Материальные и процессуальные нормы права. Существенное нарушение норм материального права в гражданском процессе Что такое материальное право? И что является нарушением его норм

Понятие норм материального права в гражданском процессе

Материальное право обладает собственными необходимыми, присущими ему формами процессуальной защиты. Судебное право и процесс так же обладают тесной связью друг с другом. Единый дух должны иметь судебный процесс и законодательство, ибо процесс есть лишь форма жизни закона, а значит, отображение его внутренней жизни.

Определение 1

Норма материального права является нормой, выступающей начальным регулятором отношений в обществе, т. е. правилом поведения, на основании которого принимается конкретное решение по делу юридического характера.

Эта норма является общеобязательной, формально определенной и в установленном порядке может приниматься, изменяться, обеспечиваться государством. Она обладает четко определенной структурой:

  1. Гипотезой;
  2. Диспозицией;
  3. Санкцией (которая по содержанию является мерой справедливости и свободы).

Сущность норм материального права в гражданском процессуальном праве

Гражданское процессуальное право является принудительной формой реализации семейно-правовых, гражданско-правовых и иных правовых обязанностей.

Замечание 1

Право является ничтожным без аппарата, который способен принуждать к соблюдению его норм. Этим аппаратом принуждения в большинстве случаев выступает суд.

Одновременно с этим гражданское процессуальное право без регулятивного права являлось бы бесцельным, так как роль гражданского процессуального права заключается в охране и защите существующих прав.

Связь меж процессуальным и материальным правом проявлена непосредственным образом в отдельных нормах и институтах. Во множестве случаев нормы материального права, учреждая сделочную форму, разрешают вопрос по доказательствам, которыми могут устанавливаться факты образования этого правоотношения.

Связь гражданского процессуального права с конституционным правом проявляется в том, что принципы деятельности и организации суда устанавливаются нормами материального права, изначально Конституцией РФ.

Гражданское процессуальное право обладает связью с множеством иных отраслей материального права, нормы которых суд использует в рассмотрении и разрешении гражданских дел.

Гражданское процессуальное право тесно взаимодействует с уголовным процессуальным правом. Данные правовые отрасли объединяет, прежде всего, то, что они урегулировали отношения в обществе, которые связаны с реализацией правосудия на территории России. В гражданском и уголовном процессуальном праве существуют похожие по сути принципы и институты.

Гражданское процессуальное право обладает тесной связью с арбитражным процессуальным правом. Данная связь обуславливается общностью задач судов общей юрисдикции и арбитражных судов в целях защиты субъективных прав и интересов, охраняемых законом.

В гражданском и арбитражном процессах существуют общие институтоы:

Предметом разбирательства дел могут служит споры по праву, которые возбуждаются посредством предъявления иска; разрешение и разбирательство дел производится в состязательной процессуальной форме при участии сторон и проверкой доказательств, на основании которых должны устанавливаться действительные взаимные отношения сторон.

Но если деятельность суда общей юрисдикции регламентирована материальными нормами Гражданского процессуального кодекса, то деятельность арбитражных судов урегулирована специализированными правовыми актами, которые устанавливают порядок рассмотрения споров в арбитражных судах.

Защита материальных прав в гражданском процессе

Содержанием материально-правовых способов защиты гражданских прав представляются действия, непосредственным образом направленные на устранение препятствий, которые возникают на пути реализации гражданских прав субъектами. Хоть в целом гражданско-правовые меры направляются на устранение препятствий в реализации гражданских прав, обладают восстановительным характером, их содержание представляется многообразным.

Замечание 2

По собственным целям материально-правовые действия защиты могут быть пресекательные, восстановительные и штрафные.

Особенности материально-правовых способов защиты обуславливаются соотношением специальных и общегражданских методов и средств правового регулирования. Кроме этого, необходимо понимать, что способы защиты гражданских прав предусматриваются охранительными нормами гражданского материального права.

Материально-правовыми способами защиты гражданских прав может достигаться реальное устранение препятствий, которые возникают по пути реализации субъектами их гражданских прав. Особенностями содержания материальных правовых способов защиты гражданских прав предопределяются конкретными направлениями защиты. В соответствии с этими целями материально-правовые способы защиты могут быть подразделены на восстановительные, пресекательные и штрафные.

Пресекательные меры заключаются в пресечении действий, которые нарушают право либо создают угрозу их нарушения; прекращении правовых отношений; приостановке работ; отмена актов, которые нарушают права и пр.

Восстановительные меры заключаются в восстановлении положения, которое существовало до нарушения прав; уничтожении препятствий в реализации права собственности; возврате имущества из незаконного хранения; возврате товара ненадлежащего качества; устранении недостатков реализованного товара; действиях по возмещению убытков и пр.

Штрафные меры выражаются неустойкой, отказом от приема работ и пр. Содержание пресекательных способов защиты состоит в том, что прекращаются неблагоприятные или незаконные действия, восстанавливается возможность беспрепятственного применения собственных прав.

Понятие норм материального права в гражданском процессе

Материальное право обладает собственными необходимыми, присущими ему формами процессуальной защиты. Судебное право и процесс так же обладают тесной связью друг с другом. Единый дух должны иметь судебный процесс и законодательство, ибо процесс есть лишь форма жизни закона, а значит, отображение его внутренней жизни.

Определение 1

Норма материального права является нормой, выступающей начальным регулятором отношений в обществе, т. е. правилом поведения, на основании которого принимается конкретное решение по делу юридического характера.

Эта норма является общеобязательной, формально определенной и в установленном порядке может приниматься, изменяться, обеспечиваться государством. Она обладает четко определенной структурой:

  1. Гипотезой;
  2. Диспозицией;
  3. Санкцией (которая по содержанию является мерой справедливости и свободы).

Сущность норм материального права в гражданском процессуальном праве

Гражданское процессуальное право является принудительной формой реализации семейно-правовых, гражданско-правовых и иных правовых обязанностей.

Замечание 1

Право является ничтожным без аппарата, который способен принуждать к соблюдению его норм. Этим аппаратом принуждения в большинстве случаев выступает суд.

Одновременно с этим гражданское процессуальное право без регулятивного права являлось бы бесцельным, так как роль гражданского процессуального права заключается в охране и защите существующих прав.

Связь меж процессуальным и материальным правом проявлена непосредственным образом в отдельных нормах и институтах. Во множестве случаев нормы материального права, учреждая сделочную форму, разрешают вопрос по доказательствам, которыми могут устанавливаться факты образования этого правоотношения.

Связь гражданского процессуального права с конституционным правом проявляется в том, что принципы деятельности и организации суда устанавливаются нормами материального права, изначально Конституцией РФ.

Гражданское процессуальное право обладает связью с множеством иных отраслей материального права, нормы которых суд использует в рассмотрении и разрешении гражданских дел.

Гражданское процессуальное право тесно взаимодействует с уголовным процессуальным правом. Данные правовые отрасли объединяет, прежде всего, то, что они урегулировали отношения в обществе, которые связаны с реализацией правосудия на территории России. В гражданском и уголовном процессуальном праве существуют похожие по сути принципы и институты.

Гражданское процессуальное право обладает тесной связью с арбитражным процессуальным правом. Данная связь обуславливается общностью задач судов общей юрисдикции и арбитражных судов в целях защиты субъективных прав и интересов, охраняемых законом.

В гражданском и арбитражном процессах существуют общие институтоы:

Предметом разбирательства дел могут служит споры по праву, которые возбуждаются посредством предъявления иска; разрешение и разбирательство дел производится в состязательной процессуальной форме при участии сторон и проверкой доказательств, на основании которых должны устанавливаться действительные взаимные отношения сторон.

Но если деятельность суда общей юрисдикции регламентирована материальными нормами Гражданского процессуального кодекса, то деятельность арбитражных судов урегулирована специализированными правовыми актами, которые устанавливают порядок рассмотрения споров в арбитражных судах.

Защита материальных прав в гражданском процессе

Содержанием материально-правовых способов защиты гражданских прав представляются действия, непосредственным образом направленные на устранение препятствий, которые возникают на пути реализации гражданских прав субъектами. Хоть в целом гражданско-правовые меры направляются на устранение препятствий в реализации гражданских прав, обладают восстановительным характером, их содержание представляется многообразным.

Замечание 2

По собственным целям материально-правовые действия защиты могут быть пресекательные, восстановительные и штрафные.

Особенности материально-правовых способов защиты обуславливаются соотношением специальных и общегражданских методов и средств правового регулирования. Кроме этого, необходимо понимать, что способы защиты гражданских прав предусматриваются охранительными нормами гражданского материального права.

Материально-правовыми способами защиты гражданских прав может достигаться реальное устранение препятствий, которые возникают по пути реализации субъектами их гражданских прав. Особенностями содержания материальных правовых способов защиты гражданских прав предопределяются конкретными направлениями защиты. В соответствии с этими целями материально-правовые способы защиты могут быть подразделены на восстановительные, пресекательные и штрафные.

Пресекательные меры заключаются в пресечении действий, которые нарушают право либо создают угрозу их нарушения; прекращении правовых отношений; приостановке работ; отмена актов, которые нарушают права и пр.

Восстановительные меры заключаются в восстановлении положения, которое существовало до нарушения прав; уничтожении препятствий в реализации права собственности; возврате имущества из незаконного хранения; возврате товара ненадлежащего качества; устранении недостатков реализованного товара; действиях по возмещению убытков и пр.

