Конспект по развитию речи овощи. Конспект занятия по развитию речи на тему «Овощи

Конспект занятия по развитию речи. Тема "Овощи"

1.Развитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью.

Поочередно загибать пальцы.

Сколько грядок в огороде?
В огороде у Федоры
Растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата
Много разного салата.
У бабушки Феклы
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две гряды картошки.
Рад, два, три, четыре, пять -
Поможем урожай собрать.

Повторяй за мной зарядку.
В ней звук Т пришел на грядку.
Тыква - вот, а вот - томат.
Здесь - капуста, здесь - салат,
Тмин, картошка, артишок
И петрушки корешок.
Все, что вырастили мы,
Будем есть мы до весны. Е. Карельская

2. Упражнения для мышц шеи. Работа над дыханием
Высматриваем огурцы.
Вытянуть шею (вдох ртом). Наклонить голову вперед вниз (выдох носом). «Посмотрим, будет ли дождик». Поднять голову в исходную позицию, затем откинуть назад (вдох ртом), вернуться в исходную позицию (выдох носом).
Что мы видим слева, а что - справа?
Посмотреть направо - увидеть «арбуз», посмотреть налево - увидеть «дыню». Поворачивать голову в стороны: налево (вдох носом) - прямо (выдох ртом); направо (вдох ртом) - прямо (выдох носом).

3. Мимические упражнения
Чистим и едим лук.
От лука слезятся глаза. Он горький. Огородное пугало. Показать: вы испугались огородного пугала. Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.

4. Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц
Стручок фасоли. Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии (счет «раз», «два»). «Стручок лопнул»-движение нижней челюсти вперед (на счет «три»):
а) без нажима языком на нижнюю челюсть;
б) с сильным нажимом-подталкиванием языком нижней челюсти вперед.

5. Упражнения для губ и щек
Пришли дети в огород, от удивления от¬крыли рот, увидев огромную тыкву. Широко открыть рот (удерживать под счет до «пяти-шести »).
Толстячки-худышки. Изобразить овощи на грядке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты - «толстячки»; лук, чеснок, стручок гороха и другие - «худышки».

6. Упражнения для языка
Лопата. «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.
Копаем картошку. Кончик языка поднимать и опускать, закры¬вая то верхнюю, то нижнюю губу.
Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок. Широко открыть рот, накрыть «широким» языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.
Ровная дорожка (или грядка) в огороде. Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.
Игра «Я - не я». Опускать кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке. Педагог произносит предложения: «Я люблю морковь», «Я люблю огурец», «Я люблю сырую картошку», «Я сварю компот из капусты» и т. д. Дети отвечают: «И я, и я!» или «Не я, не я!».

7. Развитие физиологического дыхания
Игровое упражнение «Арбуз».
Положить руки ниже ребер, сделать вдох и надуть живот как арбуз (под счет до «трех»). Выдох - живот втянуть (похож на ямочку).

8, Развитие речевого дыхания и голоса
Разговоры овощей.
Произносить слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца (обиженно). Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он красный, красивый: «Па-пу, пы-по!» Огурец: «Пы-бы, по-бо». Кабачок говорит Баклажану, что ему надо¬ело лежать на грядке: «То-ты-ту».
Произносить «Ох!», «Ах!», «Ух!» шепотом, тихо и громко от имени дедушки, бабушки и внучки.

9. Речевая зарядка
«Ох! Ох! Ох!» - ворчит Горох. Помидоры: «Ах! Ах! Висим мы на кустах». Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!»
Огорченные овощи.
Морковь: «Ой! Ой! Ой! Меня никто не выдергивает!» Картофель: «Ой! Ой! Ой! Меня никто не копает!»

