Современные подходы к оцениванию результатов обучения. Новые подходы к оцениванию учебных достижений в условиях введения требований фгос

учитель биологии МБОУ «СОШ № 38»

г.Ангарск, Иркутская обл.

Современные подходы к оцениванию результатов обучения

В основе стандарта второго поколения лежит деятельностный подход, направленный на формирование способов деятельности. И поэтому оценка выступает и как цель и как средство обучения.

За основу оценивания берется не шкала, используемая при стандартном оценивании, а механизм взаимодействия учитель – ученик – родитель.

Различают оценки: внутренняя оценка (формирующая) и внешняя оценка (суммирующая).

Формирующее оценивание нацелено на достижение индивидуальных показателей каждого ученика.

Формирующим данный вид называется потому, что оценка ориентирована на каждого ученика, направлена на выявление пробелов в усвоении учащимся программы для того, чтобы восполнить пробелы с максимальной эффективностью. Оно является наиболее эффективным средством повысить учебные достижения учащихся и свести к минимуму разрыв между успевающими учащимися и теми, кто испытывает затруднения в обучении.

При внедрении формирующего оценивания в учебную деятельность прослеживается рост каждого учащегося.

Новых оценочных технологий построенную на следующих основаниях:

  • Оценивание выступает постоянным процессом, интегрированным в образовательную практику. То есть оценивание реализуется практически на каждом занятии, а не только в конце учебной четверти или года.
  • Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. например, в качестве критериев оценивания могут выступать планируемые учебные умения как предметные, так и метапредметные.
  • Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
  • Система оценивания реализуется таким образом, что учащиеся включаются в контрольно-оценочную деятельность и приобретают навыки к оценки и самооценке. То есть результаты учебной деятельности оцениваются не только и не столько педагогом (как при традиционной системе оценивания), сколько самими учащимися.

Изменения в системе оценивания можно проиллюстрировав следующими изменениями

Основные параметры сложившейся практики оценивания образовательных достижений учащихся

Основные параметры современных требований к оцениванию образовательных достижений учащихся

Субъективный подход к пониманию результатов обучения, связанных со структурой содержания и репродуктивным уровнем его усвоения.

Понимание « образовательных достижений» как систему, включающую знания, основные способы действий, динамику личностного развития.

Использование не стандартизированных средств при оценивании (при внутренних мониторингах)

Использование стандартизированных (прошедших многократную экспертизу и апробацию) КИМов

Использование «4-бальной» шкалы оценки при всех видах испытаний

Ориентация на мало диагностируемые показатели и критерии оценивания, разработка педагогами «своих оценочных шкал»

Научное обоснование критериальной базы, шкалирование результатов оценивания

Основные методы и приемы использования формирующего оценивания на уроке:

Наблюдение.

Ведущей техникой формирующего оценивания выступает наблюдение. Для этого учитель выполняет следующие действия: задаёт вопросы, наблюдает и беседует с детьми, при этом, учитель оценивает, как протекает усвоение учебного материала. Одним из эффективных способов оценивания на уроке выступает постановка вопросов. Вопросы задаются учителем, для определения базовых позиции учащихся, которые будут учтены в ходе обучения. Для реализации учитель может задавать различные вопросы.

понимание: Какие ещё примеры ты знаешь?

анализ: Как ты можешь доказать, что... ?

синтез: Как можно это организовать, решить?

оценку: Что ты думаешь о … ?

Анализ

Этот способ может быть использован следующим образом. Письменные работы после обсуждения оцениваются совместно с учащимися. Этот способ применяется в следующих методиках:

  • Методика «Карта оценки групповой презентации». Используется при оценке результатов совместной деятельности учащихся. Учащиеся заполняют данную форму, при просмотре презентации группы. Учащиеся должны опираясь на приведённые ниже характеристики дать свою оценку на работу группы. При оценке результатов предлагается использовать следующие варианты ответов:

«+» – отличная работа (трудно улучшить);

«=» – хорошая работа (хорошо, но вы видите способ улучшить);

«-» – слабая работа (многое нужно улучшить).

Карта оценки групповой презентации

Фамилия, имя: ___________________________________________

Дата: __________________

Группа, которую наблюдал: _______________________________

Группа работала над темой:________________________________

  • презентация группы была интересной (голос, движение, взаимодействие, контакт с аудиторией)
  • презентация была понятной и визуально ясной – она помогла мне лучше понять тему
  • Все члены группы участвовали в презентации
  • Все участники отнеслись к проекту серьезно
  • Группа подробно и детально отвечала на вопросы
  • Презентация была содержательной (броское начало, детали в середине, хорошее заключение)
  • Я узнал новые вещи из презентации
  • Презентация хорошо отработана (без ошибок, каждый человек знает свою часть)
  • Выступающие говорили ясно и громко, так что всем было слышно
  • Методика «Самооценка совместной работы»

Учащиеся выбирают готовый ответ, и формулируют его в развёрнутом виде. Это позволяет ученику осознать то, как он участвовал в разработке плана группового проекта: насколько был продуктивен, успешен, принят группой и полезен. Работа с этой методикой помогает формировать как коммуникативные умения учащихся, а так и навыки решения проблем и планирования своей деятельности.

Как вариант методики самооценки можно использовать составление отзыва на работы других учеников.

Примерный бланк методики «Самооценка совместной работы»

  • примеры того, что я предложил в ходе планирования проекта:
  • примеры того, что я внес в выполнение проекта:
  • примеры моих идей, которые помогли проекту:
  • примеры того, как я помог группе удержать внимание на цели проекта:
  • примеры стратегий, которые я использовал для разрешения конфликтов и решения проблем:

Методика «Недельные отчёты »

Эта методика построена на применении опросных листов, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:

1.Чему я научился за эту неделю?

2.Какие вопросы остались для меня неясными?

3.Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Можно выделить четыре таких уровня для вопросов:

Вопросы, запрашивающие фактическую информацию, могут быть отнесены к «минимальному уровню»: например, «Что такое …?».

Вопросы, запрашивающие сравнительную информацию, могут быть отнесены к «низкому уровню»: «Какая разница между …?».

Концептуальные вопросы и вопросы, касающиеся экспериментов, проделанных на предыдущих уроках, можно отнести

к «рабочему уровню»: «Как можно доказать, что …?».

К «наивысшему уровню» можно отнести вопросы, требующие

объяснений, которых не было раньше на уроках, и начинающиеся со слова «почему»

Методика «Составление тестов»

Эта методика развивает критическое мышление. Cтроит обучение на основе сотрудничества учителя и учеников, активизирует роль детей в процессе обучения.

