Приказ 80 от 07.02. С изменениями и дополнениями от

С 1 января 2014 года все предприятия и ИП, имеющие работников, должны провести специальную оценку условий труда своих рабочих мест. Данная процедура пришла на смену аттестации, подробнее про спецоценку условий труда можно прочитать в .

Для рабочих мест, в отношении которых не выявлены вредные и опасные условий труда, необходимо заполнить декларацию соответствия условий труда требованиям охраны труда. Бланк данной декларации утвержден Приказом Минтруда РФ №80н от 07.02.2014.

Указанный приказ содержит в приложениях бланк декларации соответствия и порядок ее заполнения. Скачать бланк декларации можно в конце статьи.

В качестве примера предлагаем скачать также образец заполнения декларации соответствия условий труда в конце статьи.

Данный документ сдается в инспекцию труда по месту нахождения работодателя.

Подается декларация как в письменном виде лично или через почту, так и в электронном.

Срок сдачи декларации соответствия: в течение 30 рабочих дней с даты утверждения отчета, составленного комиссией по результатам проведенной спецоценки.

Если в течение последних 5-ти лет проводилась аттестация рабочих мест, и в связи с этим спецоценка пока не проводится, то и подавать декларацию не нужно. Как только будет проведена данная процедура и составлен отчет о проведении специальной оценки условий труда, необходимо будет заполнить и подать декларацию соответствия (при условии, что имеются рабочие места, для которых установлен класс условий труда «допустимый» и «оптимальный»).

Действовать данный документ будет 5 лет. Если за эти 5 лет не будет выявлены профзаболевания и несчастные случаи у работников, занятых на рабочих местах, указанных в поданной форме, то срок декларации соответствия продлится еще на 5 лет.

В противном случае поданная ранее форма аннулируется, необходимо провести внеплановую специальную оценку и составить новую декларацию соответствия.

Декларация соответствия условий труда. Заполнение

Заполненный образец можно скачать ниже, а пока разберемся, какая информация включена в бланк декларации соответствия.

На самом деле, бланк для заполнения достаточно прост и понятен.

Необходимо указать название организации или фамилию, имя, отчество ИП, для рабочих мест которых проводится спецоценка. Кроме того, нужно указать адрес места нахождения органиазации, ее ИНН и ОГРН.

Далее заполняются данные о рабочих местах, для которых не выявлены опасные и вредные условия труда. Для каждого рабочего места нужно указать название должности (профессии), индивидуальный номер этого рабочего места, а также количество занятых работников на нем.

Специальную оценку условий труда могут проводить только ограниченный круг специализированных организаций, который аккредитованы для этих целей и внесены в специальный реестр.

Информация об организации, проводящей оценку рабочего места, отражается в бланке декларации ниже. Указывает номер заключения эксперта этой организации, а также само название специализированной организации и ее регистрационный номер в реестре.

Ниже ставится дата оформления декларации соответствия условий труда. Напомним, что подать форму нужно в течение 30-ти дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки.

На заполненном бланке ставится подпись руководителя предприятия или ИП.

Заполненный образец можно скачать ниже.

Приветствую, уважаемые друзья! В этой заметке вы получите информацию по двум вопросам, связанных с таким мероприятием как специальная оценка условий труда.

СОУТ на вакантных рабочих местах

Минтруд России разъяснил, нужна ли специальная оценка условий труда на вакантных рабочих местах.

По мнению ведомства на таких местах проводить специальную оценку условий труда не нужно.

Минтруд разъяснил, что специальную оценку условий труда на вакантном рабочем месте нельзя провести, так как без работника штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не происходят. Следовательно, и нечего оценивать. После того, как на это место примут работника, нужно провести внеплановую специальную оценку условий труда.

ДЕКЛАРИРОВАНИЕ

Чиновники готовят замену Приказу Минтруда России от 07.02.2014 г. № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда». В документе будет сказано, как подавать декларацию соответствия по-новому.

Внимание! Мы запустили бесплатный онлайн-сервис по выбору аккредитованных организаций для проведения СОУТ. Запросите стоимость услуг СОУТ у всех исполнителей в 3 шага и выберите лучшего. Перейти к подробностям СОУТ ПРО (откроется в новой вкладке)

Работодатели вправе задекларировать рабочие места с оптимальными и допустимыми условиями. Но лучше это сделать после того, как Минтруд скорректирует порядок, по которому подают такую декларацию.

Как нужно подавать декларацию соответствия, сказано в приказе Минтруда России от 07.02.2014 г. № 80н (далее — Приказ № 80н). В этом же приказе приведена форма декларации.

Но порядок и форма разработаны под старую редакцию Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценки условий труда» (далее — Закон № 426-ФЗ). Из-за этого не ясно, как составить и подать декларацию на рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями труда.

Минтруд советует подождать с декларированием. В своем письме чиновники указали, что готовят документ, который скорректирует Приказ № 80н. После этого работодатели смогут подать декларацию с учётом всех требований закона.

