Резерва управленческих кадров государственных служащих. Кадровый резерв государственной гражданской службы

1. Для замещения вакантных должностей гражданской службы из числа гражданских служащих (граждан) формируются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв субъекта Российской Федерации, кадровый резерв федерального государственного органа и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации.

2. Федеральный кадровый резерв формируется федеральным государственным органом по управлению государственной службой для замещения должностей федеральной гражданской службы высшей, главной и ведущей групп в порядке , определяемом Президентом Российской Федерации.

3. Кадровый резерв субъекта Российской Федерации формируется государственным органом по управлению государственной службой субъекта Российской Федерации для замещения должностей гражданской службы субъекта Российской Федерации высшей, главной и ведущей групп из гражданских служащих (граждан), включенных в кадровые резервы государственных органов субъекта Российской Федерации.

4. Кадровый резерв федерального государственного органа и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации (далее также - кадровый резерв государственного органа) формируются соответствующим представителем нанимателя.

5. Включение гражданских служащих (граждан) в кадровый резерв государственного органа производится с указанием группы должностей гражданской службы, на которые они могут быть назначены.

6. Включение в кадровый резерв государственного органа производится:

5) гражданских служащих для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста - по результатам аттестации в соответствии с пунктом 1 части 16 статьи 48 настоящего Федерального закона с согласия указанных гражданских служащих;

6) гражданских служащих, увольняемых с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона либо упразднением государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, - по решению представителя нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, либо государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, с согласия указанных гражданских служащих;

7) гражданских служащих, увольняемых с гражданской службы по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона, с согласия указанных гражданских служащих.

7. Включение в кадровый резерв государственного органа гражданских служащих в соответствии с пунктами 6 и 7 части 6 настоящей статьи производится для замещения должностей гражданской службы той же группы должностей гражданской службы, к которой относится последняя замещаемая гражданским служащим должность гражданской службы.

9. Включение гражданского служащего (гражданина) в федеральный кадровый резерв оформляется правовым актом федерального государственного органа по управлению государственной службой, в кадровый резерв субъекта Российской Федерации - правовым актом государственного органа по управлению государственной службой субъекта Российской Федерации, а в кадровый резерв государственного органа - правовым актом государственного органа.

Кадровый резерв государственной гражданской службы необходим для эффективного выполнения поставленных перед ней задач. От качества человеческого ресурса зависит стабильность работы любого федерального органа. Отбор в резерв кадров госслужбы производится на основе профессионального конкурса. Такой принцип позволяет своевременно замещать вакантные должности и обеспечивать федеральные структуры высококлассными специалистами.

Из этой статьи вы узнаете:

  • как формируется резерв кадров государственной службы?
  • каковы критерии отбора специалистов в государственный кадровый резерв?
  • какие методы используются при отборе в кадровый резерв государственной гражданской службы?

Резерв кадров государственной службы

Государственный кадровый резерв - это гражданские служащие , обладающие потенциалом для замещения вакантной должности в госструктуре. Он состоит из кандидатов, успешно прошедших строгий конкурсный отбор. В ходе отбора оценивается не только профессиональный уровень специалистов, но и соответствие этого уровня установленным к должностям гражданской службы квалификационным требованиям.

Ведется подбор кандидатов, обладающих необходимыми знаниями, профессиональными характеристиками, личностными качествами, практическими навыками для продуктивного выполнения обязанностей госслужащего.

Нормативная база

Формирование кадрового резерва государственной службы регламентируется федеральными законами №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2033 и № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004. К нормативной базе также относятся нормативные правовые акты, принятые в развитие их положений.

В настоящее время резерв кадров государственной службы существует на нескольких организационных уровнях:

  • федеральном;
  • федеральных государственных органов;
  • субъектов РФ;
  • государственных органов субъектов РФ;

Принципы формирования кадрового резерва государственной службы

Работа с кадровым госрезервом осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • отсутствие дискриминации, равный доступ к госслужбе всех категорий граждан;
  • гласность при проведении отбора на конкурсной основе;
  • учет фактических и перспективных потребностей госструктур;
  • объективность при отборе претендентов;
  • профессионализм и компетентность включенных в кадровый госрезерв специалистов;
  • равенство возможностей претендентов при отборе;
  • системный подход: вовлечение в процесс работы руководителей, специалистов HR, образовательных учреждений;
  • стратегическое управление развитием претендентов с учетом актуальных требований к компетенциям;
  • регулярный мониторинг;
  • принятие своевременных управленческих решений по результатам мониторинга;

