Обеспечение жильем военнослужащих уволенных до 1998 года. Консультация юриста: Право на получение жилищной субсидии

Предисловие

Частенько поступают письма примерно такого содержания.

"Здравствуйте, Сергей.

Случайно попал на Ваш сайт. У меня тоже проблема. И я почему-то уверен, что в нашем государстве ее нужно будет решать через суд. Суть такова.

От сертификата я уже отказался как от ненужной затеи. Хочу получить квартиру, как это делали наши предшественники в старые добрые времена, но конечно уже не от муниципалов, а от МинОбороны, по ФЗ "О статусе.." ст. 15, п. 14 (по пределу по избранному месту жительства для постоянного проживания). Механизмы совершенно не отработаны на эту тему (Постановление 1054 уже не действует), так что придется помучаться.

Жильем по месту службы обеспечен и это затрудняет мое положение, т.к. все нынешнее животрепещущее законодательство для нуждающихся.

Если сможете помочь советом, а именно: как писать рапорт перед увольнением по предельному возрасту (что конкретно в нем указать, например, оставить в списках части до получения жилья или что-то еще); что делать если откажут или будут тянуть с этим вопросом; может есть какие примеры из судебной практики... и т.д.

Прошу прощение за поверхностность изъяснения, т.к. не уверен, что Вы еще занимаетесь помощью. Если будет контакт с удовольствием продолжу основательно. Заранее благодарю".

Разбор полётов

Для начала "обратимся к первоисточникам". Буду приводить основные нормы по рассматриваемой проблеме и по ходу комментировать (цветом выделены ключевые моменты).

Абз. 3 п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих":

"... военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях ".

Выводы

1. Ставшие контрактниками до 1998 года через пять лет службы могут получить жильё по социальному найму, и таким образом при увольнении они будут считаться обеспеченными жильём. Если, конечно, оно соответствует нормам. ...А могут и не получить; в таком случае в период службы они обеспечиваются жильём в общем порядке: общежитие, служебное, поднаём, бомжевание...

2. Если военнослужащему, заключившему контракт до 1998 года, в период военной службы жильё по соцнайму не предоставлено, его могут – в зависимости от благополучного расклада звёзд – предоставить при увольнении. , только соцнайм.

На всякий случай обращаю внимание: нигде в законе не сказано, что ставшие контрактниками до 1998 года имеют безусловное право на жильё при увольнении, даже если прослужили 10 и более лет. Просто есть ещё такие, кто уверен в обратном. У данной категории военнослужащих право на жильё возникает только при увольнении по "льготной формуле": 10 лет выслуги + одно из трёх оснований (ОШМ / болезнь / пердельный возраст:). Даже выслуга 20 и более лет не имеет никакого значения: не имеешь одно из оснований, – жильё при увольнении не положено. Т.е. при выслуге 20 лет и более, увольняясь не по "льготной формуле", военнослужащий, заключивший контракт до 1998 года, не имеет права на жилое помещение. Такие дела. (Можете доказать обратное?). Другой вопрос, что в жизни такое почти не встречается, но тем не менее...

"Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации".

Здесь обязательно надо отметить, что данная норма появилась в законе лишь в 1998 году, при выходе его в новой редакции, с введением такой категории военнослужащих, как "обеспечиваемые на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями" (см. ст. 15 Закона "О статусе военнослужащих" 1993 года – там такой категории нет).

Выводы

1. Заключившим контракт после 01.01.98 жильё может быть предоставлено только в собственность. Этой льготы нет у военнослужащих, заключивших контракт до 01.01.98 г. (кроме случаев получения жилья через ГЖС).

2. Военнослужащий (по совокупности нормы ст. 23 и указанной здесь – независимо от времени заключения контракта, до или после 01.01.98) имеет право при увольнении получить жильё в том населённом пункте, в котором захочет. В любом. Главное здесь – увольняться по "льготной формуле".

