Информационное обеспечение государственного управления. Административно-правовой статус органов исполнительной власти в IT-сфере Правовой статус органов управления в информационной сфере

Ковалева Наталия Николаевна, доцент кафедры административного и муниципального права ФГБОУ ВПО "Саратовская государственная юридическая академия", кандидат юридических наук.

Рецензент: Морозов Андрей Витальевич, заведующий кафедрой информационного права, информатики и математики РПА Минюста России, доктор юридических наук, профессор.

В статье анализируются вопросы правового статуса органов публичной власти как субъектов управления в информационной сфере, обосновывается вывод о том, что важнейшей задачей при определении правового статуса таких субъектов является обеспечение массового информационного обслуживания на основе государственного информационного ресурса.

Ключевые слова: государственное управление, информационное пространство, информационная сфера, субъекты управления в информационной сфере.

Agencies of public power as subjects of management in the informational sphere

In the article subjects of the government in information sphere are analyzed. And also it is proved that the major problem in sphere at definition of legal status of subjects of the government in information sphere is creation of the organizations and the divisions specializing on mass information service on the basis of the state information resources.

Key words: the government, information field, information sphere, kinds of subjects in information sphere.

Государственное управление представляет собой форму реализации функций государства его органами и должностными лицами как разновидность социального публичного управления. Субъектами же процесса государственного управления могут быть физические и юридические лица, которые сами осуществляют управление или принимают участие в государственном управлении как субъекты управленческих отношений. При этом физические лица и общественные объединения, как правило, выступают в качестве участников - субъектов управленческих отношений; в свою очередь, государственные органы исполняют роль управляющих субъектов в правовых отношениях.

Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" государственные органы, органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц по приему обращений от пользователей информацией <1>.

<1> Ковалева Н.Н., Холодная Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

Основная роль в системе административно-правового регулирования в сфере применения информационных технологий сегодня, безусловно, принадлежит Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. В п. 1.3 Регламента Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (утв. Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 3 ноября 2009 г. N 139) <2> обозначено, что Министерство есть федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по разработке государственной стратегии и правовому регулированию в информационной сфере, в том числе при использовании информационных технологий для формирования государственного информационного ресурса и обеспечения доступа к нему.

<2> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 4. 25 января.

Административно-правовое управление информационным ресурсом должно быть обусловлено принципами признания права собственности на него, чтобы была создана правовая основа регулирования взаимоотношений и введения государственного информационного ресурса в гражданский оборот. При этом право собственности государства на информационный ресурс, создаваемый, приобретаемый, накапливаемый за счет средств государственного бюджета всех уровней, должно превалировать. Любое министерство или ведомство может быть только владельцем или пользователем создаваемого, накапливаемого за счет средств бюджета информационного ресурса. Исходя из того что государственный информационный ресурс - объект собственности, управление им на основании ст. 114 Конституции Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации посредством назначения специального федерального органа исполнительный власти, наделенного соответствующими полномочиями. Как правило, такими органами определяются федеральные агентства в соответствующих сферах управления и экономики.

Объем компетенции каждого федерального органа исполнительной власти по осуществлению распоряжения, владения или пользования государственным информационным ресурсом должен определяться в положении о статусе этого органа.

Что касается уровня субъектов Российской Федерации, то им может быть передано право распоряжаться, владеть и пользоваться государственным информационным ресурсом, а также информационным ресурсом совместного ведения на основе административных договоров о разграничении полномочий или о совместном ведении. На основании аналогичных договоров необходимо разграничивать и правомочия владения и распоряжения информационным ресурсом, который был создан не только на средства федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ, но с использованием средств иных субъектов (например, собственные средства физических и юридических лиц).

Следует отметить, что субъектами государственного управления осуществляется тесное взаимодействие с органами местного самоуправления по следующим аспектам: во-первых, государство осуществляет правовое регулирование местного самоуправления; во-вторых, муниципальные органы могут наделяться отдельными государственными полномочиями государственными органами, они осуществляют и контроль выполнения переданных государственных полномочий; в-третьих, субъекты государственного управления осуществляют взаимодействие по финансовым и некоторым другим вопросам с органами местного самоуправления.

В то же время взаимодействие муниципальных и государственных органов при осуществлении информационной функции имеет весьма специфические проблемы.

Муниципальные органы вправе вносить в государственные органы субъектов РФ предложения, связанные с развитием почтовой связи в муниципальном образовании <3>.

<3> Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 29. Ст. 3697; 2004. N 35. Ст. 3607; 2008. N 29 (ч. I). Ст. 3418; 2009. N 26. Ст. 3122.

В то же время уже в Федеральном законе от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" <4> полномочия органов местного самоуправления в области связи были исключены, обусловлено это было усилением вертикали власти, и в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <5>, в котором в значительной мере конкретизированы предметы ведения муниципальных органов, также вопросы связи были исключены, т.е. эта часть компетенции полностью подпадает под государственное регулирование, и в настоящее время полномочия в сфере связи органам местного самоуправления могут быть переданы путем их наделения государственными полномочиями.

