Уполномоченный по правам предпринимателей в российской федерации. Как в Российской Федерации защищаются права предпринимателей? Совет по стратегическому развитию и национальным проектам

Права Уполномоченного при Президенте РФ по защите субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность

Уполномоченный по обеспечению защиты прав субъектов предпринимательской деятельности имеет ряд прав и обязанностей. Так, к примеру, этот субъект судопроизводства имеет право одновременно с обжалованием правовых актов, которые были приняты органами местной власти, выносить собственные предписания. Соответственно, можно сделать вывод, что Уполномоченный может:

  • обжаловать различные акты, которые были приняты органами муниципальной власти, при условии, что содержащиеся в них нормы нарушают установленные законом права субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность;
  • выносить свои собственные предписания, согласно которым любые обжалуемые им законодательные акты местного уровня не будут иметь юридической силы до получения Уполномоченным результатов по его заявлению;
  • при этом Уполномоченный может отправить Президенту государства мотивированное предложение с просьбой осуществить приостановку действия законодательных актов муниципального уровня, при условии их противоречия законодательству государства или отдельных субъектов государства;
  • Уполномоченный может направить мотивированное предложение в тех случаях, когда законодательные акты, которые были приняты органами местной власти, каким-либо образом нарушают интересы субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, или ущемляют их права. В такой ситуации действие спорного законодательного акта также приостанавливается вплоть до принятия решения о его отмене.

Помимо вышеперечисленных прав, Уполномоченный может запрашивать и получать любые сведения и материалы у органов власти любого уровня (при необходимости) для рассмотрения поступившей ему жалобы. В подобной ситуации органы власти сами могут запросить у суда интересующие данные, которые должны быть предоставлены судом в разумные сроки.

Все материалы дела, которые могут заинтересовать государственные органы власти, предоставляются в виде копий, с предусмотренным для них специальным порядком оформления:

  • копии документа обязательно должны быть прошиты в нужном порядке;
  • каждый лист документа должен быть пронумерован;
  • места прошивки должны быть заклеены специальной наклейкой.

Готовая копия заверяется судьей, в рассмотрении которого находится дело. Перед тем, как поставить свой подпись, судья удостоверяется, что все копии соответствуют материалам дела.

Обязанности, которыми обладает Уполномоченный Президентом РФ

В рамках осуществления возложенной на него Президентом деятельности, Уполномоченный может не только пользоваться имеющимися правами, но и должен нести обязанности. В частности:

  • должен обеспечивать возможность ведения любого рода предпринимательской или экономической деятельности на территории России, которая может осуществляться местными или зарубежными гражданами;
  • должен осуществлять контроль за строгим соблюдением прав и интересов, путем изучения нормативных актов, принятых на государственном или муниципальном уровнях;
  • должен содействовать развитию различных институтов, которые ориентируются главным образом на необходимость обеспечения защиты прав предпринимателей и прочих субъектов экономической деятельности;
  • должен взаимодействовать с сообществом предпринимателей;
  • принимать активное участие в формировании и последующей реализации политики государства, направленной на защиту прав предпринимателей и прочих приравненных к ним субъектов.

Правила и основания для вступления в процесс Уполномоченного по обеспечению защиты прав субъектов экономической и предпринимательской деятельности

Уполномоченный принимает непосредственное участие в производстве в рамках формирования и дальнейшей реализации существующей политики государства в данной области. Участие данного субъекта в судебном разбирательстве - один из способов осуществления механизма федеральной политики, направленной на защиту деятельности предпринимателей и защиту прав отдельных субъектов в этой сфере.

В процессе инициирования арбитражного судопроизводства, в целях защиты данных субъектов от нарушения их прав, Уполномоченный приобретает специфический статус.

Законодательство не относит его к категории лиц, принимающих участие в судебном разбирательстве. Однако при этом такое должностное лицо является полноценным участником процесса, обладающим определенным кругом прав и обязанностей, которые присущи истцу. Уполномоченный вступает в разбирательство в качестве третьей стороны, не заявляющей никаких самостоятельных требований. Процессуальное законодательство устанавливает целых четыре формы участия Уполномоченного в судебном разбирательстве:

  • подача в судебный орган заявления о необходимости признать недействительным соответствующий законодательный акт федерального, регионального или местного уровня, принятый органом любого уровня власти;
  • вступление в действующий процесс в качестве обособленного специального третьего лица, которое не заявляет в суде абсолютно никаких самостоятельных требований;
  • обжалование решения суда, вступившего в законную силу;
  • участие в разбирательстве в качестве защитника прав субъектов предпринимательской или прочей экономической деятельности.

