Федерация профсоюзов брянской области: основные положения законодательства об охране труда. Основные положения действующего законодательства рф об охране труда Основные положения законодательства рф об охране труда

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ЛИЦ, ПРИНИМАЕМЫХ НА РАБОТУ», КОМАНДИРОВАННЫХ В ОРГАНИЗАЦИЮ СОТРУДНИКОВ, СОТРУДНИКОВ СТОРОННИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ РАБОТЫ НА ВЫДЕЛЕННОМ УЧАСТКЕ, УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ПРОХОДЯЩИХ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКУ, И ДРУГИХ ЛИЦАМИ, УЧАСТВУЮЩИХ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

г. Новосибирск 2015 г.

1. Общие сведения об организации, характерные особенности охранной деятельности

2. Основные положения законодательства об охране труда

3. Трудовой договор, рабочее время и время отдыха

4. Правила внутреннего трудового распорядка организации

5. Общие правила поведения работников на территории организации, а также на объектах, охраняемых работниками организации

5.1. Требования охраны труда перед началом работы

5.2. Требования охраны труда во время работы

5.3. Требования охраны труда во время аварийных ситуациях

5.4. Требования охраны труда после окончания работы

6. Методы и средства предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний

7. Обстоятельства и причины отдельных характерных несчастных случаев и профессиональных заболеваний

8. Порядок расследования и оформления несчастных случаев и профессиональных заболеваний

9. Основные опасные и вредные производственные факторы, характерные для деятельности организации

10. Средства индивидуальной защиты

11. Пожарная безопасность, способы и средства предотвращения пожаров, взрывов, аварий. Действия работника при возникновении пожара. Средства пожаротушения и порядок их применения

12. Первая помощь пострадавшим. Действия работающих при возникновении несчастного случая на рабочем месте работника

13. Лист ознакомления


I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ, ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ.

Общество с ограниченной ответственностью __(Далее – _), предоставляет услуги по круглосуточной защите организаций и предприятий различных отраслей производства, торговых центров, офисных зданий, строительных площадок от проникновения, нападения, пожара и аварий, при помощи несения круглосуточной охраны и (или) силами групп быстрого реагирования. Также объекты (часть объектов) могут охраняться с применением технических средств.

II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА.

Правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками в, направленные на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности определены ст. 37 Конституции РФ, в разделе X Трудового кодекса Российской Федерации "Охрана труда" изложены правовые нормы в области охраны труда: статьи 209, 211, 210, 219, 220, 216, 217, 218, 212, 214, 215, 221, 225, 226.

Нормы и правила по охране труда содержатся не только в разделе X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации но также в его главе 41 "Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями", главе 42 Трудового кодекса РФ "Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет" и т.д.

Требования соблюдения охраны труда регламентируются различного рода нормативными актами - ГОСТами, санитарными и строительными правилами, другими нормативными документами, утверждаемыми уполномоченными на то органами государственной власти.

1. Государственные нормативные требования охраны труда определяют правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников. Они устанавливаются:

Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации об охране труда, которые действуют на всей территории страны;

Законами и иными нормативными правовыми актами Новосибирской области об охране труда, действующими на ее территории.

Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации.

К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

Правительство Новосибирской области, Законодательное собрание Новосибирской области принимают Законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти.

При этом, более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов, обеспечивается за счет бюджета Новосибирской области.

Правительство Новосибирской области и Законодательное собрание Новосибирской области могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, только по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового нормативного акта по этим вопросам закон или иной нормативный акт Новосибирской области приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

Должностные лица должны знать, что если же закон или иной нормативный правовой акт Новосибирской области, содержащий нормы трудового права, противоречит Трудовому Кодексу Российской Федерации или иным федеральным законам, либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами, применяется Трудовой кодекс Российской Федерации или иной федеральный закон.

Правительство Российской Федерации Постановлением от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" установило, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.

Государственные нормативные требования охраны труда разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти в следующем порядке:

а) межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаются Минздравсоцразвития Российской Федерации;

б) отраслевые правила, типовые инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующим федеральными органами исполнительной власти по: согласованию с Минздравсоцразвитием Российской Федерации;

в) правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минздравсоцразвитием Российской Федерации.

Согласно ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в возлагаются на работодателя.

