Структура избирательно-правовых норм. Правовое регулирование выборов РФ

  1. ИС понимается в двух смыслах – широком и узком.

    В узком – способ распределения мандатов между кандидатами.

    В широком – система общественных отношений, возникающих в связи с выборами в органы публичной власти.

    В России выделают 2 основных ИС: мажоритарную и пропорциональную

  2. Мажоритарная ИС основана на принципе большинства. Мандаты распределяются между кандидатами, набравшими наибольшее количество голосов. Выделяют две подсистемы:

    Мажоритарная ИС относительного большинства – исторически первая ИС. Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов. Основным недостатком ИС является искажение результатов победы кандидата – за него могут проголосовать меньше, чем в совокупности за всех остальных, т.е. не учитывается мнение избирателей, которые не проголосовали за победившего кандидата. Например:

    Кандидат Б – 10 т.г.

    Кандидат С – 15 т.г.

    Кандидат Е – 5 т.г.

    Таким образом не за кандидата А – 30 тыс., а за него – 20 тыс.

  3. По такой системе раньше проводились выбор половины депутатского корпуса Государственной Думы Федерального Собрания, могут проводиться выборы половины состава депутатского корпуса законодательных (представительных) органов субъектов РФ, а также могут избираться половина депутатского состава представительных органов местного самоуправления (в зависимости от численности населения МО, вида МО и иных обстоятельств, выборы могут проводится только по мажоритарной системе относительного большинства).

  4. Следует заметить, что согласно ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации "

    Законом субъекта РФ в соответствии с данным законом и другими федеральными законами устанавливаются виды избирательных систем , которые могут применяться при проведении муниципальных выборов , и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании.

  5. Мажоритарная ИС абсолютного большинства . Позволяет избежать недостатков МИС относительного большинства, поскольку избранным считается кандидат, набравший 50 % + 1 голос. Основным недостатком ИС является то, что не всегда кандидаты могут набрать такое кол-во голосов, если их много, тогда проводится второй тур, где соревнуются 2 кандидата, набравших наибольшее кол-во голосов в 1 туре.

    При применении данной ИС имеет значение, как закон определяет большинство: от общего числа зарегистрированных кандидатов; от числа проголосовавших; от поданных действительных голосов.

    По данной системе проводятся выборы Президента РФ, высшего должностного лица субъекта РФ, органов МСУ.

  6. Существует мажоритарная ИС квалифицированного большинства (2/3, ¾), в России она не применяется

  7. Пропорциональная ИС . Ее смысл заключается в том, что политическая партия (иное избирательное объединение) получают в парламенте число мандатов пропорционально поданным голосам. При этом используется метод избирательной квоты (метод избирательного частного) - наименьшее число голосов, необходимое для избрания кандидата.

    Каждая партия предлагает избирателю партийный список, в котором перечислены кандидаты в порядке очередности замещения мест в парламенте. Так, если партия наберет количество голосов для получения одного мандата, то его получит первый по списку – как правило, лидер партии.

    Для избежания засилия в парламенте мелких партий введено понятие «заградительный пункт » - минимальное количество голосов для получения мандатов. В России – сейчас по законодательству 5% голосов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания. Партии, не набравшие необходимый процент, к распределению мандатов не допускаются. (на выборах в 2007 и 2011 г. – 7 %. Также, в 2011 г. это был единственный раз, когда партии набравшие от 5 до 6 % голосов, получают по одному мандату в Госдуме, набравшие от 6 до 7 % - два мандата. Ни одна из партий не смогла показать подобный результат)

    В настоящее время пропорциональная система используется на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания (на выборах 2007 и 2011 гг.), в 2016 году – будет использоваться смешанная, не 25 % (ранее – половины – ред. 2013 г.) депутатов законодательного (представительного) органа субъекта РФ, кроме Москвы и СПб.

  8. Смешанная ИС предполагает при формировании органа власти использование одновременно мажоритарной и пропорциональной ИС. Так раньше формировалась Государственная Дума Федерального Собрания (до 2007 г.)– новые изменения в закон позволят избирать ГД следующего созыва также по смешанной ИС (2016 г.), так могут формироваться законодательные (представительные) органы субъектов РФ и представительные органы местного самоуправления.

9-10. Выборы: юридическая природа и политическое содержание

Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, делегирует им свои властные полномочия на осуществление публичной власти.

Смысл выборов – выражение воли народа, создание органов власти.

Выборы отражают тип политической системы и непосредственно влияют на нее.

Виды выборов:

    Прямые и косвенные (у нас только прямые)

    Всеобщие и частичные (если необходимо пополнить часть палаты парламента)

    Национальные, региональные и местные

    В один и два тура (мажоритарная система абсолютного большинства)

    Очередные и внеочередные (в случае досрочного прекращения полномочий органа)

С понятием выборов тесно связано понятие избирательного права. Оно применяется в 2 смыслах:

Объективное ИП – система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами. Такие нормы могут быть как материальными (устанавливают основные понятия, принципы) и процессуальными (устанавливают процедуру проведения выборов). Источниками ОИП являются Конституция, законы федерального и регионального уровня), положения о выборах различных органов власти, отдельные акты центральной избирательной комиссии (инструкции), а также международные акты.

Субъективное ИП – гарантированная государством возможность для гражданина избирать (активное ИП ) и быть избранным (пассивное ИП ).

Основополагающим законодательным актом , регулирующим избирательный процесс в РФ является Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации " на основании которого принимаются законы о выборах органов власти различного уровня.

В России на федеральном уровне избираются Президент РФ и депутаты Государственной Думы РФ и регулируются специальными законами: Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации "

Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ", принят новый ФЗ 2014 г. – будет применяться на выборах в 2016 г.

На основании конституционных принципов избирательного права, базового Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 12.03.2014)

"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации " , конституции (устав) субъекта РФ принимаются региональные законы о выборах:

Закон Саратовской области от 28.06.2012 N 92-ЗСО"О выборах Губернатора Саратовской области "

Закон Саратовской области от 28.06.2007 N 105-ЗСО "О выборах депутатов Саратовской областной Думы "

В некоторых субъектах РФ приняты кодифицированные избирательные акты: избирательные кодексы г.Москвы, Республики Башкортостан, Республики Татарстан и т.д.

Также принимаются законы, связанные с выборами в органы местного самоуправления на основании федерального законодательства

Закон Саратовской области от 31.10.2005 N 107-ЗСО"О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области "

К международным актам относятся международные договоры РФ и общепризнанные принципы и нормы международного права:

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.

Конвенция СНГ о стандартах демократических выборов 2002 г.

Конвенция о политических правах женщин 1952 г. и др.

организационная форма выражения суверенной воли народа. Избирательная система — неотъемлемый механизм российского демократического государства, его республиканского строя, ее задача состоит в обеспечении свободных выборов народных представителей.

В избирательной системе можно выделить три взаимосвязанных компонента: механизм избрания народного представителя; избирательное право граждан; порядок выборов.

Понятие и значение избирательного права

При характеристике избирательного права прежде всего необходимо учитывать, что традиционно оно рассматривается в двух значениях.

Во-первых, избирательное право является разновидностью субъективного права и представляет собой закрепленное в Конституции РФ (ст. 32) право российских граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Во-вторых, избирательное право в объективном смысле представлено совокупностью норм, закрепляющих субъективные избирательные права граждан и иных участников избирательных отношений и устанавливающих порядок их реализации и защиты (обеспечения) при проведении выборов в органы государственной власти и местного самоуправления.

Субъективное избирательное право

Избирательное право (в субъективном, узком смысле слова) — конституционное право граждан избирать и быть избранными в выборные органы, государственные и муниципальные органы власти и право участвовать в референдуме.

Говоря о субъективном избирательном праве, следует различать активное избирательное право (право избирать ) и пассивное избирательное право (право быть избранным ). В своей совокупности они составляют главное содержание субъективного избирательного права российских граждан. Наряду с ними в структуру субъективного избирательного права входят и другие правомочия. Согласно ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные права граждан включают в себя не только право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, но и право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, предусмотренном законодательством о выборах.

Активное избирательное право принадлежит каждому гражданину РФ, достигшему 18 лет, но с учетом установленных федеральными законами ограничений. Не могут избирать граждане РФ:

  • признанные вступившим в законную силу решением суда недееспособными (ограниченно дееспособными);
  • в отношении которых вступил в законную силу приговор суда за совершение преступления, наказанием за которое назначено лишение свободы.

Пассивное избирательное право принадлежит гражданам с момента достижения ими возраста, установленного федеральными законами для занятия определенной должности. Это право ограничивается при наличии обстоятельств, при которых не допускается занятие определенной должности. Эти обстоятельства должны быть указаны в федеральных законах.

