Усыновление американцами. Детей в семье должно быть не больше трёх

В последнее время в Российском обществе произошёл перелом, детей начали усыновлять чаще чем раньше, но вот вопросов, связанных с усыновлением меньше не стало. Какие условия для усыновления предъявляют к родителям, какие необходимо собрать документы, как проходит сама процедура усыновления, и стоит ли «молодым» родителям ждать финансовой помощи от государства? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в статье.

Условия для усыновления

Семейное законодательство жёстко регламентирует не только порядок усыновления, но и условия, которые предъявляются как к усыновляемому, так и к потенциальным родителям.

Условия для ребёнка

Усыновлёнными могут быть (ст. 124 СК РФ):

  • сироты, то есть, у кого родители умерли, или их судьба неизвестна;
  • лишённые родительской опеки, то есть дети, чьи родители были лишены родительских прав, признаны по суду недееспособными или безвестно отсутствующими;
  • дети, чьи родители в течение срока, превышающего 6 месяцев, уклоняются от воспитания и не проживают вместе с детьми без уважительной причины.

Дети должны быть несовершеннолетними, и разделение кровных братьев и/или сестёр не допускается (если у усыновляемого ребёнка есть братья и сёстры родные, они должны быть усыновлены вместе).

Условия для родителей

В отношении усыновителей ст. 127 СК РФ устанавливает ограничения.

Усыновителями не могут быть:

  • несовершеннолетние лица;
  • лишённые дееспособности или ограниченные в ней, а также супруги, если один из них таковым является;
  • лишённые родительских прав;
  • бывшие усыновители, если усыновление в прошлый раз было отменено по их вине;
  • судимые, или находящиеся под следствием за преступление против жизни. здоровья. половой неприкосновенности и подобным;
  • имеющим не снятую или не погашенную судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления в любой сфере;
  • не имеющие работы (соответствующего уровня доходов) и/или место жительства;
  • не состоящие в браке, если намереваются усыновить одного и того же ребёнка;
  • имеющие противопоказания к усыновлению по здоровью;
  • состоящие в гомосексуальном союзе;
  • не прошедшие специальную психологическую подготовку.

Отдельно надо сказать про возраст усыновителей . Согласно ст. 128 СК РФ она должна быть равна или больше 16 лет. В исключительных случаях разница в возрасте может быть сокращена (если усыновляют близкие родственники).

Граждане иностранных государств имеют право на усыновления ребёнка – гражданина РФ в случае невозможности устройства его в семью на территории РФ. Гражданам РФ, живущим в иностранном государстве, могут быть переданы дети – граждане РФ спустя 12 месяцев после попадания ребёнка в банк сведений об усыновляемых.

Порядок усыновления

1) Начало

Сначала потенциальные усыновители подают заявление и определённый пакет документов в орган опеки и попечительства. Последний должен выдать заключение о возможности заявителей стать усыновителями.

Необходимые документы*:

  • письменная автобиография;
  • копия документа о браке (если заявитель в браке);
  • справка о доходах и месте работы, либо декларация 3-НДФЛ;
  • медицинское заключение;
  • документ, подтверждающий наличие жилой собственности, или права проживания в жилом помещении и сведение о нём;
  • справка из органов МВД об отсутствии судимости за определённые законом преступления.

*Все указанные документы действуют год, кроме мед.справки – она 3 месяца.

После подачи заявления сотрудник органа опеки проводит обследование условий жизни усыновителя и в течение 15 дней составляет заключение о возможности или невозможности усыновления конкретным лицом ребёнка.

2) Подбор ребёнка

После постановки заявителя на учёт в качестве кандидата в усыновители сотрудники органа опеки представляют гражданину (-ам) информацию о детях, которых могут быть усыновлены. Если гражданин по месту своего жительства не может подобрать себе ребёнка, он вправе обратиться в орган опеки другого региона с подобным заявлением.

Гражданину предоставят информацию о детях по его письменному заявлению.

