Возбуждение уголовного дела: пособие для «чайников. Значение уголовно-процессуальных документов в судопроизводстве Когда возбуждают уголовные дела

Уголовно-процессуальные документы

1.Процессуальные акты обвинения (постановления о возбуждении уголовного дела, о привлечении в качестве обвиняемого; обвинительное заключение и обвинительный акт)

Возбуждение уголовного дела - обязательная стадия уголовного процесса. В этой стадии подлежат выяснению как обстоятельства, влекущие за собой возбуждение уголовного дела, так и исключающие производство по делу, то есть отказ в нем. Ч.4 ст.112 УПК закрепляет обязанность органа дознания, следователя, прокурора и суда (судьи) принимать меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления.

Стадия возбуждения уголовного дела это комплекс уголовно-процессуальных действий и правоотношений, который не может быть сведен только к самому акту возбуждения уголовного дела. Если выносится решение об отказе в возбуждении уголовного дела, это не означает, что стадии возбуждения уголовного дела не было; она была, и ее результатом ее явилось постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются : (ст.146 УПК РФ)

1) дата, время и место его вынесения;

2) кем оно вынесено;

3) повод и основание для возбуждения уголовного дела;

4) пункт, часть, статьяУголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых возбуждается уголовное дело.

3. Если уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, то об этом в постановлении о возбуждении уголовного дела делается соответствующая отметка.

Копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, начальниками российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого представляет собой итоговый документ процессуальной деятельности в отношении конкретного лица. Следователь путем производства следственных действий собирает доказательства, и после оценки их в совокупности приходит к внутреннему убеждению о виновности лица в совершении преступления.

В ходе производства предварительного расследования, в случае, если следователь приходит к выводу о достаточности доказательств вины лица в совершении преступления, он выносит постановление о привлечении данного лица в качестве обвиняемого. Таким образом, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого являет собой процессуальный акт, в котором следователь излагает обстоятельства совершенного преступления, квалификацию содеянного и свое решение привлечь конкретное лицо в качестве обвиняемого по делу.

В постановлении должны быть указаны:

2) кем составлено постановление;

3) фамилия, имя и отчество лица, привлекаемого в качестве обвиняемого, число, месяц, год и место его рождения;

4) описание преступления с указанием времени, места его совершения, а также иных обстоятельств, подлежащих доказыванию

5) пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за данное преступление;

6) решение о привлечении лица в качестве обвиняемого по расследуемому уголовному делу.

При обвинении лица в совершении нескольких преступлений, предусмотренных разными пунктами, частями, статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, в постановлении о привлечении его в качестве обвиняемого должно быть указано, какие деяния вменяются ему по каждой из этих норм уголовного закона.

При привлечении по одному уголовному делу в качестве обвиняемых нескольких лиц постановление о привлечении в качестве обвиняемого выносится в отношении каждого из них.

Обвинение должно быть предъявлено лицу не позднее 3 суток со дня вынесения постановления о привлечении его в качестве обвиняемого в присутствии защитника, если он участвует в уголовном деле.

Обвинительное заключение - процессуальный документ, в котором подводятся итоги предварительного следствия, делаются обвинительные выводы, к которым пришел дознаватель или следователь на основе исследования обстоятельств дела. В нём приводятся доказательства, подтверждающие совершение преступления и виновность лица в его совершении. Что касается аналогичного процессуального документа (обвинительного акта), венчающего предварительное расследование в форме дознания, то он, к наступлению данного момента уже должен быть составлен и подписан дознавателем.

Значение названных процессуальных документов определяется прежде всего тем, что они должны содержать детальное изложение обстоятельств совершенного преступления и четкую формулировку предъявляемого конкретному лицу обвинения. Именно эти процессуальные документы определяют предмет и пределы предстоящего судебного разбирательства. Поэтому они должны быть объективными (опираться на всю совокупность собранных и проверенных доказательств), определенными (а не альтернативными), юридически обоснованными (содержать четкие ссылки на нормы уголовного и уголовно-процессуального законов). При надлежащем составлении обвинительное заключение и обвинительный акт призваны способствовать реализации всех процессуальных функций: во-первых, давать четкие ориентиры государственному обвинителю, выступающему в суде; во-вторых, информировать обвиняемого и его защитника о сути обвинения и всех тех доказательствах, на которых оно основано, и тем самым содействовать им в осуществлении защиты; в-третьих, определяя предмет и пределы судебного разбирательства, они способствуют установлению истины по делу и постановлению судом законного, обоснованного и справедливого приговора.

В обвинительном заключении следователь указывает:

1) фамилии, имена и отчества обвиняемого или обвиняемых;

2) данные о личности каждого из них;

3) существо обвинения, место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела;

4) формулировку предъявленного обвинения с указанием пункта, части, статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающих ответственность за данное преступление;

5) перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и краткое изложение их содержания;

6) перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты, и краткое изложение их содержания;

8) данные о потерпевшем, характере и размере вреда, причиненного ему преступлением;

9) данные о гражданском истце и гражданском ответчике.

Обвинительное заключение должно содержать ссылки на тома и листы уголовного дела.

Обвинительное заключение подписывается следователем с указанием места и даты его составления.

К обвинительному заключению прилагается список подлежащих вызову в судебное заседание лиц со стороны обвинения и защиты с указанием их места жительства и (или) места нахождения.

К обвинительному заключению также прилагается справка о сроках следствия, об избранных мерах пресечения с указанием времени содержания под стражей и домашнего ареста, вещественных доказательствах, гражданском иске, принятых мерах по обеспечению гражданского иска и возможной конфискации имущества, процессуальных издержках, а при наличии у обвиняемого, потерпевшего иждивенцев - о принятых мерах по обеспечению их прав. В справке должны быть указаны соответствующие листы уголовного дела.

После подписания следователем обвинительного заключения уголовное дело с согласия руководителя следственного органа немедленно направляется прокурору

В связи с рассмотрением представления заместителя Генерального прокурора РФ по конкретному уголовному делу он своим постановлением от 18 июня 2003 г. N 169п03пр*(265) привлек внимание к тому, что в данном пункте ст. 220 УПК говорится о перечне доказательств, т.е. о перечне любых сведений, упоминаемых в ч. 1 ст. 74 УПК, а не о перечне источников доказательств, перечисленных в ч. 2 той же статьи УПК. А это, как сказано в названном постановлении, означает, что "в соответствии со ст. 220 УПК РФ следователь обязан сослаться не только на источник доказательств, ... но и привести сами сведения, составляющие их содержание как доказательств

Практически таким же образом определены требования и к содержанию обвинительного акта. Но по некоторым параметрам эти требования не похожи на требования, предъявляемые к содержанию обвинительного заключения. Это выражено, к примеру, в трех не поддающихся четкому объяснению положениях:

закон не обязывает указывать в обвинительном акте данные о гражданском истце и гражданском ответчике;

он также не обязывает прилагать к обвинительному акту упомянутую справку о мерах пресечения, вещественных доказательствах и т.п., хотя по делам, расследуемым с соблюдением правил, установленных для дознания, вполне могут быть, например, избраны меры пресечения, в том числе заключение под стражу, приобщены вещественные доказательства, в том числе такие, которые не хранятся вместе с материалами дела;

список вызываемых в суд лиц должен включаться в содержание обвинительного акта.

