Рассмотрение полицией дел об административных правонарушениях. Рассмотрение дела об административных правонарушениях Рассмотрение административного дела отношении должностного лица

Рассмотрение дела - наиболее важная стадия административного процесса, так как её задачей является проверка, юридическая оценка всех обстоятельств дела и принятие по нему решения.

На подготовительном этапе, прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению дела, судья, должностное лицо выясняют следующие вопросы:

Ш устанавливают, относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

Ш выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие административный процесс;

Ш истребуют необходимые дополнительные материалы;

Ш извещают лиц, участвующих в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения.

Статья 11.2 ПИКоАП устанавливает сроки рассмотрения дела об административном правонарушении. Общий срок рассмотрения дела составляет 15 дней со дня получения судьёй, должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола и иных материалов.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечёт административный арест или депортацию, рассматривается в день получения протокола и других материалов дела, но не позднее 48 часов с момента административного задержания физического лица в случае, если такое задержание было осуществлено и личность задержанного установлена.

Рассмотрение дела об административном правонарушении может быть приостановлено:

1) при назначении экспертизы - на срок проведения экспертизы;

2) при утрате физическим лицом дееспособности - до назначения недееспособному лицу представителя;

3) если физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, не может участвовать в рассмотрении дела по причине болезни либо имеются другие уважительные причины, препятствующие его участию в рассмотрении дела об административном правонарушении, и если указанное лицо не ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.

Рассмотрение дела об административном правонарушении возобновляется, если отпали основания для его приостановления.

О приостановлении (возобновлении) рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, выносится мотивированное постановление.

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведётся процесс, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. Исключения из общего правила устанавливаются для рассмотрения дел, по которым было проведено административное расследование (по месту нахождения органа расследования); дел о правонарушениях несовершеннолетних (по месту жительства лица, в отношении которого ведётся процесс), дел об административных правонарушениях, влекущих лишение права управления транспортным средством (по месту учёта транспорта).

Судья, должностное лицо, ведущее административный процесс, в случае несоблюдения требований к форме или содержанию протокола либо прилагаемых материалов в пятидневный срок возвращают дело органу, ведущему административный процесс и направившему дело об административном правонарушении для рассмотрения. После устранения недостатков дело вновь может быть направлено в суд, орган, ведущий административный процесс. Срок в этом случае исчисляется со дня повторного поступления дела.

Судья, должностное лицо, ведущее административный процесс, направляет дело об административном правонарушении на рассмотрение по подведомственности, если будет установлено, что рассмотрение данного дела не относится к их компетенции.

При рассмотрении дела участие физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, законных представителей несовершеннолетнего или недееспособного обязательно. Дело может быть рассмотрено без их участия, если:

Ш физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, признает свою вину или письменно ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие;

Ш физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, законный представитель лица, в отношении которого ведется административный процесс, извещенные надлежащим образом, уклоняются от явки и невозможно осуществить их привод.

Защитник участвует в деле об административном правонарушении, если об этом ходатайствуют физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, или его законный представитель. При неявке защитника рассмотрение дела откладывается, но не более чем на пять дней.

Участие представителя юридического лица, если статья КоАП предусматривает административную ответственность, обязательно, за исключением случаев, когда он уклоняется от явки либо юридическое лицо письменно ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя .

Другие участники административного процесса могут участвовать в рассмотрении дела, если судья или должностное лицо признают их участие необходимым.

Рассмотрение дела об административном правонарушении начинается с объявления состава коллегиального органа или представления судьи, должностного лица, ведущего административный процесс, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Председательствующий на заседании коллегиального органа, судья или должностное лицо органа, ведущего административный процесс, объявляют, какое дело подлежит рассмотрению, в отношении кого ведется административный процесс, устанавливают факт явки участников административного процесса, разъясняют лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности, до начала дачи объяснений свидетелей удаляют из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении, разъясняют право отвода, оглашают протокол об административном правонарушении, разрешают ходатайства, устанавливают порядок дачи объяснений и исследования доказательств.

Председательствующий коллегиального органа или судья обязаны выяснить:

Ш было ли совершено административное правонарушение;

Ш виновно ли данное физическое лицо в его совершении;

Ш подлежит ли физическое лицо административной ответственности;

Ш имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

Ш причинен ли вред административным правонарушением;

Ш виновно ли юридическое лицо в совершении административного правонарушения;

Ш подлежит ли юридическое лицо административной ответственности, если статьей КоАП за данное правонарушение установлена административная ответственность юридического лица;

Ш иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела .

В ходе рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или представителя юридического лица, в отношении которых ведётся процесс, показания других лиц, пояснения специалиста и заключение прокурора. Данные процессуальные действия направленные на обеспечение принципов равенства всех перед законом, открытости, состязательности и гласности процесса по делу.

При рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом (в судебном заседании) ведётся протокол. В нём отражаются все процессуальные действия, которые совершались в ходе непосредственного разбирательства. Протокол является важным источником информации для судей и должностных лиц вышестоящих органов, поэтому его форма и содержание должны соответствовать ПИКоАП (ст. 11.7, 11.8). В нём указываются:

Ш место и дата заседания;

Ш время его начала и окончания;

Ш наименование или состав коллегиального органа (или каким судьёй рассматривается);

Ш секретарь судебного заседания;

Ш сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела;

Ш данные о лице, в отношении которого ведется административный процесс;

Ш ход судебного заседания;

Ш ходатайства участников административного процесса;

Ш разъяснение участникам административного процесса их прав и обязанностей;

Ш указание на вынесенное постановление, разъяснение срока и порядка его обжалования;

Ш ознакомление с протоколом судебного заседания и разъяснение срока подачи на него замечаний.

Протокол подписывается судьей и секретарем судебного заседания. После подписания протокола участники процесса в течение трёх суток.

В постановлении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест (ст. 11.9 ПИКоАП).

В постановлении по делу об административном правонарушении в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, за которое в качестве взыскания предусмотрена депортация, при принятии должны быть решены вопросы: о сроке закрытия въезда в Республику Беларусь; о государстве, в которое депортируется иностранный гражданин или лицо без гражданства; о пункте пропуска через Государственную границу, в котором будет осуществляться депортация; дате и времени её проведения; о порядке и сроке депортации .

Виды постановлений:

Ш о наложении административного взыскания;

Ш о прекращении дела об административном правонарушении;

Ш о передаче материалов дела об административном правонарушении по месту работы (службы) физического лица, привлекаемого к административной ответственности, для привлечения его к дисциплинарной ответственности.

Постановление о назначении взыскания выносится в том случае, если виновность лица доказана, или если нет обстоятельств, исключающих административную ответственность, или отсутствуют основания для его освобождения. Данный документ влечёт за собой правовые обязанности по их исполнению, как для правонарушителя, так и для государственных органов.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. По ходатайству участника процесса ему вручается копия постановления. В случае отсутствия лица при рассмотрении дела в течение трёх дней копия должна быть ему вручена или выслана заказным письмом.

По делам, связанным с огнестрельным оружием и боеприпасами, копия постановления направляется соответствующему юридическому лицу для сведения и органу внутренних дел для рассмотрения вопроса о запрещении этому лицу пользоваться огнестрельным оружием .

Постановление о наложении взыскания вступает в силу по истечении срока на обжалование и опротестование.

Постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации приводится в исполнение немедленно.

Воронежский институт МВД России

Кафедра административного права

Тезисы лекции

по учебной дисциплине «Административное право и административный процесс»

Тема № 10.2.5: Рассмотрение дела об административном правонарушении. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях

Учебные вопросы:

1. Рассмотрение дела об административном правонарушении.

2. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях

Учебные цели:

1. Разъяснить обучаемым процессуальные особенности стадий рассмотрения дела об административном правонарушении и пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

2. Раскрыть компетенцию органов внутренних дел по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях в рамках данных стадий.

3. Совершенствовать знания обучаемых относительно сферы общественных отношений, регулируемых административным правом.

4. Сориентировать обучаемых относительно овладения навыков в области административной юрисдикции органов внутренних дел.

Список использованной литературы:

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм., внесёнными Указами Президента РФ от 9 января 1996 г. № 20; 10 февраля 1996 г. № 173; 9 июня 2001 г. № 679; 25 июля 2003 г. № 841) // Рос. газ. - 1993. - 25 дек.; Собр. Законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 3. - Ст. 152; № 7. - Ст. 676; 2001. - № 24. - Ст. 2421; 2003. - № 30. - Ст. 3051.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 20.11.2010) // Собр. законодательства РФ.- 07.01.2002.- N 1 (ч. 1).- Ст. 1.

3. О полиции [Текст]: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2011. - N 7. - Ст. 900.

4. Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы [Текст]: Федеральный закон от 6 апреля 2011 № 64-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 15. - Ст. 2037.

5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ [Текст] (с изм. от 28 июля 2004 г.) // Рос. газ. - 2002. - 20 ноября; Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2004. - № 31. - Ст. 3230.

6. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан [Текст]: Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 (в ред. ФЗ от 14 декабря 1995 г.) // Ведомости РФ. - 1993. - № 19. - Ст. 685; Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1995. - № 51. - Ст. 4970.

7. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 19. - Ст. 2059.

8. Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством [Текст]: Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475 // Собрание законодательства РФ. - 2008. - N 27. - Ст. 3280.

9. Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации [Текст]: постановление Правительства РФ от 18 декабря 2003 г. (ред. 28.08.2009 г.) N 759 // Собрание законодательства РФ. - 2003. - N 51. - Ст. 4990

10. О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию: Приказ МВД Российской Федерации от 5 мая 2011 г. № 403 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2012. - № 36.

Юридическая литература

1.Административное право России: учебник / Под общ. ред. А.И. Каплунова. – М.: ДКО МВД России, 2011. - 719 с.

2. Административное право: Учебник для вузов / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. – М.: НОРМА, 2007. – С. 512.

3. Барциц И.Н. Приоритетные направления совершенствования административных процедур / И.Н. Барциц // Государство и право. - 2008. - № 3. - С. 5 - 11.

4. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник / Д.Н. Бахрах. - 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Эксмо, 2007. - 528 с.

5. Бельский К.С. Полицейское право: учебник / К.С. Бельский. - М.: Дело и Сервис, 2006. - 816 с.

6. Головко В.В. Понятие и назначение юрисдикции по российскому праву / В.В. Головко // Государство и право. - 2007. - № 3. - С. 20 - 25.

7. Леженин А.В. Административная юрисдикция органов внутренних дел: курс лекций / А.В. Леженин. – Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2012. – 117 с.

8. Общее административное право: учебник / под общ. ред. проф. Ю.Н. Старилова. - Воронеж: ВГУ, 2007. – 976 с.

9. Панова И.В. Административно-процессуальное право России / И.В. Панова. - 2-е изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2007. - 336 с.

10. Россинский Б.В. Административное право: учебник / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - 4 -е изд., пересмотр и доп. - М.: Норма, 2009. - 928 с.

11. Сорокин, В.Д. Административно-процессуальное право [Текст] / В.Д. Сорокин. – Спб.: Юридический центр-Пресс, 2004. – 598 с.

12. Цуканов Н.Н. Теория и практика производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого органами внутренних дел: монография / Н.Н. Цуканов; научн. ред. Ю.П. Соловей. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2012. – 465 с.

13. Шейфер С.А. Понятие доказательства: спорные вопросы теории / С.А. Шейфер // Государство и право. - 2008. - № 3. - С. 20 - 25.

Рассмотрение дела об административном правонарушении

Характеризуя данную стадию, Н.Н. Цуканов, в частности, отмечает: «Принято считать, что основное содержание стадии рассмотрения дела об административном правонарушении связано с решением вопроса о виновности соответствующего лица в совершении административного правонарушения и определением меры наказания. Подобное утверждение представляется слишком обобщённым, поскольку здесь по-прежнему решаются задачи, сформулированные ст. 42.1 КоАП РФ и явно выходящие за рамки отмеченных ориентиров. В частности, принимаются отдельные решения, направленные на обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также предпринимаются меры, связанные с определением и устранением причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений».

В.В. Денисенко определяет стадию рассмотрения дела об административном правонарушении как «фактически первую стадию административно-деликтной юрисдикции», в рамках которой «происходит реализация материальных, компетенционных и процессуальных норм, в конечном счёте предопределяется социальная эффективность всего правоприменительного процесса. Именно на данном этапе решается вопрос о виновности или невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, подтверждается правовая, логическая и психологическая характеристика не только правоприменения, но и обоснованность административной ответственности».

Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении, как уже говорилось выше, состоит из следующих этапов:

1) подготовка к рассмотрению дела;

2) непосредственное рассмотрение дела и принятие по нему решения;

3) доведение принятого решения до сведения участников производства.

В соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:

1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

6) имеются ли ходатайства и отводы.

По результатам правовой оценки данных обстоятельств, руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ, орган или должностное лицо на этапе подготовки дела к слушанию разрешает следующие вопросы, по которым при необходимости выносит определение:

1) о назначении времени и места рассмотрения дела;

2) о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.10 КоАП РФ, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;

3) об отложении рассмотрения дела;

4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;

5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.

