Представитель взыскателя в исполнительном производстве. Лица, участвующие в исполнительном производстве

Прокуратура информирует о порядке взыскания долгов через суд.


Основными субъектами правоотношений, возникающих в исполнительном производстве, являются стороны - взыскатель и должник. При этом взыскатель в федеральном законе №229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» определяется как гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ.

Права и обязанности сторон в исполнительном производстве действующее законодательство условно разделяет на две большие группы: общие и специальные.

Общие права сторон закреплены в статье 50 закона №229-ФЗ. Взыскатель имеет право:

1.​ знакомиться с материалами исполнительного производства, для этого взыскателю необходимо написать заявление на имя старшего судебного пристава с просьбой об ознакомлении с материалами исполнительного производства. Написание данного заявления обусловлено тем, что судебный пристав-исполнитель в соответствии с федеральным законом №118-ФЗ от 21.07.1997 г. «О судебных приставах», не вправе разглашать информацию, ставшую известной ему в связи с исполнением должностных обязанностей - сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, другую конфиденциальную информацию;

2.​ делать выписки, снимать копии с материалов исполнительного производства (осуществляется собственными техническими средствами);

3.​ представлять дополнительные материалы, имеющие значение для принудительного исполнения требований исполнительного документа;

4.​ заявлять ходатайства;

5.​ участвовать в совершении исполнительных действий;

6.​ давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий;

7.​ приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства;

8.​ возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве;

9.​ заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие);

10.​ до окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, утверждаемое в судебном порядке.

К субъективным правам и обязанностям относятся те права, которые взыскатель имеет при совершении конкретного исполнительного действия. Так, к специальным правам взыскателя следует отнести право просить судебного пристава-исполнителя о немедленном наложении ареста на имущество и денежные средства должника; право получить информацию, где в данный момент находится исполнительный документ (поскольку судебный пристав-исполнитель обязан извещать взыскателя о передаче исполнительного документа другому судебному приставу-исполнителю); право обращаться с заявлением о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного листа к взысканию; право отказаться от взыскания; право отказаться от получения предметов, которые должен передать должник взыскателю на основании исполнительного документа; право ходатайствовать о розыске должника.

Кроме того, отдельно стоит отметить право взыскателя участвовать в исполнительном производстве лично или через представителя. Личное участие гражданина в исполнительном производстве не лишает его права иметь представителя. Полномочия руководителей организаций и органов, действующих от их имени, подтверждаются представленными ими судебному приставу-исполнителю документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами. Полномочия представителей удостоверяются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом. Полномочия законных представителей граждан подтверждаются представленными ими судебному приставу-исполнителю документами, удостоверяющими их статус.

Также субъективным правом взыскателя является право оставить за собой имущество, нереализованное в течение месяца. Если имущество должника после снижения цены не было реализовано в течение одного месяца, то судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение оставить это имущество за собой. Нереализованное имущество должника передается взыскателю по цене на двадцать пять процентов ниже его стоимости, указанной в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника. Если эта цена превышает сумму, подлежащую выплате взыскателю по исполнительному документу, то взыскатель вправе оставить нереализованное имущество за собой при условии одновременной выплаты (перечислении) соответствующей разницы на депозитный счет подразделения судебных приставов. Взыскатель обязан в течение пяти дней со дня получения указанного предложения уведомить в письменной форме судебного пристава-исполнителя о решении оставить нереализованное имущество за собой.

При поступлении заявления о согласии принять нереализованное имущество от нескольких взыскателей, судебный пристав-исполнитель передает нереализованное имущество взыскателям в соответствии с установленной очередностью удовлетворения требований взыскателей, с составлением соответствующего акта передачи имущества взыскателю.

Если сумма, вырученная при реализации заложенного имущества, недостаточна для покрытия требования залогодержателя, он имеет право, при отсутствии иного указания в законе или договоре, получить недостающую сумму из прочего имущества должника, не пользуясь преимуществом, основанным на залоге.

Кроме того, взыскатель вправе получить исполнительный лист на руки и предъявить его непосредственно в банк (при взыскании денежных сумм и наличии сведений о счетах должника) для исполнения, минуя службу судебных приставов (п. 1 ст. 8 федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве»), при взыскании денежных средств, не превышающих в сумме двадцать пять тысяч рублей, направить в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи.

Глава 3. Права взыскателя

В соответствии с действующим законодательством об исполнительном производстве все права и обязанности сторон исполнительного производства можно разделить на две большие группы: общие и субъективные права и обязанности. Общие права сторон закреплены в ст.50 Федерального закона "Об исполнительном производстве". К ним относятся следующие.


    1. знакомиться с материалами исполнительного производства, для этого взыскателю необходимо написать заявление на имя старшего судебного пристава с просьбой об ознакомлении с материалами исполнительного производства. Написание данного заявления обусловлено тем, что судебный пристав-исполнитель в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997ь №118-ФЗ «О судебных приставах» не вправе разглашать информацию, ставшую ему известной в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, другую конфиденциальную информацию.

