Что такое государственно территориальное устройство. Государственное устройство: понятие, формы

Понятие государственно-территориального устройства, классификация его форм.

Унитарное государство (признаки, виды унитарных государств, территориальная автономия в унитарном государстве, её сущность, виды).

3. Федеративная форма государственно-территориального устройства (признаки, виды федераций, юридическое и фактическое разграничение компетенци между федерацией и её субъектами, федеральный контроль и федеральное принуждение).

Понятие государственно-территориального устройства, классификация его форм

Государственно-территориальное устройство означает:

· как организована территория данного государства, из каких частей она состоит;

· каково их правовое положение;

· каково соотношение и взаимосвязь между органами публичной власти, существующими в территориальных структурах государства с центральными органами государственной власти.

Говоря о территориальном устройстве государства следует знать, что под территорией государства понимается пространство, на которое распространяется его власть. Составными частями территории являются: суша, водная акватория и воздушное пространство над ними.

В настоящее время существуют две основные формы государственно-территориального устройства: унитарная и федеративная. От федерации как формы государственно-территориального устройства следует отличать конфедерацию – представляющую собой форму межгосударственного союза, то есть международно-правовое объединение суверенных государств.

Государства, составляющие конфедерацию, сохраняют свой суверенитет и продолжают выступать как самостоятельные субъекты во внутренних и внешних делах. Конфедеративные органы обладают императивной властью в отношении государств – членов в тех пределах, которые определены конфедеративным договором. Сейчас элементами конфедерации обладают: Сербия и Черногория, а также Босния и Герцеговина, состоящая из мусульманско-хорватской федерации с таким же названием и Республики Сербской. Конфедеративные элементы имеются у некоторых союзов. К ним относятся: Союзное государство Белоруссии и России, Европейский Союз, имеющие общие органы, решения которых обязательны для государств – членов.

Унитарное государство

Самой распространенной формой государственно-территориального устройства является унитарная.

Для этой формы государственно-территориального устройства характерны следующие основные признаки:

· единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений;

· единая система высших органов государственной власти, юрисдикция которых распространяется на территорию всей страны и не ограничена полномочиями каких-либо региональных органов;

· единое гражданство, никакие территориальные единицы собственного гражданства иметь не могут;

· единая система права. Все органы управления в территориальных единицах обязаны применять нормативные акты центральных органов государственной власти. Собственная нормоустанавливающая деятельность территориальных органов управления носит исключительно подчиненный характер;

· единая судебная система осуществляющая правосудие на всей территории страны, руководствуясь едиными нормами материального и процессуального права. Судебные органы территориальных единиц – это звенья единой централизованной судебной системы;

· территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, а также территориальные автономии. И те, и другие не обладают политической самостоятельностью. Создаваемые в них органы управления в той или иной степени подчинены центральным органам государственной власти. Их правовой статус определяется нормами единой общегосударственной системы права.

Небольшие унитарные государства не имеют административно-территориального деления.

Наиболее распространенный тип административно-территориального деления – трехзвенный, то есть, область, район, община. Имеются страны с двухзвенным делением (Болгария): область, община, а также с четырехзвенным (Франция): регион, департамент, район, община.

Унитарные государства принято классифицировать в зависимости от степени централизации на:

· централизованные;

· относительно децентрализованные;

· децентрализованные.

В централизованных унитарных государствах административно-территориальные единицы управляются назначенными центральными органами государственной власти чиновниками. Выборные местные органы, как правило, отсутствуют (Судан, Малави).

Относительно децентрализованные унитарные государства отличаются тем, что в административно-территориальных единицах на уровне области, департамента кроме назначенных из центра префектов, комиссаров с подчиненным им аппаратом существуют избранные населением муниципальные органы: мэры, советы.

Префекты и комиссары обладают большими административными полномочиями, могут вмешиваться в дела муниципального управления. Такая система сложилась во Франции, Нидерландах и др.

В децентрализованном унитарном государстве в административно-территориальных единицах нет назначенных центральной властью чиновников управляющих этими единицами. Управление осуществляется выборными органами (Великобритания, Канада).

Должностные лица, как правило, избираются населением или советами.

В децентрализованном государстве контроль государственного правительства осуществляется через бюджетное и финансово-кредитное регулирование.

Унитарные государства, состоящие только из административно-территориальных единиц, именуются простыми (Чехия, Египет).

Унитарные государства, состоящие как из административно-территориальных единиц, так и из территориальных автономий, а также имеющих в своем составе территории с особым статусом, либо колонии, именуются сложными.

В некоторых децентрализованных унитарных государствах существует территориальная автономия, которая означает конституционно-закрепленное внутреннее самоуправление части территории государства.

Территориальная автономия может быть основана на этнических признаках, на особенностях культуры, традиций, быта, населения, проживающего в конкретной местности. В местах компактного проживания этнических групп, а также групп населения, отличающихся другими особенностями, создаются автономные области, округа, районы.

В зависимости от объема прав, предоставляемых местным органам, различают две основные формы территориальных автономий:

· политическая автономия;

· административная автономия.

Политическая автономия имеет определенные признаки государственности, поэтому она имеет и другие названия: государственная или законодательная автономия. В такой автономии население избирает парламент, имеющий право законодательствовать по местным вопросам.

Перечень этих вопросов устанавливается конституцией либо отдельным законом. Сама возможность образования политической автономии предусматривается в конституции унитарного государства, детальное регулирование всех вопросов политической автономии осуществляется в статуте, который разрабатывается законодательным органом автономии и утверждается парламентом страны (например, в Италии и Испании), либо в общегосударственном законе (Финляндия, Дания). Ряд субъектов политической автономии имеют конституции (Автономная Республика Крым, Нахичеванская автономная Республика)

Политическая автономия образует свой орган местной исполнительной власти. Это может быть коллегиальный орган, избираемый парламентом автономии. Таковым является Исполнительный совет в Северной Ирландии, джунты в автономных областях Италии, либо его председатель, являющийся, например, в автономной Корсике главой исполнительной власти.

Органы исполнительной власти политической автономии имеют двойное подчинение: парламенту автономии и центральному правительству. Как правило, в политической автономии есть назначенный из центра губернатор, но полномочия его ограничиваются контрольными функциями.

За центральной властью унитарного государства сохраняется право вмешательства в деятельность органов власти политической автономии. По Конституции Испании Правительство с согласия Сената может принудить автономные сообщества «к исполнению своих обязанностей». В Италии допускается роспуск центральной власти законодательного органа автономной власти в случае нарушения им конституции и по соображениям национальной безопасности.