Цели и задачи кадрового резерва государственной службы

Государственный кадровый резерв формируется для оперативного замещения открывающихся в госструктурах вакансий. Его основная цель - подготовить профессиональных сотрудников для федеральных органов, развить в них наиболее востребованные компетенции, повысить квалификацию до необходимого уровня. Госрезерв позволяет решить следующие задачи:

  • подготовить потенциальных сотрудников госструктур к управлению в постоянно изменяющихся условиях;
  • обеспечить непрерывность управления и его преемственность;
  • усовершенствовать управление за счет отбора наиболее перспективных кандидатов, их подготовки и продвижения;

К основным направлениям работы с кадровым резервом государственной службы можно отнести:

  • подготовку и переподготовку, повышение квалификации служащих;
  • содействие карьерному росту;
  • ротацию сотрудников госслужб;
  • эффективное использование кадрового ресурса;
  • регулярное проведение аттестаций для оценки деятельности госслужащих;

Отбор кандидатов в государственный кадровый резерв

Отбор кандидатов в кадровый резерв государственной службы происходит на базе конкурса. Оцениваются результаты служебной деятельности кандидата, его деловые и личностные характеристики.

В некоторых случаях в формировании госрезерва могут принимать участие аттестационные комиссии. По результатам аттестации работников гражданской службы наниматель принимает обоснованное решение о включении кандидата в того или иного федерального органа. Отметим, что установленный порядок требует проведения конкурса, следовательно, решение руководителя будет носить скорее рекомендательный характер.

Читайте также:

Кто может попасть в резерв кадров государственной службы?

В кадровый резерв государственной службы включают претендентов, обладающих необходимым уровнем знаний и практическим опытом, позволяющим занять свободную вакансию в краткие сроки. Согласно федеральному законодательству, на место могут претендовать:

  1. Все граждане, прошедшие соответствующий конкурс;
  2. Прошедшие конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы;
  3. Служащие, замещающие вакантную должность в порядке должностного роста (по итогам конкурса);
  4. Успешно прошедшие аттестацию специалисты в порядке должностного роста;
  5. Гражданские служащие, уволенные в связи с сокращением или упразднением госструктуры;
  6. Служащие, чей контракт расторгнут по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

Госрезерв формируют, учитывая обращения гражданских служащих. Право на участие в конкурсе имеют совершеннолетние граждане, отвечающие квалификационным требованиям и владеющие русским языком.

Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ, утвержденное Указом №112 Президента РФ от 01.02.2005, определяет перечень документов, необходимых для участия в конкурсе.

К ним относятся: личное заявление, заполненная анкета, копия паспорта, документы об образовании, копия трудовой книжки. В некоторых случаях может понадобиться медицинская справка об отсутствии заболеваний, которые препятствуют исполнению служебных обязанностей. Если гражданин не обладает требуемым уровнем квалификации, его могут не допустить к участию в конкурсе.

Когда кандидата могут исключить из кадрового резерва государственной службы?

Срок пребывания гражданина в кадровом госрезерве зависит от должности, на которую он рассчитывает:

  • высшая группа - 4 года;
  • главная и ведущая - 3 года;
  • старшая и младшая - 2 года;

Если указанный срок закончился, а кандидата так и не приняли на желаемую должность, руководитель госслужбы может продлить этот срок или исключить служащего из госрезерва. Отметим, что продление срока допускается лишь однократно. Для исключения претендента до истечения установленного времени понадобятся другие основания.

Гражданин может быть исключен из кадрового резерва государственной гражданской службы:

  • на основании личного заявления;
  • при появлении препятствующих обстоятельств, предусмотренных Федеральным законом "О государственной гражданской службе”;
  • при совершении дисциплинарного проступка, повлекшего дисциплинарное взыскание;
  • при сокращении должности в связи с упразднением госструктуры;
  • после достижения предельного возраста;
  • по решению аттестационной комиссии о несоответствии замещаемой должности;
  • по истечении срока пребывания в кадровом госрезерве;
  • из-за несоблюдения индивидуального плана подготовки или отказа от повышения квалификации;