    2. делать выписки, снимать копии с материалов исполнительного производства, однако следует помнить, что судебный пристав-исполнитель не должен снимать взыскателю копии каких-либо документов, это осуществляется собственными техническими средствами;

    3. представлять дополнительные материалы, имеющие значение для принудительного исполнения требований исполнительного документа;

    4. заявлять ходатайства,

    5. участвовать в совершении исполнительных действий,

    6. давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий,

    7. приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства,

    8. возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве,

    9. заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие),

    10. до окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, утверждаемое в судебном порядке.
Ко второй группе прав относятся те субъективные права, которые имеют стороны исполнительного производства при совершении конкретного исполнительного действия. К специальным правам взыскателя следует отнести следующие: право просить судебного пристава-исполнителя о немедленном наложении ареста на имущество и денежные средства должника; право получить информацию, где находится исполнительный документ в данный момент (поскольку судебный пристав-исполнитель обязан извещать взыскателя о передаче исполнительного документа другому судебному приставу-исполнителю); право обращаться с заявлением о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного листа ко взысканию; право получать от налоговых органов информацию о наличии у должника вкладов на счетах в банках и иных кредитных организациях в соответствии с Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 23 января 2003 г. N БГ-3-28/23 "Об утверждении Порядка предоставления налоговыми органами информации взыскателю"; право отказаться от взыскания; право отказаться от получения предметов, которые взыскателю должен передать должник на основании исполнительного документа.

Кроме того, отдельно стоит отметить право взыскателя участвовать в исполнительном производстве лично или через представителя. Личное участие гражданина в исполнительном производстве не лишает его права иметь представителя.

Полномочия руководителей организаций и органов, действующих от их имени, подтверждаются представленными ими судебному приставу-исполнителю документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами.

Полномочия представителей в том числе адвокатов, на совершение действий, связанных с осуществлением исполнительного производства, удостоверяются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом, а в случаях, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, - иным документом.

Полномочия законных представителей граждан подтверждаются представленными ими судебному приставу-исполнителю документами, удостоверяющими их статус.

Представители сторон исполнительного производства вправе совершать от их имени все действия, связанные с исполнительным производством, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В доверенности, выданной представителю стороной исполнительного производства, должны быть специально оговорены его полномочия на совершение следующих действий:

1) предъявление и отзыв исполнительного документа;

2) передача полномочий другому лицу (передоверие);

3) обжалование постановлений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя;

4) получение присужденного имущества (в том числе денежных средств и ценных бумаг);

5) отказ от взыскания по исполнительному документу;

6) заключение мирового соглашения.

Также субъективным правом взыскателя является право оставить за собой имущество, не реализованное в течение месяца. Если имущество должника после снижения цены не было реализовано в течениеодного месяца, то судебный пристав - исполнитель направляет взыскателю предложение оставить это имущество за собой.

Нереализованное имущество должника передается взыскателю по цене на двадцать пять процентов ниже его стоимости, указанной в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника. Если эта цена превышает сумму, подлежащую выплате взыскателю по исполнительному документу, то взыскатель вправе оставить нереализованное имущество за собой при условии одновременной выплаты (перечислении) соответствующей разницы на депозитный счет подразделения судебных приставов. Взыскатель обязан в течение пяти дней со дня получения указанного предложения уведомить в письменной форме судебного пристава-исполнителя о решении оставить нереализованное имущество за собой.

Судебный пристав-исполнитель обязан направить не позднее чем за 10 дней до даты проведения торгов залогодателю и должнику извещение с указанием даты, времени и места проведения торгов.

При объявлении торгов несостоявшимися залогодержатель вправе по соглашению с залогодателем приобрести заложенное имущество и зачесть в счет покупной цены свои требования, обеспеченные залогом.

При объявлении несостоявшимися повторных торгов залогодержатель вправе оставить предмет залога за собой с оценкой его в сумме не более чем на десять процентов ниже начальной продажной цены на повторных торгах. При этом, судебный пристав -исполнитель в течение 2-х дней с момента поступления отчета о признании торгов несостоявшимися направляет в адрес взыскателя (залогодержателя) письменное уведомление о результатах торгов, содержащее предложение взыскателю (залогодержателю) оставить нереализованное заложенное имущество за собой, с оценкой его на 10 % ниже начальной продажной цены на повторных торгах.

Если залогодержатель не воспользуется правом оставить за собой предмет залога в течение месяца со дня объявления повторных торгов несостоявшимися, договор о залоге прекращается.

Если сумма, вырученная при реализации заложенного имущества, недостаточна для покрытия требования залогодержателя, он имеет право, при отсутствии иного указания в законе или договоре, получить недостающую сумму из прочего имущества должника, не пользуясь преимуществом, основанным на залоге.

Если на исполнении находится сводное исполнительное производство о взыскании с должника, - после отказа взыскателя (залогодержателя) от имущества, нереализованного на повторных торгах (либо непоступления ответа о согласии оставить имущество за собой) судебный пристав - исполнитель предлагает нереализованное имущество иным взыскателям в рамках сводного производства.

Сумма, вырученная от реализации имущества, заложенного по договору об ипотеке, после удержания из нее сумм, необходимых для покрытия расходов в связи с обращением взыскания на это имущество и его реализацией, распределяется между заявившими свои требования к взысканию залогодержателями, другими кредиторами залогодателя и самим залогодателем.

Судебный пристав-исполнитель, в течение 3-х дней после получения нереализованного имущества, направляет в адрес взыскателя уведомление с предложением оставить нереализованное имущество за собой в счет погашения задолженности. При этом судебным приставом - исполнителем взыскателю устанавливается срок для принятия решения, предусмотренный ч. 12 ст. 87 Федерального закона «Об исполнительном производстве», то есть в срок, составляющий не более пяти дней с момента получения указанного предложения, взыскатель обязан уведомить судебного пристава - исполнителя о согласии оставить имущество за собой.

