Отрицательные значения декларация по ндс. Отрицательное значение и бюджетное возмещение по ндс


Перед Вами уникальное собрание всех позиций Минфина и Федеральной налоговой службы по налогу на добавленную стоимость за последние два с лишним года: оно включает все позиции, начиная с июля 2009 года. На сегодняшний день споры об НДС остаются одними из самых распространенных. И хотя позиции указанных выше органов, отраженные в их письмах, не являются прецедентами или обязательными к применению правилами, на них на практике ориентируются налоговые органы. Налогоплательщики же в некоторых случаях могут с помощью этих писем отстоять свои позиции без обращения в суд. Этот необходимый любому налоговому специалисту справочник позволяет найти нужный аргумент в течение не более двух минут: в отличие от любых других изданий все выводы жестко структурированы по темам и вопросам и представлены в четких формулировках. Основой для сборника послужила база данных Timothy"s, заслужившая высшие оценки профессионалов. Путеводитель по правовым позициям...

В книге описаны методы исчисления и уплаты НДС, учитывающие основные изменения налогового законодательства, которые вступили в силу в 2007 году. В настоящее время действует принципиально новый порядок возмещения НДС по одной общей декларации, включающей операции, облагаемые НДС по нулевой ставке. Новой редакцией п. 4 ст. 168 НК РФ предусмотрен порядок уплаты НДС по отдельному платежному поручению при осуществлении бартерных операций, зачетах взаимных требований и расчетах ценными бумагами, и тем налогоплательщикам, которые используют неденежные формы расчетов, следует внимательно относиться к таким операциям. Подробно рассмотрены наиболее актуальные проблемы, связанные с исчислением НДС: порядок освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика; практика применения отдельных налоговых льгот; порядок исполнения обязанностей налогового агента; возмещение НДС при экспорте; порядок применения счетов-фактур в различных хозяйственных ситуациях. Приводятся практические...

У вас в руках необычное издание, в котором собрана основная информация по четырем направлениям, необходимым для успешной работы бухгалтера: основы бухгалтерского учета, бухгалтерский учет, налогообложение, "1С: Бухгалтерия". Самоподготовку можно начинать "с нуля", так как в книгу включен раздел по основам бухгалтерского учета с ключевыми понятиями, категориями и техникой ведения учета. В разделе "Бухгалтерский учет" в лаконичной и доступной форме даны методика, проводки, примеры и типовые ситуации во всем участкам учета коммерческих организаций. Раздел "Налоги" содержит информацию о налогоплательщиках, объектах налогообложения, налоговых ставках и порядке расчетов по всем налогам, предусмотренным налоговым кодексом РФ, с учетом последних изменений. Для каждого налога приведен практический пример расчета. В разделе "1С: Бухгалтерия" версия 8.1 дано описание основных принципов и алгоритмов действий в наиболее популярной сегодня для бухгалтеров, менеджеров и...

В учебнике даются основы государственных финансов, финансов организаций (предприятий), бухгалтерского учета и составления отчетности, а также рассматриваются проблемы, касающиеся управления финансами, организации бухгалтерского учета и налогообложения. Эти знания помогут руководителям и менеджерам лучше взаимодействовать со своими финансистами и бухгалтерами, оперативно и взвешенно принимать управленческие решения на основе понимания процессов, происходящих в финансах организации. В научной и практической плоскости решаются актуальные вопросы организации финансов на предприятии, формирования финансовых ресурсов, их распределения и использования, организации бухгалтерского учета. С помощью примеров изучаются методы планирования и прогнозирования финансовых результатов хозяйственной деятельности организаций. Бухгалтерский учет изложен в том необходимом для каждого руководителя объеме, который позволит ему читать баланс и использовать данные бухгалтерского учета для планирования и...

Современный бухгалтер должен обладать широким спектром разносторонних знаний. В основном это бухгалтерский учет, налогообложение, аудит. И, конечно, ведение бухгалтерского учета сейчас немыслимо без средств автоматизации. Особенность бухгалтерской работы - в необходимости постоянно следить за изменениями в законодательстве, осваивать новые участки ведения учета. В книге собрана вся основная информация, которая может пригодиться бухгалтеру. В ней читатель найдет последние нормы и нормативы, методики расчетов и ставки налогов. Это настоящий консультант в решении любых ситуаций! Учтены изменения, связанные с отменой ЕСН, вводимые ФЗ №212-ФЗ от 24 июля 2009 г. и другие новости налогообложения. Книга содержит изменения и дополнения по состоянию на 01.01.2010 г. Книга предназначена в помощь практикующим бухгалтерам, студентам, слушателям курсов переквалификации и повышения квалификации, преподавателям.

