Особенности правового положения отдельных категорий судей. Правовой статус судей

Приведенные положения Закона о судебной системе свидетельствуют о том, что установление единого правового статуса судей Российской Федерации, однако, не исключает, а, напротив, предполагает возможность некоторых различий в правовом положении судей разных судов (например, судей военных и арбитражных судов). Вот почему в Законе о статусе судей оговорено, что особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Федерации.

В отношении же особенностей правового положения судей Конституционного Суда Российской Федерации ст. 2 Закона о статусе судей отсылает к федеральному конституционному закону, специально посвященному этому суду. Таким образом, можно сделать вывод, что наличие единого статуса судей различных видов и звеньев судов судебной системы России отнюдь не означает полного совпадения в правовом положении всех судей, отсутствия различий по всем параметрам, образующим в совокупности правовое положение конкретного судьи конкретного суда. Поэтому представляются вполне оправданными положения ст. 12 Закона о судебной системе, которыми установлено, что особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации. Но правовое положение судьи - это не только совокупность его общих (установленных судоустройственными законами) и специальных (предусмотренных процессуальными законами) прав и обязанностей. Компонентами, из которых складывается комплексное представление о правовом положении судьи, являются нормативные требования, которым должен он отвечать, а также процедуры отбора кандидатов в судьи того или иного суда, порядок введения кандидата в судейскую должность (выборы или назначение) и наделения его соответствующими полномочиями.

Важнейшей предпосылкой отбора лица в число кандидатов на замещение судейских должностей является, прежде всего, соответствие кандидата в судьи требованиям ст. 119 Конституции Российской Федерации. Конституция, в частности, устанавливает, что судьями могут быть избраны граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и. стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Эти требования являются не только минимальными, но и в определенной мере общими.

Наличие в законе четких требований, предъявляемых к кандидатам на должность судей, - существенная предпосылка к оптимальному формированию судейского состава. Но от провозглашения указанных положений в законе до реального вступления судьи в должность необходима организация фактического проведения ряда последовательных мер, включающих: отбор и выдвижение кандидатов на должности судей; сдачу ими в установленном законом порядке квалификационного экзамена на должность судьи; рассмотрение квалификационной коллегией судей заявления о даче рекомендации для занятия должности судьи; вынесение заключения квалификационной коллегией о даче рекомендации (или об отказе в этом) и т. д.

Порядок наделения полномочиями судей Конституционного Суда РФ, как предусмотрено ч. 1 ст. 13 Закона о судебной системе, устанавливается Конституцией РФ и федеральными конституционными законами.

Судьи военных судов согласно Закону о судебной системе назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей этих судов.

Главное в деятельности судьи - осуществление правосудия. Реализация этой функции - исключительное достояние судов (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ), в которых ведущая роль принадлежит судье. Вот почему в присяге, которую приносит впервые избранный на эту должность судья, заложены слова: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велит мне долг судьи и моя совесть».

Но главное в судебной деятельности не исчерпывает всей деятельности по осуществлению судебной власти. Сказанному не противоречит ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, согласно которой судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В этом положении не раскрываются составные элементы судебной власти, ее содержание, а лишь устанавливается форма ее реализации - процессуальная.

Сообразно высказанным соображениям главное, что определяет правовое положение судьи при осуществлении правосудия, - это его процессуальные права и обязанности, установленные Законом о Конституционном Суде, Уголовно-процессуальным, Гражданским процессуальным, Арбитражным процессуальным кодексами и административным законодательством России. При этом объем процессуальных прав судьи в определенной степени зависит от того, в какой инстанции он осуществляет свои полномочия (в суде первой, второй или надзорной инстанции), в каком составе (единолично, в составе трех профессиональных судей, при наличии в составе суда представителей народа - народных, арбитражных или присяжных заседателей, является ли он председательствующим в составе суда или его членом). Однако при всех условиях все судьи: а) осуществляют правосудие на профессиональной основе; б) независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону; в) в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подчинены; г) пользуются неприкосновенностью (ст. 120, 122 Конституции РФ, ст. 5, 16 Закона о судебной системе, ст. 5 Закона о военных судах, ст. 1 Закона о статусе судей, ст. 2 Закона о мировых судьях).

Считая независимость судей важнейшим фактором судебной деятельности и гарантией осуществления правосудия, законодатель это принципиальное положение провозгласил на высшем нормативном уровне - в Конституции Российской Федерации (ст. 120).

Средством обеспечения независимости судей является установление их несменяемости (ч. 1 ст. 121 Конституции РФ, ст. 15 Закона о судебной системе) Кутафин О.Е. О статусе судей и судебной системе //Российская юстиция.- 2008.- №8.- С. 19-23.

1. Статус судей военных судов и Военной коллегии определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", настоящим Федеральным конституционным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

3. Военнослужащий, назначенный судьей военного суда или судьей Военной коллегии, имеет право в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" либо на увольнение с военной службы, либо на приостановление военной службы.

Статья 27. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда

1. Судьей военного суда может быть гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", и получивший положительное заключение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

2. Преимущественным правом на назначение на должность судьи военного суда обладает военнослужащий, имеющий воинское звание офицера, а также гражданин, имеющий воинское звание офицера, пребывающий в запасе или находящийся в отставке.

Статья 12. Единство статуса суде.

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации.(ФЗ о судебной системе.)

Статус и полномочия мирового судьи в России. 21.Компетенции мировых судей.

Статья 1. Мировые судьи в Российской Федерации

1. Мировые судьи в Российской Федерации (далее - мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.



2. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом.

3. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Статья 2. Гарантии статуса мировых судей

1. На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и иными федеральными законами.

Статья 3. Компетенция мирового судьи

1. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

8) дела об определении порядка пользования имуществом;

9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

1.1. Кроме дел, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.

2. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

3. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.

Конституционные (уставные) суды субъектов. Их признаки, статус полномочия.

Статья 27. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации

1. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

2. Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

4. Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

Организационное обеспечение деятельности судов и органы, его осуществляющие.

Судья. Требования, предъявляемые к судьям федеральных судов

Статья 11 Федерального конституционного закона РФ "О судебной системе РФ" и ст. 1 Закона РФ "О статусе судей в РФ" устанавливают, что лица, прошедшие вышеназванную процедуру отбора и назначения на должность, приобретают статус судьи и наделяются правом осуществлять правосудие. Еще одним важным признаком судьи является исполнение им своих обязанностей на профессиональной основе, так как кроме судей в осуществлении правосудия могут участвовать и представители народа – присяжные и арбитражные заседатели. Поэтому судьи за свою профессиональную работу получают заработную плату, и они несут ответственность за ее организацию и выполнение. В ст. 3 Закона РФ "О статусе судей в РФ" формулируются основные обязанности лица, занимающего должность судьи.

1. Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы.

2. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнения в его объективности, справедливости и беспристрастности.

3. Судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин – 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта РФ, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя.

В период осуществления деятельности, которой судья, пребывающий в отставке, вправе заниматься, на него не распространяются гарантии неприкосновенности, установленные Законом "О статусе судей в РФ". Членство указанного судьи в судейском сообществе на этот период приостанавливается.

Судьи Конституционного Суда РФ

Правовой статус судей данного суда имеет существенные особенности по сравнению с другими судьями РФ.

1. Отличаются требования к кандидатам в судьи.

Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права (ст. 8 ФКЗ РФ "О Конституционном суде РФ").



2. Отличается от общего порядок отбора кандидатов и назначения судей.

Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Совет Федерации Федерального Собрания РФ рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента РФ.

Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

3. Более жесткие требования установлены и по отношению к действующим судьям Конституционного Суда РФ.

В соответствии со ст. 11 ФКЗ РФ "О Конституционном Суде РФ" судья Конституционного Суда РФ не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда РФ и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда РФ.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

Судья Конституционного Суда РФ не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.

Судья Конституционного Суда РФ не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом РФ, до принятия решения по этому вопросу.

4. Отличается и перечень оснований к прекращению или приостановлению полномочий судей Конституционного Суда РФ.

Так, ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" содержит основания прекращения полномочий судьи Конституционного Суда, неизвестные (неприменимые) к другим судьям. К их числу можно отнести возможность прекращения полномочий судьи Конституционного Суда РФ:

В связи с нарушением порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ;

В случае неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда РФ или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин.

Судьи военных судов РФ

К кандидатам в судьи военных судов РФ предъявляются дополнительные требования: наличие офицерского звания и заключение соответствующим лицом контракта о прохождении военной службы.

Закон РФ "О статусе судей в РФ" предусматривает основание для прекращения полномочий судей, применимое только к судьям военных судов: увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

Федеральным конституционным законом "О военных судах РФ" предусмотрены в то же время гарантии от необоснованного прекращения полномочий для судей военных судов по основанию увольнения их с военной службы. В соответствии со ст. 26 указанного Закона судьи военных судов, годные по состоянию здоровья к военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до достижения предельного возраста пребывания на военной службе, установленного федеральными законами. Судьям военных судов, достигшим предельного возраста, установленного для пребывания в соответствующем воинском звании, срок военной службы может быть продлен до 10 лет Председателем Верховного Суда Российской Федерации по рекомендации квалификационной коллегии судей военных судов, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.

По общему правилу, судья может быть переведен в другой суд только с его согласия. Для судей военных судов предусмотрено исключение из этой нормы. Назначение судьи военного суда на другую должность в том же суде или его перевод в другой военный суд осуществляются с его согласия, за исключением случаев перевода судьи в военный суд, находящийся за пределами территории РФ или действующий в местностях, где введено чрезвычайное положение.

Мировые судьи РФ

Требования, предъявляемые к кандидатам в мировые судьи, в целом соответствуют общим требованиям, предъявляемым к кандидатам в судьи. Так, ст. 5 Федерального закона РФ "О мировых судьях в РФ" предусматривает, что мировым судьей может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

В то же время Федеральный закон "О мировых судьях в РФ" несколько снижает требования к кандидатам в мировые судьи, предусматривая, что от сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.

Данное положение закона не вполне обоснованно. Следование ему может привести к ситуации, когда от необходимости получения рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ будет освобождено лицо, уже показавшее свою неспособность к осуществлению судейских полномочий.

В то же время в Федеральном законе "О мировых судьях в РФ" содержится положение, позволяющее субъекту РФ устанавливать дополнительные требования к кандидату на должность мирового судьи.

Отличается своеобразием порядок наделения мировых судей полномочиями. Если все федеральные судьи назначаются на эту должность, то мировые судьи могут получать свои полномочия как в результате назначения, так и в результате избрания их на должность. При этом ст. 6 Федерального закона "О мировых судьях в РФ" предусматривает три возможных порядка назначения (избрания) мировых судей:

Назначение законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ;

Избрание на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

Избрание на должность населением соответствующего судебного участка.

Полномочия мирового судьи ограничиваются определенным сроком. При этом впервые он назначается (избирается) на должность не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мировой судья назначается (избирается) не менее чем на пять лет.

Деятельность мировых судей не полностью финансируется из средств федерального бюджета. За счет бюджета РФ производится лишь выплата заработной платы непосредственно мировым судьям. Субъекты РФ должны за свой счет финансировать ряд очень существенных расходов, связанных с организацией и деятельностью мирового суда. В частности, из средств субъектов РФ финансируется содержание работников аппарата мирового судьи (делопроизводитель и секретарь судебного заседания), оплачивается аренда помещений, их ремонт, коммунальные услуги, охрана и уборка помещений, почтовые расходы, услуги телефонной связи, из этих средств производится покупка мебели и компьютеров, бумаги и других канцелярских принадлежностей и т.д. С учетом этого независимость мировых судей от воздействия других ветвей государственной власти (и даже органов местного самоуправления) будет, по-видимому, обеспечена в куда меньшей мере, чем судей федеральных
судов.

Поскольку судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законом субъекта РФ и, кроме того, субъект РФ самостоятельно может изменять границы судебных участков, то не исключен вариант, когда субъект РФ может лишить полномочий мирового судью, "неудобного" для законодательной или исполнительной власти путем упразднения соответствующего судебного участка и должности судьи, изменения границ других участков. Никаких гарантий от такого развития событий федеральное законодательство не предусматривает.

Судебные полномочия в судах РФ осуществляют судьи - лица, которые наделяются полномочиями в конституционном порядке и осуществляют свои обязанности на профессиональной основе. Все судьи в РФ обладают единым статусом, но особенности правового положения некоторых работников этой категории определяются федеральными законами. В данной статье рассмотрим, особенности правого регулирования деятельности судей арбитражных судов - кто может быть назначен на эту должность, как осуществляется назначение, какие гарантии предусмотрены для судей законодательством, в каком порядке прекращаются их полномочия.

Общие положения.

Судебные полномочия в судах РФ осуществляют судьи - лица, которые наделяются полномочиями в конституционном порядке и осуществляют свои обязанности на профессиональной основе. Все судьи в РФ обладают единым статусом, но особенности правового положения некоторых работников этой категории определяются федеральными законами.

В своей деятельности арбитражные суды руководствуются в первую очередь АПК РФ, Конституцией РФ, федеральными законами, в том числе:

. Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее - Закон № 1-ФКЗ);

Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;

Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне».