Работодатель, в частности, обязан обеспечить:

Безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов (ст. 215 Трудового кодекса Российской Федерации);

Применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ст. 221 Трудового кодекса Российской Федерации);

Соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте (ст. 219, 220 Трудового кодекса Российской Федерации);

режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 189, 190 Трудового кодекса Российской Федерации);

Приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (ст. 221 Трудового кодекса Российской Федерации);

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда и оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, безопасных методов и приемов выполнения работ (ст. 225 Трудового кодекса Российской Федерации);

Недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

Организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

Проведение специальной оценки условий труда;

В случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской
Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами,
организовывать проведение за счет собственных средств обязательных
предварительных (при поступлении на работу)"и периодических (в течение
трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников,
внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их
просьбам в соответствии с медицинским заключением с сохранением за ними
места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения
указанных медицинских осмотров (обследований) (ст. 213 Трудового кодекса
Российской Федерации);

Недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), а также в случае медицинских противопоказаний;

Информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

Принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

Расследование и учет в установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 227-231 Трудового кодекса Российской Федерации);

Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда (ст. 222, 223 Трудового кодекса Российской Федерации);

Обязательное социальное страхование работников от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Ознакомление работников организации с требованиями охраны труда;

Разработку и утверждение с учетом мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа инструкций по охране труда для работников;

Наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих
требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности
организации.

Должностные лица должны знать, что приведенные выше обязанности работодателя имеют целью обеспечить реализацию права работников на труд, отвечающий требованиям их безопасности и гигиены (ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации каждый работник имеет право на:

Рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с
федеральным законом;

получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда н| рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

Отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;

Обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;

Обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств;

Профессиональную переподготовку за счет средств в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;

Запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральными органами исполнительной власти в области государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда работниками, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда;

Обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Новосибирской области и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;

Личное участие или участие через своих представителей в
рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий
труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним
несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

Внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с
медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы
(должности) и среднего заработка во время прохождения указанного
медицинского осмотра (обследования);

Компенсации, установленные законом, коллективным договором,
соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и
работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Условия труда, предусмотренные трудовым договором (ст. 56, 57 Трудового кодекса Российской Федерации), должны соответствовать требованиям охраны труда.

На время приостановления работ федеральными органами исполнительной власти в области государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок.

Должностные лица должны знать, что при отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за;: исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности.

В случае, если предоставление другой работы по объективным причинам работнику невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии со ст. 157 Трудового кодекса Российской Федерации и иными федеральными законами.

Должностные лица должны знать, что в случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации (ст. 157 Трудового кодекса Российской Федерации).

Работники должны знать, что отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности (ст.ст. 192-195 Трудового кодекса Российской Федерации).

В случае причинения указанного вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение вреда осуществляется в соответствии с федеральным законом.

В целях предупреждения и устранения нарушений законодательства об охране труда государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований (ст. 419 Трудового кодекса Российской Федерации).

Виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, приводятся в ст. 419 Трудового кодекса Российской Федерации.

Должностные лица должны знать, что согласно ей лица, виновные в нарушении указанных правовых актов, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке установленном федеральными законами.

Должностные лица должны знать, что привлечение работодателя и должностных лиц к административной ответственности осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Согласно ст. 5.27 КоАП РФ (часть 1) нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет. Порядок дисквалификации изложен в ст. 3.11 КоАП РФ.


Похожая информация.


Развитие правового регулирования по вопросам охраны труда в России отвечает общим тенденциям международного права. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966) предусматривает, что государства должны признавать право каждого на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены (ст. 3). Ряд конвенций и рекомендаций Международной организации труда (МОТ)Cпециализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений. На 2009 год участниками МОТ являются 183 государства. С 1920 года штаб-квартира Организации -- Международное бюро труда, находится в Женеве. В Москве находится офис Субрегионального бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии. посвящены вопросам охраны труда, инспекциям труда и содержат требования по безопасности и гигиене труда, отдельные акты посвящены труду женщин и подростков.

В соответствии с этим и Конституция РФ гарантирует право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), и охрану государством труда и здоровья людей (ст. 7). Обязанность государства охранять труд и здоровье работников в процессе их трудовой деятельности проявляется в первую очередь через систему правовых норм по охране труда и надзор за их исполнением. Основные положения законодательства о труде в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ, Трудовом кодексе РФ (ТК), утвержденном 30 января 2001 г. № 197 -ФЗ.

В Федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации» определяются и формулируются:

Ш сфера действия закона и основные принципы государственной политики в области охраны труда;

Ш полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области охраны труда;

Ш права и гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;

Ш системы управления охраной труда, как на государственном уровне, так и на уровне организаций;

Ш обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда работников, а также обязанности работника в области охраны труда;

Ш основные принципы соответствия производственных объектов и продукции требованиям охраны труда, обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, проведения обучения по охране труда, финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

Ш основные функции государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда; определены органы, организации и лица, которые должны осуществлять общественный контроль за охраной труда;

Ш ответственность за нарушение требований охраны труда и случаи приостановки производственной деятельности предприятий (структурных подразделений) или их закрытия за нарушение нормативных требований по охране труда.

Действие закона распространяется, прежде всего, на работодателей, работников, состоящих с работодателем в трудовых отношениях, а также членов кооперативов, студентов образовательных учреждений, проходящих производственную практику, и др.

