Для чего нужна речевая информация обж. Ход занятия

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава 1. Системы оповещения

1.1 Оповещение о чрезвычайных ситуациях

1.2 Предназначение и основные задачи систем оповещения

1.3 Использование систем оповещения

Глава 2. Виды систем оповещения населения

2.1 Речевая информация

2.2 Локальные системы оповещения

Глава 3. Права и обязанности граждан

3.1 Права граждан

3.2 Обязанности граждан

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) призвана решать большой круг задач, охватывающий все сферы деятельности экономики страны.

Одним из главных мероприятий РСЧС по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности.

Оповестить население означает своевременно предупредить его о надвигающейся опасности, создавшейся обстановке, а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях.

Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил РСЧС и населения.

Глава 1. Системы оповещения

1. 1 Оповещение о чрезвычайных ситуациях

Программа создания и развития Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях предусматривает поднять на новый качественный уровень вопросы оповещения, готовности населения и командно-начальствующего состава к действиям в ЧС.

В результате чрезмерной концентрации промышленности в отдельных регионах, усложнения технологических процессов, использования значительного числа взрыво-, пожаро-, радиационно- и химически опасных веществ, износа оборудования наблюдается рост количества аварий и катастроф, увеличивается число человеческих жертв, возрастает материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций техногенного и экологического характера. Велики социально-экономические последствия от стихийных бедствий, аварий, катастроф, а также при применении оружия массового поражения (ядерное, химическое и бактериологическое) в условиях военного времени.

Все это вынуждает повысить оперативность и надежность управления процессами как предупреждения, так и ликвидации последствий.

Для оперативного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях как мирного, так и военного времени структуры ГО и ЧС должны быть обеспечены самыми современными средствами связи. Это позволит заранее предупреждать население, органы власти, предприятия, организации, учреждения и учебные заведения о возникновении чрезвычайных ситуаций и, следовательно, адекватно реагировать на складывающиеся условия. В конечном итоге позволит в максимальной степени сократить потери в людях и материальных ценностях.

1. 2 Предназначение и основные задачи систем оповещения

Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основной задачей федеральной системы оповещения является доведение информации и сигналов оповещения до:

· федеральных органов исполнительной власти;

· территориальных органов МЧС России - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональный центр МЧС России) и органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации).

Основной задачей межрегиональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

· органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

· главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.

Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

· руководящего состава гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации;

· главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;

· органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;

· единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;

· специально подготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";

· дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;

· населения, проживающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

· руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием;

· специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования, в соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";

· дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты;

· населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.

Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

· руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС;

· объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;

· персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;

· руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;

· населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения .

1. 3 Использование систем оповещения

Оповестить население - предупредить его о надвигающемся наводнении, лесном пожаре, землетрясении или о другом стихийном бедствии, передать информацию о случившейся аварии или катастрофе, или же сообщить о возможных поражающих факторах при применении оружия массового уничтожения в условиях военного времени. Для этого используются все средства проводной, радио- и телевизионной связи.

Время здесь - главный фактор. В экстремальных ситуациях терять его никак нельзя. Часто это решает судьбу людей.

Основной способ оповещения населения - передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания.

Передача информации и сигналов оповещения осуществляется органами повседневного управления РСЧС с разрешения руководителей постоянно действующих органов управления РСЧС по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций, с учетом положений статьи 11 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".

Речевая информация длительностью не более 5 минут передается населению, как правило, из студий телерадиовещания с перерывом программ вещания. Допускается 3-кратное повторение передачи речевой информации.

Передача речевой информации должна осуществляться, как правило, профессиональными дикторами, а в случае их отсутствия - должностными лицами уполномоченных на это организаций.

В исключительных, не терпящих отлагательства случаях, допускается передача с целью оповещения кратких речевых сообщений способом прямой передачи или в магнитной записи непосредственно с рабочих мест оперативных дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления РСЧС.

По решению постоянно действующих органов управления РСЧС в целях оповещения допускаются передачи информации и сигналов оповещения с рабочих мест дежурного персонала организаций связи, операторов связи, радиовещательных и телевизионных передающих станций.

Органы повседневного управления РСЧС, получив информацию или сигналы оповещения, подтверждают их получение, немедленно доводят полученную информацию или сигнал оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС в установленном порядке.

Передача информации или сигналов оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме.

Основной режим - автоматизированный, который обеспечивает циркулярное, групповое или выборочное доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС, населения.

