Решение суда по концепции фактического получателя дохода в пользу налогоплательщика (дело «НПО «Цифровые телевизионные системы»). Как сделать международный запрос документов? Направление фнс международных запросов арбитражный суд

ФНС России решила усилить ответственность своих должностных лиц за результаты работы по представлению интересов в судебных спорах с налогоплательщиками. Соответствующий приказ ФНС России от 14 октября 2016 г. № ММВ-7-18/560@ "Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах" уже подписан руководством службы.

Налогоплательщики стали чаще выигрывать суды

Новый порядок защиты интересов понадобился налоговикам для того, чтобы повысить эффективность защиты интересов в судах, а также препятствовать формированию судебной практики, которая влечет за собой бюджетные потери из-за отмены решений ФНС о штрафах и других санкций к налогоплательщиков. В связи с э этим налоговики решили выработать единые принципы и правила в ходе участия в судебных процессах. Такие меры прямо связаны с выросшей в последнее время положительных решений судов всех уровней в пользу налогоплательщиков.

Приказом перераспределены полномочия должностных лиц ФНС по защите в судах, теперь главную роль в этом вопросе должны играть начальники территориальных инспекций. Именно к их задачам отнесен контроль за направлением в суды только обоснованных и подтвержденных доказательствами заявлений. Должностные лица должны тщательно подготавливать отзывы и внимательно относится к разработке апелляционных, кассационных и надзорных жалоб и других процессуальных документов. Очень важню роль играет участие представителей ФНС в делах о банкротстве предприятий. В таких делах также должны действовать начальники территориальных инспекций, при условии, что иное не установлено действующим порядком разграничения полномочий между центральным аппаратом ФНС России и территориальными налоговыми органами.

Принятие решения о направлении апелляционных, кассационных и надзорных жалоб начальники инспекций должны осуществлять только на основе изучения сложившейся судебной практики. Отдельно определено, что при отрицательном для ФНС решении суда его нельзя оставлять без обжалования. Такой ход разрешается сделать только после согласования с руководителем инспекции, однако окончательное решение должен принять руководитель налогового органа.

Начальники координируют действия

В задачи начальников управлений ФНС России в субъектах РФ теперь входит защита интересов налоговых органов в судебных спорах, которые инициировали налогоплательщикки с целью признания решений налоговых органов, вынесенных на основании проведенных проверок, незаконными в силу статьи 101 Налогового кодекса   . Определены лимиты оспариваемых сумм, при которых участие специалистов управлений в судебных делах будет обязательна. Такие суммы требований к налогоплательщикам дифференцированы по регионам:


  • в Москве, если сумма иска превышает 100 млн рублей;

  • в Московской области и Санкт-Петербурге, если сумма иска превышает 50 млн рублей;

  • в остальных российских регионах, если сумма иска превышает 30 млн рублей.

Если будет установлено, что конкретный судебный процесс может иметь значение для формирования судебной практики, то участие представителя управления ФНС в нем является обязательным, вне зависимости от суммы заявленных требований.

Что касается особо крупных требований, то если оспариваемая налогоплательщиком сумма требований превышает 300 млн рублей, такой процесс поручено контролировать как руководителям управлений по субъектам РФ, так и начальникам МИ ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам.

Для того, чтобы контроль за всеми судебным процессам в России был единым и оперативным, руководителям управлений ФНС по субъектам РФ поручено регулярно передавать в правовое управление центрального аппарата ФНС России такую информацию:


  • на основании пункта 2 статьи 45 НК РФ проекты заявлений о взыскании с налогоплательщиков в судебном порядке;

  • на основании статьи 10 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" проекты исковых заявлений о привлечении лиц, контролирующих должника, к субсидиарной ответственности;

  • проекты гражданских исков, которые вытекают из уголовных дел (в порядке уголовного или гражданского судопроизводств), за исключением уголовных дел о преступлениях, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью территориальных органов ФНС;

  • проекты мировых соглашений, которые налоговый орган собирается заключить с налогоплательщиками;

  • информацию о финансовом и имущественном состоянии налогоплательщиков с анализом общего состояния платежеспособности, к которым заявляются требования;

  • сведения обо всех взаимозависимых с налогоплательщиками (прямо или косвенно) или подконтрольных лицах, или об их отсутствии;

  • проекты ходатайств о применении к налогоплательщику обеспечительных мер по заявленному требованию.

Все эти документы перед направлении их в суд обязательно нужно согласовывать с правовым управлением ФНС России. Несогласованные процессуальные документы нельзя направлять в суды.