Ш рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

Ш обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Ш получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;

Ш отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) до устранения такой опасности;

Ш обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты работников в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;

Ш обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

Ш профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;

Ш запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда или органами общественного контроля за соблюдением требований охраны труда;

Ш обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;

Ш личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании произошедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания;

Ш внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра;

Ш компенсации, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.

Обязанности работодателя и работника в области охраны труда регламентируется Федеральным законом (ст. 14, 15) и ст. 212, 214 ТК РФ. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

ь безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов;

ь применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

ь соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

ь режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

ь приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

ь обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

ь организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

ь проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;

ь проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров;

ь недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний;

ь информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

ь предоставление органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

ь принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

ь расследование в установленном Правительством Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

ь санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;

ь беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

ь выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством сроки;

ь обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

ь ознакомление работников с требованиями охраны труда.

Работник обязан:

ѕ соблюдать требования охраны труда;

ѕ правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

ѕ проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;

ѕ немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, произошедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

ѕ проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).

В правовых нормах по обеспечению безопасных условий на предприятии особое внимание уделяется требованиям к организации труда женщин.

Особенности организации труда женщин законодательно определены в Трудовом кодексе Российской Федерации (глава 41). Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы. Ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию (ст. 253--263 ТК). Список таких работ утверждается в установленном порядке. В настоящее время действует Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утвержденный постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 162.

Государство гарантирует работникам охрану здоровья и безопасные условия труда через систему государственного надзора и контроля исполнения требований охраны труда.

Деятельность государственных органов и органов местного самоуправления в перечисленных направлениях обеспечивается не только путем издания и реализации нормативных правовых актов в сфере охраны труда, но и выделением соответствующих материальных средств, проведением организационных и иных мероприятий.

В связи с чем можно сделать вывод о том, что охрана труда как система мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности выходит за рамки чисто правовой деятельности. Тогда как охрана труда как институт трудового права представляет собой совокупность норм, создающих правовую основу для проведения мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Основные положения законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда

  • основные положения законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда;
  • обязанности работников в области охраны труда;
  • кем осуществляется управление охраной труда;
  • обеспечение прав работника на охрану труд;
  • гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;
  • как финансируются мероприятия по улучшению условий и охраны труда
  1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г.
  2. Федеральный закон от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ (в редакции Федерального закона РФ от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ). Трудовой кодекс Российской Федерации.
  3. Федеральный закон РФ от 09.05.05 г. № 45-ФЗ. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации.
  4. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти.
  5. Постановление от 31.10.2009 года № 877 «О внесении изменений в постановления Правительства РФ по вопросам деятельности Министерства здравоохранения и социального развития РФ»
  6. Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/ 29. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ТРУДЕ И ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

Вся работа по охране труда должна носить системный характер. В разделе X гл. 33 ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации дано следующее определение понятия "охрана труда". Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя:

  • правовые,
  • социально-экономические,
  • организационно-технические,
  • санитарно-гигиенические,
  • лечебно-профилактические,
  • реабилитационные и иные мероприятия.

Задачу эффективного обеспечения охраны труда нельзя решить за счет проведения одних или группы перечисленных мероприятий.

Трудовой кодекс Российской Федерации принят 30 декабря 2001 г. в редакции от 30 июня 2006 г. определяет:

  • основные направления государственной политики в области охраны труда;
  • государственные нормативные требования охраны труда;
  • обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда;
  • обязанности работника в области охраны труда;
  • государственное управление охраной труда;
  • мероприятия по обеспечению охраны труда;
  • основные функции органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда;
  • организации, которые должны осуществлять общественный контроль за охраной труда;
  • принципы управления охраной труда непосредственно в организации;
  • обеспечение прав работника на охрану труда;
  • право и гарантии работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;
  • финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА

Указ Президента Российской Федерации от 9.03.04 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» положил начало административной реформе.

Новая структура органов исполнительной власти предусматривает трехуровневое разграничение функций:

  • министерство,
  • федеральная служба,
  • федеральное агентство.

На переходном этапе действуют ранее принятые законодательные и иные нормативные акты, которыми регулировались вопросы охраны труда и социальной защиты работающих на производстве.

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению:

  • федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации - Минздравсоцразвития России);
  • другими федеральными органами исполнительной власти (ст. 216 ТК РФ).

Минздравсоцразвития России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда, включая вопросы:

  • организации медицинской профилактики, втом числе инфекционных заболеваний
  • санитарно-эпидемиологического благополучия;
  • уровня жизни и доходов населения;
  • медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особыми условиями труда;
  • оплаты труда, пенсионного обеспечения;
  • социального страхования;
  • условий и охраны труда;
  • социального партнерства и трудовых отношений и др.

Минздравсоцразвития России переданы функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемых Минтруда России и Минздрава России.

Федеральной службе по труду и занятости переданы правоприменительные функции - функции по контролю и надзору, а также функции по оказанию государственных услуг упраздняемого Минтруда России (постановление Правительства РФ от 6.04.04г. № 156).

