Общая характеристика системы социальных пособий. Понятие, виды и общая характеристика государственных пособий

Рождение и воспитание детей – важная функция современного общества. Несомненно, лучшие условия для развития подрастающего поколения создаются в семье, поэтому государством разработана социальная политика, поддерживающая материнство и детство.

Одним из инструментов социальной политики является выплата пособий гражданам, имеющим детей.

Система пособий гражданам с детьми

Данная правовая область регулируется несколькими государственными нормативными актами, к которым относятся следующие документы:

  • Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 года № 883 "Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий";
  • Федеральный закон "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" от 21 декабря 2017 года.

На основании данных нормативных актов определены следующие виды пособий:

Единовременное пособие при рождении или усыновлении ребенка в возрасте до 3 месяцев

Данное пособие имеет право получить один из родителей либо лицо, их заменяющее.

Пособие можно получить по месту работы, в органах социального страхования или соцзащиты, если родители . Для этого необходимо предоставить свидетельство о рождении ребенка, документы, удостоверяющие личность родителей, о том, что второй родитель не получал пособие в другом месте, справку из ЗАГСа.

Заявление на получение данного пособия можно подать течение 6 месяцев с момента рождения ребенка. При рождении двух или более детей пособие выплачивается на каждого из них.

Его размер составляет 16759 рублей 09 копеек.

Пособие по уходу за ребёнком до полутора лет

Данное пособие призвано компенсировать отсутствие заработка у лиц, находящихся в по уходу за ребёнком до полутора лет. Оно начинает начисляться ежемесячно с момента выхода женщины из отпуска по беременности и родам.

Его размер составляет 40% от заработка лица, осуществляющего уход за ребенком до полутора лет с ограничениями, введенными законодательством, или в размере труда в регионе. В случае если лицо, осуществляющее уход за ребенком, не работает, то через органы Соцзащиты оно имеет право получить пособие на первого ребенка в размере 3142,33 рублей, на второго и последующего – 6284,65 рублей.

Лица, получающие пособие по уходу за ребенком до достижения его полутора лет, не лишаются этого права при выходе на работу в условиях рабочего дня.


Пособие за постановку на учёт в ранние сроки беременности

Данное пособие имеет своей целью мотивировать женщин обращаться в медицинские учреждения до 12 акушерских недель. На 2018 год данное пособие составляет 628 рублей 47 копеек.

Получить его можно при предоставлении справки из лечебного учреждения вместе с пакетом документов для получения пособия по беременности и родам или отдельно у работодателя, в органах ФСС или Соцзащиты.

Ежемесячное пособие на ребенка

Данное пособие предназначено для улучшения качества жизни в .

На него имеют право родители с детьми до 16 лет, а в случае обучения в общеобразовательном учреждении – до 18 лет в семьях, которых составляет величину менее прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

на данное пособие подается в орган соцзащиты, многофункциональный центр или портал "Госуслуги". К заявлению необходимо приложить следующие документы: справку о или иных доходах, которыми располагают родители, справку о , свидетельства о рождении всех детей, паспорта родителей, документы, подтверждающие всех членов семьи.

Отдельно следует отметить ежемесячное пособие на ребёнка в размере 11374,18 рублей, которое имеет право получить лицо, воспитывающее детей военнослужащих по призыву.

К общему пакету документов необходимо приложить дополнительно справку из Военного комиссариата о призыве отца ребенка на военную службу или справку из военного образовательного учреждения о том, что отец там обучается.

Уведомление о назначении пособия или отказе в пособии направляется в письменной форме заявителю не позднее 10 дней с момента обращения.

Также жены военнослужащих по призыву имеют право на единовременное пособие на сроке беременности от 180 дней в размере 26539 рублей 76 копеек.

Пособие в связи с рождением первого или второго ребёнка либо в связи с их усыновлением

На данное пособие имеют право семьи с первым ребенком, рожденным после 1 января 2018 года, среднедушевой доход которых не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума субъекта РФ.