Не может быть избран в органы государственной и муниципальной власти гражданин РФ:

  • занимающий на момент выборов государственную должность, обязанности по исполнению которой несовместимы с выборной должностью;
  • осужденный к лишению свободы приговором суда, вынесенным в установленном порядке;
  • признанный вступившим в законную силу приговором суда недееспособным или ограниченно дееспособным.

Избирательное право как совокупность правовых норм имеет систему:

  • федеральное законодательство о выборах и референдуме;
  • законодательство о выборах и референдуме субъектов РФ.

Объективное избирательное право

Избирательное право (в объективном, широком смысле слова) — совокупность правовых норм, регулирующих весь комплекс избирательных процессов в РФ, включая избирательные права граждан.

Объективное избирательное право является одним из важнейших разделов конституционного права, выходящим по своему значению за рамки обычного конституционно-правового института. По кругу и характеру регулируемых отношений, своей внутренней организации и обилию источников, по влиянию на формирование и функционирование органов народовластия его правильнее рассматривать в качестве одной из базовых подотраслей конституционного права Российской Федерации. В этом смысле, представляя собой совокупность правовых норм, избирательное право главным своим предназначением имеет юридическое обеспечение организации и проведения выборов в целях осуществления права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Избирательное право является универсальным регулятором всех видов выборов, связанных с реализацией субъективных избирательных прав российских граждан. Оно рассчитано на применение по отношению к любым избирательным кампаниям, ориентировано на обеспечение доверия граждан к выборным органам государственной и муниципальной власти, придание легитимного характера процедуре их формирования.

Для объективного избирательного нрава характерна естественная связь с субъективными избирательными правами, главными обладателями которых являются российские граждане. Вместе с тем важно учитывать, что избирательными правами в предусмотренных законом случаях могут быть наделены и иностранцы. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на основании международных договоров и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и российские граждане. На сегодняшний день Россия имеет такие договоры с четырьмя странами (Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Туркменией), что, безусловно, оказывает влияние на состояние современного российского избирательного права.

Основные избирательные права граждан

Избирательные права граждан РФ:

  • право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов;
  • участвовать в предвыборной агитации;
  • участвовать в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов;
  • принимать участие в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ.

Существенное значение для уяснения сущности и содержания избирательного права имеет и то обстоятельство, что избирательные права граждан, являясь разновидностью их конституционных прав, будучи реализованными на конкретных выборах, не прекращаются и не возникают вновь, а существуют постоянно; имеют одинаковый объем и содержание для всех граждан; обладают особым механизмом обеспечения. Как следствие, объективное избирательное право ориентировано на создание надлежащих юридических условий реализации и защиты избирательных прав российских граждан не только во время организации и проведения выборов, но и в межвыборный период.

Суммируя изложенное, можно предложить следующее определение современного российского избирательного права . Это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, охватывающие осуществление и защиту нрава граждан (в установленных законом случаях — иностранцев) избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях и порядок реализации этого права в процессе организации и проведения выборов и в межвыборный период.

Являясь частью (подотраслью) конституционного права, избирательное право России само имеет достаточно сложное внутреннее строение. Система избирательного права представляет собой совокупность элементов, отражающих объективное рассредоточение образующих его норм по отдельным институтам, обусловленное различием их целевого предназначения в юридическом обеспечении реализации и защиты избирательных прав граждан.

Принимая во внимание то, что объективное избирательное право представлено совокупностью материально-правовых и процессуально-правовых предписаний (норм), представляется оправданным различать в его структуре соответственно материальные (статусные) и процессуальные (этапные) институты. Материальные институты опосредуют правовое положение различных субъектов (избиратели, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные комиссии, наблюдатели и др.) в качестве участников избирательных отношений. Что же касается процессуальных институтов, то они регламентируют процедуру избирательного процесса, очередность его этапов, последовательность совершения образующих избирательный процесс действий (от назначения выборов до определения и официального опубликования их результатов).

Организация и проведение выборов невозможны вне рамок избирательного процесса как закрепленного в нормах права порядка реализации права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, включающего в себя ряд последовательных стадий, объединяющих всю совокупность юридически значимых действий, совершаемых различными субъектами избирательных отношений. Основные стадии избирательного процесса следующие:

  • назначение выборов;
  • образование избирательных округов, избирательных участков и составление списков избирателей;
  • выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов;
  • предвыборная агитация;
  • голосование и определение результатов выборов.

Без них невозможно проведение выборов, так как они выступают необходимой юридической формой, обеспечивающей целостность и одновременно необходимую преемственность всех совершаемых в целях организации и проведения выборов избирательных действий. При этом важно учитывать, что наряду с основными (обязательными) стадиями следует различать и дополнительные (факультативные) стадии избирательного процесса. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» относит к ним дополнительное выдвижение кандидатов, списков кандидатов (ст. 38) и повторное голосование (ст. 71). Зарубежный же опыт организации и проведения выборов свидетельствует, что набор факультативных стадий избирательного процесса может быть значительно шире и охватывать собой даже голосование. Так, в Великобритании и некоторых бывших британских колониях (Индия, Кения и др.) его проводить не нужно, если по избирательному округу баллотируется только один кандидат.

В зависимости от масштаба (охвата) различными нормами избирательного права отношений, связанных с осуществлением и защитой субъективных избирательных прав, оно может быть также разделено на общую и особенную части. Общая часть объединяет нормы, имеющие универсальное значение и распространяющие свое действие на избирательные отношения независимо от вида и уровня проводимых выборов. Особенная часть представляет собой совокупность правил, касающихся организации и проведения различных избирательных кампаний, соблюдение которых обязательно только при проведении соответствующих видов выборов.

В свою очередь, и общая, и особенная части избирательного права представлены рядом институтов, набор которых обусловлен как логикой правового регулирования избирательных отношений, так и действующим законодательством о выборах. Под этим углом зрения общая часть российского избирательного права включает в себя следующие институты: принципы избирательного права, субъекты избирательного права, избирательные системы, избирательный процесс, информационное обеспечение выборов, финансовое обеспечение выборов, обеспечение избирательных прав граждан в межвыборный период, обжалование нарушений избирательных прав граждан, ответственность за нарушение избирательных прав. Особенную же часть образуют институты выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления.

Пассивное избирательное право

Пассивное избирательное право обладает рядом особенностей. Для соискателя выборной должности устанавливаются дополнительные цензы по сравнению с активным избирательным правом, которые не считаются недемократическим ограничением. Общее правило сводится к тому, что чем выше замещаемая должность, тем более жесткие условия выдвигаются к кандидату. В то же время требования к кандидату ужесточаются в целях создания гарантий самостоятельности местного самоуправления. Поэтому на местных выборах возможно введение более жестких ограничений по сравнению с выборами федеральными, хотя до настоящего времени такие подходы не реализованы.

Для обладания пассивным избирательным правом по российскому избирательному праву надо соответствовать предусмотренным законодательством требованиям (цензам), которые формулируются как позитивно, так и негативно. Речь идет о наличии:

  • определенного возраста (возрастной ценз);
  • определенного срока проживания в стране (ценз оседлости);
  • определенных сроков пребывания в должности; об отсутствии: двойного гражданства (вида на жительство или права на постоянное проживание на территории иностранного государства);
  • неснятой или непогашенной судимости за совершение тяжких или особо тяжких преступлений и преступлений экстремистской направленности;
  • действия административного наказания за правонарушения, предусмотренные ст. 20.3 КоАП РФ (пропаганда и публичное демонстрирование фашистской атрибутики или символики);
  • установленного вступившим в силу решением суда факта нарушения ряда ограничений, предусмотренных Законом об основных гарантиях избирательных прав.

Так, возрастной ценз предполагает наличие у кандидата на пост Президента РФ и депутата Государственной Думы возраста не моложе 35 лет и 21 года соответственно. Законами субъектов РФ может вводиться возрастной ценз для кандидатов, который не должен превышать установленные федеральным законом пределы минимального возраста кандидата: 21 год — на выборах в законодательные органы государственной власти и в органы местного самоуправления; 30 лет — на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ.

Ценз оседлости для кандидата на пост Президента РФ означает установленное Конституцией РФ требование постоянного проживания в стране не менее 10 лет. Иных цензов оседлости российское законодательство в настоящее время не знает, что вызывает обоснованные возражения со стороны субъектов РФ и муниципальных образований, небезосновательно требующих возврата к возможности установления на данных выборах ценза оседлости (не более одного года проживания на данной территории), известной действовавшему ранее Федеральному закону от 6 декабря 1994 г. № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».