Вопросы внутренней деятельности арбитражных судов РФ и взаимодействия между ними, а также их взаимоотношения с Конституционным судом, Верховным судом, Минюстом, органами судейского сообщества регулируются Регламентом арбитражных судов, утвержденнымПостановлением Пленума ВАС РФ от 05.06.1996 №7 (далее - Регламент), исполнение которого обязательно для всех арбитражных судов Российской Федерации.

Делопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации, утвержденной Приказом ВАС РФ от 25.03.2004 №27, с учетом особенностей структуры, штатной численности и технической оснащенности определенного суда. Структура и штатное расписание арбитражного суда утверждаются его председателем в пределах численности судей и работников аппарата, установленной ВАС.

По вопросам, связанным с организацией работы, арбитражные суды руководствуются также приказами и распоряжениями Председателя ВАС и его заместителей, председателей соответствующих арбитражных судов, издаваемыми в пределах предоставленных им полномочий. Кроме этого, для организации деятельности структурных подразделений в арбитражном суде разрабатываются положения, правила и инструкции.

Статистический учет и отчетность в арбитражных судах ведутся по формам и в соответствии с методическими рекомендациями, которые утверждает приказом Председатель ВАС, а при наличии программного обеспечения могут вестись в автоматизированном режиме. Ответственность за достоверность статистической отчетности и своевременное ее представление в ВАС несет председатель арбитражного суда (гл. 1 Регламента).

Что касается правового регулирования деятельности судей, основными документами, регулирующими их деятельность, являются:

Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее - Закон о статусе судей);

Кодекс судейской этики, утвержденный VI Всероссийским съездом судей 02.12.2004;

Федеральный закон от 10.01.1996 № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» (далее - Закон № 6-ФЗ).

К сведению : в отличие от судей, которые являются лицами, замещающими государственные должности, трудовая деятельность других работников арбитражных судов (помощников, специалистов) регулируется Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а некоторых технических работников (водителей и т. д.) - Трудовым кодексом.

Требования к кандидату на должность судьи.

Как уже было сказано, судья - это лицо, наделенное в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющее свои обязанности на профессиональной основе. Судьей может быть гражданин РФ, достигший определенного возраста (25 лет - для судьи арбитражного суда субъекта РФ, 30 лет - для федерального арбитражного суда округа и федерального апелляционного суда, 35 лет - для ВАС):

Имеющий высшее юридическое образование;

Имеющий стаж работы по юридической профессии (не менее пяти лет - для судьи арбитражного суда субъекта РФ, не менее семи лет - для судьи федерального арбитражного суда округа, не менее десяти лет - для судьи ВАС);

Не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

Не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

Не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

Не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи (ст. 4 Закона о статусе судей).

В юридический стаж кандидата в судьи включаются следующие периоды:

1. Время работы на требующих высшего юридического образования государственных должностях РФ, государственных должностях субъектов РФ, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции РФ государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и РФ (п. 5 ст. 4 Закона о статусе судей).

2. Время работы на требующих юридического образования должностях в органах Судебного департамента при ВАС, в юридических службах организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в научно-исследовательских институтах и иных научно-исследовательских учреждениях; в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, а также время работы в качестве адвоката и нотариуса (ст. 1 Федерального закона от 15.12.2001 № 169-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»).

3. Работа на иных должностях, если она непосредственно связана с защитой прав и законных интересов граждан и юридических лиц, укреплением законности и правопорядка, требует знаний в каких-либо отраслях права и умения применять их на практике (Инструкция о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов, утв. Минюстом № 10 (35)-5, Верховным судом, ВАС 27.12.1996).

Стаж работы по юридической профессии подтверждается записями в трудовой книжке, но в необходимых случаях его могут подтвердить приказ о назначении на должность, должностные инструкции или иные документы, содержащие сведения о характере выполняемой или выполнявшейся ранее работы.

Обратите внимание : в спорных случаях окончательное решение об определении стажа работы по юридической профессии принимается квалификационной коллегией судей. Она рассматривает заявление кандидата о рекомендации его на должность судьи и выносит заключение, в котором приводит мотивы принятого решения.

Назначение на должность.

К сведению : ККС - это орган судейского сообщества, наделенный государственно-властными полномочиями в целях выполнения задач, установленных федеральными конституционными законами и федеральными законами, который формируется из числа судей федеральных судов, судей судов субъектов РФ, представителей общественности, представителей Президента РФ (Федеральный закон от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей, утв.ВККС РФ 22.03.2007).

В течение десяти дней после получения сообщения председателя суда ККС объявляет в средствах массовой информации об открытии вакансии с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений. Право сдавать квалификационный экзамен имеет любой гражданин, соответствующий всем требованиям. Результаты экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина судьей - в течение всего времени пребывания его на этой должности.

Если кандидат успешно сдал квалификационный экзамен, он вправе обратиться в ККС с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи. В комиссию он представляет следующие документы:

1. Документ, удостоверяющий его личность как гражданина РФ.

2. Анкету, содержащую биографические сведения о нем, а также фамилии, имена, отчества, даты и места рождения членов его семьи.

3. Документ, подтверждающий высшее юридическое образование.

4. Трудовую книжку и иные документы, подтверждающие трудовую деятельность.

5. Документ, свидетельствующий об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

6. Сведения о результатах квалификационного экзамена.

7. Характеристики с мест работы (службы) за последние пять лет трудового (служебного) стажа.

8. Сведения о доходах, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и обязательствах имущественного характера, а также о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, их обязательствах имущественного характера.

Все документы предоставляются в подлинниках или надлежаще заверенных копиях. По результатам рассмотрения заявления кандидата, проверки достоверности документов и сведений и с учетом результатов квалификационного экзамена ККС принимает решение о рекомендации одного или нескольких кандидатов на должность судьи либо об отказе в такой рекомендации. Это решение может быть обжаловано в судебном порядке.

Обратите внимание : кандидатом на должность судьи не может быть лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

Решение ККС направляется председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением в установленном порядке вносит представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи Председателю ВАС, а в случае несогласия возвращает его с мотивированным обоснованием причин несогласия для повторного рассмотрения в ту же ККС. Если при рассмотрении обжалуемого председателем решения члены коллегии 2/3 голосов подтверждают свое первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

Не позднее 30 дней с момента получения представления Председатель ВАС направляет его Президенту РФ. На основании этого документа Президент РФ издает указ о назначении гражданина на должность.

Судья назначаются без ограничения срока полномочий. Судья, впервые избранный на должность, в торжественной обстановке приносит присягу.

Основные должностные обязанности судей.

Судья должен добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности и руководствоваться в своей деятельности, кроме Конституции РФ, Закона о статусе судей и других законодательных актов, общепринятыми нормами морали, правилами поведения в профессиональной и внеслужебной деятельности, установленными Кодексом судейской этики . Он обязан быть беспристрастным, не допускать влияния на свою профессиональную деятельность со стороны кого бы то ни было, при исполнении своих обязанностей не должен проявлять предубеждения расового, полового, религиозного или национального характера, не вправе разглашать информацию, полученную при исполнении обязанностей.

