В какое время будет крестный ход. Крестный ход – что это такое и для чего он нужен? Примеры известных ходов

Одним из внешних проявлений религиозности у православного человека являются крестные ходы. Пасха Христова, храмовый праздник, день памяти чтимого святого или чудотворного образа — всегда сопровождаются крестным ходом, этим торжествующим шествием христиан. Если вдруг случается нашествие врагов, эпидемия, пожар — народ несет по улицам образ чтимого святого.

Каково происхождение крестных ходов, в честь кого и когда они проводились?

Крестным ходом называется торжественное шествие священнослужителей и верующих мирян с иконами, хоругвями и другими святынями. Существуют также чрезвычайные Крестные ходы, устанавливаемые Церковью по особо важным случаям.

Крестные ходы получили свое начало из Ветхого Завета. Древние праведники часто совершали торжественные и всенародные шествия с пением, трубоглашением и ликованием. Повествования об этом изложены в священных книгах Ветхого Завета: Исход, Числа, книги Царств, Псалтирь и других.

В новозаветной истории установителем Крестных ходов был Сам Господь наш Иисус Христос. Вход Господень в Иерусалим – образец Крестного хода, данный самим Господом, Который торжественно вошел в город на крестные страдания в сопровождении народа и при всеобщих восклицаниях: «Осанна Сыну Давидову».

В IV-ом веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Для этого были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носились по городу вместе со святыми иконами. Люди шли с зажженными свечами. Так возникли наши церковные крестные ходы. Позже в борьбе с ересью Нестория, специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский, видя колебания императора.

Позже в Константинополе для избавления от массовых болезней выносили из храмов Животворящее Древо Честнаго Креста и носили по улицам города. Так установился праздник, получивший название Происхождение (изнесение, исхождение) честных древ креста Господня (1/14 августа). Затем утвердилась традиция проводить Крестные ходы вокруг храмов в Великие и престольные праздники, к источникам, на освящение воды в праздник Богоявления (Крещение). Обязательный Крестный ход и самый радостный проходит в праздник праздников – Пасху.

С течением веков крестные ходы стали совершаться не только на праздник Светлого Христова Воскресения. После прекращения эпохи гонений на христиан крестные ходы становятся повсеместными. Они настолько прочно вошли в чинопоследования православного богослужения, что сейчас любое значимое церковное торжество без них просто немыслимо.

Свое название «крестный» эти шествия получили от несомого впереди креста. Иисус Христос, идя на страдания, нес на плечах крест. Поэтому и мы несем впереди хода распятие. Крест, икона Божьей Матери, свечи, церковные знамена-хоругви, иконы, мощи — вот неизменные святыни этих процессий. Это символы единения с Церковью небесной.

На Руси всегда любили Крестные ходы, ценили их очистительную и молитвенную силу. Народная вера в скоропоспешение в помощи небесных заступников, чествуемых во время Крестного хода, была безгранична. История Святой Руси буквально с первых дней своего рождения связана с Крестным ходом.

Представляют интерес правила поведения во время крестного хода, составленные митр. Филаретом по поводу конкретного шествия из Голутвина монастыря в Коломну в память о прекращении холеры, но носящие общий характер.

«Духовенство должно напомнить благовремение себе и прочим, - говорилось в этих правилах, - что, дабы сие благое начинание принесло благий плод, для сего надобно, чтобы дело Божие совершаемо было с глубоким и непрерывным благоговейным вниманием. Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, иконы которых в нем шествуют, приближаясь к Самому Господу, поколику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает святыню небесную; присутствие креста Господня и святых икон и кропление освященною водою очищает воздух и землю от наших греховных нечистот, удаляет темные силы и приближает светлые. Пользуйся сею помощью для твоей веры и молитвы и не делай ее бесполезною для тебя твоим нерадением. Слыша церковное пение в крестном ходе, соединяй с ним твою молитву; а если по отдалению не слышишь, призывай к себе Господа, Божию Матерь и святых Его известным тебе образом молитвы. Не входи в разговоры с сопутствующими; а начинающему разговор отвечай безмолвным поклоном или кратким только необходимым словом. Духовенство должно быть примером порядка и благоговения, а мирские не должны тесниться между духовенством и расстраивать порядок . Не беда, если отстанешь телом: не отставай от святыни духом».

Крестные ходы наиболее ярко показывают народный характер православия на Руси, способствуют укреплению веры и духа, единению славянских народов. Во время шествий Храмом становится природа, небо, а человек — это свеча, пламенеющая к Богу. Все, что встречается по пути шествия — здания, земля, люди, — освящается непрерывной молитвой и получает благословение от высшего духовного лица. Велика помощь и значение Крестного хода. Многие отцы Церкви подчеркивают их важность и великую духовную силу.

Порядок крестного хода

Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева — икону Воскресения.

Каждый участник крестного хода должен помнить, что:

  • Крестный ход не увеселительная прогулка, а тяжелый физический и еще больший духовный труд;
  • Обязан беспрекословно слушаться священника и руководителя крестного хода;
  • Нужно всегда быть духовно внимательным, не вести мирские разговоры, а молиться;
  • Желательно молиться Иисусовой молитвой;
  • Разночинное чтение в голос акафистов и молитвенных канонов нарушает покой рядом идущих, потому тем, кто любит чтение оных, лучше читать их про себя;
  • Стараться думать не о своем удобстве, а об удобстве окружающих, не раздражаться на братьев по ходу;
  • Во время привалов не оставлять мусор: бутылки, упаковки, бумаги и пр.
  • В местах ночевки не обременять хозяев лишними просьбами, думать, что и в следующем году здесь кого-то должны принять;
  • Заранее написать записки о здравии и упокоении для панихид и молебнов;
  • Взять в ход почитаемую икону, приспособив ее для удобного ношения на длительное расстояние;
  • Взять необходимую медицинскую аптечку: лейкопластырь, бинт, йод, вату, таблетки. (Например: цитрамон, фталазол, и пр.);
  • Обязательно иметь головной убор защищающий от солнца, и теплую легкую кофту или ветровку на вечер;
  • Купить туристический коврик в спорттоварах. Очень удобен и практичен на привалах и ночлегах.
  • Иметь с собой две маленькие пластиковые бутылки для воды;
  • Не брать того, без чего можно несколько дней обойтись;
  • Взять комплект сменного и чистого белья для службы в церквях;
  • Обувь должна быть легкой, если кроссовки, то кожаные, чтобы нога дышала. Обувь должна быть не новой, привычной для ноги;
  • Еды брать немного и легкоусвояемую: орехи, сухофрукты;
  • Обязательно ложку и кружку; спички, складной нож;
  • Предметы личной гигиены;
  • Две смены нательного белья и носков (включая теплые);
  • Взять легкий плащ на случай дождя или кусок легкой клеенки, достаточной, чтобы укрыться;

Все вещи должны поместиться в рюкзак или небольшую сумку через плечо.

