Управа благочиния. Благочиния управа Есть ли «управа» на плохой сон

Или полицейскому.

В столицах в составе управ благочиния входили обер-полицмейстер (председатель), полицмейстер, пристав по гражданским и по уголовным делам (аналоги современных следователей). В других городах председателем был полицмейстер или городничий .

Для непосредственно полицейского управления города были разделены на административно-полицейские части (200-700 дворов). Административно-полицейские части, в свою очередь, были поделены на кварталы по 50-100 дворов. Административно-полицейские части управлялись частными приставами с приданными им воинскими командами и служителями. Кварталы контролировали квартальные надзиратели с квартальными поручиками и полицейская стража. Для гражданского контроля над полицейским управлением существовали 2 ратмана . Они избирались из числа наиболее достойных местных жителей сроком на полгода.

Управа благочиния осуществляла надзор за порядком, следила за исполнением законов; к её компетенции относилось также судебное производство по гражданским и тяжебным делам суммой меньше 20 руб. Осуществляла также следственные действия и судебное производство по кражам и мошенничествам на сумму меньше 20 руб. Управа благочиния ежедневно утверждала представленный приставами список арестованных.

Управа благочиния находились в подчинении Губернских (наместнических) правлений. Со временем были сформированы спец. команды (ревизоры), осуществлявшие контроль за деятельностью управ благочиния.

Литература

  • Энциклопедия МВД России. - М .: Объед. ред-ция МВД России, «Олма пресс», 2002. - ISBN 5-224-03722-0

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Управа благочиния" в других словарях:

    Управа благочиния - Управа благочиния, губернское (до 1871) и городское полицейское учреждение. Создано в 1782, во главе — обер полицмейстер (подчинялся генерал губернатору), ему подчинены полицмейстер, приставы гражданских, уголовных и следственных дел,… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    УПРАВА БЛАГОЧИНИЯ, общегородское полицейское (см. ПОЛИЦИЯ) учреждение в Петербурге, Москве и губернских городах России (с 1782); приводила в исполнение распоряжения местной администрации и решения судов, заведовала городским благоустройством и… … Энциклопедический словарь

    Управа благочиния Энциклопедия права

    Губернское (до 1871) и городское полицейское учреждение. Создано в 1782, во главе обер полицмейстер (подчинялся генерал губернатору), ему подчинены полицмейстер, приставы гражданских, уголовных и следственных дел, брандмайор, старший врач… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Управа благочиния - в Российской империи местные полицейские органы, выполнявшие также некоторые судебные функции. Созданы по Уставу благочиния (8.04.1782 г.). В Петербурге и Москве У.б. состояли из обер полицмейстера (председатель), полицмейстера, приставов… … Большой юридический словарь

    Общегородское полицейское учреждение в Петербурге, Москве и губернских городах России. Создана в 1782. У. б. приводила в исполнение распоряжения местной администрации и решения судов, заведовала городским благоустройством и торговлей.… … Большая советская энциклопедия

    См. Благочиние … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Общегор. полицейское учреждение в Петербурге, Москве и губ. городах России. Создана в 1782. Приводила в исполнение распоряжения местной админист рации и решения судов, заведовала гор. благоустройством и торговлей. Полицейские функции осуществляла … Советская историческая энциклопедия

    УПРАВА БЛАГОЧИНИЯ - общегородское полицейское учреждение в Петербурге, Москве и губернских городах России. Создана в 1782 г. У.б. приводила в исполнение распоряжения местной администрации и решения судов, заведовала городским благоустройством и торговлей (до… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

    Городское полицейское учреждение. Создана в 1782 (с 1830 х гг. помещалась на, 22; дом не сохранился). Приводила в исполнение решения городской администрации и судов и т.д. Кроме штата московской полиции в распоряжение Управы благочиния в… … Москва (энциклопедия)

Упра́ва благочи́ния - городской полицейско-административный орган Российской империи в -1881 годах . Учреждены по Уставу благочиния , или полицейскому.

Учреждение должности

В столицах в составе управ благочиния входили обер-полицмейстер (председатель), полицмейстер, пристав по гражданским и по уголовным делам (аналоги современных следователей). В других городах председателем был полицмейстер или городничий .

Для непосредственно полицейского управления города были разделены на административно-полицейские части (200-700 дворов). Административно-полицейские части, в свою очередь, были поделены на кварталы по 50-100 дворов. Административно-полицейские части управлялись частными приставами с приданными им воинскими командами и служителями. Кварталы контролировали квартальные надзиратели с квартальными поручиками и полицейская стража. Для гражданского контроля над полицейским управлением существовали 2 ратмана . Они избирались из числа наиболее достойных местных жителей сроком на полгода.