<4> Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 28. Ст. 2895; 2008. N 18. Ст. 1941; 2009. N 29. Ст. 3625; 2010. N 7. Ст. 705.
<5> Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 40. Ст. 3822; 2008. N 49. Ст. 5744; 2007. N 46. Ст. 5556; 2009. N 19. Ст. 2280; N 52 (ч. I). Ст. 6441.

То есть налицо правовая коллизия: Федеральный закон "О почтовой связи" предусматривает специфические полномочия муниципальных органов, а Федеральный закон "О связи" - нет. Кроме того, административно-правовое регулирование информационного обеспечения деятельности органов власти в части установления порядка работы с документами, установления режимов информации, структуризации информации, к сожалению, недостаточно.

Необходимо также установление фильтров входящей информации и их административно-правовое регулирование. Большой объем такой информации может вызвать остановку работы государственных и муниципальных органов, при этом поток входящей информации имеет особое значение для обеспечения связи органа власти с внешней средой. Поэтому особенно важен внимательный подход к разработке различных положений и инструкций по обработке и подготовке к представлению руководству входящих документов.

Кроме того, необходимо обеспечить систематизацию информации, как входящей, так и исходящей, в зависимости от категорий доступа. По категориям доступа информация может быть разделена на открытую информацию, информацию, составляющую государственную тайну, персональные данные, коммерческую тайну, тайну частной жизни, профессиональную и т.д. До тех пор пока в соответствующем органе власти находится эта информация в пределах функциональной деятельности органа, должен обеспечиваться надлежащий режим доступа. Отсюда следует, что целесообразно структурировать информацию по категориям доступа, урегулировать работу с такого рода информацией специальными законами <6>.

<6> См.: Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник / Под ред. акад. РАН Б.Н. Топорнина. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. С. 209.

В процессе реализации своих функций государственные и муниципальные органы не только получают информацию, необходимую для обеспечения постоянного взаимодействия с подчиненными им структурами, с другими органами власти, физическими и юридическими лицами, но и предоставляют информацию другим пользователям, в том числе физическим и юридическим лицам, средствам массовой информации, а также друг другу. Это, в свою очередь, обусловливает тесное взаимодействие государственных и муниципальных органов на трех уровнях: федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и на муниципальном уровне. Отсюда следует, что административно-правовое регулирование использования информации необходимо создавать по двум направлениям: во-первых, в соответствии с ее административно-правовым режимом доступа и, во-вторых, - на основании правил открытости, свободного доступа к информации.

Особое значение для решения вышеперечисленных проблем государственного регулирования деятельности субъектов государственного управления в условиях использования информационных технологий имеет принятие специального федерального закона, регулирующего административно-правовой режим служебной тайны, законов об информационном обеспечении деятельности государственных и муниципальных органов, закона об административно-правовом режиме тайны частной жизни и т.д. Частично эти вопросы решены за счет включения отдельных административно-правовых норм в положения о структурных подразделениях государственных и муниципальных органов, в регламенты некоторых государственных и муниципальных органов, но при этом весь объем административно-правового регулирования этих проблем не обеспечивается.

Таким образом, важнейшей задачей при определении правового статуса субъектов государственного управления в условиях использования информационных технологий является обеспечение массового информационного обслуживания на основе государственного информационного ресурса. К сожалению, государственные и муниципальные органы, которые владеют соответствующим информационным ресурсом, не осуществляют массового информационного обслуживания, это связано в том числе с тем, что у них отсутствуют соответствующие технологические, кадровые, организационные и финансовые возможности. В этих случаях перспективным было бы создание системы, обеспечивающей взаимодействие с негосударственными информационными службами, которые производили бы информационные продукты и оказывали бы информационные услуги, основываясь на использовании государственных информационных ресурсов. Поэтому необходимо обеспечить правовое регулирование системы взаимодействия органов власти с негосударственными информационными службами по поводу использования государственных информационных ресурсов и условий распространения информационных продуктов и услуг.

Государственные информационные ресурсы РФ формируются в соответствии со сферами ведения как: федеральные информационные ресурсы; информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении РФ и субъектов РФ (далее - информационные ресурсы совместного ведения); информационные ресурсы субъектов РФ;

Формирование государственных информационных ресурсов осуществляется гражданами, органами государственной власти , органами местного самоуправления , организациями и общественными объединениями . Федеральные органы государственной власти , органы государственной власти субъектов РФ формируют государственные информационные ресурсы, находящиеся в их ведении, и обеспечивают их использование в соответствии с установленной компетенцией.

Деятельность органов государственной власти и организаций по формированию федеральных информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов РФ финансируется из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ по статье расходов «Информатика» («Информационное обеспечение»).

Организации, которые специализируются на формировании федеральных информационных ресурсов и (или) информационных ресурсов совместного ведения на основе договора , обязаны получить лицензию на этот вид деятельности в органах государственной власти. Порядок лицензирования определяется законодательством РФ.

