Презентация на тему правовые знания детям. Классный час «День правовых знаний

Милиция - правоохранительный орган.

Советы каждому

Подозреваемый (задержанный)

СВИДЕТЕЛь:

Веди себя вежливо и корректно, даже если так случится, что милиционер ведет себя грубо. 2. Никогда не вступай в конфликт с дознавателем или следователем. 3. Пытайся выяснить, четко задавая вопросы, на каком основании тебя задержали. 4. Если ты считаешь, что тебя задержали незаконно, то предупреди милиционера, что будешь обжаловать его действия (ты имеешь на это право в порядке ст. 125 Уголовно-процессуального Кодекса РФ). 5. Требуй немедленно сообщить родителям о том, что тебя задержали. 6. После прихода в милицию требуй составления протокола о задержании, в который ты можешь вписать свои возражения, если они у тебя будут. 7. Никогда не сообщай то, в чем ты не уверен, не выдумывай то, чего не было. 8. Никогда не подписывай пустые листы 9. Ты имеешь право отказаться от подписания протокола, указав причины отказа (причины могут быть следующие: «я отказываюсь подписать протокол, так как в нем написана неправда», «я отказываюсь подписать протокол, так как мне не разъяснили мои права» и т.п.)

ты можешь отказаться свидетельствовать против себя и своих близких 2. ты можешь явиться на допрос с родителем (или другим законным представителем) 3. если тебе нет 14 лет, то при твоем допросе ОБЯЗАТЕЛЬНО должен присутствовать педагог. Знай, что в случаи твоего задержания и доставления в отделение милиции, возбуждения уголовного дела и т.д. должны соблюдаться все процессуальные нормы, действующие в отношении взрослых. Однако в связи с тем, что ты несовершеннолетний, у милиции возникают дополнительные обязанности: незамедлительно поставить в известность о твоем задержании родителей (законных представ.), обеспечить с момента ареста правовую помощь со стороны защитника (адвоката) и др.

Если к тебе на улице подошел милиционер не паникуй. Сотрудник милиции может остановить тебя для проверки документов, удостоверяющих личность (поэтому всегда старайся носить с собой паспорт), если ты подходишь по приметам разыскиваемых лиц. При отсутствии документов тебя могут задержать и доставить в отдел милиции для установления личности (но не более чем на 3 часа). В любом случаи сотрудник милиции обязан предъявить служебное удостоверение. Ни в коем случаи не спорь с милиционером, спокойно отвечай на все вопросы, не нервничай, не вырывайся и не убегай. Это может быть расценено как сопротивление сотруднику милиции, и реакция ответная будет крайне неприятной. При этом как можно быстрее постарайся связаться с родителями или адвокатом. Если сотрудник милиции в отсутствии родителей пришел к тебе домой и предложил пройти с ним в отдел для выяснения обстоятельств какого-либо происшествия: 1. Не открывай дверь. Предложи обратиться к соседям, что бы разговор происходил в присутствии взрослых. 2. Когда соседи подойдут, вежливо попроси милиционера предъявить служебное удостоверение. Перепиши его номер. Выясни фамилию, звание, должность сотрудника. Уточни, из какого он отдела милиции. 3. Если всё же ты открыл дверь до прихода взрослых, не пускай его в дом, дождись старших. 4. Сотрудник милиции обязан предъявить повестку. В ней должно быть указано кого, куда, в каком качестве, с какой целью и на какое время вызывают. Если повестки нет, то попроси её прислать. Не соглашайся пройти с сотрудником милиции в отдел без повестки. Если сотрудники милиции нарушили твои права, совершили в отношении тебя преступление, то нужно не только сохранить и зафиксировать следы преступления, засвидетельствовать с помощью медицинских работников следы побоев, записать фамилии, адреса и телефоны свидетелей, запомнить приметы сотрудников милиции, но и уметь доказать, что деяния сотрудников сих попадают под соответствующие статьи Уголовного кодекса РФ. В этом тебе могут помочь адвокаты.

Cлайд 1

Cлайд 2

Твой возраст - твои права! Только родившись, человек приобретает по закону способность иметь права и нести обязанности - конституционные, семейные, гражданские, трудовые и т.д. Однако их реальное осуществление возможно лишь по мере взросления ребенка. С каждым годом объем твоей дееспособности* (способности своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их) увеличивается. И так же, как сосуд наполняется жидкостью до верха, так и дееспособность становится полной к 18 годам и ты становишься совершеннолетним.