В руках ничего не нести!

Мужчины должны быть готовы подменять несущих икону или хоругви, а также оказывать помощь немощным.

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма Вознесения Господня, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской митрополии. Передача из Екатеринбурга.

- Сегодняшний день отмечен одним важным событием. 3 июня из Свято-Серафимовского собора города Кирова стартовал многодневный и многокилометровый всероссийский Великорецкий крестный ход. Множество людей участвует в этом шествии. Они пройдут 180-километровый крестный путь. У этого крестного хода есть официальная страница http://velikoretsky-hod.ru/ , где можно проследить за передвижением людей и маршрутом. В Екатеринбурге в День защиты детей тоже прошел детский крестный ход. А также в ночь на 17 июля в Екатеринбурге пройдет крестный ход к Ганиной Яме, к месту, куда была увезена святая царская семья. Поэтому сегодня я предлагаю начать программу с темы о крестных ходах, поговорить о том, почему мы совершаем такой подвиг и для чего он вообще существует. Для начала поговорим об этимологии этих слов: почему «крестный» и почему «ход»?

Великорецкий крестный ход - самый древний из всех существующих крестных ходов. Десятки тысяч людей участвуют в нем. Будем считать, что он идет не из Кирова, а из Вятки - все-таки вернемся к историческому названию этого города. Крестный ход идет из Вятки, с того места, где была явлена икона святителя Николая Чудотворца на реке Великой. Ради чего совершается этот крестный ход? Неким крестьянином на реке Великой была обнаружена икона святителя Николая, которая была освящена чудесным образом. Недоумевая, что это, он икону взял и привез в Вятку. Жители Вятки дали обет каждый год с этой иконой совершать поклонение - ходить на то место, где она была обретена, и воздавать честь, благодарность святителю, который через эту икону огромное число молитв (озвученных или не озвученных), а также просьб жителей Вятки услышал и исполнил. Эта икона стала главной святыней для вятичей. И Великорецкий крестный ход - это внешнее выражение благодарности Богу и святителю Николаю за эти милости.

Я не историк, и проследить ретроспективу, когда в истории был зафиксирован первый крестный ход, мне сложно. Наверно, не ошибусь, если скажу, что первым крестным ходом был крестный путь нашего Спасителя, который Он совершил под тяжестью Креста, возложенного римскими воинами по приговору Понтия Пилата и по предательству израильского народа. Это первый крестный ход, в итоге которого была принесена спасительная жертва Господа за род человеческий. Итогом этого крестного пути стало Воскресение и победа над смертью. Пожалуй, это самый главный смысл любого крестного хода и жизни христианина: прожить свой путь, не роптать под тяжестью того креста, который на нас возлагает Господь или который мы сами на себя подымаем, и прийти ко спасению собственной души.

Второй исторический факт, который у меня ассоциируется с крестным ходом, - это событие, произошедшее спустя девять веков, которое мы вспоминаем как праздник Похвалы Божией Матери. Мы его совершаем в конце Великого поста или во время праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Жители Константинополя, осажденного варварами, понимали, что нет надежды на спасение, город сейчас будет захвачен, разорен и реки крови будут литься по мостовым Константинополя. Единственную надежду они возложили на Матерь Божию и прошли вокруг стен Константинополя с поясом Божией Матери и иконой, которая хранится во Влахернском храме. Мы знаем, что Матерь Божия спасла город. Многочисленные войска, осаждавшие город, были уничтожены, а жители спасены.

Вчера Церковь воспоминала святого благоверного князя Довмонта Псковского, в святом крещении Тимофея. В его житии описывается подобное явление: по кончине святого князя Довмонта, который был защитником Пскова, город был осажден. Как говорит житие, около 100 000 немецких рыцарей и варягов, нанятых ими, окружили Псков и готовы были его захватить и превратить в руины. Князь Довмонт во сне явился нескольким горожанам и призвал их взять мантию, которой накрыта его гробница. С этой святыней они прошли по стенам города, и город был освобожден. Это третий пример в истории, когда был совершен крестный ход. В двух последних примерах (в Константинополе и Пскове) люди шли в крестный ход не от переизбытка благочестивых чувств, не потому, что им так хотелось стяжать особую небесную благодать, умиление и слезы. А они пошли в крестный ход, потому что понимали: надеяться больше не на что, сейчас будет горькая и жестокая смерть нам и детям нашим. Надежды человеческой больше нет, что-то надо делать, обращаться к Богу. Этот вопль, в отчаянии принесенный, был услышан. Господь заступился.

Мы сегодня совершаем крестные ходы. Они красивые - например, в Светлую седмицу вокруг храма. Сейчас лето, начинается целая череда крестных ходов. Великорецкий из них самый протяженный и массовый. Надо понимать, что это не просто красивая традиция. Да, это благодатно и красиво: столько людей, хоругви, иконы, какие все благочестивые! А на самом деле идет толпа грешников, «толпа проблем». Я знаю многих людей, которые ходят в крестный ход. Из Екатеринбурга уехали прихожане нашего храма на Великорецкий крестный ход, знаю людей, которые участвуют в Борисоглебском, Иринарховском крестных ходах. Они идут туда не для того, чтобы пообщаться с подобными православными, насладиться благодатью. Они несут туда свои проблемы - пьют мужья, не слушаются дети, есть какие-то болезни. Человек идет, понимая, что у него неизлечимая болезнь, надеяться не на что: «Остатки сил принесу Богу, может, Он примет это, либо даст здоровье, либо терпение нести эту болезнь». Такие люди, погибающие в своих грехах, немощах, страданиях, страстях, собираются, подобно жителям Пскова или Константинополя, в надежде, что Господь примет хотя бы это шествие и избавит от того, от чего человек сам не в силах избавиться.

