Трудовое право в советский период. Исторические аспекты развития трудового права в россии

Формирование советского трудового законодательства было ознаменовано принятием декрета СНК о восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени от 29 октября 1917 г 1 . Однако, в истории формирования отечественного трудового законодательства, целесообразно выделить четыре основных периода:

– 1917–1922 гг. – формирование фундамента для последующего развития трудового законодательства и принятие первого КЗоТа РСФСР;

– 1922–1950 гг. – этап совершенствования трудовых отношений посредством принятия второго КЗоТа и одновременным ужесточением трудового законодательства в период военных событий Великой Отечественной войны;

– 1950–1970-е гг. – гуманизация трудовых правоотношений;

– 1970–по наши дни – этап либерализации трудовых правоотношений и приведения в соответствие с новыми социально-экономическими условиями.

Итак, чем знаменовался каждый период?

1917 – 1922 гг. послужили началом заложения крепкой основы трудового законодательства и принятием в декабре 1918 г. КЗоТа РСФСР 2 , который стал первым систематизированным кодифицированным актом «в духе социалистического и коммунистического строя» с легализацией принудительного труда, закреплением принципа равенства привлечения к труду, отсутствием понятия трудового договора и запретом труда по совместительству 3 . Кроме этого, в 1920 году вводится приказ о всеобщей трудовой повинности, по которому трудовая повинность осуществлялась независимо от наличия постоянной работы в форме выполнения труда фактически сверхурочно и бесплатно.

1922 – 1950 гг . Существование большого массива подзаконных актов, корректирующих, вытесняющих или изменяющих нормы первого КЗоТа, стало толчком к принятию нового КЗоТа 1922 года 4 , в котором реабилитировались договорные начала и признавалась недействительность условий всех договоров и соглашений о труде, ухудшающих положение работников по сравнению с нормами КЗоТ. КЗоТ 1922 г. был гораздо менее идеологизирован, носил в целом компромиссный характер, выполняя не только социально-защитную, но и экономическую функцию, тем самым впервые правовую регламентацию получили коллективные договоры, гарантии и компенсации, профсоюзы, расширялся круг оснований увольнения (ст. 47 КЗоТ 1922 г.) 3 .

В связи с началом Великой Отечественной войны КЗоТ 1922 г. фактически перестал функционировать, вводилось чрезвычайное положение и в трудовом законодательстве. Лиц моложе 16 лет разрешалось привлекать к обязательным сверхурочным работам продолжительностью не более двух часов в день. С 12 лет уже начислялись трудодни, а определённый срок рабочего времени не был регламентирован.



Таким образом, улучшение положения работника в 20-е годы, резко перешло в «антирабочее» законодательство конца 30-х – середины 50-х годов, с минимальной гуманистической составляющей.

1950 – 1970 гг. принимаются Основы законодательства Союза СССР и союзных республик о труде 5 , а также КЗоТ РСФСР 1971 г. 6 , направленные на защиту прав работников: переход на семи- и шестичасовой рабочий день, увеличение минимального размера оплаты труда, закрепление права работников расторгать трудовой договор в любое время, предупредив работодателя за две недели, увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска, запрет необоснованного отказа в приеме на работу и др. Возраст принятия на работу был повышен по общему правилу до 16 лет, была подробно прописана процедура заключения, изменения и прекращения трудового договора 3 .

Большинство норм улучшали положение работников и ограничивали права администрации. Гуманистическая составляющая трудового законодательства вновь вошла в своё правового русло.

1970 – по наши дни. Постепенный отказ от социалистической системы хозяйствования и переход к рыночным капиталистическим отношениям, несоответствие КЗоТа 1971 г. реалиям нового, а далее и постсоветского времени поставили на повестку дня вопрос о реформации трудового законодательства. Впервые формулируются цели, задачи и основные принципы трудового права, регламентируются трудовые отношения; закрепляется индивидуальное трудовое право, стороны трудовых отношений, социальное партнерство; защищаются персональные данные работника и так далее. Нововведения и изменения носят либеральный характер и находят своё полное отражение в Трудовом Кодексе РФ, принятом 30 декабря 2001 г. 7 , который сохраняя лучшее, приспосабливает к новым условиям нормы прежнего законодательства.



Таким образом, в целом в советский период трудовое законодательство развивалось неравномерно и противоречиво: 20-е годы были периодом благополучия, 30-начало 50-х стали периодом застоя и оттоком развития трудового права назад, в 70-е годы начался новый виток изменений и развитий, итогом которого стал ТК РФ, изменения и дополнения в который вносятся и по сей день.

Литература:

2. КЗоТ РСФСР 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. № 87 – 88. Ст.

3. Лушников М.В., Лушникова А.М. Курс трудового права. М.: Статут, 2009. С. 165-196.

4. КЗоТ 1922 г. // СУ РСФСР. 1922. № 70. Ст. 203.

5. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, принятые Верховным Советом СССР 15 июля 1970 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1970. № 29. Ст. 265.

6. Об утверждении Кодекса законов о труде РСФСР Закон от 9 декабря 1971 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1971. № 50. Ст. 1007.

7. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ // Российская газета. 2001. № 256.

© Первушина Ю.Ю., 2013

Порошин В. Л.

Научный руководитель: д.ю.н., профессор Головина С. Ю.

Уральская государственная юридическая академия

В основу Кодекса были положены Основы законодательства СССР и союзных республик о труде 1970 г., проверенные временем нормы ранее действовавшего КЗоТ,вводилось много нововведений.Примечательно, что основные трудовые и социальныеправа и гарантии граждан были последовательно подтверждены принятой позже Конституцией 1977 г.Кодекс аккумулировал нормы, направленные на повышение производительности труда, защиту трудовых правработников, укрепление трудовой и производственнойдисциплины, содержал гарантии трудовых прав граждан.Кодекс расширяет понятие права на труд включением в него также права на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием, учитывая также общественные потребности.