После того, как потенциальный усыновитель даст согласие на получение информации о конкретном ребёнке, орган опеки выдаёт ему разрешение на посещение его и личное знакомство (что является обязанностью будущего родителя). Данное разрешение действует в течение 10 дней, и другим потенциальным усыновителям не даётся.

Гражданин имеет право на получение полной информации об усыновляемом, в том числе о его состоянии здоровья. которое он может проверить. обратившись в мед.учреждение.

Гражданин обязан лично посетить ребёнка, установить с ним контакт, ознакомиться с его документами и написать письменное подтверждение ознакомления его с мед.заключением о здоровье потенциального усыновляемого.

Если с предложенным ребёнком контакт не получился, то гражданину в течение 15 дней предложат познакомиться с другим чадом.

3) Судебный процесс

Согласно Российскому законодательству усыновление возможно только в судебном порядке. Семейный кодекс предусматривает тайну усыновления, то есть судебный процесс проходит закрытым, а участники подписывают соглашение о неразглашении деталей усыновления – ст. 139 СК РФ.

К заявлению об усыновлении будущий родитель должен приложить документы о себе, а также согласие супруга на усыновление, если усыновителем является только кто-нибудь один.

Помимо сведений о себе заявитель подаёт документы, подтверждающие сведения об усыновляемом ребёнке, месте его жительства, а также биологических родителях, если сведения о них известны и их месте жительства.

В заявлении указываются будущие фамилия и отчество ребёнка, а также имя, если соблюдено условие его перемены – ст. 134 СК РФ.

Также возможна смена его даты рождения, но в пределах трёх месяцев от действительной.

Судебное слушание проходит в присутствии усыновителя (-ей), органа опеки, прокрурора, родителей усыновляемого или иных заинтересованных лиц, а также самого ребёнка в возрасте старше 10 лет.

После положительного решения суда, правовые последствия для усыновителя и усыновлённого начинают течь с момента вступления его (решения) в правовую силу.

4) После суда

После вынесения решения, необходимо обратиться в орган ЗАГС для оформления свидетельства о рождении, если в течение месяца после усыновления усыновитель или иные лица не обратились в ЗАГС. то регистрация усыновления проводится на основе судебного документа.

Где подобрать ребёнка?

В России на основе закона от 2001 года «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» существует федеральный банк данных детей – сирот. На местных уровнях существуют региональные банки данных.

Недавно на сайте videopassport.ru появилась возможность просмотреть видео анкеты детей, находящихся в Федеральном банке данных детей, к сожалению, не все регионы страны поддерживают пока этот проект, но большинство региональных банков данных уже присоединились.

Запрет усыновления

СК РФ устанавливает запрет усыновления для лиц, перечисленных в п. 1 ст. 127.

Отдельно указан запрет на усыновление детей граждан, находящихся в однополых браках, зарегистрированных на территории государства, где они признаются законными.

Выплаты за усыновление

Государство всяческими силами старается стимулировать усыновления детишек гражданами РФ. Новоиспечённым родителям представляются выплаты, которые делятся на общие (те, что получают все родители, в независимости от усыновления ребёнка или его рождения) и специальные (те, что получают только родители, решившие усыновить малыша (малышей)).

Вопросы назначения и размеры выплат регулируются ФЗ «О государственных пособиях, имеющих детей».

Что положено:

  • Единовременная выплата в размере 13741,99 рублей, если усыновляется инвалид или ребёнок старше 7 лет, или несколько детей одновременно, то сумма выплаты равняется 105000 рублей на каждого ребёнка.
  • Пособие по уходу за ребёнком до 1,5 лет (в некоторых регионах до 3-х лет) в размере 2578 рублей на первого и 5153 на второго и последующего. Если усыновляется одновременно два ребёнка, то пособия суммируются, но в целом не могут превышать суммы заработка мамы за 1 месяц на её постоянном месте работы.
  • Материнский капитал, если усыновлённый ребёнок в семье становится вторым или последующим в размере 429408,53 рублей.