Правила обжалования судебных актов, вступивших в законную силу

В ходе осуществления своей деятельности Уполномоченный защищает права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности. Одной из форм осуществления подобной защиты является обжалование актов, принятых судебным органом, при условии, что они уже вступили в законную силу. Помимо этого, Уполномоченный по обеспечению защиты прав и обязанностей субъектов предпринимательской деятельности может по своей собственной инициативе обратиться в суд с заявлением о необходимости осуществить признание недействительными законодательных актов, принятых на государственном, областном или муниципальном уровнях.

Обжалование судебных актов и нормативно-правовых актов, принятых уполномоченными на это лицами, допускается только при условии выявления определенных обстоятельств, которые выступают препятствием предпринимателям осуществлять свою деятельность в рамках закона.

К примеру, если на таких лиц незаконно возлагаются различного рода обязанности, которые нарушают их права и интересы. Обжалование судебных актов также допускается в случаях, если в результате их вступления в законную силу образовались различного рода препятствия, которые мешают предпринимателям осуществлять свою деятельность. Кроме того, Уполномоченный при Президенте РФ имеет право обратиться в суд с заявлением об обжаловании судебного акта, нарушающего интересы и установленные законом права прочих лиц. К таким лицам относятся группы лиц, осуществляющие любую предпринимательскую деятельность.

Защита предпринимателей – это мероприятия по восстановлению и сохранению прав юрлиц и ИП. Осуществляются в соответствии с принятым законом, способствуют выявлению нарушителей и привлечению их к ответственности.

  1. Материально-правовой. Имеет такие виды:
    • пресекающий – вынуждающий прекратить незаконные действия;
    • восстановительный – признание оспариваемых отношений;
    • штрафной – осуществляющий взыскания материальных компенсаций за незаконные действия.
  2. Процессуальный способ – в судопроизводстве.

Есть также и самозащита. Ее необходимо применять заранее, не дожидаясь нарушения прав. Единственное условие – соразмерность предполагаемому нарушению.

Формы защиты:

  • Судебные – Конституционный, арбитражные, общей юрисдикции.
  • Мировое соглашение, нотариальная помощь.

Федеральный Закон о защите прав предпринимателей

Незаконное давление чиновников на бизнесменов, коррупция, поборы и вымогательства превращают их жизнь в ад. Особенно пагубно это отражается на среднем и малом звене. У данной категории нет достаточных ресурсов для защиты своих интересов. Неправомерные проверки, отсутствие поддержки со стороны властей сделали сферу частного предпринимательства слабой и уязвимой. Это негативно сказалось и на общем состоянии экономики страны.

15 мая 2008 года был издан Указ Президента РФ №797 «О неотложных мерах по ликвидации административных нарушений при осуществлении предпринимательской деятельности». В соответствии с документом была проделана работа, в результате которой появился новый Федеральный закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ.

Нормативный акт отрегулировал работу контролирующих органов государственной и муниципальной власти в сфере ИП, обозначил их права и обязанности, а также владельцев бизнеса и их взаимодействие между собой.

Урегулирование проверок – метод защиты от нарушений

До недавнего времени ревизии имели хаотичный характер. Они проводились тогда, когда мера была выгодна чиновникам. Да и вся процедура сводилась к вымогательству средств у бизнесменов.

Это не только ослабляло предпринимателей, но и вело к увеличению погрешностей с их стороны. Чиновники же, получив «откат», закрывали глаза на любые нарушения, в том числе и достаточно грубые. С принятием соответствующих правовых актов «кормушка» закрылась. Ревизии стали регулироваться государственными службами и назначенными уполномоченными по правам предпринимателей.

Существуют такие виды проверок:

  • Плановая – один раз в три года. Список размещается на официальном сайте Государственной прокуратуры РФ. Любой владелец бизнеса может ознакомиться с ним и устранить существующие нарушения.
  • Внеплановая – в чрезвычайных случаях, в том числе по заявлениям о нарушении потребительских прав.

Также есть разделение проверок на:

  • Документарная – ревизия необходимых бумаг, предоставляемых в контролирующую организацию;
  • Выездная – проверка предпринимателя по месту его нахождения.

