Ответственность граждан за земельные правонарушения. К таковым относятся

Регулирование правовых отношений, касающихся использования земель, происходит на основании земельного законодательства РФ.

Оно разработано с целью обеспечения потребностей граждан и государства в землепользовании, сбережения и рационального использования природных ресурсов.

Земельным кодексом РФ, который был принят 25.10.2001 г. (ФЗ-№136-ФЗ) определена ответственность за нарушения, допущенные в области охраны и использования земель.

Земельное правонарушение, как любое иное, характеризуется 4 элементами:

  • объектом;
  • объективной стороной;
  • субъектом;
  • субъективной стороной.

Ответственность за правонарушение в области землепользования может наступить только при наличии всех 4 элементов; отсутствие хотя бы одного из элементов исключает ответственность.

Объектом земельного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны и пользования земель. Предметом правонарушения служит конкретный земельный участок, права собственников, арендаторов, пользователей земли.

Объективная сторона — это деяния нарушителя, посягающего на интересы участников земельных отношений; следствием деяния выступают нарушения законных прав граждан или юрлиц, причинение им вреда.

Для объективной стороны в сфере нарушения землепользования характерно наличие 3 элементов:

Субъекты земельного правонарушения – физические или юридические лица (граждане РФ или других государств, зарубежные организации, предприятия), нарушившие нормы земельного законодательства.

Субъективную сторону составляет психологическое отношение субъекта к тому, что он совершает. Субъективная сторона характеризуется виной нарушителя в одной из 2 форм, таких как умысел и неосторожность.

Умышленным считается земельное правонарушение, при котором виновник предвидит наступление негативных последствий своего поведения и сознательно допускает (косвенный умысел) или желает (прямой умысел), чтобы таковые наступили.

Неосторожность бывает 2 видов:

Самонадеянность проявляется в том случае, если лицо, нарушившее требования закона, предвидело негативные последствия своих деяний, но по своему легкомыслию надеялось избежать их.

О небрежности можно говорить тогда, когда лицо не предвидело наступления отрицательных последствий, хотя должно было их предвидеть.

В действующем законодательстве РФ, актуальном для 2020 года, не содержится точной дефиниции данного понятия.

Однако по общему правилу под земельным правонарушением понимается противоправное деяние (или бездействие), направленное против закреплённого Конституцией и ЗК РФ земельного строя, порядка пользования землёй, её охраны, а также против земельных прав и интересов граждан и юрлиц.

Виды нарушений в сфере охраны собственности:

Нарушения в области природопользования и охраны окружающей среды:

  • несоблюдение требований экологии при проектировании, размещении, строительстве сооружений;
  • нарушение законов, касающихся экологической экспертизы;
  • сокрытие, искажение данных о состоянии земельных участков, затрагивающих права и интересы гражданин;
  • нарушение норм охраны водных объектов, водопользования;
  • незаконная вырубка леса;
  • превышение нормативов по уровню шума;
  • порча любых земельных участков;
  • нарушение правил градостроительной документации при отводе земель;
  • самовольное занятие земель;
  • нерациональное использование сельскохозяйственных угодий;
  • уклонение от исполнения предписаний, выданных контролирующими лицами, по вопросам устранения нарушений по вопросам землепользования.

К гражданско-правовым нарушениям относятся:

  • порча земель;
  • несанкционированное занятие территорий;
  • застройка вблизи территорий, содержащих залежи полезных ископаемых;
  • уничтожение знаков и указателей;
  • использование земли не по целевому назначению и пр.

Уголовные правонарушения:

  • совершение сделок с некорректными учётными данными;
  • занижение суммы земельных платежей;
  • нарушение режимов особо охраняемых зон;
  • осуществление работ без соблюдения мер охраны и защиты окружающей среды;
  • игнорирование санитарно-эпидемиологических и иных требований.

Классификация видов ответственности за нарушения законодательства, касающегося использования земель, обусловлена:

Юридическая ответственность за земельные правонарушения предусматривает систему принудительных мер, которые применяются к нарушителям земельного законодательства, чтобы:

  • наказать виновных;
  • пресечь нарушения;
  • предупредить дальнейшие правонарушения.

Юридические меры ответственности позволяют поддерживать порядок землепользования, защитить субъективные права на землю.

Законодательство РФ предусматривает несколько видов юридической ответственности, как то:

  • дисциплинарная;
  • административная;
  • уголовная;
  • гражданско-правовая;
  • специальная земельно-правовая ответственность.

Понятие, виды, меры ответственности предусмотрены в трудовом, административном, гражданском и уголовном кодексах РФ.

Российский Земельный Кодекс предусматривает дисциплинарную ответственность за нарушения земельного права, совершённые работником при исполнении им трудовых обязанностей.

Особенности дисциплинарной ответственности:

На практике чаще всего допускаются следующие нарушения:

  • несоблюдение правил агротехники;
  • непринятие эффективных мер по борьбе с сорняками;
  • нарушение норм использования мелиоративных сооружений;
  • неправильное хранение и использование химических удобрений;
  • нерациональное и неграмотное применение стимуляторов роста растений, приведшее к снижению плодородия земель.

Данный вид ответственности предусматривает такие варианты наказаний, как:

Предупреждение выносится в письменной форме в виде порицания действий гражданина. Административный штраф взыскивается в рублях.

Юрлицо считается виновным только в том случае, если у него имелись полномочия для выполнения норм и правил закона, но им не было принято никаких мер.

Составы административных правонарушений обозначены во многих статьях КоАП РФ. Их можно сгруппировать в следующие виды правонарушений в области землепользования:

  • Нарушения экономического характера, связанные с захватом надела, невозвратом территорий, нарушением норм проектирования.
  • Экологические правонарушения: деградация почвы, выполнение агротехнических процедур, отрицательно влияющих на состояние участка земли, невыполнение противоэрозионных мероприятий.
  • Злодеяния, связанные с землепользованием, например, самовольное возведение бытовых построек, уничтожение посевов, вредительство.
  • Отсутствие мер борьбы с сорняками, нарушение норм благоустройства и содержания земельных площадей.
  • Нарушение административных регламентов, кадастровых процедур, искажение и сокрытие экологической информации.

Данный вид ответственности может наступить в том случае, когда деяние несёт на себе общественно опасные признаки, т. е. является преступлением. Субъекты преступления — граждане, в том числе должностные лица.

Главные признаки уголовной ответственности:

  • Одновременное нарушение норм земельного и уголовного права.
  • Особый порядок возложения — исключительно обвинительным приговором суда.
  • Личный характер. К уголовной ответственности не могут привлекаться юридические лица.

Уголовное право в данном случае выполняет только охранительную функцию; основная задача здесь — охрана общественных отношений, обозначенных в ст. 2 УК РФ, включая и земельные.

Все составы преступлений по УК РФ, связанные с земельными отношениями, можно разделить на 2 вида:

  • Специальные: объектом выступают исключительно земельные отношения.
  • Общие: земельные отношения выступают объектом наряду с иными общественными отношениями.

Выделяют 4 группы составов «земельных» преступлений:

  • Экологические преступления: посягательство на землю как на элемент экосистемы (ст. 254, 255 – специальные составы; ст. 246, 247, 262 – общие составы).
  • Преступления, носящие экономический характер: посягательство на землю как на хозяйственный, имущественный объект (ст. 170 – специальный состав, ст. 167, 168, 171, 179, 198, 199 – общие составы).
  • Посягательство на землю как на объект государственного управления (ст. 330 УК РФ – общий состав).
  • Преступления, связанные непосредственно с тем, что произрастает на земле, например, незаконное культивирование растений, запрещённых к возделыванию (ст. 231) и др.

Имущественная ответственность классифицируется на общую (гражданско-правовую) и специальную (материальную). Первая предусмотрена гражданским законодательством, а материальная – трудовым кодексом и уставами предприятий.

Материальная ответственность работников может применяться одновременно с другими видами юридической ответственности.

В целом имущественная ответственность применяется при соблюдении следующих условий:

  • Наличие причинённого документально подтверждённого ущерба, подлежащего возмещению. Это может быть, например, утрата плодородия земли, или возникновение дополнительных расходов по устранению каких-либо неблагоприятных последствий.
  • Противоправное поведение виновных лиц, например, нецелевое использование земельного участка.
  • Виновность лица, действиями или бездействием которого причинён ущерб.

Для административных правонарушений применяется следующий порядок привлечения к ответственности:

Порядок вынесения уголовного наказания несколько иной, так как дело рассматривается в полиции . После выяснения состава преступления и получения объяснений у виновника дело также передаётся в суд, а наказание выносится согласно Уголовному кодексу РФ.

В завершении добавим только: любое нарушение, будь то административное, будь то уголовное, влечёт за собой ответственность. Так что не стоит нарушать законодательные нормы и пользоваться землёй согласно установленным правилам.

Земельное правонарушение являет собой общественно опасное действие или бездействие, которое заключается в нарушении земельного законодательства и приводит к негативным последствиям или создает угрозу их возникновения. Предметом посягательства в подобных преступлениях выступает земля. Уголовная ответственность за земельные правонарушения предусмотрена в нескольких статьях УК, а непосредственно в ст. 170, 254, 247-249 и 262.

