуют, относится современный русский. Рус. звуковые цепи основаны на чередовании вокалич. «вершин» н консонантных «склонов», слогоразделы в интервокальных комплексах согласных неопределенны ввиду невыраженности дистрибутивных схем С. (о-стрый/ос-трый/ост-рый). Существует также точка зрения, согласно к-рой слогоразделы в рус яз. всегда проходят после гласных (Л. В. Бондарко). При описании компонентной структуры С. консонантное начало (и и и ц и а л ь) обычно противопоставляется последующей части (рифм е), к-рая далее расчле- няется на ядро (вершину) и консонантный конец (финаль). Ядро С. может быть выражено гласным или сонантом (напр., чеш. vr-ba). С, имеющий начальный согласный, называется п р и-крытым, а не имеющий его — неприкрытым. С, имеющий конечный согласный, называется закрытым, а не имеющий его — открытым. По количеств, характеристике различают С. сильные, или «тяжелые» (рифма состоит из долгого гласного или краткого гласного 4- согласный), и с л а-б ы е, или «легкие» (рифма состоит из краткого гласного). О Лекомцева М. И., Типология структур слога в слав, языках, М., 1968; Бондарко Л. В., Звуковой строй совр. рус. языка, М., 1977; 3 и н д е р Л. Р., Общая фонетика, 2 изд., М., 1979; К о д з а-сов С. В., Муравьева И. А., Слог и ритмика слова в алюторском языке, в кн.: Публикации Отделения структурной и прикладной лингвистики МГУ. Филол. факультет, а. 9, М., 1980; К а с е в и ч В. Б., Фонологич. проблемы общего и вост. яззна-ния, М., 1983. С. В. Кодзасов.

Лингвистический энциклопедический словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СЛОГ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СЛОГ в Большом энциклопедическом словаре:
  • СЛОГ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    минимальная произносительная (артикуляционная) единица речи, состоящая из одного или нескольких звуков, которые образуют тесное фонетической единство на основе единого выдыхательного …
  • СЛОГ в Энциклопедическом словаре:
    1. -а, мн. -и, -бв, м. Звук или сочетание звуков, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха. Делить слова на слоги. Читать …
  • СЛОГ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    миним. произносительная единица речи, состоящая из одного или неск. звуков, к-рые образуют тесное фонетич. единство. Открытый С. заканчивается гласным, закрытый …
  • СЛОГ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    сло"г, сло"ги, сло"га, слого"в, сло"гу, слога"м, сло"г, сло"ги, сло"гом, слога"ми, сло"ге, …
  • СЛОГ в Словаре лингвистических терминов:
    I. 1) В физиологическом отношении (со стороны образования) звук иди несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. 2) В акустическом …
  • СЛОГ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    сл"ога, м. 1) Звуки или сочетание звуков в слове, произносимые при одном выдохе. Читать по слогам. Делить слово на слоги. …
  • СЛОГ
    В нем лишь одна …
  • СЛОГ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Кирпичик …
  • СЛОГ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Часть …
  • СЛОГ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: манера, язык, …
  • СЛОГ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: манера, язык, …
  • СЛОГ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. речь, стиль, язык || бойкий слог, едкий слог, острый …
  • СЛОГ в словаре Синонимов русского языка:
    икт, перо, речь, силлабема, склад, стиль, эвфуизм, …
  • СЛОГ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. м. Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха (в лингвистике). 2. м. Способ, манера изложения …
  • СЛОГ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    слог, -а, мн. -и, …
  • СЛОГ в Орфографическом словаре:
    слог, -а, мн. -и, …
  • СЛОГ в Словаре русского языка Ожегова:
    2 == стиль 1 N3 Писать хорошим слогом. Высокий с. слог 1 звук или сочетание звуков, произносимые одним толчком выдыхаемого …
  • СЛОГ в Словаре Даля:
    см. слагать …
  • СЛОГ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    минимальная произносительная единица речи, состоящая из одного или нескольких звуков, которые образуют тесное фонетическое единство. Открытый слог заканчивается гласным, закрытый …
  • СЛОГ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    слога, мн. слоги, слогов, м. 1. Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним выдыхом (лингв.). Открытый слог (оканчивающийся на …

Слог

Слог - это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений. Это чисто произносительная единица. В слоге группируются звуки разной степени звучности, наиболее звучные - слогообразующие, остальные - неслоговые.