Существуют определенные принципы сохранения прав предпринимателей, которые включают:

  • Сообщение в компетентные организации информации об открытии нового бизнеса.
  • Презумпция добросовестности.
  • Возможность знакомиться со всеми необходимыми документами, получать план проверок, знать права и обязанности представителей органа контроля.
  • Ревизия проводится только в определенной сфере.
  • Запрещено проверять бизнесмена по одному и тому же вопросу разными учреждениями.
  • Если юрлицо или ИП предоставили сведения об открытии бизнеса в компетентные органы, они не обязаны показывать проверяющей службе разрешительные документы на работы.
  • Контролирующая организация, действующая с нарушением закона, привлекается к ответственности согласно законодательству.
  • Проверки ИП и юрлиц бесплатны. Взимать средства запрещено.
  • Мероприятия финансируются за счет бюджета.

Омбудсмен

Чтобы защитить малый и средний бизнес, недостаточно принять законы. В нашей стране выполнение их возможно, только если есть контроль.

В апреле 2012 года для улучшения жизни бизнесменов действующий на тот момент президент России Д. Медведев ввел должность специального уполномоченного по защите прав предпринимателей.

В декабре 2012 года, после инаугурации, В. Путин создал институт омбудсмена. Данный орган подчиняется Президенту РФ, а возглавляет его председатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия», генеральный директор ОАО «Абрау-Дюрсо» Борис Титов.

Полномочия омбудсмена по защите прав предпринимателей

  • Признавать недействительными решения госорганов путем судебных разбирательств.
  • Обращаться в органы судопроизводства с исками о защите лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
  • Подвергать процедуре обжалования вступившие в законную силу арбитражные судебные акты.
  • Запрашивать в муниципальных образованиях любую информацию.
  • При предъявлении удостоверения иметь допуск в органы государственной власти.
  • Посещать заключенных под стражу по соответствующим статьям без разрешительных документов.
  • Принимать участие в выездных проверках.
  • Вносить предложения по улучшению работы.

Требования для кандидата на должность уполномоченного:

  • возраст от 30 лет;
  • высшее образование;
  • не член Совета Федерации;
  • не депутат;
  • не занимается бизнесом.

Принятие закона о сохранении и восстановлении прав предпринимателей и применении последующих мер по его осуществлению сдвинули с мертвой точки ситуацию в сфере предпринимательства в России. Бизнесмены могут найти поддержку и в своем регионе, и в вышестоящих кругах. Чувствуя помощь государства, бизнес стал легализоваться, выходить из тени. Это один из факторов улучшения экономической ситуации в стране.

Ключевые слова

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / ГОСУДАРСТВО / СУБЪЕКТЫ РФ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ / STATE / SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION / ECONOMIC BASICS OF THE CONSTITUTIONAL SYSTEM / BUSINESS OMBUDSMAN / OMBUDSMAN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы - Фадеева В. А.

Введение. В современных экономических условиях России стала очевидной необходимость создания дополнительных инструментов поддержки прав и законных интересов предпринимательства. Одним из таких инструментов можно считать создание в 2012 г. института в РФ. В статье отстаивается позиция, основанная на анализе конституционных положений, федерального законодательства, а также политэкономического развития России, согласно которой бизнес-омбудсмен является конституционным институтом. Результаты. В статье для исследования института уполномоченного по защите прав предпринимателей были применены общенаучные методы: анализ, синтез, метод системного подхода, метод функционального подхода, а также частнонаучные методы: статистический, формально-юридический и сравнительно-правовой. Результатом исследования института уполномоченного по защите прав предпринимателей является обоснование автором позиции, согласно которой институт бизнес-омбудсмена обладает конституционно-правовым статусом. Заключение. Институт бизнес-омбудсмена – это своего рода новая веха в моделировании отношений государства и хозяйствующих субъектов страны. Его деятельностьобширна и специфична и включает в себя такие полномочия, которые не могли бы быть эффективно реализованы в рамках работы органов, предусмотренных Конституцией РФ.

Похожие темы научных работ по праву, автор научной работы - Фадеева В. А.

