Презентация "гидравлические машины, основанные на гидростатике". Презентация на тему «Гидравлические механизмы физика и «Медведь»

Ход урока.

I. Организационный момент.

Цель: сообщить тему урока, сформулировать цели урока, настроить учащихся на работу.

  1. Опорное повторение.

Вопросы:

  1. Слайды 1,2 . Устные ответы на вопросы, приведенные на слайдах.
  1. Мотивация и сообщение темы урока.

Слово учителя: Человек, поселяясь там, где нет источников воды, вынужден организовать ее доставку к месту жилища, ее очистку. Вода нужна человеку не только для питья, но и для полива сельскохозяйственных угодий, гигиенических процедур, тушения пожаров и т.д. Ясно, что даже в городе на берегу реки необходимо иметь устройства, позволяющие поднимать воду наверх. Первыми такими устройствами был простейшие подъемники. Именно с их помощью, в основном, и доставали воду из колодцев и водоемов до XVIII века.

Однако еще в 1 в. н. э. древнегреческим учёным Героном из Александрии описана пожарная помпа, изобретенная древнегреческим механиком Ктесибием (Слайд3) Такая помпа использует два поршня и четыре клапана, с помощью которых вода постепенно заполняет центральный цилиндр помпы под давлением. Когда уровень воды в центральном цилиндре достигает отверстия, то вода по трубке, надеваемой на патрубок, отходящий от отверстия, вырывается наружу и направляется на очаг огня. Такая помпа использовалась пожарными вплоть до середины XX века.

(Слайд 4) Ручные поршневые насосы, в которых поршень создает разрежение, а атмосферное давление подает под него воду, в настоящее время еще сохранились на садовых участках. В них только один поршень и два клапана. В остальном их принцип действия такой же, как в древней пожарной помпе. Рассказ об устройстве диафрагменного насоса по слайду. Своего расцвета поршневые насосы достигли в XIX веке, когда стали использовать стальные поршни, приводимые в движение паровыми машинами

4). Развитие в XX веке электроэнергетики, появление разнообразных двигателей, от дизельных до электрических, необходимость добывать нефть из глубоких скважин - все это способствовало изобретению новых типов насосов, позволяющих использовать вращение вала двигателя.

Широкое распространение получили, например, шестеренчатые, центробежные, диафрагменные насосы. Они позволяют поднимать жидкости на высоту больше, чем 10 м. Например, в США для насосной станции Гранд-Кули был создан вертикальный одноступенчатый центробежный насос, способный подавать 138 000 м 3 /ч на высоту 95 м. Отличительная черта всех этих насосов - ускорение поступающей жидкости до большой скорости.

Рассказ об устройстве диафрагменного насоса по слайду (Слайд 5)

  1. Стадия осмысления.

Цель: объяснить принцип работы гидравлических машин .

Другие замечательные машины, принцип действия которых основан на законе Паскаля -позволяют, прилагая малые усилия, добиваться воздействия огромных сил на нужные объекты.

Устройство их просто: два сообщающихся сосуда с разными площадями оснований, в которых сжатая жидкость передает усилие одного поршня другому.

1. Если на поршень с площадью S 1 надавить с силой F 1 , то давление под поршнем (слайд 6) будет равно

На том же уровне в правом сосуде давление тоже будет равно p 1 ,. Однако если площадь правого поршня будет равна S 2 , то сила действия жидкости на правый поршень будет равна

Таким образом, если правый поршень по площади в 10 раз больше левого поршня, то, воздействуя с силой 1 Н на левый поршень, мы сможем создать усилие на правый поршень в 10 раз больше

2. Сколько жидкости убудет из левой половины сосуда, столько же ее прибудет в правую половину. Поэтому если мы сдвинем левый поршень на 10 см, правый поднимется лишь на 1 см Чтобы поднимать тела, используют систему клапанов и повторяют процедуру опускания и подъема левого поршня несколько раз. Та кработает гидравлический домкрат

Попробуйте по слайду сами рассказать, как работает гидравлический домкрат.

3. Если над поршнем справа поставить неподвижную перекладину, то груз упрется в нее, и мы будем сдавливать его с большим усилием. Такое устройство называется гидравлическим прессом.

В серьезных технических устройствах нагнетание масла происходит не вручную, а с помощью специального двигателя.

  1. Стадия рефлексии.

Цель: применение полученных знаний при решении задач и при ответах на вопросы.

Необходимо сформулировать ответы на вопросы, приведенные на слайдах 6, 7 .

  1. Подведение итогов, выставление оценок.

Машины, использующие жидкость в качестве рабочей среды. Подразделяются на насосы и гидродвигатели.

Насос – сообщает потоку жидкости механическую энергию, получая ее от приводного двигателя

Гидродвигатель - получает энергию от потока рабочей жидкости и преобразует ее в энергию движения выходного звена, передавая ее рабочим органам машины.

Если выходное звено получает вращательное движение, то такой гидродвигатель называют гидромотором , если поступательное, то силовым цилиндром .

По принципу действия гидромашины делят на объемные и динамические

Объемными называю гидромашины, рабочий процесс которых основан на попеременном заполнении рабочих камер жидкостью и вытеснении ее из этих камер.

Основной разновидностью динамических насосов являются лопастные

Лопастные машины имеют вращающееся рабочее колесо, снабженное лопастями.

Лопастные машины

Рабочим органом лопастной машины является вращающееся рабочее колесо, снабженное лопастями.

Энергия от рабочего колеса жидкости передается путем динамического взаимодействия лопастей колеса с обтекающей их жидкостью

В центробежном лопастном насосе жидкость под действием центробежных сил перемещается через рабочее колесо от центра к периферии.

Проточная часть насоса состоит из трех основных элементов - подвода 1 , рабочего колеса 2 и отвода 3 . По подводу жидкость подается в рабочее колесо из подводящего трубопровода. Рабочее колесо 2 передает жидкости энергию от приводного двигателя.

В осевом лопастном насосе жидкость перемещается в основном вдоль оси вращение рабочего колеса. Рабочее колесо осевого насоса похоже на винт корабля.

Оно состоит из втулки 1 , на которой закреплено несколько лопастей 2 . Отводом насоса служит осевой направляющий аппарат 3 , с помощью которого устраняется закрутка жидкости, и кинетическая энергия ее преобразуется в энергию давления. Осевые насосы применяют при больших подачах и малых давлениях.

