Межнациональные отношения в современном мире. Национальные отношения в современном мире

Около 40 тысяч лет назад на Земле появился новый биологический вид - человек разумный, который в течение тысячелетий расселялся по всей поверхности суши. Все многообразие современных типов людей можно объяснить разными природными факторами, которые влияли на людей в зависимости от их географического положения (места расселения на Земле). Ученые, занимающиеся изучением больших групп людей, отдельно выделяют такие понятия как народ, нация, национальность.

Понятия: племя, народ, нация, национальность

Ученые выделяют разные этнические общности (этносы) - исторически сложившиеся устойчивые группы людей, отличающиеся между собой биологическими характеристиками, общей территорией проживания, языком, религией, традициями. К этническим общностям относят племена, народы, нации. Формирование этносов происходило поэтапно, по мере расселения людей по планете и в процессе развития общественных отношений между ними.

В первобытном обществе люди жили общинами - крупными кровнородственными группами. Общины состояли из нескольких десятков семей, проживавших совместно ради повышения шансов на выживание. Общины являлись первыми типами этноса, они представляли собой первые устойчивые общности людей.

В каждой общине были свои обычаи, люди в общине помнили о своих предках и почитали их. Со временем, некоторые общины вынуждены были объединяться друг с другом, чтобы защитить себя от воинственных соседей. Так появились племена - предшественники древних народов.

Племя - это относительно устойчивая группа людей, проживающая на общей территории, обладающая собственным языком, традициями, организацией власти. Племена в свою очередь стали объединяться в племенные союзы, из которых впоследствии сформировались древние государства.

С зарождением государственности наступил новый этап развития этноса, на смену племенам пришли народы. Народы - это большие исторически сложившиеся группы людей с совместной территорией проживания, общими биологическими и социальными признаками. К биологическим признакам разных народов относят:

  • Цвет кожи;
  • Разрез глаз;
  • Рост;
  • Особенности строения тела.

Однако биологические свойства не являются определяющими, намного важнее социальные признаки, к которым относятся:

  • Традиции и обычаи народов. У восточных народов сильны обычаи гостеприимства, почитания старших, традиционно мужчины пользуются большим уважением в обществе, нежели женщины. Западные народы так же чтят свои традиции, передающиеся из поколения в поколение. Однако со временем, народ может забыть о собственных традициях и перенять традиции другого народа или нации.
  • Особенности быта. У разных народов мира свой быт, сформировавшийся в зависимости от местности, в которой проживали люди. К примеру, люди, жившие на побережьях рек и морей, традиционно стали заниматься рыболовством, в меню у них стали преобладать рыбные блюда, а среди всех видов транспорта развитие получили морские или речные суда.
  • Общий язык народа. Хотя язык является отличительным признаком народа, разные народы могут использовать один и тот же язык. К примеру, народы, проживающие на территории России (казахи, татары, башкиры, болгары, буряты и другие) могут использовать русский язык для общения между собой.
  • Манера поведения и манера общения.
  • Национальное самосознание - это чувство духовного единства человека со своим народом, самоотождествление себя с ним.


()

Нацией называют совокупность народов, проживающих на территории определенной страны и являющихся ее гражданами. Нация является более многочисленной, чем отдельно взятый народ, главной объединяющей силой для нации становится единое политическое устройство страны, ее хозяйственный уклад.

Между отдельными народами и нациями складываются межнациональные отношения. Развитие межнациональных отношений может принимать мирные формы, а может приводить к возникновению крупных военных конфликтов.

Межнациональные отношения в прошлом и сегодня

Истории народов тесно переплетаются между собой, так как многообразные этнические общности не жили обособленно, постоянно контактировали друг с другом, вступали в различные взаимоотношения. Между отдельными племенами, народами, нациями отношения развивались по двум основным сценариям:

  1. По пути интеграции - сближения, сплочения, объединения отдельных народов и национальностей.
  2. По пути дезинтеграции - разобщения народов, конфликтов между многообразными племенами, этносами или нациями.

Среди процессов сплочения представителей разных этносов и нацийученые выделяют:

  • Консолидацию - объединение нескольких групп этносов, родственных друг другу, в один более крупный народ. Процессы консолидации происходили на территориях древнейших государств, в большинстве стран мира. Племена или народы, близкие друг другу традициями, религиозными верованиями, языком- постепенно сливались в одно целое.


()

Пример. Многочисленные восточнославянские племена: тиверцы, уличи, древляне, волыняне, полочане, вятичи и прочие объединились в древнерусский народ. У этих племен был схожий быт, религиозные верования (язычество), язык, традиции. Процесс консолидации ускорили тесные хозяйственные связи между отдельными восточнославянскими племенами, межплеменные браки.

  • Ассимиляцию - растворение одного малого этноса в другом, более крупном народе. При этом малый этнос терял свою самобытность, полностью утрачивал свои отличительные особенности, самостоятельность. Ассимиляция могла происходить мирным путем, а могла принимать форму насильственного захвата одного народа другим.

Пример 1. Славяне, переселившиеся в древности на греческие острова, со временем утратили свое национальное самосознание . Они переняли письменность и культуру греков, полностью растворились в другой национальности - греческом населении.

Пример 2. В начале 15 века под власть Османской империи попали народы Болгарии и Сербии. Некоторые из них переняли турецкие обычаи, язык, религию. Так от основной части сербов отделились те, которые переняли турецкую культуру, они образовали отдельную этническую общность, которую назвали санджаклии. Из болгар, ассимилировавших с турками, появилась другая этническая общность - помаки.

  • Межэтническую интеграцию - взаимодействие в многонациональном государстве крупнейших этносов, существенно различающихся между собой культурой, языком, религиозными воззрениями. Благодаря межэтнической интеграции не происходило слияния разных национальностей в один народ, но у них появились некоторые общие черты в культуре и быте.

Пример. На территории Британской Индии (с 1858 по 1947 г) совместно проживал иранский народ и индийский. Эти народы не объединились друг с другом, не потеряли своего национального самосознания, но за годы взаимодействия у них появились некоторые общие традиции, сложились схожие условия быта.

Кроме процессов сближения национальностей мира история знает множество примеров дезинтеграции народов. В основе разобщения единого народа лежит желание отдельной этнической общности обрести независимость, разорвать экономические, политические и культурные связи с основной частью нации. Ярким примером дезинтеграции нации людей является распад Югославии. Ставшие некогда единым целым, жители Югославии в 1991 году решили отделиться друг от друга. Так крупное государство распалось на 6 частей, ставших небольшими независимыми государствами: Словенией, Хорватией, Македонией, Боснией и Герцеговиной, Сербией, Черногорией.


()

Важно! Процессы интеграции и дезинтеграции народов земли продолжаются и сегодня. Они происходят в течение длительного времени, оказывают огромное влияние на судьбу всего человечества.

Причины межнациональных конфликтов

Иногда между определенными национальностями возникают непримиримые противоречия, которые приводят к межнациональным конфликтам. Межнациональные противоречия могут возникать как внутри одного государства, так и между разными государствами. Поэтому межнациональные конфликты бывают внутригосударственными и международными.