Задачи этой методики заключается в повышении качества выполнения домашнего задания. И выявления уровня понимания учебного материала учащимися. Выявления затруднений по теме, для успешного изучения последующего материала и подготовки к проверочным и контрольным работам.

Шкалу оценки можно придумать вместе с учениками.

Пример такой шкалы:

1 балл – вопрос на фактическое знание по данной теме.

2 балла – вопрос на применение фактического знания по данной теме.

3 балла – вопрос, требующий приведения примера.

4 балла – вопрос, требующий объяснения, которого не было на уроках или в учебнике.

5 баллов – вопрос-задача, не слишком громоздкий в формулировке и не требующий дополнительных записей при решении.

1 балл может быть присужден за оригинальность каждому вопросу.

Технология ЛОСТ - это листы освоения содержания темы

Воспроизведение (Я могу назвать…)

Понимание (Я могу пояснить…)

Применение (Я умею написать…, Я могу работать…. Я могу дать систематическую характеристику…)

Анализ и синтез (Я могу сортировать и сравнивать…)

Оценка (Я могу оказать помощь)

Результатами применения формирующего оценивание является:

  • обеспечение освоения учебного материала всеми учащимися в комфортных условиях,
  • приближение каждого учащегося к индивидуальному результату деятельности,
  • формирование оценочной самостоятельности учащихся,
  • формирование адекватной самооценки.
Понимание, подходы, способы реализации

Цитата тренинга

«Все можно сделать лучше, чем
делалось до сих пор»
Генри Форд

Цели тренинга

Выявить проблемы существующей
системы оценивания
Предложить свои варианты решения
проблем оценивания
Уточнить понятие «формирующее
оценивание»
Предложить варианты использования
формирующего оценивания в своей
предметной области

Предложите варианты формулировок

ОТМЕТКА – это …
ОЦЕНКА – это …
ОЦЕНИВАНИЕ – это …

Вопросы

Что такое оценивание?
Что такое формирующее оценивание?
Зачем нужно рейтинговое
оценивание?
Что такое электронный журнал, как его
можно создать и реализовать на
компьютере?

ПОНИМАНИЕ

Основные термины

Отметка - это количественное выражение оценки,
школьный тестовый балл, имеющий четыре
градации, как это принято в традиционной
школьной шкале оценки - "пять", "четыре", "три" и
"два".
Оценивание - это любой процесс,
формализованный или экспертный, который
завершается оценкой. Формализованный вариант
оценивания, который дает количественные оценки,
называется измерением.
Оценка - это результат любого процесса
оценивания. В частном случае оценкой являются
баллы стандартизированных испытаний,
выполненных на основе тестов.

Оценивание

Оценивание (аssessment) - процесс
сбора и анализа информации. Этот
термин ближе к термину измерения
показателей, но предполагает
аналитический подход.
Оценивание (evaluation) - процесс
анализа и обобщение информации. Речь
идет о процедуре выбора необходимых и
достаточных данных для достижения
определенных целей в процессе
обучения.

Система оценивания

Под системой оценивания понимается не
только та шкала, которая используется
при выставлении отметок и моменты, в
которые отметки принято выставлять, но
в целом механизм осуществления
контрольно-диагностической связи
между учителем, учеником и
родителями по поводу успешности
образовательного процесса, равно как и
осуществления самостоятельного
определения таковой учащимся

Основные задачи оценивания:

Спрогнозировать возможные
последствия, результаты реализации;
Обеспечить обратную связь;
Оценить степень достижения
намеченных целей;
Оценить, как и в какой мере
наблюдаемые изменения связаны с
проведенными мероприятиями
программы;
Предоставить в распоряжения заказчика
доказательную информацию для
усиления данной программы.

Информационный ресурс

http://www.ucheba.com/met_rus/k_pedag
ogika/otsenka.htm
Система оценивания. Теоретические
положения (по материалам статьи Ю.В.
Романова "Система оценивания:
Опыт осмысления и использования)

Информационный ресурс

http://www.businesspravo.ru/Docum/Docum
Show_DocumID_89294.html
О системе оценивания учебных достижений
младших школьников в условиях
безотметочного обучения в
общеобразовательных учреждениях,
участвующих в эксперименте по
совершенствованию структуры и
содержания общего образования письмо
Министерство образования РФ 3 июня 2003
г. N 13-51-120/13

Функции оценивания

ФУНКЦИИ ОЦЕНИВАНИЯ

обучающая – эта функция оценки
предполагает не столько регистрацию
имеющихся знаний, уровня обученности
учащихся, сколько прибавление,
расширение фонда знаний;
воспитательная – формирование навыков
систематического и добросовестного
отношения к учебным обязанностям;
ориентирующая – воздействие на
умственную работу школьника с целью
осознания им процесса этой работы и
понимания им собственных знаний·

Оценки в обучении выполняют следующие функции:

стимулирующая – воздействие на волевую сферу
посредством переживания успеха или неуспеха,
формирования притязаний и намерений, поступков и
отношений;
диагностическая – непрерывное отслеживание качества
знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных
этапах обучения, выявление причин отклонения от
заданных целей и своевременная корректировка учебной
деятельности;
проверка эффективности обучающей деятельности самого
учителя; контроль и оценка позволяют учителю получить
информацию о качестве учебного процесса, с учетом
которой он вносит коррективы в сою работу

Оценки в обучении выполняют следующие функции:

формирование у учащихся адекватной самооценки как
личностного образования. Адекватная самооценка
школьников формируется под воздействием отметок и
оценочных суждений учителя. Если эти воздействия
носят негативный характер, то они ведут к
формированию низкой самооценки, вселяют в ученика
неуверенность в своих силах, следствием чего является
снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе;
мощный мотив учебной деятельности учащихся;
изменения межличностных отношений в классном
коллективе, содействие в повышении статуса учащихся.
Положительное или отрицательное отношение
одноклассников к отдельному ученику зависит от меры
применения к нему положительных или отрицательных
педагогических воздействий и оценок.

Деятельность 1

Какие проблемы есть в существующей
системе оценивания? (Круговой сбор
идей)
Как можно преодолеть проблемы?