Сроки пребывания в должности установлены только для кандидата на пост Президента РФ, которым не может быть в силу ч. 3 ст. 81 Конституции РФ лицо, занимавшее эту должность более двух сроков подряд.

В последние годы перечень цензов имеет тенденцию к расширению. В него включены лица, имеющие двойное гражданство, неснятую иди непогашенную судимость за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, преступлений экстремисткой направленности, подвергнутые административному наказанию за демонстрацию фашистской атрибутики или символики, и др. Расширение перечня цензов ставит вопросы обоснованности каждого такого ограничения пассивного избирательного права и их дальнейшего расширения.

Избирательно-правовое отношение - это возникающая на основе норм избирательного права юридическая связь между субъектами, выражающаяся в форме их субъективных прав и обязанностей.

В избирательно-правовых отношениях реализуются нормы избирательного права. Правоотношения выступают средством закрепления за конкретными субъектами предусмотренных правовыми нормами прав и обязанностей.

Виды избирательных правоотношений. Основным правовым отношением в сфере избирательного права выступает общее правоотношение, возникающее на основе конституционной нормы, предоставляющей гражданам право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. На базе данного правоотношения строится весь комплекс избирательно-правовых отношений, в которых субъекты обладают конкретными правами и обязанностями.

Элементами избирательно-правового отношения являются субъекты, объект и содержание правоотношения.

Субъекты избирательно-правовых отношений - участники общественных отношений, регулируемых избирательным правом, которые по своим особенностям фактически могут быть носителями юридических прав и обязанностей и которые приобрели свойства субъекта в силу норм избирательного права. Способность выступать субъектом избирательно-правовых отношений называется избирательной правосубъектностью.

Состав правосубъектности образуют три элемента: правоспособность - способность иметь юридические права и обязанности, дееспособность - способность своими действиями осуществлять принадлежащие субъекту права и обязанности, и деликтоспособность - способность выступать субъектом ответственности за свои неправомерные действия.

Круг субъектов избирательно-правовых отношений отличается определенной спецификой. Субъектами избирательно-правовых отношений могут выступать:

1) Граждане Российской Федерации. Конституция Российской Федерации наделяет граждан Российской Федерации правом избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Свое конституционное право граждане осуществляют, участвуя в выборах в качестве избирателей (выдвигают кандидатов, осуществляют их поддержку, участвуют в предвыборной агитации, голосуют на выборах), кандидатов, их представителей, представителей избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, членов избирательных комиссий.

Субъектами избирательного права являются также иностранные граждане. В соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации;

  • 2) Органы государственной власти и органы местного самоуправления. Основная обязанность данных субъектов - обеспечение реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными. Органы государственной власти и органы местного самоуправления выступают в избирательном процессе в различном качестве: назначают выборы, осуществляют формирование избирательных комиссий, содействуют избирательным комиссиям в подготовке и проведении выборов;
  • 3) Избирательные комиссии. Избирательные комиссии являются специфическими субъектами избирательного права, представляют собой коллегиальные органы, непосредственно осуществляющие подготовку и проведение выборов. Часть избирательных комиссий являются государственными (Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации);
  • 4) Общественные объединения. Среди общественных объединении основное место занимают политические общественные объединения, которые имеют право участвовать в выборах в качестве избирательных объединений, политические партии. Неполитические общественные объединения по сравнению с ними имеют ограниченный объем прав: они вправе участвовать в предвыборной агитации, назначать наблюдателей, но не имеют основного права избирательных объединений - права выдвигать кандидатов;
  • 5) Средства массовой информации. Избирательно-правовые нормы возлагают на средства массовой информации обязанность предоставлять кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам возможность проведения предвыборной агитации, содействовать избирательным комиссиям в деле информирования избирателей о ходе выборов. Средства массовой информации вправе направлять для наблюдения за ходом голосования, осуществлением отдельных избирательных действий своих представителей.

Объектами избирательно-правовых отношений могут выступать как материальные объекты, например, средства избирательного фонда, так и нематериальные - действия субъектов избирательного процесса. Например, в правоотношении по регистрации кандидата объектом выступает принятие избирательной комиссией решения о регистрации кандидата.

Содержание избирательно-правовых отношений распадается на юридическое и фактическое (материальное). Юридическое содержание правоотношения представляет собой субъективные юридические права и обязанности его участников, определенные нормой избирательного права. Фактическое содержание - это фактическое поведение субъектов избирательно-правового отношения в пределах предоставленных субъективных юридических прав и обязанностей.

Субъективное право в юридическом содержании избирательно-правового отношения - это мера дозволенного поведения лица, наделенного этим правом. Субъективная обязанность - предписанная лицу мера необходимого поведения. Обязанности субъектов избирательно-правовых отношений различны. Выделяются общие обязанности, которые распространяются на всех субъектов (например, обязанность соблюдать требования норм избирательного законодательства), обязанности, которые могут принадлежать только определенным субъектам (например, обязанность избирательных комиссий осуществлять подсчет голосов, подведение итогов голосования и определение результатов выборов), конкретные обязанности, то есть такие, которые могут принадлежать только конкретному субъекту конституционного права (например, обязанность Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации назначить в установленные законом сроки выборы Президента Российской Федерации).

Для возникновения, изменения или прекращения конституционно-правовых отношений необходимы юридические факты - обстоятельства, с которыми правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридическими фактами могут быть события и действия.

События - это обстоятельства, не зависящие от воли субъектов. Например, истечение срока полномочий выборного органа является основанием назначения соответствующих выборов.

Действия как волевое поведение субъектов, внешнее выражение их воли и сознания разделяются на правомерные и неправомерные. Правомерные действия соответствуют правовым предписаниям, согласуются с содержанием прав и обязанностей субъектов. Неправомерные действия не соответствуют правовым предписаниям, ущемляют субъективные права, не согласуются с возложенными на лиц юридическими обязанностями.

Избирательно-правовые отношения часто возникают, изменяются или прекращаются под действием не одного, а нескольких юридических фактов, образующих фактический состав. Фактический состав - система юридических фактов, необходимых для наступления юридических последствий (возникновения, изменения, прекращения правоотношения). Например, для возникновения у лица права быть избранным Президентом Российской Федерации необходим фактический состав, включающий несколько юридических фактов: гражданство Российской Федерации, достижение 35-летнего возраста, постоянное проживание в Российской Федерации в течение 10 лет, а также несостояние лица в должности Президента Российской Федерации в течение двух предыдущих сроков полномочий.

В юридической литературе избирательное право традиционно определяется как институт конституционного права. На современном этапе государственно-правового развития сложились политические, формально-юридические и практические основания рассматривать избирательное право в качестве межотраслевого комплексного института. В этом смысле избирательное право в Российской Федерации - это многоуровневая и упорядоченная совокупность правовых норм различной отраслевой принадлежности, регулирующих содержание и процесс реализации политического права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления в форме организации проведения демократических свободных периодических выборов.

По характеру правовых предписаний, содержащихся в федеральном избирательном законодательстве и конкретных законах о выборах, система избирательного права разделяется на нормы и институты общей и особенной части. Институты общей части устанавливают универсальные принципы избирательного права, исходные начала организации избирательного процесса, общий правовой режим осуществления отдельных стадий, процедур и избирательных действий. Институты особенной части определяют конкретные процедуры и условия реализации норм материального избирательного права в ходе подготовки и проведения выборов. Институциональное разделение избирательного права получает свое формальное отображение в общей и особенной частях избирательных кодексов, которые уже приняты в ряде субъектов Российской Федерации (в Воронежской, Белгородской областях, Республике Башкортостан). Принципиально новым юридическим элементом современной системы избирательного права являются гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Гарантийные нормы выполняют правообеспечительную функцию в механизме правового регулирования всех видов выборов.

Особое место в системе институтов избирательного права занимает институт ответственности за нарушение избирательных прав граждан, в том числе в виде возможности расформирования избирательных комиссий в случае принятия решений, совершения действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан и повлиявших на результаты волеизъявления участников выборов.

избирательный право правоотношение цен

Отличительной чертой механизма правового обеспечения выборов является объединение усилий материальных и процессуальных норм в регулировании избирательных отношений. Если избирательное право регламентирует аспекты государственно-общественной деятельности, касающиеся приобретения и передачи властных полномочий выборным представителям в ходе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании и свободном добровольном участии избирателей в выборах, то избирательный процесс, как организационно-правовая форма реализации субъективного избирательного права гражданина, отражает технологию непосредственного участия субъектов выборов в осуществлении формирования выборных органов.