Профессиональный консультант бухгалтера с изменениями на 01.01.2009. Теория бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет. Налогообложение. Аудит. Система "1С:Предприятие" Современный бухгалтер должен обладать широким спектром разносторонних знаний. В основном это бухгалтерский учет, налогообложение, аудит. И, конечно, ведение бухгалтерского учета сейчас немыслимо без средств автоматизации. Особенность бухгалтерской работы - в необходимости постоянно следить за изменениями в законодательстве, осваивать новые участки ведения учета. В книге собрана вся основная информация, которая может пригодиться бухгалтеру. В ней читатель найдет последние нормы и нормативы, методики расчетов и ставки налогов. Это настоящий консультант в решении любых ситуаций! Книга предназначена в помощь практикующим бухгалтерам, студентам, слушателям курсов переквалификации и повышения квалификации, преподавателям.

Книга адресована индивидуальным предпринимателям, мелким бизнесменам, руководителям небольших фирм. Особенность книги состоит в том, что ее изучение позволит предпринимателю вести бухгалтерский учет самостоятельно, даже не имея специальной подготовки, попросту говоря - сэкономить на бухгалтере. Первая глава книги посвящена теоретическим аспектам учета в малом бизнесе: здесь понятным для "чайника" языком рассказывается об измерителях и объектах учета, особенностях постановки учетных процессов в малом бизнесе и т.п. Несколько следующих глав содержат описание программных средств, адресованных индивидуальным предпринимателям.

Отрицательное значение и возмещение: определяем отличия

Бюджетное возмещение — возмещение отрицательного значения налога на добавленную стоимость на основании подтверждения правомерности сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость по результатам проверки плательщика , в том числе автоматическое бюджетное возмещение в порядке и по критериям, определенным в разделе V этого Кодекса (п.п. 14.1.18 НК ).

Возмещение НДС из бюджета осуществляется по процедуре, установленной ст. 200 НКУ . Согласно п. 200.1 НКУ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет или бюджетному возмещению, определяется как разница между суммой налогового обязательства и суммой налогового кредита такого отчетного налогового периода.

Право на бюджетное возмещение возникает только в том случае, когда два периода подряд декларируется отрицательное значение НДС:

в первом периоде в декларации заполнена строка 19 декларации (отрицательная разница между суммой налоговых обязательств и суммой налогового кредита), а также строка 20.1 декларации — если предприятие имеет налоговый долг, и/или строка 20.2 (которая переносится в строку 21.1 декларации следующего отчетного периода) — если долга нет (или сумма налогового долга меньше отрицательной разницы);

во втором периоде в декларации сформирована строка 22. Сумму, которую нужно поставить на бюджетное возмещение (в строку 23.1 если плательщик желает получить ее (попутно заполняется приложение 4) и/или строку 23.2, если налогоплательщик пускает ее ), поможет определить приложение 2 к декларации по НДС. В нем расшифровывается отрицательное значение по периодам его возникновения и отслеживается его фактическая оплаченная в прошлых и отчетном периодах часть. Бюджетному возмещению будет подлежать сумма отрицательного значения предыдущего периода, в части, равной сумме НДС, фактически уплаченной (причем денежными средствами) в предыдущих и отчетном периодах (1) поставщикам товаров, услуг или (2) в государственный бюджет, а (3) в случае получения услуг от нерезидента на таможенной территории Украины — сумме налоговых обязательств с полученных от нерезидента услуг (п.п. «а» п. 200.4 НКУ ). Остаток отрицательного значения НДС после бюджетного возмещения (отражается в строке 24 декларации) включается в состав налогового кредита следующего налогового периода.