В неавтоматизированном режиме доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС, населения осуществляется избирательно, выборочным подключением объектов оповещения на время передачи к каналам связи сети связи общего пользования Российской Федерации.

Распоряжения на задействование систем оповещения отдаются:

· федеральной системы оповещения - МЧС России;

· межрегиональной системы оповещения - соответствующим региональным центром МЧС России;

· региональной системы оповещения - органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;

· муниципальной системы оповещения - соответствующим органом местного самоуправления; оповещение чрезвычайная речевая обязанность

· локальной системы оповещения - руководителем организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект.

В соответствии с установленным порядком использования систем оповещения разрабатываются инструкции дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, утверждаемые руководителями организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, согласованные с соответствующим территориальным органом МЧС России, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органе местного самоуправления.

Непосредственные действия (работы) по задействованию систем оповещения осуществляются дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления РСЧС, дежурными службами организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения.

Постоянно действующие органы управления РСЧС, организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования систем оповещения.

О случаях несанкционированного задействования систем оповещения организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания немедленно извещают соответствующие постоянно действующие органы управления РСЧС .

Глава 2. Виды систем оповещения населения

2.1 Речевая информация

В целях создания, обеспечения и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления:

· разрабатывают тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения и организуют их запись на магнитные и иные носители информации;

· обеспечивают установку на объектах телерадиовещания специальной аппаратуры для ввода сигналов оповещения и речевой информации в программы вещания;

· организуют и осуществляют подготовку оперативных дежурных (дежурно-диспетчерских) служб и персонала по передаче сигналов оповещения и речевой информации в мирное и военное время;

· планируют и проводят совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания проверки систем оповещения, тренировки по передаче сигналов оповещения и речевой информации;

· разрабатывают совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания порядок взаимодействия дежурных (дежурно-диспетчерских) служб при передаче сигналов оповещения и речевой информации.

В целях обеспечения постоянной готовности систем оповещения организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания:

· обеспечивают техническую готовность аппаратуры оповещения, средств связи, каналов связи и средств телерадиовещания, используемых в системах оповещения;

· обеспечивают готовность студий и технических средств связи к передаче сигналов оповещения и речевой информации;

· определяют по заявкам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления перечень каналов, средств связи и телерадиовещания, предназначенных для оповещения населения, а также производят запись речевых сообщений для оповещения населения на магнитные и иные носители информации.

К примеру, произошла авария на химически опасном объекте. Какую информацию должно получить население? Возможен такой вариант: "Внимание! Говорит штаб по делам ГО и ЧС города (области). Граждане! Произошла авария на хлопчатобумажном комбинате с выбросом хлора - сильнодействующего ядовитого вещества. Облако зараженного воздуха распространяется в: (таком-то) направлении. В зону химического заражения попадают: (идет перечисление улиц, кварталов, районов). Населению, проживающему на улицах: (таких-то), из помещений не выходить. Закрыть окна и двери, произвести герметизацию квартир. В подвалах, нижних этажах не укрываться, так как хлор тяжелее воздуха в 2,5 раза (стелется по земле) и заходит во все низинные места, в том числе и в подвалы. Населению, проживающему на улицах: (каких-то), немедленно покинуть жилые дома, учреждения, предприятия и выходить в районы: (перечисляются). Прежде чем выходить, наденьте ватно-марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2 %-ным раствором питьевой соды. Сообщите об этой информации соседям. В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями".

Такая информация с учетом того, что будет повторена несколько раз, рассчитана примерно на 5 мин.

Другой пример. Вероятно возникновение стихийного бедствия - наводнения. В этом случае сообщение может быть таким: "Внимание! Говорит штаб по делам ГО и ЧС. Граждане! В связи с ливневыми дождями и резким повышением уровня воды в реке: (называется) ожидается затопление домов по улицам: (перечисляются). Населению, проживающему там, перенести необходимые вещи, одежду, обувь, продукты питания на чердаки, верхние этажи. В случае угрозы затопления первых этажей будет передано дополнительное сообщение. Быть в готовности покинуть дома и выходить в направлении: (указывается). Перед уходом отключить электроэнергию, газ, воду, погасить огонь в печах. Захватить с собой документы и деньги. Оповестить об этой информации соседям. Оказать помощь детям, престарелым и больным. Соблюдайте спокойствие, порядок и хладнокровие. Если вода застанет вас в поле, лесу, выходите на возвышенные места, заберитесь на дерево. Если нет такой возможности, используйте все предметы, способные удержать человека на воде - бревна, доски, обломки заборов, деревянные двери, бочки, автомобильные шины. Следите за нашими сообщениями".