Обязанности

Управа благочиния осуществляла надзор за порядком, следила за исполнением законов; к её компетенции относилось также судебное производство по гражданским и тяжебным делам суммой меньше 20 руб. Осуществляла также следственные действия и судебное производство по кражам и мошенничествам на сумму меньше 20 руб. Управа благочиния ежедневно утверждала представленный приставами список арестованных.

Управы благочиния находились в подчинении Губернских (наместнических) правлений. Со временем были сформированы спец. команды (ревизоры), осуществлявшие контроль за деятельностью управ благочиния.

С 1799 г. начинается работа над проектом Устава благочиния, которая была завершена в 1781 г. В 1782 г. Устав был опубликован. Он разделялся на четырнадцать глав, двести семьдесят четыре статьи.

Устав регламентировал структуру полицейских органов, их сис­тему и основные направления деятельности, перечень наказуемых полицией деяний.

Главными источниками Устава стали: «Учреждение о губернии», материалы уложенной комиссии и иностранные полицейские нормы и правовые трактаты.

Органом полицейского управления в городе стала Управа благо­чиния, коллегиальный орган в который входили: полицмейстер, обер-комендант или городничий, приставы гражданских и уголовных дел, выборные от граждан ратманы-советники.

Город делился на части и кварталы по числу зданий. В части главой полицейского управления был частный пристав, в квартале -квартальный надзиратель. Все полицейские чины вписывались в систему Табели о рангах.

Руководство полицией возлагалось на губернские власти: губерн­ское правление решало все вопросы о назначении и смещении поли­цейских должностей. Сенат контролировал полицейское управление в столицах.

Главная задача полиции определялась как сохранение порядка, благочиния и добронравия. Полиция наблюдала за исполнением законов и решением местных органов власти, контролировала со­блюдение церковных порядков, сохранение общественного спокой­ствия. Она наблюдала за нравами и развлечениями, принимала меры к сохранению «народного здравия», городского хозяйства, торговли и «народного продовольствия».

Полиция пресекала мелкие уголовные дела, вынося по ним соб­ственные решения, осуществляла предварительное следствие и ро­зыск преступников.

Устав благочиния перечислял ряд правонарушений и санкций, относящихся к ведению полицейских органов.

К этим правонарушениям относились:

1) действия, связанные с непослушанием законам или решениям полицейских властей;

2) действия, направленные против православной веры и богослу­жения;

3) действия, нарушающие общественный порядок, охраняемый полицией;

4) действия, нарушающие нормы благочиния (пьянство, азартные игры, брань, непотребное поведение, самовольная застройка, недо­зволенные представления);

5) действия, нарушающие порядок управления или суда (взяточ­ничество);

6) преступления против личности, имущества, порядка и др.

Полиция могла применять санкции только за некоторые право­нарушения из перечисленных сфер: ведение споров против право­славия, несоблюдение воскресных и праздничных дней, передвиже­ние без паспорта, нарушение правил маклерского посредничества, неразрешенное ношение оружия, нарушение таможенных правил и некоторые имущественные преступления.

В большинстве других случаев полиция ограничивалась проведе­нием предварительного следствия и передачей материала в судебные инстанции. По политическим преступлениям полиция следствия не проводила, это была компетенция других органов.

48. Жалованная грамота дворянству 1785 г.

Жалованная грамота дворянству (полное название - «Грамота на права и преимущества благородного российского дворянства») состояла из вводного манифеста и четырех разделов (девяносто две статьи).

В ней устанавливались принципы организации местного дворян­ского самоуправления, личные права дворян и порядок составления родословных дворянских книг.

Личные права дворян включали: право на дворянское достоин­ство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождения от телесных наказаний, от обязательной государственной службы и др.

Имущественные права дворянства включали: полное и неограни­ченное право собственности, на приобретение, использование и на­следование любого вида имущества. Устанавливалось исключитель­ное право дворян покупать деревни и владеть землей и крестьянами, дворяне имели право открывать промышленные предприятия в своих имениях, торговать продукцией своих угодий оптом, приобре­тать дома в городах и вести морскую торговлю.

Особые судебные права дворянства включали следующие сослов­ные привилегии: личные и имущественные права дворянства могли быть ограничены или ликвидированы только по решению суда: дво­рянина могли судить только равные ему (сословный суд), решения других судов для него не имели значения.

Сословное самоуправление дворянства, регламентированное Жалованной грамотой выглядело следующим образом: дворяне со­здавали общество, или Собрание, наделенное правами юридическо­го лица (имевшее собственные финансы, имущество, учреждения и служащих).