Межнациональный конфликт - это конфронтация (противостояние), конкуренция, соперничество между разными нациями, которые приводят к столкновению наций друг с другом.

Обострению отношений между нациями способствует ряд факторов, которые часто становятся причинами межнациональных конфликтов:

  • Соперничество за овладение природными ресурсами;
  • Расхождения в религиозных взглядах;
  • Споры из-за месторасположения границ, территориальные споры;
  • Конкуренция в торговле, политике, сфере образования или спорте;
  • Национальная дискриминация (ограничение или полное лишение нации или этнической общности прав и свобод).


()

Кроме того, распространенной причиной межнациональных конфликтов становится чувство национальной гордости. Национальная гордость - это чувство уважения к собственной нации, осознание своей неразрывной связи с ней, восхищение и любовь к собственному народу, его национальным традициям, обычаям, религии, языку, истории.

Проблема национальной гордости состоит в том, что некоторые нации считают себя самыми лучшими, не уважают чувств других народов, стремятся возвыситься над ними. Самым ярким примером, когда гордость нации привела к мировой трагедии, является Вторая мировая война. Гитлер заявил, что немецкий народ является представителем единственной чистокровной и высшей нации на Земле - арийцев. Все остальные нации, по мнению Гитлера, являлись низшими, подлежали частичному уничтожению и порабощению. Особенным гонениям подвергались евреи и цыгане, которых уничтожали миллионами.

Из-за национальной и расовой нетерпимости проблема межнациональных конфликтов возникает снова и снова, так как многие межнациональные противоречия не разрешаются в течение десятков, а иногда и сотен лет.

Пути преодоления межнациональных конфликтов

Современные политики выделяют три главных пути разрешения межнациональных конфликтов:

  1. Признание необходимости отказа от насилия и готовность разных наций идти на компромисс (взаимные уступки); Осознать, что насилие не является выходом, в настоящее время очень просто, стоит только задуматься о последствиях применения ядерного и других современных видов оружия.
  2. Применение санкций (различного рода запретов со стороны мирового сообщества к государству - агрессору);
  3. Создание межнациональных союзов.

Решение межнациональных конфликтов является важной задачей каждой страны, так как такие конфликты представляют серьезную опасность для благополучия отдельных государств и зачастую всего мира.

Межнациональные отношения в силу их многоаспектности представляют собой сложное явление. Они включают две разновидности:

– отношения между разными национальностями внутри одного государства;

– отношения между разными нациями‑государствами.

Формы межнациональных отношений следующие:

– Мирное сотрудничество.

Этнический конфликт (от лат. conflictus – столкновение).

Способы мирного сотрудничества довольно многообразны.

Самый цивилизованный путь объединения разных народов – создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии – французский, датский и немецкий, в Швейцарии – немецкий, французский и итальянский. В результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis – множественный).

При культурном плюрализме ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру.

Культурный плюрализм – показатель успешной адаптации (приспособления) человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной.

В современном мире просматриваются две взаимосвязанные тенденции в развитии наций.

Межнациональный конфликт

В современном мире практически не существует этнически однородных государств. К таковым можно условно отнести только 12 стран (9 % всех государств мира). В 25 государствах (18,9 %) основная этническая общность составляет 90 % населения, еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89 %. В 31 государстве (23,5 %) национальное большинство составляет от 50 до 70 %, и в 39 странах (29,5 %) едва ли половина населения является этнически однородной группой.

Таким образом, людям разных национальностей так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.

Межнациональный конфликт – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн .

В мировой конфликтологии нет единого концептуального подхода к причинам межэтнических конфликтов.

Анализируются социально‑структурные изменения контактирующих этнических групп, проблемы их неравенства в статусе, престиже, вознаграждении. Есть подходы, сосредоточивающиеся на поведенческих механизмах, связанных с опасениями за судьбу группы, – не только за потерю культурного своеобразия, но и за использование собственности, ресурсов и возникающей в связи с этим агрессией.

Исследователи, опирающиеся на коллективные действия, концентрируют свое внимание на ответственности элит, борющихся за власть, ресурсы. Очевидно, элиты прежде всего ответственны за создание «образа врага», представлений о совместимости или несовместимости ценностей этнических групп, идеологии мира или вражды.

В ситуациях напряженности создаются представления о чертах народов, препятствующих общению, – «мессианстве» русских, «наследуемой воинственности» чеченцев, а также иерархии народов, с которыми можно или нельзя «иметь дело».

Большим влиянием на Западе пользуется концепция «столкновения цивилизаций» американского исследователя С. Хантингтона. Она объясняет современные конфликты, в частности недавние акты международного терроризма, конфессиональными различиями. В исламской, конфуцианской, буддийской и православной культурах будто бы не находят отклика идеи западной цивилизации – либерализм, равенство, законность, права человека, рынок, демократия, отделение церкви от государства.

Основной причиной конфликтов, трений, различного рода предубеждений между представителями разных национальностей выступает этноцентризм.

Этноцентризм – совокупность неправильных представлений (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о превосходстве первой.

Этноцентризм – уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные. Поэтому многие межнациональные конфликты называют ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стороны, приписывание ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство опасности, угрозы.

Современные социологи предлагают следующую классификацию причин межнациональных конфликтов.

Причины межнациональных конфликтов

Социально‑экономические – неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.

Культурно‑языковые – недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.

Этнодемографические – быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.

Экологические – ухудшение качества окружающей среды в результате ее загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы.

Экстерриториальные – несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов.

Исторические – прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства‑подчинения и т. д.).

Конфессиональные – из‑за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной религиозности населения.

Культурные – от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа.

Социологи выделяют различные типы межнациональных конфликтов.

Межэтнические конфликты не возникают на пустом месте. Как правило, для их появления необходимы определенный сдвиг привычного уклада жизни и разрушение системы ценностей, что сопровождается у людей чувствами растерянности и дискомфорта, обреченности и даже потерей смысла жизни. В таких случаях на первый план в регуляции межгрупповых отношений в обществе выдвигается этнический фактор как более древний, выполняющий функцию группового выживания.

Действие этого социально‑психологического фактора реализуется следующим образом. Когда появляется угроза существованию группы как целостного и самостоятельного субъекта межгруппового взаимодействия, на уровне социального восприятия ситуации происходит социальная идентификация по признаку происхождения, по признаку крови; включаются механизмы социально‑психологической защиты в виде процессов внутригрупповой сплоченности, внутригруппового фаворитизма, усиления единства «мы» и внешнегрупповой дискриминации и обособления от «них», «чужих».

Эти процессы могут привести к национализму.

Национализм (фр. nationalosme от лат. natio – народ) – идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

Виды национализма

Этнический – борьба народа за национальное освобождение, обретение собственной государственности.

Державно‑государственный – стремление наций воплотить в жизнь свои национально‑государственные интересы, нередко за счет малых народов.

Бытовой – проявление национальных чувств, враждебное отношение к инородцам, ксенофобия (гр. хепов – чужой и рКоЬов – страх).