В осевом насосе можно расширить диапазон рабочих подач и напоров, в котором насос работает, применив поворотные лопасти.

С изменением угла установки лопасти характеристика насоса сильно изменяется при незначительном снижений оптимального КПД

Движение жидкости в рабочем колесе центробежного насоса

Скорость абсолютного движения V (абсолютная скорость) равна геометрической сумме скорости W жидкости относительно рабочего колеса (относительной скорости)и окружной скорости U рабочего колеса (переносной скорости)

Угол между абсолютной V и переносной U скоростями жидкости;- угол между относительной скоростью W и отрицательным направлением переносной скорости U жидкости.

V U - проекция абсолютной скорости на направление окружной

Подача, напор, мощность насоса и КПД

Подачей насоса называется расход жидкости через напорный патрубок.

Напор Н представляет собой разность удельных энергий жидкости в сечении потока после насоса и перед ним. Это та удельная энергия, которую насос сообщает жидкости.

H Z Н Z В PН g P V 2 2 g V 2

Где индексы обозначают Н – напорный, В – всасывающий.

В геометрической интерпретации это высота, на которую жидкость способна подняться под действием статического давления и разности скоростей на входе в насос и выходе из него.

Мощностью насоса (мощностью, потребляемой насосом) называется энергия, подводимая к нему от двигателя за единицу времени.

Полезная мощность насоса N П мощность, сообщаемая насосом перекачиваемой жидкости.

Определяется по формуле: N П = gHQ .

Баланс энергии в лопастном насосе

Механические потери -- потери на трение в подшипниках, в уплотнениях вала и на трение наружной поверхности рабочих колес о жидкость.

Мощность, остающаяся за вычетом механических потерь, передается рабочим колесом жидкости. Ее принято называть гидравлической N Г .

Объемные потери.

Жидкость, выходящая из рабочего колеса в основном поступает в напорный патрубок насоса, и частично возвращается в подвод через зазор в уплотнении 1 между рабочим колесом и корпусом насоса.

Энергия жидкости, возвращающейся в подвод, теряется. Эти потери называются объемными.

Гидравлические потери

Расходуются на преодоление гидравлических сопротивлений подвода, рабочего колеса и отвода.

Г гидравлический КПД, учитывающий потери мощности на преодоление гидравлических сопротивлений в насосе;о объемный КПД, учитывающий потери мощности в насосе из за внутренних

утечек, перетекания жидкости через зазоры из полости с высоким давлением в полость с низким давлением;

мех механический КПД, учитывающий потери мощности в подшипниках, уплотнениях и трение наружной поверхности рабочего колеса о жидкость.

N N П

Основное уравнение лопастных насосов

Основное уравнение лопастных насосов было впервые выведено Эйлером.

Оно связывает напор насоса со скоростями движения жидкости, которые зависят от подачи и частоты вращения насоса, а также от геометрии рабочего колеса и подвода.

Теоретический напор, создаваемый центробежным насосом с бесконечно большим числом лопаток (z=), равен

H T g 1 u 2 2u u 1 1u

где u 2 и u 1 - окружные скорости рабочего колеса на выходе и на входе;

1U и 2U окружные составляющие абсолютных скоростей на выходе и входе в колесо.

Действительный напор центробежного насоса равен

H н г k z H Т

Здесь k - коэффициент влияния числа лопаток,

2sin 2

который можно оценить по следующей приближенной

Экспериментальная характеристика центробежного насоса

Характеристикой насоса называется зависимости напора, мощности, КПД и кавитационного запаса от подачи.

Кавитация и кавитационный запас в гидромашинах

Кавитацией называется нарушение сплошности потока жидкости, обусловленное появлением в ней пузырьков заполненных газом или паром. Кавитация возникает при понижении давления, в результате чего жидкость закипает или из нее выделяется растворенный газ. В большинстве случаев выделение газа не играет существенной роли.

В потоке жидкости падение давления обычно происходит в области повышенных скоростей. При движении жидкости в области повышенного давления происходит конденсация паров в пузырьке, его захлопывание, при котором частицы жидкости движутся внутрь пузырька и сталкиваются друг с другом.

Это приводит к мгновенному местному повышению давления, достигающему тысяч атмосфер. Имеет место эрозионное разрушение стенок каналов.

В лопастных насосах кавитация сопровождается падением подачи, напора, мощности и возникает на лопатке рабочего колеса вблизи ее входной кромки.

Давление здесь значительно ниже, чем давление во входном патрубке насоса, из- за местного возрастания скорости и гидравлических потерь в подводе.

Основные ПА Пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ с помощью вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.

Автоцистерна Пожарная(АЦ) Предназначена для доставки к месту пожара боевого расчета, запаса огнетушащих веществ, пожарно-технического вооружения и служит для подачи воды и воздушно-механической пены на тушение пожара

АЦ – 2. 5 (ЗИЛ 131) Максимальная скорость – 90 км/ч Вместимость бака для воды – 2500 л. Вместимость бака для пенообразователя – 170 л.

АЦ 5. 0 (УРАЛ) Максимальная скорость – 70км/ч Вместимость бака для воды – 2500 л. Вместимость бака для пенообразователя – 500 л. Полная масса – 15600 кг.

АЦ-11. 0 (КАМАЗ) Вместимость бака для воды – 11000 л. Вместимость бака для пенообразователя – 2000 л. Длинна – 9. 3 м. Полная масса – 23500 кг.

Автомобиль Первой Помощи предназначен для доставки к месту пожара пожарного расчета, пожарно-технического вооружения, огнетушащих веществ, аварийно-спасательного оборудования, средств пожаротушения и служит для локализации и ликвидации пожаров в начальной стадии развития и проведения неотложных аварийно-спасательных работ

АПП – 0. 5(ГАЗ) Максимальная скорость – 90 км\ч Вместимость бака для воды – 500 л. Полная масса – 3500 кг.

Пожарная Насосная Станция (ПНС) применяется для подачи воды по магистральным пожарным рукавам к передвижным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды.

ПНС – 110 (ЗИЛ) Максимальная скорость – 80 км\ч Максимальное расстояние подачи воды по рукавной линии — 4-5 км. Производительность насоса – 110 л\с Полная масса – 11800 кг.