Земельные преступления могут квалифицировать не только по уголовному законодательству, за них показана ответственность и в Административном, и в Гражданском кодексе.

Под земельными правоотношениями принято подразумевать социально-правовое взаимодействие государства с частными собственниками земельных наделов, обычными гражданами. Земельные отношения являются разновидностью общественных взаимоотношений не только по тому, что земля − составная часть окружающей среды, но и потому что ее использование людьми, а также присвоение продуктов ее функционирования и полезных свойств определяют экономическое, социальное и экологическое развитие страны.

Земельные взаимоотношения являются также одним из видов имущественных взаимоотношений, они возникают, прекращаются и изменяются в процессе использования и передачи земли.

Земельные взаимоотношения могут разделяться по следующим показателям:

  • по виду владения;
  • по направленности эксплуатации;
  • по виду управления хозяйством;
  • по способу регулирования земельных вопросов.

Каждый из видов взаимоотношений имеет свои особенности. К примеру, по виду владения можно определить, на каких основаниях, и как именно владелец распоряжается участком. Направленность эксплуатации отображает цели владения, ведь существуют участки для ведения сельского хозяйства, земли, которые используют под дачный коттедж и застройку.


Земельные правонарушения определяют несколько элементов:

  1. Субъект − участник правоотношений, им может выступать физическое и юридическое лицо, муниципальные образования, субъекты РФ и сама РФ. Субъекты могут исполнять роль собственника надела, землепользователя, землевладельца, а также арендатора и обладателя сервитута.
  2. Объект – земля, как природный ресурс, земельные наделы и части участков.
  3. Содержание правоотношения − права и обязанности всех участников, связанные с кадастровой оценкой, с учетом потребностей развивающегося земельного рынка, а также собственности.

Регулирование земельных отношений основывается на признания равенства всех участников. И государственные органы, и частные предприниматели, и обычные граждане несут одинаковую ответственность за нарушение установленного земельного закона.

Для привлечения к ответственности обязательно должен быть четко сформирован состав преступления. Исходя из обстоятельств совершения злодеяния, законодатель будет определять, к какой из форм ответственности привлечь виновного.

Виды ответственности за земельные правонарушения

Законодатель выделяет за земельные преступления несколько видов ответственности. Они отличаются материальным признаком и разделяются на:

  • гражданско-правовую;
  • административную;
  • уголовную и дисциплинарную ответственность.

Привлекают к этим формам ответственности на основании конкретного нормативно-правового акта.

Административная форма ответственности наступает за нарушение законодательства по ст.7.1. КоАП РФ, за экологические преступления, не влекущие серьезных последствий, а также за нарушения, которые возникли вследствие мелиорации земель. Административные взыскания могут назначаться исключительно должностными лицами и государственными органами, оговоренными в законе.


Дисциплинарная ответственность может применяться только к человеку, в чьи рабочие обязанности входит соблюдение утвержденных земельно-правовых норм. Взыскания дисциплинарного характера назначают только нарушителю, который в период своего рабочего времени совершил правонарушение. К дисциплинарной ответственности привлекают по статье 75, ч.3 УК РФ.

Гражданско-правовая форма ответственности наступает, когда имело место нарушение чьих-то прав, и лицо понесло определенный материальный ущерб. Наказание по Гражданскому кодексу может назначаться, если был причинен вред землям, находящимся в частной собственности или используемым на договоре аренды.

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства наступает за посягательство на землю, как на элемент собственности и общественное благо. Также в УК показана ответственность за нарушение правил борьбы с болезнями растений, использования недр, незаконную рубка деревьев, а также за нарушения режима охраняемых территорий и объектов .

Уголовная ответственность за злодеяние

Основанием для назначения уголовного наказания является совершение активного действия, которое имеет признаки преступления, описанного в УК РФ. Лица, совершившие земельные правонарушения, равны перед законом вне зависимости от половой и расовой принадлежности, национальности, имущественного и должностного положения. Уголовная ответственность за земельные преступления наступает только за те запрещенные действия, в отношении которых была доказана вина.


Чаще всего злоумышленников привлекают по таким статьям:

  • ст. 167 − умышленное повреждение чужого имущества;
  • ст. 168 − порча имущества по неосторожности;
  • ст. 170 − незаконное проведение сделок с землей;
  • ст. 254 − порча, загрязнение и отравление земли вредными продуктами хозяйственной деятельности;
  • ст.247 − нарушение методики обращения с опасными для экологии отходами и веществами;
  • ст. 248 – не соблюдение правил использования биологически активных токсинов;
  • ст. 249 – нарушение норм борьбы с болезнями растений;
  • ст. 262 − предусматривает ответственность за несоблюдение режима охраны специализированных территорий.

Санкция за каждое из нарушений будет отличаться, ведь напрямую зависит от тяжести последствий и обстоятельств совершения злодеяния. Если сказать в общих чертах, то земельные нарушения предполагают штраф в размере до 200 тысяч рублей, исправительные работы и ограничение свободы сроком до двух лет, а также лишение свободы до пяти лет. Иногда может быть назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать высокопоставленные должности и компенсации ущерба потерпевшему.

В особых случаях производится изъятие земельного участка, в отношении которого собственник нарушил земельное законодательство. При этом государство не возмещает ущерб и стоимость убытков, связанных с изъятием. Важно, что прекращение права собственности на участок не освобождает виновных в нарушении законодательства от возмещения ущерба потерпевшим.

Порядок привлечения к уголовной ответственности

За преступления, связанные с землей, к уголовной ответственности привлекают редко, чаще злодеяние квалифицируют, как административное правонарушение. Конечно, встречаются ситуации, когда виновный отвечает за земельное преступление по всей строгости закона.

Порядок привлечения к ответственности за злодеяние, связанное с землей, несколько отличается от привычного ведения досудебного расследования. После обращения в полицию с заявлением или жалобой, необходимо не только провести опрос соседей и непосредственно заявителей, но и осуществить оценку почвы и грунтовых вод на участке.

В этом деле полицейским не обойтись без участия экологов и других экспертов в данной области. На основании проведенных анализов будут составлены протоколы и заключения. Вместе с собранными материалами заключения передаются для следственной оценки, на основании которой будет вынесено решение о возбуждении уголовного дела или отказ.

Результат должен быть не позже 15 дней, если дело возбуждено, его передают в прокуратуру и в суд. На заседании будут допрошены стороны конфликта, а также примутся во внимание доказательства вины и заключения экспертов. Судьей учитываются смягчающие и отягощающие обстоятельства, и выносится вердикт. Вступает решение суда в силу через 10 дней. Привлечение к административной ответственности происходит в той же последовательности, но имеет немого упрощенную схему вынесения приговора.

Дифференциация видов юридической ответственности за наруше­ния земельного законодательства обусловлена рядом причин:

системой российского права, структуру которой составляют от­расли права, а каждая из них обеспечена своим институтом ответствен­ности. Так, за должностные нарушения в отношении земли для руко­водителей предприятий наступает дисциплинарная ответственность, а для должностных лиц государственных органов - административная. Если, к примеру, должностное лицо сельхозпредприятия за отказ граж­данину в выделении пастбищ хозяйства может получить строгий вы­говор, то на ответственного работника администрации за нарушение срока рассмотрения заявления о выделении земли может быть нало­жено взыскание;

степенью общественной опасности совершенных нарушении. Например, если административным проступком является деяние, пося­гающее на порядок использования земель (ст. 2.1 КоАП РФ), то пре­ступлением против земли является общественно опасное деяние
(ст. 254 УК РФ);

В зависимости от степени, общественной опасности земельных правонарушений дифференциацией круга лиц, имеющих право при­ менять наказания. Так, если самовольное занятие земельных участ­ков, захламление и загрязнение земель рассматриваются соответству­ющими органами, то самовольное строительство жилого дома, посев наркотикосодержащих культур и т.д. рассматриваются судом (ст. 76
ЗК РФ).

Иначе говоря, чем опаснее посягательство на земельные правоот­ношения, тем жестче процедура применения ответственности. Если, например, совершен дисциплинарный проступок, то наказание может применять руководитель хозяйства по упрощенной процедуре - до­статочно предварительного истребования объяснений от нарушителя; если допущено захламление земель, то уполномоченный орган рассмат­ривает дело с соблюдением процедуры, предусмотренной ст. 27.1 - 27 КоАП РФ; если произошла порча земли, то суд применяет уго­ловное наказание (ст. 254 УК РФ);

спецификой дел о земельных правонарушениях,при определе­нии ответственности за которые необходима специализация и компе­тентность лиц, применяющих наказания. Так, дисциплинарные наказа­ния (взыскания) за нарушения земельного законодательства вправе
применять только руководитель данного предприятия, другим лицам этого права не дано (в том числе и руководителям вышестоящих орга­низаций).

Некоторые земельные правонарушения требуют особых знаний в их расследовании, с тем чтобы определить степень виновности нару­шителя. Например, применение ответственности за непринятие нару­шителем мер по предотвращению процессов, ухудшающих состояние почв, под силу только экологам. Поэтому дела данной категории рас­сматриваются органами Министерства природных ресурсов РФ.