Принципы избирательного права это основополагающие идеи и начала, закрепленные в международно-правовых актах, Конституции и законах РФ, на основании и в соответствии с которыми реализуются избирательные права граждан, устанавливается и развивается конституционное право, институт избирательного права, осуществляется избирательный процесс, иными словами, это "обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны законными".

Принципы избирательного права:

1. Принцип свободных выборов. Предоставление гражданам активного избирательного права не означает принуждения их к участию в выборах (обязательный вотум). Гражданин свободен в решении вопроса об участии или неучастии в выборах, чем достигается добровольность участия граждан в выборах. В отличие от зарубежных государств в России обязательный вотум не предусмотрен. В то же время для многих избирательных кампаний, особенно в субъектах Российской Федерации, характерно массовое неучастие избирателей в выборах, то есть отсутствие на выборах. Неучастие в выборах может иметь значение определенного политического решения, т. е. бойкота, но чаще оно выявляет элементарную апатию или отсутствие политической культуры. Для того чтобы не допустить срыва выборов в результате отсутствия избирателей и обеспечить легитимность избираемого органа, российское законодательство устанавливает обязательный процент участия зарегистрированных избирателей, ниже которого выборы признаются недействительными.

Также свободными признаются такие выборы, которые проводятся в атмосфере, характеризующейся отсутствием давления и запугивания избирателей и соблюдением всех основных прав человека. Всем гражданам без всякой дискриминации должен быть обеспечен равный доступ к участию в выборах. Граждане должны быть убеждены в том, что их участие в выборах не причинит им вреда. Особенно важно, чтобы избиратели беспрепятственно пользовались такими свободами, как свобода слова, мнения, ассоциации, информации, собраний, демонстраций и т. д. В период проведения выборов, которые часто сопровождаются обострением политической борьбы, должно решительно защищаться право выражения идей сторонников различных политических партий. Важнейшей гарантией свободных выборов служит независимая судебная власть. В конечном счете, выборы являются свободными в той степени, в какой они позволяют наиболее полно выявить волю народа. В Российской Федерации свободные выборы являются конституционной нормой. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993 // Российская газета, №237 (текущая редакция от 21.07.2014 №11-ФКЗ) - Ч.3 Ст.3.

2. Принцип всеобщего избирательного права. Принцип всеобщности означает признание, без какой бы то ни было дискриминации и необоснованных ограничений за всеми гражданами, достигшими определенного возраста, права избирать и права быть избранными. Конституция РФ и федеральное законодательство гарантируют эти права граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Специальные условия, которые ограничивают всеобщее избирательное право, называются цензами. Российскому избирательному праву известны два вида цензов: возрастной ценз и ценз оседлости (проживание на соответствующей территории в течение определенного срока).

Активное избирательное право и право голосовать на референдуме в Российской Федерации предоставляется гражданам, достигшим 18 лет. Федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия приобретения активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием гражданина на определенной территории Российской Федерации. Однако эти условия не могут содержать какие-либо требования относительно продолжительности и срока такого проживания. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории выборов, референдума не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления, в референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме. Из лиц, обладающих активным избирательным правом, образуется избирательный корпус, или электорат. Этим понятием охватываются также граждане Российской Федерации, проживающие за ее пределами. Белоновский В.Н. Избирательное право: общая часть/В.Н. Белоновский. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2012. - 178 с.

Пассивное избирательное право основывается на дополнительных условиях, установленных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Так, Президентом РФ может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Субъектам Российской Федерации, которые вправе принимать собственные избирательные законы, федеральным законом предписано, что при выборах в их законодательные (представительные) органы государственной власти минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года, а при выборах Президента 30 лет. При выборах главы местного самоуправления требуемый федеральным законом минимальный возраст не может превышать 21 года. В этих нормах заключены гарантии для молодых граждан, желающих выдвинуть свою кандидатуру в парламент или на должность главы исполнительной власти.

Пассивное избирательное право ограничивается и рядом других федеральных законов и законов субъектов РФ. Так, депутатами законодательных органов не могут быть судьи, прокуроры, должностные лица органов исполнительной власти. Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и налоговой полиции, работники прокуратуры РФ могут быть избраны депутатами Государственной Думы, главами администраций субъектов Российской Федерации, депутатами законодательных органов субъектов Российской Федерации, должностными лицами местного самоуправления, но при этом их служба приостанавливается со дня их избрания на срок полномочий.

Конституцией РФ установлено одно общее ограничение активного и пассивного избирательного права. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.Конституция Российской Федерации от 25.12.1993 // Российская газета, №237 (текущая редакция от 21.07.2014 №11- ФКЗ) - Ч.3 Ст.3. Однако после отбытия наказания по приговору суда гражданину возвращаются избирательные права в полном объеме. Российское избирательное право не предусматривает верхнего возрастного предела для избрания на выборные должности и в представительные органы. Такие ограничения не свойственны демократическим государствам. Установление такого предела в ряде субъектов РФ неправомерно.

3. Принцип равного избирательного права. Равное избирательное право означает участие избирателей в выборах на равных основаниях. Оно обеспечивается: наличием у каждого избирателя одного голоса (или одинакового числа голосов); включением избирателей не более чем в один список избирателей; примерным равенством избирательных округов по числу избирателей; соблюдением установленных норм представительства; предоставлением равных юридических возможностей участия в избирательной кампании для кандидатов; едиными правилами проведения конкретных выборов в течение всего периода с момента их назначения до подведения итогов; равной защитой законом и судом без всякой дискриминации избирательных прав всех граждан, избирательных объединений, блоков, а также иными правовыми, организационными, информационными средствами. Головин А.Г. Избирательное право России / А.Г. Головин. - М.: НОРМА, 2012. - 167с.

Граждане должны находиться в равном положении при их регистрации как избирателей, при выдвижении кандидатов в депутаты, предоставлении гарантий в ходе предвыборной агитации, при определении результатов голосования и т. д. Ни одному избирателю нельзя предоставить большего числа голосов, чем другим. Все голоса должны иметь "равный вес", т. е. одинаково влиять на результат выборов. Процедуры, касающиеся определения границ избирательных округов, регистрации избирателей или составления избирательных списков, направленные на отстранение или ослабление участия в выборах отдельных лиц, групп или географических районов или на уменьшение числа голосов, являются недопустимыми.

4. Принцип прямого избирательного права. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Этот принцип распространяется на выборы федерального Президента, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, законодательных органов и глав исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, выборных органов местного самоуправления. Уставы и законы некоторых субъектов Федерации предусматривали избрание главы администрации региона законодательным органом, а также назначение глав местной администрации органами государственной власти и государственными должностными лицами, что является отступлением от принципа прямого избирательного права.

5. Принцип тайного голосования. Тайное голосование обязательный атрибут демократической системы выборов, абсолютная привилегия избирателей. Избиратель проявляет свою волю без всякого контроля за ним, давления или запугивания, а также с сохранением своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного кандидата. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, и никто не вправе пытаться идентифицировать использованный бюллетень, т. е. установить личность избирателя.

Для гарантированной тайны волеизъявления избирателя на избирательных участках создаются специально оборудованные кабины для заполнения бюллетеней, в которых не допускается присутствие иных лиц.

Отмечаются и другие принципы:

1. принцип справедливости;

2. принцип обязательности и периодичность проведения выборов;

3. территориальный принцип организации и проведения выборов и референдумов;

4. принцип непосредственного участия граждан (избирателей) и их объединений в организации и проведении выборов и референдумов;

5. принцип выдвижения кандидатов на выборные должности в государственные органы и органы местного самоуправления, либо непосредственно отдельными гражданами (петиционный принцип), либо группами граждан, либо избирательными объединениями, избирательными блоками.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Цыбуляк Сергей Иванович. Дефекты конституционно-правового регулирования избирательных отношений в Российской Федерации: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.02 / Цыбуляк Сергей Иванович; [Место защиты: Тюмен. гос. ун-т].- Тюмень, 2010.- 269 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-12/713

Введение

Глава 1. Дефектность правового регулирования постановка проблемы (от общего к частному) 15

1.1. Понятие и виды дефектов правового регулирования 15

1.2. Причины дефектности правовых норм 35

Глава 2. Избирательные отношения и избирательное право: пробелы, коллизии и коррупциогенность в правовом регулировании 64

2.1. Избирательные отношения и пределы их регулирования конституционным правом 64

2.2. Пробелы в отечественном избирательном праве 85

2.3. Коррупциогенность норм избирательного права 107

2.4. Коллизии в правовом регулировании избирательных отношений 129

Глава 3. Пути устранения дефектности правового регулирования избирательных отношений в Российской Федерации 147

3.1. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам избирательного права и процесса как вектор совершенствования правового регулирования избирательных отношений 147

3.2. Проблемы соотношения федерального избирательного законодательства и избирательного законодательства субъектов Российской Федерации 179

3.3. Перспективы муниципального правового регулирования избирательных отношений 206

Заключение 226

Список использованных источников и литературы 231

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. Дефектность права в целом и избирательного права в частности - объективное явление. Современное избирательное законодательство Российской Федерации содержит значительное количество правовых дефектов, очевидных уже на стадии нормотворчества либо проявляющихся в процессе привоприменения. Едва ли не самая богатая, противоречивая правоприменительная практика в конституционно-правовой сфере связана именно с избирательными правоотношениями.

