Решу егэ обществознание формы государства. Схема по обществознанию "Формы государства" (9 класс)

Поскольку страны и общества очень разнообразны, то и государственная власть в них может быть организована различными способами. И в истории человечества, и в наши дни есть много разных типов государств. Государства различаются по формам правления, формам государственного устройства и типам политического режима.

Форма правления - это порядок образования высших органов государственной власти. По этому признаку государства подразделяются на монархии и республики.

При монархической форме правления высшая власть в государстве принадлежит одному лицу (королю, царю), получающему эту власть

по наследству. Существует два основных вида монархий - абсолютные и конституционные (парламентские) монархии.

В абсолютной монархии власть монарха не ограничена, он назначает высших чиновников, издает законы, в его ведении находится бюджет страны. Такие монархии характерны для традиционных обществ, примерами их могут быть формы правления Ивана Грозного или Петра I. Ныне абсолютные монархии сохранились лишь в некоторых странах Востока (Саудовская Аравия, Оман и др.).

В конституционной или парламентской монархии власть монарха сильно ограничена, она имеет в основном символический и представительный характер. Конституционные монархии, например, существуют в целом ряде европейских стран - Великобритании, Испании, Швеции, Бельгии и др. Реальная власть в этих странах принадлежит парламентам и правительствам, избираемым народом. Правительства не подчинены в своей деятельности монархам. Королевы и короли лишь формально утверждают состав правительств, открывают работу вновь избранных парламентов и осуществляют другие символические акции.

При республиканской форме правления высшая власть принадлежит выборным органам. Республиканская форма государства возникла еще в античности - в Древней Греции и в Древнем Риме. Но это было скорее исключительное явление. Сейчас эта форма правления характерна для большинства стран мира. Современные республики обычно подразделяются на парламентские и президентские.

И в тех, и в других главой государства является президент, которого избирает или парламент, или весь народ. Но в парламентских республиках президент не участвует в управлении страной, в формировании правительства. Его основная роль - надзор за соблюдением конституционного порядка в стране. Основная власть принадлежит правительству во главе с премьер-министром. Обычно премьер-министр представляет партию, победившую на парламентских выборах. В своей деятельности правительство несет ответственность перед парламентом. К типичным парламентским республикам относятся, например, Германия, Италия, Финляндия, Австрия.

В президентских республиках президент обладает полномочиями главы государства и главы правительства. В четкой форме это выражено в государственном устройстве США, где президент является главой правительства. Но есть республики, где президент и глава правительства - разные лица. Это, например, Франция или Россия. В таких странах президент осуществляет общее руководство правительством, внешнеполитическими отношениями, является главнокомандующим вооруженными силами и имеет ряд других важных властных полномочий. Функции премьер-министра сосредотачиваются на управлении экономикой и социальной сферой.

Форма государственного устройства - это территориальное устройство государства, определяющее взаимоотношение центральной и региональной власти. По этому признаку государства делятся на унитарные и федеративные.

Унитарные государства отличаются политическим единством. Отдельные административно-территориальные образования (области, провинции, штаты и т.п.) не имеют своих конституций или собственных законодательств, не обладают суверенитетом, т.е. не являются государственными образованиями. Во всех регионах унитарного государства действует единая система законов, проводится единая экономическая, финансовая и т.п. политика. К числу унитарных государств относятся Франция, Япония, Казахстан и многие другие страны.

Федеративное государство - это сложное государство, в котором его отдельные части (субъекты Федерации - республики, земли, штаты и т.п.) сами обладают определенным государственным суверенитетом и соответствующими государственными органами. Наша страна, Россия, является таким федеративным государством. Федерациями являются также Германия, США, Индия и ряд других стран. Исторически некоторые федерации образовывались в результате объединения или союза ранее независимых государственных образований (например, объединение Германии в XIX в. при Бисмарке), или же федеративное устройство отражает многонациональный характер страны.

Субъекты Федерации могут обладать собственными конституциями, законодательными собраниями, высшими органами исполнительной и судебной власти. Парламенты федераций обычно имеют двухпалатную структуру, при этом верхняя палата (в России - Совет Федерации, в США - Сенат) представляет интересы субъектов федеративного государства. Верховная власть в таких государствах принадлежит федеральным органам, и только они ведают определенным кругом дел (внешняя политика, управление вооруженными силами, таможенное дело и т.п.).

Существует также такая редкая форма государственного устройства, как конфедерация. Это государственный союз суверенных государств. В этом союзе государства могут вместе осуществлять ряд функций, например, обороны, внешней и таможенной политики. Конфедерации обычно неустойчивы, они или преобразуются в федерации (например, конфедерация североамериканских штатов в XVIII в.), или распадаются (в 1958-1961 гг. была недолгая конфедерация Египта и Сирии). До 1848 года Швейцария представляла собой конфедерацию, даже сейчас официальное название этой страны - Швейцарская Конфедерация. Но реально в ней федеративное устройство: полномочия субъектов (кантонов) ограничены, в ведении центральных федеральных властей находятся вопросы внешних отношений, армии, железных дорог, денежной эмиссии.

Типы политического режима - это методы осуществления государственной власти, используемые стоящими у власти людьми или группами. Существуют два основных типа политических режимов: демократический и антидемократический. В свою очередь основными разновидностями антидемократического режима являются авторитарный и тоталитарный режимы.

Демократия предполагает обеспеченность политических прав и свобод граждан и их организаций; существование политического плюрализма, конкуренции политических партий в борьбе за власть; выборность глав государства, центральных и местных органов государственной власти; ограничение деятельности государства рамками закона, принцип разделения властей и др.

Авторитарный режим характеризуется жесткой централизацией власти, значительным ограничением прав и свобод граждан, ограничением или запрещением партий и других организаций, ограничением роли выборных органов и усилением роли исполнительных органов и сосредоточением власти в руках главы государства. Авторитарные режимы характерны для абсолютных монархий, для стран, во главе которых оказывались военные диктаторы, для некоторых государств третьего мира, в которых еще не выработались демократические традиции.

Тоталитарные режимы возникли в XX в. Они характеризуются полным, тотальным контролем государства над всеми сферами общественной жизни. Как говорил один из первых вождей Б. Муссолини, «все в государстве, все для государства».

Для тоталитарного режима характерны следующие типичные признаки:

  • ? одна массовая партия, во главе с наделяемыми сверхъестественными качествами вождем; верхушка этой партии одновременно руководит и государством;
  • ? единственно возможная государственная идеология, которая должна признаваться всеми; разделение всех в соответствии с этой идеологией на «друзей» и «врагов»;
  • ? монополия государства на все средства массовой информации;
  • ? централизованная система управления экономикой;
  • ? организация системы постоянной слежки за всеми гражданами и наличие мощной репрессивной машины для подавления и уничтожения людей, так или иначе сопротивляющихся режиму.

Тоталитарные режимы сложились в 1920-1930-х гг. в фашистской Италии, нацистской Германии, в более мягкой форме они существовали в Испании и Португалии. Иной вид тоталитаризма возник на основе коммунистической идеологии и практики большевизма и сталинизма в СССР, затем под влиянием этой модели тоталитарные режимы сложились в других странах социализма - Китае, Северной Корее, Албании. Все эти режимы принесли немало страданий народам этих стран и обычно сопровождались массовыми репрессиями.

Таким образом, хотя любое государство представляет собой организацию власти и управления в обществе, типы и формы государств весьма заметно отличаются друг от друга.