Могут быть и другие варианты речевой информации на случай землетрясений, снежных заносов, ураганов и тайфунов, селей и оползней, лесных пожаров и схода снежных лавин и т.д.

Отсутствие информации или ее недостаток способствует возникновению слухов, кривотолков. Все это - среда для возникновения панических настроений. А паника может принести значительно больше негативных последствий, чем само стихийное бедствие или авария.

Еще очень важно, чтобы информация, данная населению, была правильно понята и из нее сделаны разумные выводы.

А как оповещают население в военное время? При возникновении воздушной, химической или радиационной опасности также сначала звучат сирены, то есть сигнал "Внимание всем!", затем следует информация. К примеру: "Внимание! Говорит штаб по делам ГО и ЧС. Граждане! Воздушная тревога!". И далее очень коротко диктор напоминает, что надо сделать дома, что взять с собой, где укрыться. Может идти и другая, более обстоятельная информация.

2.2 Локальные системы оповещения

Чтобы оперативно оповещать население об авариях на АЭС, химически опасных предприятиях, гидроузлах и других объектах, где особенно велика опасность катастроф, в настоящее время создаются так называемые локальные системы оповещения. С их помощью можно своевременно оповещать не только рабочих и служащих этих объектов, но и руководителей предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, находящихся вблизи них, а также все население, попадающее в зоны возможного заражения, разрушения, катастрофического затопления. Границы таких зон, естественно, определяются заранее. Все предприятия, учреждения и населенные пункты объединяются в самостоятельную систему оповещения. Вместе с тем локальные системы, хотя и самостоятельны, но в то же время являются частью территориальной (республиканской, краевой, областной) системы централизованного оповещения.

Главное преимущество локальных систем - их оперативность, которая в условиях аварий и катастроф так необходима. В критической ситуации дежурный диспетчер сам принимает решение и немедленно подает сигнал. Первоначально он включает сирены объекта и близлежащего жилого массива, звук которых означает сигнал "Внимание всем!". Затем следует речевая информация, поясняющая порядок действий в создавшейся обстановке.

Локальная система должна включаться очень быстро, чтобы информация об угрозе заражения или затопления дошла до граждан раньше зараженного воздуха или волны прорыва, и чтобы осталось время для выполнения мер защиты.

Кроме технической стороны дела здесь есть и другая - человеческая. Очень многое зависит от компетентности и ответственности дежурного персонала потенциально опасных объектов. Быстро, почти мгновенно оценить обстановку и немедленно включить систему оповещения - вот главное требование к тем, кто несет дежурство на диспетчерском пункте.

Из Постановления Правительства РФ от 1.03.1993 №178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" следует, что в целях совершенствования мероприятий гражданской обороны по защите населения, проживающего в районах размещения потенциально опасных объектов, последствия аварий на которых могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей, Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга, министерствам, ведомствам и организациям Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения), обеспечивать начиная с 1993 года:

· включение в проекты на строительство потенциально опасных объектов разделов, предусматривающих создание локальных систем оповещения;

· проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах;

· создание объединенных локальных систем оповещения для групп потенциально опасных объектов, размещенных компактно в пределах крупных промышленных центров (зон), с централизованным управлением от местных штабов гражданской обороны, включив их проектирование и строительство в генеральные планы развития промышленных центров (зон).

2. Установить зоны действия локальных систем оповещения:

· в районах размещения ядерно и радиационно опасных объектов - в радиусе 5 км вокруг объектов (включая поселок объекта);

· в районах размещения химически опасных объектов - в радиусе до 2,5 км вокруг объектов;

· в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) - на расстоянии до 6 км от объектов.

3. Финансирование работ по созданию локальных систем оповещения осуществлять:

· при строительстве новых потенциально опасных объектов - за счет средств, выделяемых на строительство данных объектов;

· на действующих потенциально опасных объектах:

· осуществляющих хозяйственную деятельность - за счет собственных средств этих объектов;

· находящихся на бюджетном финансировании - за счет средств соответствующих бюджетов;

· при создании объединенных локальных систем оповещения - за счет долевого участия потенциально опасных объектов.