В отношении трудового договора:разрешается устная и письменная форма его заключения;

заключением трудового договора признается фактическое допущение работника к работе;

расторжение трудового договора с обязательной выдачей трудовой книжки работнику было обязательнымдля администрации после истечения двухнедельногосрока со дня подачи заявления об увольнении, однакоуволить работника ранее истечения данного срока администрация также не имела права.Гарантии трудовых прав работников выражались в том, что КЗоТпредоставлял работнику право по договоренностис администрацией устанавливать неполный рабочий день

или неполную рабочую неделю, при этом за работникомсохранялись все трудовые и социальные права и гарантии;предусматривал предоставление дополнительных отпусков в качестве компенсации за выполнение государственных и общественных обязанностей;устанавливал право работников обжаловать в народный суд решение ряда незаконных действий администрации (невыдача трудовой книжки и отказ в расчете послеувольнения);устанавливал льготы для женщин, молодежи, для лиц,совмещающих работу с обучением.На защиту прав работников была направлена деятельность профсоюзов, которые осуществляли надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, отимени трудового коллектива заключали коллективные договоры на предприятиях, вместе с администрацией решали вопросы труда и заработной платы.Комиссии по трудовым спорам рассматривали конфликты работников с администрацией.

158. С октября 1980 года приняты Основы законодательства об административных правонарушениях. Они, «в отличии от ранее действовавшего законодательства содержат прежде всего общие разграничительные линии компетенции Союза ССР и союзных республик в области правотворчества об административных правонарушениях». В целях обеспечения единства отраслевого правового регулирования к ведению Союза относились вопросы определения принципов и установление общих положений административно-деликтного законодательства. Закрепленные союзным законодателем принципы и общие положения воспроизводились в кодексах союзных республик об административных правонарушениях, дополнительно конкретизировались и детализировались республиканским законодателем. Кроме того, Основами к исключительному ведению Союза ССР относилось установление административной ответственности за нарушение отдельных правил, условно которые можно подразделить на группы, связанные: 1) с обеспечением пограничного режима; 2) с паспортной системой и воинским учетом; 3) с приобретением, хранением и использованием объектов, гражданский оборот которых ограничен; 4) с безопасностью и пользованием средств транспорта; 5) с учетом, статистикой, стандартизацией и качеством продукции. Регламентация вопросов административной ответственности по части из них и ранее относилось к прерогативам союзного государства. Например, правила безопасности движения и пользования средствами железнодорожного, воздушного, морского транспорта, правила воинского учета, пограничного режима, таможенные правила и правила по борьбе с контрабандой. Некоторые из правил, установление административной ответственности за нарушения которых ранее производилось на республиканском уровне, с принятием Основ составили исключительную компетенцию Союза. В частности это правила паспортной системы, правила по охране территории СССР от заноса и распространения карантинных и других инфекционных болезней, правила дорожного движения, правила приобретения, хранения и использования оружия, взрывчатых, радиоактивных веществ. Исключительное ведение союзного законодателя пополнилось вопросами установления правил, ответственность за нарушение которых прежде законодательством не предусматривалась. Среди них можно назвать правила по стандартизации и качеству продукции, выпуску в обращение и содержанию средств измерений, пользованию ими, правила по учету и статистике. Союзному законодателю Основами законодательства об административных правонарушениях предоставлялась также возможность определять порядок рассмотрения дел об отдельных видах правонарушениях, административная ответственность за которые устанавливалась общесоюзным законодательством. Перечисление в Основах предметов ведения Союза ССР исключало возможность принятия по данным вопросам правовых актов союзных республик. Указом Президиума Верховного Совета СССР о введении в действие Основ законодательства об административных правонарушениях предусматривался временный характер действия принятых ранее республиканских законодательных актов по вопросам, которые с изданием Основ составили исключительное ведение союзного законодателя. В тоже время, положения о разграничении нормотворческой компетенции не гарантировали самостоятельность республиканскому законодателю в вопросах административно-деликтного правотворчества. Перечень предметов ведения Союзного государства в Основах сформулирован неисчерпывающим образом, что позволяло органам государственной власти Союза принимать к своему рассмотрению практически любые вопросы, «имеющие общесоюзное значение». Указанные отраслевые нормы основывались на положениях статьи 73 действовавшей в то время Конституции СССР. В соответствии с ними к ведению союзного государства в лице его высших органов государственной власти и управления могло быть отнесены не только перечисленные в указанной статье вопросы, но и иные, имеющие общегосударственное значение. Свидетельством эфемерности установленных Основами законодательства об административных правонарушениях границ, разделяющих союзную и республиканскую нормотворческую компетенцию, также являются положения, устанавливающие вопросы ведения союзных республик. В соответствии с Основами предполагалось, что ведению республик в составе союзного государства подлежит административно-деликтное законодательство, за исключением вопросов, находящихся в ведении союзного законодателя. Это при том, как уже отмечалось, что пределы ведения последнего практически не ограничивались. Поскольку Основы неисчерпывающим образом определяли нормотворческую компетенцию союзного государства, то теоретически не исключалась возможность изъятия из республиканского ведения любых вопросов по установлению административной ответственности, если таковые союзным законодателем признавались имеющими «обще-союзное значение». Основы законодательства об административных правонарушениях производили разграничение нормотворческой компетенции между Союзом ССР и союзными республиками не только по определению ответственности за конкретные виды правонарушений (частной административной деликтации), но и по установлению отдельных видов административных взысканий (административной пенализации). В статье 12 Основ, содержащей перечень применяемых за совершение административных правонарушений взысканий, вводилось ограничение для республиканского законодателя на установление отдельных из них. Исключительно союзными законодательными актами могли предусматриваться такие виды административных взысканий, как административный арест, административное выдворение из пределов СССР иностранных граждан и лиц без гражданства за совершение административных правонарушений. Такие административные взыскания, как возмездное изъятие или конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, лишение специального права, исправительные работы могли устанавливаться как союзным, так и республиканским законодателем. Основами закреплялась структура законодательства об административных правонарушений, определялась форма правовых актов, принимаемых общесоюзными и республиканскими органами государственной власти и управления в соответствии с их компетенцией, устанавливалось соотношение правовых актов Союза ССР и союзных республик по юридической силе. Административно-деликтное законодательство составляли Союзные Основы и республиканские кодексы об административных правонарушениях, иные законодательные акты Союза ССР и союзных республик, а также постановления Совета Министров СССР и советов министров союзных республик. Основы законодательства об административных правонарушениях предоставили республиканским органам государственной власти и управления принимать свои правовые акты только в соответствии с законодательными актами Союза ССР, в число которых относились акты Верховного Совета СССР и его Президиума, Совета Министров СССР. Тем самым законодательство союзной республики об административных правонарушениях не могло противоречить ни союзным законам, ни указам Президиума Верховного Совета СССР, ни постановлениям Совета Министров СССР. Недопустимость противоречия республиканского отраслевого законодательства союзным законодательным актам основывалась на положениях статьи 74 Конституции СССР, согласно которой в случае расхождения закона союзной республики с общесоюзным законом, действовал закон СССР. В соответствии с Основами законодательства об административных правонарушениях в союзных республиках принимались собственные кодифицированные акты, в которых республиканский законодатель определял административно-деликтную нормотворческую компетенцию органов власти и управления входящих в союзную республику автономных образований - автономных республик, автономных округов и автономных областей, и административных образований - краев, областей, городов республиканского подчинения, а также районов, городов, районов в городе. Предоставленное Основами законодательства право союзных республик самостоятельно устанавливать круг вопросов, по которым местные органы власти наделялись возможностью устанавливать административную ответственность за нарушение их решений, на практике использовалось республиканским законодателем не активно. Кроме того, оно в значительной мере ограничивалось законодательными актами союзного государства. В качестве примера следует привести Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 года «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке». В нем признавалось целесообразным (что республиканским законодателем, как правило, воспринималось равнозначным обязанности, требующей беспрекословного исполнения) ограничить законодательством