Методы отбора в кадровый резерв государственной гражданской службы

Для отбора претендентов в государственный кадровый резерв используются методики, позволяющие оценить кандидата по разным критериям:

  • тестирования;
  • деловые игры;
  • решение кейсов;
  • сдача квалификационных экзаменов;
  • написание реферата;
  • групповые дискуссии;
  • аттестация;

Процесс отбора во многом схож с традиционным отбором кандидатов при приеме на работу. На первом этапе претендент проходит собеседование. Перечень вопросов, задаваемых в ходе интервью, как правило, утверждается руководством. В некоторых случаях для оценки коммуникативных навыков и психологических особенностях претендента успешно применяются дидактические и психологические технологии.

Кадровый резерв государственной гражданской службы - это профессионалы, отобранные на основе конкурса, прошедшие специальную подготовку, и обладающие необходимыми профессиональными и личностными компетенциями. Отбор в госрезерв ведется с помощью самых современных методик. Его формирование происходит исключительно в соответствии с требованиями законодательства.

Все это позволяет отбирать лучших специалистов для работы в госструктурах, эффективно и своевременно замещать вакантные должности, обеспечивать федеральные структуры профессиональными сотрудниками.

В соответствии с Указом Мэра Москвы от 28.08.2012 № 55-УМ "О кадровом резерве на государственной гражданской службе города Москвы"

2. Право на участие в конкурсе имеют граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям к должностям гражданской службы для замещения должностей гражданской службы, установленным законодательством о государственной гражданской службе.
2.2.1. В кадровый резерв не может быть включен гражданский служащий, имеющий дисциплинарное взыскание, предусмотренное пунктом 2 или 3 части 1 статьи 57 либо пунктом 2 или 3 статьи 59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
2.3. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на включение в кадровый резерв (далее - кандидат), допущенных к участию в конкурсе, их соответствия квалификационным требованиям к должности гражданской службы для замещения должности гражданской службы.
2.4. При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки кандидатов, включая анализ резюме и биографии, интервью, анкетирование, тестирование, в том числе дистанционное (онлайн), проведение групповых дискуссий, решение профессиональных проблемных ситуаций.
2.5. Объявление о проведении конкурса размещается на Карьерном портале Правительства Москвы (http://talent.сайт) кадровой службой государственного органа, а также при необходимости на одном из информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, посвященных вопросам трудоустройства и найма работников.
Объявление публикуется на срок не менее 10 календарных дней и включает в себя следующую информацию:
а) дату размещения объявления;
б) наименование должности, профессиональную специализацию, категорию и группу должностей гражданской службы;
в) краткую информацию о государственном органе;
г) квалификационные требования для замещения должности гражданской службы;
д) должностные обязанности;
е) условия прохождения гражданской службы, включая ориентировочный размер заработной платы;
ж) порядок проведения конкурса, включая порядок представления документов на конкурс в бумажном и электронном виде и перечень документов, подлежащих представлению;
з) срок, до истечения которого принимаются указанные документы.

а) личное заявление на имя представителя нанимателя, включающее согласие на обработку персональных данных и содержащее контактную информацию (почтовый адрес, а также адрес электронной почты и контактный телефон);

б) резюме или, по выбору кандидата, собственноручно заполненную и подписанную анкету, форма которой утверждается Правительством Российской Федерации, с приложением фотографии.

2.8. Решение о месте, дате и времени проведения конкурсных процедур в рамках второго (очного) этапа конкурса принимается представителем нанимателя. Представитель нанимателя информирует кандидата о дате, месте и времени проведения конкурсных процедур письменным сообщением не позднее чем за 15 календарных дней, или, по выбору кандидата, сообщением по электронной почте не позднее чем за три календарных дня.

а) копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые) или копии иных документов, подтверждающих трудовую (служебную) деятельность;

б) копии документов об образовании и о квалификации, а также по желанию гражданина копии документов, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, документов о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровой службой по месту работы (службы).