Объем полномочий, предоставляемых автономным образованиям в рамках политической автономии, иногда бывает гораздо шире, чем у субъектов федерации, таких как земли в Австрийской Республике. Находящиеся в составе Дании автономные Гренландия и Фарерские острова, реализуя свои автономные права, провели референдум на своей территории о пребывании в ЕС и по его результатам объявили о выходе из Сообщества.

Отличие политической автономии от федерации заключается в основном в том, что субъекты федерации – это государства. Они принимают свою конституцию сами, и парламент федерации ее не утверждает. В отличие от автономных образований, субъекты федерации, как правило, имеют свои суды и гражданство.

В то же время Конституция унитарной Азербайджанской Республики объявляет Нахичеванскую Республику автономным государством в составе Азербайджана. Конституция этой автономии принимается ее парламентом и не утверждается парламентом Азербайджана.

В отличие от политической автономии административные автономные образования не имеют парламентов и не обладают правом принятия собственных законов. В то же время права представительных органов власти такой автономии шире, чем в обычных административных единицах. Прежде всего, они могут участвовать в разработке акта, определяющего правовой статус этой формы автономии, а также принимают собственные нормативные акты.

Администрация и суды могут использовать кроме государственного языка местный язык. На этом языке может вестись преподавание в учебных заведениях, вещание в СМИ. Из коренных жителей автономии формируются ее органы власти. Наибольшее число административных автономных образований создано в Китае – более 150. Причем, здесь существует три ступени автономии:

· низовое звено – автономный уезд;

· среднее звено – автономный округ;

· наиболее крупные автономные образования именуются автономными районами, например, Синьцзян – Уйгурский, Тибетский.

В мире имеются государства, которые в своих конституциях установили прямой запрет на образование территориальной автономии. Так, согласно ст.2 Конституции Болгарии «Республика Болгария является единым государством с местным самоуправлением. В ней не допускаются автономные территориальные образования».

Федеративное государство

Второй основной формой государственно-территориального устройства является федеративное государство.

Федерация – это сложное союзное государство, состоящее из государств, государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.

3.1. Эта форма государственно-территориального устройства обладает следующими характерными признаками:

· территория федеративного государства не представляет собой в политико-административных отношениях единого целого. Она состоит: из территорий субъектов федерации; в ряде федераций также из территорий не имеющих статуса субъектов (в Индии наряду с 26 штатами – субъектами федерации имеются 7 союзных территорий, не являющимися субъектами);

· государства и государственные образования, составляющие федерацию не обладают государственным суверенитетом, под которым следует понимать свойство государственной власти быть независимой как в сфере внутренних, так и в сфере внешних отношений (лишь Конституция Швейцарии (ст.3) устанавливает, что «Кантоны суверенны, поскольку их суверенитет не ограничен Федеральной конституцией; они осуществляют все права, которые не переданы Союзу»);

· за исключением Конституции Эфиопии 1994 года все остальные конституции федеративных государств не признают за субъектами федерации права сецессии, то есть права на выход из федерации;

· субъекты федерации, как правило, наделяются учредительной властью, то есть правом принятия собственной конституции. Наделение субъектов федерации учредительной властью закрепляется в федеративных конституциях, устанавливающих наряду с этим принцип субординации, согласно которому конституции субъектов федерации должны полностью соответствовать союзным конституциям. Этот принцип соблюдается и в тех случаях, когда в отдельных субъектах федерации конституции были приняты до вступления в федерацию. Таковы, например, конституции штата Массачусетс 1780 года, штата Нью-Гэмпшир 1783 года принятые за несколько лет до Конституции США. В то же время субъекты федерации в Канаде, Венесуэле своих конституций не имеют. В Индии из 26 только один штат обладает конституцией;

· субъекты федерации наделяются в пределах, установленной для них компетенции правом издания законов. Эти акты действуют только на территории субъектов федерации и должны соответствовать федеральному законодательству. Принцип приоритета федерального законодательства является всеобщим для всех федераций. Соответствующие нормы установлены в федеральных конституциях. Например, ст.31 Конституции Германии постановляет: «Федеральное право имеет перевес над правом земель»;

· субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему. Конституции федерации и ее субъектов определяют порядок организации, процедуру и пределы юрисдикции судебных органов субъекта федерации;

· формальным признаком федерации является наличие двойного гражданства. То есть каждый гражданина субъекта федерации является одновременно гражданином федерации. Система двойного гражданства закрепляется конституциями большинства федеративных государств. В то же время конституции Малазийской федерации, Индии признают только федеральное гражданство. Предоставление субъектам федерации права собственного гражданства большинство государствоведов считают неким символом, поскольку этот институт на практике, как правило, никаких последствий не порождает;

· признаком федеративного устройства государства является бикамерализм, то есть двухпалатная структура федерального парламента. Исключение из этого правила – однопалатные парламенты Венесуэлы и Танзании. Если нижняя палата парламента является органов общефедерального представительства и избирается по территориальным избирательным округам, то верхняя палата представляет интересы субъектов федерации. Существует два принципа представительства субъектов федерации в верхней палате:

· равное представительство;

· неравное представительство.

При равном представительстве каждый субъект независимо от численности населения посылает в верхнюю палату одинаковое число депутатов.

Так, в Сенате Конгресса США – по два сенатора от каждого штата.

Принцип равного представительства приводит на практике к преобладающему влиянию в верхней палате малонаселенных субъектов федерации. Согласно неравному представительству федеральные конституции устанавливают представительство субъекта федерации в зависимости от численности населения в нем. Конституция Германии установила, что земли с населением менее 2 млн. человек имеют в Бундесрате – 3 голоса, землям, имеющим более 2 млн. населения предоставляется 4 голоса, свыше 6 млн. – 5 голосов. В Индии норма представительства штатов в совете штатов колеблется от 1 до 34. По методу формирования верхние палаты федеральных парламентов подразделяются на выборные (Сенаты Австралии, Мексики) и назначаемые (Бундесрат Германии, Сенат Канады);

· отличительной чертой федерации является и то, что ее субъекты обычно имеют свои государственные символы: герб, флаг, гимн, столицу;

· для всех федераций характерно, что для изменения ее состава и границ ее субъектов необходима воля как федерации, так и ее субъектов.

3.2. Виды федеративных государств

Большинство федераций в мире основано на чисто территориальном принципе (это Австралия, Австрия, Бразилия, Германия, США).