Его размер составляет величину регионального прожиточного минимума. Аналогичная назначается нуждающимся семьям со вторым ребенком из средств материнского капитала.

Получить его можно в органах Соцзащиты при предоставлении паспортов родителей, свидетельств о рождении детей, свидетельств о регистрации, справки по месту жительства о составе семьи, заявления, документов, подтверждающих доход семьи.

Можно ли получать сразу несколько пособий?

Некоторые пособия можно получать вместе, некоторые по отдельности.

Совместно можно получить пособия по беременности и родам и пособие по постановке на учет в ранние сроки беременности, далее по факту рождения ребенка получается единовременная выплата по рождению или усыновлению ребенка до 3 месяцев. По истечении отпуска по беременности и родам подается заявление на пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет и ежемесячное пособие или пособие на 1 ребенка или 2 ребенка из средств материнского капитала.

Пособия семьям, имеющим детей, имеют высокую социальную значимость, так как поддерживают финансовое благосостояние ячейки общества с новорожденным малышом, тем самым позволяя родителям больше времени уделять уходу и воспитанию нового члена общества.

Законодательство РФ о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, как уже отмечалось выше основывается на Конституции РФ и состоит из федерального закона № 81-ФЗ, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

К настоящему времени в России сложилась достаточно развитая система пособий, которые стали именоваться «социальными». Их арсенал пополнился в последние годы весьма значительными новыми, не известными ранее в нашей стране, видами. К ним относятся ежемесячные пособия на детей, пособия по безработице, ряд компенсационных выплат. В тоже время отдельные пособия прекратили существование как самостоятельные виды, они «растворились» в системе других пособий.

Возникновение новых видов пособий и компенсационных выплат обусловлено главным образом социально-экономическими преобразованиями, которые вызвали существенные изменения во всех сферах общественной жизни, включая и сферу распределения .

Социальные пособия являются денежной формой обеспечения. Они предоставляются гражданам в установленных законом случаях в качестве одного из видов социального обеспечения, помощи, поддержки. Социальные пособия выплачиваются обычно непродолжительное время или единовременно. Их получают как работающие, так и неработающие граждане. Цель социальных пособий - компенсировать полностью или частично временно утраченный по различным причинам заработок, оказать материальную поддержку, пополнить бюджет семьи в связи с наступлением ряда обстоятельств: рождением ребёнка, смертью члена семьи и т.д.

По сложившейся традиции социальные пособия самим законодателем выделяются по тем жизненным обстоятельствам, которые вызывают необходимость их предоставления. Такие обстоятельства отражаются в названии соответствующих пособий, например: пособие по беременности и родам дополнительное пособие молодой семье; пособие при рождении ребёнка; пособие на период по уходу за ребёнком до достижении им возраста полутора лет.

С учётом изложенного можно дать определение социальных пособий - это выплаты, производимые гражданам в установленные законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной помощи.

Классификация социальных пособий. Многочисленные виды пособий классифицируются по разным основаниям:

  • 1. по целевому назначению - выделяются пособия, цель которых компенсировать полностью или хотя бы частично временно утраченный заработок, и пособия, цель которых - оказать помощь в пополнении доходов в связи с наступлением различных иных обстоятельств (пособие по беременности и родам, пособие по безработице);
  • 2. по продолжительности выплаты - ежемесячные, периодические и единовременные (пособие на ребёнка, пособие по временной нетрудоспособности, пособие при рождении ребёнка);
  • 3. по источнику выплаты - из внебюджетных целевых фондов и из государственного бюджета;
  • 4. по правовому регулированию - пособия, предусмотренные федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами;
  • 5. по субъектам - в зависимости от категорий граждан, которым предоставляются пособия по социальному обеспечению.

Как правило, правом на получение пособий при наступлении соответствующих обстоятельств пользуются: граждан РФ, проживающих на территории РФ; граждан РФ, проходящих военную службу; постоянно проживающих на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, а также беженцев; временно проживающих на территории РФ и подлежащих обязательному социальному страхованию иностранных граждан и лиц без гражданства.