10. Психогимнастика. Пластические этюды
Изобразить капусту на грядке; кабачок, подставивший солнышку бочок; соленые огурцы в банке.
Сажаем огород.
Выполнять действия в соответствии с содержанием текста.
Мы лопатки взяли,
Грядки раскопали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровняли.
Семена рядами
Дружно мы сажали,
А потом водою
Теплой поливали.
Уборка урожая.
Показать: вы срезаете капусту, копаете картофель, выдергиваете морковь и свеклу, лущите фасоль и горох.
Образно-пластическое творчество детей
Угадайте, что я делаю.
Педагог показывает действия, например: мытье и чистку овощей, шинкование капусты и др. Затем действия придумывают и показывают дети.

Цели:

  • Уточнить представления детей об овощах. Учить составлять описательные рассказы об овощах.
  • Совершенствовать грамматический строй речи: правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах; упражнять в образовании прилагательных от существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
  • Продолжать учить отвечать полными ответами. Развивать связную речь, фонематическое восприятие, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, внимание, память.
  • Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.

Словарная работа:

  • Обогащение словаря: корнеплод, овощехранилище, консервируют.
  • Активизация словаря: названия овощей, растущих в огородах; томат, салат, щи, борщ, пюре; огородные, белокочанная, сочная, ароматная, бордовая, хрустящая, сладкая, горькая, длинные, вкусная, овальная; заготавливать, консервировать, солить, тушить, жарить, варить, мариновать, запекать, печь.

Оборудование: картина «Сбор урожая», картинки овощей, модели для описания овощей. Магнитофон, аудиозапись звуков осеннего леса, магнитная доска, указка, мяч среднего размера, костюм Осени для воспитателя, черный и красный обручи, небольшая корзинка с яблоками по количеству присутствующих детей.

Организация. Картина «Сбор урожая» закрыта белым листом бумаги. Гости сидят параллельно окну. Осенние листья разложены справа от магнитной доски кругом. Перед магнитной доской стоят полукругом стулья. Рядом стол с разложенными картинками овощей изображением вниз.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Воспитатель в костюме Осени находится в группе. Детей заводит в группу помощник воспитателя.

– Здравствуйте, ребята! У нас сегодня гости.

(Здороваются с гостями. Появляется Осень)

– Вы меня узнали?
– Да, я – Осень, и пришла с вами поиграть, ведь мы увидимся в следующий раз только через год. А что вы знаете об моем времени года? Расскажите, пожалуйста, что происходит осенью в природе. Начнем описывать признаки осени с солнца.

  • Солнце прячется за тучами. Оно уже не греет.
  • Небо становится хмурым, пасмурным, серым.
  • Птицы улетают в теплые края.
  • Деревья роняют листья. Идет листопад. Листья на березе желтеют, а на рябине краснеют.
  • Ветер . Дует холодный ветер.
  • Дождь. Осенью часто идут дожди, поэтому много луж.
  • Трава становится желтой и сухой.
  • Животные готовятся к зимней спячке. Белка на зиму делает запасы: собирает грибы и шишки.
  • Люди стали одеваться тепло. Готовятся к зиме.

– Молодцы, все приметы осени назвали.

Звучит фрагмент музыки П.И.Чайковского «Осень», дети садятся на стульчики.

2. Рассматривание и беседа по картине.

– Ребята, я вам приготовила сюрприз, нарисовала картину. Мне очень хотелось бы, чтобы вы отвечали полными ответами, не перебивали друг друга, дослушивали ответы товарищей до конца. Давайте посмотрим, как люди готовятся к долгой зиме. (Открываю картину «Сбор урожая».)
– Что делают люди на огороде? (Люди на огороде собирают урожай капусты, моркови, свеклы, огурцов, кабачков, баклажанов, перца, картофеля.)
– Как называют овощи, которые созревают в земле? (…корнеплоды).
– Скажите хором – «корнеплоды». (Повторяют по одному несколько раз.)
– Какими способами люди собирают овощи? (Люди выкапывают, срывают, срезают овощи).
– Перечислите, какие корнеплоды люди выкапывают из земли осенью. (…картофель, морковь, лук, чеснок)
– Какие овощи люди срывают? (…кабачки, перец, помидоры, баклажаны)
– Какой овощ срезают? (…капусту)
– Вот мы собрали урожай, как нам сохранить все овощи на зиму? (Овощи на зиму солят, маринуют, консервируют)
– Повторим хором слово «консервируют».
(Повторяет один ребёнок ещё раз).
– Где хранятся зимой заготовки и овощи? (…в овощехранилище)
(Показать картинку)
– Повторите хором слово «овощехранилище».
(Повторяют по одному несколько раз).