Приказом предусмотрено, что если налогоплательщик обратиться с жалобой в Конституционный Суд РФ или Верховный суд РФ, то информация о его судебном деле должна быть в течение 3 рабочих дней должна быть направлена в правовое управление ФНС России.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

Об утверждении Инструкции о порядке направления международных запросов о правовой помощи по уголовным делам в иностранные государства

(с изменениями на 9 апреля 2010 года)

Утратил силу на основании
приказа ФТС России от 23 октября 2012 года N 2150
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом ФТС России от 9 апреля 2010 года N 736 .
____________________________________________________________________

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 6 июля 2007 года N 90-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" , который наделил дознавателей таможенных органов правом направления международных запросов по уголовным делам в иностранные государства,

________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 6 июня 2007 года". - Примечание изготовителя базы данных.

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке направления международных запросов о правовой помощи по уголовным делам в иностранные государства (далее - Инструкция).

2. Начальникам таможенных органов Российской Федерации довести настоящий приказ до сведения всех сотрудников правоохранительных подразделений таможен, обеспечить изучение и неукоснительное выполнение подчиненными сотрудниками требований настоящей Инструкции в части, их касающейся.

3. Главному управлению таможенных расследований и дознания (А.П.Кизлык) обеспечить информационную и методологическую поддержку исполнения Инструкции.

4. Центральной базовой таможне (А.С.Москаленко) обеспечить оплату переводов международных запросов.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России И.А.Завражнова.

Руководитель
действительный государственный
советник таможенной службы
Российской Федерации
А.Ю.Бельянинов

Приложение. Инструкция о порядке направления международных запросов о правовой помощи по уголовным делам в иностранные государства

Международные запросы о правовой помощи по уголовным делам (далее - международные запросы) направляются в компетентные органы иностранных государств в соответствии с порядком, предусмотренным действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (статьи 453 -459 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК России) и соответствующими международно-правовыми актами (договорами, конвенциями, межправительственными соглашениями). Непосредственный контроль за организацией подготовки и направления международных запросов в Главное управление таможенных расследований и дознания (ГУТРД) ФТС России возлагается на руководителей оперативных таможен.

I. Порядок подготовки и оформления международных запросов по уголовным делам

1. Международные запросы оформляются в виде поручений о производстве отдельных следственных действий (допросов свидетелей, производства выемок, обысков и т.д.) и предоставлении информации дознавателями по возбужденным уголовным делам, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов (пункт 5 части 3 статьи 151 УПК России) (абзац в редакции .

Направление международных запросов по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, и по делам, не отнесенным к компетенции таможенных органов, запрещается.

2. Международный запрос оформляется на официальном бланке таможни, имеющем угловой штамп и Герб Российской Федерации, и направляется в компетентные органы иностранного государства, оказывающего правовую помощь. В наименовании международного запроса делается ссылка на международный договор, в соответствии с которым запрашивается правовая помощь. В тексте не допускаются сокращения (например, "РФ", "РБ", "т.п."). Написание дат может быть исполнено в цифровой (например, "20.10.2007") либо словесно-цифровой (например, "20 октября 2007 года") форме.

3. Международный запрос, а также его приложения оформляются в двух оригинальных экземплярах с присвоением одного и того же исходящего номера таможни.

4. Описательная часть международного запроса должна содержать номер уголовного дела, дату его возбуждения, описание объективной стороны совершенных преступлений, перечисление основных доказательств, добытых в процессе дознания, а также квалификацию совершенного деяния в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК России).

5. В конце описательной части международного запроса необходимо сделать ссылку на , а также на международно-правовые акты (договоры, конвенции, межправительственные соглашения), заключенные между Российской Федерацией и иностранным государством, в компетентные органы которого направляется запрос о правовой помощи.

6. В резолютивной части международного запроса необходимо указывать процессуальные действия, необходимые для расследования уголовного дела, имеющиеся доказательства, процессуальное положение лиц, в отношении которых будут проводиться следственные действия, их полные данные, место жительства и место пребывания (для юридических лиц полное наименование по возможности указывать на иностранном языке). Вопросы, подлежащие выяснению в ходе следственных действий, должны быть сформулированы в корректной и доступной для понимания форме.

7. При необходимости производства на территории иностранного государства таких следственных действий, как выемка, обыск, изъятие образцов для сравнительного исследования и т.п., к запросу в обязательном порядке прилагается соответствующее постановление, составленное в соответствии с требованиями УПК России .

8. В заключительной части международного запроса указывается полный юридический адрес таможни - инициатора поручения. В международном запросе может быть указана и другая информация, необходимая для исполнения поручения. Прилагаемые к международному запросу документы и их количество должны соответствовать объему и характеру проводимых следственных действий.

9. К международному запросу прилагается выписка статьи из официального текста УК России , по которой возбуждено уголовное дело, а также статьи, разъясняющей квалифицирующий признак преступления, при его наличии. Если в текст статьи вносились изменения и дополнения, то после названия статьи в скобках должна присутствовать ссылка на федеральный закон, установивший новую редакцию.