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития осуществляет функции по контролю и надзору взамен упраздняемого Минздрава России (постановление Правительства РФ от 6.04.04 № 155), за исключением функций, переданных Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (постановление Правительства РФ от 6.04.04 г. № 154) переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздняемого Минздрава России, а также функции в сфере надзора на потребительском рынке, ранее принадлежавшие Минэкономразвития России. К ним добавились функции в сфере защиты прав потребителей, перешедшие от упраздненного Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию переданы правоприменительные функции, а также функции по оказании государственных услуг и по управлению имуществом упраздненных Минздрава России и Минтруда России (постановление Правительства РФ от 6.04.04г. № 165).

Минздравсоцразвития России осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов:

  • льготные пенсии (по Спискам № 1 и № 2);
  • социального страхования (обеспечение по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);
  • обязательного медицинского страхования (оказание медицинской помощи).

Федеральным органам исполнительной власти предоставлено право:

  • осуществлять отдельные функции по нормативно – правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда;
  • при этом они обязаны:
    • согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда;
    • координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Минздравсоцразвития России).

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственное управление в пределах своих полномочий на территориях субъектов Российской Федерации.

Органам местного самоуправления могут быть переданы отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда.

У каждого работодателя , осуществляющего производственную деятельность, в том числе в сфере оказания услуг численность работников которого превышает 50 человек:

  • создается служба охраны труда или
  • вводится должность специалиста по охране соответствующую подготовку или опыт работы.

Если численность работников не превышает 50 человек , работодатель принимает решение о создании службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности .

При отсутствии:

  • службы охраны труда,
  • штатного специалиста по охране труда

их функции осуществляют:

  • работодатель - индивидуальный предприниматель (лично),
  • руководитель организации (лично),
  • другой уполномоченный работодателем работник,
  • организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору (ст.217 ТК РФ).

Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации .

Для оперативного рассмотрения вопросов охраны труда по инициативе работодателя и (или) работников на предприятии численностью более 10 человек создается совместный комитет (комиссия) по охране труда .

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Несмотря на проводимую работу и значительные финансовые затраты, связанные с улучшением условий и охраны труда, на многих предприятиях имеют место несчастные случаи, а увольнение работников нередко происходит из-за их неудовлетворенности условиями труда. Что может быть главной причиной этих негативных явлений?
    а) Многообразие видов технологий, травмоопасного оборудования.
    б) Указанные мероприятия не носят системного характера, не опираются на данные всестороннего анализа условий труда и эффективности принимаемых мер.
    в) Слабое участие в указанной работе всего коллектива организации.
  1. Проходить обучение по охране труда обязаны:
    а) Работники, непосредственно связанные с производственным процессом.
    б) Лица, работающие во вредных и (или) опасных условиях труда.
    в) Все работники организации, в том числе ее руководитель.
  1. Будет ли работник по закону нести ответственность при отказе от выполнения порученной работы из-за возникновения опасности его жизни и здоровью?
    а) Будет.
    б) Будет, если в результате отказа пострадает производство.
    в) Не будет, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
  1. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации ответственность за обеспечение безопасных условий и охраны труда в организации возлагается на:
    а) Работодателя.
    б) Службу охраны труда.
    в) Руководителей структурных подразделений.
  1. Каждому работнику государство гарантирует:
    а) Сохранение места работы (должности) и среднего заработка на время приостановления работ в связи с приостановлением деятельности или временным запретом деятельности вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника.
    б) Дополнительные компенсации при низком уровне травматизма и профзаболеваний в организации.
    в) Ежегодные медицинские осмотры за счет средств работодателя.
  1. Допускается ли выполнение функций инженера по охране труда на небольшом (малом) предприятии специалистом с другого предприятия?
    а) Нет, не допускается.
    б) Допускается по договору с организацией или специалистами, оказывающими услуги в области охраны труда.
    в) Допускается, но только с разрешения органов надзора.
  1. Государственное управление охраной труда осуществляется:
    а) Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
    б) Федеральными органами исполнительной власти.
    в) Правительством Российской Федерации и по его поручению органами, указанными в ответах "а" и "б".
  1. Как осуществляется финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда?
    а) Финансирование осуществляется в размере 0,1% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7% суммы эксплуатационных расходов.
    б) Финансирование осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
    в) Финансирование осуществляется за счет прибыли организации, но не более 0,5 % от общей суммы прибыли.
  1. Кто обязан обеспечить в организации наличие комплекта нормативных правовых актов по охране труда в соответствии со спецификой ее деятельности?
    а) Служба охраны труда.
    б) Работодатель.
    в) Руководитель органа исполнительной власти, ведающий вопросами охраны труда.
  1. Что входит в обязанности работника в области охраны труда?
    а) Проведение аттестации рабочих мест.
    б) Стирка и ремонт средств индивидуальной защиты.
    в) Извещать своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве.

1.2. Государственные нормативные требования по охране труда
и ответственность за их несоблюдение

В результате изучения этого раздела Вы будете знать:

  • государственные нормативные требования охраны труда: общую классификацию (виды) нормативных правовых актов, их аббревиатуру, предназначение, кем они утверждаются;
  • классификацию стандартов системы стандартов безопасности труда (ССБТ);
  • особенности применения в отечественной практике международных правовых норм;
  • ответственность, которую несут руководители и должностные лица за нарушение законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда.

Перечень основных документов, необходимых при изучении раздела:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации. Принят 30 декабря 2001 г. 197-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации. Принят 24 мая 1996 г. (с изменениями и дополнениями).
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Принят 31 декабря 2001 г. № 196-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. № 399. О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.
  5. Постановление Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80. Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

Государственными нормативными требованиями охраны труда , содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (ст. 211 ТК РФ).

В Перечень видов нормативных правовых актов, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда», вошли:

Наименование вида нормативного правового акта Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ
Полное Сокращенное
Межотраслевые правила по охране труда Межотраслевые типовые инструкции по охране труда ПОТ Р М ТИ Р М Минтруд России
Отраслевые правила по охране труда Типовые инструкции по охране труда ПОТ Р О ТИ Р О Федеральные органы исполнительной власти
Правила безопасности Правила устройства и безопасной эксплуатации Инструкции по безопасности ПБ ПУБЭ ИБ Ростехнадзор России Госатомнадзор России
Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда ГОСТР ССБТ Госстандарт России Госстрой России
Строительные нормы и правила Своды правил по проектированию и строительству СНиП СП Госстрой России
Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы: СП ГН СанПин СН Минздрав России

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе:

  • при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов;
  • конструировании машин, механизмов и другого оборудования;
  • разработке технологических процессов;
  • организации производства и труда.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 211 ТК РФ).

Утверждаются государственные нормативные требования охраны труда сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока.

Решение о продлении срока действия государственных нормативных требований охраны труда либо об их досрочной отмене может быть принято не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия.

Пересмотру , независимо от установленного срока их действия, государственные нормативные требования охраны труда подлежат:

  • при изменении законодательства Российской федерации об охране труда;
  • при изменении межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;
  • при внедрении новой техники и технологий;
  • по результатам анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф.

Нормативные правовые акты по охране труда органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимаются в развитие либо в дополнение к нормативным правовым актам федерального уровня.

Содержащиеся в них требования не должны быть ниже государственных требований охраны труда.
Для оперативного доведения всего объема нормативно-правовых документов по охране труда до всех предприятий и организаций создана информационная система нормативно-правового обеспечения охраны труда органов управления и субъектов экономической деятельности - РИСОТ .

Система представляет собой постоянно обновляемый централизованный банк специализированных данных.

Стандарты безопасности труда определяют терминологию в области охраны труда, требования к производственному оборудованию, технологическим процессам, средствам индивидуальной защиты, содержат предельно допустимые значения вредных факторов.

Структура обозначения стандартов ССБТ:

ГОСТ 12 X XXX XX

Индекс Шифр ССБТ Шифр Порядковый Год

подсистемы номер в регистрации

подсистеме стандарта

Пример: ГОСТ 12.4.196-99. 1

1 Этот государственный стандарт системы стандартов ССБТ (шифр 12) определяет требования безопасности к средствам защиты работающих (шифр 4), порядковый номер в этой подгруппе 196 , (костюмы изолирующие), год принятия ГОСТа 1999.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Какой установлен срок действия и порядок продления государственных нормативных требований охраны труда?
    а) Срок действия - 5 лет, он может быть продлен не более чем на два срока.
    б) Срок действия - 5 лет и продлевается без ограничений, если технологии и условия производства не изменились.
    в) Действие государственных нормативных требований охраны труда не определено сроками.
  1. Всегда ли локальные нормативные акты надо согласовывать с представительным органом работников?
    а) Согласование требуется при принятии локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, в случаях предусмотренных Трудовым кодексом, федеральными законами иными нормативными актами, коллективным договором.
    б) Да. Все локальные нормативные акты должны приниматься только с учетом мнения представительного органа работников.
    в) Нет. Работодатель принимает локальные акты в пределах своих полномочий без согласований, если установленные нормы не ухудшают положение работников.
  1. Нарушение законодательства РФ о труде и об охране влечет наказание на юридических лиц:
    а) штраф от 300 до 500 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
    б) штраф от 5 до 50 МРОТ;
    в) дисквалификацию на срок от одного до трех лет.
  1. Могут ли лица, виновные в нарушении правил техники безопасности или иных правил охраны груда, повлекших за собой причинение тяжкого вреда здоровью человека, быть судом приговорены к лишению свободы?
    а) Нет, они могут только быть оштрафованы на сумму до 200 тысяч рублей.
    б) Да, могут, на срок до одного года, а при ведении горных и строительных работ - до трех лет.
    в) Да, могут, на срок до двух лет.
  1. О чем может идти речь в содержании ГОСТ 12.4.036-92? Этот государственный стандарт безопасности труда оговаривает требования безопасности:
    а) к средствам защиты работающих;
    б) к зданиям и сооружениям;
    в) к производственному оборудованию.
  1. Что такое локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права?
    а) Нормативное соглашение, принимаемое в договорном порядке после проведения коллективных переговоров.
    б) Нормативный акт (договор), в котором устанавливаются условия труда конкретного работника с учетом его профессии и индивидуальных особенностей.
    в) Нормативный акт, принимаемый работодателем в пределах своей компетенции и направленный на урегулирование трудовых отношений своей организации.
  1. Укажите сокращенное обозначение (аббревиатуру) межотраслевых правил по охране труда, а также строительных норм и правил:
    а) ПОТ РМ, СНиП;
    б) ТИ РМ, СанПиН;
    в) ТИ РО, ССБТ.
  1. В каких случаях нормативные государственные требования охраны труда подлежат досрочному пересмотру?
    а) При изменении законодательства РФ, межотраслевых правил и типовых инструкций.
    б) При изменении новой техники и технологии.
    в) По результатам анализа производственного травматизма, профессиональ­ных заболеваний, аварий и катастроф, а также в случаях, указанных в ответе а) и б).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Работница М. обрабатывает на станке за смену от 35 до 40 заготовок весом от 10 до 12 кг. Будет ли законным ее требование на оснащение рабочего места грузоподъемным оборудованием?
    а) Да, будет.
    б) Нет, не будет.
    в) Все зависит от возраста работницы.
  1. Допустимо ли использование труда женщин на гальванических участках при обслуживании ванн хромирования, цинкования, никелирования?
    а) Нет, не допустимо, так как условия труда на этих участках являются вредными для здоровья.
    б) Допустимо, если ванны оснащены надежной вентиляцией.
    в) Допустимо, если кроме вентиляции работницы обеспечены средствами индивидуальной защиты.
  1. При каких условиях может быть заключен трудовой договор с подростком в возрасте до 14 лет?
    а) Подросток до 14 лет может заключить трудовой договор на участие в концертной программе без ущерба здоровью с согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства.
    б) Заключение трудового договора не допускается с лицами не достигшими возраста 14 лет.
    в) Подросток до 14 лет может заключить трудовой договор на продажу мороженного в театральных организациях с неполной материальной ответственностью с согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства.
  1. Гражданке В. отказали в приеме на работу из-за того, что у нее двое детей в возрасте 6 и 8 лет. На том же предприятии инженеру-экономисту гражданке С. снизили тарифный разряд по аналогичной причине: у нее сын в возрасте 5 лет и дочь 7 лет, и она периодически отпрашивается, чтобы их накормить обедом, затрачивая на это примерно полчаса рабочего времени. Куда та и другая могут обратиться с жалобой на действия администрации?
    а) Обе в суд.
    б) Первая - в суд, вторая - в комиссию по трудовым спорам, при отсутствии комиссии - в суд.
    в) Первая - в суд, вторая - по существу никуда.
  1. Можно ли направлять женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет в служебные командировки?
    а) Нельзя.
    б) Можно с ее согласия.
    в) Нельзя без ее письменного согласия и при этом они должны быть ознакомлены, в письменной форме, со своим правом отказаться.
  1. Предусмотрена ли законодательством возможность снижения беременным женщинам норм выработки (норм обслуживания) и гарантируется ли при этом сохранение среднего заработка?
    а) Предусмотрена на основании ее заявления, но без гарантии сохранения среднего заработка.
    б) Предусмотрена в соответствии с медицинским заключением и на основании их заявления с сохранением среднего заработка.
    в) Предусмотрена всем беременным женщинам с сохранением среднего заработка на основании их заявлений.
  1. Какой установлен порядок проведения медицинских осмотров молодых работников?
    а) Все лица моложе 21 года могут быть приняты на работу только после предварительного медицинского осмотра.
    б) Все лица в возрасте до 18 лет проходят предварительный медицинский осмотр при приеме на работу и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру.
    в) Все лица моложе 21 года принимаются на работу после предварительного медицинского осмотра, лица в возрасте до 18 лет, кроме того, подлежат ежегодному медицинскому осмотру.
  1. Какой порядок предоставления дополнительных перерывов в работе женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет; включаются ли эти перерывы в рабочее время и как они оплачиваются?
    а) Они предоставляются по договоренности с матерью детей, включаются в рабочее время и оплачиваются по ее тарифному заработку.
    б) Эти перерывы продолжительностью не менее 30 минут предоставляются не реже, чем через три часа, включаются в рабочее время и оплачиваются по среднему заработку.
    в) Перерывы продолжительностью до получаса предоставляются через каждые 2 часа и включаются в рабочее время. Порядок оплаты устанавливается работодателем.
  1. Можно ли расторгнуть с беременной женщиной срочный трудовой договор, заключенный на время исполнения обязанностей отсутствующего работника?
    а) Нет, расторжение трудового договора с беременной женщиной не допускается.
    б) Работодатель обязан продлить срок договора до наступления у нее права на отпуск по беременности.
    в) Можно, если срок договора истек, а перевести ее на другую работу (соответствующую ее квалификации и состоянию здоровья) нет возможности.
  1. С работником до восемнадцати лет расторгнуть трудовой договор по инициативе работодателя можно:
    а) Во всех случаях на общих основаниях;
    б) С согласия государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
    в) Только в случаях ликвидации организации.

РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ

Основные нормы рабочего времени и времени отдыха регламентируются Трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ).

  • Рабочее время - время , в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
  • Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ).
  • Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

НЕПОЛНОЕ РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ

По соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться, как при приеме на работу, так и впоследствии, неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя (ст. 93 ТК РФ).

Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по заявлению:

  • беременной женщины ;
  • одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка инвалида в возрасте до 18 лет );
  • лиц, осуществляющих уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заявлением, выданным в установленном порядке.

Оплата труда работника в этом случае будет производиться пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного им объема работ.

Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений :

  • продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска;
  • исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

Совместительство.

Совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время (ст. 282 ТК РФ).

Работа по совместительству может выполняться работником как по его основной работе (внутреннее совместительство), так и у других работодателей (внешнее совместительство). При этом число работодателей с которыми заключен трудовой договор на работу по совместительству не органичен .

При совмещении профессий (должностей) , расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата (ст. 151 ТК РФ) .

Не допускается работа по совместительству:

  • лиц в возрасте до 18 лет;
  • на тяжелых работах;
  • на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если основная работа связана с такими же условиями (ст. 282 ТК РФ).

Продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать 4 часов в день.

В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену).

В течение одного месяца продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени, установленной для соответствующей категории работников (ст. 284 ТК РФ).

РЕЖИМ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

Режим рабочего времени должен предусматривать:

  • продолжительность рабочей недели;
  • работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников;
  • продолжительность ежедневной работы (смены), неполного рабочего дня (смены);
  • время начала и окончания работы;
  • время перерывов в работе;
  • число смен в сутки;
  • чередование рабочих и нерабочих дней,
    которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором (ст. 100 ТК РФ).

Ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым, отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени .

Работа в режиме гибкого рабочего времени .

При работе в режиме гибкого рабочего времени начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяется по соглашению сторон . Работодатель обязан обеспечить отработку работникам суммарного количества рабочих часов в течение установленного учетного периода.

Сменная работа - работа в две, три или четыре смены, вводится в тех случаях, когда:

  • длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы,
  • а также в целях:

При сменной работе каждая группа работников производит работу в соответствии с графиком сменности .

При составлении графика сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников. График сменности, как правило, является приложением к коллективному договору и доводится до сведения работников не позднее, чем за 1 месяц до введения его в действие.

Запрещена работа в течение двух смен подряд.

ВРЕМЯ ОТДЫХА

Право на отдых обеспечивается законодательным ограничением продолжительности рабочего дня и предоставлением ежедневного и ежегодного времени отдыха.

Время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (ст. 106 ТК РФ).

Виды времени отдыха:

  • перерывы в течение рабочего дня (смены);
  • ежедневный (междусменный) отдых;
  • выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
  • нерабочие праздничные дни;
  • отпуска.

Перерывы в течение рабочего дня могут быть двух видов:

  • Перерыв для отдыха и питания - должен быть предоставлен продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут (ст. 108 ТК РФ).
    Эти перерывы не включаются в рабочее время.
    Если по условиям производства перерыв установить нельзя, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время*.
    *Перечень этих работ, порядок и место приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
  • Специальные перерывы для обогревания и отдыха обусловлены:
    • технологией;
    • организацией производства и труда*.

* Виды этих работ, продолжительность и порядок их предоставления устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

Такие перерывы предоставляются работникам:

  • работающим в холодное время года на открытом воздухе;
  • в закрытых необогреваемых помещениях;
  • грузчикам, занятым на погрузочно-разгрузочных работах и др. (ст. 109 ТК РФ).

Эти перерывы включаются в рабочее время.

Отдых в выходные дни

Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов (ст. 110 ТК РФ).

Всем работникам предоставляется выходные дни (еженедельный непрерывный отдых):

  • при пятидневной рабочей неделе 2 выходных дня в неделю,
  • при шестидневной - 1 выходной день.

Общим выходным днем является воскресенье . Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда согласно ТК РФ являются:

  • ? обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
  • ? принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ;
  • ? государетвенное управление охраной труда;
  • ? государетвенный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
  • ? расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • ? защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на основе обязательного социального страхования;
  • ? установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном уровне производства и организации труда;
  • ? координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
  • ? участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
  • ? подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда и др.

В Законе (ТК РФ) декларируются права работника в области охраны труда.

Согласно Закону каждый работник имеет право на охрану труда. Это право раепроелраняется на следующие объекты и направления работ, обеспечивающих ОТ:

  • ? рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
  • ? обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производствен профессиональных заболеваний в соответствии е федеральным законом;
  • ? получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • ? отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
  • ? обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
  • ? обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя;
  • ? профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
  • ? запрос о проведении проверки условий и охраны труда на рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда, работниками, осуществляющими государственную экспертизу условий груда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда;
  • ? обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;
  • ? личное участие (или через своих представителей) в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на рабочем месте, и в расследовании произошедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
  • ? внеочередной медицинский осмотр (обследование) в

Компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если работник занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда, запрещается.

Работник обязан соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, а также правилами и инструкциями по охране труда.

Работник обязан немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, об ухудшении состояния своего здоровья.

Закон предусматривает ограничения на тяжелые работы и работы е вредными и опасными условиями труда:

  • ? на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями груда запрещается применение труда женщин и лиц в возрасте до 18 лет, а также лиц, для которых эти работы противопоказаны по состоянию здоровья. Список таких работ утверждается постановлением правительства;
  • ? направление в служебные командировки женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет разрешается с их письменного согласия при отсутствии медицинских противопоказаний;

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами не допускается, за исключением случаев ликвидации организации.

Страница 1

Основополагающим законодательным актом по охране труда является «Трудовой кодекс Российской Федерации» № 197-ФЗ от 30.12.2001г., который определяет основные Положения охраны труда, требования охраны труда, вопросы организации охраны труда, обеспечение прав работников на охрану труда. Новая редакция Трудового кодекса РФ включает Федеральный закон Российской Федерации от 30.06.2006г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

Основные понятия охраны труда содержится в главе 33 Трудового кодекса – «Общие положения».

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;

Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;

Рабочее место - место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;

Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы;

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;

Аттестация рабочих мест по условиям труда –оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Государственная экспертиза условий труда – оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

Порядок приема и увольнения работников, основные права и обязанности работникаа, основные права и обязанности работодателя, рабочее время и его использование, время отдыха, формы поощерения за труд, ответственность за нарушение трудовой дисциплины изложены в «Правилах внутреннего трудового распорядка», которые утверждены начальником ИВЦ от 22.08.2005г. В Правилах регламентированы начало и окончание рабочего дня, перерыв для отдыха и питания для работников всех подразделений ИВЦ. Режим труда и отдыха при работе с персональным компьютером (ПК) организован в зависимости от вида и категории трудовой деятельности.

Время регламентированных перерывов в зависимости от продолжительности рабочей смены, вида категории трудовой деятельности, требования к помещениям для работы с ПК, к организации медицинского обслуживания устанавливаются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Органами санитарно-эпидемиологического надзора проводится ежигодный производственный контроль за соблюдением вышеуказанных правил.

В соответствии с законодательством для отдельных категорий работников ИВЦ, занятых в производстве с вредными условиями труда, предоставляются льготы.

В ИВЦ разработаны местные инструкции по охране труда и технике безопасности для рабочих профессий.

На территории ИВЦ или ином месте работы запрещается находиться лицам в нетрезвом виде, в состоянии наркотического или токсического опьянения.

Пользователи ПК, оргтехникой, бытовыми приборами имеют 1 квалификационную группу по электробезопасности.

Каждый работник, обнаруживший неисправность электроустановки, должен немедленно сообщить своему руководителю.

Актуально о транспорте

Технологический расчет АЗС
На АЗС планируется продажа топлива пяти видов: А-76 ГОСТ 2084-77, Аи-92 ТУ-38.001165-87, Аи-95 ТУ 38.1011279-89, Аи-98 ГОСТ 2084-77 и дизельное топливо по ГОСТ 305-82. За каждым видом топлива закреплена одна топливораздаточная колонка, а за Аи-92-две колонки. Годовой фонд рабочего времени топливоза...

Расчет шпоночных соединений
Материал шпонок – сталь 45 нормализованная, МПа. Шпонка под шкивом: мм, мм, мм, мм, мм. МПа Шпонка под шестерней: мм, мм, мм, мм, мм. МПа Промежуточный вал Шпонка под колесом: мм, мм, мм, мм, мм. МПа Шпонка под шестерней: мм, мм, мм, мм, мм. МПа Ведомый вал Шпонка под колесом: мм, мм, мм, мм, мм. М...

Расчет уровня механизированного труда в общих трудозатратах
Общий уровень механизированного труда определяется по формуле: Ум = Умт+ Умр (6.4) Где Умт - уровень механизированного труда в общих трудозатратах. Умр - уровень механизировано-ручного труда в общих трудозатратах. Уровень механизированного труда в общих трудозатратах определяется по формуле: (6.5) ...