Комбатанты, наёмники, добровольцы. Правовой статус комбатантов и некомбатантов Привилегированный и непривилегированный комбатант

Концепция комбатантов занимает особое место в системе международного гуманитарного права. Одной из определяющих характеристик современного государства является монополия на законное применение силы. Только государственные органы имеют право в определенных обстоятельствах использовать силу в пределах территории государства и за ее пределами. Таким образом, исторически статус комбатантов присваивался личному составу регулярных вооруженных сил государства, которые осуществляют право государства на использование силы для защиты своих интересов. Поэтому только комбатанты имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях.

Не могут быть привлечены к ответственности за участие в военных действиях. Тем не менее, они могут подвергаться нападению, пока не попадут в руки неприятеля или выведены из строя. Попав во власть неприятеля, если соблюдают персональные требования отличия от гражданских лиц, они получают статус военнопленного. Эти требования, призванные содействовать защите гражданского населения от последствий военных действий, формулируются как условия получения и сохранения статуса комбатанта. Несоблюдение данных требований лишает комбатанта статуса военнопленного, а также иммунитета к судебному преследованию.

Комбатанты в международном праве.

Комбатант (сражающийся) - лицо, входящее в состав вооруженных сил одной из сторон (ст. 3 приложения к Гаагской конвенции 1907 года и ст.43, п. 2 Дополнительного протокола I). Никто не может стать комбатантом лишь по собственной воле; он должен принадлежать к группе, которая, в свою очередь, должна принадлежать одной из сторон международного вооруженного конфликта, то есть государству (ст. 2 общая для Женевских конвенций I-IV) либо национально-освободительному движению (ст. 1, п. 4 Дополнительного протокола I).

Все ли члены регулярных государственных вооруженных сил являются комбатантами? Статья 3 приложения к Гаагской конвенции 1907 года может вызвать путаницу, поскольку в ней говорится, что «вооруженные силы воюющих сторон могут состоять из сражающихся и несражающихся», и обе категории пользуются правами военнопленных. Категория несражающихся, указанная в данной статье, включала, например, поваров и других членов вооруженных сил, не принимавших непосредственного участия в боевых действиях.

Однако в современной терминологии такое различие не проводится. Практически все участники, вне зависимости от исполняемых функций, являются комбатантами, то есть могут принимать непосредственное участие в военных действиях и подвергаться нападению (ст. 43, п. 2 Дополнительного протокола I). Однако военный медицинский и религиозный персонал не являются комбатантами. Они не могут непосредственно участвовать в военных действиях, не могут подвергаться нападению и не считаются военнопленными, если попадут во власть неприятеля. В подобном случае они должны быть освобождены и репатриированы, если их задержание не требуется для ухода за военнопленными.

Женевская конвенция III.

Строго говоря, ст. 4 Женевской конвенции III применяется не только к сражающимся. Тем не менее, к категории лиц, пользующихся статусом военнопленных, относятся преимущественно комбатанты.

  • Текст статьи 4, ч. A, п. 1 Женевской конвенция III, гласящий, что «личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил» считаются военнопленными, если попадут во власть неприятеля, подтверждает, что данные лица являются комбатантами.
  • Статья 4, ч. A, п. 3 Женевской конвенция III дополнительно причисляет к сражающимся «личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительства или власти, не признанных держащей в плену державой».
  • Развивая условия ст. 1 Гаагских положений, ст. 4, ч. A, п. 2 Женевской конвенции III добавляет к комбатантам «личный состав других ополчений и добровольческих отрядов», если они отвечают следующим условиям:
    1. имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных,
    2. имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак,
    3. открыто носят оружие; и
    4. соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.
  • Повторяя исключение, допущенное в ст. 2 Гаагских положений, статья 4, ч. A, п. 6 Женевской конвенции III подтверждает статус сражающихся для отдельных гражданских лиц на неоккупированной территории, не входящих в состав какой-либо вооруженной группы, которые при приближении неприятеля стихийно по собственному почину берутся за оружие, но только в том случае, если они носят оружие открыто и соблюдают законы и обычаи войны. Жители оккупированной территории не имеют подобной привилегии.