Недостатки существующей системы

НЕДОСТАТКИ
СУЩЕСТВУЮЩЕЙ
СИСТЕМЫ

Проблемы

не дает полноценной возможности для формирования у
учащегося оценочной самостоятельности "краеугольного камня" здания учебной
самостоятельности (указанная способность признана
сегодня ключевой компетенцией, определяющей новое
качество содержания российского образования);
затрудняет индивидуализацию обучения (учителю
трудно зафиксировать и положительно оценить
реальные достижения каждого конкретного ребенка в
сравнении с предыдущими результатами его обучения);

Проблемы

является малоинформативной (в силу своей
формализованности и скрытости критериев по отметке
часто нельзя судить о действительном уровне знаний и,
что самое главное, нельзя определить вектор
дальнейших усилий - что именно надо улучшить, над чем
поработать, в какой степени это вообще возможно для
данного ребенка);
часто имеет травмирующий характер (полностью
сосредоточенная в руках учителя, "отметочная" система
нередко оказывается орудием манипуляции и
психологического давления, которое направлено, с
одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой
стороны, на родителей)

Что требуется

Актуальна разработка такой системы оценивания
образовательных результатов учащихся, которая:
устранит противоречия между функциями оценки и
существующей системой оценивания;
позволит связать оценку с индивидуальным
приращением образовательных результатов (знаний,
умений, компетентностей и т.п.) учащегося и создать
условия, в которых учащийся получает опыт
планирования и реализации процесса собственного
обучения, тем самым выращивая (по определению Г.А.
Цукерман) «здоровую самооценку»;
позволит ввести в практику оценку новых результатов
образования.

Формирующее оценивание

ФОРМИРУЮЩЕЕ
ОЦЕНИВАНИЕ

Определение

Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено
на определение индивидуальных достижений
каждого учащегося и не предполагает как
сравнения результатов, продемонстрированных
разными учащимися, так и административных
выводов по результатам обучения.
Формирующим данный вид оценивания называется
потому, что оценка ориентирована на конкретного
ученика, призвана выявить пробелы в освоении
учащимся элемента содержания образования с тем,
чтобы восполнить их с максимальной
эффективностью.

Формирующее оценивание позволяет учителю:

четко сформулировать
образовательный результат,
подлежащий формированию и оценке
в каждом конкретном случае, и
организовать в соответствии с этим
свою работу;
сделать учащегося субъектом
образовательной и оценочной
деятельности.

Формирующее оценивание для обучающихся

может помогать учиться на ошибках;
может помогать понять, что важно;
может помогать понять, что у них
получается;

они не знают;
может помогать обнаруживать, что
они не умеют делать;

Результатами применения формирующего оценивание является:

обеспечение освоения стандарта всеми
учащимися в наиболее комфортных для
каждого условиях,
максимальное приближение каждого
учащегося к запланированному им результату
в случае, если результат выходит за рамки
стандарта по уровню освоения содержания,
формирование оценочной самостоятельности
учащихся,
формирование адекватной самооценки.

Пять принципов грамотно организованного формирующего оценивания

1.
2.
3.
4.
5.
Учитель регулярно обеспечивает обратную связь,
предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п.
по поводу их деятельности.
Учащиеся принимают активное участие в организации
процесса собственного обучения.
Учитель меняет техники и технологии обучения в
зависимости от изменения результатов обучения
учащихся.
Учитель осознает, что оценивание посредством отметки
резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.
Учитель осознает необходимость научить учащихся
принципам самооценки и способам улучшения
собственных результатов

Оценивание: современные тенденции

От
Письменные работы, закрытый
экзамен
Оценивание преподавателем,
тьютором
Имплицитные (неявные) критерии
оценки
Конкуренция
Оценка результата
Цели и задачи
Оценивание знаний
Тестирование памяти
Оценивание курса
Итоговое, суммарное оценивание
Приоритетность оценки
К
Открытый экзамен, проекты
Оценивание при участие обучающихся
Эксплицитные (явные) критерии
оценки
Сотрудничество
Оценка процесса
Учебные результаты
Оценивание умений, способностей
Оценивание понимания,
интерпретации, применения, анализа,
синтеза
Оценивание модуля
Формирующее, развивающее
оценивание
Приоритетность учения

Ключевые идеи современного оценивания

Идея «петли качества»
В понятие «петли качества» положена идея развития через
оценивание. Ее основной смысл состоит в том, что одним из
механизмов, гарантирующих непрерывность процесса
совершенствования, является налаживание эффективной схемы
управленческих действий, которая предполагает налаживание
связей следующих основных процессов: оценка – программа
улучшения –- реализация – оценка.
Конкретизацией понятия петли качества для оценки
педагогической деятельности является схема “петли улучшения
качества преподавания”, в которой последовательно замкнуты:
преподавание - обучение - оценка - улучшение преподавание

Ключевые ценности оценивания

Оценивание должно быть валидным (объекты оценки
должны соответствовать поставленным учебным целям)
Оценивание должно быть надежным (использовать
единообразные стандарты или критерии)
Оценивание должно быть справедливым (разные
обучающиеся должны иметь равные возможности добиться
успеха)
Оценивание должно быть развивающим (фиксировать что
могут обучающие, и как им улучшить свои результаты)
Оценивание должно быть своевременным
(поддерживающим развивающую обратную связь)
Оценивание должно быть эффективным (выполнимым, не
забирать все ваше время и время ваших обучающихся)
(Использованы материалы Curriculum Resource Center Central
Resource Center).

Цели \ Учебные
результаты
Примеры способа оценивания

Соответствие целей обучения и методов оценивания

Критическое

мышление,
предъявлении и развитии аргументации,
формулирование
рефлексивной оценке).
суждений
· Критический анализ ситуации.
(аргументация,
· Критическая оценка изученной
рефлексия,
литературы.
оценивание,
· Ведение рефлексивного дневника.
умозаключение и т.п.) · Подготовка сообщения \ выступления
(фиксирующее проблему и способы ее
разрешения).
· Подготовка \ написание статьи.
· Комментарии к статье, книге,
монографии.

Соответствие целей обучения и методов оценивания

Решение проблем \
планирование
(определение или
постановка проблемы,
сбор и анализ данных,
интерпретация,
планирование
экспериментов,
применение теории и
информации и т.п.)
· Анализ ситуации \ случая.
· Сценарирование проблем.
· Моделирование ситуации.
· Групповая работа (коллективное
обсуждение выделенной проблемы и поиск ее
решения).
· Обсуждение и рефлексия с коллегами
проблем \ опыта из собственных работ.
· Подготовка проекта исследовательской
заявки по реальной проблеме.

