Кто утверждает декларацию промышленной безопасности организации. Разработка деклараций промышленной безопасности (ДПБ)

Декларирование промышленной безопасности


Среди организационно-экономических механизмов снижения рисков чрезвычайных ситуаций техногенного характера в системе государственного регулирования в области промышленной безопасности определенное место занимает процедура декларирования безопасности промышленных объектов. Декларации безопасности как форма представления информации о состоянии безопасности на объектах экономики возникла в развитых странах. В Европейском Союзе необходимость представления таких деклараций владельцами опасных промышленных объектов закреплена законодательно.

Смысл декларирования безопасности в этих странах - заставить предприятие (опасный промышленный объект) провести оценку опасностей и информировать об этих опасностях компетентные органы. При этом европейская декларация включает:
- информацию об объекте и процессах на нем с целью определения характера и масштабов использования опасных веществ;
- перечень мер, направленных на безопасное функционирование объекта и на контроль за отклонениями от обычного режима работы;
- идентификацию типа возможной аварии, оценку ее вероятности и возможных последствий;
инструкции на случай аварийной ситуации на объекте.

Аналогичная широкомасштабная мера организационно-экономического характера осуществляется и в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и "О безопасности гидротехнических сооружений". Конкретный порядок проведения этого мероприятия определяет "Положение о декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации", которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 675.

Декларирование безопасности осуществляется с целью регулирования и контроля безопасности промышленных объектов, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на них, а также повышения безопасности населения, персонала и снижения риска возникновения промышленных аварий.

Особенно актуально декларирование для опасных производственных объектов, сама деятельность которых связана с опасными процессами и веществами. Декларирование содействует внедрению эффективной системы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и безаварийной эксплуатации объекта.
Особую значимость система декларирования имеет в связи с переходом на новые условия хозяйствования, изменением форм собственности, ослаблением государственного регулирования рыночной экономики, приоритетам, отданным экономическим показателям хозяйственной деятельности перед показателями безопасности.

В общем плане декларирование является выражением ответственного отношения к обеспечению безопасности промышленных объектов в форме официально оформленного заявления.

Перечень объектов, подлежащих декларированию безопасности, определяется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и МЧС России. В этот перечень включаются промышленные объекты, имеющие в своем составе опасные производства, а также гидротехнические сооружения, хвостохранилища и шламонакопители, на которых возможны гидродинамические аварии. В Федеральном законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определены предельные количества опасных веществ, наличие которых на объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности.
Перечень сведений, содержащихся в декларации, и порядок ее оформления определяются федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности.

Декларация безопасности опасного производственного объекта - это документ, в котором представлены результаты:
- всесторонней оценки возможности аварии и связанной с ней угрозы для персонала и населения прилегающих территорий;
- анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварий и по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями норм и правил промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на объекте;
- мероприятий, направленных на снижение возможных негативных последствий в случае аварии на объекте.

В соответствии с упомянутыми законом "О промышленной безопасности" и постановлением Правительства разработаны нормативные документы, определяющие требования по представлению декларации промышленной безопасности, о сроках разработки декларации промышленной безопасности, а также положение о порядке ее оформления и перечня сведений, содержащихся в ней, правила экспертизы декларации промышленной безопасности и порядок утверждения заключения экспертизы промышленной безопасности. Порядок разработки декларации определяется МЧС России совместно с Ростехнадзором по согласованию с другими заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации.
Перечень сведений, содержащихся в декларации, определяется федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности.

Декларация должна включать:
- сведения об объекте (назначение, функциональные задачи, опасные технологии и производства, месторасположение, размеры и границы, наличие и границы запретных и санитарно-защитных зон и т.п.);
перечень опасных производств и характеристику основных технологий;
- анализ безопасности объекта, включающий анализ опасностей, условий и возможных сценариев возникновения и развития аварий, оценку вероятности их возникновения;
- описание системы целесообразных и достаточных мер и действий по обеспечению готовности промышленного объекта к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая вопросы оповещения об опасностях, защиты населения и медицинского обеспечения;
- сведения о резервах финансовых и материальных средств для обеспечения безопасности;
порядок информирования населения и органов местного самоуправления о прогнозируемых и возникших на промышленном объекте чрезвычайных ситуациях.

Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта. Декларация разрабатывается или уточняется в случае обращения за лицензией на эксплуатацию объекта, изменения сведений, содержащихся в декларации, или в случае изменения требований промышленной безопасности. Пересмотр декларации с целью учета изменений нормативной правовой базы и условий обеспечения безопасности промышленного объекта предусматривается не реже одного раза в 5 лет.

Декларация разрабатывается самой организацией, имеющей опасные производства, или организацией, имеющей лицензию на проведение экспертизы безопасности промышленных производств, а утверждается заказчиком проекта промышленного объекта или руководителем организации, которой принадлежит действующий промышленный объект. Руководитель несет ответственность за достоверность и полноту сведений, содержащихся в декларации. Декларация проходит экспертизу промышленной безопасности.
Утвержденная декларация вместе с экспертным заключением представляется в соответствующее министерство, главное управление (управление) ГОЧС, региональный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в саму службу, МЧС России и орган местного самоуправления, на территории которого расположен декларируемый промышленный объект. Контроль своевременности представления организациями деклараций промышленной безопасности возлагается на упомянутую Федеральную службу.

Декларация промышленной безопасности уточняется или разрабатывается в случае обращения за лицензией на эксплуатацию опасного производственного объекта, изменения сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, или в случае изменения требований промышленной безопасности.

Обстоятельства, сложившиеся за последние годы, потребовали отражения в декларации новых сведений, в том числе о проведении конкретных мероприятий по снижению степени опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, предотвращению постороннего вмешательства в деятельность опасного производственного объекта, а также по противодействию возможным террористическим актам. На основе расчетов сформулированы обоснованные требования к объемам резервов финансовых и материальных ресурсов на промышленном объекте. Определены также требования по оценке вероятности (или частоты) возникновения чрезвычайных ситуаций и их источников, реализация которых связана с выбросом опасных веществ, способных создавать зоны поражения вне территории объекта с причинением вреда жизни, здоровью людей и окружающей среде, проведены расчеты по проведению оценки вероятности поражения населения с определением максимально возможного числа пострадавших.
В современных декларациях требуется четко и конкретно определить требования, характеризующие готовность объекта к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Этому посвящен специальный раздел декларации, в котором должны быть даны ответы на вопросы, характеризующие:
- обоснованность принятых решений по сосредоточению на производственных площадях больших объемов взрывоопасных и токсичных веществ, размещению опасных объектов относительно поселений и других мест сосредоточения людей;
- осуществляемые меры по снижению основных энергетических параметров опасных процессов с целью уменьшения объемов возможных выбросов опасных веществ;
- технические решения по возможной замене опасных веществ на менее опасные;
- осуществляемые меры по сокращению использования в производственных процессах опасных веществ;
- технические решения по оперативной локализации выбросов в атмосферу взрыво- пожароопасных продуктов и предупреждению развития аварии, освобождению технологических систем от опасных веществ в аварийных ситуациях;
- наличие систем обнаружения утечек опасных продуктов и оповещения персонала и населения;
наличие, места размещения и надежность резервных источников электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, а также систем связи;
- готовность сил и средств к локализации и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, возможные меры в случае эвакуации персонала.

Уже упоминалось, что декларации могут быть повергнуты экспертизе. Правилами экспертизы декларации промышленной безопасности предписывается утверждение заключения декларации промышленной безопасности. Эта процедура осуществляется аппаратом Ростехнадзора с учетом заключения МЧС России для случаев, когда отношение количества опасного вещества на декларируемом объекте к предельно допустимому количеству этого вещества более 10. При величине отношения менее 10 от МЧС России заключение дает орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, на территории которого находится промышленный объект.

Декларирование промышленной безопасности постоянно совершенствуется. Дополнительно к отмеченным выше разработаны критерии обязательности декларирования объектов с количествами опасных продуктов менее пороговых значений, но представляющих угрозу населению и территории.