Уведомление с предложением принять нереализованное имущество направляется сторонам в порядке очередности, предусмотренной ст. 111 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Нереализованное имущество передается взыскателю по цене на двадцать пять процентов ниже его стоимости, указанной в постановлении об оценке арестованного имущества.

При поступлении заявления о согласии принять нереализованное имущество от нескольких взыскателей, судебный пристав - исполнитель передает нереализованное имущество взыскателям в соответствии с установленной очередностью удовлетворения требований взыскателей, с составлением соответствующего акта передачи имущества взыскателю.

О порядке применения ст.157 УК РФ. Ст. 157 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за злостное уклонение от уплаты средств на содержание несовершеннолетних детей или нетрудоспособных родителей.

Поводом для возбуждения уголовного дела по ст.157 УК РФ является заявление взыскателя о привлечении к уголовной ответственности.

Для привлечения к уголовной ответственности по ст.157 УК РФ необходимо два условия:

Наличие судебного решения о взыскании алиментов;

Уклонение от уплаты алиментов должно быть злостным.

Злостность уклонения от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, выражается в:


    1. прямом отказе от уплаты алиментов на детей по судебному решению (например, зафиксированном в объяснении или другом документе);

    2. сокрытии лицом своего действительного заработка с целью избежать удержания по исполнительному листу (об этом могут свидетельствовать объяснения взыскателя, родственников, знакомых и т.п.);

    3. сокрытии лицом своего действительного места работы с целью избежать удержания по исполнительному листу;

    4. изменении места работы или жительства без уведомления судебного пристава-исполнителя с целью избежать удержания по исполнительному листу;

    5. уклонении от трудоустройства с целью избежать удержания по исполнительному листу (например, по данным ГУ ЦЗН не обращался с вопросом о трудоустройстве, либо ему предлагают работу, а он не трудоустраивается и т.п.);

    6. не оказании помощи в содержании детей в течение длительного времени без уважительных причин (не менее 6 месяцев с моментаобразования задолженности);

    7. иных действиях, свидетельствующих об уклонении от уплаты по решению суда средств на содержание детей, которыми на основании судебной практики являются: изменение своей фамилии или иных анкетных данных без уведомления судебного пристава-исполнителя; подделка документов, удостоверяющих личность; сговор с должностным лицом бухгалтерии, от которого зависит удержание алиментов из заработка и т.п.
В каждом конкретном случае может быть как отдельно взятый, из вышеперечисленных, признак злостности, так и несколько признаков в комплексе.
Глава 4. Приостановление, окончание и прекращение исполнительного производства

Приостановление исполнительного производства. Приостановление исполнительного производства регулируется ст.39-42 Федерального закона "Об исполнительном производстве". При возникновении обстоятельств, исключающих возможность совершения исполнительных действий, исполнительное производство судом или судебным приставом-исполнителем приостанавливается.

Приостановление исполнительного производства означает временную остановку в совершении действий и перенос совершения исполнительных действий на неопределенный срок. В случае приостановления исполнительного производства невозможно точно определить срок, когда отпадут обстоятельства, мешающие совершению исполнительных действий, а следовательно, и невозможно определить дату совершения дальнейших исполнительных действий.

Вместе с приостановлением исполнительного производства приостанавливается и течение всех неистекших процессуальных сроков. В данном случае юридическое значение имеет только срок, истекший до возникновения обстоятельств, препятствующих дальнейшему движению дела. Время, в течение которого было производство приостановлено, юридического значения не имеет. После возобновления производства течение срока продолжается в неистекшей его части.

Приостановление исполнительного производства необходимо отличать от переноса исполнительных действий.

1. Исполнительное производство приостанавливается на неопределенный срок, а в случае переноса совершения исполнительных действий судебный пристав-исполнитель всегда должен точно определить новое время совершения исполнительных действий. При этом течение общего срока исполнительного производства не приостанавливается.

2. Приостановление исполнительного производства обусловлено обстоятельствами, не зависящими от воли участников исполнительного производства, в то время как перенос исполнительных действий, наоборот, вызван причинами субъективного характера.

3. Перенося совершение исполнительных действий, судебный пристав-исполнитель сразу назначает новое время совершения исполнительных действий, т.е. для этого не надо выносить специального постановления. А для возобновления приостановленного исполнительного производства суд должен вынести специальное определение, а судебный пристав-исполнитель специальное постановление.

4. Обстоятельства, влекущие приостановление исполнительного производства, указываются в Законе (ст.ст. 39 и 40 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Перечень этих оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Перечень обстоятельств, влекущих перенос совершения исполнительных действий, в законе не содержится. Это могут быть различные жизненные обстоятельства.

Приостановление срока совершения исполнительного производства также следует отличать и от перерыва срока в исполнительном производстве. Основания, влекущие перерыв срока для исполнительного производства, указаны в законе. Такими основаниями являются: предъявление исполнительного документа к исполнению и частичное исполнение либо неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе. При возвращении исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения полностью либо в части трехгодичный срок предъявления исполнительного листа либо судебного приказа к исполнению прерывается и начинает течь заново со следующего дня после вынесения постановления судебного пристава-исполнителя о возвращении исполнительного листа.

В новом Федеральном законе "Об исполнительном производстве" законодатель разделил основания приостановления исполнительного производства по субъектам на два вида.

1. Основания, при наступлении которых исполнительное производство приостанавливается судом. Данные основания, в свою очередь, делятся на обязательные (когда производство приостанавливается в обязательном порядке) и факультативные (когда суд вправе, но не обязан приостановить производство).

2. Основания, при наличии которых судебный пристав-исполнитель приостанавливает исполнительное производство. Данные основания также бывают обязательные и факультативные.