2.9(1). По прибытии на конкурсные процедуры в рамках второго этапа конкурса кандидатам, являющимся гражданскими служащими, рекомендуется дополнительно представлять в государственный орган характеристику с места службы, подписанную непосредственным начальником (руководителем) кандидата, в бумажном или электронном виде.
Указанная характеристика будет дополнительно учитываться конкурсной комиссией при оценке профессиональных и личностных качеств кандидата и вынесении итогового решения.
2.10. По итогам второго этапа конкурса конкурсной комиссией принимается одно из следующих решений:
а) включить кандидата в кадровый резерв;
б) отказать кандидату во включении в кадровый резерв.
2.11. Решения конкурсной комиссии принимаются в отсутствие кандидатов.
Решения конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса принимаются открытым голосованием простым большинством голосов ее членов.
При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии.
Результаты голосования конкурсной комиссии оформляются решением, которое подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии.
В решении указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы и должность кандидата, а также категория и группа должностей гражданской службы, на которые он может быть назначен.
2.12. Информация о результатах конкурса направляется кандидатам письменным или, по выбору кандидата, электронным сообщением в 7-дневный срок со дня вынесения решения конкурсной комиссией и размещается на Карьерном портале Правительства Москвы (http://talent.сайт).
2.13. Расходы, связанные с участием в конкурсе (проезд к месту проведения конкурса и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и другие), осуществляются кандидатами за счет собственных средств.
2.14. Кандидат вправе одновременно участвовать в нескольких конкурсах и быть включенным в кадровый резерв по решению конкурсных комиссий нескольких государственных органов.

Кадровый резерв – это группа сотрудников (специалистов, руководителей), которые потенциально способны к руководящей деятельности, отвечают требованиям, предъявляемым должностью, прошли отбор и квалификационную подготовку, но еще не назначены на должность. Создание кадрового резерва является инструментом эффективной управленческой политики.

Кадровый резерв создается как на коммерческих предприятиях, так и в государственных организациях.

Внешний и внутренний кадровый резерв

Различают внешний и внутренний кадровый резерв.

Внутренний кадровый резерв формируют из работающих сотрудников, которые или уже готовы перейти на новую должность, или имеют потенциал для развития нужных компетенций. Список должностей, которые могут стать источником кандидатов на целевые вакансии, разрабатывается после анализа проблемных должностей и/или перспектив развития предприятия.

Внешний кадровый резерв может формироваться по желанию руководителей предприятия, то есть на незанятые вакансии будут привлекаться соискатели извне.

Задачи кадрового резерва

Основная цель создания кадрового резерва - обеспечение организации квалифицированными сотрудниками. Создание кадрового резерва решает следующие задачи:

    выявление потенциала персонала;

    своевременная замена работника при уходе предыдущего сотрудника;

    возможность занятия незакрытых вакансий;

    создание перспектив и мотивации для профессионального роста;

    подготовка и переподготовка работников;

    продвижение собственных специалистов;

    снижение уровня «текучки»;

    уменьшение рисков при поиске и отборе новых кандидатур;

    способствование непрерывности производственного процесса;

    повышение эффективности работы и конкурентоспособности компании.

Критерии отбора сотрудников в кадровый резерв

Критерии отбора сотрудников в кадровый резерв могут быть следующими.

    Возраст. Рекомендуемый возраст сотрудников, рассматриваемых в качестве кандидатов на руководящую должность среднего звена, - 25–35 лет. В резерв руководителей высшего звена не рекомендуется включать сотрудников старше 45 лет.

    Образование. Рекомендуемый уровень образования на руководящую позицию среднего звена - высшее профессиональное образование. В качестве резервистов на позиции топ-менеджеров организации лучше рассматривать сотрудников, имеющих высшее образование в сфере управления, экономики и финансов.

    Дополнительное образование и переподготовка.

    Опыт работы в компании на базовой должности. Многие компании предпочитают включать в кадровый резерв только кандидатов, получивших профессиональный опыт в данной организации.

    Результаты профессиональной деятельности. Кандидат на включение в кадровый резерв должен успешно выполнять свои обязанности на занимаемой должности, показывать стабильные профессиональные результаты.

    Результаты тестирования.

    Стремление кандидата к самосовершенствованию, развитию своей карьеры - самый важный критерий отбора.

Список не ограничивается перечисленными критериями. Каждая организация может его дополнять или сокращать в соответствии с задачами, решаемыми с помощью кадрового резерва.

Принцип формирования списка кандидатов в кадровый резерв

Формирование списка кандидатов основывается на следующих принципах:

    Необходимость в кандидате;

    Своевременность - потребность в замещении должна быть реальной;

    Актуальность. Сведения о сотрудниках проверяются ежегодно. Максимальный период действия для составленного списка кандидатов – 2 года.