Национализм может перерасти в свою крайне агрессивную форму – шовинизм.

Шовинизм (фр. chauvinisme – термин происходит от имени Никола Шовена, литературного героя комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трехцветная кокарда», радетеля величия Франции в духе идей Наполеона Бонапарта) – политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.

Одним из проявлений государственного национализма является геноцид.

Геноцид (от лат. genos – род и caedere – убивать) – преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Примером геноцида является холокост – массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны.

Объединение группы по этническому признаку происходит на основе:

предпочтения своих соплеменников «чужим», пришлым, некоренным и усиления чувства национальной солидарности;

защиты территории проживания и возрождения чувства территориальности для титульной нации, этнической группы;

требований о перераспределении дохода в пользу «своих»;

игнорирования законных потребностей других групп населения на данной территории, признаваемых «чужими».

Все эти признаки обладают одним преимуществом для группового массового действия – наглядностью и самоочевидностью общности (по языку, культуре, внешности, истории и т. д.) по сравнению с «чужими». Индикатором состояния межнациональных отношений и, соответственно, их регулятором является этнический стереотип как разновидность социального стереотипа. При этом регуляция межгрупповых отношений с помощью этнического стереотипа приобретает как бы самостоятельное существование и психологически возвращает социальные отношения в историческое прошлое. Когда сталкиваются интересы двух групп и обе группы претендуют на те же блага и на ту же территорию (как, например, ингуши и североосетинцы), в условиях социального противостояния и девальвации общих целей и ценностей, национально‑этнические цели и идеалы становятся ведущими социально‑психологическими регуляторами массового социального действия. Поэтому процесс поляризации по этническому признаку неизбежно начинает выражаться в противостоянии, в конфликте, который, в свою очередь, блокирует удовлетворение базовых социально‑психологических потребностей обеих групп.

При этом в процессе эскалации (расширения, наращивания, увеличения) конфликта объективно и неизменно начинают действовать следующие социально‑психологические закономерности:

уменьшение объема коммуникации между сторонами, увеличение количества дезинформации, ужесточение агрессивности терминологии, усиление тенденции использовать СМИ как оружие в эскалации психоза и противостояния широких масс населения;

искаженное восприятие информации друг о друге;

выработка установки враждебности и подозрительности, закрепление образа «коварного врага» и его дегуманизация, т. е. исключение из рода человеческого, что психологически оправдывает любые зверства и жестокости по отношению к «нелюдям» при достижении своих целей;

формирование ориентации на победу в межнациональном конфликте силовыми методами за счет поражения или уничтожения другой стороны.

В острых конфликтных ситуациях одной из первых промежуточных фаз его урегулирования является юридизация конфликта .

Само по себе подписание каких‑либо соглашений еще не гарантирует погашения конфликта. Определяющей является готовность сторон их выполнять, а не использовать в качестве «дымовой завесы» для продолжения попыток добиваться своих целей неправовыми средствами. Для этого, в свою очередь, необходимо хотя бы частичное преодоление конфликта интересов или по крайней мере снижение его остроты, к чему может повести, например, появление в отношениях между сторонами новых стимулов: суровая экономическая необходимость, заинтересованность сторон в ресурсах друг друга, «премии» за урегулирование конфликта в виде международной или иностранной помощи – могут (правда, не всегда) переключить интересы конфликтующих сторон в иную плоскость и значительно притушить конфликт.

Таким образом, в социально‑политическом плане пути к преодолению межнациональных конфликтов лежат либо через хотя бы частичное удовлетворение требований сторон, либо через понижение для них актуальности предмета конфликта.

Существующие межнациональные проблемы (территориальные споры, стремление к суверенизации; борьба этнических меньшинств за самоопределение, создание независимого государственного образования; дискриминация языка, образа жизни; проблема беженцев, вынужденных переселенцев и т. д.) требуют значительных усилий для их разрешения.

Пути разрешения межнациональных проблем

– Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.

– Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважения самобытности, их национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды.

– Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.

– Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры – национальные общества и центры, школы с национально‑культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры.

– Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.

Образец задания

C6. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.

Ответ: Могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии современных межнациональных отношений: Интеграция; экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, Европейское сообщество). Стремление ряда народов сохранить или обрести культурно‑национальную самостоятельность, автономию (например, корейское меньшинство в Японии).

Научно-образовательный форум школьников Республики Мордовия

«Шаг в будущее»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Атемарская средняя общеобразовательная школа»

Кемайкина Е.А.

Иванова А.А.

Русяйкина О.С.

8 класс МОУ «Атемарская СОШ»

Руководитель работы:

Мещерякова Н. П.

учитель истории и обществознания МОУ «Атемарская СОШ»


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Межнациональные отношения:

проблемы и пути решения

Секция: Общество, в котором мы живем

Саранск

2018

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение…………………………………………………………………....3-4

    Наш многоликий мир: история формирования наций и народов 5-8

    Тенденции развития национальных отношений ……………………… 9

    1. Мир в свете межнациональных отношений…………………….......9-10

      Национальный вопрос в России…………………………………….11-12

      Мордовия и ее многонациональный народ …………………….......13-15

2.4 Лямбирский район – «сплетение» наций ……………………………...16

    Диалог культур как способ решения национальных конфликтов..17-20

Заключение ………………….. ………………………………………….21

Список использованной литературы …………………………………...22

Приложение……………………………………………………………23-28

Введение

Социальную структуру любого общества составляют исторически сложившиеся общности людей: племена, народности, нации. Современное человечество представлено примерно двумя тысячами различных народов, а в нашей стране их более ста. В то же время независимых государств в мире насчитывается около двухсот. Следовательно, большинство народов проживает в многонациональных государствах. И значит, сколько бы ни была дорога нам историческая память о своих национальных корнях, нам важно понимать и другое: все мы живем, и всегда будем жить вместе с людьми разных национальностей.

Что же заставило нас обратиться к проблеме национального вопроса? События, происходящие в современном мире, заставляют задумываться и размышлять о все возрастающем проявлении психологии превосходства одной нации над другой и противопоставлении своей нации остальным. Все это приводит к развитию национализма, осложнению отношений между народами, нациями. А к подобным явлениям невозможно относиться безразлично, поскольку они разрушают наше общество, создают нетерпимые условия жизнедеятельности. Данная проблема не нова, но чрезвычайно актуальна , болезненна для многих стран и народов, так как на этой почве происходят конфликты, войны.

Цель работы заключается в том, чтобы, используя разные источники информации, выявить развитие национальных отношений в современном обществе. Определить, что делается в мире, России, Мордовии для предотвращения националистических тенденции.

При исследовании данного вопроса нам было необходимо решить следующие задачи :

    провести исследование истории формирования и развития наций и народов, сделать вывод;

    проанализировать характер национальных отношений в мире, России, Мордовии;

    проанализировать статистические данные переписи населения 2010 г.;

    провести социальный опрос и на основании данных сделать вывод;

    рассмотреть возможные пути решения проблем, связанных с проявлением национализма.