Контрольные вопросы

  • 1. Какие основные элементы составляют политическую систему общества?
  • 2. Почему государство занимает главное место в политической системе общества? Какими институтами оно для этого располагает?
  • 3. Какие теории происхождения государства вы можете назвать? Почему существует несколько таких теорий?
  • 4. Анархисты считают, что социальный порядок может существовать без государства. Можете ли вы представить себе современное общество, в котором нет органов государственной власти?
  • 5. Некоторые современные европейские страны являются монархиями. Как этот тип государства совмещается с демократией?
  • 6. Были ли в России до 1917 г. элементы конституционной монархии?
  • 7. Какие политические режимы могут быть в стране, в которой нет разделения властей?
  • 8. Почему конфедерации обычно распадаются или преобразуются в иную форму государственного устройства?

Форма государственного правления является основой для определения структуры устройства и функционирования страны. Основная схема формы управления закреплена в Конституции многих стран мира. Для современной России установление оптимальной иерархии власти является актуальным вопросом, поскольку страна характеризуется сложными экономическими, административно-территориальными, религиозными и национальными проблемами. Строить правовое государство невозможно, пока не будут решены указанные проблемы.

Определение понятия

Форма управления государства — это важный элемент структуры страны, определяющий систему органов власти, источники их формирования, полномочия, сроки действия и отношения элементов государственного аппарата между собой и населением. Понятие «форма государственного правления» близко к определениям «политический режим» и «форма устройства государства», однако они отличаются и имеют свои нюансы. В совокупности эти элементы определяют полный набор характерных особенностей территориально-административного и политического устройства определенной страны. Форма управления указывает:

  • источник создания главных органов государства и их иерархию;
  • взаимоотношение между ветвями власти в целом и их подразделениями;
  • институты влияния гражданами на власть;
  • институты защиты законности.

Изучение основных способов правления началось еще в античном мире. Аристотель на примере городов-полисов разработал основную классификацию. На разных этапах истории форма управления наделялась определенным смыслом: при феодализме она отображала структуру наследования власти. С возникновением и развитием капитализма, который сопровождался усложнением общественных взаимоотношений, определение формы правления приобрело значительно большее значение.

Современная политология выделяет несколько основных разновидностей форм правления. Необходимо кратко их перечислить:

  • монархическая;
  • республиканская;
  • гибридная.

Виды монархии

Монархия – разновидность способа правления, характерной чертой которой является родственное наследование власти и пожизненное правление. Правитель не несёт юридической ответственности перед гражданами. Этот тип правления включает:

  1. Абсолютная монархия – система, при которой все ветви власти государства находятся в подчинении правителя. Последний способен отменить решения государственных органов. Монарх концентрирует главные законодательные, исполнительные и судебные функции.
  2. Ограниченная монархия – следующий тип устройства, какой представляет симбиоз деятельности высшего правителя и неподчиненных ему органов власти. Права и полномочия разграничены законодательно.

К этому типу монархии также относится:

  1. Сословно-представительная монархия – вид системы, при которой высшие органы формируются представителями определенного сословия, касты или организации.
  2. Конституционная монархия – тип правления, при котором полномочия монарха ограничены законодательно. А также существуют независимые от правителя выборные органы власти.

Конституционная монархия различается:

  1. Дуалистическая монархия – система правления, при которой выборные органы могут заниматься законодательной деятельностью, однако правитель имеет право наложить вето на их решения. Монарх имеет широкие полномочия во всех трех ветвях власти.
  2. Парламентская монархия – вид системы, при которой правитель не имеет реальных рычагов власти. Выборные органы проводят законодательную деятельность и формируют исполнительные органы, а судебная – независимая ветвь.

Признаки республики

Республика – форма управления, при которой источником власти выступает население. Последнее делегирует свои права выборному органу на определенный срок. Этот тип правления характеризуется определенными признаками:

  • наличие независимых ветвей власти;
  • избранный глава государства – президент;
  • ответственность представителей власти перед народом.

По структуре формирования исполнительной власти республики делят:

  • Президентская – тип управления, при котором президент формирует и возглавляет правительство. Влияние парламента на исполнительную власть минимально.
  • Парламентская – тип управления, при котором парламент имеет средства контроля деятельности президента и правительства. Выборный орган выступает источником формирования высших исполнительных органов. Глава государства имеет ограниченные полномочия.
  • Смешанная республика – структура правления, при которой одновременно первое лицо и парламент имеют широкие полномочия по контролю правительства.
  • Директория – тип управления, при котором исполнительная власть распределяется между несколькими лицами.

Нетипичные формы правления

Монархия с элементами республики – система управления федеративного союза, при которой правитель избирается на определённый срок из списка правителей стран-участниц объединения.

Республика с монархическими элементами – старины, в которых выборный глава государства узурпировал власть. Формально остаются признаки демократии, но фактически – это авторитарная система.

Теократическая республика – тип управления, при котором полномочия концентрируется в руках религиозных организаций. Одновременно могут существовать выборные органы законодательной и исполнительной власти.

Классификация типов управления имеет сложную структуру. Приведём общую схему форм правления государства:

Таблица. Государства по видам управления.

Тип управления Высший орган власти Примеры стран
Монархия:
  • Абсолютная;
Монарх. ОАЭ, Оман, Катар.
  • Ограниченная;
  • Сословно-представительная;
Монарх при органах власти из представителей отдельных сословий. Польша во времена Речь Посполитая.
  • Конституционная монархия.
Конституционная монархия:
  • Дуалистическая;
Монарх, а выборный орган имеет ограниченные полномочия. Иордания, Марокко.
  • Парламентская.
Выборный орган, а монарх имеет ограниченные полномочия. Великобритания, Япония, Дания.
Республика:
  • Президентская;
Президент, а парламент ограничен законодательной деятельностью. Соединенные Штаты Америки
  • Парламентская;
Парламент. Президент имеет ограниченный круг полномочий. Израиль, Греция, Германия.
  • Смешанная;
Президент и парламент. Россия, Украина, Франция.
  • Директория.
Коллегия небольшой группы лиц Швейцария.
Гибридная:
  • Монархия с республиканскими элементами;
Первое лицо избирается на определённый срок из правителей союзного объединения. ОАЭ, Малайзия.
  • Республика с монархическими элементами;
Президент с пожизненным сроком правления. КНДР, Казахстан.
  • Теократия.
Религиозная организация. Иран

Структура управления России

Поскольку современной России не присущи признаки унитарного государства, то Российская Федерация – федеративное государство. Президент и парламент имеют широкие полномочия, поэтому форма управления – смешанная республика. Территориально-административные субъекты страны имеют право на законодательную деятельность и государственную символику. Структура управления имеет три ветви власти. Народ является единым легитимным источником власти.

Российская Федерация – демократическая федеративная республика со смешанным типом управления. Однако назвать Россию республиканской страной сложно. Это нетрадиционная для страны форма правления. Поэтому в процессе жизнедеятельности возникает большое количество проблем, решение которых требует комплексного подхода.

В мире существует много различных стран. Среди них встречаются огромные по территории и совсем маленькие, люди в них разговаривают на разных языках, но все они являются государствами. Попробуем разобраться, что такое государство, и какие признаки его отличают.

Определение

Понятие государства можно рассмотреть с двух сторон:

  • в широком смысле мы употребляем этот термин, когда называем ту или иную страну государством;
  • в более узком смысле государство - это система органов власти и управления.

Теории происхождения государства

Государство появилось не сразу. В первобытном обществе человек подчинялся обычаям и руководствовался мнением старейших представителей рода.

Со временем стали появляться группы людей, которые занимались руководством. Им были поручены функции управления обществом. В связи с этим постепенно стали появляться и непременные атрибуты власти:

  • различные законы;
  • судебная система;
  • армия.

Учитывая исторические периоды в развитии человечества, можно выделить следующие виды государств:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • государства древнего мира;
  • средневековые государства;
  • государства Нового времени;
  • современные государства.

О том, почему появилась необходимость в управлении, до сих пор ведутся споры. Познакомимся с некоторыми из теорий:

  • влияние религии

Усиление роли религии способствовало распространению представления о божественном происхождении государственной власти. Люди были уверены, что власть и те, кто управляет обществом, назначаются Богом.

  • договор между людьми

Сторонники этой теории считают, что государство появилось в результате того, что люди договорились между собой и пришли к соглашению о его создании. Если раньше человека в его действиях ограничивали только традиции его семьи, то с развитием общества этого оказалось недостаточно. Для того, чтобы люди не нарушали интересы друг друга, понадобилось передать власть над ними одному и нескольким их представителям.

  • завоевание

Те, кто придерживается данной теории, утверждают, что первые государства появились, когда одни племена были завоеваны другими. Например, когда оседлые общины, которые занимались земледелием, были захвачены кочевниками.

  • появление классов

Эта теория заключается в следующем: на определенном этапе своего развития общество разделилось на богатых и бедных. Для тех, кто имел больше материальных благ, было важно укрепить свое положение, чтобы их не потерять. В результате, часть людей начала стремиться к сосредоточению в их руках политической власти, изданию законов.

Признаки

Государство, как и любое другое явление, обладает целым рядом специфических черт, по которым мы можем его определить. Это:

  • единая территория (Государство занимает определенную местность и имеет свои границы);
  • публичная власть (Есть группа людей, которые управляют государством, и их власть признают все граждане);
  • государственный суверенитет (Сила государства выше и крепче любой другой в стране, и другие государства не могут вмешиваться в его дела);
  • свои законы и нормы (Только государство может создавать законы, которым должны следовать все граждане);
  • налоговая система (Государство может собирать налоги, из которых затем формируется общий бюджет).

Деятельность государства

Государство выполняет особые функции:

  • внутренние

Например, охрана порядка в обществе, создание благоприятных условий для жизни людей, поддержка развития образования и медицины и так далее.

  • внешние

К ним относится развитие обороны страны, а также налаживание отношений с другими государствами в разных сферах.

Особенности внутреннего устройства

Государство - это большая и сложная система, которая живет по особым правилам, имеет свою структуру и органы управления.

Главное различие государств состоит в их форме.

Форма правления (Как устроены органы власти):

  • Монархия

При монархии во главе государства стоит один человек. Его власть передается по наследству. В истории многих стран были периоды единоличного правления монарха (Короля, императора), в том числе и в России.

Монархическая форма правления сохраняется до сих пор в таких странах как Япония, Кувейт, Оман, Ватикан, Великобритания, Люксембург, Монако, Швеция, Марокко и другие.

  • Республика

Отличия республиканской формы правления в том, что важную роль здесь играют избираемые на определенный срок высшие органы власти (Парламент, президент). Современные примеры республик: Италия, Германия, США, Франция и другие.

Форма государственно-территориального устройства (Как взаимодействуют центральные и местные органы власти, какие функции имеют):

  • унитарные (Главные органы управления - в центре, а местные им подчиняются, не имеют своей конституции: Чехия, Венгрия, Греция, Украина);
  • федеративные (Отдельные территории - штаты, республики - обладают самостоятельностью, наряду с центром имеют свои конституции и законы: Россия, Германия, США, Мексика.

Что мы узнали?

Из статьи по обществознанию (9 класс) мы узнали, что государство - это особая организация людей, проживающих на определенной территории. Оно характеризуется наличием публичной власти, своих законов и норм, налоговой системы. Все государства отличаются по форме правления и форме государственно-территориального устройства.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 3.9 . Всего получено оценок: 1073.

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Форма правления

(организация высших органов власти)

Форма национально-государственного (государственно-территориального) устройства

(отношения между центральными и местными органами власти, распределение власти по территории страны


Монархия

(форма правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках одного человека – монарха – и передается по наследству)

1.Абсолютная (Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия)

2.Ограниченная - конституционная, парламентская (Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Япония)

Республика

(форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти)

1.Президентская – президент наделен большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство; избирается прямым голосование граждан (США, страны Латинской Америки)

2.Парламентская – ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент, который формирует правительство, отчитывающееся перед парламентом (Индия, Италия, ФРГ, Швейцария)

3.Смешанная (полупрезидентская) – власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (Австрия, Россия, Франция)

Унитарное

Государство, в котором его административные части (губернии, края, провинции) не обладают суверенитетом, у них нет своей конституции, местные органы власти подчиняются центральным.

Финляндия

Франция

Великобритания

Греция Италия Япония

КНР Афганистан

Федеративное (федерация)

Государство, в котором отдельные территории (штаты, республики) обладают значительной самостоятельностью. Наряду с федеральными законами и органами власти в субъектах действуют и собственные законы и органы управления.

Бразилия Германия

Россия Индия Мексика

США Швейцария

Конфедерация

Постоянный союз самостоятельных государств, для осуществления совместных конкретных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет, имеют право свободного выхода и передают союзу решение вопросов в оборонной области, в области внешней политики и др.

СНГ

ЕС

Форма государства

Форма государства — это сложившийся способ организации и устройства государственной власти. Форма государства включает в себя форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Теперь обратите внимание. Форма государства не равна форме правления, она не равне чему — то из этих трех составляющих, так как форма правления — это сумма из этих трех. Нет хоть одного блока — значит нет и формы государства

Разберем каждый блок отдельно.

1. Форма правления.

Монархия.

Признаки:

1. Традиционная власть.
2. Власть передается по наследству.
3. Монарх олицетворяет собой государство.
4. Монарх не отчитывается за свои поступки перед народом.

Виды монархий:

а) абсолютная

б) ограниченная:
— парламентская (власть монарха ограничена парламентом);
— конституционная (власть монарха ограничена Конституцией);
— теократическая (власть монарха ограничена священным писанием).

Республика.

Признаки:

1. Власть в руках выборных лиц.
2. Правители сменяемы.
3. Рационально — правовая власть.
4. Обязателен отчет правителей перед народом.

Виды республик:

а) президентская (полнота власти в руках у Президента);
б) парламентская (больше всего полномочий у парламента);
в) смешанная (власть между президентом и парламентом);
г) теократическая (глава государства — глава церкви).

Получается, что по форме правления у нас правит либо один человек и всю жизнь (монарх), либо группа людей, который переодически выбираются.

2. Форма государственного устройства.

Унитарное государство.

Такое государство не делится на субъекты, то есть там одна система органов государственной власти, одна столица, одно гражданство, одна налоговая и законодательная система.

Федерация.

Государство состоит из субъектов, наделенных суверенитетом. В таком государстве две столицы, два гражданства, две системы органов государственной власти.

Это как в России. В каждом субъекте у нас есть центральный город, который и считается столицей, в республиках возможно получить два гражданства, в каждом субъекте федерации есть своя законодательная, исполнительная и судебная ветви власти.

Конфедерация.

Это союз суверенных государств на основе какого — либо договора. Это обозначает, что два совершенно самостоятельных государства объединяются для какой — либо цели.

3. Политический режим.

Демократический.

Признаки:

1. Участие граждан в политической жизни страны.
2. Прозрачность власти.
3. Законность власти.
4. Отчетность власти перед гражданами.
5. Гарантии прав и свобод человека.

Это не все признаки демократии, но основные

Недемократический.

Основан на ущемлении прав народа и возвышении государства.

1. Тоталитарный. Все сферы жизни общества контролируются государством, почти всегда у власти диктатор, или партия диктаторского типа.

Здесь контролируется абсолютно всё, даже личная жизнь человека. Государство зорко следит за всеми гражданами и не дает совершенно никакой свободы.

Вот такая вот картина получается с государством. Получается, что форма государства — это то, как сформирована власть и как она функционирует, форма государственного устройства — то, как организована территория в государстве (либо самостоятельные субъекты, либо цельное государство), политический режим — это способ общения власти в народом (либо разрешаем много, либо все запрещаем)