    Соответствие. Работник должен соответствовать квалификационным требованиям к должности.

    Перспективность. Список кандидатов создается как для текущих нужд в кадровом составе, так и для будущих.

    Максимальность. Формирование запаса сотрудников под все управленческие и рядовые должности.

    Объективность. Всесторонняя оценка кандидата и его профессиональных знаний.

    Коллегиальность. Решение должно быть принято не единолично.

    Равность. На решение о включении в состав не должно влиять личное отношение к работнику.

    Добровольность. Для включения в состав кадрового резерва необходимо согласие самого человека.

Варианты формирования кадрового резерва

Формированием кадрового резерва занимаются руководители предприятия, а также работники кадровой службы на основе планов работы за определенные периоды.

Существует несколько вариантов формирования кадрового резерва:

    Составление прогноза предполагаемых изменений в организационно-штатной структуре. На основании прогноза происходит формирование кадрового резерва в соответствии с потребностью в замещении вакантных должностей на определенный период времени. Чаще всего период планирования составляет 1–3 года.

    Определение ключевых должностей в организации и формирование кадрового резерва для всех руководящих должностей вне зависимости от того, планируется ли замена занимающих эти должности сотрудников.

Принципы работы с кадровым резервом

На практике выделяют следующие принципы работы с кадровым резервом:

    Принцип гласности. Информация о замещаемых должностях и предполагаемых позициях для работников, состоящих в кадровый резерв и для потенциальных кандидатов должна быть открытой.

    Принцип конкуренции. Конкуренция является одним из основополагающих принципов формирования кадрового резерва. Согласно этому принципу должно быть наличие как минимум двух, а лучше трех кандидатов на одну руководящую позицию.

    Принцип активности. Согласно этому принципу для успешного и эффективного формирования кадрового резерва все заинтересованные и задействованные в этом процессе сотрудники должны проявлять инициативу и быть активными.

Процесс формирования кадрового резерва

Процесс формирования кадрового резерва состоит из следующих этапов:

Шаг 1. Выдвижение кандидатов на основании критериев и принципов формирования. Учитывается возраст лица, его трудовой стаж, образование, знания, психологические особенности и т.д. Ответственными за выдвижение кандидатов являются их непосредственные руководители или сотрудники службы персонала. Возможно также и самовыдвижение, когда работник предлагает свою кандидатуру.

Шаг 2. Формирование общих списков кандидатов для кадрового резерва. На этом этапе происходит оценка кандидатур. Проводится анализ личных документов (об образовании, анкеты, аттестации, и т.д). Списки формируются сотрудниками службы персонала на основании представлений руководителей.

Шаг 3. Психодиагностические мероприятия с целью определения потенциальных возможностей кандидатов для резерва, лидерских качеств, психологических, индивидуальных особенностей, уровня мотивации и лояльности, а также истинного отношения к зачислению в кадровый резерв. Для этой цели могут применяться различные методы. Такими методами могут быть: интервью и деловые игры, психологическое тестирование. По итогам данных мероприятий составляются личностно-психологические характеристики, вырабатываются рекомендации и делаются прогнозы.

Шаг 4. Формирование итоговых (или уточненных) списков сотрудников, зачисленных в кадровый резерв с точным указанием резервируемой должности.

Шаг 5. Утверждение списков приказом генерального директора организации.

Основные принципы и система работы с кадровым резервом

Основные задачи, решаемые в процессе подготовки сотрудников кадрового резерва:

    Развитие необходимых качеств у сотрудника для работы на резервируемой должности.

    Получение сотрудником нужных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения предполагаемых функций.

    Получение сотрудником практического опыта применения своих знаний, умений, навыков в реальных условиях. Например, сотрудник может замещать руководителя во время отпуска, или пройти стажировку.

Для реализации этих целей в компании создается программа обучения, реализуемая внутренними или внешними силами.

Основными принципами обучения являются индивидуальность и практическая значимость.

То есть программа обучения должна учитывать специфику резервируемой должности, стаж и опыт работы каждого из сотрудников, их потребности и пожелания в плане профессионального роста.

На основе этих принципов обучения разрабатывается программа индивидуального развития сотрудника, которая может включать:

    повышение квалификации;

    получение второго высшего образования и МВА;

    прохождение тренингов;

    стажировку.