Действие Федерального закона не распространено на: граждан РФ (иностранных граждан и лиц без гражданства), дети которых находятся на полном государственном обеспечении; граждан РФ (иностранных граждан и лиц без гражданства), лишенных родительских прав; граждан РФ, выехавших на постоянное место жительства за пределы РФ.

Иные категории лиц, проживающих на территории РФ, на которых действие названного Федерального закона не распространяется, могут быть признаны нуждающимися в получении государственных пособий гражданам, имеющим детей, в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пособия - это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.

Действующим законодательством предусмотрены следующие виды пособий: пособие по временной нетрудоспособности; пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка; пособие по безработице; единовременное дополнительное пособие молодой семье; единовременное пособие военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, при увольнении с военной службы.

Из приведенного перечня следует, что, несмотря на включение в один федеральный закон, указанные пособия отличаются друг от друга по целевому назначению; источникам финансирования; субъектам; порядку исчисления и размерам.

Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются Правительством РФ. Что касается ежемесячного пособия на ребенка, то порядок его назначения и выплаты устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ .

Главными особенностями сложившейся демографической ситуации в современной России являются: значительные масштабы сокращения населения; низкая рождаемость, массовое распространение однодетной семьи, не обеспечивающей воспроизводства населения; кризис семьи, высокий уровень разводов; зависимость темпов сокращения численности населения от уровня компенсации естественной убыли внешней миграции; значительные объемы вынужденной миграции и нелегальной миграции; сокращение объема внутренней миграции, снижение мобильности населения .

Улучшению демографической ситуации способствовали такие меры, как внедрение родовых сертификатов, оснащение лечебных учреждений современным оборудованием, субсидии на строительство и приобретение жилья, увеличение размеров пособий. Например, самая «массовая» выплата - ежемесячное пособие на ребенка, возросла на 25% и сегодня ее получают родители 107954 детей в возрасте до 16 лет.

Таким образом, в современной социально-демографической ситуации в РФ институт материнства и детства приобретает повышенную публичную значимость, что обусловливает необходимость создания федеральным законодателем адекватной системы социальной защиты.

В Концепции демографической политики РФ на период до 2020 года и в Послании Президента РФ Федеральному Собранию 2012 г, в числе приоритетов в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи предлагается совершенствовать систему выплат пособий гражданам, имеющим детей; повысить и дифференцировать их размеры с учетом материальных и социальных условий семьи, сделав их адресными.

Государственные пособия гражданам, имеющим детей, — единая система государственных пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Предоставление пособий регламентируется Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» и постановлением Правительства РФ от 04.09.1995 № 883, утвердившим Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Указанными нормативными актами установлены: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка. Из приведенного перечня следует, что, несмотря на включение в один федеральный закон, указанные пособия отличаются друг от друга по различным существенным признакам: целевому назначению, источникам финансирования, субъектам, порядку исчисления и размерам.

По целевому назначению пособие по беременности и родам и пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет направлены на замещение утраченного заработка; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, должно побуждать женщин заботиться о своем здоровье и здоровье ребенка, своевременно обращаться к врачу; единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие на ребенка предназначены для оказания семье помощи в содержании и воспитании детей.

Источник финансирования названных пособий зависит от трудового статуса субъекта правоотношений: работающие по трудовому договору получают их из средств ФСС РФ, занятые иными видами общественно полезной деятельности (военная служба, учеба), а также неработающие — из бюджетов различных уровней (федерального и субъектов РФ).

Субъектами правоотношений по обеспечению пособиями могут быть граждане Российской Федерации, проживающие на территории России; граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, противопожарной службы и уголовно- исполнительной системы; гражданский персонал российских воинских формирований, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, когда выплата этих пособий предусмотрена международными договорами РФ; иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, проживающие на территории России.


Государственные пособия на детей не назначаются: гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении, или лишенным родительских прав; гражданам Российской Федерации, выехавшим на постоянное место жительства за пределы России.

