Федеральные органы исполнительной власти включают. Какие органы, структуры входят в систему федеральных органов исполнительной власти РФ? Что не входит в систему федеральных органов исполнительной власти РФ? Принципы системы органов государственной власти

В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Министерство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр);

Государственный комитет – федеральный орган исполнительной власти, который в установленной для него сфере деятельности осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, оказанию услуг и управлению государственным имуществом, если это предусмотрено положением об указанном федеральном органе исполнительной власти.

Федеральная служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере может иметь статус коллегиального органа;

Федеральное агентство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

Структура федеральных органов исполнительной власти выглядит следующим образом.

1. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти: Министерство внутренних дел РФ и подведомственная ему Федеральная миграционная служба; Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство иностранных дел РФ; Министерство обороны РФ и подведомственные ему Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по оборонному заказу, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Федеральное агентство специального строительства; Министерство юстиции РФ и подведомственные ему Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная регистрационная служба, Федеральная служба судебных приставов, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости; Государственная фельдъегерская служба (федеральная служба); Служба внешней разведки (федеральная служба); Федеральная служба безопасности; Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков; Федеральная служба охраны; Главное управление специальных программ Президента РФ (федеральное агентство); Управление делами Президента РФ (федеральное агентство).

2. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти: Министерство здравоохранения и социального развития РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи; Министерство информационных технологий и связи РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральное агентство по информационным технологиям, Федеральное агентство связи; Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ и подведомственные ему Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям; Министерство образования и науки РФ и подведомственные ему Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию; Министерство природных ресурсов РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию; Министерство промышленности и энергетики РФ и подведомственные ему Федеральное агентство по промышленности, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральное агентство по энергетике; Министерство регионального развития РФ и подведомственное ему Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству; Министерство сельского хозяйства РФ и подведомственная ему Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; Министерство транспорта РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное агентство геодезии и картографии, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта; Министерство финансов РФ и подведомственные ему Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство (федеральная служба); Министерство экономического развития и торговли РФ и подведомственные ему Федеральное агентство по государственным резервам, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

3. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ: Государственный комитет РФ по делам молодежи, Государственный комитет РФ по рыболовству, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная аэронавигационная служба, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба государственной статистики, Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по тарифам, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное космическое агентство, Федеральное агентство по туризму, Федеральное агентство по физической культуре и спорту, Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации.


| |

В Конституции закреплены понятия системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. Так, п. "г" ст. 71 Конституции устанавливает, что в ведении Российской Федерации находится установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти. Однако о структуре федеральных органов исполнительной власти в Конституции упоминается только в связи с назначением Председателя Правительства РФ. Согласно ч. 1 ст. 112 Конституции Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

Как же соотносятся понятия "система" и "структура" федеральных органов исполнительной власти? Эти понятия соподчинены. Система свое содержание раскрывает через структуру составляющих ее организационных и функциональных элементов. Система есть результат объединения структурных образующих ее единиц в единстве и целостности. Понятие "структура" означает "строение, внутреннее устройство".

В входят министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции, Закона о Правительстве РФ, других федеральных законов и указов Президента РФ.

В марте 2004 г. в Российской Федерации началась широкомасштабная административная реформа, конечной целью которой является формирование эффективной системы государственного управления в Российской Федерации. Первым нормативным правовым актом, положившим начало административной реформе, стал Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". В этом Указе были определены направления реализации реформы, установлены основные термины и понятия, по-новому определяющие деятельность федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Так, согласно этому Указу в систему федеральных органов исполнительной власти включены:

Федеральное министерство;

федеральная служба;

федеральное агентство.

Согласно данному Указу созданная в настоящее время система государственного управления в Российской Федерации строится на следующих принципах:

в систему федеральных органов исполнительной власти входят только федеральные министерства, службы и агентства;

предусматривается четкое и строгое разделение функций указанных федеральных органов исполнительной власти;

каждый федеральный орган исполнительной власти осуществляет строго определенные функции, установленные актами Президента РФ и Правительства РФ (правовое регулирование в установленной сфере деятельности, функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом);

федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и агентств. Федеральные министры вправе давать руководителям федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных соответствующим федеральным министерствам, обязательные для исполнения указания, приостанавливать в случае необходимости решения таких федеральных служб и федеральных агентств (их руководителей) или отменять эти решения, если иной порядок их отмены не установлен федеральным законом.

В ряде областей, определенных Президентом РФ, указанные органы исполнительной власти осуществляют государственное управление самостоятельно и не подведомственны федеральным министерствам (например, Федеральная служба безопасности РФ).

Весьма важно отмстить и то, что в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента РФ от 20.05.2004 № 649, предусматривается две группы федеральных органов исполнительной власти:

объединенных подведомственностью соответствующим федеральным министерством и осуществляющих государственное управление в соответствующей области (например, Министерство финансов РФ и подведомственные ему Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральное казначейство);

самостоятельных и не подведомственных федеральным министерствам (например, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам и ряд других).

В связи с этим Президент РФ и Правительство РФ напрямую осуществляют руководство федеральными органами исполнительной власти, неподведомственными федеральным министерствам, и через федеральных министров - деятельностью федеральных органов исполнительной власти, подведомственных федеральным министерствам.

Правовое положение федеральных органов исполнительной власти характеризуется следующими основными чертами (функциями):

федеральное министерство:

  • а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр);
  • б) па основании и во исполнение Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ;
  • в) в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Эти ограничения функций министерства не распространяются на функции по управлению имуществом, закрепленным за министерством на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов, а также вопросов организации деятельности министерства и его структурных подразделений;
  • г) осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. Федеральное министерство вносит в Правительство РФ по представлению руководителей подведомственных министерству федеральных служб и федеральных агентств проекты положений о них, предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников в них подведомственных федеральных органов исполнительной власти, вносит в Министерство финансов РФ предложения по формированию федерального бюджета и финансированию подведомственных федеральных органов исполнительной власти;
  • д) осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов;

федеральная служба:

  • а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба но надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;
  • б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федеральной службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ;
  • в) не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ, а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуг; федеральное агентство :
  • а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства;
  • б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту РФ;
  • в) не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства.

Таким образом, созданная в настоящее время система государственного управления предусматривает разделение в соответствующей области деятельности функций и полномочий федерального министерства и других федеральных органов исполнительной власти. Правила организации деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации их функций и полномочий и взаимодействия этих органов, в том числе правила организации взаимодействия федеральных министерств с находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами, определяются их регламентами. Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти утвержден постановлением Правительства РФ от 19.01.2005 № 30.

Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти определяются Конституцией (ст. 80, 83, 90, ПО, 112, 114 и 115) и на ее основе - Законом о Правительстве РФ и указом Президента РФ, которым утверждена структура федеральных органов исполнительной власти и перечень наименований входящих в нее органов. Понятие структуры федеральных органов исполнительной власти содержится в ст. 112 Конституции. Из этой статьи следует, что содержащееся в ней понятие "структура федеральных органов исполнительной власти" включает перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию Правительством РФ возложенных на него задач и полномочий. Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается Президентом РФ.

Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" и включает в себя три основных блока.

В первый блок входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.

Во второй блок входят федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам. Руководство данными федеральными службами и федеральными агентствами Правительство РФ осуществляет через федеральные министерства, которым они подведомственны.

В третий блок входят федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет непосредственно Правительство РФ.

Особенностью данной структуры органов исполнительной власти, отличающей ее от ранее существовавшей как в Российской Федерации, так и в СССР, является то, что большинство федеральных органов исполнительной власти соподчинены и подведомственны по областям государственного управления соответствующим министерствам. Например, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в области обороны (Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю; Федеральное агентство по поставкам вооружения военной, специальной техники и материальных средств и Федеральное агентство специального строительства), подведомственны Министерству обороны РФ.

Структура включает в себя следующие федеральные органы исполнительной власти.

Т. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:

Министерство внутренних дел РФ;

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

Министерство иностранных дел РФ;

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству;

Министерство обороны РФ;

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству;

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;

Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств; Федеральное агентство специального строительства; Министерство юстиции РФ;

Федеральная служба исполнения наказаний; Федеральная служба судебных приставов; Государственная фельдъегерская служба РФ (федеральная служба);

Служба внешней разведки РФ (федеральная служба); Федеральная служба безопасности РФ (федеральная служба);

Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба);

Федеральная служба охраны РФ (федеральная служба);

Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба);

Главное управление специальных программ Президента РФ (федеральное агентство);

Управление делами Президента РФ (федеральное агентство).

II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:

Министерство здравоохранения РФ;

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;

Федеральное медико-биологическое агентство; Министерство культуры РФ;

Федеральное архивное агентство;

Федеральное агентство по туризму; Министерство образования и науки РФ;

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;

Федеральное агентство по делам молодежи; Министерство природных ресурсов и экологии РФ; Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды:

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

Федеральное агентство водных ресурсов; Федеральное агентство лесного хозяйства; Федеральное агентство по недропользованию; Министерство промышленности и торговли РФ;

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;

Министерство РФ но развитию Дальнего Востока; Министерство регионального развития РФ;

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;

Министерство связи и массовых коммуникаций РФ; Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям;

Федеральное агентство связи; Министерство сельского хозяйства РФ;

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

Федеральное агентство по рыболовству;

Министерство спорта РФ; Министерство транспорта РФ;

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;

Федеральное агентство воздушного транспорта;

Федеральное дорожное агентство;

Федеральное агентство железнодорожного транспорта;

Федеральное агентство морского и речного транспорта; Министерство труда и социальной зашиты РФ;

Федеральная служба по труду и занятости; Министерство финансов РФ;

Федеральная налоговая служба;

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

Федеральное казначейство (федеральная служба); Министерство экономического развития РФ;

Федеральная служба по аккредитации;

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;

Федеральная служба по интеллектуальной собственности;

Федеральное агентство но государственным резервам; Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;

Министерство энергетики РФ.

III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ:

Федеральная антимонопольная служба;

Федеральная служба государственной статистики;

Федеральная миграционная служба;

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

Федеральная служба по оборонному заказу;

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка;

Федеральная таможенная служба;

Федеральная служба по тарифам;

Федеральная служба по финансовым рынкам;

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;

Федеральное космическое агентство;

Федеральное агентство по обустройству Государственной границы РФ.

ОТВЕТ: В соответствии со ст.77 Конституции РФ систему исполнительной власти РФ образуют федеральные органы исп-й власти и органы исп-й власти субъектов Федерации (республик, краев, областей, городов фед. значения, автономной области, автономных округов). Политически предназначение всех органов этой системы состоит в том, чтобы координировать свою деятельность с другими частями системы, и в пределах своих полномочий содействовать социально-экономическим преобразованиям, осуществлять эффективную региональную политику, защищать права и свободы человека и гражданина, обеспечивать правопорядок. Юридически согласованное функционирование системы исполнительной власти РФ выражается в том, что акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для соответствующих органов исполнительной власти субъектов федерации, а акты последних подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исп-й власти субъектов федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и федеральным законам. В свою очередь органы исп-й власти субъектов федерации по соглашению с федеральными органами исп-й власти могут передавать им осуществление части своих полномочий. В то же время органы исполнительной власти субъектов федерации в пределах своей компетенции самостоятельны. В случае расхождения между федеральным законом и иным нормативным актом Российской Федерации, изданным вне пределов ведения России и ее совместного ведения с субъектами федерации, действует акт субъекта федерации. Правительство РФ (председатель Правительства и фед. министры) - является органом, возглавляющим единую систему исп-й власти в РФ. Систему составляют: фед. министерства, фед. службы, фед. агенства.

Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации -- России -- органы государственной власти (управления) выполняющие исполнительные функции государственного управления в Российской Федерации -- России.

После даты назначения или освобождения от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти стоит номер соответствующего Указа или распоряжения Президента Российской Федерации (отмечены значком *), постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации.

После вступления в должность 7 мая 2000 года вновь избранного Президента Российской Федерации Путина Владимира Владимировича Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2000 года № 837 были приняты заявления об отставке директора Службы внешней разведки Российской Федерации, директора Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации -- командующего Железнодорожными войсками Российской Федерации, директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, директора Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации, руководителя Федеральной службы охраны Российской Федерации, директора Федеральной пограничной службы Российской Федерации, генерального директора Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, начальника Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, председателя Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, управляющего делами Президента Российской Федерации. Перечисленным лицам было поручено исполнять свои обязанности впредь до утверждения структуры федеральных органов исполнительной власти и осуществления в установленном порядке назначений на соответствующие должности.

В дальнейшем при вступлении в должность вновь избранного Президента Российской Федерации, руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту Российской Федерации не переназначались (кроме министров).

  • 1 Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации
  • 2 Служба внешней разведки Российской Федерации
  • 3 Федеральная служба безопасности Российской Федерации
  • 4 Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
  • 5 Федеральная служба охраны Российской Федерации
  • 6 Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации
  • 7 Управление делами Президента Российской Федерации
  • 8 Федеральная миграционная служба
  • 9 Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
  • 10 Федеральная служба по оборонному заказу
  • 11 Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
  • 12 Федеральное агентство специального строительства
  • 13 Федеральная служба исполнения наказаний
  • 14 Федеральная регистрационная служба
  • 15 Федеральная служба судебных приставов
  • 16 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
  • 17 Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
  • 18 Федеральная служба по труду и занятости
  • 19 Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию
  • 20 Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму
  • 21 Федеральное архивное агентство
  • 22 Федеральное агентство по культуре и кинематографии
  • 23 Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
  • 24 Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
  • 25 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  • 26 Федеральное агентство по науке
  • 27 Федеральное агентство по образованию
  • 28 Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования
  • 29 Федеральное агентство водных ресурсов
  • 30 Федеральное агентство лесного хозяйства
  • 31 Федеральное агентство по недропользованию
  • 32 Федеральная служба по атомному надзору
  • 33 Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии
  • 34 Федеральная служба по технологическому надзору
  • 35 Федеральное агентство по атомной энергии
  • 36 Федеральное космическое агентство
  • 37 Федеральное агентство по промышленности
  • 38 Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
  • 39 Федеральное агентство по энергетике
  • 40 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
  • 41 Федеральное агентство по рыболовству
  • 42 Федеральное агентство по сельскому хозяйству
  • 43 Федеральная служба по надзору в сфере связи
  • 44 Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
  • 45 Федеральное агентство воздушного транспорта
  • 46 Федеральное дорожное агентство
  • 47 Федеральное агентство железнодорожного транспорта
  • 48 Федеральное агентство морского и речного транспорта
  • 49 Федеральное агентство связи
  • 50 Федеральная налоговая служба
  • 51 Федеральная служба страхового надзора
  • 52 Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
  • 53 Федеральная служба по финансовому мониторингу
  • 54 Федеральное казначейство
  • 55 Федеральная служба государственной статистики
  • 56 Федеральная таможенная служба
  • 57 Федеральная служба по тарифам
  • 58 Федеральное агентство по государственным резервам
  • 59 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости
  • 60 Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом
  • 61 Федеральная антимонопольная служба
  • 62 Федеральная служба по финансовым рынкам
  • 63 Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
  • 64 Федеральное агентство по науке и инновациям
  • 65 Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
  • 66 Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
  • 67 Федеральное агентство геодезии и картографии
  • 68 Федеральное агентство по информационным технологиям
  • 69 Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
  • 70 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
  • 71 Федеральное медико-биологическое агентство
  • 72 Федеральное агентство по туризму
  • 73 Федеральное агентство по физической культуре и спорту
  • 74 Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами
  • 75 Федеральная аэронавигационная служба
  • 76 Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи
  • 77 Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств
  • 78 Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
  • 79 Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи
  • 80 Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству
  • 81 Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации
  • 82 Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств
  • 83 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
  • 84 Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия
  • 85 Федеральное агентство по делам молодежи
  • 86 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
  • 87 Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству
  • 88 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
  • 89 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
  • 90 Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
  • 91 Федеральная служба по аккредитации
  • 92 Федеральное агентство научных организаций
  • 93 Федеральная служба по интеллектуальной собственности

Система федеральных органов исполнительной власти

В ст. 110 Конституции РФ прямо устанавливается, что исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Кроме того, Президент РФ, формально не входя ни в одну из трех властей, по существу, имея ряд конституционных полномочий в области исполнительной власти, в нее входит. Более того, Президент РФ назначает (с согласия Госдумы РФ и Федерального собрания РФ) и смещает Председателя Правительства РФ и руководителей других федеральных органов государственной власти, напрямую руководит рядом министерств (например, силовыми). Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ, его указы по своей юридической силе выше постановлений Правительства РФ. Правительство РФ несет ответственность перед Президентом РФ, только ему подотчетно и ему подконтрольно.

Анализ полномочий Президента РФ и Правительства РФ дает все основания считать главой исполнительной власти РФ именно Президента РФ, а не Председателя Правительства РФ или Правительство РФ в целом. Поэтому, когда утверждают, что Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти, то необходимо принимать во внимание известную условность такого утверждения. Оно может рассматриваться как высший орган исполнительной власти в том смысле, что является единственным коллегиальным органом, имеющим конституционную компетенцию в сфере исполнительной власти и право руководить всеми органами исполнительной власти. Но при этом Правительство РФ функционирует, имея над собой Президента РФ, указания которого для Правительства РФ обязательны, и в Указах Президента РФ весьма часто встречаются положения, означающие прямое вмешательство в организацию и деятельность Правительства РФ.

Конституция РФ не устанавливает критериев, по которым те или иные органы государственной власти относятся к власти исполнительной. Но к пониманию этого можно подойти логически, если вычесть из всех федеральных органов государственной власти законодательные (Федеральное собрание РФ – Совет Федерации и Госдума РФ) и судебные (Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ, другие федеральные суды, к примеру, окружные арбитражные суды), а также органы с особым статусом (Прокуратура РФ, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия РФ, Уполномоченный по правам человека РФ, Академии наук РФ).

Оставшиеся органы составляют систему органов исполнительной власти. К этому следует добавить определенные органы исполнительной власти субъектов РФ, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Следовательно, в отличие от законодательной власти, исполнительная власть в РФ в значительной мере носит единый характер, что, естественно, предопределяет объем полномочий Правительства РФ (организует исполнение принимаемых законов, распоряжений, международных договоров; осуществляет контроль за исполнением этих актов органами исполнительной власти РФ и ее субъектов, принимает меры по устранению нарушений действующего законодательства).

Конституция РФ не предусматривает закрепления системы федеральных органов исполнительной власти в федеральном законе.

Система федеральных органов исполнительной власти включает в себя:

– Правительство РФ;

– министерства РФ (федеральные министерства) (24);

– государственные комитеты РФ (13);

– федеральные комиссии России (2);

– федеральные службы России (17);

российские агентства (3);

федеральные надзоры России (2);

– иные федеральные органы исполнительной власти.

Министерство Российской Федерации – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных законами, указами и постановлениями, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр).

Для современных министерств характерно сочетание отраслевых и межотраслевых функций и полномочий, то есть кроме проведения госполитики в данной сфере федеральное министерство координирует деятельность иных федеральных органов исполнительной власти в этой сфере.

Система федеральных министерств состоит из 24 федеральных министерств, возглавляемых министрами. Компетенция федерального министерства определяется Положением о федеральных министерствах (утверждается Правительством РФ или Президентом РФ). В федеральном министерстве образуется коллегия (министр, заместители и т. д.). Главное звено центрального аппарата федерального министерства – отраслевые (подотраслевые) и проблемные департаменты, отделы и т. д.

Государственный комитет РФ, Федеральная комиссия России – федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет РФ, Федеральную комиссию РФ возглавляют, соответственно, председатель государственного комитета РФ и председатель Федеральной комиссии России.

Отличия госкомитета РФ от федерального министерства невелики, поэтому часто происходит обоюдное преобразование.

Госкомитетов сейчас 13: по делам молодежи, кинематографии, по физкультуре и туризму и т. д. Возглавляет госкомитет председатель.

Федеральные комиссии РФ (ФКРФ) возникли не так давно, по сути, тождественны госкомитетам. Существует две: Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и Федеральная энергетическая комиссия. Федеральные службы России (ФСР) – их существует 17. Это налоговая, пограничная, служба безопасности и т. д. ФСР осуществляют регулятивные, контрольные и разрешительные функции отраслевого характера. Федеральные агентства – ФАПСИ, космическое. Федеральные надзоры – осуществляют контрольную деятельность (Госатомнадзор). Все это – федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах.

Федеральную службу РФ возглавляет руководитель (директор) Федеральной службы России, Российское агентство – генеральный директор Российского агентства, Федеральный надзор России – начальник Федерального надзора России.

Впредь до внесения изменений и дополнений в соответствующие федеральные законы конкретные наименования федеральных органов исполнительной власти определяются в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Президентом РФ.

Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ и законами, утверждаются Президентом РФ, а о других федеральных органах исполнительной власти – Правительством РФ. Предельная численность и фонд оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти утверждаются Правительством РФ.

Статусу каждого органа исполнительной власти соответствует порядок назначения его руководителей. Так, федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Заместители федеральных министров назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ или в соответствии с законами. Назначение на должность и освобождение от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти, кроме федеральных министров и руководителей органов, подведомственных Президенту РФ, осуществляется Правительством РФ.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ и законами, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.

В зависимости от статуса того или иного органа законодательно определяются права его руководителей. При этом не допускается приравнивание должностных лиц к более высоким должностям в форме наделения правами по этим должностям или присвоения ранга.

Органы исполнительной власти в субъектах РФ формируются ими самостоятельно. Государственно-правовая природа субъектов весьма различна (республики, края, области, автономные образования, города федерального значения).

Органы исполнительной власти в республиках: а) Президент – высшее должностное лицо и глава исполнительной власти (Калмыкия, Якутия); б) Правительство (его председатель) – глава исполнительной власти (Хакассия); в) исполнительная власть принадлежит особому органу – Госсовету (Дагестан).

Республиканские правительства, в соответствии с республиканскими Конституциями, осуществляют исполнительную власть под руководством Президента (Бурятия); являются исполнительным и распорядительным органом, формируемым Президентом (Ингушетия); являются исполнительным органом госвласти, подотчетным Президенту (Кабарда). Составы республиканских правительств однообразны: министры, председатели госкомитетов, руководители республиканских ведомств, образуемых правительствами.

Органы исполнительной власти в территориальных субъектах РФ – это администрация края, области и т. д., а также ее глава. Это могут быть губернатор и возглавляемое им правительство (Ставропольский край), губернатор и возглавляемая им администрация (Иркутская область).

Глава администрации подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ по вопросам ведения РФ и совместного ведения; представляет интересы субъекта в Правительстве РФ и федеральных органах исполнительной власти; может вступать в отношения с соответствующими органами и должностными лицами иностранных государств; по вопросам своей компетенции принимает постановления и распоряжения.

Органы исполнительной власти в Москве – Московская городская администрация (мэрия), возглавляемая мэром Москвы. В структуру мэрии входят правительство Москвы (коллегиальный орган), управление делами мэрии, отраслевые и функциональные органы (департаменты), префекты административных округов и т. д. Мэрия имеет двойной статус: это орган госвласти субъекта и орган муниципального самоуправления. Районная управа осуществляет решение вопросов местного значения. Органы исполнительной власти в Санкт-Петербурге: глава исполнительной власти – губернатор, он же возглавляет правительство города.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Налоговый кодекс РФ. Часть первая автора Законы РФ

Из книги Налоговый кодекс РФ. Часть первая автора Дума Государственная

Статья 4. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 №58-ФЗ)1. Федеральные

Из книги Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 21. Участие Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, в подготовке граждан к военной службе 1. Министерство обороны Российской Федерации и

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 22. Ответственность федеральных органов исполнительной власти за нарушение законодательства Российской Федерации в области уничтожения химического оружия Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие выполнение работ по хранению, перевозке и

Из книги Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 4. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах 1. Правительство

Из книги Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 7. Участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления 1. Генеральный прокурор Российской

Из книги Налоговый кодекс Российской Федерации часть I с официальными, судебными и библиографическими указателями (по состоянию на март 2005 года) автора Брызгалин Аркадий Викторович

Статья 4. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ) 1. Нормативные акты министерств и

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

3. Структура системы федеральных государственных органов исполнительной власти (высшие, центральные, территориальные органы государственного управления) Структурными элементами системы федеральных государственных органов исполнительной власти являются

Из книги Интеллектуальная собственность и закон. Теоретические вопросы автора Близнец Иван Анатольевич

3. Предложения по действиям федеральных органов исполнительной власти в обеспечении государственной политики в области защиты авторских и смежных прав На основании требований п. 4 и 7 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации Правительство Российской

Из книги Система государственного управления автора Наумов Сергей Юрьевич

3.3. Организационно-функциональная структура федеральных органов исполнительной власти Согласно Конституции РФ в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство РФ, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. Федеральные

Из книги Административное право [Конспект лекций. 5-е издание] автора Макарейко Николай Владимирович

Структура федеральных органов исполнительной

Из книги Муниципальное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

23. Правовое регулирование МСУ. Полномочия федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) в области МСУ Основу правового регулирования МСУ составляет ряд статей Конституции РФ, и в первую очередь ст. 12, 130-132, определяющие правовой статус МСУ.Кроме конституционных норм

Из книги Административное право автора Петров Илья Сергеевич

Система органов исполнительной власти республики в составе РФ В соответствии со ст. 77 Конституции РФ система государственной власти в субъектах устанавливается субъектами самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Система органов исполнительной власти края, области в составе РФ Глава администрации назначается Президентом РФ по представлению главы Правительства РФ.В соответствии со ст. 77 Конституции РФ субъекты самостоятельно устраивают свои органы исполнительной власти. В

Из книги Применение и использование боевого ручного стрелкового, служебного и гражданского огнестрельного оружия автора Милюков Сергей Федорович

Статья 284. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации 1. Руководители федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов в области

Из книги автора

6. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации ПРАВИЛА СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТЯЖЕСТИ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ(Приложение к приказу Министерства здравоохранения РФ от 10 декабря 1996 года № 407)(Извлечение)РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙОбщие положения2.

Федеральные органы исполнительной власти составляют важную часть системы органов исполнительной власти в Российской Федерации, действующей в соответствии с Конституцией РФ. На эту систему существенное влияние оказывают федеративное устройство России, обеспечение ее государственной целостности, единство системы государственной власти , разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Одним из краеугольных принципов организации и деятельности органов государственной власти является разделение их на три самостоятельные ветви: органы законодательной власти, органы исполнительной власти и органы судебной власти.

Таким образом, Конституция РФ обусловливает наличие единой ветви исполнительной власти в стране, а в ее структуре  федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, действующих в соответствии с едиными установленными и провозглашенными Конституцией принципами.

Согласно ст. 71 Конституции в ведении Российской Федерации находятся установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов исполнительной власти.

Согласно ст. 77 (ч. 2) Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения России и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, возглавляемую Правительством РФ. Отметим в этой связи, что ст. 78 Конституции РФ возлагает на Правительство РФ обязанность обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной (в данном случае  исполнительной.  Н. С. ) власти на всей территории Российской Федерации. Статья 11 Конституции РФ возлагает на Правительство РФ осуществление государственной власти в Российской Федерации, а ст. 110  осуществление исполнительной власти Российской Федерации, поскольку Правительство РФ одновременно возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти.

Согласно ст. 111 и 112 Конституции РФ структуру федеральных органов исполнительной власти определяет Президент РФ.

При определении соотношения понятий «структура» и «система» федеральных органов исполнительной власти целесообразно учитывать правовую позицию Конституционного Суда РФ , содержащуюся в его постановлении № 2-П по делу о толковании ст. 71 (п. «г»), 76 (ч. 1) и 112 (ч. 1) Конституции РФ, принятом 27 января 1999 г. Конституционный Суд РФ дал следующее определение системы федеральных органов государственной власти: «единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей государственной власти, которое, исходя из разграничения полномочий при осуществлении законодательных, исполнительных и судебных функций, обеспечивает баланс этих властей, систему взаимных сдержек и противовесов… Являясь составным элементом единой системы федеральных органов государственной власти, федеральные органы исполнительной власти, в свою очередь, также образуют определенную систему, имеющую собственную структуру». 1

В систему федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ и основанными на ее положениях Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» и указами Президента РФ входят Правительство РФ, федеральные министерства (ст. 110 Конституции РФ), а также иные федеральные органы исполнительной власти (ст. 112 Конституции РФ), перечень которых вправе определять Президент РФ.

Федеральный орган исполнительной власти  самостоятельная структурная часть как всей системы органов исполнительной власти в стране, так и системы федеральных органов исполнительной власти, призванных осуществлять и реализовывать предметы ведения Российской Федерации. Принципы организации и деятельности системы федеральных органов исполнительной власти обусловлены государственным строем России как демократического правового социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Принципы деятельности федеральных органов исполнительной власти обусловлены нормами Конституции РФ и могут быть охарактеризованы следующим образом:

 обеспечение верховенства Конституции РФ и федеральных законов;

 приоритет прав и свобод человека , поскольку они составляют смысл и содержание деятельности всех органов исполнительной власти;

 разделение государственной власти на три основные ветви  законодательную, исполнительную и судебную и сбалансирование полномочий соответствующих систем органов государственной власти;

 федерализм, обусловливающий систему органов исполнительной власти на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ и, таким образом, наличие в этой системе двух подсистем;

 единство системы органов исполнительной власти по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;

 разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;

 ответственность органов исполнительной власти перед народом как носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации;

 строгое следование требованиям Конституции РФ и основанных на ней законодательных актов.

В рамках системы федеральных органов исполнительной власти каждый орган наделен определенными государственно-властными полномочиями, нормативно-правовую основу которых составляют Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ.

Государственно-властные полномочия федеральных органов исполнительной власти можно рассматривать как:

 правоустановительные (правонаделительные) полномочия, дающие возможность соответствующему органу (Правительству РФ, федеральному министерству) устанавливать определенные правила, в том числе стандарты, нормативные требования, запреты, административные режимы и т. п.;

 правоприменительные полномочия, т. е. право совершать определенные юридические действия, принимать ненормативные правовые акты, разрешать конкретные коллизии между субъектами управленческой деятельности, выдавать лицензии и совершать иные разрешительные функции; вести реестры, кадастры, предоставлять гражданам и организациям соответствующую информацию, оказывать государственные услуги;

 правоохранительные полномочия, т. е. право осуществлять государственный надзор и контроль в установленной для конкретного органа сфере деятельности, обеспечивая законность и государственную дисциплину; право осуществлять административно-юрисдикционные функции и применять иные установленные законом меры административного принуждения , применять меры административной ответственности .

Каждый федеральный орган исполнительной власти в пределах установленных для него функций должен обладать определенной внутренней структурой (аппаратом), штатом государственных служащих, распоряжаться вверенным ему государственным имуществом и выделенными на его содержание средствами из федерального бюджета.

Правовой статус федерального органа исполнительной власти в зависимости от его функционального положения в системе федеральных органов исполнительной власти определяется либо непосредственно Конституцией РФ (Правительство РФ), либо федеральным конституционным законом (федеральное министерство), либо федеральным законом (в отношении некоторых министерств, отдельные функции и задачи которых определены отраслевыми законами, например Федеральными законами «Об обороне», «О международных договорах Российской Федерации» и др.), либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Указанные виды полномочий конкретизируются применительно к возложенным на данный орган функциям. Вместе с тем при анализе статуса конкретного органа и его положения в системе федеральных органов исполнительной власти целесообразно выделять следующие параметры (блоки) этого статуса:

 целевой блок, определяющий цели, задачи и функции органа исполнительной власти;

 организационный блок, определяющий порядок формирования (учреждения) данного органа;

 компетенция, т. е. определение полномочий (прав и обязанностей) органа исполнительной власти в целях обеспечения выполнения возложенных на него функций;

 ответственность органа исполнительной власти за нарушение его компетенции. Имеется в виду политическая ответственность органа исполнительной власти, следствием которой может быть упразднение данного органа, передача его функций другим структурам. Возможна и политическая, дисциплинарная, уголовная ответственность руководителя того или иного органа исполнительной власти (например, отстранение министра от должности, наложение на него дисциплинарного взыскания в порядке подчиненности, возбуждение уголовного преследования ). 2

Анализ правового статуса органа исполнительной власти на базе предложенной схемы дает возможность определить целесообразность его нахождения в системе федеральных органов исполнительной власти и устранить излишние, дублирующие друг друга функции и полномочия звенья в системе органов исполнительной власти.

Естественно, главное в решении вопроса о статусе федерального органа исполнительной власти  возложенные на него задачи и функции, определяемые законодательными или иными нормативными правовыми актами исходя из фактического состояния сфер и отраслей государственного управления. Как сфера, так и отрасль управления определяются в конечном счете совокупностью общественных отношений , связанных с функционированием определенных, схожих по своим признакам и характеристикам объектов (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, финансы, налоги, социальное обеспечение, образование, здравоохранение, сельское хозяйство, промышленность, оборона и т. п.).

Одна из важнейших задач федеральных органов исполнительной власти  организация управления государственной собственностью и ее составной частьюфедеральной собственностью . Эти органы призваны обеспечить разработку и проведение государственной политики в области экономического, экологического, социального и культурного развития страны, в области обеспечения единого экономического, финансового, единого валютного, кредитного, таможенного пространства, единой денежной системы.

Сфера деятельности федеральных органов исполнительной власти обусловлена необходимостью обеспечения жизнедеятельности народного хозяйства страны, основой развития которого являются федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющие материалы, федеральный транспорт, трубопроводный транспорт, пути сообщения, федеральные информация и связь, космическая деятельность.

К ведению Российской Федерации относится участие ее в качестве полноправного субъекта международных отношений и определение основ международной политики и внешнеэкономической деятельности. Предметами ведения России являются обеспечение обороноспособности страны, государственной и общественной безопасности. Наконец, к предметам ведения федеральных органов исполнительной власти относятся геодезия и картография, метрическая система, метрология, эталоны и стандарты, бухгалтерский и статистический учеты .

Вместе с тем на федеральные органы исполнительной власти возложены функции обеспечения охраны, защиты и использования природных ресурсов и управление федеральными природными ресурсами, осуществляемые на основе распределения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. 3 Аналогичная ситуация имеет место и в сфере управления образованием, культурой, наукой, здравоохранением и социальной защитой населения. Поэтому при любом реформировании системы федеральных органов исполнительной власти за ними сохраняются основные функции, обусловленные Конституцией РФ и федеральными законами .

По вопросу о функциональном критерии, который должен быть основным для определения структуры и полномочий федеральных органов исполнительной власти, следует согласиться с доводами профессора И. Л. Бачило о том, что необходимо принимать во внимание основные функции российского государства (организация и защита территории страны; обеспечение суверенитета Российской Федерации и международное сотрудничество; правовая и социальная защита населения; обеспечение экономического и социального развития; законотворческая и правоохранительная деятельность; взаимодействие со структурами гражданского общества). На основе функций государства И. Л. Бачило предложила перечень функций федеральных органов исполнительной власти. 4 На наш взгляд, предложения И. Л. Бачило о формировании системы органов исполнительной власти по их функциям ныне получили подтверждение в ходе административной реформы.

Надо отметить, что функциональный метод распределения полномочий федеральных органов исполнительной власти использовался и ранее при решении вопросов организации управления в условиях становления новой российской государственности начиная с 90-х годов прошлого столетия.

В течение указанного периода неоднократно проводилась реорганизация системы федеральных органов исполнительной власти, которая нередко сводилась к переименованию отдельных органов, к их слиянию либо разделению. Отметим, например, эксперимент по определению статуса видов федеральных органов исполнительной власти. Согласно Указам Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1176 и 1177; от 22 августа 1996 г. № 1234; от 6 сентября 1996 г. № 1326 статус этих органов был определен следующим образом.

Федеральное министерство  это федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Федеральная служба  федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий специальные (исполнительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения.

Государственный комитет определялся как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к его ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. 5

К началу 2003 г. действовали следующие звенья системы федеральных органов исполнительной власти:

 федеральные министерства;

 государственные комитеты РФ;

 федеральные комиссии;

 федеральные службы;

 российские агентства;

 федеральные надзоры;

 комитеты РФ (в системе двух министерств  финансов и обороны).

В целом эта система представляла собой сложную структуру иерархических связей как по вертикали, так и по горизонтали. «Силовые» министерства и ведомства подчинялись непосредственно Президенту РФ, а Правительству РФ было поручено координировать их деятельность.

С точки зрения функциональной выделялись органы исполнительной власти межотраслевые, отраслевые и «подотраслевые» со специализированными функциями. Применительно к содержанию возложенных на эти органы функций все они достаточно четко подразделялись на управленческие структуры в сфере экономики, в социально-культурной сфере, в сфере обеспечения обороны, государственной и общественной безопасности, юстиции и внешнеполитических (международных) связей.

Однако эффективность деятельности системы федеральных органов исполнительной власти была невысокой, поэтому назрела необходимость поиска наиболее эффективных методов и форм государственного управления , ликвидации излишних функций и связанных с ними полномочий органов исполнительной власти, устранения дублирования и параллелизма в работе отдельных звеньев исполнительной власти.

В марте 2003 г. на основе указов Президента РФ была проведена существенная реорганизация в блоке силовых ведомств: ликвидированы Федеральная служба налоговой полиции и Федеральное агентство правительственной связи и информации; образован Государственный комитет РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Упразднена как самостоятельный орган исполнительной власти Федеральная пограничная служба РФ, ее функции были переданы Федеральной службе безопасности РФ. Функции упраздненной Федеральной службы налоговой полиции по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений в налоговой сфере переданы в ведение МВД России, в структуре которого образовано соответствующее подразделение.

Был проведен ряд организационных мероприятий по уточнению функций и полномочий тех «силовых» структур, в ведение которых были переданы функции упраздненного ФАПСИ (ФСБ России, Минобороны России, ФСО России). 6

В 2003 г. активизировалась работа по уточнению функций и полномочий других федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Конкретные меры по совершенствованию деятельности федеральных органов исполнительной власти были определены Указом Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 20032004 годах». 7

Анализ основных направлений административной реформы свидетельствует, что главной ее задачей является ликвидация избыточных функций административно-правового регулирования предпринимательской деятельности , создание условий для нормального функционирования рынка, в том числе путем совершенствования налогового и бюджетного законодательства; устранение административных барьеров; борьба с коррупцией и взяточничеством; исключение дублирующих полномочий федеральных органов исполнительной власти.

Решение этой задачи потребовало проведения крупных мер по реорганизации федеральных органов исполнительной власти, ведающих соответствующими сферами социально-экономической и административной деятельности.

В соответствии с упомянутым выше Указом Президента РФ Правительством РФ была образована Правительственная комиссия по проведению административной реформы, определены ее состав и направления деятельности рабочих групп. 8

Каждая рабочая группа рассматривала проблемы государственного регулирования в соответствующих сферах экономической и иной деятельности: промышленности и научно-технической деятельности; природопользования, сельского хозяйства, рыболовства и потребительского рынка ; внешнеэкономической деятельности, по вопросам государственного регулирования в сфере финансовых рынков , по вопросам оптимизации структуры и функций федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.

Предложения комиссии легли в основу принятых Президентом РФ решений о перестройке системы федеральных органов исполнительной власти исходя из разделения основных функций государственного управления на нормативно-регулирующие, правоприменительные, надзорно-контрольные (правоохранительные).

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями, внесенными Указом от 20 мая 2004 г. № 649 9 и последующими указами) были уточнены функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти.

В настоящее время система федеральных органов исполнительной власти представлена следующими структурными звеньями:

 Правительство РФ;

 федеральные министерства;

 федеральные службы;

 федеральные агентства.

Некоторые государственные органы, занимающие особое место в системе исполнительной власти, приравнены по статусу к федеральным агентствам (Управление делами Президента РФ, Главное управление специальных программ Президента РФ).

Установлено, что федеральное министерство осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. При этом подчеркнуто, что министерство самостоятельно осуществляет правовое регулирование в соответствующей сфере, за исключением вопросов, регулируемых законодательными актами, а также актами Президента РФ и Правительства РФ.

Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности отнесенных к его ведению федеральных служб и федеральных агентств; вносит в Правительство РФ проекты положений об этих органах, о штатной численности и оплате труда их работников; утверждает ежегодные планы и показатели деятельности этих служб и агентств; дает поручения этим органам и контролирует их исполнение; назначает на должности заместителей руководителей этих служб и агентств (за исключением назначаемых Правительством РФ), имеет право отменять противоречащие законодательству решения этих лиц.

Министерство не осуществляет функции государственного надзора и государственного контроля (они возложены на федеральные службы по надзору) и управление объектами федеральной собственности (государственным имуществом), поскольку эта функция отнесена к ведению федеральных агентств. Министерство также не осуществляет правоприменительные функции, т. е. не разрешает конкретные дела, связанные с применением нормативных правовых актов , в том числе принятых самим министерством.

В свою очередь, федеральные службы по надзору выполняют лишь правоприменительные функции в установленной для них сфере деятельности и не имеют права управлять федеральным имуществом и оказывать государственные услуги, за исключением случаев, установленных актами Президента РФ или Правительства РФ.

Федеральные агентства не вправе осуществлять надзор и контроль и нормативно-правовое регулирование в пределах определенных для них функций по управлению федеральным имуществом, закрепленным за находящимися в их ведении федеральными государственными унитарными предприятиями, казенными предприятиями и государственными учреждениями, а также функций по оказанию государственных услуг безвозмездно или по регулируемым государством ценам. Исключение составляют предписанные актами Правительства РФ и Президента РФ нормативные функции некоторых агентств (так же как и федеральных служб, находящихся в непосредственном ведении Правительства РФ).

Таким образом, система федеральных органов исполнительной власти ныне представляет трехзвенный комплекс: 1) федеральные министерства, осуществляющие нормативно-правовое регулирование, руководство, координацию, определение планов подведомственных органов, контроль за их деятельностью; 2) федеральные агентства, осуществляющие непосредственное (оперативное) управление федеральным имуществом и деятельностью соответствующих государственных предприятий и учреждений; оказание государственных услуг различного свойства гражданам и организациям (неопределенному числу лиц), соответствующие правоприменительные функции, выражающиеся в принятии индивидуальных правовых актов; 3) федеральные службы, осуществляющие государственный надзор и государственный контроль, применяющие меры административного воздействия за нарушение требований законодательства и тем самым отвечающие за обеспечение законности и государственной дисциплины в соответствующей области общественной жизни.

В настоящее время продолжается активный поиск форм и методов совершенствования организации и деятельности федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Об этом свидетельствует одобренная Правительством РФ Концепция административной реформы в Российской Федерации в 20062008 годах. 10

В Концепции отмечено, что в 20032005 годах были приняты важные решения по реализации административной реформы. Вместе с тем практически реализована лишь небольшая часть мероприятий административной реформы. Не разработаны механизмы реализации полномочий органов исполнительной власти в новых условиях, механизмы противодействия коррупции, не введены стандарты качества и доступности государственных услуг, не приняты должные меры, направленные на дальнейшее сокращение административных ограничений в сфере предпринимательства , повышение эффективности государственного надзора и контроля, упорядочение государственного регулирования административного характера, а также на внедрение систем информационно-технологического обеспечения информационных процессов.

В предстоящий двухлетний период намечено решение следующих задач:

 внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам;

 разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти;

 введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти;

 повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества ;

 обновление системы информационного обеспечения органов исполнительной власти;

 необходимое организационное, информационное, ресурсное и кадровое обеспечение административной реформы.

В упомянутой Концепции предусмотрены конкретные меры по реализации перечисленных задач поэтапно по соответствующим основным направлениям.

Правительством РФ одобрен также План мероприятий по проведению административной реформы на ближайшие три года.