Правовые дефекты оказывают крайне негативное влияние не только на развитие избирательного права и его сегментов. Из-за дефектности избирательного законодательства многие демократические процедуры не находят должной реализации на практике, ослабевают механизмы конституционно-правовой охраны избирательных прав российских граждан. «Избирательные» дефекты могут посягать на основы конституционного строя, в т.ч. на принцип народного суверенитета, могут обусловить нелегитимность сформированных органов публичной власти.

Разнообразие дефектов правового регулирования избирательных отношений, их видовых особенностей свидетельствует о сложном характере правовой дефектности. При этом различные виды дефектов (пробелы, коллизии, коррупциогенные избирательные нормы и др.) требуют присущих только им способов устранения дефектности.

В настоящее время продолжается реформирование отечественной избирательной системы. В ежегодном Послании Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев предложил уделить особое внимание укреплению демократических институтов на региональном уровне. В частности, им были предложены меры по оптимизации численности депутатов органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, уменьшению «заградительного барьера» для прохождения в региональные парламенты политических партий, отказу в перспективе от сбора

4 подписей в поддержку выдвижения кандидатов и т.д. Вопросам совершенствования политической системы было посвящено отдельное заседание Государственного Совета Российской Федерации 22 января 2010 г.

Таким образом, современное состояние избирательного законодательства далеко от стабильности. Непрекращающаяся модификация российской избирательной системы может порождать новые дефекты. В этой связи назрела необходимость проведения самостоятельного научного исследования теории дефектов конституционного регулирования избирательных отношений и практики их устранения. Такое исследование позволило бы избежать ряда ошибок в процессе осуществления модернизации отечественной политической системы.

Степень научной разработанности исследуемой темы.

В отечественном правоведении избирательная проблематика получила освещение с середины 19-го века в работах П.И. Новгородцева, Г.Ф. Шершеневича, К.П. Победоносцева, В.М. Гессена, Н.И. Лазаревского, Н.М. Коркунова, В.В. Водовозова, Б. Велихова и др.

В советский и постсоветский периоды вопросы избирательного права, в том числе его принципов, форм реализации в России и за рубежом, рассматривались в работах А.А. Аскерова, Г.В. Барабашева, И.Л. Ильинского, А.И. Кима, М.Г. Кириченко, В.Ф. Котока, И.Д. Левина, А.И. Лепешкина, А.А. Мишина, И.П. Трайнина, B.C. Основина, И.Е. Фарбера, Б.В. Щетинина и др.

В настоящее время активно исследуют проблемы народовластия, теории избирательного права, практику конституционного правосудия в сфере выборов, вопросы ответственности за избирательные правонарушения С.А. Авакьян, П.А. Астафичев, Н.А. Боброва, Н.С. Бондарь, Ю.А. Веденеев, В.И. Васильев, А.А. Вешняков, Г.А. Гаджиев, В.В. Игнатенко, В.Т. Кабышев, С.Д. Князев, А.Н. Кокотов, Е.И. Колюшин, В.В. Комарова, В.О. Лучин, В.И. Лысенко, СЮ. Марочкин, М.С. Матейкович, В.В. Невинский, А.Е. Постников, Т.М. Пряхина, БА. Страшун, Е.П. Стружак, СВ. Судакова, А.П. Сунцов, В.Н. Фальков, Г.Н. Чеботарев, А.Е. Штурнев, Б.С Эбзеев и др.

При написании работы использовались труды теоретиков права, в т.ч. С.С. Алексеева, Н.А. Власенко, О.Ю. Винниченко, Н.В. Витрука, В.Б. Исакова, В.В. Лазарева, Е.Г. Лукьяновой, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, В.Д. Перевалова, Ю.А. Тихомирова, P.O. Халфиной и др. Кроме того, были использованы работы таких зарубежных авторов, как Н. L. A. Hart, Albert V. Dicey, C.G J. Morse, McClean, Adrian Briggs и др.

Отдельные аспекты дефектности законодательства проанализированы в диссертационных исследованиях по конституционному праву и иным отраслевым наукам: докторских диссертациях - Князев С.Д. Избирательное право в правовой системе Российской Федерации (проблемы теории и практики). Владивосток, 1999; Матейкович М.С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации: проблемы теории и практики. Тюмень, 2003; Мясников А.П. Избирательная система как политико-правовой институт формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления. Ростов-на-Дону, 2005; Астафичев П. А. Народное представительство в современной России: проблемы теории и правового регулирования. Саратов, 2006; кандидатских диссертациях - Судакова СВ. Проблемы обеспечения единства федерального и регионального избирательного законодательства. Екатеринбург, 2003; Миронов А.В. Оценочные понятия в избирательном законодательстве Российской Федерации. Иркутск, 2004; Босова Е.Н. Избирательное законодательство: проблемы систематизации. Уфа, 2005 и др.

Однако подверженное бесконечным изменениям отечественное избирательное право, активное развитие избирательных технологий, обширная судебная практика непрерывно ставят новые задачи для исследователей-конституционалистов.

Цель диссертационного исследования заключается в получении новых юридических знаний в сфере теории дефектов права, влияния данных дефектов на состояние конституционно-правового регулирования избирательных отношений, а также в определении юридических способов устранения дефектов избирательного законодательства.

Достижение названной цели предполагается через решение следующих задач:

Определить понятие дефекта права, а также отразить специфические особенности отдельных видов правовых дефектов.

Выявить причины появления дефектных правовых норм, регулирующих избирательные отношения.

Раскрыть понятие «избирательных отношений» и определить пределы их регулирования конституционным правом.

Выявить пути устранения дефектности правового регулирования избирательных отношений.

Отразить проблемы, тенденции и перспективы муниципального правового регулирования избирательных отношений.

Внести конкретные предложения по совершенствованию норм конституционного законодательства с целью устранения их дефектности.

Теоретическую и методологическую основы исследования составили работы ведущих отечественных и зарубежных исследователей по философии, социологии, общей теории права, по конституционному праву и другим отраслям юридической науки, в которых рассматриваются вопросы, относящиеся к теме диссертации.

Решению поставленных задач диссертационного исследования способствовало применение различных методологических подходов.

В работе использовались диалектико-материалистический метод исследования государства, права, демократии и обусловленные им иные методы достижения новых юридических знаний, что позволило всесторонне, полно, объективно рассмотреть соответствующие государственно-правовые

7 явления, определить их общие признаки, связи, соотношения. Стремясь углубить знания о закономерностях регламентации избирательных прав, преодолеть дискуссионные проблемы в данной сфере, автор использует ключевой для диалектики метод восхождения от абстрактного к конкретному. Сформированный в процессе скрупулезного поиска и фиксации реальных свойств рассматриваемых явлений категориальный (понятийный) аппарат образует основы теоретической концепции исследования.

С восхождением от абстрактного к конкретному тесно связан системно-структурный метод. Восхождение от абстрактного к конкретному и системность исследования становятся возможными благодаря универсальным логическим средствам познания - анализу и синтезу. Так, в результате проведенного в диссертации анализа выявлены составляющие понятия «правовой дефект», виды дефектов и их специфические особенности, а также юридически значимые причинно-следственные связи, связанные с нормативно-правовой регламентацией избирательных отношений. Опираясь на аналитический метод, синтез приводит к необходимым обобщениям.

Достижению поставленной научной цели во многом способствовало и применение исторического метода исследования. Так, путем рассмотрения генезиса теории дефектов российского избирательного законодательства выявлен ряд новых видов дефектов. Исторический метод используется в работе в тесном сочетании с логическом методом.

В целях получения эмпирического материала, необходимого для последующего логического осмысления государственно-правовых явлений, использовался целый ряд специальных методов: статистический, сравнительный, конкретно-социологический, формально-логические методы толкования права и др.

Метод моделирования имел существенное значение при разработке конкретных рекомендаций по модернизации избирательного законодательства.