3. Интереснейший момент, о котором сегодня никто не задумывается: если увольняемым с военной службы по трём льготным основаниям предоставляют жильё в собственность лишь в самый момент увольнения , то лицам с 20 "календарями" жильё в собственность обязаны предоставить прямо в период службы. Причём в любом избранном населённом пункте! Круто!!!

(В третьем выводе – розыгрыш: таких военнослужащих не существует в природе; живьём на них можно будет взглянуть лишь в январе 2018 года (либо раньше на то количество лет, сколько прослужил до заключения контракта). По смыслу данной нормы под лицами "обеспечиваемыми на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями" понимаются именно те, кто заключил контракт начиная с 01.01.98. Кто повёлся? – признавайтесь:).

Следующее. Абз. 1 п. 2 ст. 15:

"Жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти".

П. 14 ст. 15:

"Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов . Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства".

Выводы

1. Квартирное довольствие как в период, так и при увольнении с военной службы, возложено исключительно на Минобороны, в т.ч. и при перемене места жительства. Так что жильё в любом случае можно будет получить только через свою в/ч.

2. Сначала уполномоченным органом решается вопрос о предоставлении жилья, затем, при оформлении документов на его получение, – снятие с регистрации и сдача жилья по прежнему месту жительства. Напоминаю, что под моментом получения жилого помещения сегодня подразумевается заключение договора социального найма жилого помещения, в то время как по старому ЖК считалась выдача ордера.

Особое мнение

Сертификат – действительно – затея не из лучших. Тем не менее, на периферии берут даже их, потому что уверены, что ничего другого в ближайшие годы не светит. Поступают по известной поговорке: лучше синица в руках, чем утка... т.е., чем журавль в небе. Это городские зажрались: им только в натуре подавай, и только в Арбатском военном округе:). (Порядок получения и реализации ГЖС определён соответствующим постановлением Правительства РФ. Разговор по этому вопросу будет вынесен в отдельную тему). Главное здесь помнить, что участие в программе ГЖС – исключительно добровольное.

"Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более".

Абз. 2 п. 1 ст. 23:

"Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона".

Выводы

1. Если военнослужащий согласен уволиться с последующим обеспечением его жильём (такое тоже бывает, – мало ли, у кого какие обстоятельства), то из списков очередников на квартиру его не исключат, если он сам об этом специально не попросит. Т.е. по умолчанию командование обязано оставить военнослужащего в очереди, соответственно, в рапорте об этом указывать не обязательно. По закону. А в жизни – требуют. Так что, лучше написать, – до военных без рапорта плохо доходит... :)

Если военнослужащий согласен исключиться не только из списков части, но из списка очередников, то жилья он уже вообще не получит (потому что целиком и полностью соглашается в том, что ему ничего не нужно).

2. Если военнослужащий признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, то его нельзя уволить (исключить из списков части), если он сам об этом специально не попросит.

Особое мнение

При наличии жилья по месту службы по установленным нормам, военнослужащего беспрепятственно увольняют с военной службы, независимо от желания получить таковое по другому избранному месту жительства. В законе нигде не сказано, что если захочется получить жильё в другом населённом пункте, то при этом автоматически считаешься нуждающимся в улучшении жилищных условий. Единственной нормой, однозначно регулирующей данный вопрос, является вышеуказанная (абз. 2 п. 1 ст. 23), а она говорит об обратном: только в случае, если признан нуждающимся. С другой стороны в похожих по содержанию нормах (все приведены выше) есть небольшие "зацепки", позволяющие предположить наличие права на получение жилья по новому избранному месту жительства, даже независимо от того, что уже обеспечен по установленным нормам по месту службы.

Именно по этой проблеме – получение жилья в новом избранном месте жительства – "работали" постановление Правительства 1998 года № 1054, а также ФЗ "О статусе" в прежней редакции, которыми органам местного самоуправления было предписано ставить на учёт нуждающихся военнослужащих из других населённых пунктов. Данное постановление на сегодняшний день фактически не работает (в связи с соответствующими изменениями ФЗ "О статусе", т.к. было издано в его развитие), хотя и не отменено.