О чем свидетельствуют люди, которые прошли этим путем? Это очень тяжело. Представьте: 180 км пешком по бездорожью, в любую погоду. Хоть гроза, хоть жара, они идут, ночуют где получится, кто в поле, кто на полу. И они приносят эти труды в надежде, что Господь примет. Господь принимает, конечно, но не массово. Не все 70-80 тысяч сразу исцеляются, просвещаются, и проблемы исчезают. Люди говорят: «Мы прошли, получили такой заряд утверждения в вере, в желании благочестивой жизни, что на год вперед до следующего крестного хода этот заряд подпитывает и удерживает от падений и человеческих немощей».

Сейчас много крестных ходов будет совершаться. Конечно же, это царский крестный ход, который будет в ночь с 16 на 17 июля в Екатеринбурге, протяженностью 21 километр. Около 50 тысяч человек собирается на этот крестный ход. Основным лейтмотивом царского крестного хода является молитва за нашу страну, покаяние, которое мы приносим Богу перед царской семьей за грех убиения государя и грех нашей собственной теплохладной, комфортной, сытенькой жизни. Молимся и надеемся, что Господь пошлет испытания, даст терпение в этих испытаниях и через это делание христианское нашу страну, нашу Русь все-таки соделает вновь святой, устремленной прежде всего не к жизни на земле, чтоб все было сытно, хорошо, спокойно, комфортно, но чтобы народ искал прежде Царства Небесного, а потом уже всего остального.

Есть не только традиционные крестные ходы, когда люди берут крест, икону и с молитвой отправляются в путь. Есть, например, замечательная традиция, когда люди садятся на суда, на байдарки, дети и взрослые, берут иконы, хоругви, даже небольшую колокольню на байдарку устанавливают, и такой крестный ход отправляется по реке. Люди преодолевают около 100 километров. Совершается это по территории Ярославской и Тверской областей, по реке Нерль. По дороге участники крестного хода, или сплава, посещают множество сел, в которых когда-то были храмы, наполненные жизнью. А сейчас храмы заброшены, жители тоже заброшены. Это миссионерский крестный сплав, жители этих сел знают, когда ожидать пришествия юных молитвенников. Это радость и возможность один раз в году поучаствовать в молебне, в литургии в заброшенных храмах. Даже есть традиция совершать литургию на острове. Однажды произошла трагедия: когда поднимали воды Рыбинского водохранилища, были затоплены населенные пункты. И возникла такая картина: посреди моря колокольня торчит. Есть там остров, на котором стоял некогда храм, сейчас видна земля из воды и остатки кирпича. На этом острове совершается литургия, на том месте, где некогда стоял храм. Такой крестный ход обращен не только к людям, которые в нем участвуют, но еще к сотням тех, которые ожидают его в этих деревнях. Во время ночевок проводятся беседы, концерты. Люди прикасаются к той духовной жизни, которая в течение всего года для них недоступна. Вот такой результат.

Вопрос от телезрителя Алексея из Санкт-Петербурга: «Я слышал, что в древние времена, в первые христианские столетия, было такое правило: в Петров пост постились все, кому не удавалось хорошо, тщательно попоститься в Великий пост, например путешествующие. А если человек проводил Великий пост тщательно, то он освобождался от Петрова поста. Слышали ли Вы о таком правиле?»

Да, я слышал о такой традиции, что Петров пост устанавливался для тех людей, которые либо не имели возможности пройти должным образом путь Великого поста, либо не имели такого желания - например, только крестились накануне, в Великую Субботу. Естественным образом они не постились в течение Великого поста. Пост посвящался апостолам. Эти труды, которые христиане приносили за короткий срок Петрова поста, давали определенные плоды. Сегодня идет обсуждение: «Коль в древности не существовало Петрова поста, для чего сейчас мы усердно постимся и в Великий, и в Петров? Давайте отменим Петров пост. Раз мы постились в Великий пост, значит, в Петров поститься не будем». По этому поводу есть интересные доводы «за» и «против». Синодальная комиссия собрала множество умных, образованных и богословски, и исторически духовно опытных людей, которые готовят предложения по поводу отношения к Петрову посту. Скажу только как священник и как христианин: я сейчас с радостью жду окончания сплошной недели, того момента, когда начнется Петров пост. Великий пост называется «весной духовной». Когда он начинается, душа расцветает, как яблоня, которая по весне согрета солнцем, выбрасывает свои листики и цветет. А когда заканчивается пост? Ну кто не переживал эту печальную реальность: Пасха, радость, Воскресение Христово, неделя, вторая, третья - и та напряженность духовной жизни уходит, появляется время для расслабления, какие-то сожаления, что тот вкус духовной жизни размывается, теряется. И где его найти? Возможность посвятить две-четыре недели Богу - это радость лично для меня и для тех людей, которых я, как священник, окормляю. Ждем возможности попоститься, изучить Деяния апостольские, Послания святых апостолов, ожидаем поста, чтобы воздержать свое чрево и потренироваться во благочестии и этим принести пользу себе и окружающим людям, которые, видя нас постящимися по-настоящему, получат пользу. Пост означает не просто то, что мы что-то не едим, а нужно ограничивать себя в зрелищах, праздных разговорах. Это приносит пользу не только человеку, но и окружающим его людям. Кто как, а я считаю, что для христианина это большая польза и кто попостится, тот приобретет. Есть люди, которые ищут: «А как бы нам не поститься?» Не поститесь. Вам Бог даст что-то другое, какую-то другую благодать, может быть, болезнь какую-то пошлет, скорбь, а может, призрит Своей любовью, согреет сердце так, что вам и без поста будет хорошо. Этот пост освящен нашими предками в веках. В житии преподобного Варлаама Хутынского, великого святого, почитаемого в Церкви, упоминается о том, что он во вторник или в четверг первой седмицы Петрова поста летом на санях приехал к князю, заранее предсказав этот приезд. То есть Петров пост для людей, которые жили во времена преподобного Варлаама Хутынского, несшего такие миссионерские труды, был важной вехой, для них это было существенно. Они тоже, наверно, знали, что эта традиция идет от святых апостолов, не от Господа Иисуса Христа. Сложилась такая традиция, мы ее приняли, поэтому, наверно, Русь Святой называется. Вера была на Руси, а на Западе без постов она охлаждалась, выхолащивалась, и сейчас там пришли к тем бедам, которые есть. Поэтому сила традиции имеет значение, особенно для русского человека традиция много значит. Я считаю, что традиции надо сохранять, соблюдать бережно, с любовью. Тогда Господь много чего подаст человеку постящемуся. Если кому-то тяжело, то достаточно послаблений есть для людей, которым тяжело, которые болеют, которые немощны. Думаю, что вам ваш духовник определит ту меру, которую вы можете понести. Тем более пост не строгий, рыбка благословляется. Так что попостимся постом апостольским, благоприятным.