Установлен порядок обязательного представления документированной информации для формирования государственных информационных ресурсов. Органы государственной власти, органы местного самоуправления , организации и общественные объединения обязаны представлять документированную информацию органам и организациям, ответственным за формирование и использование государственных информационных ресурсов. Перечни представляемой в обязательном порядке документированной информации и перечни органов и организаций, ответственных за сбор и обработку федеральных информационных ресурсов, утверждает Правительство РФ . Порядок и условия обязательного представления дотсулентированной информации доводятся до сведения граждан и организаций.

При регистрации юридических лиц регистрационные органы обеспечивают их перечнями представляемых в обязательном порядке документов и адресами их представления. Перечень представляемой в обязательном порядке документированной информации прилагается к уставу каждого юридического лица (положения о нем).

Документы, принадлежащие физическим и юридическим лицам, могут включаться по желанию собственника в состав государственных информационных ресурсов по правилам, установленным для включения документов в соответствующие информационные системы.

Государственные информационные ресурсы РФ являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа.

Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом РФ «О государственной тайне».

Установлены гарантии предоставления информации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций. Подчеркнем, в пределах своей компетенции они осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес. Отказ в доступе к информационным ресурсам может быть обжалован в суд .

Государственные органы, осуществляющие политику информатизации организуют регистрацию всех информационных ресурсов, информационных систем и публикацию сведений о них для обеспечения права граждан на доступ к информации.

Должен быть перечень информационных услуг, предоставляемых пользователям из государственных информационных ресурсов бесплатно или за плату.

Информационные процессы не имеют границ, поскольку движение и обмен информацией служат важным фактором политического и социального развития, а также деятельности государственных органов и организаций. Поэтому необходимы создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства, защита интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при международном информационном обмене, защита интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене.

Эта задача решается при помощи ФЗ «Об участии в международном информационном обмене», регулирующего круг его субъектов и объектов и особенности обязанностей государства.

Назовем объекты международного информационного обмена: документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги, средства международного информационного обмена.

Субъектами международного информационного обмена в РФ могут являться: РФ, субъекты РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, физические и юридические лица РФ, физические и юридические лица иностранных государств, лица без гражданства .

Установлены обязанности государства в сфере международного информационного обмена. Органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ: создают условия для обеспечения РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц РФ иностранными информационными продуктами и информационными услугами; обеспечивают своевременное и достаточное пополнение государственных информационных ресурсов РФ иностранными информационными продуктами; содействуют внедрению современных информационных технологий, обеспечивающих эффективное участие РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц РФ в международном информационном обмене; обеспечивают защиту государственных информационных ресурсов РФ, муниципальных и частных информационных ресурсов, российских средств международного информационного обмена и соблюдение правового режима информации; стимулируют расширение взаимовыгодного международного обмена документированной информацией и охраняют законные интересы РФ и субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц в РФ; создают условия для защиты отечественных собственников и владельцев документированной информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, средств международного информационного обмена, пользователей от некачественной и недостоверной информации, недобросовестной конкуренции со стороны физических и юридических лиц иностранных государств в информационной сфере; способствуют развитию товарных отношений при международном информационном обмене.

Государственные органы выполняют в сфере международного информационного обмена и ряд других функций: а) координация деятельности в области международного информационного обмена осуществляется названным специальным федеральным органом в порядке, устанавливаемом законодательством РФ; б) контроль за осуществлением международного информационного обмена осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции, определяемой законодательством РФ; в) проверка сертификации информационных продуктов, информационных услуг, средств международного информационного обмена. При ввозе информационных продуктов, информационных услуг в РФ импортер представляет сертификат, гарантирующий соответствие данных продуктов и услуг требованиям договора. В случае невозможности сертификации ввозимых на территорию РФ информационных продуктов, информационных услуг риск за использование данных продуктов и услуг лежит на импортере. Средства международного информационного обмена, которые обрабатывают документированную информацию с ограниченным доступом, а также средства защиты этих средств подлежат обязательной сертификации; г) лицензирование деятельности по международному информационному обмену; д) приостановление международного информационного обмена в случае противоправных действий органами, указанными в ст. 16 ФЗ «Об участии в международном информационном обмене». Действия этих органов по приостановлению международного информационного обмена могут быть обжалованы в суд.

Ответственность сторон за невыполнение договоров о международном информационном обмене в результате приостановления международного информационного обмена определяется в соответствии с международными договорами РФ и законодательством РФ.

Процесс информатизации в нашей стране протекает медленно и противоречиво. Его ускорению и планомерности служат меры по реализации Концепции правовой информатизации России. Утверждена программа «Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации».

Программа предусматривает создание: оптимальных условий для полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных органов на основе внедрения программных согласованных между собой информационных технологий; первой очереди Российской автоматизированной системы информационно-правового обеспечения деятельности органов и правового образования и воспитания; предпосылок для формирования единого общегосударственного рынка информационно-правовых услуг, международный обмен правовой информацией. Уже проделана немалая работа по реализации программы.