Дополнительный протокол I.

В статье 43 Дополнительного протокола I применяется более широкая и обобщенная концепция вооруженных сил. Вооруженные силы включают все организованные вооруженные группы и подразделения, находящихся под командованием лица, ответственного перед стороной конфликта, при условии, что такие силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая, в частности, обеспечивает соблюдение международного гуманитарного права. Члены таких групп являются комбатантами.

Однако сражающийся сохраняет свой статус и статус военнопленного только в том случае, если соблюдает обязательство отличить себя от гражданского населения (открыто носит оружие, соответствующую форму, знаки отличия, и т. п.) в ходе подготовки или проведения военной операции.

Статья 44, п. 6 Дополнительного протокола I добавляет, что ни одно лицо, являющееся комбатантом в соответствии с Женевской конвенцией III, не может быть лишено своего статуса в соответствии с Дополнительным протоколом I.

Отдельные категории участников вооруженных конфликтов.

Наемники.

Согласно статье 47 Дополнительного протокола I наемники не являются комбатантами и военнопленными. Одно из условий, определяющих статус наемника – не состоять в вооруженных силах стороны конфликта, является нормой международного обычного права. Действительно, в соответствии с обычным и договорным гуманитарным правом первое условие, которое должно соблюдаться для получения статуса военнопленного – принадлежать к личному составу вооруженных сил одной из сторон международного вооруженного конфликта.

Шпионы.

В соответствии со статьей 46 Дополнительного протокола I, подтверждающей положения международного обычного права, лица, захваченные во время занятия шпионажем, не имеющее на себе форменной одежды, не имеют права на статус военнопленного и привилегии комбатанта.

Дети-солдаты.

Дети-солдаты – это категория сражающихся, которая пользуется особым международным вниманием. В международных вооруженных конфликтах, как указано в ст. 77, п. 2 Дополнительного протокола I, государства должны предпринимать все «практически возможные меры для того, чтобы дети, не достигшие пятнадцатилетнего возраста, не принимали непосредственного участия в военных действиях». В любом случае, дети-солдаты, которые попали во власть одной из сторон конфликта, независимо от того, имеют ли они статус военнопленных, также пользуются дополнительной защитой для детей предусмотренной, в частности, в ст. 77 Дополнительного протокола I.

Незаконные комбатанты.

Согласно вышеизложенным правилам, некоторые лица, принимающие непосредственное участие в военных действиях, не являются комбатантами или утрачивают статус военнопленного. Такие лица могут рассматриваются как «непривилегированные комбатанты» или «непривилегированные сражающиеся», поскольку они лишаются права применять военное насилие. Их также можно назвать «незаконными комбатантами », поскольку их деятельность не санкционирована международным гуманитарным правом (например, потому что они не соблюдают требования для законных комбатантов). Акты насилия, совершенные такими лицами, могут быть наказаны в соответствии с внутренним уголовным законодательством задержавшей его стороны, но его деяния как таковые не являются военным преступлением.

Комбатанты в немеждународных вооруженных конфликтах.

Международное гуманитарное право, применимое во время , не содержит ни каких упоминаний ни о комбатантах, ни о статусе комбатанта или военнопленного. Действительно, ни одно государство не станет признавать, что его собственные граждане, участвующие в вооруженном противостоянии против правительства или друг против друга, имеют право безнаказанно совершать акты насилия, даже при соблюдении требований международного гуманитарного права. Поэтому международное гуманитарное право немеждународных вооруженных конфликтов просто обеспечивает основные гарантии гуманного обращения для всех тех, кто не принимает или перестал принимать участие в военных действиях, «включая тех лиц из состава вооруженных сил, которые сложили оружие», в соответствии со статьей 3, общей для Женевских конвенций I-IV.