Introduction. The article considers the status of Business Ombudsman in Russia. This topic is relevant because it is important for Russia today: higher rates of the private sector, especially, of the small and medium businesses. In this regard, the hot topic for our country is protecting of businesses, in particular, their economic rights in their relations with the state . Results. In an article for the study of Business Ombudsman in Russia apply scientific methods of analysis, synthesis, method, system approach, the method of the functional approach, as well as private science methods: statistic, legalistic and comparative law. The study the status of Business Ombudsman in Russia showed that this institution has Constitutional status although it is not registered in the text of Constitution of the Russian Federation. Conclusion. The Russian Business Ombudsman Institution is a new structure in the modeling of relations between the state and business in the country. Its activities are extensive and specific and includes such powers, which could not be implemented effectively in the work of the bodies provided for by the Constitution of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Институт уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ»

ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РФ

В. А. Фадеева

аспирант кафедры конституционного и муниципального права, Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

Введение. В современных экономических условиях России стала очевидной необходимость создания дополнительных инструментов поддержки прав и законных интересов предпринимательства. Одним из таких инструментов можно считать создание в 2012 г. института уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ. В статье отстаивается позиция, основанная на анализе конституционных положений, федерального законодательства, а также политэкономического развития России, согласно которой бизнес-омбудсмен является конституционным институтом. Результаты. В статье для исследования института уполномоченного по защите прав предпринимателей были применены общенаучные методы: анализ, синтез, метод системного подхода, метод функционального подхода, а также частнонаучные методы: статистический, формально-юридический и сравнительно-правовой. Результатом исследования института уполномоченного по защите прав предпринимателей является обоснование автором позиции, согласно которой институт бизнес-омбудсмена обладает конституционно-правовым статусом. Заключение. Институт бизнес-омбудсмена -это своего рода новая веха в моделировании отношений государства и хозяйствующих субъектов страны. Его деятельность

обширна и специфична и включает в себя такие полномочия, которые не могли бы быть эффективно реализованы в рамках работы органов, предусмотренных Конституцией РФ. Ключевые слова: уполномоченный по защите прав предпринимателей, уполномоченный по правам человека, государство, субъекты РФ, экономические основы конституционного строя.

Введение

В Преамбуле Конституции РФ сказано, что она принимается в стремлении обеспечить благополучие и процветание России . Не секрет, что они возможны только при наличии сильной конкурентоспособной экономики государства. Сегодня на пути к благосостоянию государства необходимо развивать частный сектор российской экономики, устранять различные барьеры, препятствующие развитию предпринимательства. Для достижения этих целей все более очевидной становится необходимость специальных инструментов поддержки частного сектора эко-

номики страны. Одним из таких инструментов можно считать введение указом Президента РФ в 2012 г. должности Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, деятельность которого впоследствии была регламентирована Федеральным законом «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» . Принятие специального нормативного правового акта позволяет говорить о бизнес-омбудсмене как о специальном институте в государственном механизме защиты конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, применительно к области взаимодействия предпринимателей с государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Результаты

«Необходимость создания данного института была обусловлена тем, что нередко субъекты предпринимательской деятельности не в силах самостоятельно разрешить проблемы, связанные с нарушением их прав и законных интересов, особенно в тех случаях, когда имеют место административные барьеры, бюрократическое давление, коррупционные проявления со стороны органов государственной власти и их должностных лиц и тому подобное» . Кроме того, на сегодняшний день одно из основных негативных явлений, с которыми сталкиваются предприниматели при осуществлении своей деятельности, а именно рейдерство, в последние годы существенно изменилось. Как отметил федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов, «раньше было рейдерство со стороны коммерческих структур... Теперь рейдерство - почти исключительно бизнес чиновников. В основном отъем компаний и имущества - удел людей, которые в свободное от этого время занимают высокие государственные посты и используют для этого государственный ресурс» . Такое положение дел привело к тому, что в 2011 г. была возбуждена 151 тысяча уголовных дел по экономическим статьям, из них лишь 21 тысяча стала предметом судебного рассмотрения. До суда не дошло абсолютное большинство дел, это позволяет говорить о том, что уголовные дела используются как инструмент воздействия на предпринимателей. Для сравнения, в сфере защиты гражданских прав до суда доходит более 90% дел . Также бизнес-омбудсмен озвучил данные, в соответствии с которыми в тюрьмах находится 13 600 предпринимателей, из них 5211 заключены под стражу , тогда как в соответствии с п. 1.1 ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса РФ такая мера пресечения свободы не может быть применена в отношении

подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений по экономическим статьям.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 УПК РФ «Упол -номоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, обеспечивающим гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами.» . Данный нормативный правовой акт также предусмотрел возможность создания государственного органа уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъектах РФ. На сегодняшний день институт бизнес-омбуд-смена представлен в 68 субъектах Федерации, в большинстве из которых уже приняты либо принимаются соответствующие законы. В одних регионах, например в Липецкой, Оренбургской и Саратовской областях, учреждены соответствующие должности, но законы еще не приняты, в других, как, например, в Омской области, данная должность появится только вместе с принятием соответствующего нормативного правового акта. Есть также субъекты с принципиальной позицией. Так, большинство депутатов Законодательного собрания Кировской области отказалось принимать закон о бизнес-омбудсмене . Большинство субъектов в принятых законах предусматривает функционирование уполномоченного и его аппарата на постоянной профессиональной основе с выделением средств из регионального бюджета. Есть регионы, которые отстаивают позицию, в соответствии с которой региональный бизнес-омбудсмен должен осуществлять свою деятельность в качестве государственного органа на общественных началах. Такого мнения, в частности, придерживается М. А. Фатеев, уполномоченный по защите прав предпринимателей Саратовской области, под руководством которого в ТПП региона на данный момент разрабатывается соответствующий нормативный правовой акт. Стоит отметить, что в Ростовской области Законом «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Ростовской области» предусмотрена диспозитивная норма, в соответствии с которой губернатор при назначении уполномоченного на должность вправе самостоятельно принять решение о замещении данной государственной должности на постоянной профессиональной основе или на общественных началах . На данный момент в указе губернатора Ростовской области предусмотрено, что бизнес-омбудсмен осуществляет свою деятельность на общественных началах .

Должность уполномоченного по защите прав предпринимателей должна быть введена

в каждом субъекте РФ с учетом особенностей конкретно взятого региона. Так, если говорить о Саратовской области, то бизнес-омбудсмен в этом субъекте также является президентом региональной ТПП, которая до введения исследуемого института занималась схожими вопросами. Данный факт позволяет бизнес-омбудсмену при осуществлении своей деятельности использовать аппарат ТПП Саратовской области, следовательно, нет острой необходимости в выделении средств из казны субъекта для оплаты его деятельности. Возможна также ситуация, при которой осуществление деятельности уполномоченного по защите прав предпринимателей в том или ином регионе предпочтительнее на общественных началах ввиду дефицита бюджета региона.

Из законодательного определения исследуемого государственного органа следует, что защита прав и законных интересов предпринимателей - это основная задача бизнес-омбуд-смена, которая подразумевает, в первую очередь, его работу по рассмотрению жалоб субъектов предпринимательской деятельности на ненормативные правовые акты, решения или действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, нарушающие их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности. Но следует полагать, что компетенция уполномоченного по защите прав предпринимателей в полной мере приобретает конституционно-правовое значение лишь при рассмотрении значения его деятельности в более широком смысле. То есть бизнес-омбудсмен должен стать таким государственным органом, который будет способствовать в наибольшей степени достижению баланса интересов государства и частного сектора экономики страны. Последнее утверждение основывается на том факте, что до недавнего времени в политико-экономической сфере нашего государства существовали поочередно перекосы в доминировании интересов государства и предпринимателей. Действительно, с момента принятия Конституции РФ в 1993 г., провозгласившей признание и защиту частной собственности, гармоничных отношений между государством и предпринимательством, увы, не сложилось.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей - институт, обладающий определенной спецификой, связанной с тем, что он является государственным органом, но само его создание было инициировано предпринимательским сообществом. Данный факт, с одной стороны, свидетельствует о позитивной эволюции отношений государства и предпринимательства, а с другой - предполагает, что своей деятельностью институт уполномоченного по защите прав пред-

принимателей способен повлиять на принятие в дальнейшем взвешенных политических решений в экономической сфере государства.

Сказанное выше позволяет говорить о том, что бизнес-омбудсмен в нашей стране имеет значение для конституционно-правового развития России и, следовательно, является конституционным институтом. Отметим, что в научной литературе существует противоположная позиция. Так, С. Г. Сергеев пишет, что уполномоченный по защите прав предпринимателей является внекон-ституционным институтом. При этом он отмечает, что если бы бизнес-омбудсмен вошел в состав Генеральной прокуратуры РФ путем назначения специального федерального прокурора, то только в этом случае он «интегрировался бы в систему установленных Конституцией государственных органов» . Данная позиция представляется спорной. В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» данный орган осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на ее территории. Бизнес-омбудсмен, как было указано выше, задумывался структурой, осуществляющей защиту прав и законных интересов предпринимателей в их взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами.