Особое мнение

Здесь же надо сказать, что даже жилищники и юристы не знают толком (не все, конечно), – положено жильё или нет в случае, если военнослужащий обеспечен по месту службы, но хочет при увольнении получить в новом избранном. Сюда же относятся и ситуации, когда необеспеченный жильём военнослужащий, заключивший контракт до 01.01.98, с выслугой 20 лет и более, увольняемый не по "льготной формуле", хочет получить жильё. И это тот самый случай, когда можно со всей силы "тянуть одеяло на себя", не стесняясь и грубо работая локтями. Особо помогает здесь тупоголовость и боязливость кадровиков, реально занимающихся вопросами увольнения. Если они не уверены в своей правоте, даже несмотря на положительное мнение юристов, то будут откладывать дату увольнения до бесконечности.

Примеры для закрепления

А. Обеспечен жильём по установленным нормам по месту службы

Дата заключения контракта не имеет значения. Увольнение по "льготной формуле", либо при выслуге 20 и более лет. Под предлогом желания получить жильё в другом населённом пункте можно попытаться остаться в списках части, либо в списках очередников. Со всеми вытекающими...

Будем говорить так: это не совсем логично, но почти законно. Не логично, – потому что по жилищному законодательству обеспечиваются лишь нуждающиеся, признанные таковыми. Законно, – потому что имеется теоретическое право на перемену места жительства при увольнении. Вот ключевые моменты данного вопроса.

Б. Жильём не обеспечен, признан нуждающимся, состоишь в очереди

Контракт после 01.01.98

1. Выслуга менее 20 лет. Увольнение по любому основанию, кроме трёх льготных. Жильё не положено, оставление в очереди при воинской части не положено.

2. Выслуга 20 лет и более. Положено жильё в собственность в любом населённом пункте независимо от места службы и от того будешь ли дальше служить или увольняться (по месту службы всё равно обязаны обеспечить хотя бы служебным). Если избрано увольнение без предоставления жилья, то можно остаться в очереди при воинской части.

3. Выслуга 10 лет и более. Увольнение по одному из трёх льготных оснований. Положено жильё в собственность. Если избрано увольнение без предоставления жилья, то можно остаться в очереди при воинской части.

Контракт до 01.01.98

4. Выслуга менее 10 лет. Увольнение по любому основанию. Жильё не положено, оставление в очереди не положено.

5. Выслуга от 10 до 20 лет. Увольнение по любому основанию, кроме трёх льготных. Жильё не положено, оставление в очереди не положено.

6. Выслуга 20 лет и более. Увольнение по любому основанию, кроме трёх льготных. Жильё не положено, но можно остаться в очереди при воинской части.

7. Выслуга 10 лет и более. Увольнение по одному из трёх льготных оснований. Положено жильё по социальному найму. Если избрано увольнение без предоставления жилья, то можно остаться в очереди при воинской части.

Если есть, что сказать – в комментариях. Вопросы и обсуждение – .

ВОРОН КУС (03.02.2018 в 22:07:11)

Здравствуйте, уважаемый Сергей!

1) Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в помещений или в избранном постоянном месте жительства, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054. Касаются тех уволенных, у кого продолжительность службы в календарном исчислении более 10 лет ко времени окончания службы, а также некоторых других категорий. В этих правилах речь идёт об учёте таких лиц и постановке на очередь. Нуждающимися по ним признаются военнослужащие (которые подают рапорт о направлении ходатайства в орган местного самоуправления не ранее чем за 3 года до увольнения) уже после увольнения, а также другие категории (семьи погибших и т.д.).

2) Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации (назовём их Правилами признания) утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 N 512.

В соответствии с п. 3 Правил признания для признания Вас нуждающимся в жилом помещении Вы подаёте в уполномоченный орган не рапорт, как в первом случае, а заявление (по форме согласно приложению к Правилам признания) с указанием избранного постоянного места жительства, к которому прилагаются: а) копии Вашего паспорта и всех членов его семьи (с отметками о ), а также детей, не достигших 14-летнего возраста; б) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (); г) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет до ; д) копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Эти правила касаются только тех категорий военнослужащих, которые указаны в ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", у которых контракты заключены до 01.01.1998. В Правилах признания написано, что уполномоченный орган рассматривает заявление в течение 30 дней и в течение 3 дней сообщает о принятом решении военнослужащему.