Автомобиль Пенного Тушения Предназначен для доставки к месту пожара пожарного расчета, запаса огнетушащих веществ, пожарно-технического вооружения и служит для подачи воды и воздушно-механическ ой пены на тушение пожара

АПТ – 9. 0(КАМАЗ) Вместимость бака для воды – 9000 л. Вместимость бака для пенообразователя – 600 л. Дальность струи при подаче пены через лафетный ствол – 40 м. Полная масса – 22800 кг

Автомобиль Порошкового Тушения Предназначен для доставки к месту пожара пожарного расчета, запаса огнетушащих веществ, пожарно-технического вооружения и служит для подачи огнетушащего порошка на тушение пожара.

АП – 5000(КАМАЗ) Дальность подачи порошка через лафетный ствол – 50 м. Максимальная скорость -80 км/ч Полная масса – 18700 кг

Автомобиль Комбинированного Тушения (АКТ) Предназначен для доставки к месту пожара пожарного расчета, запаса огнетушащих веществ, пожарно-техническог о вооружения и служит для подачи огнетушащих веществ на тушение пожара.

АКТ-1. 0(ЗИЛ) Вместимость бака для воды – 1000 л. Вместимость бака для пенообразователя – 100 л. Масса перевозимого огнетушащего порошка – 1000 кг. Полная масса – 10800 кг

Автомобиль Газового Тушения(АГТ) Предназначен для доставки к месту пожара пожарного расчета, пожарно-технического вооружения, запаса огнетушащих газовых смесей и служит для подачи газовых смесей на тушение пожара.

АГТ – 4000 (КАМАЗ) Вместимость изотермической емкости – 4000 л. Дальность струи лафетного ствола – 30 м. Расход ручного ствола – 2 л/с Огнетушащее вещество — азот

Автомобиль Газоводяного Тушения (АГВТ) предназначен для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарно-техническог о вооружения, оборудования и проведения действий при тушении нефтяных и газовых фонтанов, пожаров на и химических нефтеперерабатываю щих предприятий.

АГВТ — 150 Вместимость цистерны для топлива – 2500 л Производительность установки по газоводяной смеси – 150 л/с

Автомобиль Аэродромный Предназначен для доставки к месту пожара пожарного расчета, запаса огнетушащих веществ, пожарно-технического вооружения и служит для проведения спасательных работ на воздушных судах, наземных объектах аэродромов и аэропортов.

АА – 60(МАЗ) Вместимость бака для воды – 12000 л. Вместимость бака для пенообразователя – 900 л. Максимальная скорость – 60 км/ч Максимальная мощность двигателя – 525 л. с. Дальность подачи водяной струи через лафетный ствол – 70 м.

ААТС – 5. 0 Вместимость бака для воды – 5000 л. Вместимость бака для пены – 300 л. Масса возимого порошка – 200 кг. Высота подъема трапа – 10 м. Производительность стационарного лафетного ствола с дистанционным управлением – 40 л/с

Пожарно-Спасательный Автомобиль (ПСА) Предназначена для доставки к месту пожара боевого расчета, запаса огнетушащих веществ, пожарно-техническо го вооружения и специального оборудования к месту чрезвычайной ситуации.

АПСБ – 6. 0 Емкость для воды – 6000л. Емкость для пенообразователя- 400 л. Мощность двигателя – 360 л. с Класс бронирования – 5 класс (корпус должен выдержать обстрел из АК – 74 с расстояния 10 м) Полная масса – 26750 кг.

Специальные пожарные автомобили Специальные ПА — автомобили, предназначенные для выполнения специальных работ при пожаре.

Пожарная автолестница (АЛ) Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту. Можно использовать в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.

АЛ – 50 (КАМАЗ) Максимальная высота работы – 50 м. Максимальная грузоподъемность в качестве крана – 2000 кг.

Пожарный Коленчатый Автоподъемник(АКП) Пожарный автомобиль, оборудованный специальными стационарными устройствами в виде поворотных колен с платформой или люлькой. Предназначен для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту. Можно использовать в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен

АКП – 50 (КАМАЗ) Максимальная высота подъема – 50 м. Грузоподъемность люльки – 400 кг

Пожарный Телескопический автоподъемник с Лестницей (ТПЛ) предназначен для проведения аварийно-спасательн ых работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту. Можно использовать в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен

Bronto Skylift (ТПЛ – 90) Максимальная рабочая высота – 90 м. Максимальная грузоподъемность люльки – 400 кг. Вместимость резервуара для воды – 850 л.

Автомобиль Газодымозащитной Службы (АГ или АГДЗС) Предназначена для доставки к месту пожара боевого расчета, специального оборудования и снаряжения и предназначенный для удаления дыма из помещений, освещения места пожара, проведения аварийно-спасательных работ в непригодной для дыхания среде.

АГ —

Автомобиль Связи и Освещения (АСО) предназначен для освещения места работы пожарных подразделений на месте пожара (аварии) и обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи.

АСО —

Автомобиль Дымоудаления (АД) предназначен для удаления дыма из подвалов, лестничных клеток и лифтовых шахт многоэтажных зданий и помещений большого объема, получения воздушно-механической пены и подачи ее в очаги пожара, создания заградительных полос из воздушно-механической пены на пути распространения огня.

АД – 90 (ГАЗ) Производительность установки дымоудаления – 90 тыс метров кубических/ч Полная масса – 5800 кг

Автомобиль Рукавный (АР) предназначен для транспортирования пожарных рукавов и механизированной прокладки и уборки магистральных рукавных линий

АР – 2(КАМАЗ) Колинчество напорных рукавов: d 77мм – 60 шт, d 150 мм — 20 шт. Общая длинна всех возимых рукавов – 2000 м.

Автомобиль Штабной (АШ) Предназначен для доставки к месту ЧС личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, средств проводной и радиосвязи, обеспечения на месте пожара работы штаба пожаротушения; создания на месте ЧС условий для работы оперативного штаба и обеспечения его каналами оперативной связи.