Соответствие целей обучения и методов оценивания

Выполнение
· Подготовка отчета по лабораторной
действий \
работе.
демонстрация
· Демонстрация опыта \ эксперимента.
операций, техник
· Участие в ролевой игре.
(вычисления, работа · Использование программного
с текстами,
обеспечения и видео.
использование
· Подготовка презентационного плаката.
оборудования,
выполнение
процедур,
заполнение
протоколов,
выполнение
инструкций и т.п.)

Соответствие целей обучения и методов оценивания

Управление \ развитие
(самоуправление и
саморазвитие) (навыки
индивидуальной и
кооперативной работы,
ответственность за свое
учение и развитие,
способность
диагностировать
собственные учебные
потребности,
осуществлять таймменеджмент, поиск
учебных ресурсов для
самооценки и т.п.)
· Заключение и выполнение учебных
контрактов (форма самоуправляемых проектов, в
которых студенты формулируют проблему,
проектируют и выполняют проект, оценивают
свои достижения по независимым критериям).
· Создание портфолио.
· Осуществление самооценки.
· Написание автобиографии.
· Ведение рефлексивных дневников.
· Взаимооценка.
· Участие и оценивание групповых проектов.
· Взаимообучение.

Соответствие целей обучения и методов оценивания

Демонстрация
знания \ понимания
(пересказ, описание,
перечисление,
распознавание,
изложение и т.п.)
· Написание эссе (фокусированное на
воспроизведении информации).
· Заполнение мультивариативных
опросников.
· Выполнение тестов \ мини-тестов.
· Контрольные опросы.

Соответствие целей обучения и методов оценивания

Разработка \ создание
(проектирование,
визуализация,
изобретение,
создание, исполнение
и т.п.)
· Создание портфолио.
· Подготовка презентации.
· Перфоменс
· Участие в групповых проектах.
· Участие в соревновании.
· Проектирование и внедрение проекта.
· Оценка качества исполнения.

Соответствие целей обучения и методов оценивания

Коммуникация
(навыки вербальной,
невербальной,
письменной, устной,
групповой
коммуникации;
навыки аргументации,
защиты, переговоров,
презентаций,
интервьюирование и
т.п.)
· Участие в групповой работе.
· Участие в дискуссии (дебатах,
переговорах).
· Участие в ролевых играх.
· Подготовка письменной презентации
(эссе, отчет, рефлексивный дневник и т.п.).
· Участие в публичной презентации с
видеозаписью происходящего.
· Наблюдение или демонстрация
реальных профессиональных навыков.

Соответствие целей обучения и методов оценивания

Отбор \
обработка
информации
(поиск, отбор,
сортировка
информации
и т.п.)
· Изучение библиотечных
ресурсов.
· Создание базы данных.
· Проектирование сайтов.
· Аннотирование
библиографии.

Информационные ресурсы

http://charko.narod.ru/tekst/an6/3.html
Оценивание учебной деятельности
студентов

Рейтинговое оценивание

РЕЙТИНГОВОЕ
ОЦЕНИВАНИЕ

Понимание рейтинга

Рейтинг дословно с английского - это
оценка, некоторая численная
характеристика какого-либо
качественного понятия.
Обычно под рейтингом в обучении
понимается «накопленная оценка» или
«оценка, учитывающая предысторию».
Принят также термин
«индивидуальный, кумулятивный
индекс».

стремление к получению более
высокого балла и продвижению к
первому номеру рейтинг-списка;
систематическую и ритмичную учебнопознавательную деятельность;
своевременное выполнение работ,
предусмотренных графиком учебного
процесса;

Преимущества рейтинговой системы оценивания

систематическое посещение занятий;
возможность просто и регулярно в любой
момент времени получить информацию о
набранном рейтинге и своих успехах, что
позволяет со стороны учащегося управлять
учебным процессом по изучению
отдельных дисциплин, стремиться достичь
лучших результатов в оценке своей
деятельности.

Рейтинговая оценка знаний важна для преподавателя, так как:

систематическое оценивание позволяет
преподавателю более объективно выставлять
итоговые оценки;
на основании систематического рейтингового
оценивания можно делать важные выводы о
необходимости изменений в учебном процессе;
создается основа для дифференциации
обучающихся, что особенно важно при переходе на
многоуровневую систему обучения;
позволяет составить для каждого обучающегося
индивидуальную образовательную траекторию,
что делает учебный процесс более гибким и
мобильным.

Деятельность 2

Познакомиться с примерами
формирующих систем оценивания (по
подгруппам)
Представить примеры всей группе
Спроектировать свою систему
оценивания

Оценивание в проектной деятельности

ОЦЕНИВАНИЕ В
ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оценивание в проектной технологии

Использовались различные стратегии
оценивания
Оценивание проводилось постоянно в
ходе проектной деятельности
Оценивалось решение наиболее
важных задач при изучении учебной
темы
Учащиеся вовлекались в
процессы оценивания.

ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ
Начальное
(мотивирующее)
Оценивание
первоначальных
знаний учеников, их
умений;
понимание
предстоящей
деятельности;
выявление
потребностей и
интересов
Текущее
Анализ понимания,
поощрение
метапознания,
формирование у
учащихся осознания
того, что он изучает,
как он может это
делать результативно
и зачем ему это нужно
сейчас и в будущем;
мониторинг прогресса
Итоговое
(рефлексивное)
возможность
представления
своего результата;
формирование
готовности
аргументировано
защищать свою
позицию.

Цели формирующего оценивания

Оценить
потребности
учеников
Актуализация знаний по теме, субъектного
опыта
Вызов интереса к теме
Предотвращение неправильного понимания
вопросов
Поощрить
саморегуляцию и
сотрудничество
Оценивание навыков к самостоятельной
работе и сотрудничеству для использования
разнообразных ресурсов и инструментов
Осуществить
мониторинг
прогресса
Выявление и самоопределение учащимися
слабых сторон, подтверждение сильных и
обеспечение более глубокого понимания
Проверить
понимание и
поощрить
метапознание
Способствует применению знаний в новой
ситуации, обобщению

Условия вовлечения учащихся

Дать информацию о четких критериях оценивания
продуктов проектной деятельности
Дать рекомендации по выполнению качественной
работы
Дать возможность наблюдать за своим собственным
прогрессом
Дать рекомендации по составлению
конструктивных отзывов в адрес своих одноклассников
и учету отзывов одноклассников для улучшения своей работы
Дать время для размышлений и совершенствования
продуктов проектной деятельности и определения новых
идей.