Cлайд 3

Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Теперь этот день (10 декабря) отмечается во многих странах как День прав человека. Всеобщей декларации права человека носят всеобщий характер, т.е. относятся ко всем людям независимо их возраста, как к взрослым, так и к детям.

Cлайд 4

Всеобщая декларация прав человека дала всем странам и народам образец справедливого отношения к человеку и призвала государства мира признать, обеспечить эти права своим гражданам. В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка, в которой призвала все страны мира проявить особую защиту о детях, признавать и защищать их права.

Cлайд 5

Ровно через 30 лет со времени принятия этой Декларации, 20 ноября1989 года была принята Конвенция о правах ребенка. Конвенция, как международный документ, отличается от Декларации тем, что Декларации являются призывами к народам и государством соблюдать записанные в них положения. Конвенции, если они подписаны представителем государства, являются обязательством данного государства точно следовать этому международному договору.

Cлайд 6

Ты и милиция! Подозреваемый (задержанный) СВИДЕТЕЛь: Советы каждому Милиция - правоохранительный орган. Веди себя вежливо и корректно, даже если так случится, что милиционер ведет себя грубо. 2. Никогда не вступай в конфликт с дознавателем или следователем. 3. Пытайся выяснить, четко задавая вопросы, на каком основании тебя задержали. 4. Если ты считаешь, что тебя задержали незаконно, то предупреди милиционера, что будешь обжаловать его действия (ты имеешь на это право в порядке ст. 125 Уголовно-процессуального Кодекса РФ). 5. Требуй немедленно сообщить родителям о том, что тебя задержали. 6. После прихода в милицию требуй составления протокола о задержании, в который ты можешь вписать свои возражения, если они у тебя будут. 7. Никогда не сообщай то, в чем ты не уверен, не выдумывай то, чего не было. 8. Никогда не подписывай пустые листы 9. Ты имеешь право отказаться от подписания протокола, указав причины отказа (причины могут быть следующие: «я отказываюсь подписать протокол, так как в нем написана неправда», «я отказываюсь подписать протокол, так как мне не разъяснили мои права» и т.п.) ты можешь отказаться свидетельствовать против себя и своих близких 2. ты можешь явиться на допрос с родителем (или другим законным представителем) 3. если тебе нет 14 лет, то при твоем допросе ОБЯЗАТЕЛЬНО должен присутствовать педагог. Знай, что в случаи твоего задержания и доставления в отделение милиции, возбуждения уголовного дела и т.д. должны соблюдаться все процессуальные нормы, действующие в отношении взрослых. Однако в связи с тем, что ты несовершеннолетний, у милиции возникают дополнительные обязанности: незамедлительно поставить в известность о твоем задержании родителей (законных представ.), обеспечить с момента ареста правовую помощь со стороны защитника (адвоката) и др. Если к тебе на улице подошел милиционер не паникуй. Сотрудник милиции может остановить тебя для проверки документов, удостоверяющих личность (поэтому всегда старайся носить с собой паспорт), если ты подходишь по приметам разыскиваемых лиц. При отсутствии документов тебя могут задержать и доставить в отдел милиции для установления личности (но не более чем на 3 часа). В любом случаи сотрудник милиции обязан предъявить служебное удостоверение. Ни в коем случаи не спорь с милиционером, спокойно отвечай на все вопросы, не нервничай, не вырывайся и не убегай. Это может быть расценено как сопротивление сотруднику милиции, и реакция ответная будет крайне неприятной. При этом как можно быстрее постарайся связаться с родителями или адвокатом. Если сотрудник милиции в отсутствии родителей пришел к тебе домой и предложил пройти с ним в отдел для выяснения обстоятельств какого-либо происшествия: 1. Не открывай дверь. Предложи обратиться к соседям, что бы разговор происходил в присутствии взрослых. 2. Когда соседи подойдут, вежливо попроси милиционера предъявить служебное удостоверение. Перепиши его номер. Выясни фамилию, звание, должность сотрудника. Уточни, из какого он отдела милиции. 3. Если всё же ты открыл дверь до прихода взрослых, не пускай его в дом, дождись старших. 4. Сотрудник милиции обязан предъявить повестку. В ней должно быть указано кого, куда, в каком качестве, с какой целью и на какое время вызывают. Если повестки нет, то попроси её прислать. Не соглашайся пройти с сотрудником милиции в отдел без повестки. Если сотрудники милиции нарушили твои права, совершили в отношении тебя преступление, то нужно не только сохранить и зафиксировать следы преступления, засвидетельствовать с помощью медицинских работников следы побоев, записать фамилии, адреса и телефоны свидетелей, запомнить приметы сотрудников милиции, но и уметь доказать, что деяния сотрудников сих попадают под соответствующие статьи Уголовного кодекса РФ. В этом тебе могут помочь адвокаты. Помни…

