Реформы высших государственных органов при Петре I. Информация к размышлению Периферия – ближняя и дальняя
Вопрос 20. Государственные реформы Петра 1.
Реформы центральных органов власти и управления: царская власть, Сенат, коллегии
Петр I стал первым абсолютным монархом (самодержцем) в истории Российского государства. Однако в некоторых работах самодержавными считаются некоторые предшественники Петра на российском престоле. Но ни великий князь Иван III, ни Иван IV (Грозный), первый на Руси официально принявший титул царя и наиболее активно утверждавший свое могущество, ни Алексей Михайлович, не стали самодержавными (абсолютными) монархами. В силу объективных причин они не могли устранить представительные органы (прежде всего Боярскую Думу) с политической арены. Только после фактического слияния всех русских земель в единое государство, отрыва царя от старой аристократии, уменьшения политической роли последней стала возможной полная ликвидация боярской Думы и Земских соборов. Таким образом, в результате объективного вызревания внутренних и внешних объективных условий, а также благодаря благоприятному стечению субъективных факторов, в России действительно утвердилось самодержавие (абсолютизм).
После прекращения созывов Земских соборов Боярская Дума оставалась по сути единственным органом, сдерживающим власть царя. Однако по мере формирования в Российском государстве новых органов власти и управления Дума уже к началу XVIII века прекратила действовать как орган представительной власти боярства.
В 1699 г. была создана Ближняя канцелярия (учреждение, осуществлявшее административно-финансовый контроль в государстве). Формально она являлась канцелярией Боярской Думы, но ее работой руководил приближенный Петру I сановник (Никита Зотов). Заседания все более сокращавшейся Боярской Думы стали происходить в Ближней канцелярии. В 1708 г. в заседаниях Думы участвовало как правило 8 человек, все они управляли различными приказами, и это совещание получило название Консилии министров. Этот совет превратился в Верховный орган власти, который в отсутствие царя управлял не только Москвой, но и всем государством. Бояре и судьи оставшихся приказов должны были съезжаться в Ближнюю канцелярию по три раза в неделю для решения дел.
Консилия министров в отличие от Боярской Думы заседала без царя и главным образом была занята выполнением его предписаний. Это был распорядительный совет, отвечавший перед царем. В 1710 г. этот совет состоял из 8 членов. Все они управляли отдельными приказами, а бояр – думцев, ничем не управляющих, не было: одни действовали в провинции, других просто не созывали в Думу. И Дума, таким образом, к 1710 г. сама собою превратилась в довольно тесный совет министров (министрами и называются члены этого тесного совета в письмах Петра, в бумагах и актах того времени).
После образования Сената Консилия министров (1711) и Ближняя канцелярия (1719) и прекратили свое существование.
В начале XVIII века устраняется и духовный противовес единоличной власти царя. В 1700 г. десятый российский патриарх скончался, а выборы нового главы православной церкви не были назначены. 21 год патриарший престол оставался незанятым. Церковными делами руководил поставленный царем «местоблюститель», которого сменила в последствии Духовная коллегия. В Регламенте Духовной коллегии (1721) верховенство власти царя получает юридическое закрепление: «Монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться сам Бог повелевает». Следовательно, образование Духовной коллегии символизировало превращение церковного управления в одну из отраслей государственного управления и свидетельствовало о подчинении церкви царю.
Царь сохранял функции высшего судьи в государстве. Он возглавлял все вооруженные силы. Все акты органов власти, управления и суда издавались от его имени, в его исключительной компетенции было объявление войны, заключение мира, подписание договоров с иностранными государствами. Монарх рассматривался как верховный носитель законодательной и исполнительной власти.
Усиление власти монарха, свойственное абсолютизму, выразилось и в некоторых внешних атрибутах, важнейшим из которых явилось провозглашение царя императором. В 1721 г. в связи с победой России в Северной войне Сенат и Духовный Синод преподнесли Петру I титул «Отца Отечества, Императора Всероссийского». Этот титул со временем был признан зарубежными державами и перешел к его преемникам.
22 февраля 1711 г. Петр собственноручно написал указ о составе Сената, который начинался фразой: «Определили быть для отлучек Наших Правительствующий Сенат для управления…». Все члены Сената были назначены царем из числа его непосредственного окружения (первоначально - 8 человек). Все назначения и отставки сенаторов происходили по именным царским указам. Сенат не прерывал своей деятельности и был постоянно действующим государственным органом. Правительствующий Сенат учреждался в качестве коллегиального органа, в компетенцию которого входило: отправление правосудия, решение финансовых вопросов, общие вопросы управления торговлей и другими отраслями хозяйства.
