Какие океаны бороздили корабли магеллана. Корабли Магеллана: “Виктория”

Эпоха великих географических открытий – один из самых удивительных периодов в нашей истории. Постепенно раздвигались границы мира и на карту наносились новые острова, страны и целые континенты. Первое кругосветное путешествия буквально открыло людям глаза на нашу планету, и карта мира вдруг стала почти в два раза больше! Однако за все эти открытия пришлось поплатиться тысячью жизней. Кто же были эти смельчаки, впервые прошедшие кругом света, и что с ними случилось в пути?


История первого кругосветного путешествия

Самое первое кругосветное путешествие случилось в 1519-1522 годах. Кругосветным оно стало совершенно случайно и изначально задумывалось, как обычная коммерческая экспедиция. Однако это путешествие принесло крайне значимые для человечества открытия:

    Только после первой кругосветной экспедиции люди окончательно убедились, что Земля круглая;

    Во время плавания был впервые пройден Тихий океан и, наконец, стали ясны реальные размеры мира;

    Впервые был отмечен феномен смены часовых поясов;

    В результате этого плавания свои названия получили Тихий океан, Патагония и архипелаг Огненная земля.

Карта мира до открытия Тихого океана и Австралии

Подготовка первой кругосветной экспедиции началась задолго до самого плавания. В то время в мире господствовали две великие державы - Испания и Португалия. Между ними был поделен весь мир. Испании достались западные просторы до Америки, а Португалия контролировала путь на восток в Индию. Однако американский континент не приносил Испании такой же выгоды, как португальцам восточные страны. К тому же спорными оставались далекие и богатые Острова специй (Молуккские острова в современной Индонезии).

В 1517 году португальский мореплаватель Фернан Магеллан, уже несколько лет собиравший сведения о таинственном пути из Америки в Индию, прибывает в Испанию и пытается найти финансирование на свою экспедицию. Магеллан, заручившись расчетами своего друга-астронома Руи Фалейру, пытается убедить севильскую «Палату Контрактров», отвечающую за морские экспедиции, что найдет путь к заветным Островам специй, пройдя через Америку. К тому же он убежден, что острова находятся в испанской части земного шара. Ведь его друг и мореплаватель Франсишку Серран писал, что Острова специй расположены очень далеко от Индии. А значит, они должны быть совсем близко к испанской Америке!

Однако представители «Палаты» португальцу не поверили. Помог Магеллану один из испанских чиновников Хуан де Аранда. С помощью своих связей он устроил аудиенцию в королевском дворе, которая и принесла Магеллану необходимые финансы. За это чиновник потребовал 1/8 от прибыли, полученной по возвращению из экспедиции.

Корабли Фернана Магеллана

Испанское правительство снарядило в плавание 5 кораблей с двухгодичным запасом провианта и товаром для торговли по пути. Магеллан командовал «Тринидадом», Жуан Серран, брат Франсишку Серрана, встал за штурвал «Сантьяго», ну а во главу оставшихся трех кораблей поставили испанцев. По документам суммарно на всех судах находилось 230 моряков. Однако общая численность экипажей могла доходить до 280 человек. К команде Магеллана присоединялись сверхштатные участники, к примеру, итальянский летописец Антонио Пигафетта, да и рабов, отправившихся в плавание в качестве слуг, никто не считал. Всего на подготовку к экспедиции было потрачено 8 миллионов испанских мараведи (монета в 3,46 граммов золота).


Сколько длилось первое кругосветное путешествие?

Первое кругосветное путешествие началось 20 сентября 1519 года, а единственный уцелевший в плавании корабль «Виктория» с 18 участниками экспедиции на борту вернулся в порт Севильи 6 сентября 1522 года. Итого первое в истории человечества кругосветное плавание продлилось 1082 дня. Правда, не все это время экспедиция находилась в море, на ее пути предстояла длительная зимовка в Патагонии, войны за господство на Филиппинах и даже мятежи на борту!

Карта кругосветного путешествия Фернана Магеллана


Переход из Атлантики в Тихий океан

29 ноября 1519 года флотилия Магеллана достигла берегов Южной Америки в районе устья реки Ла-Плата. Сейчас здесь находятся две столицы - аргентинский Буэнос-Айрес и уругвайский Монтевидео. По информации от плавающих у берегов Южной Америки кораблей, именно здесь находился заветный пролив, по которому можно было добраться в Азию. Однако отправленное на разведку судно принесло неутешительные новости - это всего лишь широкое устье большой реки.

Магеллан принял решение двигаться на юг вдоль береговой линии вплоть до 75 параллели южной широты. И если на пути не встретится пролив, то повернуть в обратную сторону и дойти до Островов специй через мыс Доброй Надежды. Забегая вперед, скажем, что нужный путь экспедиция нашла значительно выше на 52 параллели! Сейчас он называется Магеллановым проливом и отделяет архипелаг Огненная земля от континентальной Аргентины.

А пока на пути к заветному проливу экспедиции встречались лишь бури, которые напрочь измотали моряков. К тому же приближалась зима. Поэтому, не доплыв до желанного пролива, корабли встали на зимовку в бухте Санта-Крус. Стоянка продлилась до 24 августа 1520 года и далась экспедиции крайне тяжело. Еще в мае разбился корабль «Сантьяго», попавший в шторм недалеко от бухты. Кроме того, в результате мятежа, устроенного испанцами, экспедиция лишилась одного моряка и оставила на суше капитана Хуана де Картахена и бортового священника - зачинщиков мятежа. Больше о них ничего не слышали.

И казалось бы, 21 октября 1520 года вышедшая в путь экспедиция достигла нужного пролива, но здесь ей пришлось расстаться с еще одним кораблем «Сан-Антонио». Уставшие от постоянных бурь, измученные и напуганные недостатком провизии и полной неопределенностью впереди, моряки просто повернули корабль назад и сбежали в Испанию. Оставшиеся три корабля «Тринидад», «Консепсьон» и «Виктория» почти 40 дней плутали по лабиринтам пролива вдоль островов Огненной земли.

Мятеж во время экспедиции Фернана Магеллана


Через Тихий океан к заветным островам

28 ноября 1520 года экспедиция выходит в Тихий океан! Размеры его стали настоящей неожиданностью для моряков. Они-то предполагали что до заветных Островов специй осталось всего ничего, а впереди их ждали 17 тысяч километров водной глади и почти 4 месяца плавания. Хорошо еще, что в океане установилась спокойная погода и корабли прошли его без особых потерь. За это Магеллан назвал океан «тихим».

6 марта 1521 года экспедиция достигает первого обитаемого острова Гуам. Однако общение с местными жителями не складывается. Аборигены с удовольствием начинают торговлю, но под шумок тащат с корабля все, что плохо лежит. В результате рассердившиеся моряки забирают провизию, сжигают местную деревню и уплывают с этого прозванного «воровским» острова. Через несколько дней они достигают Филиппин - первые из европейцев.

7 апреля 1521 года Магеллан высаживается в богатом порту на острове Себу. Местный правитель Хуманбон, впечатленный силой европейского оружия, переходит под покровительство испанского монарха. Ну а Магеллан в погоне за прибылью и новыми землями начинает завоевывать соседние острова. Во время одного из сражений на острове Мактан он и погибает. После поражения раджа Хуманбон решает прогнать испанцев со своей земли и убивает несколько десятков участников экспедиции. Остальные вынуждены бежать к Островам специй.

Гибель Фернана Магеллана


Конец первого кругосветного путешествия

Еще несколько месяцев понадобилось морякам, чтобы достичь Молуккских островов. Правда, вернуться домой с богатой добычей специй посчастливилось не всем. Корабль «Консепсьон» пришел в такую негодность, что команда его затопила. «Тринидад» удалось починить, и судно отплыло на восток - назад в испанские владения в Америке. Однако в пути было захвачено португальцами, а команда взята в плен. «Виктория» отправилась на запад, где, с трудом обогнув Африку, несколько месяцев без остановки шла на север, мечтая добраться до испанских берегов.