Cлайд 7

Если нарушены ваши права,можно обратиться К родителям К классному руководителю К инспектору по охране прав детства Шарухина Тамара Федоровна 2-14-71 (Главный специалист отдела образования) Лопаткина Ирина Юрьевна (Секретарь комиссии по делам несовершеннолетних) Нестерова Юлия Игоревна 2-14-63 (Главный специалист-эксперт территориального отдела соц. защиты населения) К участковому милиционеру Ершов Дмитрий Николаевич (Участковый уполномоченный) Звонить 02 А также… Можно воспользоваться интернетом и задать свои вопросы по данной теме на сайтах http://ombudsman-tver.ru/content/sections/2/ http://www.rfdeti.ru/ Content Layouts

Cлайд 8

Cлайд 9

Возраст Тебе 1, 5 года. Тебе 3 года Совершеннолетний От 14 до 18 лет От 0 до 6 лет От 6 до 14 лет Тебе 6 лет. Несовершеннолетний Тебе 16 лет. Тебе 15 лет. Тебе 14 лет Тебе 10 лет + Имеешь право посещать ясли. + Имеешь право посещать детский сад. С этого возраста ты: -даешь согласие на изменение своего имени и фамилии; -даешь согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью, либо на восстановление родительских прав своих родителей. Выражаешь свое мнение о том, с кем из родителей, ты хотел бы проживать после развода. Вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего твои интересы. Вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Можешь вступать в детские общественные объединения. Важно знать… +Имеешь право заключать трудовой договор для выполнения легкого труда. Ты можешь быть объявлен полностью дееспособным (эмансипация), если работаешь по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя, занимаешься предпринимательской деятельностью. Можешь быть членом кооператива. Имеешь право на управление мотоциклом, мотороллером и другими мототранспортными средствами. Имеешь право на заключение трудового договора. Можешь вступить в брак, но при наличии уважительных причин (беременность, рождение ребенка) и с разрешения органов местного самоуправления. Важно знать… Человек С этого возраста: - ты обязан иметь паспорт гражданина Российской Федерации. - ты даешь письменное согласие для выхода из гражданства российской федерации вместе с родителями. - Можешь выбирать себе место жительства (с согласия родителей). С письменного согласия родителей (усыновителей или опекунов) вправе совершать любые сделки. - Вправе распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами. Можешь осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности. - Имеешь право вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими. Допускается поступление на работу для выполнения в свободное от учебы время легкого труда (с согласия одного из родителей). - Имеешь право требовать отмены усыновления. - Имеешь право управлять велосипедом при движении по дорогам. - Можешь вступать в молодежные общественные объединения. В зависимости от того, в каком субъекте нашей страны ты проживаешь, имеешь право вступать в брак. С 6 лет 6 месяцев ты вправе посещать школу (по заявлению родителей, усыновителей или опекунов и с разрешения учредителя образовательного учреждения ты можешь начать обучение в более раннем возрасте) Ты вправе самостоятельно заключать: - мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями

Cлайд 10

Использованы ресурсы: Конвенция о правах ребенка http://www.pravadetey.ru/index16.html http://ombudsmantver.ru/content/sections/2/ http://www.rfdeti.ru/

Cлайд 11

Презентацию подготовила и провела 1 сентября 2010 года классный руководитель 6 класса Паутова Татьяна Валентиновна МОУ Кесемская СОШ Весьегонского района Тверской области

10.12.1948 г. - Всеобщая Декларация прав человека

Право на жизнь

Право на свободу

Право на образование

Право на труд

Право на мед. обслуживание

Право на достойную жизнь

Право на отдых

Право на защиту чести и достоинства


Декларация прав ребёнка

В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребёнка, провозгласив, что «человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет»


1989г. - Конвенция о правах ребёнка

Право на жизнь

Право на свободу

Право на заботу

Право на образование

Право на мед.

обслуживание

Право на защиту

чести и достоинства

Право на отдых





Права, которые у вас есть:

Право выражать свое мнение

Право на уважение человеческого достоинства

Право на защиту своих прав и законных интересов

Право на личные имущества, на получение содержания от родителей

Право на имя, отчество и фамилию

Право знать своих родителей, совместно с ними проживать

Право на заботу и воспитание

Право на общение со своими родителями, бабушками, дедушками, братьями и сестрами

Право на защиту и воспитание


1)Все ученики являются равными в своих правах, вне зависимости от национальности, вероисповедания, материального обеспечения и общественного положения родителей.