Таким образом, Сенат был высшим судебным, управленческим и законосовещательным учреждением, которое выносило на рассмотрение различные вопросы для законодательного разрешения монархом.
Указом от 27 апреля 1722г. «О должности Сената» Петр I дал подробные предписания по важным вопросам деятельности Сената, регламентируя состав, права и обязанности сенаторов, установил правила взаимоотношений Сената с коллегиями, губернскими властями и генерал-прокурором. Издаваемые Сенатом нормативные акты не имели высшей юридической силы закона, Сенат принимал лишь участие в обсуждении законопроектов и давал толкование закона. Сенат возглавлял систему государственного управления и был по отношению ко всем другим органам высшей инстанцией.
Структура Сената складывалась постепенно. Первоначально Сенат состоял из сенаторов и канцелярии, позднее в его составе сформировалось два отделения: Расправная палата - по судебным делам (существовала в качестве особого отделения до учреждения Юстиц-коллегии) и Сенатская контора по вопросам управления.
Сенат имел свою канцелярию, которая делилась на несколько столов: секретный, губернский, разрядный, фискальный и приказный. До учреждения Сенатской конторы она была единственным исполнительным органом Сената. Определялось отделение канцелярии от присутствия, которое действовало в трех составах: общее собрание членов, Расправная палата и Сенатская контора в Москве. В состав Расправной палаты входили два сенатора и назначаемые Сенатом судьи, которые ежемесячно подавали в Сенат рапорты о текущих делах, штрафах и розысках. Приговоры Расправной палаты могли быть отменены общим присутствием Сената. Компетенцию Расправной палаты определил Сенатский приговор (1713 г.): рассмотрение жалоб на неправое решение дел губернаторами и приказами, фискальные донесения.
Сенат имел вспомогательные органы (должности), в составе которых не было сенаторов, такими органами были рекетмейстер, герольдмейстер, губернские комиссары.
Должность рекетмейстера была учреждена при Сенате в 1720 г., в обязанности рекетмейстера входил прием жалоб на коллегии и канцелярии. Если жаловались на волокиту - рекетмейстер лично требовал ускорения дела, если были жалобы на «неправосудие» коллегий, то, рассмотрев дело, он докладывал его Сенату.
В обязанности герольдмейстера (должность была учреждена в 1722 г.) входило составление списков всего государства, дворян, наблюдение за тем, чтобы от каждой дворянской фамилии в гражданской службе было не более 1/3.
Должности губернских комиссаров, которые следили за поместными, военными, финансовыми делами, набором рекрутов, содержанием полков, были введены Сенатом в марте 1711 г. Губернские комиссары занимались непосредственно исполнением указов, присылаемых Сенатом и коллегиями.
Указами от 11 декабря 1717 г. «О штате Коллегий и о времени открытия оных» и от 15 декабря 1717 г. «О назначении в Коллегиях Президентов и Вице – Президентов» было создано 9 коллегий: Иностранных дел, Камер, Юстиц, Ревизион, Воинская, Адмиралтейская, Коммерц, Штатс-контор, Берг и Мануфактур.
В Компетенцию Коллегии иностранных дел, заменившей собой Посольскую канцелярию, по указу от 12 декабря 1718 г. входило ведать «всякими иностранными и посольскими делами», координировать деятельность дипломатических агентов, заведовать сношениями и переговорами с иностранными послами, осуществлять дипломатическую переписку. Особенностями коллегии являлось то, что в ней «никаких судных дел не судят».
Камер-коллегия осуществляла высший надзор за всеми видами сборов (таможенные пошлины, питейные сборы), наблюдала за хлебопашеством, собирала данные о рынке и ценах, контролировала соляные промыслы и монетное дело. Камер-коллегия имела своих представителей в губерниях.
Юстиц-коллегия осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям, гражданским и фискальным делам, возглавляла разветвленную судебную систему, состоявшую из провинциальных нижних и городских судов, а также надворных судов. Действовала как суд первой инстанции по спорным делам. Ее решения могли быть обжалованы в Сенате.
Ревизион-коллегии предписывалось осуществлять финансовый контроль за использованием государственных средств центральными и местными органами «ради порядочного в приходе и расходе исправления и ревизии всех счетных дел». Ежегодно все коллегии и канцелярии присылали в коллегию счетные выписки по составленным ими приходным и расходным книгам, и в случае несходства Ревизион-коллегия судила и наказывала чиновников за преступления по доходам и счетам. В 1722 г. функции коллегии были переданы Сенату.