Жалованная грамота сохраняла отличие прав личного дворянст­ва от прав потомственного дворянства. Все потомственное дворян­ство обладало равными правами (личными, имущественными и су­дебными) независимо от разницы в титулах и древности рода. Пра­вовая консолидация дворянства как сословия завершилась. Закреп­ленные за дворянством права определялись как «вечные и неизмен­ные». Вместе с тем дворянские корпорации находились в непосред­ственной зависимости от государственной власти (регистрация дво­рян в родословных книгах проводилась по установленным государ­ством правилам, государственные чиновники утверждали кандида­туры выборных дворянских предводителей, дворянские выборные органы действовали под эгидой государственных должностных лиц и учреждений).

49. Жалованная грамота городам 1785 г.

Правовой статус городского населения как особого сословия начал определяться еще в конце XVII в. Затем создание органов городского самоуправления при Петре I (ратуши, магистраты) и установление определенных льгот для верхушки городского населе­ния укрепили этот процесс. Дальнейшее развитие промышленности, торговли и финансов (как особых функций города) потребовали издания новых правовых актов, регулирующих эти сферы деятель­ности.

Жалованная грамота городам (полное название - «Грамота на права и выгоды городам Российской Империи») была опубликована одновременно с Жалованной грамотой дворянству в апреле 1785 г. Она состояла из манифеста, шестнадцати разделов и ста семидесяти восьми статей.

Грамота закрепляла единый сословный статус всего населения городов независимо от профессиональных занятий и родов деятель­ности.

Личные права мещан включали: право на охрану чести и до­стоинства, личности и жизни, право на перемещение и выезд за границу.

К имущественным правам мещанства относились: право собст­венности на принадлежащее имущество (приобретение, использова­ние, наследование), право владения промышленными предприятия­ми, промыслами, право на ведение торговли.

Все городское население делилось на шесть категорий:

1) «настоящие городские обыватели», имеющие в городе дом и иную недвижимость;

2) записанные в гильдии купцы (I гильдия - с капиталом от десяти до пятидесяти тысяч рублей, II - от пяти до десяти тысяч рублей, III - от одной до пяти тысяч рублей);

3) состоявшие в цехах ремесленники;

4) иногородние и иностранные купцы;

5) именитые граждане (капиталисты и банкиры, имевшие капитал не менее пятидесяти тысяч рублей, оптовые торговцы, судовладель­цы, состоящие в городской администрации, ученые, художники, му­зыканты);

6) прочее посадское население.

Купцы I и II гильдий пользовались дополнительными личными правами, освобождались от телесных наказаний, могли владеть круп­ными промышленными и торговыми предприятиями. От телесных наказаний освобождались и именитые граждане.

Права и обязанности ремесленников регламентировались внут­рицеховыми правилами и «Уставом о цехах».

В городе создавалась Общая городская дума, в которую входили избранный городской голова и гласные (по одному от каждой из шести категорий горожан и пропорционально частям города).

Общая городская дума образовывала свой исполнительный орган - шестигласную Городскую думу из числа гласных, в заседа­ниях которой участвовал один представитель от каждой категории. Председательствовал городской голова.

В компетенцию Городской думы входили: обеспечение в городе тишины, согласия и благочиния, разрешение внутрисословных спо­ров, наблюдение за городским строительством. В отличие от ратуш и магистратов судебные дела не входили в ведение Городской думы - их решали судебные органы.

Был утверждён «Устав благочиния или полицейский», согласно которому создавался новый городской административно-полицейский орган - Управа благочиния или полицейская, вводились специальные должности служащих городской полиции, уточнялись её функции и компетенция.

Первые полицейские органы России появились в период преобразований Петра I, однако создание соответствующих органов не вышло за пределы Санкт-Петербурга и Москвы. При преемниках Петра формированию и дальнейшему развитию полицейских органов, превращению их в систему не только центральных, но и местных органов необходимого внимания не уделялось. Возникающие на местах проблемы требовали решения на общегосударственном уровне и могли быть решены путём реформирования центрального и местного управления, создания новых звеньев государственного аппарата, совершенствования законодательства.

При императрице Екатерине II, в ходе реформ местного самоуправления (1775-1785 гг.), обсуждалась и система полицейского управления. С 1779 г. началась работа над проектом Устава о благочинии, которая была завершена в 1781 г. Главными источниками Устава стали: Учреждение о губерниях, материалы уложенной комиссии и иностранные полицейские нормы и правовые трактаты. Предполагалось создать в городах полицейские органы для охраны благочиния, покоя и добронравия.

8 (19) апреля 1782 г. Устав был утверждён. Он состоял из 274 статей и разделялся на 14 глав. Устав регламентировал структуру полицейских органов, их систему и основные направления деятельности, содержал перечень наказуемых полицией деяний.

Сохранение «благочиния, добронравия и порядка» в городе было возложено на управу благочиния - коллегиальный орган, в который входили: полицмейстер, обер-комендант или городничий, приставы гражданских и уголовных дел, выборные члены от купечества.

Управа благочиния была подчинена губернскому правлению и выполняла разнообразные административно-хозяйственные и судебные функции.