Необходимо учитывать, что субъектами правоотношений по выплате пособий по беременности и родам, а также единовременного пособия в связи с ранней постановкой на учет в медицинские учреждения могут быть только женщины.

Все пособия, за исключением пособия по беременности и родам, ранее назначались в размерах, соотносимых с минимальной оплатой труда, а с 01.01.2001 они исчисляются в твердых фиксированных суммах.

Решение о назначении любого из указанных пособий принимается соответствующим органом в 10-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми докумен
тами. Излишне выплаченные суммы пособий возмещаются добровольно, а в случае спора — по решению суда.

Право на пособие по беременности и родам имеют женщины:

а) подлежащие государственному социальному страхованию, а также уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации, сокращением численности или плата работников в течение 12 месяцев, предшествовавших признанию их безработными;

б) обучающиеся с отрывом от производства;

в) проходящие военную службу по контракту, службу в качестве рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, противопожарной службы, в учреждениях и органах уголовно-процессуальной системы;

г) из числа гражданского персонала российских воинских формирований, находящихся на территории иностранных государств, если это предусмотрено международными договорами РФ;

Пособие предоставляется за период отпуска продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов (в случаях осложненных родов — 86, при рождении двух детей и более — ПО). Данный вид пособия предоставляется на основании листка нетрудоспособности — работающим по трудовому договору; заявления, выписки из трудовой книжки, листка нетрудоспособности справки из органов занятости — уволенным в связи с ликвидацией организации, медицинской справки установленной формы — всем остальным женщинам, имеющим на него право.

Пособие назначается на число рабочих дней, приходящихся на период отпуска по беременности и родам, и выплачивается по месту работу, службы, учебы.

Пособие по беременности и родам выплачивается в размере:

а) среднего заработка — женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию, а также женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств, при наличии международных договоров;

б) 300 руб. — женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их безработными;

в) стипендии — женщинам, обучающимся с отрывом от производства;

г) денежного довольствия — женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в органах внутренних дел, противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-процессуальной системы.

Право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности (до 12 недель). Оно назначается и выплачивается в размере 300 руб. по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам. Данный вид пособия предоставляется при наличии справки из женской консультации или другого медицинского учреждения.

Право на единовременное пособие при рождении (усыновлении в возрасте до трех месяцев) ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. При рождении (усыновлении) двух детей и более единовременное пособие назначается и выплачивается на каждого ребенка. С 01.01.2002 его размер составляет 4500 руб. Для назначения пособия необходимо иметь справку органов ЗАГСа о рождении ребенка, справку с места работы (службы, учебы) другого родителя о неполучении пособия. Незанятые граждане должны также приложить к заявлению выписки из трудовой книжки, военного билета или другого документа о последнем месте работы (службы, учебы), заверенные в установленном порядке.

Право на пособие на период отпуска поуходу за ребенком (рожденным, усыновленным, принятым под опеку) до достижении им возраста полутора лет предоставляется не только матерям, работающим по трудовому договору, обучающимся без отрыва от производства, военнослужащим по контракту, но и отцам, усыновителям, бабушке, дедушке, другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход и подлежащим государственному социальному страхованию.

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается в размере 500 руб. в сроки, установленные для выплаты заработной платы, стипендии, выдачи денежного довольствия, независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком по день исполнения ребенку возраста полутора лет.

Для оформления пособия необходимо представить следующие документы: заявление, копию свидетельства о рождении ребенка, отдельным категориям женщин — выписку из трудовой книжки (военного билета), копию приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком, справку о неполучении пособия по безработице.

В случае увольнения с работы (за исключением увольнения в связи с ликвидацией организации) или окончания обучения с отрывом от производства выплата ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет прекращается.

Право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения — до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в субъекте РФ, установленную в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 № 1Э4-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, установлен постановлением Правительства РФ от 29.09.1999 № 1096.