Помимо федеральных выплат есть ещё и региональные.

Все пособия необходимо оформить в течение 6 месяцев после усыновления!

Для оформления всех пособий в территориальный орган ПФР необходимо предъявить заявление, копию решения суда об усыновлении, справку о родстве детей, если усыновляются братья и/или сёстры, а также справка об инвалидности. Если в решении суда последние два факта указаны, то справки их подтверждающие представлять не нужно. Пособия выплачиваются (единовременные) в течение 10 дней с момента подачи заявления.

Статья 1

К мерам воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, относятся:

а) причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека;

б) совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом, или причастных к их совершению;

в) наделенных государственными полномочиями и способствовавших своими действиями (бездействием) освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан

Российской Федерации или причастных к их совершению;

г) в чьи должностные обязанности входило принятие решений, отсутствие или наличие которых привело к освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации или причастных к их совершению;

д) причастных к похищению и незаконному лишению свободы граждан Российской Федерации;

е) вынесших необоснованные и несправедливые приговоры в отношении граждан Российской Федерации;

ж) осуществляющих необоснованное юридическое преследование граждан Российской Федерации;

з) принявших необоснованные решения, нарушившие права и законные интересы граждан и организаций Российской Федерации;

2) арест на территории Российской Федерации финансовых и иных активов граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещен въезд в Российскую Федерацию, и запрет на любые сделки с собственностью и инвестициями этих граждан.

Статья 2

1. Список граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещается въезд в Российскую Федерацию, и организаций, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, ведется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

2. В отношении граждан Соединенных Штатов Америки, включенных в список, предусмотренный частью 1 настоящей статьи:

1) устанавливается запрет на распоряжение имуществом, находящимся на территории Российской Федерации;

2) приостанавливается деятельность на территории Российской Федерации находящихся под их контролем юридических лиц;

3) приостанавливаются полномочия (членство) в советах директоров или иных органах управления организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

3. Предложения о внесении изменений в список, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, могут представляться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, политическими партиями, Общественной палатой Российской Федерации, а также государственными органами.

4. Порядок ведения списка, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

5. Руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, не реже одного раза в год информирует палаты Федерального Собрания Российской Федерации о ходе выполнения настоящего Федерального закона.

Статья 3

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность некоммерческих организаций, которые участвуют в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и безвозмездно получают денежные средства и иное имущество от граждан (организаций) Соединенных Штатов Америки или реализуют на территории Российской Федерации проекты, программы либо осуществляют иную деятельность, которые представляют угрозу интересам Российской Федерации, приостанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, направляет сведения о некоммерческих организациях, деятельность которых приостановлена, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство Соединенных Штатов Америки, не может быть членом или руководителем некоммерческой организации, ее структурного подразделения либо структурного подразделения международной или иностранной некоммерческой организации (отделения, филиала или представительства), участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. Нарушение данного запрета влечет за собой приостановление федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, деятельности указанной некоммерческой организации (структурного подразделения).

3. Приостановление деятельности некоммерческой организации (структурного подразделения) в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи влечет наступление последствий, предусмотренных абзацем первым пункта 61 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". В отношении имущества некоммерческих организаций (структурных подразделений), деятельность которых приостанавливается в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, решение о наложении на него ареста принимается судом по заявлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.

4. В случае, если некоммерческая организация, деятельность которой была приостановлена в соответствии с настоящим Федеральным законом, прекратит безвозмездное получение денежных средств и иного имущества от граждан (организаций) Соединенных Штатов Америки либо прекратит на территории Российской Федерации реализацию проектов, программ либо осуществление иной деятельности, которые представляют угрозу интересам Российской Федерации, деятельность такой организации возобновляется по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.

Статья 4

1. Запрещается передача детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, а также осуществление на территории Российской Федерации деятельности органов и организаций в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, желающим усыновить (удочерить) указанных детей.