3. Составление описательных рассказов по моделям

– Закройте глаза. Мне нужна ваша помощь. Нужно отгадать загадки и рассказать об загаданных овощах. Справитесь? Хорошо. Первая загадка.

Где зимою было пусто,
Летом выросла … (капуста) .

(Выставляю картинку на магнитную доску.)

К доске выходит Вова.

– Молодец, справился с заданием.

– Послушайте загадку Степы.

Он из тыквенной родни,
На боку лежит все дни,
Как зеленый чурбачок,
Под названьем … (кабачок ).

(Выставляю картинку с изображением кабачка на магнитную доску.)

К доске выходит Алина Т.

– Угадайте, какой овощ спрятался?

(Показываю картинку спрятанного наполовину баклажана.
Выставляю картинку с изображением баклажана на магнитную доску.)

К доске выходит Оскар.

– Подскажите словечко:

Хоть и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла,
Сладка на вкус,
Узнали вы? Я… (свекла ) Степа Б.

(Выставляю картинку свеклы на магнитную доску.)

К доске выходит Лера

– Послушайте еще загадку:

В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор) Саша Ф.

(Выставляю картинку помидора на магнитную доску.)

К доске выходит Олег.

4. Физкультминутка «Урожай»

– Молодцы! Вы мне очень помогли. А сейчас настало время собрать урожай.
Встаньте в круг.

В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.
Мы морковки натаскаем «Носят» .
И картошки накопаем. «Копают ».
Срежем мы кочан капусты, «Срезают» .
Круглый, сочный,

Очень вкусный, Показывают круг руками 3 раза.
Щавеля нарвем немножко «Рвут» .
И вернёмся по дорожке. Маршируют

5. Дидактические игры с мячом

Дети встают в круг, воспитатель с мячом в центре проводит игру.

Игра «Один – много»

– Я буду называть один овощ, а вы много овощей. (Например: дом – дома)

Помидор – помидоры;
огурец – огурцы;
тыква – тыквы;
кабачок – кабачки;
баклажан – баклажаны.

Игра «Назови ласково»

– Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы называете этот овощ ласково и бросаете мне мяч обратно.

Помидор – помидорчик; морковь – морковочка
огурец – огурчик; лук – лучок;
чеснок – чесночок; капуста – капустка;
горох – горошек; свёкла – свёколка.

Игра «Чего нет»

– Бросаю вам мяч и называю овощ, а вы говорите, чего нет и возвращаете мяч обратно.

Баклажан – баклажана;
свекла – свеклы;
репа – репы;
перец – перца;
картофель – картофеля.

Игра «Назови сок»

Говорят, какой сок, суп, салат из него можно приготовить из названного овоща.

Сок из моркови – морковный;
сок из капусты – капустный;
сок из свёклы – свёкольный;
сок из помидоров – томатный.

6. Игра «Повар»

– Молодцы! А сейчас я предлагаю сыграть в игру «Повар». На столе лежат карточки, изображением вниз. Возьмите со стола любую карточку и присаживайтесь на стулья. Сейчас вместо ответа выходите с карточкой нужного овоща. Давайте представим овощи.

Беру карточку капусты. Начинаю сама:

– У меня цветная капуста.

– Какие овощи едят в сыром виде?

(Выходят дети с карточками лука, чеснока, моркови, репы, перца, капусты. Садятся.)