Когда-то давно в Европе было принято, чтобы враждующие армии сходились в чистом поле и решали вопросы относительно того, кто главный, чья это территория, и занимались прочими политическими "разборками". Но и в то время многие военачальники нанимали так называемых рутьеров, которые грабили и убивали население без всяких правил, а рыцари оставались будто бы ни при чем. Поэтому стал возникать вопрос о том, кто именно может сражаться во время вооруженного конфликта, как эти люди должны называться. Так появился термин «комбатант». Это слово пришло к нам из французского языка, оно стало обозначать человека, который принимает непосредственное участие в каком-либо конфликте с оружием в руках.

Кто такие комбатанты

Такие люди существовали всегда, но особый юридический статус обрели сравнительно недавно. Это произошло в начале прошлого века, в 1907 году, когда была принята так называемая Четвертая Гаагская Конвенция. В этом голландском городе, в котором, по сложившейся традиции, решаются многие вопросы международного значения, проходила специальная конференция.

В результате довольно длительных и острых дискуссий участники согласовали между собой критерии, по которым бойцы враждующих сил могут именоваться особым образом. Итак, комбатанты в международном праве - это люди, принимающие участие в вооруженном конфликте, но при этом заметно отличающиеся от других групп, применяющих силовые методы.

Специфика и отличия

Разумеется, к данному типу сражающихся относятся официальные солдаты. Но поскольку военные действия ведутся не только регулярными армиями, но иногда и разного рода ополчениями, то было решено, что комбатантами являются и они. Для этого добровольческие отряды должны соответствовать определенным критериям. Прежде всего, у них должен быть начальник, который несет ответственность за их действия. Они должны иметь какие-то отличительные знаки или форму, по которым сразу будет видно, что это бойцы, а не гражданские. И оружие эти люди должны носить открыто. Кроме того, они должны соблюдать при ведении военных действий, как и регулярные военные.

Что полагается комбатантам

Кстати, в число таких «признанных бойцов» могут входить и гражданские лица, взявшиеся за оружие вследствие неожиданного вторжения вражеской армии, если регулярные войска не успели защитить эту территорию и не оставили там своих подразделений. Но при этом они должны соответствовать всем вышеперечисленным критериям. Правда, гражданам тех стран, которые стали участницами Первого Протокола к Женевским Конвенциям 1948 года, не обязательно носить отличительный знак. Тем не менее, остальные требования, в том числе открытое ношение оружия, чтобы противоположная сторона знала, в кого стрелять, остаются. Это значит, что комбатант - это человек, который добровольно подвергает себя опасности быть раненым и убитым. В случае его захвата врагами он имеет право на статус военнопленного. И обращаться с ним должны соответственно.

Если же речь идет о военных пилотах, то в них запрещено стрелять, если они приземляются на парашютах из сбитого самолета, а затем им должно быть предложено сдаться.

Привилегированный и непривилегированный комбатант

Это различие между разными видами бойцов исходит из следующего: будучи сражающимися де-факто, де-юре определенные группы людей могут не соответствовать критериям Гаагской конвенции. Например, если солдаты или ополченцы расстреливают пленных, добивают раненых или иначе нарушают гуманитарное право. Кроме того, шпионы, наемники, все, кто не подпадает под вышеописанные категории, являюся непривилегированными комбатантами. требует, чтобы в случае возникновения сомнений в том, к какому именно виду сражающихся принадлежит данное лицо, оно вначале содержалось в качестве военнопленного, а затем его судьбу решает специальный трибунал.

На что может рассчитывать комбатант?

Это зависит от множества факторов. Дополнительный протокол к 1977 года предоставляет статус комбатантов сражающимся лицам, даже если их власть или начальство официально не признаны враждующей стороной. За самого бойца отвечает государство или, по крайней мере, его командование. Оно дает ему право убивать и стрелять на поражение, но оно не имеет права приказать ему нарушать законы войны и права человека.

Комбатантами называются в последнее время не только участники но и представители воюющей и восставшей стороны, если речь идет о внутренних проблемах одного государства. Но и в таком случае все они должны соответствовать правовым критериям. Что касается непривилегированных комбатантов, то они находятся под защитой Третьей и Четвертой Женевских Конвенций. Они должны ожидать справедливого правосудия.

