Поиск решений судов общей юрисдикции. Новый вид проверок от ПФР: четыре аргумента защиты при претензиях по СВЗ-М Административное правонарушение 15.33 2 коап рф

1. Нарушение установленного законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний срока представления в Фонд социального страхования Российской Федерации информации об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

2. Нарушение установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации —

3. Непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний срок либо отказ от представления в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или их должностным лицам оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

4. Непредставление в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством либо отказ от представления в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или их должностным лицам оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью назначения, исчисления и выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за правомерностью осуществления и правильностью определения размера расходов на оплату четырех дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, а также необходимых для назначения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованному лицу соответствующего вида пособия или исчисления его размера, возмещения расходов на оплату четырех дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, социального пособия на погребение, стоимости услуг, предоставленных согласно гарантированному перечню услуг по погребению, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Примечание. Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц частями 2, 3 и 4 настоящей статьи, применяется к лицам, указанным в статье 2.4 настоящего Кодекса, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Комментарий к Ст. 15.33 КоАП РФ

1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в области обязательного социального страхования и порядок представления отчетности в государственные внебюджетные фонды.

Объективная сторона предусмотренных комментируемой статьей составов административных правонарушений заключается в нарушении виновным лицом законодательно установленных сроков представления в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ документов и сведений об открытии или закрытии счета в банке или иной кредитной организации, расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также в нарушении или отказе в предоставлении документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, документов и сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено в отношении должностного лица после оформления Акта о выявлении правонарушения.

После оформления Акта о выявлении правонарушения направляется уведомление о составлении протокола об административном правонарушении., в котором должны известить должностное лицо дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Уведомление должно быть вручено лично под расписку лицу, либо заказным письмом с уведомлением о вручении.

Уведомление направляется как на рабочий адрес должностного лица, так и на домашний адрес должностного лица.

Ответы на некоторые вопросы,возникающие в ходе выявления административного правонарушения:

1. Привлекаются ли административной ответственности ИП?

Ответ: Да, в статье 2.4. КоАП РФ - Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное

2. Каким образом определяется сумма финансовых санкций и на какой КБК перечисляется - сумму определяет мировой судья, отдельного КБК для КоАПа нет.

3. При оплате административного штрафа оплачивается ли госпошлина. Последствия неоплаты штрафа.

Нет, госпошлина не предусмотрена.

Когда постановление по делу об административном правонарушении вступает в законною силу начинает течь 60- дневный срок для добровольной оплаты. Если ДЛ не оплатит штраф постановление будет передано в ССП, Судебный пристав возбуждая исполнительное производство предоставляет 5- дневный срок для оплаты. Нет оплаты - пристав начинает реализовывать предоставленные ему полномочия.

4. Если страхователь готов оплатить штраф по КоАПу до суда?

Нет, нельзя, так как суд назначает наказание, только по постановлению, суд устанавливает сумму.

Управлением ПФР по Закаменскому району привлечены к административной ответственности по ст.15.33.2 — 22 страхователя, по которым переданы в Арбитражный суд соответствующий пакет документов. По состоянию на 14 сентября 2017г Постановлением Арбитражного суда признаны выновным в совершениии административного правонарушения руководители 19 страхователей. Размер административного штрафа определен в размере от 300 до 500 рублей.

Специалист-эксперт ГПУ и ВС

УПФР в Закаменском районе-

филиал ОПФР по Республике Бурятия Е. С. Пренглаева

Решение от 04 апреля 2018 года

По делу № 12-327/2018

Принято Советским районным судом г. Уфы (Республика Башкортостан)

  1. Решение по административному делу - первый пересмотр
  2. Информация по делу
  3. №12-327/2018
  4. Р Е Ш Е Н И Е
  5. 4 апреля 2018 года г.Уфа
  6. Судья Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан Абузарова Э.Р.,
  7. рассмотрев жалобу ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Советском районе г.Уфы РБ на постановление мирового судьи судебного участка №2 по Советскому району г.Уфы Республики Башкортостан от 30 января 2018 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.33.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Кузнецова Андрея Владимировича,
  8. Установил:

  9. Постановлением мирового судьи судебного участка №2 по Советскому району г.Уфы от 30.01.2018 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.33.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Кузнецова Андрея Владимировича прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
  10. Не согласившись с данным постановлением, ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Советском районе г.Уфы РБ в порядке ст.30.1-30.3 КоАП РФ обратилось с жалобой, в которой просит постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование доводов заявитель указывает на то, что сведения по форме СЗВ-М были предоставлены ИП Кузнецовым Андреем Владимировичем, вместо установленного законом срока предоставления до, и в данной ситуации срок давности привлечения к административной ответственности начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
  11. Представитель ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Советском районе г.Уфы РБ, ИП Кузнецов Андрей Владимирович в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
  12. При данных обстоятельствах суд считает возможным провести судебное заседание в отсутствие не явившихся, надлежаще извещенных лиц.
  13. Изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
  14. Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
  15. В соответствии со статьей 15.33.2 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
  16. Согласно пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
  17. 1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
  18. 2) фамилию, имя и отчество;
  19. 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
  20. Таким образом, индивидуальный предприниматель Кузнецов Андрей Владимирович обязан был предоставить сведения о застрахованных лицах за года в срок до, однако данная обязанность им была выполнена. и дополнительно.
  21. Частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
  22. Исходя из п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
  23. Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
  24. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
  25. Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период «» предоставлены индивидуальным предпринимателем Кузнецовым Андреем Владимировичем по телекоммуникационным каналам связи с электронной подписью и дополнительно.
  26. Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности индивидуального предпринимателя Кузнецова Андрея Владимировича на момент рассмотрения дела об административном правонарушении истек, в связи с чем мировым судьей обоснованно применены положения п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ и производство по делу прекращено.
  27. Доводы ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Советском районе г.Уфы РБ, изложенные в жалобе судья находит не убедительными, поскольку из акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования следует, что первоначально сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период были предоставлены индивидуальным предпринимателем Кузнецовым Андреем Владимировичем по телекоммуникационным каналам связи с электронной подписью именно. и дополнительно; в силу ч.2 ст.4.5 КоАП РФ инкриминируемое лицу правонарушение не является длящимся, поскольку обязанность лиц по предоставлению сведений о застрахованных лицах в определенный срок установлена и урегулирована правовым актом - Федеральным законом от 01.04.1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
  28. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
  29. Решил:

  30. Постановление мирового судьи судебного участка №2 по Советскому району г.Уфы РБ от 30 января 2018 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.33.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Кузнецова Андрея Владимировича, - оставить без изменения, жалобу ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Советском районе г.Уфы РБ - без удовлетворения.
  31. Решение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
  32. Решение может быть обжаловано председателю Верховного Суда Республики Башкортостан либо его заместителю в порядке, предусмотренном ст.ст.30.12-30.14 КоАП РФ.
  33. Судья Э.Р. Абузарова

Полный текст ст. 15.33 КОАП РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2020 год. Консультации юристов по статье 15.33 КОАП РФ.

1. Нарушение установленного законодательством Российской Федерации о страховых взносах срока представления в органы государственных внебюджетных фондов информации об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

2. Нарушение установленных законодательством Российской Федерации о страховых взносах сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов, -

3. Непредставление в установленный законодательством Российской Федерации о страховых взносах срок либо отказ от представления в органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов, а также их должностным лицам оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

4. Непредставление в установленный законодательством Российской Федерации о страховых взносах срок либо отказ от представления в орган государственного внебюджетного фонда, осуществляющий контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также его должностным лицам оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Примечание. Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц частями 2, 3 и 4 настоящей статьи, применяется к лицам, указанным в статье 2.4 настоящего Кодекса, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

(Статья дополнительно включена с 1 января 2010 года Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ)

Комментарий к статье 15.33 КоАП РФ

1. Предусмотренные данной статьей административные правонарушения посягают на установленный Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (с изм. и доп.) (далее по тексту - Закон о страховых взносах) порядок контроля уполномоченными органами государственных внебюджетных фондов за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также за выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

2. Объективная сторона состава административных правонарушений по ч. 1 комментируемой статьи состоит в нарушении установленных Законом о страховых взносах сроков представления банком в органы государственных внебюджетных фондов информации об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации - в течение 5 рабочих дней со дня открытия или закрытия счета (ч. 1 ст. 24 Закона о страховых взносах) и представления плательщиком страховых взносов такой информации в указанные органы - в течение 7 рабочих дней со дня открытия или закрытия счета (п. 1 ч. 3 ст. 28 Закона о страховых взносах).

3. Объективная сторона состава административных правонарушений по ч. 2 комментируемой статьи состоит в нарушении установленных ч. 9 ст. 15 и ч. 5 ст. 16 Закона о страховых взносах сроков представления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам в органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов.

Плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность:

1) до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда РФ - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 12 ноября 2009 г. N 894н (РГ. 2010. 29 янв.);

2) до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - в территориальный орган Фонда социального страхования РФ расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов, в Фонд социального страхования РФ, по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 6 ноября 2009 г. N 871н (РГ. 2010. 17 февр.).

Плательщики страховых взносов, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, представляют в территориальный орган Пенсионного фонда РФ расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом - календарным годом (ч. 1 ст. 10 Закона о страховых взносах), по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 12 ноября 2009 г. N 895н (БНА ФОИВ. 2010. N 3).

4. Объективная сторона состава административных правонарушений по ч. 3 комментируемой статьи состоит в нарушении срока представления либо в отказе от представления, а также представлении в неполном объеме или в искаженном виде в органы государственных внебюджетных фондов и их должностным лицам при исполнении ими законных полномочий по контролю за уплатой страховых взносов оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления соответствующего контроля. Указанные документы и (или) иные сведения должны быть представлены органам государственных внебюджетных фондов и их должностным лицам и могут быть истребованы ими только в случаях, прямо предусмотренных Законом о страховых взносах.

Так, в ст. ст. 34 и 37 Закона о страховых взносах предусматривается возможность органов государственных внебюджетных фондов, должностные лица которых проводят камеральную или выездную проверки, истребовать документы и иные сведения, необходимые для таких проверок. При этом в ходе камеральной проверки требование о представлении необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам может быть направлено только при выявлении ошибок и противоречий. Оно должно быть исполнено в течение 5 рабочих дней. В ходе выездной проверки проверяющие могут направить требование о представлении документов, которое должно быть исполнено в течение 10 рабочих дней.

5. Объективная сторона состава административных правонарушений по ч. 4 комментируемой статьи состоит в нарушении срока представления либо в отказе от представления, представлении в неполном объеме или в искаженном виде оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для контроля за правильностью выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в территориальный орган Фонда социального страхования РФ (далее - ФСС) и его должностным лицам, на которых возложен указанный контроль в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (ч. 2 ст. 3 Закона о страховых взносах).

Указанный контроль связан с тем обстоятельством, что сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в ФСС, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством РФ (ч. 2 ст. 15 Закона о страховых взносах).

Указанные документы и (или) иные сведения должны быть представлены территориальным органам ФСС и их должностным лицам и могут быть истребованы ими только в случаях, прямо предусмотренных Законом о страховых взносах (см. п. 4 комментария к данной статье).

6. Субъектами указанных в комментируемой статье правонарушений являются руководители или другие работники, на которых возложены организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организациях (п. 1 ст. 2 Закона о страховых взносах) - плательщиках страховых взносов (ст. 5 Закона о страховых взносах), банках и иных по представлению в органы государственных внебюджетных фондов документов и информации (сведений), необходимых для контроля за уплатой страховых взносов и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. По ч. 1 данной статьи субъектами правонарушений выступают также и индивидуальные предприниматели. Административная ответственность для организаций за аналогичные правонарушения установлена в ст. ст. 46, 48 и 49 Закона о страховых взносах, а для индивидуальных предпринимателей - за правонарушения, аналогичные предусмотренным в ч. ч. 2 - 4 комментируемой статьи, - в ст. ст. 46 и ст. 48 Закона о страховых взносах.

7. С субъективной стороны указанные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

8. Дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов государственных внебюджетных фондов (п. 4 ч. 5 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 15.33 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 15.33 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Первыми европейскими поселенцами в Северной Америке были Норсы согласно ирландским легендам 1 . Они прибыли туда из Гренландии под предводительством Бьярни Херюльфссона 2 в 985 году. Примерно в 1001 году Лейф Эрикссон 3 отправился исследовать северо-восточное побережье. По легенде он достиг побережья нынешнего Ньюфауленда и основал поселения под названием Винланд. Также саги Норсов рассказывают о моряках-викингах, исследовавших атлантическое побережье Северной Америки вплоть до Багам.

Однако все эти легенды остаются легендами, не имеющими доказательств. Есть только небольшое подтверждение происхождения этих легенд - в 1960 году при раскопках в северном Ньюфаундленде в местечке Л’Анс-о-Медоуз были обнаружены останки жилищ Норсов этой далекой поры. В настоящее время эта территория относится к канадской провинции Ньюфаундленд и Лабрадор. Хотя исследование викингами территории Северной Америки задолго до путешествий Христофора Колумба считается окончательно доказанным фактом, точное место их поселения до сих пор является предметом научного спора.

Первые посещения Америки европейцами не оказали влияния на жизнь коренного населения – индейцев.