Напомним, что с мая 2016 года в Законе № 426-ФЗ появилось новое условие (Федеральный закон от 01.05.2016 г. № 136-ФЗ). Теперь работодатели вправе задекларировать рабочие места, если:

  • на них нет вредных или опасных факторов. Такие факторы выявляет идентификация;
  • условия труда — оптимальные или допустимые. Для этого нужно провести испытания и изменения.

Послабление обернулось проблемами, так как ГИТ на местах оказались не готовы принимать декларации.

На этом всё. Ставим звёздочки и оставляем комментарии;)

Напомним, как развивалась история. С начала текущего года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ и все фирмы обязали проводить специальную оценку взамен аттестации рабочих мест. То есть по сути спецоценка заменяет аттестацию, но не полностью копирует предшественника, а как бы модернизирует его. Смотрите сами. Спецоценку рабочих мест надомников и сотрудников на удаленке (в отличие от аттестации) проводить не нужно. При этом оценивать рабочие места всех без исключения людей, которые трудятся в офисе, обязательно. Аттестацию офисных сотрудников требовалось проводить с некоторыми исключениями, которые порождали кучу вопросов. Например, как достоверно определить, проводит человек больше 50 процентов времени за компьютером или нет? Только выяснив данный момент, можно было понять: проводить аттестацию или нет.
Исторически сложилось, что любая реформа требует множества бюрократических процедур. То есть, чтобы Закон N 426-ФЗ полноценно заработал, нужна еще хотя бы парочка (а на самом деле больше) подзаконных актов. Как нетрудно догадаться, чиновники Минтруда России активно взялись за работу. Однако, поскольку Закон N 426-ФЗ Президент РФ подписал только 28 декабря, работа закипела только с середины января.

И вот примерно с февраля месяца стали появляться проекты приказов по теме "спецоценка". Быстрее всего сообразили с Приказом от 24.01.2014 N 32н (про сертификаты экспертов, уполномоченных проводить специальную оценку) - его Минюст зарегистрировал 28 февраля, и формально этот Приказ заработал уже 30 марта.
Следующим на очереди оказался Приказ от 24.01.2014 N 33н, посвященный методике проведения специальной оценки. В нем подробно расписаны процедуры самой оценки, то есть без Приказа N 33н как без рук. Понимая важность документа, в Минюсте с ним разбирались дольше и основательнее (до 21 марта). Зато вступил в силу Приказ N 33н достаточно оперативно - уже 8 апреля.
Казалось бы, все, можно успокоиться. Ан нет. А как же провести обязательную процедуру под кодовым названием "приведение в соответствие нормативных актов Минтруда"? То есть формально поменять в приказах ведомства слова "аттестация рабочих мест" на "специальная оценка условий труда". Действительно, без этого никуда. И так появился на свет Приказ от 20.02.2014 N 103н. Но тут как назло выпали майские праздники и положенный срок для регистрации в Минюсте плавно перетек с конца апреля на середину мая. Наконец, 15 мая Приказ N 103н зарегистрирован Минюстом. И тут вновь оперативно сработала "Российская газета" - уже 28 мая Приказ был опубликован. Так что аккурат в воскресенье 8 июня Приказ N 103н вступил в силу. Так что теперь можно смело забыть о такой процедуре, как аттестация рабочих мест. Ведь формально ее даже и проводить больше нельзя.
Но государственным мужам из Минтруда и этого показалось мало. Они подготовили еще и комментируемый Приказ от 07.02.2014 N 80н, который посвящен такой непонятной с виду процедуре, как подача декларации соответствия. В свойственной манере Минюст взял драматическую паузу и регистрировал Приказ до 22 мая. А вот "Российская газета" опубликовала Приказ N 80н прямо с пылу с жару - одновременно с Приказом N 103н. Так что можно выдохнуть спокойно, ибо к началу лета все кусочки головоломки собраны.
Что же такое декларация соответствия? Ответ с кучей слов можно найти в ст. 11 Закона N 426-ФЗ. Объясним по-простому. Допустим, компания собралась проводить специальную оценку, создала комиссию и наняла стороннюю организацию - оценщика. Пришли квалифицированные специалисты с линейками и прочими измерительными приборами устанавливать наличие вредных и (или) опасных производственных факторов. А их нет! То есть посмотрели опытным взором, померили уровень шума и решили: условия труда на рабочем месте являются допустимыми. Или вообще оптимальными.

В таком случае столь полезную информацию отражают в отчете о специальной оценке. И вот из отчета надо перенести данные, что, дескать, часть рабочих мест в фирме (или вообще все рабочие места) без вредных или опасных факторов. Конечно, это хорошо! Но надо подать декларацию соответствия в трудовую инспекцию по месту нахождения компании. Срок - не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки. В противном случае возможен штраф по ст. 5.27 КоАП РФ.
Есть и противовес штрафу. Декларация действительна пять лет. И если через пять лет на рабочих местах все так же не будет вредных (опасных) факторов, спецоценку проводить не нужно. А значит, и тратить деньги на данное мероприятие не придется.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ФОРМЕ И ПОРЯДКЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫМ НОРМАТИВНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА,
ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА ДЕКЛАРАЦИЙ
СООТВЕТСТВИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫМ
НОРМАТИВНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (Собрание законодательства Российской федерации, 2013, N 52, ст. 6991) приказываю:

1. Утвердить:
форму декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда согласно приложению N 1;
Порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда согласно приложению N 2;
Порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда согласно приложению N 3.