4. Возложить ответственность за организацию оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов:

· на министерства, ведомства и организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, - рабочих и служащих этих объектов, рабочих и служащих других предприятий, учреждений и населения в пределах зон действия локальных систем оповещения, штабов гражданской обороны республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов, на территории которых действуют потенциально опасные объекты;

· на органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов, на территории которых действуют потенциально опасные объекты, - остального населения, проживающего в зонах возможного радиоактивного и химического заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, в том числе в части дублирования оповещения указанного выше населения.

Глава 3 . Права и обязанности граждан

3 .1 Права граждан

Федеральным Законом Российской Федерации от 21.12.1994 №68 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены права (ст. 18 ФЗ РФ от 21.12.1994 № 68 "О ЗНТ от ЧС"), обязанности (ст. 19 ФЗ РФ от 21.12.1994 № 68 "О ЗНТ от ЧС") и ответственность граждан за участие в мероприятиях по защите людей, материальных ценностей и участие в работах по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Граждане имеют право:

· на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС в любом регионе, в любом населенном пункте;

· при необходимости использовать средства коллективной и индивидуальной защиты, другое имущество органов исполнительной власти республик, краев, областей, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты людей в чрезвычайных ситуациях;

· получать информацию о надвигающейся опасности, о риске, которому может подвергнуться население на той или иной территории, о правилах поведения и мерах безопасности с учетом складывающейся обстановки;

· обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;

· участвовать (в установленном порядке) в работах по предупреждению и ликвидации ЧС;

· на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие аварий, катастроф, пожаров и стихийных бедствий;

· на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

· на государственное социальное страхование, на получение компенсации и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе работ по ликвидации ЧС;

· на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученными при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

· на пенсионное обеспечение в случае потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученных при выполнении обязанностей по защите населения и территорий.

Полезно напомнить, что после аварии на Чернобыльской АЭС было принято около десяти различных постановлений о льготах и пенсиях участникам ликвидации ее последствий. Позже утверждены и разосланы в местные органы власти и райсобесы разъяснения, в которых освещены вопросы оплаты труда, исчисления льготного стажа и назначения пенсий.

3 .2 Обязанности граждан

Каждый гражданин обязан:

· активно содействовать выполнению всех мероприятий, проводимых МЧС РФ;

· соблюдать законы и иные нормативные и правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

· выполнять меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к экстремальным ситуациям;

· изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно наращивать и совершенствовать свои знания и практические навыки для действий в любых складывающихся условиях;

· знать сигналы оповещения и порядок действия по ним;

· четко выполнять правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

· при первой возможности оказывать содействие в проведении спасательных и других неотложных работ.

Кроме общих обязанностей и требований на каждом объекте, исходя из специфики производства, особенностей размещения и учета других факторов, должны быть разработаны свои правила поведения и порядок действий как всего персонала, так и каждого сотрудника на своем рабочем месте на случай чрезвычайных ситуаций. Это могут быть правила по безаварийной остановке печей, агрегатов и технологических систем; меры безопасности при проведении аварийных, спасательных и других неотложных работ на коммунально-энергетических сетях и сооружениях; особенности действий в зонах заражения вредными, ядовитыми и радиоактивными веществами; специфика выполнения задач по ликвидации ЧС в ночное время и в непогоду.

Заключение

Таким образом, принятая и ныне действующая система оповещения имеет существенные преимущества и ряд достоинств. Во-первых, звучание сирен дает возможность сразу привлечь внимание всего населения города, района. Во-вторых, ее можно применять как в мирное время - при стихийных бедствиях и авариях, так и в военное время. И последнее, теперь каждый может получить точную информацию о происшедшем событии, о сложившейся чрезвычайной ситуации, услышать напоминание о правилах поведения в конкретных условиях.

Список используемой литературы

1. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 23.06.2016) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

2. Постановление Правительства от 30.12.2003 №794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"

3. Постановление Правительства от 1.03.1993 №178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов"

4. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, министерство информационных технологий и связи Российской Федерации, министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 422/90/376 "Об утверждении положения о системах оповещения населения"

5. А. Седнев, С.И. Воронов, И.А. Лысенко, Е.И. Кошевая, Н.А. Савченко, Н.И. Седых Организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. / В.А. Седнев, С.И. Воронов, И.А. Лысенко, Е.И. Кошевая, Н.А. Савченко, Н.И. Седых. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2014. -19-39 c.

