Доклад: политическая партия кпрф. Основные политические идеологии Политические партии Россиии

Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Этимологически “партия” означает “часть”, “отдельность”, элемент политической системы.

ПАРТИЯ - это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти. Политическая партия - это организация единомышленников, представляющая интересы граждан, социальных групп и классов и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течение многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории. Но такие организации, которые мы называем политическими партиями, возникли в Европе и в США в начале ХIХ в.

Существует множество подходов к определению сущности политических партий: понимание партии как группы людей, придерживающихся одной идеологической доктрины (Б. Констан.); трактовка политической партии как выразителя интересов определенных классов (марксизм); институциональное понимание политической партии как организации, действующей в системе государства (М. Дюверже).

Другие подходы к определению партий: партия - носитель идеологии; партия - длительное объединение людей; цель партии - завоевание и осуществление власти; партия стремится заручиться поддержкой народа.

Функции политических партий

Политические партии в современных обществах выполняют следующие функции:

· представительство - выражение интересов определенных групп населения;

· социализация - вовлечение части населения в число своих членов и сторонников;

· идеологическая функция - разработка привлекательной для определенной части общества политической платформы;

· участие в борьбе за власть - подбор, выдвижение политических кадров и обеспечение условий их деятельности;

· участие в формировании политических систем - их принципов, элементов, структур.

В современной политической истории различают типы партийных систем: буржуазно-демократическая партийная система сформировалась в Европе и Северной Америке в XIX веке. В своей деятельности руководствуется следующими правилами: в обществе идет легальная борьба за власть; власть осуществляет партия или группа партий, которые обеспечили себе поддержку парламентского большинства; постоянно существует легальная оппозиция; между партиями внутри партийной системы существует согласие относительно соблюдения этих правил.

В буржуазной системе сформировалось множество видов партийных коалиций: многопартийная коалиция - ни одна из партий не способна добиться компетентного большинства; двухпартийная коалиция - имеются две сильные партии, каждая из которых способна самостоятельно осуществлять властные полномочия; модифицированная двухпартийная коалиция - не одна из двух основных партий не собирает абсолютного большинства и они вынуждены кооперироваться с третьими партиями; двублоковая коалиция - за власть борются два основных блока, а партии, стоящие вне блоков не играют существенной роли; коалиция доминирования - одна партия самостоятельно осуществляет власть на протяжении длительного периода; коалиция кооперирования - наиболее сильные партии долго и устойчиво сотрудничают в осуществлении власти.

социалистическая партийная система существует только одна легальная партия; партия руководит государством на всех уровнях государственного аппарата; возникновение такой политической системы связано с кризисом демократических или авторитарных систем правления.

авторитарная партийная система такой тип правления является промежуточным, при этом доминирующим фактором выступает государство, а не партия, которая играет второстепенную роль в процессе осуществления власти. Также допускается существование других партий.

Данный опыт классификации основан именно на том, что партии заявляют, в отличие от того, что они реально делают. В мире современной российской политики ничто не называется своим собственным именем: политические взгляды, которые декларируют партии, не соответствует их названиям, действия партий не соответствуют их политическим взглядам, а сами взгляды ничего не говорят об интересах тех лиц, которые их демонстрируют.

КПРФ

КПРФ (01.05.2009)

Согласно программным документам, партия продолжает дело КПСС и КП РСФСР, и, основываясь на творческом развитии марксизма-ленинизма, имеет своей целью построение социализма - общества социальной справедливости на принципах коллективизма, свободы, равенства, выступает за подлинное народовластие в форме Советов, укрепление федеративного многонационального государства, является партией патриотов, интернационалистов, партией дружбы народов, отстаивая коммунистические идеалы, защищает интересы рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, всех людей труда.

Значительное место в программных документах и работах лидеров партии занимают противостояние между новым мировым порядком и русским народом с его тысячелетней историей, с его качествами - «соборностью и державностью, глубокой верой, неистребимым альтруизмом и решительным отторжением торгашеских приманок буржуазного, либерально-демократического рая», «русский вопрос».

Идеологической основой для КПРФ является марксизм-ленинизм и его творческое развитие.

Партийная структура

Коммунистическая партия Российской Федерации строит свою работу на основе программы и устава. Партия, все её организации и органы действуют в рамках Конституции Российской Федерации, федерального закона «Об общественных объединениях» и других законов Российской Федерации. Коммунистическая партия Российской Федерации является юридическим лицом с момента государственной регистрации и осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на всей территории Российской Федерации.

КПРФ создает свои региональные, местные и первичные партийные организации на всей территории Российской Федерации. Местом нахождения постоянно действующего руководящего органа КПРФ является г. Москва.

Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) - левая политическая партия в Российской Федерации, самая массовая из коммунистических партий России.

КПРФ образована на II чрезвычайном съезде коммунистов России (13-14 февраля 1993 г.) как восстановленная Коммунистическая партия РСФСР. КП РСФСР, в свою очередь, была создана в июне 1990 как объединение членов КПСС в РСФСР. Её деятельность была приостановлена УказомПрезидента РФ от 23 августа 1991 года N 79 «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР», а затем прекращена Указом Президента от 6 ноября 1991 года N 169, возможность её восстановления в прежнем виде исключило Постановление Конституционного суда РФ N 9-П от 30 ноября 1992 года.

В августе 1996 г. секретарь ЦК РКРП В. Тюлькин направил Зюганову открытое письмо, в котором писал: "Зная программу КПРФ, учитывая последние

действия вашей партии, признавая право вашей организации на свое особое место в сегодняшней политической системе, вместе с тем прошу Вас рассмотреть вопрос о снятии слова "коммунистический" из названия вашей партии, дабы не дискредитировать саму теорию и не вводить в заблуждение людей труда"... Обращение совершенно риторическое, но некоторые формулировки удачны. КПРФ действительно мало имеет сейчас общего с коммунистической идеологией и занимает свое особое место в сегодняшней политической системе - на левом фланге партии власти.

Надо сказать, что это место досталось КПРФ где-то в начале 1995 г. КПРФ в том виде, в котором она существует ныне, появилась сравнительно поздно, - в начале 1993 г., на базе нескольких небольших коммунистических партий и актива бывшего ЦК КП РСФСР. В октябре 1993 г. она столкнулась с первым серьезным испытанием, но сохранила, более-менее, лицо и перед властью, и (меньше) перед оппозицией, не принимая участия в обороне Белого дома, но осуждая действия президента. В результате КПРФ прошла с хорошим результатом в Думу 1993 г. Однако партии и движения, с которыми КПРФ блокировалась в конце 1993 г., к 1995 г. уже продрейфовали вправо, став мелкими спутниками партии власти, от КПРФ откололся будущий лидер проправительственных социалистов Иван Рыбкин. ЛДПР же руководствовалась своими коммерческими интересами. В преддверии выборов КПРФ была вынуждена занять очень осторожную позицию, чтобы не дать повод к срыву.

Предвыборная президентская кампания Зюганова отличалась метаниями от умеренной антиправительственной риторики к фактически проправительственной позиции (например, по вопросу о Чечне). В 1995-1996 КПРФ окончательно оформилась как часть партии власти, "присматривающей" за коммунистической частью российского электората (особенно ярко это проявилось между двумя турами президентских выборов 1996 г.).

Позиции, которые КПРФ занимала в Думе 1995 - 1999 гг.: КПРФ отказалась от рассмотрения вопроса о частной собственности и стала считать возможным сосуществование государственной, общественной и частной собственности "в одном флаконе". Сейчас она выступает только против частной собственности на землю, считая, что земля должна оставаться в общенародной собственности. Но "может передаваться общественным, фермерским и крестьянским хозяйствам в постоянное, вечное, наследуемое и арендное владение и пользование. В частную собственность могут передаваться только приусадебные и дачные участки земли".

После перехода власти к правительству народного доверия частная собственность будет сохранена, чтобы "экономика развивалась" ("...Будучи последователями Ильича,... мы выступаем за многоукладность в экономике". Г. Зюганов), но при этом КПРФ собирается как-то "наладить самоуправление и контроль трудовых коллективов над производством и распределением" в условиях частной собственности. В вопросах государственной политики КПРФ занимает умеренную национал-патриотическую позицию, выдвигая своим основным лозунгом "державность, народовластие, равноправие, духовность и справедливость". Выступая за соблюдение прав и свобод и ограничение парламентом полномочий президента, КПРФ, тем не менее, ратует за "наведение порядка и жесткие действия в Чечне (отказавшись от небезызвестного права наций на самоопределение).