Кто такие нон-комбатанты

Вопреки распространенному мнению, это не только мирные жители и гражданские лица. Комбатанты и некомбатанты - это, прежде всего, различие между людьми, находящимися в вооруженных силах (не столь важно, регулярных или добровольческих), но не сражающихся непосредственно. Эти люди могут обслуживать армию, быть журналистами, юристами, духовными лицами, но не принимать участия в боевых действиях. Им разрешено применять оружие исключительно для самообороны. Поэтому запрещает делать их мишенями для военных действий, за исключением тех случаев, когда они сами начинают вступать в бой и теряют свой статус. Если их задерживают, они не являются военнопленными. Их убийство является преступлением против прав человека.

К некомбатантам относятся также люди, де-юре являющиеся бойцами, но не принимающие участия в сражениях. Государства, которые не ратифицировали всех необходимых для соблюдения гуманитарного права договоров, например, Римского Статута Международного Уголовного Суда, обязаны, по крайней мере, не подвергать некомбатантов пыткам, не унижать их достоинство, не брать заложников и так далее.

от франц. combattant воин, боец)

в международном праве лица, входящие в состав вооруженных сил и непосредственно участвующие в военных действиях. Комбатантами считается весь личный состав регулярных вооруженных сил (кроме медицинских работников и некоторых др.), а также ополчений, партизанских отрядов и др.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОМБАТАНТЫ

от франц. combattant - воин, боец), в международном праве - лица, входящие в состав вооруженных сил воюющей стороны и имеющие право принимать непосредственное участие в военных действиях. К. являются: личный состав вооруженных сил (кроме лиц медицинского и духовного персонала); личный состав ополчений, добровольческих отрядов и организованных движений сопротивления, если они имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, имеют определенный и явственно видимый отличительный знак, открыто носят оружие и соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны; лица, не входящие непосредственно в состав вооруженных сил, но следующие за ними и обслуживающие их; экипажи судов торгового флота и гражданской авиации; население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие для борьбы с вторгающимся врагом, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно носит открыто оружие и соблюдает законы и обычаи войны. Международное право в качестве К. рассматривает и бойцов вооруженного конфликта немеждународного характера, борющихся за осуществление права народа на самоопределение. Лит.: Гассер Х.-П. Международное гуманитарное право. М., 1995; Кальсховен Ф. Организация методов и средств ведения войны. М., 1994; Арцибасов К.Н. Международное право (законы и обычаи войны). М., 1975; Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1963. Вып. 16; Мулинен Ф. Право войны: Руководство для вооруженных сил. Изд. МККК, б/г.