6. Интернет ресурс: https://refdb.ru/look/1159525.html

7. Интернет ресурс: http://studbooks.net/1476552/bzhd/organizatsiya_ opovescheniya_naseleniya.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Изучение задач и структуры российской системы предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях. Основные силы и средства РСЧС. Правила организации оповещения о чрезвычайных ситуациях. Речевая информация. Права, обязанности, ответственность граждан.

    реферат , добавлен 22.11.2010

    Источники чрезвычайных ситуаций, потери и ущерб как их следствие. Классификация чрезвычайных ситуаций. Система защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Зонирование территорий по видам опасности.

    реферат , добавлен 19.09.2012

    Классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС) по причинам их возникновения. Защита людей в ЧС, порожденных природными стихиями. Обеспечение безопасности в ЧС антропогенного и социально-политического характера. Общие принципы оповещения и защиты людей в ЧС.

    реферат , добавлен 01.02.2012

    Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций РФ. Задачи и структура РСЧС. Организация защиты населения от ЧС природного и техногенного характера в мирное и военное время. Особенности и организация эвакуации из зон ЧС.

    лекция , добавлен 23.01.2012

    Основные задачи, направления, формы, методы и порядок подготовки всех категорий населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Организация обучения работающего населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    реферат , добавлен 23.01.2017

    Мероприятия по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций. Цели, задачи и функциональные подсистемы деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Порядок реагирования на прогнозы.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2015

    Нормативная правовая база Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций: основные законодательные акты. Российская система предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях. Права и обязанности граждан в области защиты населения.

    реферат , добавлен 16.02.2014

    Оценка индивидуального и социального риска при чрезвычайных ситуациях природного характера и организация мероприятий по защите населения при землетрясениях. Определение вероятности формирования источника чрезвычайной ситуации природного характера.

    контрольная работа , добавлен 19.04.2012

    Понятие и классификация чрезвычайных ситуаций, общая характеристика их последствий. Место, роль и задачи органов внутренних дел России в Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    контрольная работа , добавлен 23.10.2011

    Значение создания функциональных подсистем. Основа сил и средств российских сил чрезвычайных ситуаций, их классификация. Сущность сил и средств при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера. Этапы разработки плана действий (инструкции).

На каждый случай чрезвычайных ситуаций местные органы власти совместно со штабами ГО и ЧС заготавливают варианты текстовых сообщений, приближенные к своим специфическим условиям. Такая информация с учетом того, что будет повторена несколько раз, рассчитана примерно на 5 мин. Еще очень важно, чтобы информация, данная населению, была правильно понята и из нее сделаны разумные выводы.

Локальные системы оповещения

Чтобы оперативно оповещать население об авариях на АЭС и других объектах, где особенно велика опасность катастроф, в настоящее время создаются так называемые локальные системы оповещения. С их помощью можно своевременно оповещать не только рабочих и служащих этих объектов, но и руководителей предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, находящихся вблизи них, а также все население, попадающее в зоны возможного заражения, разрушения, катастрофического затопления. Границы таких зон, естественно, определяются заранее. Все предприятия, учреждения и населенные пункты объединяются в самостоятельную систему оповещения. Вместе с тем локальные системы, хотя и самостоятельны, но в то же время являются частью территориальной системы централизованного оповещения. Локальная система должна включаться очень быстро, чтобы информация об угрозе заражения или затопления дошла до граждан раньше зараженного воздуха или волны прорыва и чтобы осталось время для выполнения мер защиты.

Ответственность за организацию связи и оповещения несут начальники штабов по делам ГО и ЧС всех рангов, а непосредственное обеспечение и поддержание связи в исправном состоянии осуществляют начальники служб связи и оповещения областей, городов, районов и объектов экономики, то есть начальники областных, городских и районных узлов связи. Они отвечают за техническое состояние аппаратуры связи.

37 Подготовка населения к действиям в условиях чс

Подготовка населения к действиям в условиях ЧС является обязательной для всех граждан страны. Пропаганда знаний в области защиты населения, доведение до населения его прав и обязанностей обеспечивается органами управления, входящими в состав РСЧС всеми органами власти от федеральных до местных, органами местного самоуправления и общественными организациями. Важнейшей задачей пропаганды является разъяснение населению прав и обязанностей в области зашиты населения, определяемых Федеральным законом “О защите населения и территорий oт чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” в статьях 18 и 19.