После подписания следователем или иным лицом, расследовавшим дело, обвинительного заключения и приложений к нему дело направляется прокурору. Обвинительный акт после подписания его дознавателем, ознакомления с ним обвиняемого и его защитника передается вместе с материалами дела для утверждения сначала начальнику органа дознания, а затем - прокурору.

По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт , в котором указываются:

1) дата и место его составления;

2) должность, фамилия, инициалы лица, его составившего;

3) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;

4) место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела;

5) формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи Уголовного кодекса Российской Федерации;

6) перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и краткое изложение их содержания, а также перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты, и краткое изложение их содержания;

7) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;

8) данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда;

9) список лиц, подлежащих вызову в суд.

Обвиняемый, его защитник должны быть ознакомлены с обвинительным актом и материалами уголовного дела, о чем делается отметка в протоколе ознакомления с материалами уголовного дела.

Потерпевшему или его представителю по его ходатайству могут быть предоставлены для ознакомления обвинительный акт и материалы уголовного дела в том же порядке, который установлен частью второй настоящей статьи для обвиняемого и его защитника.

К обвинительному акту прилагается справка о сроках дознания, об избранных мерах пресечения с указанием времени содержания под стражей и домашнего ареста, о вещественных доказательствах, гражданском иске, принятых мерах по обеспечению гражданского иска и возможной конфискации имущества, процессуальных издержках, а при наличии у обвиняемого, потерпевшего иждивенцев - о принятых мерах по обеспечению их прав. В справке должны быть указаны соответствующие листы уголовного дела.

Обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждается начальником органа дознания. Материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом направляются прокурору.

2.Постановление об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу

Дознаватель, следователь, а также суд в пределах предоставленных им полномочий вправе избрать обвиняемому, подозреваемому одну из мер пресечения, предусмотренных настоящим Кодексом, при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый:

1) скроется от дознания, предварительного следствия или суда;

2) может продолжать заниматься преступной деятельностью;

3) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

еры пресечения

Мерами пресечения являются:

1) подписка о невыезде;

2) личное поручительство;

3) наблюдение командования воинской части;

4) присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;

5) залог;

6) домашний арест;

7) заключение под стражу.

Об избрании меры пресечения дознаватель, следователь или судья выносит постановление, а суд - определение, содержащее указание на преступление, в котором подозревается или обвиняется лицо, и основания для избрания этой меры пресечения.

Копия постановления или определения вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также его защитнику илизаконному представителю по их просьбе.

Одновременно лицу, в отношении которого избрана мера пресечения, разъясняется порядок обжалования решения об избрании меры пресечения.

Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения. При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в постановлении судьи должны быть указаны конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых судья принял такое решение. Такими обстоятельствами не могут являться данные, не проверенные в ходе судебного заседания, в частности результаты оперативно-розыскной деятельности, представленные в нарушение требований статьи 89 настоящего Кодекса. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, при наличии одного из следующих обстоятельств:

1) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации;

2) его личность не установлена;

3) им нарушена ранее избранная мера пресечения;

4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

Постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня с обязательным участием подозреваемого или обвиняемого, прокурора, защитника, если последний участвует в уголовном деле, по месту производства предварительного расследования либо месту задержания подозреваемого в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд. Подозреваемый, доставляется в судебное заседание. В судебном заседании вправе также участвовать законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, руководитель следственного органа, следователь, дознаватель. Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства, за исключением случаев неявки обвиняемого.

Принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого допускается только в случае объявления обвиняемого в международный розыск.

В начале заседания судья объявляет, какое ходатайство подлежит рассмотрению, разъясняет явившимся в судебное заседание лицам их права и обязанности. Затем прокурор либо по его поручению лицо, возбудившее ходатайство, обосновывает его, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица.

Рассмотрев ходатайство, судья выносит одно из следующих постановлений:

1) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу;

2) об отказе в удовлетворении ходатайства;

3) о продлении срока задержания. Продление срока задержания допускается при условии признания судом задержания законным и обоснованным на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. В постановлении о продлении срока задержания указываются дата и время, до которых продлевается срок задержания.

При отказе в удовлетворении ходатайства об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу судья по собственной инициативе вправе при наличии оснований избрать в отношении подозреваемого или обвиняемого меру пресечения в виде залога или домашнего ареста.

Постановление судьи направляется лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, подозреваемому или обвиняемому и подлежит немедленному исполнению.

Повторное обращение в суд с ходатайством о заключении под стражу одного и того же лица по тому же уголовному делу после вынесения судьей постановления об отказе в избрании этой меры пресечения возможно лишь при возникновении новых обстоятельств, обосновывающих необходимость заключения лица под стражу.

Постановление судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или об отказе в этом может быть обжаловано в апелляционном порядке с учетом особенностей, в течение 3 суток со дня его вынесения. Суд апелляционной инстанции принимает решение по жалобе или представлению не позднее чем через 3 суток со дня их поступления. Решение суда апелляционной инстанции об отмене постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит немедленному исполнению. Решение суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке.

3. Ходатайства и жалобы стороны защиты на досудебных стадиях процесса

Ходатайство - официальная просьба участника судопроизводства, адресованная дознавателю, следователю, прокурору либо суду.

Ходатайство может быть заявлено письменно или путем устного обращения с просьбой о производстве следственных или судебных действий, принятий, отмене или изменении тех или иных решений по делу.

Право каждого участника судопроизводства заявлять ходатайства указано в соответствующей статье УПК, регулирующей процессуальное положение того или иного участника.

Право заявлять ходатайство имеют подозреваемый, обвиняемый, его защитник, потерпевший, его законный представитель и представитель, частный обвинитель, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, а также эксперт.

В силу равенства прав сторон в судебном разбирательстве формой обращения государственного обвинителя к суду также является ходатайство.

Участники судопроизводства со стороны обвинения и со стороны защиты вправе заявить ходатайство о производстве процессуальных действий и принятии процессуальных решений (например, обвиняемый ходатайствует о допросе указанного им лица в качестве свидетеля, защитник о приобщении к делу представленного им документа, гражданский истец просит принять решение о наложении ареста на имущество обвиняемого для обеспечения гражданского иска и т.п.).