Размер, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами сцбъекта РФ. Так, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 28.12.2004 № 911-ПП ежемесячное пособие на ребенка в г. Москве установлено в размере 150 руб. Его размер увеличивается на 100% — на детей одиноких матерей; на 50% — на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством, когда взыскание алиментов невозможно, а также на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Ежемесячное пособие не назначается, а выплата ранее назначенного пособия приостанавливается в случаях, если ребенок находится на полном государственном обеспечении или под опекой (попечительством) и опекуны получают денежные средства на его содержание, если родители лишены родительских прав и если ребенок в возрасте до 18 лет объявлен полностью дееспособным в соответствии с законодательством РФ.

Заявление о назначении ежемесячного пособия на ребенка подается в письменной форме в орган социальной защиты населения по месту жительства родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), с которым проживает ребенок. В заявлении указываются сведения о доходах семьи. Кроме заявления предоставляются следующие документы: справка органа социальной защиты населения по месту жительства другого родителя о неполучении им ежемесячного пособия, копия свидетельства о рождении ребенка; справка с места жительства ребенка о совместном его проживании с родителем, справка об учебе в общеобразовательном учреждении ребенка (детей) старше 16 лет.

Лица, обратившиеся за получением ежемесячного пособия на ребенка в повышенном размере, должны представить дополнительные документы, в частности на детей военнослужащих по призыву: справку из военного комиссариата о призыве отца ребенка на военную службу, справку из военного образовательного учреждения профессионального образования об учебе в нем отца ребенка.

Уведомление о назначении пособия или об отказе в его назначении должно быть направлено заявителю органов социальной защиты населения по месту жительства граждан с детьми в письменной форме не позднее чем через 10 дней после обращения. При необходимости дополнительной проверки сведений о доходах семьи, указанных в заявлении, должен быть дан предварительный ответ, уведомляющий о проведении такой проверки. При ее проведении окончательный ответ о назначении пособия либо отказе в его назначении должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после обращения. Отказ в назначении ежемесячного пособия на ребенка заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения, назначающий и выплачивающий это пособие, и (или) в судебном порядке.

Важнейшим направлением государственной поддержки семей с детьми является прямая материальная помощь- система государственных пособий, представляемых гражданам в связи с рождением и воспитанием детей. Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, которая представляет гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства, детства, определена Федеральным Законом от 19 мая 2011 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», который действует в настоящее время с последующими изменениями и дополнениями. Порядок назначения и выплаты указанных пособий регламентируется Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2011 г. Федеральный Законо от 19 мая 2011 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Кроме того, по прежнему действует Постановление Верховного Совета РСФСР № 289/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» РСФСР № 289/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе». и не отменено пособие по уходу за ребенком лицам, работающим в сельской местности.

Все выплаты неразрывно связаны между собой. Обеспечивается равенство родителей в воспитании детей. Семье предоставлено право, самой решать, кто из родителей или других членов семьи берет отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет; право на дополнительный выходной день предоставляется одному из работающих родителей, воспитывающих ребенка инвалида по их выбору, ежемесячное пособие на ребенка получает один из родителей. Вместе с тем сегодняшнее положение большинства семей в России вызывает озабоченность: существенно снизился их уровень жизни, сократилась рождаемость детей, увеличилось число неполных семей. Ухудшилось их здоровье, увеличивается число детей страдающих хроническими заболеваниями.