Как уже отмечалось в предыдущем параграфе, все виды ответствен­ности за нарушения земельного законодательства можно подразделить на традиционные и специальные. Рассмотрим их по отдельности.

Традиционных видов ответственности за нарушение земельного законодательства четыре: дисциплинарная, административная, уголов­ная и имущественная (материальная).

1. Дисциплинарная ответственность. Статья 75 ЗК РФ преду­сматривает дисциплинарную ответственность за земельные правона­рушения. Однако в жизни совершаются дисциплинарные проступки, за которые виновные привлекаются к дисциплинарной ответственности за совершенные земельные правонарушения, определяемой трудовым законодательством в соответствии с ТК РФ.

В ст. 3.2 и 3.3 КоАП РФ сказано, что «за нарушения трудовой дис­циплины администрация предприятия, учреждения, организации приме­няет следующие дисциплинарные взыскания: предупреждение, админи­стративный штраф, административный арест, дисквалификация и др.». Поэтому все земельные правонарушения, связанные с нарушением тру­довой дисциплины в земельных отношениях, подпадают под дисципли­нарные проступки, и лица, их совершившие, могут быть привлечены к ответственности по соответствующим статьям указанного Кодекса.

В законодательстве отсутствует исчерпывающий перечень дисцип­линарных земельно-правовых проступков, так как вопрос о том, к ка­кому виду отнести проступок, решается в каждом случае конкретно. Однако часто встречающимися на практике дисциплинарными земель­ными проступками являются: непринятие эффективных мер по борь­бе с сорняками сельскохозяйственных культур, водной и ветровой эрозией, нарушение правил использования мелиоративных сооружений и агротехнических правил, а также хранения и использования хими­ческих удобрений, стимуляторов роста растений, ядохимикатов, кото­рые привели к ухудшению плодородия земель.

Необходимо отметить ряд особенностей, которые присущи дисцип­линарной ответственности:

  • субъектом данного вида ответственности может выступать только временный или постоянный работник предприятия, организации, учреж­дения. Например, нельзя применять дисциплинарные взыскания за нерациональное использование огородов к гражданам, поскольку они не являются работниками хозяйства;
  • дисциплинарные взыскания могут применяться за нарушения зе­мельного законодательства только к тем работникам, в чьи трудовые функции входит соблюдение земельно-правовых норм. Так, подлежит наказанию агроном сельхозпредприятия, ведущий с нарушением правил Земельно-кадастровую книгу хозяйства; механизатор, осуществляющий вспашку эрозионноопасными способами; водитель автомашины, сбро­сивший вывозимый со стройки мусор на сенокос и захламивший его. Од­нако нельзя наказать ветврача за потраву посевов стадом коров; эконо­миста - за возведение сооружения, отрицательно влияющего на состоя­ние земель; бухгалтера - за производство в хозяйстве экологически грязной и опасной для здоровья человека и животных сельхозпродукции, поскольку в круг трудовых обязанностей данных лиц не входит соблюде-.ние земельно-правовых норм (за стада отвечает зоотехник, за строитель­ство - инженерная служба, за производство экологически чистой про­дукции - подразделения растениеводства и их руководители);
  • закон не устанавливает составов дисциплинарных проступков, как это имеет место в отношении административно-правовых нару­шений и преступлений. Поэтому объект правонарушения здесь все­гда двойной: правила внутреннего распорядка хозяйства и правила ис­пользования земель. Например, сотрудник проектного учреждения, по небрежности разработавший некачественный проект, одновременно на­рушил правила внутреннего распорядка учреждения (недобросовест­но трудился)" и правила использования земли (сооружение по его про­екту отрицательно скажется на состоянии земель);
  • в отличие от иных видов ответственности дисциплинарные на­казания применяются только за те нарушения, которые произошли в период рабочего времени. Так, нельзя наказать механизатора, который в период отпуска совершил потраву посевов, поскольку проступок совершен во внерабочее время. К виновному в данном случае приме­нима лишь административная ответственность;
  • при применении дисциплинарной ответственности за земельные правонарушения закон не требует жесткой процессуальной процеду­ры расследования нарушений и применения наказаний. Если, напри­мер, механизатор не вспахал поле к установленному сроку, то не тре­буется составлять протоколов об этом нарушении; руководитель обя­зан истребовать объяснение от нарушителя, но не обязан дожидаться его получения (важен факт истребования); о взыскании выносится приказ по хозяйству и. не требуется принятия каких-либо постанов­лений (например, профсоюзных органов);
  • применять дисциплинарную ответственность вправе только ад­министрация предприятия; администрации подразделений не дано та­кого права, за исключением случаев, определенных законом;
  • дисциплинарная ответственность может быть применима одно­временно с административной и имущественной (материальной) от­ветственностью. Например, агроном сельхозпредприятия за неприня­тие мер борьбы с сорняками может получить строгий выговор от ру­ководителя хозяйства; за этот, же проступок административная комиссия может наложить на него штраф;
  • приказом по хозяйству агроном может быть привлечен к мате­риальной ответственности за тот ущерб, который был понесен хозяй­ством в результате разрастания сорной растительности;
  • дисциплинарная ответственность применяется в чисто диспози-тивном порядке (от лат. dispositio - распределение), т.е. по усмотре­нию администрации предприятия и в необходимых случаях;
  • перечень видов дисциплинарной ответственности по трудовому законодательству является исчерпывающим и расширительному тол­кованию не подлежит. Исключение составляют случаи, предоставля­ющие право кооперативам и иным организациям вносить в свои уста­вы дополнительные взыскания.

2. Административная ответственность (ст. 74 ЗК РФ) приме­няется к таким административным земельным правонарушениям, ко­торые по степени своей опасности не требуют применения уголовно­го законодательства.

Действующее сейчас законодательство предусматривает привлече­ние к административной ответственности не только граждан и долж­ных лиц, но и юридических лиц.

Перечень административных земельных правонарушений дается в административном и земельном законодательстве, в котором указаны и санкции за их совершения.

Размеры денежных штрафов, которые налагаются на виновных за совершение земельных правонарушений, в связи с происходящей в России ежемесячной инфляцией устанавливаются в кратном отноше­нии к минимальной оплате труда, действующей в Российской Федера­ции на момент совершения правонарушения. Денежный штраф, нала­гаемый на граждан, колеблется от одного до десяти, должностных лиц - от трех до двадцати, юридических лиц - от десяти до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

От вида земельного правонарушения зависит, кто налагает штраф на правонарушителя.

Органы государственного контроля за использованием и охраной земель в соответствии со своей компетенцией налагают штрафы за нарушение земельного законодательства в административном поряд­ке в двухмесячный срок со дня обнаружения правонарушения. А в отдельных случаях - не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения.

Дела об административных правонарушениях земельного законо­дательства рассматриваются комиссиями специально уполномоченных органов, осуществляющих государственный контроль за использовани­ем и охраной земель в соответствии с законодательством об админи­стративных нарушениях, а также государственными инспекторами по использованию и охране земель и должностными лицами этих орга­нов согласно их компетенции.

При неуплате штрафа в 15-дневный срок взимание денежных средств в размере суммы штрафа с юридических лиц производится в бесспорном порядке на основании постановления должностных лиц или комиссий специально уполномоченных органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель. Взыс­кание денежных штрафов с иностранных и международных организа­ций, предпринимателей без образования юридического лица, должност­ных лиц и граждан производится на основании решения суда или ар­битражного суда.

Административная ответственность за земельные правонарушения характеризуется следующим:

  • субъектами этого вида ответственности могут быть любые лица, которые в соответствии с законом признаны виновными в соверше­нии административно-земельного проступка (ст. 2.2-24 КоАП РФ). При этом закон подходит дифференцированно к должностным лицам, устанавливая для них повышенную ответственность по сравнению с обычными гражданами (ст. 2.4 КоАП РФ);
  • эта ответственность выражается в конкретно определенных соста­вах административных проступков. Нарушение, не подпадающее под схему состава, ненаказуемо. Так, за нарушение правил содержания до­рог не может привлекаться агроном сельхозпредприятия, поскольку он не является субъектом, ответственным за содержание дорог, т.е. нару­шение не подпадает под схему состава административного проступка;
  • по общему правилу к административной ответственности винов­ные привлекаются в любое.время независимо от того, в рабочее или во внерабочее время они совершили правонарушение. Исключение составляют случаи запрещения и ограничения движения на отдельных дорогах в периоды, когда движение по ним угрожает безопасности движения - периоды весенней распутицы, ослабления дорожного полотна и т.п., т.е. нарушение наказуемо только в том случае, если оно совершено в указанный в законе период;
  • административные наказания применяются только теми должно­стными лицами и государственными органами, которые оговорены в законе. Как правило, наказываемые виновные лица не находятся в служебной подчиненности от наказывающих должностных лиц, т.е. административная ответственность носит вневедомственный характер.

Применение уполномоченными на то органами и должностными лицами мер административного воздействия производится в пределах их компетенции, в точном соответствии с законодательством.

