Политическая система великобритании. Конституционный строй великобритании Государственно политический строй великобритании в 19

В отрезок времени между двумя Мировыми войнами государственный строй Великобритании развивался, имея известную многим черту: развитие буржуазной демократии, но имеющее при этом чисто внешний характер. Суть подобной демократии постепенно выветривалось, а реакция укреплялась благодаря буржуазно-демократическим институтам.

Главное значение для развития государственного строя Англии имели реформы избирательного права 1918 и 1928 годов. Стоит отметить, что после реформы 1884 года, число избирателей увеличилось втрое, но в то же время сохранялся имущественный ценз (квартирный). На тот момент не имело место деление на избирательные округа, которые равны по числу населения: один гражданин мог проголосовать несколько раз в разных округах, в которых у него имелся имущественный ценз, а сами выборы проходили не один день, а длились в течение нескольких недель.

Избирательная реформа 1918 года

Реформа 1918 года была попыткой устранить имеющиеся недостатки не самым радикальным способом. Для того, чтобы проголосовать, лицо мужского пола, достигшее 21 года (избирательный возраст), должно было указать свое имя и проживать не менее полугода в определенном избирательном округе. В то же время лицо, которое соответствует цензу оседлости в определенном округе, но имеет при этом какую-либо собственность или вошло в университетский избирательный список по округу, имело право проголосовать два раза, но два – максимальное количество допустимых голосов. Благодаря этой реформе была ограничена возможность голосования более, чем в двух избирательных округах.

В случае с правом на голосование со стороны женщин, закон предусматривал «поблажку» в сравнении с ранними требованиями. Право голосовать получили женщины, достигшие 30 лет и имеющие жилую или коммерческую (в частности – для занятий) недвижимость, приносящую доход не менее 5 фунтов стерлингов в год. В случае, если женщина замужем за мужчиной, который соответствует вышеописанным условиям, она также имела возможность голосовать.

После этой реформы, были созданы избирательные округа, схожие по количеству проживающих человек. Получилось, что на одного депутата в среднем приходилось 70 тысяч человек. Помимо прочего, выборы стали проводиться в один день. Палата общин 1918 года была избрана на основе нового закона, а число проголосовавших выросло с восьми миллионов до 21 миллионов.

Избирательная реформа 1928 года

Одна из главных реформ была проведена в 1928 году, когда женщины получили право голосовать на равных правах с мужчинами. Консервативный кабинет, который и провел эту реформу, рассчитывал получить женские голоса на ближайших выборах, но надежды не были оправданы. Прирост в 4 миллиона голосов, позволивший достигнуть 26 миллионов избирателей в 1929 году, не принес должного эффекта, и большая часть жителей встала на сторону лейбористов. Стоит отметить, что в вышеописанный промежуток ценз оседлости снизился с шести до трех месяцев; исключение составил округ Олстер, для которого ценз остался прежним.

После принятия реформ 1926 и 1928 годов, избирательное право Великобритании допускало к голосованию больше половины населения страны (20 миллионов из 33-х приняли участие в голосовании в 1945 году). Подобное право считалось достаточно широким для того времени, но все равно не могло достигнуть эффекта, требуемого массами: значительное влияние оказывала мажоритарная избирательная система, способная исказить процесс голосования даже при гипотетическом отсутствии прочих недостатков.

Палата общин, которая избиралась исходя из широкого избирательного права, по-прежнему находилась рядом с олигархической палатой лордов, и подобное соседство создавало враждебную обстановку, где участники были готовы выступить друг против друга в нужный момент. Отношения между палатами не представлялись урегулированными и после принятия соответствующего акта в 1911 году, и неудачное решение становилось более очевидным при росте лейбористов 1918 года. Палата лордов уверенно держится как 50 лет назад – так и сейчас как цитадель консерватизма. Подобное положение создавало для Великобритании неоднозначные ситуации: в случае, если во главе правительства стояли консерваторы, палата лордов не проявляла активности, но, в случае нахождения во главе представителей другой партии, палата лордов по возможности создавала трудности и эксплуатировала все возможности, предоставленные «Актом о парламенте». Стоит отметить, что упомянутые полномочия имели достаточно влиятельный характер: палата лордов имеет право отсрочить на два года любое решение правительства, и необходимо было предусмотреть активное использование этой возможности в случае, если у власти окажутся лейбористы.

Замечание 1

Интересно, что палата лордов имела права накладывать двухлетнее вето на билли, которые не являются финансовыми, и до определенного момента Англия не видела прецедента принятия билля, попадающего под категорию «финансовый», но в то же время не имеющего ничего, относящегося к финансам. Подобная стратегия позволила обойти полномочия палаты лордов, строго описанные в Акте 1911 года, оставив только косвенную власть над финансами.

Парламент и правительство

После окончания первой мировой войны имеется возможность наблюдать продолжение роста влияния правительства в сравнении с властью парламента. При наличии консерваторов в правительстве, оно господствовало в палате общин и палате лордов, но, в случае нахождения лейбористов у власти, им приходилось считаться с палатой лордов (как и в случае с выборами в 1945 году).

Правительство Великобритании активно пользовалась различными поводами (война, внутренние трудности, напряженная внешняя обстановка) для освобождения от контроля со стороны палаты общин. Делегированное законодательство, после первой мировой войны, превратилось в общее правило. В 1932 году особая комиссия с управляющим лорд-канцлером подробно ознакомилась с вопросом о власти министров. Заключение комиссии подвели черту в развитии делегированного законодательства в 20 веке. Комиссия также подтвердила информацию о том, что правительство является управляющей рукой законодательства в принципиальных налогах и берет на себя ответственность в создании новых налогов. Введение налогов в Великобритании, где парламент исторически боролся за регулирование системы налогообложения, доминирование в этих вопросах правительства символизировало полное поражение парламента. Комиссия подтвердила возможность правительства менять «статуты» парламента.

Цитата 1

«Одна только мысль о том, что подчиненное законодательство может позволить себе расходиться со священным текстом статута, на первый взгляд возмутительна. Чего же нам, – вопрошают законодатели, – здесь сидеть и тщательно обсуждать точный язык будущего закона, если кто-то посторонний может потом изменить этот закон росчерком пера? Зачем, вопрошают граждане, мы голосуем на выборах и посылаем представителей в законодательное собрание, если какой-то невыборный чиновник может уничтожить дело наших рук?».

Несмотря на вопросы со стороны законодателей, попавших в неоднозначную ситуацию, а также избирателей, и те и другие стояли перед фактом упразднения парламента как законодательного органа вот уже длительное время.

Комиссия во главе с лорд-канцлером подтвердила, что, несмотря на желания законодателей и избирателей, стране требуется практика делегированного законодательства, и эта практика неизбежна. Однако, после первой мировой войны можно было наблюдать отсутствие делегированного законодательства и присутствие законодательства правительства. Оно законодательствовало прямо, косвенно, по принципиальным вопросам, по бюджетным, техническим и вообще по всем сферам, которые сочтет нужным без необходимости в разрешении палаты общин.

В 1927 году парламент принял 43 закона, о которых, по большей части, мало кто слышал. Для сравнения, в этом же году, министры издали 1349 постановлений и распоряжений обязательных к исполнению и имеющих такую же составную часть законодательства, как и акты парламента.

Полномочия в чрезвычайных ситуациях постепенно становились постоянными. Правительство, которое сосредоточила в руках всю власть (нормативную и исполнительную), становится особенно сильным в кризисные моменты. Во время кризиса правительство аккумулирует в руках охранительный, реакционный, и, если требуется, даже террористический характер по отношению к работающим гражданам.

В 20 веке можно увидеть, как Англия перемещается от кризиса к кризису. После 1914 года правительство получило бесконтрольную и диктаторскую власть благодаря «Акту о защите государства». После окончания войны, уже в 20-х годах, доминирующие классы столкнулись с революционными настроениями со стороны пролетариата. Эта пора отметилась стремительным ростом безработицы, крупных забастовок, демонстраций, волнений, и большого потока безработных в Лондон. Для буржуазии, подобные волнения представили кризис опаснее военного. Акт об исключительных полномочиях, принятый в парламенте в 1920 году, позволил правительству брать в свои руки власть в любой момент, а не только в военное время (в сравнении с актом 1914 года). Для этого правительству достаточно было объявить об «исключительном положении».

Данный акт позволял правительству вводить в действие систему, аналогичную военному времени, куда входят внесудебная расправа за совершенные преступления, введение цензуры, обыски, аресты, высылки, и смертная казнь. К примеру, в 1921 году после забастовки горняков, работа этой системы была продемонстрирована народу, а потом в 1924 году после стачки докеров, и в 1926 году, когда происходила всеобщая забастовка.

Стоит подробнее описать положение страны во время всеобщей забастовки: по сути, Англия больше напоминала военный лагерь. Тюрьмы были заполнены обвиняемыми за «речь против монархии», за хранение документов, «содержание которых противоречит правительственным мероприятиям», за «угрозу штрейкбрехенрам», и за другие подобные «преступления».

После того как в 1893 году были вызваны войска для усмирения углекопов, произошел инцидент, во время которого военные застрелили двух стачечников. Асквит, будучи министром внутренних дел, подробно объяснил палате общин тот факт, что министр внутренних дел, да и вообще весь кабинет, не несет ответственности за действия органов местного самоуправления. Обязанность же предупреждения и устранения беспорядков также лежит на органах местного самоуправления, как и «в глубокой древности». Министр внутренних дел подчеркнул, что для охраны правосудия и господства порядка закона, для страны стал бы печальным день, в котором произошла централизация вещей, зависимых от органов самоуправления. Был бы печальным тот день, когда власть мировых судей над политикой была бы отнята и передана министру внутренних дел.

Замечание 2

Весьма интересно будет сравнить заявления Асквита с обращением министра внутренних дел к палате общин 5 мая 1926 года. На тот момент министр, в процессе защиты действий правительства, заявил, что чрезвычайные полномочия, прежде всего, доверены министру внутренних дел, а не полицейским и судьям, и что министр уже принимает решение – кому эти полномочия предоставить.

Его выступление 5 мая историки отмечают как пропитанное «бесстыдной откровенностью» относительно акта о чрезвычайных полномочиях. В сообщении палате общин была перечислена длинная очередь постановлений чрезвычайного закона, касающаяся мер противодействий возбуждению мятежа. Палата общин получила заверение, что «меры» являются лишь использованием «общего права», только без необходимости проходить через многие инстанции. После замечания о праве полиции совершать аресты без приказа суда, министр внутренних дел прокомментировал, что, в-принципе, констебли и так имеют достаточно прав для совершения арестов без судебного вмешательства.

Вывод 1

К концу 20-х годов Великобритания достигла той самой точки, которой опасался Асквит: централизация и бюрократизация прочно закрепились в законодательной системе страны. Одним из показателей наличия «предельной точки» является количество приговоров с 1919 года по 1934, которое превысило их число за последние сто лет до 1919.

Акты периода Второй мировой войны

Перед началом Второй мировой войны, в августе 1939 года, был принят акт «Об исключительных полномочиях» (относительно обороны), который обеспечивал правительство диктаторской властью до и после начала военных действий. Уже к 1 сентября правительство предоставило стране 18 статутов о денежном обращении, полномочиях судов, создании новых министерств, об уполномоченных правительствах и графствах, об импорте/экспорте, и военных обязанностях. После 1 сентября статуты уже публиковались десятками. В то же время, Палата общин пыталась сохранить часть законодательных прав, но уже в ноябре 1939 года была вынуждена принять резолюцию Чемберлена, благодаря которой законы создаются и принимаются исключительно правительством.

Что позволяли правительству новые законы:

  1. Помещать в тюрьму лица без объявления причины ареста и судебного разбирательства;
  2. Совершать аресты за действия, направленные на вызов недовольства среди занятых на королевской службе людей;
  3. Вводить исключительное положение в стране или областях страны.

Реагируя на надвигающийся диктаторский режим, газета Evening Standard прокомментировала в 1939 году страхом англичан перед агентами действующего министра внутренних дел Андерсона. Граждане боялись этих агентов больше чем самих немцев.

Справедливости ради, стоит отметить, что некоторые принятые меры действительно были обусловлены военной необходимостью. Как пример одной из таких мер – воинская обязанность для всех, что позволило создать многомиллионную регулярную армию. В то же время, причины, стоящие за «исключительными» мерами в виде запрета демонстраций в рабочем районе Лондона в 1938 году или закрытие газеты, представляющей коммунистическую партию, не до конца ясны. Буржуазия активно пользовалась различными кризисами, которые могли иметь или не иметь отношение к военному положению, чтобы оказать сопротивление рабочему классу.

История изобилует примерами, когда, увеличение власти правительства в государстве с доминированием буржуазии приводило к расширению бюрократического аппарата. После завершения первой мировой войны, было создано много новых министерств, среди которых можно отметить министерство угольной промышленности, общественных работ, колоний, доминионов, авиации, и пенсий. Другими словами, в одной сфере бюрократизация могла усилиться (к примеру, колонии или военное дело), а в других распространиться по новой.

В период второй мировой войны, правительство расширило свое влияние для максимально возможных размеров. Были созданы совершенно новые министерства, такие как министерство экономической войны, министерство военного производства, министерства военного снабжения, министерства гражданской обороны, министерства национального обеспечения, и многие другие. Большая часть министерств была ликвидирована после окончания войны, но правительство совсем не стремилось сократить бюрократическое влияние, достигнутое до и во время войны. Как пример, стоит отметить реформу 1946 года, после которой было создано министерство обороны с целью координировать действия военного, морского, и авиационного министерств.

Вместе с тем создается и Комитет обороны, где председателями являются премьер-министр и четыре министра оборонных министерств.

Централизация и самоуправление

После первой мировой войны можно отметить тренд правительственной централизации в сфере местного самоуправления. После реформ 1888 и 1894 года предпринимались последовательные и успешные шаги для достижения централизации, и можно смело предположить, что к концу второй мировой войны она достигла своего пика: местное самоуправление было абсолютно зависимо от правительства. В принципе, эти внутренние отношения в централизованном государстве можно было наблюдать и в других странах континента. Важным отличием Англии от стран с аналогичной централизацией является отсутствие агентов-представителей центра в областях и регионах. Французская система до 1940 года подразумевала наличие префекта, являющегося агентом министерства внутренних дел, который мог быть назначен или уволен этим министерством (формальное право оставалось за Президентом республики). Префект области нес исключительную ответственность перед министерством, но в то же время имел достаточно широким набором прав по надзору в отношении Генерального совета, и являлся по факту единственным исполнительным органом Генерального совета.

Агенты аналогично префектам являются органами централизации и после второй мировой войны, но Великобритания не использовала ни до, ни после никакой похожей системы. Лорд-наместник и шериф являлись единственными должностными лицами страны, которые назначались королем. И это, учитывая, что должность лорда-наместника уже определенное время носила исключительно почетный характер, в то время как шериф являлся исполнителем решений суда и не имел отношения к самоуправлению. Управление местными органами правительство проводит способами, которые являются похожими на управление в странах континента, но которые в то же время отличались по форме. Эффективность, впрочем, была одинаковой.

Министерство здравоохранения

Основную роль в этой сфере играет министерство здравоохранения, созданное в 1919 году. По сути, оно играло ту же роль, что и Главный совет местного управления, и имело одни и те же функции, что и совет. С 19-го года коммунальное и муниципальное благоустройство, вместе с финансами, перешло под ведомство министерства здравоохранения, а сами санитария и здравоохранение были лишь частью функций министерства. Формой руководства являлись циркуляры и указания, отдаваемые министерством и которые обязаны к исполнению органами местного самоуправления. Стоит отметить, что это касалось не только министерства здравоохранения, но и других: внутренних дел, торговли, просвещения, транспорта и других. Министерства также имели право утверждать местные постановления, которые носили форму общеобязательных норм (что еще называлось bye-laws). После первой мировой войны, министерства приняли практику вводить правила, которые касались практически каждого аспекта местной жизни, а органы местного самоуправления приучились безукоризненно их соблюдать, чтобы не создавать «бесполезные» трения с центральной властью.

Парламентские акты 1928 и 1929 годов

Одной из причин укрепления центральной власти у правительства является финансовая зависимость органов местного самоуправления. Правительство ранее уже занималось утверждением займов местных органов, где советы городов и графств могли получать или не получать средства для проведения мероприятий. На актуальный момент, влияние финансирования увеличилось с мероприятий до ассигнования конкретных целей, что поставило местные органы в прямую зависимость от правительства.

Парламентские акты 1928 и 1929 годов имели прямое отношение к увеличению этой зависимости – органы местного самоуправления были максимально ограничены в обложении налогами промышленных, железнодорожных, и сельскохозяйственных предприятий. Ранее уже существовала подобная практика в отношении церквей, школ, и государственных предприятий, но в конце двадцатых готов возможности по добыче денежных ресурсов местными советами и графствами были максимально сокращены. Это сделало зависимыми органы местного самоуправления от центра, потому что они во многих случаях не могли обойтись без финансирования правительством. В акте 1929 года были описаны виды государственной финансовой помощи, привязанные к числу населения города/графства и других данных.

Акт о местном управлении 1933 года

Спустя почти сто лет после крупной реформы городского самоуправления в 1835 году, был окончательно определен путь развития органов местного самоуправления в Англии. «Подытожил» этот путь Акт о местном самоуправлении 1933 года, который вполне можно рассматривать как кодекс. Акт достаточно точно и однообразно описывает причины и алгоритм создания новых территориальных единиц и их органов. Он также устанавливает минимум и максимум советников и олдерменов в различных советах, сроки службы государственных лиц, фиксирует нормы избирательного права, регулирует деление на избирательные округа и прочие элементы выборов. В добавление к вышеописанному, Акт сообщал о сроках созывов советов и об их действиях, о председателях, о комиссиях и комитетах, о местных должностных лицах (общее число которых накануне второй мировой войны достигало 100 тыс.) и их правах и обязанностях, о местных обязательных постановлениях, исходящих от советов, о бюджетах, о займах, об ассигнованиях от центральной власти, о способах контроля деятельности местного самоуправления со стороны центральных ведомств и т. д. и т. п.

Все, что более ста лет регулировалось ситуативно отдельными актами парламента, действиями правительства, обычаем, и практикой, было объединено в Акте 1933 года. Была приведена ясность в систему с последующим устранением всего отжившего и нецелесообразного исходя из предыдущего опыта и практики.

Закон 1945 года об избирательном праве

Победой лейбористов можно считать закон об избирательном праве, принятый в 1945 году. Избирательное право было расширено в советы графств, городов и приходов. Теперь голосовать могли не только граждане, платившие местные налоги, но и целый ряд других категорий жителей, которые подходили под ценз оседлости, составлявший на тот момент 12 месяцев. Как следствие принятия этого акта, число избирателей выросло на семь миллионов, что и привело к победе лейбористов на выборах в ноябре 1945.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Великобританию принято считать родиной конституционализма: именно здесь возникли идеи о конституционном строе как о системе ограниченного правления, а так же появились первые правовые акты и институты, ограничивающие власть монарха. Тем не менее, до настоящего времени в стране нет конституции в общепринятом на сегодняшний день смысле: здесь не существует единого документа наивысшей юридической силы.

Английские правоведы характеризуют конституцию Соединенного Королевства Великобритании как неписаную, подчеркивая ее главную особенность - наличие в ней устных источников права (конституционных обычаев). При этом общее количество источников британской конституции огромно. Оно не поддается точному исчислению. Все они обладают одинаковой юридической силой и изменяются в том же порядке, что и источники других отраслей права.

Последнее обстоятельство означает, что по способу изменения английская конституция является гибкой. Тем не менее, гибкость не значит ее нестабильность. Эффективной гарантией стабильности британской конституции выступает знаменитый британский консерватизм. Вместе с тем, возможность создания, изменения и отмены правовых норм судами обеспечивает оперативное приспособление конституционных положений к изменяющимся условиям жизни.

Охарактеризованные особенности британской конституции позволяют утверждать, что в данной стране существует лишь материальная конституция. Конституции же в формальном смысле здесь нет.

1. Характеристика конституции и источников конституционного права Великобритании

В отличие от других стран, где действующая писаная конституция четко определяет предмет конституционного права, в Великобритании строго научного разграничения между конституционным и всем остальным правом нет.

Характерными чертами конституции Великобритании, являются то, что:

1. Британская конституция является единой для Соединенного Королевства Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии;

2. Британская конституция является неписаной. Отсутствие единого писаного текста позволяет говорить о трех составляющих британской конституции: Статутное право (Statute Law); Общее право (Common Law); Конституционные соглашения (Constitutional conventions). Соответственно источниками конституционных норм являются: статуты; судебные прецеденты; конституционные соглашения. Общее влияние на формирование этих источников оказывали и оказывают труды авторитетных юристов;

3. Конституция Великобритании является «гибкой» конституцией, поскольку в английском праве нет различия между «конституционным» и «текущим» законом. Действует общий порядок принятия и изменения парламентских законов, которые не могут пересматриваться судами или объявляться неконституционными .

Конституция Великобритании состоит из четырех категорий источников:

Ш Статут -- акт (закон), принимаемый обеими палатами парламента в соответствии с установленной для этого процедурой и подписанный главой государства -- монархом. Лишь отдельные акты, составляющие часть британской конституции (например, Великая хартия вольностей 1215 г.), были приняты иначе. Все законы (они в отличие от США официально называются здесь актами) обладают одинаковой юридической силой (поэтому, в частности, в Великобритании нет института конституционного контроля). Однако к числу конституционных актов принято относить только некоторые статуты: упомянутую Великую хартию вольностей (она регулировала ряд вопросов взаимоотношений монарха и подданных, преимущественно знати). Хабеас корпус акт 1679 г. (он предусматривал некоторые судебные гарантии личной свободы), Билль о правах 1679 г., акты о престолонаследии (1701 г.), об объединении с Шотландией (1706 г.), о парламенте (1911 и 1949 гг.), о палате общин (1978 г.), о народном представительстве, которые регулировали вопросы избирательного права (их, было несколько). Несколько актов о гражданских правах, акты о министрах короны, о местном управлении (последний акт принят в 1985 г.), хотя в Англии по традиции нормы о местном самоуправлении чаще относят не к конституционному, а к административному праву. Впрочем, конституционное и административное право обычно рассматривается как единая отрасль. Одни авторы насчитывают несколько десятков конституционных актов, другие, учитывая некоторые конституционные положения в актах, относящихся к иным отраслям права, говорят о почти трех с половиной сотнях таких законов. На деле многие акты средних веков и более позднего времени хотя и публикуются как конституционные документы, но не являются действующими: их положения поглощены или отменены более поздними документами.

Ш Судебный прецедент -- это решения по конституционным вопросам так называемых высоких судов (Апелляционного суда. Высокого суда и др.), публикующих свои решения, обязательные при рассмотрении аналогичных дел. Решения судов могут быть основаны на законах и предшествующих судебных прецедентах (это относится к так называемым общим королевским, Вестминстерским судам). Поэтому совокупность таких прецедентов получила название общего права; в нем есть и прецеденты конституционного значения. Решения судов могут быть основаны на нормах морали и этики, которые корректируют «несправедливые» правовые нормы (это относится к судам канцлера, и получило название «право справедливости»). В нем тоже есть конституционные нормы, хотя их и очень мало. В настоящее время обе эти ветви судебных решений объединяются под общим названием прецедентного права. Судебными прецедентами регулируются главным образом вопросы, относящиеся к привилегиям короны, а также некоторые права граждан (подданных).

Ш Конституционные обычаи (их называют также конвенционными нормами, соглашениями) сложились в практической деятельности высших органов государства (не судов). Конституционные обычаи имеют более существенное значение, чем судебные прецеденты (обычаи определяют, например, неприменение монархом права вето, порядок формирования правительства, существование и роль кабинета министров, статус министров).

Ш Доктринальные источники -- это мнения выдающихся ученых-юристов по вопросам конституционного права. К ним обращаются парламент, а также суды в случае пробелов в конституционном регулировании .

2. Государственные органы Великобритании

В Великобритании не действует в классическом виде принцип разделения властей, в соответствии с которым законодательная, исполнительная и судебная власть осуществляется разными государственными органами. И формально, и фактически такого строгого разделения властей нет. Монарх всегда был и остается частью каждой из ветвей власти: Правительство Ее Величества; министры Ее Величества; Королевская подпись на законопроекте; судьи Ее Величества; судебный обвинительный акт от имени монарха.

Особенности принципа разделения властей проявляются не только в положении монарха в системе государственных органов, но и в том, что:

а) члены Правительства являются членами законодательного органа власти, а также обладают полномочиями издавать акты делегированного законодательства. Лорд-канцлер является одновременно членом Кабинета, Спикером Палаты лордов и Председателем Апелляционного Суда;

б) Палата лордов является не только второй палатой Парламента, но и высшей судебной апелляционной инстанцией Великобритании;

в) Тайный совет - совещательный, исполнительный орган при монархе - в лице своего Судебного комитета является высшей инстанцией для рассмотрения апелляций на решения церковных судов и медицинских трибуналов. Он обладает также специальной юрисдикцией высказывать в связи с обращением монарха свое мнение по вопросам права .

В настоящее время Парламент Великобритании состоит из монарха и двух палат: Палаты общин и Палаты лордов. Нижняя палата - Палата общин - представляет собой общенациональный представительный орган, избираемый одновременно на пять лет по мажоритарной системе относительно большинства. Руководит палатой спикер. Важную роль в работе палаты играют парламентские комитеты.

Палата лордов - это верхняя палата английского парламента. В настоящее время палата находится в состоянии существенного реформирования. Принят закон об упразднении членства в ней наследственных пэров.

Функции, роль и полномочия палат различны. Наиболее значимую роль в законодательном процессе и в осуществлении парламентского контроля играет Палата общин. Только она может выразить правительству недоверие. Палату лордов можно охарактеризовать как слабую верхнюю палату: при несогласии с законопроектом, принятым нижней палатой, она может лишь отсрочить его принятие, так как Палата общин вправе преодолеть выражения верхней палаты.

Исполнительная власть Великобритании имеет сложную структуру. В стране имеет Правительство, включающее Премьер-министра и около 100 министров. Правительство никогда вместе на заседании не собирается. В рамках Правительства действует Кабинет - гораздо меньшее по численности собрание министров (около 20). Именно Кабинет принимает от имени Правительства все решения .

Судебная система Соединенного Королевства является весьма сложной. Фактически в стране сосуществуют три судебные системы: Англии и Уэльса, Шотландии, а также Северной Ирландии. При этом свободными инстанциями, действующими в масштабах всей страны, являются только Палата лордов и Тайный совет (коллегиальный орган, традиционно действующий при монархе и формируемый монархом, помимо судебных полномочий осуществляет совещательные функции при монархе.)

Территориальное устройство Соединенного Королевства является унитарным. Исторически Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии состоит из четырех регионов: Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии.

Политико-административное деление регионов различно. Англия и Уэльс делятся на графства, графства в Англии делятся на административные округа, а округа - на общины (приходы). Графства Уэльса непосредственно делятся на общины. Северная Ирландия состоит из графств, они - из округов, округа- из общин. Шотландия территориально поделена на округа, состоящие из общин.

В большинстве местных единиц действуют органы местного самоуправления. Это, прежде всего, выборные непосредственно населением советы. Каждый совет ежегодно выбирает из своего состава председателя, а также комитеты, которым делегируются многие полномочия совета и которые осуществляют исполнительную деятельность. Следовательно, особых исполнительных органов местного самоуправления в Великобритании нет. Чиновники, назначаемые центральной властью и осуществляющие местное управление, тоже отсутствуют. Компетенция органов местного самоуправления традиционна, однако на практике возникают сложности по вопросу о ее разграничении между органами местного самоуправления различных уровней.

Особый статус имеет столица Соединенного Королевства - Лондон. Вместе с прилегающими пригородами он образует единый конгломерат, именуемый Большим Лондоном. В настоящее время органами управления Большим Лондоном являются состоящая из 25 депутатов Ассамблея и Мэр, избираемые непосредственно населением столицы.

Соединенному Королевству принадлежат также островные и зависимые территории, которые, однако, не рассматриваются как его части.

Островные территории - это принадлежащие Англии с феодальных времен остров Мен и острова пролива Ла-Манш. Они являются «коронными» владениями и подчиняются суверенитету Соединенного Королевства. Острова имеют собственные органы управления, но по вопросам обороны, внешних сношений и таможенного дела законы принимает английский парламент.

Зависимые территории - это бывшие колонии Великобритании, сохранившие государственно-правовую связь с ней. В каждой колонии имеется собственный парламент, но он не решает вопросы безопасности .

3. Правовой статус личности Великобритании

Правовое регулирование гражданства в Великобритании имеет свои особенности. Это исторически обусловлено местом прецедентного права в правовой системе страны и статутом крупнейшей колониальной державы, после распада, которой образовалось Содружество, повлиявшее на традиционное для других стран регулирование вопросов гражданства.

В соответствии с Законом 1981г. устанавливаются в Великобритании следующие категории гражданства:

1. Граждане Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (British).

2. Граждане британских зависимых территорий (British Dependent Terrirories).

3. Граждане британских заморских территорий (British Oversears.)

Специальный статус предусматривается для:

1) лиц под британской защитой (British protected persons);

2) лиц, проживающих в третьих странах и имевших британское гражданство по закону 1948г., но утративших его в связи с принятием законов о гражданстве в государствах их постоянного проживания (в основном проживающие в Шри-Ланке, Индии, Пакистане.)

1. Граждане Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии составляют основную категорию граждан, обладающих всеми правами и свободами, и, прежде всего, правом свободного въезда и выезда из страны.

Способы приобретения гражданства:

1) по рождению;

2) по происхождению;

3) путем натурализации.

В случае вступления в брак с британским гражданином закон предусматривает меньшие требования к желающему получить гражданство путем натурализации.

4) путем регистрации приобретают гражданство:

1. несовершеннолетние лица, родившиеся на и вне территории Великобритании, но не ставшие британскими гражданами по разным причинам, однако имеющие на это право по закону;

2. совершеннолетние лица, являющиеся гражданами британских зависимых и заморских территорий, лица, находящиеся под британской защитой и проживающие в третьих странах, но имевшие британское гражданство по Закону о гражданстве 1948г .

Утрата гражданства происходит двумя способами:

1. путем отказа от гражданства;

2. в результате лишения гражданства.

2. Гражданство британских зависимых территорий представляет собой специфическую правовую связь лиц, проживающих в ряде бывших британских колоний. Этот статут не предусматривает права свободного въезда на территорию Великобритании, но позволяет в упрощенном порядке (в порядке регистрации) получить гражданство Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

3. Гражданство британских заморских территорий представляет собой переходный, временный правовой статус лиц, которые не приобрели гражданства Великобритании или гражданства британских зависимых территорий до января 1983г.

Лицами под британской защитой могут быть граждане бывших английских колоний или территорий, находившихся под протекторатом Великобритании, которые в соответствии с Законом о гражданстве 1981г. И на основании Приказа в Совете по решению монарха объявляются лицами под британской защитой. Этот правовой статус позволяет получить британское гражданство путем регистрации.

Британское понимание прав человека имеет две основные характеристики:

1) юридические права индивидуума - это остаток его свобод, после того как они были формализованы законом и правоприменительной практикой;

2) главным в институте прав человека является неформальное закрепление их обширного перечня в законе, а эффективные судебные и внесудебные средства их защиты.

В британском конституционном праве не существует единой классификации прав и свобод граждан. Традиционное деление наличные, политические, экономические и социальные права и свободы применимо в Великобритании с оговорками. Для англичан права и свободы - это, прежде всего, индивидуальные права, ограничиваемые государством в силу общественного договора и вытекающие из принципа: каждый может делать то, что не запрещено правовыми нормами.

Свобода личности в понимании англичан означает право не подвергаться тюремному заключению, аресту или любому другому физическому ограничению свободы без надлежащих юридических оснований и гарантий от произвола.

Основой защиты прав граждан от произвола является:

1) право задержанного выяснить причины его задержания и потребовать от судьи их проверки в течение 24 часов;

4) право на обычный, а не чрезвычайный или с особыми полномочиями суд.

Свобода личности означает не только личную неприкосновенность, но и свободу частной жизни. Это понятие включает в себя тайну переписки и телефонных переговоров; защиту от электронных средств контроля над личной жизнью; свободу совести и вероисповедания.

Социальные права получили свое развитие и закрепление в законодательстве лишь в самую последнюю очередь. Среди них выделяются: право на равную плату за равный труд; право на отдых, право на социальное обеспечение; право на образование; право на здоровье и др. .

великобритания конституция монарх гражданство

Заключение

В заключение данной работы можно сделать ряд выводов:

I. Характерные черты конституции Великобритании:

1. она является единой для Соединенного Королевства Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии;

2. она является неписаной. Выделяются три составляющие британской конституции:

· Статутное право;

· Общее право;

· Конституционные соглашения.

3. Она является «гибкой» конституцией. В ней действует общий порядок принятия и изменения парламентских законов, которые не могут пересматриваться судами или объявляться не конституционными.

II. Источники британской конституции: статуты, конституционные обычаи, судебные прецеденты и доктринальные источники.

III. В Великобритании не действует в классическом виде принцип разделения властей, в соответствии с которым законодательная, исполнительная и судебная власть осуществляются разными государственными органами. Монарх всегда был и остается частью каждой из ветвей власти.

Список используемой литературы

1. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М.В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю.И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л.М. Энтина. -- М.: Норма, 2004. -- 832с.

2. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Чиркин В.Е.- «Юристъ», 1997. - 568с.

3. Шестакова К.Д. Конституционное право зарубежных стран.: Учеб. пособие.- М.: Издательство РИОР, 2004.

4. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: Курс лекций.- М.: Юрайт- М, 2002.

5. Конституционное право зарубежных стран / О.В. Афа-К64 насьева, Е.В. Колесников, Г.Н. Комкова, А.В. Малько; Под общ. ред. д. ю. н., проф. А.В. Малько. -- М.: Норма, 2004. -- 320с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Принцип разделения властей, понятие и особенности. Система государственных органов Российской Федерации. Органы законодательной власти. Основная видовая особенность органов прокуратуры. Проблема реализации принципа разделения властей в Конституции РФ.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Исторические особенности развития британской "Конституции", не четкий принцип разделения власти. Основы конституционного статуса личности: права, свободы и обязанности человека. Территориальное устройство Великобритании. Органы государственной власти.

    курсовая работа , добавлен 21.07.2011

    Отражение принципа разделения властей и механизма системы сдержек и противовесов в Конституции РФ и Конституции США. Становление и развитие конституционного строя, устанавливающего основные положения правопорядка. Демократические права и свободы.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2016

    Ветви государственной власти и их органы, единство и взаимодействие. Разделение властей как основа конституционного строя. Понятие и признаки принципа "сдержек и противовесов". Соотношение принципа разделения властей и данной системы в государстве.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2014

    Характерные черты и источники британской конституции. Конституционно-правовое положение личности. Политические партии и партийная система. Система органов государственной власти. Виды источников британской конституции.

    контрольная работа , добавлен 03.08.2007

    Историко-правовые корни принципа разделения властей. Основное содержание принципа разделения властей. Практика осуществления принципа разделения властей. Принцип разделения властей на примере Конституционного Суда Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2007

    Понятие и сущность конституции в различных странах. Особенности конституции и правовой системы Французской Республики и Великобритании, статус президента и монарха. Парламент и правительство во Франции и Великобритании: порядок формирования, полномочия.

    курсовая работа , добавлен 06.01.2011

    Историко-правовые основы и реализация принципа разделения властей в Российской Федерации и в Республике Башкортостан. Президент, исполнительная, законодательная и судебная власть, прокуратура в системе разделения властей; роль местного самоуправления.

    дипломная работа , добавлен 14.10.2010

    Историческое развитие принципа разделения властей, особенности его реализации в современной России по Конституции 1993 года. Государственные органы, функции которых определены в Конституции. Виды разделения властей в субъектах Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2016

    История развития Конституции Японии. Структура и особенности Конституции 1947 года. Права, свободы и обязанности граждан. Система государственных органов. Демократическая основа обеспечения принципа разделения властей. Принцип народного суверенитета.

Великобритания - островное государство (самый большой остров - Великобритания, также в состав страны входят Нормандские острова, остров Уайт и северо-восточная часть острова Ирландия), расположенное на Британских островах, на северо-западе Европы.

Эта страна омывается Атлантическим океаном, Северным и Ирландским морями, а также проливами Ла-Машн, Па-ле-Кале, Северным и Святого Георга. На севере и юге береговая линия рассечена заливами, которые образуют полуострова Корнуол и Уэльс. На территории Великобритании находятся Англия, Шотландия, Уэльс и Ирландия (не путать с государством Ирландия - прим.) Много лет назад Британские острова были частью Европы, но после затопления низинных земель (теперь это дно Северного моря и пролива Ла-Манш) навсегда отрезаны от материка. Северная Ирландия расположена на острове Ирландии, и является западным расширением шотландских гор, которые разделены между собой узким Северным каналом.

География великобритании: особенности

Площадь Великобритании составляет около 240842 кв. км. В основном это суша, а остальное часть - реки и озера. Площадь Англии составляет 129634 кв. км., Уэльса - 20637 кв. км., Шотландии - 77179 кв. км. и Северной Ирландии - 13438 кв. км., то есть Англия больше всех остальных, а также обладает большим количеством населения, чем остальные регионы. Эти факторы играют не последнюю роль в истории господства Англии на Британских островах.

Географические особенности Великобритании напрямую влияли и влияют на поселения, миграции людей, их завоевательную политику и союзы. Сегодня они определяют работу транспортных систем, сельского хозяйства, коммуникаций, рыбной промышленности, энергоресурсов и лесов. Горные массивы и возвышенности находятся на севере и западе страны. Большая часть низинных земель, помимо шотландских низин и центральных территорий Северной Ирландии, лежит на юге и востоке. Север и запад состоят из крепких горных пород, созданных движениями земной коры. Эти районы, к сожалению, непригодны для земледелия. Более мягкие породы присутствуют на юге и востоке (что является процессом выветривания гор). На них расположены плодородные земли. Большая часть низинных земель используется в сельском хозяйстве. В горных районах преобладают пастбища. Равнинные районы Англии с благоприятным климатом для земледелия всегда использовались для заселения и сельскохозяйственного освоения.

Позже стали осваиваться горные районы, где основным стимулом послужили богатые пастбищные угодья и минеральные ресурсы. В Великобритании найдены почти все известные минералы, за исключением алмазов. Богаты месторождения угля в Пенинах, на Средне-Шотландской низменности, в предгорьях южного Уэльса (его промышленные запасы составляют 4 млрд. т.). В Восточном Мидленде находится самое большое месторождение железной руды (60% всех запасов страны). В Чешире и Дареме находятся каменные и калийные соли. В Кембедленском массиве найдены свинцово-цинковые и гематитовые руды, на полуострове Корнуолле - свинцово цинковые и оловянные. В Северном море - месторождения нефти и газа (2,6 млрд. т. и 1400 млрд. куб м).

Водные ресурсы

Огромное влияние на страну оказывают моря, заливы, реки и озёра. На побережье находится заливы, бухты, дельты и полуострова, по этой причине большая часть Великобритании находится на расстоянии 100 км от моря. Приливы на береговой линии и разливы рек служат причиной частых наводнений во многих регионах страны. Правительство строит дамбы и защитные сооружения от воды (в 1984 в Лондоне был построен защитный барьер). Глубина море у берегов составляет 90 метров, так как большая часть Британских островов лежит на континентальном шельфе (приподнятое морское дно, которое соединяется с материком).

Теплое течение Гольфстрим нагревает море и воздух на побережье Великобритании. Поэтому климат на островах очень мягкий. Течение оказывает важное влияние на рыболовную промышленность (хороший улов рыбы и рыбалки на катерах, которые устраиваются для иностранцев). Густая сеть полноводных рек (Темза, Северн и др.), многие из которых соединены каналами, являются важными транспортными артериями, соединяющими многие города Велкобритании. А Шотландия и Ирландия известны всему миру как край красивых озёр (Лох-Несс, Лох-Ломонд и др в Шотландии; Лох-Ней в Северной Ирландии).

Климат

Великобритания принадлежит к области умеренно-континентального климата морского типа с теплой зимой и нежарким летом. По всей Великобритании температура очень редко поднимается до +30 и опускается ниже -10. Средняя температура между +10 и +20. Из-за особенностей рельефа страны в горных и холмистых местностях (Шотландия, некоторые районы Уэльса и Англии) летом прохладнее, а зимой холоднее по сравнению с остальными районами Великобритании.

Великобритания называют Туманным Альбионом, хотя с началом промышленной революции (что повлекло за собой замену каминов на другие нагревательные приборы) страна перестала быть туманной. Хотя дожди и туманы не редки, но приходятся в основном на горные и холмистые районы. В западной части страны выпадает больше осадков, чем в восточной. На самом деле, погоду в стране можно охарактеризовать нестабилием осадков: выйдя утром из дома в солнечную погоду, можно вернуться спкспя час под проливным дождем.

Государственный строй

Государственный строй Великобритании таков - это унитарное государство (парламентская монархия). Единой конституции нет, есть законодательства, которые основываются на много вековых конституционных обычаях, важнейших статусах и решениях высших судебных органов (прецедентах). Официально верховная власть в стране принадлежит королевскому дому Винздоров. На сегодняшний день правящим монархом Соединённого королевства является Королева Елизавета. Но она царствует, а не управляет. Парламент - верховный законодательный орган, который состоит из палата общин(представительное общенациональное собрание, избираемое один раз в пять лет) и палата лордов (в неё входят наследственные пэры, принцы королевской крови, высшые духовные и судебные сановники). Исполнительная власть находится в руках премьер-министра. Согласно традиции он назначается правящим монархом из партии, которая набрала большее количество мест в палате общин.

Административной деление Великобритании следующее: она состоит из четырёх административно-политических частей (исторических провинций): Англии (39 графств, 6 метрополитенских графств и Лондон), Уэльс (9 графств, 3 города, 10 городов-графств), Шотландии (32 области) и Ирландии (26 районов). Некогда Великобритания была страной, над которой некогда не заходило солнце, потому что владела колониями по всему свету. После Второй Мировой Войны она окончательно потеря все территории, но тем не менее сегодня имеет суверенитет над следующими территориями: Бермуды, Остров Монсеррат, Гибралтар, Ангилья, Остров Святой Елены, Каймановы Острова, Британская Антарктическая территория, Фолклендские острова, острова Тёркс и Кайкос, Британские Виргинские острова, остров Питкэрнс, Британская территория в Индийском океане, Южная Георгия и Сандвичевы острова. Государственный язык - английский. Хотя в стране говорят еще на 4 языках: валлийском, ирландском, гаэльским и корнским. Этнический состав населения довольно пестрый. С ранних периодов истории Великобритании шел процесс формирования трех различных этнических общностей - англичан, шотландцев и уэльсцев.

В стране существует иерархия городов. Лондон, как столица Великобритании, занимает лидирующие положение как главный политический, культурный, промышленный, экономический центр страны, а также один из её крупнейших морских по. Помимо Лондона стоит выделить такие города, как Эдинбург, Кардифф и Белфаст (столицы Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии); Глазго, Ньюкасл, Лидс и Брэдфорд, Бирмингем, Манчестер, Шефилд и Ливерпуль - это центральные города конурбаций и региональные центры. Мало где в мире приморские города занимают столь важное место, как в Великобритании, в которой насчитывается 44 портовых городов. Лондон возник как морской порт для торговли с континентальными государствами; через Гуль (Халл) велась торговля со странами Балтийского моря; Бристоль и Ливерпуль - транспортные артерии, которые связывали Великобританию с США. Большой популярностью пользуются приморские города-курорты (Брайтон, Маргейт, Блэкпул и Скарборо) как у самих британцев, так и у туристов.

Промышленность

Великобритания зарекомендовала себя высокоразвитой индустриальной страной, которая в мире выступает как поставщик промышленной продукции. Крупнейшими промышленными монополиями являются Империал Кемикал Индастриз, или ИКИ, Юнилевер, Бритиш Лейланд и Дженерал Электрик компания. Промышленный пояс Великобритании начинается от Лондона, далее до Ланкашира, а также от Западного Йоркшира до Глостершира, еще можно упомянуть южный Уэльс, центральную часть Шотландии и северо-восточную Англию. В этом регионе находятся промышленные объекты страны. Остальные районы стали отстающими (то есть Северная Ирландия, почти весь Уэльс, большая часть Шотландии, северо-восток и часть юго-запада Англии).

Правительство предпринимает меры, дабы не допустить дальнейшей концентрации людей и промышленных объектов в одной области. В сельском хозяйстве Великобритании занято всего около 3% работающего населения страны, которые производят более половины сельскохозяйственных продуктов, потребляемых ее жителями. Однако, природные условия благоприятны скорее для развития животноводства, чем земледелия. Поэтому Великобритания импортирует такие продукты, как бекон, сахар, пшеницу и др.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Географический рисунок расселения и хозяйства России: зоны хозяйства
Следующая тема:   Франция: географическое положение и природные условия

Небольшая по размерам и численности населения Англия занимала первое место в мире по объему промышленного производства и финансовых ресурсов. Политический строй в Англии был одним из самых демократичных. Но, несмотря на это, и здесь было много обездоленных людей.

В первой половине XIX в. в Англии в основном завершилось формирование парламентарной монархии. Высшая власть принадлежала монарху (королю или королеве), парламенту и правительству. Монарх являлся главой государства, утверждал законы. Парламент принимал проекты законов (билли).

Парламент состоял из двух палат: верхней - палаты лордов и нижней - палаты общин. Члены палаты лордов назначались монархом из представителей высшего дворянства. Ее председателем был лорд-канцлер. Члены палаты общин избирались населением сроком на 7 лет. Значение нижней палаты возрастало, в то время как влияние лордов и королевской власти уменьшалось. Монархи «царствовали, но не управляли». Правительство было ответственно перед парламентом, а не перед монархом. Оно могло находиться у власти до тех пор, пока его поддерживала палата общин.

Палата общин собиралась в небольшом зале Вестминстерского дворца. Ее работой руководил председатель - спикер (от англ. speaker - оратор). Депутаты правящей партии сидели справа от спикера, депутаты оппозиции - слева. Трибуны в зале не было, депутаты выступали со своих мест. Сверху, на галерее, могла присутствовать публика.

В Англии действовали две политические партии - тори и виги,- образовавшиеся в конце XVII в. Тори представляли интересы главным образом крупных землевладельцев, а виги - крупной буржуазии. Партия, победившая на выборах, формировала правительство, которое возглавлял ее лидер. Партия, потерпевшая поражение, находилась в оппозиции, критиковала политику правительства. Избирательная система была несправедливой. В парламенте господствовали представители немногочисленной земельной аристократии, в то время как многие города не имели там ни одного места, а миллионы англичан были лишены права голоса. Это вызвало широкое движение за избирательную реформу, в которой участвовали рабочие и фермеры. Возглавили движение виги. После упорной борьбы в 1832 г. избирательная реформа была проведена. Ведущая роль в органах управления по-прежнему принадлежала крупным землевладельцам, но часть мест в палате общин получили города, увеличилось число избирателей. В результате этого промышленная буржуазия получила доступ к политической власти. Избирательная система стала более демократичной, но мелкая буржуазия и рабо-чие права голоса не получили.

Особенности развития капиталистической экономики Англии

В сельском хозяйстве утвердились капиталистические порядки при сохранении земельной собственности лендлордов. Лендлорды сдавали свою землю в аренду капиталистическим фермерам, которые для ее обработки нанимали сельскохозяйственных рабочих - батраков. Некоторые фермеры имели собственную землю и обрабатывали ее сами. Большая часть крестьян потеряла свои наделы, и крестьянство как класс к середине XIX в. исчезло. Часть деревенских жителей ушла в города, другая часть превратилась в батраков, многие уехали в Америку. В деревне осталась пятая часть населения страны. Тем не менее благодаря технике и лучшей обработке земли сельскохозяйственное производство увеличивалось, хотя своего хлеба англичанам не хватало, и они ввозили зерно из-за границы. Центр экономической жизни переместился из сел в города.


В ходе промышленной революции в Англии была создана самая мощная в мире фабричная промышленность. В первой половине XIX в. объем промышленного производства увеличился в 4 раза. Были построены сотни крупных предприятий, остров покрылся сетью железных дорог. В 1840 г. на долю Англии приходилось 45 % мировой промышленной продукции. Ее называли «фабрикой мира», она являлась в то время единственной индустриальной страной.

Англия господствовала на мировом рынке, построила самый сильный флот и стала «владычицей морей». Для облегчения торговли она отменила пошлины на многие товары. Свободный вывоз и ввоз товаров достиг наивысшего подъема в 50-60-х гг.

Рабочее движение. Чартизм. Тред-юнионизм

Англия была развитой и богатой страной, но условия жизни большинства рабочих были крайне тяжелыми. Рабочий день длился по 14-16 часов, заработная плата была низка, жилища плохи, постоянно угрожала безработица.

Добиваясь улучшения своего положения, рабочие обращались с жалобами в парламент, проводили забастовки, ломали станки и поджигали фабрики, но власти не уступали. Более того, был принят закон об отмене выплаты пособий беднякам и направлении их в работные дома, где существовали почти тюремные условия. Очередной экономический кризис поставил тысячи рабочих перед угрозой голодной смерти.

Возмущение рабочего населения вылилось в массовое политическое рабочее движение - чартизм (от англ. charter - хартия, грамота).

В 1836 г. была создана Лондонская ассоциация (объединение) рабочих. Она начала агитацию за принятие парламентом хартии с требованием проведения новой избирательной реформы и предоставления права голоса всем англичанам, достигшим 21 года, независимо от их богатства. В случае успеха чартисты рассчитывали завоевать большинство мест в палате общин и принять законы в пользу трудящихся.

В 1840 г. возникла общеанглийская Национальная чартистская ассоциация - первая в истории рабочая партия. Однако из-за внутренних разногласий она не смогла объединить весь пролетариат Англии.

Чартисты трижды составляли петиции с требованием принять хартию, собрали огромное количество подписей в ее поддержку (около 9 млн) и доставили их в парламент. Третья петиция с подписями около 5 млн человек весила 250 кг и была отвезена в парламент на повозке. Но парламент отказался даже от обсуждения чартистских предложений.

Чартистское движение сопровождалось демонстрациями, забастовками, разгромом полицейских участков. Оно потрясло всю Англию, но из-за неуступчивости парламента и недостаточной организованности рабочих не достигло цели и в середине XIX в. сошло с исторической сцены. Многие чартисты были арестованы, посажены в тюрьмы, высланы в колонии. Власти сделали лишь одну уступку: рабочий день был сокращен до 10 часов.

С упадком революционного чартизма ведущую роль в английском рабочем движении стал играть мирный тред-юнионизм (от англ. trade-unions - профсоюзы). После отмены запрета на деятельность профсоюзов в 1824 г. их число и влияние стали быстро расти. Главным для тред-юнионов было повышение заработной платы и сокращение рабочего дня. Их руководители являлись сторонниками только мирных действий и реформ.

Внешняя и колониальная политика

После поражения Наполеона в отношениях с континентальными странами Европы Англия придерживалась принципов равновесия сил и свободы рук. Английское правительство стремилось не допустить усиления позиций других великих держав - Франции, России, Пруссии и Австрии. В то же время оно не желало заключать долговременные союзы, сохраняя таким образом свободу рук. Англия выступала против революционного и национально-освободительного движений, которые могли нарушить сложившееся соотношение сил.

Кроме того, она прилагала огромные усилия для расширения колониальных владений. Ее промышленности и торговле нужны были сырье, рынки, порты, дороги во всех уголках мира.

В это время было завершено покорение Индии, захвачены Новая Зеландия и другие территории. Англия являлась первой колониальной державой мира. Ей принадлежало около 40 колониальных владений. Англичане захватывали там драгоценности, собирали налоги, продавали товары, способствуя процветанию своей экономики.

Особые отношения сложились у Англии с Ирландией, ее первой колонией, захват которой начался еще в XII в. В 1801 г. Ирландия была включена в состав Соединенного королевства Великобритании и Ирландии. Ее парламент был ликвидирован, почти все земли захватили английские лендлорды, местная промышленность разрушалась, население сокращалось. Последствия английской политики в Ирландии сказываются до сих пор: значительная часть населения Северной Ирландии (Ольстера) не желает оставаться в составе британского государства.

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.

Великобританию принято считать родиной конституционализма: именно здесь возникли идеи о конституционном строе как о системе огра- ниченного правления, а также появились первые правовые акты и институты, ограничивающие власть монарха. Тем не менее до настоящего времени в стране нет конституции в общепринятом на сегодняшний день смысле: здесь не существует единого документа наивысшей юридической силы .

При этом общее количество источников британской конституции огромно. Оно не поддается точному исчислению. Все они обладают одинаковой юридической силой, принимаются и изменяются в том же порядке, что и источники других отраслей права.

Британская Конституция - уникальное явление в современном мире. Главные ее особенности состоят в историческом характере, гибкости и в том, что она является неписаной.

  • 1. Конституция Великобритании представляет собой совокупность норм и практик, регулирующих организацию и функционирование государственной власти, а также отношения между государством и гражданами в Англии, Уэльсе, Шотландии и Северной Ирландии. Конституция складывалась постепенно, именно в этом смысле она историческая, составляющие ее элементы появились в разное время.
  • 2. В Великобритании акты конституционного характера отличаются от обычных только предметом регулирования, они не имеют юридических отличий и особого положения в иерархии правовых актов, в силу этого они могут быть в любой момент отменены парламентом, именно поэтому англичане так любят говорить, что они могут «утром проснуться с новой конституцией».
  • 3. Конституция Великобритании является неписаной. Английские правоведы характеризуют конституцию Соединенного Королевства как неписаную, подчеркивая ее главную особенность - наличие в ней устных источников права (конституционных обычаев) . Это надо понимать в переносном смысле, поскольку в нее включают множество писаных актов, старых и новых. Термин «неписаная» подчеркивает отличие от других европейских государств: отсутствие единого, «кодифицированного» акта ©соответствующим названием, в этом смысле она как бы не

«записана». Кроме того, большую роль в ней играют конституционные обычаи, принципы и практики, которые известны, но действительно не зафиксированы официально.

Все эти разнородные элементы не структурированы и не соотнесены официально друг с другом по большей части, их соотношение складывалось «естественным путем» в процессе государственно-политической практики. Считается, что конституционное право Великобритании включает все нормы, которые прямо или косвенно определяют осуществление суверенной власти государства, но поскольку по конкретным вопросам здесь существуют разные мнения, описание конституции дается по источникам .

Итак, отличительной характеристикой британской Конституции является отсутствие какого-либо единого документа, который можно было бы назвать основным законом страны. Более того, не существует даже точного перечня документов, которые бы относились к Конституции. Это вызвано особым (по сравнению с другими странами Европы) характером права Великобритании, которое относится к англосаксонской системе, отличительной особенностью которой является использование в качестве источника права судебного прецедента, его главенствующий характер, а также длительным самостоятельным развитием британского права.

Выделяют три составляющих Конституции: статутное право, общее право и конституционные соглашения, которым соответствуют следующие источники права: статуты, судебные прецеденты и конституционные обычаи.

Судебный прецедент - это решения так называемых высоких (высших) судов, публикующих свои решения, обязательные при рассмотрении аналогичных дел нижестоящими судами. Совокупность установленных прецедентов является фундаментом общего права и права справедливости. Прецедентное право состоит из норм и принципов, созданных и применяемых судьями в процессе вынесения ими решений .

Принцип «обязательности прецедента» обеспечивает его принудительный характер. Довольно высокую гибкость и относительный динамизм по сути стабильной и консервативной системе судебного прецедента в Великобритании придают принципы доктрины судебного прецедента:

  • 1) для нижестоящего суда обязательны решения вышестоящего;
  • 2) суды связаны своими собственными решениями;
  • 3) апелляционные суды не должны следовать принятым по «невнимательности» решениям .

Конституционные обычаи (конвенционные нормы) сложились в процессе деятельности высших органов законодательной и исполнительной власти государства. Они регулируют главным образом условия, связанные с Кабинетом Министров в широком смысле этого понятия, отношения органов государственной власти между собой . К ним можно отнести следующие обычаи: «Монарх должен согласиться с биллем (законопроектом), прошедшим через обе палаты Парламента»; «лидер партии большинства - премьер-министр»; «министры выходят в отставку, если перестают пользоваться доверием палаты общин»; «Палате лордов не принадлежит инициатива финансовых биллей» и др.

Доктринальные источники - это мнения выдающихся ученых-юри- стов (Блэкстона (1723-1780), Бэджгота (1826-1877), Дайси (1835- 1922) и др.) по вопросам конституционного права, к которым обращаются парламент и суды в случае пробелов в конституционном регулировании.

Следует остановиться на характеристике высших органов власти Великобритании, которым и посвящены все указанные части конституции.

Глава государства и источник исполнительной, судебной и законодательной власти в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии - британский монарх, ныне - Королева Елизавета II. Монарх - источник суверенной власти, он является составной частью парламента наряду с Палатой общин и Палатой лордов. Монарх возглавляет Содружество , включающее около 50 государств, 17 из которых (в том числе Канада, Австралия, Новая Зеландия) признают монарха и своим главой государства. Так, он промульгирует конституции этих государств, по представлению их правительств назначает генерал-губернаторов, которые действуют от его имени. Монарх - главнокомандующий Вооруженными силами, осуществляет амнистию и помилование, назначает послов и консулов, заключает международные договоры, объявляет войну и заключает мир. Кроме того, монарх возглавляет англиканскую церковь в Англии и пресвитерианскую - в Шотландии.

Несмотря на большие полномочия монарха, все его акты подлежат контрасигнатуре Премьер-министра . Между тем в иерархии органов власти Великобритании после монарха следует охарактеризовать парламент.

Парламент возглавляется Монархом. Верхняя палата, Палата лордов, в основном состоит из назначенных членов («Лордов Парламента»). Формально палата называется Достопочтенные Духовные Лорды и Светские Лорды, собравшиеся в Парламенте. Духовные Лорды - это духовенство англиканской церкви, а Светские Лорды - члены пэрства. Духовные Лорды и Светские Лорды считаются представителями разных сословий, но они заседают, обсуждают различные вопросы и голосуют вместе. Палата общин формально называется Почтенные Простолюдины, собравшиеся в Парламенте. В настоящее время Палата состоит из 646 членов. Право голосовать имеют все лица, достигшие 18 лет, граждане Соединенного Королевства и граждане Ирландии и стран британского содружества, постоянно проживающие в Соединенном Королевстве.

Каждая из двух палат Парламента возглавляется спикером, причем спикер палаты общин при назначении выходит из состава своей партии, так как должен быть лицом беспристрастным. Спикера может заменять один из трех заместителей.

Парламент в основном занимается принятием законов. Некоторые акты Парламента действуют на всей территории королевства, включая Шотландию, но так как Шотландия имеет свою законодательную систему, многие акты не действуют в Шотландии и либо сопровождаются такими же актами, но действующими только в Шотландии, либо законами, принятыми Парламентом Шотландии.

Новый закон, в его черновой форме называемый биллем, может быть предложен любым членом верхней или нижней палаты. Каждый законопроект проходит несколько этапов обсуждения. Первое чтение представляет собой чистую формальность. Во втором чтении обсуждаются общие принципы законопроекта. После второго чтения законопроект отправляется в комитеты палат. Комитет рассматривает законопроект постатейно и докладывает предлагаемые поправки всей палате, где происходит дальнейшее обсуждение деталей. После того как палата рассмотрела законопроект, следует третье чтение. В Палате общин поправки больше не вносятся, однако поправки могут быть еще внесены в Палате лордов. После прохождения третьего чтения Палата Лордов должна проголосовать за предложение. После прохождения в одной палате законопроект посылается в другую палату. Если он принят обеими палатами в одной и той же редакции, он может быть представлен монарху на утверждение. Если же одна из палат не соглашается с поправками другой палаты и они не могут разрешить свои разногласия, законопроект проваливается.

Таким образом, законопроект, прежде чем стать законом, получает согласие всех трех частей Парламента. Следует подчеркнуть и тот факт, что парламент (Палата общин) является и прямым адресатом обращений (петиций) граждан .

Премьер-министр Великобритании разделяет с монархом и парламентом функции по управлению государством. Он является лидером партии,

получившей большинство мест в Палате общин. Премьер-министр возглавляет Кабинет (состоящий из глав наиболее значимых министерств), который наряду с департаментами считается правительством Великобритании. Основной обязанностью премьер-министра является координация работы этих частей правительства. Наиболее важные решения в исполнительной сфере принимаются Кабинетом, который заседает в резиденции премьер-министра. Между тем основные вопросы внутренней политики государства решаются на уровне департаментов.

Министерские департаменты возглавляются министрами и занимаются вопросами, требующими прямого политического контроля. В большинстве департаментов министр называется государственным секретарем и является членом кабинета министров. Административное управление департаментом осуществляется гражданским служащим (чиновником), называющимся постоянным секретарем. Министерским департаментам подчиняются исполнительные агентства. Исполнительное агентство - это неправительственный государственный орган, располагающий частичной автономией для выполнения своих функций. Они обычно отчитываются перед одним или несколькими правительственными департаментами, которые устанавливают финансирование и стратегические цели этого агентства. Неминистерские департаменты занимаются вопросами, не требующими прямого политического контроля. Они возглавляются гражданским служащим (чиновником). Некоторые выполняют регулирующие или проверочные функции, и поэтому их статус должен защищать их от политического вмешательства. Некоторые возглавляются постоянным секретарем или вторым постоянным секретарем 60 ".

Судебная система Великобритании неоднократно подвергалась реформам и упрощению, но осталась все-таки сильно децентрализованной - по существу действуют разные системы в Англии, Шотландии, Северной Ирландии, на островных территориях.

Низшая судебная инстанция по гражданским делам - помощники судей в графствах. Они могут рассматривать дела с незначительной ценой иска. По малозначительным уголовным делам такую роль выполняют общественные магистраты - граждане, не являющиеся профессиональными судьями. На них возложены функции мировых судей, причем вознаграждение за свою деятельность они, как правило, не получают. Магистраты (мировые судьи), имеющие юридическое образование, рассматривают дела единолично, не имеющие - коллегиально (по два-три судьи).

Более крупные гражданские дела (с суммой иска до 1 тыс. фунтов) рассматривают коллегиальные суды графств. Те уголовные дела, которые неподсудны общественным магистратам и мировым судьям (в городах), рассматриваются Судом короны, который может действовать в трех формах: дело может рассматривать окружной судья, судья Высокого (столичного) суда и адвокат, имеющий специальное образование и полномочия - барристер или солиситор.

Если обвиняемый не признает обвинение, дело рассматривается с участием присяжных заседателей (10-12 человек) .

Более сложные гражданские и уголовные дела может рассматривать коллегия Высокого суда правосудия. Этот суд состоит из трех отделений - королевской скамьи, канцлерского суда (суда справедливости) и отделения по семейным делам. Вышестоящей судебной инстанцией здесь является Апелляционный суд, состоящий из коллегий.

Таким образом, все три упомянутых судебных органа - Суд короны, Высокий суд и Апелляционный суд - обобщенно называют высшими судами. Они вправе создавать судебные прецеденты. Решения апелляционного суда, в свою очередь, могут быть обжалованы в Верховный суд, созданный в 2004 г.

В Великобритании имеются также военные суды, церковные суды, промышленные трибуналы, но они действуют при органах исполнительной власти и состоят не из судей, а из общественных деятелей, юристов. Решения этих судов могут быть обжалованы в вышеуказанные органы юстиции. Интересно, что с 2001 г. существует и Административный суд, рассматривающий жалобы на чиновников.

Каждая страна Соединенного Королевства имеет свою собственную систему административного и географического деления, которое часто исходит еще от времен до появления государства Великобритания. Соответственно, «не существует стандартного уровня административной единицы, связывающего всю Великобританию». До XIX в. практически никаких изменений старых делений не происходило, однако затем началась постоянная эволюция ролей и функций. Однако эти изменения не были универсальны, а дальнейшая передача возможностей Шотландии, Уэльсу и Северной Ирландии означает, что и в дальнейшем они вряд ли будут универсальными.

Организация местного правительства Англии очень сложна, с распределением функций, зависящих от местных распоряжений. Законодательная база относительно английского правительства устанавливается парламентом и правительством Великобритании, поскольку у Англии нет своего собственного парламента.

Высший уровень деления Англии составляют девять правительственных регионов или правительственных регионов Европейского Союза. Один регион, Большой Лондон, имеет свою выборную ассамблею и мэра с 2000 г. после поддержки этого вопроса на референдуме в 1998 г. Предполагалось, что и другие регионы также получат свои региональные ассамблеи, однако отказ от таковой в Северо-Восточной Англии на референдуме в 2004 г. остановил эту идею. Ниже регионального уровня идет либо совет графства и затем районные советы, или унитарные советы, Лондон же имеет свою систему из 32 Лондонских боро. Члены совета выбираются но мажоритарной системе.

Местное правительство Шотландии разделено на основе 32 областей Шотландии с большой разницей в размерах и населении среди них.

Города Глазго, Эдинбург, Абердин и Данди являются отдельными областями, точно так же как и Страна Гор, которая включает в себя территорию трети Шотландии, но имеет население всего чуть больше 200 000 человек. Права местного управления управляются выборными депутатами, которые получают зарплату на полставки. Выборы проводятся по системе единого непереходного голоса и выбирают трех или четырех депутатов, которые затем выбирают председателя, который возглавляет заседания и выступает от имени всего региона.

Правительство Уэльса состоит из 22 унитарных образований, включая Кардифф, Суонси и Ньюпорт, каждый из которых является отдельным образованием. Выборы проводятся раз в четыре года по мажоритарной системе. Северная Ирландия с 1973 г. была разделена на 26 районов. Их права ограничены только обслуживающими функциями, как, например, уборка мусора, контроль за домашними животными и уход за парками. 13 марта 2008 г. было принято решение создать 11 новых районов и заменить существующую систему. Следующие местные выборы были отменены до 2011 г. для организации новой системы.

Соединенное Королевство имеет суверенитет над 17 территориями, которые не являются составной частью Великобритании: 14 Британских Заморских Территорий и три Коронных Земли.

В целом неписаная конституция Великобритании, в отличие от многих других документов конституционного и иных отраслей британского права, является единой для всего Соединенного Королевства: для Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. Она исключительно гибкая, что позволяет приспосабливать ее к изменяющимся условиям. Однако в связи с почтением к традициям это делается зачастую путем применения юридических фикций, без нарушения сложившихся норм.

Конституционный строй Великобритании имеет во многом архаичный характер, поэтому в 2003 г. был создан Департамент по реформе британской конституции, возглавляемый государственным секретарем по конституционным вопросам.

  • Петиции граждан могут быть посланы по почте, переданы через депутата парламента отданного округа, положены в специальную сумку, которая висит сзади кресла спикера. В годпоступает приблизительно 1000 таких петиций
  • См. подробнее: Википедия (http://ru.wibpedia.org/wiki).
  • Присяжными в Великобритании могут быть лица в возрасте 18-70 лет, постоянно проживающие в стране не менее пяти лет.