Вопрос от телезрительницы Тамары из Волгограда: «Я покупаю иконки в храме и ставлю их не на полочки, а приклеиваю клеем к стенке. Это грех?»

Если клей крепкий и иконки не отваливаются от стенки, это не грех. Я думаю, что вы с любовью приклеиваете и потом перед ними молитесь. А если они плохо приклеены, падают или уголки отворачиваются, найдите хороший клей. Важно только, чтобы иконки не падали и чтобы вы, взирая на них, обращались к Матери Божией, к Спасителю, к святым угодникам. Это очень благодатное дело. Покупаете, прикрепляете, молитесь и за нас, и за всех слушателей и зрителей телеканала «Союз». И это будет большое благодеяние, а не грех.

Мы говорили ранее о том, что те, кто участвует в этих торжественных шествиях, - это люди кающиеся, грешники, как Вы сказали - «толпа проблем». А если брать детские крестные ходы, есть ли такое ощущение этого события в душах детей, что они - грешники, что они совершают некий подвиг? Или для них это одно из торжественных мероприятий, в которых они участвуют?

Это воспитательное мероприятие для детей, которые участвуют в этих ходах.

- Проводится ли воспитательная работа, чтобы объяснить значение происходящего?

Дети, которые участвуют в крестном ходе 1 июня и в крестном сплаве по реке, - это не случайные дети. Они шли к этому крестному ходу определенное время, учась в воскресной школе, готовясь к сплаву, изучая маршрут, изучая иконы, которые будут у них в руках. Время подготовки - серьезный воспитательный момент. Вот дети в школу ходят, уроки делают, но зачем, для чего - не очень понятно. Чувствуется бесцельность, бессмысленность их существования. Они погружены в социальные сети, в свои детские проблемы. Есть такое ощущение несерьезности, виртуальности всего, что они делают. Когда ребенок одной ногой живет в виртуальном мире, он имеет возможность прикоснуться к настоящей жизни тогда, когда отправляется в крестный сплав по воде, оказывается в деревне. Городские жители видят другую реальность, совершенно других людей, жителей далеких сел и деревень. Для нас они сегодня как инопланетяне. Как меняются выражения лиц и поведение детей, когда они начинают беседовать с жителями этих деревень: совершенно другой говор, совершенно другое ощущение времени. Они проживают год, а кто-то два года своей жизни в том опыте, который приобретают: преодоление себя, общение с теми людьми, которых бы они никогда не встретили ни на телеэкране, ни в инстаграме. Они получают опыт доброделания. И знают: то, что они сейчас делают, - это добро. Оно приносит радость и утешение. На целый год они получают заряд энергии, потому что длительное пребывание в таком доброделании не проходит бесследно для души. И когда возвращаются в свои квартиры, в круг друзей и товарищей, они чувствуют, что было так хорошо, а теперь этого нет. Где это «хорошо»? Это «хорошо» там, где «двое или трое собраны во имя Мое», там, где Церковь. Люди, которые прикоснулись к продолжительному доброделанию, потом ищут возможность общения, продолжения этого доброделания в воскресной школе, в Церкви, на приходе. То же самое относительно тех детей, которые позавчера у нас прошли по улицам Екатеринбурга. Люди живут в городе, они знают, что жизнь городская - хаос, суета, что-то рекламируют, что-то продают. И то, к чему они прикасаются в Церкви, они не встречают на улицах, в переулках, на проспектах города. А здесь имеют возможность эту церковную, внутреннюю, сокровенную жизнь открыть перед окружающими людьми и быть не просто какими-то стоящими сбоку малышами, а это их миссионерское делание. Сам ребенок идет с крестом, с иконой, он поет Господу песни, гимны. Когда закончился крестный ход, дети подошли к часовне в честь святой Екатерины. Там когда-то был храм. К ним подходили ровесники, интересовались: «Ребята, а что у вас тут происходит?» И каково это юному хоругвеносцу рассказать и обосновать это так, чтобы заинтересовать сверстника серьезностью и благодатностью своего делания? Это, по сути, экзамен того, что он изучал в течение года в воскресной школе, или экзамен на веру и верность, которые он приобретает в храме. Одно дело - смутиться, застесняться: ведь все такие разодетые, раскрашенные, под музыку пляшут в День защиты детей, а мы как-то иначе себя ведем. А вот обосновать, не смутиться - это серьезное испытание. Если ребенок оказался на это способен, то есть надежда, что когда он завтра-послезавтра будет идти по улицам этого же города, проходить мимо храма, то не постесняется осенить себя крестным знамением. Когда он окажется в школе и будет видеть какое-то общественное злодеяние, кого-то из младших будут оскорблять, у него будет за что зацепиться, у него будет «уступчик» в душе, на который он сможет встать и не соскользнуть, не быть как все, а все-таки остаться личностью, которую мы видели здесь во время крестного хода. Это очень важно для окружающих и для участников крестного хода.