Документальное оформление работы с кадровым резервом

Вся работа с кадровым резервом, начиная с этапа планирования, должна регулироваться локальным нормативным актом.

Это может быть Положение о кадровом резерве. В нем следует прописать цели и задачи данного направления деятельности, порядок формирования резерва кадров, критерии отбора и организация работы с резервистами.

К данному документу в качестве приложений составляются образцы внутренних документов, например опросный лист для кандидата, форма обратной связи от его руководителя и прочие документы.

Назначение или перевод сотрудника из кадрового резерва следует оформлять обычным способом: с помощью приказов руководителя, внесения изменений в трудовые книжки и личные карточки.


Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры" .

Кадровый резерв: подробности для бухгалтера

  • Кому облегчит жизнь «1С:Зарплата и управление персоналом 8 КОРП»?

    Преимуществом будет возможность заниматься формированием кадрового резерва: включение в резерв и исключение... поэтапный отбор, отчетность о состоянии кадрового резерва. Также программа поможет организовать мероприятия...

  • Почему опытные соискатели должны получать деньги за собеседования

    Тем, как поставить вас в кадровый резерв, мы хотели бы проверить ваши... корпораций, таких как «Газпром», есть кадровый резерв. Создайте тоже такой продукт у... напишите в объявлении: « Планируем открыть кадровый резерв, ищем на перспективу ». Если человек...

Объединение управленцев Попасть в список кадрового резерва президента РФ желает много людей, ведь, по сути, это открывает двери в закрытый клуб, где можно обзавестись множеством полезных связей. Так, к примеру, после присоединения Автономной Республики Крым логичным продолжением интеграции этой территории было включение представителей местных активистов. Первыми двумя людьми был Алексей Еремеев и упомянутый ранее Михаил Шеремет. Кто может поспособствовать попаданию в «золотой список»? В первую очередь внимание необходимо обратить на должностных лиц администрации президента, членов правительства, руководителей федеральных государственных органов и высших должностных лиц субъектов РФ. Этому процессу может поспособствовать и сам человек, который хочет оказаться в «золотом списке». Для этого нужно знать методологию отбора.

Кадровый резерв государственной гражданской службы

Оцениваются результаты служебной деятельности кандидата, его деловые и личностные характеристики. В некоторых случаях в формировании госрезерва могут принимать участие аттестационные комиссии.


По результатам аттестации работников гражданской службы наниматель принимает обоснованное решение о включении кандидата в кадровый резерв того или иного федерального органа. Отметим, что установленный порядок требует проведения конкурса, следовательно, решение руководителя будет носить скорее рекомендательный характер.
Читайте также: Кто может попасть в резерв кадров государственной службы? В кадровый резерв государственной службы включают претендентов, обладающих необходимым уровнем знаний и практическим опытом, позволяющим занять свободную вакансию в краткие сроки.

Главный конкурс. как попасть в кадровый резерв москвы

Также претендент может быть исключен из списка по следующим основаниям:

  • личное заявление;
  • дисциплинарный проступок;
  • сокращение должности в связи с упразднением госструктуры;
  • достижение предельного возраста;
  • решение аттестационной комиссии о несоответствии замещаемой должности;
  • отказ от повышения квалификации.

Кадровые технологии на государственной гражданской службе Кроме создания базы данных специалистов, существуют другие методики повышения эффективности работы государственных организаций. Одним из таких методов является ротация кадров на государственной гражданской службе.
Ее процесс регламентируется статьей 60.1 Федерального закона № 79 от 27.07.2004. Ротация в данном случае подразумевает горизонтальное перемещение служащих по рабочим местам.

Важно

Помимо этого необходимо учитывать и деловые качества: ответственность, целеустремленность, требовательность к себе и подчиненным и так далее. Для оценки внутренних и внешних кандидатов применяют разные методы: тестирование, кейсы и тому подобное.


Это помогает сформировать максимальное представление об уровне профессиональных и личностных качеств кандидатов. Проблемы формирования Формирование кадрового резерва на государственной гражданской службе имеет ряд сложностей.


Внимание

Формируем кадровый резерв государственной службы

Конечно, совпадений довольно много, но если внимательно изучить перечень, то заметны будут уже и многочисленные изменения. Так, часть людей уже находится в структуре власти. Другие всё ещё ждут, когда кадровый лифт повезёт их наверх.