На Воинскую коллегию возлагалось управление «всеми воинскими делами»: комплектование регулярной армии, управление делами казачества, устройство госпиталей, обеспечение армии. В системе Военной коллегии находилась военная юстиция, состоящая из полковых и генеральных кригсрехтов.
Адмиралтейская коллегия ведала «флот со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлениями» В ее состав входили Военно-морская и Адмиралтейская канцелярии, а также Мундирная, Вальдмайстерская, Академическая, Канальная конторы и Партикулярная верфь.
Коммерц-коллегия содействовала развитию всех отраслей торговли, особенно внешней. Коллегия осуществляла таможенный надзор, составляла таможенные уставы и тарифы, наблюдала за правильностью мер и весов, занималась постройкой и снаряжением купеческих судов, выполняла судебные функции.
Штатс-контор-коллегия осуществляла контроль за государственными расходами, составляла государственный штат (штат императора, штаты всех коллегий, губерний, провинций). Она имела свои провинциальные органы - рентереи, которые являлись местными казначействами.
В круг обязанностей Берг-коллегии входили вопросы металлургической промышленности, управление монетными и денежными дворами, закупка золота и серебра за границей, судебные функции в пределах ее компетенции. Была создана сеть местных органов. Берг-коллегия была объединена с другой - Мануфактур-коллегией «по сходству их дел и обязанностей» и как одно учреждение просуществовало до 1722 г. Мануфактур коллегия занималась вопросами всей промышленности, исключая горнодобывающую, и управляла мануфактурами Московской губернии, центральной и северо-восточной части Поволжья и Сибири. Коллегия давала разрешение на открытие мануфактур, обеспечивала выполнение государственных заказов, предоставляла различные льготы промышленникам. Также в ее компетенцию входило: ссылка осужденных по уголовным делам на мануфактуры, контроль технологии производства, снабжение заводов материалами. В отличие от других коллегий она не имела своих органов в провинциях и губерниях.
Также в 1721 году была образована Духовная коллегия, преобразованная затем в 1722 г. в Святейший правительствующий синод, который уравнивался в правах с Сенатом и подчинялся непосредственно царю. Синод был главным центральным учреждением по церковным вопросам. Он назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинами и отправлял судебные функции в отношении таких преступлений, как ересь, богохульство, раскол и т.д. Особо важные решения принимались общим собранием - конференцией.
Малороссийская коллегия была образована указом от 27 апреля 1722 г. с целью «Ограждать малороссийский народ» от «неправедных судов» и «утеснений» налогами на территории Украины. Она осуществляла судебную власть, ведала сборами податей на Украине.
Всего к концу первой четверти ХVIII в. существовало 13 коллегий, которые стали центральными государственными учреждениями, формируемыми по функциональному принципу. Кроме того, существовали и другие центральные учреждения (например, образованная в 1718 г. Тайная канцелярия, ведавшая сыском и преследованиями по политическим преступлениям, Главный магистрат, образованный в 1720 г. и управлявший городским сословием, Медицинская канцелярия).
В отличие от приказов, действовавших на основании обычая и прецедента, коллегии должны были руководствоваться четкими правовыми нормами и должностными инструкциями.
Наиболее общим законодательным актом в этой области был Генеральный регламент (1720), представлявший собой устав деятельности государственных коллегий, канцелярий и контор и определявший состав их членов, компетенцию, функции, порядок деятельности. Последующее развитие принципа чиновной, бюрократической выслуги нашло отражение в петровской «Табели о рангах» (1722). Новый закон разделил службу на гражданскую и военную. В нем было определено 14 классов, или рангов, чиновников. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином. Чины с 14-го по 9-й тоже давали дворянство, но только личное.
Принятие «Табели о рангах» свидетельствовало о том, что бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило начало аристократическое. Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими для продвижения по службе. Признаком бюрократии как системы управления являются вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции.
Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность, отрицательными - его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.
Для контроля за деятельностью госаппарата Петр I своими указами от 2 и 5 марта 1711 г. создал фискалатат (от лат. fiscus - государственная казна) как особую отрасль сенатского управления («учинить фискалов во всяких делах»). Глава фискалов - обер-фискал - состоял при Сенате, который «ведал фискалов». Одновременно фискалы были и доверенными лицами царя. Последний назначал обер-фискала, который приносил присягу царю и был ответственен перед ним. Указ от 17 марта 1714 г. наметил компетенцию фискалов: проведывать про все, что «ко вреду государственному интересу быть может»; докладывать «о злом умысле против персоны его величества или измене, о возмущении или бунте», «не вкрадываются ли в государство шпионы», а также борьба со взяточничеством и казнокрадством. Основной принцип определения их компетенции – «взыскание всех безгласных дел».
Сеть фискалов расширялась и постепенно выделились два принципа формирования фискальства: территориальный и ведомственный. Указом 17 марта 1714 г. предписывалось в каждой губернии «быть по 4 человека в том числе провинциал-фискалам из каких чинов достойно, также и из купечества». Провинциал-фискал наблюдал за городовыми фискалами и один раз в год «учинял» контроль за ними. В духовном ведомстве во главе организации фискалов стоял протоинквизитор, в епархиях - провинциал-фискалы, в монастырях - инквизиторы.
Со временем предполагалось ввести фискальство во всех ведомствах. После учреждения Юстиц-коллегии фискальские дела перешли в ее ведение и попадали под контроль Сената, а с учреждением должности генерал-прокурора фискалы стали подчиняться ему. В 1723 г. был назначен генерал-фискал, который был высшим органом для фискалов. В соответствии с указами (1724 и 1725гг.) он имел право требовать к себе любое дело. Его помощником был обер-фискал.
Если фискалы находились частично в ведении Сената, то генерал-прокурор и обер-прокуроры отчитывались только перед императором. Прокурорский надзор распространялся даже на Сенат. Указ от 27 апреля 1722г. «О должности генерал-прокурора» устанавливал его компетенцию, в которую входило: присутствие в Сенате и осуществление контроля за фискалами. Генерал-прокурор имел право: ставить вопрос перед Сенатом для выработки проекта решения, представляемого императору на утверждение, выносить протест и приостанавливать дело, сообщая об этом императору.
Поскольку генерал-прокурору был подчинен институт фискалов, то прокуратура руководила и негласным агентурным надзором.
Прокурор коллегии должен был присутствовать на заседаниях коллегий, осуществлял надзор за работой учреждения, контролировал финансы, рассматривал донесения фискалов, проверял протоколы и другую документацию коллегии.
Дополняла систему надзирающих и контролирующих государственных органов Тайная канцелярия, в обязанность которой входил надзор за работой всех учреждений, в том числе Сената, Синода, фискалов и прокуроров.
" |
БЛИЖНЯЯ КАНЦЕЛЯРИЯ, государственное учреждение в России, занимавшееся главным образом организацией государственного контроля; в различные периоды сочетала в своей деятельности элементы высшего и центрального управления. Как орган с законодательно определёнными полномочиями впервые упомянута в указе царя Петра I от 14(25).3.1701 (по некоторым данным, существовала уже в 1697 или 1699). Находилась в Москве, с 1714 года в Санкт-Петербурге. Подчинялась непосредственно царю, возглавлялась генерал-президентом Н. М. Зотовым. В 1701-11 годах в Ближнюю канцелярию из приказов, Ратуши и (с 1710) из губерний регулярно поступали ведомости о приходах и расходах денежной казны, а отчасти и о платёжеспособности населения духовных и светских земельных владений и состоянии различных объектов казённого хозяйства. Ближняя канцелярия вела дела по запросам Артиллерийского приказа, Большой казны приказа, Разрядного приказа и др. об источниках выплат на отдельные военные нужды и «учиняла» по полученным данным сводные «росписи». По повелению Петра I от 25.1(5.2).1705 регистрировала все именные указы вне зависимости от того, где и какому учреждению они были «объявлены» (т. о., «хранение законов» делалось новой государственной функцией Ближней канцелярии, позднее вменённой Сенату). Это поставило Ближнюю канцелярию в особое положение относительно прочих государственных органов, обязанных сообщать ей о таких актах. Указом от 22.1(2.2).1714 на Ближнюю канцелярию возложена проверка денежных отчётов приказов и губерний путём их сопоставления с подлинными приходными и расходными книгами. Также предполагалось в течение 1,5 лет рассмотреть обращение сумм на местах с момента создания губерний, однако Ближняя канцелярия с этой задачей не справилась. После издания в декабре 1717 года указов о создании Ревизион-коллегии началась подготовка к ликвидации Ближней канцелярии. В декабре 1718 года её подьячие причислены к Юстиц-коллегии, а сама Ближняя канцелярия упразднена.