Правда, 9 июля 1522 года пришлось-таки сделать одну отчаянную остановку на португальских островах Зеленого мыса. Новоиспеченный капитан экспедиции Хуан Себастьян Элькано решил пополнить закончившиеся запасы провизии, обманув местный гарнизон и утаив историю своей экспедиции. Однако высадившиеся на берег 13 моряков были взяты в плен. «Виктории» опять пришлось наспех уплывать. И только 6 сентября 1522 года ее злоключения, а с ними и самое первое кругосветное путешествие, были закончены - корабль вошел в порт испанской Севильи.

Несмотря на то, что в процессе плавания погибли, пропали или были взяты в плен большинство членов экипажа, да и целыми вернулись только два из снаряженных кораблей, экспедицию признали успешной. Доходы от продажи привезенного товара позволили покрыть все затраты на путешествие и сверх того принесли значительную прибыль. Да и португальский монарх поверил в принадлежность Островов специй Испании и выкупил их за 350 тысяч дукатов (по 3,5 грамма золота в каждой монете).

Памятник Фернану Магеллану в Чили


Кто командовал экспедицией, совершившей первое кругосветное путешествие?

Командующим первой кругосветной экспедицией был португалец Фернан Магеллан. Это была его собственная идея - найти путь на запад из Европы в Азию. С ней-то он и обратился к португальскому монарху, но поддержку не нашел и был вынужден отправиться за поиском финансирования в Испанию.

К тому времени 37-летний Магеллан уже был опытным мореплавателем и солдатом. В 1505 году он отправился в Индию в качестве сверхштатного воина. Во время плавания участвовал в захвате кенийской Момбасы. Позже из Индии он вновь вернулся в Африку, где присоединился к подавлению местного восстания и участвовал в строительстве Мозамбика.

В 1509 году Магеллан в составе эскадры Сикейра совершил первое плавание в Малакку. Несколько недель в Малакке прошли мирно и большинство из моряков много времени проводили на берегу. Однако местные жители спланировали захват португальских кораблей и неожиданно напали на них. Находившийся в то время на одном из суден, Магеллан отправляется на шлюпке на флагманский корабль, чтобы предупредить адмирала Сикейру. Благодаря ему португальцам удается отстоять флотилию. Однако почти весь экипаж на суше убит малайцами. Спастись с берега получилось только у небольшой группы моряков - за ними на шлюпке приплыл опять же Магеллан. Среди уцелевших был Франсишку Серран. После этого случая молодые люди стали лучшими друзьями. И именно Серран подтолкнул Магеллана к первому кругосветному плаванию.

Портрет Фернана Магеллана

Однако Магеллану не удалось закончить экспедицию. После его гибели командование берет на себя Хуан Себастьян дель Кано (Элькано). До плавания с Магелланом этот испанец баскского происхождения служил наемным солдатом в Италии, затем приобрел себе торговый корабль, с которым участвовал в осаде Триполи. Но влез в долги, был вынужден продать судно и вернулся в Севилью, где и присоединился к экспедиции Магеллана. После завершения мореплавания Элькано был удостоен собственного герба, на котором испанский император Карл V распорядился изобразить земной шар с надписью на латыни «Ты первый обогнул меня» (Primus circumdedisti me).

Ну а если уж быть совсем честными, то первым человеком, обогнувший земной шар, стал раб Магеллана - Энрике де Малакка. Родился он на острове Суматра и жил в Малакке. После захвата города португальцами, там его и купил Фернан Магеллан, а после взял с собой в экспедицию в качестве слуги и переводчика. Когда экспедиция прошла Тихий океан и высадилась на филиппинских островах, Энрике завершил свое кругосветное путешествие - первым из всех людей на земле. После гибели Магеллана он покинул корабль и больше об Энрике де Малакка ничего не слышали.

А я бы с радостью писал вам письма,

Фернан Магеллан (Фернан ди Магальяйнш) – (рожд. 20 ноября 1480 г. – смерть 27 апреля 1521 г.)

Что открыл Магеллан Фернан

Выдающийся португальский мореплаватель Магеллан Фернан, его экспедиция совершила первое в истории кругосветное путешествие, предполагавшее поиск западного пути к Молуккским островам. Это доказывало наличие единого мирового океана и представляло практическое доказательство шарообразной формы Земли. Магеллан открыл все побережье Южной Америки к югу от Ла-Платы, обогнул континент с юга, открыл пролив, который был назван его именем, и Патагонскую Кордильеру; первым пересек Тихий океан.

Биография Фернана Магеллана

Среди людей, совершивших глобальные перевороты в сознании людей и развитии человечества, немалую роль смогли сыграть и путешественники. Самой яркой фигурой из них является португалец Фернан ди Магальяйнш, который стал известен всему миру под испанизированным именем Фернан Магеллан.

Фернан Магеллан родился в 1470 году в местности Саброза, в глухой северо-восточной провинции Португалии Траз ош Леонтиш. Его семья относилась к знатному, но обедневшему рыцарскому роду и пользовалась уважением при дворе. Незря король Жуан II отца Фернана, Педру Руй ди Магальяйнша, назначил старшим алькальдом* важной в стратегическом отношении гавани Авейру.

(* Алькальд – судебный или муниципальный чиновник, который обладал исполнительной властью. Глаавной его задачей было следить за сохранением общественного порядка).

Обучение

Связи при дворе дали возможность алькальду в 1492 году пристроить старшего сына пажом королевы Элеоноры. Так, Фернан получил право воспитываться в королевской резиденции. Там, кроме рыцарских искусств – верховой езды, фехтования, соколиной охоты, – он смог овладеть астрономией, навигацией и картографией. При португальском дворе эти предметы со времен принца Генриха Мореплавателя были обязательны для изучения юными придворными. Именно им доводилось отправляться в дальние морские экспедиции с целью завоеваний и открытия новых земель. Недаром за их уроками наблюдал сам король Мануэль, сменивший на троне Жуана.

Честолюбивый Фернан серьезно увлекся мореплаванием. В стремлении оказаться подальше от дворцовых интриг, он в 1504 году попросил короля отпустить его в Индию под руководством вице-короля Индии Франсишку ди Алмейда и, получив согласие, весной 1505 года покинул Лиссабон.

Карьера Магальяйнша-мореплавателя

Экспедиция Алмейды носила чисто военный характер и имела цель усмирение непокорных мусульманских правителей от Софалы до Ормуз и от Кочина до Баб-эль-Мандеба. Надо было стереть с лица земли мусульманские укрепления и вместо них заложить португальские крепости.

Магальяйнш принимал участие в морских и сухопутных сражениях при Кильве, Софале, Момбасе, Каннануре, Каликуте, а также в разграблении этих городов и со временем превратился в доблестного воина, опытного и привыкшего к любым жестокостям и злоключениям своей суровой эпохи. Быстро приобрел он и репутацию храброго капитана, искусного в бою и мореплавании. При этом уже тогда забота о братьях по оружию стала одной из основных черт будущего пионера кругосветных плаваний.

1509 год – во время боев под Малаккой Магальяйнш смог прославиться, почти в одиночку придя на помощь горстке своих соотечественников, которые подверглись нападению малайцев. Так же благородно он поступил и во время возвращения из Малакки в Индию. Во главе всего 5-ти человек Фернан поспешил на помощь португальской каравелле и помог одержать победу.