Стратегии оценивания

Определение потребностей учащихся
Поощрение самоуправления и
сотрудничества
Мониторинг прогресса
Проверка понимания и поддержка
метапознания
Демонстрация понимания

Определение опыта и потребностей учащихся – начальное (мотивирующее) оценивание:

базовый опыт
начальные знания и навыки
наличие ошибочных представлений и
ложных концепций у учащихся
интересы к изучению новой темы

Поощрение самоуправления и сотрудничества - формирующее оценивание:

Поощрение самоуправления и
сотрудничества формирующее оценивание:
способность учеников брать на себя
ответственность за свое обучение
навыки межличностного общения
понимание обратной связи
навыки оценивания работы
сверстников

Мониторинг прогресса – текущее оценивание:

Продвижение в решение
неоднозначных и открытых задач
Необходимость коррекции со стороны
учителя (инструкции, информация и
т.п.)

Проверка понимания и поддержка метапознания - текущее оценивание:

Инструменты, которые помогают учащимся
понять:
Что они изучают?
Как они учатся?

Демонстрация понимания и умений – итоговое оценивание:

Продукты деятельности
Портфолио – коллекции продуктов,
отражающие усилия, прогресс и
достижения учащихся
Работа учащихся в ходе конференции –
события, когда учащиеся обсуждают
свои портфолио, примеры работ,
интересы, обучение, его цели

Стратегии оценивания

Основной ресурс
http://educate.intel.com/ru/AssessingProje
cts/AssessmentStrategies/
index.htm

План оценивания в
визитной карточке проекта
План оценивания
График оценивания
До работы над
Во время работы над
проектом
проектом
Описание методов оценивания
После завершения
проекта

Деятельность 3

Спроектировать систему оценивания
для своего проекта

Глоссарий

ГЛОССАРИЙ

Метапознание

Метапознание или «размышление о мышлении»
отсылает нас к ментальным процессам,
контролирующим и регулирующим то, как мы
думаем.
Метапознание особенно важно в проектной
деятельности, поскольку ученики должны
принимать решение о выборе стратегий и о том как
их использовать. Исследования Морзано
(*Marzano’s 1998) 4000 различных учебных
мероприятий показали, что наиболее
эффективными для улучшения обучения были те,
которые были направлены на процессы
размышления учеников о процессах своего
мышления и на то, как ученики осознают себя
учащимися.

учитель биологии МБОУ «СОШ № 38»

г.Ангарск, Иркутская обл.

Современные подходы к оцениванию результатов обучения

В основе стандарта второго поколения лежит деятельностный подход, направленный на формирование способов деятельности. И поэтому оценка выступает и как цель и как средство обучения.

За основу оценивания берется не шкала, используемая при стандартном оценивании, а механизм взаимодействия учитель – ученик – родитель.

Различают оценки: внутренняя оценка (формирующая) и внешняя оценка (суммирующая).

Формирующее оценивание нацелено на достижение индивидуальных показателей каждого ученика.

Формирующим данный вид называется потому, что оценка ориентирована на каждого ученика, направлена на выявление пробелов в усвоении учащимся программы для того, чтобы восполнить пробелы с максимальной эффективностью. Оно является наиболее эффективным средством повысить учебные достижения учащихся и свести к минимуму разрыв между успевающими учащимися и теми, кто испытывает затруднения в обучении.

При внедрении формирующего оценивания в учебную деятельность прослеживается рост каждого учащегося.

Новых оценочных технологий построенную на следующих основаниях:

  • Оценивание выступает постоянным процессом, интегрированным в образовательную практику. То есть оценивание реализуется практически на каждом занятии, а не только в конце учебной четверти или года.
  • Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. например, в качестве критериев оценивания могут выступать планируемые учебные умения как предметные, так и метапредметные.
  • Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
  • Система оценивания реализуется таким образом, что учащиеся включаются в контрольно-оценочную деятельность и приобретают навыки к оценки и самооценке. То есть результаты учебной деятельности оцениваются не только и не столько педагогом (как при традиционной системе оценивания), сколько самими учащимися.

Изменения в системе оценивания можно проиллюстрировав следующими изменениями

Основные параметры сложившейся практики оценивания образовательных достижений учащихся

Основные параметры современных требований к оцениванию образовательных достижений учащихся

Субъективный подход к пониманию результатов обучения, связанных со структурой содержания и репродуктивным уровнем его усвоения.

Понимание « образовательных достижений» как систему, включающую знания, основные способы действий, динамику личностного развития.

Использование не стандартизированных средств при оценивании (при внутренних мониторингах)

Использование стандартизированных (прошедших многократную экспертизу и апробацию) КИМов

Использование «4-бальной» шкалы оценки при всех видах испытаний

Ориентация на мало диагностируемые показатели и критерии оценивания, разработка педагогами «своих оценочных шкал»

Научное обоснование критериальной базы, шкалирование результатов оценивания

Основные методы и приемы использования формирующего оценивания на уроке:

Наблюдение.

Ведущей техникой формирующего оценивания выступает наблюдение. Для этого учитель выполняет следующие действия: задаёт вопросы, наблюдает и беседует с детьми, при этом, учитель оценивает, как протекает усвоение учебного материала. Одним из эффективных способов оценивания на уроке выступает постановка вопросов. Вопросы задаются учителем, для определения базовых позиции учащихся, которые будут учтены в ходе обучения. Для реализации учитель может задавать различные вопросы.

понимание: Какие ещё примеры ты знаешь?

анализ: Как ты можешь доказать, что... ?

синтез: Как можно это организовать, решить?

оценку: Что ты думаешь о … ?

Анализ

Этот способ может быть использован следующим образом. Письменные работы после обсуждения оцениваются совместно с учащимися. Этот способ применяется в следующих методиках:

  • Методика «Карта оценки групповой презентации». Используется при оценке результатов совместной деятельности учащихся. Учащиеся заполняют данную форму, при просмотре презентации группы. Учащиеся должны опираясь на приведённые ниже характеристики дать свою оценку на работу группы. При оценке результатов предлагается использовать следующие варианты ответов:

«+» – отличная работа (трудно улучшить);

«=» – хорошая работа (хорошо, но вы видите способ улучшить);

«-» – слабая работа (многое нужно улучшить).

Карта оценки групповой презентации

Фамилия, имя: ___________________________________________

Дата: __________________

Группа, которую наблюдал: _______________________________

Группа работала над темой:________________________________

  • презентация группы была интересной (голос, движение, взаимодействие, контакт с аудиторией)
  • презентация была понятной и визуально ясной – она помогла мне лучше понять тему
  • Все члены группы участвовали в презентации
  • Все участники отнеслись к проекту серьезно
  • Группа подробно и детально отвечала на вопросы
  • Презентация была содержательной (броское начало, детали в середине, хорошее заключение)
  • Я узнал новые вещи из презентации
  • Презентация хорошо отработана (без ошибок, каждый человек знает свою часть)
  • Выступающие говорили ясно и громко, так что всем было слышно
  • Методика «Самооценка совместной работы»

Учащиеся выбирают готовый ответ, и формулируют его в развёрнутом виде. Это позволяет ученику осознать то, как он участвовал в разработке плана группового проекта: насколько был продуктивен, успешен, принят группой и полезен. Работа с этой методикой помогает формировать как коммуникативные умения учащихся, а так и навыки решения проблем и планирования своей деятельности.

Как вариант методики самооценки можно использовать составление отзыва на работы других учеников.

Примерный бланк методики «Самооценка совместной работы»

  • примеры того, что я предложил в ходе планирования проекта:
  • примеры того, что я внес в выполнение проекта:
  • примеры моих идей, которые помогли проекту:
  • примеры того, как я помог группе удержать внимание на цели проекта:
  • примеры стратегий, которые я использовал для разрешения конфликтов и решения проблем:

Методика «Недельные отчёты »

Эта методика построена на применении опросных листов, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:

1.Чему я научился за эту неделю?

2.Какие вопросы остались для меня неясными?

3.Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Можно выделить четыре таких уровня для вопросов:

Вопросы, запрашивающие фактическую информацию, могут быть отнесены к «минимальному уровню»: например, «Что такое …?».

Вопросы, запрашивающие сравнительную информацию, могут быть отнесены к «низкому уровню»: «Какая разница между …?».

Концептуальные вопросы и вопросы, касающиеся экспериментов, проделанных на предыдущих уроках, можно отнести

к «рабочему уровню»: «Как можно доказать, что …?».

К «наивысшему уровню» можно отнести вопросы, требующие

объяснений, которых не было раньше на уроках, и начинающиеся со слова «почему»

Методика «Составление тестов»

Эта методика развивает критическое мышление. Cтроит обучение на основе сотрудничества учителя и учеников, активизирует роль детей в процессе обучения.

Задачи этой методики заключается в повышении качества выполнения домашнего задания. И выявления уровня понимания учебного материала учащимися. Выявления затруднений по теме, для успешного изучения последующего материала и подготовки к проверочным и контрольным работам.

Шкалу оценки можно придумать вместе с учениками.

Пример такой шкалы:

1 балл – вопрос на фактическое знание по данной теме.

2 балла – вопрос на применение фактического знания по данной теме.

3 балла – вопрос, требующий приведения примера.

4 балла – вопрос, требующий объяснения, которого не было на уроках или в учебнике.

5 баллов – вопрос-задача, не слишком громоздкий в формулировке и не требующий дополнительных записей при решении.

1 балл может быть присужден за оригинальность каждому вопросу.

Технология ЛОСТ - это листы освоения содержания темы

Воспроизведение (Я могу назвать…)

Понимание (Я могу пояснить…)

Применение (Я умею написать…, Я могу работать…. Я могу дать систематическую характеристику…)

Анализ и синтез (Я могу сортировать и сравнивать…)

Оценка (Я могу оказать помощь)

Результатами применения формирующего оценивание является:

  • обеспечение освоения учебного материала всеми учащимися в комфортных условиях,
  • приближение каждого учащегося к индивидуальному результату деятельности,
  • формирование оценочной самостоятельности учащихся,
  • формирование адекватной самооценки.

Новые подходы оценивания учебных достижений обучающихся

Меркурьева И.М.

Педагогический совет

12.11.2013.

Пересмотр целевых установок и приоритетов в определении образовательных результатов влечёт за собой возникновение новых подходов оценивания качества учебных достижений обучающихся. Уровень сформированности универсальных учебных умений и навыков невозможно оценить с помощью традиционной системы, в связи с чем логичным становится переход на инновационные технологии, механизмы которых позволяют оценивать эффективность обучения на основе личностных результатов.

Вектор современного подхода к обучению – его практическая деятельностная направленность, ориентация не только на усвоение знания, но и на способность его применения на практике. При этом новые формы оценивания «настраиваются» не на репродуцированную учеником информацию, а на созданный им самостоятельный продукт, в идеале имеющий прикладную ценность.

Инновационный подход к оценке требует радикального изменения традиционной философии оценки по следующей системе проекций:

Традиционная

Инновационная

1. Дискретность – непрерывность

При традиционном оценивании обучение рассматривается как дискретный процесс: оно завершается и фиксируется на этапе итоговой оценки.

Основная идея нового подхода заключается в том, что обучение признаётся непрерывным процессом и от традиционного понимания оценки как измерения конечного результата предлагается перейти к оцениванию процесса движения к результату. Очевидным становится право учащегося на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении.

2. Фрагментарность – системность.

Традиционная оценка, как правило, направлена на определение уровня овладения предметными знаниями и умениями: она как бы привязана к той или иной теме в рамках отдельного предмета. Эти знания в большинстве своём фрагментарны и узкоспециальны.

Новый подход к оценке предполагает замер сформированности системных межпредметных знаний и обобщённых умений. Оценка становится многомерной и межпредметной, направленной на измерение не «книжных», а жизненных знаний.

Её инструментарий разрабатывается исходя из требований практической и прикладной направленности знаний и умений, необходимости их применения в реальных жизненных ситуациях.

3. Единичность – множественность.

Инструментарий традиционной системы оценки преимущественно ограничен: это либо самостоятельные, либо контрольные работы, которые составляются по одной и той же схеме – с обоснованием хода решения или с выбором ответа из приведённой их совокупности. Кроме того, практика показывает, что традиционная оценка направлена на измерение какого-либо отдельного типа интеллекта (логико-математического, лингвистического и т.д.), преимущественно индивидуальна и не учитывает групповых учебных достижений.

Новый подход предполагает множественность процедур и методов оценки: вариативность инструментария и средств, измерение различных форм интеллекта и т.п.

4. Количественность – качественность.

Традиционная количественная оценка не всегда отражает реальные творческие способности учащихся, более того, в некоторых случаях она искажает картину, так как соотносится скорее со степенью прилежания и дисциплинированности ученика, нежели с уровнем его творческих качеств. Из поля зрения зачастую выпадают такие важные характеристики, как коммуникативность учащегося, умение работать в команде, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий к овладению предметом, индивидуальный стиль мыслительной деятельности и др.