АШ –

Вспомогательные автомобили топливозаправщики передвижные авторемонтные мастерские автобусы грузовые автомобили тракторы и другие автомобили

АЦ – 2. 5(ЗИЛ) Базовое шасси АМУР-5313 Колесная формула 6х6 Мощность двигателя, к. Вт (л. с.) 110 (150) Максимальная скорость, км. ч 80 Боевой расчет (вкл. место водителя) 6 чел. Вместимость цистерны для воды, куб. м (л) 2, 5 (2500) Бак для пенообразователя, куб. м (л) (материал — нержавеющая сталь) 0, 18(180) Тип пожарного насоса НПЦ-40/100 Производительность насоса, л/с 40 Габаритные размеры, мм Длина 7700 Ширина 2500 Высота 3100 Полная масса, кг

АЦ – 5. 0(УРАЛ) Шасси Урал-5557 (6 x 6) Тип двигателя Дизельный Мощность двигателя КВт, (л. с.) 169 (230) Максимальная скорость, км/ч, 80 Число мест для боевого расчета (включая место водителя), чел. 3+4 Вместимость цистерны для воды, л, 5000 Вместимость бака для пенообразователя, л, 350 Насос пожарный ПН-40/УВ Расположение насоса среднее Производительность насоса в номинальном режиме, л/с 40 Напор, м 100 Количество/диаметр всасывающих патрубков, шт. /мм 1/125 Количество/диаметр напорных патрубков, шт. /мм 2/80 Расход лафетного ствола, л/с 40 Масса полная, кг 15500 Габаритные размеры, мм 8200x 2500x

АЦ – 11. 0(КАМАЗ) Базовое шасси Кам. АЗ-65115 Колесная формула 6х4 Мощность двигателя, к. Вт (л. с.) 191(260) Максимальная скорость, км. ч 90 Боевой расчет (вкл. место водителя) 3 чел. Вместимость цистерны для воды, куб. м (л) 9, 0 (9000) Бак для пенообразователя, куб. м (л) (материал — нержавеющая сталь) 2, 0 (2000) Тип пожарного насоса НПЦ-60/100 Производительность насоса, л/с 60 Габаритные размеры, мм Длина 9320 Ширина 2500 Высота 3350 Полная масса, кг

АПП – 0. 5(ГАЗ) Шасси ГАЗ-33023 (4 x 2) Тип двигателя дизельный Мощность двигателя, к. Вт (л. с) 72 (98) Максимальная скорость, км/ч 100 Число мест для боевого расчета (включая место водителя) 5 Вместимость цистерны для воды, л 500 Мощность генератора, к. Вт 5 Высота подъема мачты, м 5 Количество/мощность прожекторов, шт/к. Вт 2/1 Мотопомпа переносная высоконапорная «Fire Skid» Подача, л/с 0, 8 Напор, м 400 Длина шланга рукавной катушки, м 50 Полная масса, кг 3500 Габаритные размеры, мм 5550x 2000x

ПНС – 110(ЗИЛ) Базовое шасси: ЗИЛ-(131)А. Колесная формула: 6х6. Тип пожарного насоса: ПН-110Б. Производительность насоса: 110 л/с. Подача воды при высоте всасывания 3, 5 метра: 6600 л/мин. Наибольшая геометрическая высота всасывания: 7 метров. Максимальная расстояние подачи: 4-5 км. Двигатель насосной установки: 2Д 12Б (дизельный). Мощность двигателя, к. Вт 221, 300 л/с. Диаметр рукавных магистралей: — всасывающая 200 мм; — напорная 150 мм. Габаритные размеры: 7370х2500х2730 мм. Максимальная транспортная скорость 80 км/ч. Полная масса: 11800 кг.

АПТ – 9. 0 Шасси Кам. АЗ-53228 (6 x 6) Тип двигателя Дизельный Мощность, к. Вт (л. с.) 191(260) Максимальная скорость, км/ч 80 Число мест боевого расчета (включая место водителя) 3 Вместимость цистерны для воды, л 8000 Вместимость бака для пенообразователя, л 600 Насос пожарный НЦПН-40/100В 1ГА Расположение насоса заднее Производительность насоса, л/с 40 Напор, м 100 Количество/диаметр всасывающего патрубка, мм 1/125 Количество/диаметр напорного патрубка, мм 2/80 Наибольшая геометрическая высота всасывания, м 7, 5 Время всасывания с наибольшей геометрической высоты, с 40 Дальность струи лафетного ствола по воде/пене соответственно, м 60/40 Управление лафетным стволом ручное Углы поворота лафетного ствола в вертикальной/горизонтальной плоскостях соответственно, град от -15° до +75° /360° Масса полная, кг 22800 Габаритные размеры, мм 8600x 2500x

АП – 5000 Шасси Кам. АЗ-53215 (6 x 4) Тип двигателя дизельный Мощность двигателя КВт, (л. с.) 176 (240) Макс. скорость, км/ч 80 Число мест для боевого расчета, чел. 3 Масса перевозимого огнетушащего вещества, кг 5000* Марка огнетушащего порошка для тушения пожаров классов А, В, С Пирант А ТУ 2149-010-00203915-97; П 2-АШ ТУ 2149-001-29728633-95; Вексон АВС ТУ 2149-028-10968286-97; П-2АПМ ТУ У 6-05766362-001. 97 Количество сосудов для порошка, шт. 3 Рабочее давление в сосуде, МПа (кгс/см 2) 0, 8-1, 2 (8, 0-12, 0) Количество баллонов для воздуха, шт 15 Максимальное рабочее давление воздуха в баллоне, МПа (кгс/см 2) 14, 7 (150) Количество рукавных катушек с рукавом длиной 25 м, шт. 2 Условный проход рукава на катушке, мм 32 Максимальный расход лафетного порошкового ствола, кг/с 50 Максимальная подача через ствол рукавной катушки, кг/с 5 Дальность подачи порошка через лафетный ствол, м 50 Масса полная, кг 18700 Габаритные размеры, мм 8200x 2500x

АКТ – 1. 0 Шасси ЗИЛ-433112 (4 x 2) Тип двигателя карбюраторный Мощность двигателя КВт, (л. с.) 110 (150) Макс. скорость, км/ч 80 Число мест для боевого расчета (включая место водителя), чел. 3 Вместимость цистерны для воды, л 1000 Вместимость бака для пенообразователя, л 100 Масса перевозимого огнетушащего порошка, кг 1000 Тип насоса НЦПК-40/100-4/400 Производительность насоса при напоре 100м и 400м соответственно, л/с 40/4 Подача водяного ствола, л/с 20 Подача порошкового ствола, л/с 40 Количество порошковых катушек, шт. 2 Длина рукава на порошковой катушке, м 5 Длина рукава на катушке высокого давления, м 60 Масса полная, кг 10800 Габаритные размеры, мм 7700x 2500x