Информационные центры действуют в президентском и правительственном аппаратах, в министерствах, в региональных органах исполнительной власти. Каждая система звеньев, формируя свою информационную структуру, включает ее в «общие сети». Так, информационный компьютерный атлас региона создан в Рязани на базе Центра информатики и математического моделирования Российской академии наук при содействии областной администрации. Эта система содержит банк исчерпывающих данных о правовом, демографическом, природном, историческом, хозяйственно-производственном состоянии территорий и отдельных объектов. Накладывая с помощью той же ЭВМ информационные слои друг на друга, можно получить любую характеристику. Она обеспечивает разработку инвестиционных проектов, коммерческих предложений, бизнес-планов, проведение мониторинга товарного рынка, учета использования сырья и ресурсов и многое другое, что позволяет снизить предпринимательский риск и активизировать коммерческую деятельность.

Но информационное обеспечение государственных органов формируется и действует не изолированно. Оно соприкасается и взаимодействует с независимыми информационными структурами, заключает с ними договоры на оказание информационных услуг, согласовывает программы информационного обслуживания.

Информационные компьютерные технологии играют все более заметную роль в современном мире - без них невозможно принятие надежных обоснованных решений в бизнесе , политике, науке и многих других сферах жизни как государства в целом, так и отдельных личностей . Уже около ста миллионов пользователей насчитывает всемирная информационная сеть «Интернет»; к 2000 году, по оценке экспертов, их количество возрастает до полумиллиарда. Ежегодно в мире только крупные компании приобретают около 50 миллионов персональных компьютеров. Статистика показывает, что каждую минуту в «Интернете» появляется 46 новых пользователей, и «Информационная магистраль» объединяет более 100 стран мира

Действуя в этом направлении, Торгово-промышленная палата провела большие работы. Опыт работы ТПП РФ в корпоративных сетях показывает: сегодня каждый пятый руководитель фирмы считает, что грамотная работа с информацией, полученной через компьютер, на 18% повышает производительность труда фирмы и снижает затраты, на 7% повышает культуру работы, на 25% позволяет принимать правильные решения.

Корпоративная Единая информационная система ТПП РФ (ЕС ТПП РФ), созданная 2 года назад, позволяет привести сегодня и некоторые другие показатели. Объединены в Единую сеть 67 территориальных ТПП, 12 зарубежных представительств ТПП РФ, сформировано более 200 банков данных, количество «электронной почты» возросло в 25 раз. В настоящее время закончен первый этап создания системы.

Наступает второй этап - становление полноправным участником «информационной магистрали», позволяющей расширить информационное обеспечение бизнеса (территориальных ТПП, союзов и объединений предпринимателей , членов ТПП РФ), осуществлять международную интеграцию рынков товаров и услуг, труда, инвестиций и финансов .

Это становится возможным благодаря реализации проекта «Российская информационная сеть делового сотрудничества», в котором кроме ТПП РФ принимают участие десятки крупнейших российских фирм и компаний. Объединив их усилия можно выйти на новый этап развития. Основой «Информационной сети делового сотрудничества» стала ЕС ТПП РФ, которая с начала нынешнего года интегрирована в систему «Интернет». Это очень важное событие. Отныне миллионы пользователей «Интернета» получили доступ к базам данных о ТПП РФ, российской экономике , сформированным при непосредственном участии специалистов палаты. С другой стороны, у российских и зарубежных предпринимателей, работников органов государственного управления , ученых и т.д. появилась возможность через «Российскую информационную сеть» пользоваться услугами других компьютерных информационных ресурсов информационных систем, существующих в мире, а также полным набором услуг, предоставляемых «Интернетом».

Действуют и другие мощные справочные правовые системы . Консультант-Плюс - универсальная справочная система по российскому законодательству. Система содержит все нормативные акты , необходимые в повседневной работе юристам, аудиторам и бухгалтерам, работникам банковских и финансовых структур, руководителям предприятий , специалистам государственных служб.

Отрабатываются следующие разделы российского законодательства: законодательство о финансах и кредите (включая налогообложение, банковскую деятельность, ценные бумаги , валютное регулирование, бухгалтерский учет , аудиторскую деятельность и др.); законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности ; внешнеэкономические отношения; гражданское законодательство (включая законодательство о собственности , о приватизации государственного и муниципального имущества, жилья, земли, авторское и патентное право и др.); гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуалъное законодательство; законодательство о труде; законодательство о земле; законодательство о торговле; законодательство о социальном страховании и социальном обеспечении ; основы конституционного строя ; внешняя политика и международные отношения; законодательство о браке и семье ; законодательство об образовании, науке и культуре; законодательство об охране общественного порядка; суд, юстиция, прокуратура ; уголовное и уголовно-процессуальное законодательство; законодательство об административных нарушениях.