Учитывается качественная оценочная информация, полученная в процессе наблюдений, бесед, интервью с учащимся, анализа его учебно-познавательной деятельности. Качественная составляющая позволяет значительно обогатить оценку, отразить «невидимые» моменты в учебно-познавательной деятельности учащегося, обеспечить всестороннее видение его способностей.

Интеграция количественной и качественной составляющих предметной оценки переносит акцент с сиюминутных знаний учащегося как объекта процесса обучения на его перспективный потенциал как субъекта процесса непрерывного самообразования

5. Жёсткость – гибкость.

Традиционная система жёстко детерминирована директивными нормативами (стандартами, временным фактором и т.д.). Безусловно, в этом есть много положительных моментов: в частности, они помогают унифицировать оценку и сделать её более объективной. В то же время жёсткость оценки порождает ряд негативных явлений. Так, у учащихся формируется «иждивенческий» менталитет: что оценивается – то и надо учить; выигрывает тот, кто делает всё быстро (иногда в ущерб качеству). Не принимается во внимание, что творческий фактор всегда вступает в противоречие с заранее заданными в деятельности рамками.

Новый подход предполагает оценивать всё, что учащийся знает и умеет, причём широко поощряется выход за пределы установленной программы и стандартов. Фактор времени перестаёт быть одним из основных критериев, в особенности при выполнении творческих работ и проектов. Он уступает место фактору эффективности образования. Переход к гибкой системе оценки переосмысливает организационные моменты традиционного образования (составление расписания, формирование учебных групп в классе и т.д.).

6. Искусственность – естественность.

Процедура большинства традиционных форм оценивания искусственна и, более того, носит ярко выраженный стрессовый характер для обучаемых. Как правило, она жёстко регламентирована местом, временем и проводится под усиленным контролем учителя. В таких условиях большинство учащихся (из-за излишнего волнения, стеснённости временем, обстоятельствами и др.) не могут продемонстрировать даже те знания и умения, которыми они на самом деле владеют.

Объективное оценивание должно проводиться в естественных для обучаемого условиях, снимающих стресс и напряжение. Поэтому при новом подходе большое место занимают нетрадиционные формы оценки беседа, интервью, диалог и т.д.

7. Оценка – самооценка.

При традиционном оценивании все рычаги контроля находятся в руках учителя: он указывает на недостатки и пробелы в знаниях обучаемого. При выполнении самостоятельных и контрольных работ в большинстве случаев взаимодействие учителя и учащегося полностью исключается.

При новом подходе поощряется взаимооценивание учащихся, признаётся их право на самооценку, усиливается элемент самоконтроля и повышения ответственности за процесс и результат обучения. Функции учителя как судьи и контролёра трансформируются в действия консультанта и помощника, его взаимодействие с учащимися не прерывается в процессе оценки, а становится естественным продолжением сотрудничества по овладению новым знанием. Учащийся самостоятельно и сознательно определяет свои пробелы и работает над их ликвидацией, обращаясь к учителю за консультацией и необходимой помощью.

Рассмотренные положения формируют структуру инновационной системы оценивания, задают общие рамки её функционирования и одновременно служат критериями успешности и полноценности каждой конкретной образовательной системы, одной из основных подсистем которой и является система оценивания.

Среди отличительных особенностей предлагаемой системы оценки следует особо выделить:

Комплексный подход к оценке результатов образования

(оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

Использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

Оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно - деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

Оценка динамики образовательных достижений учащихся;

Сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

Уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных;

Использование накопительной системы оценивания (Портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

Использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.;

Использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

Второй составляющей инновационной оценочной деятельности является введение правил технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся, разработанных коллективом авторов, методистов и учителей Образовательной системы «Школа 2100».

Технология оценивания – это технология действия в ситуациях оценивания, которая описывается в виде правил действия для каждого вида случаев:

– «Что оценивать?» – оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний;

«Кто оценивает?» – учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). Ученик может аргументированно оспорить выставленную отметку;

«Когда оценивать?» – за каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка; за задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право её пересдать;

«Где фиксировать результаты?» – отметки (или часть их) выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи;

«По каким критериям оценивать?» – оценка ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности, которая затем соотносится с баллом. Итоговые оценки и отметки (за четверть, полугодие, триместр) рекомендуется определять не просто за отрезок учебного года (число уроков в четверти), а за учебный модуль (блок тем), который изучали в этот отрезок учебного времени. Итоговая оценка выражается в характеристике продемонстрированного учеником на данном отрезке времени уровня возможностей. Итоговая отметка – это показатель уровня образовательных достижений.

Одним из основных требований к инновационной оценочной деятельности является овладение школьником оценочными умениями (рефлексией) , что позволяет ему быть подлинным субъектом оценочной деятельности и овладеть соответствующими действиями самостоятельно, без вмешательства учителя. Оценка себя как субъекта деятельности есть, по существу, определение человеком своих возможностей реального (или планируемого) включения в тот или иной вид деятельности.

В инновационном обучении используются различные способы оценивания:

  • Оценка деятельности учащихся в проекте.

(в проекте нового Стандарта одно из важнейших мест занимает выполнение учащимися учебного проекта);

  • Оценка умения работать с различными поисковыми системами;
  • Оценка умения работать с информацией;
  • Оценка умения представлять информацию;
  • Оценка умений и навыков учащегося в форме «Портфолио»;
  • Оценка собственных образовательных результатов – эссе;
  • Самооценка учащегося – рефлексия.

Таким образом, в современных условиях от учителя требуется использование инновационных способов оценивания достижений обучающихся, предоставление учащимся возможности для проявления необходимых умений и ключевых компетенций.

Литература

1. Данилов, Д.Д. Технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

учащихся / Д.Д. Данилов // Образовательные технологии: сб. мат. – М. : Баласс, 2008.

2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М. :Просвещение, 2008.

3. Найн, А.Я. Контроль и оценка учебной деятельности обучаемых в процессе инноваций / А.Я. Найн // Инновации в образовании. – Челябинск: ЧФ ИРПО МО РФ, 1995.

4. Сюсюкина И. Е. Инновационная оценочная деятельность как фактор формирования системы универсальных учебных действий младших школьников. – дисс. на соискание степ. к. п. н. , г. Магнитогорск, Челябинская обл..

6. Чошанов, М.А. Школьная оценка: старые проблемы и новые перспективы / М.А. Чошанов // Педагогика. – 2000.– № 10.







Оценивание Оценивание - это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой. Формализованный вариант оценивания, который дает количественные оценки, называется измерением. Оценивание представляет собой комплексный процесс: по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания, по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей.