Зачастую плательщики, у которых отрицательное значение возникает два периода подряд и которые приняли решение о зачислении суммы бюджетного возмещения в уменьшение налоговых обязательств следующих периодов (п. 200.6 НКУ ), при заполнении декларации по НДС путают предназначение строки 23.2 и строки 24 , считая, что разницы между ними нет, и сумму, которую следовало бы поставить на бюджетное возмещение по строке 23.2, ошибочно ставят в строку 24. Разница действительно небольшая, и формально заключается в следующем :

строка 23.2 , предназначенная для отражения бюджетного возмещения , которое в дальнейшем будет уменьшать налоговые обязательства (налог, подлежащий уплате) следующих периодов , а

строка 2 4, предназначенная для отражения остатка отрицательного значения, который, не попал под возмещение (плательщик НДС имеет отрицательное значение, но не уплатил сумму НДС поставщику; плательщик НДС не имеет права на возмещение, поскольку подпадает под ограничительные критерии п. 200.5 НКУ ), который идет в налоговый кредит следующего периода .

И в том и другом случае уменьшается сумма налога будущих периодов.

Кроме того, многие плательщики, у которых отрицательное значение возникает два периода подряд, не хотят связываться с процедурой бюджетного возмещения (причина этому, проверка налоговиками правомерности и достоверности заявленной в декларации суммы бюджетного возмещения, которая ожидает плательщика в течение 30 дней, следующих за предельным сроком подачи такой декларации) и просто минуя строки 23.1 и/или 23.2 декларации переносят весь отрицательный остаток (за вычетом суммы налога отчетного периода) из строки 22 в строку 24. Формально такие действия являются нарушением . Ведь плательщик обязан заявить бюджетное возмещение , если для этого есть законные основания.

Основные отличия между тем, что такое отрицательное значение НДС и сумма бюджетного возмещения НДС, рассмотрим в таблице.

Отличия между отрицательным значением и бюджетным

возмещением суммы НДС

Отрицательное значение

Бюджетное возмещение

Момент возникновения

Может быть определено по итогам одного отчетного периода

Может быть определено, только когда два периода подряд декларируется отрицательное значение НДС

Определение

Отрицательная разница между суммой налоговых обязательств и суммой налогового кредита, возникшая по итогам отчетного периода

Часть отрицательного значения предыдущего периода НДС в пределах суммы НДС, фактически уплаченной в предыдущих и отчетном налоговых периодах

В каком размере отражается

Отражается в полном размере

Отражается только в размере фактически уплаченной суммы НДС

Место в декларации по НДС

В периоде возникновения — строка 19, показатель которой в дальнейшем учитывается:
— в уменьшение имеющегося налогового долга, возникшего за предыдущие периоды (стр. 20.1);
— при отсутствии налогового долга включается в состав налогового кредита следующего отчетного (налогового) периода (стр. 20.2).
В следующем периоде :
— из строки 20.2 предыдущей декларации переносится в строку 21.1 текущей декларации;
— остаток неперекрытого суммой налога, подлежащего уплате в этом периоде, отрицательного остатка переносится в стр. 22;
— остаток отрицательного значения, который не попал под возмещение (плательщик НДС имеет отрицательное значение, но не оплатил сумму НДС поставщику или в бюджет; плательщик НДС не имеет права на возмещение, поскольку подпадает под ограничительные критерии п. 200.5 НКУ ) перносится в строку 24.
Эта сумма берется из графы 5 приложения 2.
В следующем периоде показатель этой строки переносится в стр. 21.2, и в составе суммы из строки 21 будет сформирован налоговый кредит периода

В периоде возникновения права на бюджетное возмещение сумма возмещения декларируется по строке 23 (заполняется приложение 3):
— в строке 23.1, если плательщик желает получить ее «на рахунок платника у банку» ; попутно заполняется приложение 4;
— в строке 23.2, если налогоплательщик пускает ее «у зменшення податкових зобов’язань з податку на додану вартість наступних звітних (податкових) періодів»
в том случае, когда налогоплательщик выбрал вариант получения возмещения в счет уменьшения налоговых обязательств будущих периодов (заполнена строка 23.2), в декларациях за следующие периоды сумма такого возмещения не отражается . Однако отслеживать сумму такого возмещения нужно, поскольку если в следующих периодах появится налоговое обязательство к уплате, то его можно зачесть в счет такого возмещения

Отражение в карточке лицевого счета

Не переносится в карточку лицевого счета

Сумма строки 23.2 декларации по НДС переносится в карточку лицевого счета плательщика налога и в дальнейшем эта сумма принимает участие в погашении налоговых обязательств по НДС в порядке календарной очередности возникновения таких переплат
(см. ЕБНЗ в разделе 130.20.01)