За нарушение норм Закона о статусе судей и Кодекса судейской этики на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий судьи (ст. 12.1 Закона о статусе судей).

Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания, в том числе о прекращении полномочий, принимается ККС. Вопрос о прекращении полномочий в связи с совершением судьей дисциплинарного проступка может рассматриваться на основании:

Представления председателя соответствующего или вышестоящего суда;

Обращения органа судейского сообщества;

Жалоб и сообщений органов и должностных лиц;

Жалоб и сообщений граждан.

Порядок и особенности рассмотрения ККС представленных материалов установлен ст. 21, 22 Федерального закона от 14.03.2002 №30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

Обратите внимание : если стоит вопрос о прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка либо требуется дополнительная информация, то рассмотрение заявления судьи о прекращении его полномочий по другим основаниям приостанавливается до рассмотрения по существу указанного вопроса.

Решение, принятое ККС субъектов РФ, может быть обжаловано в судебном порядке либо в Высшую квалификационную коллегию судей РФ (ВККС). Решения ВККС РФ и ККС субъектов РФ о приостановлении либо прекращении полномочий судей, привлечении их к дисциплинарной ответственности, могут быть обжалованы в Дисциплинарное судебное присутствие.

К сведению : дисциплинарное судебное присутствие - судебный орган, рассматривающий дела по жалобам на решения ВККС РФ и ККС субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков (далее - жалоба) и обращениям на решения ВККС РФ и ККС субъектов РФ об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков (ст. 1 Федерального конституционного закона от 09.11.2009 № 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии»). Если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания судья не совершил нового дисциплинарного проступка, то он считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности.

Отдельно отметим, что ст. 8.1 Закона о статусе судей предусмотрена дисциплинарная ответственность за непредставление судьей сведений о своих доходах, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и их обязательствах имущественного характера.

Поскольку судьи арбитражных судов имеют квалификационные чины (классы), они должны проходить квалификационные аттестации. Так, судья, впервые назначенный на должность, проходит профессиональную переподготовку в образовательных учреждениях высшего профессионального и дополнительного профессионального образования. Общая продолжительность такой переподготовки не может превышать шесть месяцев, причем этот период включается в стаж работы в должности судьи. По результатам прохождения профессиональной переподготовки судье федерального суда, впервые назначенному на должность судьи, присваивается квалификационный класс. Кроме этого, по мере необходимости (но не реже одного раза в три года) судьи повышают свою квалификацию. Порядок, сроки и формы этой процедуры определяются ВАС.

Обратите внимание : судьи имеют право заниматься преподавательской, научной и иной творческой деятельностью, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дал согласия председатель соответствующего суда (ст. 3 Закона о статусе судей).

Гарантии и компенсации.

В связи со сложной и напряженной профессиональной деятельностью судьям предоставляется ряд гарантий и компенсаций.

Одной из важнейших гарантий судей является их несменяемость. Прежде всего это означает, что судья не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия (ч. 1 ст. 15 Закона №1-ФКЗ), не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленных Законом о статусе судей.

В случае упразднения или реорганизации суда судья может быть переведен в другой суд, но только с его согласия. За время, в течение которого оформляется перевод, за судьей сохраняется заработная плата. В случае отказа судьи от перевода он имеет право на выход в отставку на общих основаниях. В этом случае ему выплачивается компенсация в размере годовой заработной платы по последней должности (ст. 19 Закона о статусе судей). Кроме этого, судьям, переведенным в другую местность, полностью возмещаются расходы по их переезду и переезду членов их семей (ст. 4 Закона №6-ФЗ).

Судьи имеют право на удлиненный отпуск. В силу п. 2 ст. 19 Закона о статусе судей их ежегодный оплачиваемый отпуск составляет 30 рабочих дней.

Судьям, работающим в районах Крайнего Севера, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются продолжительностью 51 рабочий день, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, где установлены коэффициенты к заработной плате, - 45 рабочих дней.

Также им предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, в зависимости от стажа:

От 5 до 10 лет - 5 рабочих дней;

От 10 до 15 лет - 10 рабочих дней;

Свыше 15 лет - 15 рабочих дней.

При этом время следования судьи к месту отдыха и обратно не засчитывается в срок отпуска, а стоимость проезда к месту отдыха и обратно подлежит оплате.

Порядок определения стажа работы для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска устанавливается ВАС и Минюстом (ст. 19 Закона о статусе судей).

Что касается заработной платы судей, помимо должностного оклада она включает в себя ряд доплат и надбавок, в частности:

За квалификационный класс;

За выслугу лет;

50%-ю доплату за особые условия труда;

За ученую степень, ученое звание, почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации»;

За сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы;
. денежные поощрения (премии) по итогам работы за квартал и год.

Жизнь, здоровье и имущество судьи подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета. При этом жизнь и здоровье судьи подлежат страхованию на сумму его заработной платы за 15 лет (п. 1 ст. 20 Закона о статусе судей).

К сведению : Федеральным законом от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» установлена система мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества судей и их близких, в том числе личная охрана, выдача оружия и иных средств защиты, переселение на другое место жительство, перевод на другую работу.

В случае причинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается возмещение в виде заработной платы по соответствующей должности судьи (п. 3 ст. 20 Закона о статусе судей).

Судья и члены его семьи имеют право на медицинское обслуживание, включая обеспечение лекарственными средствами, которое оплачивается за счет средств федерального бюджета, а также право на санаторно-курортное лечение. Если судья не использовал право на санаторно-курортное лечение, ему компенсируется стоимость путевки (ст. 9 Закона № 6-ФЗ).

Судья, ушедший или удаленный в отставку со стажем работы в должности судьи не менее 20 лет либо ставший инвалидом в период работы и пожелавший переехать на постоянное место жительства в другую местность, обеспечивается в порядке, установленном Правительством РФ, благоустроенным жильем в виде отдельной квартиры либо дома за счет средств федерального бюджета. Ему предоставляется возможность внеочередного вступления в жилищно-строительный кооператив, оказывается содействие в индивидуальном жилищном строительстве (п. 4 ст. 19 Закона о статусе судей).

Судья имеет право на компенсацию расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений до предоставления ему жилой площади (ст. 5 Закона №6-ФЗ).

Судьям, находящимся в отставке и имеющим право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающим работать, выплачивается ежемесячная надбавка к заработной плате в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть им начислено при выходе в отставку, а находящимся в отставке и привлеченным к исполнению обязанностей судьи выплачиваются в полном размере ежемесячное пожизненное содержание и заработная плата (ст. 3, 8 Закона №6-ФЗ).