2)Каждый ученик имеет право на бесплатное образование в школе.

3)Каждый ученик имеет право на собственное мнение и право свободно высказывать его, не оскорбляя собеседника и быть выслушанным.

4)Проявлять собственную активность в приобретении знаний и умений с использованием всех возможностей школы: выражать свое мнение и сомнения, касающиеся содержания обучения и воспитания в школе.

5) Представлять школу на конкурсах, смотрах, соревнованиях и иных мероприятиях в соответствии со своими возможностями и умениями.


6) Каждый ученик имеет право на удобное рабочее место, отвечающее санитарно-техническим требованиям.

7) Ученика нельзя отвлекать от учебы поручениями со стороны взрослых.

8) Каждый ученик имеет право отказаться от работы, наносящий вред ему и его здоровью.

9) Каждый ученик имеет право на деловую обстановку в классе:

а) деловое сотрудничество с учителем;

б) внимание со стороны учителя, индивидуальная работа с ним, в случае затруднений в понимании нового материала.

10) Каждый ученик имеет право на защиту личной собственности.

11) Каждый ученик имеет право посещать школьные мероприятия, школьные клубы, факультативы по своему желанию.

12) Права ученика соблюдаются тогда, когда не ущемляют прав других людей.


ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ

1) Выполнять Устав школы, решения педагогического совета.

2) Добросовестно учиться, овладевать основами наук и навыками самообразования.

Наталья Владимировна Мигун
Презентация «День правовых знаний»

Целью проведения «Дня правовых знаний » стало ознакомление дошкольников образовательного учреждения с основополагающими международными документами о правах ребенка , с основными правами детей , без которых невозможно построение демократического правового государства . Знание ребенком своих прав и умение ими пользоваться способствует развитию правового сознания и гармоничной личности. Помимо работы с детьми проводилась и работа с родителями, так как последние являются законными представителями своих детей и вступают на защиту их прав и интересов . Говоря о правах ребёнка , следует затронуть и другую проблему – права родителей . Становится все более актуальным право родителей на воспитание своих детей. Это право отражено в кодексе РФ (ст. 63 и 64, где говорится, что родители представляют интересы своих детей и защищают интересы от возможных нарушений. Основные правовые документы , права детей – все это обсуждалось на родительском собрании «Права моего ребёнка » , которое было проведено воспитателем Мигун Натальей Владимировной. Родители воспитанников смогли с помощью сказок и на примере различных литературных героев ознакомиться с видами прав , найти их нарушения. Игра «Волшебный сундучок» позволила участникам соотнести права и их символическое изображение. В ходе собрания удалось донести до родителей простую истину : что право и обязанность воспитания детей принадлежит именно им.

Публикации по теме:

Развлечение «День знаний» Развлечение Тема: «День Знаний»старшая группа Подготовила: Горошилова Елена Панцофиевна Интеграция образовательных областей: 1. Образовательная.

Консультация «Что должен ребенок знать о правовых нормах» Что должен ребенок знать о правовых нормах? Задачей гражданско-правового воспитания является формирование у младших школьников гражданской.

Деловая игра для воспитателей «Психологический аспект правовых отношений в ДОУ» Цель: повысить уровень психолого- педагогической компетентности педагогов в сфере правовых отношений в ДОУ с целью обеспечения защиты прав.

Презентация «День родительского самоуправления «День наоборот» Для установления единства необходимо, чтобы родители ясно представляли себе, что такое детский сад, как организована в нем жизнь детей,.

«Приключения на полянке знаний». День знаний в старшей группе Приключения на полянке знаний. Ведущий: Здравствуйте, дети! Очень мы рады сегодняшней встрече! Хоть и жаль немного лета, Но грустить не.

Цель. Создать у детей радостное настроение, вызвать эмоциональный подъем, сплотить участников коллектива. Задачи: 1. Обобщить знания детей.

О нормативно-правовых документах, регламентирующих права детей В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно педагог, воспитатель, родитель, обязан знать свои собственные.

Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность службы психолого-педагогического сопровождения ДОУ Всеобщая декларация прав человека (ООН, 1948) Декларация прав ребёнка (ООН, 1959) Конвенция о правах ребёнка (ООН, 1989) Конвенция о борьбе.

Классный час «День правовых знаний»

Цели:

· рассмотреть основные положения Конвенции;

· соотнести права и обязанности детей;

· способствовать осознанию ответственности за свои права;

· формировать положительное отношение к правам других.

Ход занятия.