Таким образом, в целом программу КПРФ можно назвать социал-демократической со значительным левым уклоном. Ее основная цель в политической борьбе - сохранить свое широкое представительство в парламенте и (иногда) - лоббировать интересы прокоммунистически настроенных бизнесменов. Основной электорат КПРФ - жители небольших городов и сельской местности, в основном, пенсионеры и молодежь, которые голосуют не за программу, а за название. Как говорят социологи, "электорат КПРФ наименее подвержен пиаровским манипуляциям, поскольку они голосуют не за Зюганова или против Путина, а за коммунизм, за название "коммунистическая партия". Среди рабочих КПРФ большого влияния не имеет и сама это признает, в мегаполисах работать не умеет, а именно их голоса определили результаты, например, второго тура президентских выборов 1996г. На региональных выборах 1996 г. прошло 14 губернаторов, выдвинутых НПСР, однако эта победа была достигнута за счет регионов, традиционно голосующих за "левых".

Провал на выборах 2003 года показал, что партии необходимо срочно менять предвыборную платформу и программу, так как старые лозунги, даже несколько демократизированные, уже не находят отклика в российском обществе. Всё меньше людей, которые голосуют не за лидера или программу, а слово «коммунистическая».

Популярных лидеров регионального масштаба у КПРФ нет. Часть хозяйственников от КПРФ сдвинулась вправо внутри партии власти, например, правая рука Лужкова В. Шанцев.

Электорат КПРФ, скорей всего, продолжит уменьшаться в течение ближайших четырех лет, но в числе сторонников из числа чиновников и управленцев, а также в аппарате самой партии, скорей всего, будут углубляться расслоение: основная масса останется в лоне КПРФ, самые влиятельные (около одной десятой) "уйдут" вправо (не очень далеко), а радикальные левые (тоже около одной десятой) перейдут к крайне левым (партия Тюлькина и т.д.). Таким образом, на выборах 2007 года руководству следует ожидать ещё более низкий результат.

Вызванный Законом "О политических партиях" процесс укрупнения различных объединений может наконец-то исполнить давнишнюю мечту лидеров КПРФ и покончить с многопартийностью среди российских коммунистов. С самого момента утверждения этого закона было очевидно, что ныне существующие коммунистические объединения ВКП (б), РКП-КПСС и РКРП никак не смогут набрать нужное количество членов и региональных отделений. Однако последнюю точку в истории существования маленьких компартий поставят поправки в Закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан", разработанные в ЦИКе и внесенные в Госдуму президентом в августе.

Партийная печать - газета «Правда», более 30 региональных изданий, внутренний «Вестник организационно-партийной и кадровой работы». Ранее издавались еженедельник «Правда России» и журнал «Политическое просвещение», дружественным было радио «Резонанс».

Крупнейшая дружественная газета - «Советская Россия», до 2004 г. дружественна была газета «Завтра». В наиболее тиражных печатных СМИ, на ТВ и основных радиостанциях КПРФ с момента основания представлена скупо, хотя и не без колебаний. В учебниках по истории и в большинстве СМИ не упоминается, например, отмена Конституционным судом РФ ряда положений указа Ельцина Б. Н. о запрете КП РСФСР, иск о фальсификации выборов в 2003 г., активное партстроительство (в течении последних 4-5 лет в КПРФ вступает ежегодно по 10-15 тысяч молодых людей).

Финансы КПРФ

Согласно финансовому отчету КПРФ, предоставленному в ЦИК, в 2006 году в партию поступило в виде денежных средств на осуществление уставной деятельности: 127 453 237 рублей. Из них:

29 % - поступило за счет членских взносов

30 % - средства федерального бюджета

6 % - пожертвования

35 % - другие поступления

В 2006 году партией было израсходовано 116 823 489 рублей. Из них:

21 % - на пропагандистскую деятельность (информационную, рекламную, издательскую, полиграфическую)

7 % - подготовку и проведение выборов и референдума

Биография лидера

Генна́дий Андре́евич Зюга́нов родился. 26 июня1944, в учительской семье в деревне Мымрино (около 100 км от Орла). Отец, Андрей Михайлович Зюганов (ум. 1990), был командиром артиллерийского расчета, после войны преподавал в Мымринской средней школе большинство предметов, в том числе основы сельского хозяйства, исключая иностранный и русский языки и литературу. Мать - Марфа Петровна, 1915 года рождения - преподавала в начальных классах Мымринской школы.

Окончив с серебряной медалью Мымринскую среднюю школу Хотынецкого района Орловской области в 1961 году, год проработал в ней учителем. В 1962 году поступил на физико-математический факультет Орловского педагогического института, который закончил с отличием в 1969 г. В 1963-1966 гг. служил в Советской армии в радиационно-химической разведке группы советских войск в Германии (в настоящее время - полковник запаса). Преподавал физику и математику в вузе. Одновременно занимался профсоюзной, комсомольской, партийной работой. В 1966 вступил в КПСС. С 1967 года занимался комсомольской работой, работал на выборных должностях районного, городского и областного звена.

После окончания Орловского педагогического института преподавал в нём в 1969 до 1970. С 1972 по 1974 год работал первым секретарём Орловского обкома ВЛКСМ. В 1974-1983 был секретарём райкома, вторым секретарём Орловского горкома КПСС, затем - заведующим отделом пропаганды и агитации Орловского обкома КПСС. Одновременно в 73-77 гг. был депутатом Орловского горсовета, с 80 по 83 - депутатом Орловского областного совета депутатов. С 1978 по 1980 год учился на основном отделении Академии общественных наук при ЦК КПСС, окончил при ней аспирантуру экстерном. В 1980 году защитил кандидатскую диссертацию.

В 1983-1989 Зюганов работал в отделе агитации и пропаганды ЦК КПСС инструктором, заведующим сектором. В 1989-1990 был заместителем заведующего идеологическим отделом ЦК КПСС. Делегат XXVIII съезда КПСС (июнь 1990 года) и соответственно как представитель РСФСР - Учредительного съезда Компартии РСФСР (июнь-сентябрь 1990 года).

После создания Коммунистической партии РСФСР в июне 1990 года на 1-м учредительном съезде был избран членом Политбюро ЦК КП РСФСР, председателем постоянной Комиссии ЦК КП РСФСР по гуманитарным и идеологическим проблемам, а в сентябре 1990 г. - секретарём ЦК КП РСФСР.

В июле 1991 года подписал вместе с рядом известных государственных, политических и общественных деятелей обращение «Слово к народу». В августе 1991 г. был выдвинут кандидатом на выборах 1-го секретаря ЦК КП РСФСР, но снял кандидатуру в пользу В. А. Купцова в связи с отсутствием опыта парламентской работы.

В декабре 1991 года был кооптирован в состав координационного совета Российского общенародного союза. Тогда же был избран членом координационного совета движения «Отчизна». 12-13 июня1992 года участвовал в 1 соборе (съезде) Русского национального собора (РНС), стал членом президиума собора.

В октябре 1992 года вошёл в оргкомитет Фронта национального спасения (ФНС). На II чрезвычайном съезде Коммунистической партии РСФСР (КП РСФСР) 13-14 февраля 1993 года был избран членом Центрального исполнительного комитета партии, а на первом организационном пленуме ЦИК КП РФ - председателем ЦИК.

25-26 июля 1993 года принял участие в работе II конгресса Фронта национального спасения в Москве. С 20:00 21 сентября 1993 года - после выступления Бориса Ельцина с сообщением о роспуске парламента - находился в Доме Советов, выступал на митингах. 3 октября выступил в эфире ВГТРК, призвав население Москвы воздержаться от участия в митингах и столкновениях с МВД.

12 декабря 1993 года был избран депутатом Государственной думыпервого созыва по федеральному списку КПРФ.

В апреле-мае 1994 года был одним из инициаторов создания движения «Согласие во имя России». 21-22 января1995 года на III съезде КПРФ стал председателем ЦК КПРФ. 17 декабря 1995 года избран депутатом Государственной думы второго созыва по общефедеральному списку КПРФ.

4 марта 1996 года зарегистрирован кандидатом в президенты РФ. 16 июня 1996 состоялись выборы президента РФ. Кандидатуру Геннадия Зюганова поддержали 31,96 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. 3 июля 1996 года в ходе голосования во втором туре выборов президента РФ за кандидатуру Зюганова проголосовало 40,41 % избирателей. В августе 1996 г. избран председателем координационного совета Народно-патриотического союза России, в который вошли партии и движения, поддержавшие Г. А. Зюганова на президентских выборах.

19 декабря 1999 года избран депутатом Государственной думы третьего созыва по федеральному списку КПРФ.

В 2000 году на выборах президента России получил 29,21 % голосов. В январе 2001 года на пленуме Совета СКП-КПСС избран председателем совета Союза компартий .

В 2003 году избран депутатом Государственной думы четвёртого созыва, в 2007 - депутатом ГД пятого созыва.

Зюганов пропустил президентские выборы 2004 года, где партию представлял Николай Харитонов, и принял участие в выборах 2008 года, заняв второе после Дмитрия Медведева место (по официальным данным, более 13 млн голосов, или 17,7 % от принявших участие в выборах).

Автор серии монографий. Защитил докторскую диссертацию по философии на тему «Основные тенденции и механизм социально-политических изменений в современной России». В 1996-2004 возглавлял Народно-патриотический союз России. С 2001 возглавляет Союз коммунистических партий - Коммунистическую партию Советского Союза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За первые несколько лет нового тысячелетия Россия успела значительно продвинуться по пути формирования партийной системы. Многопартийность в нашей стране существует с начала 90-х гг., однако партийная система до сих пор находится в стадии становления.

Партии постоянно развиваются, ведут между собой политическую борьбу, идет их развитие, объединение и выработка совместных позиций. Для усиления влияния на государственные структуры и для выдвижения своих представителей в властные структуры.

Становление многопартийности в стране идет трудно и противоречиво. Она пока далека еще от тех цивилизованных рамок, о которых мечтают знатоки и ревнители западной демократии. Чаще всего бывает так, что партии возникают, регистрируются, порой даже исчезают, но никто не знает, кто за ними стоит, кто их поддерживает. И в этом - главная беда многих группировок, претендующих на право называться партиями.

Но ясно одно - возрождение России требует не просто взаимодействия партий, но и взаимодействия просто политических сил. Они должны сотрудничать друг с другом на разумных условиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Решетнев, С.А. К вопросу о классификации политических партий России [текст]/С.А. Решетнев// Коммерсант власть. - 2004. - № 3. - С. 2-4

3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%9F%D0%A0%D0%A4

4. Дугин А. Левый проект // Российская газета.- 2003.- 26 марта.5. Сумбатян Ю. Г. Политические режимы в современном мире: сравнительный анализ. Учебно-методическое пособие. - М., 1999.

— это система взглядов, представлений, идей, выражающих интересы того или иного общества или социальной общности.

Политическая идеология концентрирует свое внимание на политических идеях, теориях, интересах. Она представляет собой определенную концепцию осмысления и интерпретации политического бытия с точки зрения интересов и целей определенной политической элиты.

Идеологию можно представить как форму корпоративного сознания, как идеологическую доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть.

Каждая идеология имеет свою точку зрения на ход политического и социально-экономического развития общества, свои методы и средства решения стоящих перед обществом задач. Поэтому основной функцией политической идеологии является овладение общественным сознанием. К. Маркс считал, что когда идеи овладевают массами, то они становятся материальной силой.

Политической идеологии присущи следующие :

  • выражение и защита интересов определенной социальной общности (группы, класса, нации);
  • внедрение в общественное сознание своих критериев оценки политических событий, политической истории;
  • интеграция (объединение) людей на базе общих оценок, ценностных ориентаций, политических представлений;
  • организация и регулирование поведения людей на основе общеидеологических норм и ценностей;
  • обоснование мотивов политического поведения и мобилизация социальных общностей на реализацию поставленных задач;
  • легитимизация власти: рациональное обоснование (оправдание) деятельности правящей элиты.

Необходимо отметить, что идеология является духовным орудием элит. Именно элиты разрабатывают (обновляют) и внедряют политическую идеологию в широкие социальные слои, пытаясь привлечь на свою сторону максимальное число приверженцев своих идей. Естественно, что эти элиты преследуют прежде всего свои личные цели и интересы.

Выделяют три основных уровня функционирования политической идеологии:

  • теоретико-концептуальный, на котором формируются основные положения и обосновываются идеалы и ценности определенного класса, нации, социальной общности;
  • программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся на язык программ и лозунгов, формируется нормативная основа для принятия управленческих решений и политического поведения граждан;
  • актуализированный , который характеризует уровень освоения гражданами идей, целей, принципов конкретной идеологии. На этом уровне определяется степень влияния идеологии на практическую деятельность людей.

Основные виды политической идеологии

Устоявшейся классификации политической идеологии не существует. Причиной данного положения является сложность рассматриваемого явления. Необходимо уяснить признаки, по которым выделяют хорошо известные виды политической идеологии.

Борьба идей по вопросам развития общества — древнее явление. Однако только с XVII в. политико-идейные течения стали оформляться в различные организации и учения, активно противостоящие друг другу. Одним из самых ранних таких учений является традиционализм. Это религиозно монархическое охранительное учение, представленное Ж. Боссюэ («Политика, извлеченная из Священного Писания») и другими политическими авторами. Данное направление политической мысли дало в XVIII в. начало политической идеологии консерватизма, которая стала ответом на идеологию либерализма, выразившую идеи Просвещения и Французской революции.

Таким образом, традиционализм (впоследствии — консерватизм) и либерализм как разновидности теоретических моделей устройства общества разделились в соответствии с оценкой роли государства в политической системе общества. Это первое основание деления политических идеологий. Одно направление в различных его модификациях отстаивает идею сохранения («консервирования») традиционно ведущей, даже подавляющей роли государства в общественной жизни. Второе направление начиная с эпохи буржуазных революций пропагандирует реформизм , изменение функций государства, ослабление в той или иной степени его роли в управлении политическими процессами.

Исторически за этими направлениями политической мысли закрепились названия «правые» и «левые»: во времена Великой французской революции на заседаниях Национальной ассамблеи в 1789 г. слева or спикера сидели депутаты — сторонники перемен в общественном устройстве в направлении свободы и равенства, справа — противники перемен, стремившиеся к сохранению монархических и дворянских привилегий.

Реформизм уже в XVIII в. разделился на течения радикального и умеренного толка. Это второе основание деления — по глубине предлагаемых преобразований. К радикальным политическим идеологиям относятся анархизм , проповедующий немедленное уничтожение государства как органа управления обществом, и марксизм, выступающий за постепенное полное отмирание государства. К умеренным политическим идеологиям можно отнести либерализм, социал-демократизм и их модификации.

За прошедшие столетия идеи укрепления государственности оформлялись в таких подвидах консерватизма, как монархизм, клерикализм, национализм, расизм (в том числе фашизм) и др.

Основные идеи некоторых политических идеологий следующие.

Либерализм

Стал исторически первой политической идеологией, родоначальниками которой были Дж. Локк и А. Смит. Их идеи обосновывали процесс становления самостоятельного индивида — представителя зарождавшейся буржуазии. Экономически активная, но политически бесправная буржуазия выразила свои притязания на власть в либеральной доктрине.

Базовые ценности либеральной идеологии — священность и неотчуждаемость естественных прав и свобод личности (права на жизнь, свободу и частную собственность), их приоритет над интересами общества и государства. Индивидуализм при этом был главным социальным и экономическим принципом. В социальной сфере этот принцип воплощался в утверждении абсолютной ценности человеческой личности и равенстве всех людей, признании неотчуждаемости человеческих прав на жизнь. В экономической сфере пропагандировалась идея свободного рынка ничем не ограниченной конкуренции. В политической сфере был сформулирован призыв признать права всех индивидов и групп на управление общественными процессами, осуществить разделение властей, идею правового государства с ограниченными возможностями вмешательства в жизнь общества.

Консерватизм

Базовыми ценностями называет порядок, стабильность и традиционализм. Эти ценности проистекают из политической теории, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как считает либерализм. Логика прогресса задана свыше, поэтому нет необходимости вмешиваться в ход исторического развития. Принципы частной собственности, рынка и свободного предпринимательства есть естественный результат развития общества. Политическими идеалами консерватизма являются сильное государство, четкая политическая стратификация, когда власть принадлежит элите, а свобода есть осознанная лояльность граждан и групп.

Коммунизм

Коммунизм как идеология сформировался на основе марксизма. В противовес господствовавшему в XIX в. либерализму марксизм сформулировал учение о построении справедливого общества, в котором будет покончено с эксплуатацией человека человеком и будут преодолены все виды социального отчуждения человека: от власти, собственности и результатов труда. Такое общество было названо коммунистическим. Марксизм стал мировоззрением пролетариата, появившеюся в результате произошедшего промышленного переворота.

Базовые ценности при этом следующие:

  • общественная собственность на средства производства материальных благ;
  • классовый подход к регулированию социальных отношений (главная цель — защита интересов неимущих слоев в ходе классовой борьбы за искоренение частной собственности на средства производства; пролетарская революция — путь достижения этой цели);
  • воспитание нового человека, презревшего материальную выгоду, ориентированного на моральные стимулы к труду;
  • забота об общественных интересах взамен индивидуализму, труд на общее благо («кто не работает, тог не ест»);
  • идеал равенства и принцип эгалитаризма, т. е. «равенство результатов» против «равенства возможностей» в либерализме;
  • коммунистическая партия как главный механизм интеграции элементов социальной структуры (для полной реализации этой функции партия должна срастись с государством, которое под ее руководством постепенно заменится системой общественного самоуправления).

Социалистическая демократия

Социал-демократизм стал сегодня политической доктриной центристских сил. Его идеи зарождались как «левая» идеология, как одно из течений внутри марксизма. Основы социал-демократизма сформировались в конце XIX в. и вошли в историю как социал-реформизм. Их признанный основоположник — немецкий политический философ Э. Бернштейн. В книге «Проблемы социализма и задачи социал-демократии», других работах он отверг многие положении марксизма: обобострении противоречий буржуазного общества, о необходимости революции и диктатуры пролетариата как единственного пути к социализму и др. По его мнению, новая обстановка в Западной Европе позволяет добиться утверждения социализма путем ненасильственною демократического давления на политические и экономические позиции буржуазии, осуществления структурных реформ во всех сферах общественной жизни, развития различных форм кооперации. Многие из этих идей вошли в политическую доктрину современной социал-демократии. Эта доктрина была сформулирована в концепции демократического социализма. Главными ценностями провозглашены идеалы: свобода; справедливость; солидарность. Социал-демократы убеждены, что демократические принципы должны распространяться на все сферы: экономика должна быть плюралистической; возможность трудиться и получать образование должна быть обеспечена всем; и т. д.

Национализм

Рассмотрим национализм. Часто это понятие воспринимается негативно, что, по существу, не совсем верно. Можно говорить о наличии двух типов национализма: созидательного и разрушительного. В первом случае он способствует сплочению нации; во втором — направлен против других народов и несет угрозу не только для чужого, но и для своего общества, превращая национальность в верховную и абсолютную ценность, которой подчиняется вся жизнь.

Принято считать, что этническое происхождение — это самая обшая характеристика, объединяющая нацию. Если люди говорят о себе как о якутах, русских, евреях и т. д., значит, они указывают на этнос, но когда называют себя россиянами, то включают в это понятие политический компонент — гражданство. США, Россия или Швейцария, например, включают несколько этнических групп. И наоборот, люди, принадлежащие к одному этносу, могут проживать в разных странах. Немцы живут в ФРГ, Лихтенштейне, а у австрийцев и швейцарцев — германское происхождение. Нацией является совокупность разных этносов, тесно взаимодействующих, объединяющихся в границах данной страны и отождествляющих себя с ней.

В идеологии национализма происходит слияние идеи этноса с идеей страны для этого этноса. На данной основе возникают движения, настойчиво требующие совмещения политических границ с этническими границами. Национализм может согласиться с присутствием «ненационалов» во имя нации или ратовать за их ас- си милицию, изгнание, даже уничтожение. Большинство исследователей настаивают на патологической природе национализма, его страхе перед инородным и оттого ненависти к нему, на близости к расизму и шовинизму. Тем самым национализм превращаемся в одну из наиболее опасных современных идеологий.

Фашизм

В отличие от либерализма, консерватизма и коммунизма, защищающих интересы отдельных социальных групп, фашизм опирается на идею расового превосходства и призывает к интеграции населения вокруг целей национального возрождения.

Фашизм (от ит. fascio — пучок, связка) — это идеология, пропагандирующая шовинистический национализм, дополняющийся расизмом и антисемитизмом. Одни исследователи считают фашизм единым феноменом, другие исходят из того, что в каждой стране развивался свой, специфический фашизм. Классические образцы — итальянский фашизм и немецкий национал-социализм (нацизм). Фашисты были не только крайними националистами, но прежде всего радикальными государственниками. Для фашистских теоретиков именно государство во главе с вождем — воплощение группового сознания.

Исторические формы фашизма были вызваны к жизни глубоким экономическим кризисом конца 20-х гг. XX в. В этих условиях классические либеральные ценности перестали быть основными мотивами человеческой деятельности и факторами интеграции общества. Процессы обнищания населения, разрушения прежней социальной структуры и появления значительных маргинальных и люмпенских групп обесценивали либеральные идеалы свободной личности. В такой ситуации вдохновляющую роль сыграли ценности национального возрождения и единства. Особенно актуальными они стали для Германии, поскольку национальное самосознание ее населении было более всего унижено поражением в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Немецкая модель фашизма отличалась высоким уровнем тоталитарной организации и откровенным расизмом. Несмотря на поражение Германии в 1945 г. и запрет этой идеологии, фашизм время от времени возникает вновь в виде неофашистских партий. Экономические трудности, межнациональные противоречия и другие кризисные феномены провоцируют неофашистские проявления.

Анархизм

Анархизм занимает во многом противоположные фашизму позиции в отношении государства. Анархизм (греч. anarchia — безначалие, безвластие) — это:

  • идеология, провозглашающая своей высшей целью достижение равенства и свободы с помощью упразднении любых форм и институтов власти с их принудительным характером в пользу ассоциаций, основанных на добровольном сотрудничестве между индивидами и группами;
  • любые направленные против государства идеи, а также соответствующая им практика.

Ряд анархистских идей появился еще в античные времена. Но развитая теоретическая система анархизма была создана английским писателем В. Годвином, выдвинувшим в «Исследовании о политической справедливости» (1793) концепцию общества без государства. Разработка экономической основы анархизма и включение этого понятия в научный оборот были осуществлены немецким мыслителем М. Штирнером («Единственный и его собственность», 1845). Он предложил эгоистическую версию экономического анархизма («союз эгоистов»), состоящую во взаимном уважении и в обмене товарами между независимыми производителями.

В развитие анархистской доктрины внесли большой вклад русские мыслители. М. А. Бакунин отстаивал («Государственность и анархия», 1873) идею революционного уничтожения государства и создания свободной федерации крестьянских и пролетарских сообществ, коллективно владеющих орудиями труда (коллективистская версия анархизма). П. А. Кропоткин на основании сформулированных им биосоциальных законов взаимной помощи призвал («Взаимная помощь как фактор эволюции», 1907; «Современная наука и анархия», 1920) перехолить к федерации свободных коммун путем уничтожения частной собственности и государства (коммунистическая версия анархизма).

Современные формы анархизма отличаются большим разнообразием. Сегодня в литературе можно встретить упоминания об анархизме экологическом, контркультурном, этнонациональном и т. д. Явный неоанархистский потенциал имеет движение антиглобалистов (один из идеологов — итальянец Т. Негри).

Роль идеологии в политике

Идеология в политике призвана заниматься обоснованием интересов и ценностей тех или иных социальных слоев, классов, этносов, концессий. Каждая идеология стремится доказать правомерность своих взглядов, идей, ценностей и несостоятельность других. Так, В. И.Ленин ввел категорию «научная идеология». Он считал, что в домарксистских идеологиях содержались лишь научные элементы, но только марксизм может считаться научной идеологией.

Политическая идеология разрабатывается и обосновывается представителями политических элит для распространения среди населения. И чем больше людей становятся приверженцами той или иной идеологии, тем больше шансов у данной элиты завоевать политическую власть.

Политическая идеология способна объединить большие группы людей для достижения определенных целей. Она придает смысл и направление общественному движению. При этом важно, чтобы основные положения данной идеи выражали интересы этих людей. Фашизм в Германии в 30-х гг. XX в. приобрел массовый характер, потому что в своих выступлениях Гитлер затрагивал самые насущные проблемы немецкого народа и обещал в ближайшее время их решить. Большевики обещали измученному войной, голодом и разрухой народу, что «нынешнее поколение будет жить при коммунизме», и многие поверили этим популистским обещаниям. Оболваненный коммунистической идеологией народ сам способствовал приходу к власти политических авантюристов (большевиков).

Политическая идеология способна сплотить и разъединить людей, сделать их союзниками или врагами, воинами или пацифистами. Поэтому идеология является мощным оружием в политической борьбе.

Отсутствие в стране, в обществе доминирующей, способной объединить и мобилизовать людей на достижение общественных целей идеологии делает общество и государство аморфным образованием, где каждый преследует свои личные или групповые цели и интересы, отвергая социальную ответственность за будущее страны.

В период борьбы с тоталитарной коммунистической идеологией в России (конец 80-х — начало 90-х гг. XX в.) был взят курс на деидеологизацию страны. В ст. 13 Конституции РФ закреплено, что ни одна идеология не может устанавливаться в качестве государственной. На законодательном уровне эта статья должна способствовать идеологическому плюрализму. Политика — это также борьба идей, в которой побеждает наиболее привлекательная (отвечающая интересам большинства) идеология. Обычно правящий класс является носителем доминирующей идеологии. В России таким «классом» является партия «Единая Россия», которая, по сути, не имеет достаточно внятной, привлекательной для масс идеологии. Поэтому реальная власть «Правящего класса» не подкреплена идеологической властью.

Совсем не обязательно, чтобы идеология была направлена против кого-то. Людей могут объединять и вполне гуманистические идеи общенационального масштаба, например идеи процветания страны, идеи борьбы с бедностью, идеи сохранения населения и др.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Губкинский институт (филиал)

Московского государственного открытого университета

ПОЛИТОЛОГИИ

Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) в современной политической жизни страны


Студента ________3________ курса

заочного отделения

специальность «Горные машины и оборудование»

Шарова А.А.

Руководитель: к.и.н., доцент

Богданов С.В.

Губкин - 2007

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 3

деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 5

2. Социально-экономическая и политическая платформа

современного российского коммунизма. . . . . . . . . . . . . . . . . с.11

3. Социальная опора КПРФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 19

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.23

Список использованной литературы и источников. . . . . . . . . . . с.24

Введение


Осмысливая некоторые итоги складывания многопартийности в нашей стране, можно в целом констатировать, что нынешняя стадия развития российской многопартийности еще весьма далека от того, что называется многопартийной системой, в рамках которой различные субъекты политического действия готовы к сотрудничеству в целях достижения общественного согласия или хотя бы, как минимум придерживаются общих конституционно-правовых принципов поведения. В нашем случае, скорее приходится говорить о несистемной множественности партий с зачастую радикально противоположными позициями при значительном влиянии среди них сил тоталитарной ориентации. При этом на хорошо укрепленном левом фланге политического спектра не скрывают враждебного отношения к действующей Конституции и установок на неправовые методы решения проблемы.

Коммунистическая партия Российской Федерации, возникшая как правопреемница и идеологический наследник КПСС за бурное десятилетие с конца 80-х до конца 90-х гг., прошла очень сложный путь своего развития, внутренних коллизий и вынуждена была приспосабливаться к изменениям социально-экономических, политических и духовных реалий в стране. Кто бы из ортодоксальных коммунистов еще бы полтора-два десятилетия назад мог бы себе представить В.И. Ленина в православном храме во время богослужения, И.В. Сталина на каком-нибудь всемирном экономическом форуме в тихой и процветающей Швейцарии за одним столом с воротилами мирового бизнеса и т.д.

Действительно современная доктрина КПРФ весьма отдаленно напоминает былое коммунистическое наследие. В работах лидера современных российских коммунистов Г. А. Зюганова по-новому озвучены многие узловые моменты двадцатого столетия. Действительно, ни в одной из работ Ленина мы не встретим упоминания того, что в феврале 1917 г. "рухнула легитимная государственная власть". Речь-то ведется о царском режиме...

Конечно, реалии 90-х гг. вынуждают главного идеолога КПРФ либо облекать постулаты прежней большевистской доктрины в новые формы, либо фактически отказываться от анахронизмов прошлого.

Хотя в уже цитируемой выше брошюре Г. Зюганова мы можем встретить массу штампов, которые словно перекочевали в политическую публицистику доктора философских наук Г.А. Зюганова из исторической и социально-политической литературы 60-70-х гг.

Изучение социально-экономической и политической концепции КПРФ, определение электорального поля коммунистов позволяют в определенной степени прогнозировать процессы либо затухания, либо роста интереса к коммунистической идеологии и КПРФ как ее носителю.

1. КПРФ: от запрета до активизации политической

деятельности.


Либерализация политического климата в конце 80-х гг. ускорила и перевела на новый уровень процессы развития и объединения десятков тысяч неформальных групп. Хотя далеко не все из них включились в политическую деятельность, число групп, считавших себя "политическими", продолжало расти. Многие из них объединились в союзы, ассоциации или народные фронты - прообразы политических партий. В основе создания неформальных объединений не всегда лежала четкая политическая программа, подчас они возникли в процессе решения практических проблем, связанных с обыденной жизнью.

Проявившаяся в массах воля к раскрепощению социальной жизни, обилие комитетов, организаций, групп, народных фронтов все более явно указывали на ограниченность и противоречивость частичной, искаженной демократизации. Ущербность последней наиболее ярко выражалась в стремлении к сохранению однопартийной политической системы, монополии КПСС на анализ общеполитических проблем и разработку стратегических концепций.

В период, когда маховик исторических событий в России только начинал еще раскручиваться, шансы демократического движения на заметный успех в его противоборстве с КПСС казались небольшими. Коммунисты явно неплохо подготовились к переменам. В то время как одна часть партии с неожиданной для общества предприимчивостью включилась в инициируемые ею же процессы разгосударствления социалистической собственности (сумев при этом даже убедить определенные круги на Западе и часть отечественной демократической общественности, что преобразование собственности в СССР возможно лишь путем номенклатурной приватизации), другая ее часть заняла позицию критики всякой приватизации и готовилась к тому, чтобы, используя неизбежное недовольство широких масс несправедливостями приватизации, вновь выступить в роли защитника обездоленных и создать мощную социальную базу для возрождения коммунистического движения. Несмотря на то, что с осени 1998 г. социологи фиксировали резкое падение авторитета КПСС (по данным ВЦИОМ за 1990 г., полное доверие КПСС выразили всего лишь 6% граждан), реальные и потенциальные позиции компартии представлялись все еще очень прочными, вплоть до августовского путча 1991 г.

была приостановлена, а ее имущество взято под контроль Советами народных депутатов. Вскоре после этого М.С. Горбачев сложил с себя полномочия Генерального Секретаря ЦК КПСС и призвал ЦК принять решение о самороспуске. Завершающую точку на том этапе поставил Указ Президента РСФСР от 6 ноября 1991 г. "О деятельности КПСС и КП РСФСР", предписывающий прекращение деятельности и роспуск организационных структур КПСС и КП РСФСР на территории РСФСР. Последовавший в декабре 1991 г. распад СССР и образование независимого государства - Российской Федерации - еще более упрочило положение антикоммунистических сил в российском политическом спектре и во властных структурах.

Однако в массовом сознании поражение компартии было в тот период отнюдь не столь очевидным. И хотя, по данным ИСПИ РАН, более половины населения полностью согласилось с решениями о приостановлении деятельности КПСС и считало, что эта партия не должна возобновлять свою деятельность, 28% респондентов, напротив, были убеждены, что компартия должна возродиться, а почти половина опрошенных коммунистов (46%) были готовы возобновить свое членство в партии.

При этом только каждый четвертый респондент был уверен в том, что после запрета КПСС страна пойдет по пути демократического развития, и одновременно столько же полагало, что в этом случае страну ожидает диктатура новой власти. Показательно, что половина опрошенных не смогла определенно высказаться по данному вопросу.

Таким образом, в обществе, в отличие от высших эшелонов власти, явно не было эйфории победы. Оно, по мнению наблюдателей, раскололось и затаилось.

После крушения КПСС процесс становления многопартийности в России вступил в качественно новую стадию. Если раньше политическая активность партий и движений самой разной ориентации была по преимуществу направлена против КПСС и отождествлявшегося с ней союзного центра, то теперь они были вынуждены искать новую основу для самовыражения и самоидентификации (это, прежде всего, касалось демократического

движения, которое по сути дела всегда было лишь объединением "против", а не "за"). При этом обнажились неоднородность демократического движения, отсутствие в нем единства по поводу целей и средств преобразований. Что же касается левых сил, то они очень быстро оправились от удара и начали постепенно отвоевывать утраченные рубежи.

Решающую роль при этом сыграло начало в 1992 г. шоковых реформ с характерными для них процессами стремительного социального расслоения и обнищания широких масс. Заметный вклад в процесс укрепления позиций коммунистов внесли принятые 30 ноября 1992 г. решения Конституционного Суда РФ по делу проверки конституционности ряда указов Президента, касающихся компартии. Российским коммунистам удалось сохранить не только часть своего имущества, но, что, пожалуй, более важно, и свои территориальные партячейки. Во многом именно благодаря удержанию коммунистами хорошо налаженной за годы советской власти разветвленной системы территориальных партийных звеньев мы имеем сейчас ситуацию, при которой более половины массового низового актива российских политических объединений ориентировано на левые политструктуры и главным образом - на принадлежащие КПРФ. Все это способствовало быстрой реанимации коммунистических сил и их активному включению в политическую борьбу как в качестве участников избирательной кампании 1993 г. по выборам нового высшего законодательного органа, так и под знаменами крайней оппозиции, бойкотировавшей эти выборы.

К концу 1993 г. в сложной палитре политических ориентаций российского населения уже четко выделяются три основных центра политико-идеологического притяжения, вокруг которых и сегодня группируются сторонники всех сколько-нибудь заметных политических идей, течений и объединений. Их можно условно обозначить как "прокапиталистический реформизм", "просоциалистический антиреформизм" и национал-державная идеология. Именно такой расклад политических ориентаций российского общества был в целом зафиксирован уже по результатам выборов в Государственную Думу 1993 г. Однако Указом Президента РФ от октября 1993 г., последовавшим после трагических событий сентября-октября 1993 г., устанавливалась принципиально новая для нашей страны пропорционально-мажоритарная избирательная система. Новая избирательная система способствовала снижению темпов радикализации политических отношений и, прежде всего за счет уменьшения активности внепарламентской оппозиции. В частности участие в выборах КПРФ и последующая деятельность фракции коммунистов в Государственной Думе заметно переориентировали коммунистическую оппозицию на отработку легитимных методов борьбы за власть и придали основной структуре коммунистического движения известный социал-демократический оттенок. Коммунистам и аграриям не удалось стать главными выразителями оппозиционных настроений в обществе.

Организации, действующие в Тюменской области, вступили в полосу своего упадка. Это было связано не только с влиянием общероссийской политической ситуации. Коммунистические партии, действующие на территории Тюменского региона, оказались заложниками своего электората и прежней политической тактики. Однако взгляды людей старшего возраста, на которых ориентировались тюменские коммунисты, являлись...

Предприятий, в том числе народные, ввести контроль над зарплатой руководителей, а также повысить пошлины на импортируемые товары, составляющие конкуренцию отечественным.Глава 3. Тактика КПРФ Сегодня первичные организации КПРФ действуют во всех без исключения районах и городах России. Практически полностью восстановлена сеть местных партийных организаций. Городские и районные комитеты компартии...

Руководства КПРФ к правительству и стала активно обсуждаться возможность участие представителей партии в работе коалиционного правительства. В законодательных органах власти РФ (в палатах Федерального Собрания РФ) КПРФ представлена многочисленной (около 150 депутатов) фракцией в ГД РФ (подробнее см. раздел "Фракция в ГД РФ"). Представитель партии - Г.Н. Селезнев - в январе 1996 г. был избран...

Основной идеей манифеста стало отчуждение частной собственности на землю и взымание платы за землепользование в казну государства вместо частных . Кроме того, согласно идеям Маркса, должен был вводиться налог, зависящий от уровня обеспеченности платящего, государственная монополия на банковскую систему - централизация кредита в руках государства с помощью национального банка со стопроцентным государственным капиталом, и передача всей транспортной системы в руки государства (отчуждение частной собственности на транспортные линии).

Трудовые обязательства в виде трудовых отрядов вводились для всех без исключения, особенно в сфере сельского хозяйства, отменялся принцип передачи наследства и отчуждалась собственность эммигрантов в пользу государства. Должны были строиться новые государственные фабрики, создающие, прежде всего, новые средства производства. Планировалось введение централизованного сельского хозяйства за счет государства и под его контролем. Особое значение придавалось объединению сельского хозяйства с промышленностью, постепенное слияние города и деревни, устранение различий между ними. Кроме того, должны были быть введены общее бесплатное воспитание и образование детей и воспитательные мероприятия, объединенные с производственным процессом, отменен детский труда на фабриках.

На территории России эти идеи воплотились в марксистско-ленинской философии, идеалогии рабочего класса, призывавшей к свержению капиталистического строя и борьбе пролетариата за построение коммунистического общества. Марксизм-ленинизм был официально закреплен в качестве государственной идеалогии СССР в конституции 1977 года и в таком виде просуществовал вплоть до распада Советского Союза.

Связанная статья

Несмотря на то что Советский Союз распался, народная память не успела окончательно забыть почти вековую эпоху. Неудивительно, что некоторые молодые люди задаются вопросом: «Что же такое коммунизм?» Не понимая собственной истории, нельзя сделать верных выводов о будущим.

Инструкция

Коммунизм - утопичный политический режим. Лучше всего его суть раскрывает лозунг «От каждого по способностям, каждому по потребностям». Подразумевается, что каждый член добросовестно трудится ради общего блага, что в конечном итоге позволяет удовлетворить нужды в целом. Стоит отметить, что это напрямую противоречит новой экономической модели, т.к. человеческие потребности полагаются за бесконечность.

Коммунистическое должно иметь ряд характерных черт. Прежде всего - отсутствие частной собственности и отказ от валюты в любом ее проявлении: каждому человеку просто достается все, что он не захотел бы. Как следствие, отсутствует деление на социальные классы, исчезает необходимость в государстве как таковом.

Введя ряд оговорок, первобытное общество можно считать коммунистическим. Пища добывается общими усилиями не для личных нужд, а для всего сразу, отсутствуют любые признаки государства, члены племени не обладают прямой властью друг над другом.

Коммунистическую утопию предваряет социализм. Данный политический режим, по версии К. Маркса, является переходным этапом капитализма. Государство начинает отказываться от денег и частной собственности, но о равном распределении благ речи пока не идет. Каждый человек получает талон о том, сколько труда он вложил в государство, на основе чего может получать те или иные блага. Важно отметить, что в Советским Союзе социализм имел искаженную форму, что порождает множество точек зрения о политическом строе государства. Самый оптимистичный вариант: «Социализм в СССР был, но лишь в неразвитом виде».

Политические режимы подобного рода подвергаются критике, прежде всего, за обезличивание человека. Большинство философов-утопистов сходятся на том, что построение коммунистического общества возможно только при жестком контроле над свободой слова и уравнительной политике, которая не дает никакой возможности к личностной самореализации.

Видео по теме

Источники:

В 1991 году распался Союз Советских Социалистических Республик (СССР), правопреемницей которого стала Россия. Идеологической основой СССР была цель построения коммунизма – бесклассового общества свободных людей, отказавшихся от частной собственности. Идеи, проповедующие подобное общество, зародились в глубокой древности.

Где и когда возникли первые коммунистические учения

Идеи справедливого общества без частной собственности появились еще в Древнем Египте, Древней Греции и некоторых других регионах. Известно, что многие элементы коммунизма были, например, в среде египетских жрецов, иудейских пророков, греческих философов.

В своем стремлении к всеобщему равенству тогдашние «коммунисты» нередко заходили слишком далеко. Так, например, древнегреческие софисты считали необходимым общность не только любого имущества, но даже жен и . Точно таких же придерживался Платон. Такие идеи едко высмеял знаменитый драматург Аристофан в своей комедии «Общество женщин».

Сторонником коммунистических идей был известный философ и математик Пифагор. Он и его ученики жили большой коммуной, все имущество которой находилось в совместной собственности.

Коммунистические идеи Средневековья и более позднего времени

В V веке широко распространилось учение Пелагия – христианина, который утверждал, что человек не греховен по своей природе и что богатые не получат доступа в царствие Божие. Пелагий пропагандировал идеи полного отказа от собственности. В XI– XIII вв. во многих странах Европы распространилось учение катаров, в котором содержались многие признаки коммунизма.

В конце XV века огромную популярность приобрел чешский Богейм, требовавший обобществления всей земли и обязательного труда даже для знати и духовенства. А в XVI веке английский политический деятель и философ Томас Мор написал знаменитую книгу «Утопия», где изобразил идеальное (на его взгляд) общество. Жители островного государства Утопия получали все необходимое от государства, в обмен на обязательный ежедневный 6-и часовой труд.

В начале XIX века английский филантроп Роберт Оуэн начал устраивать коммунистические общины, которые, однако, просуществовали недолго. А в 1848 году Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом был выпущен «Манифест коммунистической партии», провозгласивший своей целью отмену крупной частной собственности и построение пролетарского государства. Маркс утверждал, что первой стадией построения нового справедливого общества будет социализм, а второй, высшей – коммунизм.

На основе марксизма в XX веке появились новые коммунистические идеи: ленинизм, троцкизм и маоизм, названные так по фамилиям их главных идеологов.

Видео по теме

Коммунизм (лат.) дословно означает общий. Это одно из крупнейших идеологических учений 19-20 в, оказавшее не меньшее влияние на ход мировой, особенно – российской истории, чем либерализм. В основе коммунистической идеологии лежит внешне очень простая и очевидная для трудящегося большинства идея – идея социального равенства и справедливости . Суть этой идеи: распоряжаться материальными благами должны те, кто их производит, т.е. трудящиеся, а не те, кто владеет средствами производства, т.е. собственники. Но для этого собственность на средства производства должна стать общественной, а не частной. Вслед за этим и государство станет выражать не частные, а общественные, народные интересы, т.е. станет подлинно (а не мнимо) демократическим – властью самого народа и тем самым отомрет за ненужностью. Его место займет общественное самоуправление, руководствующееся не формальным правом, не юридически обязывающими законами, а принципами новой, коммунистической морали и нравственности.

Когда, почему и кем была разработана эта идеология, считающая себя единственно научной теорией общественного развития? Как она развивалась и каково ее состояние сегодня?

Характеристику коммунистической идеологии будет, наверное, правильным дать её собственным языком, а не языком её критиков.

Сформирована в 40-е годы 19 в. Основоположники – немецкие теоретики: философ и экономист К. Маркс (1818-1883) (отсюда – «марксизм») и потомственный предприниматель, фабрикант Ф. Энгельс (1820-1895). Основные труды – «Капитал», «Немецкая идеология», «Коммунистический манифест», «О происхождении семьи, частной собственности и государства» и мн. др.

Социальные предпосылки марксизма – появление на исторической арене (вместе с буржуазией) качественно нового класса – рабочих пролетариев (пролетариат, дословно, – лишенный собственности). Как и буржуазия, пролетариат на начальных этапах своей истории находился под властью феодальной монархии – оба были угнетаемыми ею классами, оба жаждали свободы и равенства, хотя по-разному их понимали. Тем не менее, вместе осуществляли буржуазные революции (вспомним баррикады в Париже и Парижскую коммуну). И у (пролетарского) коммунизма, и у (буржуазного) либерализма сходные по форме базовые требования и политические лозунги – Свобода, Равенство, Братство. Отсюда и положения марксизма, под которыми подпишется любой либерал: «Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех»; «Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган этому обществу всецело подчинённый».

Но на самом деле, как считает марксизм, – это были противоположные и непримиримые классы и идеологии. Если до 18 в. угнетателями были феодалы, от которых страдали и нарождавшаяся буржуазия, и пролетариат, то затем место угнетателей заняла буржуазия, отобравшая экономическую и политическую власть у феодалов. Кроме того, либерализм защищал капитализм (частную собственность), а марксизм боролся против капитализма и обосновывал его неизбежную гибель вместе с ликвидацией частной собственности на средства производства.

Направленность коммунистической идеологии – против буржуазии, а также либерализма, консерватизма и религии как идеологий, оправдывающих, с марксистской точки зрения, экономическое, политическое и духовное господство эксплуататорских классов.

Классовый характер – единственная идеология, открыто провозгласившая себя идеологией трудящихся классов, и, прежде всего – пролетариата – нового класса, не имеющего собственности на орудия и средства производства, отстранённого, «отчуждённого» от них.

Во второй половине 19 в. сторонники марксизма, разделились на два основных течения или крыла:

Реформистское, социал-демократическое направление , отколовшееся от марксизма ещё в конце 19 века. Основоположник – Эдуард Бернштейн. В настоящее время это одна из наиболее влиятельных в мире левых идеологий. (О ней речь пойдёт в 4-м вопросе данной лекции).

Радикальное, революционное последовательно коммунистическое. Его возглавил и развил В.И. Ленин (1870-1924). Отсюда понятие «марксизм-ленинизм». Наиболее существенная для политологии книга Ленина «Государство и революция».

В 20 в. эта ветвь коммунизма в лице марксистско-ленинской идеологии была реализована в политической практике ряда крупнейших государств мира: с октября 1917 г. – в бывшей Российской империи, а после Второй мировой войны – в ГДР, Польше, Венгрии, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Югославии, в Монголии и ряде других государств. В модифицированных формах сегодня сохранилась в современном Китае, Вьетнаме, Северной Корее, на Кубе. В последние годы идеи социализма становятся «модными» в Латинской Америке (Венесуэла и др.).

Однако в целом уже в конце 20 в. мировая коммунистическая система («система социализма») потерпела крах и разрушилась. Большинство бывших соцстран, в том числе и Россия, отказались от марксистско-ленинской коммунистической идеологии и взяли на вооружение преимущественно либеральную идеологию.

Основные идеи коммунистической (марксистско-ленинской) идеологии разобьём на две группы. Первая группа – философско-экономические идеи или – «материалистическое понимание истории», представляющие развитие общества как объективный, естественноисторический процесс, независимый от сознания и воли людей. Вторая группа – собственно политические идеи, раскрывающие содержание сознательной деятельности людей.

Основные положения материалистического понимания истории

1. Общество, с точки зрения марксизма, в своём развитии проходит несколько ступеней роста. В основе каждой ступени лежит способ производства, представляющий единство производительных сил (собственно работников, орудий и средств производства) и производственных отношений (отношений собственности, распределения и потребления материальных благ между участниками производства). Производственные отношения (главным вопросом которых является – «Кому принадлежит собственность»?) – есть «базис общества», его, образно выражаясь, фундамент. Над ним возвышается и им определяется «политическая надстройка» – всё остальное общественное и государственное устройство, сознание и мораль людей.

2. На определённом этапе развития производительным силам становится «тесно» в рамках старых производственных отношений. Происходит социальный взрыв. На смену старым, отжившим приходят новые, более прогрессивные производственные отношения и общество переходит на новую ступень развития, называемую общественно-экономической формацией (ОЭФ).

3. Каждой ОЭФ (типу производственных отношений) соответствует свой тип общественного и государственного устройства, свои политическое сознание и моральные ценности (надстройка).

Человеческая история по мере развития производственных отношений проходит пять таких ступеней, пять ОЭФ. Первобытно-общинная, в её основе неразвитая форма общественной собственности, соответствующее ей общественное самоуправление и общинная мораль при отсутствии государства. Рабовладельческая, феодальная и капиталистическая ОЭФ . В основе всех трёх – частная собственность и соответствующие ей типы государства, обслуживающего интересы экономически господствующих классов, соответственно – рабовладельцев, феодалов и капиталистов. На каждом историческом этапе частная собственность, являясь мощным стимулом развития материального производства, несёт в себе экономическое, социальное и политическое неравенство, несправедливость, вражду, войны, кризисы, двойную мораль и другие проблемы для общества и личности. Будущая коммунистическая ОЭФ будет основываться на развитой (в отличие от первобытной) общественной собственности на средства производства. На её основе сформируется подлинное, а не мнимое социальное равенство людей, сотрудничество и взаимопомощь, а не вражда и зависть, социальная справедливость и подлинная общечеловеческая мораль (в отличие от двух моралей: одной для бедных и другой для богатых). Не будет классов, государств, политических партий, социальных различий между умственным и физическим трудом, мужчиной и женщиной, городом и деревней. Коммунистическая ОЭФ в своём развитии пройдёт две фазы роста: социализм и коммунизм, различающиеся степенью зрелости производительных сил, обобществления собственности, уровнем социального единства, сознания и культуры общества и личности.

Политические идеи коммунистической идеологии

Вторая группа коммунистических идей раскрывает роль сознательной деятельности людей, то есть собственно политики в процессе перехода общества от капитализма к социализму, а затем – и к коммунизму. Среди них:

1. Идея классовой борьбы и революции как единственно возможного способа перехода от капитализма к социализму. Переход от капиталистического к социалистическому обществу возможен только через социалистическую революцию. Добровольно собственность и власть никто и никогда не отдаст. Вообще же революция в марксизме – это «локомотив истории», «повивальная бабка всякого старого общества, когда оно беременно новым». Однако революции не происходят по заказу или чьему бы то ни было желанию. В недрах старого строя для них должны созреть экономические и политические предпосылки. А для социалистической революции, как наиболее радикальной во всей человеческой истории, еще и благоприятные международные условия: такая революция может быть успешной только при условии, если она произойдёт одновременно во всех или хотя в большинстве наиболее развитых стран мира. Социалистическая революция в одной стране неизбежно будет подавлена объединившейся буржуазией других государств.

2. Отсюда еще одна идея обязательность всемирной социалистической революции.

3. Идея пролетариата как «могильщика буржуазии», строителя социализма и его политической партии. Осуществить социалистическую революцию может только пролетариат, руководимый своей политической партией. Это единственный класс, которому, в отличие от других классов, «нечего терять, кроме своих цепей; приобретет же он весь мир», так как положение пролетариата во всех странах одинаковое – он лишён собственности.

4. Идея диктатуры пролетариата. Новое, социалистическое государство вначале будет государством диктатуры пролетариата, которое постепенно перерастёт в общенародное, а при полном коммунизме – отомрёт. Отмирание государства будет происходить по мере уничтожения остатков буржуазии, обобществления собственности и преодоления различий между рабочим классом и трудовым крестьянством, городом и деревней, умственным и физическим трудом, по мере формирования «нового человека», для которого нормы морали будут иметь силу закона.

Почему диктатуры пролетариата? Потому что в любом классовом обществе, с точки зрения марксизма, государство является государством диктатуры экономически господствующего класса: в рабовладельческом – рабовладельцев, в феодальном – феодалов, в буржуазном – буржуазии, а в социалистическом – пролетариата.

Логически стройные и привлекательные для людей труда идеи. Не случайно в 20 в. ими «заболела» добрая половина, если не большая часть человечества. Но что произошло на практике?

Ни Маркс, ни Энгельс не оставили после себя описания ни общественной собственности, ни пролетарского государства: как оно должно быть устроено, как «работать», как распределять власть по вертикали и по горизонтали. Да они и не могли этого сделать – как и Ленин, они были чистыми теоретиками. А пролетарии, на которых делалась ставка, вообще не представляли себе ни теории, ни практики государственного строительства, не имели опыта управления экономикой. Иными словами, ни теоретической, ни организационно-профессиональной базы для решения этой грандиозной, но, как считают критики марксизма, утопической задачи, не существовало.

Тем не менее, В. Ленин, большевики, победив в революции 1917 года, обобществили, как смогли, средства производства, силой отобрав их у буржуазии и помещиков. Заводы, фабрики, земля, банковская система стали государственной (а не общественной!) собственностью. Под руководством коммунистической партии, сросшейся с государственным аппаратом, начали строить и построили на «пустом месте» методом проб, ошибок и репрессий невиданное в истории государство. В результате было создано могучее, но авторитарное государство, которое по критериям свободы, прав человека, демократии и благосостояния людей отставало от западных стандартов, и с течением времени всё более проигрывало в соревновании с капитализмом. Благая идея, оформленная в строгую теорию, обратилась в гоббсовского Левиафана, в государство – чудовище.

Конечно, были и позитивные моменты, особенно на фоне того, что Россия пережила в 90-е годы. Это и дружба народов многонационального государства, и индустриализация страны, и грандиозная победа над фашизмом, и мировое лидерство в космосе, и патриотизм, и противостояние мировому капитализму более 70 лет. Но по большому счёту, если бы всё было хорошо, не было бы ни 1991 года, ни последующих лет, в ходе которых модель социализма, реализованная в СССР на основе коммунистической марксистско-ленинской идеологии, равно как и в большинстве других стран мира, рухнула.

О причинах краха «реального социализма» люди будут спорить ещё долго. Но какую роль сыграла в крушении социализма коммунистическая идеология? Существует три точки зрения (для размышления):

1. Коммунистическая идеология ложная и потому нежизнеспособна, ущербна в самой своей основе. Возражая сторонникам этой точки зрения, современные защитники марксизма указывают на положительный исторический опыт социал-демократической идеологии, родственной по ряду своих оснований с коммунистической.

2. Для практической реализации коммунистических идей не созрели необходимые экономические, политические и международные условия и предпосылки. Капитализм, как сказали бы основоположники марксизма, ещё не полностью исчерпал своих возможностей развития.

3. Коммунистическая идеология трактовалась и применялась коммунистами догматично, прямолинейно, не гибко. Не так, как это делают либералы и консерваторы, реализуя свои идеи в практической политике. Продвигаясь к теоретически сформулированной цели, они постоянно совершенствуют, корректируют и модифицируют содержание своих социально-политических доктрин, приспосабливая их к конкретно-историческим условиям и обстоятельствам.

В каком состоянии находится коммунистическая идеология сегодня? Она пребывает в глубоком кризисе, пытается извлечь уроки из исторического опыта, отказалась от ряда не подтвердивших свою жизненность принципов. Но осталась достаточно влиятельной и продолжает быть востребованной в обществе, в том числе в России. Об этом свидетельствуют результаты выборов разных уровней, в которых КПРФ – одна из самых многочисленных массовая партия России прочно держит второе место, получая до 20 и более процентов голосов избирателей на выборах в Государственную Думу, а также в представительные органы власти регионов и муниципалитетов. Существуют в современной России и более мелкие партии и ассоциации, в той или форме придерживающиеся коммунистических принципов и идей в своей общественно-политической деятельности.

Не отказались от коммунистической идеологии и политической практики и отдельные страны бывшего социалистического содружества. Весьма показательной в этом отношении является уже упоминавшаяся в начале данной лекции Китайская Народная Республика. Китайские коммунисты сумели соединить коммунистическую идеологию и однопартийную политическую систему с лучшими достижениями либеральной рыночной экономики . И пока идейные противники коммунизма предрекают недолговечность столь «противоестественного союза», Китай буквально на глазах превращается из третьестепенной страны в могучую мировую державу с завидными для современных либеральных демократий темпами роста производства и благосостояния населения.

Таким образом, огульно и полностью списывать, отправлять в отставку коммунистическую идеологию как таковую, видимо, не стоит. Тем более, что близкой, родственной ей по духу (а не по сути) является процветающая сегодня во многих, в том числе развитых странах мира – социал-демократическая идеология.