союзных республик круг вопросов, по которым местные органы государственной власти могут предусматривать административную ответственность за нарушение их решений. Причем предполагалось, что названные органы могли предусматривать в своих правовых актах только один вид административного взыскания - штраф. Устанавливалось, что правом издания таких актов наделялись только Советы народных депутатов, за исключением принятия решений по вопросам борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями, по которым допускалось также правовое регулирование исполнительных комитетов соответствующих Советов. Несмотря на то, что Основы законодательства об административных правонарушениях были изданы значительно позже указанного документа, республиканский законодатель осуществлял регулирование отраслевой нормотворческой компетенции местных органов власти и управления в соответствии с названными «рекомендациями». В кодифицированном законодательном акте об административных правонарушениях российский законодатель определил в разных статьях пределы отраслевой компетенции входящих в Россию автономных республик и местных органов государственной власти и управления административных образований. При этом вопросы ведения автономных республик и органов государственной власти краев, областей, городов республиканского подчинения, автономных областей и автономных округов практически не отличаются. Им предоставляется право принимать решения, предусматривающие за их нарушение административную ответственность, по вопросам охраны общественного порядка, если они не урегулированы Кодексом РСФСР, а также по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями. В их компетенцию включалось установление некоторых правил, за нарушение которых в соответствии с Кодексом РСФСР наступает административная ответственность. К ним относились правила охоты и рыболовства, правила осуществления других видов пользования животным миром, правила по карантину животных и других ветеринарно-санитарных правил, правила благоустройства городов и других населенных пунктов, правила торговли на колхозных рынках. За исключением Советов народных депутатов автономных округов было предоставлено также право устанавливать правила эксплуатации судов, правила пользования маломерными судами и некоторых других. Компетенция нижестоящих советов народных депутатов и их исполнительных комитетов ограничивалась принятием решений, предусматривающих за их нарушение административную ответственность, по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями, а также установлением ветеринарно-санитарных правил, административная ответственность за нарушение которых определялась республиканским законодательством. Положения Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, определяющие нормотворческую компетенцию, не подвергались пересмотру после принятия Съездом народных депутатов РСФСР Декларации о государственном суверенитете, подтверждения парламентариями отмены Договора об образовании СССР и утверждения Соглашения о создании СНГ, подписания Федеративного договора в 1992 году, инкорпорации положений договора в действующую в то время Конституцию России 1978 года, вступления в силу федеральной Конституции 1993 года и в большей своей части не действуют. Остались формально не отмененными нормы Кодекса, закрепляющие компетенцию СССР как союзного государства в области законодательства об административных правонарушениях. Фактически указанные нормотворческие полномочия перешли к Российской Федерации, приобретшей государственный суверенитет после прекращения союзного государства. Не претерпели изменений положения Кодекса об административных правонарушениях, распределяющие отраслевую нормотворческую компетенцию органов государственной власти входящих состав России образований после подписания Федеративного договора и его инкорпорации в федеральную Конституцию. Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 года, как известно, представляет собой три отдельных договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации, с одной стороны, и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации, органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органами власти автономной области, автономных округов, с другой. Концептуально все три договора имеют единую структуру регламентации нормотворческой компетенции. В них вычленяется исключительное ведение федеральных органов власти, определяются сферы совместного их ведения с органами власти входящих в Российскую Федерацию образований. Регламентация остальных вопросов отнесена к исключительному ведению последних. Тем самым практически воспроизводится концепция рамочного разграничения компетенции, которая и ранее содержалась в подавляющем большинстве Основ законодательства Союза ССР и союзных республик. На первый взгляд такой подход является достаточно логичным. Сложности возникают при рассмотрении вопроса о структуре законодательства, поскольку при этом особое значение приобретают положения Федеративных договоров, по-разному закрепляющих нормотворческую компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и ее составляющих образований (в зависимости от вида этих образований) применительно к отраслям законодательства. Иными словами, в договорах объем исключительной компетенции федеральных органов в некоторых отраслях законодательства определялся неединообразно, а отличался в зависимости от того, когда речь шла обо всех составляющих федерацию образованиях либо только о входящих в нее республиках, либо краях, областях, городах федерального значения и автономных образованиях. В последнем случае он намного шире. Если административное законодательство во всех трех Договорах указывается как предмет совместного ведения федеральных и региональных органов власти, то в отношении административно-процессуального законодательства при разграничении нормотворческой компетенции прослеживается двойственный подход. По договору с республиками оно относится к совместному ведению федеральных и республиканских органов государственной власти (подпункт 1 «и» статьи II Договора с республиками), а по договорам с краями, областями, городами федерального значения и автономными образованиями - составляет предмет исключительного ведения органов государственной власти Российской Федерации (подпункты 1 «о» статей I соответствующих договоров). Тем самым вводится различный правовой режим издания и действия административно-процессуаль-ных норм в российском общегосударственном пространстве. На территории республик, входящих в состав России, регламентация соответствующих отношений составляет сферу совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и этих республик, и производится федеральными и республиканскими законами. На территории краев, областей городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных округов и автономной области по указанным вопросам должны действовать исключительно федеральные законы. Аналогичным образом в Федеративных договорах распределяется нормотворческая компетенция в областях трудового, семейного законодательства и законодательства об интеллектуальной собственности. Это также усложняет разграничение отраслевой нормотворческой компетенции при установлении административной ответственности за правонарушения в указанных сферах общественных отношений. Вызванное политическими мотивами многослойное членение нормотворческой компетенции в Федеративном договоре вряд ли может быть оправдано с точки зрения формирования единой системы законодательства Российской Федерации. «Ситуация усугубляется тем фактом, - указывает С.В. Поленина, - что Федеративные договоры предопределили не только отнесение отраслей законодательства либо к сфере исключительной компетенции федерации, либо к области ее совместного ведения с входящими в нее субъектами. Они предусмотрели в последнем случае и форму (а тем самым косвенно и содержание) издаваемых федерацией нормативных актов». Таким образом, следуя положениям Федеративного договора, форма федеральных законодательных актов должна различаться в зависимости от того, на территории каких входящих в федерацию образований предполагается действие этих актов и каким образом разграничена нормотворческая компетенция федеральных и региональных органов государственной власти. По отраслям законодательства, входящим в исключительное ведение федеральных органов власти, российский законодатель вправе принимать правовые акты в любой форме - основы законодательства, кодексы, законы, поскольку Федеративный договор не регламентирует вопросы определения правовой формы, посредством которой реализуется ведение органов государственной власти Российской Федерации. В пределах совместного ведения федеральный законодатель вправе принимать только Основы законодательства, в соответствии с которыми республики, края, области, города федерального значения могли осуществлять собственное правовое регулирование, принимая свои правовые акты, а республики - в том числе и законы (пункт 2 статьи II Договора с республиками, Договора с краями, областями, городами федерального значения). По вопросам совместного ведения федеральный законодатель наделялся правом издавать, наряду с Основами, кодексы и иные законы, но их действие должно было ограничено исключительно территориями входящих в Россию автономных образований. В соответствии с этими федеральными актами органам власти автономной области и автономных округов также предоставлялось право принимать собственные правовые акты. При этом последние должны были руководствоваться, кроме того, также договорами с краями, областями, в состав которых они входят (пункт 2 статьи II Договора с автономными образованиями). Столь усложненное распределение нормотворческой компетенции предполагало создание не менее сложной структуры законодательства Российской Федерации. Таким образом, федеральный законодатель получил возможность издавать Основы законодательства об административных правонарушениях, действующие на всей территории государства, поскольку административное законодательство по всем трем договорам отнесено к совместному ведению.