ЗК РФ устанавливает административную ответственность за нару­шение земельного законодательства. Так, лица, виновные в нарушении земельного законодательства, могут быть подвергнуты должностными лицами специально уполномоченных органов государственной власти ПО контролю за использованием и охраной земель административно­му взысканию в виде предупреждения или штрафа в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Наложе-,ние штрафов и других административных взысканий не освобождает лиц, на которых они наложены, от устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного ущерба.

Административная ответственность применяется в соответствии с определенным законом процессуальным порядком: нарушение земель­ного законодательства протоколируется уполномоченным на то долж* ностным лицом; собираются необходимые доказательства; к участию в рассмотрении дела привлекаются лица, допускаемые административ­ным процессуальным правом; административные дела рассматриваются в месте, в сроки и в порядке, определенных законом; ход рассмотре­ния дела протоколируется; наказание оформляется постановлением", которое доводится до наказанного в установленном порядке, может быть обжаловано с соблюдением установленных правил.

Административная ответственность за нарушения земельного зако­нодательства носит смешанный диспозитивно-императивный характер; факт совершения нарушения фиксируется в установленном законом порядке, что влечет за собой принятие решения По делу. Однако при малозначительности проступка или при возможности исправления на­рушителя другими методами административная ответственность может не применяться. Например, нецелесообразно наказывать гражданина за самовольный покос травы в полосе отвода автомобильной дороги, если впоследствии он получил разрешение на этот покос от дорожных орга­нов, т.е. состав проступка хотя и имеет место, но нарушение впослед­ствии исправлено, т.е. самовольность действия устранена.

Административную ответственность за нарушения земельного за­конодательства можно классифицировать по следующим видам:

  • нарушения экономического характера: самовольное занятие земли; несвоевременный возврат временно занимаемых земельных участков; отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства и др.;
  • нарушения экологического характера: порча и уничтожение пло­дородного слоя почвы; проведение мелиоративных и других работ, отрицательно влияющих на состояние земель; невыполнение обяза­тельных противоэрозионных мероприятий и т.п.;
  • нарушения, связанные с землей, т.е. в части объектов, представ­ляющих собой постоянную или временную недвижимость, связанную с землей: самовольное возведение хозяйственных и бытовых строений;
  • приведение земельных участков при их захламлении, других видах перчи, в пригодное для использования состояние, снос зданий, строе­нии сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков проводятся юридическими лицами и гражданами, ви­новными в указанных нарушениях, за их счет.
  • право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществляющим постройку, на не принадлежа­щем ему земельном участке при условии, что данный участок будет в усыновленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку, либо за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка;
  • нарушения правил использования земель: непринятие мер борьбы с сорняками; нарушение правил благоустройства поселений; на­рушение правил содержания дорог и др.

3. Уголовная ответственность. Помимо административной, дис­циплинарной, материальной и гражданско-правовой к нарушителям земельного законодательства может применяться уголовная ответ­ственность. Можно выделить следующие ее основные признаки:

ограниченность оснований ее возникновения. Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержа­щего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ (ст. 8). Следовательно, уголовно наказуемые земельные преступле­ния нарушают одновременно как нормы земельного, так и уголов­ного права;

особый порядок возложения (уголовная ответственность может быть возложена на лицо лишь обвинительным приговором суда, выне-
сенным с соблюдением закрепленных в УПК РФ требований);

носит исключительно личный характер. К ней не могут привле­каться юридические лица, однако уголовному праву известен институт
соучастия (умышленное совместное участие двух или более лиц в со­вершении умышленного преступления - ст. 32 УК РФ). Уголовное
право выполняет исключительно охранительную функцию; его основ­ная задача - охрана общественных отношений, перечисленных в ст. 2 УК РФ, в том числе и земельных.

При анализе Особенной части УК РФ и УК РСФСР 1960 г. можно выделить ряд существенных изменений, в том числе и касающихся «земельных» преступлений.

Часть ранее уголовно наказуемых деяний декриминализирована (ст. 199 - самовольный захват земли; ст. 168- умышленная потра­ва почв и повреждение полезащитных и иных насаждений).
Некоторые составы не претерпели существенных изменений:
ст. 167 (нарушение правил разработки недр) УК РСФСР 1960 г. при­мерно соответствует

ст. 255 (нарушение правил охраны и использова­ния недр) УК РСФСР 1996 г., а

ст. 225 (посев или выращивание запре­щенных к возделыванию опийного мака и конопли) УК РФ 1960 г. -

ст. 231 (незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества) УК РФ 1996 г. при
снижении санкции последней.
В УК РФ 1996 г. введены совершенно новые составы преступле­ний: ст. 254 - порча земли и ст. 170 - регистрация незаконных сде­лок с землей. По УК РФ 1996 г. все составы преступлений, связанные с земельными общественными отношениями, можно подразделить на
два вида:

  • специальные - объектом выступают только непосредственно земельные отношения;
  • общие - объектами, наряду с другими общественными отноше­ниями, могут быть и земельные отношения.

Существует четыре группы составов «земельных» преступлений:

а) носящие экологический характер (имеет место посягательство на землю как элемент экосистемы):

  • специальные составы: ст. 254 - порча земли и ст. 255 - нарушение правил охраны и использования недр;
  • общие составы: ст. 246 - нарушение правил охраны окружаю­щей среды при производстве работ, ст. 247 - нарушение правил об­ращения с экологически опасными веществами и отходами, ст. 262 - нарушение режима особо охраняемых природных территорий и при­родных объектов и т.д.;

б) носящие экономический характер (имеет место посягательство на землю как хозяйственный, имущественный объект):

  • специальный состав: ст. 170 - регистрация незаконных сделок с землей;
  • общие составы: ст. 167 - умышленное уничтожение или повреж­дение имущества, ст. 168 - уничтожение или повреждение имущества по неосторожности, ст. 171 - незаконное предпринимательство, ст. 179 - принуждение к совершению сделки либо к отказу от ее со­вершения, ст. 198 - уклонение гражданина от уплаты налогов, ст. 199 - уклонение от уплаты налога с организации и т.д.;

в) посягающие на землю как объект государственного управ­ления:

  • специальных составов нет; ранее имела место ст. 199 УК РСФСР 1960 г. - самовольный захват земли, однако в УК РФ она не перене­сена. Кроме того, такое деяние не влечет даже административной от­ветственности, что, несомненно, является пробелом в современном за­конодательстве;
  • общие составы: самоуправство - ст. 330 УК РФ;

г) связанные с землей (имеющие непосредственное отношение к тому, что произрастает на земле). Незаконное культивирование за­прещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические ве­щества (ст. 231), нарушение правил, установленных для борьбы с бо­лезнями, и вредителями растений (ч. 2 ст. 249), незаконная поруб­ка деревьев и кустарников (ст. 260), уничтожение или повреждение
лесов (ст. 261). В УК РСФСР 1960 г. имелась ст. 168- умышлен­ная потрава посевов и повреждение лесозащитных и иных насажде­ний. В УК РФ это деяние декриминализировано, ответственность за него может наступить в соответствии со ст. 167 УК РФ 1996 г.

4. Имущественная (материальная) ответственность за на­рушения земельного законодательства. Она подразделяется на гражданско-правовую, установленную ГК РФ, и материальную, установ­ленную ТК РФ, уставами конкретных предприятий и т.п.

Во всех случаях применения имущественной ответственности за нарушения земельного законодательства должны соблюдаться четы­ре условия:

наличие причиненного ущерба, подлежащего возмещению. На­пример, ухудшение экологической обстановки в результате неправиль­ного использования земель можно только тогда считать ущербом, если мероприятия по восстановлению экологического благополучия подда­ются денежной оценке или иному имущественному, эквиваленту.

Под понятием ущерба в земельном праве можно понимать:

  • утрату каких-либо ценностей. Так, плодородие почв представлю ет собой значительную общественную ценность, а поэтому оценка-его в денежной сумме позволит привлечь виновных в снижении плодоро­дия сельхозугодий к имущественной (материальной) ответственности;
  • дополнительные расходы, стоимость работ по устранению тех или иных неблагоприятных последствий. Например, сельхозпредприятия
  • вправе уничтожить сорняки, обладающие способностью быстрого рас­пространения, на землях соседнего пользователя. Расходы по уничто­жению являются основанием для взыскания стоимости их с соседне­го пользователя угодий;
  • неполученные доходы из-за тех или иных действий (или иного поведения) виновных лиц. Так, несвоевременный возврат земельного участка приводит к срыву графика посевных работ, вследствие чего урожайность выращиваемых сельхозкультур Почти наполовину, ниже обычного, что и составляет стоимость недополученных доходов.

Ущерб как основание имущественной ответственности должен быть документально доказан. Например, при составлении акта о потраве посевов необходимо зафиксировать площадь и среднюю урожайность культур на месте потравы, объем погубленного в натуральных едини­цах (центнерах, тоннах) и перевести полученное в денежную оценку.