Ходатайство подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления. В случаях, когда немедленное принятие решения по ходатайству, заявленному в ходе предварительного расследования, невозможно, оно должно быть разрешено не позднее 3 суток со дня Ходатайство может быть заявлено в любой момент производства по уголовному делу. Письменное ходатайство приобщается к уголовному делу, устное - заносится в протокол следственного действия или судебного заседания.

Отклонение ходатайства не лишает заявителя права вновь заявить ходатайство. его заявления.

Ходатайства на досудебной стадии:

1. Ходатайство об изменении территориальной подсудности

Территориальная подсудность уголовного дела может быть изменена:

1) по ходатайству стороны - в случае удовлетворения в соответствии со статьей 65 настоящего Кодекса заявленного ею отвода всему составу соответствующего суда;

2) по ходатайству стороны либо по инициативе председателя суда, в который поступило уголовное дело, - в случаях:

а) если все судьи данного суда ранее принимали участие в производстве по рассматриваемому уголовному делу, что является основанием для их отвода в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса;

б) если не все участники уголовного судопроизводства по данному уголовному делу проживают на территории, на которую распространяется юрисдикция данного суда, и все обвиняемые согласны на изменение территориальной подсудности данного уголовного дела.

2. Изменение территориальной подсудности уголовного дела допускается лишь до начала судебного разбирательства.

2. Ходатайство об избрании меры пресечения

3. Ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу

4. Ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

5. Ходатайство о применении мер безопасности(право потерпевшего)

Жалоба - обращение участника уголовного процесса по поводу нарушения его прав и законных интересов.

Обжалование - процедура подачи, рассмотрения и разрешения жалобы.

В соответствии со ст. 119 УПК субъектами, имеющими право заявить ходатайство, являются: подозреваемый, обвиняемый, его защитник, потерпевший, его законный представитель и представитель, частный обвинитель, эксперт, а также гражданский истец, гражданский ответчик. Их представители вправе заявить ходатайство о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений для установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, обеспечения прав и законных интересов лица, заявившего ходатайство, или представляемого им лица соответственно (правом заявлять ходатайство в ходе судебного разбирательства обладает также государственный обвинитель).

В соответствии со ст. 123 УПК субъектами обжалования действия (бездействия) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда могут быть все участники уголовного судопроизводства, а также иные лица в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

УПК предусмотрено два способа обжалования - прокурору или суду. Право выбора способа обжалования принадлежит лицу, права которого нарушены.

Прокурор рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель. По результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. По результатам рассмотрения жалобы судья выносит решение в форме постановлений: 1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение; 2) об оставлении жалобы без удовлетворения.

1. Жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора, суда в части, касающейся гражданского иска, и принимать участие в их рассмотрении судом(право гражданского истца)

2. Жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда

3. Жалоба на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении, разрешается этим же судьей

Это первая стадия нашего уголовного процесса. Согласно российскому законодательству в данной сфере, следователь, дознаватель либо иной орган дознания имеют своей обязанностью проверить поступившие сведения относительно любого совершенного либо готовящегося преступления, а впоследствии принять соответствующее решение в течение трех дней, начиная с момента их получения.

Непосредственно возбуждение уголовного дела (оперативность данного процесса) – определяющий фактор дальнейшего успешного расследования. Именно законность и своевременность действий на данном этапе обеспечивают защиту государственных и социальных интересов, прав потерпевших от данного противоправного деяния, повлекшего общественную опасность. Стадия возбуждения уголовного дела очень часто сопряжена с волокитой и ошибками, приводящими к невосполнимой утрате доказательств.

Быстрое реагирование органов правоохранения на заявление о преступлении, своевременное принятие соответствующих решений обладают существенным воспитательным и предупредительным значением.

Однако, с другой стороны, обоснованный правомерный отказ в возбуждении уголовного дела - гарантия прав личности, ее ограждение от необоснованного привлечения к данного рода ответственности.

Возбуждение уголовного дела: сущность, значение

Суть – принятие компетентными лицами сообщений, заявлений касательно преступлений и возбуждение (отказ от него) по ним уголовных дел. Иначе говоря, стадия возбуждения уголовного дела – обоснованное и оперативное реагирование с использованием уголовно-процессуальных средств на все ситуации, связанные с обнаружением преступлений.

Рассматриваемый процесс имеет весомое процессуальное значение ввиду того, что лишь после него становится доступным производство комплекса следственных действий, использование мер принудительного характера процессуальной направленности.

Содержание рассматриваемой стадии – система процессуальных взаимосвязей, действий и решений, начиная с получения информации относительно совершенного (готовящегося) преступления и вплоть до возбуждения дела (или отказа в его возбуждении). То есть можно сказать, что содержание этого этапа не сводится исключительно к вынесению конкретного постановления. Оно подразумевает комплекс действий, ориентированных на рассмотрение ряда вопросов, которые предшествуют принятию окончательного решения по соответствующему заявлению либо сообщению касаемо преступления.

Правом на то, чтобы начать возбуждение уголовного дела (УК РФ), наделены вышеуказанные субъекты.

Поводы для возбуждения дела

Рассматриваемая стадия уголовно-процессуальной работы сопряжена с наличием ряда условий, а именно:

  • повода (законного);
  • основания (достаточного);
  • отсутствия обстоятельств, способных исключить производство по делу (уголовному).

Повод – это совокупность предусмотренных законом источников, предоставляющих компетентным должностным лицам информацию относительно совершенного либо готовящегося преступления.

В соответствии с российским уголовным законодательством существуют следующие поводы, которые являются достаточными для того, чтобы начать возбуждение уголовного дела, точнее:

1. Заявление о совершенном деянии, опасном для социума. Оно может быть представлено в устной либо письменной форме. Во втором случае заявление о возбуждении уголовного дела должно иметь подпись и личные данные заявителя. Устная форма предполагает занесение его в протокол, визирующийся заявителем (его обязаны предупредить об уголовной ответственности, которая наступает вследствие заведомо ложного доноса), а также лицом, которое принимало данное официальное сообщение. Анонимное заявление о возбуждении уголовного дела не расценивается как повод.

2. Явка с повинной – непринудительное (добровольное) сообщение субъектом о преступлении, которое он сам совершил. В этом случае заявление также может быть предоставлено в устной (с занесением его в протокол) либо письменной форме.

3. Сообщение о готовящемся (совершенном) деянии, опасном для социума. Оно оформляется соответствующим должностным лицом как рапорт об обнаружении ряда признаков преступления.

В ситуации, когда сообщение о преступлении распространено в СМИ, по поручению соответствующего субъекта проводится конкретная проверка, в ходе которой редакция обязана передать имеющиеся материалы, документы, выступающие подтверждением данного сообщения, а также информацию относительно лица, его предоставившего (исключение составляют ситуации, когда субъект пожелал остаться неизвестным).