Исполнительное производство подлежит приостановлению судом

1) предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу;

2) оспаривания результатов оценки арестованного имущества;

3) оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

4) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

Исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, полностью или частично в случаях:

1) оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

2) оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

3) нахождения должника в длительной служебной командировке;

4) принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий;

5) обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;

6) в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:

1) смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство;

2) утраты должником дееспособности;

3) участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;

4) отзыва у должника - кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" не приостанавливается;

5) применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в порядке, установленном ст. 96 Федерального закона «Об исполнительном производстве»;

6) принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора;

7) направления судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации, указанное в п.4 ч.1 ст.94 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Исполнительное производство может быть приостановлено судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:

1) нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;

2) розыска должника-гражданина или розыска ребенка;

3) просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения в другие подразделения судебных приставов.

Главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации и их заместители вправе приостановить исполнительное производство в случае поступления жалобы на постановление, действия (бездействие) подчиненных им должностных лиц службы судебных приставов.

Исполнительное производство приостанавливается судом или судебным приставом-исполнителем до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства.

Суд или судебный пристав-исполнитель возобновляет приостановленное исполнительное производство после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления.

Приостановление исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, выданного арбитражным судом, производится тем же арбитражным судом или арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя. В случае если исполнительное производство возбуждено на основании иного документа, в том числе и выданного судом общей юрисдикции, приостановление происходит по месту нахождения судебного пристава-исполнителя судом общей юрисдикции.

В исполнительном производстве также действует процессуальное правило подведомственности по связи требований. Это означает, что суд общей юрисдикции выносит определение о приостановлении исполнительного производства в том случае, когда в сводном исполнительном производстве объединены исполнительные документы, выданные как судом общей юрисдикции, так и арбитражным судом.

По результатам рассмотрения вопроса о приостановлении исполнительного производства суд общей юрисдикции и арбитражный суд выносят определение. Вопрос должен быть рассмотрен и определение должно быть вынесено в течение десяти дней со дня поступления в суд. Вынесенное определение направляется судебному приставу-исполнителю, осуществляющему исполнительное производство, а также взыскателю и должнику.

Приостановление исполнительного производства влечет невозможность совершения любых исполнительных действий, пока производство не будет вновь возобновлено.

Отложение исполнительных действий. Отложение исполнительных действий является факультативной стадией исполнительного процесса, что, однако, не умаляет ее значения на практике. Статья 38 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусматривает два различных случая отложения исполнительных действий.

Во-первых, судебный пристав-исполнитель может отложить исполнительные действия по заявлению взыскателя или по собственной инициативе.

Предоставление такого права взыскателю объясняется наличием диспозитивных элементов в гражданско-исполнительном праве. Поскольку исполнение производится в интересах взыскателя, последний сам вправе решить, возможно ли в данном случае отложение исполнительных действий. На практике такие случаи нередки. Например, взыскатель полагает, что в настоящее время должник не может полностью расплатиться или же, если документ будет исполнен в полном объеме, должник окажется в тяжелом финансовом положении, а взыскатель заинтересован в нем как в дальнейшем контрагенте. Взыскатель предполагает улучшение финансового положения должника в дальнейшем и согласен на производство исполнения в полном объеме через определенное время, что, как было отмечено, схоже с отсрочкой исполнения.

В ч.1 ст.38 Закона говорится о том, что судебный пристав-исполнитель может отложить исполнительные действия. Однако в данном случае речь идет не о правомочии пристава-исполнителя принять позитивное или негативное решение, а о его полномочиях на отложение исполнения. Представляется, в частности, что волю взыскателя он обязан исполнить в любом случае.

Судебный пристав-исполнитель вправе принять такое решение по собственной инициативе. Раньше он мог принять его при наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий, теперь же - без ограничений, но на практике он будет принимать такое решение опять-таки при наличии указанных обстоятельств.

Отметим лишь два момента. Прежде всего, не направляя просьбу об отсрочке исполнения в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, судебный пристав-исполнитель, как правило, полагает, что обстоятельства, препятствующие исполнению, могут исчезнуть достаточно быстро, т.е. это кратковременные обстоятельства, препятствующие совершению исполнительных действий.

На практике судебный пристав-исполнитель нередко одновременно использует обе нормы: вынося постановление об отложении исполнительных действий, он одновременно обращается в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, с ходатайством об отсрочке или рассрочке исполнения судебных актов и актов других органов, а также изменении способа и порядка их исполнения, предполагая, что суд в течение 10-дневного срока отложения рассмотрит заявление судебного пристава-исполнителя.

Понятия "отложение исполнительных действий" и "отсрочка исполнения" схожие, но нетождественные, причем первое более широкое.

Представляется, что в случае отложения исполнительных действий судебный пристав-исполнитель не вправе совершать никакие исполнительные действия, а при отсрочке исполнения судебный пристав-исполнитель может, например, исследовать и уточнять имущественное положение должника (направлять запросы в органы регистрации недвижимости и т.п.).

Во-вторых, в ч.2 ст.38 Закона предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель обязан отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения на основании судебного акта.

Законом судебному приставу-исполнителю прямо предписано в случае отложения исполнительных действий выносить соответствующее постановление. В постановлении об отложении исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения указывается дата, до которой откладываются исполнительные действия или применение мер принудительного исполнения.

О принятом решении уведомляются стороны исполнительного производства, а также суд или другой орган, выдавший исполнительный документ. Законом предусмотрена возможность обжалования решения об отложении исполнительных действий.