2. В связи с установленным частью 1 настоящей статьи запретом на передачу детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки прекратить от имени Российской Федерации действие Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей, подписанного в городе Вашингтоне 13 июля 2011 года.

Статья 5

Внести в подпункт 7 части первой статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 34, ст. 4029; 2003, № 2, ст. 159; 2006, № 31, ст. 3420; 2007, № 3, ст. 410; 2008, № 19, ст. 2094; № 30, ст. 3616) изменение, изложив его в следующей редакции:
"7) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, в том числе если этот гражданин включен в список граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещается въезд в Российскую Федерацию;".

Статья 6

Действие настоящего Федерального закона и подпункта 7 части первой статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на граждан государств, которые приняли решение о запрете въезда граждан Российской Федерации на территории этих государств и об аресте активов граждан Российской Федерации по мотиву причастности граждан Российской Федерации к нарушениям прав человека в Российской Федерации.

Статья 7

Президент Российской Федерации

Закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», более известный как «закон », был принят в третьем чтении пять лет назад, 21 декабря 2012 года. Президент подписал его 28 декабря, а в действие документ вступил с 1 января 2013 года.

Считается, что нормативный документ был принят в качестве реакции на «список Магнитского», одобренный конгрессом США и запрещающий въезд в страну россиянам, причастным к гибели аудитора фонда Hermitage Capital . Соответственно, российский «ответ» предусматривал санкции в отношении американцев, совершивших преступления в отношении граждан России, в том числе запрет на въезд в страну или арест активов граждан. Но сильнее всего принятый закон затронул российских сирот, нередко страдающих теми или иными заболеваниями, которых планировали усыновить граждане США или другие страны, «вводящие санкции против граждан России по мотиву их причастности к нарушениям прав человека в РФ».

«Закон Димы Яковлева» был принят после нескольких резонансных случаев, когда усыновленные из РФ дети пострадали или погибли в приемных американских семьях. Дима Яковлев, родившийся в 2006 году в Псковской области, был усыновлен в 2008 году супругами Майлсом Харрисоном и Кэрол Линн Эксманн-Харрисон.

Через три месяца после усыновления мальчик погиб, потому что его приемный отец оставил его на девять часов в закрытом автомобиле на 32-градусной жаре на стоянке около офиса Харрисона. Приемный отец был уверен, что оставил до этого сына в яслях.

Майлсу Харрисону грозило до 10 лет тюрьмы за непреднамеренное убийство, однако американский суд его полностью оправдал. В феврале 2009 года Харрисон сказал в интервью : «Я молю российский народ о прощении. Есть хорошие люди в этой стране, которые заслуживают детей, и есть дети в России, которые нуждаются в родителях. Пожалуйста, не наказывайте всех за мою ошибку».

Еще одним резонансным случаем стала история Вани Скоробогатова, родившегося в 2002 году в Челябинской области, а через год усыновленного вместе со своей сестрой-близнецом Дашей американскими супругами Майклом и Нанетт Крэйвер. 20 августа 2009 года приемный отец привез Ваню в больницу, где он умер спустя несколько дней, не приходя в сознание. По заключению врачей, смерть наступила от черепно-мозговой травмы. При осмотре на теле мальчика обнаружили около 80 различных травм. Супругам Крэйвер было предъявлено обвинение в убийстве. Прокурор утверждал, что родители избивали его, а еще мальчик недоедал. Сторона защиты говорила, что ребенок страдал психологическими проблемами и систематически сам себе наносил различные повреждения, а малый вес являлся особенностью его организма и до усыновления. Как бы то ни было, в 2011 году судья избрал для Крэйверов минимальный срок заключения — 16 месяцев. Поскольку к тому моменту обвиняемые провели за решеткой 19 месяцев, то суд освободил их.