– Какие овощи едят только в приготовленном виде? Например. Варят, жарят, тушат,запекают.

(Выходят дети с карточками картофеля, свеклы, кабачка, баклажана).

– Проговори, Лера, какие овощи нельзя есть сырыми.

(Проговаривает полным ответом.)

– Можете присесть. А сейчас мы приготовим винегрет. Какие овощи нарежем в винегрет?

(Выходят дети с карточками овощей, из которых режут винегрет: морковь, картофель, свекла, лук, зеленый горох).

7. Игра «Вершки и корешки»

– Ребята, вам понравилась игра в повара? Тогда я предлагаю вам поиграть в «Вершки и корешки».

(Беру два обруча, черный и красный, кладу их так, чтобы обручи пересекались.)

– В обруч черного цвета нужно положить овощи, у которых в пищу идут корешки, то есть корнеплоды, а в обруч красного цвета – те, у которых используются вершки, то есть овощи, растущие на земле. В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.

8. Итог занятия

– Вот и подошла к концу наша встреча. Мы с вами многое узнали об овощах. Скажите, какие новые слова вы услышали на занятии. (Корнеплод, тушить, жарить, овощехранилище, мариновать, солить консервировать)
– Так какие же овощи называются корнеплодами? (Овощи, которые зреют в земле…)
– Вы меня порадовали своими знаниями. И я вам приготовила сюрприз. (Достаю корзинку с яблоками и раздаю всем)
– До свидания, ребята! До встречи в следующем году!

Образовательные задачи:

учить понимать идею сказки, передавать ее содержание, подражая интонационно героям;

учить соотносить названия овощей с их внешними характеристиками;

учить образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развивающие задачи:

Развивать понимание текста загадки, стихотворения и соотносить его с предметами и образами по содержанию;

развивать общую моторику и моторику рук, тактильную память, зрительное внимание;

обогащать словарь по теме «Овощи»;

акцентировать внимание детей на произносительной стороне слова.

Воспитательные задачи:

Воспитывать трудолюбие, умение работать в коллективе, интерес к художественным произведениям разных жанров (стихи, сказка, загадка), практически уметь их различать.

Оборудование : фланелеграф, картинки к нему (герои сказки «Репка»), маски-шапочки, макет репки для драматизации сказки, муляжи овощей, корзинка, аудиозапись детской песенки про Антошку.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой игры, рассматривание овощей, сравнение их по цвету, форме, вкусу. Разукрашивание контуров овощей.

Ход занятия

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Пальчиковая гимнастика

Воспитатель. Приготовились, ребята?

Будем мы как поварята:

Мы капусту рубим, Резкие движения прямыми

кистями рук вверх и вниз.

Мы морковку трем, Пальцы рук сжаты в кулаки,

движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим, Движение пальцев, имитирующее

посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмем. Разжимание и сжимание кулачков.

2. РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНОЙ ПАМЯТИ

Воспитатель. Ребята, на занятии мы будем играть с овощами и героями известной сказки. Какая сказка – сами догадаетесь, а пока встречайте ее героев…

Игра «чудесный мешочек»

На фланелеграфе появляется фигура деда.

Воспитатель. Дедушка в огороде собрал много овощей, да в мешочек они перепутались.… Поможем ему различить овощи.

Дети по одному угадывают овощ, опираясь на тактильные ощущения, достают его из мешка, складывают в корзину. По возможности объясняют, как догадались. Дедушка благодарит за помощь.

3. ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Игра «Садовод»

На фланелеграфе – фигурка бабушки.

Воспитатель. У дедушки овощи перепутались, а у бабушки – слова в стихах. Давайте угадывать, о чем говорит поэт.

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста,

Сельдерошек поспел

И моркофель дозрел…

Н. Кончаловская

Дети отгадывают названия овощей, которые перепутались.