Что уменьшает

Включается в состав налогового кредита следующего отчетного периода и уменьшает налоговые обязательства следующего периода

Идет в погашение налоговых обязательств в порядке очередности

Если налоговиками выявлено занижение налоговых обязательств

Остаток отрицательного значения не идет в зачет доначисленного налогового обязательства. Доначисленную сумму налога, штраф, пеню придется платить деньгами

Заявленная сумма бюджетного возмещения (из строки 23.2), числящаяся на лицевом счете, может быть зачтена в счет суммы доначисленого, штрафа и пени

Дальнейший учет

Отражается в следующих декларациях по НДС

Не подлежит отражению в следующих декларациях по НДС (см. ЕБНЗ в разделе 130.20.01)

Проверки налоговыми органами

При подачи декларации по НДС с отрицательным значением проверка не проводится.
При подаче декларации по НДС с отрицательным значением свыше
100 тыс. грн.
налогоплатильщика ожидает документальная внеплановая проверка (п.п. 78.1.8 НКУ)

Заявленная к возмещению сумма подлежит проверке:
— в течение 30
календарных дней , следующих за предельным сроком получения налоговой декларации, налоговый орган проведет камеральную проверку заявленных в ней данных (п. 200.10 );
— при обнаружении достаточных оснований , свидетельствующих о том, что расчет суммы бюджетного возмещения был произведен
с нарушением норм налогового законодательства, в течение следующих 30 календарных дней (следующих за окончанием камеральной проверки), налоговый орган вправе провести документальную внеплановую проверку плательщика для определения достоверности начисления суммы бюджетного возмещения. Достаточные основания перечислены в Перечне № 1238

При снятии с регистрации плательщиком НДС

Остаток отрицательного значения (строка 24) пропадает

Бюджетное возмещение, заявленное в строке 23.1, будет получено, в строке 23.2 — пропадает

Отражение неоплаченного возмещения

Отрицательная сумма, не попавшая под возмещение в текущем периоде (например, из-за того, что она оказалась не уплаченной поставщику), не пропадает, а переносится на следующие периоды. В декларации текущего периода она отражается в строке 24 и переносится именно в строку 21.2 декларации следующего периода .

В следующем периоде все будет зависеть от оплат предыдущего и отчетного периодов: либо эта сумма попадает в бюджетное возмещение, либо опять становится «остатком отрицательного значения», не попавшим под бюджетное возмещение и переносящимся в налоговый кредит следующего периода. Во втором случае она опять перейдет из строки 24 в строку 21.2 декларации за следующий период.

В приложении 2 информацию об оставшихся неоплаченными (в разрезе периодов) остатках отрицательного значения, которые при осуществлении оплат могут стать возмещением у налогоплательщика в будущем раскрывает колонка 5. Такие суммы вправе поучаствовать в расчете возмещения следующего периода. В связи с этим в таком случае при заполнении приложения 2 за текущий отчетный период в его колонки 2 и 3 переносят соответственно значения из колонок 2 и 5 приложения 2 за предыдущий отчетный период , корректируя их при этом (с учетом возможного заполнения в текущей декларации) на показатели строк 18, 21.1, 21.3, т. е., в частности:

— уменьшая остаток отрицательного значения (в хронологической последовательности его возникновения) на показатель строки 18 (если таковой, конечно, задекларирован в текущей декларации)

— увеличивая остаток отрицательного значения (путем присоединения (добавления) к нему «минуса», возникшего в предыдущем отчетном периоде), если в текущей декларации, к примеру, появились заполненные строки 21.1, 21.3.

Чем чревато неотражение оплаченного возмещения

В п. 200.6 предусмотрена возможность выбора плательщиком направления возмещения (полностью или частично): на текущий счет или в уменьшение налоговых обязательств следующих отчетных периодов. При этом в ст. 200 НКУ не упоминается, что плательщик имеет право заявлять или не заявлять бюджетное возмещение.

Следовательно, формально плательщик обязан заявить бюджетное возмещение, если для этого есть законные основания. Аналогичной позиции придерживаются налоговики в консультациях, приведенных в ЕБНЗ в разделе 130.20.01.