159. Настоящий Указ вводится в действие с 1 января 1982 года. Жилищный кодекс РСФСР принят в 1983 г. Жилищ­ный кодекс включает почти все жилищно-правовые нормы, содержавшиеся ранее в ГК РСФСР (глава "Наем жилого по­мещения"), а также содержит много новых норм, соответ­ствующих периоду принятия Кодекса и введения его в дей­ствие. В разд. 1 "Общие положения" ЖК РСФСР содержатся нормы, закрепляющие право граждан на жилище, опреде­ляющие задачи жилищного законодательства, дано опреде­ление жилищного фонда. В ЖК РСФСР включены в определенной последователь­ности и системе нормы, регулирующие разнообразные жи­лищные отношения: обеспечение граждан жилыми помеще­ниями и пользование ими: управление жилищным фондом и обеспечение его сохранности, надлежащей эксплуатации; ответственность за нарушение жилищного законодательства и др. Жилищный кодекс является наиболее полным и коди­фицированным законодательным актом, регулирующим до­статочно полно и конкретно соответствующие жилищные отношения в России, в нем собраны воедино правовые нор­мы, систематизированные по отдельным институтам жилищ­ного законодательства. В то же время надо отметить, что в настоящее время мно­гие нормы ЖК РСФСР в значительной мере устарели и долж­ны применяться в части, не противоречащей Закону об осно­вах федеральной жилищной политики, а также другим, более поздним законодательным актам Российской Федерации. Прежде всего нормы ЖК РСФСР регулируют в основ­ном отношения, складывающиеся в связи с пользованием жилыми помещениями в государственном и общественном жилищных фондах. Вопросам регулирования жилищных от­ношений в частном и других жилищных фондах в Кодексе уделяется практически очень мало внимания, в нем не на­шли отражения появившиеся в последнее время разнооб- разные формы приобретения жилья в собственность, формы содействия гражданам со стороны государства в приобрете­нии жилья (компенсации, субсидии и т. п.). За время, про­шедшее после принятия Кодекса, был издан целый ряд но­вых жилищных законов, появились новые понятия, которые не включены в Кодекс (например, понятия "частный жилищ­ный фонд", "приватизация" и др.). Сохраняют в определенной мере свое действие Осно­вы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, принятые в 1981 г. В свое время Основы послу­жили правовой базой для разработки и принятия жилищных кодексов союзных республик, в том числе ЖК РСФСР. Осно­вы представляют собой кодифицированный жилищно-пра­вовой акт, включающий основные, наиболее важные жилищ­но-правовые нормы. Основы жилищного законодательства действуют в настоящее время только в той части, в какой они не противоречат Конституции РФ 1993 г., Закону об ос­новах федеральной жилищной политики, ГКРФ, иным зако­нодательным актам, действующим в установленном порядке на территории Российской Федерации. Например, продол­жают оставаться в силе нормы Основ, определяющие пред­мет регулирования жилищного законодательства ("жилищ­ного отношения"), основные правила организации учета граж­дан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предо­ставления жилых помещений в государственном и общест­венном жилищных фондах и др

Развитие этой отрасли права определялось, с одной стороны, социалистическим характером государства, с другой - необходимостью обеспечить народное хозяйство трудовыми ресурсами.

В условиях ликвидации безработицы и складывающегося дефицита рабочей силы огромное экономическое значение имело привлечение к производительному труду женщин. Так, в Азербайджане в 1931 г. были изданы постановления правительства, возложившие на ведомства обязанность немедленно выявить профессии и должности, на которых возможно применение женского труда, и принять меры к замещению их женщинами. Специальным постановлением 1932 г. руководителям сельскохозяйственных предприятий Азербайджана предписывалось достигнуть определенного уровня применения женского труда.