Усыновление пресекли на финишной прямой

Буквально за два месяца до принятия «закона Димы Яковлева» между Россией и США было подписано соглашение об усыновлении. Непосредственным толчком к его разработке стала инцидент, произошедший в апреле 2010 года. Американская усыновительница Хансен отправила в Москву, заплатив одному из пассажиров самолета, своего приемного сына Артема Савельева. Пассажир, прилетев в Москву, отвел мальчика к зданию и сдал его сотрудникам приемной, приложив также письмо от Хансен с просьбой отменить усыновление.

«Договор позволял осуществлять взаимный контроль за усыновителями, проводить совместные проверки, а также отслеживать судьбы усыновленных детей. Все это Госдума и Уполномоченный по правам ребенка в РФ , который до этого много ездил в США, чтобы подписать документ, отправили в корзину, приняв «закон Яковлева». Согласно международно-правовым стандартам, через год после принятия «закона Димы Яковлева» это важнейшее соглашение прекратило свое действие», — рассказал «Газете.Ru» председатель правления РОО «Право ребенка», член Московской Хельсинкской группы .

Расторжение приговора в одностороннем порядке и принятие «закона Димы Яковлева» перечеркнули планы многих потенциальных усыновителей из США. Всего за два десятилетия действия двусторонних соглашений в США было вывезено свыше 60 тыс. российских детей. С 2010 по 2012 год американские граждане написали 45 заявлений об усыновлении детей из России. У многих детей, которых хотели усыновить, были серьезные проблемы со здоровьем: синдром Дауна, нарушения развития и другие заболевания, требующие квалифицированной медицинской помощи. К концу 2012 года большинство заявителей из США совершили все необходимые шаги по усыновлению, кроме финальной процедуры, а именно подачи заявления в суд.

«Что касается не уехавших детей, то те, по кому на момент вступления в силу закона было принято решение об усыновлении, благополучно уехали в США. А те, которые были только в процессе усыновления, конечно, остались. Кстати, среди них было немало инвалидов. Сейчас их судьба неизвестна. Кого-то усыновили другие страны, но подозреваю, что судьба инвалидов мало кого заинтересовала», — отмечает Борис Альтшулер.

За полгода, прошедшие с момента принятия закона, в Нижегородской области умер сирота, которого планировали усыновить американцы, начавшие оформление документов. Ребенок имел сложный порок сердца.

В 2013 году стало известно об истории 12-летней девочки, которую еще в 2002 году в двухлетнем возрасте забрали в штат Техас американские усыновители из Амурского детского дома. Однако спустя год приемный отец сломал ей позвоночник. У ребенка оказались парализованы ноги, и с тех пор девочка могла передвигаться только в инвалидной коляске. Окружной суд приговорил приемного отца к 16 годам лишения свободы, а приемную мать — к 10 месяцам тюремного заключения. После суда органы соцзащиты передали россиянку в другую семью граждан Америки, имеющих лицензию на опекунство и взявших на воспитание еще пятерых детей.

В новой семье обездвиженный ребенок стал объектом сексуального интереса друга семьи — прихожанина из баптистской церкви в штате Огайо, утверждают в .

«Приемная мать девочки позволяла прихожанину совершать сексуальное насилие в отношении малолетней в обмен на деньги и подарки. Опекун выступал против таких отношений, но не смог им воспрепятствовать. А в июле 2012 года он совершил самоубийство. Сексуальное насилие в отношении ребенка прекратилось только после смерти прихожанина в феврале этого года», — отмечают в СК РФ.

Долгов также напомнил об убийстве в штате Вашингтон 26 февраля 2016 года двух усыновленных в Казахстане подростков их приемным отцом Кэмпбеллом. Мужчина расстрелял свою семью из четырех человек — жену и троих приемных детей.

О том, что о пересмотре решения о запрете на усыновление американцами российских детей сейчас не идет и речи, говорил и пресс-секретарь президента РФ . Помимо прочего, США не хотят заключать с Россией договор, по которому РФ могла бы следить за судьбой детей до достижения ими совершеннолетия.

Еще одним фактором, из-за которого закон вряд ли отменят в ближайшее время, является то, что в России за последние пять лет стали больше и чаще усыновлять. «В частности, это связано с тем, что в Москве выплачивают очень серьезное пособие за усыновление ребенка-инвалида, так как содержать его в наших условиях очень дорого. Вместе с тем специалисты жалуются, что не налажена толком система отслеживания судьбы усыновленных детей-инвалидов, а некоторые усыновители берут подобных детей исключительно ради денег. Хотя большинство приемных родителей, я уверен, честные», — говорит Альтшулер.

Много детей-инвалидов остается в интернатах, и, несомненно, если бы «закона Яковлева» не было, то какое-то количество из них уехало бы в Штаты, продолжает Альтшулер: «Реформа детских интернатов, которая была запущена в мае 2014 года, сыграла очень важную роль, облегчив жизнь многих детей, в том числе и детей-инвалидов. Хотя бывает всякое.

Недавно правозащитники посетили интернат в Новгородской области, там иначе как складированием детей-инвалидов происходящее не назовешь».

Глава общественной организации «Право ребенка» подчеркнул, что пять лет исполнилось не только «закону Димы Яковлева», но и указу президента РФ от 28 декабря 2012 №1688. «Это был очень важный документ. Им подразумевалось принятие мер психологической, социально-правовой и иной помощи, которая усыновляет ребенка. Сейчас этих механизмов нет. Им могло бы стать так называемое патронатное воспитание, когда при передаче в семью заключалось соглашение, по которому госслужбы обязаны были оказывать этой семье помощь, мониторить ситуацию в ней, а специально прикрепленные врачи следили за состоянием здоровья усыновленных детей. Это позволяло устроить в семьи даже самых тяжелых детей», — пояснил Альтшулер.

Но эта система, которая начала было развиваться в 2008 году, была уничтожена законом об опеке и попечительстве, констатирует эксперт. «В результате последнего документа был уничтожен патронат. В ее закон была внесена формулировка «патронат — это форма возмездного приема семьи». И с этого момента патронатное воспитание стало, по сути, семьей, где платят родителям. И никакой специализированной поддержки, одна коммерция. Получается, что и американским семьям теперь невозможно усыновить ребенка, и российским семьям сделать это трудно, так как нет системы их поддержки государством», — резюмировал правозащитник.

К мерам воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, относятся:

а) причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека;

б) совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом, или причастных к их совершению;

в) наделенных государственными полномочиями и способствовавших своими действиями (бездействием) освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации или причастных к их совершению;

г) в чьи должностные обязанности входило принятие решений, отсутствие или наличие которых привело к освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации или причастных к их совершению;

д) причастных к похищению и незаконному лишению свободы граждан Российской Федерации;

е) вынесших необоснованные и несправедливые приговоры в отношении граждан Российской Федерации;

ж) осуществляющих необоснованное юридическое преследование граждан Российской Федерации;

з) принявших необоснованные решения, нарушившие права и законные интересы граждан и организаций Российской Федерации;

2) арест на территории Российской Федерации финансовых и иных активов граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещен въезд в Российскую Федерацию, и запрет на любые сделки с собственностью и инвестициями этих граждан.

Статья 2

1. Список граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещается въезд в Российскую Федерацию, и организаций, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, ведется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

2. В отношении граждан Соединенных Штатов Америки, включенных в список, предусмотренный частью 1 настоящей статьи:

1) устанавливается запрет на распоряжение имуществом, находящимся на территории Российской Федерации;

2) приостанавливается деятельность на территории Российской Федерации находящихся под их контролем юридических лиц;

3) приостанавливаются полномочия (членство) в советах директоров или иных органах управления организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

3. Предложения о внесении изменений в список, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, могут представляться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, политическими партиями, Общественной палатой Российской Федерации, а также государственными органами.

4. Порядок ведения списка, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

5. Руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, не реже одного раза в год информирует палаты Федерального Собрания Российской Федерации о ходе выполнения настоящего Федерального закона.

Статья 3

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность некоммерческих организаций, которые участвуют в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и безвозмездно получают денежные средства и иное имущество от граждан (организаций) Соединенных Штатов Америки или реализуют на территории Российской Федерации проекты, программы либо осуществляют иную деятельность, которые представляют угрозу интересам Российской Федерации, приостанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, направляет сведения о некоммерческих организациях, деятельность которых приостановлена, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство Соединенных Штатов Америки, не может быть членом или руководителем некоммерческой организации, ее структурного подразделения либо структурного подразделения международной или иностранной некоммерческой организации (отделения, филиала или представительства), участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. Нарушение данного запрета влечет за собой приостановление федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, деятельности указанной некоммерческой организации (структурного подразделения).

3. Приостановление деятельности некоммерческой организации (структурного подразделения) в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи влечет наступление последствий, предусмотренных абзацем первым пункта 6 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". В отношении имущества некоммерческих организаций (структурных подразделений), деятельность которых приостанавливается в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, решение о наложении на него ареста принимается судом по заявлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.

4. В случае, если некоммерческая организация, деятельность которой была приостановлена в соответствии с настоящим Федеральным законом, прекратит безвозмездное получение денежных средств и иного имущества от граждан (организаций) Соединенных Штатов Америки либо прекратит на территории Российской Федерации реализацию проектов, программ либо осуществление иной деятельности, которые представляют угрозу интересам Российской Федерации, деятельность такой организации возобновляется по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.

Статья 4

1. Запрещается передача детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, а также осуществление на территории Российской Федерации деятельности органов и организаций в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, желающим усыновить (удочерить) указанных детей.

2. В связи с установленным частью 1 настоящей статьи запретом на передачу детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки прекратить от имени Российской Федерации действие Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей, подписанного в городе Вашингтоне 13 июля 2011 года.

Статья 5

Внести в подпункт 7 части первой статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 34, ст. 4029; 2003, № 2, ст. 159; 2006, № 31, ст. 3420; 2007, № 3, ст. 410; 2008, № 19, ст. 2094; № 30, ст. 3616) изменение, изложив его в следующей редакции:

"7) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, в том числе если этот гражданин включен в список граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещается въезд в Российскую Федерацию;".

Статья 6

Действие настоящего Федерального закона и подпункта 7 части первой статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на граждан государств, которые приняли решение о запрете въезда граждан Российской Федерации на территории этих государств и об аресте активов граждан Российской Федерации по мотиву причастности граждан Российской Федерации к нарушениям прав человека в Российской Федерации.

Статья 7

Президент Российской Федерации В.Путин

Законопроект, запрещающий американцам усыновлять российских сирот в отместку на принятый в США «акт Магнитского», спровоцировал острейшую дискуссию среди российских политиков. НТВ.Ru напоминает: поправку, в которой говорится , внесли накануне депутаты Екатерина Лахова («Единая Россия») и Елена Афанасьева (ЛДПР).

Идею поддержал уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов. Именно он в последнее время активно обращал внимание на случаи гибели российских детей в американских приемных семьях. По мнению детского омбудсмена, такой закон надо было принять еще два года назад. На вопрос, насколько адекватно использование детей в ответ на «акт Магнитского», Астахов ответил, что «это не использование, а защита детей».

Поддерживает такой запрет и лидер фракции «Справедливой России» в Госдуме Сергей Миронов.

Сергей Миронов : «Я, скорее, поддержал бы такую инициативу о запрете усыновления именно в Соединенные Штаты Америки».

Впрочем, депутат той же фракции Елена Мизулина с партийным руководителем не согласилась.

Елена Мизулина : «Эти меры несимметричны. Закон Магнитского касается ряда российских чиновников, которых американцы обвиняют в коррупции, а мы таким запретом наказываем не американцев, а наших же детей».

Накануне думский комитет по конституционному законодательству и госстроительству одобрил поправки в «законопроект имени Димы Яковлева». Завтра ожидается второе чтение документа. Однако сегодня голоса его противников звучат все громче. Особую остроту дискуссии придала министра образования Дмитрия Ливанова, который сам является .