Судьи обеспечиваются служебным обмундированием в порядке и по нормам, которые устанавливаются Правительством РФ (п. 8 ст. 19 Закона о статусе судей).

Судьи обеспечиваются в служебных целях проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) в городском, пригородном и местном сообщении, приобретаемыми судами у соответствующих транспортных организаций в порядке, определяемом Правительством РФ.

При направлении в служебные командировки судьи пользуются правом бронирования и получения вне очереди мест в гостиницах и приобретения проездных документов на все виды транспорта (п. 7 ст. 19 Закона о статусе судей).

Почетный уход.

В силу принципа несменяемости после наделения судьи полномочиями в установленном законом порядке длительность их действия в РФ не ограничена определенным сроком. При этом предельный возраст пребывания в должности судьи составляет 70 лет (ст. 11 Закона о статусе судей ).

К сведению: судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, - со дня его назначения (избрания) на должность судьи.

В силу п. 2 ст. 121 Конституции РФ полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Порядок же и основания приостановления и прекращения полномочий судьи закреплены в ст. 13 и 14 Закона о статусе судей, которые мы рассматривать не будем, а лишь отметим, что полномочия приостанавливаются или прекращаются по решению ККС.

Судья может быть отправлен в отставку или уйти по собственному желанию. Отставкой признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

Право на выход в отставку по собственному желанию возникает независимо от возраста судьи. Он считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращаются по следующим основаниям:

Письменное заявление судьи об отставке;

Неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

Достижение судьей предельного возраста пребывания в должности;

Вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

Отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

Судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в своей должности не менее 20 лет, имеет право выбора - получать пенсию на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере 80% заработной платы работающего по соответствующей должности судьи. Если стаж работы менее 20 лет, а возраст судьи достиг 55 лет для мужчин и 50 для женщин, то размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи. Если же стаж более 20 лет, то содержание увеличивается за каждый год стажа работы свыше 20 лет на 1%, но всего не более 85% заработной платы по соответствующей должности (п. 5 ст. 15 Закона о статусе судей).

Обратите внимание : с согласия судьи, находящегося в отставке, он может быть привлечен к исполнению обязанностей судьи на срок до одного года в случае наличия вакантной должности, временного увеличения объема работы в суде, отсутствия или приостановления полномочий другого судьи. При этом он должен иметь стаж работы в качестве судьи не менее десяти лет (почетный судья), не состоять на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере, иметь положительное заключение квалификационной коллегии и документ, свидетельствующий об отсутствии заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи. Привлечение судьи, находящегося в отставке, осуществляется председателем вышестоящего суда (ст. 7-1 Закона о статусе судей).

Кроме пожизненного содержания, права на работу по должности и на обеспечение жильем, судьи получают выходное пособие и за ними сохраняются гарантии по медицинскому и санаторно-курортному обслуживанию, по оплате проезда на общественном транспорте.

Отметим, что в «судейский» стаж при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включаются периоды работы:

В судах и органах юстиции, при этом стаж в должности судьи должен быть не менее пяти лет. Исключение составляют случаи досрочного прекращения полномочий судьи по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам и вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

По юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, установленный п. 5 ст. 4 Закона о статусе судей (ст. 7 Закона № 6-ФЗ).

Судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока соблюдает требования, предусмотренные п. 3 ст. 3 Закона о статусе судей, в том числе:

Не замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, третейского судьи, арбитра;

Не принадлежать к политическим партиям, не поддерживать материально указанные партии и не принимать участия в их политических акциях и иной политической деятельности;

Не выражать публично свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям;

Не заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе управлением хозяйствующим субъектом (независимо от его организационно-правовой формы);

Не заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

Не быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц;

Не разглашать и не использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, сведения, отнесенные федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с осуществлением полномочий судьи;

Не получать в связи с осуществлением полномочий судьи не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц.

При этом судья должен сохранять гражданство РФ и не допускать порочащих его поступков.

Если же будет установлено, что судья не отвечает указанным требованиям, или он будет повторно избран на должность, то решением ККС отставка судьи будет прекращена, а в случаях, указанных в ст. 13 Закона о статусе судей, приостановлена. Судья, отставка которого прекращена, имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ (ст. 15 Закона о статусе судей).

Куревина Л. В. ,

редактор журнала «Отдел кадров бюджетного учреждения»

Судейским корпусом принято называть совокупность государственных служащих, занимающих должности судей. Круг таких должностных лиц сравнительно широк и разнообразен. Он охватывает всех судей начиная от Председателя и членов Конституционного суда РФ, председателей и членов других высших судебных инстанций до судей основного звена судов общей юрисдикции. Всего их насчитывалось на конец 1995 года около 15 тыс. С 1992 года в судейский корпус входят также судьи, пребывающие в отставке.

Статус судей в Российской Федерации определяется Законом РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», являющемся основополагающим документом регламентирующим все стороны осуществления судьями своих полномочий а также гарантии их независимости, социальные и правовые особенности их деятельности.

Помимо Закона «О статусе судей в РФ» существуют ряд документов, как законов, так и иных нормативных актов, также касающихся специфики осуществления судьями своих профессиональных обязанностей, регламентирующих специфические условия отправления судебной деятельности (например, «Положение о квалификационной аттестации судей» от 13 мая 1993 года, Указ Президента РФ «О назначении судей военных судов» от 13 марта 1995 года и др.).

В соответствии с Законом «О статусе судей в РФ» судьи - носители судебной власти в государстве. Только судам в лице судей, принадлежит вся судебная власть в Российской Федерации. Это налагает огромную ответственность на лиц, на которых законом возложено полномочие по осуществлению правосудия, возможность решать вопросы связанные не только с решением судьбы отдельных членов общества, но и самой жизни.

Согласно ст. 2 Закона «О статусе судей в РФ»

«все судьи в Российской федерации обладают единым статусом и правовым положением, пользуются едиными, для всей территории России, правовыми гарантиями осуществления судебной деятельности, гарантиями социальной и правовой защиты, едиными нормами материального обеспечения».
Некоторые отличия от общих положений настоящего Закона имеется в отношении судей Конституционного Суда Российской Федерации, чей правовой статус установлен Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации». Характер этих отличий в статусе будет раскрыт в дальнейшем.

57. Требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности.

Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, в большинстве своем сформулированы в Конституции РФ, Законе о статусе судей, Законе о Конституционном Суде и Законе об арбитражных судах.

Часть из них условно можно было назвать формальными. Они касаются гражданства кандидата, его возраста, образования, опыта юридической деятельности.