Основания для возбуждения уголовного дела

Ими признаются данные, которые указывают на признаки определенного преступления. В связи с этим основания для возбуждения уголовного дела формируют фактические данные, выступающие свидетельством совершения деяния, опасного для социума. Стоит отметить, что для возбуждения дела устанавливать все признаки, характеризующие состав преступления, не требуется. Достаточным является определение наличия данных, касающихся его объективной стороны и тех, которые подтверждают совершение именно преступления. Отсутствие информации о преступном субъекте – не препятствие к дальнейшему возбуждению уголовного дела.

Совокупность обстоятельств, приводящих к исключению производства по делу

Согласно нашему законодательству в рассматриваемой сфере, к таковым относятся:

  • истечение установленных сроков давности преступления (уголовного);
  • отсутствие преступления;
  • гибель обвиняемого/подозреваемого (за исключением случаев реабилитации умершего);
  • отсутствие в противоправном деянии состава общественно опасного правонарушения;
  • отсутствие судебного заключения относительно наличия преступных признаков в деяниях таких субъектов, как депутат Госдумы, член Совета Федерации, российские судьи (Высшего, Верховного, Арбитражного, Конституционного и пр. судов), депутат законодательного органа госвласти субъекта РФ, адвокат, следователь, или отсутствие согласия Госдумы, квалификационной судейской коллегии, Совета Федерации, российского Конституционного суда на возбуждение уголовного дела относительно вышеперечисленных субъектов.

Лица и органы, наделенные правом возбуждать дела

Согласно нашему законодательству в сфере уголовного права, это может быть:

  • прокурор;
  • орган дознания;
  • следователь;
  • судья.

Возбуждение уголовного дела прокурором применимо ко всем преступлениям (вне зависимости от подследственности) ввиду наличия у него такой функции, как уголовное преследование.

Что касается органов дознания, то их право ограничивается установленной компетенцией, прописанной в соответствующем российском уголовном законодательстве, а деятельность осуществляется по следующим делам:


Возбуждение уголовного дела (РФ) следователем допустимо также в компетентных пределах, базирующихся на правилах подследственности. Они прописаны в российском уголовном законодательстве.

В ситуации, когда данные получены именно следователем, сначала он оформляет постановление о возбуждении уголовного дела, а затем его принимает для расследования к своему производству.

Данный правовой акт состоит из двух постановлений, относящихся к разным этапам уголовного процесса. Первое – это постановление о возбуждении уголовного дела на рассматриваемой стадии, а второе – постановление о принятии уголовного дела к производству – начало предварительного следствия. О своем решении по поводу возбуждения дела (уголовного) следователь должен уведомить прокурора.

В УПК прописано право судьи относительно рассматриваемой стадии, но в российском законодательстве произошли изменения касательно этого. В соответствии с постановлением российского Конституционного суда, функция уголовного преследования не может относиться к деятельности судьи, связанной с осуществлением правосудия ввиду того, что обратное противоречит таким принципам, как независимость, беспристрастность, объективность в рамках судопроизводства. В связи с этим возбуждение уголовного дела судом допустимо исключительно в рамках частного обвинения на основе жалобы потерпевшего. В этой области принято разграничивать судебную функцию отправления правосудия от функции обвинения, которая реализуется потерпевшим.

Жалоба потерпевшего – особый повод для начала рассматриваемой стадии непосредственно частного обвинения.

Обвинительный акт (становится возможным уголовное преследование). Важно отметить, что суд не вправе руководствоваться своими желаниями при вынесении решения относительно начала возбуждения уголовного дела рассматриваемого частного обвинения, данный госорган не наделен и правом принятия его к рассмотрению.

Таким образом, суд вправе лишь принять к рассмотрению предоставленную жалобу потерпевшего. В связи с этим можно говорить о том, что рассматриваемое понятие в рамках частного обвинения наделено иным юридическим смыслом, чем аналогичное, но касающееся уголовных дел из области публичного обвинения.

Жалоба на неправомерное возбуждение дела

В соответствии с нашей Конституцией, каждому гражданину гарантируется надлежащая защита его законных прав, свобод. Жалоба на возбуждение уголовного дела (противозаконное) рассматривается в судебном порядке относительно всех действий (бездействий), решений следователя, дознавателя, прокурора, которые принимаются в период досудебного производства (на рассматриваемой стадии), в ситуации, когда заявитель полагает, что их действиями (бездействием) затруднено наступление момента правосудия, или данные субъекты могут причинить ущерб существующим конституционным правам, законным свободам участников данного уголовного процесса.

В законодательном порядке было признано, что лицо, относительно которого возбуждено дело (уголовное), имеет законное право обжаловать в суде решение соответствующего органа (прокурора) о данном возбуждении.

Порядок возбуждения дела

Он прописан в соответствующем российском законодательстве. Итак, порядок возбуждения уголовного дела начинается с того, что результат рассмотрения полученного заявления (сообщения) о совершенном (готовящемся) деянии, опасном для социума, выливается в принятие одного из представленных ниже решений:

  1. Возбуждение дела (уголовного).
  2. Отказ в возбуждении уголовного дела.
  3. Передача заявления по подсудности (подследственности).

Возбуждение уголовного дела (образец постановления представлен ниже) – это решение, которое допустимо исключительно при условии наличия вышеупомянутого правомерного повода, основания, а также отсутствия обстоятельств, способных исключить производство по данному делу. Далее по его возбуждении прокурор, орган дознания, следователь, дознаватель (с одобрения прокурора) выносят определенное постановление. В нем указывается следующее:

  • дата;
  • место вынесения;
  • время;
  • лица, принимающее участие в его вынесении;
  • повод;
  • основание;
  • квалификация преступления.

Потом оно направляется (в ситуации, когда постановление вынесено дознавателем либо следователем) прокурору. К нему прилагаются необходимые материалы проверки полученного сообщения об опасном для социума противоправном деянии. Если осуществляется осмотр соответствующего места происшествия, судебная экспертиза, освидетельствование, судебная экспертиза, то еще прилагаются соответствующие постановления и протоколы.

Порядок возбуждения уголовного дела на данном этапе сводится к обязательству прокурора после получения постановления дать согласие на начало рассматриваемой стадии либо распорядиться о возврате материалов для дальнейшей дополнительной проверки. Обязательным считается уведомление о принятом решении по делу заявителя и лица, относительно которого оно возбуждено.

В ситуации, когда уголовное дело возбуждается относительно капитанов морских и иных судов дальнего плавания, руководителей геологоразведочных зимовок, глав дипломатических представительств, прокурор немедленно должен быть проинформирован касательно начатого расследования. Соответствующее постановление, материалы передаются ему при первой возможности.