Неоднозначность терминологии фрагментарно сохранившихся документов породила разногласия в определении компетенции и статуса Ближней канцелярии. Некоторые историки считают её высшим институтом власти, тождественным Консилии министров или (реже) Боярской думе, и прямой предшественницей Сената (С. А. Петровский, Н. Я. Токарев и др.); другие - типичным для 17 века приказом, аппарат которого использовался и для оформления «приговоров» Консилии министров (Е. В. Анисимов и др.); третьи - канцелярией Боярской думы (Консилии министров) с самостоятельным кругом функций центрального государственного учреждения (П. Н. Милюков, В. О. Ключевский и др.) или личной канцелярией Петра I - предшественницей Кабинета Его (Её) Императорского Величества.
Лит.: Петровский С. А. О Сенате в царствование Петра Великого. М., 1875; Токарев Н. Я. Ближняя канцелярия при Петре Великом и ее дела // Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве Министерства юстиции. М., 1888. Кн. 5; Милюков П. Н. Государственное хозяйство России в 1-й четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого. СПб., 1892; Ключевский В. О. Боярская Дума Древней Руси. 5-е изд. П., 1919 (репринт - М., 1994); Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в 1-й четверти XVIII век СПб., 1997.
БЛИЖНЯЯ КАНЦЕЛЯРИЯ
Существовала недолго при Петре Великом. Открыта была еще до учреждения Правит. Сената? в 1705 г. при Золотой Думе, вверху, для собрания данных по производству в разных установлениях того времени, в особенности приказах, важнейших государственных дел и для немедленного представления государю справок, когда он таковых потребует. При самом ее открытии ей повелено завести книгу, в которую вносить все состоявшиеся (с 1 января 1705) именные указы (1-ое П. С. З. ¦ 2022). Все важнейшие бумаги главные царские слуги (министры) должны были подписывать в Б. К., для чего съезжались туда три раза в неделю (2188). В нее должны были поступать из всех губерний ведомости о доходах и расходах (2270, 7319). Затем этой же канцелярии Петр поручил ревизию всех денежных счетов и расходов, произведенных присутственными местами (2763, 2996, 2912). Но средств для выполнения этой важной функции, которую Петр стремился сделать новою государственною функциею, у Б. К. не было; пришлось обращаться к старому московскому методу: для поверки приходных и расходных книг вызывать из присутственных мест приказов и губерний дьяков (¦ 2851). С проведением реформы государственных установлений, когда дело контроля и ревизии предположено было возложить на Ревизион-коллегию, Б. канцелярия оказалась излишнею и была упразднена.
Проф. И. Андреевский.
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое БЛИЖНЯЯ КАНЦЕЛЯРИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- БЛИЖНЯЯ КАНЦЕЛЯРИЯ
канцелярия, орган административно-финансового контроля над деятельностью государственных учреждений России (1699-1719), основанный Петром I. Б. к. являлась канцелярией Боярской думы … - БЛИЖНЯЯ КАНЦЕЛЯРИЯ
существовала недолго при Петре Великом. Открыта была еще до учреждения Правит. Сената — в 1705 г. при Золотой Думе, вверху, … - КАНЦЕЛЯРИЯ
(от поздне лат. cancellarius - письмоводитель) 1) отдел учреждения; отдел учреждения, ведающий его служебной перепиской, оформлением текущей документации; 2) некоторые … - КАНЦЕЛЯРИЯ
(позднелат. cancellarius - письмоводитель) - 1) отдел организации, учреждения, ведающий делопроизводством, служебной перепиской, оформлением текущей документации; 2) название ряда государственных … - БЛИЖНЯЯ в Словаре экономических терминов:
ДУМА (ТАЙНАЯ ДУМА, КОМНАТНАЯ ДУМА) - совет наиболее близких к Великому князю (а затем Царю) деятелей; действовал в Русском государстве … - КАНЦЕЛЯРИЯ
(от позднелат. cancellarius - письмоводитель) 1) отдел учреждения, ведающий делопроизводством. 2) Название некоторых государственных учреждений в России 18 - нач. … - КАНЦЕЛЯРИЯ в Энциклопедическом словарике:
и, ж. Отдел учреждения, ведающий его служебной перепиской, оформлением текущей документации, а также помещение, где находится такой отдел. Канцелярист - … - КАНЦЕЛЯРИЯ в Энциклопедическом словаре:
, -и, ж. Отдел учреждения, ведающий служебной перепиской, оформлением текущей документации. * Небесная канцелярия (разг. шутл.) - о силах, будто … - КАНЦЕЛЯРИЯ
"КАНЦЕЛ́ЯРИЯ ОТ СТРОЕНИЙ", гос. учреждение в С.-Петербурге (1706-97), контролировало стр-во в городе и осуществляло подготовку мастеров строит. дела; ведало "живописной … - КАНЦЕЛЯРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
КАНЦЕЛ́ЯРИЯ (от позднелат. cancellarius - письмоводитель), отдел учреждения, ведающий делопроизводством. Назв. нек-рых гос. учреждений в России 18 - нач. 20 … - БЛИЖНЯЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
БЛ́ИЖНЯЯ ДУМА, совет немногих доверенных лиц царя (вел. князя) в России 15 - нач. 18 вв.; в сер. 16 в. … - КАНЦЕЛЯРИЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
канцеля"рия, канцеля"рии, канцеля"рии, канцеля"рий, канцеля"рии, канцеля"риям, канцеля"рию, канцеля"рии, канцеля"рией, канцеля"риею, канцеля"риями, канцеля"рии, … - КАНЦЕЛЯРИЯ в Тезаурусе русской деловой лексики:
Syn: … - КАНЦЕЛЯРИЯ в Новом словаре иностранных слов:
(лат. cancellarla) отдел учреждения, ведающий его служебной перепиской, оформлением текущей … - КАНЦЕЛЯРИЯ в Словаре иностранных выражений:
[лат. cancellarla] отдел учреждения, ведающий его служебной перепиской, оформлением текущей … - КАНЦЕЛЯРИЯ в Тезаурусе русского языка:
Syn: … - КАНЦЕЛЯРИЯ в словаре Синонимов русского языка:
диван, … - КАНЦЕЛЯРИЯ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
ж. 1) а) Отдел учреждения, ведающий делопроизводством. б) В названиях некоторых государственных учреждений (в Российском государстве до 1917 г.). в) … - КАНЦЕЛЯРИЯ в Словаре русского языка Лопатина:
канцел`ярия, … - КАНЦЕЛЯРИЯ в Полном орфографическом словаре русского языка:
канцелярия, … - КАНЦЕЛЯРИЯ в Орфографическом словаре:
канцел`ярия, … - КАНЦЕЛЯРИЯ в Словаре русского языка Ожегова:
отдел учреждения, ведающий служебной перепиской, оформлением текущей … - КАНЦЕЛЯРИЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
(от позднелат. cancellarius - письмоводитель), 1) отдел учреждения, ведающий делопроизводством. 2) Название некоторых государственных учреждений в России 18 - нач. … - КАНЦЕЛЯРИЯ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
канцелярии, ж. (польск. kancelarya). 1. Отделение какого-н. учреждения, занятое делопроизводством, составлением бумаг. Удостоверение вам напишут в канцелярии. Канцелярия университета. Справки … - КАНЦЕЛЯРИЯ в Толковом словаре Ефремовой:
канцелярия ж. 1) а) Отдел учреждения, ведающий делопроизводством. б) В названиях некоторых государственных учреждений (в Российском государстве до 1917 г.). … - КАНЦЕЛЯРИЯ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
ж. 1. Отдел учреждения, ведающий делопроизводством. отт. В названиях некоторых государственных учреждений (в Российском государстве до 1917 г.). отт. Помещение, … - КАНЦЕЛЯРИЯ в Большом современном толковом словаре русского языка:
I ж. Отдел учреждения, ведающий делопроизводством. II ж. разг. Чьи-либо деловые бумаги, документы и т.п. (обычно с оттенком шутливости … - БЛИЖНЯЯ ДУМА в Однотомном большом юридическом словаре:
- совет немногих доверенных лиц царя (великого князя) в России XV - начале XVIII вв.; в середине XVi в. фактическое … - БЛИЖНЯЯ ДУМА в Большом юридическом словаре:
- совет немногих доверенных лиц царя (великого князя) в России XV - начале XVIII вв.; в середине XVI в. фактическое … - БЛИЖНЯЯ ПОЛУБЯНКА
397834, Воронежской, … - БЛИЖНЯЯ ИГУМЕНКА в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
308515, Белгородской, … - БЛИЖНЯЯ ХАЯНКА ЛУЧШЕ ДАЛЬНЕЙ ХВАЛЕНКИ.
- БЛИЖНЯЯ СОЛОМКА ЛУЧШЕ ДАЛЬНЕГО СЕНЦА. в Пословицах русского народа Даля.
- БЛИЖНЯЯ ДУМА в Большом энциклопедическом словаре:
совет немногих доверенных лиц царя (великого князя) в России 15 - нач. 18 вв.; в сер. 16 в. фактическое правительство … - КАНЦЕЛЯРИЯ ОТ СТРОЕНИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
от строений", государственное учреждение в Петербурге, контролировавшее строительство в городе и осуществлявшее подготовку мастеров строительного дела. Существовала в 1706-97. Основано … - ИСПАНИЯ БЛИЖНЯЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
Ближняя (Hispania Citerior), римская провинция на восточном побережье Испании; образована в 197 до н. э. (главный город - Новый Карфаген). … - в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
учреждение, состоящее в непосредственном ведении Государя. При Петре I Собств. канцелярия государя называлась кабинетом. При Петре II кабинету была подчинена … - СОБСТВЕННАЯ ЕГО ИМПЕРАТОРЕКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
? учреждение, состоящее в непосредственном ведении Государя. При Петре I Собств. канцелярия государя называлась кабинетом. При Петре II кабинету была … - РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ в Цитатнике Wiki.
- АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ в Цитатнике Wiki:
Data: 2009-07-25 Time: 12:35:57 = А = * Аппетит находится между зубами * Ашуга счастье, когда свадьба, муллы - когда … - МЕЧ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
ГЕРМАНО-ШВЕЙЦАРСКИЙ — двуручный рыцарский меч с развитой гардой, ближняя к черену часть (300 мм) клинка не имеет заточки и … - в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
Ближняя Полубянка, Воронежской, … - в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
Ближняя Игуменка, Белгородской, … - ПЕСН 6
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Песнь песней Соломона. Глава 6 Главы: 1 2 3 4 … - ПЕСН 5 в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Песнь песней Соломона. Глава 5 Главы: 1 2 3 4 … - ПЕСН 4 в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Песнь песней Соломона. Глава 4 Главы: 1 2 3 4 … - ПЕСН 2 в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Песнь песней Соломона. Глава 2 Главы: 1 2 3 4 … - ПЕСН 1 в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Песнь песней Соломона. Глава 1 Главы: 1 2 3 4 … - ЛЕВ 21 в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Левит. Глава 21 Главы: 1 2 3 4 5 6 … - ИЕЗ 48 в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга пророка Иезекииля. Глава 48 Главы: 1 2 3 4 …
Ближняя канцелярия
орган административно-финансового контроля над деятельностью государственных учреждений России (1699≈1719), основанный Петром I. Б. к. являлась канцелярией Боярской думы. С 1701 возглавлялась Н. Зотовым. В 1708≈10 в Б. к. собирались начальники (до 8 чел.) важнейших приказов, которые составляли «консилию министров», являвшуюся прямым предшественником Сената. В канцелярию поступали ежемесячно финансовые отчёты приказов, а затем губерний, на основании которых составлялись годовые балансовые ведомости. Упразднена с учреждением коллегий; функции Б. к. были переданы Ревизион-коллегии.
Лит.: Очерки истории СССР. Период феодализма. Россия в первой четверти XVIII в., М., 1954, с. 304≈05.
Википедия
Ближняя канцелярия
С проведением реформы государственных установлений, когда дело контроля и ревизии предположено было возложить на Ревизион-коллегию, ближняя канцелярия оказалась излишнею и была упразднена.
В 1699-1719 гг. орган административно-финансового контроля за деятельностью всех государственных учреждений. Утратила значение в связи с образованием Сената.
Смотреть значение Ближняя Канцелярия в других словарях
Канцелярия
— канцелярии, ж. (польск. kancelarya). 1. Отделение какого-н. учреждения, занятое делопроизводством, составлением бумаг. Удостоверение вам напишут в канцелярии. университета.........
Толковый словарь Ушакова
Канцелярия Ж.
— 1. Отдел учреждения, ведающий делопроизводством. // В названиях некоторых государственных учреждений (в Российском государстве до 1917 г.). // Помещение, где сосредоточено........
Толковый словарь Ефремовой
Канцелярия
— -и; ж. [лат. cancellaria] Отдел учреждения, занятый делопроизводством. Работать в канцелярии. // Помещение этого отдела. К. находится на втором этаже.
◊ Небесная канцеля́рия.........
Толковый словарь Кузнецова
— -
совет наиболее близких к Великому князю (а затем Царю) деятелей; действовал в Русском государстве с XV в. по начало XVIII в.
наряду с Боярской думой В середине XVI........
Экономический словарь
Вальдмейстерская Канцелярия
— - создана по Указу императора Петра 1 от 17.06.1719 г. при коллегии морского ведомства (Адмиралтействе) для управления лесами.
Экономический словарь
Канцелярия
— подразделение, отдел учреждения, организации, ведающий делопроизводством, служебной перепиской, оформлением документации.
Экономический словарь
Тайная Канцелярия
— - в России - центральное государственное
учреждение, орган политического следствия и суда Создана Петром 1 в феврале 1718г. для следствия по делу царевич Алексея Петровича.........