Вопрос от телезрителя Евгения из Белгородской области: «Христос говорил с фарисеями о посте. Они у Него спросили: «Почему Твои ученики не постятся?» Он сказал: «Как они могут поститься, когда с ними Жених. Когда Жених у них отнимется, тогда и они будут поститься». Жених - это Христос. И пост ради Него совершался. А Петров пост совершается ради апостолов? И почему пост именно в честь апостола Петра, почему мы обошли апостола Иоанна? Он-то один-единственный не убежал и не отрекался от Христа».

Христианин - это человек, который ищет возможности любую жизненную ситуацию использовать для душевного спасения. Мы постимся ради Христа: в Великий пост - ради Христа и в Петров - ради Христа. Мы же причащаемся Тела и Крови Христовых. Венец поста - это подготовка к Причастию Святых Христовых Таин, не Петра и Павла или Иоанна, а Христа. Поэтому пост называется Петровым, но это не значит, что мы постимся в честь Петра, и не значит, что мы не замечаем Павла или других апостолов. Давайте так рассуждать: во-первых, во время Петрова поста Церковь призывает христиан внимательно отнестись к Тому, о Ком свидетельствовали апостолы; во-вторых, устремиться к подражанию житий святых апостолов. Мы можем очень быстро скатиться в протестантизм: «Ничто не важно, важен только Иисус Христос и Евангелие. Больше нас ничего не интересует». Мы знаем, что таким мнимым сосредоточением на Иисусе Христе и на тексте Евангелия протестанты себя лишили огромного спектра духовных средств, которые Господь и Церковь дают человеку, христианину. Не хотелось бы идти этим путем и ограничивать себя. Господь избрал апостолов и послал их на проповедь, чтобы они разносили по всей земле весть об Иисусе Христе, о Евангелии. Иисус Христос мог сказать: «Я - главный. Веруйте в Меня, Я буду проповедовать по всей земле о Себе». Господь так не поступает. Он открывает Себя ученикам, апостолам, Он дает им в день Пятидесятницы Духа Святого, для того чтобы их слово было не словом человеческим, исполненным каких-то пороков и похоти, а словом божественным, исполненным силы Духа Святого. Дальше Он говорит: «Идите и проповедуйте Евангелие всей твари». То, что мы знаем о Христе, мы знаем от апостолов. Не стоит ли хотя бы ради этого 2-4 недели посвятить тому, что говорили, писали, какую жизнь прожили и как ее окончили святые апостолы. Петров пост по традиции оканчивается 12 июля, в день памяти святых апостолов Петра и Павла. Если вас смущает, что в этот день мы оканчиваем пост и двух апостолов возвеличиваем, а остальных унижаем, не расстраивайтесь. Поститесь до 13 июля, в этот день Церковь совершает память собора святых апостолов, всех двенадцати. Продолжите поститься еще один день и посвятите этот пост Иоанну Богослову, Иакову Зеведееву, Андрею Первозванному и прочим святым апостолам, которых, я не сомневаюсь, вы любите, почитаете, читаете и житию которых вы подражаете. Продолжите до 13-го числа, придите в храм на службу (в Белгороде, я не сомневаюсь, есть храм во имя собора 12 апостолов), это будет вашим добрым делом, добрым почитанием святых апостолов Христовых. Вы начали со слов: почему ученики Христовы не постятся, а Господь отвечает, что настанет время, когда отнимется Жених. Да, такое время настало. В среду Иуда предал Христа, в пятницу Господь был отнят у учеников, распят на Кресте. Поэтому каждая среда и пятница - постные дни. Христианин внимательно относится к среде и пятнице, не просто меняет рацион, а обращает внимание на то, какие богослужения совершаются. В пятницу всегда почитается Крест Христов, в среду - Матерь Божия. Внимание к этим деталям, безусловно, сделает и ваш пост, и пост любого человека более осмысленным и быстрее приводящим к Иисусу Христу. Очень бы я этого желал вам и себе.

Вопрос от телезрителя Артема из Сочи: «Во время богослужения мы молимся святым, чтобы они молили Бога о нас. Богородице мы молимся словами «спаси нас», хотя в Евангелии сказано, что Учитель у нас один - Христос. Почему мы молимся Богородице «спаси нас», а святым - «молите Бога о нас»?»

Такова традиция. Этим мы подчеркиваем особую роль Божией Матери в деле спасения человечества. Так Богу было угодно, что именно через избранную Деву пришел в мир Богочеловек Иисус Христос. Бог настолько доверился этой личности, этой Деве, что Она Его учила человеческой жизни, Она Его учила ходить, говорить, писать. Она была Его самым близким человеком на этой земле. Эта близость выразилась в событии Успения Пресвятой Богородицы, когда Господь Сам пришел на землю в Гефсиманию для того, чтобы взять душу Матери Божией, а потом и тело и вознести на Небо. Эти особые отношения Божией Матери и Богочеловека, Ее Сына, Иисуса Христа, подчеркиваются тем, что к Ней мы видим особое отношение. Она - приведшая Спасителя в мир, послужившая делу спасения, мы к Ней обращаемся: «Матерь Божия, как Ты послужила для спасения всего человечества, так и прошу послужить делу спасения лично меня». Мы обращаемся к Ней: «Спаси нас». Но это нисколько не умаляет достоинства святых Божиих угодников.

Мы читаем житие святителя и чудотворца Николая о том, как он неоднократно спасал людей погибающих, которых готовились казнить отсечением головы мечом или которые тонули на корабле. Они молились не по молитвослову или чиновнику. У них был вопль, в котором сосредоточена вся вера: «Я погибаю, прошу помочь, спасти!» Такая молитва была услышана. Здесь, в этих словах «Пресвятая Богородице, спаси нас», «святые угодники Божии, молите Бога о нас», не догматическая компонента, а скорее мера участия Матери Божией и святых в нашей жизни и в деле нашего спасения. Мера Богородицы большая, нежели мера святых угодников Божиих, которые так же участвуют, так же помогают, но все же не в той мере, не в той степени, значении и близости к Богу и людям, как это явлено у Божией Матери. Но, обращаясь в тяжелой ситуации к почитаемому вами Божиему угоднику - святителю Николаю, святителю Спиридону, святому великомученику Георгию, святым Константину и Елене и другим, - вы нисколько не оскорбите Матерь Божию. Я думаю, вы будете услышаны и теми, чье имя призываете. Но это традиция, которая есть в Церкви, освященная тем, что этой традицией жили поколения людей до нас и в этой традиции они воспитались в святости и вошли в Небесное Царство. Для них нисколько не стала препятствием такая формулировка, чтобы веровать в Воскресшего Христа, Божию Матерь и святых угодников и подражать их житию. Это помогло им самим стать святыми и войти в Небесное Царство. Если мы, как христиане, будем с любовью принимать церковную традицию, как дети с любовью принимают тот язык, на котором разговаривают их родители, то это будет для нас спасительно.