Каждый город, насчитывавший более 4 тыс. дворов, разделялся на части (по 200-700 дворов), которые в свою очередь делились на кварталы (по 50-100 дворов). В части главой полицейского управления был частный пристав, в квартале - квартальный надзиратель.

Полиция наблюдала за нравами и развлечениями, принимала меры к сохранению народного здравия, городского хозяйства, торговли и народного продовольствия. Она пресекала мелкие уголовные дела, вынося по ним собственные решения, осуществляла предварительное следствие и розыск преступников. К ведению полиции относились действия связанные с непослушанием законам или решениям полицейских властей; направленные против православной церкви и богослужений; нарушающие общественный порядок; нарушающие нормы благочиния (пьянство, азартные игры, брань, непотребное поведение, самовольная застройка); нарушающие порядок управления или суда (взяточничество); преступления против личности и имущества. Устав благочиния фактически сформировал новую отрасль права - полицейское право.

Помимо организационных основ полицейского управления, в уставе были изложены определённые морально-нравственные правила, которыми должны были руководствоваться и полиция, и городское население: «Не чини ближнему, чего сам терпеть не можешь; Не токмо ближнему не твори лиха, но твори ему добро, колико можешь; Буде кто ближнему сотворил обиду личную, или в имении, или в добром звании, да удовлетворит по возможности; В добром помогите друг другу, веди слепого, дай кровлю неимеющему, напой жаждущего; Сжалься над утопающим, протяни руку помощи падающему; Блажен кто и скот милует, буде скотина и злодея твоего спотыкнется, подыми ее; С пути сошедшему указывай путь».

Также устав нарисовал портрет идеального должностного лица, наделённого комплексом добродетелей и лишённого пороков и недостатков: он обязан был проявлять человеколюбие, добросовестное отношение к службе, стремление к достижению общего добра, бескорыстие, обязан был чинить равный суд, руководствоваться исключительно законом, покровительствовать невинному и скорбящему, воздерживаться от взяток, ибо они «ослепляют глаза и развращают ум и сердце, устам же налагают узду».

Реформы местного управления, проведённые в царствование Екатерины II позволили привести полицейские органы в определенную систему, хотя специального общегубернского органа управления полицией в это время не было создано. После буржуазных реформ 60–70-х гг. XIX в. из компетенции управ благочиния были исключены судебные дела, городское благоустройство и к концу XIX в. они повсеместно были закрыты.

Лит.: Анучин Е. Н. Исторический обзор развития административно-полицейских учреждений в России, с Учреждения о губерниях 1775 г. до последнего времени. СПб., 1872; Павленко Н. И. Екатерина Великая М., 2006; Пинигин М. Г. Организационно-правовые основы деятельности полиции в России по «Уставу Благочиния или полицейскому», 1782-1862 гг.: Автореф. дис. … канд. юр. наук. М., 2003; Пинигин М. Г. «Устав благочиния» как источник российского полицейского права. Тюмень, 2004; Селиванов А. М. Служить Отечеству честь имею: Сборник документов по истории органов внутренних дел Ярославского края в конце 18 - начале 21 века / А. М. Селиванов. Ярославль, 2002.

полицейский орган в столице и губернских городах России в 1782-конец XIX в. Приводила в исполнение распоряжения местной администрации и судебные приговоры, до 1870 г. заведовала городским благоустройством и торговлей. До 1864 г. имела ряд судейских функций по мелким уголовным и гражданским делам.

Отличное определение

Неполное определение ↓

УПРАВА БЛАГОЧИНИЯ

общегородское полицейское учреждение в Петербурге, Москве и губернских городах России. Создана в 1782 г. У.б. приводила в исполнение распоряжения местной администрации и решения судов, заведовала городским благоустройством и торговлей (до 1870 г.). В У.б. заседали городничий, полицмейстер, 2 пристава (гражданских и уголовных дел) и 2 ратмана. У.б. «имеет бдение, дабы в городе сохранены были благочиние, добронравие и порядок». Сюда включались контроль за торговлей, вылавливание беглых, починка дорог, борьба с азартными играми, строительство в городе бань, разгон неразрешенных законом «обществ, товариществ, братств и иных подобных собраний». У.б. имела право определять наказания лишь по мелким правонарушениям административного характера или связанным с нарушением общественного порядка. Все остальные дела после следствия должны были передаваться в суд. Полицейские функции она осуществляла через частных приставов и квартальных надзирателей, рассматривала также мелкие уголовные и гражданские дела (до 1864 г.). Возглавлялась обер-полицмейстером или полицмейстером. В конце XIX в. У.б. ликвидированы. Их заменили канцелярии обер-полицмейстеров, полицмейстеров, градоначальников, губернских и городских полицейских управлений.