  • 8. Международное правотворчество. Процесс создания норм международного права. Понятие и виды международных норм. Кодификация международного права.
  • 10. Понятие и виды субъектов международного права. Содержание международной правосубъектности.
  • 11. Государства как основные субъекты международного права. Особенности правосубъектности федеративных государств.
  • 12. Понятие, правовая природа, виды, формы и способы международно-правового признания.
  • 13. Понятие правопреемства. Основания возникновения вопроса о правопреемстве. Виды и объекты правопреемства. Особенности правопреемства в связи с распадом ссср.
  • Вопрос 15. Заключение международных договоров. Договорная инициатива. Полномочия. Стадии заключения договора. Ратификация договора.
  • 16. Опубликование договора. Регистрация договора. Депозитарий и его функции. Оговорки и их юридические последствия. Поправки. Толкование договора.
  • 17. Действие международного договора: вступление договора в силу, прологация договора. Аннулирование и денонсация. Основания и последствия недействительности договоров.
  • 19. Понятие международного органа. Международные организации: понятие, классификация, юридическая природа, их роль и значение
  • 20. Структура и принципы формирования органов международной организации, процедура принятия решений
  • 21. История создания оон. Устав оон, цели и принципы оон. Бюджет оон. Привилегии и иммунитеты
  • 22. Система органов оон. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности оон. Специализированные учреждения оон. Международный суд оон
  • 23. Региональные организации. Содружество Независимых Государств. Совет Европы. Европейский союз
  • 24. Резолюция международных организаций: понятие, юридическая природа, их место в международной нормативной системе. Концепция мягкого права.
  • 25. Государственные границы. Делимитация и демаркация. Договоры о режиме границ. Законодательство рф о государственной границе.
  • 26. Виды территорий по международному праву. Государственная территория.
  • 38. Дипломатические привилегии и иммунитеты
  • 39. Право международной безопасности. Универсальная и региональная системы коллективной безопасности. Меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению. Меры доверия
  • 43. Организационно-правовой и судебный механизм защиты прав человека на международном уровне. Комитет по правом человека. Система докладов. Право граждан на обращение в международные инстанции.
  • 44. Защита прав человека в период вооруженных конфликтов
  • 46. Участники вооруженных конфликтов. Комбатанты и некомбатанты. Военные и санитарные корабли и летательные аппараты
  • 47. Запрещенные средства и методы ведения войны
  • 49. Режим военного плена; обращение с военнопленными; интернирование
  • 50. Режим военной оккупации. Защита невоенных объектов и культурных ценностей во время вооруженных конфликтов
  • 52. Уголовная ответственность физических лиц за преступления против мира и человечности. Международные трибуналы. Международный Уголовный Суд
  • 54. Правовая помощь по уголовным делам. Выдача лиц для привлечения к уголовной ответственности. Правовые основания отказа в выдаче. Международные организации уголовной полиции
  • 56. Внутренние морские воды: понятие, правовой режим, воды портов, «исторические воды». Правовой режим территориального моря и прилегающей зоны.
  • 57. Правовой режим экономической исключительной зоны и континентального шельфа
  • 58. Открытое море: понятие, свободы открытого моря, правовое положение торговых судов и военных кораблей. Оказание помощи и спасение на море
  • 60. Международные полеты и режим воздушного пространства. Правила полета в воздушном пространстве государств и в международном воздушном пространстве. Правовой статус воздушного судна и экипажа.
  • 61. Регулирование коммерческой деятельности авиакомпаний нормами воздушного права. Ответственность за ущерб, причиненный иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности
  • 66. Международное сотрудничество по специальным вопросам. Международное сотрудничество в области обмена информацией и связи. Международное сотрудничество в области науки, культуры и образования
  • 67. Правовая помощь по гражданским и семейным делам
  • 68. Признание и исполнение иностранных судебных решений. Признание и исполнение иностранных арбитражных решений
  • 46. Участники вооруженных конфликтов. Комбатанты и некомбатанты. Военные и санитарные корабли и летательные аппараты

    Комбатанты – это лица, входящие в состав регулярных вооруженных сил и имеющие право принимать непосредственное участие в боевых действиях против неприятеля

    К комбатантам относятся лица , принадлежащие к составу вооруженных сил воюющих сторон, партизаны, участники военных ополчений, добровольцы, личный состав организованных движений сопротивления, лица, стихийно взявшие в руки оружие для борьбы с вторгшимся противником и еще не успевшие организоваться в отряды.

    Комбатантами являются также участники национально-освободительных движений, которые ведут борьбу против колониального господства, иностранной оккупации и расистских режимов, экипажи торговых судов и самолетов гражданской авиации, если они оказывают непосредственную помощь воюющим.

    Некомбатанты – лица, входящие в состав вооруженных сил, оказывающие им помощь в качестве персонала обеспечения, но сами непосредственно в боевых действиях не участвующие.

    Это медицинский, интендантский состав, корреспонденты, репортеры, духовенство. К ним не должно применяться оружие до тех пор, пока они используют свое оружие только для самозащиты или для защиты вверенного им имущества. В случае же непосредственного их участия в боевых действиях они становятся комбатантами.

    Иностранные военные советники и инструкторы – это лица, входящие в вооруженные силы другого государства, которые в соответствии с международными соглашениями находятся в другом государстве для оказания помощи в освоении боевой техники и обучении личного состава вооруженных сил.

    Советники и инструкторы не участвуют в военных действиях. Советники обучают ведению боевых действий. Инструкторы помогают в освоении боевой техники. Однако если эти лица принимают участие в боевых действиях, они приравниваются к комбатантам.

    47. Запрещенные средства и методы ведения войны

    Средства ведения войны - оружие, снаряды, вещества, применяемые вооруженными силами воюющих сторон для нанесения вреда и поражения противнику.

    Методы ведения войны - это порядок использования средств ведения войны.

    Согласно ст. 35 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. право сторон, находящихся в конфликте, выбирать средства и методы ведения войны не является неограниченным.

    Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или страдания или делающие смерть сражающихся неизбежной, а также ведущие к массовому разрушению и бессмысленному уничтожению материальных ценностей.

    МП запрещает следующие средства и методы ведения войны:

    Яды или отравленное оружие, удушливые, ядовитые или другие газы, аналогичные жидкости, вещества и процессы, а также бактериологическое оружие;

    Средства воздействия на природную среду во враждебных целях;

    Любое оружие, если его действие заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей;

    Мины, мины-ловушки и другие устройства в виде, детских игрушек и предметов медицинской помощи;

    Любое зажигательное оружие против гражданского населения, населенных пунктов и невоенных объектов;

    Другие виды обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющие неизбирательное действие;

    Осуществление геноцида на захваченной территории;

    Предательское убийство или ранение сложившего оружие или безоружного неприятеля; объявление обороняющимся, что в случае сопротивления им не будет пощады и т.д.

    Однако МП не запрещает военные хитрости с целью ввести противника в заблуждение или побудить его действовать опрометчиво.

    Пример: использование маскировки, ловушек, ложные операции и дезинформация.

    В связи с развитием НТП и повышением его уровня в военно-промышленном комплексе особое место в МП вооруженных конфликтов занимают средства и методы ведения воздушной войны.

    Положения Дополнительного протокола I направлены на защиту гражданского населения от нападений с воздуха.

    Нападения с воздуха могут быть направлены только против военных объектов. Запрещается нападение или угроза нападения, основная цель которого состоит в том, чтобы терроризировать гражданское население.

    № 48. Понятие жертв войны, общие требования к их защите; правовая регламентация. Дополнительные протоколы 1 и11 к Женевской конвенциям 1949 г.

    Жертвы вооруженных конфликтов - это лица, которые не принимают непосредственного участия в военных действиях или прекратили такое участие с определенного момента: раненые и больные комбатанты и некомбатанты, военнопленные, гражданское население, в том числе оккупированных территорий. Жертвы любой войны должны при всех обстоятельствах пользоваться защитой и гуманным обращением. Запрещаются: преднамеренные убийства; нанесение увечья; жестокое, оскорбительное или унижающее человеческое достоинство обращение; преднамеренное причинение телесных повреждений; пытки, истязания, медицинские эксперименты; осуждение и применение наказания без вступившего в силу судебного решения; оставление без медицинской помощи, питания, воды. Особой защитой и покровительством пользуются дети, женщины, престарелые. Лица, виновные в умышленном нарушении норм о защите жертв войны, являются военными преступниками, подлежащими уголовному наказанию. В 1977 г. в результате большой нормотворческой работы были приняты два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям 1949 г. Форма дополнительного протокола для этих документов была избрана неслучайно. Они имеют силу только для тех государств, которые их подписали и ратифицировали. Дополнительные протоколы необязательны для стран, их не подписавших. Последние остаются связанными только положениями Женевских конвенций. Эти протоколы следует рассматривать как уточнение и дополнение Женевских конвенций, в них решаются новые вопросы, а также те вопросы, которые были недостаточно урегулированы в Женевских конвенциях. С помощью протоколов устранен искусственный, не соответствующий современным условиям разрыв между нормами, гарантирующими защиту жертв войны, и нормами, которые касаются средств ведения войны.

    Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. касается защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I). Подобно Женевским конвенциям, Протокол I обязывает воюющих соблюдать его и обеспечивать его соблюдение. Поэтому любые отклонения от предписаний Протокола I не могут быть оправданы ссылкой на военную необходимость. Протокол применяется к ситуациям вооруженного конфликта международного характера. Эти ситуации включают также национально-освободительные войны.

    Учитывая опыт вооруженных конфликтов, Протокол I, подтверждая принципы Брюссельской конвенции 1874 г., устанавливает, что право сторон выбирать методы или средства войны не является неограниченным. Исходя из этой правовой формулы воюющим запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания, а также обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде. Значительная по объему статья закрепляет недопустимость вероломства.

    Протокол II по сфере действия, разработанности и объему значительно отличается от Протокола I. Вместе с тем он устранил существовавший пробел в регулировании общественных отношений, связанных с военными действиями внутри территории какого-либо суверенного государства.

    Одна из специфических черт международного гуманитарного права состоит в том, что в его развитии и реализации важная роль принадлежит общественным организациям и прежде всего Движению Красного Креста и Красного Полумесяца.

    Практически в каждой стране действуют национальные общества этого движения.

    На международном уровне они объединены в Лигу обществ Красного Креста и

    Красного Полумесяца. Высшим органом Движения является Международная конференция Красного Креста и Красного Полумесяца.

    Международный Комитет Красного Креста (МККК) в рамках Движения обладает собственным статусом и официально признан Женевскими конвенциями.

    Состоит он из швейцарских граждан. МККК осуществляет наблюдение за соблюдением международного гуманитарного права, оказывает помощь жертвам вооруженных конфликтов, содействует распространению знаний о международном гуманитарном праве и вносит предложения о его развитии.

    ащита раненых и больных распространяется на всех раненых и больных, военных или гражданских, которые нуждаются в немедленной медицинской помощи. Такие лица должны быть уважаемы и защищаемы.

    Воюющие стороны обязаны принимать немедленные меры для поиска и сбора раненых и больных. В случае необходимости для этого устанавливается перемирие. К раненым воинам противника следует относиться с уважением, оказывать им необходимую медицинскую помощь. Запрещены медицинские эксперименты над ними. Мертвых подбирают и достойно хоронят. Информация о захоронениях сообщается МККК. Захоронения должны поддерживаться в порядке, к ним обеспечивается доступ родных.

    Медицинский персонал находится под защитой международного гуманитарного права, воюющие должны относиться к нему с уважением и обеспечить защиту. Медперсонал может быть задержан противником. В таком случае он должен продолжать выполнение своих функций, предпочтительно в отношении собственных граждан.

    Защите подлежат постоянные медицинские учреждения и подвижные медицинские формирования. Они должны иметь отличительные знаки. Защита прекращается лишь в случае их использования в целях причинения вреда противнику. Медперсонал вправе иметь личное оружие для самообороны и защиты пациентов. При захвате противником раненых и больных они пользуются правами военнопленных.

    Некоторая специфика защиты раненых и больных приобретает в случае морской войны. Соответствующие нормы в этом случае распространяются также на потерпевших кораблекрушение. Особое значение при этом имеют поиск и спасение. Они должны предприниматься немедленно после сражения самими боевыми кораблями.

    Во время вооруженных конфликтов население, проживающее на территории государства, делится на две группы: относящееся к вооруженным силам (вооруженные силы, партизаны и т.д.) и не относящееся к вооруженным силам (гражданское население). В свою очередь международное право различает две категории лиц, принадлежащих к вооруженным силам воюющих сторон: сражающиеся (комбатанты) и не участвующие в сражениях (некомбатанты).

    Комбатанты - это лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, непосредственно ведущие боевые действия против неприятеля с оружием в руках. Попав в плен, комбатанты приобретают статус военнопленных.

    Некомбатанты - это лица, входящие в состав вооруженных сил, непосредственно не участвующие в боевых действиях. Это - военные корреспонденты, юристы, духовенство, интенданты. Некомбатанты могут иметь личное оружие для самозащиты. В случае участия в боевых действиях они приобретают статус комбатантов.