АГТ — 4000 Шасси ……. . . . …. … Кам. АЗ (6х4) Число мест боевого расчета …. . . . … 3 Вместимость изотермической емкости для жидкого азота, л, не менее. . 4000 Расход через лафетный ствол, л/с…. . 30 Дальность струи лафетного ствола, м. . 30 Расход через ручной ствол, л/с…. . . . …. 2 Дальность струи ручного ствола, м…. 10 Длина рукава, м. . . . . 100 Полная масса, кг …. . . . 18240 Габаритные размеры, м. . . 9, 25х2, 5х3,

АГВТ-150 Шасси Кам. АЗ-43114 (6 x 6) Тип двигателя Дизельный Мощность двигателя Квт, (л. с.) 176 (240) Макс. скорость, км/ч 80 Число мест боевого расчета (включая водителя) 3 Производительность по газоводяной смеси, кг/с 150 Количество подаваемой через насадки воды для образования газоводяной смеси, л/с 90 Вместимость цистерны для топлива, л 2500 Углы поворота ТРД от продольной оси автомобиля в горизонтальной плоскости, град. 45/45 Углы поворота ТРД в вертикальной плоскости, град. 60/15 Масса полная, кг 14000 Габаритные размеры, мм 8200x 2500x

АА-60 Расчет 4 человека Габаритные размеры 14300х3180х3300 мм Колесная база 2200х3300х2200 мм Колея 2375 мм Дорожный просвет 400 мм Двигатель Дизельный, V- образный, 12-цилиндровый, Д 12А-525. Рабочий объем 38, 8 литров Мощность 525 л. с. при 2000 об/мин Емкость цистерны для воды 12000 л Емкость бака пенообразователя 900 л Дальность подачи струи 70 м (вода), 40 м (пена) Полная масса 43200 кг Максимальная скорость 60 км/ч Расход топлива 98 л. /100 км.

ААТС – 5. 0 Шасси Кам. АЗ-53501 (6х6) Тип двигателя дизель Масса, кг, не более 20900 Макс. скорость, км/ч 70 Число мест для боевого пожаоного расчета, чел. 3 Емкость для порошка, кг 2х100 (А B С; D) Емкость для пожарного пенообразователя, л 300 Производительность ствола лафетного стационарного с дистанционным управлением, л/с 40 Установка газового пожаротушения, кг. 50 Ёмкость цистерны для воды, л 5000 Обогрев ёмкости цистерны электронагревателями, к. Вт: 3 Высота подъёма трапом минимальная, м 3 Высота подъёма трапом максильная, м 10 Длинна пожарного рукава на рукавной порошковой катушке, м 25 Длинна пожарного рукава на ствол-пробойник, м 25 Длинна пожарного рукава на ствол-раструб, м 25 Мощность генератора переносного, к. Вт 4 Мощность прожекторов, Вт 500х2 Тяговые усилия лебёдки, т 5 Габаритные размеры, м 10, 5х2, 5х3,

АПСБ — 6. 0 Шасси КАМАЗ-63501 (8х8) Двигатель дизельный, к. Вт(л. с.) 265(360) Число мест для боевого расчета, чел 3 Емкость для воды, л 6000 Емкость для пенообразователя, л 400 Насос пожарный НЦПН-40/100 диаметр/кол-во всасывающих патрубков, мм/шт 125/2 Расход лафетного ствола, л/с 40 Рукавная катушка: расположение заднее, привод гидромеханический диаметр/длина рукава, мм/м 38/120 Клин-отвал: расположение спереди, управление идравлическое ширина, м 2, 5 Кран-манипулятор: управление электрогидравлическое (дистанционно) максимальный грузовой момент, тм максимальная грузоподъемность, кг высота подъема крюка/грейфера, м максимальный вылет, м минимальный вылет, м максимальная глубина опускания крюка/грейфера, м угол поворота, град количество лап 9, 66 4200 11, 2/10, 3 9, 4 1, 0 5/6 400 4 Класс бронирования по ГОСТ Р 50963-96 шасси, отсек насосный, емкость для воды передний отсек, задний отсек 5кл 2кл Максимальная скорость, км/ч 80 Масса полная, кг 26750 Габариты, не более м 12x 2, 5x 4,

АЛ — 50 Шасси Кам. АЗ-53229 с низкой кабиной (6x 4) Тип двигателя Дизельный Мощность двигателя КВт, (л. с.) 176 (240) Макс. скорость, км/ч 80 Число мест для боевого расчета, чел 3 Высота полностью выдвинутой лестницы, м 50 Рабочая нагрузка на вершину неприслоненной лестницы при вылете 16 м, кг 300 Рабочая нагрузка на вершину неприслоненной лестницы при вылете 20 м, кг 100 Угол поворота стрелы вправо и влево, град не ограничен Расход лафетного ствола, л/с 20 Рабочий диапазон подъема лестницы в вертикальной плоскости, град от -4° до +73° Грузоподъемность лифта, кг 200 Грузоподъемность съемной люльки, кг 200 Грузоподъемность лестницы при использовании в качестве крана, кг 2000 Время маневров лестницы, с, при: подъеме от 0° до 73°/опускании от 73° до 0° 40/40 выдвигании/сдвигании 70/60 повороте на 360° вправо или влево 65 Время установки на выносные опоры, с 60 Масса полная, кг 22000 Габаритные размеры, мм 11500x 2500x

АКП — 50 Шасси Кам. АЗ-6540 (8х4) Тип Двигателя Дизельный Мощность КВт, (л. с.) 191(260) Максимальная скорость, км/ч 85 Число мест для боевого расчета 3 Высота подъема люльки автоподъемника (до пола люльки), м 50 Грузоподъемность (максимальная рабочая нагрузка) люльки автоподъемника, кг (чел.) 400 (4) Рабочий вылет центра люльки автоподъемника от оси вращения поворотного основания с максимальной нагрузкой в люльке, м 19 Глубина опускания люльки, м 6 Рабочий вылет стрелы с пеногенераторами автоподъемника от оси вращения поворотного основания, м 22 Угол поворота стрелы вправо или влево, град не ограничен Угол поворота люльки, град ± 30 Время маневров люльки при максимальной скорости движений с рабочей нагрузкой в люльке, с, при: подъеме на полную высоту 220 опускании на землю 200 повороте на 360° 120 Размеры опорного контура (между осями опорных тарелок), мм 4800x 5400 Масса полная, кг 29000 Габаритные размеры, мм 12000x 2500x