Консультант-Плюс имеет прямые договоры об информационном обмене с основными федеральными ведомствами, согласно которым новые документы немедленно передаются для включения в информационный банк системы Консультант-Плюс. Например, справочная система «Консультант-Бухгалтер» содержит все нормативные документы, регламентирующие налогообложение, ведение бухгалтерского учета и другие финансово-хозяйственные аспекты функционирования организаций, а также несколько тысяч консультаций по конкретным вопросам хозяйственного, трудового и налогового права .

Справочная система «Деловые Бумаги» - универсальная мини-канцелярия, содержащая формы стандартных документов. Состав документов подобран таким образом, что система может использоваться всеми подразделениями организации: бухгалтерией , складом, секретариатом, отделом кадров, менеджерами по направлениям деятельности фирмы и др. Система содержит более ПОО форм документов (договоров, контрактов, справок, отчетов, заявлений, писем, исков и т.п.).

Справочная система по московскому законодательству содержит нормативные акты органов власти и управления г. Москвы.

Приведенные материалы об отечественных информационно правовых центрах, несомненно, облегчают административно-правовое управление. Небезынтересны и данные о зарубежном опыте.

Возникновение информационных систем привело в США к необходимости коренного пересмотра политики в области информационной безопасности. Если до 1984 г. в США основной упор делался на защиту систем связи, то в последующем в основу была положена комплексная защита всех компонентов информационных систем техническими и организационными мерами, которые включают: защиту линии связи; защиту компьютерных систем аппаратурными и программными методами: обеспечение физической безопасности оборудования; контроль личной лояльности обслуживающего персонала.

Указанные меры, однако, не решили всех проблем предотвращения утечки информации из правительственных информационных систем, борьбы с промышленным шпионажем, манипулирования персональными данными в политических и иных целях.

В этой связи Администрация США, в подписанной президентом Рейганом в сентябре 1984 г. национальной директиве, ввела понятие «важной несекретной информации», раскрытие, неправильное использование, изменение, потеря или разрушение которой может нанести ущерб национальной безопасности или «другим интересам федерального правительства». Причем «другие интересы правительства!" не ограничивались правительственной или связанной с его деятельностью экономической, социальной, финансовой, промышленной, сельскохозяйственной, технологической и юридической информацией невоенного характера.

Был определен государственный орган, который объединял все организации, заинтересованные в контроле над секретными и несекретными, правительственными и неправительственными информационными системами. Это - Национальный комитет по безопасности систем связи и информационных систем.

Конгресс США принял Закон о компьютерной безопасности. Согласно закону за Министерством обороны и Агентством национальной безопасности должны остаться функции обеспечения безопасности информационных систем правительственных учреждений. Частные фирмы могут попасть под контроль со стороны МО США и АНБ США только в том случае, если они непосредственно связаны с выполнением секретных военных заказов. В других случаях все вопросы защиты частных информационных систем передавались Национальному институту стандартов и технологии США.

Информационный статус субъектов права

В происходящих преобразованиях и реформах вопросы власти , собственности щ права относятся к числу важных вопросов. Один из них - информация как ресурс, как ценность общества , государства и гражданина . Между тем без информации невозможны любые преобразования, поскольку она служит средством познания и отражения процессов и явлений, их фиксированного использования и упорядочения общественных отношений. Каждый субъект права - государство и его органы, предприятия , учреждения, общественные организации, трудовые коллективы, граждане - не может не иметь информационного обеспечения своей деятельности. Но каково же оно?

В научной литературе правильно отмечалась тенденция формирования комплексного информационно-правового института, который может в будущем преобразовываться в отрасль права .

Означает ли это только разработку и принятие комплекса законов в информационной сфере? Да, нужны законы об информационном обеспечении экономического и социального развития, о праве граждан на информацию, о государственной и коммерческой тайне , о статистической, научно-технической, экологической информации и другие акты. Вопрос в том, что и как могут регулировать законы и каким образом их надо применять.

И здесь помогает понятие «информационное обеспечение», которое является весьма важным как применительно к сфере общественной жизни, отрасли, так и к функциям, задачам государственных органов и организаций. Функциональную содержательность информации придает право как ее носитель и одновременно регулятор, касается ли это сфер, территорий или органов.

В отношении органов и организаций наша позиция совпадает с мнением И.Л. Бачило, а в отношении систем управления - не согласуется с мнением В.Э. Краснянского, поскольку информация связывается им только с системой управления. Применительно же к сфере культуры вряд ли дело сводится к технологии обработки правовой информации.

Краткое описание

Развитие информационных технологий, создание новых компьютерных сетей, расширение сферы информационной деятельности - эти и другие характерные черты процесса информатизации жизни человека и всего общества обусловили появление такой новой отрасли права, как информационное. Оно сложилось во многих странах современного мира, в том числе и в России, в последнее десятилетие. По сравнению с другими отраслями права, такими, как конституционное, административное, уголовное, гражданское, оно находится еще на самом начальном этапе своего развития, во многом еще только формируется, однако присущий ему динамизм, предопределяемый общественными потребностями, позволит занять достойное место в системе сложившихся отраслей права.