Прекращение исполнительного производства. Исполнительное производство в зависимости от основания может быть прекращено или окончено.

Если в процессе исполнения исполнительного документа возникают обстоятельства, препятствующие исполнительному производству, и эти обстоятельства имеют постоянный, непрекращающийся характер, в этом случае исполнительное производство подлежит прекращению. Прекращение исполнительного производства означает полное прекращение всех исполнительных действий по данному производству без возможности в дальнейшем их возобновления. При этом главная цель исполнительного производства остается недостигнутой, а предписания исполнительного документа остаются невыполненными. Возникшие объективные обстоятельства предусмотрены законом, и они не позволяют удовлетворить законные интересы взыскателя полностью или частично.

Обстоятельства, которые влекут прекращение исполнительного производства, содержатся в статье 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Законодатель дифференцирует все обстоятельства на две группы в зависимости от субъекта, наделенного правом прекращать исполнительное производство.

В соответствии с ч.1 ст. 43 Закона исполнительное производство прекращается судом в случаях:

1) смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;

2) утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);

3) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;

4) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

Исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях:

1) принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа;

2) принятия судом отказа взыскателя от взыскания;

3) утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником;

4) отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

5) отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;

6) прекращения по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ.

По прекращенному исполнительному производству никакие исполнительные действия в дальнейшем не допускаются. В постановлении о прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель отменяет все назначенные им меры принудительного исполнения, в том числе арест имущества, а также установленные для должника ограничения.

Одновременно с вынесением постановления о прекращении основного исполнительного производства, за исключением прекращения исполнительного производства в связи с отменой судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ или в связи с отменой самого исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

Если после прекращения основного исполнительного производства возбуждено вышеназванное исполнительное производство, то ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства.

Копии постановления судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства, об отмене мер принудительного исполнения и о возбуждении исполнительного производства направляются взыскателю, должнику, в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, а также в органы (лицам), исполняющие постановления об установлении для должника ограничений, в трехдневный срок со дня вынесения постановления о прекращении исполнительного производства.

Исполнительный документ, по которому исполнительное производство прекращено, остается в материалах прекращенного исполнительного производства и не может быть повторно предъявлен к исполнению.

Прекращение исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, выданного арбитражным судом, производятся тем же арбитражным судом или арбитражным судом, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель.

Прекращение исполнительного производства арбитражным судом производятся в случаях исполнения исполнительных документов в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Во всех остальных случаях прекращение исполнительного производства производятся судом общей юрисдикции, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель.

Заявление о прекращении исполнительного производства рассматривается судебным приставом-исполнителем в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления. По результатам рассмотрения заявления судебный пристав-исполнитель выносит постановление о прекращении исполнительного производства либо об отказе в прекращении исполнительного производства. Судебный акт, акт другого органа или должностного лица о прекращении исполнения исполнительного документа подлежит немедленному исполнению с момента его получения судебным приставом-исполнителем.

Окончание исполнительного производства. Статья 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" регламентирует порядок завершения исполнительного производства путем его окончания. В названной статье законодателем приводятся основания для окончания исполнительного производства. Эти основания могут быть сведены в две группы.

В первую группу входят основания окончания исполнительного производства, связанные с выполнением предписаний исполнительного документа.

1. Окончание исполнительного производства фактическим исполнением требований исполнительного документа. В данном случае предполагается, что требования исполнены в полном объеме.


    1. Окончание исполнительного производства в связи с фактическим исполнением за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство.

    2. Окончание исполнительного производства в связи с направлением копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом (наиболее распространенный случай - при взыскании алиментов).
Вторую группу образуют основания окончания исполнительного производства, которые характеризуются признаком "невыполненности" предписаний исполнительного документа.

    1. Окончание исполнительного производства возвращением взыскателю исполнительного документа без исполнения в случаях, указанных в ст.46 Федерального закона "Об исполнительном производстве": по заявлению взыскателя; если невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена; если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда Федеральным законом «Об исполнительном производстве» предусмотрен розыск должника или его имущества; если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными; если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не реализованное при исполнении исполнительного документа; если взыскатель своими действиями препятствует исполнению исполнительного документа.
2. Исполнительное производство может быть окончено в случае возвращения исполнительного документа по требованию суда, органа или должностного лица, выдавшего исполнительный документ.

3. Окончание исполнительного производства направлением исполнительного документа из одного подразделения судебных приставов в другие. В этом случае также предписания исполнительного документа не выполнены и цель исполнительного производства не достигнута.

4. Окончание исполнительного производства в связи с ликвидацией должника организации и направлением исполнительного документа в ликвидационную комиссию, за исключением исполнительных документов о признании права собственности, компенсации морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о применении последствий недействительности сделок и о возмещении задолженности по текущим платежам. Во всех вышеперечисленных случаях исполнительное производство не оканчивается до полной ликвидации должника либо до фактического исполнения требований исполнительного документа.

5. Окончание исполнительного производства в связи с признанием должника организации банкротом и направлением исполнительного документа конкурсному управляющему (за исключением исполнительных документов о признании права собственности, компенсации морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о применении последствий недействительности сделок и о возмещении задолженности по текущим платежам).

6. Окончание исполнительного производства в связи с истечением срока давности исполнения судебного акта или акта другого органа или должностного лица по административным правонарушениям.

Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение. При окончании сводного исполнительного производства по исполнительным документам, содержащим требование о солидарном взыскании, в постановлении указывается, с какого должника и в каком размере произведено солидарное взыскание.