Не лучше обстоят дела и в Орловской области. Семьи с несовершеннолетними детьми характеризуются пониженными по сравнению с другими группами населения размерами среднедушевых доходов. В целом по области за 2010 год доля семей с доходами ниже величины прожиточного минимума составила 40,9%. Сегодня 2140 семей области (1,5%) не способны к самостоятельному выживанию без постоянной ежемесячной поддержки, а 18,5 тысяч семей нуждаются в ежеквартальной помощи и уже в текущем году органами социальной защиты населения принято на учет 60320 семей с детьми, что составило 42% от общего числа. Безусловно, необходимы срочные меры по изменению ситуации. Однако Фонд социального страхования с введением единого социального налога и снижением отчисления в Фонд с 5,4% до 4% лишен возможности, что-либо предпринять. Незначительное повышение пособий в соответствии с Федеральным Законом от 07.08.2006 г. № 122-ФЗ нисколько не улучшило положение с социальной защитой семьи. На фоне роста цен норматив для исчисления пособий в 100 рублей дает по-прежнему низкие суммы пособий. Если пособия семьям, имеющим детей, выплачивались в зависимости от минимальной заработной платы, то сейчас они утверждены в твердой сумме и являются настолько низкими, что фактически утратили функцию материальной поддержки материнства и детства, а также функцию стимулирования рождаемости. Так сумма единовременного пособия в 1500 рублей равняется только 5-ти минимальным зарплатам и покрывает всего 30 процентов затрат семьи, связанных с рождением ребенка. Пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в сумме 200 рублей, составляет 66,7% МОТ и обеспечивает только 13,1% прожиточного минимума трудоспособного лица. Пособие по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, в размере 100 рублей составляет 8% прожиточного минимума. Повышение его в 2005 году до 300 рублей не решит проблемы, поскольку данный вид пособия не возместит даже минимум заработной платы, которая в 2005 г. будет 450 рублей. Ежемесячное пособие на ребенка настолько мало, в настоящее время обеспечивает всего лишь 5,6% прожиточного минимума ребенка в полной семье и 11,2% в неполной. Представляется, что размеры рассматриваемых в данном параграфе пособий следует увязать с величиной прожиточного минимума, чтобы они могли обеспечить необходимое качество жизни детей, предусмотренное Федеральным Законом от 24 июля 2007 года "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.» Федеральный Закон от 24 июля 2007 года "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.». Проблему совершенствования системы социальных выплат для семей, имеющих детей, следует решать путем закрепления в законодательстве прожиточного минимума в качестве основного социального стандарта при определении размеров таких выплат. В настоящее время готовится увеличение в 2005 году размеров всех государственных пособий гражданам, имеющим детей. Кроме того, на рассмотрении в Государственной Думе находится проект Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти» согласно которому предусмотрено некоторое повышение пособий на детей: - пособие по уходу за ребенком предполагается выплачивать в размере 50% среднего заработка, но не менее 170 рублей и не более 60% величины прожиточного минимума в целом по стране; - единовременное пособие при рождении ребенка, в размере 3-кратной величины прожиточного минимума; - единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности, в сумме 20 процентов величины прожиточного минимума в целом по РФ.

Одной из наиболее важных задач социального государства является оказание помощи семье в содержании и воспитании детей. Эта помощь может осуществляться в разных формах: денежные выплаты (пособия), услуги (медицинское обслуживание, содержание и воспитание в детских дошкольных учреждениях, обеспечение детской одеждой и пр.), льготы (на приобретение лекарств, питание в дошкольных и образовательных учреждениях, оплату коммунальных услуг и др.)

В соответствии с Конституцией РФ оказание помощи семье в содержании и воспитании детей входит в сферу совместного ведения Российской Федерации и её субъектов. Поэтому условия предоставления пособий гражданам, имеющих детей, регулируются нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровня. Органы государственной власти субъектов РФ могут увеличивать размеры пособий за счет собственных средств.

Основными нормативно-правовыми актами федерального уровня являются Федеральные законы от 19 мая 1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан», постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006г. №865 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» и другие .

Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлены следующие виды государственных пособий:

· единовременные пособия (женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; при передаче ребенка на воспитание в семью; беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву);

· пособие по беременности и родам;

· ежемесячные пособия (на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву).

Из приведенного перечня следует, что, несмотря на включение в один федеральный закон, указанные пособия отличаются друг от друга по целевому назначению, источниками финансирования, субъектами, порядку исчисления по размерам.