Bronto Skylift (ТПЛ – 90) Базовое шасси Mercedes Actos Мощность двигателя 505 л. с Способ передвижения самоходный Максимальная скорость 100 км\ч Вместимость емкости для воды 850 л Грузоподъемность люльки 400 кг Рабочая высота, м 90 Горизонтальный вылет, м 29, 5 Вылет стрелы, м 24, 0 (вверх и за препятствиями) Грузоподъемность выдвижной секции, кг 400 Тип питания дизельный Высота в сложенном состоянии, м 3,

АГ — 20 Шасси ЗИЛ-433362 (4 x 2) Тип двигателя карбюраторный Мощность двигателя КВт, (л. с.) 110 (150) Макс. скорость, км/ч 80 Число мест для боевого расчета, чел. 9 Тип встроенного электрогенератора ГС-250-20/4 Привод генератора от двигателя шасси Номинальное напряжение, В 400/230 Номинальная частота, Гц 50 Максимальная мощность, к. Вт 20 Высота подъема осветительной мачты, м 6 Привод подъема пневматический Количество/мощность прожекторов, шт. /к. Вт 2/1 Управление прожекторами Ручное Масса полная, кг 10500 Габаритные размеры, мм 7400x 2500x

АСО — 20 Шасси Нефаз-4208 (6 x 6) Тип двигателя дизельный Мощность двигателя Квт, (л. с.) 176 (240) Макс. скорость, км/ч 80 Число мест боевого расчета в кабине водителя и в салоне 3/8 Высота выдвижения осветительной мачты от уровня земли, м 8 Тип привода выдвижения осветительной мачты ручная лебедка Количество и мощность прожекторов, шт/к. Вт 2/2 Управление ориентацией прожекторов дистанционное электрическое Тип электрогенератора ГС-250-20/4 Номинальное напряжение электрогенератора, В 400/230 Номинальная частота электрогенератора, Гц 50 Максимальная мощность электрогенератора, к. Вт 20 Масса полная, кг 14000 Габаритные размеры, мм 8600x 2500x

АД — 90 Шасси ГАЗ-33086 (4х4) Тип двигателя Дизельный Мощность двигателя Квт, (л. с.) 86, 2 (117) Макс. скорость, км/ч 80 Число мест боевого расчета (включая водителя) 5 Кабина Сдвоенная, салонного типа Подача установки дымоудаления, тыс. м 3/ч 90 Грузоподъемность технологического устройства, кг 500 Максимальный вылет стрелы технологического устройства, м 3, 5 Угол поворота стрелы технологического устройства вправо и влево, град. ± 185 Усилие на органах управления, Н (кгс), не более 150 (15) Масса полная, кг 5800 Габаритные размеры, мм 6900x 2500x

АР — 2 Шасси Кам. АЗ-43114 (6 x 6) Тип двигателя дизельный Мощность двигателя КВт, (л. с.) 176 (240) Макс. скорость, км/ч 90 Число мест для боевого расчета, чел. 3 Запас напорных рукавов м/шт. , Ø 77 мм 1200/60 Запас напорных рукавов м/шт. , Ø 150 мм 800/40 Максимальный расход лафетного ствола, л/с 40 Способ намотки рукавов механизированный Масса полная, кг 15100 Габаритные размеры, мм 8100x 2500x

АШ — 5 Шасси ГАЗ-27057 (4 x 4) Тип двигателя карбюраторный Мощность двигателя КВт, (л. с.) 110 (150) Макс. скорость, км/ч 110 Число мест для боевого расчета (включая место водителя), чел. 5 Масса полная, кг 3500 Габаритные размеры, мм 5500x 2000x

Использованные материалы Сайт Пож. Техника http: //www. pozhtechnika. ru Сайт Варгаши http: //vargashi. ru Справочник «Пожарная и Аварийно-Спасательная техника» Теребнев В. В, Семенов А. О. , Моисеев Ю. Н. и др. (2011)

К ручному немеханизированному инструменту относятся: пожарные багры, ломы , крюки, топоры, столярные ножовки, ножницы для резки электропроводов. По желанию заказчика в комплект может включаться и другой инструмент, например, гидравлические ножницы для резки арматуры.

С приводом от электродвигателя, двигателя внутреннего сгорания, сжатого воздуха, гидроагрегата; эластомерные пневмодомкраты, пневмозаглушки и пневмопластыри.

Классификация инструментов

По виду привода :

  • ручной немеханизированный пожарный инструмент: топор, багор, лом, крюк, а также комплект универсального инструмента и устройство для резки воздушных линий электропередач и внутренней электропроводки;
  • ручной механизированный пожарный инструмент с электроприводом, мотоприводом, пневмоприводом, гидроприводом.

По функциональному назначению:

Размещение инструмента и оборудования на пожарных автомобилях

Размещение ПО должно удовлетворять ряду требований: способствовать уменьшению ПА, не снижать его оперативной подвижности, его крепление и размещение должны быть травмобезопасными.

Для реализации изложенных требований размещение ПО в отсеках ПА должно подчиняться принципу эргономики, согласно которому оборудование, органы управления и приборы должны располагаться в соответствии с логикой деятельности человека.

При размещении ПО в отсеках АЦ следует учитывать возможности:

Ручной немеханизированный инструмент: ломы, багры, крюки, топоры, пилы, лопаты, ножницы для резки металлических решеток, комплект для резки электропроводов (ножницы, резиновый коврик, боты, резиновые перчатки, переносное заземление), комплект инструмента пожарного ручного немеханизированного УКИ-12, инструмент ручной аварийно-спасательный ИРАС.

К ручному немеханизированному пожарному инструменту относятся: пожарные ломы, багры, топоры, крюки, лопаты, пилы и комплект инструмента для резки электропроводов.

Пожарные багры предназначены для разборки кровель, стен, перегородок, стропил и других частей конструкций зданий и растаскивания горючих материалов. На пожарах используют багры двух типов.

Багор пожарный металлический (БПМ) состоит из крюка, копья, металлического стержня и рукоятки. Стержень изготовлен из трубы диаметром 20 мм. Крюк и копье изготовлены из стали Ст45 и подвергаются термической обработке. Крюк и метал-лическое кольцо приварены к стержню. Этими баграми укомплектовываются пожарные автомобили. РИС.

Пожарные ломы предназначены для вскрытия строительных конструкций и входят в комплект пожарных автомобилей.