В постановлении об окончании исполнительного производства отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации и ограничения прав должника на его имущество. При окончании исполнительного производства в связи с его передачей в другое подразделение судебных приставов по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом, отмена розыска должника, его имущества, розыска ребенка, а также установленных для должника ограничений может не производиться. Полномочия по отмене розыска, а также по изменению и отмене ограничений переходят к судебному приставу-исполнителю, которому передано исполнительное производство.

Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются:

1) взыскателю и должнику;

2) в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ;

3) в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества;

4) в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка.

Одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. В такой ситуации ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства. Постановление о возбуждении такого исполнительного производства направляется вместе с постановлением об окончании основного исполнительного производства должнику, а при необходимости и другим лицам.

В течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.

К лицам, участвующим в исполнительном производстве, относят:

  • 1) стороны исполнительного производства - взыскателя и должника;
  • 2) лиц, непосредственно исполняющих требования, содержащиеся в исполнительном документе;
  • 3) иных лиц, содействующих исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (их перечень не исчерпывающий).

В качестве лиц, содействующих исполнительному производству, могут выступать:

  • - представители сторон,
  • - переводчики,
  • - специалисты,
  • - понятые,
  • - лица, которым судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество.

Правовое положение всех лиц, участвующих в исполнительном производстве, регулируется главой 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Стороны исполнительного производства.

Сторон в исполнительном производстве всегда две - взыскатель и должник.

Взыскателем являются гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ.

Должник - это гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия или воздержаться от их совершения.

Права сторон делятся на специальные (диспозитивные) и общие.

К специальным (диспозитивным) относят права, которые принадлежат исключительно соответствующей стороне исполнительного производства и могут влиять на возникновение, изменение и прекращение исполнительных правоотношений.

В соответствии с принципом диспозитивности возбуждение исполнительного производства определяется главным образом волей заинтересованных в исполнении лиц - взыскателей. Взыскатель может отказаться от взыскания, а также от получения предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о передаче их взыскателю. Взыскатель и должник вправе в ходе исполнительного производства заключить мировое соглашение, которое после его утверждения судом также ведет к прекращению исполнительного процесса.

К диспозитивным правам взыскателя, влияющим на движение исполнительного производства, относится также упоминаемое в ст. 57 Федерального закона «Об исполнительном производстве» право на отзыв исполнительного листа.

Что касается должника, то он вправе в установленный срок исполнить юрисдикционный акт добровольно, указывать виды имущества или предметы, на которые следует обратить взыскание в первую очередь. Между тем эти правомочия должника практически дискредитированы за счет полномочий судебного пристава-исполнителя, от субъективного усмотрения которого зависит их реализация.

К общим правам сторон относят те, которые принадлежат и взыскателю, и должнику в равной мере, а именно:

знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии,

представлять дополнительные материалы,

заявлять ходатайства,

участвовать в совершении исполнительных действий,

давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий,

приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства,

возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве,

заявлять отводы,

обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие).

Центральная фигура органа принудительного исполнения - судебный пристав. Судебным приставом может быть гражданин РФ, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава - высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

На судебных приставов распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Непосредственное осуществление функций по исполнению судебных актов и актов других органов возлагается на судебных приставов-исполнителей.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности».

В ходе исполнения своих служебных обязанностей судебный пристав - исполнитель имеет право: получать необходимую информацию, объяснения и справки; проводить проверки исполнения исполнительных документов у работодателей на работающих у них должников; «входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их»; производить аресты, изъятия имущества; «налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе» и др.

Судебному приставу-исполнителю предоставлено право - обращаться в суд за разъяснением порядка исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе.

Представительство в исполнительном производстве.

Граждане по достижении ими возраста 18 лет могут осуществлять свои права и исполнять обязанности в исполнительном производстве самостоятельно или через представителей. Стороны исполнительного производства могут участвовать в исполнительном производстве самостоятельно или через представителей, при этом личное участие взыскателя или должника в исполнительном производстве не лишает его права иметь представителя. Однако если по исполнительному документу на должника возложены обязанности, которые он может исполнить только лично, то при их исполнении должником ст. 53 Федерального закона «Об исполнительном производстве» запрещает должнику действовать через представителя.

Так, в силу ст. 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.

Органы, организации и лица, не являющиеся органами принудительного исполнения, могут быть участниками исполнительного производства. Так банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств либо делают отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя. При этом неисполнение указанных требований является основанием для наложения судом общей юрисдикции или арбитражным судом (далее - суд) на банк или иную кредитную организацию штрафа в порядке и размере, определенных федеральным законом.

Если сведений о наличии или отсутствии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях не имеется, судебный пристав-исполнитель запрашивает указанные сведения у налоговых органов. Налоговые органы обязаны в срок представить судебному приставу-исполнителю необходимую информацию. Такая же информация в порядке, определяемом Федеральной налоговой службой Российской Федерации, может быть представлена взыскателю по его заявлению при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности.

Сюда же относятся все иные органы и организации, которые предоставляют информацию об имущественном положении должника, а также специализированные организации, осуществляющие, например, оценку, хранение или реализацию арестованного (конфискованного) имущества должника.