В самом начале 1510 года карьере Магальяйнша-мореплавателя чуть было не пришел конец: при неудачном штурме Каликута его тяжело ранили, причем вторично. Первая рана, полученная во время похода на Марокко, сделала его на всю жизнь хромым. Удрученный Фернан решил возвратиться на родину.

Маршрут Магеллана

Весной небольшая флотилия из трех судов отправилась из Кочина в Португалию. На борту одного из кораблей находился и Магальяйнш. Но домой в этот раз он так и не попал. В ста милях от индийского берега два корабля наскочили на подводные камни опасной Падуанской мели и пошли ко дну. Офицеры и знатные пассажиры решили на оставшемся судне возвратиться в Индию, оставив без воды и пищи на узкой песчаной мели своих безродных спутников, которым не было места на корабле. Фернан отказался плыть с ними: знатность и высокий чин были своего рода гарантией того, что за оставшимися все-же могут прислать помощь. В конце концов так и произошло. Спустя две недели потерпевших крушение спасли и по прибытии в Индию они повсюду рассказывали о необычайной твердости их покровителя, который сумел в тяжелых условиях пробудить в людях надежду и укрепить стойкость.

Фернан еще какое-то время оставался в Индии. Согласно документам, он смело высказывал свое мнение в тех случаях, когда другие капитаны молчали. Это, вероятно, и могло стать основной причиной его разногласий с новым вице-королем Афонсу ди Альбукерки.

Португалия

1512 год, лето – Магальяйнш возвратился в Португалию. Об этом свидетельствует запись в платежном листе королевского двора, по которой ему назначалась ежемесячная королевская пенсия в 1000 португальских реалов. Спустя 4 недели ее увеличили почти вдвое, что может свидетельствовать о том, что заслуги доблестного капитана были признаны двором.

Во время войны с маврами Азаморы (современный Аземмур в Марокко) Фернана назначили майором, т. е. он получил довольно престижную и выгодную должность. В его полном распоряжении были пленные и все захваченные трофеи. Пост предоставлял неограниченные возможности для личного обогащения, потому недостатка в недоброжелателях у Магальяйнша не было.

Спустя какое-то время его безосновательно обвинили в том, что он организовал нападение мавров на стадо и позволил угнать 400 голов скота, получив за это немалые деньги. Через некоторое время обвинение сняли, однако оскорбленный Фернан подал в отставку.

Оставшись без достаточных средств к существованию, известный своей доблестью воин надеялся на милость короля. Он просил Мануэля увеличить ему пенсию всего на 200 португальских реалов. Но король не любил людей с твердым характером и, по словам хрониста Барруша, «…всегда питал к нему отвращение», а потому отказал. Возмущенный Магальяйнш в 1517 году тайно покинул родину и перебрался в Испанию.

Испания

С этого времени и начинается история небывалого по тем временам морского похода вокруг Земли, о шарообразности которой тогда только предполагалось. А заслуга его организации и осуществления целиком принадлежит Фернану Магальяйншу, ставшему отныне Фернаном Магелланом.

Позднее король Мануэль спохватился и с упорством, достойным лучшего применения, начал препятствовать Магеллану в осуществлении его планов. Но ошибку исправить уже не удалось, и Португалия второй раз после истории с утратила шанс извлечь пользу из открытий своих великих сынов, недооценив их потенциальные возможности.

«Молуккская Армада» - корабли Магеллана

Известно, что еще в Португалии он внимательно изучал морские карты, завязывал знакомства с мореходами и много занимался проблемами определения географической долготы. Все это очень помогло ему в реализации его идеи.

Согласно папской булле Inter cetera 1493 года все новые территории, открываемые к востоку от линии демаркации, установленной в 1494 году, принадлежали Португалии, а к западу – Испании. Но способ исчисления географической долготы, принятый в те времена, не давал возможности для четкой демаркации Западного полушария. Потому Магеллан, а также его друг и помощник, астролог и космограф Рюй Фалейру, полагали, что Молуккские острова должны принадлежать не Португалии, а Испании.

1518 год, март – они представили свой проект в Совет Индий. После продолжительных переговоров он был принят, а испанский король Карлос I (он же император Священной Римской империи Карл V) обязался снарядить 5 судов и выделить запасы на 2 года. В случае открытия новых земель компаньонам давалось право стать их правителями. Они также получали 20% от доходов. При этом права должны были передаваться по наследству.

Незадолго до этого знаменательного события в жизни Фернана произошли серьезные перемены. Прибыв в Севилью, он примкнул к колонии португальских эмигрантов. Один из них, комендант севильской крепости Алькасара, Дьогу Барбоза, ввел доблестного капитана в свою семью. Его сын Дуарти стал близким другом Фернана, а дочь Беатрис стала его женой.

Очень не хотелось Магеллану оставлять молодую, горячо любящую его супругу и недавно родившегося сына, но долг, честолюбие и стремление обеспечить семью настойчиво звали его в море. Не смог остановить его и неблагоприятный астрологический прогноз, сделанный Фалейру. А ведь именно из-за этого Рюй отказался от участия в плавании, и Магеллан стал единоличным ее начальником и организатором.

Кругосветное путешествие Магеллана

В Севилье были подготовлены 5 судов – флагман «Тринидад», «Сан-Антонио», «Консепсьон», «Виктория» и «Сантьяго». 20 сентября 1519 года Фернан Магеллан попрощался на пристани с беременной Беатрис и новорожденным Родриго и приказал поднять якорь. Больше им не суждено было увидеться.

В списках небольшой флотилии числилось 265 человек: командиры и кормчие, боцманы, канониры, рядовые матросы, священники, плотники, конопатчики, бондари, солдаты и люди, не имевшие определенных обязанностей. Весь этот разношерстный многонациональный экипаж (в его составе кроме испанцев и португальцев были также итальянцы, немцы, французы, фламандцы, сицилийцы, англичане, мавры и малайцы) необходимо было держать в повиновении. А недовольство началось едва ли не с первых недель плавания. Агенты португальского короля проникли на корабли, а усердием португальского консула в Севилье Алвариша трюмы частично были заполнены гнилой мукой, заплесневелыми сухарями и тухлой солониной.

26 сентября мореплаватели дошли до Канарских островов, 3 октября взяли курс на Бразилию, а 13 декабря вошли в бухту Рио-де-Жанейро. Отсюда путешественники направились на юг вдоль южноамериканского побережья в поисках прохода в «Южное море», при этом двигались лишь днем, чтобы в темноте не пропустить его. 1520 год, 31 марта – корабли вошли в бухту Сан-Хулиан у берегов Патагонии для зимовки.

Мятеж

Фернан Магеллан – подавление мятежа

В скором времени Магеллану пришлось отдать приказ о сокращении рациона. Но часть экипажа воспротивилась такому решению и стала требовать возвращения в Испанию, но получила решительный отказ. Тогда во время празднования Пасхи главари мятежников, воспользовавшись тем, что основная часть экипажей сошла на берег, смогла захватить три судна.

Магеллан решил применить силу и хитрость. Нескольких верных людей он отправил на «Викторию» с письмом к мятежному казначею Луису де Мендосе. Он был заколот во время чтения письма, а экипаж не оказал никакого сопротивления. На другой день два мятежных капитана, Гаспар де Кесада и Хуан де Картахена, попытались вывести свои корабли из бухты, но путь им преградили «Тринидад», «Сантьяго» и отбитая у мятежников «Виктория». «Сан-Антонио» сдался не сопротивляясь. Командовавшего им Кесаду тут же арестовали, а спустя какое-то время был пленен и Картахена.

По приказанию Фернана Магеллана мертвое тело Мендосы четвертовали, Кесаде отрубили голову, а Картахену и предателя-священника Педро Санчеса де ла Рейна оставили на берегу. Но мятежные матросы не пострадали. Им была дарована жизнь, главным образом потому, что они были нужны для судовых работ.

