Суды общей юрисдикции их система и полномочия. Система судов общей юрисдикции в РФ и их полномочия

Суд общей юрисдикции - это суд, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, а также иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

В Российской Федерации к судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суды автономных областей, автономных округов, Московский и Санкт-Петербургский городские суды, районные (городские) суды, и система военных судов.

В соответствии со ст. 128 Конституции РФ, ст. 19 ФКЗ «О судебной системе РФ» Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды. Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - также и в качестве суда первой инстанции. Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики. При этом полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.

В соответствии со ст. 20 Федерального Конституционного закона «О судебной системе» Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Перечисленные в части 1 ст. 20 суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Итак, верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции. В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, являясь одновременно высшими судебными органами соответствующих субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 21 Федерального конституционного закона «О судебной системе» районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Районный суд, прежде всего, является судом первой инстанции. Закон относит к подсудности районных судов все гражданские дела, подавляющее большинство уголовных дел и ряд дел об административных правонарушениях. Районный суд рассматривает апелляционные жалобы и протесты на не вступившие в законную силу решения мировых судей. При этом районный суд как апелляционная инстанция вправе непосредственно исследовать доказательства, а также проверять обоснованность применения процессуальных норм, то есть решать вопросы факта и права.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Итак, военные суды входят в единую судебную систему Российской Федерации, относятся к федеральным судам общей юрисдикции, осуществляют судебную власть и правосудие в войсках и других формированиях, где установлена военная служба. Военные суды Российской Федерации, являясь органами судебной власти в Вооруженных Силах, осуществляя в них правосудие, призваны в соответствии со своей компетенцией защищать права и законные интересы военнослужащих и других граждан, предусмотренные Конституцией РФ и другими российскими законами, а также права и интересы воинских частей и учреждений, охранять от всяких посягательств безопасность страны, боеспособность и боевую готовность Вооруженных Сил, соблюдать воинскую дисциплину и установленный порядок несения военной службы.

Еще по теме 10. Характеристика системы судов общей юрисдикции.:

  1. Вопросы формирования системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
  2. 2.3. Пределы судейского усмотрения при постановлении оправдательного приговора иными судами общей юрисдикции

Все суды делятся на четыре вида:
- конституционные суды,
- арбитражные суды,
- военный суды,
- суды общей юрисдикции.

Суды общей юрисдикции

Самые распространенные суды – это суды общей юрисдикции, которые отправляют правосудие по , уголовным и административным . Сегодня в каждом районе города, а равно в каждом сельском территориальном образовании есть мировой судья и федеральный районный, окружной или областной суд. Мировые судьи рассматривают «простые» дела, срок наказания за которые не превышает трех лет заключения, все административные споры, а также часть . К ведению мировых судей относятся и имущественные, наследственные споры, иски о расторжении брака и определении сумм на содержание детей и/или инвалидов, престарелых и пр.

Следующий «по старшинству» за мировыми судьями суд – федеральный суд общей юрисдикции. Эти суды рассматривают все иски и дела, включая тяжкие и особо тяжкие дела. Этот судебный орган весьма объемен, имеет аппаратную и исполнительную части, внутреннюю иерархию. Так, районные суды городским, городские – окружным, окружные – краевым, краевые – республиканским. Высшим органом является Верховный суд Российской Федерации, который рассматривает дела в порядке апелляции и кассации.

Апелляция - проверка вышестоящим судом законности уже вступившего в законную силу решения по имеющимся в деле документам.

Военные суды также относятся к разряду судов общей юрисдикции, но стоят особняком ввиду особенности положения лиц, участвующих в процессе (а суд рассматривает дела в отношении военнослужащих), и вопросов, с ними связанных. Заседания таких судов практически никогда не бывают открытыми, а вынесенным решением виновное лицо может быть оправлено под трибунал.

Первое звено военного суда – суды гарнизонов и флотилий, они подчинены судам соединений, далее – армий, групп войск (это второе звено, где дела могут быть пересмотрены в порядке кассации и апелляции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам). Высший судебный орган – военная коллегия Верховного Суда России.

Кассация - проверка вышестоящим судом законности еще не вступившего в силу решения нижестоящего суда. Допускает представление новых доказательств.

Арбитражные суды

Экономические споры между юридическими лицами призван рассматривать Арбитражный суд. Он также имеет разветвленную структуру, которая подчинена принципу территориальности. Такие суды бывают окружными, апелляционными. Особняком стоит высший судебный орган – Высший Арбитражный суд Российской Федерации.

Конституционный суд

Конституционный суд в России один и он един, состоит из 13 судей, избираемых в особом порядке. Конституционный суд не рассматривает частные споры. Он является органом конституционного контроля, в его ведении находятся лишь вопросы законодательного характера, а потому решения этого суда исполняются наряду с нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Только решением Конституционного суда может быть опротестован, отменен или пересмотрен принятый нормативный акт.

Следует отметить, что к судам общей юрисдикции относятся все судебные инстанции, которые занимаются вопросами рассмотрения уголовных, административных и гражданских правонарушений. Вполне очевидно, что это основной элемент судебной системы, есть также арбитражные суды, которые занимаются вопросами изучения экономических дел, есть конституционные суды, деятельность которых изначально направлена на защиту интересов граждан по конституционным вопросам.

Какие суды относятся к общей юрисдикции?

  1. В первую очередь мировые суды, которые располагаются практически во всех городах и рассматривают самые простые дела. В тоже время, последние изменения судебной системы наделили мировых судей более значительными полномочиями. Но все же, существует ряд ограничений.
  2. Районные суды являются основным элементом всей судебной системы. Именно они рассматривают основное количество дел, которые касаются административного, гражданского и уголовного права;
  3. Областные суды, суды объектов федерации и пр.;
  4. Основным органом судебной власти в данном случае выступает Верховный суд.
Таким образом, мы видим, что существует весьма значительная сеть судебных органов, которые в целом представляют собой единую систему. Без судебной системы невозможно представить деятельность государства. Сама по себе система изначально направлена на то, чтобы максимально правильно защитить все гражданские права человек и не допустить нарушения данных прав.

Значение судебной системы в государстве

Вполне очевидно, что в нашей стране судебная система продуманна до мелочей и деталей. Она формировалась в течение многих лет. Все время разрабатываются определенные инновации, которые позволяют видоизменять систему и делать ее более современной. Так, появилась уникальная возможность обустроить идеальные взаимоотношения судов и граждан. В данном случае, речь идет о создании специализированных сайтов, а также системы «мой арбитр». Каждый судебный орган в нашей стране обязан иметь собственный представительский ресурс, которые в себе совмещает все необходимые данные, которые прямо или же косвенно связаны с работой судебной системы, а также с особенностями принятия обращений граждан. Нужно также заметить, что в настоящий момент в стране работает единая система «мой арбитр», которая позволяет получить перспективные особенности взаимодействия с судом в онлайн режиме.

Судебные органы общей юрисдикции рассматривают основное количество дел, которые возникают в процессе определенных споров. Также нужно заметить, что сформировалась уникальная возможность защищать свои права не самостоятельно, а посредством использования помощи представителя – юриста.

В общем, система общей юрисдикции продумана до мелочей и деталей, и сегодня граждане нашей страны получили перспективные возможности максимальной защиты своих интересов, посредством судебных разбирательств, которые основываются исключительно на федеральном законодательстве.


Суды общей юрисдикции представляют собой основной элемент всей судебной системы. Вполне очевидно, что в настоящий момент суд выполняет основную роль контроля исполнения различных...


Сегодня полномочия судов общей юрисдикции считаются весьма существенными. Так как данные судебные инстанции рассматривают максимально значительное количество различных дел,...

Cудебная система - совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленны­ми перед ними задачами и целями.

Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 ко­торой, в частности, сказано:

“1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом... Судебная система Российской Федерации устанавливается Кон­ституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается”.

Наибольшее количество федеральных судов входит во второй из блоков. В ст. 126 Конституции РФ они именуют­ся судами общей юрисдикции . В ведение этих судов передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разре­шаемых в судебном порядке. Часто их называют “гражданскими”, “гражданскими (общими) ” или “общими (гражданскими)” судами.

Особую ветвь во втором блоке судов образуют военные суды . Их не относят к числу гражданских (общих) судов, поскольку они “осу­ществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба” (см. ч. 1 ст. 22 Закона о судебной системе). Эти специализированные суды состоят из:

    • гарнизонных военных судов;
    • окружных (флотских) военных судов;
    • Военной коллегии - одного из основных подразделений Вер­ховного Суда РФ.

Конституция РФ и иное действующее законодательство допуска­ют возможность образования в системе судов общей юрисдикции и иных специализированных судов . Но вопрос о создании конкретных судов такого рода (например, административных судов, судов но де­лам несовершеннолетних, судов по трудовым делам) пока что только обсуждается без каких-то реальных последствий.

Высшее звено судов общей юрисдикции

Высшее звено - это Верховный суд РФ.

Состав Верховного Суда (Закон от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации "):

    1. Пленум ();
    2. Президиум (высшая судебная инстанция по отношению к решениям всех судов общей юрисдикции, рассматривает уголовные и гражданские дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам);
    3. Апелляционная коллегия (с 01.01.2012 г. гражданские дела, административные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по административным делам и Военной коллегией);
    4. Судебная коллегия по административным делам (рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами ; в пределах своих полномочий дела в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам);
    5. Судебная коллегия по гражданским делам (то же);
    6. Судебная коллегия по уголовным делам (с 01.01.2013 г. - то же));
    7. Военная коллегия (дела в первой инстанции, в апелляционной инстанции по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу).

Подробнее

Пленум Верховного суда РФ - общее собрание судей Верховного суда. Этот орган не обладает полномочиями по осуществлению правосудия . В соответствии с п.4 ст.14 гл.2 закона от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" Пленум осуществляет следующие полномочия:

    1. рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики и дает разъяснения судам по вопросам применения законодательства;
    2. утверждает по представлению Председателя Верховного суда РФ составы судебных коллегий и секретаря Пленума Верховного суда РФ из числа судей Верховного суда РФ;
    3. утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ Научно-консультативный совет при Верховном суде РФ;
    4. рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в Государственную Думу Федерального Собрания в порядке осуществления законодательной инициативы;
    5. заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного суда РФ и отчеты председателей Кассационной и Судебной коллегий Верховного суда РФ о деятельности коллегий;
    6. осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

В заседаниях Пленума могут участвовать по приглашению Председателя Верховного Суда Российской Федерации судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, иные судьи и другие лица.

Президиум Верховного суда РФ (ст. 15, 16 гл. 2 закона от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации") является высшей судебной инстанцией в Российской Федерации по отношению к решениям всех судов общей юрисдикции, т.е. рассматривает уголовные и гражданские дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Также Президиум наделен полномочиями по рассмотрению материалов изучения и обобщения судебной практики, анализу судебной статистики и рассмотрению вопросов организации работы судебных коллегий.

Апелляционная коллегия (ст. 17

    • рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции гражданские дела, административные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по административным делам и Военной коллегией;
    • рассматривает в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
    • осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации (ст. 20 гл. 2 закона от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"):

    1. рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами ;
    2. рассматривают в пределах своих полномочий дела в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
    3. вправе обратиться на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;
    4. обобщают судебную практику;

Военная коллегия

Среднее звено судов общей юрисдикции

Среднее звено судебной системы образуют верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов. В литературе эти суды для краткости называют областными и приравненными к ним судами.

В соответствии с установленной федеральными законами подсудностью они рассматривают дела

    • в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций,
    • по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также
    • осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Областные и приравненные к ним суды состоят из (ст. 24 закона от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"):

    1. президиума суда;
    2. судебной коллегии по гражданским делам;
    3. судебной коллегии по уголовным делам.

Подробнее

    • все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов;
    • апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района;
    • в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Районные суды уполномочены выполнять функции трех судебных инстанций: первой, апелляционной (второй) и инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедливость вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений в случае выявления новых или вновь открывшихся обстоятельств. В сфере уголовного судопроизводства районные суды осуществляют и иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (ст. 29 УПК РФ).

Военные суды

Военные суды входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах России.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, воинских формирований и органов. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Количество военных судов и численность судей устанавливается Верховным судом РФ. В своей деятельности военные суды руководствуются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации» от 23.06.1999 г. и др.

Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, уголовные и административные дела. Подсудность дел военным судам определяется в ст. 7 вышеназванного закона.

Система военных судов (закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации "):

    • Военная коллегия Верховного суда РФ (высшее звено) (в Законе не обозначено );
    • окружные (флотские) военные суды (среднее звено);
    • гарнизонные военные суды (основное звено).

Подробнее

Военная коллегия рассматривает дела в первой инстанции, в апелляционной инстанции по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.

Окружной (флотский) военный суд действует на территории одного или нескольких субъектов РФ. Здесь образуется президиум, судебные коллегии или судебные составы. Окружной (флотский) военный суд рассматривает:

    1. в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, уголовные дела, отнесенные к компетенции данного военного суда Уголовно-процессуальным кодексом , и дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным гарнизонным военным судам;
    2. дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу;
    3. дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, а также на решения, принятые в апелляционной инстанции;
    4. дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений гарнизонных военных судов.

Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируется один или несколько гарнизонов. Данный суд рассматривает в первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, а также принимает решения по уголовным делам в ходе досудебного производства в соответствии с федеральным законом (ст. 29, 125 УПК РФ), по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений, принятых им и вступивших в силу.

Подведомственность: понятие и содержание

Подведомственность – отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа.

Каждый орган может рассматривать только те вопросы, которые ему подведомственны. Если, например, в суд обшей юрисдикции поступит заявление по делу, подлежащему разрешению в Конституционном суде, судья отказывает в принятии заявления (п. 1 ст. 134 ГПК), а в случаях, когда нарушение подведомственности обнаружится уже после начала процесса, производство по делу должно быть прекращено (п. 1 ст. 220 ГПК).

Виды подведомственности:

исключительная

Исключительная – дело рассматривается только непосредственно судом и не может разрешаться по существу другими органами. Для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т. д.

множественная

Множественная – означает, что юридический вопрос может быть разрешен в суде общей юрисдикции или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде. В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа, либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы.

Разновидности множественной подведомственности:

    1. альтернативная – спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте);
    2. договорная – определяется соглашением сторон. Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде. Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись;
    3. условная – означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду, т.е. до разбирательства судом дело должно быть рассмотрено другим органом;
    4. императивная – означает, что закон устанавливает строгое последовательное прохождение дела по юрисдикционным органам. Подведомственность дел определяется по связи исковых требований . При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Подсудность: понятие и содержание

Подсудность – гражданско-правовой институт, нормы которого регулируют разграничение компетенции между конкретными судами судебной системы .

Институт подсудности - разграничение компетенции между судами внутри само­стоятельной ветви судебной системы . Таким образом, правила подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.

Принимая исковое заявление (заявление) и определяя, что гражданское дело подведомственно судам общей юрисдикции, судья должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно.

Виды подсудности:

родовая (предметная) подсудность

Родовая (предметная) подсудность – определяет компетенцию судов различных звеньев судебной системы (различных уровней) в качестве судов первой инстанции. Все подведомственные судам общей юрисдикции гражданские дела распределены между судами различных звеньев (уровней) судебной системы Российской Федерации. Одни гражданские дела отнесены законом к ведению мировых судов, другие – районных (городских) и т. д.

Критерием отнесения конкретных гражданских дел к ведению судов того или иного уровня являются

  • альтернативную , или подсудность по выбору истца – предусмотрена для ряда категорий гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции двух или более судов одного уровня. Право выбора между несколькими судами, которым подсудно конкретное дело, закон предоставляет истцу;
  • исключительную – сущность заключается в том, что для некоторых категорий дел закон точно определяет, какой суд компетентен их разрешать;
  • договорную – стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность для конкретного дела. Недопустимо изменение подсудности суда субъекта Федерации, Верховного Суда РФ, а также правил исключительной подсудности. Соглашение сторон об изменении территориальной подсудности для конкретного дела возможно до принятия его судом к производству. Соглашение сторон о подсудности должно быть выражено в письменной форме. Это может быть самостоятельный документ, в котором выражена воля сторон по поводу выбора суда для разрешения их гражданского дела. Соглашение о подсудности может быть также включено в качестве отдельного пункта в материально-правовой договор (контракт), заключенный между сторонами.
  • подсудность по связи дел

    Подсудность по связи дел – применяется в случае, когда в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения объединяются несколько самостоятельных требований.

  • 14: «Осуществление правосудия только судом».
  • 15. Обеспечение законного, компетентного и беспристрастного состава суда.
  • 16. Участие граждан в отправлении правосудия.
  • 17. Самостоятельность судов, независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей.
  • 18. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом.
  • 19. Право на судебную защиту. Обеспечение доступа к правосудию. Право на компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
  • 20. Принцип состязательности процесса и равноправия сторон.
  • 21. Обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту.
  • 22. Презумпция невиновности
  • 23. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах. Гарантии реализации.
  • 24. Гласность судебного процесса
  • 25. Судебная система рф, ее структура и признаки
  • 26. Единство судебной системы
  • 27. Федеральные суды и суды субъектов рф, их соотношение
  • 28 Система судов общей юрисдикции, их общая характеристика
  • 29. Понятие судебной инстанции
  • 30. Понятие суда первой инстанции
  • 31. Понятие аппеляционной инстанции
  • 32. Понятие кассационной инстанции
  • 33. Понятие надзорной инстанции
  • 34. Соотношение понятий "звено судебной системы" и "судебная инстанция"
  • 35. Составы суда по инстанциям
  • 36.Районный суд. Полномочия, порядок образования и деятельности.
  • 37. Председатель районного суда, его права и обязанности.
  • 38.Областной и равный ему суд. Полномочия, состав, структура.
  • 39. Президиум областного и равного ему суда. Его полномочия.
  • 40.Председатель областного и равного ему суда. Его полномочия.
  • 41.Судебные коллегии областного и равного ему суда.
  • 42.Военные суды.
  • Глава II. Система и полномочия военных судов
  • 50. Судебные коллегии
  • 51. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его полномочия. Заместители председателя Суда. Председатели Судебных коллегий.
  • 52. Мировые судьи
  • 54. Решения Конституционного Суда рф. Юридическое значение.
  • 55. Арбитражные суды. Система, задачи, полномочия. Высший Арбитражный Суд рф.
  • 56. Статус судей в рф. Общая характеристика.
  • 57. Требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности.
  • 58. Независимость и неприкосновенность судей, гарантии.
  • 59. Недопустимость вмешательства в деятельность суда.
  • 60. Порядок назначения судей.
  • 62. Прекращение полномочий судьи
  • 63. Отставка судей.
  • 71. Понятие органов предварительного расследования и их задачи
  • Вопрос 73
  • 74 Оперативно розыскная деятельность. Понятие и органы ее осуществляющие.
  • Вопрос 75
  • Вопрос 76
  • Вопрос 77
  • 78 (Принцип законности в организации и деятельности прокуратуры)
  • 79(Единство и централизация органов прокуратуры)
  • Вопрос 80 (принцип независимости прокуратуры)
  • 81 (Гласность в деятельности прокуратуры)
  • 82(Понятие отраслей прокурорского надзора,их система)
  • 83 (Прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор).Предмет надзора и полномочия прокурора.)
  • 84 (Акты реагирования прокурора на нарушения закона при осуществлении общего надзора)
  • 85. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
  • Раздел III. Прокурорский надзор
  • Глава 2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
  • 86. Полномочия прокурора по надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности, предварительного следствия и дознания.
  • Раздел III. Прокурорский надзор
  • Глава 3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
  • 87. Полномочия прокурора по надзору в местах лишения свободы, местах содержания задержанных или заключённых под стражу.
  • Раздел III. Прокурорский надзор
  • 88. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами.
  • 89. Участие прокурора в рассмотрении дел судами.
  • Раздел IV. Участие прокурора в рассмотрении дел судами
  • 90. Система и структура органов прокуратуры (основные положения).
  • 91. Система и задачи органов военной прокуратуры.
  • Раздел VI. Особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры
  • 92. Генпрокуратура рф.
  • 93.Прокуратура района и приравненные к ней прокуратуры. Их состав.
  • 94.Коллегия в органах прокуратуры.
  • 95.Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей.
  • 96.Назначение прокуроров на должность, их подотчетность. Основания освобождения прокуроров от должности.
  • 97.Генеральный прокурор рф, порядок его назначения, полномочия.
  • 107: «Органы адвокатского самоуправления. Адвокатская палата субъекта Федерации, ее органы»
  • 108. Всероссийский съезд адвокатов. Собрания (конференции) адвокатов.
  • 109 Федеральная палата адвокатов рф, ее органы
  • 28 Система судов общей юрисдикции, их общая характеристика