10. В одном международном запросе должна содержаться просьба об оказании правовой помощи только к компетентным органам одного государства. Если по одному уголовному делу необходимо проведение процессуальных действий на территории двух и более иностранных государств, международные запросы оформляются для каждой страны отдельно.

11. Все без исключения страницы запроса об оказании правовой помощи, а также его приложения необходимо заверять подписью дознавателя, в чьем производстве находится уголовное дело, и гербовой печатью таможенного органа (пункт в редакции приказа ФТС России от 9 апреля 2010 года N 736 .

12. Запросы об оказании правовой помощи по уголовным делам, адресованные в иностранные государства, направляются в ГУТРД с сопроводительным письмом, подписанным начальником органа дознания либо лицом, официально исполняющим его обязанности.

С целью обеспечения возможности продления процессуальных сроков производства дознания, предусмотренных п.5 ст.223 УПК РФ , международные запросы необходимо направлять в ГУТРД до истечения 6 месяцев срока производства дознания. Не допускается направление в ГУТРД международных запросов по приостановленным уголовным делам. К международным запросам прилагаются краткие справки, отражающие ход расследования уголовных дел, в том числе с информацией о продлении, приостановлении, возобновлении сроков производства дознания.

Контроль за исполнением дознавателями положений настоящей Инструкции возлагается на начальника органа дознания, заместителя начальника органа дознания, начальника подразделения дознания либо лиц, официально исполняющих их обязанности. Копии международных запросов об оказании правовой помощи с визами начальника подразделения дознания и заместителя начальника органа дознания, либо лиц, официально исполняющих их обязанности, хранятся в уголовных делах. С целью осуществления ведомственного контроля копии визовых экземпляров хранятся в наблюдательных производствах по уголовным делам и могут истребоваться ГУТРД.
(Пункт в редакции приказа ФТС России от 9 апреля 2010 года N 736 .

II. Порядок направления международных запросов

13. Международные запросы таможни регионов направляют в оперативные таможни, а таможни, непосредственно подчиненные ФТС России, - в ГУТРД. Оперативные таможни в течение 5 дней изучают поступивший запрос на предмет соответствия уголовно-процессуальному законодательству и настоящей Инструкции, а также проверяют соответствие данных, изложенных в представленных запросах, материалам уголовных дел.

14. При выявлении нарушений уголовно-процессуального законодательства либо настоящей Инструкции или установлении нецелесообразности направления запросов для исполнения в иностранные государства оперативные таможни возвращают международные запросы в таможни - инициаторы поручения, которые в срок до 10 дней устраняют недостатки и при наличии целесообразности и необходимости повторно направляют запросы в оперативные таможни.

15. Международные запросы, отвечающие требованиям уголовно-процессуального законодательства и настоящей Инструкции, оперативные таможни с сопроводительным письмом за подписью начальника таможни либо его заместителя в срок до 5 дней направляют в ГУТРД.

16. ГУТРД в течение 10 дней проводит проверку поступивших международных запросов и принимает решение о законности и целесообразности их представления в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для последующего направления в иностранные государства или о возвращении в таможни - инициаторы поручения для устранения выявленных недостатков.

17. По окончании проверки и при положительном решении ГУТРД организовывает перевод запросов на языки иностранных государств. Центральная базовая таможня обеспечивает оплату переводов в течение 3 дней со дня поступления финансовых счетов учреждения, осуществляющего перевод. По завершении переводов международные запросы направляются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

18. При выявлении в оформлении международных запросов нарушений уголовно-процессуального законодательства и требований настоящей Инструкции или в случае нецелесообразности направления запросов в иностранные государства ГУТРД возвращает запросы в таможни - инициаторы поручения и сообщает о возврате оперативным таможням для организации с их стороны контроля и принятия мер к устранению недостатков.

19. Ответы из компетентных органов иностранных государств на международные запросы поступают непосредственно в таможни. В случае поступления ответов в ГУРТД они в течение 5 дней направляются в таможни - инициаторы поручений.

20. Информацию о полноте исполнения международного запроса в течение 3 дней с момента получения ответа из компетентных органов иностранного государства таможни направляют в оперативные таможни, а оперативные таможни и таможни, непосредственно подчиненные ФТС России, - в ГУТРД.

Начальник Главного управления
таможенных расследований и дознания
А.П.Кизлык

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
ЗАО "Кодекс"

Поддержал позицию налогового органа о соответствии действий ФНС России по направлению международного запроса законодательству о налогах и сборах и международным нормам права, а также об отсутствии доказательств нарушения действиями налогового органа прав и законных интересов иностранной организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

ФНС России, руководствуясь пунктом 9 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 25 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы, направила запрос в Национальное налоговое управление о предоставлении информации и документов, которые связаны с деятельностью иностранной организации на территории Российской Федерации через московский филиал.