В ряде федераций ее субъекты образованы с учетом национального состава населения, т.е. этнического, религиозного, языкового факторов.

Так, в Канаде 9 провинций англоязычные и одна – Квебек франкоязычная. По языковому фактору сформированы 3 субъекта федерации в Бельгии.

Отдельные федерации (Индия, Малайзия) построены как по территориальному, так и по национально-территориальному принципам.

Современные федерации с определенной долей условности подразделяются на договорные и конституционные. К первым можно отнести ОАЭ, Танзанию, сформировавшиеся из независимых суверенных государств. Субъекты таких федераций обладают более высоким конституционным статусом, чем субъекты конституционных федераций, например, штаты в Мексике.

В Конституционных федерациях (Индия, Канада) субъекты обычно не имеют конституций, при изменении границ мнение субъектов федерации хотя и учитывается, но имеет консультативный характер.

Федеративные государства в зависимости от их структуры подразделяются на: симметричные и ассиметричные.

Симметричные федерации состоят только из однопорядковых субъектов федерации (Австрия, Германия, Швейцария).

Ассиметричные федерации состоят либо из разнопорядковых субъектов (Босния и Герцеговина), либо наряду с субъектами федерации имеют в своем составе – не субъекты: союзные территории в Индии, свободно присоединившиеся государства в США (Пуэрто-Рико).

3.3. При федеративной форме государственно-территориального государства наиболее сложной проблемой является юридическое и фактическое разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами.

Прежде всего, это относится к принципам определения объема предметной компетенции федерации и ее субъектов, их представительных органов.

Установление принципов разграничения компетенции имеет громадное значение в силу того, что от этого зависит конституционный статус субъекта федерации, а также характер отношений между федерацией и ее субъектами.

В конституционном законодательстве зарубежных федераций вопросы компетенции закрепляются несколькими способами. И в зависимости от способов конституционного регулирования вопросов компетенции все федеративные государства можно разделить на несколько групп.

Бразилия, Танзания, Австралия, США, конституции которых закрепляют вопросы, отнесенные к исключительной компетенции федерации. Все остальные вопросы, так называемая остаточная компетенция, составляют компетенцию субъектов федерации. Ряд федераций, например, США дополняют эту схему так называемым принципом «подразумеваемых полномочий», означающим, что все вновь возникающие предметы правового регулирования относятся только к компетенции федерации. В таких федерациях лишь в процессе применения конституции постепенно сложилась сфера совместной компетенции, нашедшая правовое основание в толковании конституции органами конституционного контроля.

В Аргентине, Канаде и других федерациях конституции устанавливают две сферы компетенции: 1) федерации; 2) ее субъектов. Конституции одних федераций (Канада) не названные в них полномочия относят к полномочиям федерации, другие федерации (ФРГ) относят их к ведению субъектов федерации.

Такие федерации как Индия и Малайзия в своих конституциях устанавливают трехзвенную систему разграничения полномочий.

Первую группу составляют вопросы, относящиеся к компетенции федерации.

Вторая группа – это вопросы совместной компетенции федерации и ее субъектов.

Третья группа – перечень предметов ведения субъектов федерации.

Причем, в случае издания главой государства акта о введении на территории субъекта федерации чрезвычайного положения, эти полномочия переходят к федерации, парламент которой вправе принимать законы по любым вопросам, отнесенным к компетенции субъекта.

Четвертый способ разграничения предметов ведения именуется «Австрийской моделью». Он предусматривает несколько вариантов их распределения.

Первый содержит перечень предметов ведения законодательной и исполнительной деятельности, по которым является исключительной компетенцией федерации.

Второй заключается в том, что законодательствование по таким вопросам как гражданство, жилищное обеспечение и др. относится к ведению федерации, а исполнительная деятельность к ведению субъектов федерации.

Третий вариант состоит в установлении федерацией общих принципов в таких сферах как трудовое право, земельные отношения, а субъекты федерации издают конкретизирующие законы и осуществляют исполнительную деятельность.

Четвертый вариант «австрийской модели» - это установление исключительной компетенции субъектов федерации.

В рассмотренной модели разграничения предметов ведения перечисленные варианты задействованы в комплексе.

3.4. Федеральный контроль и федеральное принуждение

Федеральные конституции и федеральные законы, обладающие верховенством над актами субъектов федерации побуждают федеральную власть осуществлять федеральный контроль за соблюдением федеральной конституции и федеральных законов субъектами федерации. Он осуществляется конституционными и иными судами, парламентом и исполнительной властью.

В то же время в большинстве федераций существуют также и чрезвычайные способы федерального контроля, которые именуются федеральным принуждением.

К ним относятся:

· а) введение чрезвычайного положения на территории субъектов федерации;

· б) президентское правление в субъектах;

· в) федеральное управление;

· г) институт федеральной интервенции;

· д) приостановление собственного управления субъекта федерации;

· е) резервирование законов субъекта федерации на усмотрение главы государства;

· ж) федеральное законодательное замещение.

Конституции некоторых федераций, например, Австрии, не предусматривают возможности и меры федерального принуждения, но и в этих федерациях глава государства с согласия парламента федерации может распускать законодательный орган субъекта федерации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение формы государственно-территориального устройства.

2. Чем отличается федерация от конфедерации и унитарного государства?

3. Какова разница в конституционно-правовом статусе субъекта

федерации и субъекта политической автономии?

4. Каковы модели разграничения компетенции между федерацией и

субъектами федерации?

5. Каково соотношение административной автономии и местного

самоуправления?

6. Что означает институт федеральной интервенции?

Форма государственного устройстваэто элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

Форма государственного устройства обуславливает:

Внутреннюю структуру государства;

Правовое положение частей государства;

Интересы каждой нации, проживающей на территории государств;

Объем и качество прав и свобод граждан (подданных);

Стабильность государства, его правильное функционирование.

С помощью данного понятия определяется соотношение власти в центре и на местах.

С точки зрения государственного устройства государства подразделяют на унитарные и федеративные .

Унитарное государство - это цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Признаки унитарного государства:

1. Единая система государственного аппарата на территории страны, распространяющего свою юрисдикцию в отношении всех территориальных единиц.

2. Административно-территориальные единицы имеют обычно равный юридический статус по отношению к центральным органам. Местные органы обладают известной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов унитарное государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным . Если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, то государство централизованное (Финляндия, Чехия - местное самоуправление возглавляется губернатором, назначаемым президентом). В децентрализованном унитарном государстве местные органы избираются населением (Испания). Смешанные системы характеризуются признаками централизации и децентрализации (Франция).