Если плательщик этого не сделает, например, ошибочно посчитает, что сумма НДС не уплачена поставщикам (другими словами, если при наличии оплат плательщик НДС не заполнит строку 23 декларации, а перенесет отрицательное значение из строки 22 в строку 24 декларации), и такой факт будет обнаружен налоговиками в ходе камеральной или документальной проверки, то считается, что плательщик налога добровольно отказывается от получения такой суммы занижения, как бюджетное возмещение , и учитывает ее в уменьшение налоговых обязательств по НДС в следующих налоговых периодах (п.п. «а» п. 200.14 НКУ ). То есть плательщик уже не сможет получить такую сумму на текущий счет, но такая сумма уменьшит сумму НДС, которую нужно будет уплатить в бюджет в следующих периодах.

Штрафные санкции за такое нарушение в НКУ не предусмотрены, хотя налоговики могут расценить его как нарушение порядка ведения налогового учета, за которое предусмотрена административная ответственность согласно ст. 163 1 КУоАП в размере от 85 до 170 грн.

В п.п. 4.6.7 Порядка № 1492 определено, что строка 21.3 декларации предусмотрена для отражения увеличения или уменьшения остатка отрицательного значения, который после бюджетного возмещения включается в состав налогового кредита следующего налогового периода (строка 24 декларации) по результатам камеральной или документальной проверки.

Налоговики в этом случае считают (см. ЕБНЗ в разделе 130.20.01), что, поскольку сумма заниженного бюджетного возмещения не может быть отражена ни в строке 23.1, ни в строке 23.2 декларации, то соответственно на такую сумму уменьшается значение строки 24 декларации, которая со знаком «-» отражается в строке 21.3 декларации в налоговом периоде, в котором получено уведомление-решение по форме В2. Указанная сумма заниженного бюджетного возмещения подлежит перенесению в карточку лицевого счета плательщика налога и в дальнейшем эта сумма (при условии подтверждения документальной проверкой ее декларирования) принимает участие в погашении налоговых обязательств по НДС такого плательщика налога в порядке календарной очередности возникновения таких переплат.

Если при проведении проверки не установлены другие нарушения налогового учета, кроме занижения суммы бюджетного возмещения, то указанные изменения в налоговой отчетности не могут приводить к дополнительному начислению налоговых обязательств у плательщика по результатам такой проверки (см. письмо ГНАУ от 19.09.2007 г. № 18727/7/16-1517 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 83). По идее сейчас должен быть аналогичный подход при выявлении занижения бюджетного возмещения.

Чем грозит отрицательное значение

Согласно п.п. 78.1.8 НКУ , если плательщиком представлена декларация , в которой заявлен к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость, при наличии оснований для проверки, определенных в разд. V НКУ , и/или с отрицательным значением по налогу на добавленную стоимость , которое составляет более 100 тыс. гривень , то в отношении такого плательщика проводится документальная внеплановая проверка .

То есть плательщику НДС, задекларировавшему отрицательное значение в размере более 100 тыс. грн., грозит документальная внеплановая проверка.

Документальная внеплановая проверка по основаниям, определенным в данном подпункте, проводится исключительно по законности декларирования заявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость и/или по отрицательному значению по налогу на добавленную стоимость, составляющему более 100 тыс. грн.

О том, что наличие документально подтвержденной информации о нарушении плательщиком норм налогового законодательства в соответствии с п. 78.1 НКУ является основанием для проведения документальной внеплановой проверки плательщика НДС, указано и в п. 7 Перечня № 1238 .

Внеплановые выездные проверки, проводимые в случае декларирования налогоплательщиком заявленного к возмещению из бюджета НДС и/или отрицательного значения НДС, составляющего более 100 тыс. грн. , при наличии достаточных оснований, свидетельствующих, что расчет суммы бюджетного возмещения был осуществлен с нарушением норм налогового законодательства, согласно п. 200.11 НКУ в течение 30 календарных дней, наступающих за предельным сроком проведения камеральной проверки (напомним, что камеральная проверка данных, заявленных в декларации по НДС, проводится в течение 30 календарных дней, наступающих за предельным сроком получения такой декларации).

Что касается возможности непризнания налоговиками декларации с «минусом» (с задекларированным отрицательным значением по НДС, то здесь стоит отметить следующее: в приложении 6 к Методрекомендациям № 516 приведен полный перечень кодов причин, по которым налогоплательщику может быть отказано в признании отчетности. Среди них нет такого основания, как наличие отрицательного значения по НДС. Соответственно не признавать такую декларацию налоговики не вправе.