Сегодня я шел по улице и увидел издалека красивую семью: папа статный, мама, скромно и красиво одетая, и двое ребятишек. И я слышу, что они «галдят» на среднеазиатском языке, я даже не знаю, какой это язык. Если бы я сначала услышал язык, то, может быть, у меня не лучшие мысли родились (на нашей земле не очень любят пришельцев из других стран). А я сначала увидел красоту этой семьи, эту любовь, которая присутствует. Они шли как одно целое. А когда приблизились, мне не осталось ничего другого, как прославить Бога: «Господи, слава Тебе, питающему и благословляющему всякого человека, живущего на земле». И если мы, как дети, воспринимаем ту традицию, которую наши предки своим потом и кровью принесли, сохранили, то мы приближаемся ко спасению. В Греции другая традиция, у коптов - третья. Они живут так, как приняли от своих отцов. Давайте же жить и спасаться в той традиции, которую для нас сохранила Православная Церковь.

Хочу вернуться к теме Дня защиты детей и к всероссийской акции в защиту и воспоминание тех детей, которые могли бы быть среди нас. Речь идет о нерожденных детях. В чем суть этой акции, как она проходила?

Всеми любимый пастырь, протоиерей Дмитрий Смирнов, который является председателем Патриаршей комиссии по делам семьи и детства, обращаясь к Святейшему Патриарху и обсуждая с ним тему абортов, получил от Патриарха благословение приложить все возможные усилия для того, чтобы эту беду, этот мор с нашей земли извести. И Патриарх, собственно говоря, благословил проведение 1 июня, в День защиты детей, особого молитвенного делания: прочитать покаянную молитву Богу нашему, Матери Божией, святым угодникам с просьбой эту чуму отвести от нашего народа, нашей страны, возжечь свечи на солее, чтобы обозначить, что в этом дне, в этой молитве присутствует некая исключительность. В Екатеринбурге были подготовлены 5 тысяч красных лампадок, на них нанесена информация об этой покаянной акции. Эти лампадки были розданы по храмам города, епархии, предупреждены СМИ. Таким образом, 1 июня священники обращались с амвона, говоря о том, что дети, которые находятся у мамы под сердцем, дети, находящиеся во чреве, - это полноценные живые граждане, что аборты - это убийство полноценных граждан. Мы должны защищать не только тех детей, которые живут, а тех, которые живут под сердцем у матери. Эти слова ретранслировались множеством телеканалов. Мы надеемся, что они были услышаны телезрителями. Есть надежда, что Господь все-таки слышит Церковь Свою и исполняет то, что мы просим. Люди узнали, услышали, устыдились того, что было совершено, или того, что намеревались совершить, - слава Богу! В храмах вся солея, все ступени, которые перед амвоном и слева и справа от него, были заставлены рядами горящих лампад. Мы понимали, что лампадки с огоньком люди принесли не просто так. У кого-то на совести один-три загубленных ребенка. У кого-то непротивление, содействие, глупые советы людям совершить это преступление. Видишь, как горят эти лампадки, и сердце тает; люди пришли. Надо было посмотреть в глаза этим людям, которые молились: столько горя и надежды было в них сокрыто, надежды на то, что когда души загубленных детей, которые предстоят перед Богом, встретятся с их душами, то встреча не будет такой страшной, за совершенный грех не будет низведения в ад. Все-таки будет надежда на спасение. Мы знаем, что Святейший Патриарх выступил с инициативой в Госдуме, чтобы аборты были исключены из системы обязательного медицинского страхования, чтобы не совершались аборты за счет государства, налогоплательщиков. Непросто такая инициатива проходит. Есть высокопоставленные люди, которые сопротивляются этой инициативе Патриарха. Но я очень надеюсь, что Господь, Который столько раз творил чудо на нашей земле, эту людоедскую практику из нашего народа изведет. Дети будут рождаться, воспитываться - и будут соблюдать Петров пост (эта традиция не уйдет из нашей жизни). Они тоже будут входить в Небесное Царство не как мученики, не сподобившиеся крещения и ожидающие встречи со своими горе-родителями, а так, как входили дети святых угодников Божиих.

Ведущий: Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Наталья Маслова

Пасхальная служба – одно из самых важных событий для православных. В храмах проходят важное для верующих служение. Великий пост заканчивается сразу после того как завершится Божественная Литургия и причащение. Начинается главное событие года для православных за несколько часов до полуночи, а завершается служба в 4 утра.

Богослужение в Воскресенье Христово начинается с Крестного хода в полночь. В это время в храм могут прийти все желающие. Те, кто хочет попасть внутрь и пробыть в церкви всю службу, приходят заранее. Другие же могут наблюдать за процессом с улицы или посмотреть прямую трансляцию по телевизору.

Как совершается Пасхальный Крестный ход

В 2019 году 28 апреля все православные отмечают Пасху. В храмах служба начнется 27 апреля, в Страстную Субботу за некоторое время до полуночи. Начинается торжественное богослужение с зажжение священнослужителями свечей. То же самое делают люди, пришедшие в это время в храм. В алтаре начинается пение, которое подхватывает пасхальный трезвон.