Игра «Большие – маленькие» (с мячом)

На фланелеграфе – фигурка внучки.

Воспитатель. Внучка у деда с бабкой маленькая, овощи любит тоже маленькие. В кружок встаем, маленькие овощи назовем.

Дети встают в круг, воспитатель в центре. Он кидает мяч одному из детей и называет овощ, ребенок возвращает мяч, добавляя к слову уменьшительно-ласкательный суффикс: огурец – огурчик, морковь – морковка…

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

На фланелеграфе – Жучка.

Воспитатель. Жучка очень любит бегать, кружиться, прыгать. Давайте включим музыку и подвигаемся вместе с собачкой.

Дети имитируют текст песенки про Антошку под руководством воспитателя.

5. ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК

На фланелеграфе – кошка.

Дети из корзины берут муляжи тех овощей, которые доставали из «чудесного мешочка» (каждый – свой) и садится на стульчики.

Воспитатель. Умная кошка принесла загадки. Если загадка про ваш овощ – надо встать, поднять его над головой и сказать «Это мой огурец».

Дети с учетом речевых возможностей объясняют, почему они так думают, опираясь на текст загадки.

Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!»

(Картошка)

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса – на улице.

(Морковь)

Щеки розовые, нос белый,

В темноте сижу день целый,

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она.

(Редис)

Голова на ножке,

В голове – горошки.

(Горох)

Я длинный и зеленый,

Вкусный и соленный,

Вкусный и сырой.

Кто же я такой?

(Огурец)

Уродилась я на славу:

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

Меня ищи!

(Капуста)

Круглый бок, желтый бок –

Сидит на грядке колобок.

К земле приросла крепко.

Что же это?

(Репка)

6. ДРАМАТИЗАЦИЯ СКАЗКИ «РЕПКА»

Воспитатель. Из какой же сказки были герои на занятии? Кого не хватает на фланелеграфе? Правильно, мышки. Она принесла нам «шапочки» и предлагает поиграть в театр.

Драматизация сказки.

7. ИТОГ

Воспитатель. С кем играли на занятии? Чей подарок больше понравился? Что же у нас лежит в корзинке? Как это назвать, одним словом?

На память герои дарят изображения корзиночек. Дети должны соединить изображенные овощи с соответствующими геометрическими фигурами. (Игра «На что похоже» )

воспитатель МБДОУ Детский сад «Аккош»

Ютазинского муниципального района РТ

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Описание овощей и фруктов».

Программное содержание:

Закреплять с детьми описание предмета.

Упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе; активизировать в речи прилагательные.

Закреплять правильное произношение звуков [з].

Демонстрационный материал для занятия:

Игрушечный зайчонок, муляжи овощей и фруктов.

Ход занятия.

Воспитатель :- Ребята, я шла сегодня в детский сад и по дороге встретила, знаете кого? Вы это узнаете, если отгадаете загадку.Послушайте:- «Длинные уши, короткий хвост, прыгает ловко, грызет морковку». Кто это?

Дети отвечают.

Воспитатель:- Правильно, это зайчик. Посмотрите, какой он красивый. А что есть у зайчика?

Дети:- Уши.

Воспитатель:- Какие у него уши?

Дети:- Длинные.

Воспитатель :- Как можно по- другому назвать зайку, если у него длинные уши?

Дети:- Длинноухий.

Воспитатель :- Правильно. А что это?

Дети:- Хвостик.

Воспитатель :- Какой хвостик у зайки?

Дети :- короткий.

Воспитатель:- Если у зайки короткий хвост, как его можно еще назвать?

Дети:- Короткохвостый.

Воспитатель:- Как можно назвать зайчика ласково?

Дети:- Зайка, зайчик, зайчишка, заинька, зайка – побегайка.

Воспитатель:- Что умеет делать зайчонок?

Дети :- Прыгать, скакать, бегать, грызть морковку.

Воспитатель:- Зайка-побегайка, у тебя был мешок. Где он?