У читель: “Не строй церковь, пристрой сироту” - призывает русская пословица. Богатство и нищета по-прежнему существуют в мире. Для России проблема защиты детства чрезвычайно остра.

- Кто, по-вашему мнению, является ребёнком, согласно нашему законодательству?

Как вы думаете, а от кого надо защищать детей?

Ответы детей.

У читель: В США, в городе Нью-Йорке высится 39 этажное здание, в нем помещается Штаб-квартира Организации Объединенных Наций (ООН), международной организации, главной целью которой является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны. Ежегодно созывается Генеральная Ассамблея ООН - собрание делегатов всех государств-членов организации, сейчас их более 180.

Конвенция о правах ребёнка была единогласно принята в 1989г. Генеральной Ассамблеей ООН.

Почему же ребенку требуется особая забота, которую должны проявлять не только его родители, но и государство, где он живет, а в некоторых случаях и все люди в мире через Организацию Объединенных Наций?

Задание учащимся.

Разделившись на малые группы (по четыре человека – объединяются соседи по парте), подготовить ответ на поставленный вопрос. При этом каждая группа получает следующие образцы суждений:


"Ребенок нуждается в особой заботе, потому что:

Ø он маленький и беспомощный;

Ø он еще мало знает о жизни;

Ø он мало что умеет делать;

Ø он не может делать многое, что делают взрослые;

Ø если не заботиться о детях, их могут обидеть;

Ø ребенок еще не умеет себя защитить;

Ø его могут обидеть;

Ø он маленький и не может сам себя защитить;

Ø из-за неосторожности или незнания он может попасть в опасное положение;

Ø его могут обидеть, что-либо украсть у него и т. п."

Учащиеся, работающие в группе, должны:

· Выбрать из представленных на листке ответов три наиболее подходящие, по их мнению.

· Аргументировано дополнить эти ответы.

У читель: Вот несколько фактов из брошюры ООН “Права человека. Изложение фактов №10”:

· покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;

· 120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

· ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.

Все проблемы по защите детей и детства учтены в содержании Конвенции о правах ребёнка, основная цель которой – побудить государства прикладывать максимум усилий для решения этих проблем.

Наше государство подписало этот документ.

Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.

В Конвенции речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие возможности для развития личности.

Конвенция строится на 4 общих принципах.

Рассмотрим их.

В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

· Право на жизнь. (Ст. 6).

· Право на имя при рождении. (Ст. 7).

· Право на медицинскую помощь. (Ст. 24).

· Право на образование. (Ст. 28).

· Право на отдых и досуг. (Ст. 28).

· Право на индивидуальность. (Ст. 8).

· Право свободно выражать свои взгляды. (Ст. 12).

· Право на специальную охрану и защиту. (В преамбуле).

· Право на заботу и воспитание родителями. (Ст. 7 окончание).

· Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. (Ст. 37а).

· Право на защиту своих прав и законных интересов родителями. (Ст. 3).

· Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки. (Ст. 16).

Учитель: Необходимо всегда помнить, что пользуясь своими правами, надо уважать права других людей!

Конвенция о правах ребёнка содержит не только права. Она чётко устанавливает границы перехода от детства к взрослой жизни (ООН считает детьми человеческие существа от рождения до 18 лет.)

По мере взросления вы получаете новые возможности, набираетесь опыта, а значит, приобретаете новые права, обязанности, ответственность – меняется ваш статус.


Конкурс. Кроссворд.

Среднее образование" href="/text/category/srednee_obrazovanie/" rel="bookmark">среднее образование , сколько классов должен закончить каждый? (одиннадцать)

3. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет. (воинский)

4. С 14 лет, в свободное от учёбы время и с согласия родителей, подросток имеет право… не более 4 часов в день. (работать)

По вертикали:

1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления? (четырнадцать)

Викторина “Права литературных героев”.

· В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”).

· Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”).

· В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”).

· Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”).

· В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”).

· В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? (“По щучьему велению , по моему хотенью”).

Закрепление.

Учитель: Мы сегодня с Вами говорили о Конвенции о правах ребёнка.

· Кто является ответственным за обеспечение прав детей?

· Какие основные права вам известны?

· В каком международном документе записаны права детей?

· Кто запомнил какие-нибудь положения Конвенции?

Игра "Встретимся с друзьями!".

Учащимся раздают кусочки разрезанных на четыре части открыток. По сигналу ребята начинают общаться для поиска остальных частей "своей открытки". Побеждают первые четыре человека, собравшие открытку. Однако игра завершается только тогда, когда все участники соберут открытки – "найдут друзей".

Подведение итогов.

Учитель: Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?

Именно это право – право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.