Анализ Конституции РФ дает основание говорить об обладании институтом уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ конституционно-правовым статусом. Обратим внимание на место данного государственного органа среди органов, определенных Основным законом. Федеральный бизнес-омбудсмен изначально, с момента издания соответствующего Указа главы государства, был определен как «Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей». Из положений Конституции РФ следует, что Президент России, не относясь ни к одной из обозначенных ветвей власти, осуществляет государственную власть. Следовательно, мы можем заключить, что бизнес-омбудсмен также не относится ни к одной из трех ветвей власти, закрепленных в Конституции, и подотчетен только главе государства. Но данный факт, так же как и в случае с органами прокуратуры, отнюдь не свидетельствует об отсутствии у него властных полномочий. Можно сказать, что институт уполномоченного по защите прав предпринимателей обладает правовым статусом «подсистемы государственной власти, которая не может быть отнесена к законодательной, исполнительной и судебной, но может функционировать совместно с ними, обеспечивая их необходимое с учетом требований современного общественного развития дополнение» .

После утверждения должности бизнес-омбудсмена соответствующим указом Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей вошел в структуру данного обеспечительного органа главы государства. То есть, говоря об институте уполномоченного по защите прав предпринимателей, следует выделять два аспекта его деятельности, во-первых, федеральный бизнес-омбудсмен и его рабочий аппарат - это самостоятельный государственный орган, а во-вторых, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей - это должностное лицо Администрации Президента , которая также является государственным органом. Стоит отметить, что это произошло впервые, когда в состав Администрации главы государства была включена должность, возглавляющая самостоятельный государственный орган.

Говоря о нормах Конституции РФ, послуживших предпосылкой для создания института уполномоченного по защите прав предпринимателей, особое внимание необходимо сосредоточить на деятельности уполномоченного по правам человека в РФ. Следует отметить, что Основным законом изначально было предусмотрено данное должностное лицо конституционно-правовых отношений, в компетенцию которого до введения института бизнес-омбудс-мена входило рассмотрение в том числе жалоб от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на неправомерные действия (бездействие) органов государственной власти. Соответствующий федеральный конституционный закон также относит уполномоченного по правам человека и его аппарат к числу государственных органов. Возникает логичный вопрос: для чего было уполномоченного по защите прав предпринимателей делать звеном Администрации Президента, когда он мог являться элементом структуры органа уполномоченного по правам человека? Все не так просто, как казалось бы. Деятельность последнего регламентируется Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» . Данный нормативный правовой акт разъясняет, что омбудсмен существует в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Естественно, что экономические права граждан, среди которых право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, попадали под компетенцию уполномоченного по правам человека до введения должности бизнес-

омбудсмена. Анализ докладов уполномоченного по правам человека РФ за последние 5 лет показывает , что доля жалоб с экономической тематикой существенно уступает по количеству обращений по личным (гражданским) и социальным вопросам, а количество жалоб в сфере защиты прав предпринимателей от неправомерных действий государственных органов и должностных лиц составляет и вовсе незначительную долю процентов от общего показателя поступивших жалоб. Получается, что предприниматели неохотно обращались к уполномоченному по правам человека за защитой своих прав.

Заключение

Создание института бизнес-омбудсмена -это своего рода новая веха в моделировании отношений государства и хозяйствующих субъектов страны. Его деятельность очень обширна и специфична и включает в себя такие полномочия, которые не могли бы быть эффективно реализованы в рамках работы института уполномоченного по правам человека. Для процветания же современной России сегодня крайне важно развитие ее частного сектора экономики. В связи с этим институт бизнес-омбудсмена должен занять особое положение среди органов, определенных Основным законом. Конституционно-правовому развитию нашего государства способствовала статья Конституции РФ, предусматривающая должность уполномоченного по правам человека. Она выступила своего рода предпосылкой для создания специального государственного органа - уполномоченного по защите прав предпринимателей. Компетенция последнего предполагает выведение из сферы деятельности омбудсмена, предусмотренного Конституцией, полномочий по защите прав предпринимателей. Закрепление же института бизнес-омбудсмена в качестве специального государственного органа свидетельствует об особенностях, возлагаемых на него целей и задач, которые стали актуальными в связи с современным политико-экономическим развитием нашего государства.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Рос. газ. 2009. 21 янв.

2. Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей: указ Президента РФ от 22 июня 2012 г. № 879 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 26, ст. 3509.

3. Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации: федер. закон от

В. Л.Фадеева. Институт уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ

4. Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации». Официальный сайт Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Sp ravkaNew%29?OpenAgent&RN=185348-6&02 (дата обращения: 12.04.2013).