Случается, что при подаче «минусовой» декларации по НДС налоговые органы настаивают на ее перезаполнении, угрожая штампом «ОТРИМАНО, попереджено про можливість невизнання». Такой штамп говорит об автоматическом непризнании налоговой отчетности (п.п. 4.14.3 Методрекомендаций № 516 ). В данном случае требование заполнения декларации по НДС с положительным показателем либо же в случае отказа в перезаполнении проставления штампа «ОТРИМАНО, попереджено про можливість невизнання» является незаконным.

Отказ должностного лица органа ГНС принять налоговую декларацию и требование им в отношении такой декларации изменений показателей, уменьшения или отмены отрицательного значения объектов налогообложения, сумм бюджетных возмещений, незаконное увеличение налоговых обязательств запрещается (см. письмо ГНСУ от 16.03.2012 г. № 7470/7/15-1217 на с. 46 этого номера).

Как уйти от отрицательного значения

Чтобы избежать проблем, которые могут возникнуть при подаче декларации с отрицательным значением, а также наряду с этим избежать внеплановой выездной проверки, которая может постигнуть в случае декларирования отрицательного значения в сумме 100 тыс. грн. и уйти от суммы отрицательного значения НДС, налогоплательщику можно временно «спрятать» отрицательное значение, которое может всплыть в отчетном периоде. Для этого можно посоветовать:

(1) придержать полученные в отчетном периоде налоговые накладные со значительной суммой НДС. То есть умышленно не включить в состав налогового кредита (скажем, по ошибке) суммы НДС по таким налоговым накладным. А потом, когда отрицательное значение немного уменьшится (перекроется возникшими налоговыми обязательствами), то предприятие вполне может восстановить «припрятанные» таким образом налоговые накладные. Восстановление налогового кредита по таким налоговым накладным следует уже расценивать как исправление ошибки , применяя в таком случае соответственно механизм исправления ошибок, предусмотренный законодательством, — путем подачи уточняющего расчета. Главное, не забыть о них и восстановить такие налоговые накладные не позднее 365 дней с даты их выписки. Ведь как предусмотрено абз. 3 п. 198.6 НКУ, если плательщик налога не включил в соответствующий налоговый период в налоговый кредит сумму НДС на основании полученных налоговых накладных , такое право сохраняется за ним в течение 365 календарных дней с даты их выписки .

Ошибочно не учтенные налоговые накладные в периоде «восстановления» подлежат отражению в разделе II Реестра выданных и полученных налоговых накладных, причем в графе 5 помечается «ПНУ», т. е. делается пометка, что такие налоговые накладные отражаются в уточняющем расчете (п. 9.4 Порядка № 1002 ). Кроме того, такие налоговые накладные отражаются соответственно и в итоговой строке «З них включено до уточнюючих розрахункiв за звiтний перiод» . Причем, по мнению налоговиков (см. ЕБНЗ в разделе 130.23), в данной строке делается количество записей, соответствующее количеству налоговых накладных, включаемых в уточняющий расчет за исправляемый отчетный период. Напомним, что в настоящее время при исправлении ошибок предстоит составить и подать уточняющий расчет по НДС, то ли как отдельный документ, то ли как приложение к текущей декларации. Подробности заполнения уточняющего расчета при самоисправлении см. в статье «Заполняем уточняющий расчет по НДС» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 46, с. 26;

2) ошибочно доначислить налоговые обязательства по НДС , с последующим исправлением ошибки.

Правомерно ли выставление «отрицательного» счета-фактуры? Может ли продавец выставить такую счет-фактуру, а покупатель принять отрицательный НДС?