Иностранной организацией через уполномоченное подразделение налоговой инспекции Финляндии был получен международный запрос ФНС России. В указанном запросе была представлена вся необходимая информация для исполнения международного запроса, такая как: основания направления запроса (проведение выездной налоговой проверки), перечень документов, которые связаны с деятельностью иностранной организации на территории Российской Федерации через московский филиал.

Иностранная организация посчитала, что отдельные пункты указанного запроса содержат требования о представлении информации, относящейся исключительно к деятельности иностранной организации, а не к деятельности проверяемого инспекцией ее московского филиала, в связи с чем является незаконным. Кроме того, истребование документов о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, в отношении которого не проводится выездная налоговая проверка, по мнению иностранной организации, является неправомерным расширением полномочий должностных лиц налоговых органов Российской Федерации.

Полагая, что указанные действия налогового органа нарушают права и законные интересы иностранной организации, последняя обратилась в арбитражный суд.

Суды, применив положения статей 9, 11, 31, 83, 89, 93 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункты 1 и 4 Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, утвержденных приказом Минфина России от 30.09.2010 № 117н, и с учетом позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 04.07.2006 № 1782/06, пришли к следующему выводу. Понятие «иностранная организация» одновременно включает в себя как иностранное юридическое лицо, так и его филиалы и представительства. На учете в налоговом органе состоит именно иностранная организация в лице ее филиала, представительства, отделения, бюро, конторы, агентства, любого другого обособленного подразделения, поэтому действия налогового органа по истребованию информации у иностранной организации в ходе проверочных мероприятий налогового контроля ее филиала не могут нарушать права этой организации.

Суды всех трех инстанций были на стороне налогового органа, и пришли к выводу, что основания для удовлетворения требований иностранной организации в признании действий налогового органа незаконными отсутствуют. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия нарушения прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, направленный ФНС России международный запрос не нарушает права иностранной организации в сфере предпринимательской деятельности, не возлагает на нее каких-либо незаконных обязанностей и не создает иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Федеральный арбитражный суд Московского округа по делу № А40-27410/2013 поддержал позицию налогового органа о соответствии действий ФНС России по направлению международного запроса законодательству о налогах и сборах и международным нормам права, а также об отсутствии доказательств нарушения действиями налогового органа прав и законных интересов иностранной организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

ФНС России, руководствуясь пунктом 9 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 25 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы, направила запрос в Национальное налоговое управление о предоставлении информации и документов, которые связаны с деятельностью иностранной организации на территории Российской Федерации через московский филиал.

Иностранной организацией через уполномоченное подразделение налоговой инспекции Финляндии был получен международный запрос ФНС России. В указанном запросе была представлена вся необходимая информация для исполнения международного запроса, такая как: основания направления запроса (проведение выездной налоговой проверки), перечень документов, которые связаны с деятельностью иностранной организации на территории Российской Федерации через московский филиал.

Иностранная организация посчитала, что отдельные пункты указанного запроса содержат требования о представлении информации, относящейся исключительно к деятельности иностранной организации, а не к деятельности проверяемого инспекцией ее московского филиала, в связи с чем является незаконным. Кроме того, истребование документов о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, в отношении которого не проводится выездная налоговая проверка, по мнению иностранной организации, является неправомерным расширением полномочий должностных лиц налоговых органов Российской Федерации.

Полагая, что указанные действия налогового органа нарушают права и законные интересы иностранной организации, последняя обратилась в арбитражный суд.

Суды, применив положения статей 9, 11, 31, 83, 89, 93 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункты 1 и 4 Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, утвержденных приказом Минфина России от 30.09.2010 № 117н, и с учетом позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 04.07.2006 № 1782/06, пришли к следующему выводу. Понятие «иностранная организация» одновременно включает в себя как иностранное юридическое лицо, так и его филиалы и представительства. На учете в налоговом органе состоит именно иностранная организация в лице ее филиала, представительства, отделения, бюро, конторы, агентства, любого другого обособленного подразделения, поэтому действия налогового органа по истребованию информации у иностранной организации в ходе проверочных мероприятий налогового контроля ее филиала не могут нарушать права этой организации.

Суды всех трех инстанций были на стороне налогового органа, и пришли к выводу, что основания для удовлетворения требований иностранной организации в признании действий налогового органа незаконными отсутствуют. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия нарушения прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, направленный ФНС России международный запрос не нарушает права иностранной организации в сфере предпринимательской деятельности, не возлагает на нее каких-либо незаконных обязанностей и не создает иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.