После этого начинается долгожданный Пасхальный Крестны ход, который проходит по следующим правилам:

  1. Шествие возглавляет человек, несущий фонарь. После него идет священнослужитель с крестом, далее – образ Девы Марии. Завершает Крестный ход хор и верующие, которые пожелают присоединиться к процессу. Все шествующие идут в два ряда. Когда все выходят из храма, его двери закрываются.
  2. Обойти храм необходимо трижды, при этом каждый раз необходимо остановиться около закрытых дверей. Такая традиция символизирует вход в пещеру с Гробом Христа.
  3. Храм открывается после того, как шествующие завершают третий круг и произносится «Христос Воскрес».
  4. Все возвращаются внутрь и служба продолжается.

Это шествие обязательно проходит в каждом православном храме. Крестный ход позволяет прочувствовать дух праздника. Это важное событие для верующих всегда очень зрелищное.


Как вести себя в храме на Пасху

Принять участие в Пасхальной службе может каждый желающий.

Важно! Причащаться могут лишь крещеные люди.

В знак уважения к празднику верующих следует соблюдать ряд простых правил.

В пятницу, 19 января, россияне вместе с другими православными отмечают одни из величайших праздников в церковном календаре каждого года — Крещения Господнего. В этот день церковь и народ чтит много традиций и совершает особенные обряды, призванные очистить людей от грехов и получить прощение, благословения Бога на весь последующий год.

Главным символом вечера 18 января и дня 19 января является вода — источник жизни, символизирующий саму жизнь. Ее освящают в церквях и на открытых водоемах, чтобы верующие смогли собрать ее на хранение в своем доме и последующего использования в лечебных целях и в качестве оберега.

В освященных же водоемах советуют искупаться, не смотря на зимний холод, — обряд, проведенный с чистыми помыслами и искренним раскаянием перед небом, принесет вам благословение на здоровую и счастливую жизнь в последующем году.

В целом, праздник Крещения является трехдневным. Его, как и Рождество, начинает постная кутья на Сочельник, далее продолжается день самого Крещения, а на следующий день наступает день Иоанна Крестителя – именно тогда Иисуса Христа крестили в реке Иордань, которая, к слову, 18-19 января считается священной.

Крестный ход — обязательный атрибут всех важных церковных праздников и является неким шествием священнослужителей с иконами в руках и благословением верующих на устах.

Из традиций на праздник Крещения крестный ход стоит выделить отдельно– во главе его всегда идет священник с крестом. Начинается Крестный ход сразу по окончании утренней службы. Служители освящают воду тем, кто принес ее с собой на службу, а потом торжественной процессией отправляются на открытые водоемы, чтобы благословить всех собравшихся на обряд сбора воды и крещенского купания.

Завершается ход у проруби, где затем начинается массовое купание в ней. Кроме того, после освящения воды, 18 и 19 января она считается не просто целебной, но и даже волшебной – ее дают пить тяжелобольным людям, хранят дома в течение года до следующего Крещения, освящают углы, автомобили, благословляют детей на брак или дальнюю дорогу, окропляют домашний скот и даже земельный участок, чтобы защитить свое добро от злого глаза и недобрых мыслей завистников.

Крестный ход на Крещение 2018

Как и в любой другой церковный праздник, в Крещение нельзя работать и заниматься домашними бытовыми делами, информирует портал Rosregistr. Особенно табу стоит на стирку- воду сегодня лучше не пачкать, а относиться к ней бережно и благоговением.

Посвятите день отдыху и празднику — издавна после крещенских купаний семьи собирались за богатыми столами, чтобы отметить завершение череды зимних праздников, соединившихся в святочную неделю.

Нельзя сегодня пить спиртное, сквернословить, ругаться, конфликтовать, обижать и обижаться — день должен пройти в мире и согласии, в примирении с врагами и недругами, ведь только с чистыми мыслями и открытым сердцем можно окунаться в прорубь в поисках полного прощения грехов и получения здоровья и благополучия на следующий год.

Помимо этого, на Крещение существует множество примет. Так, если в этот день установилась ясная и холодная погода, значит лето будет засушливым и жарким. А вот если пасмурная и снежная – значит, можно ожидать обильный урожай.

Плохой приметой на Крещение является плач — тот, кто в праздник будет лить лишние слезы, страдать будет и весь последующий год.

Еще не так давно мы все следили за событиями Всеукраинского шествия мира, любви и молитвы, который стал настоящим свидетельством веры нашего народа. Однако не все, пожалуй, знают, как появилась традиция подобных ходов у православных, каков ее смысл и ветхозаветные истоки. Попробуем это выяснить.

Не флешмоб и не демонстрация

Что важно знать? Крестным ходом (не путать с Крестовыми походами) называется не любое народное шествие, иначе его можно было бы спутать с демонстрацией или каким-нибудь флешмобом. Даже внешняя атрибутика, наличие икон, креста, хоругвей не может быть залогом того, что он является именно таковым.

Во-первых, такая процессия всегда имеет абсолютно конкретную цель, повод (о них мы будем говорить чуть ниже). Во-вторых, совершаться она должна только по благословению архипастыря, архиерея. В-третьих, возглавлять такое шествие обязательно должен законно рукоположенный священник или тот же архиерей.

Но это тоже, скажем так, лишь организаторские, формальные признаки ходов, отнюдь не отвечающие за их успешность. Главное же, что должно присутствовать на таком шествии верующих, — это общий молитвенный дух, единство веры, взаимная любовь и уважение. Без них любая подобная «акция» грозит превратиться в обычную прогулку, а то и вовсе — что гораздо хуже — в магический прием. Подчеркнем, что важен здесь не только молитвенный, но общинный дух, причем мирно настроенный ко всем, даже врагам.

Зачем народ идет с крестами и иконами?

Итак, мы можем говорить о том, что такие церковные хода являются видом общей молитвы. Конечно, тогда невольно возникает вопрос: зачем же выходить на улицу, совершать какие-то шествия, если помолиться можно и в храме? Ответ на него такой же, как и на вопрос: зачем нужны посты и поклоны? Мы это делаем, когда хотим прибавить к своей молитве какую-то жертву, чтобы она была услышана.

Является ли крестный ход манифестацией своей веры? Возможно, со стороны это именно так и выглядит. Но главной целью это, безусловно, не является. Его цель — призывание Божьей благодати, в первую очередь, на всех людей, верующих и неверующих, на место, где они проходят: город, страну и, в конечном итоге, на весь мир.