Во второй ситуации (отказ о возбуждении дела) должно отсутствовать основание для этого и должны присутствовать обстоятельства, способствующие исключению производства по нему. Вышеупомянутые субъекты выносят соответствующее обоснованное постановление об отказе, где указываются: время, лица, составившие его, дата, содержание принятого заявления, факты, установленные в ходе проверки, основания и мотивы отказа, ссылка на конкретные статьи УПК РФ.

В ситуации, когда отказ в возбуждении дела был следствием результатов проверки поступившего сообщения, вышеупомянутые субъекты имеют своей обязанностью рассмотреть вопрос касательно возбуждения уголовного дела, связанного с заведомо ложным доносом, относительно лица, заявившего о нем.

Информация по поводу отказа в возбуждении конкретного дела, исходя из результатов проверки сообщения об опасном для социума деянии, распространенного СМИ, подлежит незамедлительному опубликованию.

Копия постановления о соответствующем отказе в течение суток должна быть доставлена прокурору и заявителю, причем последнему разъясняются его законное право относительно обжалования вынесенного постановления, порядок этой процедуры.

В случае неправомерного отказа в возбуждении дела соответствующий субъект - прокурор - имеет право все же его возбудить (порядок возбуждения уголовного дела представлен ранее) или вернуть материалы для дальнейшей дополнительной проверки.

В третьем варианте (передача заявления по подсудности либо подследственности) субъекты данного права могут направить материалы по конкретному делу в соответствующий орган, к чьей компетенции относится рассмотрение и последующее разрешение полученного заявления (сообщения) об опасном для социума противоправном деянии. К примеру, в случае совершения преступления военнослужащим сотрудник полиции, получивший сообщение о данном происшествии, обязан сначала зарегистрировать его, принять соответствующие меры, направленные на сохранение следов преступления, а далее направить данное дело по подследственности в распоряжение военной прокуратуры.

В рассматриваемом варианте выносится определенное постановление. Заявителю также разъясняется его законное право на обжалование вынесенного решения и его порядок.

Сроки рассматриваемой стадии

Она должна завершиться не позже трехдневного срока с момента получения сообщения об опасном для социума противоправном деянии (вышеупомянутые субъекты обязаны принять, затем проверить его и впоследствии вынести решение в вышеуказанный срок). Однако руководитель органа дознания и начальник следственного органа могут продлить сроки возбуждения уголовного дела вплоть до 10 дней. Это становится возможным по соответствующему ходатайству дознавателя либо следователя.

Если требуется провести документальные проверки, изучение документов, предметов, ревизии, сроки возбуждения уголовного дела могут быть продлены начальником следственного органа по ходатайству следователя или прокурором по соответствующему ходатайству (дознавателя) вплоть до месяца.

Субъекты возбуждения дела

Участниками рассматриваемой стадии могут быть:

  • орган дознания;
  • следователь;
  • начальник следственного отдела;
  • дознаватель;
  • руководитель следственной группы

Специфика возбуждения дел относительно специальных субъектов

Ими выступают:

  • Член Совета Федерации, депутат Госдумы. Дело возбуждает председатель российского следственного комитета при генпрокуратуре с их одобрения.
  • Генпрокурор . Дело также возбуждает 1-й замгенпрокурора на основании соответствующего коллегиального заключения трех судей российского высшего судебного органа, которое принято по представлению президента.
  • Первый замгенпрокурора. Дело возбуждает лицо, которое исполняет его обязанности, на основании того же заключения.
  • Судьи . Возбуждением дела занимается замгенпрокурора. В случае с судьями Конституционного суда еще требуется согласие данного судебного органа конституционного контроля, а с судьями Высшего Арбитражного суда и судов общей юрисдикции – согласие ВККС РФ (иными судьями – ВККС субъекта РФ).
  • Прокурор, начальник следственного органа, следователь. Дело возбуждает вышестоящий руководитель данного органа следственного комитета при прокуратуре РФ.
  • Адвокат . Возбуждение дела осуществляется начальником следственного органа следственного комитета при прокуратуре субъектов РФ.

Средства проверки

Повод к наступлению рассматриваемой стадии должен быть обязательно зарегистрирован. Принятие заявлений производится на основании разного рода НПА. В разных ведомствах существует ряд инструкций касаемо порядка приема, дальнейшей регистрации и последующей проверки, исходя из заявления об опасном для социума противоправном деянии.

В прокуратуре есть инструкция, в которой прописан единый порядок приема, регистрации, проверки таких сообщений в системе вышеупомянутого следственного комитета при нашей прокуратуре. Итак, должностное лицо, оформившее данного рода заявление, должно выдать заявителю специальный талон-уведомление о том, что оно принято, с указанием на нем времени и даты. Эти бланки – документы строгой отчетности.

Также существуют и книги регистрации таких сообщений и происшествий. Срок рассматриваемой доследственной проверки начинается с указанного в данном талоне времени.

Напоследок стоит напомнить, что порядок возбуждения уголовного дела зафиксирован в УПК РФ.

Уголовное преследование негативно влияет на судьбу гражданина. А Конституцией РФ каждому человеку гарантированы определенные равные права. Поэтому возбуждение уголовного дела производится в точном соответствии с нормами законодательства. Построен таковой механизм с двумя целями. Они таковы:

  • недопущение произвола со стороны процессуальных лиц, принимающих постановления о начале уголовного производства;
  • защита конституционных прав людей.

Разберем, как происходит процесс начала уголовного преследования, каковы его этапы и какие нормы закона защищают человека от неправомерных постановлений следователя.

Общий порядок

Возбуждение уголовного дела проводится на основании норм и правил, описанных в статье 144 УПК. В тексте указываются сроки проведения соответствующих мероприятий, а также методика работы. В таковой принимают участие следующие процессуальные лица:

  • дознаватели и следователи;
  • их руководители;
  • прокурор;
  • гражданин или другой процессуальный объект, обладающий правом информировать о правонарушении.

Порядок возбуждения уголовного дела схематически выглядит таким образом:

  1. Регистрация сведений о случившемся нарушении закона. Таковую, как правило, предоставляют потерпевшие или другие люди (свидетели, представители) в форме письменного заявления.
  2. Изучение информации дознавателем. На это отводится три дня. При необходимости продлевается на 10 суток. А если требуется проведение дополнительных мероприятий – на 30.
  3. Издание постановления о начале уголовного производства.

Описанная выше процедура изобилует множеством формальностей и тонкостей. Таковые возникают на каждом этапе проведения и регулируются отдельными нормами законов (не только УПК). Разберем каждый по порядку.

Важно: инициировать процесс возбуждения уголовного преследования может только лицо, которому закон предоставил таковое право. В перечень под первым номером включены граждане РФ без учета возраста.