Введение………………………………………………………………………2
Понятие субъектов информационного права……………………………….3
Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования как субъекты информационного права………………………………………….6
4. Граждане и другие физические лица как субъекты информационного права………………………………………………………………………………9
5. Правовой статус организаций и учреждений в информационной сфере…12
6. Заключение……………………………………………………………………15
7. Список использованных источников……………………………

Термин "исполнительный орган" не равнозначен термину "орган исполнительной власти", поскольку исполнительные органы имеет практически всякая социальная системакоммерческая организация в лице генерального директора, президента и т.п., и система местного самоуправления в лице управы, местной администрации и т.д.). Исполнительный орган – орган, выполняющий непосредственно организующие, обеспечивающие функции в рамках управления системой. Органы исполнительной власти являются исполнительными органами государства, но не они одни. К исполнительным органам можно отнести в какой-то части и институт Президента РФ, не входящий в систему органов исполнительной власти. Кроме того, в его административно-правовом статусе сфокусированы разнообразные функции государства, в том числе и не носящие собственно исполнительного управленческого характера (например, функция по определению основных направлений внутренней и внешней политики России). Присутствующий в действующем законодательстве термин "исполнительный орган государственной власти" равнозначен термину "орган исполнительной власти", поскольку государственная власть в Российской Федерации реализуется в качестве исполнительных только органами исполнительной власти.

Рисунок 1. Признаки органа исполнительной власти

Нужно отметить, что статус органа исполнительной власти и само введение в законодательство термина "исполнительная власть" вызывает ряд обоснованных претензий со стороны признанных специалистов административного права. Так, Ю.М. Козлов вполне закономерно указывал на то, что существовавшее ранее лишь в теории понятие "органы государственного управления", включавшее в себя полный спектр органов, созданных государством для осуществления государственно-управленческой или исполнительно-распорядительной деятельности от имени государства, не вполне удачно заменено Конституцией РФ 1993 г. на понятие "органы исполнительной власти", которое связано с четко определенным кругом субъектов права, в который не входят, в частности, Президент РФ и Прокуратура РФ.

Организационная структура государственного управления в сферах связи и информационных технологий

Организационная структура государственного управления в сферах связи и информационных технологий представляет собой сложную и многофункциональную систему, направленную на адекватное функционирование сферы связи и информационных технологий в РФ.

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет нормативно-правовое регулирование в сферах информационных технологий, массовых коммуникаций, электросвязи, почтовой связи и средств массовой информации. Ему подчинены:

– Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор);

Федеральное агентство связи (Россвязь);

– Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать).

В соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи" Минкомсвязь России устанавливает требования к публичным организациям и субъектам предпринимательства при пользовании ими сетями электросвязи.

В состав единой сети электросвязи Российской Федерации входят сеть связи общего пользования, выделенные сети связи и другие сети связи, обеспечивающие передачу информации при помощи электромагнитных систем. Сети связи специального назначения (сети спецсвязи, спецсвязь) в отличие от других элементов единой сети электросвязи предназначены исключительно для обеспечения публичных потребностей и не могут быть использован м в коммерческих целях. Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона "О связи" сети связи специального назначения предназначены для нужд государственного управления, обороны, безопасности, обеспечения правопорядка и не могут использоваться для возмездного оказания услуг связи, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Спецсвязь осуществляется государственными органами и организациями, предназначенными для обеспечения абонентов президентской и правительственной связи и удовлетворения иных общегосударственных потребностей. Правительственная и президентская связь входят в единую систему специальной связи. В состав единой системы органов спецсвязи входят Служба специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации, центры специальной связи и информации (территориальные органы Спецсвязи России), а также подразделения связи специального назначения.

Государственное регулирование в области связи гражданского назначения осуществляется Роскомнадзором посредством обеспечения разрешительной и контрольно-надзорной деятельности. Роскомнадзор выдает лицензии на оказание услуг связи, приостанавливает их действие, а также аннулирует лицензии, в случаях, не требующих оспаривания, т.е. когда коллизия не может возникнуть. Это происходит при наступлении не нуждающихся в судебном доказывании юридических фактов, возникновение которых заведомо несовместимо с деятельностью лицензиата, например в случаях ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя. Судебное аннулирование лицензии предусмотрено при совершении лицензиатом оспоримых нарушений, например несоблюдения обязательств по оказанию услуг связи. Такие нарушения могут быть выявлены в ходе судебного рассмотрения иска лицензирующего органа или иных лиц, ходатайствующих об аннулировании лицензии. Случаи, когда аннулирование лицензии допускается только по решению суда, установлены в п. 1 ст. 39 Федерального закона "О связи". Судебное аннулирование лицензии в указанных случаях осуществляется независимо от того, оспаривает ли лицензиат факт правонарушения.