Объектом данного исследования является проблема национальных отношений как в мире, так и в регионе, селе.

Постановка и формулировка проблемы: несостоятельность националистических теорий на примере нашей республики, района, села. Доказать, что молодежь не принимает национальных различий в качестве причины для конфликтов.

Разработанность исследуемой проблемы. Исследуемая проблема рассматривается, изучается, анализируется во многих источниках информации, затрагивается в телевизионных передачах, часто являясь спорной.

Материалом для исследования проблемы являются газетные статьи, рефераты, школьный учебно-программный материал, телевизионные передачи, беседы с людьми.

Полученные результаты мы будем использовать для профилактики данного явления. В этом и заключается практическая значимость выбранной нами темы.

Методы исследования: теоретический (изучение литературы), социологический опрос, анкетирование, статистический (обработка полученных данных), индуктивный (обобщение данных).

1. Наш многоликий мир: история формирования наций и народов

История народов - непрерывный этногенез, т. е. процесс непрерывного возникновения и развития этнических общностей. Современное человечество представлено всем многообразием этносов: на Земле живут и племена, и народности, и нации (что связано с разнообразием условий их жизнедеятельности). Не случайно ученые иронизируют: легче пересчитать звезды, чем этносы.

Языковая классификация дает представление об этническом родстве народов и общих истоках происхождения различных культур. Она основана, во-первых, на представлении о взаимопонимании между людьми, принадлежащими к одной этнической группе. Во-вторых, учитывает осознание самими людьми своей культурно-языковой близости с другими народами. В-третьих, родство между языками и культурами более отдаленного типа, которое определяется понятием «языковая семья». Всего выделяют 12 языковых семей, и они охватывают 96% из 6 тыс. известных языков мира.

Сегодня считается доказанным родство большинства языковых семей Европы, Африки и Азии. Существует также гипотеза, что все языки мира, несмотря на различия, имеют некоторые общие черты. Но это пока только гипотеза. Процесс этногенеза и расогенеза идет непрерывно. Расы постоянно смешиваются между собой, вследствие чего «чистых» рас не существует: все они обнаруживают массу признаков смешения. Естественно, признаки смешения существуют и у наций.

Во второй половине 9 века восточнославянские племена на большой территории объединились в высшую сравнительно с родами и племенами этническую (народную) общность - древнерусскую народность. Совместная жизнь в одном государстве приводила к постепенному стиранию различий (в языке, обычаях и т.д.) между родственными восточнославянскими племенами на большой территории. Они все активнее общались между собой и сближались. А это постепенно привело к формированию из местных диалектов древнерусского языка, понятного для всего населения Руси. Это население создало самобытную материальную и духовную культуру, отражавшую достижения в земледелии, скотоводстве, ремеслах, быте, зодчестве (строительстве), фольклоре, литературе, изобразительном искусстве. Древнерусская культура была проникнута идеей единства всей Русской земли. Древнерусская народность основывалась на общности экономической жизни, территории, языка и культуры.

Этническая картина современной России пестра в расовом аспекте. Ведь изначально наше государство складывалось как многонациональное. Здесь проживает 10 малых рас, свыше 130 наций, народностей и этнических групп. Самый большой этнос - русский (около 120 млн из 143-миллионного населения России), а самая малая этническая общность - кереки (около 100 чел.). Этническое разнообразие России связано с тем, что по территории нашей страны проходит граница между ареалами (областями распространения) двух больших рас - европеоидной и монголоидной.

Процессы расового, межэтнического смешения в России имеют многовековую историю. Ярким его примером может служить русское дворянство. В. О. Ключевский писал, что на службу русскому царю в XII- X IV вв. перешло значительное количество выходцев из Золотой Орды, ставших основателями будущих родов русской знати. Они получали княжеские титулы и земельные наделы, крестились и брали себе русских жен. Так на Руси появились Апраксины, Аракчеевы, Бунины, Годуновы, Державины, Карамзины, Кутузовы, Корсаковы, Мичурины, Тимирязевы, Тургеневы, Юсуповы - в целом несколько сот дворянских родов, имевших тюркские корни. У многих людей, представляющих на первый взгляд тот или иной «чистый» тип этноса, находят признаки древних или сравнительно недавних смешений. Великий русский поэт А. С. Пушкин (о котором мы часто говорим: «Пушкин - это наше все!») - потомок не только знатных русских родов, но и «арапа Петра Великого» - Ганнибала, ставшего русским генералом (арапами тогда называли негров). А женой Ганнибала и прабабкой Пушкина была немка - Христина фон Шеберх. Великий француз Александр Дюма был внуком негритянки. Примеры можно приводить бесконечно. Важно усвоить истину: в современном многоэтническом мире «чистых» рас нет.

При этом россияне никогда не были расистами или националистами -людьми, не приемлющими представителей какой-нибудь расы, этноса, нации. Патологические проявления расизма и национализма, с которыми мы порой сталкиваемся сегодня, - это результат, прежде всего, духовного убожества отдельных людей, а также целенаправленной деятельности нечистоплотных политиков, преследующих корыстные цели. Из истории мы хорошо знаем, к каким катастрофическим последствиям приводят попытки внедрения расистских и нацистских идей. Любой расизм, национализм, антисемитизм есть ложь, причем ложь преступная, ибо вместе с моральными нормами нарушаются конституционные права человека.

Реальный современный мир остается полиэтничным - 90% народов живут в многоэтнических (многонациональных) государствах. Понятие «народ» (этнос) не только не утратило своего значения, но, напротив, стало принципиальным в современных национальных отношениях. Хорошо известно, что государство сохраняет стабильность до тех пор, пока остаются стабильными межэтнические (межнациональные) отношения населяющих его народов. А межэтнические конфликты могут возникать в государствах с самым разным уровнем развития цивилизации (например, в странах Азии и Африки, в Великобритании, Канаде, Испании и Бельгии). Опасность таких конфликтов огромна: они способны расколоть самые мощные государства.

Понятие национальность означает принадлежность человека к определенному этносу или согражданству (государству) в зависимости от самоидентификации. Гражданин России на вопрос о национальности, вероятно, ответит, что он русский или татарин и т. п., т. е. укажет этническую принадлежность. А гражданин США, Франции на этот же вопрос ответит, скорее всего, что он американец или француз.

Что касается этнической самоидентификации в большинстве демократических стран, национальность определяется не государственными органами, а самим гражданином в зависимости от отождествления себя с культурой того или иного этноса. На Земле становится все больше людей, родившихся от смешанных браков, и они вправе выбирать национальность любого из родителей. Личный выбор национальности - неотъемлемое право человека, условие его свободы. Это право имеют и граждане России. В то же время следует помнить слова Н. В. Гоголя: «Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа».

Из вышесказанного мы видим, что нет «чистых» рас, наций, народов. Смешение происходило, происходит и будет происходить. Не доказывает ли это несостоятельность националистических идей?