Особенность имущественной ответственности за нарушение земель, порчу плодородного слоя и т.п. состоит в отсутствии степени износа земель, чем и отличает дела этой категории от дел о взыскании ущер­ба, причиненного обычному имуществу;

имущественная ответственность наступает за причинение не всякого ущерба, а лишь такого, который возник в результате противоправного поведения виновных лиц. Так, если земельный уча­сток деградирован и для восстановления его необходима консервация, то вопрос о привлечении к имущественной ответственности землеполь­зователя зависит от наличия вины в деянии, повлекшем данные послед­ствия. Возникновение деградации вследствие природных процессов, т.е. не по вине лица, использующего этот участок, исключает возникнове­ние имущественной (материальной) ответственности.

Противоправность причинения ущерба выражается в поведении виновного лица, которое противоречит нормам действующего законо­дательства.

Противоправность может выражаться двояко: 1) в действиях (на­пример, использование участка не в соответствии с целями, для кото­рых он предоставлен; использование его способами, приводящими к порче земельного покрова и т.п.);

2). в бездействии (невыполнение обязательных мероприятий по предотвращению эрозии почв влечет за собой дополнительные расходы по их восстановлению).

Закон предусматривает случаи, когда действие, противоречащее нормам права, хотя и причиняющее ущерб, не считается противоправ­ным: это крайняя необходимость, необходимая оборона (ст. 2.7-2.9 КоАП РФ, ст. 37, 39 УК РФ). Например, если пришлось повредить почвенный плодородный слой для срочного закрытия пробоины в дамбе водоема в целях предотвращения затопления населенного пункта (крайняя необходимость) или использовать часть плодородного слоя для укрепления бруствера окопов при защите населенного пункта от нападения экстремистов (необходимая оборона), то указанные действия нельзя считать неправомерным причинением ущерба;

противоправное поведение, причинившее ущерб, только тогда является основанием имущественной ответственности, когда имеется причинная связь между противоправным поведением и наступившими имущественными последствиями. Так, имеется при­чинная связь между использованием повышенных доз минеральных удобрений и ростом нитратов в выращиваемой сельхозпродукции, по­скольку «перекорм» почв агрохимикатами изменяет питательную сре­ду растений; нет причинной связи между осушительными работами и усилением после этого водно-эрозионных процессов на этом участке.

Причинная связь, как условие применения имущественной ответ­ственности, предполагает непосредственное наступление вредных по­следствий в результате данных конкретных действий. Например, буй­ное разрастание сорной растительности на земельном участке нахо­дится в прямой причинной связи с бездействием землепользователей относительно борьбы с сорняками;

к имущественной отёетственности привлекается лишь ви­новное лицо, действиями которого причинен ущерб. Невиновные дей­ствия, хотя бы они и были противоправными и влекли за собой ущерб, не подлежат имущественной ответственности. Так, нельзя привлекать
к имущественной ответственности пользователей земли за невыпол­нение обязательных противоэрозийных мероприятий, если у них не
было средств, без которых невозможно осуществить названные меро­приятия, и невозможно было также эти средства приобрести.

Во всех случаях привлечения виновных к имущественной ответ­ственности предусмотрена возможность применения «щадящего» ре­жима взыскания ущерба: суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного: гражданином, в зависимости от его имуществен­ного положения (ст. 1083 ГК РФ); при взыскании ущерба истец мо­жет снизить цену иска или отказаться, от иска, освободив, тем самым ответчика от имущественной ответственности (ст. 34 ШК РФ); при взыскании ущерба с работника суд вправе снизить размер исковых требований предприятия с учетом не только материального, но и се­мейного положения.

Имущественная ответственность, предусмотренная специальными законами, делает ряд изъятий из общего положения об этой ответствен­ности. В частности, материальная ответственность, предусмотренная трудовым законодательством, ограничивает режим общей материаль­ной ответственности в следующем.

1. Взысканию подлежит лишь прямой действительный ущерб, не­полученные доходы не взыскиваются. Например, если механизатор не
засеял весной земельный участок сельхозкультурами, то с него нельзя взыскать стоимость неполученного урожая, поскольку это не состав­ляет прямого действительного ущерба.

2. Работники, причинившие ущерб при нормальном производствен­но-хозяйственном риске, освобождаются от материальной ответствен­ности. Так,если в результате применения неопробованного химпрепарата сорняки окажутся неуничтоженными, то работника, рискнувшего применить этот препарат, нельзя привлекать к материальной ответ­ственности за дополнительные расходы по борьбе с разросшейся сор­ной растительностью на земельном участке.

3. Материальная ответственность работников за ущерб, причинен­ный ими при исполнении служебных обязанностей земельным угодьям
(если дополнительно не оговорено законом), ограничивается пределами среднемесячного заработка, не возмещенные же средства ложатся на убытки предприятия. Лишь в случаях, специально предусмотренных законом, материальная ответственность бывает полной, но в рамках причиненного действительного материального ущерба. Например, если водитель, нарушив правила дорожного движения, опрокинул автомобиль с мазутом, загрязнив придорожную пашню, то взысканный с него ущерб не будет превышать размера одного среднемесячного заработка, и лишь в том случае, если ущерб причинен водителем, находившемся в нетрез­вом состоянии, он будет взыскан в полном объеме, поскольку это ука­зано в законе.

4. Для привлечения к материальной ответственности, предусмотрен­ной трудовым законодательством, установлены сокращенные сроки. Так, если к ограниченной материальной ответственности возможно привлечь виновного работника не позднее месяца со дня обнаружения ущерба, а к полной - в течение одного года, то по гражданскому законодатель­ству общий срок исковой давности- три года (ст. 196 ГК РФ).

5. Материальная ответственность за нарушения земельного зако­нодательства, предусмотренная трудовым законодательством, может применяться в пределах до одного среднемесячного заработка руко­водителем предприятия.

Наконец, материальная ответственность, будучи компенсационной, применяется наряду и вместе со всеми остальными видами ответствен­ности. Например, водитель, получив строгий выговор за опрокинутую в кювет автомашину с мазутом, одновременно возмещает ущерб, воз­никший от пролитого мазута и расходы по очистке загрязненной зем­ли; агроном, не обеспечивший организацию обязательных противоэро-зионных работ, наряду с уплатой штрафа обязан будет уплатить до­полнительные расходы, возникшие из-за задержки с выполнением этих противоэрозионных мероприятий; водитель, умышленно разъезжавший на машине по посевам, наряду с наказанием обязан будет возместить полную сумму причиненного вреда.

Специальные виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства предусмотрены особыми нормативными актами. Виды специальной ответственности не вписываются в систе­му гражданско-правовой и других видов общей ответственности. Так, земельно-правовая ответственность за самовольное занятие земельного участка отличается от административной за данное нарушение, по­скольку для привлечения к земельно-правовой ответственности не предусмотрено сроков давности, а для административной предусмот­рен срок - не позднее двух месяцев со дня обнаружения; земельно-правовая ответственность предусматривает систему действий (снос самовольно возведенного строения; приведение самовольно захвачен­ного участка в пригодное для использования состояние; восстановле­ние межевых знаков и т.п.), совершаемых виновным или за счет ви­новного, а административная ответственность предусматривает лишь штрафы; земельно-правовая ответственность может применяться орга­нами местного самоуправления, уполномоченными на то лицами, а ад­министративная ответственность- органами Госземкадастра.

Наличие специальной земельно-правовой ответственности за нару­шение земельного законодательства обусловлено следующим.

Во-первых, земля как объект природы, элемент экосистемы имеет специфику, отличную от иных объектов материального мира, а значит, общей гражданско-правовой ответственности недостаточно для надле­жащего правового обеспечения ее режима. К земельным отношениям, например, не применимы сроки исковой давности ГК РФ; на первый план здесь выступают не столько карательные, сколько восстановитель­ные нормы; ответственность выражается не столько в применении неблагоприятных материальных последствий, сколько в невозмещёнии нарушителю понесенных им затрат.

Кроме того, земельно-правовая ответственность предусматривает целый ряд действий. Приведение земельных участков в пригодное состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений и сооружений при самовольном занятии земель­ных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков производится юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных нарушениях, либо за их счет.

Юридические лица и граждане обязаны возместить в полном объ­еме вред, причиненный ими в результате нарушения земельного зако­нодательства (ст. 76 ЗК РФ).

Во-вторых, земля, будучи частью природы, неразрывно связана с другими природными объектами, а поэтому земельно-правовая,ответ­ственность переплетается со специальной юридической ответственностью, направленной на охрану этих объектов. Так, при нарушении- зем­лепользователем путей миграции дикой фауны, он привлекается - к ответственности по ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52 ФЗ «О животном мире» 2 .

Подводя итог сказанному, сделаем следующие выводы.