О заявлении

Стадии возбуждения уголовного дела законодатель полностью раскрыл в разделе VII УПК. Тонкостям процедуры посвящено две главы закона девятнадцатая и двадцатая. Старт процессуальным действиям дает информация о проступке подозреваемого или факте нарушения законодательства. Источники таковой исчерпывающе названы в 140 статье УПК и раскрыты в 19-й главе.

В кодексе причины начала процедуры перечислены в статье 140. Они таковы:

  • заявление, предоставленное в правоохранительную систему;
  • признание преступника (повинная);
  • сообщение о подготовке или совершении нарушения закона, переданное теми лицами, в обязанности которых входит такая работа;
  • прокурорское постановление.

Описывая процессуальный порядок возбуждения отдельного уголовного дела, по факту фальсификации регистрационных документов финансового учреждения, законодатель указал конкретные источники информирования, отличающиеся от основных. Так, стартом для возбуждения производства по статье 172.1 УК РФ может стать документ:

  • Центробанка РФ;
  • юрлица, осуществляющего ликвидацию соответствующего субъекта экономических отношений.

Чаще всего поводом к уголовному производству является заявление о нарушении соответствующего раздела законодательства. Подается таковое в нескольких формах:

  1. Письменно (приоритетно). Заявитель обязан иметь при себе документ, подтверждающий личность. В тексте заявления приводятся полные персональные данные. Бумага подписывается гражданином.
  2. Устно. УПК допускает подачу устного заявления о происшествии, имеющем признаки преступного деяния. Данные вносятся в протокол. Отвечает за такую работу сотрудник дежурной части. При этом заявитель также должен представиться и показать документ.
  3. Во время судебного разбирательства. Сообщение также вносится в соответствующий протокол. При этом дополнительной авторизации заявителя не требуется, так как все участники судебного заседания предоставляют документы.

В любой ситуации заявителя предупреждают под подпись об ответственности за предоставление ложных данных, .

Анонимные письма, описывающие проступки иных людей, запрещено использовать как основания для начала процедуры уголовного производства, однако таковые регистрируются. Их передают в отдел розыска для учета в работе.

Явка с признанием – это также первая стадия возбуждения уголовного дела. По правовой силе она равна сообщению. На уровне законодательства в РФ запрещено обвинять человека только на основании его собственных показаний. То есть признание не гарантирует уголовного преследования. Сделать таковое разрешено в письменной и устной форме. Алгоритм такой же, как при подаче заявления.

Отличие состоит в том, что признание должно обладать двумя обязательными признаками. Они таковы:

  1. Добровольность. Запрещено вынуждать человека признаваться в содеянном.
  2. Описание преступной деятельности.

Под сообщениями о нарушении норм уголовного законодательства из других источников подразумевают широкий круг последних. Так, проинформировать о преступлении компетентные органы обязаны государственные служащие, получившие соответствующие сведения в ходе исполнения должностных полномочий. Такие же обязанности вменены сотрудникам контролирующих организаций регионального уровня.

Получить информацию о нарушении законодательства дознаватели, прокуроры и следователи могут из СМИ или сети Интернет. Таковая проходит процедуру проверки на достоверность. В частности, сотрудник обязан написать рапорт и получить распоряжение руководителя.

Последний повод для начала первой стадии возбуждения уголовного дела – постановление прокурора. Таковое издается на основании материалов проверок, осуществляемых этим правоохранительным органом. Следует различать заявление гражданина, поданное в прокуратуру, и самостоятельное выявление случаев нарушения закона сотрудниками госструктуры. Первое передается в дознание, по поводу второго издается постановление.

Основания для начала производства

Бесплатная консультация юриста по телефону

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

Раскрывая понятие и значение первой стадии возбуждения уголовного дела, законодатель уделил минимум внимания основаниям. О таковых сказано во втором пункте 144-й статьи УПК. А именно, для старта процесса необходимо достаточно сведений, указывающих на совершение преступления.

Расшифровывается данный пункт на уровне криминалистики так:

  • сообщение должно отражать суть совершенного правонарушения;
  • в нем необходимо выделить объект и субъект (при возможности);
  • описать объективные характеристики проступка.

В статьях УПК описаны особенности возбуждения уголовного дела по разного рода данным. Они состоят в следующем:

  • если субъекты отношений неизвестны, то производство открывается по факту;
  • если в информации указано конкретное лицо, то дело открывается после проверки в его отношении.

Важно: для начала уголовного производства не обязательно знать преступника.

Если событие содержит все признаки преступной деятельности, то виновного устанавливают в процессе расследования. В такой ситуации дело возбуждается по факту.

Как проходит рассмотрение сообщений об уголовных правонарушениях

Возбуждение уголовного дела как процедура начинается с получения информации. Это такая же стадия уголовного процесса, подчиняющаяся процессуальным нормам. Занимается данной работой, как правило, дежурный районного отделения. В его обязанности входит:

  • прием информации тем способом, который удобен заявителю;
  • регистрация заявления;
  • первичная проверка и принятие соответствующего решения.

Принять и зарегистрировать дежурный должен любые сведения. Недопустим отказ, основанный на несоответствии вида деяния, места совершения или полноты предоставленных сведений. Заявление проходит процедуру регистрации, а гражданину выдается талон, содержащий номер, дату и время приема.

Заявление передается в орган дознания. На таковой возложена обязанность по проведению проверочных мероприятий. То есть задачи дознания, в разрезе второй стадии возбуждения уголовного дела, сводятся к сбору подтверждающих или опровергающих суть заявления сведений. Методы и содержание работы зависят от полноты первоначальной информации.

Орган дознания при первичной проверке применяет непринудительные способы сбора сведений. К ним относятся:

  • получение разъяснений у заявителя и свидетелей;
  • заказ справок или образцов (по ситуации);
  • направление требования об организации ревизии (при необходимости);
  • работа с документами;
  • иные мероприятия, не связанные с принуждением.

Проблемы возбуждения уголовного дела по информации, распространенной через СМИ, разбираются в статье 21 УПК. Так, дознаватель обязан связаться с редакцией соответствующего СМИ и запросить сведения о личности информатора. Однако руководителю издания дано право отказаться раскрывать персональную информацию, если таковое требование было условием сделки.

При первоначальной проверке . На данной стадии возбуждения уголовного дела необходимо решить вопрос о наличии признаков преступления в событии, указанном в заявлении. Точная квалификация проступка не требуется. Конкретную статью по ходу расследования могут поменять (переквалифицировать).

После окончания проверочных мероприятий выносится постановление:

  • о возбуждении дела в отношении лица или по факту;
  • о мотивированном отказе;
  • о передаче материалов по подследственности или подсудности.

Подсказка: заявитель информируется о принятом решении в письменной форме.