Кроме того, через такие молитвенные торжественные шествия освящаются природные стихии: огонь, вода, воздух. Раньше люди лучше понимали, что любые стихийные бедствия — это не просто абстрактные проблемы экологии, а гнев Божий за наши грехи. Поэтому и совершали такие народные процессии, чтобы умолить Господа о помиловании.

С собой крестоходцы несут кресты (почему он и называется крестным ходом), иконы, хоругви. Хоругви — это священные церковные знамена, которые не стоит путать с государственными, так как власть Христова «не от мира сего». Самым первым несут фонарь (в знак Евангельского света, просвещающего весь мир).

Крест — это главное знамя христиан, символ победы над смертью, свидетельство веры. Поэтому без него ход, конечно, немыслим. Через иконы сами святые, воинство небесное также незримо принимает в нем участие. Иногда, в день памяти святого или его прославления, по особым случаям, шествия совершаются также с мощами угодников Божьих.

Ветхозаветные прообразы

Самым первым прообразом такого шествия верующих, пожалуй, может служить сорокалетний поход израильтян по пустыне в поисках земли обетованной. Самый яркий пример действенной силы таких народных процессий — взятие Иерихона. Об этом повествует Книга Иисуса Навина (Нав. 5:13-6:26).

В особом откровении ему было велено семь дней обходить этот город с Ковчегом Завета, при этом трубя в трубы. Ковчег несли священники, воины шли сзади. На седьмой день израильтяне затрубили в трубы, стали восклицать громко и в один голос, после чего обрушилась стена Иерихона, и город сдался.

Также у евреев в праздник Кущей была традиция семидневного торжественного шествия вокруг алмемара (место в синагоге) с пальмовыми ветвями. Еще одним ярким прообразом может служить перенесение Ковчега Завета царем Давидом в Иерусалим, в котором участвовал весь народ израильский «с восклицаниями и трубными звуками».

Иоанн Златоуст и установление традиции

Во времена земной жизни Спасителя примером крестного хода может служить Его торжественный вход в Иерусалим. Тогда все люди встречали Его со словами «Осанна!» и стелили пальмовые ветви под ноги. Мы знаем, что уже в первые века в раннехристианской общине существовала традиция в день Пасхи символически, по примеру жен-мироносиц, обходить храм со свечами в руке.

Это можно считать началом традиции, но самого чина (порядка) еще не существовало. Затем, известно, что новообретенные мощи святых точно так же торжественно переносили всей общиной. Эти процессии совершались ночью и сопровождались общей молитвой в виде пения гимнов (псалмов). Их называли литиями (не путать с современным их видом) или литиниями. Они-то и послужили началом современного чинопоследования крестного хода.

Авторство же первого чина традиционно приписывают святителю Иоанну Златоусту. Вначале они были созданы в противовес арианам — святитель не хотел, чтобы люди участвовали в их воскресных увеселительных собраниях. Затем во времена, когда жил Златоуст (IV век), последовал ряд стихийных бедствий. Так из простой благочестивой традиции они перешли в общецерковную практику, где и закрепились.

Крестный ход на Руси

На Русь данные торжественные шествия с участием верующих пришли вместе с христианством из Византии. Вспомним, что и само крещение Киевской Руси предварялось большим походом людей к реке Днепр в ответ на призыв князя Владимира. Также уже прославление первых русских святых, страстотерпцев Бориса и Глеба, перенесение их мощей в 1115 г. сопровождалось всенародной церковной процессией.

Молитвенные шествия народа получили такое распространение на русских землях, что Священный Синод даже вынужден был принять постановление о запрете стихийно проводимых ходов. Расцвет же популярности традиции крестного хода в России пришелся на начало XX века. Тогда в них принимали участие даже царские семьи. Самый яркий пример — прославление преподобного Серафима Саровского в 1903 году. Тогда в нем приняли участие от ста до трехсот тысяч людей, включая самого императора Николая II с семьей.

Сложно переоценить также роль покаянных ходов для истории русского государства. Они неоднократно спасали от моровых язв, пожаров и военных вторжений не только Москву, но и другие значимые города, благодаря чему здесь так прославились образа Божией Матери, особенно Владимирская, Тихвинская, Казанская и еще очень много других. Недаром ведь тот же Серафим Саровский говорил, что «Россия спасется Крестными ходами».

Виды молитвенных шествий

Существует много разновидностей крестного хода в соответствии с разными критериями. По продолжительности они делятся на однодневные и многодневные. В зависимости от времени совершения могут быть:

  • ежегодные (установленные, например, на Пасху и Богоявление);
  • чрезвычайные , или одноразовые (совершаемые по определенному поводу).

В зависимости от причин они делятся на:

  • праздничные , или торжественные — совершаемые в честь определенного праздника;
  • благодарственные — в благодарность за Божью помощь и милосердие по какому-то поводу, к ним также относятся и хода в честь освящения храма;
  • умилостивительные — вид общей молитвы в начале важного церковного или государственного события;
  • покаянные — шествия верующих, совершаемые во времена народных бедствий (голода, войны, эпидемий, землетрясений и др.) с просьбой об избавлении от них.

Необычные хода нового времени

Сегодня появилось очень много новых видов необычных церковных процессий, которые, конечно же, имеют ту же силу, если совершаются с верой, а не только с намерением удивить. Стоит хотя бы упомянуть о том, что особую популярность уже в нашем веке получила такая их разновидность, как крестный лет . Святыня (мощи или икона) с молитвой перевозится на самолете или вертолете на большие расстояния.

Помимо воздушных , гораздо раньше стали осуществляться и водные . Такой крестный ход особенно удобен для отдаленных, труднодоступных мест. Необычным явлением можно назвать байкерские перемещения с иконами и хоругвями, в которых принимают участие даже священники. Сегодня популярность также обретают детские молитвенные шествия, особенно с молитвой за мир. Они также являются ярким свидетельством веры.

А вот в скиту Оптиной пустыни также каждый день проходит необычная молитвенная процессия, в которой принимают участие… кошки. Это видео можно посмотреть здесь: