Национально культурная автономия на территории. Национально-культурная автономия

культу́рно-национа́льная автоно́мия

право национального меньшинства в многонациональных государствах на самоуправление в сфере собственной культуры (язык и школа, литература и искусство, печать и т. п.). Впервые принципы культурно-национальной автономии выдвинуты в начале XX в. К. Реннером, О. Бауэром и другими деятелями австрийской социал-демократии.

КУЛЬТУРНО-НАЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ

КУЛЬТУ́РНО-НАЦИОНА́ЛЬНАЯ АВТОНО́МИЯ, (национально-культурная автономия, культурная автономия) - в конституционном праве (см. ПРАВО (система норм)) предоставление этнической общности, составляющей меньшинство в государстве, самостоятельности в вопросах организации образования и культурной жизни: право создания национальных школ, библиотек, театров. Культурно-национальная автономия является статусом этнических групп, который определяется законом. Это государственно-правовая форма разрешения национальных противоречий в многонациональном государстве. Культурно-национальная автономия является формой самоорганизации лиц одной национальности, создается для выражения своих национальных, духовных, культурных, образовательных интересов. Она строится на экстратерриториальной основе, распространяется не на конкретную территорию, а на всех представителей национальности. Культурно-национальная автономия реализуется через такие организационные формы, как национальные культурные центры, землячества, национальные общественные советы и ассоциации.
Идеи культурно-национальной автономии были разработаны в конце 19 - начале 20 века в Австро-Венгрии лидерами австрийской социал-демократии К. Пеннером и О. Бауэром, и легли в основу Бронкской программы (1899) по национальному вопросу, где выдвигался принцип территориально-федеративного устройства Австрии. Программа подверглась критике со стороны большевиков и в особенности В.И. Ленина, считавшего, что при таком решении национальной проблемы игнорируется фактическое территориальное расселение народов и этнических групп. В Советской России возобладал тип национально-территориальной автономии, в то время как национально-культурная автономия нашла широкое применение во многих государствах для удовлетворения запросов этнических меньшинств. Сущность культурно-национальной автономии сводится к образованию в национально-смешанных районах этнических общин (землячеств), этнокультурных центров с введением образования на родном языке, стимулированием разнообразных форм национального развития и национальных традиций. После распада СССР проблема национально-культурной автономии стала актуальной для русского этноса.
В Российской Федерации право на культурно-национальную автономию закреплено законом. Она представляет собой общественное объединение граждан, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Культурно-национальные автономии могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными, федеральными. Они образуют органы внутреннего управления. Порядок формирования, функции и названия таких органов определяются куьтурно-национальными автономиями самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях.
Особым видом экстратерриториальной (культурно-национальной) автономии является корпоративная автономия - способ разрешения национального вопроса и защиты интересов коренных малочисленных народов. В порядке корпоративной автономии этнические меньшинства вправе создавать свои органы, представляющие их интересы на общегосударственном уровне. В Финляндии существует Шведская народная ассамблея (75 членов) и Саамский парламент (25 членов). Саамские парламенты существуют также в Швеции и Норвегии. Советы различных национальных меньшинств существуют при правительстве Австрии.
От корпоративной автономии следует отличать корпоративную федерацию - экстерриториальную форму федеративного устройства, в соответствии с которой разделение власти осуществляется не по географическому, а по культурно-национальному принципу. На практике корпоративный федерализм в большинстве стран оказался недолговечным и деформированным. Положительный пример корпоративного федерализма представляет Бельгия, соединившая в себе черты федерации с системой культурных сообществ.
Еще одним способом решения национального вопроса является персональная автономия - вид экстерриториальной (культурно-национальной) автономии, которая представляет собой законодательно закрепленную возможность национальных меньшинств, в том числе не составляющих компактной общины на территории государства, сохранять самобытность: исповедовать свою религию, использовать родной язык в частной и публичной жизни, создавать ассоциации, поддерживать контакты с другими представителями своей национальности, изучать родной язык, историю, традиции и культуру своей этнической группы. В некоторых странах персональная автономия включает участие представителей разрозненных национальных меньшинств в деятельности центральных органов государства.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "культурно-национальная автономия" в других словарях:

    - (культурная автономия) в конституционном праве предоставление этнической общности, составляющей меньшинство в государстве, самостоятельности в вопросах организации образования и культурной жизни: право создания национальных школ, библиотек,… … Политология. Словарь.

    Культурно-национальная автономия - см. Национально культурная автономия … Энциклопедия права

    Право национальных меньшинств в многонациональных государствах на самоуправление в сфере собственной культуры (язык и школа, литература и искусство, печать и т. п.). Впервые принципы культурно национальной автономии выдвинуты в нач. 20 в. К.… … Большой Энциклопедический словарь

    культурно-национальная автономия Этнопсихологический словарь

    КУЛЬТУРНО-НАЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ - концепция развития этноса (нации) как самостоятельной единицы общества (государства), а также деятельность, ориентированная на самостоятельное развитие национальной культуры в многонациональном обществе. Одним из основоположников представлений о… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике - оппортунистическая националистическая теория, выдвинутая в начале 20 в. некоторыми деятелями австрийской социал демократии и являвшаяся составной частью Австромарксизма. Эта теория претендовала на разрешение национального вопроса (См.… … Большая советская энциклопедия

    Антимарксистская бурж. националистич. программа решения нац. вопроса, выдвинутая в кон. 19 нач. 20 вв. австр. с. д. и др. деятелями 2 го Интернационала (см. Интернационал 2 й). Идея К. н. а. была сформулирована лидерами австр. социал демократии К … Советская историческая энциклопедия

    Культурно-национальная автономия - см. Автономия культурно национальная … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Культурная (национально-культурная) автономия - автономия обособленной этнической группы в решении вопросов организации образования и других форм своей культурной жизни. Распространяется на всех представителей данной этнической группы, а не на конкретную территорию .

Национально-культурная автономия является видом общественного объединения . Организационно-правовой формой национально-культурной автономии является общественная организация .

В Российской Федерации

После восстановления независимости в 1993 году был принят новый закон об автономии. Были созданы автономии немцев и шведов; о создании русской автономии было подано три заявления, одно из которых было отклонено; по состоянию на 2012 год, министерство культуры не определило, кому именно из оставшихся заявителей дать право составлять списки автономии. Рассмотрение ходатайств длится более года .

См. также

Напишите отзыв о статье "Культурная автономия"

Примечания

Ссылки

  • (латыш.)
  • , Эстония
  • Портал (Эстония)
  • Осипов А., Никифоров И. Таллин, 2008 ISBN 978-9985-9542-9-4
  • Никифоров И. 2009

Отрывок, характеризующий Культурная автономия

Через несколько минут к Пьеру вышли официант и Десаль. Десаль от имени княжны передал Пьеру, что она очень рада видеть его и просит, если он извинит ее за бесцеремонность, войти наверх, в ее комнаты.
В невысокой комнатке, освещенной одной свечой, сидела княжна и еще кто то с нею, в черном платье. Пьер помнил, что при княжне всегда были компаньонки. Кто такие и какие они, эти компаньонки, Пьер не знал и не помнил. «Это одна из компаньонок», – подумал он, взглянув на даму в черном платье.
Княжна быстро встала ему навстречу и протянула руку.
– Да, – сказала она, всматриваясь в его изменившееся лицо, после того как он поцеловал ее руку, – вот как мы с вами встречаемся. Он и последнее время часто говорил про вас, – сказала она, переводя свои глаза с Пьера на компаньонку с застенчивостью, которая на мгновение поразила Пьера.
– Я так была рада, узнав о вашем спасенье. Это было единственное радостное известие, которое мы получили с давнего времени. – Опять еще беспокойнее княжна оглянулась на компаньонку и хотела что то сказать; но Пьер перебил ее.
– Вы можете себе представить, что я ничего не знал про него, – сказал он. – Я считал его убитым. Все, что я узнал, я узнал от других, через третьи руки. Я знаю только, что он попал к Ростовым… Какая судьба!
Пьер говорил быстро, оживленно. Он взглянул раз на лицо компаньонки, увидал внимательно ласково любопытный взгляд, устремленный на него, и, как это часто бывает во время разговора, он почему то почувствовал, что эта компаньонка в черном платье – милое, доброе, славное существо, которое не помешает его задушевному разговору с княжной Марьей.
Но когда он сказал последние слова о Ростовых, замешательство в лице княжны Марьи выразилось еще сильнее. Она опять перебежала глазами с лица Пьера на лицо дамы в черном платье и сказала:
– Вы не узнаете разве?
Пьер взглянул еще раз на бледное, тонкое, с черными глазами и странным ртом, лицо компаньонки. Что то родное, давно забытое и больше чем милое смотрело на него из этих внимательных глаз.
«Но нет, это не может быть, – подумал он. – Это строгое, худое и бледное, постаревшее лицо? Это не может быть она. Это только воспоминание того». Но в это время княжна Марья сказала: «Наташа». И лицо, с внимательными глазами, с трудом, с усилием, как отворяется заржавелая дверь, – улыбнулось, и из этой растворенной двери вдруг пахнуло и обдало Пьера тем давно забытым счастием, о котором, в особенности теперь, он не думал. Пахнуло, охватило и поглотило его всего. Когда она улыбнулась, уже не могло быть сомнений: это была Наташа, и он любил ее.
В первую же минуту Пьер невольно и ей, и княжне Марье, и, главное, самому себе сказал неизвестную ему самому тайну. Он покраснел радостно и страдальчески болезненно. Он хотел скрыть свое волнение. Но чем больше он хотел скрыть его, тем яснее – яснее, чем самыми определенными словами, – он себе, и ей, и княжне Марье говорил, что он любит ее.
«Нет, это так, от неожиданности», – подумал Пьер. Но только что он хотел продолжать начатый разговор с княжной Марьей, он опять взглянул на Наташу, и еще сильнейшая краска покрыла его лицо, и еще сильнейшее волнение радости и страха охватило его душу. Он запутался в словах и остановился на середине речи.
Пьер не заметил Наташи, потому что он никак не ожидал видеть ее тут, но он не узнал ее потому, что происшедшая в ней, с тех пор как он не видал ее, перемена была огромна. Она похудела и побледнела. Но не это делало ее неузнаваемой: ее нельзя было узнать в первую минуту, как он вошел, потому что на этом лице, в глазах которого прежде всегда светилась затаенная улыбка радости жизни, теперь, когда он вошел и в первый раз взглянул на нее, не было и тени улыбки; были одни глаза, внимательные, добрые и печально вопросительные.
Смущение Пьера не отразилось на Наташе смущением, но только удовольствием, чуть заметно осветившим все ее лицо.

– Она приехала гостить ко мне, – сказала княжна Марья. – Граф и графиня будут на днях. Графиня в ужасном положении. Но Наташе самой нужно было видеть доктора. Ее насильно отослали со мной.
– Да, есть ли семья без своего горя? – сказал Пьер, обращаясь к Наташе. – Вы знаете, что это было в тот самый день, как нас освободили. Я видел его. Какой был прелестный мальчик.
Наташа смотрела на него, и в ответ на его слова только больше открылись и засветились ее глаза.
– Что можно сказать или подумать в утешенье? – сказал Пьер. – Ничего. Зачем было умирать такому славному, полному жизни мальчику?
– Да, в наше время трудно жить бы было без веры… – сказала княжна Марья.
– Да, да. Вот это истинная правда, – поспешно перебил Пьер.
– Отчего? – спросила Наташа, внимательно глядя в глаза Пьеру.
– Как отчего? – сказала княжна Марья. – Одна мысль о том, что ждет там…
Наташа, не дослушав княжны Марьи, опять вопросительно поглядела на Пьера.
– И оттого, – продолжал Пьер, – что только тот человек, который верит в то, что есть бог, управляющий нами, может перенести такую потерю, как ее и… ваша, – сказал Пьер.

Федеральным законом «О национально-культурной автономии» устанавливается, что организационные основы национально-культурной автономии определяются спецификой расселения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, и уставами национально-культурных автономий .

В Российской Федерации предусматривается организация трех уровней деятельности национально-культурных автономий. В зависимости от этого национально-культурные автономии могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными (действуют на уровне субъектов Российской Федерации) и федеральными. Практика создания национально-культурных автономий в федеральных округах отсутствует.

Местные национально-культурные автономии образуются путем консолидированного решения местных национальных объединений. Непосредственно граждане создавать национально-культурную автономию не вправе, она создается только объединениями граждан. Образование региональной национально-культурной автономии в соответствии с законом может идти двумя путями. Первый предполагает, что ее учреждают местные национально-культурные автономии на учредительном съезде. Второй путь осуществим, если в пределах конкретного субъекта РФ создана только одна местная национально-культурная автономия граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности. В этом случае такая автономия может приобрести статус региональной.

Федеральные национально-культурные автономии граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, могут образовываться региональными национально-культурными автономиями двух или более субъектов РФ. Если в пределах страны создана только одна региональная автономия граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, то национально-культурная автономия может приобрести статус федеральной.

Создание национально-культурной автономии должно сопровождаться обязательной государственной регистрацией. Для некоторых других общественных объединений регистрация необходима только тогда, когда объединение желает получить статус юридического лица и само заявит об этом (ст.21 ФЗ от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»). Обязательная же государственная регистрация при создании союза необходима тогда, когда характер его будущей деятельности имеет большое значение для государства. В этом смысле национально-культурные автономии стоят в одном ряду с политическими партиями, при создании которых также обязательна регистрация.

В России ведется реестр национально-культурных автономий. Данные об их регистрации направляются органам юстиции, принявшим решение о регистрации, в соответствующий орган исполнительной власти Российской Федерации по делам национальностей.

Согласно Федеральному закону «Об общественных объединениях» прекращение деятельности национально-культурной автономии возможно в двух основных формах, которые по характерным признакам правового механизма можно условно назвать добровольной и принудительной.

Добровольная форма прекращения деятельности общественного объединения вытекает из свободного характера их создания, когда требуется лишь волеизъявление граждан. Поэтому объединение вправе само принять решение о прекращении деятельности в том случае, если, например, цели его создания достигнуты.

Процедура принудительного прекращения деятельности общественного объединения разделена на две стадии - приостановление и ликвидация. Приостановление деятельности зарегистрированной национально-культурной автономии, как и других общественных объединений, может быть произведено в случае нарушения Конституции РФ, конституций или уставов субъектов Российской Федерации, законодательства России.

Процедура приостановления деятельности федеральной национально культурной автономии может быть инициирована только Генеральным прокурором Российской Федерации, а региональных и местных автономий - прокурором соответствующего субъекта РФ и осуществляется решением суда того же субъекта.

В случае, если в указанные в судебном решении о приостановлении деятельности сроки национально-культурная автономия не устранит нарушения, орган, внесший такое представление, вправе обратиться в суд с заявлением о прекращении деятельности общественного объединения.

На практике такое заявление могут направить Генеральный прокурор Российской Федерации, прокуроры субъектов Федерации, а также органы юстиции, которые до этого инициировали приостановление.

Законодательно устанавливаются несколько оснований, по которым общественное объединение может быть ликвидировано в судебном порядке. Такими основаниями, в частности, являются:

Нарушение требований по ограничению создания и деятельности общественного объединения;

Виновное нарушение общественным объединением своими действиями прав и свобод граждан;

Неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых актов;

Систематическое осуществление общественным объединением деятельности, которая противоречит его уставным целям.

Национально-культурная автономия может быть ликвидирована не только по основаниям, предусмотренным ФЗ «Об общественных объединениях», а и в ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (ст.9) .

В случае приостановления деятельности общественного объединения его права приостанавливаются, а также его региональных и других структурных подразделений как учредителей средств массовой информации; им запрещается пользоваться государственными и муниципальными средствами массовой информации, организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия, использовать банковские вклады, за исключением их использования для осуществления расчетов, связанных с их хозяйственной деятельностью, возмещением причиненных их действиями убытков (ущерба), уплатой налогов, сборов или штрафов, и расчетов по трудовым договорам.

В случае принятия судом решения о ликвидации общественного или религиозного объединения его региональные и другие структурные подразделения также подлежат ликвидации.

Должностное лицо или орган с момента его обращения в суд с заявлением о ликвидации общественного объединения либо запрете его деятельности вправе своим решением приостановить деятельность общественного или религиозного объединения до рассмотрения судом указанного заявления.

Унификация законодателем процедуры прекращения деятельности всех видов общественных объединений, включая и национально-культурную автономию, понятна - все они обладают общим правовым статусом, который конкретизируется в дополнительных целях, правах и обязанностях. Хотя распространение общих процедур ликвидации на национально-культурные автономии, даже предпринятых на законных основаниях, может быть воспринято представителями национального меньшинства как покушение на их права, проявление националистических амбиций и т.п. Для многонационального государства, каковым является Россия, возможно, необходим более продуманный механизм принудительной ликвидации общественных объединений, созданных на национальной основе. Речь в данном случае может идти не столько о пересмотре законодательно установленных процедур, сколько о вопросах организационного плана. К примеру, очевидна необходимость качественного информационного обеспечения механизма ликвидации национально-культурной автономии с тем, чтобы представители данного этноса имели возможность наглядно убедиться в действительно незаконном характере деятельности объединения и не искали бы в действиях государственных органов политической подоплеки.

Национально-культурная автономия(НКА) представляет собой форму этнонациональной идентификации определенного народа, отличающегося от любого другого многовековыми традициями и укладами жизни, религиозными взглядами, который представляет собой национальное меньшинство на соответствующей территории. Такая форма позволяет объединить национальные меньшинства с целым государством, при этом сохранив самобытность такой малочисленной нации.

«Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1)(ред.от 08.05.2010) закрепили право граждан Российской Федерации на сохранение и развитие культурно-национальной самобытности народов и иных этнических общностей и собственно право на национально-культурную автономию. Национально-культурная автономия трактовалась как право указанных этнических общностей на свободную реализацию своей культурной самобытности посредством создания на основании волеизъявления населения или по инициативе отдельных граждан национальных культурных центров, национальных обществ и землячеств.

«Цит.по Т.Н.Литвинова: « В 1994 г. Президент России Б. Н. Ельцин в послании Федеральному Собранию РФ сказал: «Самоорганизация этнических общностей, не имеющих своих национально-территориальных образований на территории

Российской Федерации или проживающих за пределами таких образований, возможна в различных формах национально-культурной автономии». Позднее в 1996 г. был принят нижеуказанный Федеральный Закон.

Согласно ст.1 ФЗ от 17.06.1996г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» под НКА понимается «форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры». 14

Законодатель наделяет национально-культурной автономии статус общественного объединения, организационно-правовой формой которого является общественная организация. Данный факт ограничивает правоспособность национально-культурной автономии по сравнению с национально-государственной как субъекта публичного права. Такая форма организации национальных меньшинств создает определенную правовую основу для взаимодействия государства с определенными этническими обществами, что прежде всего способствует применению нормы ст.26 Конституции Российской Федерации. Также законодатель четко разграничивает право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальную. На наш взгляд это норма права имеет место быть и зиждется на пресечении сепаратистского отношения какой-либо малочисленной этнической группы и делает невозможным отделения и преобразования такой группы в новый субъект РФ. Можно полагать, что содержание права на национально-культурную автономию значительно уже чем содержание права на национально-государственную, т.к. НКА может входить в состав республики, автономной области или автономного округа.

Говоря о национально-культурных автономиях следует сказать,что они делятся на виды в зависимости от специфики расселения граждан одной этнической принадлежности. В РФ они делятся на три вида: местные, региональные и федеральные.

Местная автономия учреждается на общем собрании (сходе) гражданами, относящими себя к определенной этнической общности и постоянно проживающими на территории соответствующего муниципального образования. Наряду с гражданами учредителями могут быть общественные объединения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, действующие на территории соответствующего муниципального образования.

Региональная национально-культурная автономия может быть учреждена на конференции(съезде) делегатами местной национально-культурной автономии, относящих себя к определенной этнической общности.

Федеральная НКА также может быть учреждена на съезде делегатами, но только уже региональной НКА.

Государственная регистрация национально-культурных автономий всех уровней производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. Каждая НКА как любая некоммерческая организация имеет свой устав.

Таким образом гражданам гарантируется конституционное право на национально-культурную автономию, а также право на пользование родным языком, право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества и в целом право на национальное самоопределение. Другой вопрос состоит в том, что граждане в России не пользуются данным конституционным правом в той мере, в которой это позволяет законодатель. Мы бы хотели привести статистические данные из доклада М. В. Мосина: « К сожалению, в большинстве регио­нов России с компактным проживанием мордовского населения национально- культурных автономий регионального и местного уровней нет. Их у нас всего 5: в Московской, Пензенской, Ульяновской областях, республиках Татарстан и Башкортостан. Нет мор­довских национально-культурных ав­тономий в Оренбургской, Самарской, Саратовской, Нижегородской областях и еще в 41 регионе, где численность мокшан и эрзян превышает 1 000 чел. А ведь, как минимум, в 50 регионах с такой численностью мордвы они должны быть. Приведу примеры. Всего в регионах России 50 этниче- ских общностей имеют 521 местную национально-культурную автономию. У татар их – 96, евреев – 75, немцев – 53, казахов – 25, украинцев – 23, чу­вашей – 15, у мордвы – 5». 15 Факты позволяют судить нам о низком правосознании в России и развитию правового нигилизма,что в свою очередь тормозит создание национально-культурных автономий и как следствие может привести к полному исчезновению какой-либо определенной малочисленной этнической группы. А ведь любая нация даже самая маленькая входит в состав государства и последнее за счет таких наций является мультиэтническим, что свидетельствует о наличии в одном государстве множества различных культур, обычаев и традиций, в таком случае государство в целом представляет собой высокоразвитое, культурно обогащенное и морально устойчивое общество, что влияет на политику национально-государственного строительства, но в то же время наряду с такой политикой государству важно не перегнуть палку и не настроить против себя многонациональные народы России, либо что еще хуже не послужить почвой для разжигания ненависти между этими народами.

Также в Федеральным Законом от 17.06.1996г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» обеспечивается право граждан на сохранение, развитие и использование национального(родного)языка, и гарантируется право на сохранение и развитие национальной культуры.

Согласно «Основам законодательства Российской Федерации о культуре» за государством закреплены определенные обязанности в культурной сфере общества, в частности: Государство осуществляет протекционизм (покровительство) по отношению к национальным культуре и искусству, литературе, иным видам культурной деятельности.

Отличительной особенностью национально-культурной автономии является то,что она не привязана к территории и объединяет граждан посредством единства культурных и этнических ценностей, а не по территориальному признаку, что способствует уменьшению конфликтов между народами за право находиться на определенной территории. Тем более вхождение в какую-либо административно-территориальную единицу обеспечивается преимущественным проживанием на данной территории, в свою очередь вхождение в состав национально-культурной автономии происходит не машинально, а весьма осознано и основывается на личностных особенностях индивида и на его принадлежности к соответствующей народности, этносу.

И.Б.Гоптарева полагает,что законодатель не точно отрегулировал правовой механизм института НКА, т.к. по мнению автору таким автономным образованиям в идеале должно предоставляться право законодательной инициативы и возможность обладать избирательным правом т.е. быть избранными, а также участвовать в работе местного самоуправления. По мнению автора расширение правомочий НКА на местном уровне поспособствует максимальному урегулированию конфликтов в повседневной жизни людей. Мы с приведенным мнением автора не совсем согласны и попытаемся привести свои доводы по этому поводу:

Во-первых, если наделить НКА вышеуказанными правами, то чем они будут отличаться от местного самоуправления, разве что только по способу образования, имеется ввиду по национальному или территориальному принципу;

Во-вторых, НКА регламентируются в законодательстве как общественные объединения,которые регистрируются в организационно-правовой форме как общественные организации и соответственно НКА выступает не как субъект РФ, а как некоммерческое юридическое лицо, что еще раз делает невозможным пункт первый;

В-третьих, не будем забывать о том, если изменив статус НКА и предоставив им право законодательной инициативы, то тогда увеличится создание НКА но не для сохранения самобытности определенных народов, а с целью использовать право законодательной инициативы. В таком случае каждая автономия будет тянуть одеяло на себя и представлять свои интересы в органах государственной власти, а государство в свою очередь фактически не сможет удовлетворить интересы всех НКА и учесть и пожелания, тогда становится актуальной проблема сепаратизма и разжигания национализма, с чем активно пытается бороться российское государство на всех уровнях.

На наш взгляд законодатель попытался максимально, на сколько это позволяет развитию правового государства в Российской Федерации, отрегулировать правовой статус НКА, здесь можно упомянуть и о трехзвенной системе НКА в России, о праве на сохранение и развитие национального языка и национальной культуры, а также финансирование деятельности, связанной с реализацией прав национально-культурных автономий. Однако с последним можно и поспорить, т.к. в законодательстве закреплен круг лиц, которые могут участвовать в финансировании деятельности НКА: собственно национально-культурные автономии, их учреждения и организации, частные лица, иные,не запрещенные законом источники, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления. Но так как финансирование от федеральных органов исполнительной власти носит не обязательный характер, то на деле оказывается,что НКА не достаточно обеспечены финансово и те платежи которые поступают от органов государственной власти являются некой данью, а не регулярными выплатами, отсюда нехватка финансов и естественно регистрировать больше национально-культурных автономий не станут. Но мы надеемся, что в дальнейшем этот вопрос будет решен на уровне закона и каждый гражданин, считающий себя частью какой бы то ни было малочисленной этнической группы, сможет стать участником НКА, сохранив культуру и самобытность своего народа.

Культу́рно-национа́льная автоно́мия, (национально-культурная автономия, культурная автономия) - в конституционном праве предоставление этнической общности, составляющей меньшинство в государстве, самостоятельности в вопросах организации образования и культурной жизни: право создания национальных школ, библиотек, театров. Культурно-национальная автономия является статусом этнических групп, который определяется законом. Это государственно-правовая форма разрешения национальных противоречий в многонациональном государстве. Культурно-национальная автономия является формой самоорганизации лиц одной национальности, создается для выражения своих национальных, духовных, культурных, образовательных интересов. Она строится на экстратерриториальной основе, распространяется не на конкретную территорию, а на всех представителей национальности. Культурно-национальная автономия реализуется через такие организационные формы, как национальные культурные центры, землячества, национальные общественные советы и ассоциации.

Идеи культурно-национальной автономии были разработаны в конце 19 - начале 20 века в Австро-Венгрии лидерами австрийской социал-демократии К. Пеннером и О. Бауэром, и легли в основу Бронкской программы (1899) по национальному вопросу, где выдвигался принцип территориально-федеративного устройства Австрии. Программа подверглась критике со стороны большевиков и в особенности В.И. Ленина, считавшего, что при таком решении национальной проблемы игнорируется фактическое территориальное расселение народов и этнических групп. В Советской России возобладал тип национально-территориальной автономии, в то время как национально-культурная автономия нашла широкое применение во многих государствах для удовлетворения запросов этнических меньшинств. Сущность культурно-национальной автономии сводится к образованию в национально-смешанных районах этнических общин (землячеств), этнокультурных центров с введением образования на родном языке, стимулированием разнообразных форм национального развития и национальных традиций. После распада СССР проблема национально-культурной автономии стала актуальной для русского этноса.

В Российской Федерации право на культурно-национальную автономию закреплено законом. Она представляет собой общественное объединение граждан, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Культурно-национальные автономии могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными, федеральными. Они образуют органы внутреннего управления. Порядок формирования, функции и названия таких органов определяются куьтурно-национальными автономиями самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях.

Особым видом экстратерриториальной (культурно-национальной) автономии является корпоративная автономия - способ разрешения национального вопроса и защиты интересов коренных малочисленных народов. В порядке корпоративной автономии этнические меньшинства вправе создавать свои органы, представляющие их интересы на общегосударственном уровне. В Финляндии существует Шведская народная ассамблея (75 членов) и Саамский парламент (25 членов). Саамские парламенты существуют также в Швеции и Норвегии. Советы различных национальных меньшинств существуют при правительстве Австрии.
От корпоративной автономии следует отличать корпоративную федерацию - экстерриториальную форму федеративного устройства, в соответствии с которой разделение власти осуществляется не по географическому, а по культурно-национальному принципу. На практике корпоративный федерализм в большинстве стран оказался недолговечным и деформированным. Положительный пример корпоративного федерализма представляет Бельгия, соединившая в себе черты федерации с системой культурных сообществ.

Еще одним способом решения национального вопроса является персональная автономия - вид экстерриториальной (культурно-национальной) автономии, которая представляет собой законодательно закрепленную возможность национальных меньшинств, в том числе не составляющих компактной общины на территории государства, сохранять самобытность: исповедовать свою религию, использовать родной язык в частной и публичной жизни, создавать ассоциации, поддерживать контакты с другими представителями своей национальности, изучать родной язык, историю, традиции и культуру своей этнической группы. В некоторых странах персональная автономия включает участие представителей разрозненных национальных меньшинств в деятельности центральных органов государства.