Магелланов пролив

В скором времени эскадра, потерявшая при рекогносцировке «Сантьяго», двинулась дальше на юг. Но предательства на этом не прекратились. 1 ноября, когда эскадра уже шла искомым проливом, в последствии названным Магеллановым, кормчий Иштебан Гомиш, воспользовавшись тем, что его судно оказалось вне пределов видимости с остальных кораблей, захватил «Сан-Антонио» и бежал в Испанию. Магеллан так никогда и не узнал о предательстве, как не узнал и того, какую роковую роль сыграл Гомиш в судьбе его семьи. Прибыв в Испанию, дезертир обвинил своего генерал-капитана в измене королю. Как результат Беатрис с детьми была подвергнута домашнему аресту и дознанию. Она была лишена казенного пособия оставлена в жестокой нужде. Ни она, ни ее сыновья не дожили до возвращения экспедиции. А Гомиш за «выдающиеся заслуги, оказанные флотилии Магеллана», был удостоен королем рыцарского звания.

Открытие Марианских островов

28 ноября корабли Фернана Магеллана вышли в океан, по которому еще не плавал ни один европеец. Погода, к счастью, оставалась хорошей, и мореплаватель назвал океан Тихим. Пересекая его, он прошел не меньше 17 тысяч км и обнаружил много мелких островов, но неточные исчисления не позволяли отождествить их с какими-то конкретными точками на карте. Бесспорным считается только открытие в начале марта 1521 года двух обитаемых островов, Гуама и Рота – самых южных из группы Марианских островов. Магеллан назвал их Разбойничьими. Островитяне украли у мореплавателей лодку, и генерал-капитан, высадившись с отрядом на берег, сжег несколько туземных хижин.

Почти 4 месяца длилось это плавание. Несмотря на отсутствие характерных для этого района ураганов, людям приходилось очень несладко. Они были вынуждены питаться сухарной пылью, смешанной с червями, пить гнилую воду, есть воловьи кожи, древесные опилки и корабельных крыс. Эти твари казались им чуть ли не деликатесом и продавались по полдуката за штуку.

Экипаж замучила цинга, много людей умерло. Но Магеллан продолжал уверенно вести эскадру вперед и как-то на предложение возвратиться заявил: «Мы будем идти вперед, хотя бы пришлось съесть всю воловью шкуру».

Открытие Филиппинских островов

1521 год, 15 марта – экспедиция оказалась вблизи острова Самар (Филиппины), а спустя неделю, продвигаясь по-прежнему на запад, прибыла к острову Лимасава, где раб Магеллана, малаец Энрике, услышал родную речь. Это означало, что путники находятся где-то вблизи островов Пряностей, т. е. почти выполнили свою задачу.

И все же мореплаватель стремился дойти до заветных островов. Но он решил на некоторое время задержаться, чтобы обратить филиппинцев в христианство.

1521 год, 7 апреля – флотилия бросила якоря у острова Себу, где был расположен крупный порт и резиденция раджи. Искренне религиозный Магеллан настаивал, чтобы островитяне приняли христианство без расчета на какие-то материальные выгоды, но, сам того не желая, убедил туземцев, что на благожелательное отношение со стороны могущественного испанского короля они могут рассчитывать только в том случае, если отрекутся от старой веры и станут поклоняться кресту.

14 апреля властитель Себу Хумабон решил креститься. Хитрый раджа, именовавшийся теперь Карлосом, заручился поддержкой Магеллана против своих недругов-язычников и, таким образом, в один день подчинил себе всех, кто оспаривал его власть. Кроме этого, Хумабон заручился обещанием, что когда Магеллан возвратиться на Филиппины во главе большого флота, то сделает его единоличным правителем всех островов в награду за то, что раджа принял христианство первым. Больше того, к повиновению стали приводить и правителей близлежащих островов. Но вождь одного из таких островов, Мактана, по имени Силапулапу, не желал подчиниться Карлосу-Хумабону. Тогда мореплаватель решил применить силу.

Смерть Магеллана

Смерть Магеллана

1521 год, 27 апреля – 60 вооруженных мужчин в латах, с несколькими небольшими орудиями, сели в лодки и направились на Мактан. Их сопровождали несколько сот воинов Хумабона. Но удача отвернулась от испанцев. Генерал-капитан недооценил противника, не вовремя вспомнив историю завоевания Мексики , когда горстка испанцев смогла овладеть целой страной. В битве с воинами Мактана его закаленные в битвах спутники потерпели поражение, а сам генерал-капитан сложил голову. Во время отступления к лодкам туземцы настигли его в воде. Раненный в руку и ногу, и без того хромой Магеллан упал. Дальнейшее красноречиво описано хронистом экспедиции Антонио Пигафеттом:

«Капитан упал лицом вниз, и тут же его закидали железными и бамбуковыми копьями и стали наносить удары тесаками до тех пор, пока не погубили наше зерцало, наш свет, нашу отраду и нашего истинного вождя. Он все время оборачивался назад, посмотреть, успели ли мы все погрузиться в лодки…»

Дальнейшая судьба моряков

Последующие события свидетельствовали о правоте Пигафетты, назвавшего Магеллана «истинным вождем». Как видно, только он мог держать в узде эту алчную свору, готовую в любое время на предательство.

Его преемники не сумели удержаться на завоеванных позициях. Первым делом они с лихорадочной поспешностью доставили на корабли выменянные товары. Потом один из новых вожаков бездумно оскорбил малайца Энрике, и тот склонил Хумабона к предательству. Часть испанцев раджа заманил в ловушку и приказал убить, а за оставшегося в живых капитана «Консепсьон» Хуана Серрау потребовал выкуп. Видя в нем соперника, временно назначенный командиром флотилии Жуан Карвалу бросил товарища и приказал поднимать паруса.

В живых осталось около 120-ти человек. На трех судах они на ощупь, часто изменяя курс, все же добрались до Молуккских островов, по дороге уничтожив изъеденную червями «Консепсьон». Здесь они, не думая о возможной опасности со стороны местного населения, где испанцев не слишком любили, и трудностях пути на родину, бросились скупать пряности. В конце концов «Виктория» под командованием Эстебана Элькано покинула Молукки, а тяжелогруженый «Тринидад» остался для ремонта. Наконец его экипаж, сделавший неудачную попытку добраться до Панамы, попал в плен. В течении долгого времени его члены томились в тюрьмах и на плантациях, вначале на Молуккских островах, а потом на островах Банда. Позднее их отправили в Индию, где они жили подаянием и находились под неусыпным надзором властей. Лишь пятерым в 1527 г. посчастливилось вернуться на родину.

А «Виктория» под командованием Элькано, старательно обходя пути следования португальских кораблей, пересекла южную часть Индийского океана, обогнула мыс Доброй Надежды и через острова Зеленого Мыса 8 сентября 1522 года прибыла в испанскую гавань Сан-Лукар. Из ее экипажа в живых осталось всего 18 человек (по другим данным – 30).

На родине морякам пришлось нелегко. Вместо почестей им досталось публичное покаяние за один «потерянный» день (в результате движения по часовым поясам вокруг земли). С точки зрения церковников, это могло произойти только в результате нарушения постов.

Элькано, правда, почестей удостоился. Он получил герб, изображающий земной шар с надписью «Ты первый объехал вокруг меня», и пенсию в 500 дукатов. А о Магеллане никто и не вспомнил.

Истинную роль этого замечательного человека в истории смогли оценить потомки, и, в отличие от Колумбовой, она никогда не оспаривалась. Его плавание произвело революцию в представлении о Земле. После этого путешествия полностью прекратились какие-либо попытки отрицания шарообразности планеты, было доказано, что мировой океан един, получены представления об истинных размерах земного шара, окончательно установлено, что Америка является самостоятельным континентом, найден пролив между двумя океанами. И недаром Стефан Цвейг в своей книге «Подвиг Магеллана» написал: «Лишь тот обогащает человечество, кто помогает ему познать себя, кто углубляет его творческое самосознание. И в этом смысле подвиг, совершенный Магелланом, превосходит все подвиги его времени».