5. Титов Б. Ю. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей - о перспективах урегулирования своего законодательного статуса, первых практических результатах работы и перспективах института биз-нес-омбудсмена // Босс. 2013. № 4. С. 47-51.

6. Библиодосье к парламентским слушаниям на тему: «Создание в Российской Федерации института уполномоченных по защите прав предпринимателей». Официальный сайт Комитета Государственной думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. URL: http://www.komitet2-7. km.duma.gov.ru/site.xp/052048052124052049048.html (дата обращения: 15.08.2013).

7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (часть первая) от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 02.07.2013 N 16-П) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 52 (ч. I), ст. 4921.

8. Кировские депутаты отказались вводить должность бизнес-омбудсмена // Рос. газ. 2013. 25 нояб.

9. Об Уполномоченном по защите прав предприни-

мателей в Ростовской области: Областной закон Ростовской области от 30 июля 2013 г. № 1146-3С // Наше время. 2013. № 394-395.

10. Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Ростовской области: Указ Губернатора Ростовской области от 18 февраля 2013 г. № 19 // Наше время. 2013. № 394-395.

11. Сергеев С. Г. «Уполномоченные» и «спецпредставители»: расширение внеконституционности в системе государственного управления современной России // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 10. С. 12-17.

12. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17 янв. 1992 г. № 2202-1 (ред. от 23.07.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 47, ст. 4472.

13. Черкасов К. В. К вопросу о соотношении понятий «орган государственной власти» и «государственный орган» // Пробелы в российском законодательстве. 2008. № 2. С. 84-85.

14. Об утверждении положения об Администрации Президента Российской Федерацииу: указ Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 15, ст. 1395.

15. Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 28 декабря 2010 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 9, ст. 1011.

16. Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. URL: http://ombuds-manrf.org/doklady (дата обращения: 12.04.2013).

The Russian Business Ombudsman Institution

Postgraduate, Department of Constitutional and Municipal Law, Saratov State University, 83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012 Russia E-mail: [email protected]

Introduction. The article considers the status of Business Ombudsman in Russia. This topic is relevant because it is important for Russia today: higher rates of the private sector, especially, of the small and medium businesses. In this regard, the hot topic for our country is protecting of businesses, in particular, their economic rights in their relations with the state. Results. In an article for the study of Business Ombudsman in Russia apply scientific methods of analysis, synthesis, method, system approach, the method of the functional approach, as well as private science methods: statistic, legalistic and comparative law. The study the status of Business Ombudsman in Russia showed that this institution has Constitutional status although it is not registered in the text of Constitution of the Russian Federation. Conclusion. The Russian Business Ombudsman Institution is a new structure in the modeling of relations between the state and business in the country. Its activities are extensive and specific and includes such powers, which could not be implemented effectively in the work of the bodies provided for by the Constitution of the Russian Federation.

Key words: business ombudsman, ombudsman, state, subjects of the Russian Federation, economic basics of the constitutiona system.

1. Konstitucija Rossijskoj Federacii (prinjata na vsenarod-nom golosovanii 12 dekabrja 1993 g.) . Rossijskaja gazeta , 1993, 25 December.

2. Ob Upolnomochennom pri Prezidente Rossijskoj Federacii po zashhite prav predprinimatelej: Ukaz Prezidenta RF ot 22 ijunja 2012 g. № 879 . Sobr. zakonodatel"stvaRos. Federacii , 2012, № 879, article 3509.

3. Ob upolnomochennyh po zashhite prav predprinimatelej v Rossijskoj Federacii: Federal"nyj zakon ot 7 maja 2013 g. № 78-FZ . Sobr. zakonodatel "stva Ros. Federacii , 2013, № 19, article 2305.

4. Ob upolnomochennyh po zashhite prav predprinimatelej v Rossijskoj Federacii: zakonoproekt № 185348-6 (About Business ombudsmen in the Russian Federation: bill № 185348-6). Oficial"nyj sajt Gosudarstvennoj Dumy Federal"nogo Sobranija Rossijskoj Federacii (The official website of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation). Available at: http:// asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?O penAgent&RN=185348-6&02 (accessed 12 May 2013).

5. Titov B. Yu. Business Ombudsman of the President of the Russian Federation about the prospects for the settlement of their legal status, the first practical results of work and prospects of business Ombudsman Institute. Boss, 2013, no. 4, pp. 47-51 (in Russian).