2 октября 1940 г. Был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР», на основании которого разворачивалась сеть ремесленных училищ и фабрично-заводских школ для подготовки кадров квалифицированных рабочих. Государственные резервы рабочей силы должны были находиться в непосредственном распоряжении правительства. Было признано «необходимым ежегодно подготавливать для передачи в промышленность государственные трудовые резервы в количестве от 800 тыс. до 1 млн. человек путем обучения городской и колхозной молодежи определенным производственным профессиям в ремесленных училищах, железнодорожных училищах и в школах фабрично-заводского обучения.....установить, что все окончившие ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения считаются мобилизованными и обязаны проработать четыре года подряд на государственных предприятиях по указанию Главного управления трудовых резервов при Совете Народных Комиссаров СССР »

В 1938 г. началась реализация третьего пятилетнего плана. Ради его выполнения государство в максимальной степени расширило свою власть над обществом. Постановлением СНК СССР от 20 декабря 1938 г. вводились единые трудовые книжки. В трудовые книжки вносились сведения о занимаемой должности, поощрения и взыскания. Но фактически их введение преследовало ту же цель, что и введение паспортов, - прикрепление работников к их рабочим местам. В январе 1939 г. изменилось понятия «прогул»: отныне им считалось любое опоздание на 20 минут.

10 июня 1940 г. последовал Указ Президиума Верховного совета «Об ответственности за выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции и за несоблюдение обязательных стандартов промышленными предприятиями». За эти правонарушения директора, главные инженеры, начальники отделов наказывались тюремным заключением на срок от 5 до 8 лет. Через 16 дней Президиума Верховного совета СССР принял указ «О переходе на 8-часовой рабочий день, на семидневную неделю и запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». За самовольный переход с одной работы на другую устанавливалась уголовная ответственность вплоть до лишения свободы. За опоздание на работу более чем на 20 минут следовало наказание исправительно-трудовыми работами до 6 месяцев. За первый месяц его действия было возбуждено 100 тыс. дел о нарушении трудовой дисциплины, за следующие полтора месяца - 900 тыс.

С октября 1940 г наркоматы и администрации предприятий, в соответствии с Указом Президиума Верховного совета СССР «О порядке обязательного перевода инженеров, техников, мастеров, служащих и квалифицированных работников с одних предприятий и учреждений в другие» получили право переводить работников на другие виды работ и даже в другую местность без их согласия.

Жесткие трудовые условия устанавливались и для колхозников. В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О повышении для колхозников обязательного минимума трудодней» обязательная норма увеличивалась со 100 до 120 трудодней. Не выполнивших норму людей отдавали под суд. Эти и ряд других решений СНК СССР, ЦК ВКП (б) и ВЦСПС существенно ухудшили правовое положение советских людей. Кодекс о труде фактически был отменен. Работа оказалась сведена к трудовой повинности, осуществляемой под принуждением государства. Все это было обусловлено логикой тоталитарной системы, при которой интересы государства ставились выше социально-бытовых проблем простых людей.

Трудовое законодательство в советское время уверенно выделилось из гражданского, поскольку труд не рассматривался как товар (услуга) и главным работодателем стало государство, в связи с чем возросло влияние административно-правовых приказно-надзорных, мобилизационных, централизованно-нормативных методов на наём труда.

Главным работодателем в СССР было само государство, которое и составляло законы, поэтому для работника советское трудовое право предоставляло ряд возможностей (в отношении, например, длительных оплачиваемых отпусков, гарантий трудоустройства молодёжи, женщин детородного возраста, крайне ограниченных оснований увольнения и т. п.), которые трудноосуществимы в современной России по причине перехода к рыночной экономике. Этим вызвано большое количество нарушений трудового Права.

Все системы трудового права прошли путь от исключительно индивидуально-договорного регулирования труда (до 19 в.) к законодательному вмешательству в свободные договорные отношения, а затем к реализации коллективно-договорных отношений в результате забастовочного движения.

В настоящее время любая национальная система трудового права состоит из того или иного сочетания трёх основных элементов:

1. индивидуальный трудовой договор,

2. коллективный договор

3. законодательное регулирование.

Также существенную роль играют международные договоры государств, прежде всего, конвенции Международной организации труда. Поэтому, когда речь идёт о методе трудового права, в качестве его черт принято называть сочетание

1. договорного,

2. законодательного регулирования,

а также равенства сторон при заключении договора с дальнейшим подчинением работника правилам внутреннего трудового распорядка

Для России исторически характерно преобладание законодательного регулирования.

Трудовое право как отрасль сочетает в себе черты:

1. публичного права - регулирующего отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса

2. частного права - регулирующее отношения между частными лицами, основой которых является частная собственность.

Специалисты по гражданскому праву предлагают включить трудовое право в предмет гражданского - регулирующие имущественные, а также связанные и несвязанные с ними личные неимущественные отношения, которые основаны на независимости оценки, имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон

Эти предложения отвергаются специалистами по трудовому праву в связи с тем, что в отличие от гражданского права, в трудовом сильны публичные начала. Это связано с необходимостью государственного вмешательства в трудовые отношения для защиты работника. Трудовое право является частью системы российского права и, как любой элемент системы, оно взаимосвязано с другими отраслями права. Конституционное право является фундаментом всех отраслей, в том числе и трудового права, устанавливает основы правового регулирования трудовых отношений, закрепляя право на свободный труд, право на отдых, оплату труда, охрану труда, трудовые споры и забастовку, право на объединение в профсоюзы.

Наиболее обширную сферу пересечения трудовое право имеет с правом социального обеспечения, так как работа по трудовому договору дает право на получение трудовых пенсий, пособий по социальному страхованию (а работа без договора - нет).

Государственная помощь безработным является формой социальной защиты граждан. Нормативные акты, регулирующие социальную защиту граждан, пострадавших от воздействия радиации, вооруженных конфликтов, устанавливают гарантии при прекращении трудового договора, предоставляют право на дополнительные отпуска. Можно проследить и обратную связь: прекращение трудового договора по инициативе работодателя по виновным основаниям влечет за собой понижение размера пособия по временной нетрудоспособности. Трудовой кодекс Российской Федерации определяет меры социальной защиты при применении труда инвалидов, женщин, несовершеннолетних.

Пересечением трудового и гражданского права являются отношения по социальному страхованию граждан от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по возмещению вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением трудовых обязанностей, а также по компенсации морального вреда в связи с незаконным увольнением и переводом.

Уголовным правом предусмотрена ответственность за нарушение правил охраны труда, необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет.

Административный кодекс регулирует порядок государственного управления охраной труда, занятостью населения, а также ответственность за нарушение законодательства об охране труда, уклонение от участия в переговорах по заключению коллективного договора, необоснованный отказ от заключения коллективного договора, невыполнение или нарушение коллективного договора.

В области пересечения трудового и финансового права находятся отношения по уплате обязательных страховых взносов в фонд социального страхования и иные специальные фонды.

Гражданско-процессуальное законодательство определяет порядок рассмотрения трудовых споров в судах.

Таким образом, трудовым правом регулируется обширный комплекс общественных отношений, являющихся предметом как трудового права, так и иных отраслей российского права.

Предметом трудового права являются трудовые и иные непосредственно с ними связанные отношения, такие как

1. трудоустройство работника (предшедстующее трудовым отношениям)

2. вопросы медицинского страхования работника и охрана его здоровья, так же обеспечение безопасных и комфортных условий труда

3. Вопросы материальной ответственности за имущество, находящееся в ведении работников

4. отношения по организации труда и управлению трудом

5. заключение коллективных договоров и соглашений

6. участие работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и управлению трудом

7. социальное партнерство

8. разрешение трудовых споров (последующие трудовым отношениям), причем они могут быть и индивидуальными, и коллективными

9. страхование работника (могут быть как сопутствующими трудовым отношениям, так и последующими).

Предмет трудового права - это комплекс общественных отношений по труду работника на производстве и главным, определяющим все другие отношения в этом комплексе является трудовое отношение работника с работодателем.

Метод трудового права - совокупность приемов, способов воздействия на общественные отношения, т.е. на волю людей в их поведении в нужном для государства, общества, работников и работодателей направлении для получения определенных результатов этого регулирования.

Предмет - что регулирует отрасль права; Метод – какими способами и приемами это осуществляется.

состоит из следующих специфических способов правового регулирования труда:

1. сочетание централизованного и локализованного, а также договорного и императивного порядка регулирования отношений (точно определены права и обязанности субъекта правоотношения). Это сочетание все больше изменяется в сторону усиления договорного регулирования, а централизация устанавливает уровень гарантий трудовых прав, которые договорное регулирование не может снижать, но может их увеличивать.

2. договорный характер труда, установление его условий. Трудовой договор порождает трудовое отношение работника с данным работодателем и устанавливает необходимые его условия.

3. общее, равное правовое положение участников правоотношений в трудовом праве с подчинением их в процессе труда ПВТР.

4. участие трудящихся через своих представителей, профсоюзы, трудовые коллективы в правовом регулировании труда (устанавливают условия труда, и т.д.).

5. защита трудовых прав через (КТС, суды, примирительные комиссии, трудовой арбитраж). Это специфический для трудового права способ.

6. единство и различие правового регулирования труда.

Единство отражается в конституционных общих принципах, в единых основных правах и обязанностях работников (ст. КЗоТ) и работодателей (ст. 129), в общих нормативных актах трудового законодательства, распространяющихся на всю территорию России и на всех работников, где бы они ни работали.

Целями трудового права являются создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей а также установление минимальных гарантий трудовых прав и свобод граждан

Трудовые отношения

Трудовое право . Трудовое право представляет собой совокупность правовых норм, административных решений и прецедентов, устанавливающих права и обязанности для работников и работодателей (индивидуальных предпринимателей и организаций). По существу, оно регулирует трудовые отношения между профсоюзами, работодателями и работниками. В Канаде трудовое законодательство, регулирующее права и обязанности работников и работодателей, являющихся членами профсоюза отличается от законодательства, которое регулирует права и обязанности работодателей и работников, не являющихся членами профсоюза. В большинстве стран, однако, такого различия не проводится. Тем не менее, в трудовом праве выделяют две основные категории. Первая - коллективное трудовое право, регулирующее отношения между работником, работодателем и профсоюзом (коллективный трудовой договор). Вторая - индивидуальное трудовое право, устанавливающее права работников на труд при заключении трудового договора (индивидуальный трудовой договор). Рабочее движение сыграло ключевую роль в процессе принятия законов, касающихся защиты трудовых прав в 19 и 20 веках. С начала промышленной революции трудовые права являлись неотъемлемой частью социально-экономического развития. Возникновение трудового права представляет собой результат как борьбы рабочего класса за улучшение условий труда, получение права на объединение, так и требований работодателей ограничить полномочия объединений работников, не допустить повышения расходов на оплату труда. Расходы работодателей могут быть увеличены в связи с удовлетворением требований объединений об увеличении заработной платы, а также с принятием законов, устанавливающих высокие требования к здравоохранению, безопасности и равные условия труда. Объединения работников, такие как профсоюзы, могут также участвовать в разрешении трудовых споров и получить политическую власть, которой вправе противостоять работодатели. Вследствие этого, состояние трудового законодательства в любой период времени отражает результат борьбы различных слоёв общества.

Рабочее время . С развитием индустриализации и внедрением техники, количество рабочих часов значительно уменьшилось. 14-15 часовой рабочий день был нормой, не считался исключением и 16 часовой рабочий день. Использование детского труда, как правило, на заводах было обычным явлением. В 1788 году в Англии и Шотландии примерно 2/3 работников новых водяных текстильных фабрик составляли дети. Борьба движения за восьмичасовой рабочий день в конечном итоге привела к тому, что в 1833 году в Англии был принят закон, ограничивающий продолжительность рабочего дня шахтёров 12 часами, для детей 8 часами. В 1848 году был установлен 10-часовой рабочий день, в дальнейшем продолжительность рабочего времени с сохранением заработной платы сократилась ещё более. Первый Закон о труде был принят в Великобритании в 1802 году. После Англии, Германия стала первой европейской страной изменившей своё трудовое законодательство; основная цель канцлера Бисмарка состояла в том, чтобы подорвать основы Социал-Демократической партии Германии (СДПГ). В 1878 году Бисмарком были приняты различные анти-социалистические меры, но, несмотря на это, социалисты продолжали получать большинство мест в рейхстаге. Тогда Канцлер изменил свой подход к решению проблемы социализма. Для того, чтобы успокоить недовольство рабочего класса, он провёл ряд патерналистических социальных реформ, в которых впервые гарантировалось социальное обеспечение. В 1883 году был издан Закон об обязательном больничном страховании, предусматривающий право работников на страхование здоровья; при этом работник платил 2/3, а работодатель 1/3 денежной суммы. В 1884 году был принят Закон о страховании от несчастных случаев, в то время как в 1889 году были установлены пенсии по старости и инвалидности. Другие законы ограничили использование труда женщин и детей. Эти усилия не принесли успехов в полной мере; рабочий класс так и не стал опорой консервативного правительства Бисмарка. В 1841 году во Франции был проведён первый Закон о труде. Однако он только ограничил продолжительность рабочего дня несовершеннолетних шахтёров, и практически не применялся до периода Третьей Республики.