    Суды общей юрисдикции представляют собой судебные органы, действующие на территории РФ с целью осуществлении правосудия по гражданским, уголовным делам, а также по делам об административных правонарушениях. Данные органы именуются судами общей юрисдикции, так как в их компетенцию входит рассмотрении подавляющего большинства правовых споров, как в абсолютном исчислении, так и по широте охвата правоотношений. Суды общей юрисдикции действуют на всех территории РФ, начиная о районного уровня и заканчивая уровнем федеральным. Несмотря на это, суды общедоступны, при наличии исходного спорного правоотношения все они обязаны принимать к своему производству соответствующие заявления и жалобы. Суды общей юрисдикции входят в общую судебную систему РФ в качестве подсистемы. Это означает, что любой суд общей юрисдикции одновременно является и судом общей судебной системы. Однако не все суды, входящие в общую судебную систему России, являются судами общей юрисдикции. К таковым относятся Конституционный суд РФ, конституционные суды субъектов федерации, система арбитражных судов. В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона «О мировых судьях в РФ» мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов федерации и входят в единую судебную систему РФ. К судам общей юрисдикции также относятся военные суды соответствующего уровня. Однако их специфика состоит в том, что они рассматривают не все без исключения дела, а лишь дела по спорам, появляющимся в сфере военного управления, в том числе уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими.

    Суд общей юрисдикции - это суд, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, а также иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В Российской Федерации к судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суды автономных областей, автономных округов, Московский и Санкт-Петербургский городские суды, районные (городские) суды, и система военных судов.

    К федеральным судам в судах общей юрисдикции относятся также специализированные суды (это не чрезвычайные суды, и их создание не вызвано чрезвычайной ситуацией). В настоящее время в РФ создается Специализированный суд по интеллектуальным правам. В концепции развития судебной системы предусматривает также создание административных, ювенальных и миграционных судов.

    Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подведомственным судам общей юрисдикции.

    Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.

    Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - также и в качестве суда первой инстанции.

    Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.

    Верховный Суд Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики.

    Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.

    Пленум Верховного Суда Российской Федерации - орган Верховного суда РФ, представляющий собой собрание всех судей Верховного суда России. ПВС РФ правосудие не осуществляет, а обеспечивает правильное и единообразное применение законов судами и дает разъяснения и толкования норм права посредством принятия постановлений.

    Пленум Верховного Суда РФ действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя и членов Верховного Суда РФ. В заседаниях Пленума в обязательном порядке участвует Генеральный прокурор РФ. В заседаниях Пленума по приглашению Председателя Верховного Суда РФ могут участвовать Министр Юстиции РФ, судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций.

    Верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов

    Основное звено судов общей юрисдикции, в котором рассматриваются дела по первой и второй (по отношению к мировым судьям) инстанции и в апелляционном порядке. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного органа. Рассматривает более сложные дела, чем мировые судьи. Районные суды образуются в соответствии с федеральными законами в районах, районах в городах (в крупных городах), а также в городах (в последнем случае они называются городскими судами).

    Районный суд состоит из профессионалов-судей, количество которых должно определяться нагрузкой на судей по разрешению дел.

    Мировые судьи в Российской Федерации (далее - мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

    уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы;

    дела о выдаче судебного приказа;

    дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

    дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества, при стоимости имущества, не превышающей 50 000 рублей;

    иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

    дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

    дела об определении порядка пользования имуществом;

    дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях либо законами субъектов Федерации.

    Военные суды

    Военные (флотские) окружные суды - это суды РФ, действующие в Вооруженных Силах РФ, входящие в единую судебную систему РФ, осуществляющие задачи правосудия. Ранее именовались военными трибуналами. Система военных судов состоит из военной коллегии Верховного суда России (высшее звено); военного суда Вооруженных Сил, округов, групп войск (второе звено); военных судов армий, соединений, флотилий, гарнизонов (первое звено).

    Военные суды рассматривают уголовные дела:

    О преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил, военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов, а также лицами офицерского состава, мичманами, сержантами и матросами органов Федеральной службы безопасности, иных органов государственной власти где Законом РФ предусмотрена военная служба, а так же граждан, призванных в установленном Законодательством РФ на военные сборы.

    Система военных судов занимается также разрешением гражданских дел между военнослужащими и Министерством обороны (иными федеральными органами, где предусмотрена военная служба), гражданских дел при обжаловании бывшими военнослужащими действий органов военного управления по правоотношениям, возникшим в период прохождения военной службы, и рассмотрением дел об административных правонарушениях военнослужащих, подведомственных согласно КоАП РФ судам общей юрисдикции.

    "