По целевому назначению пособие по беременности и родам и пособие на период отпуска по ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет направлены на частичное возмещение женщине или другому члену семьи, фактически осуществляющему уход за ребенком, заработка (или иного дохода), утраченного в связи с временным прекращением работы, службы, учебы.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности, должно побуждать женщин заботиться о своем здоровье и здоровье ребенка, своевременно обращаться к врачу. Единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие на ребенка предназначены для оказания помощи в семье в содержании и воспитании детей.



Введение пособий для жен военнослужащих по призыву связно с сокращением срока военной службы и отменой такого основания предоставления отсрочки от призыва, как наличие ребенка в возрасте до трех лет. В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» отсрочка предоставляется только при наличии ребенка-инвалида в возрасте до трех лет .

В целях улучшения демографической ситуации и стимулирования семьи к рождению детей с 2007 г. Правительство РФ проводит эксперимент по предоставлению дополнительных мер государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала. Источник финансирования названных пособий зависит от трудового статуса субъекта правоотношений: работающие по трудовому договору получают их за счет страховых взносов; занятые иными видами деятельности (военная служба, учеба), а также неработающие - бюджетов различных уровней. В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ правовое регулирование и финансирование пособия на ребенка до 18 лет передано на уровень субъектов РФ. Поскольку право на указанное пособие зависит от дохода родителя или среднедушевого дохода семьи, оно является одним из видов государственной социальной помощи.

Выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременного пособия беременной жене военнослужащего по призыву и ежемесячного пособия на его ребенка осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Право на получение перечисленных пособий имеют граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, постоянно проживающие на территории РФ. Временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства приобретают на них право только в том случае, если они подлежат обязательному соц. страхованию.

Адвокаты, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера вправе добровольно вступать в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Государственные пособия не назначаются:

1) гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

2) гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, лишенным родительских прав;

3) гражданам Российской Федерации, выехавшим на постоянное место жительства за пределы территории РФ.

Понятие полного государственного обеспечениясодержится в Федеральном законе от 21 декабря 1996 №159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» . Под полным государственным обеспечением понимается предоставление детям бесплатного питания, комплектов одежды и обуви, общежития, медицинского обслуживания в период пребывания их в специализированных государственных учреждения, в семье опекуна (попечителя); приемных родителей или возмещения их полной стоимости.

К государственным или муниципальным учреждениям для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся образовательные учреждения, в которых они содержатся (обучаются и (или) воспитываются), учреждения социального обслуживания населения (дома-интернаты для детей инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, социальные приюты), учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и др. Если государственное обеспечение в таких учреждениях является неполным, причитающиеся на детей пособия выплачивают родителям либо заменяющим им лицам .

Согласно ст.69 СК РФ родители могут быть лишены родительских прав, если они:

1) уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

2) отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;

3) злоупотребляют своими родительскими правами;

4) жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

5) являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

6) совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Лишение родительских прав производится в судебном порядке.

Все пособия, за исключением пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком по достижения им возраста полутора лет, назначаются в твердых размерах. В районах и местностях, где применяются коэффициенты, размеры указанных пособий определяются с учетом этих коэффициентов.

С 1 января 2007 г. средний заработок для расчета пособия по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет исчисляется в таком же порядке, как и пособия по временной нетрудоспособности .

С 1 января 2008 г. один раз в год производится индексация пособий исходя, как и для пособий исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом.

В случае переплаты по вине получателя (предоставления заведомо неверных сведений, сокрытие данных и др.) или счетной ошибки, органы, осуществляющие назначение и выплату пособий, имеют право производить удержания в размере не свыше 20%. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке.

Порядок выплаты единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия на ребенка гражданам, постоянно проживающим на территории Чеченской республики, а также временно выехавшим вместе с детьми за её пределы определен постановлением Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. №1219.

Женщинам, осужденным к лишению свободы и привлекаемым к труду, единовременные пособия, пособия по беременности и родам назначаются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 октября 2001 г. №727.

Решение о назначении любого из указанных пособий принимается управомоченными органами в 10-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.