    В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. к комбатантам относятся:

    личный состав регулярных вооруженных сил;

    ополчение, добровольческие отряды как входящие, так и не входящие в состав регулярных вооруженных сил;

    личный состав движений сопротивления и партизанских формирований;

    лица, оказывающие помощь вооруженным силам, но участия в боевых действиях не принимающие;

    члены экипажей торговых судов и гражданских самолетов, оказывающие помощь сражающимся;

    население, которое при приближении противника взялось за оружие, если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.

    Партизаны и бойцы национально-освободительных движений являются комбатантами, если они:

    принадлежат к какому-либо военным образом организованному отряду, во главе которого стоит ответственное лицо;

    носят отличительные знаки;

    открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.

    При соблюдении этих условий члены партизанских отрядов при попадании в плен признаются комбатантами.

    Разведчики - лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, носящие военную форму и проникающие в расположение неприятеля в целях сбора сведений о нем для своего командования. Захваченные в плен разведчики пользуются статусом военнопленных. От разведчиков следует отличать лазутчиков (шпионов) - лиц, которые, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирают сведения в районе военных действий. На этих лиц режим военного плена не распространяется.

    Иностранные военные советники и инструкторы - это лица, входящие в вооруженные силы другого государства, которые в соответствии с международными соглашениями находятся в другом государстве для оказания помощи в освоении боевой техники и обучении личного состава вооруженных сил. Советники и инструкторы не участвуют в военных действиях. Советники обучают ведению боевых действий. Инструкторы помогают в освоении боевой техники. Однако если эти лица принимают участие в боевых действиях, они приравниваются к комбатантам.

    Не являются комбатантами наемники (см. гл. 18).

    От наемников следует отличать добровольцев (волонтеров) - иностранных граждан, которые в силу политических или иных убеждений (а не из материальных соображений) поступают на службу в армию какой-либо воюющей стороны и включаются в личный состав вооруженных сил.

    Режим военного плена регламентирован III Женевской конвенцией 1949 г. Согласно Конвенции военнопленными считаются попавшие во власть неприятеля следующие лица:

    личный состав вооруженных сил, ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав вооруженных сил;

    личный состав партизанских отрядов;

    личный состав вооруженных сил, подчиняющийся правительству, не признанному держащей в плену державой;

    военные корреспонденты, поставщики, другие лица, следующие за вооруженными силами;

    члены экипажа торгового флота и гражданской авиации;

    население неоккупированной территории, взявшееся за оружие, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

    Каждый военнопленный при его допросе обязан сообщить только свои фамилию, имя, звание, дату рождения и личный номер.

    Держащая в плену держава несет ответственность за обращение с военнопленными. Военнопленные не могут быть подвергнуты физическому калечению, научным и медицинским опытам. К ним не могут применяться репрессалии. Военнопленные должны быть защищены от насилия и запугивания, им обеспечивается уважение к личности и чести. Захватившая в плен держава может подвергнуть военнопленных интернированию. Им может быть также запрещено выходить за установленную черту лагеря. Военнопленные обеспечиваются помещением, питанием, одеждой, медицинской помощью. К ним должен допускаться медицинский и духовный персонал. В плену сохраняется ношение знаков различия.

    Военнопленным должна обеспечиваться возможность работать, принуждать к труду запрещается. Запрещено использовать военнопленных на опасных (например, удаление мин) или унизительных работах. В процессе работы должны соблюдаться требования техники безопасности. Военнопленным должны быть разрешены сношения с внешним миром. Им обеспечивается также право подачи жалобы властям держащей их в плену державы.

    Военнопленные обязаны подчиняться законам держащего в плену государства, которое имеет право применять судебные и дисциплинарные взыскания за проступки.

    Однако взыскание может быть наложено только один раз за один проступок.

    Воспрещаются коллективные наказания. За побег военнопленный может быть подвергнут только дисциплинарному наказанию.

    По окончании военных действий военнопленные освобождаются и репатриируются (возвращаются на родину).