Универсальными для кандидатов в судьи всех судов являются требования, чтобы они были гражданами Российской Федерации и чтобы имели высшее юридическое образование. Для кандидатов в судьи Конституционного Суда РФ установлен повышенный стандарт требований к уровню их профессиональных познаний. Они должны не просто иметь высшее юридическое образование, но и обладать «признанной высокой квалификацией в области права»[.

Что касается требований определенного возраста кандидатов и опыта их работы по специальности, то они не одинаковы для судов различного уровня и разных ветвей (подсистем). Для назначения в суды основного звена (в том числе военные и арбитражные) требуется, чтобы кандидат достиг 25 лет, в суды среднего звена - 30 лет, в Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ - 35 лет, а в Конституционный Суд РФ - 40 лет. Предельный возраст для кандидатов в судьи формально не ограничен.

Неодинаковы требования и к стажу работы по специальности юриста. Кандидаты в судьи высших судов должны иметь не менее 10 лет такого стажа (в Конституционном Суде РФ - не менее 15 лет). В отношении же кандидатов на судейские должности во все другие суды предусмотрено, что они должны проработать по юридической специальности не менее 5 лет (ст. 119 Конституции РФ). Вместе с тем, в отношении кандидатов в военные судьи Указом Президента РФ от 13 марта 1995 года установлено изъятие. «При назначении судей военных судов в стаж работы по юридической профессии кандидатам на эти должности засчитывать срок их военной службы на офицерских должностях».

Так, «судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Судья, пребывающий в отставке, вправе также работать в сфере правосудия».

Законодательство предусматривает и иные требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности. Формально эти требования не являются обязательными, поскольку для того, чтобы стать кандидатом, по букве закона достаточно соответствовать тем, что перечислены выше. Но фактически иные требования тоже учитываются при отборе кандидатов.

К их числу относятся, прежде всего, те требования, которые установлены для лиц, уже ставших судьями и исполняющих их обязанности. Судья, скажем, обязан избегать всего того, что может умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. С учетом этого к кандидатам в судьи тоже могут быть предъявлены требования, связанные с их моральным обликом и индивидуальными особенностями поведения. Люди, совершившие поступки, серьезно подрывающие их репутацию, неуравновешенные и вспыльчивые, склонные к порочным увлечениям (азартные игры, пьянство, употребление наркотиков), а равно те, кто несмотря на наличие высшего юридического образования, не достиг достаточно высокого культурного уровня, не могут занимать судейские должности. Чтобы судить других, нужно обладать многими достоинствами. К судье граждане идут за советом, справедливым и законным разрешением возникшего конфликта, защитой принадлежащих им прав и свобод. Успешное выполнение этой весьма важной социальной миссии требует от судьи не только профессиональных знаний и опыта, житейской мудрости, но и высоких человеческих свойств - неподкупности и честности, уравновешенности и чувства справедливости, гражданского мужества и принципиальности, решительности и доброты, умения слушать других и слышать их, а также многого другого. Не у всякого есть такие свойства. Тем, у кого их нет, лучше не претендовать на занятие судейской должности.

Закон содержит также ряд прямых запретов, адресованных судьям и имеющих значение при отборе кандидатов на их должности. Отбор кандидатов в судьи в соответствии со ст. 5 Указа Президента РФ от 25 декабря 1993 г. N 2289 предусматривает : «отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Любой гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование и достигший 25-летнего возраста, имеет право быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи. Квалификационный экзамен на должность судьи принимается состоящей при органе юстиции экзаменационной комиссией, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей.

Квалификационный экзамен сдает лицо, не являющееся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет с момента его сдачи и на протяжении всего времени работы в должности судьи. Каждый гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи соответствующего суда, имеет право обратиться в квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации на эту должность. Квалификационная коллегия судей в пределах своей компетенции рассматривает заявление лица, претендующего на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дает заключение о рекомендации данного лица либо об отказе в ней. Повторное обращение в квалификационную коллегию судей допускается не ранее чем через год со дня дачи заключения» .

Таким образом, повторное обращение в квалификационную коллегию судей допускается не ранее чем через год со дня дачи заключения. начинается с проявления инициативы, направленной на возбуждение производства по проверке пригодности конкретного лица для занятий судейской должности. Она может быть проявлена не только каким - то государственным органом или должностным лицом (например, органом юстиции или руководством соответствующего суда), но и любым гражданином Российской Федерации, достигшим 25 лет и имеющим высшее юридическое образование.

Лица такого рода обращаются с заявлением о допуске их к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи. Сдается он состоящей при органе юстиции экзаменационной комиссии, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей. Он обязателен для всех, кто ставит вопрос о своем назначении впервые. При назначении уже работающего судьи в вышестоящий суд сдавать экзамен не нужно. «Квалификационный экзамен на должность судьи принимается состоящей при органе юстиции экзаменационной комиссией, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей.
Квалификационный экзамен сдает лицо, не являющееся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет с момента его сдачи и на протяжении всего времени работы в должности судьи». А это значит, что кандидат, успешно сдавший экзамен, но не назначенный «с первой попытки» вправе через год - два вновь обратиться с просьбой о рекомендации его к назначению и при этом не сдавать квалификационный экзамен. Программы для сдачи таких экзаменов должны утверждаться экзаменационными комиссиями по согласованию с органами юстиции и руководством вышестоящих судов.
После успешной сдачи экзамена заинтересованное лицо обращается в квалификационную коллегию с просьбой о даче ему рекомендации для занятия должности судьи или об отказе в ней. Повторное обращение в квалификационную коллегию допускается не ранее чем через год после дачи отрицательного заключения.

Представление о назначении судей гражданских судов общей юрисдикции и судей арбитражных судов субъектов РФ получают дальнейшее продвижение только после согласования с соответствующими местными законодательными (представительными) органами. Ч.3 ст.6 Закона о статусе судей в редакции 1995 года требует, чтобы кандидаты на должности тех судей, которым предстоит работать в субъектах Федерации, были согласованы с названными органами. Учет их мнения обязателен.
В конечном счете представление о назначении всех судей судов общей юрисдикции направляется в Администрацию Президента РФ Председателем Верховного Суда РФ, о судей арбитражных судов - Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ. Там они передаются в Комиссию Совета по кадровой политике при Президенте Российской Федерации для предварительного рассмотрения кандидатур на должности судей федеральных судов. Н а первое июля 1996 года в утверждаемой Президентом РФ состав этой комиссии входили министр юстиции РФ (Председатель), его заместитель, Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, представители Совета Федерации, Администрации Президента РФ и главы администраций некоторых субъектов РФ. В соответствии с положением об этой Комиссии она выносит свое заключение о рекомендации Президенту назначить соответствующих судей или отказать в этом (п.6 Положения)

58. Независимость и неприкосновенность судей, гарантии.