6. Bibliodos"e k parlamentskim slushanijam na temu: «Sozdanie v Rossijskoj Federacii instituta upolno-mochennyh po zashhite prav predprinimatelej (Dossier for the parliamentary hearings on the topic «Creation in the Russian Federation the Russian Business Ombudsman Institution»).Oficial"nyj sajt Komiteta Gosudarstvennoj Dumy po jekonomicheskoj politike, innovacionnomu razvitiju i predprinimatel"stvu (Official site of the State Duma Committee on Economic Policy, Entrepreneurship and Innovation Development). Available at: http://www.komitet2-7.km.duma.gov.ru/site. xpA352048052124052049048.html (accessed 05 August 2013).

7. Ugolovno-processual"nyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast" pervaja) ot 18 dek. 2001 g. N 174-FZ (red. ot 02.07.2013 № 16-P) . Sobr. zakonodatel"stva Ros. Federacii , 2001, no. 52 (part I), article 4921.

8. Kirovskie deputaty otkazalis" vvodit" dolzhnost" biznes-ombudsmena . Rossijskaja gazeta , 2013, 25 November.

9. Ob Upolnomochennom po zashhite prav predprini-matelej v Rostovskoj oblasti: Oblastnoj zakon Ros-tovskoj oblasti ot 30 ijulja 2013 g. № 1146-3S . Nashe vremja, 2013, no. 394-395.

10. Ob Upolnomochennom po zashhite prav predprini-matelej v Rostovskoj oblasti: Ukaz Gubernatora Rostovskoj oblasti ot 18 fevralja 2013 g. № 19 . Nashe vremja, 2013, no. 394-395.

11. Sergeev S. G. «Upolnomochennye» i «specpredstavi-teli»: rasshirenie vnekonstitucionnosti v sisteme gosu-darstvennogo upravlenija sovremennoj Rossii [«Com-missioners» and «special envoys»: extraconstitutional expansion in the administration of modern Russia]. Konstitucionnoe imunicipal"noepravo [ Constitutional and municipal law], 2012, no. 10, pp. 12-17.

12. O prokurature Rossijskoj Federacii: Federal"nyj zakon ot 17 janv. 1992 g. № 2202-1 (red. ot 23.07.2013) . Sobr. zakonodatel"stva Ros. Federacii , 1995, no. 47, article 4472.

13. Cherkasov K. V. K voprosu o sootnoshenii ponjatij «organ gosudarstvennoj vlasti» i «gosudarstvennyj organ» . Probely v rossijskom zakonodatel stve , 2008, no. 2, pp. 84-85.

14. Ob utverzhdenii polozhenija ob Administracii Prezidenta Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta RF ot 6 aprelja 2004 g. № 490 . Sobr. zakonodatel"stva Ros. Federacii , 2004, no. 15, article 1395.

15. Ob upolnomochennom po pravam cheloveka v Ros-sijskoj Federacii: Federal"nyj konstitucionnyj zakon ot 26 fev. 1997 g. № 1-FKZ (v red. ot 28 dekabrja 2010 g.). . Sobr. zakonodatel"stva Ros. Federacii , 1997, no. 9, article 1011.

16. Oficial"nyj sajt Upolnomochennogo po pravam che-loveka v Rossijskoj Federacii (Official website of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation). Available at: http://ombudsmanrf.org/doklady (accessed 12 May 2013).

Если Ваши права как субъекта малого и среднего предпринимательства нарушены, пожалуйста, ознакомьтесь с порядком обращения в Бюро и заявите о нарушении.

1. Бюро осуществляет общественную поддержку и защиту прав субъектов малого и среднего предпринимательства на основании заявлений предпринимателей.

2. Для рассмотрения Вашего обращения, пожалуйста, направьте заявление в Бюро, в котором в обязательном порядке укажите:

  • наименование заявителя - юридического лица (указывается ФИО руководителя, организационно-правовая форма, основной вид деятельности) или Индивидуального предпринимателя (указывается ФИО, вид деятельности);
  • регион, в котором произошло нарушение прав;
  • контактную информацию заявителя (указывается регион, индекс, населенный пункт, адрес, электронная почта, телефон);
  • текст обращения (могут быть указаны государственные (муниципальные) органы власти, должностные лица (ФИО, должность), на действия которых подаётся жалоба; суть нарушения; когда и при каких обстоятельствах указанные действия были совершены или с какого времени продолжают совершаться; какие нормативные правовые акты Вы считаете нарушенными; какие последствия нарушений возникли (причинен ущерб и пр.); предпринятые меры защиты прав и их результаты.

К заявлению необходимо приложить документы и материалы, подтверждающие доводы заявителя.