При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных в части 1 статьи 27.15 КоАП РФ, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц.

Место рассмотрения дела об административном правонарушении определяется по правилам ст. 29.5 КоАП РФ.

Довольно разнообразны нормы о сроках рассмотрения данного дела . Ст. 29.6 КоАП РФ определяет, что оно рассматривается:

1) в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (общее правило);

2) в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела;

3) с возможностью продления срока (в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц, о чём выносится мотивированное определение);

4) в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела (дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58 КоАП РФ), причём продление указанного срока не допускается;

5) в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела (дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение), а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания;

6) не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности), при этом срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Ст. 29.7 КоАП РФ определён порядок рассмотрения дела об административном правонарушении. При этом, в частности:

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

7) выносится (при возникновении соответствующей необходимости) определение об отложении рассмотрения дела.

8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела;

9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 КоАП РФ.

При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия.

При рассмотрении дела должностным лицом органа внутренних дел протокол о рассмотрении дела не ведётся, так как в силу ст. 29.8 этот процессуальный документ составляется только в коллегиальном органе.

Ст. 29.9 КоАП РФ определяет виды решений по делу об административном правонарушении. В частности, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

1) о назначении административного наказания;

2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении (в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ; объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ; прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления; освобождения лица от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 6.8, 6.9, 14.32 КоАП РФ, в соответствии с примечаниями к указанным статьям).

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено определение:

1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Процессуальные требования к итоговому решению - постановлению по делу об административном правонарушении изложены в ст. 29.10 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии с ч.1 ст. 29.11 объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 КоАП РФ, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.

Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Также копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

По делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 20.8, 20.9, 20.12 КоАП РФ, в отношении лица, которому огнестрельное оружие и боеприпасы (патроны) вверены в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование организацией, копия постановления о назначении административного наказания направляется в соответствующую организацию.

В заключение рассмотрения данной стадии следует отметить, что в соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий (организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление).


Похожая информация.


При непосредственном рассмотрении дела об административном правонарушении особое внимание заслуживает вопрос сроков рассмотрения дела об административном правонарушении. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г.

№ 5 уделяется большое внимание процессуальным срокам рассмотрения дел об административных

правонарушениях.

Согласно ст. 29.6 КоАП РФ по общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Однако непонятным остается, что следует понимать под иными материалами дела.

Скорее всего, следует под материалами дела понимать, собственно, само дело, сформированное органами первичной юрисдикции согласно прилагаемой к нему описи, то момент его предоставления в суд и будет являться моментом начала исчисления сроков рассмотрения дела.

Часть вторая указанной статьи предусматривает в случае необходимости продление данного срока на один месяц. Это может произойти по ходатайству участников производства либо при необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела. О продлении срока лицом, рассматривающим дело, выносится мотивированное определение.

Обращаю ваше внимание на то, что федеральным законом №69 от 30 апреля 2010 года в данную норму внесены изменения, статья 29.6 КоАП дополнена частью 1.1, существо которого заключается в том, что дела об административных правонарушениях рассматриваются судьей в двухмесячный срок с момента поступления в суд всех материалов административного дела. Из этих общих правил законодатель предусматривает исключение.

Дела об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, рассматриваются в день получения материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

Непосредственное рассмотрение дела об административном правонарушении несет особую правовую нагрузку, поскольку именно на этом этапе разрешается дело по существу. Порядок рассмотрения дела представляет собой совершение определенных процессуальных действий, осуществляемых в логической последовательности, он установлен ст. 29.7 КоАП РФ.

Прежде всего, юрисдикционный орган объявляет,

1. Кто рассматривает дело,

2. Какое дело подлежит рассмотрению,

3. Кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

4. Устанавливает факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

5. Проверяет полномочия законных представителей физического или

юридического лица, защитника и представителя (особого внимания заслуживает вопрос, касающийся проверки полномочий законных

представителей юридических лиц. В соответствии со ст. 25.4 КоАП РФ законным представителем юридического лица может быть только его руководитель или иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица);

Выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке,

7. Выясняет причины неявки участников производства по делу и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

8. Разъясняет лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

9. Рассматривает заявленные отводы и ходатайства;

10. Выносит определение об отложении рассмотрения дела в случаях:

1) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

2) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

3) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

11. Выносит определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела в соответствии с ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ;

12. Выносит определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со ст. 29.5 КоАП РФ.

13. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости - и иные материалы дела.

14. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта,

15. Исследуются иные доказательства,

16. В случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

КоАП РФ не содержит конкретных указаний о том, в какой последовательности должны быть заслушаны объяснения сторон, как должны быть исследованы доказательства, каков порядок рассмотрения ходатайств. Это свидетельствует о том, что судья в процессе рассмотрения дела должен самостоятельно определять его ход, исходя их обстоятельств дела, явки сторон и иных участников процесса и т. д.

Процесс исследования доказательств по делу об административном правонарушении должен быть основан, прежде всего, на тщательном исследовании всех элементов состава правонарушения.

Важной проблемой при рассмотрении материалов дела и определении вида и размера наказания является предусмотренная законом обязанность правомочного должностного лица выяснить имущественное положение привлекаемого к административной ответственности лица. Как верно отметил В. В. Денисенко, «это особенно касается таких санкций, как административный штраф, лишение специальных прав»

После окончания рассмотрения всех материалов дела и заслушивание всех участников производства по делу юрисдикционный орган вправе вынести одно из постановлений в соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ.

По сути, данная норма содержит правила вынесения решения по делу - правовой результат его рассмотрения. Постановление по делу представляет собой один из видов индивидуально-правовых актов. В соответствии со ст. 31.2 КоАП РФ вступившее в законную силу постановление обязательно для исполнения всеми органами государственной власти и иными уполномоченными на это лицами.

Закон устанавливает два вида постановлений по делу:

1) о назначении административного наказания;

2) о прекращении производства по делу.

Постановление о назначении административного наказания выносится в том случае, если виновность лица доказана, если нет обстоятельств, исключающих административную ответственность, и отсутствуют основания для его освобождения. Данный документ влечет за собой правовые обязанности, как для правонарушителя, так и для государственных органов к его исполнению.

Постановление о прекращении производства по делу выносится:

1) при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП;

2) при объявлении устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП;

3) при прекращении производства по делу и передачи его прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях лица содержатся признаки преступления.

В постановлении должны быть также решены вопросы об изъятых вещах и документа, а также о вещах, на которые наложен арест.

По результатам рассмотрения дела об административном

правонарушении может быть вынесено определение:

О передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия;

О передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится компетенции рассматривающих его судьи, органа, должностного лица.

Эти определения представляют собой разновидность решений, которыми не разрешается дело по существу. Так же как и постановление, оно имеет своей целью содействовать осуществлению задач производства по конкретному делу, но оно, в отличие от постановления, не является итоговым документом.

При рассмотрении дела коллегиальным органом составляется протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении. В нем отражаются все процессуальные действия, которые совершались в ходе непосредственного разбирательства. Протокол является важным источником информации для судей и должностных лиц вышестоящих органов, поэтому его форма и содержание должны соответствовать требованиям закона.

При установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, лица рассматривающие дело, обязаны внести в соответствующие организации представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Представление имеют силу частного определения, которое выносится судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Выводы, содержащиеся в данном документе, должны основываться на материалах дела и подтверждаться доказательствами. Те организации, в которые направлены представления, должны в течение месяца принять адекватные меры по устранению недостатков и сообщить об этом инициатору данного документа.

«Рассматривается дело в отношении Сидорова Ивана Ивановича», - примерно с таких слов начинается каждое судебное заседание... Из-за большого количества нарушителей дела могут рассматриваться со значительными нарушениями, что не может не сказаться на результате. Поэтому обязательно нужно выяснить, как долго может рассматриваться дело, каким должно быть постановление и на что нужно обращать внимание при своей защите.
На основании ст. 26.1 КоАП при рассмотрении дел об административном правонарушении выяснению подлежат:

Наличие административного правонарушения;
- лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность;
- виновность лица в совершении административного правонарушения;
- обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
- характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
- обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
- иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении , объяснениями лица, в отношении которого ведется производствопо делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств и вещественными доказательствами.

Согласно части 2 статьи 23.1 КоАП судьи рассматривают дела об административных правонарушениях , если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передает его на рассмотрение судье. Решение о передаче дела в суд является по своей природе властно-распорядительным и должно быть официально оформлено (ч. 2 ст. 29.9 КоАП). Если это не так, дело не может считаться переданным и не должно приниматься к рассмотрению судом.