Причем некоторые уже не первый год, тогда как другие здесь новички. И что их ждёт – сложно предсказать. Можно рассмотреть ещё один пример, когда внесение в «золотой список» позитивно сказывалось на продвижении человека.

В 2015 году главой администрации Обнинска был некто Александр Авдеев. А вот 2016-й он уже встретил как вице-губернатор Калужской области.
И учитывая тот факт, что он всё ещё числится в резерве, вполне вероятно, что его путь не окончен. Как работает система президентского резерва? Посредством этого инструмента обеспечивается перемещение людей для выполнения обязанностей в ситуациях, которые в наибольшей мере соответствуют их способностям.

Так, был случай, когда губернатор Валентина Матвиенко посетила семью, у которой родилась тройня. При этом местными жителями был отмечен высокий уровень жизни и заслуги непосредственно Терентия Мещерякова.

Над этим она даже пошутила (а возможно, и нет), что вот ей и замена готова. Когда же он создавался? Возможно, это следовало разместить в самом начале статьи, но, с другой стороны, – необходимо же первоначально иметь представление о том, что же собой представляет кадровый резерв государственной гражданской службы. Начало было положено президентом Дмитрием Медведевым в 2008 году. Именно тогда он подписал указ о формировании резерва управленческих кадров. Было предусмотрено, что фигурирующие в списке личности в перспективе могут претендовать на ряд высоких должностей, среди которых – губернаторство.

Как попасть в резерв государственной службы в москве

Сейчас используются различные кадровые технологии, которые зарекомендовали себя с отменной стороны. Для начала можно уделить внимание всем аспектам личностно-профессиональной диагностики. По ней определяется уровень развития ресурсов и потенциал кандидатов, а также формулируются рекомендации по возможному должностному назначению. Наличие позитивного управленческого опыта только увеличит шансы попасть в «золотой список». О структуре Кадровый резерв государственной гражданской службы федерального масштаба состоит из трех уровней:

  1. Высший. Сюда относят людей, которые отбираются с целью обеспечения кадрами руководящего состава федерального и регионального уровней государственных органов, а также организаций и корпораций, действующих на территории всей РФ;
  2. Базовый.

Например, тестирование, аттестация, экзамены, деловые игры, групповые дискуссии и т. д. Но на первом этапе всегда проводится собеседование, вопросы для которого строго регламентированы и заранее оговорены с руководством организации-нанимателя.

Довольно часто используются психологические методы анализа деловых и личностных качеств специалиста. Исключение из кадрового резерва В зависимости от того, на какую должность претендует кандидат, варьируется срок его пребывания в резерве.

Для вакансий высшей группы - 4 года, главной и ведущей - 3 года, старшей и младшей - 2 года. По истечении указанных сроков претендент может быть исключен из списка или период пребывания в нем может быть однократно продлен нанимателем.
Для государственной службы база формируется исключительно из государственных гражданских служащих и сотрудников государственных корпораций и организаций. Это позволяет в некоторой степени упростить процедуру подбора. При формировании на каждую должность рассчитывается количество потенциальных кандидатов, обычно оно составляет от 2 до 4 человек. Во время проведения конкурсных испытаний определяется, насколько кандидаты соответствуют требованиям, которые установлены законодательством, оценивается уровень их профессиональных качеств, образования, стажа работы. Но не только эти характеристики учитываются. Огромное внимание уделяется знанию основ управления, умению направлять, координировать и контролировать работу подчиненных, способности быстро ориентироваться в обстановке и принимать решения.

Цели формирования кадрового резерва государственной службы Многие организации задаются вопросом, как быстро и качественно подобрать персонал и закрыть вакансии. Ведь им нужны не просто работники, а специалисты, которые соответствуют определенному уровню, обладают профессиональными качествами, необходимыми навыками, умениями.

Кадровый резерв - не что иное как база данных успешных кандидатов. Когда у организации возникает необходимость закрыть вакансию, начать поиск можно именно с этого списка.

В государственных и муниципальных организациях работа по формированию базы кандидатов регламентируется Указами Президента РФ № 112 от 01.02.2005, № 96 от 01.03.2018, а также федеральными законами № 58-ФЗ от 27.05.2003, № 79-ФЗ от 27.07.2004.