  1. Дифференциация юридической ответственности за наруше­ния земельного законодательства на виды обусловлена системой права, степенью общественной опасности, кругом лиц, имеющих право применять наказания, спецификой дел о земельных правона­рушениях.
  2. Все виды ответственности за нарушения земельного зако­нодательства можно подразделить на общие и специальные.
  3. К традиционно применяемым - общим видам - относятся дисциплинарная, административная, уголовная, материальная и гражданско - правовая ответственность.
  4. Специальная правовая ответственность обусловлена тем, что земля обладает специфическими чертами, которые не позво­ляют обеспечить ее правовой режим общими видами юридической ответственности. Кроме того, земля взаимосвязана с другими природными объектами, а потому земельно-правовая ответствен­ность тесно переплетается с видами ответственности, направ­ленными на охрану этих объектов.
  5. Имущественная ответственность за нарушения земельного законодательства в свою очередь подразделяется на общую (граж­данско-правовую) и специальную (материальную). Общая преду­смотрена гражданским законодательством, а специальная - тру­ довым, уставами предприятий и другими нормативными актами.
  6. Материальная ответственность рабочих и служащих, буду­чи компенсационным правовым институтом, может применять­ся одновременно и наряду с другими видами юридической ответ­ственности.

Ответственность за земельные правонарушения

Под земельным правонарушением понимается виновное противоправное деяние (действие или бездействие), направленное против установленного Конституцией РФ, иными федеральными законами и законами субъектов РФ земельного строя, порядка управления и правил пользования землей, порядка охраны земель как природного объекта и природного ресурса, а также против земельных прав и интересов граждан и юридических лиц.

Земельное правонарушение представляет собой негативное социальное явление, посягающее на существующий земельный правопорядок. Субъектами земельных правонарушений могут быть как российские, так и иностранные граждане и юридические лица, лица без гражданства. Часто субъектами земельных правонарушений выступают должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления. Объектами земельных правонарушений могут быть: порядок использования и охраны земель; право собственности на землю; иные вещные или обязательственные права граждан и юридических лиц.

В качестве основания ответственности выступает наличие в законе прямого указания о применении соответствующих мер ответственности за противоправное поведение. Субъект правонарушения несет ответственность только в том случае, если закон признает его поведение (действие или бездействие) противоправным*(4).

Общепризнанными в теории земельного права видами земельных противоправных деяний (исходя из форм юридической ответственности), влекущих юридическую ответственность, являются:

1) дисциплинарный проступок - противоправное деяние, связанное с неисполнением работником трудовых обязанностей или должностных функций в процессе трудовой или исполнительно-распорядительной деятельности в сфере организации охраны, управления и пользования земель. Ответственность за его совершение наступает по нормам как трудового, так и земельного законодательства;

2) административный проступок - виновное противоправное деяние, связанное с нарушением установленного земельного правопорядка и сфере управления земельными ресурсами, а также правил использования и порядка охраны земельных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории;

3) преступление - уголовно наказуемое, общественно опасное деяние, объектом которого выступают земельные, а в совокупности с ними и общественные отношения (экономические, экологические, управленческие и др.).

Действующее законодательство не предусматривает применение мер уголовной и дисциплинарной ответственности к юридическим лицам (предприятиям, организациям, учреждениям). Применение мер гражданско-правовой ответственности обусловлено фактом наступления полной гражданской дееспособности. Возможность применения мер административной ответственности связана с достижением правонарушителем 16-летнего возраста. Возрастные ограничения уставлены и для граждан, совершивших уголовно-наказуемые деяния.

Земельным правонарушением признается противоправное деяние (действие или бездействие), направленное против установленного законом земельного строя, порядка управления и правил пользования землей, порядка охраны земель как природного объекта и природного ресурса, а также против земельных прав и интересов граждан и юридических лиц.

Земельное правонарушение состоит из следующих составляющих: объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон.

Под объектом понимается тот или иной вид общественных земельных отношений, социальных земельных интересов, которые претерпевают отрицательные последствия в результате совершенного виновного противоправного деяния. К числу таких отношений можно отнести отношения собственности на землю (самовольный захват земельного участка, невыдача правоустанавливающих документов на право собственности, ограничение прав собственника, неправомерное прекращение права собственности, необоснованный отказ в переводе права пожизненного наследуемого владения на титул права собственности); экономические отношения (неуплата земельного налога, невнесение арендных платежей, неправомерная экономическая оценка земельных участков, принадлежащих собственнику); отношения в сфере управления земельными ресурсами (непроведение или отказ в проведении землеустройства, невыдача органами управления землеустроительной или кадастровой документации, сведений о наличии свободных земель); отношения в сфере землепользования (неисполнение правил использования земельных участков, порядка передачи земель иному субъекту права землепользования, неосновательное приобретение права землепользования и др.); организационно-правовые отношения по охране земель и защите земельных прав и интересов граждан (непроведение обязательных мероприятий по защите земель от ветровой и водной эрозии, неправомерный отказ в предоставлении земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, отказ в предоставлении служебного надела при наличии трудового соглашения и другие неправомерные действия).

Субъектами земельных правонарушений могут выступать граждане, юридические лица (предприятия, организации, учреждения), исполнительные органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, специально уполномоченные государственные органы управления земельными ресурсами и др. С учетом принятого Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" субъектами земельных правонарушений могут быть иностранные юридические лица, лица без гражданства и иностранные граждане.

Объективная сторона земельного правонарушения может быть представлена в виде противоправных действий (самовольный захват земельного участка, самовольная застройка земельного участка, снятие плодородного слоя почвы, уничтожение межевых знаков и т.п.) или бездействия, связанного с непроведением мероприятий по борьбе с сорняками, невнесением платежей за землю, непроведением обязательных мероприятий по защите почв от ветровой и водной эрозии. Объективная сторона может также характеризоваться наличием или отсутствием наступивших вредных последствий в результате совершенного правонарушения.

Субъективная сторона правонарушения отражает психическое отношение субъекта к совершенному противоправному деянию (действию или бездействию) и наступившим вредным последствиям. Основу содержания данного элемента составляют вина субъекта правонарушения в содеянном, осознание противоправности намерений и наступления вредных последствий, желание (или его отсутствие) достичь конечных результатов вредных воздействий. В зависимости от этого можно говорить об умышленной и неумышленной форме вины, о противоправных, виновных деяниях, совершенных по неосторожности и по небрежности.

Примерами противоправных деяний, совершенных по неосторожности или небрежности, могут служить, в частности, несоблюдение условий хранения гербицидов, агрохимикатов, несоблюдение сроков внесения платежей за землю, невыполнение обязательных требований по защите почв от ветровой и водной эрозии. Умышленной формой вины, как правило, характеризуются сокрытие информации о наличии свободных земельных участков в фонде перераспределения земель, самовольное занятие земельного участка, самовольная его застройка, занижение размеров земельных участков в книгах земельно-кадастровой документации, незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения*(5).

В зависимости от форм ответственности за совершение того или иного земельного правонарушения можно выделить следующие виды таких правонарушений.

В области охраны собственности:

самовольное занятие земельного участка;

уничтожение межевых знаков;

пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией;

порча земель путем загрязнения, снятие плодородного слоя почвы, уничтожение плодородного слоя почвы;

самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых;

самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения;

самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд, самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд;

использование земли не в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории и разрешенными видами использования;

нарушение требований по рациональному использованию предоставленных земельных участков.

В области охраны окружающей среды и природопользования:

несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов;

нарушение законодательства об экологической экспертизе;

неправомерный отказ в выдаче, сокрытие, искажение информации о состоянии окружающей природной среды и земельных участков, непосредственно затрагивающих земельные права и интересы гражданина;

нарушение правил охраны водных объектов, водопользования, эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств;

нарушение правил охраны атмосферного воздуха, выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума;

нарушение правил лесопользования, побочного лесопользования, незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев и кустарников, нарушение требований к охране лесов;

порча сельскохозяйственных и других земель несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования их по назначению.

Меры юридической ответственности за нарушение правового режима земельных участков являются его составной частью. С помощью юридической ответственности осуществляется защита прав и интересов собственников и иных правообладателей земельных участков. Учитывая направленность исследования, важно уделить особое внимание проблемам гражданско-правовой ответственности.

Нарушение правового режима земельного участка является основанием юридической ответственности. Возможность применить это основание возникает при наличии в законе указаний о применении соответствующих форм и видов ответственности, т.е. применения санкций, предусмотренных нормами об ответственности в этой области отношений.

Проблемы ответственности за нарушения правового режима земельных участков приобретают в настоящее время чрезвычайно важное значение в связи с постоянным ухудшением качества почв, опустыниванием, развитием водной и ветровой эрозии, потерей гумуса, ухудшением структуры почв, заболачиванием и засолением, зарастанием и закустариванием сельскохозяйственных угодий, загрязнением земель пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами, другими токсичными веществами.

В зависимости от совершенного противоправного деяния выделяют следующие виды ответственности:

1) гражданско-правовая;

2) дисциплинарная;

3) административная;

4) уголовная.

Гражданско-правовая ответственность имеет имущественное содержание, а ее меры носят имущественный характер. Такая ответственность выполняет функцию имущественного воздействия на правонарушителя и является одним их методов экономического регулирования общественных отношений*(6).

В настоящее время гражданско-правовая ответственность получила широкое распространение и проявляется во взыскании с виновных лиц возмещения за причиненный имущественный вред или признании недействительными противозаконных имущественных сделок.