2. Тенденции развития национальных отношений

2.1 Мир в свете межнациональных отношений

Стихийно складывавшееся сотрудничество многие века известно человечеству, состоящему из огромного количества общностей, представляющих в совокупности этнически смешанную среду, где часто действует сотрудничество в производстве материальных благ, в повседневной жизни; создание и сбережение национальных культурных ценностей сочетается с познанием других культур.

К сожалению, в мире происходят конфликты между этническими общностями. Этнический конфликт часто определяется как любая форма гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны (или одна из них) мобилизуются, действуют и страдают, исходя из этнических различий.

Межэтнические конфликты порождаются не существованием этносов, а политическими, социальными условиями, в которых они живут и развиваются. Нередко созданию «образа врага» способствует и обращение к тем страницам исторической памяти, где запечатлены прежние обиды и факты (иногда извращенные) далекого прошлого.

К основным причинам межнациональных конфликтов относят:

Территориальные причины - борьба за изменение границ, за присоединение к другому («родственному» с культурно-исторической точки зрения) государству, за создание нового независимого государства. Эти требования смыкаются с политическими целями движений, стремящихся к образованию «собственного» суверенного государства. Требования сепаратистского характера особенно опасны, ибо они непосредственно затрагивают большие массы людей, связаны с вопросами о разделе или упразднении государства.

Экономические причины - борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами, среди которых большую ценность, в частности, имеют земля, недра.

Социальные причины - требования гражданского равноправия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенства при приеме на работу, особенно на престижные места в органах власти.

В мире существуют сотни национальных культур, каждый этнос обладает самобытной культурой. Попытки принизить ее значение в угоду культуре другого, более крупного этноса вызывают протест, могут служить причиной конфликта. Есть и другая опасность: иногда этнос исходит из того, что его культура призвана доминировать по отношению к другим культурам.

Источником межэтнической напряженности служит национализм - идеология, психология, политика групп людей, утверждающих приоритет национальных ценностей перед всеми другими, верховенство интересов своего этноса, противопоставляемых интересам других этносов.

В памяти человечества навсегда остались кровавые результаты шовинизма. Это геноцид армянского народа в 1915 г., когда действия Османской империи привели к смерти 1,5 млн человек. Это организованная гитлеровцами величайшая трагедия - Холокост (всеуничтожение через сожжение), приведший к гибели 6 млн человек - более половины еврейского населения Европы. Это действия гитлеровцев по уничтожению славянского населения «восточного пространства» и превращению оставшихся в рабочую силу для «высшей расы».

В настоящее время, к сожалению, межнациональные конфликты, возникающие по разным причинам, не затухают. Информация, которую мы получаем с экранов телевизора, из интернета, с уроков мировой и отечественной истории, вызывает тревогу и опасения за будущее нашей планеты.

2.2 Национальный вопрос в России

Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста народов (см. Приложение 1), каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры.

Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.

На развитие межнациональных отношений оказывает существенное влияние наследие прошлого. Тяжелый удар по всем народам страны, включая русский, был нанесен тоталитарной системой, массовыми депортациями и репрессиями, разрушением многих национальных культурных ценностей.

Вместе с тем именно в СССР проявился процесс межнационального сотрудничества. Во всех отраслях хозяйства и культуры СССР плодотворно трудились многонациональные коллективы. Сплоченность народов ярко проявилась в боях, труде, повседневной жизни в годы Великой Отечественной войны, в послевоенном возрождении страны. Сотрудничество в культурной сфере обеспечило ликвидацию неграмотности, создание письменности 50 этносов, расцвет яркого, самобытного искусства малочисленных народов. Ученые отмечают, что в Советском Союзе в XX в. не исчезла ни одна малая культура и фактически сохранилась вся этническая мозаика огромного государства, в то время как в других регионах мира исчезли сотни малых культур.

В то же время ошибки и преступления органов тоталитарной власти привели к тяжелым трагедиям многих людей и целых народов. Многовековые национальные связи были нарушены из-за непродуманного административно-территориального деления, ухудшилась экологическая обстановка в регионах проживания коренных малочисленных этносов. Насильственное переселение народов, незаслуженно обвиненных в пособничестве немецким оккупантам, нанесло большой урон достоинству сотен тысяч людей, тяжело отразилось на их судьбах. Во время Великой Отечественной войны по разным причинам были выселены с территорий, на которых они ранее проживали, и переселены в отдаленные места крымские татары, немцы Поволжья, калмыки, некоторые народы Северного Кавказа. Отголоски этих событий слышны и сейчас. До сих пор в межнациональных столкновениях гибнут люди, уничтожаются ценности. Национальное насилие всегда вызывает тяжелые последствия. Подавление и принижение нации испытывают на себе русские люди, оказавшись после развала Советского Союза на территории стран Ближнего Зарубежья. Их ущемляют в правах, в обучении родному языку. Они ищут поддержки в национально близкой среде. Но их родная страна не всегда может помочь. Нация как бы уходит в себя, самоизолируется, замыкается. И уже в самой России появляются союзы и движения, лидеры которых сплачивают людей на основе национальной идеи. Поскольку глубинные причины конфликта часто остаются скрытыми от массового сознания, то главными виновниками чаще всего оказываются люди другой национальности, проживающие на данной или соседней территории. Потребовалось длительное время для восстановления нарушенных прав народов нашей страны.

Наряду с достижениями в развитии и сотрудничестве народов, которые имелись в советский период, проводился курс на унификацию, заложивший основу нынешних противоречий.

После распада СССР начался новый этап в развитии государства на основе традиций российской государственности, принципах федерализма и гражданского общества.

Наследие прошлого, геополитические и психологические последствия распада СССР, социально-экономические и политические трудности переходного периода обусловили ряд кризисных ситуаций и сложных проблем в области межнациональных отношений. Наиболее остро они проявляются в местностях, соседствующих с зонами открытых конфликтов, местах сосредоточения беженцев и вынужденных переселенцев, в регионах с проблемами разделенных народов, на территориях со сложной социально-экономической, экологической и криминогенной обстановкой, в местностях, где ощущается резкая нехватка ресурсов жизнеобеспечения.

На межнациональные отношения в России серьезное негативное воздействие оказывают также безработица, особенно в районах, располагающих избыточными трудовыми ресурсами, правовая неурегулированность земельных и других отношений, наличие территориальных споров, проявление этнократических устремлений. Поэтому так необходима целенаправленная, правильная политика нашего государства по разрешению данного вопроса.

2.3 Мордовия и ее многонациональный народ

Республика Мордовия – один из многонациональных субъектов Российской Федерации. На ее территории проживают граждане 92 национальностей. Численность населения составляет 803,7 тыс. жителей.

По итогам переписи населения 2010 года в республике насчитывается 22 национальности с численностью населения 100 чел. и выше, из них численность семи народов превышает тысячу человек: русские (443,7 тыс.чел., или 53,2% общей численности населения республики); мордва (333,1 тыс. чел., 39,9%); татары (43,4 тыс. чел., 5,2%); украинцы (4,8 тыс. чел., 0,5%); армяне (1,3 тыс. чел., 0,1%); белорусы (1,2 тыс. чел., 0,1%); чуваши (1,1 тыс. чел., 0,1%); азербайджанцы (672 чел.) и т.д. (см. Приложение 2).