Охрана здоровья и безопасность труда . Законодательство о труде также предусматривает положения, касающиеся права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности. В 1802 году был разработан первый фабричный закон, касающийся охраны безопасности и здоровья детей, работающих на ткацких фабриках.

Борьба с дискриминацией . Указанное положение означает, что дискриминация по признаку расовой или половой принадлежности является недопустимой. Несправедливое увольнение Конвенция Международной Организации Труда № 158 предусматривает что «трудовые отношения с трудящимися не прекращаются без законных к тому оснований и до тех пор, пока ему не предоставят возможность защищаться в связи с предъявленными ему обвинениями». Так, 28 апреля 2006 года после неофициальной отмены Первого французского трудового договора, суд по трудовым спорам признал Новый трудовой договор, противоречащий нормам международного права и следовательно незаконным и не имеющим юридической силы.

Детский труд . Детский труд - это привлечение детей к работе до достижения ими возраста, установленного законом или обычаем, т.е. не обязательно до 18 лет. Большинство стран и международных организаций рассматривают детский труд как форму эксплуатации. В прошлом детский труд был широко распространён, но после появления всеобщего школьного образования, признания концепций безопасности труда и прав детей, области применения детского труда постепенно стали сокращаться. Формами детского труда являются труд на фабриках, шахтах, добыча или разработка полезных ископаемых, работа в сельском хозяйстве, помощь родителям в развитии малого бизнеса (например, продажа продуктов питания) или случайные заработки. Некоторые дети работают в качестве экскурсоводов, иногда совмещая это с работой в магазинах и ресторанах (где они также могут работать официантами). Другие дети вынуждены выполнять утомительные и монотонные работы, такие как сборка коробок или полировка обуви. Однако количество детей работающих на заводах в тяжёлых условиях, не настолько велико, по сравнению с аналогичным показателем занятости в так называемом неофициальном секторе - продажи на улице, работа в сельском хозяйстве или на дому - то есть всё то, что находится за пределами досягаемости официальных инспекторов и контроля средств массовой информации.

Коллективное трудовое право . Коллективное трудовое право регулирует трёхсторонние отношения, возникающие между работодателем, работником и профсоюзными организациями. Профессиональные союзы являются формой объединения работников, деятельность которых регламентирована нормами трудового законодательства. Однако, это не единственная существующая форма общественного объединения граждан. В США, например, центры объединения работников представляют собой ассоциации, на которые не распространяется действие всех норм законодательства о профсоюзах.

Профсоюзы . В законодательстве некоторых стран предусмотрены положения, касающиеся соблюдения профсоюзами ряда требований при осуществлении их деятельности. Например, проведение голосования обязательно в случаях организации забастовки и сбора членских взносов на реализацию политических проектов. Не всегда право на вступление в профсоюз (запрет стороны работодателя) законодательно закреплено. В соответствии с положениями некоторых кодексов, на членов профсоюза могут возлагаться определённые обязательства, например, поддерживать мнение большинства при проведении забастовки.

Забастовки . Забастовки являются одним из самых эффективных средств разрешения трудовых споров. В большинстве стран забастовки признаются законными при соблюдении ряда условий, к которым относятся следующие:

1. проведение забастовки должно соответствовать демократическим процессам ("дикая забастовка" признаётся незаконной);

2. "Забастовка солидарности", то есть не трудоустроенным официально работникам запрещается принимать участие в забастовках;

3. всеобщая забастовка может быть запрещена в целях соблюдения общественного порядка;

4. работникам ряда профессий может быть запрещено участвовать в забастовках (работники аэропорта, медицинские работники, учителя, полицейские, пожарные и т. д.);

5. забастовки могут проводиться без прекращения работниками выполнения своих обязанностей. Подобные забастовки имеют место в больницах, или, например, Японии, когда работники увеличивая производительность труда, нарушают установленный план производства. На мой взгляд, такие забастовки заслуживают особенного внимания.

Бойкот представляет собой отказ от осуществления покупок, продаж, иных торговых операций с торгового оборота в знак протеста против их безнравственного поведения. На протяжении всей истории работники прибегали к таким формам как снижение темпов работы, саботаж в целях получения большей свободы в урегулировании вопросов труда или снижения рабочего времени.

Пикеты .

Пикетирование является формой действия работников, часто осуществляемой во время забастовок. Лица наёмного труда собираются вне производственного здания, где имеет место забастовка, чтобы заставить присоединиться к ней как можно большее число работников, затруднить проход к рабочему месту лиц, не желающий вступать в профсоюз. Во многих странах подобные действия ограничиваются нормами трудового права, законами, запрещающими проведение демонстраций, либо наложением запрета на проведение конкретного пикета. Например, в трудовом законодательстве может быть предусмотрен запрет на проведение вторичного пикетирования (пикетирование, устроенное наёмными работниками одного работодателя на предприятии другого, напрямую не вовлечённого в спорную ситуацию работодателя, напр., проводимое с целью срыва поставки сырья на предприятие, на котором конфликтуют работники и работодатель) или летучих пикетов. В законодательстве могут быть предусмотрены нормы, запрещающие препятствовать реализации законных интересов других лиц (отказ от вступления в профсоюз, например, является законным).