Основные задачи оценивания: Спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов; Обеспечить обратную связь; Оценить степень достижения намеченных целей; Оценить, как и в какой мере наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями; Предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов.


Система оценивания Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно - диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся


Функции оценивания: обучающая – эта функция оценки предполагает не столько регистрацию имеющихся знаний, уровня обученности учащихся, сколько прибавление, расширение фонда знаний; воспитательная – формирование навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям; ориентирующая – воздействие на умственную работу школьника с целью осознания им процесса этой работы и понимания им собственных знаний ·


Функции оценивания: стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений; диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности; проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя; контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу


Функции оценивания: формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования. Адекватная самооценка школьников формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителя. Если эти воздействия носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяют в ученика неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе; мощный мотив учебной деятельности учащихся; изменения межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса учащихся. Положительное или отрицательное отношение одноклассников к отдельному ученику зависит от меры применения к нему положительных или отрицательных педагогических воздействий и оценок.




Проблемы не дает полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности - " краеугольного камня " здания учебной самостоятельности (указанная способность признана сегодня ключевой компетенцией, определяющей новое качество содержания российского образования); затрудняет индивидуализацию обучения (учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения);


Проблемы является малоинформативной (в силу своей формализованности и скрытости критериев по отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что самое главное, нельзя определить вектор дальнейших усилий - что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребенка); часто имеет травмирующий характер (полностью сосредоточенная в руках учителя, " отметочная " система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны, на родителей)


Что требуется Актуальна разработка такой системы оценивания образовательных результатов учащихся, которая: устранит противоречия между функциями оценки и существующей системой оценивания; позволит связать оценку с индивидуальным приращением образовательных результатов (знаний, умений, компетентностей и т. п.) учащегося и создать условия, в которых учащийся получает опыт планирования и реализации процесса собственного обучения, тем самым выращивая (по определению Г. А. Цукерман) « здоровую самооценку »; позволит ввести в практику оценку новых результатов образования.


Оценивание: современные тенденции ОтК Письменные работы, закрытый экзамен Открытый экзамен, проекты Оценивание преподавателем, тьютором Оценивание при участие обучающихся Имплицитные (неявные) критерии оценки Эксплицитные (явные) критерии оценки КонкуренцияСотрудничество Оценка результатаОценка процесса Цели и задачиУчебные результаты Оценивание знанийОценивание умений, способностей, компетенций Тестирование памятиОценивание понимания, интерпретации, применения, анализа, синтеза Оценивание курсаОценивание модуля Итоговое, суммарное оцениваниеФормирующее, развивающее оценивание Приоритетность оценкиПриоритетность учения




Определение Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.


Формирующее оценивание позволяет учителю: четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу; сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.


Формирующее оценивание для обучающихся может помогать учиться на ошибках; может помогать понять, что важно; может помогать понять, что у них получается; может помогать обнаруживать, что они не знают; может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;




Результатами применения формирующего оценивание является: обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях, максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату в случае, если результат выходит за рамки стандарта по уровню освоения содержания, формирование оценочной самостоятельности учащихся, формирование адекватной самооценки.


Пять принципов формирующего оценивания 1. Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т. п. по поводу их деятельности. 2. Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения. 3. Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся. 4. Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся. 5. Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов




Цель обучения – инструменты оценивания Формирование критического мышления, формулирование суждений (аргументация, рефлексия, оценивание, умозаключение и т.п.) · Написание эссе (фокусированное на предъявлении и развитии аргументации, рефлексивной оценке). · Критический анализ ситуации. · Критическая оценка изученной литературы. · Ведение рефлексивного дневника. · Подготовка сообщения \ выступления (фиксирующее проблему и способы ее разрешения). · Подготовка \ написание статьи. · Комментарии к статье, книге, монографии.


Решение проблем \ планирование (определение или постановка проблемы, сбор и анализ данных, интерпретация, планирование экспериментов, применение теории и информации и т.п.) · Анализ ситуации \ случая. · Сценарирование проблем. · Моделирование ситуации. · Групповая работа (коллективное обсуждение выделенной проблемы и поиск ее решения). · Обсуждение и рефлексия с коллегами проблем \ опыта из собственных работ. · Подготовка проекта исследовательской заявки по реальной проблеме. Цель обучения – инструменты оценивания


Выполнение действий \ демонстрация операций, техник (вычисления, работа с текстами, использование оборудования, выполнение процедур, заполнение протоколов, выполнение инструкций и т.п.) · Подготовка отчета по лабораторной работе. · Демонстрация опыта \ эксперимента. · Участие в ролевой игре. · Использование программного обеспечения и видео. · Подготовка презентационного плаката. Цель обучения – инструменты оценивания


Управление \ развитие (самоуправление и саморазвитие) (навыки индивидуальной и кооперативной работы, ответственность за свое учение и развитие, способность диагностировать собственные учебные потребности, осуществлять тайм- менеджмент, поиск учебных ресурсов для самооценки и т.п.) · Заключение и выполнение учебных контрактов (форма самоуправляемых проектов, в которых студенты формулируют проблему, проектируют и выполняют проект, оценивают свои достижения по независимым критериям). · Создание портфолио. · Осуществление самооценки. · Написание автобиографии. · Ведение рефлексивных дневников. · Взаимооценка. · Участие и оценивание групповых проектов. · Взаимообучение. Цель обучения – инструменты оценивания


Демонстрация знания \ понимания (пересказ, описание, перечисление, распознавание, изложение и т.п.) · Написание эссе (фокусированное на воспроизведении информации). · Заполнение мультивариативных опросников. · Выполнение тестов \ мини-тестов. · Контрольные опросы. Цель обучения – инструменты оценивания


Разработка \ создание материалов (проектирование, визуализация, изобретение, создание, исполнение и т.п.) · Создание портфолио. · Подготовка презентации. · Представление · Участие в групповых проектах. · Участие в соревновании. · Проектирование и внедрение проекта. · Оценка качества исполнения. Цель обучения – инструменты оценивания


Коммуникация, взаимодействие (навыки вербальной, невербальной, письменной, устной, групповой коммуникации; навыки аргументации, защиты, переговоров, презентаций, интервьюирование и т.п.) · Участие в групповой работе. · Участие в дискуссии (дебатах, переговорах). · Участие в ролевых играх. · Подготовка письменной презентации (эссе, отчет, рефлексивный дневник и т.п.). · Участие в публичной презентации с видеозаписью происходящего. · Наблюдение или демонстрация реальных профессиональных навыков. Цель обучения – инструменты оценивания