К иным особенностям лицензирования, установленным Федеральным законом "О связи" и не предусмотренным другими федеральными законами, регламентирующими лицензионные отношения, относятся:

1) выдача лицензий при наличии разрешения государственной комиссии по радиочастотам при Минкомсвязи России и в зависимости от результатов проводимых Россвязью торгов (аукциона, конкурса). Наличие столь продолжительного фиксированного максимального срока действия лицензии свойственно только лицензированию в области связи;

2) определение особых временных параметров действия лицензии – от трех до 25 лет, при этом конкретный срок действия лицензии устанавливается непосредственно лицензирующим органом;

3) разрешительный порядок доступа пользователей к радиочастотным спектрам.

Минкомсвязи России оказывает государственные услуги публичным организациям, например, при заключении контрактов на оказание услуг для государственных нужд, а также консультационные услуги гражданам. В отличие от Минкомсвязи России федеральные министерства, как правило, не оказывают публичных услуг госорганам и гражданам. Соответствующие полномочия отнесены к ведению подчиненных министерствам федеральных органов исполнительной власти.

Роскомнадзор имеет обширную систему подчиненных территориальных органов, выдает разрешения по эксплуатации сетей (сооружений) связи, а также регистрирует средства связи гражданского назначения. К его ведению отнесена регистрация средств массовой информации. Роскомнадзор оказывает государственные услуги в сфере публичной контрактации, а также предоставляет бесплатные консультационные услуги государственным органам и гражданам. К ведению Минкомсвязи России и Россвязи отнесены релятивные разрешительные полномочия в сферах сертификации средств связи (организации проведения сертификации), а Россвязь, кроме того, организует проведение торгов на получение лицензий, а также осуществляет иные полномочия в области публичного санкционирования (например, присваивает радиочастоту или радиочастотный канал для радиоэлектронных средств). Таким образом, Россвязь в опосредованных формах участвует в реализации разрешительных полномочий Роскомнадзора; Минкомсвязь и Роскомнадзор относятся к регистрирующим органам. Россвязь организует систему сертификации в области связи, включающую в себя органы по сертификации и испытательные лаборатории. К непосредственному ведению Минкомсвязи России отнесены полномочия по организации проведения обязательной сертификации информационных технологий, предназначенных для обработки государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей; регистрации государственных информационных ресурсов и систем.

Государственное регулирование в сфере связи осуществляется не только органами исполнительной власти, отдельные полномочия в этой сфере отнесены к ведению Государственной комиссии радиочастотам – межведомственного коллегиального органа Минкомсвязи России. Комиссия наделена властными полномочиями по обеспечению доступа пользователей к радиочастотном спектру. В ее состав входят представители федеральных органов исполнительной власти, в том числе подчиненных Минкомсвязи России ведомств. Председателем Комиссии "ex offcio" является министр связи и массовых коммуникаций РФ.

Административно-правое обеспечение государственной политики в сфере информационных технологий и связи

К ведению Минкомсвязи России и подчиненных ему федеральных органов исполнительной власти отнесено государственное управление в сферах электрической, почтовой связи и информатизации. Электрическая связь представляет собой передачу или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений и звуков по проводной, оптической и другим электромагнитным системам. Почтовая и фельдъегерская связь различаются по виду отправлений и абонентам информации. Почтовая связь представляет собой прием, обработку, перевозку и доставку почтовых отправлений, а также денежных переводов. Получателями отправлений фельдъегерской связи являются высшие должностные лица органов государственной власти. В качестве абонентов фельдъегерской связи эти лица получают отправления особой важности, документы, содержащие совершенно секретную, секретную и иную информацию. Все документы Президента РФ, федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ, органов военного управления и администрации промышленных и военных объектов, имеющих особо важное государственное значение, содержащие совершенно секретную и секретную информацию, подлежат доставке только сотрудниками фельдъегерской связи.

Электрическая связь осуществляется с помощью сетей электросвязи – технологических систем, обеспечивающих телефонную, телеграфную или факсимильную передачу информации. Минкомсвязи России и подчиненные ему ведомства обеспечивает единое централизованное управление взаимоувязанной сетью связи Российской Федерации, представляющей собой систему технологически сопряженных сетей связи общего пользования и ведомственных сетей электросвязи. Абонентами сетей связи общего пользования может быть любые юридические или физические лица. В отличие от них ведомственные сети электросвязи создаются и действуют системах федеральных органов исполнительной власти и предназначены исключительно для удовлетворения их информационных потребностей. На территории РФ любыми юридическими или физическими лицами, включая и иностранных инвесторов, могут даваться выделенные сети связи, не имеющие выхода на сеть связи общего пользования.

Целью государственной политики в области связи и информатизации является обеспечение публичных (общегосударственных) и индивидуальных (частноправовых) интересов в сферах государственного управления и информационной безопасности, государственное управление объектами гражданской связи (почтовой и электрической) отнесено к ведению Минкомсвязи России подчиненных ему ведомств. Предназначением государственного управления объектами специальной связи (систем шифрованной и засекреченной связи) является обеспечение информационной безопасности. Осуществление государственного контроля в этой сфере отнесено к ведению ФСО России, ФСБ России, СВР России, ГФС России и других подчиненных Президенту РФ федеральных органов исполнительной власти. Государственное управление объектами гражданской и специальной связи осуществляется посредством:

1. лицензирования деятельности по оказанию услуг связи;

2. сертификации технических средств и услуг связи. Сертификат – это документ, подтверждающий, что надлежащим образом идентифицированные оборудование или услуги связи соответствуют установленным стандартам, иным нормам и требованиям. Лицензия и сертификат относятся к правоустанавливающим документам, подтверждающим легитимный статус их обладателей. Вместе с тем указанные документы представляют собой и специальные разрешения на осуществление деятельности в области связи.