Зайка достает мешок.

Воспитатель: - Вот какой мешок у зайки. А в мешке что-то есть. Интересно, что в мешке?

Заяц:- Дети этого не знают и не отгадают.

Воспитатель:- Отгадаем, ребята?!

Дети отвечают.

Воспитатель достает морковку из мешка.

Воспитатель:- Что это?

Дети:- Морковка.

Воспитатель :- Какая морковка?

Дети:- Длинная, красная, оранжевая, твердая.

Воспитатель :- Длинная, красная, оранжевая, твердая. Повторим еще раз. Кладет морковь на стол и показывает другие овощи и фрукты. Дети рассматривают и описывают их. Капуста - белая, твердая, мягкая и хрупкая. Лук – круглый, горький, коричневый. Огурец – зеленый, сочный, продолговатый. Помидор – красный, круглый, сочный. Яблоко - красное, круглое. Апельсин – оранжевый, круглый, гладкий. Банан – продолговатый, желтый, гладкий. Лимон – желтый, кислый. Виноград – круглый, сладкий, мелкий.

Дети повторяют.

Воспитатель :- Ребята, а как можно назвать все то, что принес нам зайка?

Дети :- Фрукты и овощи.

Зайка: - Ребята, а где растут овощи и фрукты?

Дети: - Фрукты растут в саду на дереве, а овощи на грядке в огороде.
Физкультминутка «Урожай»

Воспитатель: - А сейчас мы покажем Зайке, как правильно надо собирать овощи на огороде.

В огород пойдем, дети идут по кругу, взявшись за руки
Урожай соберем,
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем собирать.
Мы морковки натаскаем. «таскают»
И картошки накопаем. «копают»
Срежем мы кочан капусты «срезают»
Круглый, сочный, очень вкусный показывают круг руками (три раза)
Щавеля нарвем немножко «рвут»
И вернемся по дорожке. Идут по кругу, взявшись за руки.

Зайка: - Ребята, помогите мне разобраться, где же здесь фрукты, а где овощи?

Воспитатель:- Давайте поможем зайке.

Дидактическая игра «Разложи правильно».

Дети раскладывают овощи и фрукты в разные корзинки.

Воспитатель: - Что можно приготовить из овощей, фруктов?

Дети: - Из фруктов можно приготовить варенье, компот, сок. Из овощей суп, салат, консервации.

Воспитатель : - Ребята, послушайте, какое маленькое стихотворение прочитает нам зайка:

Зайка :- За- за- за -- идет коза.

Зу-зу- зу -- песок везу.

Чистоговорка повторяется дважды. Затем ее повторяют дети хором.

Воспитатель: - Какой звук есть в этих словах?

Дети отвечают.

Воспитатель: -Ребята, нашему зайке пора домой, давайте скажем ему до свидания и пригласим еще в гости.

О чём мы сегодня говорили на занятии?Что вы можете рассказать о фруктах и овощах? Чем они отличаются? (Где растут, на чём вырастают, что из них можно приготовить?)Будете ли вы путать фрукты и овощи?

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Овощи"

Уточнить представления детей об овощах. Учить составлять описательные рассказы об овощах.

Совершенствовать грамматический строй речи: правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах; упражнять в образовании прилагательных от существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Продолжать учить отвечать полными ответами. Развивать связную речь, фонематическое восприятие, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, внимание, память.

Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.

Словарная работа:

Обогащение словаря: корнеплод, овощехранилище, консервируют.

Активизация словаря: названия овощей, растущих в огородах; томат, салат, щи, борщ, пюре; огородные, белокочанная, сочная, ароматная, бордовая, хрустящая, сладкая, горькая, длинные, вкусная, овальная; заготавливать, консервировать, солить, тушить, жарить, варить, мариновать, запекать, печь.