«Виктория» – первый корабль, обошедший вокруг света в составе экспедиции Фернана Магеллана.

20 сентября 1519 года из испанского порта Санлукар-де-Беррамеда вышло пять парусников: «Тринидад», «Сан-Антонио», «Консепсьон», «Сантьяго» и «Виктория» . В литературе их чаще всего называют каравеллами , но «Виктория» вероятнее всего была караккой - самый распространенный тип парусного судна XV-XVI века. Вероятнее всего «Виктория» имела три мачты. Фок и грот-мачты несли два яруса прямых парусов, бизань – один косой парус, под бушпритом (который в те времена тоже считали за мачту) поднимали блинд. Парусник был вооружен примерно сорока пушками разного калибра.

Точных данных о размерах судна нет из-за разницы мер. Одни исследователи полагают, что магеллановская тонна примерно соответствовала тонне современной, другие - что она превышала современную тонну в 2,43 раза. Поэтому тоннаж «Виктории» разных источниках колеблется от 85 до 206 тонн.

Командовал эскадрой португалец Фернан Магеллан . Целью путешествия было достичь Молуккских островов , богатых столь ценимыми в Европе пряностями, западным путем - обогнув Южную Америку. До Магеллана никому из мореплавателей еще не удавалось найти пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны, но Фернан Магеллан не сомневался в его существовании.

Снаряжал экспедицию испанский король Карл V. Изначально Магеллан обращался с идеей совершить подобное путешествие к португальскому монарху Мануилу I, но тот не поддержал идею путешественника.

Плавание изначально было рассчитано на 2 года, но продлилось значительно дольше.

Парусник «Виктория» был назван Магелланом в честь церкви, где знаменитый капитан давал присягу испанскому королю. «Виктория» не была флагмансикм судном. Капитан Магеллан командовал «Тринидадом» . Капитаном «Виктории» назначили Луиса де Мендоса.

Всего на пяти кораблях по разным данным находилось от 265 до 280 человек.

В ноябре 1520 года через наконец-то обнаруженный пролив экспедиция вышла в неведомый океан, названный Магелланом Тихим. За первый год плавания флотилия потеряла 2 корабля: каравелла «Сантьяго» затонула, а на «Сан-Антонио» произошел бунт, в результате чего команда парусника отказалась от дальнейшего путешествия и повернула обратно в Испанию.

Более ста дней моряки провели в Тихом океане, попав в полосу штиля. За это время на кораблях кончилось продовольствие. Экипажам приходилось питаться древесными опилками и варить кожаные ремни и предметы одежды. От голода и цинги погибли 19 членов экспедиции. Остальные были крайне истощены.

Весной 1521 года три парусника достигли острова Гуам. На островах морякам удалось отдохнуть и пополнить свои запасы. Но между путешественниками и местными жителями постоянно возникали конфликты и вооруженные стычки. В одном из таких столкновений на островах, впоследствии названных Филиппинскими , 27 апреля 1522 года погиб командир экспедиции капитан Фернан Магеллан .

Руководство экспедицией принял на себя Хуан Себастьян де Элькано - капитан судна «Консепсьон» . Его первым решением было возвращаться домой в Испанию. Но прежде моряки все-таки побывали на Молуккских островах - куда и держал путь Магеллан. Там путешественники закупили большое количество различных пряностей. На этих же островах остались два из трех кораблей экспедиции – «Консептсьон» был сожжен по причине крайней ветхости, а «Тринидад» поставлен на ремонт.

И вот 7 сентября 1522 года последний из пяти парусников Магеллана «Виктория» вернулся в родную гавань Санлукар-де-Баррамед. Восемнадцать моряков из почти трех сотен отправившихся в путешествие сошли на берег. Внешне «Виктория» напоминала корабль-призрак, настолько плохо было ее состояние. А моряки были похожи на живые скелеты. Прямо от трапа корабля они отправились в церковь - ставить свечи в благодарность за свое возвращение. Среди выживших был и Антонио Пигафетта - летописец экспедиции.

Тем не менее, экспедиция считалась крайне успешной. Была не только подтверждена гипотеза о том, что Земля – шар, открыт новый путь в Индию через Тихий океан, но и введено понятие «линии перемены дат» – за время плавания путешественники обнаружили, что прибыли в Испанию на сутки позже, чем было рассчитано в календаре, который велся в путешествии. Впоследствии это открытие привело к введению часовых поясов. Кроме того, денег вырученных от продажи пряностей хватило, чтобы покрыть все расходы экспедиции.

Все почести, связанные с завершением кругосветного путешествия, достались де Элькано - король Испании утвердил личный герб де Элькано, на котором были изображены восточные пряности, Земной шар и надпись «Ты первый обогнул меня» на латыни – Primus circumdedisti me .

В XX веке появилось несколько реплик легендарного парусника, впервые обошедшего вокруг света. В 1992 году была построена испанская реплика «Виктории» . Ее строительство было приурочено к выставке в городе Севилья. В 2004-2005 годах «Виктория» совершила кругосветное путешествие по маршруту Магеллана. Сейчас парусник служит кораблем-музеем.

В 1999 году в кругосветное путешествие отправилась чешская реплика «Виктории» , построенная Рудольфом Крауснайдером. Условия на паруснике были максимально приближены к XVI веку: на судне отсутствовал не только двигатель, но и даже гальюн! Тяжелое путешествие вынесли не все, и экипаж за время плавания несколько раз менялся. Чешская «Виктория» обогнула Землю за 5 лет, что на 2 года дольше экспедиции Магеллана.

В 2011 году была построена еще одна реплика знаменитого парусника - в Чили. Строительство было приурочено к двухсотлетнему юбилею появления европейцев на континенте. Сейчас чилийская «Виктория» стоит в городе Пунта-Аренас и открыта для посещения.

Первое кругосветное плавание под руководством Фернана Магеллана началась 20 сентября 1519 года и завершилась 6 сентября 1522 года. Идея экспедиции во многом являлась повторением идеи Колумба: достичь Азии, следуя на запад. Колонизация Америки еще не успела принести существенных прибылей в отличие от колоний португальцев в Индии, и испанцам хотелось самим плавать к Островам Пряностей и получать выгоду. К тому времени стало ясно, что Америка — это не Азия, но предполагалось, что Азия лежит сравнительно недалеко от Нового Света.

В марте 1518 года в Севилью в Совет Индии явились Фернан Магеллан и Руй Фалейру, португальский астроном, и заявили, что Молукки — важнейший источник португальского богатства — должны принадлежать Испании, так как находятся в западном, испанском полушарии (по договору 1494 г.), но проникнуть к этим «Островам пряностей» нужно западным путем, чтобы не возбудить подозрений португальцев, через Южное море, открытое и присоединенное Бальбоа к испанским владениям. И Магеллан убедительно доказывал, что между Атлантическим океаном и Южным морем должен быть пролив к югу от Бразилии.

После долгого торга с королевскими советниками, выговорившими себе солидную долю ожидаемых доходов и уступок со стороны португальцев, был заключен договор: Карл 1 обязался снарядить пять кораблей и снабдить экспедицию припасами на два года. Перед отплытием Фалейру отказался от предприятия, и Магеллан стал единоличным начальником экспедиции.