Исторически сложилось так, что традиционный регион расселения мордовского народа стал полиэтническим и поликонфессиональным, а с момента образования Мордовской АССР начался процесс становления государственности, в котором участвуют представители всех национальностей, проживающих на территории Мордовии. Основой формирующейся государственности Республики Мордовия в составе Российской Федерации является, с одной стороны, наличие общей для всех народов, участвующих в этом процессе, Родины – Мордовии и России, с другой – понимание того, что ее динамичное развитие может быть обеспечено только при соблюдении принципа «единство в многообразии», предполагающего равенство прав всех народов Республики Мордовия, ее граждан независимо от национальной, конфессиональной и расовой принадлежности.

На развитие межнациональных отношений существенное влияние оказывает наследие исторического прошлого, в котором заложен огромный позитивный опыт сотрудничества и дружбы народов Мордовии, традиции самобытного формирования мордовского этноса. Именно они обеспечили значительный прогресс в национально-государственном строительстве, экономике, культуре, науке, образовании, достигнутый Мордовией в XX веке в составе России.

Состояние межнациональных и межконфессиональных отношений в Мордовии в последние десятилетия отличается стабильностью и согласием. Этнодемографическая ситуация и территориальная структура населения, богатые традиции межнационального сотрудничества создают благоприятные условия для конструктивного взаимодействия между обществом и властью.

Одним из приоритетов государственной национальной политики в регионе является сохранение межэтнического согласия, а также поддержка национальной культуры мордовского народа, в том числе той его части, которая проживает за пределами Мордовии. При этом особое внимание уделяется вопросам гармонизации межнациональных отношений, учету этнического фактора в реализации государственной региональной политики. Исторически сложилось так, что 2/3 мордовского народа проживает за пределами республики. Поэтому Мордовия несет особую ответственность за сохранение и развитие языков и культуры всего мордовского народа.

2.4 Лямбирский район – сплетение наций

Лямбирский район уникален по своему национальному составу. Он образовался 20 июля 1933 года в составе Мордовской автономной области как национальный татарский район, состоял из 11 татарских и 4 русских сельсоветов. Значительную часть населения составляли татары, которые начали селиться на этих землях еще в 13 веке. Татарское население составляло 73 %.

В настоящее время численность населения района – 34,3 тыс. человек, из них русские – 42 %, татары - 27 %, мордва – 15 %, другие национальности – 16 % (см. Приложение 3). Районный центр Лямбирь - старинное татарское село, до сих пор сохраняющее национальный колорит. Есть в районе русские и мордовские села, а так же украинский поселок – Хутор Лопатино. Отрадно, что при таком сплетении наций в районе не существует проблемы межнациональных отношений. Одинаково почитаются и празднуются как мусульманские так и православные праздники, уважаются традиции и обычаи всех наций, проживающих в районе. Люди, проживающие в районе, вместе работают, вместе решают экономические, социальные, культурные проблемы (см. Приложение 4).

Село Атемар хотя и считается русским, однако на его территории проживают мордва, татары, башкиры, чуваши, немцы. Кроме того, заключаются браки, которые можно назвать «межнациональными». В школе нашего села обучаются дети, родители которых принадлежат к различным этническим общностям, к различным конфессиям. В результате социологического опроса выяснилось, что у многих из нас в «родословной» имеются представители других национальностей (см. Приложение 5).

Проведенное в школе анкетирование показало, что национальный признак для подрастающего поколения не является важным ни в выборе друзей, ни в осуществлении каких-либо идей или отношений. (Приложение 6). К счастью, большинство обучающихся считают, что отношения между представителями разных наций должны строиться на взаимоуважении.

3. Диалог культур как способ решения национальных конфликтов

Можно ли исключить появление конфликтов на национальной почве? Исследуя разнообразные информационные источники, мы пришли к выводу, что пока положительный ответ невозможен. Многие этнические группы живут в предконфликтных условиях, испытывают значительные социальные трудности, ощущают (в том числе и в повседневной жизни) пренебрежение к своей культуре, языку, традициям, обычаям. Все это вызывает массовые протестные настроения, нередко ведущие к социально опасному, разрушительному поведению (особенно в толпе). Потребуется долгое время для того, чтобы большинство людей стало способно проявлять терпимость. В мировой практике выделяют несколько важных способов:

Гуманистический подход - главный ориентир в реализации морального, политического, правового регулирования межэтнических отношений. Основные черты этого подхода:

признание и уважение многообразия культур, приверженность идеям мира, согласия, неприятие насилия в отношениях между народами;

нацеленность государственных органов, средств массовой информации, образования, спорта, всех форм литературы и искусства на формирование у граждан, особенно молодежи, культуры межэтнического общения. Необходимости к сотрудничеству, компромиссу с людьми, их сообществами любой национальной принадлежности, стремления понимать и принимать их культурные ценности, образ жизни, характер поведения.

Ученые выделяют несколько пересекающихся друг с другом путей урегулирования конфликтов. Первый - применение правовых механизмов, прежде всего изменение законодательства в полиэтнических государствах, ликвидация этнических привилегий. Второй путь - переговоры между конфликтующими сторонами, как прямые (между делегациями сторон), так и через посредников (представителей международных организаций, общественных деятелей).

Третий путь - информационный. Он предполагает, прежде всего, обмен сведениями между сторонами о возможных мерах по преодолению конфликтных ситуаций.

Деятель православного духовенства Александр Мень говорил: «Понимание, терпимость - плоды высшей культуры... Оставаясь христианами и мусульманами, не оскорбляя друг друга, подать руку- вот наш путь».

Психологическое влияние СМИ (особенно электронных) требует осторожного подхода к способам подачи информации. Информация, даже нейтральная, о фактах экстремизма может вызвать новую волну конфликта. Необходимо отказаться от иногда свойственной репортерам драматизации событий, ибо это может закрепиться в исторической памяти и через некоторое время возродить дух конфликта. Нельзя допускать героизации террористов, экстремистов во избежание превращения их в героев, лидеров. Надо помнить, что непродуманные слова могут стрелять сильнее пули.

Одна из причин конфликтов - жизненная неустроенность этносов, проявляющаяся в нищете, безработице, низких заработках и пенсиях, плохом жилье, трудностях получения образования. Непременным условием преодоления конфликтов является улучшение жизни гражданина, создание и закрепление у этносов психологического чувства удовлетворенности благоприятной стабильностью жизни.

В основе национальной политики России - уважительное отношение к людям, представляющим любую этническую общность, установка на сотрудничество и сближение народов.

Фундаментом этнополитики РФ является Конституция. В ее преамбуле можно выделить две установки политики в сфере межэтнических отношений:

пронизанное патриотическими чувствами уважение к памяти предков, передавших нам любовь к Отечеству; забота о сохранении исторически сложившегося государственного единства народов, объединенных общей судьбой на своей земле;

политико-правовая направленность на утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, равноправия народов, на обеспечение суверенной государственности России, незыблемости ее демократической основы.