В соответствии с п. 5 Правил признания в отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.

Поэтому, 6-месячный срок, думаю, вполне достаточный. Этот порядок более простой, удобный и быстрый, чем тот, который касается значительно большего круга нуждающихся, который определён Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054.

Разница между военнослужащими, заключившими контракт до- и после- 1 января 1998 года заключается в том, что первые обеспечиваются служебными жилыми помещениями на первые 5 лет службы, после чего вправе получить жилые помещения избранной (кроме военной ипотеки) формы: социальный наем, в собственность, и предоставление жилищной субсидии. Вторые обеспечиваются служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы, поэтому у них есть некоторые ограничения в части получения жилищной субсидии.

Тема сегодняшней статьи – получение жилищной субсидии военнослужащими, заключившими первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года. Их права регламентируются абзацем третьим части 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Развернуть: Абзац 3 части 1 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих"

Военнослужащим — гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее — жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более — по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Внимание! По состоянию на день публикации!

[свернуть]

Указанные положения условно делят военнослужащих на тех, кто продолжает проходить военную службу, и на тех, кто подлежит увольнению.

Жилищная субсидия для тех, кто продолжает проходить военную службу, предоставляется при одном единственном условии – военнослужащий должен быть признан нуждающимся в получении жилого помещения (решениями Региональных управлений жилищного обеспечения – в МО РФ, и решениями жилищных (жилищно-бытовых) комиссий в других «силовых» министерствах). При этом жилищные субсидии предоставляются «по месту прохождения военной службы».

По мнению жилищных органов и частично – по сложившейся судебной практике, жилищная субсидия может предоставляться либо по месту прохождения военной службы, либо по избранному месту жительства. Военнослужащих принуждают в заявлении о предоставлении жилищной субсидии указывать избранное место жительства. Автор считает это полным абсурдом , и этому абсурду будет посвящена отдельная публикация. Но чтобы избежать неблагоприятных последствий , мы будем следовать этому толкованию закона.

Условия получения Жилищной субсидии для тех, кто увольняется с военной службы, заключаются в следующем:

  • признание нуждающимся в получении жилого помещения жилищными органами;
  • увольнении с военной службы по так называемым льготным основаниям: достижение предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями;
  • при общей продолжительности военной службы 10 лет и более (в календарном исчислении!).
    При этом военнослужащий имеет право на получение жилищной субсидии «по избранному месту жительства».


Эту статью прочитали: 7 069 визитов сегодня: 1

Уточнен порядок обеспечения военнослужащих жильем. Федеральные законы от 2 ноября 2013 г. № 298-ФЗ "О внесении изменений в статьи 15 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и № 297-ФЗ "О внесении изменений в статьи 15 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", предусматривающие соответствующие поправки, подписаны Президентом РФ.

Так, военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей, теперь наделены правом получения жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма. Указанные категории лиц смогут получить жилье в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года или нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, после 1 марта 2005 года. Помимо этого, при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности службы свыше 10 лет, военнослужащие смогут получить жилье по избранному месту жительства. Напомним, что по действующему законодательству указанные граждане имеют право на служебные жилые помещения (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ ).

В аналогичном порядке предусмотрено предоставление жилых помещений членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

В п. 13 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы при ее общей продолжительности 20 лет и более, по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности службы 10 лет и более, теперь не связывается с условием прохождения военной службы по контракту.

Кроме того, уволенные с военной службы граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года, а затем переехавшие на постоянное место жительства из одного населенного пункта в другой и принятые на соответствующий учет по новому месту жительства уже после 1 января 2005 года, получат право на обеспечение жилыми помещениями. Указанные граждане смогут реализовать право на получение жилья:

  • в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма);
  • в форме получения единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Внесенные поправки направлены на совершенствование норм федеральных законов от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ и от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ с учетом норм жилищного законодательства России.