Магеллан сам лично следил за погрузкой и упаковкой продуктов, товаров и снаряжения. В качестве провизии были взяты на борт сухари, вино, оливковое масло, уксус, солёная рыба, вяленая свинина, фасоль и бобы, мука, сыр, мед, миндаль, анчоусы, изюм, чернослив, сахар, айвовое варенье, каперсы, горчица, говядина и рис. На случай столкновений имелось около 70 пушек, 50 аркебуз, 60 арбалетов, 100 комплектов лат и другое вооружение. Для торговли взяли материю, металлические изделия, женские украшения, зеркала, колокольчики и ртуть (ее использовали в качестве лекарства).

Магеллан поднял адмиральский флаг на «Тринидаде». Капитанами остальных судов были назначены испанцы: Хуан Картахена — «Сан-Антонио»; Гаспар Кесада — «Консепсьон»; Луис Мендоса — «Виктория» и Хуан Серрано — «Сантьяго». Штатный состав этой флотилии исчислялся в 293 человека, на борту находились еще 26 внештатных членов экипажа, среди них молодой итальянец Антонио Пигафетга, историк экспедиции. В первое кругосветное плавание отправился интернациональный коллектив: кроме португальцев и испанцев в его состав вошли представители более 10 национальностей из разных стран Западной Европы.

20 сентября 1519 года флотилия во главе с Магелланом вышла из порта Санлукар-де-Баррамеда (устье реки Гвадалквивир).

00:05 — REGNUM Почти 450 лет назад, 6 сентября 1522 года, в испанской гавани Сан-Лукар-де-Баррамеда пришвартовался потрёпанный корабль. На его борту находилось 18 измученных, голодных людей. Многих застали спящими, в горячке, слишком измученными, чтобы ликовать по поводу возвращения на родину. Так судно «Виктория» вернулось из небывалого кругосветного путешествия, ставшего историческим. После завершения последней экспедиции Фернана Магеллана мир стал таким, каким мы видим его сегодня. В этом путешествии был открыт Тихий океан и определены настоящие размеры нашей планеты. Событие это стало триумфом духа, сагой об отваге и мужестве, подвигах и поражениях. Магеллану же оно принесло лавры величайшего мореплавателя тех времен. Правда, мир об этом, может, и не узнал бы никогда, если бы не один молодой и честолюбивый испанец — капитан Хуан Себастьян Элькано.

Ян Мухаметьянов © ИА REGNUM

Путь в неизвестность

Мечта генерал-капитана Магеллана, к которой он стремился в течение пяти лет, осуществилась 21 сентября 1519 года. По сути, в этот день он оправился в неизвестность. Летописец экспедиции Антонио Пигафетта так описал это событие:

«Флот, снабжённый всем необходимым для морского путешествия и имея на борту разных людей числом всего 241, готовился покинуть Севильский порт. Дав залп из многих орудий, мы вышли в море».

Это была крупнейшая авантюра упрямого португальца. Однако в случае удачи он рассчитывал на богатство и славу. Цель Магеллана была чисто экономической: отыскать для Испании торговый путь к самому ценному товару — пряностям, которые в 16-м веке ценились дороже золота. Но путь к ним для испанцев был закрыт. В 1494 году папа римский поделил мир между двумя великими морскими державами. Испания получила западную половину, а Португалия — восточную, где пролегал единственный известный путь к Островам Пряностей — через Молуккские острова. Целью Магеллана было найти туда западный путь — через испанские воды. Это помогло бы доказать, что Острова Пряностей находятся ближе к Новому Свету, а не к Азии, а значит, источник пряного богатства располагается в сфере влияния Испании, а не Португалии.

Безумный, по сути, план. Но если такой путь все-таки найдется, Испания могла бы стать самой богатой державой, а Магеллан — получить свою долю от прибыли.

Экспедиция состояла из пяти торговых судов-каравелл, приспособленных для длительного плавания в открытом море. Мало кто верил в успех этого путешествия, ведь Магеллан шел в места, не нанесённые на карты (Колумб и его последователи ранее обозначили только берег Бразилии и некоторые острова Карибского моря, а дальше на картах того времени было большое белое пятно: что находится южнее мыса Доброй Надежды, картографам в то время было неизвестно).

Многие считали, что южноамериканский континент перекроет путь путешественникам. Однако из некоторых источников того времени известно, что Магеллан знал: на Острова Пряностей можно попасть, обогнув Америку с юга. Возможно, он действительно располагал некоторыми сведениями (такую информацию мореплаватели держали в тайне), но так и не раскрыл их источник.

«Решив совершить столь длительное плавание по океану, на котором повсеместно свирепствуют неистовые ветры и сильные бури, и не желая в то же время, чтобы кто-нибудь из его экипажа знал о его намерениях в этом предприятии, дабы их не могла смутить мысль о свершении столь великого и необыкновенного деяния, которое он готовился осуществить с помощью Господа Бога», — писал Антонио Пигафетта.

Решимость и «божественная» помощь

Решение держать экипаж в неведении было опасным, оно могло погубить все предприятие. Магеллан впервые командовал не только флотом, но и кораблем. Что же вынудило столь целеустремленного генерала пойти на такой риск? О личности Магеллана мало известно — человека затмили его дела. По некоторым данным, он принимал участие в захвате земель Восточной Африки, строил город в Мозамбике, воевал в Индии и дошел до Индонезии. Всё это время служил португальскому королю честно, воевал храбро и за достаточно короткое время приобрел авторитет, пользовался доверием вице-короля и командующих крупными эскадрами. Во время одной из операций, в результате которой большая группа португальских моряков осталась без корабля, а спасательных шлюпок хватило только на половину несчастных, он оказался единственным дворянином, который согласился ждать с простолюдинами второй рейс, чем предотвратил бунт моряков. Но дома его не встретили как героя. Когда он вернулся в Португалию, то оказался никому не нужен. Королевский казначей назначил Магеллану пенсию, самую маленькую, которую назначают дворянам за военные заслуги.

Вероятно, тогда он и решил доказать всем, что достоин большего, решил закончить дело, которое не довершили Колумб и Васко да Гама. И если первые обогнули Африку, то Магеллан замахнулся на Южную Америку. Эта цель стала его навязчивой идеей.

И первым его противником был Тихий океан, унесший немало жизней. 3 октября 1519 года погода ухудшилась. Моряки выдержали много яростных шквалов.

«Так как не было возможности двигаться вперед, то во избежание кораблекрушения паруса убирали, и таким-то образом нас носило то туда, то сюда все время, пока продолжалась буря, — так яростна была она. При дожде ветер стихал. С появлением солнца наступало затишье. Какие-то большие рыбы, называемые акулами, подплывали к кораблям. У них страшные зубы, и как только им попадается человек, они пожирают его. Мы выловили много рыб при помощи железных крюков, но они непригодны для еды; размерами поменьше лучше, но точно так же не годятся для этой цели», — писал Антонио Пигафетта.

Малегган шел через самые опасные воды в мире. Корабли получали повреждения, теряли прочность. При одном таком шторме ветер был такой силы, что разорвал паруса в клочья, несмотря на то, что они были свернуты и закреплены.

Магеллан был целеустремленным человеком, его вела идея, но силы его людей к тому времени были уже на грани истощения. К тому же их пугала неизвестность. Неудивительно, что они стали молиться о божественном заступничестве.

«Во время этих бурь нам не раз являлось светлое тело, т. е. св. Эльм, в пламени, а в одну очень темную ночь он показался на грот-мачте, пылая, точно ярко горящий факел, где и оставался в продолжении двух с лишним часов, принося нам отраду, так как все мы проливали слезы. Когда этот благословенный свет погас, столь яркой была его последняя вспышка, что она поразила наше зрение, и все мы больше чем одну восьмую часа не могли видеть ничего и молили, чтобы сжалились над нами. Но как раз тогда, когда мы считали себя на краю гибели, море внезапно успокоилось», — писал Антонио Пигафетта.