Процедура декларирования безопасности становится механизмом прогнозирования социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций, важным рычагом влияния на безопасное развитие экономики, способствует обеспечению объективного обоснования объемов бюджета, направляемого на финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В настоящее время одной из важнейших задач декларирования промышленной безопасности является также переход на систему приемлемого риска, создание действующего экономического механизма, составляющего нормативную основу финансового обеспечения мероприятий по управлению техногенным и природным риском. Декларирование промышленной безопасности наряду с правовым и организационным механизмом ее регулирования, является и экономическим рычагом обеспечения безопасного производства. Созданная декларацией картина состояния безопасности объекта экономики является исходным материалом для планирования мер безопасности и затрат на эти меры. Кроме этого оцененная в декларации вероятность аварий и, как следствие, размеры ущерба от них, являются хотя и косвенными, но все же факторами давления на владельцев, побуждающими их принимать меры для предотвращения аварий и ущербов.

Предварительное определение необходимых мер по обеспечению техногенной безопасности конкретного объекта экономики позволяет заблаговременно оценить ожидаемую стоимость этих мероприятий, наметить источники получения материальных и финансовых ресурсов. И, конечно же, задекларированные сведения являются стимулом для владельцев и базой для заключения договоров о страховании.
Очень важным значением декларирования промышленной безопасности является то обстоятельство, что оно служит обязательным условием получения лицензии на осуществление деятельности, связанной с повышенной безопасностью производства.

Если на предприятии проектируют и планируют строить опасный производственный объект (ОПО) 1 или 2 класса опасности или в ходе технических изменений класс ОПО повышается до 1 или 2 класса, то необходимо разработать декларацию промышленной безопасности. В статье - как правильно ее разработать, кто утверждает и куда направить.

Из статьи вы узнаете:

Для чего разрабатывается декларация промышленной безопасности опасных производственных объектов

Прежде всего, дадим определение опасного производственного объекта. В качестве ОПО может выступать предприятие, помещение, цех, площадка, участок и т.д., где вырабатываются, применяются, проходят переработку, образуются, хранятся, перевозятся или уничтожаются представляющие угрозу вещества (горючие, токсичные, окисляющие, взрывоопасные, представляющие экологическую опасность) либо применяется оборудование, работа которого сопряжена с давлением свыше 0,07 МПа или температурой нагрева жидкости выше 115°С.

Кто утверждает декларацию промышленной безопасности?

Только руководитель предприятия. Он лично отвечает за то, что документ составлен корректно, а содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

Для каких опасных производственных объектов обязательна разработка декларации промышленной безопасности

Федеральный закон №116-ФЗ (о нем, а также о других законодательных актах – ниже) предусматривает четыре класса для ОПО. Согласно этому же закону, ДПБ нужно составлять для объектов I и II классов:

Класс I. Химически опасные (хранение, уничтожение химоружия,), объекты угольной и горнорудной промышленности (высокий риск взрывов или внезапных выбросов газа и пыли, горных ударов, прорыва воды в подземные выработки).

Классификация ОПО

Класс II. По добыче нефти и газа, включая бурение (с выбросом продукции, содержащей более 6% сернистого водорода), газораспределительные сети и сети газопотребления (перевозка природного газа под давлением более 1,2 МПа или сжиженного углеводородного газа под давлением более 1,6 МПа), металлургические (с использованием оборудования, обрабатывающего 10 тонн расплава или больше), угольной и горнорудной промышленности (открытые горные работы с объемом выработки более 1 млн куб. м в год, а также переработка угля).

Декларация промышленной безопасности - объекты подлежащие декларированию

Полный перечень ОПО для декларирования, который есть в законодательстве, слишком велик, чтобы мы могли привести его целиком. Однако мы можем указать перечень применяемых на таких объектах опасных веществ, а также их предельный объем, что станет критерием необходимости составления ДПБ.

Наименование опасного вещества

Нитрат аммония (нитрат аммония и смеси аммония, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 процентов массы, а также водные растворы нитрата аммония, в которых концентрация нитрата аммония превышает 90 процентов массы)

Нитрат аммония в форме удобрений (простые удобрения на основе нитрата аммония, а также сложные удобрения, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 процентов массы (сложные удобрения содержат нитрат аммония вместе с фосфатом и (или) калием)

Акрилонитрил

Оксид этилена

Цианистый водород

Фтористый водород

Сернистый водород

Диоксид серы

Триоксид серы

Метилизоцианат

Виды опасных веществ

Предельное количество вещества, т

Воспламеняющиеся газы

Горючие жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых складах

Горючие жидкости, используемые в технологическом процессе или транспортируемые по магистральному трубопроводу

Токсичные вещества

Высокотоксичные вещества

Окисляющие вещества

Взрывчатые вещества

Вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды

Разработка декларации промышленной безопасности

Разработка ДПБ осуществляется на основе ряда нормативных актов. Это законы, приказы, постановления, которые регламентируют весь процесс её составления, утверждения и подачи:

Что должна содержать декларация ПБ

Документы, с которыми вы могли ознакомиться выше, предусматривают составление ДПБ по строго определенной форме:

  • титульный лист;
  • данные об организации – разработчике документа;
  • оглавление;
  • раздел 1 «Общие сведения»;
  • раздел 2 «Результаты анализа безопасности»;
  • раздел 3 «Обеспечение требований промбезопасности»;
  • раздел 4 «Выводы»;
  • раздел 5 «Ситуационные планы»;
  • обязательные приложения:
    • приложение № 1 «Расчетно-пояснительная записка»;
    • приложение № 2 «Информационный лист».

Основной документ, которым нужно руководствоваться, – это Приказ Ростехнадзора от 29.11.2005 № 893, 03-14-2005. В нем подробно описана структура, которую и следует взять за образец декларации , приведя ее в соответствие с особенностями собственного предприятия.

Подготовленная по всей форме ДПБ обязательно должна присутствовать в составе проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию или Весь пакет документов должен быть направлен на экспертизу ПБ. Точно так же декларацию следует включить в проектную документацию на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт ОПО, а затем направить на экспертизу.

К разработке документа необходимо привлекать квалифицированных специалистов, имеющих опыт проектирования технологических процессов по профилю ОПО и оценки риска аварий на таких опасных производственных объектах.

Внесение изменений в декларацию промышленной безопасности

Как любой серьезный документ, декларация промышленной безопасности опасных производственных объектов требует периодического обновления или изменения. Это необходимо в следующих случаях:

  • с момента внесения сведений о последней ДПБ в реестр прошло 10 лет;
  • произошло обновление технологических процессов на ОПО;
  • объем опасных веществ, находящихся на ОПО, вырос более чем на 20%;
  • произошли изменения требований промбезопасности;
  • надзорный орган выявил несоответствия между результатами проверки и сведениями в декларации.

Куда направить ДПБ

После того, как документ был разработан, утвержден руководством, либо потребовалось внесение изменений в декларацию промышленной безопасности, и эти изменения были утверждены, его необходимо направить на экспертизу по промбезопасности.

После успешного прохождения экспертизы документ с заключением эксперта необходимо выслать в управление Центрального аппарата Ростехнадзора, которое обеспечивает контроль и надзор за соблюдением требований безопасности на декларируемом ОПО.

Если после рассмотрения у специалистов Ростехнадзора не возникнет вопросов или претензий, то декларацию утвердят, она будет считаться действительной в течение 10 лет.

Утверждены

постановлением

Госгортехнадзора России

от 7.09.99 №66

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ

ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

И ПЕРЕЧНЕ СВЕДЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В НЕЙ

РД 03-315-99

Зарегистрировано Минюстом России 7.10.99, рег. № 1926

I . ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1. Настоящее Положение о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней (далее по тексту - Положение) устанавливает перечень сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, и порядок их оформления.

2. Положение разработано в соответствии с:

Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 № (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588);

постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном в области промышленной безопасности от 17.07.98 № 779 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 30, ст. 3775);

постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности" от 11.05.99 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 20, ст. 2445);

Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности (ПБ ), утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 6.11.98 № 64 и зарегистрированными Минюстом России 8.12.98, регистрационный № 1656.

3. Настоящее Положение распространяется на декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов, разрабатываемые в соответствии с "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы собственности.

4. Положение предназначено для территориальных органов Госгортехнадзора России, организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, а также для экспертных организаций в области промышленной безопасности.

II. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В целях настоящего Положения применяются следующие определения:

1. Авария - разрушение сооружений и/или технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и/или выброс опасных веществ (ст.1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 ).

2. Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта - документ, в котором представлены результаты всесторонней оценки риска аварии, анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварий и по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями норм и правил промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте.

3. Опасные вещества - воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества и вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды, перечисленные в приложении 1 к "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97. № 116-ФЗ

4. Опасный производственный объект - предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых:

получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные, вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды);

используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С;

используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

(В соответствии со ст.2 и приложением 1 к "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 № 116-ФЗ)

5. Декларируемый объект - опасный производственный объект, подлежащий декларированию промышленной безопасности согласно требованиям промышленной безопасности.

6. Расчетно-пояснительная записка к декларации промышленной безопасности - документ, в котором приведено обоснование оценки риска аварии и достаточности принятых мер по предупреждению аварий.

7. Составляющие опасного производственного объекта - участки, установки, цехи, хранилища или другие составляющие (составные части), объединяющие технические устройства или их совокупность по технологическому или административному принципу и входящие в состав опасных производственных объектов.

8. Сценарий аварии - последовательность отдельных логически связанных событий, обусловленных конкретным инициирующим событием, приводящих к аварии с конкретными опасными последствиями.

9. Требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (ст. 2 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 № 116-ФЗ).

III. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Разработка декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта включает: всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте (ст.14 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 ).

2. Обязательной разработке декларации промышленной безопасности подлежат опасные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, установленных в приложении 2 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 и указанные в и настоящего Положения. При идентификации опасных производственных объектов следует применять следующие принципы:

1) для опасных веществ, не указанных в , применять данные ;

2) в случае если расстояние между опасными производственными объектами менее 500 м, учитывается суммарное количество опасного вещества;

3) если применяется несколько видов опасных веществ одной и той же категории, то их суммарное пороговое количество определяется условием:

где т( i ) - количество применяемого вещества; М(i) - пороговое (предельное) количество того же вещества в соответствии с и для всех i от 1 до п.

Обязательность разработки декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов, не подпадающих под требования, установленные в ст.14 и приложении 2 к "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 , может быть установлена Правительством Российской Федерации или в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном в области промышленной безопасности" от 17.07.98 №779 - Госгортехнадзором России.

VI. Дополнительные требования по оформлению декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта, аварии на котором создают угрозу возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера.

1. Для опасного производственного объекта, аварии на котором создают угрозу возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера необходимо:

1) на основе анализа риска аварий оценить риск чрезвычайной ситуации техногенного характера;

2) привести сведения о готовности эксплуатирующей организации, в состав которой входит опасный производственный объект, к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

2. При оценке риска чрезвычайных ситуаций необходимо определить:

1) вероятность (или частоту возникновения):

Инициирующих событий, реализация которых связана с выбросом опасных веществ, способных создавать зоны поражения, выходящие за территорию объекта;

Реализации сценариев, связанных с причинением вреда жизни, здоровью и/или имуществу населения и окружающей природной среде;

2) зоны действия поражающих факторов за территорией объекта;

3) вероятность поражения населения, проживающего на территории, входящей в зону действия поражающих факторов;

4) возможное число пострадавших, а также смертельно пораженных среди персонала и населения;

5) возможный ущерб населению, элементам инфраструктуры территории, прилегающей к опасному производственному объекту, и окружающей природной среде.

3. Сведения о готовности опасного производственного объекта к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций должны включать:

1) порядок действий сил и средств организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, по предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

2) порядок взаимодействия объектовых и территориальных сил ликвидации чрезвычайных ситуаций.

4. Данные, предусмотренные настоящего раздела, приводятся в соответствующих разделах декларации промышленной безопасности и приложении к ней, а именно:

Оценки показателей риска чрезвычайных ситуаций приводятся в выводах и предложениях, а также в разделах декларации промышленной безопасности и расчетно-пояснительной записки, в которых приводятся оценки риска аварий; 10

Разработка декларации промбезопасности - сложная и многоплановая задача, в которой участвует множество специалистов. Она предполагает проведение всестороннего анализа состояния промышленной безопасности на предприятии и оценку риска аварии с серьезными последствиями. К подготовке декларации могут привлекаться как штатные специалисты производственного предприятия, так и сотрудники, работающие по гражданско-правовому договору, а также сторонние эксперты. Кроме того, декларация в установленном порядке должна проходить экспертизу промбезопасности. В случаях, предусмотренных ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, она также проходит экспертизу в составе пакета проектной документации.

Однако вопрос о том, кто утверждает декларацию промышленной безопасности, имеет решающее значение. Это лицо несет полный объем ответственности за содержание данного документа, а также его достоверность в случае реальной аварии на объекте.

Требования закона для утверждения декларации промышленной безопасности: кто и почему

На вопрос о том, кто утверждает декларацию промышленной безопасности, ответ содержится в ст. 14 федерального закона № 116-ФЗ . Этот нормативный документ устанавливает, что полномочия по утверждению декларации возлагаются на руководителя эксплуатирующей организации. Под ней понимается компания, обеспечивающая текущую жизнедеятельность опасного объекта производства (ОПО). В данном случае не имеет значения, является ли эта компания владельцем ОПО либо осуществляет его эксплуатацию на основании договора, заключенного с собственником. В обоих случаях декларация промбезопасности объекта подписывается и утверждается директором предприятия.

Ответственность лица, утвердившего декларацию промбезопасности

Та же ст. 14 в п.4 устанавливает, что на руководителя эксплуатирующей компании возлагается полная ответственность за содержание декларации. Это условие распространяется на следующие параметры данного документа:

  • полнота представляемых сведений. Перечень данных, которые должны быть приведены в декларации, определяется в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 29.11.2005 N 893;
  • порядок оформления документа, который также устанавливается согласно приказу № 893;
  • достоверность информации, представленной в декларации.

Серия 27

Декларирование промышленной
безопасности и оценка риска

Выпуск 4

ПОРЯДОК
ОФОРМЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ
ОБЪЕКТОВ И ПЕРЕЧЕНЬ ВКЛЮЧАЕМЫХ
В НЕЕ СВЕДЕНИЙ

РД-03-14-2005

Москва

ЗАО НТЦ ПБ

2010

Ответственные разработчики:

Н.Г. Кутьин, Б.А. Красных, Г.М. Селезнев, А.И. Гражданкин, М.В. Лисанов,
С.М. Лыков, А.С. Печеркин, В.И. Сидоров, Е.В. Ханин

Настоящий Порядок устанавливает требования к структуре и оформлению декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также к перечню включаемых в нее сведений.

Порядок предназначен для специалистов организаций, разрабатывающих декларации, экспертных организаций, осуществляющих экспертизу промышленной безопасности деклараций, работников Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющих надзор за декларируемыми опасными производственными объектами.

Утвержден

приказом Федеральной службы

по экологическому, технологическому

и атомному надзору от 29.11.05 № 893,

зарегистрированным Минюстом России

17.01.06 г., регистрационный № 7375*

ПОРЯДОК
ОФОРМЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
ОБЪЕКТОВ И ПЕРЕЧЕНЬ ВКЛЮЧАЕМЫХ В НЕЕ СВЕДЕНИЙ**

РД-03-14-2005

* На основании приказа считается не подлежащим применению постановление Госгортехнадзора России от 07.09.99 № 66 "Об утверждении Положения о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней", зарегистрированное Минюстом России 07.10.99 г., регистрационный № 1926. (Примеч. изд .)

** Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 6. (Примеч. изд .)

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений (далее - Порядок) устанавливает перечень сведений, которые должны содержаться в декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее - декларация) и требования к ее оформлению.

2. Порядок разработан в соответствии с:

Федеральным законом от 21.07.97 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588) с изменениями на 9 мая 2005 г.;

Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348);

постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.99 № "Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 20, ст. 2445) с изменениями на 1 февраля 2005 г.;

постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2005 № 49 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 7, ст. 560).

3. Порядок распространяется на декларации, разрабатываемые в соответствии с федеральным законодательством, независимо от организационно-правовых форм собственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты (далее - ОПО), а также ведомственной принадлежности опасных производственных объектов.

4. Порядок является обязательным для исполнения организациями, разрабатывающими декларации, экспертными организациями, осуществляющими экспертизу промышленной безопасности деклараций, работниками Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), осуществляющими надзор за декларируемыми опасными производственными объектами.

5. В Порядке используются термины, установленные в:

Федеральном законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 № 116-ФЗ с изменением от 10.01.2003;

Также используются термины и их определения, приведенные в приложении № к Порядку.

(Измененная редакция. Изм. от 15.08.2017 г.)

6. Разработка декларации включает: всестороннюю оценку риска аварии и связанной с ней угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности организации к эксплуатации ОПО в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на ОПО.

7. Декларация разрабатывается в случаях, установленных статьей 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

(Измененная редакция. Изм. от 11.01.2015 г.)

9. (Исключен. Изм. от 11.01.2015 г.)

10. (Исключен. Изм. от 11.01.2015 г.)

11. (Исключен. Изм. от 11.01.2015 г.)

12. При разработке декларации для действующего ОПО в состав сведений по обеспечению требований промышленной безопасности следует включать сведения как о выполняемых, так и о планируемых мерах. При разработке декларации в составе проектной документации представляются сведения о мерах, представленных в проектной документации.

13. Декларация, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию ОПО или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности, находящегося в эксплуатации опасного производственного объекта, подлежит экспертизе промышленной безопасности в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

(Новая редакция. Изм. от 11.01.2015 г.)

14. Декларация направляется в центральный аппарат Службы с целью внесения ее в реестр деклараций промышленной безопасности. *

(Новая редакция. Изм. от 15.08.2017 г.)

* Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра деклараций промышленной безопасности, утвержденный приказом Ростехнадзора от 23 июня 2014 г. № (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 августа 2014 г., регистрационный № 33522), с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 июня 2017 г. № 238 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 июля 2017 г., регистрационный № 47580).

(Введено дополнительно. Изм. от 15.08.2017 г.)

15. Представление копии декларации, информационного листа и заключения экспертизы в заинтересованные органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и гражданам осуществляется в соответствии с Правилами представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.99 № ).

II. СТРУКТУРА ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

титульный лист;

данные об организации - разработчике декларации;

раздел 1 "Общие сведения";

раздел 2 "Результаты анализа безопасности";

раздел 3 "Обеспечение требований промышленной безопасности";

раздел 4 "Выводы";

раздел 5 "Ситуационные планы";

обязательные приложения к декларации:

приложение № 1 "Расчетно-пояснительная записка";

приложение № 2 "Информационный лист".

III. ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В ДЕКЛАРАЦИЮ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

17. Титульный лист является первой страницей декларации и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска этого документа. На титульном листе приводятся следующие сведения:

1) реквизит утверждения декларации руководителем организации, эксплуатирующей декларируемый ОПО, или заказчиком проекта (для проектируемых объектов);

В целях настоящего Порядка применяются следующие определения:

1. Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта (далее - декларация) - документ, в котором представлены результаты всесторонней оценки риска аварии, анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварий и по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями норм и правил промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте.

2. Декларируемый объект - опасный производственный объект, для которого разработка декларации промышленной безопасности является обязательной согласно федеральному законодательству или требованиям Службы.

3. Составляющие опасного производственного объекта - участки, установки, цеха, хранилища или другие составляющие (составные части), объединяющие технические устройства или их совокупность по технологическому или территориально-административному принципу и входящие в состав опасного производственного объекта.

4. Сценарий аварии - последовательность отдельных логически связанных событий, обусловленных конкретным инициирующим (исходным) событием, приводящих к определенным опасным последствиям аварии.

5. Сценарий наиболее вероятной аварии (наиболее вероятный сценарий аварии) - сценарий аварии, вероятность реализации которого максимальна за определенный период времени.

6. Сценарий наиболее опасной по последствиям аварии (наиболее опасный по последствиям сценарий аварии) - сценарий аварии с наибольшим ущербом людским и материальным ресурсам или компонентам природной среды.

Предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности (из приложения 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". 12