3. Единое гражданство

4. Складывается единая система права, основа которой - единственная Конституция.

5. Единая судебная система.

6. Одноканальная система налогов, когда налоги вначале поступают в центр, а оттуда распределяются в регионы.

7. Межгосударственные сношения осуществляют центральные органы.

8. Единые вооруженные силы

Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, допускает национальную автономию. В Великобритании созданы автономные образования Шотландия, Северная Ирландия (Ольстер), Уэльс, данные автономии имеют собственное законодательство, свою систему судебной власти, местное самоуправление и церковь. Кроме этого, автономии могут быть административными, которые построены сугубо на началах самоуправления (автономии в рамках унитарного Китая) и политическими, имеющими небольшие признаки государства (Палестинская автономия в рамках Израиля).


В Испании все высшие админстративно-территориальные единицы являются автономиями, что дает основание выделить отдельный вид унитарного государства - региональное государство.

При всех прочих признаках, унитарное государство предпочтительнее федеративного, поскольку нет барьеров для экономического развития, развита система местного самоуправления, в основном эти государства мононациональные, и т.к. они сплочены единой националистической идеей, то нет угрозы распада или полураспада. На территории унитарного государства могут быть и национальные автономии (Швеция и Аланские острова, Украина и автономная республика Крым, КНР тоже унитарное государство, хотя в ней много национальных образований).

Федеративное государство - это союзное государство, части которого обладают определенным государственным суверенитетом при сохранении целостности государства. Таких государств примерно 1/3 в мире.

Признаки федеративного государства:

Административно-территориальное устройство федераций может строиться по географическому, экономическому, национальному и политическому признакам.

Экономический принцип учитывает естественно-географические и производственные особенности страны, размер ее территории, численность и плотность населения, его тяготение к определенным экономическим центрам, направление и характер путей сообщения, размещение производительных сил и т.п.

Политический принцип предполагает так установить административно-территориальное деление страны, чтобы приблизить органы власти и управления к населению, создать систему местного самоуправления.

Принято различать национальные , территориальные и национально-территориальные федерации.

Национальные федерации (Чехия, СССР) наряду с общими признаками федерации имеют свою специфику:

а) субъекты федерации являются национальные и национально-государственные образования, отличающиеся национальным составом, культурой, бытом, религией населения;

б) национальные образования, по сути, обладают признаками государственного суверенитета: имеют парламент, самостоятельную исполнительную власть, независимую судебную систему;

в) высшие представительные органы формируются из представителей субъектов федерации, что отражает интересы всех наций и народностей, входящих в ее состав. Центральная власть призвана координировать общефедеральные интересы;

г) правовое положение субъектов, которое связано с правом наций на самоопределение.

Территориальная федерация (США, Бразилия) характеризуется значительным ограничением суверенитета субъектов федерации:

а) субъекты федерации не являются государствами, т.к. их деятельность зависит от властных полномочий общефедеральных органов. Разграничение компетенции между центром и субъектом федерации определяется конституционными нормами. Они устанавливают перечень вопросов, по которым только общефедеральные органы могут издавать нормативно-правовые акты. Все остальные вопросы находятся в ведении субъектов федерации.

б) субъекты территориальной федерации лишены права прямого представительства в международных отношениях;

в) управление вооруженными силами осуществляется федеральными властями, субъекты федерации не имеют в мирное время создавать профессиональные вооруженные формирования.

Национально-территориальная федерация - часть субъектов таких федераций создается по территориальному принципу. В Индии 28 штатов, которые созданы по территориальному принципу, и восемь союзных территорий, созданных по национальному принципу. В Канаде все субъекты созданы по территориальному принципу, а один (Квебек) создан по национальному принципу. К таким странам относятся также Нигерия и Коморские острова.

В настоящее время практически нет ни одной национально-территориальной федерации, где была бы стабильность, и отсутствовали националистические движения. Многие авторы придерживаются точки зрения, что если не ликвидировать право наций на самоопределение, за четверть века появится 3000 государств, начнется война всех против всех, народы пожрут друг друга в совершенно бессмысленной борьбе, поэтому единственным принципом должно быть единство территориальное и единство власти. Это союзное государство, и оно объединяет в своем составе субъекты федерации. Территория федерации состоит их территорий ее субъектов, которые, не являясь государствами в полном смысле, обладают определенной самостоятельностью.

8. Высший законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру.

9. В федеративных государствах действует как федеральная Конституция, так и конституции субъектов федерации.

10. Действует двойная система права: федеральная и субъектов федерации.

11. Гражданин субъекта федерации является одновременно и гражданином федерации в целом.

12. Двуканальная система налогов.

13. Разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами закреплено в конституции на основе исключительной компетенции федерации, совместной компетенции и исключительных полномочий субъектов федерации.

14. Национальность определяется только по принципу гражданства, поэтому в США есть одна национальность - американцы, в некоторых федерациях каждый гражданин вправе самостоятельно определять свою национальность (Россия).

15. В классической федерации суверенитетом обладает только федерация в целом. Единство государственной власти означает, что она принадлежит одному субъекту власти, только народу.

16. Ни в одной федерации мира не предусмотрено право сецессии (возможность выхода субъекта федерации из состава союза).

Добровольные и насильственные международно-государственные объединения

Вступая в отношения с другими государствами, субъекты международного права поступаются собственным суверенитетом ради достижения общих для этих государств целей. Различают добровольные и насильственные международные объединения.

К добровольным формам объединения государств относятся:

Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. В них устанавливаются политико-административные органы, власть которых признается государствами-членами. Но субъекты конфедерации - полностью суверенные государства.

Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствуют общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и единая система законодательства. В ее рамках могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и только координирующего свойства. Исполнительные органы носят коллегиальный характер. Нормы права становятся обязательными, если они публикуются каждым государством, входящим в состав конфедерации. Вооруженные силы принадлежат каждому из государств, хотя формально могут находиться под общим командованием. Международная политика проводится совместно.

Конфедерация представляет собой непрочное государственное образование и существует сравнительно недолго; она либо распадается (как это произошло с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982-1989 гг.), либо преобразуется в федеративное государство (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815-1848) трансформировалась в федерацию.

Содружество - объединение государств, характеризующих определенной однородностью, которая обусловлена:

· Интеграцией хозяйственных связей (страны Содружества Независимых Государств (СНГ).