Просчет и бунт

Через четыре месяца после отбытия из Испании потрепанный флот подошел к берегам Южной Америки. Моряки встали на якорь в диком заливе, где впоследствии возникнет Рио-де-Жанейро. Оттуда они направились вдоль побережья на юг.

Антонио Пигафетта описывал удивительные открытия экспедиции: «Тут водится бесчисленное множество попугаев; нам давали в обмен на одно зеркало восемь штук. Водятся и маленькие обезьянки, похожие на львов, но желтого цвета и очень красивые < …> Мужчины и женщины такого же сложения, как и мы. Они едят мясо своих врагов, и не потому, чтобы оно было вкусное, а таков уж установившийся обычай».

Вскоре экспедиция достигла края известного мира — 35 градусов южной широты. Южнее еще никто из европейцев не бывал. Здесь Магеллан и рассчитывал найти проход, поскольку берег круто поворачивал на запад, а к югу, казалось, нет никакой земли.

«Мы называли этот мыс мысом Святой Марии и думали, что за ним лежит проход в южное, то есть полуденное море», — вспоминает летописец .

Ужасная правда открылась через 15 дней: это был не легендарный проход, а гигантский залив Ла-Плата. Это была катастрофа. Магеллан зашёл в тупик. Его уверенность в существовании прохода рушилась, но о возвращении не могло быть и речи. Тогда Магеллан принимает смелое решение — переступить за край известного мира плыть туда, где не бывал ни один европеец. Он вслепую пошел на юг, вдоль пустынных берегов, названных им Патагонией, в самые свирепые моря в мире на пороге зимы.

Там моряки увидели тысячи потенциальных проходов — тихие бухты широких рек, огромные заливы. Каждый нужно было проверить. Можно представить, каково это было — в ненастную погоду менять курс неповоротливых кораблей и маневрировать! Три месяца моряки шли на юг, но не могли найти никакого прохода. Припасы были на исходе, дни становились короче. 31 марта 1520 года они встали на зимовку в заливе Святого Хулиана. Голодные и усталые люди мерзли. Моральный дух упал по предела. Последней каплей в чаше терпения команды стало решение Магеллана сократить рацион. Офицеры потребовали, чтобы он повернул назад в Испанию. Человек, который поставил на карту все, чтобы найти путь в обход Южной Америки, на это пойти не мог.

Экспедиция оказалась под угрозой: холод, голод, утрата веры в капитан-генерала. И как итог — мятеж. Магеллана изолировали. Времени на раздумья не было. Он направил верного оружейника к одному из мятежных капитанов с особым поручением — убить его. Оставшийся экипаж сдался. Магеллану удалось также перехватить и другой мятежный корабль и таким образом подавить мятеж. Оставалось наглядно показать — в чьих руках власть. Капитан-генерал восстановил авторитет.

Потеря кораблей и легендарный пролив

После подавления мятежа нужно было думать о том, как прожить зиму. Продовольствия катастрофически не хватало. Чем дальше — тем хуже. Один из кораблей — «Сантьяго» — разбился о скалы. Но ничто не могло остановить Магеллана. После 7-месячной зимовки можно было продолжать поиск прохода. Четыре оставшихся корабля снова шли на юг, вдоль берегов Патагонии, исследуя каждую бухту. Наконец забрезжила надежда — кости китов. Хороший знак — возможно, здесь этим путем мигрируют киты, а значит, впереди океан. 25 октября 1520 года, в день «Одиннадцати тысяч дев» — Святой Урсулы — примерно на 52-й параллели южной широты моряки открыли мыс, который они и назвали в честь этого праздника.

Это произошло чуть ли не через год после начала плавания. Самое главное, что вода в длинной протоке была соленой, а значит, на другом конце находился выход в соленое море. В надежде, что наконец найден путь на восток, флот устремился вперед. На западе пролив открывался в бухту, а за ним начинался еще один пролив. Экспедиция очень долго шла в глубь континента. Перед моряками возникали все новые острова, проливы и бухты. Моряки уже решили, что ходят между горами по кругу. Многим из тех, кто был на кораблях, казалось, что из него нет выхода.

В этих проливах Магеллан лишился второго корабля. Но на сей раз — не из-за ненастья. Экипаж «Сан-Антонио» взбунтовался и повернул в Испанию. Это был тяжелый удар: на том корабле оставалась большая часть запасов продовольствия. Магеллан дал команду держать курс на запад — северо-запад. По коварному проливу протяженностью, как мы теперь знаем, 530 километров. Прошло еще 38 дней, пока Магеллан наконец не увидел долгожданное море. Он нашел легендарный проход.

«Капитан-генерал прослезился от радости и назвал этот мыс Желанным, так как мы долгое время его желали», — вспоминал Антонио Пигафетта.

В этот момент Магеллан должно быть понял, что сравнялся с героями своего детства — Колумбом и Васко да Гамой. Его мечта сбылась. Скорее всего, Магеллан не осознавал исторического значения открытия этого пролива. На 400 лет он стал основным путем в Тихий океан. Сократить его смог лишь Панамский канал, открытый лишь в 1914 году.

Выдающееся открытие. Но для Магеллана и его спутников оно было лишь прелюдией к открытию западного пути к богатствам Островов Пряностей.

Ошибка Птолемея

28 ноября 1520 года Магеллан повернул на север. Погода была хорошей, а океан таким спокойным, что он назвал его Тихим. Безоблачное небо над безбрежным простором. Даже ночью небо было необычным. Путешественники разглядывали Южный Крест и еще нечто непонятное.

«Скопление небольших звезд, напоминающих тучи пыли. Среди них находятся две крупные, но не яркие звезды, двигающиеся очень медленно», писал Антонио Пигафетта. И только через 400 лет ученые поняли, что эти звездные скопления — ближайшие к нам галактики: Магеллановы облака помогли астрономам определить размеры Вселенной и наблюдать за смертью звезд.

18 декабря 1520 года корабли повернули на северо-запад. Магеллан еще не знал, как глубоко заблуждается. Он думал, что до Островов Пряностей осталось всего три дня пути. Расчет этот основывался на картах, а они, в свою очередь, — на трудах Птолемея, который утверждал, что окружность Земли оставляет 29 тысяч километров. Скоро капитан-генерал «потом и кровью» осознал, что Птолемей ошибся боле чем на 11 тысяч километров: Тихий океан занимает 28 процентов площади поверхности Земли. Магеллан вел своих людей в безбрежный, пустынный океан. Сложно представить что чувствовали путешественники, пересекая самый большой водный бассейн на планете, не представляя, насколько он велик. Возможно, самые слабые моряки уже и не думали, что когда-либо увидят землю. Команду сразила цинга, снова начался голод. Дневник Пигафетты, описывающий события того времени, жутко читать:

«В течение трех месяцев и двадцати дней мы были предоставлены Тихому океану, нигде и ни разу нам не удалось существенно пополнить запасы провизии или взять на борт что-нибудь свежее. Мы ели только старые сухари, кишевшие червями и превратившиеся в крошево после их старательной и прожорливой деятельности. Пили тухлую желтую воду. Кроме того, мы ели воловью кожу, очень жесткую, так как солнце, дождь и ветер ее окончательно продубили. Поэтому мы клали ее на четыре-пять дней в соленую воду для размягчения, затем — на короткое время в раскаленную золу и уж потом делили между собой. Крысы считались исключительным лакомством. За полдуката их перекупали и перепродавали».

К концу января 1521 года Магеллан прошел на северо-восток 1000 километров в открытом море.

«Кроме двух пустынных островков, на которых мы нашли одних только птиц да деревья, мы никакой земли не видели. Мы не находим места, куда бы бросить якоря», — отмечал летописец .