Так, И.А. Иконицкая предлагает различать:

а) причинение вреда и убытков гражданам и юридическим лицам в результате арушения земельного законодательства;

б) возмещение вреда, причиненного земле как природному ресурсу, лицами, имеющими права на земельные участки*(7).

Так, при самовольном занятии земельного участка, находящегося в чьем-либо пользовании, землепользователю, как правило, причиняется имущественный вред, который в соответствии с требованиями гражданского законодательства должен быть возмещен причинителем вреда.

Возмещение убытков пользователям земли (собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам) есть не что иное, как гражданско-правовая ответственность перед лицом, которому причинены эти убытки. Она предусматривается ст. 15, 16, 329, 1064 и другими статьями ГК РФ. В них содержатся правила о возмещении убытков предприятиям, организациям, учреждениям, гражданам, которые причиняются последним вследствие совершенного правонарушения, а также неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств.

В этой сфере следует выделить случаи причинения вреда землям источниками повышенной опасности, урегулированные ст. 1079 ГК РФ. Ответственность собственников этих источников причинения вреда наступает без вины причинителя. Освобождение их от возмещения вреда наступит, если они докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы (ст. 1083 ГК РФ). Данную позицию поддерживает и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ, определивший свою позицию в Постановлении от 21 октября 1993 г. N 22*(8).

Кроме того, имеется специальное отраслевое - земельное, лесное, водное и экологическое законодательство, устанавливающее имущественную ответственность в области использования и охраны земельных и других природных ресурсов.

Право собственности защищается прежде всего вещно-правовыми способами: предъявлением иска об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск) и иска об устранении нарушений, не связанных с лишением владения (негаторный иск). Эти иски предусмотрены ст. 301, 304 ГК РФ. Такими же способами защищаются права владельцев, не являющихся собственниками, но владеющих имуществом на основании закона или договора. Подобные способы эффективны. Защита прав законных владельцев земельных участков, таким образом, осуществляется, если вред не причинен самим участкам.

Сущностью правонарушения, как правило, выступает причиненный вред в виде убытков, причиненных субъектам земельных отношений, определение которых дано в ст. 15 ГК РФ и ст. 76 ЗК РФ. Причинителями вреда могут быть субъекты, связанные с владельцами земельных участков договорами (арендаторы, временные пользователи и пр.) и иными основаниями и не связанные с потерпевшей стороной. Тогда правонарушение выступает в виде договорной ответственности. В последнем случае оно выступает как внедоговорное правонарушение.

Гражданское правонарушение, как правило, составляют следующие условия: противоправность действия, наличие вреда, причинная связь между противоправным действием и причиненными убытками и вина причинителя вреда.

В статье 62 ЗК РФ говорится об ответственности виновных лиц, однако возможна и безвинная ответственность, установленная гражданским законодательством по отношению к владельцам источников повышенной опасности. Основанием здесь служат нормы статей гл. 59 ГК РФ об обязательствах вследствие причинения вреда.

Органам государственного контроля за правильным использованием и охраной земель необходимо различать правомерное причинение убытков и неправомерное, т.е. вследствие нарушения земельного законодательства. Для сторон, спорящих о размере возмещения убытков, различия могут заключаться в том, что при отсутствии нарушений законодательства, т.е. в тех случаях, когда убытки причиняются правомерно, на основании решения компетентных государственных органов (например, при изъятии земельного участка, при его резервировании) или в силу заключенного договора могут быть отступления от общего правила полного возмещения убытков. При неправомерном причинении убытков уменьшение объема их возмещения невозможно, так как в противном случае поощрялся бы правонарушитель, что, конечно, нелогично и несправедливо.

Субъекты Российской Федерации не вправе устанавливать ограничения в объеме возмещения убытков, например изменить содержание ст. 15 ГК РФ и ст. 76 ЗК РФ, так как решение этих вопросов отнесено к исключительному ведению органов Российской Федерации. В законах, принимаемых субъектами РФ, в соответствующих статьях делаются отсылки к гражданскому законодательству РФ. И хотя вопросы земельного законодательства отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ, последние не вправе устанавливать ограничения, противоречащие федеральному законодательству. По мнению автора, такая система является вполне логичной и обоснованной.

Возмещение убытков является в соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты прав граждан и организаций. Убытки, причиненные нарушением прав землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков, а также арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, например восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств.

Убытки представляют собой прежде всего экономический (материальный) урон. В состав убытков входят реальный ущерб, т.е. стоимость утраченного имущества и те затраты, которые лицо, чье право нарушено, понесло или должно будет понести для восстановления своего права (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

К числу убытков также относятся неполученные доходы, которые при обычных условиях могли быть получены. Такие доходы называют упущенной выгодой.

Убытки могут быть причинены в результате как правомерных (например, в результате изъятия используемого для выращивания сельскохозяйственных культур земельного участка под строительство федеральной дороги), так и неправомерных действий (например, уничтожение имущества путем поджога).

Кроме термина "убытки" при нанесении урона в законодательстве используется термин "вред". Обычно о причинении вреда говорят, когда урон наносится жизни и здоровью человека (физический и моральный вред) и окружающей природной среде (экологический вред). Однако термин "вред" может быть использован в качестве общего для обозначения урона любого вида. Именно в таком значении он применяется в гл. 59 ГК РФ.

При причинении вреда возникают обязательства вследствие причинения вреда. Такие обязательства являются внедоговорными: они, как правило, возникают между лицами, не состоящими в договорных отношениях. Это является еще одним отличием вреда и убытков, которые причиняются друг другу сторонами в договорных отношениях.

Вред может быть причинен в результате действия или бездействия. Например, в результате загрязнения окружающей среды (действие) или при непринятии мер по предотвращению эрозии почв (бездействие).

Вред обычно причиняется в результате совершения противоправных действий. Помимо противоправности деяния основаниями (условиями) для возмещения вреда служат: причинная связь между действием (бездействием) и наступившим результатом (вредом), а также вина причинителя.

При определении размера возмещения убытков применяется общее правило: размер вреда устанавливается по ценам, существовавшим на момент возмещения вреда (ст. 393 ГК РФ).

Положения гражданского законодательства о возмещении вреда находят свое отражение в земельном законодательстве. Согласно ст. 62 ЗК РФ убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, в том числе упущенная выгода, подлежат возмещению в полном объеме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Статья 76 ЗК РФ предусматривает, что юридические лица и граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

Следует отметить, что Земельный кодекс РФ в двух разных статьях (62 и 76) регулирует один и тот же вопрос: возмещения убытков и возмещения вреда, рассматривая эти понятия как различные. Между тем традиционно в гражданском праве считается, что термин "ущерб" является синонимом термина "вред". С понятиями "вред" и "ущерб" соприкасается понятие "убыток". Убыток - это денежная оценка имущественного вреда*(9).

Что касается гражданско-правовой (имущественной) ответственности за земельные правонарушения, то в ст. 76 ЗК РФ в перечне лиц, обязанных возмещать причиненный ущерб, присутствуют только граждане и юридические лица. Гражданским кодексом РФ в составе субъектов гражданско-правовых отношений указываются не только граждане и юридические лица, но и РФ, субъекты РФ и муниципальные образования, которые Земельным кодексом РФ не включены в состав юридических лиц. В подтверждение этого приведем следующие доводы.

В соответствии со ст. 57 ЗК РФ государство и муниципальные образования обязаны возмещать ущерб, причиняемый изъятием земельных участков для государственных или муниципальных надобностей. Эти случаи определяются как правомерно причиняемый ущерб. Однако ущерб может причиняться не только правомерным изъятием, но и неправомерными государственными актами либо действиями должностных лиц государства и органов местного самоуправления. И в этих случаях государство и его органы выступают субъектами земельных правонарушений*(10).

Гражданско-правовая форма юридической ответственности за нарушение правового режима земельных участков применяется как самостоятельная форма юридической ответственности. Но когда гражданское правонарушение сопряжено с административным или дисциплинарным проступком или с уголовным преступлением, лицо, совершившее данное противоправное деяние, привлекается к дисциплинарной, материальной, административной, уголовной ответственности. Многие правоведы различают также земельно-правовую ответственность, выражающуюся в принудительном прекращении прав на земельный участок*(11).

Земельно-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства выражается в принудительном прекращении прав на земельный участок собственника, владельца, пользователя, арендатора за совершение нарушений земельного законодательства, предусмотренных законом, путем его безвозмездного изъятия. В науке вопрос о самостоятельности земельно-правовой ответственности остается спорным. Земельно-правовая ответственность самостоятельна, поскольку меры земельно-правовой ответственности наступают за нарушение земельного правопорядка, охраняемого нормами земельного права; содержание и порядок применения этих мер устанавливается земельным законодательством; они имеют принудительный характер, отличаются от мер иных видов юридической ответственности. Основанием для применения мер земельно-правовой ответственности является нарушение земельного законодательства. Все изложенное подтверждает самостоятельный характер земельно-правовой ответственности*(12).

В Земельном кодексе РФ присутствуют нормы, посвященные правовой специфике прекращения и ограничения прав на землю. В данном случае можно увидеть взаимодействие между ЗК РФ и ГК РФ. В частности, ст. 44 ЗК РФ прямо отсылает к нормам, установленным гражданским законодательством, а ст. 287 ГК РФ, в свою очередь, отсылает к нормам земельного законодательства.

Дисциплинарная ответственность устанавливается Трудовым кодексом РФ. За нарушение трудовой дисциплины администрациями предприятий, учреждений, организаций накладываются по отношению к должностным и другим работникам следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение. При наложении дисциплинарного взыскания следует учитывать тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он совершен.

В соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными правовыми актами могут быть установлены для отдельных категорий работников и иные дисциплинарные взыскания.

Дисциплинарный проступок совершается в форме действия и бездействия. Бездействие выражается в неисполнении работником своих трудовых обязанностей. Субъективную сторону дисциплинарного проступка образует вина в форме умысла или неосторожности.

К дисциплинарной ответственности могут привлекаться работники организаций за невыполнение трудовых обязанностей, которые связаны с соблюдением земельного законодательства. Дисциплинарная ответственность может быть наложена также на руководителей организаций в случае дачи ими противоправного распоряжения подчиненным, выполнение которого повлекло нарушение норм земельного законодательства.

Административная ответственность наступает за совершение административного проступка, т.е. противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Кодекс об административных правонарушениях РФ 2001 г. предусматривает штрафы за следующие виды земельных правонарушений в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения: самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы; уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей веществами и отходами производства и потребления (ст. 8.6 КоАП РФ); невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей (ст. 8.7 КоАП РФ) и т.д.

Уголовная ответственность за нарушения земельного законодательства предусмотрена ЗК РФ, а установлена УК РФ.

Уголовная ответственность наступает за совершение преступления, которым признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ (объект преступления, объективная сторона, субъект преступления, субъективная сторона).

Так, например, УК РФ предусматривает уголовную ответственность за порчу земли (ст. 254 УК РФ), т.е. за отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, если данные деяния повлекли причинение вреда здоровью человека или окружающей среде. Цель данной статьи - охрана земли как ценнейшего национального достояния, средства производства, необходимого для функционирования всех отраслей хозяйства путем предотвращения ее от порчи, т.е. ухудшения качественного состояния земель вследствие нарушения правил хозяйственной или иной деятельности, объектом которой является земля.

Земельным правонарушением признается действие или бездействие физического или юридического лица, нарушающее требование земельного законодательства. Обязательными признаками такого правонарушения являются: деяние лица (действие или бездействие), виновность лица, противоправность деяния. По факту совершения земельного правонарушения наступает ответственность, которая состоит в возложении на нарушителя обязанности претерпевать неблагоприятные последствия личного и имущественного характера.

Состав земельного правонарушения включает в себя следующие обязательные элементы:

  • объект земельного правонарушения, на который совершено посягательство, (например, земельный участок, при его самовольном захвате, захламлении и т.п., прочно связанные с землей объекты);
  • субъект земельного правонарушения, каковым могут быть: собственник или арендатор земельного участка, землевладелец, землепользователь, а также иное лицо, не являющееся правообладателем земельного участка, но причинившее вред его владельцу, нарушившее требования законодательства об охране земель; государственный орган и орган местного самоуправления, их должностное лицо в случае нарушения ими требований законодательства по распоряжению землей, по выдаче правоустанавливающих документов на землю и т.п. Субъект правонарушения должен отвечать признакам, без наличия которых не может считаться таковым: достижение необходимого возраста, вменяемость, подпадание под действие норм об ответственности по занимаемому им положению;
  • объективная сторона земельного правонарушения состоит в том, что поведение нарушителя является противоправным, противоречащим требованиям законодательства;
  • субъективная сторона земельного правонарушения выражается в наличии вины субъекта правонарушения в совершенном им деянии. Это могут быть как умысел (например, самовольный захват земельного участка), так и неосторожность (в частности, нерациональное использование земли вследствие недостаточных агротехнических знаний).

Юридическая ответственность наступает только при наличии в деянии лица всех четырех перечисленных выше элементов состава правонарушения. Так, к ней нельзя привлечь за самовольный захват земли в случае самовольного занятия брошенного жилого дома (отсутствует объект земельного правонарушения - занят дом, а не земельный участок). Нельзя привлечь за неиспользование земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства в течение первых 3 лет после приобретения прав на него, поскольку отсутствует объективная сторона правонарушения (ответственность наступает лишь за неиспользование участка в течение 3 и более лет подряд). Нельзя привлечь к уголовной ответственности юридическое лицо, так как в этом случае отсутствует субъект правонарушения по уголовным составам, каковым является только физическое лицо. Также нельзя привлечь к ответственности за неиспользование земельного участка, который законсервирован в установленном порядке, - отсутствует вина.

Юридическая ответственность представляет собой государственное принуждение к исполнению требований права. Это такое правоотношение, одна из сторон которого (правонарушитель) обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной (государством). Возможность привлечения к юридической ответственности придает праву как нормативному регулятору общественной жизни должную эффективность, позволяя специфическими методами воздействовать на общественные отношения.

Юридическая ответственность выражается в системе применяемых к правонарушителю принудительных мер, которые могут иметь характер не только пресечения неправомерных действий (бездействий) или наказания за их совершение, но и предупреждения правонарушений (поддержания субъектов земельных правоотношений в рамках правомерного поведения).

Общими признаками юридической ответственности являются:

  • обязательность неблагоприятных последствий юридического характера для правонарушителя;
  • дифференциация юридической ответственности, критерием которой служит степень общественной опасности правонарушений, подразделяемых в зависимости от их характера и тяжести на проступки и преступления. Проступок - это такое правонарушение, которое не является общественно опасным. Различают дисциплинарные проступки (например, загрязнение земель как результат ненадлежащего выполнения должностных или трудовых обязанностей), административные (например, уничтожение межевых знаков границ земельного участка), гражданские (например, причинение имущественного вреда правообладателю земельного участка). Преступление же является общественно опасным правонарушением, предусмотренным УК РФ;
  • такая ответственность представляет собой не только наказание за совершенное правонарушение, но и профилактику его предупреждения в будущем, устранение его последствий, поэтому, например, органы госземнадзора, вынося предупреждение, устанавливают срок для исправления выявленных правонарушений;
  • необходимость своевременности ее применения (в пределах срока давности применения юридических мер). Так привлечение к дисциплинарной ответственности не осуществляется после 2 месяцев со дня обнаружения правонарушения (по ряду правонарушений этот срок больше - до 6 месяцев). Сроки привлечения к уголовной ответственности дифференцированы в зависимости от видов преступлений;
  • такая ответственность наступает за конкретное нарушение закона и основанием к ее привлечению обязательно является полный состав земельного правонарушения;
  • юридическую ответственность влечет за собой только доказанное правонарушение. Таким доказательством являются: протокол об этом нарушении (например, в случае самовольного занятия земли), показания свидетеля, иные доказательства;
  • привлечение к юридической ответственности осуществляется с соблюдением установленной законом процедуры. Так, до наложения дисциплинарного наказания от виновного работника должны быть истребованы объяснения по совершенному им проступку. Применение административных наказаний осуществляется с соблюдением положений, закрепленных в КоАП РФ и в Кодексе административного судопроизводства РФ . Привлечение к уголовной ответственности по земельным преступлениям осуществляется в порядке, предусмотренном УПК РФ;
  • лицо считается привлеченным к юридической ответственности и наказанным лишь в определенный ограниченный промежуток времени. Поэтому ранее подвергнутое дисциплинарному взысканию за земельные правонарушения или наказанное в административном порядке лицо, считается автоматически не подвергнутым ему, если в течение года после наложения взыскания оно не подвергалось новому наказанию. Для лиц, подвергавшихся уголовному наказанию, предусмотрено погашение судимости.

В современном праве в зависимости от степени общественной опасности совершенных правонарушений и причиненного ими вреда, а также круга лиц, наделенных правом применять наказания, юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства дифференцирована и вписывается в традиционно применяемые виды юридической ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая .

При этом спецификой земли как объекта правонарушения (объект природы, элемент экосистемы, средство производства в сельском и лесном хозяйстве) обусловлено то, что ответственность за земельные правонарушения тесно переплетена с ответственностью за правонарушения в отношении других природных объектов (леса, недра), а также с имущественными правонарушениями (земельный участок - недвижимость).

Кроме того, существуют специальные виды ответственности, например, принудительное прекращение прав на землю, которое также носит характер санкции . Такое прекращение прав часто относят к гражданской ответственности, поскольку именно диспозиции норм гражданского законодательства, предусматривают возможность изъятия земельного участка в качестве меры ответственности за соответствующие правонарушения (ст. 284-287 ГК РФ). Но указанные нормы носят бланкетный характер, отсылая в свою очередь к земельному законодательству. Определенное сходство это прекращение прав на землю имеет с административной ответственностью (например, в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения), тем более, что такому прекращению прав в обязательном порядке предшествует наложение административного наказания в виде штрафа. Вместе с тем среди видов административных наказаний