Процессуальные моменты

Возбуждение уголовного дела в обязательном порядке проходит третий этап, понятие и значение связано с необходимостью отслеживания законности деятельности правоохранительной системы. Такую работу выполняет прокуратура, в рамках реализации надзорной функции. Методика взаимоотношений такова:

  1. Соответствующее постановление передается в адрес трех процессуальных лиц: прокурора, автора заявления и подозреваемого незамедлительно.
  2. Прокуратура проводит проверку данных, содержащихся в документе на предмет выявления процессуальных и законодательных нарушений. В частности, проверяется наличие таких данных: даты, времени и места вынесения, повода и основания, правовой квалификации.

На изучение текста и мотивирующей части отказа в начале уголовного производства работникам прокуратуры отводится 24 часа. При выявлении нарушений данный орган защиты правопорядка имеет право отменить постановление о начале уголовного преследования (статья 37 УПК). Кроме того, прокурор может затребовать материалы первичной проверки, если таковое требуется для принятия соответствующего решения.

Некоторые уголовные дела разбираются в частном порядке. Таковой предусматривает прямое обращение к мировому судье. Частное обвинение предъявляется по проступкам, не имеющим квалифицирующих признаков. Пример таковых – это легкие побои, оскорбления и прочее (статья 20 УПК). Причем уголовное преследование, основанием для которого стало частное обвинение, подлежит прекращению в случае примирения сторон.

Проверка обстоятельств, описанных в заявлении, может привести к отказу от уголовной процедуры. Таковое решение принимается по следующим основаниям (статья 24 УПК):

  • данные, указанные в заявлении, не имели места в действительности;
  • деяние не подпадает под описание преступления;
  • истек срок давности по указанному виду нарушения законодательства;
  • подозреваемый умер (есть исключения);
  • пострадавший отказался подать заявление (если таковое требуется законом);
  • компетентный орган отказал в даче согласия на преследование лица, обладающего служебным иммунитетом.

Процессуально отказ в возбуждении уголовного преследования имеет следующие последствия:

  • констатируется постановлением, содержащим мотивирующую часть (объяснение);
  • приводит к рассмотрению вопроса о возбуждении преследования по факту ;
  • требует опубликования информации в том СМИ, в отношении которого подавалось заявление;
  • направление копии документа в прокуратуру в течение 24 часов.

Законодательство требует от работников дознания и следствия проводить с подозреваемыми и иными участниками процесса разъяснительную работу. Им сообщается о законных правах и обязанностях под подпись.

No related posts.

Бесплатная консультация юриста по телефону

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

Уголовный процесс - это заведение дела согласно установленному УПК в случае выявления преступного деяния. Далее все имеющиеся материалы документируются, такая совокупность документооборота называется судопроизводством. Возбуждение уголовного дела - форма уголовного судопроизводства. На этом этапе уполномоченные или органы государственной власти, узнав о готовящемся либо уже совершенном деянии преступного характера, начинают устанавливать правдоподобность принятой информации. Только после этого принимается решение заводить или отказать в заведении дела.

Возбуждение уголовного дела - это неотъемлемая и обязательная часть уголовного процесса, она всегда начинается с принятия жалобы или указано в ст. 108 УПК. В течение трех дней (в редких случаях больше 10 суток) должна осуществляться проверка всех обстоятельств, в ходе которой будут выявлены следы преступления. Закон гласит, что по каждому поступившему сообщению должно быть вынесено какое-либо решение.

Возбуждение уголовного дела УПК является предусмотренным законом действием реагирования прокурором, судом, следователем или органом дознания, которым стали известны события, содержащие признаки преступления. В постановлении о возбуждении у/д (ст. 146 ч. 2) должны указываться:

  • Населенный пункт (территориальная дислокация, страна, город и.т.д), дата и время вынесения.
  • Кем вынесено постановление (ФИО, классный чин, должность или название органа).
  • Основание и повод в его возбуждении.
  • Номер статьи УК, часть, пункт, признаки которых выявлены в заявлении о материалах проверки.

На основании указанной статьи будет принято правильное решение о Чем раньше начнется возбуждение уголовного дела, тем больше шансов раскрыть преступление «по горячим следам». А запоздалое расследование на поступивший сигнал может привести к серьезным последствиям.

Согласно ст. 178, до выставления постановления запрещается проводить не считая тех, которые не терпят отлагательств. Это обусловлено тем, что после подписания акта о возбуждении процесса на лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве, будут применяться меры УПП, что существенно ограничивает свободу и конституционные права человека. Граждане в обязательном порядке подвергаются освидетельствованию, допросам, обыскам, выемкам и другим мерам. Допустимы такие принудительные меры в том случае, когда явно установлены все признаки совершенного деяния и возбуждено у/д в отношении преступника.

Кто имеет право возбуждать у/д?

В обязанности прокурора входит: надзор за необоснованностью отказа либо возбуждения у/д, соблюдение порядка и сроков рассмотрения поступивших жалоб. Поэтому закон требует, чтобы прокурору в течение суток после подписания постановления была направлена его копия. В случае выявления несоответствия он вправе отменить уже принятое решение следователем либо органом дознания. Порядок возбуждения уголовного дела должен строго соблюдаться.

8. Постановление о возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока проверки сообщения о преступлении. Бланк 8. 9. Постановление о возбуждении перед прокурором ходатайства о продлении срока проверки сообщения о преступлении. Бланк 9.
10. Постановление о возбуждении перед начальником органа дознания ходатайства о продлении срока проверки сообщения о преступлении. Бланк 10.
11. Постановление о передаче сообщения о преступлении по подследственности. Бланк 11. 11а. Уведомление о передаче сообщения о преступлении по подследственности. Бланк 11а .

12. Постановление о передаче сообщения о преступлении в суд. Бланк 12.

12а. Уведомление о передаче сообщения о преступлении в суд. Бланк12а.

1 3. Постановление о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Бланк 13_3.
14. Постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству. Бланк 14.

15. Постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству. [от имени должностного лица органа дознания] Бланк 15_1.

16. Постановление о принятии уголовного дела к производству. Бланк 16.

17. Постановление о возбуждении уголовного дела и передаче его руководителю следственного органа для определения подследственности. Бланк 17.

18. Постановление о возбуждении уголовного дела и передаче его прокурору для определения подследственности. Бланк 18_1.

19. Постановление о передаче уголовного дела руководителю следственного органа для направления по подследственности. Бланк19.

19а. Постановление о передаче уголовного дела прокурору для определения подследственности. Бланк 19а.

20. Постановление о передаче уголовного дела прокурору для направления по подследственности. Бланк 20_1.

21. Постановление о направлении уголовного дела органом дознания руководителю следственного органа (в порядке части третьей ст. 157 УПК РФ). Бланк 21_1.

22. Постановление о производстве предварительного следствия следственной группой. Бланк 22.

23. Постановление о возбуждении перед прокурором ходатайства об отмене незаконного (необоснованного) постановления дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела. Бланк 23_1.

24. Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Бланк 24.

25. Постановление об отмене постановления органа дознания (дознавателя) об отказе в возбуждении уголовного дела. Бланк 25_3.

26. Постановление о направлении материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления следователя об отказе в возбуждении уголовного дела. Бланк 26_3.

27. Постановление об изъятии и о передаче уголовного дела. Бланк 27_3.

28. Постановление о неразглашении факта задержания подозреваемого. Бланк 28.

29. Сообщение о задержании подозреваемого. Бланк 29.

30. Протокол задержания подозреваемого. Бланк 30.

31. Постановление о производстве личного обыска подозреваемого [обвиняемого] в случаях, не терпящих отлагательства. Бланк 31.

32. Постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве личного обыска подозреваемого [обвиняемого]. Бланк32_1.

33. Постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве личного обыска подозреваемого [обвиняемого]. Бланк 33.

34. Разрешение на встречу сотрудника органа дознания с подозреваемым [обвиняемым]. Бланк 34.

35. Постановление о переводе подозреваемого (обвиняемого) из следственного изолятора в изолятор временного содержания. Бланк 35.

36. Постановление об отмене незаконного (необоснованного) постановления следователя (от имени руководителя следственного органа). Бланк 36.

37. Уведомление о производстве личного обыска (от имени следователя). Бланк 37.

38. Уведомление о производстве личного обыска [от имени дознавателя]. Бланк 38_1.

39. Протокол личного обыска. Бланк 39.

40. Постановление о приводе [подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля]. Бланк 40.

41. Протокол допроса подозреваемого. Бланк 41.

42. Постановление об освобождении подозреваемого. Бланк 42.

43. Справка об освобождении подозреваемого. Бланк 43.

44. Постановление о возбуждении перед судом ходатайства о помещении подозреваемого [обвиняемого], не находящегося под стражей, в медицинский (психиатрический) стационар для производства судебно-медицинской [судебно-психиатрической] экспертизы. Бланк 44_1.

45. Постановление о возбуждении перед судом ходатайства о помещении подозреваемого [обвиняемого], не находящегося под стражей, в медицинский (психиатрический) стационар для производства судебно-медицинской (судебно-психиатрической) экспертизы. Бланк 45.

46. Постановление о возбуждении перед судом ходатайства о разрешении извлечения трупа [эксгумации]. Бланк 46.

47. Постановление об извлечении трупа (эксгумации). Бланк 47.

48. Протокол эксгумации и осмотра трупа. Бланк 48.

49. Поручение о производстве отдельных следственных действий (оперативно-розыскных, розыскных мероприятий). Бланк 49.

50. Постановление о соединении уголовных дел. Бланк 50.

51. Постановление о выделении уголовного дела. Бланк 51.

52. Постановление о выделении в отдельное производство материалов уголовного дела. Бланк 52.

53. Постановление о выделении в отдельное производство материалов уголовного дела. Бланк 53_1.

54. Подписка о неразглашении данных предварительного расследования. Бланк 54.

55. Протокол осмотра предметов (документов). Бланк 55.

56. Постановление о признании и приобщении к уголовному делу вещественных доказательств. Бланк 56.

57. Постановление о признании потерпевшим. Бланк 57.

58. Повестка о вызове на допрос. Бланк 58.

59. Постановление о сохранении в тайне данных о личности. Бланк 59.

59а. Постановление о сохранении в тайне данных о личности. Бланк59_1 .

60. Протокол допроса потерпевшего. Бланк 60.

61. Постановление о допуске для участия в уголовном деле представителя (законного представителя) потерпевшего, гражданского истца. Бланк 61.

62. Требование об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного расследования. Бланк 62_3.

63. Протокол допроса свидетеля. Бланк 63.

64. Постановление о назначении переводчика. Бланк 64.

65. Подписка о предупреждении переводчика об уголовной ответственности за заведомо неправильный перевод. Бланк 65.

66. Протокол допроса свидетеля (потерпевшего) с участием переводчика. Бланк 66.

67. Протокол очной ставки. Бланк 67.

68. Протокол предъявления лица для опознания. Бланк 68.

69. Протокол предъявления лица для опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение им опознающего. Бланк 69.

70. Протокол предъявления для опознания по фотографии. Бланк 70.

71. Протокол предъявления трупа для опознания. Бланк 71.

72. Протокол предъявления предмета для опознания. Бланк 72.

73. Постановление о производстве освидетельствования. Бланк 73.

74. Протокол освидетельствования. Бланк 74.

75. Обязательство о явке. Бланк 75.

76. Постановление о возбуждении перед судом ходатайства о наложении ареста на [имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, ценные бумаги]. Бланк 76_1.

77. Постановление о возбуждении перед судом ходатайства о наложении ареста на (имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, ценные бумаги). Бланк 77.

78. Постановление о наложении ареста на имущество, указанное в части первой статьи 104 1 Уголовного кодекса Российской Федерации в случаях, не терпящих отлагательства. Бланк 78.

79. Постановление об отмене наложения ареста на [имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, ценные бумаги]. Бланк 79.

80. Протокол наложения ареста на имущество. Бланк 80.

81. Протокол наложения ареста на ценные бумаги. Бланк 81.

82. Протокол наложения ареста на денежные средства и иные ценности, находящиеся на счете, во вкладе или на хранении в банках и иных кредитных организациях. Бланк 82.

83. Постановление о производстве обыска [выемки]. Бланк 83.

84. Постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Бланк 84.

85. Уведомление о производстве (осмотра жилища, обыска (выемки) в жилище). Бланк 85.

85. Постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Бланк 85_1.

86. Постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве выемки в банках (иных кредитных организациях) предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан. Бланк 86_1.

87. Постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве выемки в банках (иных кредитных организациях) предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан. Бланк 87.

88. Постановление о производстве обыска (выемки) в жилище в случаях, не терпящих отлагательства. Бланк 88.

89. Протокол обыска (выемки). Бланк 89.

90. Постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве обыска (выемки) в жилище. Бланк 90_1.

91. Постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве обыска (выемки) в жилище. Бланк 91.

92. Постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве осмотра жилища. Бланк 92_1.

93. Постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве осмотра жилища (от имени следователя). Бланк 93.

94. Постановление о производстве осмотра жилища в случаях, не терпящих отлагательства. Бланк 94.

95. Уведомление о производстве (осмотра жилища, обыска (выемки) в жилище, личного обыска, наложения ареста на имущество, указанное в части первой статьи 104 1 Уголовного кодекса Российской Федерации). Бланк 95.

96. Протокол осмотра местности, жилища, иного помещения. Бланк 96.

97. Постановление о возбуждении перед судом ходатайства о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления и производстве их осмотра и выемки.