Должно быть, и Магеллана стали обуревать немалые сомнения. Ведь лишь через пять месяцев, в 20 тысячах километров от пролива (10 градусов южнее экватора) члены экспедиции увидели землю. Это были нынешние Филиппины. Каким-то чудом Магеллану удалось сохранить оставшиеся корабли. А Острова Пряностей между тем были в нескольких днях пути. Игра стоила свеч.

Самонадеянность и гибель Магеллана

Филиппины казались настоящим раем. Пресная вода, обилие тропических фруктов, дружелюбные туземцы. Чтобы заявить права на Острова Пряностей, нужно было присоединить территорию к Испании, обратить туземцев в христианство. Для этого требовалось доказать его выгоды. Самое стоящее, что мог предложить филиппинцам Магеллан, — это непобедимость, достигаемую за счет превосходства в оружии. Действительно, гром пушек наводил на туземцев ужас, они признали силу пришельцев. Магеллан позаботился о том, чтобы, принимая крещение, туземцы одновременно приносили присягу верности испанской короне как символу верховной власти в мире и религии. Он поставил жесткое условие жить по его законам и подчиняться европейцам: «покоритесь и вы будете непобедимы». По сути это было создание базы для колонизации (испанцам впоследствии потребовался не один десяток лет, чтобы превратить Филиппины в колонию Испании).

Однако же уверенность капитан-генерала в превосходстве своего оружия стала роковой ошибкой. Он решил наказать вождя Силапулапу с соседнего острова Мактан за то, что тот отказался принять христианство.

Накануне сражения, пока команда Магеллана веселилась на «Виктории», будучи уверенной в победе, на Мактане всерьез готовились дать отпор. Вождь отобрал лучших воинов и призвал на помощь богов войны. Это столкновение культур и религий стало для филиппинцев символом борьбы за независимость.

Сначала Магеллан направил через пролив парламентеров. Они пытались уговорить Силапулапу принять христианство и подчиниться Испании, но снова получили отказ. На рассвете 27 апреля 1521 года Магеллан с отрядом из 50 человек высадились на берег Мартана, чтобы сразиться с тысячей воинов Силапулапу. Несмотря на численное превосходство противника, Магеллан не сомневался в победе, поскольку, как уже было сказано, полагался на свое превосходство в оружии и доспехах. Причем он был настолько уверен в победе, что отдал приказ другим капитанам не ввязываться в сражение.

Board.postjung.com

И к тому же допустил роковую ошибку — начал операцию во время отлива. Корабль не смог подойти к берегу, и Магеллану с командой пришлось чуть ли не километр идти к берегу по мелководью. Пушечные ядра до берега не долетали. А когда в ходе боя у отряда Магеллана кончились боеприпасы, воины Силапулапу перешли в наступление.

Магеллан одним из первых был ранен стрелой выше колена. Он приказал организованно отступить, но только шесть человек, самых преданных, подчинились приказу и не бросили своего командира. Два раза ему сбивали с головы шлем, но «смелый капитан и рыцарь не сдался и вместе с оставшимися с ним людьми продолжал еще больше часа мужественно сражаться. Так как он был недалеко от берега, одному аборигену удалось ранить его в лицо. Капитан мгновенно проткнул противника его собственным копьем. Потом он схватился за свой меч, но смог его вытянуть только наполовину, так как брошенное бамбуковое копье разворотило ему руку. Как только враги это увидели, они ринулись на него, и один всадил ему большой дротик… глубоко в ногу. Тут генерал-капитан упал лицом вниз. Тотчас же они бросились на него с бамбуковыми копьями и дротиками и злодейски убили нашу отраду и надежду, утешение и светоч, нашего верного предводителя. Когда они его окружили, он еще успел обернуться, чтобы посмотреть, все ли достигли лодок», — так описывает события той трагедии летописец.

Остров Пряностей. Приобретения и потери

Сначала все в равной степени были объяты ужасом от случившегося. Но оставшиеся в живых знали, что Острова Пряностей совсем рядом. Туда направились два оставшиеся корабля. Командование «Викторией» взял на себя Хуан Себастьян Элькано. История явно недооценила его роль в экспедиции. Под его командованием моряки наконец нашли заветные пряности. Путешествие длиной в 28 тыс. километров унесло 100 жизней, в том числе капитан-генерала. Но остальные исполнили мечту Магеллана. Они достигли конечной цели путешествия. Именно там моряки убедились в том, что мешочек сушёной гвоздики, к примеру, надолго мог обеспечить его владельцу безбедное существование. Но чтобы разбогатеть, пряности еще нужно было довести до Испании. Перед оставшимися двумя кораблями встал выбор: возвращаться тем же путем или продолжить путь на запад — через воды, контролируемые противником. Одни выбрали путь на восток, другие — на запад.

Судно «Тринидат» пошло на восток, через Тихий океан, но было перехвачено португальцами. Они захватили драгоценный товар, экипаж взяли в плен, а корабль сожгли. Элькано на «Виктории» пошел на запад. До Испании было 20 тысяч километров, и весь путь проходил через сферу влияния той же Португалии. Чтобы не попасться, он шел через воды, не нанесенные на карту. Два месяца и почти 5 тысяч километров сквозь постоянные штормы. Некоторые были такими сильными, что значительно повредили корабль. Приходилось постоянно заниматься его починкой. К тому же вновь стали заканчиваться припасы, началась цинга.

«Однако хуже всех бед была вот какая. У некоторых из экипажа верхние и нижние десны распухли до такой степени, что они не могли есть», отмечал летописец.

Как известно, из 30 человек экипажа переболело 25. Многие погибли. Ужасная ирония: заболевание развивается от недостатка витамина С. А экипаж буквально сидел на гвоздике. Но люди не знали, что в ней содержится спасение. По дороге в Испанию больше половины экипажа умерло от цинги и голода. Элькано не погиб, потому что ел айвовое варенье. Он не знал, что от болезни его спас содержащийся в нем витамин С. Возможно, благодаря ему до нас и дошел дневник Пигафетты. Иначе мы бы никогда не узнали о подвиге Элькано. Он провел «Викторию» вокруг мыса Доброй Надежды, мимо Островов Зеленого Мыса в Испанию. Из 241 человека вернулась лишь горстка людей. Таков был итог первого кругосветного плавания. Из пяти кораблей, высланных в плавание, три пропало. Не поддаются счету аборигены, убитые во время плавания европейцами. Дорогая цена.

Как побочное стало главным

Итак, «Виктория» стала первым кораблем, обошедшим земной шар. А теория о том, что Земля круглая, стала неоспоримым фактом. Элькано был пожалован герб с изображением земного шара и надписью: «Ты первый обошёл вокруг меня». Само же кругосветное плаванье хоть и попало в историю, но не оправдало надежд экипажа. Эти люди не стали богачами. Пряности были проданы, и прибыль изъята в пользу королевской казны в компенсацию ущерба за потерю флота. Летописца оклеветали и по решению суда выслали в Италию. Через четыре года Элькано отправился во второе кругосветное плаванье, чтобы закрепить права Испании на Острова Пряностей, но умер в Тихом океане от цинги.

Практические, непосредственные результаты кругосветного плавания Магеллана, завершенного Элькано, тоже оказались незначительными. Путь к Островам Пряностей через Тихий океан был слишком долог и труден. Сопротивление португальцев заставило Карла V временно отказаться от проникновения в Юго-Восточную Азию.

Самое главное, после того как отошли в прошлое меркантильные, политические, военные аспекты плавания Магеллана, игравшие первенствующую роль в организации путешествия, осталось то, что было лишь средством, в лучшем случае побочной целью. Это — познание Земли, соотношения ее океанов, материков и островов. Знакомство же одних народов нашей планеты с другими оказалось долгим, трудным и кровавым. Но другой истории у нас нет.