Конституция гарантирует права и свободы человека независимо от национальности, их равенство, понимание, соблюдение и защиту (ст. 2, 19). Каждый вправе пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения, творчества (ст. 26). На всей территории РФ государственный язык - русский; республики вправе устанавливать свои государственные языки, употребляемые наряду с русским (ст. 68). Запрещаются действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, пропаганда расового, национального или языкового превосходства (ст. 13, 29).

Главными элементами политики общественного согласия, проводимой в Мордовии, являются укрепление при активном участии общественных организаций плодотворного межнационального диалога, создание благоприятных условий для равноправного развития культур населяющих ее народов.

Проблемами, требующими приоритетного решения на современном этапе, являются:

совершенствование правовой базы национальной политики, обеспечение политической и правовой защищенности граждан Республики Мордовия независимо от их национальной и конфессиональной принадлежности, их равноправие и представительство в органах государственной власти и управления;

развитие национальных культур и языков народов Республики Мордовия;

укрепление духовной общности народов республики и Российской Федерации;

поддержка этнокультурных традиций мордовского народа, проживающих за пределами Республики Мордовия, их взаимодействие с другими народами России;

сохранение и развитие традиционной среды обитания народов Мордовии, этноэкологической системы, улучшение социально-демографической ситуации;

укрепление объективных возможностей всестороннего развития и сотрудничества национальностей, проживающих в Республике Мордовия, формирование высокой культуры межнационального общения;

преодоление недоверия в отношениях между национальностями, шовинистических и националистических настроений.

Современное состояние и задачи перспективного развития Республики Мордовия требуют новых подходов и, прежде всего, осознания того, что полиэтничность общества – это поле развития и созидательной деятельности всех народов многонациональной Мордовии.

Последовательная реализация этих принципов отвечает всему многообразию интересов народов России.

Заключение

Мы пришли к выводу, что борьба с национализмом, за равноправие всех людей независимо от расовой и национальной принадлежности, предусматривает создание самого широкого объединения людей, народов.

Одной из причин неприятия представителей другой нации, по нашему мнению, является слабая образованность некоторой группы молодежи, которая не знает ни своей истории, ни культуры. Данная категория молодых людей легко поддается влиянию националистических идей, не вдаваясь в их суть. Еще одна негативная черта, которая встречается у молодых людей нашего времени, – безразличие ко всему, что происходит в мире, в стране, в родном крае.

В настоящее время в мире существует много проблем, называемых глобальными (мира и разоружения, экологическая, продовольственная и другие), и решить их можно только совместными усилиями. Вместо разбирательств на национальной почве надо решать другие проблемы: терроризма, загрязнения окружающей среды, рационального использования природных ресурсов. Поэтому наша задача – препятствовать всякому проявлению национализма, сохранять то, что создано на протяжении веков всеми народами, проживающими в России. И помнить: нет «плохих» народов, есть «плохие» люди.

Мы, молодое поколение, хотим жить в мире благоразумном, гармоничном, позволяющем развивать свои духовные и физические способности. А это возможно только в том случае, если мир будет толерантным. Формирование установок то­лерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма невозможно без установления диалога разных народов, разных культур мира и нашей многонациональной страны.

Список использованных источников

    Конституция Российской Федерации. - Москва: Проспект, 2011. – статьи 2, 13, 19, 26, 29, 68.

    Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология, «Аспект Пресс», Москва, 2010.

    История России, 1945-2008 гг.: для учителя / Филиппов А.В., Уткин А.И., Алексеев С.В.). – М. – Просвещение, 2008, с. 129-132, 309 – 313.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Результаты социологического опроса

    Вопрос : Смешанные национальные браки, на ваш взгляд, явление: а)нормальное; б)отрицательное.

    Вопрос : Имеет ли значение национальность при выборе друга (подруги): а)да; б)нет.

    Вывод. Подростки менее, чем взрослые обращают внимание на национальный фактор.

Этнические общности

Наряду с классами, сословиями и другими группами социальную структуру общества составляют и исторически сложившиеся общности, называемые этническими. Этносы - это большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, сознанием нерасторжимости исторической судьбы. Среди этнических общностей выделяют род, племена, народности и нации .

Род

Исторически формирование этнических общностей можно отсчитывать от момента распада первобытного человеческого стада. Первоначально возникает род - группа людей, объединенных кровным родством. Члены рода осознавали свое родство и носили общее родовое имя. Род включал в себя несколько или много семей.

Появлению рода способствовало возникновение первобытной общины, экономической основой которой являлась общинная собственность. Совместное ведение хозяйства на основе общинной собственности, естественно-уравнительное распределение вещей, в первую очередь продуктов питания, совместный быт и развлечения способствовали образованию такой общности как род. Можно сказать, что род выступает как самая первая производственная, социальная и этническая группа людей, объединенная в одно целое совместной трудовой деятельностью, кровнородственным происхождением, общим языком, общими религиозными и мифологическими верованиями, обычаями и чертами быта.

Племя

Несколько родов могли объединяться в племя. Основу единства племени составляют кровно-родственные связи; кроме того, племя проживает на определенной территории, у его членов общий язык или диалект, свои обычаи и культ, совместная хозяйственная деятельность, зачатки внутренней организации (племенной совет).

Появление племени объясняется необходимостью прежде всего сохранения и защиты среды обитания (территории проживания, мест охоты и рыболовства) от посягательств со стороны других человеческих объединений. Более многочисленный состав населения намного облегчал задачу переселения и устройства жизни на новых территориях. Немаловажное значение имело также предохранение от вырождения рода, которое грозило ему из-за сексуальных отношений между кровнородственными Homosapiens .

Народность

Народность - тип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации и основанный уже не на кровнородственном, а на территориальном единстве.

Народности образуются на основе смешения племен и племенных союзов и характеризуются возрастанием значения территориальных связей, формированием общего языка на основе племенных диалектов. Народности свойственно и наличие хозяйственных связей, элементов общей культуры, общего собирательного имени. С развитием товарно-денежных отношений происходит превращение народностей в нацию, хотя некоторые из них в силу своей малочисленности и недостаточной развитости не смогли стать национальными образованиями .

Нация

Нация - это исторически высшая форма этносоциальной общности людей, характеризующаяся единством, территории, экономической жизни, исторического пути, языка, культуры, этнически, самосознания. Под единством территории следует понимать компактность проживания нации.

Представители нации говорят и пишут на одном языке, понятном (несмотря на диалекты) всем членам нации. У каждой нации свои фольклор, обычаи, традиции, менталитет (особые стереотипы установки мышления), национальный быт и т.д., т.е. своя культура. Сплочению нации способствует и общность исторического пути, пройденного каждым народом.

В современном мире насчитывается от 2500 до 5000 этносов, но лишь несколько сотен из них являются нациями. В составе современной Российской Федерации более 100 этносов, в том числе около 30 наций .

К вопросу об этносах примыкают также такие понятия как национальность, народ, этнографическая группа, диаспора.

Национальность - это принадлежность человека к определенному этносу.