Оборудование: картина «Сбор урожая», картинки овощей, модели для описания овощей. Магнитофон, аудиозапись звуков осеннего леса, магнитная доска, указка, мяч среднего размера, костюм Осени для воспитателя, черный и красный обручи, небольшая корзинка с яблоками по количеству присутствующих детей.

Организация. Картина «Сбор урожая» закрыта белым листом бумаги. Гости сидят параллельно окну. Осенние листья разложены справа от магнитной доски кругом. Перед магнитной доской стоят полукругом стулья. Рядом стол с разложенными картинками овощей изображением вниз.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Воспитатель в костюме Осени находится в группе. Детей заводит в группу помощник воспитателя.

– Здравствуйте, ребята! У нас сегодня гости.

(Здороваются с гостями. Появляется Осень)

– Вы меня узнали?

– Да, я – Осень, и пришла с вами поиграть, ведь мы увидимся в следующий раз только через год. А что вы знаете об моем времени года? Расскажите, пожалуйста, что происходит осенью в природе. Начнем описывать признаки осени с солнца.

Солнце прячется за тучами. Оно уже не греет.

Небо становится хмурым, пасмурным, серым.

Птицы улетают в теплые края.

Деревья роняют листья. Идет листопад. Листья на березе желтеют, а на рябине краснеют.

Ветер. Дует холодный ветер.

Дождь. Осенью часто идут дожди, поэтому много луж.

Трава становится желтой и сухой.

Животные готовятся к зимней спячке. Белка на зиму делает запасы: собирает грибы и шишки.

Люди стали одеваться тепло. Готовятся к зиме.

– Молодцы, все приметы осени назвали.

Звучит фрагмент музыки П.И.Чайковского «Осень», дети садятся на стульчики.

2. Рассматривание и беседа по картине.

– Ребята, я вам приготовила сюрприз, нарисовала картину. Мне очень хотелось бы, чтобы вы отвечали полными ответами, не перебивали друг друга, дослушивали ответы товарищей до конца. Давайте посмотрим, как люди готовятся к долгой зиме. (Открываю картину «Сбор урожая».)

– Что делают люди на огороде? (Люди на огороде собирают урожай капусты, моркови, свеклы, огурцов, кабачков, баклажанов, перца, картофеля.)

– Как называют овощи, которые созревают в земле? (…корнеплоды).

– Скажите хором – «корнеплоды». (Повторяют по одному несколько раз.)

– Какими способами люди собирают овощи? (Люди выкапывают, срывают, срезают овощи).

– Перечислите, какие корнеплоды люди выкапывают из земли осенью. (…картофель, морковь, лук, чеснок)

– Какие овощи люди срывают? (…кабачки, перец, помидоры, баклажаны)

– Какой овощ срезают? (…капусту)

– Повторим хором слово «консервируют».

(Повторяет один ребёнок ещё раз).

– Где хранятся зимой заготовки и овощи? (…в овощехранилище)

(Показать картинку)

– Повторите хором слово «овощехранилище».

(Повторяют по одному несколько раз).

3. Составление описательных рассказов по моделям

– Закройте глаза. Мне нужна ваша помощь. Нужно отгадать загадки и рассказать об загаданных овощах. Справитесь? Хорошо. Первая загадка.

Где зимою было пусто,

Летом выросла … (капуста).

(Выставляю картинку на магнитную доску.)

К доске выходит Вова.

– Молодец, справился с заданием.

– Послушайте загадку Степы.

Он из тыквенной родни,

На боку лежит все дни,

Как зеленый чурбачок,

Под названьем … (кабачок).

(Выставляю картинку с изображением кабачка на магнитную доску.)

К доске выходит Алина Т.

– Угадайте, какой овощ спрятался?

(Показываю картинку спрятанного наполовину баклажана.

Выставляю картинку с изображением баклажана на магнитную доску.)

К доске выходит Оскар.

– Подскажите словечко:

Хоть и сахарной зовусь,

Но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла,

Сладка на вкус,

Узнали вы? Я… (свекла) Степа Б.