2. Федеральной службе по труду и занятости (В.Л. Вуколову) организовать работу по:
а) приему от работодателей деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, форма которой утверждена настоящим приказом (далее - декларация), в том числе в электронном виде на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
б) формированию и ведению реестра деклараций.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации С.Ф. Вельмяйкина.

М.ТОПИЛИН

Приложение N 1

ФОРМА ДЕКЛАРАЦИИ

СООТВЕТСТВИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫМ НОРМАТИВНЫМ

ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА

Декларация соответствия

условий труда государственным нормативным

требованиям охраны труда

<*> Декларация подписывается руководителем юридического лица и заверяется его печатью, либо подписывается лично индивидуальным предпринимателем.

<**> Заполняется территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости в случае поступления декларации на бумажном носителе. При подаче декларации в электронном виде данная информация заполняется автоматически с учетом места нахождения рабочих мест, в отношении которых подается декларация.

Приложение N 2

ПОРЯДОК
ПОДАЧИ ДЕКЛАРАЦИИ СООТВЕТСТВИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА
ГОСУДАРСТВЕННЫМ НОРМАТИВНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА

1. Настоящий Порядок устанавливает правила подачи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее соответственно - работодатель, декларация).

2. Декларация оформляется в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса по результатам осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не выявлены.

3. Декларация подается работодателем по форме согласно приложению N 1 к настоящему приказу в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости (далее - государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации) по месту своего нахождения лично или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

4. Декларация может быть подана в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя, посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

5. Декларация подается работодателем в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых подается декларация.

6. В случае подачи декларации в отношении хотя бы одного аналогичного рабочего места, признанного таковыми в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, в декларацию включаются сведения обо всех рабочих местах, аналогичных данному рабочему месту.

7. Основанием для отказа в принятии декларации является ее несоответствие форме, установленной приложением N 1 к настоящему приказу.

Отказ в принятии декларации по иным основаниям не допускается.

8. При наличии основания для отказа в принятии декларации, поданной на бумажном носителе, государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации в течение не более десяти рабочих дней со дня поступления декларации возвращает ее работодателю посредством почтовой связи с указанием причин возврата.

9. В случае устранения оснований, послуживших отказу в принятии декларации, работодатель вправе повторно подать декларацию.

10. По истечении срока действия декларации и в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, указанных в части 5 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.

Приложение N 3

ПОРЯДОК
ФОРМИРОВАНИЯ И ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА ДЕКЛАРАЦИЙ СООТВЕТСТВИЯ
УСЛОВИЙ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫМ НОРМАТИВНЫМ
ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА

1. Настоящий Порядок определяет правила формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее соответственно - декларация, реестр).

2. Формирование и ведение реестра осуществляется Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" с применением стандартизированных технических и программных средств, позволяющих осуществлять обработку информации на основе использования единых форматов и стандартных протоколов и с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации.

3. Федеральная служба по труду и занятости обеспечивает:
а) техническое функционирование реестра;
б) безопасное хранение и использование информации, содержащейся в реестре;
в) осуществление автоматизированного сбора, хранения, обработки, обобщения и анализа информации, содержащейся в реестре;
г) доступ в установленном порядке к информации, содержащейся в реестре;
д) защиту информации, содержащейся в реестре, включая уничтожение, модификацию и блокирование доступа к ней, в том числе защиту сведений, относящихся к государственной и иной охраняемой законом тайне, в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
е) актуализацию содержащейся в реестре информации, обмен информацией с иными информационными системами.

4. В реестр вносятся сведения о поступивших декларациях, сведения о продлении их действия, прекращении их действия в отношении рабочих мест, на которых с работниками произошли несчастные случаи на производстве (за исключением несчастных случаев на производстве, произошедших по вине третьих лиц), или в случаях, если у работников выявлены профессиональные заболевания, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также в случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Порядка.

5. Сведения о декларации вносятся в реестр в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления декларации на бумажном носителе в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости или получения заполненной и подписанной квалифицированной электронной подписью работодателя электронной формы декларации, размещенной на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

6. В случае выявления факта недостоверности сведений, указанных в декларации, Федеральная служба по труду и занятости или ее территориальный орган в течение пяти рабочих дней с момента их выявления обеспечивает внесение в реестр записи о прекращении действия декларации.

7. В реестре содержатся следующие сведения:
а) полное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;
б) место нахождения и место осуществления деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;
в) идентификационный номер налогоплательщика юридического лица (индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;
г) основной государственный регистрационный номер юридического лица (индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;
д) полное наименование организации, проводившей специальную оценку условий труда;
е) перечень рабочих мест, в отношении которых подана декларация, с указанием индивидуального номера рабочего места, численности работников, занятых на данном рабочем месте;
ж) реквизиты заключения эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда, явившегося основанием для подачи декларации;
з) срок действия декларации;
и) дата прекращения действия декларации.

8. Сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, относящихся к государственной и иной охраняемой законом тайне.