(ЛПТ) предназначен для тяжелых рычажных работ по вскрытию конструкций, имеющих плотные соединения (полов, дощатые фермы, перегородки), а также для вскрытия дверей.

Лом представляет собой металлический стержень диаметром 28 мм. Его верхняя часть изогнута и образует четырехгранный крюк, а на нижней части имеется заточка на два канта.

Пожарный лом ПШ с шаровой головкой предназначен для обивки штукатурки, скалывания льда с крышек колодцев гидрантов.

Лом представляет собой круглый стержень, на верхнем конце которого имеется шар. Диаметр его 50 мм, плоский срез имеет диаметр 25 мм. На нижнем конце лома имеется заточка на два канта с шириной лезвия 12,5 мм.

Лом пожарный легкий (ЛПЛ) применяют для расчистки мест пожара, вскрытия кровель, обшивки и других подобных работах.

Он представляет собой металлический стержень диаметром 25 мм, верхний конец которого отогнут под углом 450 и заострен на четыре грани так, что образуется плоское лезвие шириной 10 мм. Длина заточки 80. Нижний конец лома также четырехгранный. На расстоянии 200 мм от верхнего конца имеется кольцо диаметром 30 мм для подвески его.

Лом пожарный универсальный (ЛПУ) используется для открывания окон и дверей. Он представляет собой металлический стержень с двумя отогнутыми частями.

Ломы изготавливаются из стали Ст45, заостренные их части подвергаются термической обработке.

В пожарной охране используются крюк для открывания крышек колодцев-гидрантов и легкий пожарный крюк. Пожарные крюки входят в комплект пожарных автомобилей.

Легкий пожарный крюк (ЛПК) предназначен для вскрытия конструкций внутри зданий и удаления их с места пожара. Крюк изготовлен из полосовой стали Ст45Н, сечением 25х12 мм. Длина крюка 395 мм, ширина 225 мм. Верхний конец крюка имеет заточку на два конца, с нижней заканчивается ушком для навязывания веревки толщиной 14…17 мм и длиной 1300 мм. Веревка заканчивается петлей длиной 500 мм. Масса крюка 1,5 кг.

Топор пожарный поясной имеет лезвие и кирку. Его лезвие пред-назначено для разборки деревянных конструкций. Кирка используется для проделывания отверстий в кирпичных и бетонных конструкциях, пере-движения пожарных по скатам крыш.

Полотно топора изготавливается из высокоуглеродистой стали У7, а его лезвие подвергается термической обработке. Топор насаживается на деревянное топорище и закрепляется к нему металлическими накладками. Топорище изготавливают из твердых сортов древесины (береза, клен, ясень, граб, бук). Топорище не окрашивается, т.к. краска может покрывать поверхностные трещины. Длина топора составляет 350…380 мм, а его масса должны бать не более 1 кг.

Лопата пожарная . Лопата является одним из видов пожарного инвентаря. Используется для тушения небольших низовых пожаров и подачи огнетушащих веществ к очагу воспламенения.

Существует два вида пожарных лопат:

Лопата штыковая используется для локализации или тушения небольших возгораний.

Масса: не более 2 кг

Габаритные размеры: 1500х230х170 мм

Лопата совковая предназначена для подачи песка в очаг возгорания.

Масса: не более 2 кг

Предназначен для вскрытия и разборки строительных конструкций при тушении пожаров. В комплект входит: две универсальные штанги с выдвижными рукоятками и набор сменных рабочих органов. Штанга универсальная имеет фиксирующие устройства для крепления рукоятки в двух положениях и установки одного из рабочих органов.

Техническая характеристика УКИ-12М:

  • Максимальный изгибающий момент, Нм – 785 ;
  • Максимальное растягивающее усилие, Н – 1960;
  • Продолжительность замены рабочих органов, с – 10;
  • Время вырезания отверстия диаметром 500 мм в листе кровельного железа толщиной до 0,8 мм, с – 180;
  • Масса штанги универсальной с рукояткой-крюком, кг – 5,3;
  • Масса комплекта в контейнере, кг – 28,0;
  • Габаритные размеры контейнера с инструментом, мм – 1000х295х270;
  • Срок службы, лет – 11.

Техническая характеристика ИРАС:

  • Максимальный изгибающий момент на рукоятку головки – 220 Нм.
  • Максимальный изгибающий момент на штангу вскрывателя – 160 Нм.
  • Масса полная – 5,0 кг.
  • Масса многоцелевой головки – 3,15 кг.
  • Масса вскрывателя – 1,82 кг.
  • Длина инструмента при выдвинутом вскрывателе – 825 мм.
  • Габаритные размер – 570х67х200 мм.
  • Срок службы – 6 лет.

Ручной механизированный инструмент, классификация по типу привода

Виды ручного механизированного инструмента в зависимости от привода:

  • от двигателя внутреннего сгорания (бензомоторный);
  • от электродвигателя (электрический);
  • от сжатого воздуха (пневматический)
  • от гидроагрегата или ручного насоса (гидравлический).
  • Переносной дымосос ДПЭ-7 с электроприводом
  • Электропила цепная консольного типа
  • Пневмодомкраты эластомерные;
  • Пневмопластыри эластомерные;
  • Отбойные пневматические молотки (бетоноломы)

:

  • Ножницы (кусачки) гидравлические;
  • Разжимы гидравлические;
  • Инструмент комбинированный гидравлический;
  • Домкраты гидравлические;
  • Устройства для вскрытия металлических дверей;
  • Устройства приводные гидравлические (ручные насосы и насосные агрегаты);
  • Гайковёрты гидравлические;
  • Пережиматели труб гидравлические.

и «Медведь». Виды, назначение, устройство и краткая техническая характеристика, область и порядок применения.

Гидравлический аварийно-спасательный инструмент (ГАСИ) «СПРУТ» – это:

  • высокие силовые характеристики при малых массе и габаритах;
  • простота и удобство в эксплуатации и обслуживании;
  • многофункциональность;
  • высокая эксплуатационная надежность, возможность использования в разных климатических условиях и др.

Рис.1. Кусачки КГC – 80Х

Предназначены для резания листового металла, труб, профилей, перекусывания арматуры.