Особенности слогообразования

В русском языке слоги обычно строятся по принципу восходящей звучности, и слогораздел в неконечных слогах чаще всего происходит после самого звучного звука. Типы слогов в русском языке: открытые (-та-) и закрытые (-ат-), прикрытые (-та-) и неприкрытые (-ата-).

В русском языке слогообразующим является гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько в нём гласных: а-ри-я (3 слога), ма-як (2 слога), рейс (1 слог).

Слоги бывают открытыми (оканчиваются на гласный звук) и закрытыми (оканчиваются на согласный звук). Например, в слове ко-ро-на все слоги открытые, а в слове ар-буз оба слога закрытые.

Во всех языках существуют открытые слоги, но в некоторых, например, гавайском, закрытых слогов нет.

Слоги могут быть прикрытыми (начинаются с согласного) и неприкрытыми (начинаются с гласного). Например, в слове ар-буз первый слог неприкрытый, а второй прикрытый.

Для того, чтобы определить, сколько слогов в слове, применяют нехитрый прием, впервые показываемый учителями начальной школы детям. Для этого руку тыльной стороной подносят на близкое расстояние к подбородку и четко произносят нужное слово, считая, сколько раз подбородок коснется руки. Это число и будет количеством слогов.

Слог бывает значимой звуковой единицей (например, во вьетнамском языке) и фонетической единицей, формальным понятием.

Ессен писал, что слог не несёт смысла и не имеет каких-либо особых акустических характеристик.

Слоги существуют, так как:

  1. Слог - важная и явно вычленяемая в речевой интуиции единица.
  2. Слог - основная единица в стихосложении .

Теории о природе слога

Языковеды выдвинули несколько теорий относительно природы слога: экспираторная, сонорная (акустическая), напряжённости (артикуляторная), динамическая.

Экспираторная теория слога

По экспираторной (выдыхательной) теории слог образуется в результате мышечного напряжения голосовых связок, когда выдыхаемая струя воздуха образует своеобразные толчки-слоги. Теория известна с античных времён. Экспериментарной проверкой может являться простейший опыт с произнесением слова перед пламенем свечи: сколько раз в процессе произношения качнётся пламя - столько слогов содержится в слове. Однако эта теория признана неверной, поскольку имеются слова,в которых число слогов не совпадает с количеством выдыханий. Например, в слове «ау» - два слога, но одно выдыхание, в слове «сплав» - напротив: один слог, но два выдыхания.

Сонорная теория слога

По сонорной теории , которую ещё называют акустической теорией или теорией громкости/звучности, слог является сочетанием звуков с большей или меньшей степенью громкости. Слоговой гласный, как громкий звук, присоединяет к себе неслоговые согласные. Каждый слог имеет два минимума громкости, которые являются его пределами. Акустическую теорию предложил датский языковед Отто Есперсен . Для русского языка её разработал советский языковед Рубен Иванович Аванесов (1902-1982). Согласно этой теории, высшая ступень (четвёртый уровень в шкале уровня сонорности) по звучности принадлежит гласным звукам ([а], [е], [о] и другие). Между третьим и четвёртым уровнем находится звук [й], который имеет ослабленную звучность в сравнении с гласными. На третьем уровне находятся сонорные согласные ([л], [м]). Второй уровень занимают шумные звонкие ([б], [д] и другие). На первом уровне размещаются шумные глухие ([п], [т] и другие). При нулевом уровне звучание полностью отсутствует, это - пауза. Шкала уровня сонорности строится снизу вверх, подобно нотной линейке. Например слово «ау» на шкале уровня сонорности будет графически выглядеть как график с двумя резкими вершинами, упирающимися в верхную строчку линейки, с впадиной между ними, опускающейся книзу до линии, означающей нулевой уровень (паузу). Если слово условно изобразить в цифрах, представляющих эту акустическую закономерность, то слово «ау» (а-у ) можно представить как последовательность номеров уровней сонорности: 0-4-0-4-0. По этой схеме акустический график слово «сплав» (сплаф ) будет выглядеть как ломаная линия с последовательностью согласно номерам уровней сонорности: 0-1-1-3-4-1-0. Поскольку в последнем случае лишь одна вершина, то считается, что в слове «сплав» - один слог. Таким образом, сколько вершин имеется на шкале уровня сонорности того или иного слова, столько в нём будет слогов. Однако, согласно этой теории, количество слогов не всегда совпадает с количеством гласных, поскольку иногда встречаются, образующие «вершины», сонорные согласные. К примеру, в слове «смысл» (смы-сл ) схема будет следующей: 0-1-3-4-1-3-0. Здесь слово с одной гласной имеет два слога со слоговыми звуками «ы» и «л». В то же время это слово имеет произношении и в один слог: при этом сонорная «л» оглушается шумной глухой «с» по схеме: 0-1-3-4-1-1-0. Эта особенность некоторых слов иметь несколько вариантов произношения по слогам используется в стихосложении. Так, слово «декабрь» в стихотворении Бориса Пастернака может произноситься в два или в три слога, по необходимости, для поддержания общей ритмичности стиха:

Была в Останкине зима,

Декабрь (де-кабрь ), число тридцатое (…)

Была в Останкине зима, Декабрь (де-ка-брь ), тридцать первое.

Однако теория сонорности в отдельных случая даёт сбои. Так, для междометия «кс-кс-кс», которым в России подзывают к себе домашнюю любимицу-кошку, схема сонорности будет выглядеть графиком с длинной площадкой без вершин (0-1-1-1-1-1-1-0), несмотря на то, что даже на слух данное междометие имеет некую разбивку по уровням звучности.

Теория напряжённости

По теории напряжённости или артикуляторной теории, которую выдвинул советский языковед Лев Владимирович Щерба , слог образуется благодаря артикуляторному мышечному напряжению, которое растет в направлении вершины слога (то есть гласного и сонорного звука), а затем спадает.

Динамическая теория слога

По динамической теории , слог рассматривается как комплексное явление, которое обуславливается действием ряда факторов: акустических, артикуляторных, просодических и фонологических. Согласно динамической теории слог есть волна интенсивности, силы. Самые громкие, сильные звуки в слове - слоговые, менее сильные - неслоговые.

Литература

  • Актуальные проблемы культуры речи. - М., 1970.
  • Вербицкая Л. А. Русская орфоэпия. - Л., 1976.
  • Зиндер Л. Р. Общая фонетика. - М., 1979.
  • Кочергина В. А. Введение в языкознание. - Л., 1991.
  • Маслов Ю. С. Введение в языкознание. - М., 1987.
  • Трубецкой Н. С. Основы фонологии. - М., 1960.

Ссылки

  • Мария Каленчук «Слог и ударение» // Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык (3 издание) / Главный редактор М. Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 2004. - С. 88-89, 92. ISBN 5-8483-0051-8

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Адский вампир
  • Интернет-кафе

Смотреть что такое "Слог" в других словарях:

    слог - слог, а, мн. ч. и, ов … Русский орфографический словарь

    Слог - одно из самых простых, но научно наиболее трудно определяемых фонетических понятий. Как это ни странно на первый взгляд, но несомненно, что сознательное выделение С. предшествовало в истории человечества сознательному выделению отдельного звука.… … Литературная энциклопедия

    слог - 1. СЛОГ, а; мн. слоги, ов; м. Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха. Делить слова на слоги. Ударение на последнем слоге. Закрытый с. (оканчивающийся на согласный звук). Открытый с. (оканчивающийся на… … Энциклопедический словарь

    слог - См. речь, стиль, язык бойкий слог, едкий слог, острый слог... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. слог манера, язык, стиль; речь; икт, склад, силлабема, перо, эвфуизм Словарь… … Словарь синонимов

    СЛОГ - СЛОГ, слога, мн. слоги, слогов, муж. 1. Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним выдыхом (линг.). Открытый слог (оканчивающийся на гласный). Закрытый слог (оканчивающийся на согласный). Делить слова на слоги. 2 только ед. Стиль,… … Толковый словарь Ушакова

    Слог - Слог фонетико фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом (см. Звуки речи, Артикуляция). Выделяется несколько признаков слога как фонетической единицы. С точки зрения речедвигательного управления слог … Лингвистический энциклопедический словарь

    слог - СЛОГ, а, мн. и, ов, муж. Звук или сочетание звуков, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха. Делить слова на слоги. Читать по слогам. Ударный с. Открытый с. (оканчивающийся на гласный звук). Закрытый с. (оканчивающийся на согласный звук).… … Толковый словарь Ожегова

    СЛОГ - минимальная произносительная единица речи, состоящая из одного или нескольких звуков, которые образуют тесное фонетическое единство. Открытый слог заканчивается гласным, закрытый согласным звуками … Большой Энциклопедический словарь

    СЛОГ 1 - СЛОГ 1, а, мн. и, ов, м. звук или сочетание звуков, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха. Делить слова на слоги. Читать по слогам. Ударный с. Открытый с. (оканчивающийся на гласный звук). Закрытый с. (оканчивающийся на согласный звук).… … Толковый словарь Ожегова

    СЛОГ 2 - СЛОГ 2, а, м. То же, что стиль 1 (в 3 знач.). Писать хорошим слогом. Высокий с. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Слог

Слог - минимальная единица произнесения звуков речи, на которые можно разделить свою речь паузами. Слово в речи делится не на звуки, а на слоги. В речи осознаются и произносятся именно слоги. Поэтому при развитии письма у всех народов в алфавитах сначала возникали слоговые знаки, и только потом буквы, отражающие отдельные звуки.

В основе деления на слоги - различие звуков по звучности. Более звучный, чем соседние звуки звук называется слогообразующим и образует слог.

Слог обычно имеет вершину (ядро) и периферию. В качестве ядра, т.е. слогообразующего звука, как правило, выступает гласный, и периферия состоит из неслогового (неслогообразующего) звука или нескольких таких звуков, которые обычно представлены согласными. Но слог может состоять только из одного гласного без периферии, напр. дифтонг в англ. местоимении I «я» или двух и более гласных (итал. vuoi ). Периферийные гласные неслоговые.

Но слоги могут и не иметь гласного, напр., в отчестве Ивановна или в междометиях «кс-кс», «тссс». Согласные могут быть слогообразующими, если они сонанты или находятся между двумя согласными. Такие слоги очень часто встречаются в чешском языке:prst «палец» (ср. древнерус. перст ), trh «рынок» (ср. рус. торг ), vlk «волк», srdce, srbsky, Trnka (известный чешский лингвист). В предложении Vlk prchl skrz tvrz (волк пробежал через крепость) нет ни одного гласного. Но в примерах из чешского языка видно, что слогообразующий согласный всегда сонорный.

Деление на слоги объясняются разными теориями, которые взаимно дополняют друг друга.

Сонорная теория : в слоге наиболее звучный звук - слоговой. Поэтому в порядке уменьшения звучности слоговыми звуками чаще всего бывают гласные, сонорные звонкие согласные, шумные звонкие согласные и иногда глухие согласные (тсс).

Динамическая теория : слоговой звук - самый сильный, интенсивный.

Экспираторная теория : слог создается одним моментом выдоха, толчком выдыхаемого воздуха. Сколько слогов в слове, столько раз дрогнет пламя свечи при произнесении слова. Но нередко пламя ведет себя вопреки законам этой теории (напр., при двусложном «ау» дрогнет один раз).

Виды слогов

Открытый слог - это слог, оканчивающийся гласным звуком, напр., дa, ау .

Закрытый слог - это слог, оканчивающийся согласным звуком, напр., ад, ум, кот .

Прикрытый слог начинается с согласного звука, напр., рад, поп .

Неприкрытый слог начинается с гласного звука: а, он, ах, уж .

В русском языке в основном открытые слоги, а в японском почти все открытые (Фу-дзи-я-ма, и-ке-ба-на, са-му-рай, ха-ра-ки-ри).

Встречаются и случаи крайне закрытых и прикрытых слогов, напр., всплеск, анг. и фр. strict (строгий), нем. sprichst (говоришь), грузинский - msxverpl (жертва).

Есть языки, где корни и слоги совпадают. Такие языки называются моносиллабическими, напр. кит. яз. - типичный моносиллабический.

Зачастую в речи бывает очень трудно определить границу слога.

Рус. Под руку вели - подруг увели. Гадюку били - гадюк убили. Палитра - пол-литра.

Англ . an ocean - a notion; an aim - a name.

Суперсегментные единицы языка

Звуковые единицы языка могут быть сегментными (линейными) и суперсегментными.

Сегментные единицы - это звуки (фонемы), слоги, слова и т.д. Более длинные языковые единицы делятся на более короткие сегменты.

Суперсегментные единицы , или иначе просодические (от греч. prosodia - припев, ударение) наслаиваются на цепочку сегментов - слогов, слов, фраз, предложений. Типичные суперсегментные единицы - ударение и интонация.

Такт - группа слов, объединенных одним ударением и отделенных друг от друга паузой.

Проклитика - безударный слог перед ударным, напр., я д у мал .

Энклитика - безударный слог после ударного, напр., зн а ю я .

В качестве энклитиков часто выступают и безударные слова - артикли, предлоги, частицы. Иногда они перетягивают на себя ударение: «по д руку».

Таким образом, границы слова и такта могут не совпадать.

Ударение

Ударение (акцент) - это выделение звука, слога, слова, группы слов.

Три основных вида ударения - это силовое, количественное и музыкальное.

    Силовое (динамическое) ударение связано с амплитудой колебаний звуковой волны, чем больше амплитуда, тем сильнее произносится звук.

    Количественное (квантитативное) ударение связано с длительностью, долготой звука, ударный слог имеет большую длительность, чем безударные слоги.

    Музыкальное (политоническое) ударение связано с относительной высотой тона, с изменением этой высоты.

Обычно в языках, имеющих ударение, все три ударения переплетаются, но одно из них преобладает и по нему определяется основной вид ударения в том или ином языке.

В русском языке силовое ударение, будучи основным, сопровождается долготой ударного слога.

В шведском языке музыкальному ударению сопутствует силовое.

Есть языки, в которых вообще отсутствует ударение, например, в палеоазиатских языках (чукотском и др.).

К языкам с силовым ударением как основным относятся рус, анг., фр., нем., баш., тат. и многие другие.

Количественное ударение как основное не используется и только употребляется как компонент в сочетании с другими видами ударения. В некоторых языках, например, латинском, стихосложение основано на чередовании долгих и кратких слогов (что сответствует ударным и безударным слогам в русском стихосложении). Поэтому на слух итальянца, привыкшего к стихам, основанным на динамическом ударении, латинские стихи неритмичны.

К языкам, в которых музыкальное ударение используется широко или играет роль основного ударения, прежде всего относятся такие восточные языки как китайский (4 тона в литературном, 6 тонов в гонконгском диалекте), тайский (5 тонов), вьетнамский (6 тонов) и др. В этих языках каждый слог имеет свой тон, а так как в этих языках, как правило, слог совпадает со словом, то у каждого простого слова свой постоянный тон, который меняется лишь изредка при словосложении.

В кит. яз. ma (1) с ровным тоном имеет значение «мать», ma (2) с восходящим тоном означает «конопля», ma (3) с нисходяще-восходящим тоном - «лошадь» и «цифра,» ma (4) с нисходящим тоном значит «ругаться.»

Еще пример из кит. яз.: глагол mai с нисходящим тоном означает «продавать», a mai с нисходяще-восходящим тоном - «покупать».

Еще более удивительный пример распределения тонов в слогах можно найти на юге Китая вкантонском (гонконгском) диалекте, где имеются 6 тонов (тоны обозначены цифрами): Fu 55 (верхний регистр) - мужчина, муж; Fu 35 (восходящий верхний регистр) - мучиться, страдать; Fu 33 (уходящий верхний регистр) - богатство, богатый; Fu 21 (ровный нижний регистр) - поддерживать, опираться; Fu 13 (восходящий нижний регистр) - женщина; Fu 22 (уходящий нижний регистр) - отец, старший родственник.

В японском языке три типа музыкального ударения, но они падают только на ударные слоги, аналогично динамическому ударению в русском языке.

hana (0) произносимое низким тоном на первом слоге и средним на втором означает «нос, сопли»; hana (1) произносимое высоким тоном на первом слоге и низким на втором означает «начало, конец»; hana (2) произносимое низким тоном на первом слоге и высоким на втором означает «цветок».

В древнегреческом языке тоже было музыкальное ударение трех видов. Ударный слог произносился не сильнее безударного, а с более высоким тоном.

Острое (лат. acutus ) ударение с более высокой нотой, напр., πατηρ [pat e r ] - отец; тяжелое ударение (лат. gravis ) с более низкой нотой, напр. αρχη [arch e ] - начало; облегченное ударение (лат. circumflex ) с комбинацией острого и тяжелого ударений, напр., σωμα [s o ma ] - тело.

Из современных европейских языков музыкальное ударение (2-3 вида) встречается в сербском, хорватском, латышском, шведском языках, но всегда в сочетании с основным силовым ударением.

Музыкальное ударение может быть на слоге или слове.

Слогоударение: кит.., тибетский, бирманский, сиамский (тайский), вьетнамский, латышский, сербский.

Словоударение: японский, айнский, тагальский, малайский, шведский, норвежский.

Ударение в слове бывает основным (´) или второстепенным (\), напр., жел е зобет о н .

Ударение в языках может быть постоянным (фиксированным) , т.е. ударные слоги имеют постоянное место в слове, или свободным , т.е. не связанным с определенным местом в слове (тво рог, творо г).

Один из подсчетов показал, что в 444 исследованных языках ударение на начальном слоге имеют 25% языков, на предпоследнем - 18%, на конечном - 20%, а свободное ударение - у 33% языков.

Постоянное ударение на первом слоге свойственно чешскому, венгерскому, латышскому языкам. Ср. чеш. s o bota «суббо та», v o jak «солда т»; венг. a lma «я блоко», b a lta «топор».

Постоянное ударение на предпоследнем слоге (втором слоге от конца) присуще польскому языку, напр. matemat y ka, k o ziol «козел».

Большинство слов испанского языка тоже имеют ударение на предпоследнем слоге, особенно с гласным звуком в конце (s i esta ).

Постоянное ударение на последнем слоге характерно для фр. яз., тюркских языков (баш., тат. и др.), персидского языка (фарси): фр. revoluti o n , баш., тат. алма (яблоко), балта (топор), Тегеран.

Самый типичный язык с свободным ударением - это русский язык.

Иногда ударение помогает различать значения омографов - слов с одинаковым написанием, напр., кру жки - кружки , по лки - полки .

Кроме традиционного ударения в речи может делаться логическое ударение, с тем, чтобы подчеркнуть значимость той или иной части предложения или же выразить дополнительное значение к основному значению фразы. Напр., в книге A. M. Арто «Звучит слово» приводится следующий пример логического ударения:

«Возьмем стандартную фразу Дайте мне стакан чаю и разложим ее на составные смыслы. Если мы делаем упор на первое слово , открываем следующее: «Довольно пустой болтовни! Я пришел усталый, измучен жаждой, дайте мне стакан чаю, а потом я вам расскажу все новости». Упор на втором слове : «Соседу справа дали, соседу слева дали, всем налили, всех спросили, про меня забыли - почему так? Дайте и мне, если всем даете…». На третьем слове : «Вы знаете прекрасно, что я не пью из чашки, дайте мне стакан. Можете хоть немного считаться с моими привычками!» И, наконец, на четвертом : «Чаю! Понимаете - ни вина, ни кофе! Ничто так не утоляет жажду, как добрый, душистый чай!»

Интонация

Интонацией называются все просодические явления в синтаксических единицах - словосочетаниях и словах.

Интонация состоит из следующих 5 элементов, два первых из которых - основные компоненты интонации:

    ударение;

  1. темп речи;

    Слог

    Наша речь членится на слова, а слова - на слоги. Слог может состоять из одного или нескольких звуков. Один звук в слоге слоговой (слогообразующий), остальные - неслоговые (неслогообразующие).

    Существует несколько теорий слога. В современном языкознании широко признана сонорная теория слога, основанная на акустических критериях. Применительно к русскому языку она была развита Р. И. Аванесовым. По этой теории слог - это волна сонорности, звучности. В слоге группируются звуки, обладающие разной степенью звучности. Наиболее звучный - слоговой звук, остальные звуки - неслоговые.

    Гласные, как наиболее звучные звуки, обычно бывают слоговыми. Но, например, [и] может быть и неслоговым: юбилей [и у-б"и-л"с и]. Согласные обычно бывают неслоговыми, но иногда и они могут быть вершиной слога. Чаще всего в этой роли выступают самые звучные из согласных - сонорные.

    По степени звучности можно обозначить: гласные - 4, звонкие сонорные согласные - 3, звонкие шумные согласные - 2, глухие согласные - 1; пауза - 0. На линейках, соответствующих этим индексам, поместим звуки, обозначая их точками. Тогда слово попрыгунья будет представлено так:

    Сколько в этой волне пиков - вершин сонорности, столько и слогов. Звук [и] гласный, но с ослабленной сонорностью, поэтому он ниже верхней линейки

    Слова льды , смотр схематично выглядят так:

    Эти слова двусложные, у них две вершины сонорности: [л"ды], [смотр]. Так же могут быть произнесены слова моей , ртуть , рвы и смысл , казнь и т.п. Ilo эти же слова могут быть и односложными, с одной вершиной сонорности:

    Сонорный при таком произнесении частично или полностью оглушается, его звучность на уровне шумного согласного, звонкого или глухого. Так же могут произноситься слова мхи [мх"и], льстить [л"с"т"ит"], вепрь [в"эпр"] и др.

    Слоговые согласные нетипичны для нашего языка, поэтому они часто развивают перед собой гласный: казнь [каз"ин"], театр [т"иатэр], ржи [°ржы], льняной [ О л"н"инои], а в диалектах [аржанои], [ил"н"инои] и т.п. Глухой сонорный согласный плохо воспринимается на слух, поэтому он часто выпадает. С этим связано произношение рубль [ругГ], жизнь [жыс"], октябрьский [акт"апск"ии] и т.п.

    Слоговыми могут быть не только самые звучные звуки. Так, русские подзывают кошку междометием кс-кс-кс. В нем три слога, хотя все звуки глухие; слоговым здесь является звук [с]. Глухой щелевой согласный выступает слоговым и в возгласе отпугивания птиц кш!, и в призыве к молчанию тс!

    В разговорной речи и в южнорусских говорах безударный гласный может выпадать, а количество слогов в слове - сохраняться. Роль слогового звука в этих случаях принимает на себя согласный, в том числе и глухой: [т]пора {топора), высипано {высыпано). Такой слоговой согласный отличается от соседних звуков большей напряженностью. Следовательно, вершину слога может образовывать не только самый сонорный звук, но и самый напряженный.

    У звуков, характеризующихся повышенной сонорностью и повышенной напряженностью, есть общая черта: они обладают большей силой, интенсивностью, которая проявляется в увеличении амплитуды колебания. Па учете этого акустического признака слоговых и неслоговых звуков основана динамическая т е о - р ия слога. С точки зрения этой теории слог - волна силы, интенсивности. Самый интенсивный звук слога - слоговой, менее сильные - неслоговые.

    Слог, начинающийся неслоговым звуком, называется прикрытым: [сам], [да-ска], [иу-ла]. Слог, начинающийся слоговым звуком, называется неприкрыты м: [он], [ил], [а-ист]. Слог, оканчивающийся неслоговым звуком, называется закрытым: [стол], [край], [пац-мат"]. Слог, оканчивающийся слоговым звуком, называется открыты м: [за-кб-ны], [т"и-гр].

    Слогораздел - это реальная или потенциальная граница между слогами. В речевом потоке слова обычно на слоги не делятся, границ между слогами нет, соседние звуки (как внутри одного слога, так и между слогами) произносятся без перерыва, "перетекают" один в другой. Но если нам нужно произнести слово или несколько слов громко и отчетливо, то сцепление между звуками ослабевает, слово распадается на слоги. Вы говорите близко стоящему человеку: Миша, иди сюда. А в лесу, если человек далеко от вас, вы кричите: Ми-ша, иди сюда! По телефону, чтобы лучше расслышали вашу фамилию, вы диктуете: И-ва-но-ва, но никто не станет диктовать так: Ив-ан-ов-а.

    Законы слогоделения неодинаковы в разных языках и даже в диалектах одного языка. Так, представители севернорусского наречия будут членить слова при скандировании следующим образом: [кар-тош-ка], [н"ел"-з"а], [дружба], [с"ед-ло], [пус-т"и], а представители южнорусского наречия эти же слова разделят на слоги иначе: [ка-рто-шка], [н"с-л"з"а], [дру-жба], [с"с-дло], [пу-с"т"и].

    В русском литературном языке, опирающемся на московское произношение, большинство неконечных слогов построено по принципу восходящей звучности. При этом начальный звук наименее звучный, а конечный - наиболее звучный, т.е. слоговой. Поэтому большинство неконечных слогов открытые: [ка-рб-ва] - 14-34-24, [бу-ква-л"нъ] - 24-124-334.

    Принципом восходящей звучности обусловлен ряд особенностей слогораздела. Один интервокальный (находящийся между гласными) согласный отходит к следующему гласному: [за-рб-дыш], [на-су-хъ]. Группа интервокальных согласных отходит к следующему гласному, если она состоит из шумных согласных: [ку-пцы], [и-зба], [ра-ссол], или сонорных согласных: [ва-лна], [су-мрък], или начинается шумным и заканчивается сонорным согласным: [су-кнб], [вб-бла]. Во всех этих случаях начало слога, включая слоговой звук, строится по принципу восходящей звучности.

    В группе неслоговых звуков первый всегда отходит к предшествующему гласному, если это [и]: [таи-га], [ч"аи-н"ик]. Сонорный согласный тоже может отходить к предшествующему гласному: [кан-в"эрт], [в"ор-сты]. В этих случаях образуется предыдущий закрытый слог. Место слогораздела обусловлено здесь тем, что первый из группы неслоговых звуков обладает большей звучностью, чем следующий. Наличие слогораздела после первого звука обеспечивает возрастание звучности в следующем слоге. Но у сонорного согласного перед шумным звучность может снижаться до уровня этого шумного. Такой сонорный примыкает к следующему слогу: [на-рват"], [ко-лба].

    Закрытыми могут быть и конечные слоги: [стол], [л"ист], [паи-маи]. Но и в закрытых слогах начало слога, включая слоговой звук, строится по принципу восходящей звучности. Это основной принцип строения слога в русском языке.

    Слогораздел и правила переноса части слова с одной строки на другую могут не совпадать. Правила переноса строятся на нескольких принципах, и перенос по слогам - это только один из этих принципов. Так, слово сестра может быть перенесено тремя способами: се-стра , сес-тра , сест-ра , а слогораздел в этом слове один: [с"и-стра]; слово разбить можно перенести только так: раз-бить, а слогораздел в нем - [ра-зб"йт"].