Объектом исследования являются общественные отношения, регулируемые избирательным правом (в том числе нормативными актами, содержащими дефекты).

Предметом диссертационного исследования выступают нормы избирательного права, правоприменительные акты, выявленные в них дефекты, причины появления дефектов в юридических нормах, предлагаемые наукой способы их устранения.

Научная задача, решенная в результате исследования: разработка теории дефектов правового регулирования избирательных отношений -автором предложен ряд концептуальных элементов; выявление причин дефектности - соответствующие факторы сгруппированы, проведена видовая дифференциация дефектов; определение путей устранения дефектов - обоснованы авторские рекомендации.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что диссертация является одной из первых работ, в которой дифференцированы, сгруппированы, проанализированы известные науке и лично выявленные автором дефекты правового регулирования избирательных отношений, выявлены соответствующие причинно-следственные связи, обоснован комплекс рекомендаций по устранению дефектов.

В работе раскрыто современное содержание понятия правового дефекта, а также отражены специфические особенности видов правовых дефектов, выявлены причины появления дефектных конституционных норм, регулирующих избирательные отношения. Диссертантом предложен ряд авторских дефиниций, в частности, «дефекта права», «избирательных отношений», «коллизий правового регулирования», «коррупциогенности» и т.д.

В работе дифференцированы и сгруппированы разновидности дефектов правового регулирования, а также отражены их конкретные проявления в действующем избирательном законодательстве.

Автором обобщены правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам избирательного права, установлено их влияние на устранение дефектов правового регулирования, выявлена степень учета данных позиций в законодательстве.

В диссертации излагается новое видение соотношения объема правового регулирования избирательных отношений Российской Федерацией и её субъектами. Исследование позволило также раскрыть проблемы, тенденции и перспективы муниципального правового регулирования избирательных отношений.

В работе выработаны и обоснованы конкретные рекомендации по совершенствованию норм избирательного законодательства с целью устранения их дефектности.

На защиту выносятся следующие положения диссертационного исследования:

В широком смысле дефект в праве есть такое состояние правовых норм, при котором регулирование общественных отношений нарушает оптимальный баланс интересов общества и государства. В узком смысле, более значимом, правовой дефект есть низкое качество правового регулирования, в силу которого затрудняется применение соответствующих правовых норм, порождаются негативные политические и социально-экономические явления, необоснованно ущемляются личные и общественные интересы.

Причины дефектности правовых норм могут быть разделены на объективные и субъективные. При этом к объективным причинам следует относить только те факторы, которые реально не могут быть обусловлены поведением людей, ответственных за правотворчество и правоприменение.

К субъективным причинам дефектности правовых норм следует отнести несоблюдение процедур принятия нормативных актов, установленных Конституцией и законодательством, умаление институтов непосредственной демократии при разработке и принятии нормативных актов, эгоистические интересы, недобросовестность разработчиков проектов нормативных актов и нормотворческих органов, злоупотребление политической целесообразностью принятия того или иного акта, игнорирование научных принципов нормотворчества.

Причины дефектности избирательных норм во многом совпадают с причинами дефектности правовых норм как таковых. Специфическими для норм избирательного права факторами являются следующие: 1) избирательное законодательство по своему содержанию всегда вынуждено подстраиваться под политические задачи людей, занимающихся нормотворчеством; 2) период реализации норм избирательного права очень короткий, поскольку избирательная кампания длится всего несколько месяцев, в течение которых законодательные новеллы не применяются; 3) большое значение публичной власти в общественно-политической и социально-экономической жизни России, что порождает чрезвычайную агрессивность избирательных технологий; 4) низкий уровень правовой культуры избирателей; 5) чрезмерно частая модернизация избирательного законодательства.

3. Избирательные отношения включают в себя общественные отношения, возникающие в связи с подготовкой и проведением выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в том числе семейные отношения, корпоративные отношения, политические отношения, религиозные отношения, информационные отношения, а также избирательные отношения, урегулированные правом, - избирательные правоотношения. Все избирательные отношения, как правовые, так и не требующие правовой регламентации, оказывают существенное влияние на процесс осуществления принадлежащей многонациональному народу Российской Федерации власти. При этом в Российской Федерации наряду с пробелами присутствует избыточное правовое регулирование избирательных отношений, прежде всего, процессуального характера, что следует признать дефектом правового регулирования.

Пробелы в избирательном праве представляют собой частный случай дефектности права, при котором отдельные избирательные отношения либо не урегулированы избирательным правом вообще, либо урегулированы им не полностью, в то время как такое регулирование необходимо. Пробел в избирательном праве не может быть преодолен посредством аналогии, исходя из природы данного публично-правового института. В избирательных отношениях задействованы интересы территориальных публичных коллективов (избирательного корпуса), поэтому любое распространение аналогии на неурегулированные законодателем, действующим от имени избирательного корпуса, отношения, неизбежно нарушает интересы избирательного корпуса.

Недостаточная транспарентность (прозрачность) механизма финансирования избирательных кампаний кандидатов и политических партий является примером коррупциогенности соответствующих норм избирательного законодательства. В этой связи необходимо законодательно отказаться от финансирования избирательных кампаний со стороны физических и юридических лиц, ограничившись пожертвованиями только со стороны самих субъектов выдвижения - политических партий и самовыдвинувшихся кандидатов.

Целесообразно также наделить Центральную избирательную комиссию и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации полномочиями по проведению антикоррупционной экспертизы проектов соответственно федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

6. В целях обеспечения открытости механизма составления списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, нужно законодательно

12 развивать институт предварительного партийного голосования - «праймериз» - при соответствующем контроле со стороны избирательных комиссий.

7. Коллизии между различными федеральными законами, между федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, неизбежны в силу множественности этих актов и их частой модификации. Способом преодоления данных коллизий могло бы стать принятие Избирательного кодекса Российской Федерации.

Помимо коллизий собственно избирательных норм возникают также коллизии в понимании конституционных норм, регулирующих избирательные отношения. Это выражается, в частности, при формировании Конституционным Судом Российской Федерации противоречивых позиций. Для устранения таких противоречий необходимо, чтобы, пересматривая ранее сформулированную позицию, Суд всякий раз указывал основания пересмотра.

Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, в которых формулируются условия непротиворечивости отдельных законоположений нормам Конституции России, фактически создают новые конституционно-правовые нормы, восполняющие пробелы в правовом регулировании избирательных отношений. Таким образом, Конституционный Суд создает коллизионные нормы, в которых закрепляются условия непротиворечивости рассматриваемых законоположений Конституции страны.

В Российской Федерации сложилась негативная ситуация с реализацией решений Конституционного Суда, в том числе, по вопросам избирательного права и процесса. Так, до настоящего времени не разработаны компенсаторные механизмы при нарушении избирательных прав, не подлежащих восстановлению, на что указывалось Судом еще в 2002 г. В этой связи необходимо введение серьезных мер юридической ответственности за неисполнение решений Конституционного Суда.

Дефектом конституционного регулирования избирательных отношений является разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и её субъектами по вопросам регулирования и защиты прав и

13 свобод человека и гражданина (статьи 71 и 72 Конституции Российской Федерации). В результате дополнительные гарантии избирательных прав граждан фактически не могут быть установлены, так как это неизбежно ведет к регулированию данных прав либо их ограничению. Данная проблема требует рассмотрения Конституционным Судом для выработки адекватной правовой позиции.

Основная нагрузка по регулированию избирательных отношений должна быть перераспределена в пользу Российской Федерации (федерального уровня) с целью обеспечения всем российским гражданам единых федеральных избирательных правомочий и единых избирательных гарантий их реализации. Субъекты же Федерации должны быть наделены правом организационного обеспечения реализации избирательных прав, но не правом их регламентации.

10. Правовые возможности для регулирования избирательных отношений на муниципальном уровне существенно ограничены прерогативами субъекта Российской Федерации. Это является дефектом, поскольку лишает муниципальные образования самостоятельности в решении соответствующих вопросов местного значения. В перспективе необходимо перераспределение прерогатив субъектов Федерации и муниципальных образований в пользу последних (в части регулирования избирательных отношений).

Теоретическая и практическая значимость исследования выражается в том, что критический анализ взглядов, идей, изложенных в научной литературе, а также выводы, сделанные на основе обобщения теоретических и нормативных источников, позволили получить ряд качественно новых знаний, касающихся дефектности правового регулирования в целом и правового регулирования избирательных отношений в частности.