Рис.2. Ножницы комбинированные КНКГС – 80

Применяются для резания металла, труб, перекусывания арматуры из стали, а также для раздвигания, поднимания и удержания грузов в фиксированном положении

Рис.3. Расширитель большой КРБГС – 80

Применяется для перемещения различных объектов, проделывания проходов в завалах, расширения щелей в стыке трудно раздвигаемых объектов. Для удержания грузов в фиксированном положении, деформирования и стягивания

Рис.4. Домкрат клиновой гидравлический ДКГ – 80

Применяется для отжатия стальных дверей, фланцев трубопроводов, расширения щелей, где отсутствие зазоров не дает возможности применения других инструментов.

Рис.7. Удлинитель барабанный ККУС – 1/15

Применяется в комплекте с гидростанцией для увеличения зоны работ гидроинструмента

Насос ручной РН 2080М предназначен для подачи рабочей жидкости в гидравлический инструмент. Приводится в действие рукой оператора. Может быть использован во взрывопожароопасных помещениях, шахтах. Оснащается рукавами высокого давления длиной 3 или 6 метров.

Рабочее давление 80,0 МПа
Тип насоса двух- ступенчатый
Полезный объем рабочей жидкости 2000 см3
Масса готового к работе насоса 11,9 кг
Рабочий объем на каждый такт, не менее:
- первая ступень 20,4 см3
- вторая ступень 2,25 см3
Габаритные размеры:
- длина 740 мм
- ширина 220 мм
- высота 176 мм

Катушка-удлинитель КУ2080-1/10М предназначена для подачи рабочей жидкости от насосной станции или ручного насоса в гидравлический инструмент, транспортировки и хранения рукавов. Является составной частью аварийно-спасательного переносного инструмента с гидроприводом.

Ножницы комбинированные НК2080М предназначены для расширения узких проемов, подъема, перемещения и удержания в неподвижном состоянии объектов, перекусывания и резки стальных прутков, уголков и других профилей, сжатия труб. Возможно применение совместно с набором принадлежностей НП 2080М. Оснащены гидрозамками.

Резак универсальный РУ2080М предназначен для перекусывания и резания стальных прутков, труб, уголков, различных профилей, тросов и кабелей при проведении аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций, аварий на транспорте, катастроф, пожаров, стихийных бедствий, а также при строительных и монтажно-демонтажных работах в различных отраслях промышленности.

Требования технического регламента о требованиях пожарной безопасности к пожарному инструменту

Пожарный инструмент в зависимости от его функционального назначения должен обеспечивать выполнение:

  • работ по резке, подъему, перемещению и фиксации различных строительных конструкций;
  • работ по пробиванию отверстий и проемов, дроблению строительных конструкций и материалов;
  • работ по закупорке отверстий в трубах различного диаметра, заделке пробоин в емкостях и трубопроводах.

Ручной механизированный инструмент должен быть оснащен предохранительными устройствами, препятствующими случайному попаданию в подвижные механизмы частей тела человека или одежды. Органы управления механизированным пожарным инструментом должны быть снабжены указателями, исключающими неоднозначное толкование размещенной на них информации.

Конструкция механизированного и немеханизированного пожарных инструментов должна обеспечивать возможность быстрой замены рабочих элементов.

Конструкция стыковочных узлов пожарного инструмента должна обеспечивать быстрое и надежное их соединение вручную без применения ключей или другого слесарного инструмента.

Конструкция пожарного инструмента должна обеспечивать электробезопасность оператора при проведении аварийно-спасательных работ.

Требования правил охраны труда при работе с ручным пожарным инструментом

Пожарный инструмент и инвентарь (ломы, багры, крюки, лопаты, топоры, пилы) должны иметь форму и массу, отвечающие эргономическим требованиям, и отвечать требованиям технических условий и мерам безопасности, определенным НПБ.

Долговечность инструмента (инвентаря) и безопасность работы с ним обеспечивается содержанием в исправном состоянии и своевременным техническим обслуживанием. Пригодность инструмента (инвентаря) определяется наружным осмотром и испытанием. С целью предотвращения несчастных случаев при работе с инструментом (инвентарем) при его осмотре следует обращать внимание на качество насадки инструмента на ручки и чистоту рабочих поверхностей. Топоры, пилы, ножницы для резки металлических решеток должны храниться в чехлах.

Металлические части топоров и багров должны быть надежно насажены на рукоятки. Прочность насадки должна быть установлена в стандартных и технических условиях на инструменты конкретного вида. Деревянные рукоятки должны быть изготовлены из прочных пород древесины, не иметь признаков порчи, сучков, трещин и сколов. Запрещается красить деревянные поверхности инструмента и инвентаря.

Ознакомление с размещением инструмента на пожарных автомобилях

Размещение инструмента должно удовлетворять ряду требований:

Во-первых, часть оборудования необходимо размещать, по возможности, в кабине боевого расчета. Это необходимо для того, чтобы уже при следовании на пожар боевому расчету можно было готовиться к выполнению боевой задачи. К такому оборудованию относятся кислородно-изолирующий противогаз, электрофонари.

Во-вторых, размещение оборудования в отсеках кузова должно быть подчинено необходимости минимальных затрат времени на боевое развертывание.

Рис. 13. Размещение пожарного оборудования в кузовах и кабинах пожарной автоцистерны АЦ-40 (131)-137:

1 - огнетушитель ОУ-2; 2 - шоферский инструмент; 3 - ключ гаечный 41-50: 4 - пожарный рукав 77 мм; 5 - пожарный ствол СВП-4; 6 - пожарный рукав 0 6Ь мм; 7 - колонка пожарная; 8 - разветвление трехходовое: 9 - крюк; 10 - сетка всасывающая; 11 - зажим рукавный; 12 - головка переходная ГСП-50Х80; 13 - головка переходная ГСП-70Х80; 14 - пожарный ствол PC; 15 - пожарный ствол РСК; 16 - шланг для пенообразователя; 17 - напорный пожарный рукав льняной 51 мм; IS - напарный пожарный рукав 0 51 мм; 19 - водосборник

Литература:

  1. Учебник для высших образовательных учреждений МЧС России М.Д. Безбородько, С.Г. Цариченко, В.В. Роенко, Н.И. Ульянов, М.В. Алешков, А.В. Рожков, А.В. Плосконосов, С.А. Шкунов, В.М. Климовцов, С.П. Храмцов «Пожарная и аварийно-спасательная техника» Москва 2012.
  2. Техника пожарная. Инструмент для проведения специальных работ на пожарах. Общие технические требования. Методы испытаний Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы