Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице. Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера

Реферат на тему:

«Правила поведения в криминальных ситуациях»

1. Первые действия человека, попавшего в экстремальную ситуацию

2. Террористическая атака

· Общие правила безопасности

· Поведение в толпе

· Поведение в транспорте

3. Действия, при разных типах нападения

· Ограбление

· Нападение, с целью унизить жертву

· Изнасилование

· Избиение

· Нападение, с целью убийства


1. Первые действия при попадании в экстремальную ситуацию

Чтобы адекватно действовать в экстремальной ситуации, необходимо по возможности следовать следующему плану действий:

1. Прежде, чем принимать какое-то решение, проанализируйте ситуацию, в какой вы оказались.

2. Попробуйте, насколько это все будет возможно, оценить человека, противостоящего вам, обратив внимание непосредственно на его физические и психические данные, настроение и возможные особенности в поведении.

3. Приведите себя в состояние, которое позволит вам не только действовать, однако и думать.

4. Определите тактику своего поведения зависит от всего объема поступившей к вам информации и ведите себя согласно с ней.

Многие допускают одну из 2-ух ошибок – переоценивают свои возможности, либо сильно их занижают. И то, а также другое делает вас потенциальной жертвой. Следовательно, необходимо уметь различать опасности действительные и мнимые, правильно оценивать людей и контролировать себя.

Необходимо выбрать такую линию поведения, которой меньше всего от вас ожидают нападавшие:

Абсолютно никогда не провоцируйте противника к обострению конфликта, не отвечайте грубостью на грубость, оскорблением на оскорбление

Не вступайте ни в какие споры и конфликты

Нельзя недооценивать напавшего, относиться к нему снисходительно. Считайте его опасным противником и будьте готовы к защите

Всегда смотрите в глаза тому, с кем говорите. Если на вас кричат, отвечайте тихо и спокойно. Тон обязан быть твердым, но в то же время не агрессивным. Старайтесь выглядеть уверенным в себе и своих действиям

Если у Вас нет шансов рассчитывать на собственные силы или на помощь, постарайтесь сбежать

Оцените место действия, выберите наиболее выгодную для Вас позицию (учитывайте при этом пути возможного отступления, а кроме того использование подручных средств ‑ бутылка, палка, тяжелые предметы). Передвигаясь, старайтесь не оставлять противника за своей спиной. С тактической точки зрения выгоднее развернуться спиной к стене.

2. Террористическая атака

Общие правила безопасности

К террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует быть настороже всегда. Следует проявлять особую осторожность на многолюдных мероприятиях с тысячами участников, в популярных развлекательных заведениях, гипермаркетах.

1. Обращайте внимание на подозрительных людей, предметы, на любые подозрительные мелочи. Сообщайте обо всем подозрительном сотрудникам правоохранительных органов.

2. Никогда не принимайте от незнакомцев пакеты и сумки, не оставляйте свой багаж без присмотра.

3. У семьи должен быть план действий в чрезвычайных обстоятельствах, у всех членов семьи должны быть записаны номера телефонов, адреса электронной почты.

4. Необходимо назначить место, где вы сможете встретиться с членами вашей семьи в экстренной ситуации.

5. В случае эвакуации возьмите с собой набор предметов первой необходимости и документы.

6. Всегда узнавайте, где находятся резервные выходы из помещения.

7. В доме необходимо укрепить и опечатать входы в подвалы и на чердаки, установить домофон, освободить лестничные клетки и коридоры от загромождающих предметов.

8. Нужно организовать дежурство жильцов вашего дома, которые будут регулярно обходить здание, наблюдая, все ли в порядке, обращая особое внимание на появление незнакомых лиц и автомобилей, разгрузку мешков и ящиков.

9. Если произошел взрыв, пожар, землетрясение, никогда не пользуйтесь лифтом.

10. Старайтесь не поддаваться панике, что бы ни произошло, помните, что паника может спровоцировать террористов и ускорить теракт, а также помешать властям предотвратить преступление или уменьшить его последствия.

Поведение в толпе

Террористы часто выбирают для атак места массового скопления народа. Помимо собственно поражающего фактора террористического акта, люди гибнут и получают травмы еще и в результате давки, возникшей вследствие паники. Поэтому необходимо помнить следующие правила поведения в толпе:

1. Выберите наиболее безопасное место. Оно должно быть как можно дальше от середины толпы, трибун, мусорных контейнеров, ящиков, оставленных пакетов и сумок, стеклянных витрин, заборов и оград.

2. В случае возникновения паники обязательно снимите с себя галстук, шарф.

3. При давке надо освободить руки от всех предметов, согнуть их в локтях, застегнуть одежду на все пуговицы.

4. Нельзя хвататься за деревья, столбы, ограду.

5. Надо стараться всеми силами удержаться на ногах.

6. В случае падения необходимо свернуться клубком на боку, резко подтянуть ноги, и постараться подняться по ходу движения толпы.

7. Не привлекайте к себе внимание провоцирующими высказываниями и выкрикиванием лозунгов.

8. Не приближайтесь к агрессивно настроенным лицам и группам лиц.

9. Не вмешивайтесь в происходящие стычки.

10.Постарайтесь покинуть толпу.

Безопасность в транспорте

Чтобы избежать опасности или снизить возможный ущерб в случае

теракта, необходимо следовать несложным правилам.

1. Ставьте в известность водителя, сотрудников милиции или

2. дежурных по станции об обнаруженных подозрительных предметах

3. или подозрительных лицах.

4. Стать объектом нападения больше шансов у тех, кто

5. слишком броско одет, носит большое количество украшений или

6. одежду военного покроя и камуфляжных расцветок.

7. Чтобы не сделать себя мишенью террористов-фанатиков,

8. избегайте обсуждения политических дискуссий, демонстративного

9. чтения религиозных или порнографических изданий.

10. В случае захвата транспортного средства старайтесь не

11. привлекать к себе особого внимания террористов.

12. В случае штурма безопаснее всего лежать на полу, а если

13. это невозможно, необходимо держаться подальше от окон.

14. Любого, кто держит в руках оружие, антитеррористическая

15. группа воспринимает за террориста. Не прикасайтесь к оружию, или

16. другому имуществу террористов. По возможности постарайтесь не

17. двигаться до полного завершения операции.

3. Как действовать при разных типах нападения.

Ограбление

При ограблении лучше спокойно достать все ценное и передать преступнику, чем рисковать жизнью, вызывая в нем агрессию, это лучший план действий если перед вами группа преступников, а людей вокруг нет.

Нападение с целью унизить жертву

Нападения с целью унижения жертвы происходят в последнее время все чаще. Это избиения и изнасилования, которые совершаются преступниками для поднятия собственной самооценки. Поэтому оцените нападающего, постарайтесь понять, что им движет.

Изнасилование

Западные психологи выделили три типа мотивации насильников гнев, власть и садизм.

1. Если мотивом изнасилования выступает гнев, преступник агрессивен, зол, старается не разговаривать, и унижает жертву. Такой тип постарается связать и избить, подавить, его цель причинить вам боль, отомстить за себя.

Действия : Вызвать сочувствие у насильника, сделать это можно сообщив о менструации, беременности, проблемах со здоровьем; можно вызвать отвращение, например, рвотой; покажите, что и вам очень плохо, и вы не можете быть объектом для мести.

2. Насильник, который хочет самоутвердиться, унижая жертву, старается управлять, командовать. Первое, что он сделает, это постарается запугать вас. Такой насильник может часами разговаривать с жертвой с позиции хозяина. Обычно это несостоявшиеся, закомплексованные субъекты. Действия: покажите, что не уважаете преступника, демонстрируйте спокойствие и силу; Начните учить его жизни, скажите, что он все делает не так, надо по-другому и т.д.

3. И злобный и властный насильники видят в вас жертву, поведите себя иным способом например обрадуйтесь, начните радостно хлопать в ладоши, скажите что давно о таком мечтали, расскажите пару скабрезных анекдотов, и главное не показывайте свой страх, и насильник не сможет достичь своей цели, он просто не сможет возбудиться если игра идет не так как он запланировал.

4. Садизм в качестве мотива выступает крайне редко, это 3-2% среди всех изнасилований, но насильники-садисты редко оставляют свою жертву в живых. Главная цель садиста причинить боль, он может резать, прижигать сигаретой. Он получает удовольствие от боли. Покажите что и вам очень плохо, и вы не можете быть объектом для мести. Если на вас нападает насильник садист - сопротивляйтесь, ваши слезы и крики только радуют его, поэтому действуйте, не будьте пассивны, двум третям девушек которые сопротивляются насильнику, удается избежать изнасилования. Не стоит бояться разозлить его своими действиями, в данном случае это не героизм, а необходимость бороться за жизнь. Действия: сопротивляйтесь, ваши слезы и крики только радуют его, поэтому действуйте, не будьте пассивны. Не стоит бояться разозлить его своими действиями, в данном случае это не героизм, а необходимость бороться за жизнь.

Избиение

· Первое правило при столкновении с агрессивной группой – это не вступать в дискуссию. Любой начатый ими разговор это провокация для дальнейших действий, поэтому не стоит опускаться до их уровня, помните, что они оскорбляют вас сознательно.

· Вербальное общение с превосходящим противником бессмысленно.

· Нестандартное поведение может спасти вашу жизнь. Например, начните кричать «Пожар», это единственное слово которое всегда привлекает внимание окружающих. Если вы находитесь в городе разбейте витрину, или забегите в магазин, в каждом магазине даже в ночное время есть охранники, даже если вы разобьете что-то, возмещение материального ущерба, для ваших родных предпочтительнее покупки гроба. Не стоит бежать в подъезд, вам никто не поможет, жители, конечно, вызовут милицию, но впускать вас в квартиру никто не будет, помните об этом.

К сожалению, в современном обществе жизнь и здоровье человека подвергаются различного рода опасностям, в том числе и криминогенным. К таковым относятся криминализация общества, военные конфликты, терроризм, и т.п. Специалисты считают, что гораздо проще предупредить опасность, нежели действовать в условиях реального риска. Поэтому для широкого ознакомления специалистами разработаны правила поведения в ситуациях криминогенного характера, соблюдение которых каждому позволит избежать беды. Всю опасность, которой может подвергаться человек, невозможно предвидеть. И все же соблюдение приведенных общих правил позволит ему намного обезопасить свое здоровье и жизнь.

Как не превратиться в жертву хулиганов, маньяков, грабителей

Чтобы избежать участи жертвы уличных преступников:

— следует не пребывать в одиночестве на улице в темное время суток;

— при выборе маршрута домой отдавать предпочтение людной дороге;

— не разговаривать на улице с незнакомцами;

— следует двигаться по тротуару лицом по направлению к движению транспорта. В случае, если вблизи приостанавливается подъехавшая машина, быстро переместиться на противоположную сторону тротуара

— нельзя соглашаться садиться в машину к незнакомцу, заходить в незнакомый дом даже под предлогом предоставления помощи;

— поздним вечером, заходя в свой подъезд, следует убедиться в отсутствии преследователей;

— ни в коем случае нельзя заходить в лифт с незнакомцем. Нельзя стоять перед дверью лифта в ожидании: злоумышленник может туда втолкнуть. Ожидать нужно немного в стороне;

— при обнаружении преследования необходимо звонить в двери соседям и звать на помощь. Необходимо любым способом стараться обратить на себя внимание — можно разбить стекло или кричать: «Пожар!»;

— нельзя открывать дверь незнакомцу, если в этот момент больше в квартире никого нет;

— оказавшись в опасности, необходимо попытаться запомнить приметы преступника, по требованию сразу отдать деньги, не вступать в спор. В контакте с преступником следует не выказывать страха.

Как не стать жертвой давки в толпе

В случае пребывания в толпе в момент опасности есть риск оказаться раздавленным натиском поддавшихся панике людей. Чтобы этого избежать, необходимо:

— оценить ситуацию, составить план;

— если увлекла толпа, нужно застегнуть все пуговицы, спрятать или выбросить все мешающее движению. Следует пытаться не упасть, двигаться нужно, отклонив корпус назад, сцепив руки на груди и расставив локти;

— при падении следует попытаться подняться непременно (поджав ноги, рывком, по ходу движения), при невозможности — уткнуть голову в колени и закрыть ее руками.

О правилах поведения при террористическом акте

К сожалению, в современном обществе людям угрожает опасность особого масштаба – терроризм, жертвами которого становятся невинные люди. Эта агрессия способна посеять в обществе тотальную панику и ужас. Среди ее самых распространенных видов: взрывы в людных местах, отравления, пожары, угон самолетов, похищение и убийства, захват заложников.

Специалисты разработали для широкого применения правила поведения при угрозе террористического акта, а также рекомендации для обеспечения максимальной защиты людей в условиях его непосредственного проведения.

При угрозе взрыва

— каждый должен быть предельно осторожным. При обнаружении подозрительных личностей или предметов следует, не поддаваясь панике, звонить в спецслужбу;

— взрывоопасными и вызывающими подозрение могут оказаться незнакомые детали в машине или во дворе, также взрывные устройства цинично могут быть устроены в детских игрушках, в банках из-под пива, в пакетах с молоком, во всевозможных свертках;

— следует обратить внимание на натянутые провода, выглядывающий из-под автомобиля шнур, неизвестного происхождения грязные следы и т. п. Нельзя проходить мимо свежей кучи земли, должны быть подозрительными следы непредвиденного ремонта у дверей квартиры, незнакомая коробка (сумка) рядом смашиной, жильем и т. п.

При взрыве

— нужно успокоиться и оценить обстановку;

— передвигаться с осторожностью, не касаться поврежденных конструкций, электропроводов, не разжигать огонь, не включать свет — может взорваться просочившийся из поврежденных труб и скопившийся газ;

— в случае задымления следует прикрыть рот и нос смоченным в воде платком;

— необходимо проверить систему связи;

— при эвакуации следует взять одежду, документы, деньги, закрыть двери и окна, позвонить в спецслужбы или милицию, сообщить соседям, помочь выбраться наружу больным и инвалидам;

— если эвакуация невозможна, нужно с балкона или в окно звать на помощь.

При захвате в заложники

Чтобы не подвергаться лишнему риску, следует:

— избегать контакта с преступниками. Всем своим видом демонстрировать миролюбие и покладистость;

— не пытаться освободиться, если при захвате этого не получилось;

— не паниковать;

— использовать малейшую возможность дать знать о своем местонахождении родственникам и компетентным органам;

— не поддаваться на провокации, не смотреть в глаза захватчикам, на все спрашивать у них разрешения, стараться быть неприметным;

Исключить необдуманные действия – это черевато излишним риском для окружающих.

При силовом освобождении (штурме)

Следует укрыться за предметами, чтобы защититься от пуль;

— по возможности лечь на землю;

— удалиться от входных дверей, окон;

— выполнять все распоряжения командира спецподразделения;

— не касаться оружия террористов, чтобы не быть принятым за одного из них;

— следует постараться предотвратить попытки террористов выдать себя за заложников;

— помнить, что успех освобождения заложников в большой мере зависит от их умения держать себя в руках, ориентироваться в непростой обстановке

При перестрелке

Как обезопасить себя мирному жителю, оказавшись в перестрелке:

— удалиться от окон, даже если стрельба происходит на большом расстоянии от дома. Желательно, спрятаться в ванной, лечь там на пол;

— при пожаре и продолжении стрельбы следует ползком удалиться из горящей комнаты, закрыть за собой дверь, спрятаться в какой-нибудь нише;

— на улице можно укрыться за выступом здания, ступенями, памятником и п. К укрытию следует добираться ползком, ни в коем случае не перебежками, так как есть риск быть принятым за противника;

— автомобиль не может быть надежным укрытием из-за наличия бака с горючим и тонких стенок, но хоть какое-нибудь укрытие лучше его полного отсутствия.

О правилах поведения при землетрясении

Современный научно-технический прогресс, к сожалению, обеспечил возможность при проведении террористических актов использовать средства огромной разрушительной силы. Последствия их применения могут быть сравнимы с последствиями природных катаклизмов, таких, например, как землетрясение.

Для собственной защиты, для защиты жизни и здоровья окружающих нужно помнить о правилах безопасного поведения во время землетрясения:

— перекрыть газ, воду и свет;

— если землетрясение слабое, переждать его на месте, при сильном (свыше 5 баллов) следует встать в наиболее безопасное место (у дверного проема, в углу, у внутренней стены), или лечь на полу в ванной;

— держаться на расстоянии от массивной мебели, не использовать лифт, сторониться оборванных проводов, разрушенных зданий;

— при обрушении здания нужно как можно скорее, захватив все необходимое, покинуть его. При этом исключается использование лифта;

— следует пресекать панику, давку, подбадривать присутствующих;

— на улице нельзя находиться вблизи рушащихся зданий;

— необходимо укрыть собой детей;

— оказавшись заваленным, следует не паниковать, а, оказав себе медицинскую помощь, ждать спасателей. Необходимо осмотреться, поискать выход, а также предмет, которым можно было бы дать сигнал.

К сожалению, никто на земле не застрахован от бедствий. Безопасность и сохранность жизни и здоровья участников любой чрезвычайной ситуации, а тем более криминогенной, во многом зависит от их умения не поддаваться панике, вовремя сориентироваться и помочь себе и окружающим. В сложившейся политической обстановке в мире, а также в условиях повышенной криминализации общества иметь представление о правилах поведения в сложных жизненных обстоятельствах следует каждому.

Правила поведения в ситуациях криминогенного характера was last modified: Декабрь 17th, 2015 by Елена Погодаева

Конспект урока ОБЖ в 10 классе.

Тема: Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.

Цель урока: Повторить правила поведения в криминогенной ситуации.

Объяснить и закрепить правила поведения при

террористическом акте.

Ход урока:

    Оргмомент.

    Проверка домашнего задания.

Самостоятельная работа по карточкам: определение сторон света по часам.

    Изучение нового материала.

Фронтальная беседа.

– Криминогенная ситуация – что это такое и каковы её признаки?

– Где и в какое время чаще всего складываются криминогенные ситуации?

– Назовите формы провоцирующего поведения, привлекающего внимание

преступников и хулиганов.

– Как предупредить нападение хулиганов вблизи подъезда?

– Как вести себя на улице в тёмное время суток?

– Назовите безопасное расстояние от края тротуара.

– Как нужно вести себя при нападении хулиганов?

Криминальный, криминогенный - значит преступ­ный. Жизнь показывает, что соблюдение основных пра­вил безопасного поведения: предвидеть опасности, из­бегать их по возможности, действовать грамотно и ре­шительно - позволяет уберечь себя от преступлений.

Чтобы не стать жертвой хулиганов, грабителей и манья­ков, необходимо соблюдать ряд правил.

1. Не находиться одному на улице в темное время су­ток. Если вы вынуждены возвращаться поздним вече­ром, позвоните домой, и пусть кто-то из взрослых встретит вас.

2. Выбирайте безопасный маршрут, не искушая себя желанием «проскочить» проходными дворами или без­людными улицами.

3. Безопаснее всего идти ближе к краю тротуара на­встречу движению транспорта и видеть подъезжающие машины. Если автомобиль начинает двигаться рядом, разумнее перейти на другую сторону улицы.

4. Никогда и ни при каких обстоятельствах не сади­тесь в машину к незнакомым и малознакомым людям.

5. Никогда не заходите в чужие дома и квартиры, ес­ли вас даже будут убедительно просить о помощи. В та­кой ситуации вы можете предложить вызвать мили­цию, службу спасения или «скорую помощь».

6. Подходя к подъезду дома, будьте максимально внимательны, особенно поздно вечером или ночью. Убедитесь, что за вами никто не идет.

7. Не входите в лифт с незнакомыми людьми. Не стойте прямо перед дверью лифта, отойдите чуть в сто­рону, чтобы вас не могли туда втолкнуть.

8. Если заметили, что кто-то преследует вас, звоните в двери соседей и зовите на помощь.

9. Если, кроме вас, никого нет дома, никогда не от­крывайте дверь незнакомым.

10. Если же вы оказались в чрезвычайной ситуа­ции - столкнулись лицом к лицу с преступником, нужно постараться запомнить его приметы, по кото­рым его можно задержать. В целях безопасности реко­мендуем вам: по первому требованию уличного граби­теля отдать деньги; не тянуть к себе сумку, если ее вырывают, не вступать в пререкания. Говорить спокой­но и медленно и быть уверенным в себе. Если возмож­но, то изменить свой маршрут и постараться уйти в безопасное место.

В настоящее время, к сожалению, особую опас­ность представляет терроризм как индивидуальный, так и организованный. Эта форма агрессии отличает­ся разнообразием методов и приемов и в первую оче­редь вызывает у людей страх и панику. Жертвами ста­новятся безвинные люди.

Распространенными терро­ристическими актами являются захват заложников и транспорта, похищение людей, убийства в результате взрывов в местах массового скопления людей. Чтобы в какой-то мере предупредить возможность теракта, необходимо проявлять максимальную осторожность по отношению к подозрительным предметам, челове­ку или группе людей, вызывающим подозрения своим неадекватным поведением. Если же возникла опасная ситуация, то необходимо соблюдать выдержку и не допускать паники. Мировой опыт по борьбе с терро­ризмом подтверждает правильность таких рекоменда­ций.

Терроризм - угроза обществу.

Терроризм - это насилие или угроза его применения в отношении фи­зических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) имущества и других материальных объ­ектов, создающие опасность гибели людей.

Терро­ризм осуществляется в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений выгодных террористам.

Терроризм как явление политической жизни прак­тически не обошел своим вниманием ни одну страну в мире. Только за последние 15 лет террористами было убито больше людей, чем погибло на протяжении всех наполеоновских войн. В большей или меньшей степе­ни от терроризма пострадали люди во всех уголках зе­мли.

Практическое занятие.

Учащимся предлагаются ситуации возможного теракта, в которых учащиеся должны действовать. Учащиеся делятся на группы, у каждой группы своё задание.

Эпизод первый. В школе замечен посторонний человек, который ведет се­бя подозрительно. У него в руках объемный пакет, в котором угадывается коробка. Задача: что надо делать ученику, если он заметил такого человека?

(Ученики наблюдают за террористом, не привлекая его внимания, и обязаны быстро сообщить об этом человеке дежурному учителю или охраннику. Дежурный учитель должен сообщить об этом охраннику и позвонить в милицию, причем не по телефону «02», а в местное отделение милиции. Охранник должен задержать террориста и удерживать его до прихода милиции)

Эпизод второй. Учащиеся находят на школьной территории подозри­тельную, коробку, из которой торчит проволока, похожая на антенну. Зада­ча: что необходимо сделать учащимся, обнаружившим такой предмет?

(Ученики, обнаружившие коробку, обязаны сообщить об этом дежурно­му учителю или охраннику. При этом им строго настрого запрещается открывать коробку, выдергивать антенну, менять положение коробки - на­клонять ее, приподнимать, вообще прикасаться к ней, пользоваться вблизи коробки мобильным телефоном. После обнаружения коробки учащиеся должны запомнить место, где она находится, и быстро отойти от нее. Охранник, получив сообщение от учащихся, обязан сообщить об этом по телефону директору школы и действовать по его указанию.

Дежурный учитель, кроме звонка директору, обязан сообщить об этом в милицию, МЧС, объявить эвакуацию из здания школы.

Эпизод третий. Учащиеся захвачены террористами. Террористы угрожают заложникам расстре­лом, говорят о том, что если они попытаются каким-либо образом связаться с внешним миром или не будут выполнять требования террористов, то их свяжут или закуют в наручники, лишат пищи, воды и сна и т.д. Задача: отработать навыки правильного поведения при захвате в качестве заложников.

(За­ложники должны сидеть тихо, опустив голову, не смотря на «террористов», проявлять сдержанность, ни в коем случае не протестовать и не плакать, не проявлять даже признаков паники.)

Эпизод четвёртый. Учащиеся захвачены террористами. Террористы предлагают в качестве пищи за­плесневелый хлеб, овощи, не прошедшие термической обработки, воду из-под крана и другую пищу, не привычную заложникам. Им дают пи­щу, но не дают приборов и посуды, либо дают приборы и посуду в ограниченном количестве так, что на всех ложек, вилок, посуды не хватит. Задача: отработать навыки правильного поведения при захвате в качестве заложников.

(Заложники должны всю пищу взять и съесть, т.к. другой пищи у них просто не будет. Отказ от пищи может разозлить «террористов», и те могут либо лишить за­ложников пищи и воды вообще, либо пойти на какие-то карательные меры.

Эпизод пятый.

(При штурме заложники должны закрыть глаза, лечь на пол лицом вниз, закрыть голову руками, а перед этим защитить органы дыхания за­щитными повязками, изготовленными из подручных материалов - из шар­фов, платков, как головных, так и носовых, элементов одежды)

    Подведение итогов урока.

Эпизод первый. В школе замечен посторонний человек, который ведет се­бя подозрительно. У него в руках объемный пакет, в котором угадывается коробка. Что надо делать ученику, если он заметил такого человека? Эпизод второй. Учащиеся находят на школьной территории подозри­тельную, коробку, из которой торчит проволока, похожая на антенну. Что необходимо сделать учащимся, обнаружившим такой предмет? Эпизод третий. Учащиеся захвачены террористами. Террористы угрожают заложникам расстре­лом, говорят о том, что если они попытаются каким-либо образом связаться с внешним миром или не будут выполнять требования террористов, то их свяжут или закуют в наручники, лишат пищи, воды и сна и т.д. Как правильно вести себя в данной ситуации? Эпизод четвёртый. Учащиеся захвачены террористами. Террористы предлагают в качестве пищи за­плесневелый хлеб, овощи, не прошедшие термической обработки, воду из-под крана и другую пищу, непривычную заложникам. Им дают пи­щу, но не дают приборов и посуды, либо дают приборы и посуду в ограниченном количестве так, что на всех ложек, вилок, посуды не хватит. Как правильно вести себя в данной ситуации? Эпизод пятый. Учащиеся захвачены террористами. Спецназовцы проводят штурм, а террористы - ответные действия. Каковы должны быть действия заложников?

5. Домашнее задание: 1.2 ответить на вопросы в конце параграфа. По желанию сообщение на тему «Уголовная ответственность несовершеннолетних».

План-конспект для 6 класса

Тема:

«Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях»

Урок практического применения знаний, умений, навыков

Выполнил:

Остапенко Алексей

431 группа

Балашов 2009


Тип урока: Урок практического применения знаний, умений, навыков.

Цели урока:

Обучающая - закреплять знания по правилам безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте; правилам общения с незнакомым человеком по телефону. Закреплять знания как избежать мошенничества, его основных видов, знание основных черт мошенничества, правила обеспечения сохранности личных вещей и защиты от мошенников.

Развивающая - развивать мышление, долговременную память, устную речь.

Воспитательная - воспитывать у учащихся умение безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера.

Оборудование: плакат – «Криминогенные ситуации».


План урока

1) Организационный момент.(2мин.)

2) Актуализация знаний.(3мин.)

3) Формирование элементарных навыков на основе применения их в стандартных условиях..(5мин.)

4) Формирование дифференцированных обобщенных умений.(7мин)

5) Творческое применение обобщённых знаний, умений, навыков в условиях постоянно изменяющихся или приближенных к жизни.(20мин.)

6) Подведение итогов.(5мин.)

7) Постановка домашнего задания.(3мин.)


Литература

1. ОБЖ, 6 класс Учебник для общ.- обр. учр./Литвинов Е. Н., Смирнов А. Т., Фролов М.П., Вихорева Т.С., 1-е изд.-М: Изд-во АТС, 1996.-160с.: ISBN 5-7841-0004-1

2. ОБЖ 6 класс/Авт.-сост. Г.Н. Шевченко.- Волгоград: Учитель, 2005.-116с. ISBN 5-7057-0618-9

3. http://www.edu-zone.net/show/35901.html

4. http://www.humanism.ru/education/kurses/practical_thinking/practical_thinking_theme4/


Учитель заходит в класс, приветствует учеников. Ученики встают, здороваются с учителем. Учитель объявляет тему урока: Тема нашего урока: «Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях». В тему входят такие аспекты как:

1. Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте.

2. Правила общения с незнакомым человеком по телефону.

3. Мошенничество, наиболее часто встречающиеся в повседневной жизни мошенничества.

4. Правила обеспечения сохранности личных вещей и защиты от мошенников.

Целью нашего урока является закрепление, и отработка на практике правил безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте; правил общения с незнакомым человеком по телефону. Закрепить знания как избежать мошенничества, его основных видов, знание основных черт мошенничества, правила обеспечения сохранности личных вещей и защиты от мошенников.

При общении с незнакомым человеком:

Никогда не вступай в разговор с незнакомым человеком на улице.

Не соглашайся никуда идти с незнакомым человеком, не садись к нему в машину. Как бы он тебя не уговаривал и чтобы не предлагал.

Никогда не верь незнакомцу, если он обещает что-то купить или подарить тебе. Ответь, что тебе ничего не нужно.

Если незнакомый человек настойчив, взял тебя за руку или пытается увести, вырывайся и убегай, громко кричи, зови на помощь, брыкайся, царапайся, кусайся.

О любом таком происшествии с тобой обязательно расскажи родителям, учителю и знакомым взрослым.

Посторонний – это человек, которого ты не знаешь, даже если он и говорит, что знает тебя или твоих родителей.

Незнакомый человек звонит в дверь:

Ни в коем случае не открывай дверь, пока не посмотришь в глазок. Если человек за дверью тебе не знаком и под разными предлогами просит открыть дверь, позвони соседям и сообщи об этом.

Не вступай с незнакомцем ни в какие разговоры. Помни, что под видом почтальона, слесаря, работника РЭУ злоумышленники пытаются проникнуть в квартиру.

Если незнакомец пытается открыть дверь, срочно звони в милицию по тел.02. назови причину звонка и точный адрес, затем с балкона или из окна зови на помощь знакомых или соседей.

Запомни! Ни при каких обстоятельствах не открывай дверь незнакомому человеку, если ты дома один.

Незнакомый человек в подъезде дома:

Не заходи в подъезд, если за тобой идет незнакомый человек. Сделай вид, что ты что-то забыл и задержись у подъезда.

Не подходи квартире и не открывай ее, если кто-то незнакомый находится в подъезде. Выйди из подъезда и подожди, пока незнакомец выйдет на улицу, после чего позвони соседям и попроси их проверить, нет ли посторонних на других этажах.

При угрозе нападения подними шум, привлекай внимание соседей (свисти, разбей стекло, звони и стучи в двери, кричи «Пожар!», «Помогите»), постарайся выскочит на улицу.

Оказавшись в безопасности, немедленно сообщи в милицию, расскажи соседям, родителям.

Проявляй внимание и бдительность. Старайся заметить возможную опасность и избежать ее.

Незнакомый человек в лифте:

Если в вызванном тобой лифте находится незнакомый человек, не входи в кабину.

Отойди от лифта и через некоторое время вызови лифт снова.

Если ты все же вошел в лифт с незнакомцем, вызывающем подозрение, нажми одновременно кнопки «Вызов диспетчера» и «Стоп», чтобы кабина стояла на месте с открытыми дверями. После ответа диспетчера, нажми кнопку нужного этажа и завяжи разговор с диспетчером. Диспетчер слышит тебя и при необходимости вызовет милицию и лифтера.

Не стой в лифте спиной к пассажиру, наблюдай за его действиями.

При попытке нападения подними крик, шуми, стучи по стенкам лифта, защищайся любым способом. Постарайся нажать кнопку «Вызов диспетчера» и любого этажа.

Если двери открылись, постарайся выбежать, зови на помощь соседей. Оказавшись в безопасности, немедленно вызови милицию и сообщи приметы нападавшего.

Запомни! Входи в лифт, убедившись, что на площадке нет постороннего.

Безопасность на улице:

Постарайся возвращаться домой засветло.

Если задерживаешься, обязательно позвони домой, чтобы тебя встретили.

Двигайся по освещенным, людным улицам, желательно в группе людей.

Избегай пустырей, парков, стадионов, темных дворов, подворотен, тоннелей.

При угрозе нападения подними шум, кричи, зови на помощь, а также смело применяй средства самозащиты.

Отказывайся от предложения незнакомых людей проводить или подвести тебя.

Если заметишь, что кто-то преследует тебя, наблюдая за ним, перейди на другую сторону улицы; если догадка подтвердилась – беги к освещенному участку улицы или туда, где есть люди.

Как не стать жертвой мошенников:

Никогда не принимай предложения совершить сомнительную, по твоему мнению сделку, даже если она кажется очень выгодной.

Приобретая дефицитный товар с рук, встречайся с продавцом там, где можно спокойно и без спешки рассмотреть или примерить приобретаемую вещь.

При покупке, прежде чем отдать деньги, еще раз посмотри товар, расплачивайся не выпуская его из рук.

Не доверяй свои вещи посторонним людям.

Не принимай участие в сомнительных розыгрышах призов и лотереях, особенно на улице, в переходах, у метро, на вокзалах, рынках.

Никогда не играй в азартные игры, даже с друзьями.

Не вступай в игру, правила которой тебе недостаточно хорошо известны.

Никогда не соглашайся на нарушение норм этики и закона.

Предложим учащимся такую ситуацию: вы решили зайти к другу в соседнюю квартиру отдать видеокассету. Только отошли от двери - она захлопнулась, а ключи остались дома.

Выберите из предложенных вариантов ваши дальнейшие действия в необходимой логической последовательности:

1. Ждать родителей на лестничной клетке.

2. Зайти к другу и позвонить родителям.

3. Попросить рабочих с соседней стройки открыть замок.

4. Подождать родителей у друга.

Ответ: 2;4.

Учитель даёт творческое задание: разделиться на пары по собственному желанию, придумать сценки, и обыграть на следующем занятии. Сценки на тему криминогенные ситуации.

Ученики делятся на произвольные группы по 3-4 человека. Идёт живое обсуждение поставленного задания. Ученики придумывают сценки.

К доске выходит первая группа: общение с незнакомым человеком. Один из учеников изображает ребенка, ещё двое играют незнакомых взрослых которые пытаются заманить его в машину. «Ребёнок» говорит что ему ничего не нужно, что он их не знает, не чего не хочет. «Ребёнок» начинает звать на помощь, и как можно быстрее направляется к родителям, и тут же обо всём им рассказывает.

К доске выходит вторая группа: ситуация- незнакомый человек звонит в дверь. Распределение ролей такое же. Незнакомые «взрослые» стучаться в квартиру. «Ребёнок» подходит к двери, смотрит в глазок, если глазка нет спрашивает: «Кто там». Взрослые под разными предлогами пытаются попасть в квартиру. «Ребёнок» звонит соседям и обо всём рассказывает. Если незнакомцы пытаются открыть дверь, срочно звонит в милицию по тел.02. называет причину звонка и точный адрес, затем с балкона или из окна зовёт на помощь знакомых или соседей.

К доске выходит третья группа: незнакомый человек в подъезде дома. Один из учеников изображает ребенка, другой играет незнакомого взрослого. Ученик который играет ребёнка заметив за собой незнакомого человека не заходит в подъезд своего дома делая вид что что-то забыл. «Ребёнок» не подходит к квартире и не открывает её если на площадке находится незнакомый, он выходит на улицу и дожидается ухода. Потом рассказывает родителям.

Четвёртая группа: незнакомый человек в лифте. Распределение как в третьем выступлении. Если в вызванном лифте находится незнакомый человек «ребёнок» не заходит.

Пятая группа: поведение на улице. Распределение: один ученик-ребенок; второй-родитель; третий-незнакомец. «Ребёнок» возвращаясь домой засветло задержался по какой то причине. Он(она) звонит одному из родителей с просьбой встретить. Он(она) двигается по освещённым улицам в группе людей избегая пустырей. Если он(она) замечает, что кто-то преследует, наблюдая за ним, переходит на другую сторону улицы; если догадка подтвердилась – бежит к освещенному участку улицы или туда, где есть люди.

На улице

    Не надевайте одежду, излишне подчерки вающую вашу фигуру, а также избегайте доро гих украшений, если вам предстоит возвращать ся домой поздно вечером.

    Если у вас есть с собой деньги (особенно круп ные), избегайте мест большого скопления народа. Старайтесь держаться подальше от рынков, любой толпы. Никогда не считайте деньги на виду у всех, не вытаскивайте их из кармана и не показывайте окружающим. Не держите деньги в карманах, в которые легко проникнуть вору. Менее доступны для него внутренние карманы, застегнутые на пу говицы или заколотые булавками.

    Особенно оберегайте свои сумки и карманы в многолюдных местах: в универмагах, на рынках, в переполненном транспорте. Носите сумочку прижатой к телу и помните: если кто-то выхваты вает ее у вас - отдавайте не раздумывая. На вся кий случай кладите ключи и кошелек в карман.

    Если возникла необходимость выйти из дома в темное время суток, старайтесь избегать мало людных и плохо освещенных мест, пустынных скверов, на улицах держитесь подальше от стен домов: в подворотне и за углом может таиться опасность. Правильнее идти по улице навстречу движению: так вы не подвергнетесь внезапному нападению из машины. Держитесь ближе к краю тротуара. Не пользуйтесь плохо освещенными подземными переходами.

    Находясь на улице, не откровенничайте с посторонними людьми. Не давайте свой адрес и домашний телефон без крайней необходимости. Нужно помнить, что, общаясь с вами, злоумыш ленник может придумать благовидный предлог и установить, когда вы бываете дома, когда наме реваетесь выехать на дачу, отправиться в отпуск.

    Не «голосуйте» на дороге и не принимайте предложения подвезти вас от незнакомых води телей. Если вам угрожают из притормозившей рядом машины, громко кричите и бегите в сторо ну, противоположную движению.

    Остерегайтесь на улице любых азартных игр (даже в шахматы можно проиграть состояние) или заключения пари. Если к вам подходит цыганка и предлагает «сказать всю правду», знайте, что пе ред вами мошенница. Она обязательно попросит вас положить на ладонь что-нибудь из золотых ве щей (кольцо, сережки, перстень) или деньги. Если вы это сделаете, с вещью, которую вы положили на ладонь, можете попрощаться. На улице нужно остерегаться всех людей, предлагающих какие-либо выгодные на первый взгляд сделки.

    Не стремитесь выбрать кратчайшую дорогу домой и избегайте безлюдных и плохо освещен ных пространств и переходов. Всегда придерживайтесь середины тротуара, чтобы вас не мог за стать врасплох тот, кто прячется в дверном прое ме, в кустах или переулке.

    Возвращаясь домой поздно, договоритесь, что бы вас встретили, или возьмите такси. Всегда просите водителя подождать, пока вы не войдете в дом.

    Пользуясь разменными аппаратами и плат ными телефонами, никогда не стойте спиной к потенциальной опасности. По возможности стой те лицом к улице и обращайте внимание на лю бые подозрительные вещи. Старайтесь не класть сумку или кошелек на аппарат и не сжимать их между ног: их легко могут у вас выхватить.

Находясь на улице в вечернее и ночное вре мя, никогда не пользуйтесь плейером, иначе вы не сможете услышать приближающиеся шаги потенциального преступника.

Если вам показалось, что вас кто-то пресле дует, проверьте это: меняйте темп ходьбы, перей дите несколько раз на противоположную сторону улицы. Если ваши подозрения подтвердились, бегите туда, где могут быть люди, или просто к освещенному месту. Если преследование продол жится, зовите на помощь. Если есть свисток, свистите, не переставая убегать. Если вас все же преследуют и настигли вблизи жилища, то не только зовите на помощь, но и кричите «По жар!», «Горим!», в случае острой опасности раз бейте окно нижнего этажа. Все это найдет среди жильцов гораздо более скорый отклик.

Всегда исходите из конкретных и реальных обстоятельств, в случае необходимости не стесняйтесь обращаться за помощью к посторонним людям (в безопасных местах всегда можно обнару­ жить надежных людей: в магазинах это продав цы, менеджеры, кассиры, в аптеках - фармацев ты, в банках - охранники, банковские служа щие, в церкви - настоятель, священник, сторож, в парикмахерской или мастерской - мастер, в школе - учителя, охранники).

В общественных местах

    Выходя из дому, точно знайте сумму, которой вы располагаете. Не пересчитывайте налич ность в людном месте, если вам необходимо выяснить, сколько у вас осталось денег.

    Если вы один (одна), будьте сдержанны и внимательны, не фамильярничайте с незнакомы ми, старайтесь ничем не привлекать к себе вни мание.

В кафе, в ресторане садитесь подальше от выхода, лучше спиной к стене, не садитесь в ма ло освещенные углы. Наиболее безопасны столи ки, расположенные рядом со стойкой.

    Будьте внимательны и осторожны с людьми, подсевшими за ваш столик. Никогда не ввязы вайтесь в разногласия или ссоры, не пытайтесь усмирять или примирять ссорящихся людей.

    Если вам надо поменять валюту, меняйте ее только в специально предназначенных для этого местах. Не делайте этого на улице, на рынке: там очень много шансов получить взамен своих фальшивые деньги.

    Не делайте покупки с рук или у людей, вызывающих подозрение. Старайтесь не покупать товар намного дешевле его стоимости: это или во рованная вещь, или подделка (особенно часто мо шенники предлагают купить за бесценок «золо тые» украшения).

    Не говорите посторонним, что именно вы хо тите приобрести. Не принимайте предложение продавца пройти в подсобку, попросите вынести товар.

    Располагая деньгами, не принимайте участие в азартных играх, стремясь увеличить свой капи тал: вы можете остаться без гроша в кармане.

    Прежде чем принять какое-либо предложе ние, проанализируйте, чем оно может для вас обернуться, доверяйте всегда своему внутренне му чувству, а если попали в беду, обратитесь за помощью к родителям.

    Если у вас много пакетов и сумок с покупка ми, возьмите такси. Вы переплатите какую-то сумму, но зато в сохранности довезете вещи до мой.

Старайтесь не посещать в одиночку общест венный туалет: это место, к сожалению, небез опасно. Вы знаете по многим фильмам, что имен но в общественных туалетах часто происходят разбойные нападения, сексуальные насилия или сексуальные домогательства.

Если вы отправляетесь с друзьями в магазин или на праздник, обязательно договоритесь, где будете встречаться, если разминетесь. Ни в коем случае не уходите с обозначенного места, даже если к вам будут подходить посторонние люди и предлагать свою помощь.

В общественном транспорте

    Старайтесь не садиться в пустой автобус, трамвай или троллейбус, а если уж такое случи лось, садитесь поближе к водителю.

    Не спите в общественном транспорте.

    Если в автобусе, трамвае или троллейбусе нет сидячих мест, стойте в центральном проходе, а не у выхода, потому что здесь мошенники мо гут вырвать у вас сумочку, «дипломат» или па кет и сразу же выскочить и затеряться в толпе.

    Открытая сумка или чемодан всегда притя гивают взоры потенциального похитителя, по этому старайтесь, чтобы ваши вещи были хорошо упакованы и закрыты. Если вы поставили на пол сумку или пакет, не засматривайтесь в окно или по сторонам, придерживайте вещи ногами.

    Никогда не держите паспорт или деньги в заднем кармане брюк. Самое надежное место хранения документов - внутренний карман пид жака, но помните, что и его легко могут вырезать в толпе и сумятице.

    Выйдя на остановке, дождитесь, чтобы авто бус (трамвай, троллейбус) отъехал, и только тог да переходите улицу. Стоящий трамвай обходите спереди, автобус или троллейбус - сзади. Входя или выходя из общественного транспорта, ста райтесь избегать давки и толпы.

Если вы пользуетесь общественным транс портом в вечернее время, старайтесь занять мес то поближе к другим пассажирам или к води телю.

    При ожидании общественного транспорта старайтесь держаться хорошо освещенных мест или группы людей обоих полов. Избегайте беспо рядочных скоплений народа. Если неуправляе мая толпа движется в вашем направлении, отой дите в сторону.

    Если вы возвращаетесь домой в обществен ном транспорте поздно вечером, предварительно договоритесь с родными или друзьями, чтобы вас встретили. Назначайте встречу в хорошо осве щенных местах.

На железнодорожном транспорте

Приобретая билет, помните, что в случае аварии наиболее безопасны вагоны, расположен ные в центре поезда.

    Если ваши соседи по купе вызывают непри язнь или недоверие, постарайтесь спать чутко или не спать совсем. Не играйте с попутчиками в азартные игры.