· Языковым единством (Британское Содружество Наций).

· Общностью правовой системы, культуры, религии (Лига арабских стран).

Основой содружества могут быть межгосударственные договоры, декларации и др. Надгосударственные органы содружества создаются для координации действий государств-участников. Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме нормативных актов, например, модельный Уголовный кодекс стран СНГ.

Сообщество - объединение государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус в мировом сообществе. В Европейском сообществе целью является выравнивание экономического и научно-технического потенциала государств, входящих в него. А для этого упрощены таможенные и визовые барьеры вплоть до их отмены, даже введена единая валюта - евро. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами сообщества.

Ассоциация - объединение государств по глобальным мировым проблемам (сохранение мира, охрана окружающих среды, рациональное использование природных ресурсов и др.) Действующая Ассоциация стран тихоокеанского региона (АСЕАН : Таиланд, Малайзия, Сингапур и др.) направлена на поддержание мира и порядка в регионе.

Союзы - объединения государств, в основе которых лежат исторические корни, экономическая целесообразность, геополитические факторы и др. В союзы государства объединяются иногда вынужденно, так как в одиночку им труднее вынести давление, которые они испытывают (Балтийский союз, Союз РФ и Республики Беларусь и др.).

Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие специфические формы насильственного объединения государств — империи, протектораты и прочее. Так, империями являются государственные образования, отличительные особенности которых — обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.

Протекторат — формальная опека слабого государства более сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Так, Великобритания оккупировала Египет в 1882 г., а в 1914 г. установила над ним протекторат.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА»

Юридический факультет

ЭССЕ-ПРОЕКТ

На тему: «Понятие и формы государственного территориального устройства»

Выполнила:

студентка 1 курса

очной формы обучения

Травникова Анна Алексеевна

группа № 5

Научный руководитель:

Михновская Елена Дмитриевна

Санкт-Петербург 2013

Введение

Заключение

Литература

Введение

Главными целями моей работы являются рассмотрение понятий «государственное территориальное устройство», «формы государственного территориального устройства», а также анализ форм государственного территориального устройства государств и РФ.

Для достижения указанных целей ставятся следующие задачи:

1. Рассмотреть понятия «государственное территориальное устройство» и «формы государственного территориального устройства».

2. Проанализировать формы государственного территориального устройства.

3. Проанализировать форму государственного устройства Российской Федерации.

Предметом исследования является государственное территориальное устройство. Объектами исследования - государства в целом и Российская Федерация в частности.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что понятие «государственное территориальное устройство» является одной из основных характеристик государства, а оно занимало, занимает и будет занимать большое место в развитии человечества.

Структура работы условно состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения и списка источников информации.

1. Понятие «государственное территориальное устройство»

Понятие «государственное территориальное устройство» наряду с формой правления и политическим режимом является одним из основных характеристик государства. Под ним понимается территориально-политическая организация государства и взаимоотношение государства в целом и его частей.

2. Формы государственного территориального устройства

Под формой территориального государственного устройства понимают административно-территориальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, в частности между центральными и местными органами. 1

Форма государственного устройства характеризует взаимоотношения центральных органов власти и управления с органами составных частей государства и местными органами власти, управления и самоуправления.
Форма государственного устройства тесно связана не только с публичной властью, но и с еще одним существенным свойством государства - территориальной организацией населения.

Вовремя и правильно решенные вопросы государственного устройства в значительной мере обеспечивают стабильность государства, его плодотворное функционирование; напротив, неверно найденные формы устройства государства, не отвечающие его характеру и задачам, могут стать одной из причин его распада. С точки зрения собственного устройства государства можно подразделить на унитарные (единые государственные образования); федерации (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, штатов, земель); конфедерации (государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств) и содружества.

Унитарная форма государственного территориального устройства отличается:

Единой структурой государственного аппарата. Глава государства распространяет свою власть на территорию всей страны;

Все территориальные единицы имеют одинаковый статус и равное положение по отношению к центральным органам. Административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью;

1.Ярошевский М.Г. Теория государства и права. М., 2000.

Единое гражданство;

Единая система права;

Единая судебная система;

Одноканальная система налогов: они поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разные регионы.

Достоинство унитарного государства состоит в том, что оно простое, располагает всей полнотой верховной власти. В унитарных государствах (Италия, Польша, Румыния) всей полнотой государственного суверенитета обладают центральные органы. Внутренние территориальные подразделения государства и их органы наделяются властными полномочиями, подчас достаточно большими, но производными от полномочий органов центральной власти. В таких государствах решение местного уровня может быть отменено или изменено центральными органами.

Федерация - соединенное, союзное государство. Это сложное государство, представляющее собой союз ряда государств - членов федерации.

При этой форме государственного устройства:

Существует два уровня государственного аппарата: федеральный (союзный) и республиканский. Члены федерации могут иметь собственное законодательство, судебную, налоговую системы.

Двойное гражданство;

Двухканальная система налогов: федеральные и налоги субъекта федерации.

Немало стран являются федерациями, сложившимися в силу различных исторических условий и социально-политических причин.

В федеративных государствах (Швейцария, США, Россия) государственный суверенитет распределен между федеральными органами и органами власти субъектов федерации. Субъекты федерации - это самостоятельные государственные образования, из которых состоит территория федерации в целом. Их органы наделены независимыми от центральной власти полномочиями, необходимыми для организации внутренней жизни.

В свою очередь федеральные органы имеют в исключительной компетенции предметы ведения, необходимые для решения общих для государства вопросов.

Существование унитарной или федеративной формы государственного устройства зависит, главным образом, от размеров территории страны и ее национального состава. Большие государства или государства с многонациональным составом населения имеют, как правило, федеративную форму государственного устройства. Она позволяет повысить эффективность управления на значительной территории страны или решить внутренние национальные проблемы. От унитарной и федеративной формы государственного устройства следует отличать конфедерацию, которая является не формой отдельного государства, а формой межгосударственного союза. государственный административный федерализм конфедерация

Конфедерации представляют собой государственно-правовые объединения:

Сохраняющие независимое существование, союз суверенных государств. В отличие от федерации, конфедерации создаются для достижения определенных, ограниченных целей в пределах известного исторического периода.

Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового общения, имеющими собственное гражданство, системы органов власти, управления, правосудия. Они осуществляют власть самостоятельно, устанавливают собственную конституцию.

Акты, принимаемые на уровне конфедерации, требуют своего одобрения высшими органами государственной власти государств, входящих в конфедерацию.

Члены конфедерации имеют самостоятельные источники дохода, часть которого может выделяться в бюджет конфедерации. Армия конфедерации состоит из воинских контингентов государств-членов конфедерации, направленных по их решению в распоряжение общего командования.

Содружество - объединение государств, в основе которого могут быть общий язык, права.

Российская Федерация характеризуется рядом особенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или несколько государств в единое союзное государство. Однако образование Российской Федерации (сначала РСФСР) шло совсем другим путем. Россия не является федерацией, созданной как объединения несколько государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих территорию России. Эти государства, а так же национально-государственные образования и были признаны ее субъектами. Именно поэтому Российская Федерация с самого начала своего создания являлась одновременно и национальным государством русского народа, составляющего подавляющее большинство ее населения и давшего имя республики, и основанной на автономии, объединившей в своем составе русский и многие другие народы.

3. Федерализм Российской Федерации

Порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том, что с момента своего возникновения эта федерация носила не договорно-конституционный или договорный характер, поскольку она была создана не в результате заключения договора между ее субъектами, а на основе того, что ее провозгласила конституция.

Не обладая классическими признаками федеративного государства, Россия как федерация вызывала немало споров. Однако главным аргументом в защиту ее федерального характера служили не те или иные формальные признаки федерации, а воля ее народов, выразивших желание рассматривать свое государство в качестве федеративного.

Ныне Российская Федерация в большей мере походит на классическое федеративное государство, чем ее предшественник - РСФСР. В настоящее время субъектами Российской Федерации являются не только бывшие или настоящие автономии, но и области, края, города федерального значения.

Таким образом, в настоящее время не часть, как это было прежде, а вся территория Российской Федерации складывается из территорий ее субъектов. Однако, несмотря на изменение многих ее черт, Российская Федерация была и осталась конституционно-правовой федерацией.

Российской Федерации, как и любая другая федерация, является единым государством. Поэтому находящиеся в ее составе государства - республики не могут заключать с ней межгосударственные договоры на тех же основаниях, что и с зарубежными государствами. Другое дело - многосторонние и двусторонние соглашения Российской Федерации и её субъектов о распределении полномочий между ними. Именно таким соглашением является Договор от 31 марта 1992 г. о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации. Сегодня этот договор в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, наряду с ней лежит в основе отношений Российской Федерации с республиками, подписавшими этот договор. Однако их цель состоит не в том, чтобы установить конституционно-правовой статус этих государств, уже определенный Конституцией Российской Федерации, а в том, чтобы более точно определить механизм реализации государственных полномочий как Федерацией, так и ее субъектами. Они позволяют повысить уровень взаимопонимания Российской Федерации с ее субъектами, стабилизировать в них политическую обстановку.

В настоящее время Российская Федерация имеет в своем составе следующие виды субъектов: республики; края, области и города федерального значения; автономную область и автономные округа.

Заключение

Целями моей работы было рассмотрение понятий «государственное территориальное устройство», «формы государственного территориального устройства», а также анализ форм государственного территориального устройства государств и РФ.

В ходе работы были реализованы следующее задачи:

1. Рассмотрены понятия «государственное территориальное устройство» и «формы государственного территориального устройства».

2. Проанализированы формы государственного территориального устройства.

3. Проанализирована форма государственного устройства Российской Федерации.

По моему мнению, принцип федерализма важен для интеграции в мировое пространство Российского государства, отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием регионов: экономическим, национальным, историческим, социально-политическим, идеологическим. Федерализм призван стать твердой гарантией исторически сложившегося государственного единства России на основе общероссийского согласия. В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества. Особо следует подчеркнуть роль принципа федерализма в решении проблем, связанных с закреплением и осуществлением прав человека и гражданина.

Федерализм в его современном прогрессивном прочтении не противостоит ни идеям самоопределения народов и развития национальной государственности, ни интересам регионов, их стремлениям к повышению своей самостоятельности. Если федерализм основан на демократических принципах, на устоях правового государства, если он действительно гуманистичен, то тогда наиболее полно проявляются его достоинства: общий крупный рынок, свободное движение капиталов, товаров и услуг, свобода передвижения людей; более благоприятные условия для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры. В то же время в развитии федеративных отношений существует ряд накопившихся противоречий, которые нужно осмыслить и разрешить принятием отдельных поправок, а, может быть, и подготовкой серьёзных конституционных изменений, касающихся федеративного устройства нашего государства.

Литература

1. Аверина Т.Н. История развития права.- М., 1999.

2.Боголюбов Л.Н.Обществознание. Учебник для 10-11классов.- М.,2003.

3.Кравченко А.И.Обществознание. Ч.1-М., 2003.

4.Смирнов И.П.Введение в современное обществознание. - М.,1997.

5. Ярошевский М.Г. Теория государства и права.- М., 2000.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исследование административно-территориального устройства РБ. Анализ принципов построения государственной власти, создания высших органов государства. Характеристика особенностей унитарной, федеративной и конфедеративной форм государственного устройства.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2012

    Формы государственного устройства. Понятие и особенности унитарного государства. Понятие федерации. Особенности федерации как формы государственного устройства. Проблема становления административно-территориального устройства, проблемы федерализма в РФ.

    дипломная работа , добавлен 19.03.2011

    Субъекты Российской Федерации. Принципы административно-территориального устройства. Республика, край, область, город федерального значения как субъекты административно-территориального устройства. Единицы административно-территориального устройства.

    курсовая работа , добавлен 07.11.2008

    Унитарное и сложное государственное устройство. Модели федерализма, понятие федерации и конфедерации. Истоки федеративной государственности России. Конституционная модель российского федерализма. Четыре этапа в становлении российского федерализма.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2010

    Понятие формы государственного устройства, ее структура и факторы, влияющие на развитие. Структура государственности, формы территориального устройства. Особенности унитарной, федеративной, конфедеративной и иных форм государственного устройства.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2014

    Понятие и принципы административно-территориального устройства Российской Федерации, его историко-географические особенности и элементы. Отличительные черты унитарной и федеративной форм государственного устройства. Основные виды населенных пунктов.

    презентация , добавлен 08.04.2014

    Понятие и принципы административно-территориального устройства. Современное состояние административно-территориального устройства Брянской области. Проблемы и перспективы совершенствования административно-территориального устройства Брянской области.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2017

    Основные формы государственного устройства: унитарные, федерации и конфедерации. Франция как пример унитарного государства. Принципы устройства федерации: государственная целостность, единство системы государственной власти, равноправие субъектов.