Штрафные меры выражаются неустойкой, отказом от приема работ и пр. Содержание пресекательных способов защиты состоит в том, что прекращаются неблагоприятные или незаконные действия, восстанавливается возможность беспрепятственного применения собственных прав.

Поощрительные и обеспечительные нормы права.

Понятие и виды охранительных норм права.

ОХРАНИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ - нормы, определяющие условия применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер. Как правило, такие нормы, содержатся в основном в нормативных актах охранительных отраслей права, содержат предписание, имеющее четко выраженную гипотезу и санкцию. Диспозиция такой нормы воспроизводится путем логической операции - логического толкования. Например, статья 5.33 «Невыполнение соглашения», содержащаяся в Кодексе РФ об административных правонарушениях, гласит: «Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, - влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до сорока минимальных размеров оплаты труда». Диспозиция данной нормы подразумевается в названии статьи, гипотеза и санкция содержатся непосредственно в тексте. По такому образцу сформулировано абсолютное большинство норм охранительных отраслей права. Несколько по иному выглядит конструкция охранительных норм в регулятивных отраслях права (см., например, ст. 761,777, 769, 1068 - 1070 ГК РФ).

Охранительные нормы выполняют функцию охраны общественного порядка. Указанные нормы вступают в дейст­вие с момента нарушения требований регулятивных и иных правовых норм.

Поощрительные нормы - это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных мер поощрения за одобряемый государством, обществом полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении ими своих обязанностей . Это, например, нормативные предписания об орденах, медалях и так далее. Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права. Эти нормы могут располагаться в различных нормативных актах, связанных между собой. Так, право Банка России на выдачу лицензий для проведения операций в иностранной валюте, предусмотренное в ст. 21 Закона РСФСР о Центральном банке РСФСР, гарантируется нормами ст. 11–18, 35 Закона РСФСР о банках и банковской деятельности 1990 г.

МАТЕРИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПРАВА - нормы, закрепляющие права и обязанности субъектов и отвечающие на вопрос: «что следует делать для их осуществления». Данная разновидность норм преимущественно закреплена в материальных отраслях права - гражданском, трудовом, земельном и др. В то же время материальные нормы могут содержаться и в процессуальном законодательстве. Например, положения, определяющие процессуальную правоспособность лиц, участвующих в уголовном или в гражданском процессе. Примером таких норм могут служить положения



ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПРАВА - нормы, закрепляющие процедуры (порядок) осуществления субъектами их прав и обязанностей и отвечающие на вопрос: «как следует осуществить материальные предписания». Это значит, что процессуальные нормы закрепляют процедуры совершения тех или иных процессуальных действий. Однако это самая общая из характерных особенностей процессуальных норм. В процессуальных нормах закрепляется технология (специально-юридический механизм) осуществления материальных норм права. Соответственно, процессуальные нормы определяют состава участников процессуальных отношений, закрепляют их процессуальные права, обязанности и ответственность, процессуальную компетенцию суда, фиксируют основания и перечень мер процессуальной ответственности, указывают на процессуальные гарантии, сроки и требования осуществления процессуальных действий. В процессуальных нормах определяются виды процессуальных производств, процессуальные режимы, стадии, из которых складываются эти производства и пр. В большинстве своем процессуальные нормы, закрепляющие процедуры совершения тех или иных юридически значимых действий, носят императивный характер, это разновидность обязывающих норм. Соответственно, формой их реализации является соблюдение или исполнение.

В подавляющем большинстве случае процессуальные нормы размещены в процессуальном законодательстве. Однако, учитывая то обстоятельство, что не всем материальным отраслям права соответствуют процессуальные, процессуальные нормы закрепляются в материальных отраслях права. При этом они обособляются в специальные главы, разделы. Так, в Кодексе РФ об административных правонарушениях содержится специальный раздел, включающий процессуальных 11 глав. Чаще всего процессуальные нормы содержатся непосредственно в текстах законов. В этом случае точнее говорить не о процессуальных, а о процедурных нормах - установлениях, закрепляющих порядок, правила осуществления определенного правового действия. К примеру, такие нормы содержатся в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Аналогичным примером может также служить Федеральный закон от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)».

Применительно к юрисдикционным видам процессуальных производств процессуальные нормы реализуются исключительно в охранительных отношениях; там где имеет место неюрисдикционное производство, процессуальные нормы реализуются в регулятивных относительных правоотношениях.

В зависимости от содержания норм международного права и их функций их можно разделить на материальные нормы и процессуальные.

1.) В материальных нормах воплощается содержание между­народного соглашения, они устанавливают права и обязанности субъектов и входят в основную часть международного договора.

Классификация материальных норм.

В зависимости от организационно-целевой направленности материальных норм их можно разделить на:

запретительные; обязывающие;

определительные;

программные;

оперативные.

Запретительные нормы содержаться, например, в принципах неприменения силы и угрозы силой и невмешательства во внутренние дела других государств («Декларация о принципах международного права». Сила…никогда не должна применяться в качестве средств урегулирования международных споров..»).

Обязывающий характер носят принципы добросовестного выполнения обязательств и мирного разрешения международных споров.

Определительные нормы устанавливают цели и направления международного сотрудничества. Наприме, Декларация тысячелетия ООН 200г.

Программные нормы регламентируют способ реа­лизации определительных норм.

Более сложную структуру имеют оперативные нормы, ко­торые включают все виды материальных норм.

Их особеннос­тью является то, что они действуют только в отношении конк­ретных субъектов и регулируют определенную сферу сотрудни­чества и рассчитаны на систематическое применение.

2.)Процессуальные нормы, хотя и относятся к нормам вто­ричного порядка, играют первостепенную роль в обеспечении и функционировании материальных норм, регламентируя меха­низм разработки материальных норм, их временную и про­странственную сферы действия, порядок их изменения и пре-кращения и механизм обеспечения их выполнения взаимодей­ствующими субъектами.

Классификация процессуальных норм

В рамках процессуальных норм выделяются:

1.) согласитель­ные нормы:

Они наиболее значимыми и сложными по составу. Они предназначены регулировать механизм применения мирных средств разрешения международных споров.

К которым, согласно Уставу ООН, относятся переговоры, обследова­ние, посредничество, примирение, арбитраж, судебные разбира­тельства, обращение к региональным органам или соглашени­ям или иное мирное средство по выбору конфликтующих сто­рон (ст. 33).

Свое название «согласительные» такие нормы получили потому, что их целью является с помощью перечисленных мир­ных средств достижение согласования позиций (компромисса), связанных с толкованием или применением международных договоров по спорному вопросу.


Среди согласительных процессуальных норм выделяются также организационные и процедурные нормы:

К организаци­онным относятся нормы, регулирующие процедуру открытия международной конференции, дату и место ее проведения, круг участников, виды и порядок принятия актов конференции либо процедуру проведения консультаций и переговоров либо сес­сий органов международных организаций.

Процедурные нормы - это разновидность согласительных норм.

Процедурные нормы регулируют порядок формирования органов международных конференций и международных орга­низаций, процедуру их работы, порядок принятия решений и других актов.

2.) принудительные процессуальные нормы. Они применяются только в исключительных случаях, если государство-нарушитель отказывается прекратить международное правонарушение либо выполнить обязательство. Например, принудительные меры военного характера…

2.7. Классификация норм международного права в зависимости от способа их осуществления

По способу осуществления нормы международного права делятся на самоисполнимые и несамоисполнимые.

1. самоисполнимые нормы международного права:

К самоисполнимым нормам международного права от­носятся те, которые не требуют для их реализации (имплементации) на национальном уровне со стороны соответствующих государственных органов действий, направленных на реформи­рование национального законодательства в целях приведения его в соответствие с нормативными предписаниями.

Так, в Законе Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-3 «О между­народных договорах Республики Беларусь» 1 указывается, что «нормы права, содержащиеся в международных договорах Рес­публики Беларусь, вступивших в силу... подлежат непосред­ственному применению, кроме случаев, когда из международно­го договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта» (ст. 33).

2. несамоисполнимые нормы международного права:

Несамоисполнимыми являются абсолютное большинство норм международного права. Причем несамоисполнимость до­говорных норм может определяться в самом тексте междуна­родного договора.

Так, в ст. 2 Международного пакта о граж­данских и политических правах 1966 г. устанавливается, что каждое государство - участник Пакта «обязуется принять все необходимые меры в соответствии со своими конституционны­ми процедурами и положениями Пакта для принятия таких законодательных мер, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, призываемых... в Пакте».

Выводы по 2-му вопросу:

Таким образом, из анализа классификационных критериев следует, что международное право включает огромный массив разнообразных норм.

§ 3. Системность международного права.

Международное право - это не просто совокупность раз­нообразных норм, но, как и национальное право, система норм, взаимодействующих и соподчиненных друг другу.

Система международного права, имея схожие свойства с национальной правовой системой, достаточно специфична.

В отличие от национальной правовой системы она характери­зуется двумя типами соотношения норм:

- отношения соподчинения, называемые иерархией норм, у-­
танавливающие связь по вертикали;

Отношения взаимодействия, обеспечивают связь по горизон­
тали.

Иерархическая зависимость норм международного права означает существование норм высшего и низшего порядка и проявляется в различных видах иерархических связей.

Выделяется общая, генеральная иерархия, согласно кото­рой высший иерархический ранг принадлежит нормам jus cogens (императивным нормам), включающим, в первую оче­редь, основные принципы международного права. «Дого­вор является ничтожным, если в момент заключения он проти­воречит императивной норме общего международного права» (ст. 53).

Кроме того, имеется договорная иерархия норм.

Например, устанавливаемая в соответствии со ст. 103 Устава ООН, со­гласно которой, если международные обязательства государств - членов ООН «окажутся в противоречии с международными обязательствами по какому-либо другому международному со­глашению, преимущественную силу имеют обязательства по... Уставу».

Особая иерархическая связь присуща нормам, закрепля­емым в актах международной организации.

Во-первых, на вершине иерархической пирамиды находится устав междуна­родной организации. Все документы, принимаемые междуна­родной организацией, не могут противоречить уставным поло­жениям.

Во-вторых, иерархия актов международной организа­ции зависит от уровня органа, принимающего их, в структуре международной организации. Например, решения Исполнитель­ного совета ЮНЕСКО (исполнительного органа) не могут про­тиворечить резолюциям Генеральной конференции (высшего органа ЮНЕСКО).

Системность обеспечивается и иными систе­мообразующими элементами. К ним относится ряд юридических предписаний - постулатов, максим, используемых как в международно-правовой, так и в национальных правовых системах, а именно: непротиворечи­вость; неретроактивность норм; изменение или отмена преды­дущей нормы последующей; приоритет специальной нормы по отношению к генеральной.

И так, вывод по3-му вопросу

§ 4. Кодификация и прогрессивное развитие международного права

Кодификация является обязательной стадией правотвор­чества в любой правовой систему способствуя ее совершен­ствованию и прогрессивному разв^ию.

Под кодификацией в международном праве понимается сложный правотворческий процесс, включающий несколько стадий:

1) выявление действующих обычных и договорных норм по
вопросу, подлежащему кодификации;

2) ревизия и пересмотр устаревших норм;

3) разработка новых норм и принципов с учетом реалий и
потребностей международных отношений;

4) закрепление всего комплекса норм и принципов в согласо-
ванном государствами международно-правовом документе:
договоре (конвенции) либо в декларации, общем акте, руко­-
водстве по практике.

Попытки кодификации международного права предприни­мались отдельными юристами уже в XVIII в. Английский юрист и философ И. Бентам подготовил «План Уложения междуна­родного». Рекомендованный им кодекс зафиксировал действу­ющие в то время преимущественно обычные нормы классичес­кого международного права.

В XIX в. уже ряд юристов подго­товили свои кодексы. Среди них Блюнчли (Швейцария), Фильд (США), Манчини и Фиоре (Италия), Каченовский (Россия), Либер (Колумбия).

Общим, что объединяло все указанные кодифика­ции, было то, что они носили частный характер, были подго­товлены на неофициальном уровне и являлись лишь система­тизацией, регистрацией действующих норм классического меж­дународного права.

Первые шаги в официальной кодификации международно­го права были сделаны в начале XIX в. созывом в 1815 г. Венского конгресса, принявшего Регламент о рамках диплома­тических агентов. В доктрине международного права этот ко­дификационный документ оценивают как свидетельство ново­го понимания кодификационного процесса. Регламент не толь­ко закреплял действующие ранги дипломатических агентов, но и вводил в международную практику новые.

Аналогичное, более широкое понимание кодификационного процесса, не ограничивающееся систематизацией норм между­народного права, но и содействующее его развитию, проявилось в ходе работы международных конференций, происходивших в

60-80-х гг. XIX в. (Женевская 1864 г., Петербургская 1868 г., Парижская 1884 г., Гаагская 1889 г.) и начале XX в. (Гааг­ские конференции 1906 г. и 1907 г.), занимавшихся кодифи­кацией норм относительно законов и обычаев морской и су­хопутной войны и мирного разрешения международных спо­ров. Принятые конференциями декларации и конвенции не толь­ко обобщали обычную и договорную практику государств, но и внесли значительный вклад в формирование и развитие меж­дународного права в области регулирования вооруженных кон­фликтов.

Новых тенденций в кодификационном процессе придержи­вались и первые международные межправительственные орга­низации Лига Наций и Международная организация труда, созданные в 1919 г. и осуществлявшие кодификационную дея­тельность. Так, в принятой Ассамблеей Лиги Наций Резолю­ции в 1927 г., касающейся созыва I конференции по кодифи­кации, подчеркивалось, что «Конференция должна руководство­ваться таким пониманием кодификации, которое не будет ог­раничиваться простой регистрацией существующих правил, а должно состоять в их максимально возможной адаптации к современным условиям международной жизни» 1 .

Что касается доктрины международного права, то под вли­янием новой практики кодификационного процесса, в ней по­явилось два подхода: большинство, особенно западноевропейс­кие юристы, придерживались старого узкого понимания коди­фикации, меньшинство - латиноамериканские юристы - были сторонниками широкой трактовки кодификации, указывая на то, что «кодификация должна быть обобщением международ­ных законов, но обобщением прогрессивным, открытым для реформ» 2 . Следует отметить, что широкая трактовка кодифи­кационного процесса получила полное признание в современ­ной доктрине.

Кодификация международного права в современном пони­мании этого процесса стала осуществляться после Второй ми­ровой войны в рамках международных межправительственных организаций - универсальных и региональных, созданных в

этот период. Это привело к использованию в международной практике двух форм кодификационной деятельности: офици­альной и неофициальной.

Официальная кодификация в настоящее время осуществ­ляется в рамках международных межправительственных кон­ференций и организаций, обладающих нормотворческой функ­цией (например, ООН, ИКАО, МОТ, ИМО, ЮНЕСКО, СЕ, СНГ, Африканский союз, ОАГ и др.).

Неофициальная кодификация проводится в рамках непра­вительственных организаций и научных учреждений (напри­мер, Институт международного права, Ассоциация междуна­родного права), неправительственными правозащитными орга­низациями.

Однако статус таких форм кодификации не одинаков. Пред­ставляется справедливой позиция А.П. Мовчана, согласно ко­торой «кодификация международного права - это вид межго­сударственной деятельности, имеющий в силу этого только официальный характер» 1 . Проекты конвенций, подготовлен­ные научными учреждениями или неправительственными орга­низациями, могут использоваться как вспомогательный мате­риал при проведении кодификации в рамках международных межправительственных организаций, так как любой неофици­альный проект не может рассматриваться как кодифицирую­щий нормативный акт, если он не получил одобрение со сто­роны государств.

Среди международных межправительственных организаций, занимающихся кодификационной деятельностью, первостепен­ная роль в кодификации норм общего международного права принадлежит Организации Объединенных Наций, в силу уни­версальности ее нормотворческой функции, регулирующей со­трудничество государств во всех областях. Уставом ООН Гене­ральной Ассамблее (далее - ГА ООН) (один из главных органов ООН) предоставлены полномочия по организации исследова­ний и даче рекомендаций в целях содействия и поощрения прогрессивного развития международного права и его кодифи­кации (ст. 13). Такая регламентация компетенции ГА ООН вызывала оживленные дискуссии в доктрине относительно того, что означают выражения «прогрессивное развитие междуна-

родного права» и «кодификация международного права» и счи­тать ли прогрессивное развитие международного права и коди­фикацию автономными или взаимосвязанными элементами еди­ного кодификационного процесса.

Спор в дальнейшем был разрешен трактовкой указанных терминов в Положении о Комиссии международного права ООН (далее - КМП ООН) 1947 г. - главном кодифицирующим органе ООН. В Положении указывалось, что выражение «прогрессив­ное развитие международного права» означает подготовку про­ектов конвенций по вопросам, которые еще не регулируются международным правом либо не имеют достаточной практики государств; выражение «кодификация» употребляется в смыс­ле более точного формулирования и систематизации междуна­родного права в тех областях, где имеется обширная государ­ственная практика, доктрина и прецеденты (ст. 15). Очевидно, что при такой трактовке кодификация и прогрессивное разви­тие международного права выступают как обязательные эле­менты кодификационного процесса, тесно взаимосвязанные друг с другом, что было подтверждено работой самой КМП ООН и других кодификационных органов.

Структурно кодификационный механизм ООН включает:

Главные органы ООН: ГА ООН, Экономический и Социальный Совет ООН (далее - ЭКОСОС);

Специальные кодификационные органы, действующие на по­
стоянной основе: КМП ООН, Комиссия по правам челове­
ка, Комитет по мирному использованию атомной энергии;

Временные кодификационные органы ad hoc, учрежденные
для разработки проекта конкретной конвенции (например,
Специальный комитет по разработке Конвенции против
транснациональной организованной преступности).

Центральное место среди перечисленных органов занимает КМП ООН, вспомогательный орган ГА ООН, учрежденный ею в 1947 г. для разработки проектов универсальных конвенций или иных кодификационных документов с целью кодификации и прогрессивного развития международного права. КМП ООН состоит из 34 членов, избираемых ГА ООН из числа кандида­тов, представленных государствами - членами ООН, сроком на пять лет. Основное требование к кандидатам - быть признан­ным авторитетом в области международного права. В составе КМП ООН не может быть двух граждан одного государства. Члены КМП ООН не являются представителями государств, а выступают ь своем личном качестве.

При формировании КМП ООН соблюдается критерий «обес­печения представительства всех главнейших форм цивилиза­ции и основных правовых систем мира» (ст. 8). Выполнение данного условия приводит к постепенному расширению соста­ва КМП ООН: от 15 членов в первые годы деятельности до 34 членов в настоящее время.

Универсальность состава КМП ООН, представляющего все регионы земного шара, можно проиллюстрировать на примере ее состава на 2002 г. Европейский регион представлен 9 юрис­тами (Англия, Испания, Германия, Франция, Финляндия, Польша, Словакия, Российская Федерация, Португалия); аме­риканский регион - 7 (США, Венесуэла, Мексика, Коста-Рика, Уругвай, Аргентина); африканский регион - 7 (Южная Афри­ка, Гана, Камерун, Уганда, Мозамбик, Танзания); арабский ре­гион - 4 (Сирия, Катар, Тунис, Бахрейн); азиатский регион - 5 (Китай, Япония, Иран, Корея, Индия).

Темы для кодификации после проведения определенных ис­следований предлагаются Комиссией международного права ООН и окончательно утверждаются резолюцией Генеральной Ассам­блеей ООН. На 2003-2006 гг. в программу кодификационной работы КМП ООН включены следующие темы: оговорки к меж­дународным договорам, дипломатическая защита, односторон­ние акты государств, ответственность международных органи­заций, международная ответственность за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом, фрагмента­ция международного права, общие природные ресурсы.

При определении тем, подлежащих кодификации, КМП ООН и ГА ООН (Шестой комитет) руководствуются следующими критериями:

а) актуальность для международного сотрудничества;

б) наличие обширной практики государств, судебных преце­
дентов и доктрины международного права;

в) имеющиеся доктринальные разногласия.

обязательства в соответствии с этим принципом».

Кодификационный процесс начинается с назначения Спе­циального докладчика и формирования рабочей группы из чле­нов КМП ООН для оказания помощи Специальному докладчи­ку в подготовке первоначального текста Проекта статей по кодифицируемой теме. КМП ООН разрабатывается вопросник, рассылаемый через Секретариат ООН государствам-членам с целью выяснения, какова законодательная, судебная и дого­ворная практика по вопросу, являющемуся объектом кодифи­кации. Получив такие материалы, Специальный докладчик с учетом доктринальных подходов готовит первоначальный Про­ект статей и представляет его на обсуждение членов КМП ООН.

Ежегодно КМП ООН представляет доклад о своей работе ГА ООН, включающий подготовленные проекты статей с ком­ментариями, содержащими:

б) выводы относительно степени согласия по каждому аспекту
доктрины и практики государств, возникших при обсужде­
нии «разногласий, а также аргументов в пользу того или
иного решения (ст. 20).

Подготовленные КМП ООН проекты отсылаются Секрета­риатом для замечаний Шестому комитету ГА ООН и государ­ствам. Спецдокладчик и рабочая группа учитывают их при даль­нейшей работе над подготовкой Проекта статей и представ­ляют вновь на рассмотрение КМП ООН. Кроме того, отдельные государства, международные межправительственные и непра­вительственные организации по своей инициативе могут зани­маться разработкой проектов статей, которые через Секретари­ат ООН представляются КМП ООН, решающей по своему ус­мотрению вопрос о возможности их использования в каче­стве вспомогательного материала.

Обширность материала, который приходится рассматривать и обобщать Спецдокладчику и членам КМП ООН, несходство позиций государств свидетельствует о сложности процесса ко­дификации международного права и обусловливает его затяж­ной, длительный характер. Так, процесс разработки Проекта статей об ответственности государств длился 45 лет с 1956 г. по 2001 г., при этом сменилось 12 специальных докладчиков, что во многом объяснялось доктринальными разногласиями и обширной разнообразной практикой государств.

Итогом работы КМП ООН является подготовка оконча­тельного Проекта статей, который затем предлагается ГА ООН для вынесения резолюции об одобрении и рекомендации государствам-членам «с целью заключения конвенции» (на­пример, Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией 56/ 589 от 12 декабря 2001 г. приняла к сведению Проект статей об ответственности государств за международно-противоправ­ные деяния, а затем предложила их государствам в качестве проекта для заключения будущей конвенции либо, сознай кон ференцию, для доработки заключения конвенции (ст. 25).

Признаки нарушения норм материального права

Нормы материального права признаются нарушенными или неправильным образом примененными, в случае если:

  • суд не применял закон, который подлежит применению;
  • суд применял закон, который не подлежит применению;
  • суд неправильно толковал закон, согласно 363 статьи ГПК РФ.

Неприменение закона как нарушение норм материального права

Неприменение закона, который подлежит применению, проявляется в тех случаях, когда суд решает дело без принятия к учету нормы права, которая регулирует рассматриваемое правовое отношение: к примеру, отказ гражданину в иске по взыскании с юридического лица неустойки за превышение сроков строительства жилого дома, предназначаемого для удовлетворения нужд в жилье истца, по этому мотиву, что договором меж истцом и подрядчиком штрафные санкции не предусматриваются, хоть в этом случае образовавшиеся отношения урегулированы Законом РФ "О защите прав потребителей", и в силу его 28 статьи, ошибочно не примененной судом, в нарушение установленных сроков исполнения работы исполнитель выплачивает потребителю неустойку в определяемом данной статьей размере.

Если суд не отметил в собственном решении закон, который он брал за руководство, но вынес решение дела на основании надлежащей нормы, нельзя делать вывод о том, что не был использован закон, который подлежит применению. Этот недостаток в судебном решения устраним судом кассационной инстанции, указывающей на закон, на основании которого дело было разрешено.

Замечание 1

Вывод о незаконности судебного решения можно сделать только в случае, если дело было разрешено в противоречии с законодательством, которое регулирует спорное правовое отношение.

Применение закона, не подлежащего применению как нарушение норм материального права

Применение закона, который не подлежит применению, обуславливается обычно неверной юридической квалификацией образовавшихся отношений.

К примеру, по иску таможенного органа об истребовании автомобиля, который не прошел таможенное оформление, суд применил к отношениям, которые регулируются таможенным законодательством, нормы гражданского права. Такое нарушение будет происходить в тех случаях, когда суд использует закон, который был введен в действие после момента возникновения спорного правового отношения и не обладающий обратной силы, или закон, который был признан утратившим силу.

Неправильное истолкование закона как нарушение норм материального права

Неправильное истолкование закона выражено в том, что суд, используя закон, который подлежит применению, неверно понял его содержание и смысл, в связи с этим делает неправильный вывод об обязанностях и правах сторон.

К примеру, используя исковую давность при заявлении третьего лица, которое не заявляет самостоятельных требований по отношению к предмету спора, и отказав в иске по такому основанию, суд неверно толкует 2 пункт 199 статьи ГК РФ, в силу которого исковая давность используется судом лишь по заявлению стороны в споре. Третьи лица могут использовать процессуальные права, исполняют процессуальные обязанности сторон по делу, но не обладают правом стороны в материальном споре, не имеют права распоряжения предметом спора, согласно 43 статьи ГПК РФ, в этой связи не обладают правом обращения с заявлением по применению исковой давности по отношению к предмету спора.

Последствия нарушения норм материального права

Неправильное применение или нарушение норм материального права представляется основанием для отмены судебного решения лишь в том случае, если оно могло привести или привело к неверному разрешению дела. Вопрос о том, как отражается допущенное судом материальное нарушение на верности судебного решения, а, следовательно, об отсутствии или наличии оснований его отмены, кассационная инстанция принимает решение для каждого конкретного случая, отталкиваясь от:

  • характера материального нарушения;
  • степени его воздействия на обязанности и права принимающих участие в деле лиц;
  • иных обстоятельств, которые имеют значение для оценки законности судебного решения суда.

Замечание 2

В 2 части 362 статьи ГПК РФ делается важная оговорка о том, что правильное судебное решение по существу не может отменяться по одним лишь формальным основаниям. Данная норма исключила возможности отмены решения только с целью устранения нарушений, которые не влияют на конечный исход дела.

Совместно с этим во 2 части 364 статьи ГПК РФ существует перечень процессуальных нарушений, являющихся абсолютным основанием для отмены судебного решения суда.

Эти нарушения ни при каком условии не могут признаваться формальными. При их наличии невозможно считать судебное разбирательство справедливым, обеспечивающим право любого быть выслушанным беспристрастным судом, который создан на основании закона. Это затронуло основные свободы и права человека, которые защищаются не лишь национальным законодательством, но и международно-правовыми нормами, которые являются в силу 15 статьи, 4 части, Конституции РФ составным элементом системы права Российской Федерации.

Кассационное определение должно содержать:

  • выводы по всем значимым юридически доводам кассационной жалобы,
  • возражения и представления на них,
  • мотивы, по которым суд приходит к собственным выводам,
  • законы, которыми суд руководствуется, а в случае отмены решения -основания, по которым оно признается необоснованным или незаконным,
  • также действия, которые суд должен совершить при новом рассмотрении дела.

Указания суда, излагаемые в определении, которым отменяется судебное решение, дело передается на новое рассмотрение, являются обязательными для суда, который вновь рассматривает данное дело в части, которая касается необходимости свершения материальных действий. Вопросы о недостоверности либо достоверности какого-либо доказательства, о преимуществе каких-либо доказательств перед иными, а также о том, какое судебное решение должно приниматься в случае нового рассмотрения дела, в таком определении не могут быть предрешенными.