Организация обучения рабочих и служащих на объекте экономики возлагается на руководство объекта, остального населения - на территориальные органы управления ГО и ЧС,

В интересах качественной подготовки к выполнению задач или обязанностей в условиях ЧС все население условно подразделяется на ряд категорий обучаемых (без учета подготовки профессионалов - спасателей):

Руководящий состав объекта;

Личный состав формирований;

Рабочие и служащие, учащаяся молодежь, население.

Каждая из категорий обучается по специальной программе. При этом руководящий состав проходит обучение на курсах повышения квалификации или специальных курсах, организуемых в системе РСЧС; личный состав формирований, рабочие и служащие - на объекте в учебных группах, подобранных с учетом исполняемых ими обязанностей в условиях ЧС; учащаяся молодежь по программам своих учебных заведений и остальное население - путем самостоятельного изучения брошюр, памяток и другой специальной литературы, а также прослушивания лекций и бесед, передаваемых по средствам массовой информации.

Кроме того, в целях приобретения и совершенствования тактических навыков и слаженных действий персонала объекта на объектах и в вузах проводятся комплексные учения или объектовые тренировки, в ходе которых обучаемым приходится действовать в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям ЧС.

На каждый случай чрезвычайных ситуаций местные органы власти совместно со штабами ГО и ЧС заготавливают варианты текстовых сообщений, приближенные к своим специфическим условиям. Они заранее прогнозируют (моделируют) как вероятные стихийные бедствия, так и возможные аварии и катастрофы. Только после этого может быть составлен текст, более или менее отвечающий реальным условиям.

К примеру, произошла авария на химически опасном объекте. Какую информацию должно получить население?

Возможен такой вариант:"Внимание! Говорит штаб по делам ГО и ЧС города (области). Граждане! Произошла авария на хлопчатобумажном комбинате с выбросом хлора - сильнодействующего ядовитого вещества. Облако зараженного воздуха распространяется в: (таком-то) направлении. В зону химического заражения попадают: (идет перечисление улиц, кварталов, районов). Населению, проживающему на улицах: (таких-то), из помещений не выходить. Закрыть окна и двери, произвести герметизацию квартир. В подвалах, нижних этажах не укрываться, так как хлор тяжелее воздуха в 2,5 раза (стелется по земле) и заходит во все низинные места, в том числе и в подвалы. Населению, проживающему на улицах: (каких-то), немедленно покинуть жилые дома, учреждения, предприятия и выходить в районы: (перечисляются). Прежде чем выходить, наденьте ватно-марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2%-ным раствором питьевой соды. Сообщите об этой информации соседям. В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями".

Такая информация с учетом того, что будет повторена несколько раз, рассчитана примерно на 5 мин.


Другой пример. Вероятно возникновение стихийного бедствия - наводнения. В этом случае сообщение может быть таким:

"Внимание! Говорит штаб по делам ГО и ЧС. Граждане! В связи с ливневыми дождями и резким повышением уровня воды в реке: (называется) ожидается затопление домов по улицам: (перечисляются). Населению, проживающему там, перенести необходимые вещи, одежду, обувь, продукты питания на чердаки, верхние этажи. В случае угрозы затопления первых этажей будет передано дополнительное сообщение. Быть в готовности покинуть дома и выходить в направлении: (указывается). Перед уходом отключить электроэнергию, газ, воду, погасить огонь в печах. Захватить с собой документы и деньги. Оповестить об этой информации соседям. Оказать помощь детям, престарелым и больным. Соблюдайте спокойствие, порядок и хладнокровие.

Если вода застанет вас в поле, лесу, выходите на возвышенные места, заберитесь на дерево. Если нет такой возможности, используйте все предметы, способные удержать человека на воде - бревна, доски, обломки заборов, деревянные двери, бочки, автомобильные шины. Следите за нашими сообщениями".

Могут быть и другие варианты речевой информации на случай землетрясений, снежных заносов, ураганов и тайфунов, селей и оползней, лесных пожаров и схода снежных лавин и т.д.

Отсутствие информации или ее недостаток способствует возникновению слухов, кривотолков. Все это - среда для возникновения панических настроений. А паника может принести значительно больше негативных последствий, чем само стихийное бедствие или авария.

Еще очень важно, чтобы информация, данная населению, была правильно понята и из нее сделаны разумные выводы.

А как оповещают население в военное время? При возникновении воздушной, химической или радиационной опасности также сначала звучат сирены, то есть сигнал "Внимание всем!", затем следует информация. К примеру: "Внимание! Говорит штаб по делам ГО и ЧС. Граждане! Воздушная тревога!". И далее очень коротко диктор напоминает, что надо сделать дома,что взять с собой, где укрыться. Может идти и другая, более обстоятельная информация.