Исследование освещает значимые аспекты теории дефектов правового регулирования избирательных отношений в Российской Федерации: начиная с постановки проблемы (от общего к частному), изучения разновидности дефектов (пробелов, коллизий, коррупциогенности и т.д.) в правовом

14 регулировании, и завершая определением путей устранения дефектности и перспектив развития избирательного законодательства.

Положения диссертационного исследования могут применяться в учебном процессе при проведении занятий по дисциплине «Конституционное право России» и соответствующим спецкурсам, а также при разработке учебных и методических пособий.

Выводы и предложения диссертационного исследования могут служить ориентиром при разработке нормативных правовых актов различных уровней.

Апробация результатов диссертационного исследования. Выводы и предложения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры конституционного и муниципального права Тюменского государственного университета. Участие в международных и всероссийских научно-практических конференциях позволило автору уточнить тему диссертационного исследования и выявить новые элементы концепции дефектов избирательного права, которые в последующем были закреплены в настоящей работе.

Положения диссертационного исследования были использованы при проведении практических занятий по отдельным темам курса «Конституционное право России» в Тюменском государственном университете и соответствующим спецкурсам.

Структура диссертации. Настоящая работа состоит из введения, 3 глав, включающих 9 параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

Понятие и виды дефектов правового регулирования

Право как универсальный регулятор отношений в обществе бездефектно только в идеале. Таким идеалом является естественное право как «общечеловеческие представления о свободе, справедливости, неотъемлемости прав человека»1. Рамки возможного, дозволенного поведения предопределены здесь человеческим бытием, закалены развитием цивилизации, крепко переплетены с религиозными ценностями каждого народа. Общественные отношения вообще невозможны, если нет естественного права его участников существовать, мыслить, осваивать действительность. «Готов признать конституционное право беспробельным только в той части, в какой оно является естественным правом», - пишет В.В. Лазарев2.

Но естественное право имеет существенное свойство: его «можно рассматривать лишь как часть правового сознания и гарантию демократических институтов, а не в качестве формального источника права» . Для того, чтобы естественное право стало правилом поведения, его необходимо объективировать, что не является очень легкой задачей. Ибо люди, используя свое естественное право, иногда позволяют себе пренебречь естественным правом других. Создавая конституции, законы, указы, декреты, субъекты правотворчества неизбежно отдаляются от идеала, и чем это расстояние больше, тем дефектнее плод их труда - право позитивное.

Вместе с тем, нельзя противопоставлять конституционное право естественным правам. Как отмечал русский философ и правовед И.А. Ильин, «положительное право есть целесообразная форма поддержания естественного права... Основная задача положительного права состоит в том, чтобы принять в себя содержание естественного права, развернуть его в виде ряда правил внешнего поведения, приспособленных к условиям данной жизни и к потребностям данного времени...»1. Поэтому естественные права - это не только «часть правосознания», они непосредственно действуют, определяя «смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти» (статья 18 Конституции Российской Федерации). На признании естественных прав (а не насаждении «сверху»!) основаны многие нормы современного российского конституционного права, прежде всего, в сфере регулирования юридического статуса личности. Таким образом, в системе источников конституционного права нельзя выделить особый сегмент - «естественное право» хотя бы ввиду множественности указанных прав. Но при этом «традиционные» источники права (Конституция, законы и т.д.) уже не могут быть признаны легитимными, если они не закрепляют и не охраняют естественные права человека2.

Как верно пишет Н.И. Матузов, «абсолютно совершенного, идеального законодательства нигде в мире нет. Право каждой страны неизбежно содержит в себе определенные коллизии, пробелы, противоречия»3. Ситуация усугубляется в условиях социально-экономического кризиса, низкого уровня правовой и политической культуры, широкого распространения различных форм экстремизма, неэффективного противодействия коррупции и иным преступным проявлениям.

Рассуждая о коллизиях в праве, которые можно признать разновидностью дефектов, Ю.А. Тихомиров даже отмечает их положительное значение: «Коллизии нередко несут в себе и положительный заряд, ибо служат свидетельством нормального процесса развития или же выражают законное притязание на новое правовое состояние»1. Данное суждение однако нельзя отнести к случаям, когда коллизии носят системный характер, не устраняются в течение длительного времени, иными словами, когда право становится хронически и тяжело дефектным.

В широком смысле дефект в праве есть такое состояние правовых норм, при котором регулирование общественных отношений нарушает оптимальный баланс интересов общества и государства. В узком смысле, более значимом в контексте проводимого исследования, правовой дефект есть низкое качество правового регулирования, в силу которого затрудняется применение соответствующих правовых норм, порождаются негативные политические и социально-экономические явления, необоснованно ущемляются личные и общественные интересы.

В литературе обращается внимание и на дефекты всей системы права, под которыми понимаются «нарушения, деформации логико-структурного построения и развития системы права и ее элементов, в том числе нормативных актов»3.

Дефекты права имеют свои разновидности, которые можно классифицировать по нескольким основаниям.

По характеру негативного влияния на содержание правового регулирования различаются пробелы в праве, противоречия (коллизии) правовых норм, неопределенность правового регулирования, нарушения требований юридической техники при построении текстов нормативных актов, нерациональное размещение норм в системе права, чрезмерное дублирование правил поведения в актах разной юридической силы, избыточное правовое регулирование. Дефекты могут носить также общий, доктринальный характер, в этом случае мы имеем дело с несоответствием официальных правил поведения общепринятым представлениям о демократическом, правовом, социальном государстве, нормам морали, нравственности, иными словами - с неверным, искаженным отражением или полным игнорированием в писаном праве тех прогрессивных идей, которые составляют основу права естественного.

Пробел в праве есть «полное или частичное отсутствие нормативных установлений, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностями практического решения дел, основными принципами, политикой, смыслом и содержанием действующего законодательства» .

Под противоречиями (коллизиями) понимаются «противоречия, столкновения» между нормативными актами2, а также правовыми нормами. Ю.А. Тихомиров характеризует юридическую коллизию гораздо шире, как «противоречие между существующими правовыми актами и институтами, правопорядком и притязаниями и действиями по их изменению, признанию или отторжению»3.

Причины дефектности правовых норм

Дефекты в праве возникают не сами по себе, а являются следствием противоречивых многофакторных явлений, преодоление которых представляет колоссальную по сложности научно-практическую задачу.

Традиционно причины дефектов в праве принято подразделять на две группы: во-первых, причины, слабо зависящие от воли и сознания нормодателя (множественность правотворческих субъектов, федеративная основа государства, динамика общественных отношений и др.); во-вторых, причины, предопределяемые качеством правотворчества, его организацией (нечеткость разграничения нормотворческой компетенции, недостаток информации, стремление отдельных правотворческих органов выйти за пределы своих полномочий1.

Н.И. Матузов применительно к коллизиям выделяет объективные и субъективные причины. К объективным причинам он относит «противоречивость, динамизм и изменчивость регулируемых правом общественных отношений..., отставание («старение», «консерватизм») права, которое в силу этого не поспевает за течением реальной жизни», к субъективным («рукотворным») - «низкое качество законов, пробелы в праве, лоббизм, непродуманность или слабая координация нормотворческой деятельности, неупорядоченность правового материала, отсутствие должной правовой культуры, экономические неурядицы, социальную напряженность, политическую борьбу» и т.д.2

Приведенные выше факторы, несомненно, имеют место, но на практике предложения по борьбе с ними сводятся к очевидным идеям повышения компетентности законодателя, борьбы с коррупцией, усиления социальной направленности экономических реформ и иным банальностям, что создает впечатление неизбежности и вечности присутствия дефектов в отечественном праве, причем в гипертрофированных формах.

Для конституционно-правовой науки чрезвычайно важно «систематизировать более конкретные причины дефектности юридических норм, которые могут быть устранены в сравнительно короткий срок, а с их устранением последует санация отечественной правовой системы в целом»1.

Оправданным представляется деление причин дефектности правовых норм на объективные и субъективные. При этом к объективным причинам следует относить только те факторы, которые реально не могут быть обусловлены поведением людей, ответственных за правотворчество и правоприменение.

К объективным причинам относятся чрезвычайные ситуации природного характера, социальные, экономические, исторические, внешнеполитические факторы.

Чрезвычайные ситуации природного характера (стихийные бедствия, эпидемии, природные катастрофы и т.д.) возникают спонтанно, их предвидение и предотвращение зависит от достижений науки и техники, развитие которых до настоящего времени не достигло уровня, позволяющего защитить людей и имущество от воздействия сил природы. Право может и должно регулировать отношения, возникающие в связи с возникновением и необходимостью предотвращать природные чрезвычайные ситуации, но делать это приходится сугубо теоретически2. Так, распространение эпидемий некоторых заболеваний, ранее неизвестных медицинской науке либо протекающих в необычной форме, может обусловить неэффективность прежнего правового регулирования ряда отношений (установление карантина и иных мер профилактики, закупки лекарств и вакцин для государственных нужд и т.д.) В этом случае право неизбежно «опаздывает» за развитием ситуации, поскольку преждевременное регулирование может оказаться ошибочным и не обеспечить необходимого баланса частных и публичных интересов.