Среди гарантий независимости судей, обозначенных в ст. 9 Закона о статусе судей, на первый план вынесено предусмотренная законом процедура осуществления судопроизводства. Такая процедура регламентируется законодательством, которое принято именовать процессуальным. К нему относятся в первую очередь ГПК, АПК, УПК и КоАП. В этих, довольно крупных по объему и многоплановых по содержанию актах тщательно излагается все то, что должно совершаться при производстве по рассматриваемым судами делам. Среди предписаний такого рода немало тех, которые прямо или косвенно нацелены на обеспечение независимости судей и помогающих им присяжных и народных заседателей.

В Законе «О статусе судей» гарантии независимости судей закреплены в ст. ст. 9-10. в соответствии с этими статьями независимость судьи обеспечивается:

ü предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;

ü запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

ü установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку;

ü неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества;

ü предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.

Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об оружии". Министерство юстиции Российской Федерации, министерства юстиции республик в составе Российской Федерации и другие органы юстиции осуществляют меры по созданию условий, необходимых для судебной деятельности, ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению.

Высший арбитражный суд Российской Федерации осуществляет меры по созданию условий, необходимых для деятельности арбитражных судов. Деятельность военных судов обеспечивается в порядке, предусмотренном федеральным законом о военных судах.

Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону.

Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.
Закон, гарантируя независимость судей, уделяет также, большое внимание гарантиям личной безопасности и неприкосновенности судей.
В частности, это определено в ст. 16 Закона о статусе судей. Личность судьи неприкосновенна. Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы.

Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.
Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.
Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение судьи под стражу допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора Российской Федерации или лица, исполняющего его обязанности, либо решением суда. «Судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, задержанный или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его личности должен быть немедленно освобожден».

Проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в личный или используемый им транспорт, производства там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров, личный досмотр и личный обыск судьи, а равно досмотр, изъятие и выемка его корреспонденции, принадлежащих ему имущества и документов производятся с соблюдением Конституции Российской Федерации, федеральных законов и только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи.

Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом Российской Федерации.

59. Недопустимость вмешательства в деятельность суда.
1. Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону.
2. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.

(ФЗ «О статусе судей РФ» ст.10)

60. Порядок назначения судей.

1. Судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
2. Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
3. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с учетом мнения законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Российской Федерации.
4. Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации.
5. Президент Российской Федерации в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю соответствующего суда.
6. Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.
Судья федерального суда может быть назначен по его заявлению на должность, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня в порядке, установленном настоящим Законом, за исключением требования, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта. В таком же порядке судья федерального суда может быть назначен на должность, аналогичную занимаемой им, в нижестоящий суд.

(ФЗ «О статусе судей РФ» ст.6)

61. Приостановление полномочий судьи.

Правила приостановления или прекращения полномочий судьи ограждают его от произвольных решений должностных лиц либо органов, обнаруживающих намерение изба­виться от "неудобного" либо "несговорчивого" судьи.

Приостановление полномочий - это временное отстранение судьи от исполненияим своих обязанностей. Законодательство дает четкий и исчерпывающий перечень случаев, когда такое отстране­ние возможно.

Оно допустимо, если:

Решением суда, вступившим в законную силу, судья признан безвестно отсутствующим;

Квалификационная коллегия судей дала согласие на привле­чение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу;

Судья участвует в предвыборной кампании в качестве кан­дидата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ;

Судья избран в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерация или органа законодательной представительной) власти субъекта РФ.

Несколько иначе решаются вопросы, связанные с определением оснований для приостановления полномочий судей Конст. Суда РФ. В соответствии со ст. 17 Закона о Конституционном Суде приостановление допускается лишь по двум основаниям: при наличии согласия данного суда на арест судьи или привлечение "его уголовной ответственности, а также в случае болезни судьи, ли­шающей его способности выполнять свои обязанности.

В отношении процедуры, например, дачи согласия на арест или влечение к уголовной ответственности судьи в § 47 Регламента КС РФ сказано следующее:

1. В случае поступления в Конст. Суд обращения Генерального прокурора РФ или суда о даче согласия на арест или привлечение к уголовной ответственности судьи конст. Суда Председатель Конст. Суда незамедлительно передает поступившие материалы судьям для предварительного изучения и устанавливает дату пленарного заседания для рассмотрения этого вопроса. Если поступившее обращение касается Председателя Конст. Суда, соответствующие действия осуществляет его заместитель.

2. В пленарном заседании заслушиваются внесшее обращение должностное лицо или представитель соответствующего органа, судья Конст. Суда, в отношении которого испрашивается согласие на арест или привлечение к уголовной ответственности, и его представитель. При необходимости истребуются дополнительные материалы.

3. Конст. Суд на закрытом совещании принимает одно из следующих решений:

1) отказать в согласии на арест или привлечение к уголовной ответственности судьи Конст. Суда;

2) дать согласие на арест или привлечение к уголовной ответственности судьи Конст. Суда. В этом случае одновременно решается вопрос о приостановлении его полномочий.

4. В порядке, предусмотренном настоящим параграфом, Конст. Суд решает вопрос о даче согласия на привлечение судьи к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке на задержание судьи, а также на производство у судьи обыска. Дача такого согласия не влечет приостановления полномочий судьи.

Решение о приостановлении полномочий судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов при наличии хотя бы одного из названных выше оснований принимается соответствующей квалификационной коллегией (см. § 5 настоящей главы). Такой же поря­док установлен и для мировых судей (ч. 2 ст. 8 Закона о мировых судьях).

При условиях, предусмотренных ч. 2 ст. 13 Закона о статусе судей, судье, не согласному с решением квалификационной колле­гии, дано право обжаловать это решение в Высшую квалификаци­онную коллегию судей (см. § 5 настоящей главы) в течение десяти дней со дня получения копии решения. Решение Высшей квалифи­кационной коллегии судей может быть обжаловано в Верх. Суд РФ в тот же срок.

Приостановление полномочий означает лишь то, что судья, о котором состоялось решение, временно отстраняется от исполнения своих обязанностей. Но это не лишает его гарантий неприкосновен­ности, не снижает уровень материального обеспечения и, как пра­вило, не препятствует получению заработной платы и иного возна­граждения за труд (кроме случаев, когда он подвергнут аресту).

Судья возобновляет исполнение своих обязанностей после того, как отпали основания для приостановления полномочий (выздоров­ление, прекращение по реабилитирующему основанию уголовного дела, отказ от занятия деятельностью, несовместимой с судебной должностью и т.д.).

Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квали­фикационная коллегия судей, приостановившая его полномочия.

62. Прекращение полномочий судьи.

Прекращение полномочий - это полное отстранение судьи от исполнения должностных обязанностей.