Народ - это население определенного государства.

Этнографическая группа - это общность людей, говорящая на одном языке с той или иной нацией, но имеющая некоторые особенности в быту, традициях, обычаях.

Диаспора - это большая группа того или иного этноса, живущего вне страны своего происхождения .

Межнациональные отношения

Межэтнические (межнациональные) отношения - отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.

Уровни межэтнических взаимоотношений:

  • взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни;
  • межличностные отношения людей различной этнической принадлежности .

Способы мирного сотрудничества

  • Этническое смешивание: разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки.
  • Этническое поглощение (ассимиляция): представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции.
  • Создание многонационального государства (культурный плюрализм), в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными (в Бельгии - французский, датский и немецкий, в Швейцарии - немецкий, французский и итальянский) .

Тенденции в развитии наций

Межнациональная интеграция - процесс постепенного объединения различных этносов, народов, наций через сферы общественной жизни. Формы интеграции: экономические и политические союзы (Евросоюз), транснациональные корпорации, международные культурные центры, взаимопроникновение религий, культур, ценностей.

Межнациональная дифференциация - процесс разъединения, разделения, противостояния различных этносов, народов, наций. Формы дифференциации: самоизоляция, протекционизм в экономике, национализм в различных формах в политике и культуре, религиозный фанатизм, экстремизм.

Формы межнациональных отношений

  • Этническая миксация - смешивание разных этнических групп и возникновение нового этноса (Латинская Америка).
  • Ассимиляция - (в этнографии) слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. Различают естественную ассимиляцию, возникающую при контакте этнически разнородных групп населения, смешанных браках и т. п., и насильственную ассимиляцию, характерную для стран, где национальности неравноправномерны.
  • Аккультурация - взаимное уподобление и приспособление различных культур народов и отдельных явлений этих культур, в большинстве случаев при доминировании культуры народа, в общественном отношении более высокоразвитого.
  • Мультикультурализм - политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.
  • Национализм - идеология, политика, психология и социальная практика обособления и противопоставления одной нации другим, пропаганда национальной исключительности отдельной нации. Виды национализма: этнический; державно-государственный; бытовой.
  • Шовинизм - политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм; крайняя, агрессивная форма национализма.
  • Дискриминация - умаление (фактически или юридически) прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п.
  • Сегрегация - политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку, одна из форм расовой дискриминации.
  • Апартеид - крайняя форма расовой дискриминации, означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции.
  • Геноцид - преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.
  • Сепаратизм - стремление к отделению, обособлению; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования (сикхи, баски, тамилы) или за предоставление части страны автономии .

Межнациональные конфликты (в узком смысле) происходят между государствами, либо внутри конфедерации, которую составляет ряд политически самостоятельных стран, населённых разными этносами.

Межнациональный конфликт (в широком смысле) - это любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности её членов.

Причины межнациональных конфликтов :

  • экономические причины - борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами (земля, недра);
  • социальные причины - требования гражданского равноправия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенстве при приёме на работу, особенно на престижные места в органах власти;
  • культурно-языковые причины - требования сохранения или возрождения, развития родного языка, сплачивающего этнос в единое целое.
  • Историческое прошлое взаимоотношения народов.
  • Этнодемографические причины - быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.
  • Конфессиональные различия.

Типы межнациональных конфликтов :

  • конфликты стереотипов (этнические группы четко не осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «нежелательного соседа», армяно-азербайджанский конфликт);
  • конфликт идей: выдвижение тех или иных притязаний, обоснование «исторического права» на государственность, на территорию (Эстония, Литва, Татарстан, в своё время идея Уральской республики);
  • конфликт действий: митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных решений, открытые столкновения .

Пути решения межнациональных конфликтов

  • Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.
  • Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважения самобытности, их национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды.
  • Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.
  • Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры - национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры.
  • Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.
  • Предупреждение конфликтов - сумма усилий, направленная на то, чтобы не допустить событий, приводящих к конфликтам.
  • Применение широкого спектра санкций. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека .

За долгую историю человечества различные нации формировались, изменялись, смешиваясь с другими и привнося в них свои особенности. Эти процессы связаны с расселением и перемещением больших групп людей.

Понятие

В современном обществе формирование наций приобрело устоявшийся характер, хотя и сейчас есть место локальным изменениям. Нации не существуют изолированно, напротив, они находятся в постоянном взаимодействии. Узнаем, что такое межнациональные отношения и кратко рассмотрим их разновидности.

Межнациональные отношения - это тип социальных отношений, участниками которых выступают различные народы.

Существует два основных вида межнациональных отношений:

  • внутри одного государства;
  • между нациями разных стран.

Изучение проблемы межнациональных отношений началось в Америке. В этой стране остро встал вопрос о взаимоотношениях белого и чернокожего населения, которым, в силу особенностей исторического развития, пришлось налаживать совместную деятельность в рамках одного государства.

Проблемы межнациональных отношений

Взаимодействие наций не всегда идет мирным путем, порой возникающие трудности и противоречия вызывают агрессию и даже военные столкновения.
Причинами этого могут служить:

  • различный уровень развития и культуры народов;
  • стремление выжить и достичь привилегий, избавиться от дискриминации;
  • борьба за экономические ресурсы.

Можно привести примеры стран, в которых взаимоотношения наций происходили мирным (Современная Америка) и немирным путем (Завоевание соседних народов Римской Империей).

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Наиболее приемлемым способом налаживания связей между народами является образование многонациональных государств. В них признаются права и свободы всех наций, запрещается дискриминация на национальной почве, разрешается использование родного языка в быту и образовании.

Несмотря на всеобщее признание права наций на сохранение своих традиций, свободное пользование языком, в повседневной жизни конфликты между представителями разных народов случаются довольно часто. Они происходят из-за того, что некоторые люди не готовы мириться с чужой культурой, которая кажется им странной и неправильной. Такое отношение к традициям других народов и уверенность в правильности только своего образа жизни называют этноцентризмом.

Расовая и национальная дискриминация не соответствует принципам, действующим в современном мировом сообществе, поэтому любые формы ее проявления вызывают потребность в регулировании и принятии мер по предотвращению подобных случаев.

Национальная политика

В России, как в многонациональном государстве, в условиях постоянной международной интеграции (налаживание отношений с другими государствами), вопрос национальной политики является одним из самых важных.

Государство стремится не допустить национальной розни, уничтожая и не допуская любые различия в правах народов. Так, разрешается использование родного языка, в том числе, в образовательных учреждениях, в качестве школьного предмета. Тенденции развития межнациональных отношений в России связаны с организацией мирного и конструктивного диалога разных культур, их взаимообогащения, взаимного принятия и уважения (толерантности).

Что мы узнали?

Изучив тему 11 класса обществознания, мы выяснили, что межнациональные отношения - это отношения между народами одного или нескольких государств. Вопрос наций и межнациональных отношений имеет особую важность в современном обществе. Он призван уничтожить любые проявления дискриминации наций, открыть свободный доступ каждому человеку к благам общества.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 180.