Таким образом, принятая и ныне действующая система оповещения имеет существенные преимущества и ряд достоинств. Во-первых, звучание сирен дает возможность сразу привлечь внимание всего населения города, района. Во-вторых, ее можно применять как в мирное время - при стихийных бедствиях и авариях, так и в военное время. И последнее, теперь каждый может получить точную информацию о происшедшем событии, о сложившейся чрезвычайной ситуации, услышать напоминание о правилах поведения в конкретных условиях.

Решается это с помощью создаваемых систем централизованного оповещения, базирующихся на сетях связи, проводного вещания (радиотрансляционной сети), специальной аппаратуры и электросирен.

Действующие нормы пожарной безопасности содержат "общие технические требования" к системам оповещения (например НПБ 77) или перечень элементов системы (например, НПБ 104-03).
К сожалению, на сегодняшний день нет нормативных документов, определяющих порядок записи специальных текстов речевого оповещения:
где, кем оно должно быть сделано, а также какую информацию должно содержать сообщение.

Разработкой текстов оповещения в настоящее время занимаются проектировщики систем оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) и производители систем оповещения, как следствие, не учитываются в том числе психологические особенности восприятия информации человеком в стрессовой ситуации (при пожаре).

При возникновении пожара существует угроза воздействия опасных факторов на человека, вызывающая у него сильное нервно-эмоциональное напряжение.
Вследствие этого некоторые люди, становятся психологически не готовыми к принятию правильного решения о действиях при пожаре.
Они теряют способность адекватно ориентироваться, оценивать обстановку, видеть и слышать необходимые сигналы.
Особенное влияние стрессовые факторы оказывают на восприятие речевых сообщений.

Это связано с тем, что в аварийной ситуации наблюдается дезорганизация деятельности и блокада психических функций.
Мышление носит разорванный характер, ослабляются процессы понимания получаемой информации, выдвигаются случайные причины ЧС,
обращается внимание на несущественные детали, что расценивается как ситуация эмоциональной защиты при появлении страха или тревоги.

В связи с этим для обеспечения безопасности людей при возникновении чрезвычайной ситуации особое значение приобретает проблема составления текстов
для системы оповещения и управления эвакуацией и организация руководства действиями людей в процессе эвакуации.

Следует отметить, что формулирование текстов речевого оповещения должен строиться непосредственно по конкретной ситуации, исходя из обстановки.
Очевидно, что содержание текстов не может быть стандартным и алгоритмически установленным.
При этом главным является соблюдение психологических требований к содержанию и форме обращений.

Примеры:

Эвакуация гостиницы


Просим Вас сохранять спокойствие и спуститься по лестничным клеткам на первый этаж здания.
При движении по коридорам руководствуйтесь световыми указателями «Выход».
Выполняйте рекомендации служащих гостиницы. Помогите детям, женщинам, инвалидам.
Предупредите соседей о необходимости срочной эвакуации.

Оповещение для этажа гостиницы при невозможности эвакуации

Внимание! Уважаемые гости! Администрация гостиницы сообщает, что в здании произошло загорание.
Просим Вас сохранять спокойствие, плотно закрыть двери и не покидать своих номеров.
Пожарные успешно работают по ликвидации загорания.
Не предпринимайте самостоятельных действий по выходу из здания до получения наших указаний.

Угроза пожара в здании повышенной этажности

Уважаемые сотрудники! Просим внимания! Поступило сообщение о предполагаемом загорании на восьмом этаже.
Поскольку это сообщение в данный момент проверяется, администрация просит всех людей, находящихся на восьмом и девятом этажах,
пройти к лестнице и спуститься на седьмой или шестой этаж. Там ожидайте наших дальнейших указаний.
Опасности для Вашей жизни нет. Сохраняйте спокойствие. Пожалуйста, не пользуйтесь лифтами. Спускайтесь только по лестницам!

Оповещение людей в лифтовых холлах

Внимание! Уважаемые пассажиры! По распоряжению администрации гостиницы все лифты направлены в холл нижнего этажа.
Поступило сообщении о пожаре. Просим вас спуститься по лестничным клеткам на первый этаж здания.
При движении к лестничным клеткам руководствуйтесь указателями «Выход».