Для него также установлен исчерпывающий перечень оснований:

Письменное заявление судьи об отставке;

Неспособность судьи по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять свои обязанности. Квалификационная коллегия судей может пре­кратить полномочия судьи по этим основаниям, однако она не вправе принять такое решение, если судья вернулся к исполнению своих обязанностей;

Письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работуили по иным причинам;

Истечение срока полномочий судьи, если они были ограни­чены определенным сроком;

Увольнение судьи военного суда с военной службы по дости­жении предельного возраста пребывания на военной службе;

Прекращение гражданства РФ;

Занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи;

Вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительной меры медицинского характера;

Вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

Смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

Отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;

Совершение судьей поступка, позорящего его честь и достоинство или умаляющего авторитет судебной власти.

Последнее из приведенных оснований для прекращения полномочий судьи сформулировано достаточно широко и не совсем определенно. Не внесло в него ясность и разъяснение, данное в применении к ст. 4 Кодекса чести судьи, где сказано: "Проступком, позорящим честь и достоинство судьи, признается такое действие или бездействие, которое, хотя и не является преступным, но по своему характеру несовместимо с высоким званием судьи ". Другими словами, речь может идти как о проступках, совершенных в связи с исполнением служебных обязанностей (например, грубость в отношении посетителей суда и участников судебных процессов, сведение счетов с кем-то при разбирательстве гражданских уголовных дел), так и о проступках в быту (злоупотребление спиртными напитками, скандалы в семье, с соседями и т.п.). Решение вопроса о том, является конкретный проступок "позорящим" или не является, "совместим он с высоким званием судьи" или "не совместим", оставлено на усмотрение органа, управомоченного принимать данное решение. Решение о прекращении полномочий судей гражданских, военных и арбитражных судов принимается соответствующей квалификационной коллегией судей. Оно может быть обжаловано в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня пол­учения копии решения. Законность решения Высшей квалификационной коллегии судей проверяется Верховным Судом РФ в тот же срок. При отмене решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи, отмене состоявшегося о нем обвини­тельного приговора суда либо судебного решения о применении принудительных мер медицинского характера судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы. Правила решения вопросов, связанных с прекращением полномочий судей федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов применяются и в отношении мировых судей.

Для прекращения полномочий судей КС РФ установлены несколько иные правила. В дополнение коснова­ниям, похожим на перечисленные выше, для принятия такого решения Закон о Конституционном Суде предусматривает еще три:

· нарушение порядка назначения на должность;

· неучастие судьи в заседаниях суда без уважительных причин более двух раз;

Решение принимается,как правило, КС РФ.

Однако данное правило имеет два изъятия, при необходимости прекращения полномочий:

§ в связи с тем, что был нарушен порядок назначения,

§ в связи с совершением судьей порочащего его про­ступка,

суд принимает решение о внесении представления в Совет Федерации, который и принимает решение по существу. Регламент КС предусматривает специаль­ные процедуры для принятия решений и о прекращении полномо­чий судьи данного Суда.

63. Отставка судей.

Отставка судьи - это уход или почетное удаление судьи с должности.

Уход может произойти по инициативе судьи и доброволь­но. Для ухода в отставку требуется заявление заинтересованного судьи.

Удаление - вынужденный шаг.

Оно происходит в случаях:

ü истечения срока полномочий судьи (если он установлен),

ü признания недееспособным в предусмотренном законом порядке,

ü из-за болезни, которая в течение длительного времени мешает судье выполнять свои обязанности.

При уходеили почетном удалении судьи в отставку его возрасту не придается такое значение, какое придается ему при увольнении с переходом на пенсию. Пребывающий в отставке судья, как сказано в ст. 15 Закона о статусе судей, сохраняет за собой звание судьи и наделяется, как и активно работающий судья, гарантиями неприкосновенности. Он остается членом судейского сообщества и может быть повторно назначен судьей.

Ему разрешено работать в:

ü в органах государственного и местного самоуправления,

ü государственных и муниципальных учреждениях,

ü профсоюзных и иных общественных объединениях,

ü Государственной Думе,

ü Совете Федерации Федерального Собрания РФ.

64. Судейское сообщество как организационная форма обеспечения независимости судей.

1. Судьи федеральных судов и судов субъектов РФ являются членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи, за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку.

2. Судья, пребывающий в отставке, сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу до прекращения отставки и может привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообщества. Судья, пребывающий в отставке, не вправе избирать членов квалификационных коллегий судей и быть избранным в состав квалификационных коллегий судей от судейского сообщества.

65. Органы судейского сообщества.

1. Органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральными конст. и законами и федеральными законами для выражения интересов судей как носителей судебной власти.

2. Органами судейского сообщества в РФ являются:

ü Всероссийский съезд судей;

ü конференции судей субъектов РФ;

ü Совет судей РФ;

ü советы судей субъектов РФ;

ü общие собрания судей судов;

ü Высшая квалификационная коллегия судей РФ;

ü квалификационные коллегии судей субъектов РФ.

3. Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.

Основными задачами органов судейского сообщества являются :

1) содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;

2) защита прав и законных интересов судей;

3) участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

1. Органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.

2. Советы судей и квалификационные коллегии судей организуются на принципах выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим. Квалификационные коллегии судей не подотчетны органам, их избравшим, за принятые решения. Всероссийский съезд судей (далее также - съезд) является высшим органом судейского сообщества. Съезд правомочен принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей, а также правомочен утверждать кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества. Решения съезда принимаются простым большинством голосов, если съездом не устанавливается иной порядок принятия решений.

Органы судейского сообщества:

ü обсуждают вопросы судебной практики и совершенствования законодательства;

ü проводят общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей;

ü рассматривают актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, а также правового и социального положения судей;

ü представляют интересы судей в государственных органах и общественных объединениях;

ü избирают соответствующие квалификационные коллегии судей (отдельно для общих, военных и арбитражных судов).

По обсуждаемым вопросам органы судейского сообщества принимают решения, а также обращения к государственным органам, общественным объединениям и должностным лицам, подлежащие рассмотрению в месячный срок. Органы судейского сообщества проводят свою работу при неукоснительном соблюдении принципа независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. Порядок формирования и деятельности органов судейского сообщества определяется Всероссийским съездом судей. На II Всероссийском съезде судей 30 июня 1993 года было утверждено Положение «Об органах судейского сообщества РФ». Данным Положением определены порядок формирования, организация работы и полномочия органов судейского сообщества, образуемых в соответствии со статьей 17 Закона «О статусе судей в РФ». В настоящее время все эти вопросы регламентируются ФЗ «Об органах судейского сообщества в РФ» от 14 марта 2002 года. Данный Закон дает перечень органов судейского сообщества, определяет их основные задачи, полномочия и порядок образования. Судейское сообщество в России образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов страны, составляющих судебную систему государства.

Органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральными конст. и законами и федеральными законами для выражения интересов судей как носителей судебной власти.

Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.