@DmitryLivanov : «Логика как бы „око за око“, но логика неправильная, так как могут пострадать наши дети, которым не нашлось усыновителей в России».

Жесткий ответ министру дала депутат-единоросс Ольга Баталина, которая обвинила Ливанова в .

Ольга Баталина : «Именно Министерство образования и науки отвечает за выработку и реализацию государственной политики в сфере воспитания, опеки и попечительства, в отношении детей-сирот. Своим возмущением по поводу возможной отмены усыновления в США министр Дмитрий Ливанов расписался в недееспособности возглавляемого им министерства и признался в собственной профнепригодности».

Однако спустя несколько часов позицию Ливанова поддержал и еще один министр — глава МИДа Сергей Лавров.

Сергей Лавров : «Запретить усыновление как институт, я считаю, . Международное усыновление как институт имеет полное право на существование. Главное — сделать так, чтобы усыновление осуществлялось цивилизованно».

Не остался в стороне и бывший член правительства — экс-министр финансов Алексей Кудрин. Он назвал законопроект «спекулятивным» и отметил, что в России гибнет гораздо больше детей, чем среди усыновленных американцами российских сирот.

Алексей Кудрин : «Американские семьи, как правило, желают лучшего и реально помогают нашим детям, и не думаю, что запрет на усыновление может быть ответом на „закон Магнитского“, да еще и принятое впопыхах».

Полного согласия вокруг спорного документа нет среди членов Совете при президенте по правам человека. Например, глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов считает, что «у нас и так народа не хватает, чтобы мы еще людьми разбрасывались». Он предлагает распространить запрет не только на США, но и на Европу. А глава СПЧ Михаил Федотов считает неэтичным связывать «акт Магнитского» с больными российскими детьми.

Тем временем несколько членов Общественной палаты обратились к председателю Госдумы Сергею Нарышкину с просьбой снять «антимагнитский законопроект» с рассмотрения во втором чтении. Глава комиссии ОП по социальной политике Елена Тополева-Солдунова предложила депутатам, ратующим за запрет, самим взять детей-сирот в семью.

Елена Тополева-Солдунова : «Я предлагаю каждому депутату, который проголосует за запрет на усыновление российских детей гражданами США, лично усыновить хотя бы по одному ребенку. Причем по ребенку с отклонениями в развитии — именно таких малышей отказываются брать россияне, зато усыновляют американцы».

Не стеснялся в выражениях полпред правительства в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский — приемный отец двух детей. В эфире «Эха Москвы» он назвал поправки Лаховой-Афанасьевой «национальным позором». Он уверен, что США можно наказать, запретив, например, показывать американские фильмы по федеральным каналам, а российские дети должны оставаться на родине.

Михаил Барщевский : «Только добиваться этого надо не путем запрета на иностранные усыновления, а путем создания таких условий, чтобы российские семьи усыновляли детей, потому что, когда усыновляешь ребенка, государство тебя реально никак не поддерживает».

Не менее жестко высказался и уполномоченный по правам человека Владимир Лукин. Предлагаемые поправки «циничны» и «бесстыдны», сказал он «Интерфаксу ».

Владимир Лукин : «Каких-то важных взрослых дядей не пускают в другую страну — правильно или неправильно. В ответ на это мы принимаем наш закон, по которому мы лишаем детей права на усыновление в эту страну. Выходит так, что если американцы вдруг отменят свой закон, мы будем отдавать им детей. Это что же такое? Это торговля детьми, это чудовищное дело, которое позорит страну».

Впрочем, Госдума, похоже, отступать не намерена. Вечером во вторник стало известно, что комитет по конституционному законодательству и госстроительству рекомендовал принять поправку единороссса Михаила Старшинова. Теперь меры, прописанные в ответе на «акт Магнитского», охватят не только США, а все страны, где нарушают права россиян.