Одним из нарушений, которые могут допустить должностные лица, а затем и судья, является нарушение подведомственности . В соответствии со статьей 29.4 и частью 2 статьи 29.9 КоАП в случае, если при подготовке дела к рассмотрению или в ходе рассмотрения дела будет установлено, что административное дело неподведомственно судье, органу, должностному лицу, к которому поступил протокол об административном правонарушении, судья, должностное лицо принимает решение в виде определения о передаче материалов по подведомственности. Статьей 23.1 КоАП определена компетенция судов общей юрисдикции по рассмотрению административных дел. Подведомственность определяется в том числе и территориальностью. Таким образом, если лицом, привлекаемым к административной ответственности, было заявлено ходатайство о направлении материалов по месту жительства, которое было удовлетворено, о чем имеется определение, но при этом материалы направлены судье по месту совершения правонарушения, то рассматривать его данное должностное лицо не имеет права.

Если, на рассмотрение судье поступает протокол, в котором указаны данные о другом лице, имеются ошибки в фамилии лица, привлекаемого к ответственности, иные ошибки, не исправленные и не заверенные должным образом, протокол направляется в орган или должностному лицу, его составившему.

После разъяснения прав и обязанностей судья переходит к выяснению обстоятельств дела. С этой целью предусмотрено проведение следующих действий:
- получение объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 26.3 КоАП);
- получение показаний потерпевшего и свидетелей по делу об административном правонарушении (ст. 26.3 КоАП);
- проведение экспертизы (ст. 26.4 КоАП);
- взятие проб и образцов (ст. 26.5 КоАП);
- фотографирование или фиксирование иным способом вещественных доказательств (ст. 26.6 КоАП);
- направление поручения для совершения определенных действий при рассмотрении дела об административном правонарушении (ст. 26.9 КоАП);
- направление запроса по делу об административном правонарушении (ст. 26.9 КоАП);
- истребование сведений (ст. 26.10 КоАП).

В процессе рассмотрения дела об административном правонарушении судья устанавливает следующие обстоятельства, которые исключают производство по делам об административных правонарушениях на основании статьи 24.5 КоАП.
1. Отсутствие административного правонарушения - это означает, что отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие вину гражданина. В КоАП есть статья 1.5, известная многим как «Презумпция невиновности ». Дело в том, что у водителей, особенно попавших в суд впервые, есть предубеждение, что свою невиновность они доказывать не должны, а вот их вину должны доказать сотрудники ГИБДД. На этом неподготовленный водитель и прогорает. Виновность водителя уже давно доказана стопкой материалов дела, переданных судье.
2. Отсутствие состава административного правонарушения - означает, что, хотя правонарушение и было, в его событии отсутствуют признаки, которые образуют в своей совокупности состав самого правонарушения. Если неправильно определить состав, то будет непонятно, имеется ли факт правонарушения. Таким образом, уже в протоколе об административном правонарушении должна быть отражена субъективная сторона состава правонарушения.
3. Действия лица в состоянии крайней необходимости - если вдруг водитель намерен доказывать свою невиновность по причине того, что действия, повлекшие совершение административного правонарушения, совершены им в условиях крайней необходимости, судья должен оценить в равной степени материалы дела и заявление гражданина. Статья 2.7 КоАП гласит: «Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред ».
4. Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

Статья 29.1. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении .

Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:
- относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
- имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
- правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
- имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
- достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
- имеются ли ходатайства и отводы.

Согласно части 1 статьи 29.6 КоАП дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей , органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. За этот срок необходимо уведомить лицо, привлекаемое к административной ответственности, о дате, времени и месте судебного заседания. Вынесение постановления по делу об административном правонарушении в день составления протокола об административном правонарушении является абсолютно законным. Если гражданин по каким-либо причинам не имеет возможности присутствовать в ходе судебного заседания, если он не ознакомлен с материалами дела или намерен привлечь защитника или адвоката, для переноса слушания достаточно заявить соответствующее ходатайство.

Помните, что мировым судьей дело рассматривается на основании главы 29 КоАП, а вышестоящим судьей - в соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП, которая предусматривает рассмотрение дела в полном объеме. Таким образом, подав жалобу на постановление мирового судьи, гражданин в вышестоящем суде получает возможность для объективного и всестороннего рассмотрения дела в полном объеме. Отговорки вышестоящего судьи о том, что дело уже рассматривалось, свидетелей вызывали и теперь в этом необходимости нет, как правило, не имеют никаких законных оснований.