Эвакуация театра

Уважаемые зрители! Нам сообщили с электростанции, что через несколько минут будет прекращена подача электроэнергии.
Просим вас срочно выйти из зрительного зала и, не задерживаясь в фойе, покинуть здание театра.
Сегодняшние билеты действительны на спектакль, который состоится через 5 дней.
Желающие могут сдать билеты в кассу театра в течение завтрашнего дня.

Комментарий. В зрительном зале театра находится большое число людей, которые могут практически мгновенно и одновременно двинуться к выходам.
В таком случает, крайне необходимо не допустить повышения эмоциональной напряженности ситуации, так как это может привести к нежелательным последствиям (давка, паника и т.п.).

Одним из назначений СОУЭ является трансляция текстов о необходимости эвакуации, направлениях движения и других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей. Обеспечить безопасность людей при эвакуации можно только при правильно составленном тексте, содержащем общеупотребительные слова, простые предложения, а также качественную студийную запись с профессиональным диктором, с последующей цифровой обработкой, обеспечивающей однозначность и разборчивость содержания передаваемого текста для восприятия людьми.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы. Специальный текст должен составляться на основании пожеланий заказчика и требований противопожарной службы, осуществляющей надзор на конкретном объекте при составлении технического задания на заказ аппаратуры оповещения (если не подходит типовой текст производителя). В качестве примера особенности текста может являться национальный язык.

Запись текста в аппаратуру оповещения должна осуществляться самим производителем или в его сервисных центрах, что позволит исключить неправильность трактовки и восприятия текста, а также конкретизировать ответственность за качество и информированность передаваемого сообщения в случае возникновения чрезвычайной ситуации на объекте.

Таким образом, можно сказать, что:

  • аппаратуру систем оповещения нельзя уравнивать со звукозаписывающим и звуковоспроизводящим устройством, которое работает по принципу "что записал, то и услышал";
  • необходимо исключить возможность самостоятельного записывания специального текста хозорганом или обслуживающим персоналом,
    т.к. без данной меры заданный текст специального сообщения в некоторых случаях может быть изменен третьим лицом или утрачен (стерт);
  • текст специального сообщения и качество записи должны гарантироваться производителем и не могут рассматриваться отдельно от аппаратуры оповещения, являясь с ней одним целым.

Основные требования к такому тексту можно сформулировать следующим образом.

Текст для речевого оповещения должен:
— учитывать несколько основных ситуаций, которые могут возникнуть при пожаре;
— способствовать предотвращению паники;
— содержать общеупотребительные слова, состоять из простых предложений;
— обеспечивать однозначность понимания людьми содержания передаваемого сообщения;
— указывать на последовательность действий людей при пожаре;
— способствовать изменению субъективной оценки опасности возникшей ситуации.

Файлы сообщений для записи в приборы речевого оповещения:

Стандартное сообщение №1. Общее время: 9 сек.
Текст:

    Внимание!
    Пожарная тревога!
    Всем сотрудникам покинуть здание!

Аудио: (145 Кбайт)

Стандартное сообщение №2. Общее время: 20 сек.

Текст:

    Внимание! Внимание! Пожарная тревога!
    Всем покинуть здание согласно плану эвакуации. Сбор членов пожарного расчета на первом этаже.

Аудио: (327 Кбайт)

Стандартное сообщение №3. Общее время: 51 сек.
Текст:

    Внимание!
    Администрация предприятия сообщает о возникновении возгорания в здании.
    Убедительная просьба, не создавая паники, принять меры к спасению документации и материальных ценностей.
    Сохраняя спокойствие и, не загораживая проходы, двигайтесь по коридорам к эвакуационным выходам. При необходимости используйте первичные средства пожаротушения, расположенные в коридорах и помещениях здания.

    Покинув помещение, не создавая помех работе пожарных и спасателей, отойдите от здания на место сбора согласно плану эвакуации.

Аудио: (805 Кбайт)

Стандартное сообщение №4. Общее время: 13 сек.
Текст:

    Внимание!
    В одном из помещений произошло задымление. Просьба без паники покинуть помещение, пользуясь схемами эвакуации и табличками «Выход».

Аудио: (218 Кбайт)

Для записи голосовых сообщений различного содержания удобно использовать специальную программу — синтезатор речи, например, Loquendo TTS — голосовой движок Ольга, которая синтезирует русскую речь женским голосом. Для этого достаточно ввести на клавиатуре или скопировать в окно программы любой текст и сохранить его в речевом формате. Если такой программы у вас нет, вы можете обратиться к нам для создания и записи речевых сообщений.