Участие работников в управлении организацией . Право на участие в управлении организацией, впервые закреплённое в законодательстве Германии, в той или иной форме предусмотрено во всех странах континентальной Европе, таких как Голландия и Чехия. Оно включает право быть избранными для представительства работников в совете директоров. В Германии на законодательном уровне закреплено положение, согласно которому половина совета директоров должна быть назначена профсоюзным органом. Однако немецкая модель предусматривает двухпалатный Совет, в котором наблюдательный совет назначает членов исполнительного совета. Члены наблюдательного совета избираются акционерамми и профсоюзами в равном количестве, за исключением того, что главой наблюдательного совета в соответствии с законом является представитель акционеров. В случае недостижения полного согласия, между ними устанавливается двухпартийный консенсус, учреждённый социально-демократическим правительством Гельмута Шмидта в 1976 году. В Соединённом Королевстве были подготовлены рекомендации, закреплённые в Отчёте Баллока (Промышленная демократия). Опубликованные в 1977 году лейбористским правительством Джеймса Каллагана, они предусматривали двухпалатный совет. Однако результаты такого предложения должны были стать более радикальными. В связи с отсутствием в британском законодательстве требования о двухпалатном совете, члены руководства компании должны были избираться профсоюзами. Тем не менее никаких действий предпринято не было и Великобритания "погрузилась в зиму недовольства". Это было связано с предложением Европейской комиссии проекта "Пятой директивы законодательства о компаниях", который так и не был реализован.

Международная Организация Труда создана в рамках Лиги Наций после Первой мировой войны. Её руководящим принципом является то, что «труд не является товаром», которым можно распоряжаться так же, как товарами, услугами или капиталом, а также то, что уважение человеческого достоинства требует равноправия и справедливости на рабочем месте.

Международной Организацией Труда принято множество Конвенций, принятых странами-участниками, которые устанавливают стандарты в области труда.

Страны обязаны ратифицировать Конвенцию и привести национальное законодательство в соответствие с ней. Тем не менее, их исполнение не обеспечено принудительной силой; даже в случае если положения Конвенции будут соблюдаться, следует учитывать, что они не согласованы друг с другом.

Ответственность в сфере применения человеческого труда:

1. По субъекту ответственности:

Ответственность работника перед работодателем (к примеру,глава 29,30 Трудового кодекса РФ)

Ответственность работодателя перед работником (например, глава 38 Трудового кодекса РФ)

Нарушение дисциплины труда работником

Материальная ответственность сторон трудовых отношений

Ответственность за нарушение федерального законодательства о труде, а так же актов, содержащих нормы трудового права.

Дисциплинарная ответственность предусмотрена Трудовым кодексом РФ и в соответствии со ст. 192 ТК РФ имеет три формы:

1. Выговор

2. Замечание

3. Увольнение по соответствующим основаниям .

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Переход от политики военного коммунизма к новой экономической политике потребовал внесения изменений в советское трудовое законодательство, приведения его в соответствие с новыми условиями общественно-экономической жизни. Отпала необходимость и возможность привлечения населения к трудовой повинности в ее прежнем смысле. Декрет СНК РСФСР 1921 г. отменил топливную, гужевую и иные повинности. Использование трудовой повинности допускалось лишь в случае стихийного бедствия. Тем же Декретом были отменены и трудовые мобилизации квалифицированных рабочих и специалистов для работы на государственных предприятиях. Аналогичные акты были приняты и в других союзных республиках.

Изменились основания найма на работу. В условиях мирного времени и достаточного количества рабочей силы появилась возможность последовательно учитывать желание гражданина работать в том или ином учреждении, организации, предприятии. Основанием для поступления на работу стал трудовой договор, заключенный работником и администрацией. Соответственно изменился и порядок увольнения с работы. 19 апреля 1921 г. постановлением СНК РСФСР, в точности повторенным на Украине, закреплялся упрощенный порядок перехода рабочих и служащих с одного предприятия на другие.

Введение хозяйственного расчета на предприятиях, допущение частного предпринимательства потребовали возобновить заключение коллективных договоров между профсоюзными организациями и администрацией. В этих договорах должны были быть оговорены условия труда работников, а также содержаться тарифы заработной платы. Регулирование подобным способом размеров заработной платы было обусловлено не только наличием частного сектора, но и тем, что государственные предприятия находились в различном технико-экономическом состоянии. Чтобы обеспечить равную плату за равный труд, следовало компенсировать более высоким тарифом труд рабочих тех предприятий, где техника была хуже.

На профсоюзы в условиях нэпа ложилась задача контроля за соблюдением администрацией государственных предприятий и особенно, частными предпринимателями норм советского трудового права. Одновременно профсоюзы проводили постоянную работу по укреплению дисциплины труда.

Все эти изменения нашли отражение в новом Кодексе законов о труде. КЗоТ РСФСР был принят ВЦИК 30 октября 1922 г. В союзных республиках издавались свои трудовые кодексы, основанные на общих принципах, закрепленных в КЗоТ РСФСР. Действие кодексов распространялось на всех лиц, работавших по найму. В них устанавливались нормы рабочего времени и времени отдыха. Продолжительность рабочего дня не могла превышать 8 часов, а для подростков в возрасте от 16 до 18 лет, для лиц, работающих на подземных работах и занимающихся умственным и конторским трудом, устанавливался 6-часовой рабочий день. Сверхурочные работы, как правило, не допускались. Законодательно закреплялись еженедельный отдых, праздничные дни и ежегодные отпуска.

Особое внимание было уделено регулированию труда подрост­ков и женщин. Содержались в кодексах и нормы о технике безопасности, о правах и обязанностях профсоюзов.

В связи с переводом большей части предприятий на хозяйственный расчет и наличием частного сектора в экономике изменились источники материального обеспечения рабочих и служащих в случае потери ими трудоспособности. В стране переходят от системы государственного социального обеспечения к системе государственного социального страхования, т.е. надлежащие пособия выдаются теперь не из бюджета, а из страховых фондов, образуемых предприятиями и учреждениями.

Развитие народного хозяйства и индустриализация страны требовали подъема производительности труда и укрепления трудовой дисциплины. Постановлениями СТО СССР от 18 мая 1926 г. «О поднятии производительности труда в промышленности и на транспорте» и СНК СССР от 6 марта 1929 г. «О мерах по укреплению трудовой дисциплины в государственных предприятиях» была повышена ответственность руководителей предприятий за состояние дисциплины труда, и администрации предприятий предоставлены более широкие права в наложении дисциплинарных взысканий на работников.

Успехи социалистического строительства создали возможность в октябре 1927 г. объявить о переводе фабрично-заводских Рабочих с восьмичасового на семичасовой рабочий день без Уменьшения заработной платы. В 1929 г. был осуществлен переход на пятидневную (для непрерывно действующих предприятий) и шестидневную (для остальных предприятий, учреждение и организаций) неделю. Последний день такой недели являлся выходным.