К лицам и организациям, непосредственно способствующим свершению исполнительных действий, фиксации их результатов, соблюдению прав субъектов гражданского исполнительного правоотношения относятся:

  • - переводчик. В силу ст. 58 Федерального закона «Об исполнительном производстве» при совершении исполнительных действий стороны могут пригласить переводчика. Переводчиком может быть любой дееспособный гражданин, достигший возраста 18 лет, владеющий языками, знание которых необходимо для перевода. Лицу, которому необходимы услуги переводчика, предоставляется срок для его приглашения. В случае если указанное лицо не обеспечит участие переводчика в установленный судебным приставом-исполнителем срок, переводчик может быть назначен постановлением судебного пристава-исполнителя. Переводчик имеет право на вознаграждение за выполненную работу. Выплаченное ему вознаграждение относится к расходам по совершению исполнительных действий.
  • - понятые. В частности, присутствие понятых обязательно при совершении исполнительных действий, связанных с вскрытием помещений и хранилищ, занимаемых должником или другими лицами либо принадлежащих должнику или другим лицам, осмотром, арестом, изъятием и передачей имущества должника. В других случаях понятые вызываются по усмотрению судебного пристава-исполнителя (ст. 59 Закона).

Законом предусмотрены конкретные требования к понятым: в качестве понятых могут быть приглашены любые дееспособные граждане, достигшие возраста 18 лет, не заинтересованные в совершении исполнительных действий и не состоящие между собой или с участниками исполнительного производства в родстве, подчиненности или подконтрольности.

В соответствии со ст. 60 ФЗ «Об исполнительном производстве» понятой обязан удостоверить своей подписью в акте соответствующего исполнительного действия факт, содержание и результаты исполнительных действий, при совершении которых он присутствовал.

Специалист. ФЗ «Об исполнительном производстве» в ст. 61 предусматривает, что для разъяснения возникающих при совершении исполнительных действий вопросов, требующих специальных знаний, судебный пристав-исполнитель по собственной инициативе или по просьбе сторон может своим постановлением назначить специалиста, а при необходимости - нескольких специалистов. В качестве специалиста может быть назначено лицо, обладающее необходимыми знаниями. Специалист дает заключение в письменной форме. Специалист обязан явиться по вызову судебного пристава, дать объективное заключение по поставленным вопросам, давать пояснения по поводу выполняемых им действий. Специалист имеет право на вознаграждение за выполненную работу, проводимую в связи с совершением исполнительных действий. Это вознаграждение относится к расходам по совершению исполнительных действий.

Судебный пристав-исполнитель с целью установления наличия у должника имущества вправе получить объяснения родственников последнего, в связи с чем они также становятся участниками данного исполнительного процесса, конкретного исполнительного правоотношения.

В процессе исполнения судебного решения у его участников возникает новый статус – стороны исполнительного производства. Статус возникает после возбуждения . Хотя фактически стороны начинают называться так после вступления решения в силу и получении исполнительного листа.

Помимо стороны исполнительного производства в исполнении судебных актов участвует судебный пристав-исполнитель, лица. Есть и иные участники: переводчик, специалист, понятые и др. Стороны – только взыскатель и должник.

Взыскатель, как сторона исполнительного производства

Это любое физическое или юридическое лицо любых форм собственности. Также объединение граждан, не имеющее статуса юридического лица, Российская Федерация в целом, или ее субъекты, а также муниципальные образования.

Для того, чтобы лицо признали взыскателями необходимо условие. Исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ, соглашение об уплате алиментов и т.п.) выдается в пользу такого лица или в его интересах. Как предъявляется исполнительный лист изложено в статье « ».

Так как гражданское дело может проходить с участием нескольких , а также , взыскателями могут быть несколько лиц сразу. Каждый из них участвует в исполнительном производстве, как правило, от своего имени и самостоятельно. Если только не поручит другому взыскателю (с его согласия).

Правила о гражданской дееспособности физических лиц распространяются, в том числе, и на исполнительное производство. То есть от имени детей до 16 лет, недееспособных и ограниченно дееспособных лиц права и обязанности осуществляет законный представитель, опекун или попечитель. Если несовершеннолетнему с 14 до 16 лет, он осуществляет свои права сам. В присутствии или с согласия его законного представителя. Когда несовершеннолетний достигнет 16 лет, то законный представитель участвует в деле уже только по желанию судебного пристава. Если в отношении несовершеннолетнего суд вынес решение , такой гражданин выступает в процессе самостоятельно.

Взыскатель может действовать и через представителя, наделив его соответствующими полномочиями. Он выдает доверенность. При этом некоторые полномочия, в т.ч. на подачу жалоб, должны быть в ней специально оговорены (ст. 57 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Доверенность удостоверяет нотариус.

Должник, как сторона исполнительного производства

Должником является та сторона производства, которая обязана совершить определенные действия. Выплатить денежные средства, передать имущество, исполнить другие обязанности или воздержаться от их исполнения и т.п. Должник – это физическое или юридическое лицо. В том числе Российская Федерация в лице органов государственной власти и местного самоуправления. Кто и почему является должником изложено в исполнительном листе или другом аналогичном документе.

В случае участия в деле нескольких и удовлетворения требований истца (истцов), должниками станут сразу несколько лиц. Они участвуют в процессе самостоятельно от своего имени. Передать права другому должнику также можно при условии его согласия.