Необходимость скорректировать ранее выставленные счета-фактуры в сторону уменьшения налога может возникнуть в нескольких случаях. Например, при возврате товара, при предоставлении скидки на отгруженный товар, при ошибочном выделении налога в счете-фактуре, при возникновении отрицательной суммовой разницы. Нормативно-правовая база В Налоговом кодексе РФ не предусмотрено возможности выставления "отрицательных" счетов-фактур. Ни слова про них не сказано в Правилах ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914. Однако и прямого запрета на выставление таких счетов-фактур тоже нет. Мнения судей, Минфина и налоговиков Существует различный взгляд на проблему «отрицательных» счетов-фактур. Выставление «отрицательных» счетов-фактур недопустимо:
  • Письмо Минфина России от 21.03.2006 № 03-04-09/5,
  • от 29.05.2007 № 03-07-09/9.
Допускается выставление «отрицательного» счета-фактуры:
  • Постановление ФАС Московского округа от 11.09.2008 № КА-А41/8495-08-П,
  • ФАС Западно-Сибирского округа от 07.02.2007 № Ф04-9404/2006(30453-А45-26),
  • ФАС Московского округа от 25.06.2008 № КА-А40/5284-08.
Учитывая это, возможность уменьшения налоговой базы путем выставления «отрицательного» счета-фактуры, вероятно, придется доказывать в суде. Что делать с «отрицательным» НДС? НДС по отрицательным суммовым разницам можно проводить отрицательными записями в Книгах продаж и Книгах покупок на основании откорректированных сумм НДС в периоде, когда возникла отрицательная суммовая разница. В других случаях корректировки первоначально начисленного НДС бухгалтеру будет необходимо внести исправления в периоды совершения хозяйственной операции с подачей уточненной декларации по НДС. Например при ошибочном выделении налога такая обязанность возникает на основании пункта 1 статьи 81 НК РФ . Скидка При предоставлении скидки момент предъявления НДС спорен и зависит от понимания термина «скидка» и от условий договора по Гражданскому кодексу. Ведь действующее законодательство по налогом и сборам не определяет понятие «скидка». Налоговым органом скидка может быть расценена как безвозмездная передача на основании ст. 572 , 574 НК РФ . Налогоплательщиками это мнение небезуспешно оспаривается. Минфин России трактует скидку как изменение цены на ранее поставленный товар с необходимостью корректировок предыдущих поставок. В противовес им ФАС Московского округа в Постановлении от 11.09.2008 № КА-А41/8495-08-П делает вывод, что скидка является отдельной хозяйственной операцией, которая по времени не совпадает с временем поставки товара. И что первичные документы должны быть оформлены именно в период предоставления скидки. Что же делать? Для снижения налоговых рисков рекомендуем вместо оформления "отрицательных" счетов-фактур вносить изменения в уже выставленные счета-фактуры. При этом, во всех случаях внесения изменений в ранее выставленные счета-фактуры, кроме учета отрицательных суммовых разниц, менее рискованным будет внесение изменений в Книгу покупок и Книгу продаж в предыдущие периоды с подачей уточненных деклараций по НДС за соответствующие периоды.

Уменьшить НДС на отрицательную суммовую разницу получится не всегда

Что изменилось в работе: Если ваша компания с покупателем в у. е., а он перечислил рубли в следующем после отгрузки квартале, скорректировать базу по НДС на отрицательные разницы не получится.

В разъяснили, в каких случаях удастся скорректировать налоговую базу по НДС с учетом отрицательных суммовых разниц. Речь идет о тех разницах, которые возникают, когда цена товаров по договору выражена в или условных единицах, а покупатель платит в рублях. Чаще всего курс на день оплаты отличается от того, что был на дату отгрузки. И если он снизился, то продавец получит от покупателя меньше ожидаемой суммы. Отсюда и вопрос: можно ли уменьшить сумму начисленного к уплате в бюджет НДС?

Хорошо, если отгрузка и оплата пришлись на один и тот же квартал. Тогда все отклонения по сумме выручки удастся учесть при налоговой базы по НДС. Об этом прямо сказано в пункте 4 статьи 166 Налогового кодекса РФ. А вот когда покупатель перечисляет деньги уже в квартале, следующем за тем, когда получил товар, корректировать сумму налога опасно. Во всяком случае, в Минфине России убеждены, что для пересчета нет законных оснований (см. письмо от 16 мая 2011 г. № 03-07-11/127).

Конечно, вывод чиновников не бесспорный. Ведь поставщик формирует базу по НДС исходя из тех цен, которые значатся в договоре с покупателем. А когда стоимость товара выражена в у. е., о реальной сумме выручки продавец чаще всего узнает лишь в день платежа. Размер же налоговой базы, определенный в период отгрузки, носит условный характер. И кстати, это признали судьи Президиума ВАС РФ в постановлении от 17 февраля 2009 г. № 9181/08. Выходит, налоговую базу можно уменьшить на отрицательную разницу, а в инспекцию подать «уточненку» по НДС за тот квартал, в котором была отгрузка. Однако, выбрав такой подход, споров с ревизорами, увы, не избежать.

Статья напечатана в журнале "Главбух" № 13, 2011