    В случае отсутствия проводника не оставай тесь в вагоне, из которого все вышли.

    Не считайте деньги на виду у всех и не пока зывайте никому содержимое своего кошелька.

    Не пейте предложенные посторонними людь ми воду, лимонад, пиво: в них могут быть подме шаны снотворные или наркотические вещества.

    Дверь в купе держите закрытой: не выстав ляйте на обозрение себя и свои вещи. На ночь за крывайте купе на защелку или блокираторы. До кументы и деньги всегда держите при себе, «дип ломат» или портфель кладите под матрас или подушку.

Если вы едете в плацкартном вагоне, будьте особенно бдительны на промежуточных станци ях: преступник может схватить ваш чемодан и выскочить с ним на перрон, где задержать его бу дет очень сложно.

Если вы едете в электричке и договорились о встрече в первом вагоне, а сели в последний, не проходите через вагоны. Доехав до конечной станции, пройдите по платформе. Не принимайте также предложения случайных попутчиков пройти через вагоны.

В подъезде дома

    Не заходите в подъезд, если за вами идет не знакомый человек. Сделайте вид, что что-то забы ли, и задержитесь у подъезда.

    Не проходите к своей квартире и тем более не открывайте ее своим ключом, если кто-то не знакомый находится в подъезде. Выйдите из подъезда и подождите, пока незнакомец не вый дет на улицу, после чего позвоните в дверь знако мым соседям и попросите их вместе с вами прове рить наличие посторонних людей на других этажах (на чердаке, в подвале). Вместе подойдите к постороннему человеку, спросите, чем вы можете ему помочь, и завяжите с ним разговор. Если разговор между вами и посторонним не получил ся или он пытается от вас скрыться, постарай тесь запомнить его приметы, направление бегст ва и сообщите о нем в милицию.

    При угрозе нападения поднимите шум, при влеките внимание соседей (свистите в свисток, разбейте стекло, звоните или стучите в двери), постарайтесь выскочить на улицу.

    При внезапном нападении оцените ситу ацию и по возможности защищайтесь любым способом, постарайтесь ошеломить и остановить нападающего, выиграть время для вызова сосе дей и милиции.

После нападения, оказавшись в безопаснос ти, немедленно сообщите о случившемся в мили цию и соседям.

В лифте

    Входите в лифт, только убедившись, что на площадке нет посторонних.

    Если в вызванном вами лифте уже находит ся незнакомый пассажир, внушающий подозре ние, не входите в кабину, а подождите и вызови те лифт снова.

    Если вы все же вошли в лифт с незнакомцем, вызывающим у вас подозрение, нажмите одно временно кнопки «вызов диспетчера» и «стоп», чтобы кабина стояла с открытыми дверями на месте. После ответа диспетчера нажмите кнопку нужного вам этажа и завяжите с диспетчером разговор: он будет слышать, что происходит в лифте, и может при необходимости вызвать ми лицию и лифтера.

    Не стойте в кабине лифта спиной к незна комому пассажиру, постоянно наблюдайте за его действиями.

    При нападении поднимите крик, шум, сту чите по стенкам кабины. Оцените ситуацию и по возможности защищайтесь любым способом путем причинения нападающему существенного вреда в пределах необходимой обороны (статья 37 УК РФ), нажмите кнопку «вызов диспетче ра» и любого этажа.

    Если двери лифта открылись, постарайтесь выскочить на площадку, позвать соседей на по мощь или выбежать на улицу. Оказавшись в без опасности, немедленно вызовите милицию, сооб щите приметы нападавшего.

Не пользуйтесь лифтом, если в подъезде сто ит дым или что-то горит: при этом может от ключиться электричество и вы застрянете в лиф те, а шахта лифта сработает, как вытяжная тру ба, и вы отравитесь продуктами горения.

Заключение. Повторить основные моменты и проверить, как понята тема.

Закрепление знаний.

1. Какие правила безопасного поведения необходи мо соблюдать во время прогулки по улице? 2. Какие меры безопасности вы примете, возвращаясь поздно вечером домой? 3. Как вы будете действовать, если вам покажется, что вас преследуют? 4. Перечисли те правила безопасного поведения в общественных местах. 5. Как вы будете действовать, оказавшись в толпе? 6. В чем заключается криминогенная опас ность общественного транспорта? Какие меры без опасности необходимо соблюдать при пользовании им? 7. В чем заключаются особенности безопасно го поведения при пользовании железнодорожным транспортом? 8. Какие опасные ситуации могут воз никнуть в подъезде дома? Какие правила безопасно го поведения необходимо соблюдать при входе в подъезд и в квартиру? 9. Как вы будете действовать, если в подъезде увидели подозрительного человека? 10. Какие меры безопасности необходимо соблюдать в лифте?

Практические задания.

1. Каким из перечисленных ниже правил вы воспользуетесь, возвращаясь вечером домой:

а) идти кратчайшим путем, пролегающим через дворы, свалки и плохо освещенные места;

б) идти по освещенному тротуару и как можно бли же к краю дороги;

в) воспользуетесь попутным транспортом?

2. Возвращаясь вечером из кино, вы решили сократить дорогу и пойти к дому через парк. Когда вы углубились в него примерно на 100 м от оживленной улицы, то услышали впереди разговор подвыпившей компании, которая, видимо, заметила вас и замыш ляет недоброе. Определите:

а) какую ошибку вы совершили и как будете дейст вовать в описанном случае;

б) что вы предпримете, если эта компания догнала и окружила вас.

3. Представьте себе, что ваш товарищ пришел в большой универсальный магазин. Здесь к нему подошли два подростка и, угрожая ножом, пы таются вывести его в безлюдное место. Определите:

а) какие черты поведения вашего товарища могли послужить причиной нападения;

б) какие действия он должен предпринять в этом случае;

в) в каких местах чаще всего совершаются преступ ления.

4. Вам кажется, что кто-то идет за вами следом. Ваши действия:

а) перейдете несколько раз улицу и, убедившись в правильности подозрений, побежите в людное место;

б) остановитесь и выясните причину преследования;

в) броситесь бежать к телефонной будке.

5. Представьте себе, что девушка захо дит в свой подъезд, слышит громкие крики, смех, шум и понимает, что этажом выше на лестничной клетке находится пьяная компания. Выберите из предлагаемых вариантов действий то, которое могли бы посоветовать девушке:

а) спокойно подниматься домой;

б) ждать, пока они уйдут;

в) дождаться взрослого знакомого человека, входя щего в подъезд, и попросить проводить ее до квартиры.