Права стороны исполнительного производства

И взыскатель, и должник при наличии постановления о возбуждении исполнительного производства и в процессе исполнительных действий вправе:

  1. Знакомиться со всеми материалами производства на любой его стадии, делать выписки, снимать копии с материалов.
  2. Приобщить дополнительные материалы, имеющие значение для исполнения требований взыскателя или обязанностей должника.
  3. Заявить в письменной форме ходатайство на любой стадии производства. Его рассматривает пристав-исполнитель или другое уполномоченное лицо в 10-дневный срок с даты поступления. Еще 3 дня (с поступления в службу) дается на регистрацию документа. Ответ пристава должен быть тоже в письменной форме с указание на то, какие совершаются или будут совершены действия и итог рассмотрения ходатайства.
  4. Выступить с возражением против ходатайств других лиц исполнительного производства.
  5. Участвовать в совершении судебными приставами . В ходе них давать любые устные и письменные объяснения, приводить доводы.
  6. Заявить отвод судебному приставу-исполнителю, специалисту или переводчику в связи с родственными отношениями с одной из сторон, иным лицом, участвующими в производстве, подчиненность или подконтрольность им (можно воспользоваться бланком и специалисту, подкорректировав адресата и обстоятельства).
  7. Любая из сторон вправе подать в суд или вышестоящему должностному лицу и обжаловать постановления в порядке ст. 441 ГПК.
  8. До окончания исполнительного производства между сторонами может быть заключено , которое утверждается в судебном порядке. Взыскатель вправе отказаться от взыскания, оставить у себя имущество должника, которое не было реализовано. А должник может указать то имущество, на которое в первую очередь обращается взыскание.

Обязанности сторон исполнительного производства

Должник и взыскатель, как стороны исполнительного производства, обязаны выполнять законные требования судебного пристава.

Если кто-то из участников выбывает, его место может занять правопреемник ().

На современном этапе проблема исполнения судебных и иных актов гражданской юрисдикции приобретает особую значимость в связи с вопросом более широкого характера - исполнения законов в целом и как их частного случая - принудительного исполнения судебных актов. Наряду с большим количеством проблем, существующих в современном исполнительном производстве, на практике выявляются как несовершенство нормативно-правовой базы, обеспечивающей ныне действующие принципы исполнительного производства, так и подчас недоработки в законодательстве, следствием которых является ущемление прав и законных интересов различных субъектов исполнительного производства.

Незавершённость и недоработанность исполнительных процедур крайне дорого обходится как отдельным субъектам, так и обществу в целом.

Одним из вопросов нуждающихся в рассмотрении является определение круга субъектов исполнительного производства и соответственно определение их правового положения, так как субъекты исполнительного производства отличаются от субъектов гражданского и арбитражного процесса. Разрешение данного вопроса обеспечит правовую защиту не только для лиц, непосредственно участвующих в исполнительном производстве, но и для иных (третьих) лиц, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями судебного пристава-исполнителя при проведении исполнительных действий.

Существуют различные варианты классификации лиц, участвующих в исполнительном производстве, однако они не всегда позволяют четко разграничить их, и, следовательно, более точно определить правовой статус каждого из этих лиц.

Видится возможным и правильным выделение пяти групп субъектов исполнительного производства:

2) органы и организации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов (ФССП в лице СПИ);

3) стороны исполнительного производства (взыскатель, должник - ст.49 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»)

4) лица, содействующие исполнительному производству (работники милиции, охранные организации, специалисты, переводчики, эксперты, организации по реализации имущества)

5) группа лиц, явившихся предметом исследования представляемой работы - лица, имущественные права которых затрагиваются при исполнении требований исполнительных документов.

Иначе говоря, это те лица, которые могут иметь какой-либо материально-правовой и (или) процессуальный интерес по отношению к должнику, либо к его имуществу, но наряду с этим могут не иметь ни юридической, ни какой либо другой заинтересованности в самом исполнительном производстве, и при этом не являются стороной исполнительного производства - третьи лица в исполнительном производстве.

Их правовой статус до настоящего времени в необходимой мере не определен. Не являясь стороной в исполнительном производстве, данные лица не имеют законных оснований для получения акта описи и ареста имущества, не говоря уже о возможности ознакомления с материалами исполнительного производства.

Основным критерием выделения третьих лиц среди других субъектов исполнительного производства является цель их участия в исполнительном производстве - а именно: защита своих законных прав и интересов. Отсюда следует не менее важный критерий выделения третьих лиц - их права и интересы затрагиваются лишь в результате действий судебного пристава-исполнителя, т.е. в процессе исполнения требований конкретного исполнительного документа.

Наиболее важным средством защиты прав в исполнительном производстве является возможность обжалования действий (бездействия) СПИ и право подачи исков об освобождении имущества от ареста и исключении его из описи.

Федеральный закон № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержит ст. 119 «Защита прав других лиц при совершении исполнительных действий», однако, на практике, каким-либо образом повлиять на действия судебного пристава-исполнителя третье лицо практически не может.

Думается, что правовое положение третьих лиц в исполнительном производстве должно соответствовать правовому положению должника и взыскателя имеющих целый комплекс прав, принадлежащих в равной степени обеим сторонам при совершении исполнительных действий. При этом, безусловно, необходимо исключить права и обязанности присущие непосредственно должнику и взыскателю, которые связаны с возбуждением, развитием и прекращением исполнительного производства. Третьи лица должны обладать своим определенным статусом в процессе исполнительного производства, который обеспечит использование необходимого набора внутриотраслевых процессуально-правовых средств воздействия.

Если Вы не являетесь стороной исполнительного производства, однако Ваши права и законные итересы ущемлены, например имущество, являющееся Вашим и не принадлежащее должнику подвергнуто описи и аресту судебным приставом-исполнителем, одращайтесь в Бюро Правового Консалтинга «ЮРДИКТ».

ЮРДИКТ качественно поможет восстановить Ваши интересы и не допустит причинения Вам материального ущерба.