(Выставляю картинку свеклы на магнитную доску.)

К доске выходит Лера

– Послушайте еще загадку:

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. (Помидор) Саша Ф.

(Выставляю картинку помидора на магнитную доску.)

К доске выходит Олег.

4. Физкультминутка «Урожай»

– Молодцы! Вы мне очень помогли. А сейчас настало время собрать урожай.

Встаньте в круг.

В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.

Мы морковки натаскаем «Носят».

И картошки накопаем. «Копают».

Срежем мы кочан капусты, «Срезают».

Круглый, сочный,

Очень вкусный, Показывают круг руками 3 раза.

Щавеля нарвем немножко «Рвут».

И вернёмся по дорожке. Маршируют

5. Дидактические игры с мячом

Дети встают в круг, воспитатель с мячом в центре проводит игру.

Игра «Один – много»

– Я буду называть один овощ, а вы много овощей. (Например: дом – дома)

Помидор – помидоры;

огурец – огурцы;

тыква – тыквы;

кабачок – кабачки;

баклажан – баклажаны.

Игра «Назови ласково»

– Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы называете этот овощ ласково и бросаете мне мяч обратно.

Помидор – помидорчик; морковь – морковочка

огурец – огурчик; лук – лучок;

чеснок – чесночок; капуста – капустка;

горох – горошек; свёкла – свёколка.

Игра «Чего нет»

– Бросаю вам мяч и называю овощ, а вы говорите, чего нет и возвращаете мяч обратно.

Баклажан – баклажана;

свекла – свеклы;

репа – репы;

перец – перца;

картофель – картофеля.

Игра «Назови сок»

Говорят, какой сок, суп, салат из него можно приготовить из названного овоща.

Сок из моркови – морковный;

сок из капусты – капустный;

сок из свёклы – свёкольный;

сок из помидоров – томатный.

6. Игра «Повар»

– Молодцы! А сейчас я предлагаю сыграть в игру «Повар». На столе лежат карточки, изображением вниз. Возьмите со стола любую карточку и присаживайтесь на стулья. Сейчас вместо ответа выходите с карточкой нужного овоща. Давайте представим овощи.

Беру карточку капусты. Начинаю сама:

– Какие овощи едят в сыром виде?

(Выходят дети с карточками лука, чеснока, моркови, репы, перца, капусты. Садятся.)

– Какие овощи едят только в приготовленном виде? Например. Варят, жарят, тушат,запекают.

(Выходят дети с карточками картофеля, свеклы, кабачка, баклажана).

– Проговори, Лера, какие овощи нельзя есть сырыми.

(Проговаривает полным ответом.)

– Можете присесть. А сейчас мы приготовим винегрет. Какие овощи нарежем в винегрет?

(Выходят дети с карточками овощей, из которых режут винегрет: морковь, картофель, свекла, лук, зеленый горох).

7. Игра «Вершки и корешки»

– Ребята, вам понравилась игра в повара? Тогда я предлагаю вам поиграть в «Вершки и корешки».

(Беру два обруча, черный и красный, кладу их так, чтобы обручи пересекались.)

– В обруч черного цвета нужно положить овощи, у которых в пищу идут корешки, то есть корнеплоды, а в обруч красного цвета – те, у которых используются вершки, то есть овощи, растущие на земле. В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.

8. Итог занятия

– Вот и подошла к концу наша встреча. Мы с вами многое узнали об овощах. Скажите, какие новые слова вы услышали на занятии. (Корнеплод, тушить, жарить, овощехранилище, мариновать, солить консервировать)

– Так какие же овощи называются корнеплодами? (Овощи, которые зреют в земле…)

– Вы меня порадовали своими знаниями. И я вам приготовила сюрприз. (Достаю корзинку с яблоками и раздаю всем)

– До свидания, ребята! До встречи в следующем году!