Что касается чрезвычайных ситуаций техногенного характера, то обусловленные ими дефекты права в любом случае являются субъективными, «рукотворными», обусловленными несоблюдением технических норм и технологической дисциплины. Оценивая связанные с такими чрезвычайными ситуациями дефекты права, Конституционный Суд Российской Федерации исходит из необходимости признания конституционной ответственности государства. Так, согласно постановлению от 1 декабря 1997 г. № 18-П и определению от 11 июля 2006 г. № 404-О «вред, причиненный гражданам в результате радиационного воздействия вследствие техногенных аварий и иных чрезвычайных ситуаций, порождает особый характер отношений между гражданином и государством: обязанность возмещения вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством, государство принимает на себя» {выделено автором) . Конституционная ответственность государства вытекает из конституционно-правового характера отношений по возмещению вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами (постановление Конституционного Суда от 1 декабря 1997 года № 18-П). Данная ответственность устанавливается специальными законами в виде социальных гарантий, предоставляемых за счет бюджетных средств".

Избирательные отношения и пределы их регулирования конституционным правом

Современные политические процессы в подавляющем большинстве государств опосредованы избирательными правоотношениями. Не является исключением и Российская Федерация.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 3 статьи 3) выборы есть высшее непосредственное выражение власти народа, неотъемлемый элемент основ конституционного строя России1.

На выборах происходит не только реализация избирательных прав российских граждан, но и делегирование части полномочий народа соответствующим публичным органам и должностным лицам, отражение поддержки населения того или иного политического курса страны. Более того, выборы подразумевают наличие избирательных отношений и избирательных процедур, строго регламентированных определенными правилами.

Как справедливо отмечает Ю.А. Веденеев, «через избирательные правоотношения обеспечивается трансформация власти народа в государственную и муниципальную власть, опосредуется воспроизводство власти, формирование и функционирование всех институтов представительной демократии, их неизбежная ротация»".

Правовая регламентация избирательных отношений играет важную роль. Обусловлено это, с одной стороны, самой значимостью решаемого на выборах вопроса: российскому народу необходимо выбрать представителей для последующего осуществления ими от имени народа политической власти. С другой стороны, при осуществлении избирательных прав возможны злоупотребления со стороны отдельных лиц и политических объединений своими субъективными правами.

Следует отметить, что избирательные отношения представляют собой часть социальных (общественных) отношений, определенный вид указанных отношений, которому присущи свои специфические черты. В свою очередь, избирательные отношения, будучи разновидностью социальных отношений, сохраняют характерные свойства последних.

Вообще, термин «отношение» используется в различных науках, в том числе в правоведении (юриспруденции, юридической науке). Смысл, вкладываемый в данное понятие, может быть разнообразным. «Отношение» может пониматься как психологическое отношение лица к предмету (субъектно-объектные отношения), например, отношение российского гражданина к установленным правилам (психологическое отношение). Термин «отношение» может носить также «субъектно-субъектный» характер: отношения (взаимоотношения, взаимодействия) двух или более субъектов между собой по поводу чего-либо.

Социальным отношениям в большей степени свойственны отношения второго рода (субъектно-субъектного характера). При этом под субъектами обычно понимаются люди, индивиды. Как раз реальное взаимодействие между людьми и их объединениями с определенной целью в социальном пространстве на основе своей воли и сознания становится «общественным (социальным) отношением».

В обществе возникают различные общественные (социальные) отношения: моральные, религиозные, политические, правовые, экономические, классовые, национальные, этнические, конфессиональные, экологические, брачно-семейные, нравственные и другие. При этом многие названные группы отношений тесным образом связаны с избирательными отношениями.

Избирательные отношения включают в себя целую совокупность социальных взаимоотношений (взаимодействий) субъектов в определенной сфере. Так, к ним можно отнести следующие отношения: а) семейные отношения; б) корпоративные отношения внутри политической партии, избирательного объединения, предприятия в период проведения выборов и на стадии подготовки к ним; в) религиозные отношения, касающиеся избирательной сферы; г) политические отношения; д) информационные отношения; е) избирательные правовые отношения.

Семейными отношениями в избирательной сфере могут быть, в частности, следующие: 1) отношения, когда семья решает, какому кандидату отдать предпочтение на выборах, за кого проголосовать; 2) отношения, когда супруги решают, участвовать или не участвовать в выборах (идти на голосование или не идти); 3) отношения, когда семья решает, баллотироваться одному из супругов на выборную должность (в выборный орган публичной власти) или нет; 4) отношения, когда в семье обсуждают участие члена семьи в предвыборной агитации отдельных кандидатов на выборные должности; 5) отношения, связанные с защитой прав членов семьи во время проведения выборов (в том числе при проведении агитации, голосования, публичных мероприятий по поводу выборов). При этом названные отношения не 1 исчерпываются лишь приведенными примерами.

Корпоративные отношения внутри политической партии, избирательного объединения, предприятия в период проведения выборов также относятся к избирательным отношениям, поскольку непосредственно связаны с избирательными процедурами. Эти отношения носят внутренний (корпоративный) характер, так как названные отношения протекают внутри определенной политической партии, избирательного объединения, предприятия. Содержанием таких процессов и взаимодействий является выдвижение кандидатур от соответствующей социальной структуры (организации) для участия в выборах федерального, регионального и местного масштабов. Эти отношения строятся на корпоративных нормах, ценностях и идеях, преследуемых участниками данных организаций, и не всегда имеют правовой характер.

Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам избирательного права и процесса как вектор совершенствования правового регулирования избирательных отношений

Преодоление дефектности избирательного законодательства может происходить различными способами. Особое влияние на данный процесс оказывают правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации. Так, через толкование Конституционным Судом норм российской Конституции, через признание не соответствующими последней норм действующего законодательства, регулирующих избирательные отношения, уже в известной степени устраняется дефектность (коллизионность) правовых норм. Иными словами устранение дефектности избирательных норм нередко опосредовано деятельностью Конституционного Суда России.

В соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации (часть 3 статьи 125 Конституции России).

Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом (часть 4 статьи 125), а также дает толкование Конституции Российской Федерации (часть 5 статьи 125). Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению (часть 6 статьи 125).

Аналогичные положения содержатся в статье 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»1.

Таким образом, Конституционный Суд уполномочен осуществлять деятельность по преодолению (устранению) дефектов избирательного законодательства посредством толкования Конституции Российской Федерации и признания норм отдельных законов, регулирующих избирательные отношения, не соответствующими последней, а также разрешать коллизии и пробелы (в части устранения неопределенности (неоднозначности) в толковании норм Основного закона), касающиеся споров о компетенции органов власти, когда затрагивается избирательная сфера (в частности, при разграничении вопросов, регулируемых на федеральном и региональном уровнях). Более того, в случае нарушения избирательных прав граждан по их жалобе и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Все сказанное свидетельствует о мощном (значительном) потенциале Конституционного Суда Российской Федерации в сфере преодоления дефектности российского избирательного законодательства.

Следует также отметить, что в соответствии со статьей 79 названного Федерального конституционного закона решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

В связи с этим, как справедливо указывают А.А. Петров и В.В. Игнатенко, особенностью решений Конституционного Суда Российской Федерации является то, что они носят не просто «обязательный», а именно «общеобязательный» характер, общеобязательное значение1. Это, в свою очередь, предполагает наличие у названных решений юридической силы, подобной силе нормативных актов (в частности, такой же юридической силы как у законов, признанных неконституционными). Такие решения «обязывают всех правоприменителей, включая другие суды, действовать в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации»2. Авторы приводят в качестве примера постановление Конституционного Суда России от 22 апреля 1996 года №10-П по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации, пункт 5 резолютивной части которого объявляет состоявшееся толкование общеобязательным1. В определении Конституционного Суда от 25 декабря 1998 года №167-0 содержится указание на общеобязательность вытекающего из решений Конституционного Суда конституционно-правового смысла некоторых положений Уголовно-процессуального кодекса РСФСР2. В постановлении от 15 июля 1999 года № 11-П говорится об общеобязательности правовых позиций Конституционного Суда (пункт 3 мотивировочной части)3.

В случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция Российской Федерации.