3. обеспечения контроля и надзора.

Для лицензирования деятельности в сфере связи характерно преобладание административных методов: лицензирующий орган выдает лицензии, приостанавливает их действие и аннулирует лицензии. Лицензирование услуг связи проводится в соответствии с паллиативными процедурами лицензирования Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Роскомнадзор лицензирует деятельность юридических и физических лиц, связанную с предоставлением услуг связи. К ведению Россвязи отнесены полномочия по организации системы сертификации в сфере связи. В процессе сертификации должностные лица указанного органа подтверждают соответствие технических средств и услуг связи требованиям, предъявляемым законодательством и ведомственными нормативными правовыми актами. Полномочия Россвязи в сфере сертификации не распространяются на системы специальной связи Минобороны России, МВД России и других силовых федеральных министерств и ведомств.

К ведению Роскомнадзора отнесено осуществление государственного надзора и контроля в области связи. Надзор за связью осуществляется государственными инспекторами по надзору за связью и информатизацией в Российской Федерации. Руководитель Роскомнадзора по должности является главным государственным инспектором по надзору за связью и информатизацией в РФ, а его заместители – заместителями главного государственного инспектора по надзору за связью в Российской Федерации. Государственные инспекторы по надзору за связью и информатизацией вправе приостанавливать или прекращать деятельность в области связи юридических и физических лиц, не имеющих лицензий на предоставление услуг в области связи или нарушающих условия выданных лицензий. Государственным инспекторам подведомственно рассмотрение административный правонарушений, предусмотренных ст. 13.2 – 13.4, 13.6 –13.9, 13.18 КоАП РФ.

К ведению Минкомсвязи России и подчиненных ему ведомств отнесено осуществление государственного управления в области информатизации.

Информатизация представляет собой организационный процесс удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, государственных органов и юридических ли в области информации. Таким образом, важнейшим предназначением информатизации является обеспечение правового регулирования лиц, действующих в области связи, предоставляющих услуги связи или пользующихся этими услугами.

Минкомсвязи России издает нормативные акты, определяющие порядок предоставления органам государственной власти и организациям услуг электрической и почтовой связи, включая международные телефонные разговоры. Указанные акты являются обязательными для выполнения всеми физическими и юридическими лиц предоставляющими услуги связи или пользующимися ими.

Компетенция Минкомсвязи России в сфере управление объектами специальной связи ограничена: координационные полномочия министерства распространяются по преимуществу федеральные министерства, ведомства, действующие в сфере гражданской связи. При осуществлении государственной политики в области связи и информатизации Минкомсвязи России согласовывает лишь отдельные полномочия с министерствами, ведомствами, обеспечивающими информационную безопасность, в частности, со Службой специальной связи и информации при ФСО России и Спецстроем России.

Литература

1. Конституция Российской Федерации с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ // Справочно-правовая система "Гарант": [Электронный ресурс] / НПП "Гарант-Сервис".

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ в ред. от 31.01.2012 // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

3. Федеральный закон РФ "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ, в ред. от 21.10.2013 // Парламентская газета, N 127-128, 12.07.2003.

4. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ в ред. от 06.04.2011, с изм. от 21.07.2011 // Парламентская газета, N 126-127, 03.08.2006.

5. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ в ред. от 02.07.2013 "О лицензировании отдельных видов деятельности"// "Парламентская газета", N 23, 13-19.05.2011.

6. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 в ред. от 22.06.2010 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"// Собрание законодательства РФ, N 11, 15.03.2004, ст. 945

7. Агапов А.Б. Административное право – М.: Юрайт, 2012

8. Алехин А. П., Кармолицкий А. А. Административное право России – М.: Зерцало-М, 2013

9. Дмитриев Ю.А Административное право Российской Федерации. – М.: система ГАРАНТ, 2013

10. Елагин Р. И. Административное право России – М.: Высшая школа, 2011

11. Зенкин И.И. Международно-правовое регулирование телекоммуникационных услуг в рамках ВТО. Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата юридических наук – М.: 2010.

12. Конин Н.М. Административное право России – М.: Проспект, 2012

13. Мигачёв, Ю.И., Попов, Л.Л., Тихомиров, С.В. Административное право РФ – М.: Норма, 2013

14. Фатьянов А.А. К вопросу о реформировании системы административного права // Административное право и процесс, 2012, N 11. С.3-5

15. Четвериков B.C. Административное право. Серия "Высшее образование". Ростов-на-Дону: Феникс, 2011