    реферат , добавлен 12.05.2014

    Сущность формы государственного устройства как национального и административно-территориального строения государства. История формирования и основные признаки унитарного и федеративного государств. Характеристика форм межгосударственного объединения.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2014

    Система административно-территориального устройства РФ. Понятие административно-территориального устройства РФ. Конституционно-правовое регулирование административно-территориального устройства РФ. Правовые и организационные основы преобразований.

Форма территориально-государственного устройства характеризует внутреннее строение государства, деление его на территориальные образования и уровень самостоятельности и полномочий этих образований.

Линии
сравнения

Унитарное государство

Федерация

Конфедерация

1. Сущность формы государственно- территориального устройства Единое, неделимое, составляющее одно целое государственное устройство. Объединение нескольких территориальных единиц в одно государство. Объединение абсолютно независимых субъектов, имеющих независимую систему государственных органов и законодательств, свою валюту, гражданство, национальные армии.
2. Конститутивные (определяющие) решения Принимаются высшими органами власти. Принимаются высшими союзными органами; в сфере совместного ведения с участием субъектов федерации. Принимаются высшими органами власти государств-участников.

3. Территория

Единая, границы административно-территориальных единиц устанавливаются и изменяются центром. Образуют территорию субъектов, внутренние границы изменяются только с согласия субъектов в установленном конституцией порядке.

Отсутствие единой территории.

4. Политическая самостоятельность Административно-территориальные единицы не наделены политической самостоятельностью. Субъекты обладают определенной политической самостоятельностью. Государства-участники сохраняют полную политическую самостоятельность.
5. Конституция Единая. Союза и субъектов, верховенство конституции союза.

Государств-участников.

6. Гражданство Единое. Союзное и субъектов. Государств-участников.
7. Правовая и судебная системы Единая. Верховенство союзного законодательства, право субъектов в сфере своей компетенции принимать законодательные акты. Отсутствие единой правовой и судебной систем.
8. Международная деятельность В полном объеме: открытие посольств и представительств за рубежом, заключение межгосударственных договоров, участие в международных организациях. Субъекты могут иметь представительства за рубежом, участвовать в международных организациях, иметь научные и культурные обмены. Государства-участники осуществляют международную деятельность.
9. Право расторжения договора - Субъекты лишены права расторгнуть федеративный договор и выйти из федерации. Может быть расторгнут государствами-участниками и в одностороннем порядке.
10. Современные государства (несколько примеров) Великобритания, Дания, Испания, Италия, Швеция, Япония. Австралия, Бразилия, Германия, Индия, Канада, Мексика, Россия, США, Швейцария. Признаками конфедерации обладают Содружество Независимых Государств (СНГ), Европейский союз (ЕС).

Унитарное государство может быть отличаться степенью централизации власти, быть централизованным и децентрализованным (с распределением полномочий между общегосударственными органами власти и органами власти территориальных единиц).

Развернуть

ВОПРОСЫ:

1. В государстве Н. его административно-территориальные единицы не наделены политической самостоятельностью. Правительство несёт ответственность перед президентом, который избирается всенародным голосованием. Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере. Доминирует официальная идеология, но допускается наличие других идейных течений.

Выберите из приведённого ниже списка характеристики формы государства Н. и запишите цифры, под которыми они указаны.

2. Найдите в приведённом ниже списке формы государственно-террито­риального устройства. Запишите цифры, под которыми они указаны.

2. Два предложения:

1) Государственное устройство страны может быть унитарным, федеративным или конфедеративным.

2) В федеративном государстве законы субъектов федерации не должны противоречить Конституции страны и федеральным законам.

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о политическом режиме.

1. Понятие государственно-территориального устройства

Под государственно-территориальным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая соотношение государства в целом (центральной власти) с его составными частями (регионами). Различают две формы государственно-территориального устройства - унитарную и федеративную.
Унитарное государство - это единое, целостное государство, административно-территориальные единицы которого (области, округа и т. д.) не обладают политической самостоятельностью (не имеют статуса государственных образований)34. Федеративное государство - объединение государственных образований в единое союзное государство, субъекты которого (республики, штаты, земли, кантоны и т. д.) обладают ограниченным суверенитетом35.

2. Конституционно-правовой статус РФ

Россия до революции 1917 г. представляла собой унитарное государство, в состав которого входили ряд автономий с большим объемом полномочий, в частности Польша и Финляндия. В 1918 г. она впервые была провозглашена федеративным государством. После распада СССР в 1991 г., Россия сохранила свое федеративное устройство. Последние изменения в составе Российской Федерации произошли в июне 1992 г., когда Верховный Совет России образовал на части территории бывшей Чечено-Ингушской АССР Ингушскую республику (с 1996 г. - Республика Ингушетия). В 1993 г. Конституция РФ, принятая на всенародном голосовании, окончательно закрепила федеративное устройство России в составе 89 субъектов: 21 республики, 6 краев, 49 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области и 10 автономных округов36.
Федеративное устройство нашего государства обусловлено двумя основными факторами: первый - Россия - это многонациональное государство и второй - большая территория и численность населения.
На сегодняшний день правовой основой существования российской государственности являются три основных документа: Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративный договор от 31 марта 1992 г. и Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г.
Конституционно-правовой статус России отличается рядом важнейших признаков.
1. Российская Федерация является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории, самостоятельно и независимо осуществляющим свои внутренние и внешние функции. Территория РФ включает в себя территории субъектов РФ, внутренние воды, территориальное море, воздушное пространства над ними. Внутренние воды состоят из рек, озер, заливов, лиманов и др. Территориальное море - это примыкающий к сухопутной территории морской пояс шириной до 12 морских миль. Воздушное пространство включает высоту до 100 километров.
В соответствии с законом, недра в границах территории РФ, включая подземное -пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, различные ресурсы, являются государственной собственностью и по сложившейся традиции входят в понятие государственной территории. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Отделение какой-либо части территории России, включая ее субъекты, противоречит конституции и нормам международного права. РФ определяет статус, режим и осуществляет защиту государственной границы. Режим государственной границы установлен Законом Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации".
2. В Российской Федерации устанавливается единое общегосударственное гражданство. С 1992 г. действует Закон РФ "О гражданстве Российской Федерации". В некоторых субъектах РФ, таких как республики, может устанавливаться собственное гражданство, однако гражданство республик неотделимо от российского. Республиканское гражданство носит производный характер. Это означает, что: а) человек не может получить гражданство той или иной республики, не являясь гражданином РФ, б) утрата гражданства Российской Федерации, автоматически означает утрату имеющегося республиканского гражданства.
3. Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется наличием единой системы права, включающей в себя:
- федеральные нормативно-правовые акты;
- нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации;
- нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.
К системе права РФ относятся также нормативно-правовые акты бывшего СССР, но лишь те, которые не противоречат Конституции и законодательству РФ. Законодательные акты СССР действуют до момента принятия соответствующих законодательных актов РФ. Ядром всей системы права выступает Конституция РФ, имеющая высшую юридическую силу, прямое действие и применяемая на всей территории страны (ст. 15 Конституции РФ).
В соответствии с ее нормами, составной частью системы права РФ являются общепризнанные принципы и нормы международного права, а также ратифицированные международные договоры РФ. Причем если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора.
4. В России действует единая система государственной власти, построенная на принципе разделения властей и с учетом федеративного устройства государства. Главой государства выступает Президент РФ. Исполнительная власть представлена Правительством РФ, Федеральное Собрание - представительный и законодательный орган в стране. Конституционный суд РФ, Верховный суд и Высший арбитражный суд РФ осуществляют высшую судебную власть в РФ. Все акты федеральных органов государственной власти, принятые в пределах их ведения, являются обязательными на всей территории страны.
В субъектах РФ также действует система органов государственной власти, образуемая ими самостоятельно, но в соответствии с общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, установленных Федеральным законом43.
5. В России как федеративном государстве разграничиваются предметы ведения и полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами. Статья 71 Конституции закрепляет предметы исключительного ведения РФ, статья 72 закрепляет предметы совместного ведения РФ и ее субъектов. Все другие полномочия вне пределов ведения федерации (ст. 71) и совместного ведения федерации и субъектов федерации (ст. 72) относятся к исключительному ведению субъектов РФ (ст. 73, так называемая остаточная компетенция). Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции как федерации, так и ее субъектов. Между РФ и ее субъектами могут заключаться договоры о разграничении предметов ведения и полномочий.
По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ.
6. Федеральная собственность - один из элементов конституционного статуса РФ. Исключительно к федеральной собственности относятся объекты, составляющие основу национального богатства страны, объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти и решения общероссийских задач, объекты оборонного производства, объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства, и др.
7. Федерация имеет единую денежную и кредитную систему. Денежной единицей является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Организация денежного обращения также возлагается на Центральный банк РФ, который планирует объем производства, перевозки и хранения банкнот и монет, создание резервных фондов и т. д. Расчеты на территории РФ осуществляются в рублях, запрещается проведение расчетов в иностранной валюте, введение и эмиссия других денег не допускается.
8. Российская Федерация имеет единые Вооруженные силы, которые осуществляют защиту суверенитета и территориальной целостности страны. Верховным главнокомандующим является Президент РФ. Решение об использовании Вооруженных сил РФ за пределами страны принимается Советом Федерации.
9. Россия обладает правом внешних сношений с иностранными государствами. Федерация обладает правом неограниченного участия в межгосударственных объединениях и организациях, системах коллективной безопасности, а также правом заключать международные и межгосударственные договоры и соглашения.
10. На всей территории РФ государственным языком является русский. Это означает, что он изучается в образовательных учреждениях, на нем издаются официальные документы, ведется работа во всех органах государственной власти, местного самоуправления и судах. Однако государство признает равные права всех языков народов России на их сохранение и развитие44.
11. Российская Федерация имеет свои государственные символы - флаг, герб и гимн. Их описание и порядок официального использования определяются федеральным конституционным законом45. Конституция устанавливает, что столицей РФ является Москва, статус которой определяется федеральным законом о статусе столицы РФ46.

3. Конституционно-правовой статус субъектов РФ

Российская Федерация состоит из двадцати одной республики, шести краев, сорока девяти областей, двух городов федерального значения, одной автономной области, десяти автономных округов. Конституционно-правовой статус субъектов федерации устанавливается Конституцией РФ, Федеративным договором, федеральными конституционными законами, конституциями республик, уставами других субъектов федерации, договорами о разграничении предметов ведения и компетенции, иными правовыми актами. Статус субъекта РФ включает в себя совокупность его прав, полномочий, обязанностей и ответственности. Его статус также зависит от принадлежности к определенному виду субъектов.
Профессор А. Е. Козлов выделяет три разновидности субъектов РФ: 1) республики, имеющие статус государства; 2) политико-территориальные образования: края, области, города федерального значения; 3) национально-территориальные образования: автономная область и автономные округа47.
В соответствии со ст. 5 Конституции, все субъекты РФ между собой равноправны, однако фактически существуют субъекты с различными статусами. Так, республики, в отличие от всех иных субъектов федерации, объявлены государствами, имеющими конституцию, собственную столицу, республиканское гражданство. В то же время существуют субъекты РФ, которые "вынуждены" располагаться на одной и той же территории (практически все автономные округа): самостоятельные субъекты федерации входят в состав краев и областей, т. е. других самостоятельных субъектов России.
При этом конституционно-правовой статус субъекта РФ характеризуется рядом общих признаков.
Во-первых, у субъектов РФ существует своя правовая система, включающая в себя конституцию (в республиках), уставы (в других субъектах федерации), законы и подзаконные акты. Правовая система субъекта федерации является частью общегосударственной правовой системы. Однако правовые акты по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, а также по предметам ведения субъектов РФ, в рамках представленной им компетенции, принимаются ими самостоятельно.
Во-вторых, субъекты РФ обладают своей территорией в пределах административных границ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены по их взаимному согласию.
В-третьих, субъекты РФ обладают собственной системой государственных органов, основывающейся на общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом,48 а также на принципе разделения властей.
В-четвертых, субъекты РФ обладают ограниченной международной правосубъектностью, они вправе осуществлять международные и внешнеэкономические отношения, однако не имеют права требовать дипломатического признания. Международная деятельность субъектов РФ координируется федеральными органами государственной власти
В-пятых, субъекты РФ обладают своей собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения этой собственностью регулируются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
По общему правилу статус субъекта может быть изменен, в соответствии с федеральным конституционным законом, по взаимному согласию РФ и субъекта РФ. Не влечет изменения статуса субъекта изменение его названия, если оно не связанно с изменением вида субъекта. Конституцией также предусмотрена возможность образования в составе РФ нового субъекта и принятия в ее состав нового субъекта.