Экономический словарь
Экономический словарь
Канцелярия
— Заимствование из польского, в котором kancelaria – "канцелярия" восходит к латинскому сапсеШ – "решетка".
Этимологический словарь Крылова
Ближняя Дума
— - совет немногих доверенных лиц царя (великого князя) в России XV - начале XVIII вв.; в середине XVI в. фактическое правительство (Избранная рада). Во второй половине XVII в. названа........
Юридический словарь
Ближняя Дума (комната)
— - в XVI-XVII вв. неофициальный орган государственного управления, состоявший из наиболее приближенных к царю бояр.
Юридический словарь
Ближняя Дума (тайная Дума, Комнатная Дума)
— - совет наиболее близких к Великому князю (а затем Царю) деятелей; действовал в Русском государстве с XV в. по начало XVIII в. наряду с Боярской думой В середине XVI в БД была........
Юридический словарь
Ближняя Канцелярия
— - в 1699-1719 гг. орган административно-финансового контроля за деятельностью всех государственных учреждений. Утратила значение в связи с образованием Сената.
Юридический словарь
Канцелярия
— (от позднелат. cancellarius - письмоводитель) - 1) отдел учреждения; отдел учреждения, ведающий его служебной перепиской, оформлением текущей документации; 2) некоторые государственные........
Юридический словарь
Канцелярия Конфискации
— - в нач. XVIII в. орган, организующий и обеспечивающий конфискационные акции по приговору суда.
Юридический словарь
Канцелярия Сената
— - структурное подразделение Сената, орган его делопроизводства.
Юридический словарь
Канцелярия Тайных Розыскных Дел
— - высшее контрольно-розыскное и надзорное учреждение империи, прототип тайной полиции. Функционировала в 1731-1762 гг. Впоследствии преобразована в Тайную экспедицию Сената.
Юридический словарь
Собственная Его Величества Канцелярия
— - орган государственного управления России в кон. XVIII в. - 1917 гг. С 1826 г. центральное звено системы отраслевого управления. Состояла из 6 отделений; деятельность координировалась........
Юридический словарь
Тайная Канцелярия
— - в России XVIII в. одно из центральных государственных учреждений, орган политического следствия и суда. Учреждена Петром 1 в 1718 г. для проведения следствия по делу царевича........
Юридический словарь
— - высший орган политического сыска в России в 1731-1762 гг.
Юридический словарь
Тайная Розыскных Дел Канцелярия В России В 1731 -1762 Гг.
— . - высший орган политического сыска.
Юридический словарь
Ближняя Дума
— совет немногих доверенных лиц царя (великого князя) вРоссии 15 - нач. 18 вв.; в сер. 16 в. фактическое правительство (Избраннаярада). Во 2-й пол. 17 в. названа Комнатной думой или Тайной думой.
Медицинская Канцелярия
— (истор.) высший орган управления медицинским делом в России в 18 в. (1721-1763); в дальнейшем была преобразована в Медицинскую коллегию.
Большой медицинский словарь
Канцелярия
— (от позднелат. cancellarius - письмоводитель) - 1) отделучреждения, ведающий делопроизводством. 2) Название некоторыхгосударственных учреждений в России 18 - нач. 20 вв. (Тайная........
Большой энциклопедический словарь
Канцелярия От Строений
— государственное учреждение в Санкт-Петербурге(1706-97), контролировало строительство в городе и осуществляло подготовкумастеров строительного дела; ведало "живописной........
Большой энциклопедический словарь
Собственная Его Императорского Величества Канцелярия
— личная канцелярияроссийского императора (кон. 18 в.-1917). Имела ряд отделений; крупнейшие - Второе отделение и Третье отделение.
Большой энциклопедический словарь
Тайная Канцелярия
— орган политического сыска в Санкт-Петербурге (1718-26)по делу царевича Алексея Петровича и близких к нему лиц - противниковреформ Петра I.
Большой энциклопедический словарь
Тайная Розыскных Дел Канцелярия
— высший орган политического сыска вРоссии в 1731-62.
Большой энциклопедический словарь
Ближняя Дума
— Тайная дума, Комнатная дума, - совет наиболее близких к вел. князю, а затем царю деятелей; действовал в Рус. гос-ве в 15 - нач. 18 вв. наряду с Боярской думой. При Василии III........
Ближняя Канцелярия
— орган адм.-финанс. контроля над деятельностью гос. учреждений России (1699-1719); являлась канцелярией Боярской думы. Учреждена Петром I. Возглавлялась Н. Зотовым. В Б. к. собирались........
Советская историческая энциклопедия